Учебные программы факультативных занятий по биологии Мир культурных растений Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса. Мир культурных растений факультатив
Учебные программы факультативных занятий по биологии Мир культурных растений Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса
Рабочая программа факультатива "Я юный аграрий"
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №12»
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юный аграрий».
ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ.
Составители: учителя сельскохозяйственного труда
Антонова И. Г.
Бедношеева Т.А.
г Вяземский
2016г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Юный аграрий» составлена на основании Примерной программы внеурочной деятельности основного общего образования и имеет общеинтеллектуальную направленность.
Актуальность:
С 2014 года наша школа начала работу по программе «Агрошкола». Большое место эта тема занимает во внешкольной, внеурочной деятельности учащихся и педагогов. Каждый выпускник нашей школы должен стать всесторонне грамотным землепользователем, как минимум, в масштабах личного подсобного хозяйства. А формировать «сельскохозяйственную грамотность» можно начиная с 5 и заканчивая в 9классе - через организацию внеурочной деятельности факультатива «Я - аграрий», где учащиеся получат необходимый объем знаний и умений, которые позволят им реализовать себя как будущих хозяев земли.
Сегодня сельское хозяйство возрождается и остро нуждается в специалистах. И поэтому в данное время профессии овощевода и животновода очень востребованы. Возможно, в будущем наши воспитанники заинтересуются этой профессией, и им захочется посвятить себя сельскому хозяйству.
Рабочая программа «Я- аграрий» является дополнительным материалом к школьным предметам – природоведение, биология и технология сельскохозяйственный труд.
Программой предусматривается непрерывное изучение материала в течение одного года с учетом возрастных особенностей и уровня развития обучающихся.
Цель: освоение опыта практического применения знаний и умений при выращивании растений, животных на учебно-опытном участке
Задачи программы.
1. Образовательные:
- дать понятия «Животноводство» и «Овощеводство»;
- изучить многообразие сельскохозяйственных растений и их значение в жизни человека;
- расширить и углубить знания по технологии сельскохозяйственный труд;
- формировать определенные умения и навыки по основам овощеводства и животноводства;
- обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
2. Развивающие:
- совершенствовать у учащихся навыки по выращиванию и уходу за сельскохозяйственными растениями и животными;
- развивать познавательный интерес к растениям, животным;
- развивать навыки самостоятельной работы, трудолюбие, интерес к предмету, умение самостоятельно анализировать;
- развивать внимание, логическое мышление, речь учащихся, наблюдательность.
3. Воспитательные:
- формировать высокий уровень экологической культуры и патриотизма, потребность в природоохранной деятельности, гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе и ответственность за её судьбу;
- формировать устойчивый интерес к труду;
- воспитывать экологически грамотного и социально-адаптированного гражданина России.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей. Эта программа разработана на 1год обучения. Возраст детей – 5- 9класс (9-16 лет). Состав группы - постоянный, форма занятий – групповая.
Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю. Итого с 5-8 класс -34 часа в год и в 9 классе -33часа. Предпочтительные формы организации работы: занятие, исследование, семинар, практическая работа. Данные занятия найдут свое применение в обыденной жизни, поэтому уместно применение деятельностного подхода в преподавании, активного способа познания изучаемого материала.
Условия реализации программы.
Данная программа может быть реализована при условии наличия соответственно оборудованного кабинета,теплицы, учебно-опытного участка, оборудования для проведения сельскохозяйственных работ.
Оценка знаний учащихся.
Оценка знаний учащихся проводится в виде викторин, разгадывания и составления кроссвордов, тестирования по пройденным темам программы, подготовке проектов.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
- знать основы животноводства и овощеводства;
- уметь распознавать овощные культуры по внешнему виду;
- уметь ухаживать за растениями и животными, вести наблюдения за ними;
- уметь применять теоретические знания на практике.
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к занятиям в объединении;
- углубление и совершенствование знаний воспитанников в области овощеводства и животноводства;
- развитое мышление, правильная постановка речи, наблюдательность и правильное составление выводов;
- формирование устойчивого интереса к сельскохозяйственному труду, высокая экологическая культура и культура труда.
Показатели эффективности работы объединения являются:
Стремление воспитанников к получению новой информации и самообразованию.
Умение воспитанников ориентироваться в многообразии овощеводства и животноводства.
Сформированность навыков практической работы и способности к творческой деятельности.
Учебно-тематическое планирование 5 класс.
1
1
-
2
Овощной магазин В магазине овощном Фрукты, овощи кругом. Они полезны и важны, Для здоровья все нужны!
1
1
-
3
Картотека «Овощной огород»
1
1
-
4
Инсценирование «Сказка про репку»
1
1
-
5
Викторина: Хочешь свежих помидоров – Загляни на огород: С недостатком витаминов Справится овощевод.
1
1
-
Раздел № 3 «Комнатные растения в школе и дома»
1
Разновидность комнатных растений , выращиваемых в домашних условиях.
1
1
-
2
Опрос учащихся и составление таблицы «Комнатные растения моего дома»
1
-
1
3
Поиск информации и иллюстрированного материала по теме «Самые распространенные комнатные растения »
1
-
1
4
Мой любимый цветок - бегония
1
1
-
5
Проектная деятельность «Озелени свою школу».
1
-
1
6
Комнатные растения, выращиваемые в нежилых помещениях.
1
1
-
7
Самые редкие комнатные растения.
1
1
-
8
Правила ухода за комнатными растениями.
1
1
-
9
Уход за комнатными растениями нашей школы. (Рыхление почвы, подкормка, удаление сухих листьев)
1
-
1
Раздел № 4 «Наблюдаем, изучаем»
1
«Лук от семи недуг»
1
-
2
Дать знания о разновидностях лука.
1
1
-
3
Беседа о целебных свойствах лука.
1
1
-
4
Посадка лука.
1
-
1
5
Народные рецепты с использованием лука при заболеваниях (Оформить папку передвижку)
1
-
1
6
Наблюдение за выращиванием лука. (дневник наблюдений)
1
-
1
Раздел № 5 «Весенние хлопоты»
1
Д/ и «Что растет на грядке»
1
-
1
2
«Что такое баклажан» знакомство с культурой.
1
1
-
3
Подготовка семян овощных культур «баклажан» к посеву.
-
1
4
Посев семян овощных культур «баклажан»
1
-
1
5
«Что такое перец» знакомство с культурой.
1
1
-
6
Подготовка семян овощных культур «перец» к посеву.
1
-
1
7
Посев семян овощных культур «перец».
1
-
1
8
Когда весна почти что позади и лето подступает очень близко, развившуюся первую редиску я в мае вынимаю из земли. Знакомство с редисом.
1
1
-
9
Рассказать историю возникновения редиса.
1
1
-
10
Подготовка семян и почвы для опыта.
1
-
1
Посев семян редиса в почву.
1
-
1
12
Наблюдение за посевами редиса.
1
-
1
13
Конкурс юных овощеводов.
1
-
1
Итого:
34
18
16
Учебно-тематическое планирование 6 класс.
1
1
-
2
Основные группы овощных культур.
1
1
-
3
Беседы с детьми: «Наш урожай»
1
1
-
4
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
1
-
1
5
Игра-драматизация «Веселые овощи»
1
-
1
6
Познавательное занятие «Осенние хлопоты человека»
1
-
1
Раздел № 3 «Аптека на подоконнике».
1
Разновидность комнатных растений используемых в медицине.
1
1
-
2
Картотека «Лекарственные комнатные растения»
1
-
1
3
Поиск информации и иллюстрированного материала по теме «Самые распространенные лекарственные растения »
1
-
1
4
Целитель народной медицины – герань
1
1
-
5
Проектная деятельность «Озеленение медицинского кабинета лечебными растениями».
1
-
1
6
Правила ухода за лечебными растениями.
1
1
-
7
Уход за лечебными растениями. (Рыхление почвы, подкормка, удаление сухих листьев)
1
-
1
Раздел № 4 «Наблюдаем, изучаем»
1
«Петрушка- душистая пищевая трава»
1
1
-
2
Дать знания о растении - петрушка.
1
1
-
3
Беседа о целебных свойствах петрушки.
1
1
-
4
Подготовка семян петрушки для посева.
1
-
1
5
Посев семян петрушки в ящики.
1
-
1
6
Петрушка: польза, рецепты народной медицины.(Оформить альбом)
1
-
1
7
Наблюдение за выращиванием лука. (дневник наблюдений)
1
-
1
Раздел № 5 «Весенние хлопоты»
1
Дидактич. игра «Что сначала, что потом? »
1
-
1
2
«Что такое огурец» знакомство с культурой.
1
1
-
3
Подготовка семян огурца к посеву.
1
-
1
4
Посев семян огурца.
1
-
1
5
«Что такое арбуз» знакомство с культурой.
1
1
-
6
Подготовка семян арбуза к посеву.
1
-
1
7
Посев семян арбуза.
1
-
1
8
Мякоть, семечки и корки – что полезного в арбузе.
1
1
-
9
Советы по выбору спелого арбуза.
1
1
-
10
Практическое занятие Лечебные свойства арбуза в медицине.
1
-
1
11
Технология выращивания арбуза Составить таблицу.
1
-
1
12
10 вкусных арбузных рецептов
1
-
1
13
Конкурс юных огородников.
1
-
1
Итого:
34
18
16
Учебно-тематическое планирование 7 класс.
1
1
-
2
Кто такой фермер.
1
1
-
3
Беседы с детьми: «Профессии, связанные с работой на ферме»
1
1
-
4
Дидактическая игра «Все профессии важны…..»
1
-
1
5
Сценка «Мы в профессии играем»
1
-
1
6
Познавательное занятие «Осенние работы фермера»
1
-
1
Раздел № 3 «Хлеб всему голова».
1
Знакомство с профессиями связанных с выращиванием хлеба.
1
1
-
2
Беседа «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю»
1
1
-
3
Поиск информации и иллюстрированного материала по теме «Хлебные культуры »
1
-
1
4
Дидактическая игра «Что за зернышко такое, не простое – золотое»
1
-
1
5
Проектная деятельность «Народные традиции. Хлеб в русской кухне»
1
-
1
6
Конкурс рисунков «заботы хлеборобов»
1
-
1
7
Экскурсия на хлебопекарню г Вяземского.
1
-
1
Раздел № 4 «Наблюдаем, изучаем»
1
Беседа «Какие животные живут на ферме».
1
1
-
2
Птицы двора нашей школьной фермы.
1
1
-
3
Экскурсия на школьную миниферму. Рассматривание птиц.
1
1
-
4
Правило ухода за птицами
1
-
1
5
Рацион кормления птиц.
1
-
1
6
Собрать материал о разнообразных видах домашней птицы.(реферат)
1
-
1
7
«Чудо из яйца»наблюдение за выводком птенцов в инкубаторе. (Дневник наблюдений)
1
-
1
8
Полезные свойства и лечение куриным яйцом.
1
-
1
9
Использование пера и пуха в домашних условиях.
1
-
1
Раздел № 5 «Весенние хлопоты»
1
Вопреки холодному климату. Знакомство с культурой БАТАТ.
1
1
-
2
Вы впервые слышите о батате? Разновидности батата.
1
1
-
3
Серьёзная культура.
1
1
-
4
1
1
-
5
Схемы посадки батата.
1
1
-
6
Подготовка посадочного материала.
1
-
1
7
Нарезка черенков
1
-
1
8
Высадка батата по схеме.
1
-
1
9
Уход за посадками батата.
1
-
1
10
Кулинарные свойства батата.
1
-
1
11
Праздник «Чем пахнут ремёсла»
1
-
1
Итого:
34
14
20
Учебно-тематическое планирование 8 класс.
«Белоручек нам не надо, мастера везде нужны»1
«Чем важна профессия фермера».
1
1
-
2
Чем занимается и что делает животновод.
1
1
-
3
Встреча с интересными людьми.
1
1
-
4
Деловая игра «Учимся жить экономно».
1
-
1
5
Экскурсия ООО «Молочные фермы » Агробизнес.
1
-
1
6
Круглый стол «Я выбираю профессию животновода»
1
-
1
Раздел № 3 «Мои любимые кролики».
1
Кролики в приусадебных хозяйствах.
1
1
-
2
Создание микроклимата для кроликов
1
1
-
3
Познавательное занятие «Где и как содержать кроликов».
1
1
-
4
«Что положить в кормушку кролику?»
1
-
1
5
Проектная деятельность. Поиск информации и иллюстрированного материала «Редкие породы кроликов»
1
-
1
6
Экологическая игра «Думай по - зелёному»
1
-
1
7
Экскурсия в крольчатник на школьную миниферму.
1
-
1
Раздел № 4 «Наблюдаем, изучаем»
1
Беседа «Многообразие декоративных растений».
1
1
-
2
«Цветы в саду и на клумбе».
1
1
-
3
« Стили оформления цветника».
1
1
-
4
Собрать материал о разнообразных видах декоративных растений «Чудесный мир ароматов»
1
-
1
5
Проектная деятельность «Разработка проекта оформления школьного двора в различных стилях»
1
-
1
6
Подготовка семян декоративных растений к посеву.
1
-
1
7
Посев семян декоративных растений.
1
-
1
8
Оформление картотеки «Декоративные растения для моей школы».
1
-
1
Раздел № 5 «ПОДАРЮ ВСЕМ ЦВЕТЫ»
1
Значение озеленения.
1
1
-
2
Цветочно-декоративные растения, их значение в жизни человека.
1
1
-
3
Растения, используемые для озеленения.
1
1
-
4
Сочетание многолетников и однолетников, выращиваемых на клумбах и рабатках.
1
1
-
5
1
-
1
6
Высадка рассады на клумбы.
1
-
1
7
Уход и его значение за декоративными растениями.
1
1
-
8
Влияние погоды на произрастание растений.
1
1
-
9
Экскурсия в г Хабаровск с целью наблюдения за оформлением клумб и цветочных композиций города.
1
-
1
10
Виды цветочных произведений: декоративный букет и принципыего составления.
1
1
-
11
Экскурсия в цветочный магазин г Вяземского «Флорида» с целью ознакомления составления букетов.
1
-
1
12
Научно- популярная игра: «Цветочно - декоративные растения от А до Я».
1
-
1
Итого:
34
17
17
Учебно-тематическое планирование 9 класс.
1
1
-
2
Дискуссия «Какую профессию я выбираю».
1
1
-
3
Экскурсия животноводческий комплекс ООО агробизнес.
1
1
-
4
Деловая игра «Моё собственное дело»
1
-
1
Раздел № 3 «Животные вокруг нас».
1
1
1
-
2
Хозяйственно-биологические особенности КРС.
1
1
-
3
Экскурсия на школьную миниферму. Рассматривание КРС.
1
1
-
4
Правило ухода за КРС.
1
-
1
5
Чем кормить КРС.
1
-
1
6
Составление суточного рациона кормления для КРС.
7
Собрать материал о разнообразных породах КРС.(реферат)
1
-
1
8
Встреча с интересными людьми «Рассказ о предупреждении и профилактики заболеваний КРС»
1
-
1
9
1
-
1
10
Уход за новорожденным теленком и коровой.
1
-
1
Раздел № 4 «У хорошего садовода хороший сад».
1
Плодово-ягодный сад.
1
1
-
2
Классификация плодово-ягодных культур.
1
1
-
3
Сад - единый живой организм. История садоводства.
1
1
-
4
Растения - живой материал садовника.( Техника безопасности.)
1
1
-
5
Видовой состав декоративных деревьев и кустарников в саду.
1
1
-
6
Проектная деятельность Разработка проекта «Видовой состав декоративных деревьев и кустарников в саду»
1
-
1
7
«Оформление живой изгороди в саду».(Подборка иллюстрированного материала)
1
-
1
8
Правила посадки садовых растений.
1
1
-
9
1
1
-
10
Болезни садовых культур и их предупреждение и профилактика.
1
1
-
Раздел № 5 «Землю красит солнце, а человека – труд»
1
Посадка садовых растений.
1
-
1
2
Оформление живой изгороди, обрезка.
1
-
1
3
Изготовление табличек с названием плодовых деревьев и кустарников.
1
-
1
4
1
-
1
5
Подкормка минеральными и органическими удобрениями плодовых деревьев и кустарников.
1
-
1
6
Весенняя обработка плодовых деревьев и кустарников.
1
-
1
7
Экскурсия в дендрарий г Хабаровска.
1
-
1
8
Деловая игра «Знатоки сельского хозяйства»
1
-
1
Итого:
33
16
17
Список литературы:
М.М.Оконов, В.А.Паршин, А.Н.Манджиева, С.А.Парсункова Словарь терминов и определений по агрономии, КГУ, 2009.
В.Н.Степанов Практикум по основам агрономии, Москва, 1969.
Белов Н.В. 1000 советов огороднику – Мн. «Современный литератор», 2000
Бурова В.В. Теплицы, парники, дачи. Изд 3-е, доп. и перераб.-Ростов Н/Д: Феникс, 2010. ( Библиотека агронома Буровой).
Быковская Н.З. Как сохранить урожай – М.: ООО ТД « Издательство Мир книги», 2007. ил (серия Ваш плодородный сад и огород»).
Гордачёва З.С., Кустова О.Л. Выращиваем зелёные культуры.- М.: ООО ТД « Издательство мир книги», 2007.- 240 с: ил – (Серия « Ваш плодородный сад и огород).
Ермакова С.О. Календарь современного садовода. Защита сада и огорода от болезней и вредителей. БИОМЕТОД. РИПЛ . Классик.-М, 2011.
Грошева Е.В. Школьные игры и конкурсы. Газета для учителей. №10. 2011.
Педагогическая газета « Досуг в школе». 2010, 2008. Сто игр, сценариев и праздников – М., «Астрель М», 2011
Фатьянов В.И. Морковь и свекла. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа-групп, 2010. ( Золотые рецепты огорода).
Фатьянов В.И. Перец. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа-групп, 2010 ( Золотые рецепты огорода).
Фатьянов В.И. Лук. Секреты хорошего урожая.- М.: ОЛМА Медиа-групп, 2010. ( Золотые рецепты огорода).
infourok.ru
Программа факультатива по биологии "Жизнь растений"
Пояснительная записка.
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений, их взаимосвязях в природе , народнохозяйственном значении. Курс нацеливает на овладение умений по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.
Цель курса:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к изучению биологии.
Задачи:
- развитие способностей и логического мышления учащихся
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебником и научно-популярной литературой
- подготовить учащихся к восприятию курса биологии.
Структура программы.
Предлагаемая программа представляет цикл лекций и внеклассных мероприятий по курсу «Жизнь растений» для учащихся 7 класса. Объём занятий 34 часа в год, предположительно один раз в неделю.
Планируемые результаты:
Изучив данный курс, учащиеся должны овладеть знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений; бережное отношение к растениям; различать ядовитые растения от лекарственных.
Учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, брать на себя ответственность в практике защиты других живых существ или территорий дикой природы.
Основные формы работы:
Личностно – ориентированные, групповые, индивидуальные.
Содержание курса
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1 Введение. (4 часа)
Понятие о растительном мире как составной части природы. Значение растений в жизни человека. Растения выделяющие фитонциды. Разнообразие растений. Хвойные растения, цветковые, папоротники, мхи, водоросли, растения – рекордсмены.
Тема 2 «Знакомые незнакомцы» (7 часов)
Многообразие растений по способам питания; ядовитые растения, хищные, самые удивительные растения; первая медицинская помощь при отравлениях. Лекарственные растения. Декоративные растения.
Тема 3 Растения леса (4 часа)
Многообразие растений; ядовитые растения; грибы; первая медицинская помощь при отравлениях. Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области.
Тема 4 Комнатные растения(11 часов)
История возникновения комнатного цветоводства. Основные группы комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Комнатные лекарственные растения. Ядовитые растения. Первая медицинская помощь при отравлениях. Болезни и вредители комнатных растений. Знакомство с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земельных смесей.
Тема 5 Жизнь растений в сообществах (8 часов)
Растительные сообщества, их видовой состав. Биотические связи между животными и растениями. Роль животных в опылении и распространении растений. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Полезные растения. Растения нашей местности.
Учебно – тематический план (1 час в неделю, всего 34 ч)
№ п/п
Название темы занятия
Кол-во часов
Сроки
Введение. (4 ч)
1
Растительный мир как составная часть природы
2
Значение растений в жизни человека
3
Растения санитары воздушной среды
4
Разнообразие растений
Знакомые незнакомцы (7 ч)
5
Путешествие в мир лекарственных растений
6
Декоративные растения
7
Растения с ядовитым характером
8
Хищные растения – мастера изящных убийств
9
Самые удивительные растения
10
Растения в легендах и мифах
11
Путешествие овощей.
Растения леса (4 ч)
12
Лес – наше богатство
13
«Путешествие лесного Робинзона»
14
Грибы «И ни рыба и ни мясо»
15
Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области.
Комнатные растения(11 ч)
16
Растения – гости из далёких стран
17
История возникновения комнатного цветоводства
18
Основные группы комнатных растений
19
Уход за комнатными растениями
20
Комнатные лекарственные растения
21
Ядовитые растения «Будьте с ними осторожны»
22
Самые полезные комнатные растения
23
Болезни и вредители комнатных растений
24
Подготовка растений к пересадке. Удобрения
25
Знакомство с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земельных смесей
26
Основы искусства цветочной аранжировки
Жизнь растений в сообществах (8 ч)
27
Растения и окружающая среда
28
Приключения в Царстве растений
29
Биотические связи между животными и растениями. Роль животных в опылении и распространении растений.
30
Полезные растения
31
Растения нашей местности
32
Бой цветов
33
Дар маленького зёрнышка
34
Биологическое ассорти
Использованная литература:
- Верзилин Н., Рождественский В. Цветы из сада, Москва, 1990г.
- Кияткин А.К. искусство составления букета. Ташкент, 1982г. http://nsportal.ru
- Загадки об овощах – http://www.prozagadki.ru,
- ://www.playroom.ru
- Картинки овощей http://images.yndex.ru
- Задание «Собери овощ»- картинка
- Загадки о грибах
- Сказания и легенды о лекарственных растениях
- Применение лекарственных растений в медицине
Просмотр содержимого документа «Программа факультатива по биологии "Жизнь растений" »
КГУ «Ершовска средняя школа»
Программа
факультатива по биологии «Жизнь растений»
Пояснительная записка.
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений, их взаимосвязях в природе , народнохозяйственном значении. Курс нацеливает на овладение умений по проведению опытов и наблюдению за жизнью растений, на применение знаний о растениях для обоснования агротехнических и природоохранных мероприятий, для объяснения причин сезонных явлений.
Цель курса:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к изучению биологии.
Задачи:
- развитие способностей и логического мышления учащихся
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебником и научно-популярной литературой
- подготовить учащихся к восприятию курса биологии.
Структура программы.
Предлагаемая программа представляет цикл лекций и внеклассных мероприятий по курсу «Жизнь растений» для учащихся 7 класса. Объём занятий 34 часа в год, предположительно один раз в неделю.
Планируемые результаты:
Изучив данный курс, учащиеся должны овладеть знаниями о жизни растений, навыками ухода за растениями, выращивания растений; бережное отношение к растениям; различать ядовитые растения от лекарственных.
Учащиеся должны уметь применять полученные знания на практике, брать на себя ответственность в практике защиты других живых существ или территорий дикой природы.
Основные формы работы:
Личностно – ориентированные, групповые, индивидуальные.
Содержание курса
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1 Введение. (4 часа)
Понятие о растительном мире как составной части природы. Значение растений в жизни человека. Растения выделяющие фитонциды. Разнообразие растений. Хвойные растения, цветковые, папоротники, мхи, водоросли, растения – рекордсмены.
Тема 2 «Знакомые незнакомцы» (7 часов)
Многообразие растений по способам питания; ядовитые растения, хищные, самые удивительные растения; первая медицинская помощь при отравлениях. Лекарственные растения. Декоративные растения.
Тема 3 Растения леса (4 часа)
Многообразие растений; ядовитые растения; грибы; первая медицинская помощь при отравлениях. Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области.
Тема 4 Комнатные растения(11 часов)
История возникновения комнатного цветоводства. Основные группы комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Комнатные лекарственные растения. Ядовитые растения. Первая медицинская помощь при отравлениях. Болезни и вредители комнатных растений. Знакомство с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земельных смесей.
Тема 5 Жизнь растений в сообществах (8 часов)
Растительные сообщества, их видовой состав. Биотические связи между животными и растениями. Роль животных в опылении и распространении растений. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Полезные растения. Растения нашей местности.
Учебно – тематический план (1 час в неделю, всего 34 ч)
№ п/п | Название темы занятия | Кол-во часов | Сроки |
Введение. (4 ч) | |||
1 | Растительный мир как составная часть природы | 1 | |
2 | Значение растений в жизни человека | 1 | |
3 | Растения санитары воздушной среды | 1 | |
4 | Разнообразие растений | 1 | |
Знакомые незнакомцы (7 ч) | |||
5 | Путешествие в мир лекарственных растений | 1 | |
6 | Декоративные растения | 1 | |
7 | Растения с ядовитым характером | 1 | |
8 | Хищные растения – мастера изящных убийств | 1 | |
9 | Самые удивительные растения | 1 | |
10 | Растения в легендах и мифах | 1 | |
11 | Путешествие овощей. | 1 | |
Растения леса (4 ч) | |||
12 | Лес – наше богатство | 1 | |
13 | «Путешествие лесного Робинзона» | 1 | |
14 | Грибы «И ни рыба и ни мясо» | 1 | |
15 | Редкие и исчезающие виды лесных растений Костанайской области. | 1 | |
Комнатные растения(11 ч) | |||
16 | Растения – гости из далёких стран | 1 | |
17 | История возникновения комнатного цветоводства | 1 | |
18 | Основные группы комнатных растений | 1 | |
19 | Уход за комнатными растениями | 1 | |
20 | Комнатные лекарственные растения | 1 | |
21 | Ядовитые растения «Будьте с ними осторожны» | 1 | |
22 | Самые полезные комнатные растения | 1 | |
23 | Болезни и вредители комнатных растений | 1 | |
24 | Подготовка растений к пересадке. Удобрения | 1 | |
25 | Знакомство с видами почв для комнатных растений и способами подготовки земельных смесей | 1 | |
26 | Основы искусства цветочной аранжировки | 1 | |
Жизнь растений в сообществах (8 ч) | |||
27 | Растения и окружающая среда | 1 | |
28 | Приключения в Царстве растений | 1 | |
29 | Биотические связи между животными и растениями. Роль животных в опылении и распространении растений. | 1 | |
30 | Полезные растения | 1 | |
31 | Растения нашей местности | 1 | |
32 | Бой цветов | 1 | |
33 | Дар маленького зёрнышка | 1 | |
34 | Биологическое ассорти | 1 |
Использованная литература:
Верзилин Н., Рождественский В. Цветы из сада, Москва, 1990г.
Кияткин А.К. искусство составления букета. Ташкент, 1982г. http://nsportal.ru
Загадки об овощах – http://www.prozagadki.ru,
http://www.playroom.ru
Картинки овощей http://images.yndex.ru
Задание «Собери овощ»- картинка
Загадки о грибах
Сказания и легенды о лекарственных растениях
Применение лекарственных растений в медицине
kopilkaurokov.ru
Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений
Мир культурных растений
Учебная программа
факультативных занятий
для учащихся 7 класса
общеобразовательных учреждений
Автор-составитель: Е. В. Борщевская – методист управления научно-методического сопровождения образовательного процесса Национального института образования.
Минск 2010
Основной целью факультативных занятий «Мир культурных растений» является привитие учащимся интереса к жизни растений, бережному отношению к природе, расширение представлений о значении культурных растений для человека. В содержании программы рассматриваются вопросы, связанные с агротехникой культурных растений, их использованием в озеленении.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Учащиеся узнают о роли воды, света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.
Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе её изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы.
Целью факультативных занятий является расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями по выращиванию культурных растений и формирование у учащихся познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры.
Задачи:
– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений;
– формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений;
– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;
– обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;
– формирование практических и теоретических навыков у учащихся;
– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Эффективность процесса обучения зависит от соответствующих форм и методов обучения. В силу специфики содержания и целей данных факультативных занятий важной формой обучения является экскурсия (в природу, на сельхозугодья и в школьный зимний сад), практические работы, постановка биологических опытов.
Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 35 часов (1 час в неделю), из них 1 час – резервное время, 7 практических работ, 6 опытов, 1 экскурсия.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (2 ч)
Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времён до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство.
Экскурсия
1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, пришкольного учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий).
Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (6 ч)
Разнообразие сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни.
Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов человеком. Цветение и опыление культурных растений. Плоды и семена культурных растений.
Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.
Практические работы:
1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.
2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).Культурные растения и условия, необходимые для их жизни
(7 ч)
Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.
Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.
Отношение культурных растений к различным температурным показателям.Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений. Контролирование человеком условий окружающей среды: холодные парники, теплицы, навесы и тоннели.
Почва и её плодородие. Питательные вещества, получаемые растениями из почвы. Почвенные смеси.
Органические удобрения. Минеральные удобрения – простые и комплексные, различие между ними. Наиболее распространённые удобрения, используемые в сельском хозяйстве. Сроки и способы внесения удобрений в практике растениеводства. Микроудобрения. Значение удобрений.
Практические работы: 3. Выгонка зелёного лука. Влияние основных элементов питания на его рост и развитие. Занимательные опыты с растениями (6 ч) Правила проведения опытов. Выбор и подготовка объектов для опытов. Опыты: 1. Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте. 2. Влияние раздражителей на рост и развитие растения. 3. Прорастание семян при различных температурах. 4. Содержание в семенах воды, минеральных и органических веществ. 5. Образование крахмала в листьях на свету. Способы размножения культурных растений (6 ч) Семенное размножение сельскохозяйственных растений. Сбор и хранение. Посевные качества семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Основные способы вегетативного размножения: видоизменёнными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Хозяйственное значение вегетативного размножения культурных растений. Практические работы: 4. Прививка копулировкой с язычком плодовых деревьев и кустарников. 5. Черенкование комнатных растений. Опыты: 6. Проращивание семян при различных температурах. Общие приёмы возделывания сельскохозяйственных культур (6 ч)Обработка почвы под культуры. Инструменты для обработки почвы.
Предпосевная подготовка семян. Сроки посева. Способы посева и посадки, глубина заделки семян. Приёмы подготовки посадочного материала (клубни, луковицы, корневища, черенки, отводки). Агротехника посева семян. Общие приёмы ухода за растениями: рыхление междурядий, полив, подкормка, окучивание, прореживание, уничтожение сорняков, обрезка побегов, борьба с вредителями и болезнями. Практические работы: 6. Подготовка почвы к посеву. 7. Влияние глубины заделки семян на их всхожесть.Планетарная роль растений (1 ч)
Роль зелёных растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Культурные растения как основной источник продуктов питания и сырья для промышленности. Растения и чистота воздуха. Значение зелёных насаждений. Работа учащихся школы по охране растительности, озеленению своего города (села), школьной территории, учебных кабинетов.
Круглый стол «С урожаем круглый год» (1 ч) ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения содержания учебной программы факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления: - о роли культурных растений в жизни человека; - о рациональном использовании растительных богатств и их воспроизводстве; - о разнообразии сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни;- об особенностях строения корневой системы, стеблей, листьев, плодов и семян культурных растений;
- об использовании органов растений человеком;
- об условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;
- о способах размножения культурных растений;
- о многообразии и уникальности растительного мира.
Учащиеся овладевают следующими способами деятельности: - объяснять значение культурных растений в жизни человека; - называть важнейшие сельскохозяйственные культуры; - ставить биологические опыты по влиянию факторов среды на рост и развитие растений, анализировать полученные данные, делать выводы; - обосновывать значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян; - проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на пришкольном учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке; - проводить различные агротехнические приёмы: рыхление почвы, полив, посев, пикировку, окучивание, подкормку, прореживание, уничтожение сорняков, обрезку побегов, борьбу с вредителями и болезнями; - применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности культурных растений для их выращивания; - овладевать приёмами возделывания культурных растений; - составлять рекомендации по выращиванию сельскохозяйственных культур; - соблюдать правила бережного отношения к растениям. Список рекомендуемых источников 1. Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Минск : Нар. асвета, 1991. – 208 с. 2. Мир культурных растений / сост. В. Д. Баранов, Г. В. Устименко. – М. : Мысль, 1994. – 382 с. 3. Митина, Л. П. Агротехника растениеводства: учеб. пособие для уч-ся / Л. П. Митина, Г. А. Замяткин. – М., 1990. – 94 с. 4. Основные понятия науки о растительном покрове /theory1-part2.htm 5. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 205 с. 6. Ракитин, А. Выращивание плодовых и ягодных культур / А. Ракитин. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 336 с. 7. Рейвн, П. Современная ботаника: в 2 т.; пер. с англ. / П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. – М. : Мир, 1990. – Т. 2. – 344 с. 8. Семёнова, Г. Ю. Технология: Выращивание культурных растений / Г. Ю. Семёнова. – М. : Вентана-Граф, 2006. – 176 с. 9. Смирнова, А. В. Мир растений. Рассказы о культурных растениях / А. В. Смиронова. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 303 с. 10. Цветкова, И. В. Экологический светофор: метод. пособие для учителей / И. В. Цветкова. – М. : Изд. дом «НООСФЕРА», 2001. – 64 с. 11. Черныш, И. В. Удивительные растения / И. В.Черныш – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 320 с.refdb.ru
Факультатив "Комнатные растения" - Биология
Программа факультативного курс
«Комнатные растения»
Сацук А.А.
учитель биологии МБОУ СОШ с/П Село Дуди
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Комнатные растения» предназначена для учащихся 6-8 классов, интересующихся биологией растений. Курс включает в себя некоторые вопросы программы общеобразовательной школы по вопросам биологии и предусматривает участие школьников в экспериментах, индивидуальных и исследовательских работах.
На основе федерального государственного образовательного стандарта, в данной программе факультативного курса нашли отражения следующие цели и задачи, формирующиеся на нескольких уровнях:
Личностном:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметном:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью;
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметном:
Расширение знания учащихся о видовом разнообразии комнатных растений, об особенностях их выращивания, способах ухода за ними, дизайне интерьера помещений.
классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;
Формирование умения и навыков по уходу за комнатными растениями, по их выращиванию и размножению.
сравнение биологических объектов , умение делать выводы на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
Формирование знаний у учащихся лечебных свойствах комнатных растений и агротехнике комнатных растений.
Ожидаемые результаты
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— проводить простейшую классификацию комнатных растений;
— ставить учебную задачу под руководством учителя;
— составлять план выполнения учебной задачи.
— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
— работать в соответствии с поставленной задачей;
— самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 минуты.
— находить и использовать причинно-следственные связи;
— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
— составлять простой и сложный план текста;
— участвовать в совместной деятельности;
— работать с текстом
— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
— систематизировать и обобщать разумные виды информации;
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные признаки живой природы;
— основные органические и минеральные вещества, входящих в состав растения;
— ведущих коллекционеров-путешественников
— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
— определять принадлежность комнатных растений к определенным систематическим категориям;
— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных групп комнатных растений;
— различать изученные объекты в природе, на таблицах;
— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
— видовое разнообразие, происхождение, особенности питания, способы размножения, заболевания и вредителей комнатных растений.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать методы биологических исследований;
— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
—работать со справочной литературой;
—проводить паспортизацию растений;
—подобрать субстраты, соответствующие требованиям к питанию отдельных видов растений;
—выполнять приемы агротехники;
—оформить комнатными растениями интерьер помещения.
Личностные результаты обучения
— формирование ответственного отношения к обучению;
— формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
— формирование основ экологической культуры.
Материально-техническое обеспечение: Комнатные растения. Горшки для рассады. Земляные смеси. Сосуды для опрыскивания и полива растений. Посадочный материал.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | История комнатного цветоводства | 1 |
2 | Ассортимент комнатных растений | 2 |
3 | Облик комнатных растений | 3 |
4 | Условия содержания | 8 |
5 | Инструменты для ухода за комнатными растениями | 2 |
6 | Паспортизация комнатных растений | 4 |
7 | Лекарственные и ядовитые комнатные растения | 2 |
8 | Размножение комнатных растений | 3 |
9 | Вредители и болезни | 2 |
10 | Фитодизайн | 5 |
11 | Итоговое занятие | 2 |
Содержание курса
Общее количество часов – 34
История комнатного цветоводства (1)
Оранжереи и теплицы. Появление первых комнатных растений. Географическая карта распространения растений закрытого грунта. Роль коллекционеров-путешественников в распространении комнатных растений. Появление и распространение комнатных растений в России.
Ассортимент комнатных растений (2)
Основные типы комнатных растений. Бромелиевые. Луковичные и клубневые. Насекомоядные растения. Папоротники. Суккуленты. Орхидные. Пальмы.
Облик комнатных растений (3)
Декоративно-лиственные комнатные растения. Ампельные, лиановидные и вьющиеся растения. Комнатные растения с ярко окрашенными листьями. Злакоподобные комнатные растения. Уход за папоротниками.
Декоративно-цветочные растения. Растения цветущие осенью или зимой. «Цветущие лианы». Цветущие однолетники.
Кактусы и другие суккуленты. Кактусы, их выращивание. Суккуленты, их выращивание.
Практическая работа.
Составление описаний декоративно-лиственных, декоративно-цветущих растений.
Составление описаний кактусов и суккулентов.
Условия содержания (8)
Емкости для выращивания. Группы и типы емкостей для выращивания. Функции емкостей. Внешний вид.
Почвенные смеси. Типы садовых земель. Необходимые варианты земельных смесей для различных комнатных растений.
Световой режим. Светолюбивые и теневыносливые растения.
Водный режим. Полив растения. Способы, частота полива. Температура воды. Жесткость воды. Опрыскивание. Недостаток и избыток влажности. Обмывание комнатных растений.
Удобрения и подкормки. Химические элементы, необходимые для роста и развития растений. Виды удобрений. Микроэлементы. Стимуляторы роста. Время внесения удобрений. Подкормки. Избыток удобрений.
Практические работы.
Приготовление почвенных смесей.
Изготовление удобрений.
Расположение растений в зависимости от световых предпочтений.
Инструменты для ухода за комнатными растениями (2)
Характеристика инструментов и материалов. Подготовка инструментов к работе. Правила безопасной работы.
Практическая работа. Составление инструкции по безопасности при работе с инструмента для ухода за комнатными растениями.
Паспортизация комнатных растений (4)
Ознакомление с правилами оформления паспортов комнатных растений.
Практическая работа.
Работа с определителями комнатных растений.
Составление паспорта растений кабинета биологии.
Изготовление паспортов для комнатных растений.
Лекарственные и ядовитые комнатные растения (2)
Целебные свойства комнатных растений, их применение в народной медицине. Изучение ядовитых растений. Первая помощь при отравлениях. Правила безопасной работы с ядовитыми растениями.
Размножение комнатных растений (3)
Способы размножения: семенной, вегетативный и спорами. Посев семян (спор), черенкование комнатных растений. Размножение отпрысками, листовыми черенками. Деление куста. Деление клубней.
Практическая работа. Размножение комнатных растений.
Вредители и болезни (2)
Характеристика вредителей и болезней. Причины появления вредителей и болезней.методы защиты растений. Диагностика по симптомам на отдельных органах растений.
Практическая работа. Описание основных вредителей и болезней комнатных растений.
Фитодизайн (3)
Комнатные растения в интерьере. Задачи и функции фитодизайна. Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения. Современные приемы художественного озеленения интерьера. Примеры планировочных решений.
Практическая работа. Составление проекта уголка комнатных растений с учетом их биологических особенностей.
Итоговое занятие (2)
Защита творческих проектов. Отчет о выполненной работе.
Список литературы
Бена Ж-Ш. Комнатные растения: Руководство по выращиванию.: Перевод с французского/Ж.-Ш. Бена. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.- Государственное Издательство Детской литературы Министерства просвещения РСФСР, Л., 1954.
Галина Хейтц. Мини-энцеклопедия: Комнатные растения, - Изд. Текст, М., 1988.
Герасимов С.О., ЖуравлевИ.М., Серянин А.А. редкие комнатные растения. – М.: Росагропромиздат, 1990.
Дворянинова К.Ф. Декоративные комнатные растения. – Кишенев: Картя Молдовеняскэ, 1982.
Комарова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Издательство МГУ, 1989.
Трайтак Д.И. основы сельского хозяйства. Сельскохозяйственный труд. Учебник для 5-7 классов сельской школы. – М.: Мнемозина, 1998.
Хейссайон Д.Г. все о комнатных растениях. Карманное издание. – издательство Кладезь-Букс, м., 2006.
Интернет ресурсы
Все о комнатных растениях на flowersweb.info. http://www.flowersweb.info
Мир растений. http://www.liveinternet.ru/users/viktotr/post183712552/
Список комнатных растений. https://ru.wikipedia.org/wiki/
Цветы в вашем доме. http://flowers-grand.ru. «Seo-grand.ru», Ярославль, 2010-2015.
Фото комнатных растений. http://www.florets.ru/fotogalereya/foto-komn-rastenii.html
Энциклопедия декоративных красивоцветущих комнатных растений. http://www.florets.ru/komnatnye-rasteniya/
Энциклопедия комнатных растений. http://greendom.net/catalog-plant.html
multiurok.ru
Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса
Мир культурных растений
Учебная программа
факультативных занятий
для учащихся 7 класса
общеобразовательных учреждений
Автор-составитель: Е. В. Борщевская – методист управления научно-методического сопровождения образовательного процесса Национального института образования.
Минск 2010 Основной целью факультативных занятий «Мир культурных растений» является привитие учащимся интереса к жизни растений, бережному отношению к природе, расширение представлений о значении культурных растений для человека. В содержании программы рассматриваются вопросы, связанные с агротехникой культурных растений, их использованием в озеленении. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Учащиеся узнают о роли воды, света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.
Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе её изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы.
Целью факультативных занятий является расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями по выращиванию культурных растений и формирование у учащихся познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры.
Задачи:
– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений;
– формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений;
– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;
– обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;
– формирование практических и теоретических навыков у учащихся;
– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Эффективность процесса обучения зависит от соответствующих форм и методов обучения. В силу специфики содержания и целей данных факультативных занятий важной формой обучения является экскурсия (в природу, на сельхозугодья и в школьный зимний сад), практические работы, постановка биологических опытов.
Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 35 часов (1 час в неделю), из них 1 час – резервное время, 7 практических работ, 6 опытов, 1 экскурсия.
СОДЕРЖАНИЕ Введение (2 ч)
Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времён до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство.
Экскурсия
1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, пришкольного учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий).
Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (6 ч)Разнообразие сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни.
Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов человеком. Цветение и опыление культурных растений. Плоды и семена культурных растений.
Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.
Практические работы:1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.
2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).
Культурные растения и условия, необходимые для их жизни
(7 ч)
Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.
Отношение культурных растений к различным температурным показателям.
Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений. Контролирование человеком условий окружающей среды: холодные парники, теплицы, навесы и тоннели.Почва и её плодородие. Питательные вещества, получаемые растениями из почвы. Почвенные смеси.
Органические удобрения. Минеральные удобрения – простые и комплексные, различие между ними. Наиболее распространённые удобрения, используемые в сельском хозяйстве. Сроки и способы внесения удобрений в практике растениеводства. Микроудобрения. Значение удобрений.
Практические работы:
3. Выгонка зелёного лука. Влияние основных элементов питания на его рост и развитие.
Занимательные опыты с растениями (6 ч)
Правила проведения опытов. Выбор и подготовка объектов для опытов.
Опыты:
1. Проращивание клубней картофеля на свету и в темноте.
2. Влияние раздражителей на рост и развитие растения.
3. Прорастание семян при различных температурах.
4. Содержание в семенах воды, минеральных и органических веществ.
5. Образование крахмала в листьях на свету.
Способы размножения культурных растений (6 ч)
Семенное размножение сельскохозяйственных растений. Сбор и хранение. Посевные качества семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Основные способы вегетативного размножения: видоизменёнными побегами, черенками, отводками, делением куста, прививками. Хозяйственное значение вегетативного размножения культурных растений.
Практические работы:
4. Прививка копулировкой с язычком плодовых деревьев и кустарников.
5. Черенкование комнатных растений.
Опыты:
6. Проращивание семян при различных температурах.
Общие приёмы возделывания сельскохозяйственных культур (6 ч)
Обработка почвы под культуры. Инструменты для обработки почвы.Предпосевная подготовка семян. Сроки посева. Способы посева и посадки, глубина заделки семян. Приёмы подготовки посадочного материала (клубни, луковицы, корневища, черенки, отводки). Агротехника посева семян.
Общие приёмы ухода за растениями: рыхление междурядий, полив, подкормка, окучивание, прореживание, уничтожение сорняков, обрезка побегов, борьба с вредителями и болезнями.
Практические работы:
6. Подготовка почвы к посеву.
7. Влияние глубины заделки семян на их всхожесть.
Планетарная роль растений (1 ч)
Роль зелёных растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Культурные растения как основной источник продуктов питания и сырья для промышленности. Растения и чистота воздуха. Значение зелёных насаждений. Работа учащихся школы по охране растительности, озеленению своего города (села), школьной территории, учебных кабинетов.Круглый стол «С урожаем круглый год» (1 ч)
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения содержания учебной программы факультативных занятий у учащихся будут сформированы представления:
- о роли культурных растений в жизни человека;
- о рациональном использовании растительных богатств и их воспроизводстве;
- о разнообразии сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни;
- об особенностях строения корневой системы, стеблей, листьев, плодов и семян культурных растений;- об использовании органов растений человеком;
- об условиях, необходимых для жизни растений: температура, свет, влажность;
- о способах размножения культурных растений;
- о многообразии и уникальности растительного мира.
Учащиеся овладевают следующими способами деятельности:
- объяснять значение культурных растений в жизни человека;
- называть важнейшие сельскохозяйственные культуры;
- ставить биологические опыты по влиянию факторов среды на рост и развитие растений, анализировать полученные данные, делать выводы;
- обосновывать значение кислорода, воды, температуры для прорастания семян;
- проводить наблюдения кратковременные и длительные за культурными растениями на пришкольном учебно-опытном участке, дома, в кабинете биологии, в живом уголке;
- проводить различные агротехнические приёмы: рыхление почвы, полив, посев, пикировку, окучивание, подкормку, прореживание, уничтожение сорняков, обрезку побегов, борьбу с вредителями и болезнями;
- применять знания об особенностях строения и жизнедеятельности культурных растений для их выращивания;
- овладевать приёмами возделывания культурных растений;
- составлять рекомендации по выращиванию сельскохозяйственных культур;
- соблюдать правила бережного отношения к растениям.
Список рекомендуемых источников
1. Батурицкая, Н. В. Удивительные опыты с растениями / Н. В. Батурицкая, Т. Д. Фенчук. – Минск : Нар. асвета, 1991. – 208 с.
2. Мир культурных растений / сост. В. Д. Баранов, Г. В. Устименко. – М. : Мысль, 1994. – 382 с.
3. Митина, Л. П. Агротехника растениеводства: учеб. пособие для уч-ся / Л. П. Митина, Г. А. Замяткин. – М., 1990. – 94 с.
4. Основные понятия науки о растительном покрове http://geobotany.narod.ru/theory1-part2.htm
5. Петров, В. В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя / В. В. Петров. – М. : Просвещение, 1991. – 205 с.
6. Ракитин, А. Выращивание плодовых и ягодных культур / А. Ракитин. – М. : ООО «Издательство АСТ», 2004. – 336 с.
7. Рейвн, П. Современная ботаника: в 2 т.; пер. с англ. / П. Рейвн, Р. Эверт, С. Айкхорн. – М. : Мир, 1990. – Т. 2. – 344 с.
8. Семёнова, Г. Ю. Технология: Выращивание культурных растений / Г. Ю. Семёнова. – М. : Вентана-Граф, 2006. – 176 с.
9. Смирнова, А. В. Мир растений. Рассказы о культурных растениях / А. В. Смиронова. – М. : Молодая гвардия, 1988. – 303 с.
10. Цветкова, И. В. Экологический светофор: метод. пособие для учителей / И. В. Цветкова. – М. : Изд. дом «НООСФЕРА», 2001. – 64 с.
11. Черныш, И. В. Удивительные растения / И. В.Черныш – М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. – 320 с.
gagago.ru
Учебные программы факультативных занятий по биологии Мир культурных растений Учебная программа факультативных занятий для учащихся 7 класса
Автор материала: Водяная Марина Александровна
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №1
Верхнемамонского муниципального района Воронежской области».
«Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ«СОШ №1»
______________ по УВР Полунин В.И.__________
Протокол№___ Курдюкова Г.М.________ Приказ №__
От « »_______2014г. « »__________2014г.От « »__________2014г.
Учебные программы факультативных занятий по биологии
Мир культурных растений
Учебная программа факультативных занятий
для учащихся 7 класса
Учитель –Водяная М.А.
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативных занятий «Мир культурных растений» познакомит учащихся с отдельными, наиболее интересными, занимательными, удивительными явлениями и фактами из жизни культурных растений. Учащиеся узнают о роли воды, света и температуры в жизни растений, способах выращивания культурных растений, значении сельскохозяйственных растений, проблемах, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.
Главной отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе её изучения показать учащимся практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур. Практическое преподавание осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы.
Целью факультативных занятий является расширение и углубление знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов, овладение практическими умениями по выращиванию культурных растений и формирование у учащихся познавательной, трудовой, эстетической и экологической культуры. Привитие учащимся интереса к жизни растений, бережному отношению к природе, расширение представлений о значении культурных растений для человека. В содержании программы рассматриваются вопросы, связанные с агротехникой культурных растений, их использованием в озеленении.
Задачи:
– развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся в процессе усвоения знаний об особенностях выращивания культурных растений;
– формирование ценностного отношения к природе, к труду, связанному с выращиванием растений;
– овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить биологические опыты;
– обеспечить усвоение учащимися основных положений о строении, жизненных функциях, многообразии, принципах классификации, значении растений в природе и в хозяйстве, развитии растительного мира;
– формирование практических и теоретических навыков у учащихся;
– развитие способностей применения приобретённых знаний в повседневной жизни.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Эффективность процесса обучения зависит от соответствующих форм и методов обучения. В силу специфики содержания и целей данных факультативных занятий важной формой обучения является экскурсия (в природу, на сельхоз угодья и в школьный зимний сад), практические работы, постановка биологических опытов.
Изучение программы факультативных занятий рассчитано на 34 часа (1 час в неделю), 7 практических работ, 6 опытов, 1 экскурсия.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение (2 ч)
Многообразие растительного мира. Знакомство с важнейшими культурными растениями – от древних времён до наших дней (полевые, овощные, плодово-ягодные, цветочно-декоративные). Народнохозяйственное значение и распространение культурных растений. Рациональное использование растительных богатств и их воспроизводство.
Экскурсия
1. Знакомство с важнейшими сельскохозяйственными культурами (посещение теплицы, пришкольного учебно-опытного участка, сельскохозяйственных угодий).
Ботаническая характеристика сельскохозяйственных культур (5 ч)
Разнообразие сельскохозяйственных культур по формам и продолжительности жизни.
Органы культурных растений. Корневые системы культурных растений. Корнеплодные культуры. Использование видоизменённых побегов человеком. Цветение и опыление культурных растений. Плоды и семена культурных растений.
Использование человеком различных органов выращиваемых культурных растений.
Практические работы:
1. Определение основных корнеплодных культур по корням и листьям.
2. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).
Культурные растения и условия, необходимые для их жизни
(7 ч)
Отношение сельскохозяйственных культур к свету. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима. Приёмы улучшения условий освещённости при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.
Отношение культурных растений к воде. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Агротехнические приёмы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.
Отношение культурных растений к различным температурным показателям.
Создание человеком благоприятных условий для произрастания культурных растений. Контролирование человеком условий окружающей среды: холодные парники, теплицы,
vseuroki.pro