Конспект урока растения леса. Конспект урока по окружающему природному миру на тему "Растения и животные леса"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока Растения леса Окружающий природный мир 3 класс VIII вида. Конспект урока растения леса


Конспект урока "Растения леса - часть живой природы"

Предмет: Мир растений

Тема: «Растения леса - часть живой природы»

Цели: сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней.

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

Закреплять и пополнять знания детей о природе;

Учить согласовывать слова в предложения;

Активизировать словарь детей.

Коррекционно-развивающая:

Совершенствовать умение выразительно читать стихи;

Развивать умение логически мыслить;

Развивать коммуникативные умения;

Развивать монолог и связную речь.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;

Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Здоровьесберегающая:

Чередовать виды деятельности, предупреждая переутомление детей.

Методы и приемы:

Рассматривание;

Обсуждения;

Пояснения;

Беседа.

Словарная работа:

Растения, дуб, береза, клен, рябина, одуванчик, крапива, подсолнух, ромашка, зверобой, шиповник, подорожник, мать-и-мачеха, корень, стебель, цветок, листья.

Ход урока:

  1. Организационная часть

  2. Основная часть

  3. Заключительная часть

  1. Организационная часть

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, отвечать

И друг другу помогать.

-Вы готовы слушать, отвечать и друг другу помогать?

Какое у нас сейчас время года?- Осень

Какой сейчас месяц?- сентябрь

Какие еще осенние месяцы вы знаете?- Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Какая погода на улице?- Становится холодно, солнце светит меньше, часто идет дождь, с деревьев опадают листья.- Правильно.

Эмоциональный настрой детей на урок.

Ребята, вы слышали такое слово- «природа»?

Звучит мелодия «В мире животных». На фоне приглушенной музыки учитель читает стихи:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг-Природа!

Природа- это то, что создано и существует само по себе, без помощи человека.

Слайд № 1-13

Назовите, что относится к природе - Воздух, вода, растения, небо, облака, река, камень, животные- Молодцы.

Все, что вы видели - это природа. Природа бывает живая и неживая.

Неживая природа-это горы , камни, небо, облака, вода.

Живая природа-это то, что растет, питается, развивается и размножается.

II. Основная часть

Живая природа- это растения, животные, насекомые и бабочки. Сегодня у нас с вами занятия про растения в природе.

Комнатные растения-это живая природа? А почему?

Что такое растения? - Это то, что растет из земли.

Что растет в природе? - Деревья, кустарники, цветы, трава.

ДЕРЕВЬЯ

Какие вы знаете деревья? - Клен, береза, дуб, рябина.

Вы знаете, из каких частей состоит дерево? Давайте посмотрим на дерево.

Слайд№ 14

Что у дерева под землей? – Корни.

А зачем они? – Деревья держатся корнями за землю и берут из нее питание.

А дальше? - Дальше идет ствол.

А на стволе? - На стволе находится кора.

Потом идут? - Ветки. А на ветках - листочки.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные- это деревья, у которых на ветках листья. Хвойные- это те, у которых хвоя или иголочки.

Слайд № 15,16

Какие вы знаете лиственные деревья? - Дуб, клен, осина, береза.

Какие вы знаете хвойные деревья? – Сосна, ель.

Сейчас мы поиграем в игру «Узнай дерево по листочку». Я вам буду показывать листья, а вы мне скажите от какого они дерева и как называются.

Слайд № 17-20

Молодцы, все листья узнали.

Ребята, деревья очень важны в жизни человека - из древесины делают мебель, строят дома, делают лыжи и музыкальные инструменты, делают игрушки. Дровами топят печки. Деревья дают плоды.

КУСТАРНИК

Кустарник- это близкий родственник дерева. Они также важны и значимы для жизни на земле, как и деревья.

Чем отличаются деревья и кустарники?- Деревья выше, а кустарник- ниже. У дерева один ствол,а у кустарника- несколько стволов.

А чем они похожи? – У деревьев и кустарников есть ветки и листья, они дают плоды.

Человеку кустарники дают ягоды, орехи, лекарственнные плоды. Человек наслаждается их красотой и тенью.

Слайд№ 21, 22

Какие вы знаете кустарники? - Шиповник, сирень, орешник, малина, черная смородина.

ЦВЕТЫ

Что еще относится к растениям? – Цветы. - Правильно.

Цветы бывают садовые и луговые.

Садовые цветы- это цветы, которые выращивает человек.

Луговые- это те, которые растут в поле, в лесу.

Слайд № 23, 24

Какие вы знаете садовые цветы? - Флоксы, бархатцы, георгины, золотые шары.

Какие вы знаете луговые цветы? - Васильки, ромашки, одуванчики, колокольчики.

Молодцы.

Давайте поиграем в игру «Угадай, про что я говорю»:

У него есть один ствол, ветки и листья- Дерево.

Они растут в траве, красиво цветут, бывают разного цвета- Цветы.

У него есть корень, несколько тонких стволов, ветки и листья- Кустарник.

Что покрывает всю землю? - Трава.

Молодцы.

Физкультминутка

Станем мы деревьями, сильными, большими.

Ноги- это корни, их расставим шире,

Чтоб держали дерево, падать не давали,

Из глубин далеких воду доставали.

Тело наше- ствол могучий, он чуть-чуть качается,

И своей верхушкой острой в небо упирается.

Наши руки – это ветви, крону вместе образуют,

В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют.

Пальцы веточками будут, листья закрывают их.

Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг!

Молодцы. Сели.

Теперь слушайте загадки и попробуйте их отгадать:

Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Ель)

***

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки (Одуванчик)

***

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки (Береза)

***

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит (Колокольчик)

***

Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок, белые реснички (Ромашка)

***

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же......(Крапива)

***

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

***

На солнце я похожий,

И солнце я люблю.

За солнцем поворачиваю

Голову свою (Подсолнух)

Молодцы, все загадки отгадали.

Растения, ребята, это чудесное творение природы. Они очень важны для человека. От деревьев и кустарников человек получает древесину, ягоды и плоды, цветы радуют глаз. Растения создают тень и очищают воздух . А еще растения лечат.

Ребята, а вы знаете, что в лесу есть своя лесная аптека? Что такое аптека? - Это где продают лекарства.

Правильно. А в природе аптека- это растения, которые помогают людям избавляться от многих болезней.

Много трав растет полезных,

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Ребята, а какие лекарственные комнатные растения вы помните?-Алоэ, каланхое.

В природе очень много лекарственных растений.- человек ими пользуется, когда болеет или плохо себя чувствует.

Список лекарственных трав очень большой. Надо уметь правильно пользоваться дарами природы и беречь их.

Слайд № 25-29

Ты натер ногу в пути, упал и и ободрал коленку, какое растение может облегчить боль? (Подорожник)

Чем можно лечить кашель и бронхит? (настой из мать-и-мачехи)

Чем полоскают горло при воспалении? (настой из коры дуба)

Какие растения помогают от кашля (Ромашка)

Какие растения убивают микробы, лечат десна, затягивают ранки? (Капли зверобоя)

Какие лекарственные травы применяют при простуде? (шалфей, чабрец, листья и ягоды смородины)

Чабрец помогает при бронхите, снимает отеки при укусах пчел, успокаивает нервы и обеззараживает воздух.

При упадке сил пьют (сироп из шиповника, боярышник, зверобой)

Какие растения помогут укрепить волосы (Лопух, крапива)

Видите, сколько мы с вами узнали о растениях в природе? Какие они красивые и полезные для человека. Чтоб все это сохранить надо любить и охранять природу и тогда она ответит нам зелеными лесами, пушистой травой и цветущими кустарниками. Природа- это такой же дом, как и тот, в котором мы живем. А значит мы должны ухаживать, беречь его, ухаживать и оберегать растения в природе, не загрязнять свой второй дом.

Ребята, а вы знаете как надо вести себя на природе?

Слайд № 30

Не ломать деревья и кустарники, не делать надрезы на деревьях- от этого они сохнут и погибают.

Не рвать цветы. Пусть люди, которые пойдут за тобой полюбуются ими.

Не сорить в лесу. Стараться ходить по тропинкам, чтобы не топтать растения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Сейчас я проверю, как вы запомнили, как надо вести себя на природе.

Поиграем в игру «Хорошо-плохо»- «Если я приду в лесок»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим “Да”, если плохо - все вместе кричим “Нет”.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (Нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (Да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду? (Нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (Да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (Да)

Да, я вижу, что вы знаете как себя вести в лесу и в поле.

Ребята, после нашего урока вы поняли, как надо относиться к природе?- Да.

Любите родную природу

Озера, леса и моря

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля!

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней,

Давайте же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

-Сделайте вывод, пользуясь вашими наблюдениями.

- Почему растения - часть живой природы?

Растения - часть живой природы, так как они дышат, питаются, растут, тянутся к свету, размножаются.

  1. Заключительная часть

Вам понравилось наш урок? - Да, очень.

Слайд 31

Мне тоже понравился, как вы отвечали и как вели себя на уроке.

А теперь давайте отдохнем.

Аутотренинг (звучит запись Д. Лолей «Одинокий пастух»):

Закроем глаза и послушаем музыку.

Ярко светит солнце,

Д ует легкий ветерок, я вдыхаю свежий чистый воздух.

Колышутся травы,

Звонко поют птицы.

Мне хорошо и приятно, я хочу жить в мире с природой.

Мы нужны друг другу.

Я буду другом и защитником всему живому.

Все. Урок окончен.

7

kopilkaurokov.ru

Конспект урока Растения нашего леса

Растения нашего леса.

Цель:

  • расширить и закрепить знания учащихся о растительном мире своей местности. На примере некоторых растений познакомить с приспособленностью их к среде обитания.

  • Способствовать нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.

  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать.

Оборудование : слайд-шоу с изображением растений нашей местности, бумага, фломастеры, клей, лист ватмана, цветные иллюстрации природы, ножницы.

Ход занятия.

I Организационный момент.

II Сообщение темы и цели занятия.

III Изучение нового материала.

Вот и пришла к нам долгожданная весна. Говорят у весны есть три завета, три дела:

Тьму зимнюю одолеть – с этим Март справляется,

Снег согнать, землю обогреть – это дело Апреля,

Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается Маю.

Как говорится: «май лес наряжает да нас в гости поджидает».

Вот и отправимся мы с вами сегодня в страну «Лесляндию».

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще – природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он светл в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь.

С. Смирнов.

Растительный мир – великое творение природы. Для наших предков лес – это и первая игрушка, первая «лапотная» азбука, банный веник в качестве «универсального» лекарства; певучая свирель, лучина, освещающая его скромное жилище; грибы, ягоды, орехи.

Чем является лес для нас? Как хорошо мы его знаем? Сегодня наши юные знатоки природы помогут нам еще раз заглянуть в удивительный мир родной природы.

Входя в лес, мы видим высокие деревья – они образуют верхний ярус леса, радует глаз пестрое разнотравье леса – это мелкие растения. Хотя еще мельче – бархатный мох, да лишайник.

Первое слово я представляю команде « Рябинушка». Ведь, как часто бывает, в лесу мы видим многое – и птиц на ветке и ящерицу в траве, и цветы и бабочки. Ну а деревья?

Выступление детей. Первая группа.

Русская березка белоствольная, удивительно красивая, любимое дерево. В конце апреля, в начале мая на березе распускаются нежные листочки. Ее плоды собраны в прекрасные сережки. Кора у березы белая, потому что в ее состав входит красящее вещество бетулин. Он как пудра заполняет омертвевшие клетки, из которых состоит береста. А название этого вещества происходит от латинского имени березы – бетула. Раньше, когда не было бумаги, люди писали на березовой коре. Живет береза долго – 100-200 лет, а некоторые виды даже до 300 лет. Береза имеет большое хозяйственное значение – она дает прекрасную фанеру, из нее делают лыжи, уксусную кислоту, а еще зеленую и желтую краску для тканей.

Сосна. В нашем лесу самым высоким деревом является сосна. Светолюбивые сосны гордо тянутся к солнцу. Их стволы покрыты красноватой корой, а макушки увенчаны темно – зеленой шапкой. Нижние ветки из- за недостатка света отмирают. Сосны выделяют особые летучие вещества, которые убивают микробов. Смолистая древесина – хороший строительный материал. Из хвои получают душистое масло, которое используют в медицине.

А еще растут у нас ель, рябина, черемуха, липа – она позже всех зацветает и цвет у нее лечебный.

А это дерево вы мне сейчас сами назовете –

Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист – дрожит? – осина-

Выступление детей. Вторая группа.

Команда «Горицвет» взяла свое название не только от названия цветка, но еще от того пестрого разнотравья, которое дарит нам природа.

Пришла к нам весна, но еще местами лежит снег. Только не боится его подснежник. Собрался с силами и пронзил нежным ростком толщу снега. Подснежник этот так и называется прострел – весенний. А еще называют его сон – травой. Необыкновенно нежны и красивы колокольчики сон – травы. С заходом солнца складывают они свои нежные пушистые, лепесточки словно засыпают. Может поэтому их так и называют?

В мае расцветает купальница. Любит она воду и растет во влажных лугах и речных берегах. Гордо вскинула она свою ярко – желтую головку!

А это голубое облачко – цветы незабудки. Они распустились на влажном зеленом лугу. У незабудки 5 голубых лепестков, желтый зрачок, белые реснички. Может поэтому эти растения называют «мышиными ушками»?

В прохладной тени леса, в прохладной тени леса, образуя целые полянки, растет краса леса – ландыш. Тонкий, нежный аромат дарит каждый из его цветков – колокольчиков. Тонкие белоснежные кисти его обернуты широкими, блестящими заостренными листьями похожими на заячьи ушки, за что и получило свое второе название «заячьи ушки».

Выступление детей. Третья группа.

Репейник-ага! Ландыши! Незабудки! Купавы! Расхваливают – то как! Расхваливают! А обо мне хоть бы слово сказали!

- а ты кто – ж такой ?

- как кто? Репейник! Или, если я такой колючий, ко всем цепляюсь, так про меня и не вспоминаете?! А я может и цепляюсь – то потому, что так мои семена по земле разносятся. А я, если хотите знать, очень даже полезное растение. Настои и отвары, приготовленные из листьев репейника применяют при кожных заболеваниях, при ангине, при заболеваниях кишечника. Да и вам, учителям, при вашей работе, очень полезно полоскать горло настоем листьев в смеси с медом.

Учитель

Да, ребята, забыли мы с вами это с виду непривлекательное, но очень полезное растение.

- забыли?! А - ну, лекарственные , выходи! Пора нам себя показать, да о силе своей рассказать!

Сон – трава растение легендарное. Легенда гласит, что когда – то у него были такие красивые широкие листья, что под ними смог укрыться изгнанный из рая Сатана. Но архангел Михаил, метнув в растение громовую стрелу, выгнал Сатану из укрытия. А листья сон – травы так и остались простреленными. Вот почему рассечены они на множество тонких долек. И название за ним сохранилось такое – прострел весенний.

Не боится снега и мать – и – мачеха. Ее пушистые стебельки начинают расти из – под снега. Ясным солнечным утром ее нежные золотистые корзиночки раскрыты, а в пятом часу они закрываются до следующего утра. Растет мать – и мачеха на открытых местах, у дорог, на склонах оврага. Отвар из листьев и цветков мать – и мачехи помогают при простудных заболеваниях

А кто из вас знает, откуда произошло название этого растения?

-одна сторона этого листа гладкая и холодная, а другая – теплая бархатистая

ученик

-Много трав растет полезных

На земле родной

Могут справиться с болезнью

Мята, зверобой

Травяная ведьма:

-я хочу тебе, дружек,

Дать в букет еще цветок.

Ученик

- разгадала твой обман!

Посмотрите, вот – дурман-

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего

Забирай назад его!

Ученик

Вырастает подорожник;

Лишь подходит срок,

На земле сухой и твердой

Около дорог.

Говорят о нем в народе

Добрые слова:

Всем поможет подорожник –

Скромная трава.

Если ты порезал руку

Или ногу сбил,

Он тебе залечит рану

И прибавит сил

Стоек наш «мышиный хвостик» -

На жаре, в пыли

Эта сила и терпенье

От родной земли

Помогая молча людям, не боясь невзгод,

Рядом с нами подорожник

На земле растет.

В. Ванюшов.

Травяная ведьма

Я одумалась ребята,

Лучше вместе в лес пойдем,

Соберем шалфей и мяту

Нежных ландышей нарвем.

Дома их поставим в воду…

Ученик

Поняла я, братцы, сразу

Хитрый замысел ее.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем

От таких лихих ,как эта,

Собирательниц букетов

В Книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвем не на потеху

Отнесем мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди сделают лекарство.

Учитель

- а сейчас мы с вами отправимся в лес, но не по грибы и ягоды, а пойдем мы с вами за загадками. Согласны? Что там – грибы? Соберешь – успокоишься. А как станешь загадки – отгадки отыскивать – так покой потеряешь:

-в платье белом девица стоит .

И народ ее благодарит

За ее печальную красу,

За ее зеленую косу.

(береза)

Только тронь - отдернешь ладонь-

Обжигает трава, как огнь!

(крапива)

Белые овечки бегают по свечке

(цветы ивы)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Сижу на кусту,

Круглая, как шар,

Красная, как кровь,

Сладкая, как мед.

(вишня)

учитель

Ребята! Какие еще кустарники растут в нашем лесу?

-шиповник, смородина, боярышник.

Да , ребята, вот и подошло к концу наше небольшое путешествие в мир природы. Но с каждым новым занятием перед вами будут открываться новые знания, которые принесут вам красоту и радость новых открытий. Хочется надеяться на то, что эти знания помогут вам сберечь родную природу.

Сегодня мы еще маленькие, но уже вполне способны охранять природу. Вот только как это необходимо делать?

Предполагаемые ответы:

- Не загрязнять водоемы, лесные массивы бытовым мусором.

-не рвать без надобности дикорастущие растения.

-не разводить костры.

- не разорять гнезда птиц…

Оформление газеты «Защитим планету вместе»

Учитель

Закончить наше занятие мне хотелось бы словами:

Давайте пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

С.Бургун.

infourok.ru

Конспект урока Растения леса Окружающий природный мир 3 класс VIII вида

Тема: «Растения леса» (по предмету "Живой мир") 3-й класс инд. обучение.

Урок может представлять интерес для педагогов, работающих в коррекционной школе.

Цель: Формирование элементарных представлений о лесе как целого природного сообщества.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с типичными представителями растительного мира в лесу. Повторить и усвоить понятия: лес, лиственные деревья, хвойные деревья.

  2. Коррекционно-развивающие: коррекция образной памяти посредством сравнительной характеристики деревьев и кустарников.

  3. Воспитательные: воспитание интереса к занятию через создание условий для активной познавательной деятельности.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика (несколько упражнений: “заборчик”, “трубочка”, “кошечка”, “грибочек”, “гармошка”, “лошадка”).

Скороговорка.

Прыгало, прыгало, пугало, пугалоНа одной ножке в лес по дорожке.

– И мы сейчас отправимся вслед за этим героем.

  1. Сообщение темы урока.

– Разгадай мою загадку.

Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем.

– Что это? (Лес.)– Правильно. Мы будем беседовать о лесе. Мы узнаем, какие бывают леса, как устроен лес, кто в нем живет, что дает лес и как мы должны вести себя в лесу.

  1. Работа над темой урока.

1. Виды лесов нашей Родины.

- Что такое лес?

Прочитать

Лес — это семья различных растений: деревья, кустарники, травы, грибы, мхи.

В лесу растения растут этажами — в борьбе за свет и тепло. Деревья в лесах бывают хвойные и лиственные.

- Не мешают ли расти друг другу растения леса? (Они растут этажами: выше всех деревья, ниже — кустарник, еще ниже — травы, грибы, мхи).

- Назови деревья леса (ель, сосна, дуб, берёза, тополь)

- Назови части дерева.

2. Хвойные леса, их особенности и состав.

- Назови известные хвойные деревья? (Ель, сосна).

- Чем похожи эти деревья? (У всех хвоя).

- Чем отличаются? (Длиной хвои, цветом коры, внешним видом).

- Чем отличается хвоя от листьев? (Формой, количеством).

Прочитать.

Леса, в которых большинство деревьев вместо листьев имеют хвою, называются хвойными: это ель, пихта, сосна, кедр, лиственница. Хвойные деревья называются вечно-зеленьми, они не сбрасывают на зиму хвою, т.к. хвоя хорошо приспособлена к холодам.

3. Физминутка.

Межвежата.

Медвежата в чаще жили,Головой своей крутили,Вот так, вот такГоловой своей крутили. (Повороты головой вправо, влево)

Медвежата мед искали,Дружно дерево качали,Вот так, вот такДружно дерево качали. (Руки вытягиваем вперед и делаем движения с небольшим наклоном вперед – назад)

Вперевалочку ходили,И из речки воду пили,Вот так, вот такИ из речки воду пили. (Изображаем неуклюжую походку, наклоняемся, подносим ладошки ко рту)

А потом они плясали,Выше лапы поднимали,Вот так, вот такВыше лапы поднимали. (Пляшем, высоко поднимая ноги)

4. Лиственные леса нашей Родины.

- Назови деревья лиственные (береза, тополь, дуб)

Чтение отрывка.

В лиственных лесах листья «играют» — шевелятся, играют блики света на листьях, у каждого дерева свои цветы и плоды, часто рядом растут разные деревья. В лиственных лесах много пищи для насекомых, и поэтому больше птиц и зверей, лес полон звуков — голосов птиц. В лиственных лесах хорошо дышится. Особенно красивы леса осенью, когда листья на деревьях расцвечиваются разным цветом и глаза разбегаются от богатства красок.

infourok.ru

Конспект занятия по теме "Лесные растения"

План проведения занятия детского объединения

Тема: Лесные растения.

Занятие разработано для обучающихся 1класса, занимающихся по программе «Сказка природы». Форма проведения занятия – заочная экскурсия. Для проведения занятия составлена слайд – презентация, при просмотре которой происходит изучение нового материала. В соответствии с возрастными особенностями детей на занятии используются объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы, групповые задания. Предложенный план занятия может быть использован для проведения занятия в детском объединении в системе дополнительного образования, а так же может быть использован для проведения классного часа или внеклассного мероприятия по теме «Орана природы родного края» для детей начального звена общеобразовательной школы.

Цель: Сформулировать понятие о растительном сообществе леса, подчеркнуть необходимость бережного отношения к родной природе.

Планируемые результаты: дети научатся выделять и сравнивать признаки деревьев, кустарников и трав, будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.

Задачи

дидактические: познакомиться с растениями, представителями лесного сообщества, их декоративными свойствами и значением этих растений в жизни людей.

Расширять знания детей о разнообразии растений в природе.

развивающие: развивать эстетический вкус и познавательную активность обучающихся, умение работать в группе.

воспитательные: воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма проведения занятия: заочная экскурсия.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.

Оборудование: дидактический материал «Деревья», «Кустарники», «Лесные и луговые травы», слайд-презентация «Растительный мир Прибайкалья».

Структура занятия.

  1. Актуализация знаний по теме предыдущего занятия «Домашние животные и животные зооуголка».

  2. Мотивация учебной деятельности.

Задание для учащихся: Прослушайте стихотворения и постарайтесь определить, о чём пойдёт речь на занятии.

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится,

Что за зверь, какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь – мы свои!

Определение темы и сообщение цели занятия.

Подготовка к изучению нового материала.

Вопросы для обучающихся:

- На занятиях мы изучаем природу. Что такое природа?

- Чем отличаются живые организмы от объектов неживой природы?

- Дополните предложение: «К живой природе наряду с растениями относятся…»

- Как вы считаете, могут ли жить другие живые организмы на планете Земля, если растения исчезнут? Приведите доказательства, подтверждающие ваши слова.

- Мир растений разнообразен. По внешнему строению растения можно разделить на три группы. Знаете ли вы, как они называются? ( Схема №1 на магнитной доске)

- Чем отличаются между собой деревья, кустарники и травы?

- Деревья, травы и кустарники по внешнему виду отличаются друг от друга, но состоят из одних и тех же частей, или органов.

Из каких органов состоит травянистое растение?

-Для чего нужны растению корень, стебель, лист, цветок и плод с семенами?

Вывод: растение – живой организм. Все части растения взаимосвязаны и важны для жизни. В то же время ни одно растение в природе не существует изолированно от внешнего мира.

В природе растения живут совместно, группой. Такую группу растений называют сообщество. На территории Прибайкалья наиболее часто встречаются следующие сообщества растений: лес (таёжные и смешанные леса), луг, болота и водоёмы.

Большую часть территории нашего региона занимают леса. Для изучения растительного лесного сообщества мы с вами отправляемся на заочную экскурсию.

  1. Изучение нового материала.

Просмотр и изучение слайд - презентации «Растительный мир Прибайкалья».

Комментирование слайдов. Необходимость охраны природы.

«Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни».

Идите в лес в мороз и в зной,

Любите лес, как дом родной!

Он будет рад приветить вас

И – чем богат – всё вам отдаст.

Лесной родник прильнёт к губам,

Гриб – боровик к вам выйдет сам.

Даст ягод луг, орехов – кедр,

Зелёный друг богат и щедр.

Идите в лес в мороз и в зной,

Храните лес, как дом родной!

Мы с вами долго были в пути, я думаю, вы устали. Нам необходимо отдохнуть и сделать разминку.

Физкультминутка.

На зарядку Солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

  1. Продолжение работы по теме занятия.

  1. Выполнение групповых заданий.

Каждая группа обучающихся получает набор карточек с изображением различных растений и выполняет задания учителя.

а) Найдите растения, не встречающиеся в Сибирских лесах.

б) Распределите полученные карточки на три группы: деревья, кустарники, травы.

в) В группе дикорастущих растений найдите редкие, нуждающиеся в охране виды.

г) Найдите карточки с изображением лекарственных и ядовитых растений.

д) Какие из растений, изображённые на карточках, обитают в лесу?

е) Найдите изображения луговых трав на выданных вам карточках.

2. Викторина «Что растёт в тайге?»

1) Я травянистое растение

с цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение –

И превращаюсь я в конфету. (Ирис)

2)Она весну встречает,

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка,

А платьице в полоску.

Ты узнаёшь … (берёзку).

3) Слева от тропинки

На тоненькой былинке

Цветочек гнётся над травой,

Звоночек это луговой. (Колокольчик)

4) Листики с глянцем,

ягодки с румянцем.

А сами кусточки – не выше кочки. (Брусника)

5) У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке. (Сосна)

6) Не боится он мороза,

Он совсем неприхотливый,

А цветы на нём, как розы,

Ароматны и красивы. (Шиповник)

7) На лугу вдоль речки

Зажглись малиновые свечки.

Пышным розовым султаном

Украшает он поляну. (Иван-чай)

8) В каждый дом под Новый год

Это деревце придёт.

Зелёное и колкое,

Оно зовётся … (ёлкою).

9)Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок. (Лиственница)

10) В лесу и на болоте

Травку вы найдёте.

А на ней синеет гроздь –

Кисло-сладких ягод гроздь. (Голубика)

11) На лугах растут сестрички –

Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

12) В поле есть такой цветок:

Ярко-синий лепесток

На ветру качается,

Нежно называется. (Василёк)

13) Этот куст зелёный, колкий,

Вместо листиков – иголки,

И зимой, и жарким летом

Он одним окрашен цветом. (Можжевельник)

14)Глядит из-под снега

Зелёный росток –

Он первый весенний, студёный цветок. (Подснежник)

15) Встретишь на опушке ты

Эти майские цветы.

Колокольцы чистые

Те цветы душистые. (Ландыш)

  1. Рефлексия.

Мы познакомились с разными растениями. Что у них общего? Чем три группы растений отличаются друг от друга? Как отличить деревья от кустарников и трав?

Что нового вы узнали сегодня?

  1. Подведение итогов занятия.

Краткий обзор изученного материала. Выводы.

Н. Рыжова.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки ели не ломай,

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

И цветы не стоит рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришёл не убивать!

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость,

Здесь хозяин – кедр и лось.

Их покой побереги –

Ведь они нам не враги!

И тогда любой зверёк –

Будь то ласка иль хорёк,

Рысь и волк, речная рыба –

Скажут «Ты наш друг!

Спасибо!»

infourok.ru

Конспект урока Растения нашего леса

Растения нашего леса.Цель:расширить и закрепить знания учащихся о растительном мире своей местности. На примере некоторых растений познакомить с приспособленностью их к среде обитания.Способствовать нравственному, эстетическому воспитанию учащихся.Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать.Оборудование : слайд-шоу с изображением растений нашей местности, бумага, фломастеры, клей, лист ватмана, цветные иллюстрации природы, ножницы.Ход занятия.I Организационный момент.II Сообщение темы и цели занятия.III Изучение нового материала.Вступительное слово учителя.Вот и пришла к нам долгожданная весна. Говорят у весны есть три завета, три дела:Тьму зимнюю одолеть – с этим Март справляется,Снег согнать, землю обогреть – это дело Апреля,Третий долг – теплую землю всю в зелень убрать – достается Маю. Как говорится: «май лес наряжает да нас в гости поджидает».Вот и отправимся мы с вами сегодня в страну «Лесляндию». Есть просто храм,Есть храм науки,А есть еще – природы храмС лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам.Он светл в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь,Входи сюда, Будь сердцем чуток, Не оскверняй ее святынь. С. Смирнов.Растительный мир – великое творение природы. Для наших предков лес – это и первая игрушка, первая «лапотная» азбука, банный веник в качестве «универсального» лекарства; певучая свирель, лучина, освещающая его скромное жилище; грибы, ягоды, орехи.Чем является лес для нас? Как хорошо мы его знаем? Сегодня наши юные знатоки природы помогут нам еще раз заглянуть в удивительный мир родной природы.Входя в лес, мы видим высокие деревья – они образуют верхний ярус леса, радует глаз пестрое разнотравье леса – это мелкие растения. Хотя еще мельче – бархатный мох, да лишайник.Первое слово я представляю команде « Рябинушка». Ведь, как часто бывает, в лесу мы видим многое – и птиц на ветке и ящерицу в траве, и цветы и бабочки. Ну а деревья?Выступление детей. Перв

weburok.com

Конспект урока по познанию мира. Растения и животные лесов и тугаев

Познание мира

Дата «___»________ 200_г Класс 4

Тема урока: Растения и животные лесов и тугаев

Цели: обобщить и систематизировать знания о степной зоне; уточнить и расширить представления учащихся о лесе; формировать умения работать с картой природных зон; воспитывать любознательность, речь, память, бережное отношение к природе.

Оборудование: карта природных зон Казахстана, выставка книг, таблицы «Лес», «Смешанный лес», запись песни «Лесной марш».

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начался урок.

Постарайтесь получать

Только лишь отметку «пять».

II. Обобщение изученного.

  1. Что такое пустыня?

  2. Опишите пустыню в безветренную погоду.

  3. Как описывается буря в пустыне?

  4. Какие изменения происходят в жизни растений пу­стыни весной?

  5. Как размножаются растения в пустыне?

  6. Используя рисунки, опишите такие растения, как степная акация, ковыль, саксаул, селин. Расскажите, как они закрепляются в песках.

  7. Почему илак называют «сено на корню»?

  8. В какое время года наблюдается «красная метели­ца» и отчего она образуется?

  9. Какое растение окрашивает пустыни в голубоватый цвет?

  1. Какие растения растут на глинистых почвах? Опи­шите устно тамариск и солянку.

  2. Почему на таких землях не растут овощи и фрукты?

  3. Какую пользу приносят глинистые земли человеку?

  4. Как появляются солончаковые земли? Почему там не могут расти растения?

  5. Какие растения растут на каменистой почве? По­чему не другие растения?

  6. Почему появляются пустыни вследствие деятель­ности человека? Как можно исправить ошибку человека?

.

III. Введение в тему. Постановка целей урока.

– Давайте вспомним, почему степь называют «житницей». (За плодородные почвы, земледелие.)

– Как вы думаете, какую зону называют «легкими планеты», «фабрикой кислорода»? Докажите свою точку зрения. (Растения выделяют кислород, а также вещества, убивающие микробов.)

– Прочитайте тему нашего урока. Что надо изучить о зоне лесов? (Географическое положение, климат, почвы, растения и животных, значение леса для жизни человека.) Я хочу внести небольшие изменения в ваш план и добавить еще два пункта: виды лесов и сезонные изменения в лесу. Где определим место этим вопросам в плане?

План записывают в тетради.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

У п р а ж н е н и е «В лесу».

Скрылись в лес мы от жары, появились комары.

Раз – хлопок над головой, руки вниз – хлопок другой.

Дальше мы идем, идем, перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем, прыгать будем мы смелее.

Раз-два, не беда, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем, ноги выше поднимаем.

Дышим ровно, глубоко. Нам спокойно, легко.

(Ходьба на месте.)

(Хлопки.)

(Ходьба на месте.)

(Прыжки.)

(Прыжки.)

(Ходьба на месте.)

(Вдох–выдох.)

IV. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а с к а р т о й.

– Рассмотрите по карте природных зон, где находится в нашей стране зона лесов. (Широким кольцом опоясывает с запада на восток, к северу от степной зоны.)

– Каким цветом обозначена на карте? (От темно-зеленого до светло-зеленого.)

– Как вы думаете, почему используются разные оттенки, а не один цвет, как в раскраске зоны степей? Тем, кто затрудняется ответить на этот вопрос, рекомендую обратиться к тексту учебника.

– Что можно рассказать о климате по карте? (стр 77 - прочитать) Климат умеренно-континентальный. Зима четыре-пять месяцев, лето умеренно-теплое и влажное (3–3,5 месяца), много осадков.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.

– Прочитайте о разных типах леса на стр. 76. Пояснение названий: лиственный, смешанный, дубрава, ленточный бор, тайга. (В лиственном лесу растут лиственные деревья, но это может быть и березняк, если в нем березы, и дубрава – там дубы, то есть все деревья в таком лесу только лиственные.К другой картинке подходит название «хвойный лес», так как растут в нем хвойные деревья, к третьей – смешанный, так как встречаются и хвойные, и лиственные деревья.)

V. Растения и ярусы леса.

1. Б е с е д а.

– Как вы думаете, что же это такое? Какой ярус самый высокий? (Деревья.)

– Поставьте цифру 1 и запишите в тетрадь. (На доске заготовка: ярусы леса.Карточки с названиями ярусов прикрепляются постепенно у каждой ступеньки по ходу урока; над каждой ступенькой крепятся магнитные карточки с изображениями представителей яруса: деревья; кустарники, травы; мхи, лишайники.)

В лесу много деревьев, вы все их знаете. Я предлагаю вам разгадать кроссворд 1, в первой части которого отгадками являются названия деревьев. Я загадываю загадки, а вы вписываете в кроссворд отгадки. У нас должно получиться ключевое слово.

З а г а д к и к к р о с с в о р д у «Растения леса»:

1. Клейкие почки, зеленые листочки.

С белой корой расту под горой.

(Береза.)

2. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

(Липа.)

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

(Осина.)

4. Летом с него снег – просто смех!

Снег по городу летает, почему же он не тает?

(Тополь.)

5. Зимой и летом одним цветом. (Ель.)

6. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

(Сосна.)

7. Есть у родственницы елки неколючие иголки,

Но в отличие от елки опадают те иголки.

(Лиственница.)

8. В сенокос – горька, а в мороз – сладка.

Что за ягодка? (Рябина.)

В процессе разгадывания на магнитный плакат крепятся карточки с изображениями соответствующих деревьев.

– Какое получили ключевое слово? (Растения.) Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? (Кустарники.)

Дети делают запись в тетради под цифрой 2.

– Какие кустарники вы знаете? (Шиповник, бересклет, калина, лощина.)

– Спускаемся еще на один ярус. Что находится ниже кустарников? (Травы, сюда же относятся маленькие кустарники – брусника, черника.)

– Переходим ко второй части кроссворда.

З а г а д к и к к р о с с в о р д у «Растения леса»:

9. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(Колокольчик.)

10. На припеке у пеньков много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.

(Земляника.)

11. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, зовусь я … (подосиновик).

12. Беленькие горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

– Какая фраза получилась? (Растения леса.) Все ли здесь растения? (Нет, грибы – это отдельное, самостоятельное царство.)

– Почему они были загаданы вместе с травами? (Без них лес погибнет, грибы занимают один ярус с травами.)

– Все ли ярусы мы рассмотрели? Самый нижний ярус – мхи и лишайники (сфагнум, кукушкин лен). Запишите в тетрадь под цифрой четыре: мхи, лишайники.

– Любой дом имеет фундамент. А есть ли в лесном доме такой фундамент? (Да, это почва.) В почве подземные коммуникации – корни деревьев и трав, которые тоже образуют ярусы. Итак, сколько ярусов выделяют в лесу? Перечислите их.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.

– Откройте учебник на с. 85. Объясните, почему мы выделили 5 ярусов

– Прочитайте. Составьте схему ярусов по учебнику. (1. Высокие деревья. 2. Деревья пониже. 3. Кустарники. 4. Травы. 5. Почва с населяющими ее живыми организмами, мхи.)

– Прочитайте про грибы. По названиям каких грибов можно узнать где они растут? Найдите на странице учебника правильный ответ. (….)

3. П е р в и ч н о е з а к р е п л е н и е.

– Распределите данные растения по ярусам: осина, черника, ветреница, береза, мох, калина, сосна, орешник.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Учитель называет растения леса (дуб, осина, боярышник, береза, ель, орешник, одуванчик, медуница и т. д.). Полным приседом дети показывают травянистые растения, полуприседом – кустарники, поднимают руки вверх – деревья.

4. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.

– Почему растения в лесу растут «этажами»? (Растениям нужно разное количество света, есть светолюбивые растения, а есть – теневыносливые.)

– Послушайте рассказ Н. Надеждиной «Белые фонарики» и скажите, как растения с нижних ярусов приспособились к отсутствию света.

Лес уже не тот, каким он был в ту пору, когда ты с ребятами собирал подснежники. И совсем другие в лесу цветы.

Как правило, белые. И любка цветет белым, и калина, и рябина, и малина. Опять пepeд нами загадка.

Почему с майского ландыша начинается в лесу время белых цветов?

Цветы живут в нижнем этаже леса. Второй этаж – кустарники. Ещё выше – один или два этажа деревьев. Их огромная тень ложится на землю, закрывая свет тем, кто живёт внизу.

Синий подснежник, дикая жёлтая примула-баранчик, калужница, хохлатка, сон-трава, медуница – все цветы ранней весны не славятся сильным запахом. Они чуть-чуть пахнут мёдом, а больше – лесной свежестью.

Запах – это хитрость цветка: надо приманить пчёл и шмелей. Лишь у того цветка, который они опылили, завяжутся семена.

Но зачем хитрить подснежнику и хохлатке? Ранней весной у пчёл и шмелей в почете каждый цветок.

Его легко разыскать глазами. В апреле лес ещё прозрачный, ещё не одетый листвой, и в нижнем этаже светло. Но пришёл май, и большими, широкими стали листья деревьев. Листва сомкнулась в верхнем этаже, словно закрыли ставни, сумрачно стало внизу. Теперь уже трудно разглядеть лиловое и синее пятнышко, теперь цветок должен сверкать и манить. Только один цвет можно различить в темноте – белый. Словно белые фонарики, светятся в чаще цветы ландыша, указывая путь мошкам, которые их опыляют: «Мы здесь! Летите сюда». Если белый фонарик запутался в траве, мошка найдет его и вслепую, по сильному аромату. Белым ландышем кончается лесная весна, наступает тенистое лето.

VI. Животные леса.

1.Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Звучит в записи песня «Метель» (сл. Н. Новикова). Дети кружатся, имитируют движения «метели» и подпевают.

– Пришла зима – спасайся кто может! А кто не может? Синицы, воробьи, овсянки, поползни. Что им делать? Они не улетают в жаркие страны, не прячутся в мох, не впадают в спячку. Им каждый день надо есть. А еда вся под снегом. Поля и лесные поляны теперь, как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется.

Посмотри, как все бело, сколько снегу намело!

А следов-то на снегу! Разгадать я их смогу!

2. Р а з г а д ы в а н и е к р о с с в о р д а «Кто оставил след?».

О т в е т ы. По горизонтали: 2. Белка. 3. Лось. 4. Куница. По вертикали: 1. Барсук. 2. Бобер. 5. Заяц.

На снегу следы – как книжка:

Куропатка, горностай,

Волк, сохатый, даже мишка –

Пишут все. А ты читай!

В. Головин

– Зарисуйте следы этих животных. Может, когда-нибудь вам удастся встретить их в лесу.

– След какого хищного зверя похож на след человека? (След медведя.)

– Бывают и малоснежные зимы. Как вы думаете, хорошо ли это для лесных обитателей? Если снега мало, это хорошо лосю, косуле, птицам. Плохо тем, кто спит в норах, берлогах.

Животные ложатся спать

Каждый год с наступлением зимы многие животные исчезают: одни переселяются туда, где потеплее, другие впадают в спячку. Зимняя спячка животных называется «гибернация». Во время гибернации звери «довольствуются малым»: перестают есть, сокращают сердечный ритм, интервалы между вдохами и выдохами удлиняются, и дыхание становится едва заметным.

Но спячка спячке рознь. В случае с медведем долгая спячка не имеет ничего общего с настоящим сном, а больше походит на зимнюю лень. Даже сурок время от времени шевелится.

3. И г р а «Колодец желаний».

– Представьте, что вы находитесь у колодца, где загадывают желания. «Если бы я был каким-либо животным, я бы… потому что…» (дети называют существенные признаки животных, особенности их питания, зимовки, наличие врагов).

4.Калейдоскоп животных.

– Какой удивительный и неповторимый мир животных! А какие интересные названия у них! Дома вы подготовили этимологическую справку о названиях хорошо знакомых жителей русского леса. Начнем с хозяина леса – медведя. Почему его так назвали? (Различают два корня в слове «медведь»: -мед и -ед; его так назвали потому, что он очень любит есть мед.)

Волк – корень в словах волоку, волочить, то есть тащить. Волк – хищное животное, он уволакивает домашний скот.

Заяц – это слово буквально означает «прыгун». Пришло из польского языка.

Белка – слово древнерусское. Название животному дано по цвету и первоначально относилось лишь к белой породе белок.

Бобр – строитель лесных плотин (назван по цвету своей красивой и ценной шубы, бобр – буквально значит «бурый», «коричневый»).

5. Р а б о т а п о у ч е б н и к у.

– Откройте учебник. Что вы еще знаете об этих животных.

– Кто охотится за мышами, зайцами? Часто из-за своего прекрасного пушистого меха становится добычей охотников. Хорошо знаком вам по сказкам. (Лиса.)

– Кто спит с открытыми глазами? (Заяц-беляк.)

– Кто из зверей может переплыть речку? (Еж.)

– Кто из зверей делает ходы в земле? (Барсук.)

– Каких еще животных вы можете добавить в каждую группу? Что вы о них знаете? (Волки очень умны. Летом, когда в логове у волчицы рождаются волчата, волки не охотятся близко от логова, чтобы люди не нашли волчат. Выжить волку помогает его выносливость. Волки могут не есть по много дней. Бурундук перед спячкой просушивает и перебирает заготовленные в ранние сроки запасы; хранятся они в образцовом порядке: отдельно сложены семена трав, кедровые орешки, зерно. Съедает запасы весной, когда просыпается.)

– Барсук зимой спит. Как же получается, что на снегу обнаружены его следы? Почему самого барсука не видно? (Он поел запасы, подкрепился и опять спать улегся.)

– Совсем другое дело, если проснулся зимой медведь. Если он плохо ел летом, то у него под кожей накапливается мало жира. Зимой он начинает ходить, искать себе пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем-шатуном очень опасна для человека.

6. В и к т о р и н а о з а й ц а х.

– Самый крупный из зайцев в наших лесах. (Русак.)

– Какое название получили зайчата, родившиеся в июне, когда колосится рожь и цветет гречиха? (Колосовичок.)

– Летом рыжевато-коричневый, а зимой белый. (Беляк.)

– Это средство защиты. Зимой зайцы белые. Почему? (Маскировка.)

– От врагов спасают… (Ноги.)

– Какая пища насыщает на несколько дней? (Молоко.)

  1. Самостоятельная работа.

– Вы должны при ответе на вопрос поставить только цифры от 1 до 5: 1 – заяц; 2 – медведь; 3 – лиса; 4 – волк; 5 – белка.

1) У кого зимой появляются детеныши? (2.)

2) Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5.)

3) Кто к зиме собирается в стаи? (4.)

4) У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (1.)

5) Про какого зверя так говорят: «Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный»? (3.)

6) Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по много дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4.)

7) Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3.)

8) Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5.)

9) Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1.)

– Подумайте, кто это мог пожаловаться: «Меню однообразное: хлебные крошки. Да и те часто снегом засыпаны. Вспотеешь, пока докопаешься. То ветер еду сдует, а то и совсем положить забудут. Сегодня густо – завтра пусто».

Спаси птиц

Посинели от холода птицы,

Потому и зовут их – синицы.

Ты их желтым пшеном накорми,

Чтоб совсем не замерзли они.

Г. Новицкая

Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза, конопли. Семена лучше раздавливать. Нельзя птицам давать жареные семена, крошки черного хлеба.

8.Пернатые.

Оседлым птицам приходится трудно зимой. Многие наверняка бы погибли, если б мать-природа не позаботилась одеть их в перья. Возьмем, к примеру, оседлого скворца. У этой птицы на морозе сокращается теплообмен, и она начинает кутаться: перья увеличиваются в размерах. Промежутки между перьями заполняются воздухом, что повышает изоляцию тела. Чем холоднее, тем больше раздувается скворец – вплоть до того, что превращается в маленький шарик, без лапок и клювика.

– Что это за птица? Эти черные с красной грудкой птицы появляются у нас с первым снегом. Питаются семенами рябины, клена, трав. С наступлением весны они улетают от нас в более северные места. (Снегири.)

– Что вы о ней знаете? (Снегирь – доверчивая и общительная птица.Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат к нему.)

– Какие птицы еще прилетают к нам зимой? Почему их называют кочевники? Как помочь им выжить в трудных условиях? (Белые куропатки, пуночки, белые совы летом живут у самого Ледовитого океана, и наши леса для них уже юг. Такая у них там зима лютая и свирепая, что наша им теплой кажется. Как помочь выжить? Устраивать птичьи столовые.)

– Посмотрите на наших пернатых гостей на иллюстрации. Что вы о них знаете? (Глухарь – оседлый основательный житель. Зимой в борах, по болотам. Вылетает утром и вечером щипать сосновую хвою. Если мороз под 30°, то пешком к соснам добирается. Закружит вьюга, ударят свирепые холода, глухари по трое-четверо суток безвылазно сидят под снегом: голод – плохо, стужа – того хуже.)

– Длинную зимнюю ночь птицы проводят по-разному. Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы скрываются в дуплах. А где прячутся тетерева, рябчики, белые куропатки? (Под снегом.)

VII.. Обобщение изученного. Итог.

Р а б о т а п о п а р а м:

– Лес – это загадка природы, которую вы будете, постепенно изучая, разгадывать. Надеюсь, что после этого урока природа приобрела в вашем лице своих помощников и защитников.

Домашнее задание: подготовить материал о растениях и животных смешанного леса по учебнику на с. 76-79.

multiurok.ru

Конспект урока по окружающему природному миру на тему "Растения и животные леса"

Конспект урока по окружающему природному миру 2 класс

Тема: Растения и животные леса

Цели урока:

обобщение знаний детей о животных, растениях леса

воспитание бережного отношения к природе.

развитие наблюдательности, образного и логического мышления,

развитие умения устанавливать причинно - следственные связи, памяти, выразительности речи, индивидуальных творческих способностей.

Метапредметные результаты

Познавательные: анализировать информацию, классифицировать животных, делать выводы, обобщать знания, выделять главное.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью, аргументировать свои суждения.

Регулятивные: выполнять учебное действие, планировать учебное сотрудничество, удерживать цель до получения результата, оценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: компьютер, картинки животных, растений, клей, макет леса, презентация Microsoft Office.

Ход урока.

I. Организационный момент

Учитель:

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

II. Фенологические наблюдения

Учитель:1. Какое сейчас время года2. Чем она отличается от других времен года?

 III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

- Придвиньте ваши стулья, прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами немного попутешествуем, а куда, вы попробуете сказать, после того как прекратятся звуки.

(Звучит файл «Звуки леса»)  

- Ребята, как вы думаете где мы побывали сейчас?

(В лесу)

Тема нашего урока «РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ ЛЕСА»

Мы сегодня входим в лес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны!

IV. Изучение нового материала.

Послушайте ребята, сказку и скажите, о чем рассказывается в сказке.

Однажды художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – размышлял он.- Конечно, лес - это деревья».

И он нарисовал березы, ели, сосны, осины, зеленую траву, разноцветные мхи и яркие цветы. А в уголке картины он нарисовал маленького человечка с длинной бородой - деда-лесовичка. А какой же это лес без лесовичка?

Повесил художник свою картину на стену, полюбовался ею и куда-то поехал. Когда через некоторое время он вернулся, то на картине увидел лишь черные стволы деревьев.

—Что случилось с лесом? Почему он пропал? - пришел в ужас он.

—Ты забыл нарисовать грибы,- отозвался дедушка-лесовичок.- Без грибов не будет леса.

Художник взял кисти и нарисовал снова деревья и кусты, траву, мхи, а среди травы и мхов - грибы. Тем не менее, лес продолжал зысыхать.

— Это потому, что в твоем лесу нет насекомых,— заметил лесовичок.

Художник снова взялся за кисти, и на цветах и листьях появились яркие мотыльки и проворные жуки.

— Ну, в конце концов, все в порядке, — решил художник и, еще раз полюбовавшись картиной, снова куда-то поехал.

А когда он вскоре появился, то не поверил собственным глазам: на месте роскошного ковра из цветов и трав была лишь пустая земля. И деревья тоже были голые, будто зимой.

Художник подошел ближе... и ужаснулся. Весь лес был покрыт толстым пластом гусениц и жуков.

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта