Места обитания растений. (эволюция наземных растений) места обитания покрытосеменных растений, размножение покрытосеменных и признаки усложнения покрытосеменных в процессе эволюции? помогите пожалуйста ответить на эти вопросы!

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Растения-паразиты: места обитания и особенности с разновидностями. Места обитания растений


Условия обитания растений | agroyarko-cvety.ru

Подпишитесь на рассылку наших советов, новостей и акций.

Мы, увлеченные садоводы, очень влюбчивые создания. Открыв очередной каталог или посетив сайт питомника вдруг видим ЕГО и … «О-О-О, я ХОЧУ это растение у себя в саду!» — решаем мы. И началось… письма, звонки, заказ, трепет ожидания и предвкушение. И вот свершилось!!! Растение крепенькое, здоровенькое получено, посажено на место. Но что это? О горе мне горе, оно погибло!!! Знакомая, я думаю всем ситуация. А ведь очень часто садоводы сами губят растения, не разобравшись как за ними лучше всего ухаживать. Так давайте попробуем разобраться, в чем нуждаются наши питомцы и как помочь им надолго поселиться у нас в саду.Растениям, так же как, и людям, нужна вода и пища. Только питаются растения двумя способами – получая элементы питания с помощью корней (корневое питание) и синтезируя вещества в своих зеленых частях с помощью энергии света (фотосинтез). В живой природе очень высокая конкуренция, и растения живет там, где успешно смогло приспособиться к местным условиям. Давайте подробнее рассмотрим и рассортируем все нужды наших зеленых любимцев.По потребностям в воде растения можно разделить на:Водные – погруженные в воду полностью или частично, растения увлажненных местообитаний, растения, обитающие в местах со средней обеспеченностью водой, растения, обитающие в местах с недостатком воды.

Фото 1.По условиям корневого питания растения подразделяются на: «любителей» кислых почв, нейтральных и щелочных (кальцефилы). А также на растения с высоким уровнем потребности в питательных элементах и низким. Кроме этого есть растения с воздушным типом питания – живущие на скалах, деревьях, не касаясь земли. Есть любители органики, например, кабачки, тыквы, а есть любители тяжелой, глинистой земли (роза).По потребностям к свету – растения гор и предгорий. У них самые высокие требования к количеству света. Их нельзя садить даже в легкой полутени. Растения переносящие частичное затенение. Растущие в легкой полутени. И самые теневыносливые, которые можно садить в глубокой тени зданий или деревьев.Как же все это применить на практике? Давайте разберемся вместе. Можно пойти по сложному пути – смоделировать идеальные для определенного растения условия. Это самый затратный и сложный путь. Путь «садового самурая». Но я предпочитаю не менять природу, а жить и созидать в гармонии с ней. Поэтому всегда подбираю растения для определенных условий, а не наоборот. Чтобы было проще, давайте распределим места для обитания наших питомцев на зоны по сочетанию воды, света и качеству почв:Жаркие, сухие, открытые места с бедной почвой – здесь лучше всего разместить альпийскую горку или рокарий и посадить сюда горные растения (гвоздики, камнеломки, очитки, астрагалы).Хорошо освещенные участки с нормальным уровнем влажности и достаточно бедными почвами – подходят для большинства деревьев и кустарников. Из травянистых растений – злаки, вероники, маки, тысячелистникиХорошо освещенные участки с нормальным уровнем влажности и достаточно богатыми почвами – на таких участках мы садим самые привередливые: розы, клематисы, пионы. Такие условия идеальны для садоводства и огородничества, их лучше всего отвести для большинства садовых и огородных культур.Участки с легким затенением и сухой глинистой почвой – в таких условиях лучше всего себя чувствуют василистники, клопогоны. Здесь очень хорошо разместить коллекцию гейхер, если добавить в глину песок и мелкий гравий.Участки с легким затенением и сухой бедной почвой под большими деревьями — луковичные весенние и осенние (тюльпаны, нарциссы, пролески, подснежники, безвременники).
Фото 2Участки с легким затенением и влажной почвой – подходят для медуницы, манжетки, гортензийГлубокая тень с бедной сухой почвой – это самые сложные для растений условия. Но и такие участки не безнадежны. Здесь можно посадить барвинки, ландыши.Глубокая тень с влажной почвой – идеально подходит для хоста, астильб, папоротников, аквилегий. Из деревьев такие условия больше всего любит ель. Если позволяют обстоятельства, в таких местах замечательно смотрится самое «хитовое» направление садового дизайна — сад мхов.
Фото 3.Если подвести итоги нашей беседы, то получается, что прежде чем выбрать растение для своего сада, нужно узнать откуда оно родом. И примерно обрисовать себе его природные условия обитания. При этом надо учесть, что большинство сортовых растений более капризны и требовательны, чем их природные собратья. Это и неудивительно, чтобы сильнее цвести, расти, иметь более декоративные формы, растению нужно и питаться сильнее.Кроме всех вышеназванных условий для нашего региона еще актуальна информация о зимостойкости растений. А для тех, кто подбирает растения для городских условий – газо- и пылеустойчивость. Но это материал для отдельной статьи.

agroyarko-cvety.ru

Растения-паразиты: места обитания и особенности с разновидностями

Понятие «паразит» обозначает – поддерживающий свою жизнедеятельность за счет других. Помимо этого, он самостоятельно не способен вырабатывать полезные вещества. В окружающей среде существует множество различных растений, питающихся полезными элементами, которые синтезируются другими представителями природы. Тем самым, растения-паразиты наносят колоссальный вред деревьям, кустарникам, а также культурным растений. Рассмотрим, какие бывают паразиты у растений, как питаются, а также как они способны паразитировать.

Растения-паразиты – что это

Паразит – это то растение, которое потеряло возможность к фотосинтезу. Оно не способно само по себе производить химическую энергию, которая необходима, чтобы полноценно питаться. Следовательно, такие паразитирующие организмы прикрепляются к разнообразным растениям и высасывают из них соки. Их хозяевами могут выступать как культурные растения, так и дикорастущие.

Сорняки-паразиты подразделяют на два вида:

  • Корневые – это те, которые прикрепляются и питаются через корни растения. Например, заразиха, которую можно встретить на подсолнечниках, томатах, конопле, табаке.
  • Стеблевые – прикрепляются к стволу растения. Пример тому различные разновидности повилик.

За счет того, что паразитирующий сорняк вытягивает из растения полезные элементы, оно существенно ослабевает. В итоге ему сложно нормально формироваться, оно начинает медленнее расти, увядать, и не давать урожая.

Помимо паразитов существуют такие растения, которые имеют название полупаразиты. Они аналогично получают питание благодаря так называемым «хозяевам», однако имеют возможность сами по себе образовывать органические соединения. Если растение, к которому прикреплен сорняк погибает, то полупаразиты способны продолжать свою жизнедеятельность.

Какие бывают растения-паразиты

Существует множество сорняков-паразитов, которые наносят существенный вред растениям, из-за чего они в результате погибают. Паразиты располагаются как на деревьях, кустарниках, так и на цветах и культурных растениях. Рассмотрим самые распространенные их виды.

Заразиха

Заразиха способна поражать подсолнечник, коноплю, табак, клевер и огородные культуры. Она обладает бледно-бурыми стебельками и чешуйчатыми листьями, которые из-за отсутствия хлорофилла не имеют зеленого окраса. На верхушках стеблей располагаются голубовато-лиловые цветы, имеющие достаточно большие размеры. На конце стебля находятся некие присоски, с помощью которых паразит крепится и удерживается на корнях растений, следовательно, основная часть паразитирующего сорняка располагается под землей.

Заразиха обладает легкими, как пух, семенами, которые способны с частичками земли прилипать к подошвам обуви, орудиям земледелия, а также с помощью ветра и воды разносятся на огромные расстояния. Когда семена попадают на землю, их способность к прорастанию не теряется на протяжении 5–10 лет.

За счет возможности присасываться к корням растений, паразиты высасывают с них полезные вещества и соки, из-за чего они истощаются и погибают. Если растение устояло и не погибло, то все равно собрать хороший урожай не удастся.

Повилика

Повилика – это однолетний паразит, поражающий как кустарники, так и деревья, траву и культурные растения. Тело вредителя выглядит гладким вьющимся нитевидным стеблем с еле приметными листиками, которые похожи на чешуйки. Располагается повилика над землей, оплетая культурные растения.

В связи с тем, что данный паразит потерял возможность к фотосинтезу, в его тканях отсутствует хлорофилл, следовательно, окраска его стеблей не зеленая, а желтая либо красноватая.

Повилика не имеет корней, она питается при помощи культурного растения, прикрепляясь к его корневищу своими присосками – гаусториями, которые образовываются там, где происходит соприкосновение с растением-хозяином. Нитевидные тоненькие стебельки паразита покрыты множеством цветков, которые держатся на коротеньких цветоножках.

Растение-хозяин, содержащее повилику, претерпевает колоссальные изменения. Из-за того, что ему приходится подпитывать вредителя собственными соками и полезными веществами, у него нарушается обмен веществ, оно начинает медленнее расти и развиваться, в результате ослабевает и истощается.

Ученные провели эксперимент: к всходам сахарной свеклы, сафлоры и люцерны подсадили данного паразита. Доклад по такому эксперименту говорил о том, что масса культурных растений понизилась на 67,4–70,9%. А сообщение о том, что когда повилика цветет, то в ней накапливаются токсические элементы, что может привести к отравлению лошадей и крупного рогатого скота, повергло людей в шок.

Омела

Омела – это паразит в виде кустарника, поражающий исключительно деревья, имеющий кожистые темно-зеленые листочки. Данный вредитель способен поддерживать свою жизнедеятельность с помощью хозяина на протяжении 40 лет. Вид данных кустов-паразитов очень схож с гнездами больших птиц.

Вместо корешков, омела обладает множеством присосок, располагающихся в основании куста-паразита, с помощью которых она проникает в древесину хозяина и высасывает из него соки. Плоды вредителя очень схожи с плодами смородины. Ими с удовольствием питаются различные птицы, в особенности дрозды.

Из-за того, что у ягод слизистая и клейкая мякоть, птицы после лакомства вынуждены чистить свои клювы. Они трутся ими о ветви уже других деревьев, где и оставляют частички ягод, которые, прилипнув к ним, начинают свое прорастание.

Корешки зародышей вбуравливаются в верхний слой ветвей и пробираются к древесине, после чего образовывается стебель с семядолями. Затем корни молодого кустарника-паразита преобразовываются в присоски, которые с виду очень напоминают грабли. Несмотря на то, что омела полупаразит, она способна сильно навредить дереву, на котором паразитирует.

Полезные свойства растений-паразитов

Несмотря на то, что паразиты наносят существенный вред культурным растениям, люди научились извлекать из них пользу. Рассмотрим, каким образом растения-паразиты применяются в лечебных целях.

Применение заразихи

Заразиха обладает редкостным химическим составом и с большим успехом используется для лечения:

Некоторые рецепты лекарственных средств с применением заразихи:

  • Чтобы избавиться от аллергии, нужно взять ложечку высушенных корней растения, залить стаканом кипяченой воды. Далее посуда помещается на водяную баню на 5–6 минут. После чего лекарству нужно дать постоять на протяжении часа. По прохождении указанного времени, средство нужно процедить и добавить в него воды, чтобы получился начальный объем. Употребляется данный отвар по четверти стакана трижды на протяжении дня.
  • Для избавления от мигреней берется 2 ложки высушенных цветков заразихи, добавляется 500 мл воды и помещается на водяную баню на несколько минут. По прохождении указанного времени снимается с огня и дается постоять еще на протяжении часа. После этого, лекарство процеживается и употребляется по половине стакана 3 раза в день.
  • Чтобы вылечиться от цистита, берется 2 ложечки цветков растения, заливается стаканом кипятка и оставляется на час. После этого средство процеживается и употребляется по 30 мл 4 раза в течение дня.

Применение повилики

Повилика издавна применяется людьми для лечения:

  • зубной боли;
  • икоты;
  • болезненных менструаций;
  • простуды;
  • желудочно-кишечных заболеваний;
  • для нормализации проходимости желчных протоков.

Рассмотрим некоторые рецепты с применением повилики:

  • Чтобы наладить функционирование желудочно-кишечного тракта, берется 50 г высушенного растения, заливается двумя стаканами воды, и помещается на водяную баню на полчаса. Затем лекарственное средство охлаждается, процеживается, добавляется чистая вода до получения первоначального объема, и оставляется в темном месте. Употребляется лекарство по 100 г перед каждым приемом пищи.
  • Для избавления от зуда при кожных заболеваниях, берется 50 г высушенного растения, заливается 2 литрами воды и помещается на паровую баню на полчаса. По прохождении отведенного времени средство остужается и процеживается. Лекарственный отвар добавляется в ванную перед купанием.
  • Также с помощью данного растения можно успокоить зубные боли. Для этого берется 25 г высушенного растения, заливается 250 мл кипятка и оставляется на час. По истечении отведенного времени лекарственное средство готово. Им полощется ротовая полость 3 раза на протяжении дня.

Применение омелы

С помощью кустарника-паразита под названием омела, людям удается избавиться от множества заболеваний, которые протекают как в острой, так и в хронической форме. Некоторые рецепты с применением омелы:

  • Чтобы избавиться от глистов, берется 1 ложка высушенного растения, заливается 500 мл кипятка и оставляется на 3 часа. По прохождении данного времени, лекарственное средство процеживается и употребляется по 125 мл перед завтраком, обедом и ужином.
  • Для понижения давления очень хорошо помогает чай с омелой. Для этого 1 ложка растения заливается водой, и оставляется на 6–7 часов. Затем процеживается и пьется по чашке.

Несмотря на то, что с помощью этих растений возможно избавиться от многих проблем со здоровьем, не стоит забывать о том, что они обладают высокой токсичностью. Поэтому, перед тем как начать лечение, нужно в обязательном порядке проконсультироваться с лечащим доктором.

Узнать больше о растениях-паразитах можно из видео:

Материалы: http://peptic.ru/parazity/v-cheloveke/raznovidnosti-rastenij-parazitov.html

Слово «паразит» означает - существующий за счет других. При этом этот организм сам не производит полезных веществ. В природе существует огромное количество живых организмов, а именно растений, которые питаются веществами, синтезируемыми другими представителями флоры. Этот способ выживания существует уже довольно долгое время. Он занимает особое место в экосистемах.

Растения-паразиты представлены в огромном количестве. Они поражают степенью приспособленности к окружающей среде и к такому образу жизни.

Одним из ярких представителей этого вида является петров крест. Едва сходит снег, как это растение начинает бурно развиваться. Оно имеет розовые соцветия и напоминает свечку. Это растение не способно к фотосинтезу и поэтому не имеет листьев и стеблей зеленого цвета. Петров крест произрастает на корнях деревьев (ольхи, тополя, лещины). Его корневая система, состоящая из белых разветвленных корешков, срастается с корнями дерева. Она может достигать довольно больших размеров. Его корни покрывают чешуйки, расположенные крест-накрест. Поэтому его так и называют. Это растение можно увидеть только весной. Его семена быстро созревают и осыпаются.

Еще одним представителем семейства, которое составляют растения-паразиты, является подъельник. Он широко распространен в лесах нашей страны. Это растение также не имеет листьев зеленого цвета и, соответственно, не образует хлорофилла. Название свидетельствует о том, что его можно найти в основном в хвойных лесах. Подъельник имеет бледно-желтую окраску, стебель, покрытый чешуйками, и соцветия цветков.

Он питается за счет грибницы микоризных грибов. В связи с этим его можно встретить в разгар сбора грибов. Грибница подпитывает хвойное дерево, а то, в свою очередь, является источником питания подъельника, поставляя ему полезные вещества микоризы.

Некоторые орхидеи - это тоже растения-паразиты. Они обходятся без хлорофилла и ведут подземный образ жизни. Их питание происходит также за счет грибницы.

К растениям, ведущим паразитический образ жизни, можно отнести и надбородник безлистный. Это вид орхидеи, который имеет запах банана. Этому виду грозит вымирание, поэтому он встречается очень редко. Его категорически запрещается срывать и даже нарушать среду вокруг места его произрастания.

Можно также выделить группу, которую составляют растения-паразиты заразихи. Их насчитывают около 150 видов. Это растение представляет опасность для сельского хозяйства. Оно прикрепляется к корням растений, представляющих собой сельскохозяйственные культуры (подсолнечника, томата и др.)

Некоторые растения-паразиты крепятся не к корням, а к стеблям другого представителя флоры. Например, повилика, которая имеет меленький корень до тех пор, пока не найдет растение-хозяина. Затем надобность в нем отпадает. Оно питается за счет хозяина и имеет в дальнейшем только стебель с цветками.

Омела – это кустарник-паразит. Это вечнозеленое растение, которое способно питаться самостоятельно. Однако оно ведет паразитический образ жизни и получает питательные вещества за счет деревьев. В качестве источника питания омела выбирает тополь, яблоню, клен, сосну. У этого растения созревают сочные ягоды, которые употребляют в пищу птицы. Это способствует распространению его семян. Омела прикрепляется к дереву при помощи присоски, образуя под корой наросты. Однако, несмотря на такой образ жизни, она не причиняет вреда растению-хозяину. Омелу даже выращивали на соснах, используя ее как декоративное растение.

В домашних условиях вырастить растение-паразит практически невозможно. Но в условиях дикой природы они смотрятся очень красиво и могут составлять довольно красивые композиции.

Материалы: http://fb.ru/article/45066/rasteniya-parazityi-i-ih-vidyi

vekoff.ru

(эволюция наземных растений) места обитания покрытосеменных...

Наиболее крупный отдел растительного царства, насчитывающий более 350 семейств, 13 тыс. родов и до 240 тыс. видов. В настоящее время покрытосеменные распространены по всему земному шару - от тропиков до арктических и антарктических пустынь.Большим полиморфизмом отличаются и органы размножения - цветки и плоды . У меловых цветковых известны как одиночные и относительно крупные цветки, так и мелкие, собранные в разнообразно устроенные соцветия с простым или двойным околоцветником , с апокарпным гинецеем илиценокарпным гинецеем , с верхней завязью или нижней завязью , с разным числом тычинок иплодолистиков ( рис. 90 ). Наряду со вскрывающимися плодами типа листовок обнаружены и невскрывающиеся плоды. Вместе с деревянистыми формами в мелу определенно существовали и многочисленные травянистые покрытосеменные.

Цветки покрытосеменных необычайно разнообразны, и многие считают, что этот полиморфизм нельзя свести к какому-то единственному исходному прототипу. Во-вторых, хотя чаще всего типичный цветок определяют как так или иначе видоизмененный побег , строго говоря, не доказано, следует ли гомологизировать его с простым одноосным побегом или же с целой системой побегов. В-третьих, исторически сложилось так, что в поисках некоего архетипа за первичный примитивный цветок принимали совершенно разные образования. Так, сторонники эвантовой теории считают первичным крупный обоеполый цветок , опыляемый насекомыми, с большим и часто неопределенным числом свободных частей, и тогда все цветки однополые , олигомерные, голые во всех случаях рассматриваются как результат редукционной эволюции. Сторонники псевдантовой теории полагают, что эволюционные трансформации выражались в постепенном усложнении структуры цветка от однополых анемофильныхс небольшим числом частей к обоеполым, полимерным, энтомофильным с хорошо развитымоколоцветником . 

В вегетативной сфере подавляющее большинство покрытосеменных характеризуется наличием вксилеме сосудов , тогда как почти у всех голосеменных древесина состоит только из трахеид . Лишь у немногих цветковых древесина гомоксильная, бессосудистая. Одни из них, как считают, сохранили этот анцестральный признак, унаследовав его от предковых форм, а другие утратили сосуды в связи с существованием в особых экологических условиях, вроде водоемов, где подача воды по ксилеме большого значения не имеет.

Оцени ответ

nebotan.com

Растения. Составим схему мест обитания растений



С.54

Обсудим вместе

Вопрос: Рассмотрим рисунки и фото, прочитаем подписи. Составим схему мест обитания растений. Верен ли вывод, что растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях.

Ответ: ученые биологи делят всю растительность на планете по природным зонам, составим схему мест обитания растений изображенных на фото и рисунках исходя из природных зон.

ассмотрим рисунки и фото, прочитаем подписи. Составим схему мест обитания растений.

Вывод о том, что растения живут повсюду, верен, т.к. растения приспосабливаются к жизни в разных условиях обитания, от водной среды до высоких гор.

Вопрос: используя справочную литературу, каждая группа дополняет информацию о растении, данную в подсказке на с.55:

1.Подорожник растет повсюду - на лугах, в лесах, у дорог и заборов..

Ответ - дополнение: Подорожник лекарственное растение, он обладает кровоостанавливающим действием, ускоряет процессы регенерации тканей, способствуя быстрому заживлению ран, снимает воспаление и уничтожает патогенную микрофлору (противовоспалительный и бактерицидный эффект).

2.Лиственница сибирская живет более 200 лет. Древесина лиственницы очень прочная, не боится влаги, и ее часто используют в строительстве.

Ответ-дополнение: строительство и оборудование причалов, бассейнов, лоджий и балконов, помещений душевых, стеновых панелей и мебели, кораблестроение, изготовление музыкальных инструментов, производство паркета, клееного бруса, шпалы при строительстве железнодорожных путей, столбы-опоры линий электропередач.

3. Дуб, оказывается хлебное растение. При раскопках на территории Украины были найдены растертые в муку желуди. Из этой муки более 5 тысяч лет назад пекли хлеб.

Ответ-дополнение – из рубленых обжаренных желудей можно варить напиток равноценный кофе, кисели. А муку из желудей готовят следующим образом:

Желуди, очищенные от кожуры, разрезать на 4-5 частей и залить водой. Вымачивать двое суток, меняя воду 3 раза в сутки. Затем желуди залить двойным по объему количеством чистой воды и поставить на огонь. При первых признаках закипания воду слить, желуди пропустить через мясорубку. Полученную массу рассыпать тонким слоем для просушки на воздухе, а потом в духовке. Высушенную массу смолоть на кофейной мельнице.

При установке мельницы на крупный помол получается крупа для каши, а при более мелкой установке — мука для лепешек.

4. Повилика — растение-паразит. Она обвивает другое растение и с помощью специальных присосок питается его соком.

Ответ-дополнение: Растение повилика лишена корней, питается и прикрепляются к растению-хозяину при помощи присосок — гаусториев, образующихся в местах соприкосновения с питающим растением и глубоко внедряющихся в его ткань. Отсасывание питательных веществ происходит за счет более высокого осмотического давления клеточного сока паразита. Отсасывая воду с растворенными в ней органическими и неорганическими соединениями, повилики вызывают нарушение обмена веществ у растений-хозяев, ослабляют и задерживают их рост и развитие. Быстро разрастаясь, паразит охватывает целые массивы восприимчивой культуры, нередко вызывая гибель пораженных растений. Снижается не только урожай, но и зимостойкость растений, ухудшается качество продукции. Скошенные на сено травы, зараженные повиликой, плохо сохнут, плесневеют, теряют питательность, могут вызвать заболевания животных, а иногда и их гибель. Повилика служит также переносчиком вирусных болезней растений.

resheba.com

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП РАСТЕНИЙ

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

Когда вы изучали строение отдельных органов и тка­ней, то в основном знакомились с теневыносливыми растениями, живущими в местах с достаточным увлаж­нением. Это наиболее типичная экологическая группа растений. Понимая общие закономерности строения и жизнедеятельности растений, зная характеристику этой экологической группы, вы сможете легче разоб­раться в особенностях организации других групп.

Светолюбивые растения. Свет оказывает большое влияние на форму растений. Растущие на открытом мес­те светолюбивые деревья, как правило, невысокие, раз­ветвленные, с широкой кроной (сосна, береза, листвен­ница, белая акация). В лесу эти же деревья выглядят со­вершенно иначе, например сосна здесь имеет высокий, стройный ствол с кроной, расположенной на самой вер­шине [190]. А у сосны, вырос­шей на опушке, крона однобо­кая, годичные кольца древесины шире на освещенной стороне. Под влиянием затенения свето­любивые растения теряют боко­вые ветви.

Благодаря интенсивному ос­вещению некоторые светолюби­вые травянистые растения обра­зуют низкорослые, часто розе- точные формы с укороченным стеблем (подорожник, одуван­чик, горные растения), другие растения могут иметь достаточ­но высокий стебель (луговые травы, иван чай).

 

Светолюбивые растения имеют характерное строе­ние листьев . Они обычно небольшие, плотные, с блестящей толстой кожицей и многочисленными устьицами. У многих растений листья покрыты воско­вым налетом или волосками, что предохраняет их от прямого воздействия солнечных лучей. У некоторых растений листья на стебле расположены вертикально (степные злаки) или повернуты ребром к падающим лу­чам солнца (эвкалипт). Это также избавляет лист от чрезмерного нагревания.

В клетках мякоти листа хлоропластов, как правило, немного, поэтому они имеют светло-зеленую окраску.

У светолюбивых растений хорошо развиты механиче­ские ткани и корневая система.

Тенелюбивые растения растут под пологом леса, в глубоких расщелинах и других местах, куда не прони­кают прямые лучи солнца (лишайник, вороний глаз, ветреница). В таких местах обычно повышенная влаж­ность. Эти условия оказывают влияние на строение тене­любивых растений.

Механические и проводящие ткани развиты слабо, поэтому побеги обычно хрупкие и нежные. Листовые пластинки у этих растений довольно крупные, тонкие. Кожица листа тонкая, ее клетки часто содер­жат хлоропласты. Устьица могут быть расположены на верхней и на нижней сторонах листа.

Хлоропласты в клетках листьев крупные, хлорофил­ла в них больше, чем у светолюбивых растений. Это обес­печивает возможность фотосинтеза при слабом, рассеян­ном освещении.

Растения водных и избыточно увлажненных мест обитания. Большинство живущих в воде растений имеет очень большую поверхность тела по отношению к его об­щей массе. Они поглощают воду и растворенные в ней ве­щества всей поверхностью тела, в связи с чем корневая система у них развита слабо, а иногда и совсем отсут­ствует (элодея, перистолистник). На погруженных в во­ду частях растений покровные ткани развиты слабо. Устьиц на подводных листьях нет.

 

У извлеченных из воды растений стебли и листья об­висают. Это связано с тем, что их механические ткани развиты очень слабо и растения могут сохранять верти­кальное положение только в воде, которая их поддержи­вает.

Иное строение у листьев водных растений, плаваю­щих на поверхности [191]. На их верхней стороне, как и у сухопутных растений, образуются многочисленные устьица (на 1 мм2 верхней стороны листа кувшинки их 460—500), обеспечивающие газообмен с воздушной сре­дой и интенсивное испарение. Поверхность листа покры­та плотной глянцевой кожицей, она плохо смачивается, поэтому вода скатывается и не заливает устьица.

У всех водных растений сильно развита система межклетников, заполненных воздухом, а у некоторых образуется воздухоносная ткань.

Сухопутные растения, живущие в сильно увлажнен­ной среде, совсем не выносят даже кратковременного ис­сушения. Это объясняется тем, что они плохо регулиру­ют испарение, не могут сохранять в тканях необходимое количество воды и при засухе вянут и погибают. Среди этих растений можно выделить две группы. К первой от­носят растения, живущие в сильно увлажненных тенис­тых местах (в лесу это некоторые виды папоротников, кислица). Для растений этой группы характерны при­знаки тенелюбивых растений. У них обычно плохо раз­вита корневая система, многочисленные устьица рас­положены на верхней и на нижней сторонах листа. У не­которых, кроме устьиц, есть особые образования — гидатоды (от греческих слов «гидор» — вода и «одос» — путь), через которые излишки воды удаляются из расте­ний. Поэтому у многих растений, живущих при повы­шенной влажности почвы и воздуха, на листьях часто появляются капли воды. Это явление получило название «плач растений».

Ко второй группе относят растения, живущие в хоро­шо освещенных сырых местах, на переувлажненных почвах, во влажном воздухе, например калужница болотная, пушица, подмаренник болотный, рогоз.

Эти растения плохо переносят засуху, ветры. Корне­вая система у них обычно развита слабо, расположена поверхностно. Из-за недостатка воздуха во влажной поч­ве в корнях и стеблях часто образуется система межклет­ников, развивается воздухоносная ткань. Некоторые особенности строения этих растений позволяют им быть более устойчивыми к действию прямых солнечных лу­чей. Кожица их листьев достаточно плотная, устьица расположены главным образом на нижней стороне. Ме­ханические ткани хорошо развиты.

Растения сухих мест обитанияживут при значитель­ном недостатке влаги, чаще всего в степях, полупусты­нях и пустынях. Растения этой экологической группы обычно обладают хорошо развитой корневой системой, многие из них запасают воду в тканях корня, стебля или листьев . Их листья имеют толстую, плотную кожи­цу, опушение или превращены в колючки (кактусы), устьиц немного, и расположены они, как у олеандра, — в углублениях . На листьях и других органах есть водонепроницаемый восковой налет (сахарный трост­ник), листья в период засухи могут быть свернуты в трубку (ковыль)

Таким образом, среди растений можно выделить не­сколько основных экологических групп: светолюби­вые, теневыносливые, тенелюбивые, растения вод них а избыточно увлажненных мест обитания, растения мест достаточного увлажнения и рас­тения сухих мест обитания. У растений каждой группы выработались приспособления, позволяющие им нормально расти и развиваться в определенных услови­ях обитания.

 

 

studopedya.ru

Характеристика основных экологических групп растений

Разделы: Биология

Тема VII. Природные сообщества.

Урок 60. Характеристика основных экологических групп растений.

Цель: выяснить приспособленность растений во внешнем строении к местам обитания.

Задачи:

  1. Вспомнить особенности основных экологических факторов.
  2. Выяснить особенности мест обитания от экологических факторов.
  3. Познакомить учащихся с основными экологическими группами растений.
  4. Выявить особенности строения растений разных экологических групп.

“Наш мир – не случайность, не хаос, – есть система во всем.”

Ход урока.

1. Актуализация знаний (10 минут)

  • Какие группы экологических факторов вы знает?
  • Какова роль растений в природных сообществах?
  • Каким образом растения приспосабливаются к внешним условиям.
  • Можно ли по особенностям внешнего строения комнатных растений предсказать родину данных растений, и особенности ухода за ними.
  • На доске таблица и рядом некоторые комнатные растения.

    – Необходимо выяснить особенности полива комнатных растений, в зависимости от особенностей внешнего строения и происхождения этих растений.

    (Заполнение у доски фронтально – 5 человек):

    Растения и влажность

    Название растения

    Место происхождения

    Климатические особенности места происхождения

    Особенности строения вегетативных органов

    Кактус

         

    Бегония

         

    Амариллис

         

    Алоэ

         

    Адиантум

    (папоротник)

         

    -– Сделайте вывод об особенностях внешнего строения и условиях полива в зависимости от места их происхождения.

    2. Изучение нового материала (25 минут)

    Итак, мы выяснили, что условия обитания влияют на особенности внешнего строения, на примере с комнатными растениями. В природе на растения влияет не только такой фактор как влажность, но и количества света, движение воздушных масс, состав и строение почв и т.д. В определенных условиях произрастают растения с определенными внешними и внутренними признаками.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с экологическими группами растений. Перед нами стоит задача выяснить, учитывая особенности внешнего строения растений, в какие экологические группы они входят. Мы рассмотрим, пять основных экологических групп и для этого нам необходимо разделится на пять групп.

    До этого учитель разрезает пять открыток с яркими цветами на пять частей различной формы, дети вытаскивают их, не выбирая, и затем ищут своих партнеров по открытке, лучше взять известные комнатные или другие цветы, чтобы дети могли быстрей найти своих партнеров.

    Ученики рассаживаются по группам и получают задания, конверт с растения из разных экологических групп (6 карточек растений с небольшим описанием, три карточки этой группы и три из других групп) и карту биологического тренажера.

    Группа 1: Растения открытых мест. Биологический тренажер

    “Не видать ни души. Тонет в золоте день, пробежать по траве ветру сонному лень. Вот и речка…. не верь. То под жгучим лучом Отливается тонкий ковыль серебром”

    Прекрасен вид цветущего луга. Наверное, нигде нельзя встретить такое разнообразие трав как на лугу. Здесь много красивых растений. Среди них немало лекарственных трав, встречаются съедобные растения, многие цветы – прекрасные медоносы. Травяной состав лугов является незаменимым кормом для скота. Луговые растения развиваются особенно быстро, поэтому за лето их скашивают два, а то и три раза.

    Группа 2: Растения, живущие в условиях недостаточного освещения (теневыносливые). Биологический тренажер

    “Смолой и солнцем пахнет хвоя, Замолкнув, сосны дремлют стоя, Сверкают на затылках иней Серебряные капли зноя, Березы, полные покоя, Чуть дышат зеленью своей, И слышно, как, жилище строя, Шуршит былинкой муравей.”

    Лес ли это? Мы видим только листья, листья без просвета, большие и малые, узкие и широкие, отливающие светлым серебром и темно-зеленые. По земле хаотично вьются ползучие травы, чуть повыше над ними молодые деревца и кустарники в своем неудержимом порыве вверх оттеняют в сторону своих более слабых соседей. Лес поделен на ярусы – это структурная часть фитоценоза, вертикальное расслоение для лучшего усвоения солнечного света. Многие из этих растений используются в народной медицине.

    Группа 3: Растения водных и избыточно увлажненных мест обитания. Биологический тренажер

    “По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь – безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая, Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая”.

    По берегам озер, речных заводей и других водоемов существует особенный, ни на что не похожий растительный мир. Жизнь этих растений тесно связанна с водой и этим объясняется особенность их строения. Велика роль этих растений в жизни водоемов: они препятствуют перемещению ила, хорошо очищают воду. Заросли растений служат местом жизни и кормления многих птиц, рыб и зверей. Многие из этих трав используются в народной медицине

    Группа 4: Растения сухих мест обитания. Биологический тренажер

    “Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле – вода! Экономь ее и береги – Мы ведь на планете не одни”.

    Есть места, где вода большая редкость, добыть, уберечь вот основная задача для растений которые там поселились. Эти растения очень жизнестойки и неприхотливы. Они не отличаются броской краской, и конечно, цветы их не украшают букеты, уж больно они колючи. Многие из этих растений обладают лекарственными и другими полезными для человека свойствами. Кроме того, без них эти безводные районы выглядели бы еще более пустынными.

    Группа 5: Придорожные растения. Биологический тренажер

    “Эх, дороги …. Пыль да туман, Холода, тревоги Да степной бурьян”.

    Вдоль дороги и во дворах растут совсем неприметные растения, на которые мы порой не обращаем внимания. Они прекрасно приспособились к своей среде обитания. Значение придорожных растений очень велико. Покрывая сплошным ковром обочины, они не дают подниматься дорожной пыли, семена их служат кормом для птиц, многие из этих трав используются в народной медицине.

    После того как ребята выбрали из шести растений три растения своей экологической группы (на их усмотрение), устраиваем обменный аукцион, каждая группа рекламирует свои растения, другим группам и добирает недостающие свои растения.

    После этого каждая группа получает правильные карты со всеми растениями и проверяет свою работу, записывает в тетради название своей группы и правильные растения, по количеству правильных растений каждая группа получает оценку три растения – “3”, четыре – “4”, пять – “5”, шесть – просто отлично и великолепно.

    3. Закрепление знаний (5 минут) стр. 248 вопрос 3, 4.

  • Чем можно объяснить сходство в строении тенелюбивых и живущих при повышенной влажности почвы и воздуха растений?
  • Какие черты сходства наблюдаются у растений засушливых мест обитания и светолюбивых растений?
  • Задание на дом.

    Изучить § 55, выполнить задание на стр. 248 учебника.

    Приложение 1

    Приложение 2

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    естественное место обитания

    СОХРАНЕНИЕ EXSITU [от лат. ex situ — вне места нахождения] — сохранение компонентов биологического разнообразия вне их естественных мест обитания (в питомниках, зоопарках и др.).[ ...]

    Современные исследования влияния антропогенного загрязнения естественных мест обитания диких животных, в том числе и земноводных, в основном сводятся к оценке концентраций различных поллютантов, пестицидов и тяжелых металлов, при воздействии которых наблюдается 50%-ная смертность особей. К сожалению, практически нет работ, касающихся механизмов возможных адаптивных изменений, возникающих в ответ на действие этого эволюционно нового фактора. Еще в меньшей степени проводятся исследования изменений, происходящих на стадиях раннего эмбриогенеза.[ ...]

    Аналогичные корреляции теплоустойчивости с режимом температур в естественных местах обитания обнаружены у многих видов растений и пойкилотермных животных. Приспособления такого типа идут на биохимическом уровне, включая свойства структурных и транспортных белков и различных ферментов. Анализ большого материала по различным группам пойкилотермных животных позволил сделать вывод, что термостабильностъ белков есть видовое свойство, эволюционно скоррелированное с температурой окружающей среды (В. Ushakov, 1957).[ ...]

    Первоначально в качестве посадочного материала использовали дикорастущую грибницу, которую собирали в естественных местах обитания шампиньонов: на выгонах, в садах и т. д. Осенью в таких местах осторожно вырезали куски почвы, пронизанные грибницей, подсушивали и хранили до посадки в грунт. Следующим шагом вперед было выращивание грибницы уже в искусственных условиях на навозных грядках. В такие грядки вносили небольшое количество грибницы шампиньона. Когда весь грунт пронизывался гифами гриба, отдельные его куски собирали и подсушивали. Этот способ с вариантами, отличающимися составом грунта и методом его приготовления, был широко распространен среди грибоводов. Однако существенным недостатком такой грибницы было то, что она довольно быстро «вырождалась», т. е. начинала давать низкие урожаи. В 1893—1894 гг. в Пастеровском институте во Франции был разработан метод проращивания спор шампиньона и получения его стерильной грибницы. Были описаны основные принципы производства стерильной грибницы шампиньона и положено начало ведению сортовой чистой культуры этого гриба. К 1924 г. в большинстве стран, где была распространена культура шампиньонов, уже работали специальные лаборатории по производству его стерильной грибницы (табл. 40). В настоящее время выращиванием шампиньонов занимается более 30 стран.[ ...]

    Биогеографическая модель острова используется для прогноза числа и доли видов, которые могут вымереть при разрушении мест обитания [Simberloff, 1992; Quammen, 1996]. Предполагается, что если на острове существует определенный набор видов, то сокращение площади естественных мест обитания на острове приведет к тому, что на острове сможет сохраниться только такое число видов, которое соответствует меньшему острову (рис. 2.3). Применение этой модели для островов было распространено и на национальные парки и заповедники, окруженные нарушенными экосистемами. Т акие заповедники можно рассматривать как острова в негостеприимном “море” разрушенной среды обитания. Если 50% естественных мест обитания на таком острове разрушено, то, согласно этой модели, приблизительно 10% обитающих на нем видов исчезнут.[ ...]

    В целях сохранения ex situ гос-ва принимают меры для восстановления и реабилитации находящихся в опасности видов и для их реинтродукции в места их естественного обитания при соответствующих условиях; регламентируют и регулируют сбор биологических ресурсов из естественных мест обитания для целей сохранения ex situ, с тем чтобы не создавать угрозу для экосистем и популяций видов in situ.[ ...]

    Лучистые грибки обладают очень ценным свойством — способностью образовывать весьма разнообразные вещества, многие из которых имеют большое практическое значение. В естественных местах обитания между микроорганизмами складываются различные взаимоотношения.[ ...]

    Род многолетних трав насчитывает свыше 40 видов. На полуострове Индокитай, в Индии, на островах Малайского архипелага сосредоточено наибольшее разнообразие диких видов и культурных форм Банана. Естественные места обитания растений - солнечные, открытые поляны, лесные опушки, берега рек.[ ...]

    Как положение биологического нуля развития, так и сумма эффективных температур, необходимая для его завершения,— величины, различающиеся у разных видов и в значительной степени отражающие адаптацию вида к средним, типичным температурным режимам в естественных местах обитания. Семена растений умеренного климата (горох, клевер) обладают более низким порогом развития —от 0 до +1°С. Икра щуки в опытах выживает при постоянных температурах в диапазоне 2—25°С, но наибольший процент выживших эмбрионов приходится на 10°С, что точно соответствует наиболее типичной температуре нерестовых водоемов (9—12°С при колебаниях от 2 до 23°С). При экспериментальном изучении температурной устойчивости четырех видов жаб было показано, что оптимальные температуры развития соответствуют средним показателям этого фактора в естественных водоемах. Летальные температуры ниже у более северных видов и выше у более южных. Подобных примеров в современной литературе накоплено много.[ ...]

    С самого начала культуры шампиньона и в течение длительного времени предполагалось, что в культуре находится четырехспоровый вид шампиньон обыкновенный (A. campester), который широко распространен в природе. Поскольку исходный посадочный материал (грибница) брался из естественных мест обитания обыкновенного шампиньона, это предположение казалось вполне обоснованным. В 1906 г. установлено, что шампиньон, находящийся в культуре, при общем внешнем сходстве отличается от дикорастущего наличием двух базидиоспор на базидии вместо четырех.[ ...]

    Последствиями антропогенного «давления» на биосферу могут быть изменения циркуляции газов между океаном и воздушной оболочкой Земли, погодно-климатических условий на планете, нарушение озонового слоя, загрязнения Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, нарушение естественных мест обитания и путей миграции в животном мире, нарушение биогеоценозов и т.д. Подобные нарушения имеют веские аргументы, полученные при биосферном мониторинге.[ ...]

    Как отмечалось выше, Конвенция о биологическом разнообразии и другие акты современного экологического права расширяют рамки и изменяют содержание правовых и организационно-управ-ленческих мер, да и сам объект правовой охраны. Например, ст. 8 и 9 указанной Конвенции перечисляют следующие меры и направления сохранения, поддержки и восстановления жизнеспособных популяций в их естественной среде, а применительно к одомашненным или культивируемым видам — в той среде, в которой они приобрели свои отличительные признаки: 1) создание систем охраняемых природных территорий и районов, в которых необходимо принимать специальные меры для сохранения биологического разнообразия на основе разработки руководящих принципов отбора, создания и рационального использования таких территорий и районов; 2) содействие защите экосистем, естественных мест обитания и сохранению жизнеспособных популяций видов в естественных условиях; 3) предотвращение интродукции чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам животных, особые меры должны приниматься для защиты животных вне естественных мест обитания, т. е. благодаря: а) созданию и поддержанию банков генов и геномов, семенных банков, банков спермы, банков яйцеклеток; б) созданию и поддержанию условий для сохранения и исследования культур; клеток и тканей растений, культивируемых in-vitro, коллекций микробных культур; в) созданию и поддержанию условий для сохранения и исследования ex-situ растений, животных и микроорганизмов, предпочтительно в стране происхождения генетических ресурсов.[ ...]

    ru-ecology.info


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта