Лексическая тема - Комнатные растения. Лексическая тема комнатные растения
Комнатные растения. Педагогам. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ. МБДОУ "Детский сад №2"
Задачи:
Предметы: названия комнатных растений: аспарагус, аспидистра, бальзамин, бегония, глоксиния, камнеломка, колеус, пеларгония, плющ, традесканция, фикус, фуксия, хлорофитум, циперус, кактус, алоэ и т.д.
Корень, стебель, лист, цветок, земля, удобрение, кашпо, черенок, рассада, уход, растение, шипы, иголки, колючки, черешки, цветочки, пазух (листа), метёлка, куст, основание, зубцы, окраска, цветоножка, окраска, венчик, розетка, волоски, полоски, точки, стрелка, соцветие, стебли-усы, лепестки, побеги, опора, побеги, бутоны, детки, усики…
Действия: рассаживать, ухаживать, поливать, рыхлить, пересаживать, размножать, удобрять, любоваться, пахнуть, черенковать, опрыскивать…
Признаки: комнатные, душистые, лекарственные, полезные, зелёные, овальные, пёстро окрашены, светло-зелёные, сочные, поникающие, удлинённо-треугольные, разветвлённые, длинночерешковые, слаболопастные, опушенные, блестящие, толстые, кожистые, вечнозелёные, свисающие, влаголюбивые, тенелюбивые…
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
(образцы)
Подбери признаки:
Цветок – красивый, зелёный, цветущий, пахучий, пышный, комнатный, редкий, лекарственный, садовый, лесной, дикорастущий…
Подбери действия:
Цветок – растёт, цветёт, размножается, пахнет, украшает, лечит…
Подбери родственные слова:
Цветок – цветочный, цветник, разноцветный, цветущий, цветик, цветочек
Образуй признак (от предметов):
Цветок – цветочная, цветочное, цветочный, цветочные.
Образуй признак (от действий):
Расти – растущий, выросший, разросшийся…
Подбери предметы к признакам:
Цветочный – горшок, запах.
Цветочная – грядка, рассада;
Цветочное – кашпо, соцветие, оформление.
Назови ласково: корень – корешок, корешочек; листок – листик, листочек
Скажи иначе (синонимы)
Бальзамин – «огонёк», «Ванька мокрый»
Расскажи о комнатном растении по плану:
Что это (название)?
Внешний вид (размер, окраска листьев и бутонов, строение стебля, форма листа).
Уход за ним
Как цветёт?
Как размножается?
Особенности и польза от него
Отгадай загадку:
Не подушка для иголок,
И не ёжик, и не ёлка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках. (Кактус)
2liski.detkin-club.ru
Лексическая тема - Комнатные растения — Вместе с семьей
В течение этой недели ребята нашей группы вместе с логопедом и воспитателями знакомятся с комнатными растениями — их строением и внешним видом, названиями, составляют описательные рассказы по ним.
На одном из занятий Наталья Петровна продемонстрировала ребятам весь процесс пикирования растений. Еще дети учились самостоятельно ухаживать за комнатными растениями группы — поливали их, рыхлили, протирали листья от пыли.
Для закрепления темы в течение недели предлагаем Вам:
- Вместе с детьми прочитать детям одно или несколько произведений, предложенных ниже, побеседовать о содержании.
* Е. Серова «Наши цветы».
* Е. Вовк «Чьи цветы лучше?».
* Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка».
* Е.Благинина «Бальзамин».
* Б. Пастернак «На подоконнике герань».
* Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония».
* Б. Ферпер «Бегония».
* Б. Пастернак «Герань».
- Объяснить значение пословиц и поговорок:
* Цветы, что дети, уход любят.
* Хорош цветок, да скоро вянет.
* Аленький цветок бросается в глазок.
* На хороший цветок летит мотылек.
* Герань на окошке – здоровье в лукошке.
* И красивые цветики ядовитыми бывают.
* У каждого цветка свой аромат.
- Прочитать детям стихи, предложить заучить одно наиболее понравившееся:
«ГЕРАНЬ» Елена Благинина
Герань на подоконнике,
Раскрыла лепестки
И венчик спиц зелененьких
Развесил огоньки.
Когда мне грустно станет,
Весенним вечерком
Тогда цветок герани
Пусть светит маячком.
ФИАЛКА
Лиловый букет удивленных фиалок
Похож на лиловый закат
Подобно закату он светит устало
И нежный стоит аромат.
***
В нашей группе на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках
Подросли цветочки.
Вот розан, герань, толстянка,
Колких кактусов семья.
Их польем мы спозаранку
Я и все мои друзья.
- Проанализируйте вопросы анкеты и поговорите с детьми по их содержанию — расскажите, какие растения есть у вас дома, как за ними ухаживать, какую пользу они приносят. Рассмотрите имеющиеся книги и энциклопедии о комнатных растениях.
* Содержите ли Вы дома комнатные растения? (Какие?)
* Кто ухаживает за растениями?
* Какую заботу о комнатных растениях проявляет ребёнок?
* Имеется ли дома экологическая литература (энциклопедии, книги со стихотворениями, с рассказами о растительном мире)?
* Знакомите ли Вы ребёнка с многообразием, строением, размножением комнатных растений, правилами ухода за ними?
* Бываете ли Вы с ребёнком на природе ( в парке, лесу), с какой целью?
* Посещаете ли Вы с ребёнком дендрарий? (Какие растения ребёнку наиболее понравились, запомнились?).
* Делаете ли Вы фотографии, находясь с ребёнком на природе?
- Воспитывайте у детей интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Формируйте экологические представления детей о значении растений для здоровья людей, развивайте эстетическое восприятие окружающего мира, поощряйте любознательность и воспитывайте уважение к увлечениям взрослых людей.
vmeste2115.com.ru
Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи. Лексическая тема «Комнатные растения». Автоматизация звука [р].
Автор: Исаева Эльвира Габдразаковна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МКДОУ «Детский сад имени В.Т.Иващенко» с.Варны
Коррекционно-образовательные цели: активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения», автоматизация правильного произношения сонорного звука [р], совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах, упражнение в словоизменении).Коррекционно-развивающие цели: развитие речевого слуха, развитие внимания, логического мышления, развитие связной речи (составление рассказов-описаний о комнатных растениях).Коррекционно-воспитательные цели: воспитание любви и бережного отношения к природе, навыков сотрудничества на занятии.Оборудование: картинки с изображением комнатных растений, схемы ухода за комнатными растениями, разрезные картинки по теме.Предварительная работа: экскурсия в цветочный магазин, библиотеку, рассматривание картинок, слайдов с комнатными растениями, беседа об уходе за комнатными растениями, уход за растениями в уголке природы, чтение художественной литературы по теме.Ход занятия.Организационный момент.Каждый день, всегда, везде,На занятиях, в игре,Верно, четко говорим,Никогда мы не спешим.Основная часть.Комнатные растения, в названии которых есть звук [Р].- Я называю слова, а ты повторяешь только те, в названии которых есть звук [Р]. Фикус, герань, папоротник, фиалка, хлорофитум, традесканция, плющ, сансевьера.- Герань, сансевьера, традесканция, хлорофитум, папоротник – что это?- Сегодня мы продолжим разговор о комнатных растениях.2. Догадайся, о каком растении идет речь.Вслух цветок не называть,Нужно только описать.- У этого растения стебель укороченный, листья длинные, изогнутые собраны в пучок, цветочные стебли длинные с белыми мелкими цветками, после цветения на этом месте образуются крошечные розетки листьев, их можно отделить и укоренить (Хлорофитум).Рассказы-описания о комнатных растениях детей.3.Скажи со словом «много».- Я называю словосочетание, а вы его повторяете со словом много.Цветы в подарок – много цветов в подарок.Глиняные горшки - …Цветы на картинке - …Цветущая герань - …Папоротник в квартире - …Распускающиеся цветы - …Прекрасная традесканция - …Фотографии цветов - …Цветы для украшения дома - …Декоративные растения - …4. Игра «Четвертый лишний».Астра, тюльпан, герань, гладиолус.Фикус, кактус, орхидея, береза.Кашпо, вазон, горшок, кувшин.Бальзамин, колеус, крапива, фиалка.5. Пальчиковая гимнастика «Кактус».На окне цветок колючий
Показать прямоугольник перед собой.
Смотрит за околицу.
Сделать бинокль из ладошек.
Вы его не троньте лучше
Погрозить пальчиком.
Очень больно колется.
Уколоть пальчиком ладошку и сморщиться.
Не подушка для иголок,
Сложенные ладошки под щечку.
И не ежик, и не елка,
Сложить ладошки, растопырить пальцы, нарисовать елку перед собой.
Но не даст себя в обиду,
Отрицательный жест головой и указательным пальцем.
Потому что весь в иголках.
Уколоть пальчиком ладошку.
6. Составление предложений с опорой на схему «Кто что любит?»Традесканция любит комнатную температуру, умеренный полив, полутень.Герань -…; папоротник - …; сансевьера - …; хлорофитум -….7. Сложи картинку.8. Игра «Изменяй-ка».Я буду рыхлить герань. – Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…Я протираю сансевьеру. – Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…Я опрыскиваю папоротник. – Ты… Он…Она…Мы…Вы…Они…9. Составление синквейна о герани.Герань.Какая? - Цветущая, красивая.Что делает? – Растет, пахнет, лечит.Фраза - Я люблю герань.Вывод, резюме - Красота.10. Окончание занятия.- Какие комнатные растения вам больше всего нравятся?- Для чего нужны комнатные растения?Оценивание работы детей.
vospitateljam.ru