Лес дом для растений животных грибов. Конспект занятия для средней группы "Лес - дом для животных и растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Лесная зона". Лес дом для растений животных грибов


Лес — Дом для животных и растений. Каким он должен быть?

Отношение к природе, лесу

В современном обществе природа нас окружающая рассматривается как источник ресурсов.В данной парадигме лес не более чем источник стройматериала. Такой подход слишком примитивен.Как следствие порождает множество проблем.

Симбиоз растений и животных

Ведь  лес, прежде всего, ДОМ для миллионов живых существ -это слаженная экосистема,основанная на взаимодействии многих представителей флоры и фауны.

Особи разных видов существуют в биоценозах не изолированно, они вступают в разнообразныепрямые и косвенные взаимоотношения. Исчезновение из экосистем даже одного видарастения может привести к дестабилизации. Дестабилизация становится хорошо понятной,когда звено цепи питания исчезает из экосистемы. Кроме деревьев, большое значение в еесуществовании  имеют кустарники, травянистые растения, лишайники, насекомые, животныеи даже микроорганизмы.

Понимание законов функционирования биоценозов очень важно в практическойдеятельности человека. Мы эксплуатируем всё природное сообщество даже в том случае, когда интересуемся лишь отдельными представленными в нем видами, так как изменение численности любого из них сказывается на других. Возникают так называемые цепные реакции, и часто результат воздействия на биоценоз оказывается прямо противоположным ожидаемому.Например, в прибрежных водах Берингова моря с начала 1990-х гг. почти в 10 раз сократилась численность охраняемого вида – калана. Исследования показали, что на них стали активно охотиться хищные дельфины – касатки, которые раньше добывали преимущественно сивучей и нерпу. Причиной переключения касаток на новую добычу стало сокращение численности питающихся рыбой ластоногих в результате перевылова человеком минтая и других видов рыб в этом районе моря. Падение численности каланов, в свою очередь, послужило причиной резкого возрастания численности их жертв – морских ежей, поедающих бурые водоросли.В результате заросли бурых водорослей, дающих приют многим видам морскихживотных и защищающих берега от размыва, уменьшились за 10 лет в 12 раз. 

 

Почти исчезнувшие виды

— Интересно, видели Вы Земляничное дерево? Земляничное дерево не заморский пришелец, а исконный обитатель Южного берега Крыма и причерноморской части Кавказа.

В настоящее время, в связи с интенсивным строительством в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа санаториев и домов отдыха, происходит быстрое сокращение ареала вида. В заповедниках Мартьян, Пицундско-Мюссерском земляничное дерево взято под охрану.Несомненно, что требуется строгая охрана от порубок всех оставшихся участков леса, где земляничное дерево еще встречается.

Большое значение в экологии планеты играют северные леса, Самые богатые зеленьюстраны в мире — это Финляндия и Канада. В России же находятся около 25% мировых запасовлеса. Меньше всего осталось деревьев на территории Европы. Сейчас леса занимают толькотреть ее территории, хотя не так давно она была полностью покрыта деревьями. А, например,в Англии их почти не осталось, всего 6% земли отдано под парки и лесопосадки.

Такое варварское отношение приводит к тому, что некоторые виды растений и животныхнаходятся на грани исчезновения, а некоторых уже не стало…

Что же мы оставим в наследство нашим детям?

 

Смешанный лес

  В чём же кроется причина такого катастрофического снижения численности растений иживотных? Гармоничное существование леса как экосистемы возможно только при условии формирования его по смешанному типу.

Отличие смешанного леса от монокультурного
Смешанный лес-

В подавляющем большинстве случаев древостой могут и должны быть многоярусными,смешанными, с подлеском. Разные древесные и кустарниковые породы, обладающиенеодинаковыми экологическими особенностями, при смешении более полно используютзанятую ими среду.

Смешанные насаждения богаты жизнью, а поэтому и устойчивы. Здесь не существуетрезко выраженного доминирования какого-нибудь одного вида и не формируются очагивредителей и болезней. Возникает симбиоз различных растений и животных. В таком

лесе богатая кормовая база, следовательно нет угрозы сокращения численности какого либо вида животных. В нём присутствуют различные виды грибов, ягод, орехов, семян, трав.

 

К сожалению, в настоящее время если где-то и происходит высадка на месте вырубок,пожарищ, высаживают монокультуры, для того чтобы лет через несколько десятков летснова пустить на доски..

Чем же опасны посадки одного вида деревьев на больших площадях (монокультура)?

Чаще всего сегодня высаживается ель. Приведу здесь цитаты из статьи Алексея  Ярошенко,руководителя лесного отдела Гринпис России:Монокультуры хвойных при качественном уходе позволяют в кратчайший срок получить максимальное количество хозяйственно ценной древесины. Однако, создавая монокультуры, особенно на большой площади, работники леса обрекают и себя, и своих последователей на максимальный риск — поскольку именно чистые одновозрастные хвойные насаждения в первую очередь страдают от вредителей, болезней, пожаров и ураганов. Этот риск усиливается отсутствием качественного пространственного планирования — отсутствием между участками культур разрывов или барьеров, позволяющих сдерживать распространение огня или вредителей, снижать риск повреждения лесов порывами ветра.

Существует несколько рисков:

 

    • В первую очередь высокая пожароопасность.

 

Пожарная катастрофа в лесах европейской части России 2010 г. в очередной разподтвердила давно известный факт: наиболее подверженными горению лесамиявляются чистые хвойные молодняки, в особенности сосновые. На лесных участках, занятых монокультурами сосны в возрасте  от 20 до 60 лет, особенно загущенными, пожар быстрее всего распространяется, легче всего переходит в верховой и, как правило, приводит к полной гибели насаждений.Проводимые защитные мероприятия в принципе не могут обезопасить лес от пожаров.Смешанный лес в этом отношении намного более устойчив возгоранию ираспространению пожаров.

Если повезет, монокультуры сосны доживают до третьего класса возраста. К этому времени на поверхности почвы скапливается огромное количество мертвого органического вещества — сухой хвои, мелких веток, упавших стволов. В таких культурах пожар потушить невозможно — он почти с гарантией превращается в верховой и распространяется со скоростью поезда.

 

    • Подверженность различным болезням

 

Монокультуры ели — это будущий корм для короеда-типографа. Именно ослабленные деревья ели, выросшие в условиях сильной конкуренции с себе подобными, становятся первыми жертвами короеда.В загущенных монокультурах ели создаются идеальные условия для распространения разнообразных болезней, вызываемых дереворазрушающими грибами, в особенности — корневой губкой. Идеальные условия для ее распространения создаются благодаря срастанию корней близко расположенных деревьев друг с другом, в результате чего гриб получает возможность легко передаваться от одного дерева к другому. Этомногократно усиливает ветровальность ели, и так не очень устойчивой к воздействию сильных ветров — в очагах поражения загущенных монокультур ели дереворазрушающими грибами ряды деревьев, сросшиеся корнями, могут вываливаться большими кусками.

Логика эпидемиологии культур в принципе проста. У всех растений есть некоторая сопротивляемость болезнетворным микроорганизмам, в противном случае и они, имикроорганизмы (если бы они паразитировали только на этих растениях) исчезли бы. В то жевремя все растения генетически подвержены действию определённых микроорганизмов.Если поле засажено исключительно генетически идентичными особями, простыми гибридамиили клонами, то каждое растение уязвимо одинаковым образом и тем же самым микроорганизмом,будь это вирус, грибок, бактерия или нематода. Такое поле – идеальная генетическая средадля быстрого размножения микроорганизмов при питании этой культурой. Единообразнаясреда обитания, особенно такая, где посадки растений делаются слишком густыми, вызываетдействие естественного отбора, благоприятствующего таким микроорганизмам. С поправкойна сезонные условия размножения микроорганизмов (температура, влажность, ветер и так далее),налицо классические условия для роста эпидемии в геометрической прогрессии.Монокультурные и генетически однообразные посевы  способствуют распространениюэпидемий.  Недостает только появления на сцене паразита, который может воспользоватьсяих уязвимостью.  Если вся культура одинаково подвержена заболеванию, тем лучше для паразита.

Малая кормовая база для животных.

Выращивание поликультур значительно обогащает кормовую базу животным. Список дикорастущих растений подходящих для питания человеку и животным поистину  внушителен, включает несколько сотен! В последующих статьях хочу рассказать об некоторых ярких примерах   симбиоза растений и животных.Считаем важным возвращать в леса в первую очередь фруктовые и ягодные растения, леса раньше были фруктово — ягодными! И человеку и животным в лесу должно быть комфортно.

Мой Блог в Живом Журнале:

()

published on cemicvet.ru according to the materials my-orchids.ru

cemicvet.mediasole.ru

Лес — Дом для животных и растений. Каким он должен быть?

Отношение к природе, лесу

В современном обществе природа нас окружающая рассматривается как источник ресурсов.В данной парадигме лес не более чем источник стройматериала.

Такой подход слишком примитивен. Как следствие порождает множество проблем.

Симбиоз растений и животных

Ведь  лес, прежде всего, ДОМ для миллионов живых существ -это слаженная экосистема,основанная на взаимодействии многих представителей флоры и фауны.

Особи разных видов существуют в биоценозах не изолированно, они вступают в разнообразныепрямые и косвенные взаимоотношения. Исчезновение из экосистем даже одного видарастения может привести к дестабилизации. Дестабилизация становится хорошо понятной,когда звено цепи питания исчезает из экосистемы. Кроме деревьев, большое значение в еесуществовании  имеют кустарники, травянистые растения, лишайники, насекомые, животныеи даже микроорганизмы.

Понимание законов функционирования биоценозов очень важно в практическойдеятельности человека. Мы эксплуатируем всё природное сообщество даже в том случае, когда интересуемся лишь отдельными представленными в нем видами, так как изменение численности любого из них сказывается на других. Возникают так называемые цепные реакции, и часто результат воздействия на биоценоз оказывается прямо противоположным ожидаемому.Например, в прибрежных водах Берингова моря с начала 1990-х гг. почти в 10 раз сократилась численность охраняемого вида – калана. Исследования показали, что на них стали активно охотиться хищные дельфины – касатки, которые раньше добывали преимущественно сивучей и нерпу. Причиной переключения касаток на новую добычу стало сокращение численности питающихся рыбой ластоногих в результате перевылова человеком минтая и других видов рыб в этом районе моря. Падение численности каланов, в свою очередь, послужило причиной резкого возрастания численности их жертв – морских ежей, поедающих бурые водоросли.В результате заросли бурых водорослей, дающих приют многим видам морскихживотных и защищающих берега от размыва, уменьшились за 10 лет в 12 раз. 

 

Почти исчезнувшие виды

— Интересно, видели Вы Земляничное дерево? Земляничное дерево не заморский пришелец, а исконный обитатель Южного берега Крыма и причерноморской части Кавказа.

В настоящее время, в связи с интенсивным строительством в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа санаториев и домов отдыха, происходит быстрое сокращение ареала вида. В заповедниках Мартьян, Пицундско-Мюссерском земляничное дерево взято под охрану.Несомненно, что требуется строгая охрана от порубок всех оставшихся участков леса, где земляничное дерево еще встречается.

Большое значение в экологии планеты играют северные леса, Самые богатые зеленьюстраны в мире — это Финляндия и Канада. В России же находятся около 25% мировых запасовлеса. Меньше всего осталось деревьев на территории Европы. Сейчас леса занимают толькотреть ее территории, хотя не так давно она была полностью покрыта деревьями. А, например,в Англии их почти не осталось, всего 6% земли отдано под парки и лесопосадки.

Такое варварское отношение приводит к тому, что некоторые виды растений и животныхнаходятся на грани исчезновения, а некоторых уже не стало…

Что же мы оставим в наследство нашим детям?

 

Смешанный лес

  В чём же кроется причина такого катастрофического снижения численности растений иживотных? Гармоничное существование леса как экосистемы возможно только при условии формирования его по смешанному типу.

Отличие смешанного леса от монокультурного
Смешанный лес-

В подавляющем большинстве случаев древостой могут и должны быть многоярусными,смешанными, с подлеском. Разные древесные и кустарниковые породы, обладающиенеодинаковыми экологическими особенностями, при смешении более полно используютзанятую ими среду.

Смешанные насаждения богаты жизнью, а поэтому и устойчивы. Здесь не существуетрезко выраженного доминирования какого-нибудь одного вида и не формируются очагивредителей и болезней. Возникает симбиоз различных растений и животных. В такомлесе богатая кормовая база, следовательно нет угрозы сокращения численности какоголибо вида животных. В нём присутствуют различные виды грибов, ягод, орехов, семян, трав.

 

К сожалению, в настоящее время если где-то и происходит высадка на месте вырубок,пожарищ, высаживают монокультуры, для того чтобы лет через несколько десятков летснова пустить на доски..

Чем же опасны посадки одного вида деревьев на больших площадях (монокультура)?

Чаще всего сегодня высаживается ель. Приведу здесь цитаты из статьи Алексея  Ярошенко,руководителя лесного отдела Гринпис России: Монокультуры хвойных при качественном уходе позволяют в кратчайший срок получить максимальное количество хозяйственно ценной древесины. Однако, создавая монокультуры, особенно на большой площади, работники леса обрекают и себя, и своих последователей на максимальный риск — поскольку именно чистые одновозрастные хвойные насаждения в первую очередь страдают от вредителей, болезней, пожаров и ураганов. Этот риск усиливается отсутствием качественного пространственного планирования — отсутствием между участками культур разрывов или барьеров, позволяющих сдерживать распространение огня или вредителей, снижать риск повреждения лесов порывами ветра.

Существует несколько рисков:

 

    • В первую очередь высокая пожароопасность.

 

Пожарная катастрофа в лесах европейской части России 2010 г. в очередной разподтвердила давно известный факт: наиболее подверженными горению лесамиявляются чистые хвойные молодняки, в особенности сосновые. На лесных участках, занятых монокультурами сосны в возрасте  от 20 до 60 лет, особенно загущенными, пожар быстрее всего распространяется, легче всего переходит в верховой и, как правило, приводит к полной гибели насаждений.Проводимые защитные мероприятия в принципе не могут обезопасить лес от пожаров.Смешанный лес в этом отношении намного более устойчив возгоранию ираспространению пожаров.

Если повезет, монокультуры сосны доживают до третьего класса возраста. К этому времени на поверхности почвы скапливается огромное количество мертвого органического вещества — сухой хвои, мелких веток, упавших стволов. В таких культурах пожар потушить невозможно — он почти с гарантией превращается в верховой и распространяется со скоростью поезда.

 

    • Подверженность различным болезням

 

Монокультуры ели — это будущий корм для короеда-типографа. Именно ослабленные деревья ели, выросшие в условиях сильной конкуренции с себе подобными, становятся первыми жертвами короеда.В загущенных монокультурах ели создаются идеальные условия для распространения разнообразных болезней, вызываемых дереворазрушающими грибами, в особенности — корневой губкой. Идеальные условия для ее распространения создаются благодаря срастанию корней близко расположенных деревьев друг с другом, в результате чего гриб получает возможность легко передаваться от одного дерева к другому. Этомногократно усиливает ветровальность ели, и так не очень устойчивой к воздействию сильных ветров — в очагах поражения загущенных монокультур ели дереворазрушающими грибами ряды деревьев, сросшиеся корнями, могут вываливаться большими кусками.

Логика эпидемиологии культур в принципе проста. У всех растений есть некоторая сопротивляемость болезнетворным микроорганизмам, в противном случае и они, имикроорганизмы (если бы они паразитировали только на этих растениях) исчезли бы. В то жевремя все растения генетически подвержены действию определённых микроорганизмов.Если поле засажено исключительно генетически идентичными особями, простыми гибридамиили клонами, то каждое растение уязвимо одинаковым образом и тем же самым микроорганизмом,будь это вирус, грибок, бактерия или нематода. Такое поле – идеальная генетическая средадля быстрого размножения микроорганизмов при питании этой культурой. Единообразнаясреда обитания, особенно такая, где посадки растений делаются слишком густыми, вызываетдействие естественного отбора, благоприятствующего таким микроорганизмам. С поправкойна сезонные условия размножения микроорганизмов (температура, влажность, ветер и так далее),налицо классические условия для роста эпидемии в геометрической прогрессии.Монокультурные и генетически однообразные посевы  способствуют распространениюэпидемий.  Недостает только появления на сцене паразита, который может воспользоватьсяих уязвимостью.  Если вся культура одинаково подвержена заболеванию, тем лучше для паразита.

Малая кормовая база для животных.

Выращивание поликультур значительно обогащает кормовую базу животным. Список дикорастущих растений подходящих для питания человеку и животным поистину  внушителен, включает несколько сотен! В последующих статьях хочу рассказать об некоторых ярких примерах   симбиоза растений и животных.Считаем важным возвращать в леса в первую очередь фруктовые и ягодные растения, леса раньше были фруктово — ягодными! И человеку и животным в л

cemi-cvetik.ru

Конспект занятия для средней группы "Лес

Конспект занятия

Образовательная область: Ребёнок и природа

для детей 4-5 лет (средняя группа)

Тема: «Лес – дом для животных и растений"

Подготовила  воспитатель   Ивашкевич Ирина Анатольевна

Программное содержание:

-систематизировать представления воспитанников об обитателях леса, о сообществе растений, животных;

-развивать внимание, мышление, воображение, речь;

-закрепить правила поведения в лесу;

-воспитывать стремление оберегать природу.

Предварительная работа:

- рассматривание картин с изображением диких животных, - чтение произведений  о животных, - беседы о лесе.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Маша из мультфильма «Маша и медведь» и  приглашает нас с вами в гости к Мишке. А где он живёт? (в лесу).

А путь в лес далёкий и прежде чем туда отправиться, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Игра «Можно-нельзя»

Воспитатель предлагает детям послушать внимательно ее высказывание. Если воспитатель говорит правильно, дети должны кивать головой и отвечать да-да-да, если допускает ошибку – топать и говорить «нет-нет-нет».

Можно дышать лесным воздухом?

Можно кричать в лесу?

Можно бросать мусор?

Можно собирать грибы?

Можно жечь костёр?

Можно любоваться деревьями?

Можно ломать деревья?

Можно собирать ягоды?

-Молодцы, ребята. Теперь мы смело можем отправляться в лес. ( под песню из мультфильма «Маша и медведь» дети идут друг за другом). Смотрите здесь ручеек, его надо переступить , не намочитесь, будьте внимательны!

Воспитатель:

Здравствуй, лес!

Дремучий лес

Полон сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь – мы свои.

Воспитатель: Смотрите сколько в лесу грибов и ягод. У меня есть 2 корзинки: в одну соберём грибы, но не забывайте, что ни все грибы можно брать с собой из леса, а в другую соберём ягоды. Какие грибы нельзя брать из леса домой? (ядовитые)

(Дети собирают ягоды и грибы в корзинки)

Воспитатель: Давайте присядем на полянке и, посмотрим какие ягоды, и грибы мы собрали в лесу.

(Дети усаживаются на стульчики, воспитатель показывает грибы и ягоды – дети их называют)

Воспитатель: Смотрите, а кто тут в лесу на веточке сидит? Это сорока и принесла она нам загадки про зверей, я буду их читать, а вы отгадывать:

Хоть не ёлка – весь в иголках,

Не боится даже волка,

Не страшна ему лиса –

Вот такие чудеса.

Кто осенью спать ложится,

А весной встаёт?

Через поле напрямик скачет серый воротник?

Кто в лесу голодный рыщет,

Под кустом зайчишку ищет?

А каких лесных зверей вы ещё знаете? А чем питаются звери в лесу? (ответы детей) А пьют ли звери водичку? (ответы детей) Конечно, пьют, из ручейка. Мы сейчас поиграем в игру «На водопой»

Физкультминутка

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой лосихой топал лосёнок.

За мамой лисицей крался лисёнок.

За мамой ежихой катился ежонок.

За мамой медведицей шёл медвежонок.

За мамой белкой скакали бельчата

За мамой зайчихой косые зайчата.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Упражнение «Лесные звуки»

Воспитатель: В лесу очень много разных звуков. Давайте расскажем, кто какие звуки в лесу издаёт.

-Лягушка что делает?

-Медведь, что делает?

-Кукушка?

-Ворона?

-Дождь?

-Комарик?

-Ветер? И т.д.

Воспитатель: Давайте присядем с вами на полянку. Понравилось вам в лесу? А теперь  я посмотрю, что вы запомнили про лес.

Игра «Отгадай»

Кто в лесу бурый, косолапый, неуклюжий?

Что в лесу красивое, ароматное, сладкое?

Кто в лесу хитрый, рыжий, пушистый?

Что в лесу вечнозелёное, колючее, высокое?

Кто в лесу серый, зубастый, злой?

Воспитатель: Спасибо, тебе Маша, большое за то, что пригласила нас побывать в лесу, но нам пора домой. До скорого свиданья! ( Дети шагают под музыку из мультфильма «Маша и Медведь»)

Воспитатель  подводит итог занятия.

Литература:

1.Учебная программа дошкольного образования. НМУ «Национальный институт образования», 2012

2.Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст): пособие для педагогов дошк.  учреждений/ Г. Н. Казаручик. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2005.- 88 с.: ил.

3.Ладутько, Л.К. Ребёнок познаёт мир природы: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр.- Мн.: УП «Технопринт»,2005.- 228 с.  

4. Лобынько, Л. В. Современные подходы к образовательному процессу/ Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова.- Минск: ИВЦ Минфина,2009.- 280 с.

sad7vileyka.schools.by

Тема урока: "Лес — природное сообщество"

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  • дать представление о лесе как природном сообществе; познакомить детей с “этажами” леса, с наиболее типичными для них представителями растительного и животного мира,
  • формировать бережное, ответственное отношение к природе, понимание экологических проблем своего края.

Оборудование. Учебник “Мир вокруг нас” (4-й класс, часть 1), (авт. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова), презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня мы отправимся в путешествие. А куда отгадайте.

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом – Чудеса увидишь в нём.

Дети. Лес.

Уч. Правильно, мы отправимся в лес, для того чтобы познакомиться с его жителями, узнать как они приспособились к жизни в нём.

3. Повторение пройденного материала

.

Уч. Что такое лес?

Д. Лес – это территория земли, занятая деревьями, кустарниками и животными, живущими в нём.

Уч. Каково значение леса в природе?

Д. Лес – защитник воздуха. “Лёгкие нашей планеты”

Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.

Лес – место отдыха для человека.

Лес – источник древесины.

Лес – дом для животных, растений, грибов.

4. Знакомство с новым материалом.

Уч. Сейчас вы просмотрите видеофрагменты, после чего ответите на несколько вопросов. Прочитайте их на доске.

На доске: - Какие животные живут в лесу?

- Как животные приспособились к жизни в лесу?

- Почему лес называют природным сообществом?

- Итак, кого из живых существ, обитающих в лесу, вы увидели? Давайте назовём представителей каждого класса царства животных: звери, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, пауки, черви. Дети отвечают, разгадывают загадки. (слайды 4 -14)

Уч. Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Нити грибницы с расстаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков, пней, упавших стволов и сучьев, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу. (слайд 15).

Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. Крылья пёстрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились.

Уч. Каждый из вас живёт в доме, на каком-либо этаже. В природе тоже существуют лесные “этажи”. Только в лесу этажи называются ярусами. Что это за этажи-ярусы, мы сейчас узнаем. Как вы сами думаете, что это такое?

Дети высказываются.

- Какой ярус самый высокий?

Д. Деревья.

Уч. В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам отгадать кроссворд. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

Загадки.

  1. Клейкие почки, зелёные листочки. С белой корой расту под горой. (Берёза)
  2. С моего цветка берёт Пчелка самый вкусный мёд. (Липа)
  3. Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
  4. Летом с него снег – просто смех! Снег по городу летает, Почему же он не тает? (Тополь)
  5. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
  6. У меня длинней иголки, чем у ёлки. Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)
  7. Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки, Но в отличие от ёлки Опадают те иголки. (Лиственница)
  8. В сенокос – горька, А в мороз – сладка. Что за ягодка? (Рябина)

- В процессе разгадывания получили ключевое слово

Д. Растения.

Уч. Какие изученные словарные слова встретились вам?

Д. Берёза, осина, рябина, растения.

Уч. Есть и вторая часть кроссворда, но к ней вернёмся позже.

Уч. Какой ярус следует за деревьями и находится ниже?

Д. Кастарники.

Уч. Названия представителей этого яруса зашифрованы в таблице. Используя ключи назовите их. (Слайд18)

Д. Лещина, бересклет, калина, крушина.

Уч. Спускаемся ещё на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников?

Д. Травы.

Уч. Переходим ко второй части кроссворда.

Дети разгадывают загадки (Слайд 21)

  • Синенький звонок висит,
  • Никогда он не звенит. (Колокольчик)

  • На припёке у пеньков
  • Много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелёк Держит алый огонёк. (Земляника)

  • Я в красной шапочке расту
  • Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, Зовусь я… (Подосиновик)

  • Беленькие горошки На зелёной ножке. (Ландыш)

Уч. Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются часть природного сообщества.

Д. Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

- Животные питаются растениями.

- Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.

- С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого.

- Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

Уч. Приведите примеры пищевых цепей.

Д. Растительность питается заяц, зайцем – лиса, лиса умирает, её останки перерабатывают насекомые – трупные жуки и микроорганизмы; образуются минеральные соли, которые используют растения для своей жизни. (Слайд 23)

Уч. Должен ли человек вмешиваться в жизнь леса и изменять её?

Д. Нет, не должен. В лесу всё идёт по законам природы.

Уч. Ребята, какой вывод можно сделать?

Д. Надо любить природу! Беречь её! Охранять и приумножать её богатства.

5. Итог урока.

Уч. Давайте подведём итог урока. Что же такое лес?

- Какие ярусы существуют в лесу?

-Каких животных леса вы знаете?

- Как вы понимаете термин “природное равновесие”?

6. Домашнее задание.

С. 175-181 учебника. Составить цепь питания.

Контрольные вопросы. (Слайд 25)

Презентация

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Лесная зона"

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Активизировать имеющиеся у детей знания о лесной зоне; углубить и расширить их.
  2. Обсудить значение леса для духовной и моральной жизни людей; обсудить экологические проблемы, которые возникают по вине человека.     
  3. Развивать у детей познавательный интерес .
  4. Воспитывать любовь к природе и ответственное отношение к ней.

Оборудование:запись голосов птиц, карта природных зон России, картины.Ход урока

1. Организационный момент.

У. Нас сегодня ждет дорога     И узнать нам надо много.     Так возьмемся, ребята, скорей за работу,     Чтобы времени зря не терять.

У.- Если мы сегодня будем работать быстро, отвечать дружно, то обязательно добьемся успеха. Наша исследовательская экспедиция отправляется в путь.

2. Сообщение темы и целей урока.

(Звучит запись голосов птиц).

Ученик читает стихотворение С.Погорельского:

Здравствуй лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес. Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои!

У.- В этом стихотворении спрятана тема нашего сегодняшнего и последующих уроков. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция?

Д. - В стихотворении говорится о лесе, значит, мы отправимся в лесную зону.

У. – А в какой зоне живем мы с вами, и что бы вы хотели исследовать по этой теме?

Д. – Нас окружают красивые леса. Мы живем в лесной зоне.

- Я хотел бы узнать о лесе то, чего еще не знаю.

- А я хочу узнать о растениях и животных леса.

- Мне хочется узнать, почему люди плохо относятся к лесу.

3. Проверка домашнего задания:

У. – По какой природной зоне мы уже путешествовали?

Д. – По степи.

У. – Прокомментируйте свои домашние рисунки на тему: «Какой я представляю степь»?

(Показ рисунков с кратким комментированием).

У. – О каких растениях и животных степи вы могли бы рассказать своим одноклассникам?

 Д. – Рассказывают из дополнительных источников, разгадывают самостоятельно  составленные кроссворды про степь. 

У. - Оцените работу своих товарищей.

Д. Оценивают ответы детей.

4. Изучение нового материала:

Работа в группах:

У. – Найдите природную зону лесов на карте. Мы сейчас будем исследовать лес. Помогут вам в этом  карточки-помогайки, которые есть у каждой группы и учебник «Мы и окружающий мир». Читайте вопросы, находите ответы, обсуждайте в своих  группах. Затем, когда ответите на все вопросы, кто-то один из каждой группы будет рассказывать всем. Остальные будут внимательно слушать, дополнять ответы  товарища, оценивать.

Вопросы для 1ой группы:

  1. Где находится лесная зона относительно зоны степей?
  2. В каком тепловом поясе она лежит?
  3. Что характерно для этого пояса?

Вопросы для 2-й группы:

  1. Сравните зону лесов с другими природными зонами.
  2. Какие части вы заметили в лесной зоне?
  3. Назовите их.

 Примерные рассказы:

  1. Лесная зона находится севернее степей. Она расположена в умеренном поясе. Климат  меняется: уменьшается количество тепла, увеличивается количество влаги Плодородные степные черноземы сменяются менее плодородными, подзолистыми. Здесь  ярко выражены четыре времени года: зима, весна, лето Зима холодная, даже  морозная; лето теплое, влажное.
  2. Эта природная зона самая большая. Ее можно разделить на три части. Самая большая - тайга. Она закрашена на карте темно-зеленым цветом. Еще есть смешанные леса. Тоже зеленый цвет, но светлее. Самая маленькая часть- это лиственные леса. Зеленый цвет ещё светлее. Тайга – это хвойный лес. Там растут лиственница, ель, сосна, пихта, кедр. Смешанные леса – это леса, в которых наряду с хвойными деревьями, растут лиственные: береза, ольха, осина и другие. В широколиственных лесах растут дуб, клен, липа, ясень, вяз.

У. – А теперь на минутку закройте глаза и представьте лес. Все вы его видели, не раз бывали в нем. Открывайте глаза и расскажите, каким вы его представляете. Можно обратиться за помощью к своим сочинениям, рисункам, стихам русских поэтов, воспевавшим лес.

Рассказы детей о лесе.

Обсуждение значения и проблем леса:

У.- Вы, наверное, заметили, что у вас получились совершенно разные рассказы о лесе.

- А что же их объединяет?

Д. – В них говорится о красоте леса, о его значении.

У.- Сейчас мы с вами и поговорим  о его значении в жизни человека, о проблемах леса и  составим схемы. Для этой  цели мы будем исследовать учебник, картины, стихи русских поэтов.

Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес»:

Нет ничего милее бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить- то мне лесовичок Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему  напиться – и видно все до дна. Течет вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы, Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног, А, если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой. Здесь где-то леший бродит с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит, Когда над головою, как вечность, лес шумит.

У. – Даю вам несколько минут на обсуждение.

(Дети работают в группах)

- Какое же значение имеет лес в жизни человека?

Д. – В лесу человек отдыхает, потому что, нет ничего милее дышать и думать здесь.

У. – Значит, лес – это место отдыха.

Д. – В лесу есть лекарственные растения, которыми лечатся и животные, и человек. Лесной воздух тоже лечит.

У. – Значит, лес – аптека.

Д. – В лесу человек находит себе пищу: ягоды, грибы, орехи. Там есть чистая родниковая вода.

У. – Значит, лес- источник чистой воды и пищи.

Д. – Человек заготавливает дрова, которыми обогревает свой дом, а дрова – это деревья  в лесу. 

У. – Значит, лес – это источник топлива.

Д. – Из древесины делают различные  изделия. Например: столы, стулья, шкафы, карандаши, тетради, учебники.

У. – Значит, лес – это источник древесины.

Д. – В лесу растут разные растения, живут всякие животные.

У. – Лес – это дом для растений, животных, грибов.

Д. – Растения выделяют кислород, которым мы дышим и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. Там, где растет лес, не мелеют реки. Лес питает их чистой    водой. Лес защищает почвы от ветров, а корни деревьев не дают почвам разрушаться.

У. – Лес- защитник воздуха, водоемов, почв.

Д. – А еще лес украшает нашу землю. Значит, лес – это красота.

У. – Давайте составим схему значения леса в жизни человека:

У. – Мы с вами хорошо потрудились, и у нас получилась схема «Значение леса».

- А всегда ли человек  справедлив по отношению к лесу?

- Не по его ли вине возникают экологические причины?

- Каковы проблемы леса?

- Давайте попробуем их исследовать. 

- Послушайте стихотворение Н.Некрасова:

Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слез. Сколько здесь было красивых берез! Там из-за старой нахмуренной ели Красные гроздья калины глядели, Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной, Понизу всякие звери таились. Вдруг мужики с топорами явились, Лес зазвенел, застонал, затрещал. Заяц послушал - и в лес убежал.

У – О какой экологической проблеме здесь идет речь?

Д. – Как вырубали лес, как убегают звери

Работа по картине «Вырубка леса» 

У. – Посмотрите, как в настоящее  время  идет заготовка древесины. Если раньше лес  вырубался по мере надобности при помощи топора, которым не уничтожить лесные  массивы, то сейчас после работы лесорубов остаются ужасные картины. Людям казалось, что у нас лесов очень много и их все невозможно вырубить. Теперь стало ясно, что леса в опасности.

Звучит песня «Просьба» (слова Р.Рождественского, музыка А.Пахмутовой)

У. – Какую экологическую проблему раскрывает эта песня?

Д. – Проблему убийства животных.

У. – Но человек издавна убивал животных, добывая себе пищу. Только это было необходимо для выживания людей, и убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.

У.- Ещё мы должны выяснить, что зависит от каждого из нас.

- Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же собрала в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида. 

У. – Чьё поведение в лесу вы считаете правильным?

Д. – Правильно поступила Лида, собрав весь мусор. Если все будут поступать как Оля, то лес     превратится в свалку.

У. – Какую проблему раскрывает рассказ?

Д. – Загрязнение леса.

У. – Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу. Об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.

У. – Хотелось бы сегодня поговорить ещё об одной проблеме. Послушайте стихотворение Шефнера.

 Забывчивый охотник на привале Не заметал, не растоптал костра. Он в лес ушёл, а ветки догорали И нехотя чадили до утра… А  утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костёр. И, сыпля искры посреди поляны, Багровые лохмотья распростёр. Он всю траву с цветами вместе выжег. Кусты спалил, в зелёный лес пошёл. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы. И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы.

У.-  Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?

Д. – Человек не затушил костёр, а он, разгоревшись, превратился в лесной пожар.

У. – О какой же проблеме нужно ещё подумать?

Д. – О пожарах.

 У. – А ведь этого могло и не быть, если бы люди соблюдали правила поведения в лесу.

- Что должен был сделать охотник?

- О каких правилах он забыл?

Д. – Он забыл погасить костёр и убедиться в том, что костёр вновь не разгорится.

У. – Посмотрите, какая схема у нас получилась:

У. – Дома придумайте и нарисуйте знаки, которые отражали бы опасные для леса действия человека.

- О чём же должны помнить люди, приходя в лес?

Д. – Лес – наше богатство.

- Лес - «лёгкие нашей планеты».

- Каждый человек должен помнить о том, что он оставит своим детям.

У. – Конечно же, каждый из вас должен задуматься, каким увидят лес наши потомки через век,  через тысячелетия, и сможет ли лес им дать то, что даёт нам сейчас.

5. Итог урока

У. – Понравился ли вам урок?

- Удалось ли нам выполнить то, что наметили?

- Что показалось особенно трудным?

- Чья работа понравилась? – Оцените её.

- А кому ещё надо поработать?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Лес — Дом для животных и растений. Каким он должен быть?

Отношение к природе, лесу

В современном обществе природа нас окружающая рассматривается как источник ресурсов. В данной парадигме лес не более чем источник стройматериала. Такой подход слишком примитивен. Как следствие порождает множество проблем.

Симбиоз растений и животных

Ведь  лес, прежде всего, ДОМ для миллионов живых существ -это слаженная экосистема,основанная на взаимодействии многих представителей флоры и фауны.

Особи разных видов существуют в биоценозах не изолированно, они вступают в разнообразные прямые и косвенные взаимоотношения. Исчезновение из экосистем даже одного вида растения может привести к дестабилизации. Дестабилизация становится хорошо понятной, когда звено цепи питания исчезает из экосистемы. Кроме деревьев, большое значение в еесуществовании  имеют кустарники, травянистые растения, лишайники, насекомые, животные и даже микроорганизмы.

Понимание законов функционирования биоценозов очень важно в практической деятельности человека. Мы эксплуатируем всё природное сообщество даже в том случае, когда интересуемся лишь отдельными представленными в нем видами, так как изменение численности любого из них сказывается на других. Возникают так называемые цепные реакции, и часто результат воздействия на биоценоз оказывается прямо противоположным ожидаемому.Например, в прибрежных водах Берингова моря с начала 1990-х гг. почти в 10 раз сократилась численность охраняемого вида – калана. Исследования показали, что на них стали активно охотиться хищные дельфины – касатки, которые раньше добывали преимущественно сивучей и нерпу. Причиной переключения касаток на новую добычу стало сокращение численности питающихся рыбой ластоногих в результате перевылова человеком минтая и других видов рыб в этом районе моря. Падение численности каланов, в свою очередь, послужило причиной резкого возрастания численности их жертв – морских ежей, поедающих бурые водоросли. В результате заросли бурых водорослей, дающих приют многим видам морскихживотных и защищающих берега от размыва, уменьшились за 10 лет в 12 раз. 

 

Почти исчезнувшие виды

— Интересно, видели Вы Земляничное дерево? Земляничное дерево не заморский пришелец, а исконный обитатель Южного берега Крыма и причерноморской части Кавказа.

В настоящее время, в связи с интенсивным строительством в Крыму и на Черноморском побережье Кавказа санаториев и домов отдыха, происходит быстрое сокращение ареала вида. В заповедниках Мартьян, Пицундско-Мюссерском земляничное дерево взято под охрану. Несомненно, что требуется строгая охрана от порубок всех оставшихся участков леса, где земляничное дерево еще встречается.

Большое значение в экологии планеты играют северные леса, Самые богатые зеленью страны в мире — это Финляндия и Канада. В России же находятся около 25% мировых запасов леса. Меньше всего осталось деревьев на территории Европы. Сейчас леса занимают только треть ее территории, хотя не так давно она была полностью покрыта деревьями. А, например, в Англии их почти не осталось, всего 6% земли отдано под парки и лесопосадки. Такое варварское отношение приводит к тому, что некоторые виды растений и животных находятся на грани исчезновения, а некоторых уже не стало…

Что же мы оставим в наследство нашим детям?

 

Смешанный лес

  В чём же кроется причина такого катастрофического снижения численности растений и животных? Гармоничное существование леса как экосистемы возможно только при условии формирования его по смешанному типу.

Отличие смешанного леса от монокультурного
Смешанный лес-

В подавляющем большинстве случаев древостой могут и должны быть многоярусными, смешанными, с подлеском. Разные древесные и кустарниковые породы, обладающие неодинаковыми экологическими особенностями, при смешении более полно используют занятую ими среду.

Смешанные насаждения богаты жизнью, а поэтому и устойчивы. Здесь не существует резко выраженного доминирования какого-нибудь одного вида и не формируются очаги вредителей и болезней. Возникает симбиоз различных растений и животных. В таком лесе богатая кормовая база, следовательно нет угрозы сокращения численности какого либо вида животных. В нём присутствуют различные виды грибов, ягод, орехов, семян, трав.

 

К сожалению, в настоящее время если где-то и происходит высадка на месте вырубок, пожарищ, высаживают монокультуры, для того чтобы лет через несколько десятков лет снова пустить на доски..

Чем же опасны посадки одного вида деревьев на больших площадях (монокультура)?

Чаще всего сегодня высаживается ель. Приведу здесь цитаты из статьи Алексея  Ярошенко, руководителя лесного отдела Гринпис России: Монокультуры хвойных при качественном уходе позволяют в кратчайший срок получить максимальное количество хозяйственно ценной древесины. Однако, создавая монокультуры, особенно на большой площади, работники леса обрекают и себя, и своих последователей на максимальный риск — поскольку именно чистые одновозрастные хвойные насаждения в первую очередь страдают от вредителей, болезней, пожаров и ураганов. Этот риск усиливается отсутствием качественного пространственного планирования — отсутствием между участками культур разрывов или барьеров, позволяющих сдерживать распространение огня или вредителей, снижать риск повреждения лесов порывами ветра.

Существует несколько рисков:

 

Пожарная катастрофа в лесах европейской части России 2010 г. в очередной раз подтвердила давно известный факт: наиболее подверженными горению лесами являются чистые хвойные молодняки, в особенности сосновые. На лесных участках, занятых монокультурами сосны в возрасте  от 20 до 60 лет, особенно загущенными, пожар быстрее всего распространяется, легче всего переходит в верховой и, как правило, приводит к полной гибели насаждений. Проводимые защитные мероприятия в принципе не могут обезопасить лес от пожаров. Смешанный лес в этом отношении намного более устойчив возгоранию ираспространению пожаров.

Если повезет, монокультуры сосны доживают до третьего класса возраста. К этому времени на поверхности почвы скапливается огромное количество мертвого органического вещества — сухой хвои, мелких веток, упавших стволов. В таких культурах пожар потушить невозможно — он почти с гарантией превращается в верховой и распространяется со скоростью поезда.

  • Подверженность различным болезням

Монокультуры ели — это будущий корм для короеда-типографа. Именно ослабленные деревья ели, выросшие в условиях сильной конкуренции с себе подобными, становятся первыми жертвами короеда. В загущенных монокультурах ели создаются идеальные условия для распространения разнообразных болезней, вызываемых дереворазрушающими грибами, в особенности — корневой губкой. Идеальные условия для ее распространения создаются благодаря срастанию корней близко расположенных деревьев друг с другом, в результате чего гриб получает возможность легко передаваться от одного дерева к другому. Это многократно усиливает ветровальность ели, и так не очень устойчивой к воздействию сильных ветров — в очагах поражения загущенных монокультур ели дереворазрушающими грибами ряды деревьев, сросшиеся корнями, могут вываливаться большими кусками.

Логика эпидемиологии культур в принципе проста. У всех растений есть некоторая сопротивляемость болезнетворным микроорганизмам, в противном случае и они, и микроорганизмы (если бы они паразитировали только на этих растениях) исчезли бы. В то же время все растения генетически подвержены действию определённых микроорганизмов. Если поле засажено исключительно генетически идентичными особями, простыми гибридамиили клонами, то каждое растение уязвимо одинаковым образом и тем же самым микроорганизмом, будь это вирус, грибок, бактерия или нематода. Такое поле – идеальная генетическая среда для быстрого размножения микроорганизмов при питании этой культурой. Единообразная среда обитания, особенно такая, где посадки растений делаются слишком густыми, вызываетдействие естественного отбора, благоприятствующего таким микроорганизмам. С поправкой на сезонные условия размножения микроорганизмов (температура, влажность, ветер и так далее), налицо классические условия для роста эпидемии в геометрической прогрессии. Монокультурные и генетически однообразные посевы  способствуют распространению эпидемий.  Недостает только появления на сцене паразита, который может воспользоваться их уязвимостью.  Если вся культура одинаково подвержена заболеванию, тем лучше для паразита.

Малая кормовая база для животных.

Выращивание поликультур значительно обогащает кормовую базу животным. Список дикорастущих растений подходящих для питания человеку и животным поистину  внушителен, включает несколько сотен! В последующих статьях хочу рассказать об некоторых ярких примерах   симбиоза растений и животных.Считаем важным возвращать в леса в первую очередь фруктовые и ягодные растения, леса раньше были фруктово — ягодными! И человеку и животным в лесу должно быть комфортно.

Источник: www.priroda.su

ekois.net

Презентация «Лес и человек»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2

«Лес и человек»

Слайд 3

«Леса учат человека понимать прекрасное»А.П. Чехов

Слайд 4

Тайга

Слайд 5

Смешанные леса

Слайд 6

Широколиственные леса

Слайд 7

Сергей Никулин «Русский лес»Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес…Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек…А будет жажда мучить- То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок.Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых.Жизнь кажется иною И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит.

Слайд 8

Значение леса

Слайд 9

Значение лесаДом для растений и животных

Слайд 10

Значение лесаДом для растений и животных Источник ягод, грибов, лекарственных растений

Слайд 11

Лекарственные растенияшиповниклипаберезаподорожник

Слайд 12

Значение лесаДом для растений и животных Источник ягод, грибов, лекарственных растений Источник древесины

Слайд 13

Значение лесаДом для растений и животных Источник ягод, грибов, лекарственных растений Источник древесины Защитник воздуха, водоемов и почв

Слайд 14

Значение лесаДом для растений и животных Источник ягод, грибов, лекарственных растений Источник древесины Защитник воздуха, водоемов и почв Место отдыха для человека

Слайд 15

Значение лесаДом для растений и животных Источник ягод, грибов, лекарственных растений Источник древесины Защитник воздуха, водоемов и почв Место отдыха для человека

Слайд 16

Экологические проблемы леса

Слайд 17

Экологические проблемы лесаВырубка леса

Слайд 18

Экологические проблемы лесаНезаконная охота (браконьерство)

Слайд 19

Красная книгаСаратовской областиРысьЧерный аистВыхухольФилинМахаонЖук-оленьРябчикВенерин башмачок

Слайд 20

Красная книгаСаратовской областиВсего Красная книга Саратовской области включает в себя 541 вид растений и животных.

Слайд 21

Национальный парк «Хвалынский»

Слайд 22

Национальный парк «Хвалынский»

Слайд 23

Национальный парк «Хвалынский»

Слайд 24

Национальный парк «Хвалынский»

Слайд 25

Экологические проблемы лесаЛесные пожары

Слайд 26

Экологические проблемы лесаМусор

Слайд 27

Экологические проблемы леса

Слайд 28

Не разводи в лесу костер без надобности, а если развел, то обязательно затуши. Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор.Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не рви на лугу, в лесу цветов.Не подходи близко к гнёздам птиц.Не сбивай грибы, даже несъедобные.Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков. Не лови бабочек, шмелей и других насекомых. Не разоряй муравейник.Береги лягушек, жаб, головастиков. Не убивай змей даже ядовитых. Не лови диких животных и не уноси их домой. Не шуми в лесу, не пугай лесных обитателей.Как вести себя в лесу

Слайд 29

Не разводи в лесу костер без надобности, а если развел, то обязательно затуши. Не оставляй в лесу мусор.Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не рви на лугу, в лесу цветов.Не подходи близко к гнёздам птиц.Не сбивай грибы, даже несъедобные.Не лови бабочек, шмелей и других насекомых. Не разоряй муравейники.Береги лягушек, жаб, головастиков. Не убивай змей даже ядовитых. Не лови диких животных и не уноси их домой. Не шуми в лесу, не пугай лесных обитателей.Как вести себя в лесу

Слайд 30

Домашнее заданиеПрочитайте текст учебника стр. 106-113. Найдите дополнительный материал о животных и растениях нашего края.

lusana.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта