Мир культурных растений факультатив. Учебные программы факультативных занятий по биологии Мир культурных растений Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Учебные программы факультативных занятий по биологии Мир культурных растений Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса. Мир культурных растений факультатив


Учебные программы факультативных занятий по биологии Мир культурных растений Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №1 Верхнемамонского муниципального района Воронежской области». «Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю» Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ«СОШ №1» ______________ по УВР Полунин В.И.__________ Протокол№___ Курдюкова Г.М.________ Приказ №__ От « »_______2014г. « »__________2014г.От « »__________2014г. Учебные программы факультативных занятий по биологии Мир культурных растений Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса Учитель –Водяная М.А. .  2014-2015 учебный год   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Учащиеся узнают о роли воды,  света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды. Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе её изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы. Целью факультативных занятий является расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями по выращиванию культурных растений и формирование у учащихся познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры. Привитие учащимся интереса к жизни растений, бережному отношению к природе, расширение представлений о значении культурных растений для человека. В содержании программы рассматриваются вопросы, связанные с агротехникой культурных растений, их использованием в озеленении. Задачи: – развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений; – формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений; – овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты; – обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира; – формирование практических и теоретических навыков у учащихся; – развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни. Рекомендуемые формы и методы проведения занятий Эффективность процесса обучения зависит от  соответствующих форм и методов обучения. В силу специфики содержания и целей данных факультативных занятий важной формой обучения является экскурсия (в природу, на сельхоз угодья и в школьный зимний сад), практические работы, постановка биологических опытов. Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 34 часа (1 час в неделю), 7 практических работ, 6 опытов, 1 экскурсия. СОДЕРЖАНИЕ Введение (2 ч) Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времён до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство. Экскурсия 1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, пришкольного учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий). Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (5 ч) Разнообразие сель

weburok.com

Рабочая программа факультатива "Я юный аграрий"

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №12»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Юный аграрий».

ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ.

Составители: учителя сельскохозяйственного труда

Антонова И. Г.

Бедношеева Т.А.

г Вяземский

2016г

Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Юный аграрий» составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности основного общего образования и имеет общеинтеллектуальную направленность.

Актуальность:

С 2014 года наша школа начала работу по программе «Агрошкола». Большое место эта тема занимает во внешкольной, внеурочной деятельности учащихся и педагогов. Каждый выпускник нашей школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем, как минимум, в масштабах личного подсобного хозяйства. А формировать «сельскохозяйственную грамотность» можно начиная с 5 и заканчивая в 9классе - через организацию внеурочной деятельности факультатива «Я - аграрий», где учащиеся получат необходимый объем знаний и умений, которые позволят им реализовать себя как будущих хозяев земли.

Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в специалистах. И поэтому в данное время профессии овощевода и животновода очень востребованы. Возможно, в будущем наши воспитанники заинтересуются этой профессией, и им захочется посвятить себя сельскому хозяйству.

Рабочая программа «Я- аграрий» является дополнительным материалом к школьным предметам – природоведение, биология и технология сельскохозяйственный труд.

Программой предусматривается непрерывное изучение материала в течение одного года с учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся.

Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при выращивании растений, животных на учебно-опытном участке

Задачи программы.

1. Образовательные:

- дать понятия «Животноводство» и «Овощеводство»;

- изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека;

- расширить и углубить знания по технологии сельскохозяйственный труд;

- формировать определенные умения и навыки по основам овощеводства и животноводства;

- обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

2. Развивающие:

- совершенствовать у учащихся навыки по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями и животными;

- развивать познавательный интерес к растениям, животным;

- развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать;

- развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, наблюдательность.

3. Воспитательные:

- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу;

- формировать устойчивый интерес к труду;

- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.

Возраст учащихся.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Эта программа разработана на 1год обучения. Возраст детей – 5- 9класс (9-16 лет). Состав группы - постоянный, форма занятий – групповая.

Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Итого с 5-8 класс -34 часа в год и в 9 классе -33часа. Предпочтительные формы организации работы: занятие, исследование, семинар, практическая работа. Данные занятия найдут свое применение в обыденной жизни, поэтому уместно применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.

Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при условии наличия соответственно оборудованного кабинета,теплицы, учебно-опытного участка, оборудования для проведения сельскохозяйственных работ.

Оценка знаний учащихся.

Оценка знаний учащихся проводится в виде викторин, разгадывания и составления кроссвордов, тестирования по пройденным темам программы, подготовке проектов.

По окончании курса обучающиеся должны знать:

- знать основы животноводства и овощеводства;

- уметь распознавать овощные культуры по внешнему виду;

- уметь ухаживать за растениями и животными, вести наблюдения за ними;

- уметь применять теоретические знания на практике.

Ожидаемые результаты:

- развитие интереса к занятиям в объединении;

- углубление и совершенствование знаний воспитанников в области овощеводства и животноводства;

- развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и правильное составление выводов;

- формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, высокая экологическая культура и культура труда.

Показатели эффективности работы объединения являются:

Стремление воспитанников к получению новой информации и самообразованию.

Умение воспитанников ориентироваться в многообразии овощеводства и животноводства.

Сформированность навыков практической работы и способности к творческой деятельности.

Учебно-тематическое планирование 5 класс.

 

1

1

-

2

Овощной магазин В магазине овощном Фрукты, овощи кругом. Они полезны и важны, Для здоровья все нужны! 

1

1

-

3

Картотека «Овощной огород»

1

1

-

4

Инсценирование «Сказка про репку» 

1

1

-

5

Викторина: Хочешь свежих помидоров – Загляни на огород: С недостатком витаминов Справится овощевод. 

1

1

-

Раздел № 3 «Комнатные растения в школе и дома»

1

Разновидность комнатных растений , выращиваемых в домашних условиях.

1

1

-

2

Опрос учащихся и составление таблицы «Комнатные растения моего дома»

1

-

1

3

Поиск информации и иллюстрированного материала по теме «Самые распространенные комнатные растения »

1

-

1

4

Мой любимый цветок - бегония

1

1

-

5

Проектная деятельность «Озелени свою школу».

1

-

1

6

Комнатные растения, выращиваемые в нежилых помещениях.

1

1

-

7

Самые редкие комнатные растения.

1

1

-

8

Правила ухода за комнатными растениями.

1

1

-

9

Уход за комнатными растениями нашей школы. (Рыхление почвы, подкормка, удаление сухих листьев)

1

-

1

Раздел № 4 «Наблюдаем, изучаем»

1

«Лук от семи недуг»

1

1

-

2

Дать знания о разновидностях лука.

1

1

-

3

Беседа о целебных свойствах лука.

1

1

-

4

Посадка лука.

1

-

1

5

Народные рецепты с использованием лука при заболеваниях (Оформить папку передвижку)

1

-

1

6

Наблюдение за выращиванием лука. (дневник наблюдений)

1

-

1

Раздел № 5 «Весенние хлопоты»

1

Д/ и «Что растет на грядке»

1

-

1

2

«Что такое баклажан» знакомство с культурой.

1

1

-

3

Подготовка семян овощных культур «баклажан» к посеву.

1

-

1

4

Посев семян овощных культур «баклажан»

1

-

1

5

«Что такое перец» знакомство с культурой.

1

1

-

6

Подготовка семян овощных культур «перец» к посеву.

1

-

1

7

Посев семян овощных культур «перец».

1

-

1

8

Когда весна почти что позади и лето подступает очень близко, развившуюся первую редиску я в мае вынимаю из земли. Знакомство с редисом.

1

1

-

9

Рассказать историю возникновения редиса.

1

1

-

10

Подготовка семян и почвы для опыта.

1

-

1

11

Посев семян редиса в почву.

1

-

1

12

Наблюдение за посевами редиса.

1

-

1

13

Конкурс юных овощеводов.

1

-

1

Итого:

34

18

16

Учебно-тематическое планирование 6 класс.

1

1

-

2

Основные группы овощных культур.

1

1

-

3

Беседы с детьми: «Наш урожай»

1

1

-

4

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

1

-

1

5

Игра-драматизация «Веселые овощи»

1

-

1

6

Познавательное занятие «Осенние хлопоты человека»

1

-

1

Раздел № 3 «Аптека на подоконнике».

1

Разновидность комнатных растений используемых в медицине.

1

1

-

2

Картотека «Лекарственные комнатные растения»

1

-

1

3

Поиск информации и иллюстрированного материала по теме «Самые распространенные лекарственные растения »

1

-

1

4

Целитель народной медицины – герань

1

1

-

5

Проектная деятельность «Озеленение медицинского кабинета лечебными растениями».

1

-

1

6

Правила ухода за лечебными растениями.

1

1

-

7

Уход за лечебными растениями. (Рыхление почвы, подкормка, удаление сухих листьев)

1

-

1

Раздел № 4 «Наблюдаем, изучаем»

1

«Петрушка- душистая пищевая трава»

1

1

-

2

Дать знания о растении - петрушка.

1

1

-

3

Беседа о целебных свойствах петрушки.

1

1

-

4

Подготовка семян петрушки для посева.

1

-

1

5

Посев семян петрушки в ящики.

1

-

1

6

Петрушка: польза, рецепты народной медицины.(Оформить альбом)

1

-

1

7

Наблюдение за выращиванием лука. (дневник наблюдений)

1

-

1

Раздел № 5 «Весенние хлопоты»

1

Дидактич. игра «Что сначала, что потом? »

1

-

1

2

«Что такое огурец» знакомство с культурой.

1

1

-

3

Подготовка семян огурца к посеву.

1

-

1

4

Посев семян огурца.

1

-

1

5

«Что такое арбуз» знакомство с культурой.

1

1

-

6

Подготовка семян арбуза к посеву.

1

-

1

7

Посев семян арбуза.

1

-

1

8

Мякоть, семечки и корки – что полезного в арбузе.

1

1

-

9

Советы по выбору спелого арбуза.

1

1

-

10

Практическое занятие Лечебные свойства арбуза в медицине.

1

-

1

11

Технология выращивания арбуза Составить таблицу.

1

-

1

12

10 вкусных арбузных рецептов

1

-

1

13

Конкурс юных огородников.

1

-

1

Итого:

34

18

16

Учебно-тематическое планирование 7 класс.

1

1

-

2

Кто такой фермер.

1

1

-

3

Беседы с детьми: «Профессии, связанные с работой на ферме»

1

1

-

4

Дидактическая игра «Все профессии важны…..»

1

-

1

5

Сценка «Мы в профессии играем»

1

-

1

6

Познавательное занятие «Осенние работы фермера»

1

-

1

Раздел № 3 «Хлеб всему голова».

1

Знакомство с профессиями связанных с выращиванием хлеба.

1

1

-

2

Беседа «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»

1

1

-

3

Поиск информации и иллюстрированного материала по теме «Хлебные культуры »

1

-

1

4

Дидактическая игра «Что за зернышко такое, не простое – золотое»

1

-

1

5

Проектная деятельность «Народные традиции. Хлеб в русской кухне»

1

-

1

6

Конкурс рисунков «заботы хлеборобов»

1

-

1

7

Экскурсия на хлебопекарню г Вяземского.

1

-

1

Раздел № 4 «Наблюдаем, изучаем»

1

Беседа «Какие животные живут на ферме».

1

1

-

2

Птицы двора нашей школьной фермы.

1

1

-

3

Экскурсия на школьную миниферму. Рассматривание птиц.

1

1

-

4

Правило ухода за птицами

1

-

1

5

Рацион кормления птиц.

1

-

1

6

Собрать материал о разнообразных видах домашней птицы.(реферат)

1

-

1

7

«Чудо из яйца»наблюдение за выводком птенцов в инкубаторе. (Дневник наблюдений)

1

-

1

8

Полезные свойства и лечение куриным яйцом.

1

-

1

9

Использование пера и пуха в домашних условиях.

1

-

1

Раздел № 5 «Весенние хлопоты»

1

Вопреки холодному климату. Знакомство с культурой БАТАТ.

1

1

-

2

Вы впервые слышите о батате? Разновидности батата.

1

1

-

3

Серьёзная культура.

1

1

-

4

1

1

-

5

Схемы посадки батата.

1

1

-

6

Подготовка посадочного материала.

1

-

1

7

Нарезка черенков

1

-

1

8

Высадка батата по схеме.

1

-

1

9

Уход за посадками батата.

1

-

1

10

Кулинарные свойства батата.

1

-

1

11

Праздник «Чем пахнут ремёсла»

1

-

1

Итого:

34

14

20

Учебно-тематическое планирование 8 класс.

«Белоручек нам не надо, мастера везде нужны»

1

«Чем важна профессия фермера».

1

1

-

2

Чем занимается и что делает животновод.

1

1

-

3

Встреча с интересными людьми.

1

1

-

4

Деловая игра «Учимся жить экономно».

1

-

1

5

Экскурсия ООО «Молочные фермы » Агробизнес.

1

-

1

6

Круглый стол «Я выбираю профессию животновода»

1

-

1

Раздел № 3 «Мои любимые кролики».

1

Кролики в приусадебных хозяйствах.

1

1

-

2

Создание микроклимата для кроликов

1

1

-

3

Познавательное занятие «Где и как содержать кроликов».

1

1

-

4

«Что положить в кормушку кролику?»

1

-

1

5

Проектная деятельность. Поиск информации и иллюстрированного материала «Редкие породы кроликов»

1

-

1

6

Экологическая игра «Думай по - зелёному»

1

-

1

7

Экскурсия в крольчатник на школьную миниферму.

1

-

1

Раздел № 4 «Наблюдаем, изучаем»

1

Беседа «Многообразие декоративных растений».

1

1

-

2

«Цветы в саду и на клумбе».

1

1

-

3

« Стили оформления цветника».

1

1

-

4

Собрать материал о разнообразных видах декоративных растений «Чудесный мир ароматов»

1

-

1

5

Проектная деятельность «Разработка проекта оформления школьного двора в различных стилях» 

1

-

1

6

Подготовка семян декоративных растений к посеву.

1

-

1

7

Посев семян декоративных растений.

1

-

1

8

Оформление картотеки «Декоративные растения для моей школы».

1

-

1

Раздел № 5 «ПОДАРЮ ВСЕМ ЦВЕТЫ»

1

 Значение озеленения.

1

1

-

2

Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.

1

1

-

3

Растения, используемые для озеленения.

1

1

-

4

 Сочетание многолетников и однолетников, выращиваемых на клумбах и рабатках.

1

1

-

5

1

-

1

6

Высадка рассады на клумбы.

1

-

1

7

Уход и его значение за декоративными растениями.

1

1

-

8

Влияние погоды на произрастание растений. 

1

1

-

9

Экскурсия в г Хабаровск с целью наблюдения за оформлением клумб и цветочных композиций города.

1

-

1

10

Виды цветочных произведений: декоративный букет и принципыего составления.

1

1

-

11

Экскурсия в цветочный магазин г Вяземского «Флорида» с целью ознакомления составления букетов.

1

-

1

12

Научно- популярная игра: «Цветочно - декоративные растения от А до Я».

1

-

1

Итого:

34

17

17

Учебно-тематическое планирование 9 класс.

1

1

-

2

Дискуссия «Какую профессию я выбираю».

1

1

-

3

Экскурсия животноводческий комплекс ООО агробизнес.

1

1

-

4

Деловая игра «Моё собственное дело»

1

-

1

Раздел № 3 «Животные вокруг нас».

1

1

1

-

2

Хозяйственно-биологические особенности КРС.

1

1

-

3

Экскурсия на школьную миниферму. Рассматривание КРС.

1

1

-

4

Правило ухода за КРС.

1

-

1

5

Чем кормить КРС.

1

-

1

6

Составление суточного рациона кормления для КРС.

7

Собрать материал о разнообразных породах КРС.(реферат)

1

-

1

8

Встреча с интересными людьми «Рассказ о предупреждении и профилактики заболеваний КРС»

1

-

1

9

1

-

1

10

Уход за новорожденным теленком и коровой.

1

-

1

Раздел № 4 «У хорошего садовода хороший сад».

1

Плодово-ягодный сад.

1

1

-

2

Классификация плодово-ягодных культур.

1

1

-

3

Сад - единый живой организм. История садоводства.

1

1

-

4

Растения - живой материал садовника.( Техника безопасности.)

1

1

-

5

Видовой состав декоративных деревьев и кустарников в саду.

1

1

-

6

Проектная деятельность Разработка проекта «Видовой состав декоративных деревьев и кустарников в саду» 

1

-

1

7

«Оформление живой изгороди в саду».(Подборка иллюстрированного материала)

1

-

1

8

Правила посадки садовых растений.

1

1

-

9

1

1

-

10

Болезни садовых культур и их предупреждение и профилактика.

1

1

-

Раздел № 5 «Землю красит солнце, а человека – труд»

1

Посадка садовых растений.

1

-

1

2

Оформление живой изгороди, обрезка.

1

-

1

3

Изготовление табличек с названием плодовых деревьев и кустарников.

1

-

1

4

1

-

1

5

Подкормка минеральными и органическими удобрениями плодовых деревьев и кустарников.

1

-

1

6

Весенняя обработка плодовых деревьев и кустарников.

1

-

1

7

Экскурсия в дендрарий г Хабаровска.

1

-

1

8

Деловая игра «Знатоки сельского хозяйства»

1

-

1

Итого:

33

16

17

Список литературы:

  1. М.М.Оконов, В.А.Паршин, А.Н.Манджиева, С.А.Парсункова Словарь терминов и определений по агрономии, КГУ, 2009.

  1. В.Н.Степанов Практикум по основам агрономии, Москва, 1969.

  1. Белов Н.В. 1000 советов огороднику – Мн. «Современный литератор», 2000

  2. Бурова В.В. Теплицы, парники, дачи. Изд 3-е, доп. и перераб.-Ростов Н/Д: Феникс, 2010. ( Библиотека агронома Буровой).

  3. Быковская Н.З. Как сохранить урожай – М.: ООО ТД « Издательство Мир книги», 2007. ил (серия Ваш плодородный сад и огород»).

  4. Гордачёва З.С., Кустова О.Л. Выращиваем зелёные культуры.- М.: ООО ТД « Издательство мир книги», 2007.- 240 с: ил – (Серия « Ваш плодородный сад и огород).

  5. Ермакова С.О. Календарь современного садовода. Защита сада и огорода от болезней и вредителей. БИОМЕТОД. РИПЛ . Классик.-М, 2011.

  6. Грошева Е.В. Школьные игры и конкурсы. Газета для учителей. №10. 2011.

  7. Педагогическая газета « Досуг в школе». 2010, 2008. Сто игр, сценариев и праздников – М., «Астрель М», 2011

  8. Фатьянов В.И. Морковь и свекла. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа-групп, 2010. ( Золотые рецепты огорода).

  9. Фатьянов В.И. Перец. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа-групп, 2010 ( Золотые рецепты огорода).

  10. Фатьянов В.И. Лук. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа-групп, 2010. ( Золотые рецепты огорода).

infourok.ru

Программа факультатива по биологии "Жизнь растений"

Пояснительная записка.

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений, их взаимосвязях в природе , народнохозяйственном значении. Курс нацеливает на овладение умений по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.

Цель курса:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к изучению биологии.

Задачи:

- развитие способностей  и логического мышления учащихся

- развитие у учащихся умения  самостоятельно и творчески работать с учебником и научно-популярной литературой

- подготовить учащихся к восприятию курса биологии.

Структура программы.

Предлагаемая программа представляет цикл лекций и внеклассных мероприятий по курсу «Жизнь растений» для учащихся 7 класса. Объём занятий 34 часа в год,  предположительно один раз в неделю.

Планируемые результаты:

Изучив данный курс, учащиеся должны овладеть знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений; бережное отношение к растениям; различать ядовитые растения от лекарственных.

Учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, брать на себя ответственность в практике защиты других живых существ или территорий дикой природы.

Основные формы работы:

Личностно – ориентированные, групповые, индивидуальные.

Содержание курса

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1  Введение. (4 часа)

Понятие о растительном мире как составной части природы. Значение растений в жизни человека. Растения выделяющие фитонциды. Разнообразие растений. Хвойные растения, цветковые, папоротники, мхи, водоросли, растения – рекордсмены.

Тема 2 «Знакомые незнакомцы» (7 часов)

Многообразие растений по способам питания; ядовитые растения, хищные, самые удивительные растения; первая медицинская помощь при отравлениях. Лекарственные растения. Декоративные растения.

Тема 3 Растения леса (4 часа)

Многообразие растений; ядовитые растения; грибы; первая медицинская помощь при отравлениях. Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области.

Тема 4 Комнатные растения(11 часов)

История возникновения комнатного цветоводства. Основные группы комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Комнатные лекарственные растения. Ядовитые растения. Первая медицинская помощь при отравлениях. Болезни и вредители комнатных растений. Знакомство с видами почв для  комнатных растений и способами подготовки земельных смесей.

Тема 5 Жизнь растений в сообществах (8 часов)

Растительные сообщества, их видовой состав. Биотические связи между животными и растениями.  Роль животных в опылении и распространении растений. Взаимное влияние растений  друг на друга в сообществе. Полезные растения. Растения нашей местности.

Учебно – тематический план (1 час в неделю, всего 34 ч)

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Сроки

Введение. (4 ч)

1

Растительный мир как составная часть природы

2

Значение растений в жизни человека

3

Растения санитары воздушной среды

4

Разнообразие растений

Знакомые незнакомцы (7 ч)

5

Путешествие в мир лекарственных растений

6

Декоративные растения

7

Растения с ядовитым характером

8

Хищные растения – мастера изящных убийств

9

Самые удивительные растения

10

Растения в легендах и мифах

11

Путешествие овощей.

Растения леса (4 ч)

12

Лес – наше богатство

13

«Путешествие лесного Робинзона»

14

Грибы «И ни рыба и ни мясо»

15

Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области.

Комнатные растения(11 ч)

16

Растения – гости из далёких стран

17

История возникновения комнатного цветоводства

18

Основные группы комнатных растений

19

Уход за комнатными растениями

20

Комнатные лекарственные растения

21

Ядовитые растения «Будьте с ними осторожны»

22

Самые полезные комнатные растения

23

Болезни и вредители комнатных растений

24

Подготовка растений к пересадке. Удобрения

25

Знакомство с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земельных смесей

26

Основы искусства цветочной аранжировки

Жизнь растений в сообществах (8 ч)

27

Растения и окружающая среда

28

Приключения в Царстве растений

29

Биотические связи между животными и растениями.  Роль животных в опылении и распространении растений.

30

Полезные растения

31

Растения нашей местности

32

Бой цветов

33

Дар маленького зёрнышка

34

Биологическое ассорти

Использованная литература:

  1. Верзилин Н., Рождественский В. Цветы из сада, Москва, 1990г.
  2. Кияткин А.К. искусство составления букета. Ташкент, 1982г. http://nsportal.ru
  3. Загадки об овощах – http://www.prozagadki.ru,
  4.  ://www.playroom.ru
  5. Картинки овощей  http://images.yndex.ru
  6. Задание «Собери овощ»- картинка
  7. Загадки о грибах
  8. Сказания и легенды о лекарственных растениях
  9. Применение лекарственных растений в медицине

 

 

Просмотр содержимого документа «Программа факультатива по биологии "Жизнь растений" »

КГУ «Ершовска средняя школа»

Программа

факультатива по биологии «Жизнь растений»

Пояснительная записка.

Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений, их взаимосвязях в природе , народнохозяйственном значении. Курс нацеливает на овладение умений по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.

Цель курса:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к изучению биологии.

Задачи:

- развитие способностей и логического мышления учащихся

- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебником и научно-популярной литературой

- подготовить учащихся к восприятию курса биологии.

Структура программы.

Предлагаемая программа представляет цикл лекций и внеклассных мероприятий по курсу «Жизнь растений» для учащихся 7 класса. Объём занятий 34 часа в год, предположительно один раз в неделю.

Планируемые результаты:

Изучив данный курс, учащиеся должны овладеть знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений; бережное отношение к растениям; различать ядовитые растения от лекарственных.

Учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, брать на себя ответственность в практике защиты других живых существ или территорий дикой природы.

Основные формы работы:

Личностно – ориентированные, групповые, индивидуальные.

Содержание курса

(34 часа, 1 час в неделю)

Тема 1 Введение. (4 часа)

Понятие о растительном мире как составной части природы. Значение растений в жизни человека. Растения выделяющие фитонциды. Разнообразие растений. Хвойные растения, цветковые, папоротники, мхи, водоросли, растения – рекордсмены.

Тема 2 «Знакомые незнакомцы» (7 часов)

Многообразие растений по способам питания; ядовитые растения, хищные, самые удивительные растения; первая медицинская помощь при отравлениях. Лекарственные растения. Декоративные растения.

Тема 3 Растения леса (4 часа)

Многообразие растений; ядовитые растения; грибы; первая медицинская помощь при отравлениях. Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области.

Тема 4 Комнатные растения(11 часов)

История возникновения комнатного цветоводства. Основные группы комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Комнатные лекарственные растения. Ядовитые растения. Первая медицинская помощь при отравлениях. Болезни и вредители комнатных растений. Знакомство с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земельных смесей.

Тема 5 Жизнь растений в сообществах (8 часов)

Растительные сообщества, их видовой состав. Биотические связи между животными и растениями. Роль животных в опылении и распространении растений. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Полезные растения. Растения нашей местности.

Учебно – тематический план (1 час в неделю, всего 34 ч)

№ п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Сроки

Введение. (4 ч)

1

Растительный мир как составная часть природы

1

2

Значение растений в жизни человека

1

3

Растения санитары воздушной среды

1

4

Разнообразие растений

1

Знакомые незнакомцы (7 ч)

5

Путешествие в мир лекарственных растений

1

6

Декоративные растения

1

7

Растения с ядовитым характером

1

8

Хищные растения – мастера изящных убийств

1

9

Самые удивительные растения

1

10

Растения в легендах и мифах

1

11

Путешествие овощей.

1

Растения леса (4 ч)

12

Лес – наше богатство

1

13

«Путешествие лесного Робинзона»

1

14

Грибы «И ни рыба и ни мясо»

1

15

Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области.

1

Комнатные растения(11 ч)

16

Растения – гости из далёких стран

1

17

История возникновения комнатного цветоводства

1

18

Основные группы комнатных растений

1

19

Уход за комнатными растениями

1

20

Комнатные лекарственные растения

1

21

Ядовитые растения «Будьте с ними осторожны»

1

22

Самые полезные комнатные растения

1

23

Болезни и вредители комнатных растений

1

24

Подготовка растений к пересадке. Удобрения

1

25

Знакомство с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земельных смесей

1

26

Основы искусства цветочной аранжировки

1

Жизнь растений в сообществах (8 ч)

27

Растения и окружающая среда

1

28

Приключения в Царстве растений

1

29

Биотические связи между животными и растениями. Роль животных в опылении и распространении растений.

1

30

Полезные растения

1

31

Растения нашей местности

1

32

Бой цветов

1

33

Дар маленького зёрнышка

1

34

Биологическое ассорти

1

Использованная литература:

  1. Верзилин Н., Рождественский В. Цветы из сада, Москва, 1990г.

  2. Кияткин А.К. искусство составления букета. Ташкент, 1982г. http://nsportal.ru

  3. Загадки об овощах – http://www.prozagadki.ru,

http://www.playroom.ru

  1. Картинки овощей http://images.yndex.ru

  2. Задание «Собери овощ»- картинка

  3. Загадки о грибах

  4. Сказания и легенды о лекарственных растениях

  5. Применение лекарственных растений в медицине

kopilkaurokov.ru

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений

Мир культурных растений

Учебная программа

факультативных занятий

для учащихся 7 класса

общеобразовательных учреждений

Автор-составитель: Е. В. Борщевская – методист управления научно-методического сопровождения образовательного процесса Национального института образования.

Минск 2010

Основной целью факультативных занятий «Мир культурных растений» является привитие учащимся интереса к жизни растений, бережному отношению к природе, расширение представлений о значении культурных растений для человека. В содержании программы рассматриваются вопросы, связанные с агротехникой культурных растений, их использованием в озеленении.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Учащиеся узнают о роли воды, света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.

Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе её изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы.

Целью факультативных занятий является расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями по выращиванию культурных растений и формирование у учащихся познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры.

Задачи:

– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений;

– формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений;

– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;

– обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;

– формирование практических и теоретических навыков у учащихся;

– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Эффективность процесса обучения зависит от соответствующих форм и методов обучения. В силу специфики содержания и целей данных факультативных занятий важной формой обучения является экскурсия (в природу, на сельхозугодья и в школьный зимний сад), практические работы, постановка биологических опытов.

Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 35 часов (1 час в неделю), из них 1 час – резервное время, 7 практических работ, 6 опытов, 1 экскурсия.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (2 ч)

Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времён до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство.

Экскурсия

1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, пришкольного учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий).

Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (6 ч)

Разнообразие сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни.

Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов человеком. Цветение и опыление культурных растений. Плоды и семена культурных растений.

Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.

Практические работы:

1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.

2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).
Культурные растения и условия, необходимые для их жизни
(7 ч)

Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.

Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.

Отношение культурных растений к различным температурным показателям.

Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений. Контролирование человеком условий окружающей среды: холодные парники, теплицы, навесы и тоннели.

Почва и её плодородие. Питательные вещества, получаемые растениями из почвы. Почвенные смеси.

Органические удобрения. Минеральные удобрения – простые и комплексные, различие между ними. Наиболее распространённые удобрения, используемые в сельском хозяйстве. Сроки и способы внесения удобрений в практике растениеводства. Микроудобрения. Значение удобрений.

Практические работы: 3. Выгонка зелёного лука. Влияние основных элементов питания на его рост и развитие. Занимательные опыты с растениями (6 ч) Правила проведения опытов. Выбор и подготовка объектов для опытов. Опыты: 1. Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте. 2. Влияние раздражителей на рост и развитие растения. 3. Прорастание семян при различных температурах. 4. Содержание в семенах воды, минеральных и органических веществ. 5. Образование крахмала в листьях на свету. Способы размножения культурных растений (6 ч) Семенное размножение сельскохозяйственных растений. Сбор и хранение. Посевные качества семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Основные способы вегетативного размножения: видоизменёнными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Хозяйственное значение вегетативного размножения культурных растений. Практические работы: 4. Прививка копулировкой с язычком плодовых деревьев и кустарников. 5. Черенкование комнатных растений. Опыты: 6. Проращивание семян при различных температурах. Общие приёмы возделывания сельскохозяйственных культур (6 ч)

Обработка почвы под культуры. Инструменты для обработки почвы.

Предпосевная подготовка семян. Сроки посева. Способы посева и посадки, глубина заделки семян. Приёмы подготовки посадочного материала (клубни, луковицы, корневища, черенки, отводки). Агротехника посева семян. Общие приёмы ухода за растениями: рыхление междурядий, полив, подкормка, окучивание, прореживание, уничтожение сорняков, обрезка побегов, борьба с вредителями и болезнями. Практические работы: 6. Подготовка почвы к посеву. 7. Влияние глубины заделки семян на их всхожесть.
Планетарная роль растений (1 ч)

Роль зелёных растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Культурные растения как основной источник продуктов питания и сырья для промышленности. Растения и чистота воздуха. Значение зелёных насаждений. Работа учащихся школы по охране растительности, озеленению своего города (села), школьной территории, учебных кабинетов.

Круглый стол «С урожаем круглый год» (1 ч) ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения содержания учебной программы факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления: - о роли культурных растений в жизни человека; - о рациональном использовании растительных богатств и их воспроизводстве; - о разнообразии сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни;

- об особенностях строения корневой системы, стеблей, листьев, плодов и семян культурных растений;

- об использовании органов растений человеком;

- об условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;

- о способах размножения культурных растений;

- о многообразии и уникальности растительного мира.

Учащиеся овладевают следующими способами деятельности: - объяснять значение культурных растений в жизни человека; - называть важнейшие сельскохозяйственные культуры; - ставить биологические опыты по влиянию факторов среды на рост и развитие растений, анализировать полученные данные, делать выводы; - обосновывать значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян; - проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на пришкольном учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке; - проводить различные агротехнические приёмы: рыхление почвы, полив, посев, пикировку, окучивание, подкормку, прореживание, уничтожение сорняков, обрезку побегов, борьбу с вредителями и болезнями; - применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности культурных растений для их выращивания; - овладевать приёмами возделывания культурных растений; - составлять рекомендации по выращиванию сельскохозяйственных культур; - соблюдать правила бережного отношения к растениям. Список рекомендуемых источников 1. Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Минск : Нар. асвета, 1991. – 208 с. 2. Мир культурных растений / сост. В. Д. Баранов, Г. В. Устименко. – М. : Мысль, 1994. – 382 с. 3. Митина, Л. П. Агротехника растениеводства: учеб. пособие для уч-ся / Л. П. Митина, Г. А. Замяткин. – М., 1990. – 94 с. 4. Основные понятия науки о растительном покрове /theory1-part2.htm 5. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 205 с. 6. Ракитин, А. Выращивание плодовых и ягодных культур / А. Ракитин. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 336 с. 7. Рейвн, П. Современная ботаника: в 2 т.; пер. с англ. / П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. – М. : Мир, 1990. – Т. 2. – 344 с. 8. Семёнова, Г. Ю. Технология: Выращивание культурных растений / Г. Ю. Семёнова. – М. : Вентана-Граф, 2006. – 176 с. 9. Смирнова, А. В. Мир растений. Рассказы о культурных растениях / А. В. Смиронова. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 303 с. 10. Цветкова, И. В. Экологический светофор: метод. пособие для учителей / И. В. Цветкова. – М. : Изд. дом «НООСФЕРА», 2001. – 64 с. 11. Черныш, И. В. Удивительные растения / И. В.Черныш – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 320 с.

refdb.ru

Факультатив "Комнатные растения" - Биология

Программа факультативного курс

«Комнатные растения»

Сацук А.А.

учитель биологии МБОУ СОШ с/П Село Дуди

Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Комнатные растения» предназначена для учащихся 6-8 классов, интересующихся биологией растений. Курс включает в себя некоторые вопросы программы общеобразовательной школы по вопросам биологии и предусматривает участие школьников в экспериментах, индивидуальных и исследовательских работах.

На основе федерального государственного образовательного стандарта, в данной программе факультативного курса нашли отражения следующие цели и задачи, формирующиеся на нескольких уровнях:

Личностном:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;

Метапредметном:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;

  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;

  • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

Предметном:

  • Расширение знания учащихся о видовом разнообразии комнатных растений, об особенностях их выращивания, способах ухода за ними, дизайне интерьера помещений.

  • классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;

  • Формирование умения и навыков по уходу за комнатными растениями, по их выращиванию и размножению.

  • сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление приспособлений организмов к среде обитания;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;

  • Формирование знаний у учащихся лечебных свойствах комнатных растений и агротехнике комнатных растений.

Ожидаемые результаты

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— проводить простейшую классификацию комнатных растений;

— ставить учебную задачу под руководством учителя;

— составлять план выполнения учебной задачи.

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.

— находить и использовать причинно-следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

— систематизировать и обобщать разумные виды информации;

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные признаки живой природы;

— основные органические и минеральные вещества, входящих в состав растения;

— ведущих коллекционеров-путешественников

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— определять принадлежность комнатных растений к определенным систематическим категориям;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных групп комнатных растений;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— видовое разнообразие, происхождение, особенности питания, способы размножения, заболевания и вредителей комнатных растений.

Учащиеся должны уметь:

— характеризовать методы биологических исследований;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

—работать со справочной литературой;

—проводить паспортизацию растений;

—подобрать субстраты, соответствующие требованиям к питанию отдельных видов растений;

—выполнять приемы агротехники;

—оформить комнатными растениями интерьер помещения.

Личностные результаты обучения

— формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

— формирование основ экологической культуры.

Материально-техническое обеспечение: Комнатные растения. Горшки для рассады. Земляные смеси. Сосуды для опрыскивания и полива растений. Посадочный материал.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

История комнатного цветоводства

1

2

Ассортимент комнатных растений

2

3

Облик комнатных растений

3

4

Условия содержания

8

5

Инструменты для ухода за комнатными растениями

2

6

Паспортизация комнатных растений

4

7

Лекарственные и ядовитые комнатные растения

2

8

Размножение комнатных растений

3

9

Вредители и болезни

2

10

Фитодизайн

5

11

Итоговое занятие

2

Содержание курса

Общее количество часов – 34

История комнатного цветоводства (1)

Оранжереи и теплицы. Появление первых комнатных растений. Географическая карта распространения растений закрытого грунта. Роль коллекционеров-путешественников в распространении комнатных растений. Появление и распространение комнатных растений в России.

Ассортимент комнатных растений (2)

Основные типы комнатных растений. Бромелиевые. Луковичные и клубневые. Насекомоядные растения. Папоротники. Суккуленты. Орхидные. Пальмы.

Облик комнатных растений (3)

Декоративно-лиственные комнатные растения. Ампельные, лиановидные и вьющиеся растения. Комнатные растения с ярко окрашенными листьями. Злакоподобные комнатные растения. Уход за папоротниками.

Декоративно-цветочные растения. Растения цветущие осенью или зимой. «Цветущие лианы». Цветущие однолетники.

Кактусы и другие суккуленты. Кактусы, их выращивание. Суккуленты, их выращивание.

Практическая работа.

Составление описаний декоративно-лиственных, декоративно-цветущих растений.

Составление описаний кактусов и суккулентов.

Условия содержания (8)

  1. Емкости для выращивания. Группы и типы емкостей для выращивания. Функции емкостей. Внешний вид.

  2. Почвенные смеси. Типы садовых земель. Необходимые варианты земельных смесей для различных комнатных растений.

  3. Световой режим. Светолюбивые и теневыносливые растения.

  4. Водный режим. Полив растения. Способы, частота полива. Температура воды. Жесткость воды. Опрыскивание. Недостаток и избыток влажности. Обмывание комнатных растений.

  5. Удобрения и подкормки. Химические элементы, необходимые для роста и развития растений. Виды удобрений. Микроэлементы. Стимуляторы роста. Время внесения удобрений. Подкормки. Избыток удобрений.

Практические работы.

  1. Приготовление почвенных смесей.

  2. Изготовление удобрений.

  3. Расположение растений в зависимости от световых предпочтений.

Инструменты для ухода за комнатными растениями (2)

Характеристика инструментов и материалов. Подготовка инструментов к работе. Правила безопасной работы.

Практическая работа. Составление инструкции по безопасности при работе с инструмента для ухода за комнатными растениями.

Паспортизация комнатных растений (4)

Ознакомление с правилами оформления паспортов комнатных растений.

Практическая работа.

  1. Работа с определителями комнатных растений.

  2. Составление паспорта растений кабинета биологии.

  3. Изготовление паспортов для комнатных растений.

Лекарственные и ядовитые комнатные растения (2)

Целебные свойства комнатных растений, их применение в народной медицине. Изучение ядовитых растений. Первая помощь при отравлениях. Правила безопасной работы с ядовитыми растениями.

Размножение комнатных растений (3)

Способы размножения: семенной, вегетативный и спорами. Посев семян (спор), черенкование комнатных растений. Размножение отпрысками, листовыми черенками. Деление куста. Деление клубней.

Практическая работа. Размножение комнатных растений.

Вредители и болезни (2)

Характеристика вредителей и болезней. Причины появления вредителей и болезней.методы защиты растений. Диагностика по симптомам на отдельных органах растений.

Практическая работа. Описание основных вредителей и болезней комнатных растений.

Фитодизайн (3)

Комнатные растения в интерьере. Задачи и функции фитодизайна. Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения. Современные приемы художественного озеленения интерьера. Примеры планировочных решений.

Практическая работа. Составление проекта уголка комнатных растений с учетом их биологических особенностей.

Итоговое занятие (2)

Защита творческих проектов. Отчет о выполненной работе.

Список литературы

  1. Бена Ж-Ш. Комнатные растения: Руководство по выращиванию.: Перевод с французского/Ж.-Ш. Бена. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

  2. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.- Государственное Издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР, Л., 1954.

  3. Галина Хейтц. Мини-энцеклопедия: Комнатные растения, - Изд. Текст, М., 1988.

  4. Герасимов С.О., ЖуравлевИ.М., Серянин А.А. редкие комнатные растения. – М.: Росагропромиздат, 1990.

  5. Дворянинова К.Ф. Декоративные комнатные растения. – Кишенев: Картя Молдовеняскэ, 1982.

  6. Комарова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Издательство МГУ, 1989.

  7. Трайтак Д.И. основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5-7 классов сельской школы. – М.: Мнемозина, 1998.

  8. Хейссайон Д.Г. все о комнатных растениях. Карманное издание. – издательство Кладезь-Букс, м., 2006.

Интернет ресурсы

  1. Все о комнатных растениях на flowersweb.info. http://www.flowersweb.info

  2. Мир растений. http://www.liveinternet.ru/users/viktotr/post183712552/

  3. Список комнатных растений. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. Цветы в вашем доме. http://flowers-grand.ru. «Seo-grand.ru», Ярославль, 2010-2015.

  5. Фото комнатных растений. http://www.florets.ru/fotogalereya/foto-komn-rastenii.html

  6. Энциклопедия декоративных красивоцветущих комнатных растений. http://www.florets.ru/komnatnye-rasteniya/

  7. Энциклопедия комнатных растений. http://greendom.net/catalog-plant.html

multiurok.ru

Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса

Мир культурных растений

Учебная программа

факультативных занятий

для учащихся 7 класса

общеобразовательных учреждений

Автор-составитель: Е. В. Борщевская – методист управления научно-методического сопровождения образовательного процесса Национального института образования.

Минск 2010 Основной целью факультативных занятий «Мир культурных растений» является привитие учащимся интереса к жизни растений, бережному отношению к природе, расширение представлений о значении культурных растений для человека. В содержании программы рассматриваются вопросы, связанные с агротехникой культурных растений, их использованием в озеленении. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Учащиеся узнают о роли воды, света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.

Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе её изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы.

Целью факультативных занятий является расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями по выращиванию культурных растений и формирование у учащихся познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры.

Задачи:

– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений;

– формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений;

– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;

– обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;

– формирование практических и теоретических навыков у учащихся;

– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Эффективность процесса обучения зависит от соответствующих форм и методов обучения. В силу специфики содержания и целей данных факультативных занятий важной формой обучения является экскурсия (в природу, на сельхозугодья и в школьный зимний сад), практические работы, постановка биологических опытов.

Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 35 часов (1 час в неделю), из них 1 час – резервное время, 7 практических работ, 6 опытов, 1 экскурсия.

СОДЕРЖАНИЕ Введение (2 ч)

Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времён до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство.

Экскурсия

1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, пришкольного учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий).

Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (6 ч)

Разнообразие сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни.

Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов человеком. Цветение и опыление культурных растений. Плоды и семена культурных растений.

Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.

Практические работы:

1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.

2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).
Культурные растения и условия, необходимые для их жизни
(7 ч)
Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.

Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.

Отношение культурных растений к различным температурным показателям.
Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений. Контролирование человеком условий окружающей среды: холодные парники, теплицы, навесы и тоннели.

Почва и её плодородие. Питательные вещества, получаемые растениями из почвы. Почвенные смеси.

Органические удобрения. Минеральные удобрения – простые и комплексные, различие между ними. Наиболее распространённые удобрения, используемые в сельском хозяйстве. Сроки и способы внесения удобрений в практике растениеводства. Микроудобрения. Значение удобрений.

Практические работы:
3. Выгонка зелёного лука. Влияние основных элементов питания на его рост и развитие.
Занимательные опыты с растениями (6 ч)
Правила проведения опытов. Выбор и подготовка объектов для опытов.
Опыты:
1. Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте.
2. Влияние раздражителей на рост и развитие растения.
3. Прорастание семян при различных температурах.
4. Содержание в семенах воды, минеральных и органических веществ.
5. Образование крахмала в листьях на свету.
Способы размножения культурных растений (6 ч)
Семенное размножение сельскохозяйственных растений. Сбор и хранение. Посевные качества семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Основные способы вегетативного размножения: видоизменёнными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Хозяйственное значение вегетативного размножения культурных растений.
Практические работы:
4. Прививка копулировкой с язычком плодовых деревьев и кустарников.
5. Черенкование комнатных растений.
Опыты:
6. Проращивание семян при различных температурах.
Общие приёмы возделывания сельскохозяйственных культур (6 ч)
Обработка почвы под культуры. Инструменты для обработки почвы.
Предпосевная подготовка семян. Сроки посева. Способы посева и посадки, глубина заделки семян. Приёмы подготовки посадочного материала (клубни, луковицы, корневища, черенки, отводки). Агротехника посева семян.
Общие приёмы ухода за растениями: рыхление междурядий, полив, подкормка, окучивание, прореживание, уничтожение сорняков, обрезка побегов, борьба с вредителями и болезнями.
Практические работы:
6. Подготовка почвы к посеву.
7. Влияние глубины заделки семян на их всхожесть.
Планетарная роль растений (1 ч)
Роль зелёных растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Культурные растения как основной источник продуктов питания и сырья для промышленности. Растения и чистота воздуха. Значение зелёных насаждений. Работа учащихся школы по охране растительности, озеленению своего города (села), школьной территории, учебных кабинетов.
Круглый стол «С урожаем круглый год» (1 ч)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения содержания учебной программы факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления:
- о роли культурных растений в жизни человека;
- о рациональном использовании растительных богатств и их воспроизводстве;
- о разнообразии сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни;
- об особенностях строения корневой системы, стеблей, листьев, плодов и семян культурных растений;

- об использовании органов растений человеком;

- об условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;

- о способах размножения культурных растений;

- о многообразии и уникальности растительного мира.

Учащиеся овладевают следующими способами деятельности:
- объяснять значение культурных растений в жизни человека;
- называть важнейшие сельскохозяйственные культуры;
- ставить биологические опыты по влиянию факторов среды на рост и развитие растений, анализировать полученные данные, делать выводы;
- обосновывать значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;
- проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на пришкольном учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке;
- проводить различные агротехнические приёмы: рыхление почвы, полив, посев, пикировку, окучивание, подкормку, прореживание, уничтожение сорняков, обрезку побегов, борьбу с вредителями и болезнями;
- применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности культурных растений для их выращивания;
- овладевать приёмами возделывания культурных растений;
- составлять рекомендации по выращиванию сельскохозяйственных культур;
- соблюдать правила бережного отношения к растениям.
Список рекомендуемых источников
1. Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Минск : Нар. асвета, 1991. – 208 с.
2. Мир культурных растений / сост. В. Д. Баранов, Г. В. Устименко. – М. : Мысль, 1994. – 382 с.
3. Митина, Л. П. Агротехника растениеводства: учеб. пособие для уч-ся / Л. П. Митина, Г. А. Замяткин. – М., 1990. – 94 с.
4. Основные понятия науки о растительном покрове http://geobotany.narod.ru/theory1-part2.htm
5. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 205 с.
6. Ракитин, А. Выращивание плодовых и ягодных культур / А. Ракитин. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 336 с.
7. Рейвн, П. Современная ботаника: в 2 т.; пер. с англ. / П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. – М. : Мир, 1990. – Т. 2. – 344 с.
8. Семёнова, Г. Ю. Технология: Выращивание культурных растений / Г. Ю. Семёнова. – М. : Вентана-Граф, 2006. – 176 с.
9. Смирнова, А. В. Мир растений. Рассказы о культурных растениях / А. В. Смиронова. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 303 с.
10. Цветкова, И. В. Экологический светофор: метод. пособие для учителей / И. В. Цветкова. – М. : Изд. дом «НООСФЕРА», 2001. – 64 с.
11. Черныш, И. В. Удивительные растения / И. В.Черныш – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 320 с.

gagago.ru

Учебные программы факультативных занятий по биологии Мир культурных растений Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса

Автор материала: Водяная Марина Александровна

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №1

Верхнемамонского муниципального района Воронежской области».

«Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ«СОШ №1»

______________ по УВР Полунин В.И.__________

Протокол№___ Курдюкова Г.М.________ Приказ №__

От « »_______2014г. « »__________2014г.От « »__________2014г.

Учебные программы факультативных занятий по биологии

Мир культурных растений

Учебная программа факультативных занятий

для учащихся 7 класса

Учитель –Водяная М.А.

 2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Учащиеся узнают о роли воды,  света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.

Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе её изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы.

Целью факультативных занятий является расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями по выращиванию культурных растений и формирование у учащихся познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры. Привитие учащимся интереса к жизни растений, бережному отношению к природе, расширение представлений о значении культурных растений для человека. В содержании программы рассматриваются вопросы, связанные с агротехникой культурных растений, их использованием в озеленении.

Задачи:

– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений;

– формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений;

– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;

– обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;

– формирование практических и теоретических навыков у учащихся;

– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.

Рекомендуемые формы и методы проведения занятий

Эффективность процесса обучения зависит от  соответствующих форм и методов обучения. В силу специфики содержания и целей данных факультативных занятий важной формой обучения является экскурсия (в природу, на сельхоз угодья и в школьный зимний сад), практические работы, постановка биологических опытов.

Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 34 часа (1 час в неделю), 7 практических работ, 6 опытов, 1 экскурсия.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (2 ч)

Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времён до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство.

Экскурсия

1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, пришкольного учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий).

Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (5 ч)

Разнообразие сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни.

Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов человеком. Цветение и опыление культурных растений. Плоды и семена культурных растений.

Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.

Практические работы:

1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.

2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).

Культурные растения и условия, необходимые для их жизни

(7 ч)

Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.

Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.

Отношение культурных растений к различным температурным показателям.

Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений. Контролирование человеком условий окружающей среды: холодные парники, теплицы,

vseuroki.pro


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта