Исследовательская работа тема: Лекарственные растения Краснодарского края. Лечебные растения кубани
исследовательская работа тема: Лекарственные растения Краснодарского края.
Тема: Лекарственные растения Краснодарского края.
Работу выполнила:
Резник Ангелина,3 класс МБОУ СОШ №20,
Россия, Краснодарский край,
Славянский район, п.Забойский
Научный руководитель:
Лаврова Валентина Андреевна
СОДЕРЖАНИЕ:
Ведение.
1.1Цель работы..........................................................................3
1.2.Задачи.....................................................................................3
II. Многообразие растительности Кубани……....................4
III. Область применения лекарственных растений…… 5 IV.Сушка, сборка, заготовка лекарственных растений…5
V. Наши соседи – лекарственные растения …………….... 7
VI. Заключение………………………………………………..16
VII. Используемая литература................................................16
Приложение № 1. Опрос одноклассников…………………..17
Приложение №2. Опрос одноклассников……………………18
Приложение№ 3 Опрос одноклассников…………………….19
ВВЕДЕНИЕ.
В данной работе мною и мамой проведено исследование использования растений в качестве лекарственных средств, потому что я много слышала о целебных свойствах растений. Нами рассмотрены лекарственные растения Краснодарского края, их целебные свойства, приведены оригинальные рецепты лечения болезней, которые представлены в виде буклета.
Очень хорошо известны целебные свойства растений.
Без больницы люди жили,
Знахари больных лечили:
От озноба- зверобоем,
От зубов- льняным настоем,
От ожогов- бузиной,
А от ран – землей родной.
Н. Кончаловская
Можно и дальше продолжить список растений-целителей, но мы рассмотрим лекарственные растения: крапиву, ромашку аптечную, зверобой, мать и мачеху, лопух, валериану, подорожник.
Информация о целебных свойствах растений и способах их применения периодически появляется в разнообразных передачах, на телевидении и на страницах газет и журналов, а также в научно-популярной печати.
Актуальность:
1. В исследовательской работе затронута проблема сохранения здоровья человека.
2. Рассматриваются альтернативные домашние лекарственные средства взамен дорогим аптечным.
3. В работе предложены оригинальные рецепты для лечения некоторых заболеваний.
1.1. Цель работы: познакомиться с некоторыми лекарственными растениями Краснодарского края, изучить их внешний вид, лечебные свойства, области применения, провести опросы, сделать выводы.
1.2 Задачи:
Выяснить, какие растения произрастают в нашем крае.
Изучить историю лекарственных растений.
Выяснить, как лекарственные растения используют в медицине.
Выяснить, как лекарственное растение влияет на организм человека.
II. МНОГОБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ КУБАНИ
Многообразна природа. Большое значение в природе и жизни человека имеют растения.
Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности как на Кубани. Всего на Кубани 160 видов лекарственных растений.
Но человек так безжалостно их рвёт, даже бывает с корнями, что некоторые из них начинают исчезать и рвать эти растения запрещено.
В лесах растут липа, дуб, каштан, черника и др. растения. Они называются реликтовыми, т.е. сохранившимися с древних времен.
Северная часть – это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращенная в поля.
По склонам балок и оврагов, по обочинам дорог можно встретить разные травы: пырей ползучий, горькую полынь, лебеду, мать-и-мачеху и другие.
Велико значение растительного покрова как источника кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Зеленые растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. Например, одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем человекам.
Растения обеспечивают человека строительным материалом, топливом, сырьем для производства бумаги, пищевыми продуктами, кормом для скота, и т. д. Растения природной флоры служат поставщиками множества разнообразных веществ, продуктов и материалов, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни.
Растения важны для человека еще и потому, что их клетки вырабатывают различные вещества, которые обладают лечебными свойствами. Принятые внутрь или использованные наружно, они помогают больному организму справиться с охватившим его недугом. Рассмотрению этого вопроса посвящена моя работа.
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.
Пользоваться растениями при лечении болезней начали еще первобытные люди, заметив, что больные животные поправлялись при поедании некоторых трав. С течением времени применение растительных лекарственных средств приобретало все большее значение. Задолго до нашей эры в Древнем Египте, Индии, Китае появились письменные указания о видах и способах употребления трав в медицине. Примерно за 3000 лет до нашей эры появилась тибетская медицина, возникшая на основе еще более древней индийской медицины. Долгий многовековой опыт накопила и русская народная медицина.
В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Их более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40 % вырабатывается из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия.
СУШКА, СБОРКА, ЗАГОТОВКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.
Правильная заготовка растений — один из основных факторов получения доброкачественного сырья. Лекарственное сырье необходимо заготавливать только в хорошую, сухую погоду, в дневные часы, когда растения обсохнут от дождя и росы, так как, покрытые влагой, они медленно высыхают, и в то же время меняется их натуральная окраска. В дневное время суток заготавливают основную массу растений, у которых действующие вещества содержатся в надземных органах. Корни и корневища (подземные органы) можно заготавливать в любое время и при любой погоде, так как в большинстве случаев перед сушкой промывают. При заготовке лекарственных растений следует ориентироваться на те сроки, которые приводятся в календаре сбора лекарственных растений. Следует ориентироваться на фазу вегетации растения. Собирают только те органы и части растения, в которых накапливается максимальное количество биологически активных веществ.
При заготовке лекарственных растений важно правильно отобрать нужные виды, своевременно определить фазу их вегетации, так как количество действующих веществ в значительной степени колеблется в зависимости от роста и развития растения. Как запоздалый, так и преждевременный сбор может дать сырье, не представляющее никакой лекарственной ценности.
Сбор лекарственного материала лучше всего проводить в период максимального содержания в растениях активных веществ. Как правило, наибольшее их содержание в цветках и листьях приходится на период цветения, в почках — на период их набухания, в подземных частях (корни, корневища, клубни) — в период созревания плодов; кора наиболее полноценна весной.
Основные правила сбора лекарственных растений.
Собирают те части растений, которые наиболее богаты действующими веществами. У одних растений это листья, у других – корни, у третьих – плоды.
Сроки сбора приурочиваются к моменту максимального содержания действующего вещества.
Сбор следует производить в сухую ясную погоду, когда растения совершенно сухие.
Листья обычно собираются с начала цветения растения и продолжают в течение всего периода цветения.
Корни и корневища собирают после созревания, когда надземные части растения начинают увядать.
Плоды и семена собирают зрелыми выборочно по мере полного созревания.
Траву следует срезать без грубых приземных частей. Нельзя вырывать растения с корнем и корневищем.
Кору и почки надо снимать только со срубленных веток. Для их заготовки следует использовать срубленные деревья и кустарники на лесных вырубках.
Подземные части растения надо заготавливать после созревания и осыпания семян.
При заготовке цветков и соцветий необходимо оставлять часть их для созревания семян.
Необходимо чередовать сбор сырья. Нельзя вести заготовки в одних и тех же местах ежегодно.
Траву и листья можно собирать через год, подземные органы растения – через 3-5 лет и более.
Не следует собирать загрязненные растения вблизи дорог, железнодорожного полотна.
Правила сушки лекарственных растений
Собранные растения тщательно сортируют, удаляя посторонние примеси, а также нелекарственные растения; от корней и стеблей отделяют омертвевшие, загнившие части.
Тара для сбора должна быть совершенно чистой, сухой и без запаха. Нельзя собирать в одну тару несколько видов растений одновременно. Заготовленные растения укладывают, возможно, более рыхло, чтобы предупредить их согревание и потерю лечебных свойств. Затем растения следует выложить и дать провялиться, разложив тонким слоем для просушки.
Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают.
Не рекомендуется оставлять растения на ночь в таре или кучках.
НАШИ СОСЕДИ - ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ.
Лекарственными свойствами часто обладают растения, которые растут рядом с вами. Просто мы не знаем о чудодейственных особенностях самых обыкновенных трав, кустарников и деревьев. Оглянитесь! Многие из них уже давно ваши соседи: одуванчик, подорожник, крапива, лопух, полынь. Загляните за огороды и сады – тут же увидите тысячелистник, пустырник, а под ногами прыткую травку спорыш.
Зверобой
Народ придумал немало ласковых
названий травам, которые с давних времен помогали избавляться от разных недугов. Это и одолень-трава, и молочай, и многие другие. Среди множества растений особой любовью пользовался зверобой. Его называли волшебной травой – спасительницей от ста болезней.
При раскопках древнеславянских городищ археологи нашли семена 20 трав, среди которых был и зверобой. Полагают, что Зверобой помогает от болезней, причиненных злыми духами, ведьмами.
Людям это растение приносит одну только пользу, ведь для человека зверобой совершенно безвреден. Поэтому на Руси он был, что называется, на все случаи жизни: например, им набивали детям матрацы, привязывали траву к соломе – чтобы аромат защищал ребенка от страшных снов и ему снились только хорошие.
Зверобой считали источником света, который изгоняет любое зло, избавляет от тоски и печали. Он был любимым растением многих выдающихся людей, потому что не только лечил тело, но и воздействовал на душу. Сегодня ученые доказали антидепрессантные свойства зверобоя, связанные с его фотосенсибилизирующим действием, а в давние времена люди небезосновательно считали траву волшебной.
Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья.
Это многолетнее растение радует нас ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, ползучее корневище выбрасывает заложившиеся еще осенью прямостоячие цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Только много позже развиваются черешковые листья округло-сердцевидной формы размером в ладонь, по краям слабовыемчатые, с грубыми зубчиками. Сверху листья темно-зеленые. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.
Соцветия собирают при хорошей погоде, когда цветки полностью распустились. Их нужно быстро сушить, чтобы сохранить товарный вид. Однако значительно больше, чем соцветия, для лекарственных целей используются листья. Их собирают в мае-июне, предпочтительно молодые, размером в пол-ладони и только чистые, не запачканные землей; из-за наличия слизи мыть нецелесообразно. Исследования показали, что листья тех растений мать-и-мачехи, которые растут на солнце, богаче компонентами и лучше, чем листья, растущие в тени. На это стоит обратить внимание при сборе. Сразу же после сбора нарежьте свежие листья, чтобы ускорить их высушивание. Хорошо хранятся только быстро высушенные листья.
Мать-и-мачеха - ценное средство от кашля, особенно при коклюше, а также от слизистой мокроты. Чаем из нее можно облегчить откашливание.
Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.
Наряду с использованием против болезней легких чай из мать-и-мачехи приносит облегчение при раздражениях слизистой оболочки желудка и кишечника (но тогда пить его следует неподслащенным), а также как полоскание при раздражениях в полости рта.
Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.
Лопух большой.
Народные названия: репей, репейник.
Используемые части: корень.
Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Мощный продольно-бороздчатый стебель с большой сердцевиной обильно ветвится; нередко приобретает красную окраску в отдельных местах. На шерстисто-опушенных стеблях сидят черешковые сердцевидно-яйцевидные листья, сверху зеленые, а снизу серые, войлочно-опушенные; размер листьев заметно уменьшается снизу вверх. Синевато-красные довольно крупные соцветия располагаются в виде рыхлой зонтиковидной кисти. Желтоватые листочки обертки на конце крючковидные. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.
Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.
Здесь, прежде всего, следует сказать об обработке волос головы против перхоти репейным маслом. Это масляная вытяжка из корня лопуха, для чего используют оливковое или камфорное масло (методики приготовления очень различаются). Как мочегонное средство корень лопуха в основном вышел из употребления и в так называемых кровоочистительных чаях встречается реже, но его все чаще применяют при нарушениях функций печени и желчного пузыря.
В основном корень лопуха рекомендуют как кровоочистительное средство, но также и при нарушениях деятельности печени и желчного пузыря. Далее следуют внутреннее и наружное применение при различных кожных болезнях. Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания - смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом.
ВАЛЕРИАНА
ВАЛЕРИАНА – это лекарственное растение является многолетним. Цветет это лекарственное растение мелкими бело- розовыми цветками, которые собранны в метелки. Корни имеют желтовато- бурый цвет.
Период цветения у валерианы начинается в начале лета и заканчивается в сентябре.
В медицине применяется корень валерианы.
Сбор этого лекарственного растения происходит весной либо осенью. Корневище выкапываются, хорошо промываются водой и сушатся в хорошо проветриваемом помещении, где нет доступа прямым солнечным лучам.
Препараты, приготовленные на основе валерианы, оказывают успокаивающее и спазмолитическое действие.
Настои валерианы принимают при мигрени, истерии, бессоннице, при болях желудочно-кишечного тракта. Валериана оказывает ветрогонное действие, а так же она принимается для улучшения пищеварения и снижения бродильных процессов в желудке.
Применяют это лекарственное растение при сильных переживаниях и при болях в сердце, так как настои, приготовленные на основе валерианы, оказывают регулирующее влияние на сердечные мышцы и на нервную систему, а так же нормализуют кровообращение.
Крапива.
Используемые части: трава, семена и корневище.
Я не могу себе представить, что есть люди, которые ни разу бы не обожглись крапивой. Следовательно, нет также никого, кто не знал бы, как она выглядит. Лекарственное применение находят два вида крапивы - жгучая и двудомная. Крапива жгучая мельче и нежнее, хотя и более агрессивна, а крапива двудомная чаще используется в медицине.
Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях; растения двудомные). Оба вида весьма обычны. Они растут преимущественно вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях.
В мае, июне и июле (августе) собирают листья дикорастущей крапивы, которые осторожно (в перчатках) отрывают от стебля, а потом сушат на воздухе. Целиком траву используют для приготовления крапивного сока. Корневище выкапывают весной или осенью, освобождают от налипшей на него земли и сушат на воздухе или при искусственном подогреве (до 40 °С).
Возможно, потому, что крапива - столь распространенный сорняк, ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.
Ромашка аптечная.
Народное название: девичий цветок.
Используемые части: соцветия.
Однолетнее растение с коротким корнем и стеблем 20-50-см высоты, на котором сидят дважды или трижды перисто-рассеченные листья.
Цветет с мая по июнь. Ромашка - растение неприхотливое. Она на полях, возделываемых и находящихся под паром, на пустырях, по обочинам дорог, косогорам, опушкам и, конечно же, в посевах зерновых. Для крестьянина это целебное растение - гнусный сорняк. У ромашки собирают, прежде всего соцветия, но для ванн берут также цветоносы и некоторую часть побегов с листьями. Так как качество ромашки в значительной мере зависит от времени сбора и типа сушки, необходимо быть очень аккуратным. Лучшее время для сбора - 3-й - 5-й день после распускания цветков. К этому времени в ней вырабатывается большинство действующих веществ.
Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и "успокаивает" желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка.
В качестве наружного средства ромашка - благодаря своим противовоспалительным свойствам - используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны - столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.
Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим.
Само собой разумеется, растение со столь многими благотворными свойствами прилежно используется и в народной медицине. И действительно, ромашке "доверяют все".
Подорожник
Старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника – Европа. Индейцы прозвали его "след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.
Подорожник многолетнее травянистое растение высотой 10—40 см с одной или несколькими цветочными стрелками. Один экземпляр подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам – везде, где ступает нога человека. Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.
Подорожник используют как лекарственное растение. Мы им пользуемся в дороге. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых.
Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка.
Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.
Где и как заготовлять подорожник? Вопрос этот может поначалу показаться праздным. Ведь подорожник так широко распространен. что трудно найти место, где бы его не было. Но собирать растение нужно все же не везде. На городских улицах и на проселочных дорогах, где много грязи, делать этого не следует. А в поле, на лугах и около рек - пожалуйста.
Каждая часть лекарственного растения – лечебна, но по - своему.
КАЛЕНДУЛА (НОГОТКИ)
Родовое название произошло от уменьшительного латинского слова Calendal - первого дня каждого месяца у римлян; латинское officinalis - лекарственный. Однолетнее травянистое растение. Цветки золотисто-желтые или оранжевые. Препараты из календулы лекарственной оказывают противовоспалительное, ранозаживляющее, бактерицидное, желчегонное действие. Настой, настойка цветов (внутрь) - при гастрите, язвенной болезни желудка, заболеваниях печени, сердечных заболеваниях, сопровождающихся сердцебиением, одышкой, отеками; наружно (в виде полосканий) - при болезнях полости рта (молочница у детей), при воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, ангинах. Настойка, настой, мазь - как противовоспалительное и ранозаживляющее средство при ушибах, ссадинах, мелких ранах, пролежнях, гангренах, свищах, ожогах, обморожениях, фурункулах, угрях. В народной медицине отвар соцветий используют при заболеваниях печени; лихорадке, простуде; промывают им раны; используют при диатезе и детских экземах. Настои календулы усиливают желчевыделительную функцию печени, устраняя застой желчи в желчном пузыре.Препараты календулы ускоряют процессы регенерации (восстановления) тканей. При применении внутрь они проявляют свою противовоспалительную активность, способствуют регенерации слизистых оболочек желудка и кишечника, заживлению язв и эрозий. Календула способствует нормализации сердечной деятельности и уменьшает отеки. Настой календулы хорошо применять для полоскания горла при воспалениях.
ПИОН МАРЬИН КОРЕНЬ
Многолетнее травянистое растение. Листья гладкие, крупные, глубоко рассеченные; цветки крупные (8—13см в диаметре), розово-красные. в конце мая— июне. Действие марьина корня при желудочно-кишечных заболеваниях изучалось в клиниках Томского медицинского института. Оказалось, что препараты из этого растения хорошо действуют при лечении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, гастритов. Установлено, что препараты марьина корня действуют и как успокаивающее средство при неврастении, бессоннице. В народной медицине это растение применяется довольно широко. Корни употребляют при болезнях желудка, в том числе и при язвенной, кровотечениях, а также при лихорадке, кашле, ревматизме, подагре, гипертонии, бессоннице, эпилепсии, туберкулезе кожи, гнойных заболеваниях ушей. В марьином корне найдено много различных микроэлементов, особенно хрома и стронция. Возможно, что это способствовало действию этого растения при опухолевых заболеваниях. В Китае пион популярен как составная часть противоопухолевых средств. Настоем семян лечат цистит, моют голову для лучшего роста волос.
ПЕРВОЦВЕТ ВЕСЕННИЙ
Народные названия: ушки, небесные ключики, цветы святого Петра, баранчики, золотые ключики. Цветет в марте-апреле. Растет на сухих лугах. Первоцвет употребляют в первую очередь при кашле, особенно при сухом и упорном, когда возникают трудности с откашливанием. Наиболее хорош первоцвет при так называемом старческом кашле. Последний часто возникает при снижении сократительной силы сердца, вследствие чего ухудшается кровоснабжение легких. Это ведет к постоянному кашлю. Чтобы помочь в таких случаях, нужно не только облегчить откашливание, но и одновременно воздействовать на кровообращение, для чего надо позаботиться об усиленном выведении воды из организма. Именно так действует первоцвет весенний: он облегчает откашливание и действует как мочегонное. Помимо помощи от кашля народная медицина рекомендует чай из первоцвета весеннего как хорошее средство при мигренях, ревматизме, а также от бессонницы.
ТЫСЯЧЕЛИСТНИК
Тысячелистник обыкновенный всегда можно встретить вдоль полевых дорог, по сухим лугам, на опушках леса. Это многолетнее растение с подземным корневищем и прямыми неветвистыми стеблями высотой до полуметра. Вдоль стебля располагаются очередные листья, пластинка которых рассечена на мелкие узкие дольки.
История лекарственного применения тысячелистника теряются в глубине веков. Растение фигурирует в мифах Древней Греции, если верить им, то секрет лечебного действия тысячелистника был известен Ахиллу, применявшему его для лечения ран. Знали о лекарственных свойствах тысячелистника и в России. Об этом свидетельствует упоминание в летописи о том, что настоем травы это растение было вылечен от изнурительных носовых кровотечений внук князя Дмитрия Донского.
В настоящее время водные настои травы тысячелистника применяют при изнурительных кровотечениях, гастритах, отсутствие аппетита, поносах, а так же для полоскания воспаленных десен и стоматитах, для ванн при геморрое.
Но отвары из травы тысячелистника ядовиты, поэтому при лечении ими нужно соблюдать дозировку.
Мята перечная – древнее лекарственное растение. Применяется для получения множества лекарственных препаратов, которые расширяют сосуды сердца, лёгких, головного мозга. Настой применяют внутрь как успокаивающее и болеутоляющее средство, средство против тошноты и рвоты. Отвары мяты или тёплый мятный чай помогают при болях в желудке. Мятный чай в смеси с мёдом помогает при гриппе и ОРЗ.
Листья и цветы мяты применяют как пряно-вкусовую приправу к салатам, супам, мясным, рыбным, грибным и овощным блюдам, добавляют в заварку чая, в квас, в кондитерские изделия.
В нашей семье все любят чай с разными травами. Но когда мы стали часто пить чай с мятой, то заметили, что нам постоянно хочется спать. Оказалось, что мята обладает снотворным свойством. Значит, такой чай полезен при бессоннице, но злоупотреблять им не следует.
Шиповник обыкновенный
Очень полезное растение - шиповник обыкновенный, колючий кустарник с красивыми крупными розовыми цветками. В медицине используют плоды как поливитаминное средство при гипо – авитаминозах. Плоды его богаты витамином С.
ЧистотелХелидоний, что в переводе с греческого означает "ласточкина трава". Чистотел зацветает с прилетом ласточек, и кончает цвести, когда они улетают. Русское название чистотел получил благодаря своим свойствам исцелять различные заболевания кожи. В связи со способностью выводить бородавки, чистотел в простонародье еще называют бородавником. Чистотел настолько популярен в народной медицине россиян, что его иногда называют "русским женьшенем". Он обладает удивительной способностью отыскивать и воздействовать на корень болезни. Свежим соком чистотела прижигают бородавки, кандиломы, полипы, мозоли, пародонтозы, его применяют при болезнях печени и желчного пузыря, закапывают в глаза при бельме и трахоме, кладут на больной зуб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей работе я рассмотрела лишь некоторые из очень полезных растений нашего края. Природа удивительно богата. Мы должны рачительно, грамотно использовать эти богатства. Вы узнали из моей работы, как жизненно важны лекарственные растения для человека, увидели, что это ценные пищевые и лекарственные запасы. Я надеюсь, что, познакомившись с моей работой, вы легко сможете определять представленные растения в природе и использовать их. Но при этом, нельзя забывать о том, что мы обязаны и заботиться об этих растениях: не собирать их больше, чем это нам необходимо, стараться создать благоприятные условия для роста и развития этих растений, культивировать лекарственные растения на садово-огородных участках.
Проведя исследовательскую работу, я пришла к следующему выводу:
В каком замечательном крае мы живём! Недаром говорят, что кубанский самый крепкий, здоровый и добрый народ, ведь нас окружает такое изобилие растений, имеющих лекарственное значение.
Сама природа даёт нам силы и здоровье. Лекарства вокруг нас. Только нужно уметь их увидеть, использовать, сохранить и преумножить.
Если приложить усилие и старание, природа нас и накормит, и напоит.
В дальнейшем я решила:
Вместе со своими одноклассниками разбить на пришкольном участке дополнительные клумбы с лекарственными растениями и ухаживать за ними.
Пополнять гербарий местных растений для использования его на уроках окружающего мира.
Изучить правила сбора, сушки и применения лекарственных растений.
Используемая литература:
Гончарова Т.А. Энциклопедия лекарственных растений. М.: Дом МСП, 1997г.
Обухов А.Н. Лекарственные растения, сырье и препараты. – Краснодар: книжное издательство, 1962. – 298с.
Петров В. В. Растительный мир нашей Родины. М., Просвещение, 1991
«Справочник по лекарственным растениям»
Авторы: Задорожный А. М., Кошкин А. Г., Соколов С.Я., Шретер А. И..
«Лекарственные растения и их применение»
Авторы: М.Н. Середин, С.Д. Соколов
Приложение № 1
Опрос одноклассников.
Вопрос: Кто регулярно пользуются лекарственными растениями при заболеваниях, а кто не пользуются ими.
После опроса 3 класса (23 человека), я выяснила, что 19 учеников регулярно пользуются лекарственными растениями при заболеваниях, 4 ученика затрудняются ответить. Построим диаграмму:
Следствие: большинство учащихся 3 класса регулярно используют лекарственные растения при заболеваниях, значит, лекарственные растения эффективно лечат.
Приложение № 2
Опрос одноклассников.
Вопрос: как вы думаете, какие растения используют при:
а) простудных заболеваниях;
б) при порезах и ссадинах;
в) нервных заболеваниях
г) при желудочных заболеваниях (ЖКТ)?
Простудные заболевания
Порезы и
ссадины
Нервные заболевания
Желудочные заболевания
(ЖКТ)
1.Грудной сбор
2.Алоэ
4.Ромашка
5.Лимон
6.Тысячелистник
7.Шалфей
8.Мята
9.Малина
1.Подорожник
2.Крапива
3.Календула
4.Алоэ
1.Ромашка
2.Валерьянка
3.Шалфей
4.Лаванда
1.Ромашка
2.Зверобой
3.Бессмертник
4.Подорожник
5.Полынь
горькая
6.Алоэ
Вывод: мои одноклассники знают много лекарственных растений и их применение при различных заболеваниях.
Приложение № 3
Опрос одноклассников.
Вопрос: помогают ли в жизни лекарственные растения?
После проведения опроса, я выяснила, что все ученики нашего класса считают, что лекарственные растения помогают в жизни. Решение принято единогласно.
Вывод: Лекарственные растения действительно помогают в нашей жизни.
С каждым годом все большее значение приобретает охрана особо ценных лекарственных растений. Так убережем «зеленую аптеку» от сокращения или угрозы исчезновения.
Жизнь каждого человека должна быть долгой и счастливой, а значит – здоровой.
infourok.ru
Кубань 24 - На Кубани аграрии выращивают 80 видов лекарственных трав
Заместитель директора ООО «Фитофарм» по качеству Светлана Лысенко весь день проводит на ногах. Свою работу разглядывает под лупой и пробует на вкус. Она провизор в компании, производящей лекарства из трав. По запаху женщина может узнать любую из 114 трав, которые здесь используют, а по вкусу — даже провести предварительный химический анализ.
«Даже если бывают травы и схожие по своему внешнему виду, то запах у всех абсолютно разный. Потому что где-то эфирное масло, где-то флавоноиды содержатся. Их именно по запаху можно определить. Ну а если совсем колеблешься, завариваешь и уже по вкусу определяешь», — поясняет Светлана Лысенко.
Лечебные травы продают в аптеках, их используют в качестве сырья крупные фармакологические компании, ими лечат в санаториях. В Ейске, например, на травах делают чай, ингаляции и ароматерапию.
«Это замечательный метод лечения, но это метод лечения, как таблетки, как любые лекарства, как процедуры, которые должны дозироваться, которые должны назначаться врачом и, в общем-то, контролироваться», — подчеркивает заместитель генерального директора санатория «Ейск» по медицинской части Татьяна Ромашко.
Готовое к упаковке сырье в Анапу попадает из станицы Гостагаевской, здесь расположен цех первичной переработки. Высушенные травы измельчают на специальных аппаратах и упаковывают в мешки для отправки на конвейер. За год через предприятие, работающее в круглосуточном режиме, прошло больше 1,5 тыс. т цельной продукции.
«Передать словами стоящий здесь запах невозможно. Он настолько сильный, что ты в прямом смысле чувствуешь его во рту. Аромат кубанской мелиссы и мяты смешивается с китайской сушеницей и календулой. Кажется, что ты оказался в огромной пачке чая, собранной из смеси десятков трав», — передает собственный корреспондент «Кубань 24» Александр Тюкаев.
В ход на предприятии идут 114 трав, из них 80 видов собирают на Кубани. Половина растет в диких условиях, другую можно выращивать в промышленных масштабах. Однако пока фермеры менять привычную кукурузу и пшеницу на мелиссу и мяту в массовом порядке не спешат.
«Мы покупаем ромашку в Египте. Содержание масла в ромашке, которую они нам поставляют, — основной показатель, оно на пределе. Наша ромашка, которая выращена здесь, в три раза превосходит показатели», — отмечает генеральный директор ООО «Фитофарм» Андрей Завгородний.
А еще ромашка дает высокий урожай и пользуется огромным спросом. Именно это и привлекло в лекарственный бизнес анапского фермера Евгения Громыку. Даже не сменив костюм на рабочую одежду, он устраивает экскурсию по своим владениям. Ромашка взошла меньше недели назад. Сейчас, по словам фермера, ее побеги похожи на крылья бабочки. Лечебные травы Евгений сеет впервые.
«Ромашка ориентировочно убирается в мае. То есть я имею еще возможность посеять здесь кукурузу или семечки. Так как у меня есть своя ферма КРС, то для меня это очень важно — это кормозаготовка», — говорит фермер.
Для сбора аптечной ромашки существует даже специальный комбайн. Однако фермер пока только готовится приобрести технику — до сбора урожая еще далеко. Но он надеется, что уже в следующем году именно его ромашка поможет поправить здоровье тысячам россиян.
kuban24.tv
«Лекарственные растения Краснодарского края»
основная общеобразовательная школа № 24 хутора Северокавказского
муниципального образования Новокубанский район Краснодарский край
Кубановедение
1-4 классы«Лекарственные растения
Краснодарского края»
Подготовила:
учитель начальных классов
Кулешова Любовь Давыдовна
2015 год
Кубановедение.1-4 классыТема урока: «Лекарственные растения Краснодарского края»
Цели урока:
1.Обобщить и расширить знания учащихся о лекарственных растениях
Краснодарского края.
2.Научить учащихся распознавать лекарственные растения и как их использовать в жизни.
3. Прививать любовь к родному краю, природе.
4.Воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру.
Оборудование:1.Иллюстрации лекарственных растений.
2.Карточки для работы в парах и группах.
3.Рецепты приготовления фиточая.
4.Ноутбук, медиапроектор, экран.
Планируемые результаты:
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Различать и узнавать изученные объекты живой природы. | Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи. | Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей. |
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Я не смог выполнить задание, которое ты поставил передо мной.
Учитель. Ребята, как вы думаете, почему ученик не смог выполнить задание?Примерные ответы учащихся:
- Так как в природе много различных растений, которые могут излечивать.
- Наверное, потому, что ему было тяжело всё принести.
Учитель: Ученик сказал: «Потому что, я не состоянии принести всё то, что может излечивать, так как в природе каждое растение, каждый минерал, каждое животное целебны». 3. Изучение нового материала.Учитель: О каких растениях мы сегодня будем говорить?
Тема урока: «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ»
(проговаривается, запись на доске и в тетрадях темы урока)
Учитель: Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать: заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Ребята, а как вы думаете, как человек узнал, о лекарственных свойствах растений?
Дети: Наблюдал, наверное, за животными.
Учитель: Верно, люди наблюдали за животными и видели, что больные животные употребляли в пищу определённые растения. Вспомните своих домашних животных: кошку или собаку. Если наблюдали за ними, то видели, что они часто едят или кусают какие-то травки. Если же кошка содержится в комнатных условиях, то она часто пытается обкусывать или даже съедает комнатные растения. Такое поведение животных показывает, что у всех живых организмов есть потребность в растениях.
Растений в природе огромное количество, и мы, живя в Краснодарском крае, можем пользоваться растениями, которые растут вокруг нас. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия лекарственных растений как на Кубани. Всего в нашем крае произрастает 160 видов лекарственных растений.
Учитель: Ребята, теперь мы с вами поработаем в группах.
(раздать листки, засечь время 2 минуты)
Задание:
Вы должны за 2 минуты записать как можно больше лекарственных растений, которые вы знаете в левой колонке.
Лекарственные растения, которые вы знаете. | |
Отложили ручки. Каждая группа подсчитывает и называет число лекарственных растений.
Начинает зачитывать та команда, у которой меньше записано растений.
Другая команда в это время вычёркивает совпавшие лекарственные растения
Зачитавшая команда вписывает в правую колонку растения, которых у них нет. 4. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать!
5.Сообщения учащихся о лекарственных растениях.Учитель: С какими растениями нашего края вы знакомы и могли бы рассказать о растении по плану? Слайд №2
План рассказа.
- О каком растении ты хочешь рассказать?
- Его внешний вид.
- Какую пользу приносит это растение?
(Дети зачитывают подготовленные сообщения о лекарственных растениях).
1-й ученик - Крапива
2-й ученик - Зверобой
3-й ученик - Мать-и-мачеха
4-й ученик – Лопух
5-й ученик – Ромашка
6-й ученик - Подорожник
Учитель: В наше время лекарственные травы можно купить в аптеке или заготовить самим. Но для этого надо хорошо знать правила сбора и хранения этих растений.
Давайте в первую очередь разберёмся, что же мы относим к лекарственным растениям.
Слайд № 7
Лекарственные растения кустарники деревья травы |
Какие части растений используются для лечения?
Дети перечисляют.
Учитель: Давайте проверим, все ли части растений вы назвали.
Слайд № 8 Части растений, используемые для лечения:
- - корни, корневища, клубни
- - почки, листья
- - кора, цветы
- - плоды, семена
6. Работа по учебнику на странице 20-21
Учитель: Угадайте, что это за растение? Тонкий стебель у дорожки.
На конце его серёжки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(подорожник) Слайд № 9 Учитель: Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.
Давайте откроем учебники на странице 20 и прочитаем интересную информацию об этом растении.
- Почему подорожник назван великим путешественником?
- Вы знаете, как пользоваться подорожником для лечения ссадин?
Учитель: Угадайте, что это за растение?Хоть и жжётся,
Но красива, Всем известная ….. ( крапива) Слайд №10 Учитель: Прочтите статью о крапиве в учебнике на странице 21.
Дети читают.
- А почему крапива обжигает?
- Каковы целебные свойства крапивы?
Учитель: Используют крапиву и для приготовления красок. А весной, когда мало свежих овощей, молодые листья крапивы собирают и готовят из них борщ и салат, так как в крапиве содержится много витаминов. 6. Работа в парах.
Учитель: А теперь поработаем в парах. Выполните задание по карточке. Найдите и обведите названия лекарственных растений. Карточка№1
р | о | м | а | ш | к | а | ч |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | н | а | ч | л |
7. Беседа о лекарственных травах Кубани Учитель: Узнаем, как же используются эти лекарственные растения.
Слайд № 11 Лекарственная ромашка
Используется при простуде, кашле, ангине. Отварами и настоями этой травы полощут рот и горло, лечат раны, ведь цветы и листья обладают противовоспалительным действием. А чай из ромашки помогает при болезнях желудка. Слайд №12
Мята перечная
Мяту применяют при изготовлении различных лекарств. И ты тоже часто встречаешься с ней, когда по утрам чистишь зубы. Приятный запах и свежесть зубной пасте придает ментол, который содержится в этом растении. Он есть в сердечных лекарствах, в мятных пряниках и даже в конфетах.
Слайд №13 Лопух
Это лекарственное растение известно с глубокой древности. Растёт на пустырях, вблизи жилья, по окраинам полей, и среди кустарников.
Лекарственным сырьём лопуха служат корни и листья. При лечении хронического ревматизма помогают приложенные на суставы листья. В косметике используется главным образом корень лопуха. Из него изготавливают репейное масло, которое используют для укрепления волос.
Слайд №14 Учитель: А как правильно заготовить лекарственное растение? Правила заготовки лекарственных растений. 1. Собирать утром, когда высохла роса.
2. Растения должны быть чистыми.
3. Нельзя собирать на улицах городов, скверов.
4. Цветки – в начале цветения.
5. Листья – перед цветением или в самом начале цветения.
6. Корни, корневища – весной и осенью.
7. Кору – весной, в самом начале сокодвижения. Слайд 15 Учитель: Когда мы начинаем болеть, нас могут лечить лекарственными настойками на травах, отварами, сборами, мазями на основе трав. А ещё есть необычный чай. Он называется фиточай.
А какие растения можно использовать для приготовления фиточая?
Ответы учащихся: Смородина, малина, плоды шиповника, зверобой, душица и т.д. Слайд №16
Учитель: Кто может назвать рецепты приготовления такого чая?
Ответы учащихся: 2-3 рецепта чая полезного для детей, общеукрепляющий, от простуды, витаминного и т.д.
Учитель: Узнав о целебных свойствах лекарственных растений, не надо сразу спешить в лес и собирать эти растения. Увидев в лесу медуницу, венерин башмачок, ландыши, колокольчики и другие растения, не надо их срывать.
Эти растения, как и другие, находятся под охраной человека и занесены в Красную книгу Кубани.
Лучше всего пользоваться теми растениями и сборами, которые есть в аптеках. 8. Итог урока.
Учитель: Итак, ребята, подведём итоги: мы сегодня говорили о лекарственных растениях и об их использовании. Так вот, объясните, что же называют лекарственными растениями?
Ответы учащихся:
- Растения, которые обладают целебными свойствами, могут излечивать.
- Растения, которые применяют в народной медицине, в фармакологии.
Учитель: Ребята, чтобы лучше запомнить те лекарственные растения, о которых мы сегодня говорили, вы должны заполнить таблицу Работа в парах по карточке №2
Задание:
В левом столбике таблицы записаны названия лекарственных растений. Ваша задача вспомнить целебное свойство каждого из них, правильно подобрать карточку, где описано использование растения, и заполнить второй столбик.
Использование лекарственных растений Название лекарственного растения | Использование |
Учитель: Что интересное мы узнали сегодня на уроке?
Ответы учащихся: Что все растения, которые нас окружают, обладают целительной силой и при правильном использовании – исцеляют. 9. Рефлексия
Ответим на вопросы, оценим себя.
Сегодня на уроке: 1.Я узнал …
2.Меня удивило …
3.Я научился …
4.Я смогу …
Учитель: Спасибо, ребята, за урок.Домашнее задание (по выбору учащегося)
- Вы можете приготовить сообщение о лекарственном растении Краснодарского края.
- Найти стихотворение, в котором описываются лекарственные травы.
- Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Учебник - тетрадь по кубановедению: учеб. пособие для 2 кл. общеобразовательных учреждений. –Краснодар: Перспективы образования, 2012.
- Ильина Т.А. Большая иллюстрированная энциклопедия лекарственных растений. – Москва, 2008.
- Лебедева А.Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г. Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия. – Москва, 2006.
- Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
Приложение №1
Карточка 1.
Название лекарственного растения | Использование |
| |
| |
| |
| |
| |
|
Карточка№ 2
р | о | м | а | ш | к | а | ч |
к | ж | я | ь | я | у | п | и |
д | а | т | ш | а | к | и | с |
л | р | а | л | о | у | о | т |
о | а | з | у | б | р | а | о |
п | п | н | д | ц | у | п | т |
у | м | е | а | щ | з | ц | е |
х | а | л | и | н | а | ч | л |
Карточка№1 Использование лекарственных растений
Название лекарственного растения | Использование |
Плоды шиповника | при ослаблении организма |
Мать-и-мачеха | при кашле |
Ландыш | при заболеваниях сердца |
Крапива | для роста волос |
Лопух | листья прикладывают к суставам, помогает при ревматизме |
Корень одуванчика | улучшает аппетит |
Чистотел | для прижигания бородавок |
Фиточай «Витаминный» Плоды шиповника, плоды чёрной смородины и плоды рябины взять поровну. 1 столовую ложку смеси измельчить, залить 2 стаканами кипятка, настаивать 1 час в закрытой посуде, процедить, добавить по вкусу сахар. Пить по полстакана 3 – 4 раза в день. Благотворно влияет на обмен веществ в организме, насыщает витаминами и микроэлементами. |
Фиточай от простуды Цветки липы — 1 часть. Цветки и измельчённые листья малины — 1 часть. 2 столовые ложки смеси лекарственных трав залить 2 стаканами кипятка, кипятить на водяной бане 15 минут, процедить. Пить в горячем виде на ночь. Укрепляет защитные силы организма, понижает температуру тела. |
Фиточай «Витаминный» Плоды шиповника, плоды чёрной смородины и плоды рябины взять поровну. 1 столовую ложку смеси измельчить, залить 2 стаканами кипятка, настаивать 1 час в закрытой посуде, процедить, добавить по вкусу сахар. Пить по полстакана 3 – 4 раза в день. Благотворно влияет на обмен веществ в организме, насыщает витаминами и микроэлементами. |
Фиточай от простуды Цветки липы — 1 часть. Цветки и измельчённые листья малины — 1 часть. 2 столовые ложки смеси лекарственных трав залить 2 стаканами кипятка, кипятить на водяной бане 15 минут, процедить. Пить в горячем виде на ночь. Укрепляет защитные силы организма, понижает температуру тела. |
Мать-и-мачеха обыкновенная
Народные названия: пожарный салат, мужской цветок, мартовский цветок, песчаный цветок, табачная трава, дядюшкины листья. Это многолетнее растение радует ранней весной своими ярко-желтыми соцветиями с запахом, напоминающим запах меда. Задолго до того, как появятся листья, появляются цветоносы с красноватыми чешуйками и ярко-желтыми соцветиями. Цветет с февраля по март (апрель). Ее встречают чаще всего на пустырях, у кирпичных заводов, на щебнистых местах, по откосам и железнодорожным насыпям, по краям полей и обочинам дорог.
Мать-и-мачеха – ценное средство от кашля, особенно при коклюше.
Чай из мать-и-мачехи: 2 чайные ложки с верхом нарезанных листьев заливают 1/4 л кипящей воды, дают настояться и затем процеживают. Больные, страдающие кашлем, должны выпивать по 1 чашке чая 3 раза в день.
Кроме того, чай из мать-и-мачехи используют также для обработки ран и воспалений кожи, при кожных сыпях и для очистки крови.
Лопух большой Народные названия: репей, репейник. Используемые части: корень.
Это двулетнее растение достигает в высоту 1-1,5 м и имеет мясистый до 60 см в длину корень, от которого отходят мелкие разветвления. Цветет в июне-июле. Лопух часто можно встретить по обочинам дорог, у заборов, стен и насыпей, на пустырях и выгонах, а также по берегам ручьев.
Корни выкапывают осенью, разрезают на куски и сушат на воздухе.
В основном корень лопуха рекомендуют как кровоочистительное средство, но также и при нарушениях деятельности печени и желчного пузыря, применение при различных кожных болезнях.
Чай из корня лопуха: 2 чайные ложки с верхом нарезанного корня заливают 1/2 л холодной воды, спустя 5 часов быстро нагревают до кипения, кипятят 1 минуту и процеживают. Дозировка: 3 раза в день по 1 чашке чая. Чаем из корня лопуха лечат и кожные высыпания – смачивают, промывают или обертывают. Нелишне отметить, что народная медицина пользуется также репейным маслом. Крапива Используемые части: трава, семена и корневище.
Цветет крапива с мая по июль (цветки мелкие, зеленые, расположены в поникших колосьях. Крапива растёт вблизи человеческого жилья: в садах, огородах, по краям канав, на помойках и пустырях. Ее используют очень давно, задолго до появления научной медицины. В настоящее время листья крапивы применяют для повышения общего обмена веществ. Они являются обычной составной частью чайного сбора, назначаемого при ревматизме, подагре, болезнях желчного пузыря и печени; входят в состав чайных сборов весеннего и осеннего оздоровительных курсов.
Ромашка аптечная Народное название: девичий цветок.Используемые части: соцветия.
Цветет с мая по июнь. Ромашка – растение неприхотливое. Она растёт на полях, на пустырях, по обочинам дорог, по косогорам, опушкам. У ромашки собирают, прежде всего соцветия, но для ванн берут также и некоторую часть побегов с листьями.
Ромашка используется внутрь и как наружное средство. Внутрь можно с успехом применять ромашку (в виде чая) при острых желудочных заболеваниях. Она приносит быстрое облегчение и «успокаивает» желудок, и уже после недолгого лечения устраняет расстройство желудка. В качестве наружного средства ромашка, благодаря своим противовоспалительным свойствам, используется при лечении плохо заживающих ран. Ванны с добавками ромашки или влажные компрессы на раны – столь же испытанные средства, сколь и полоскания при воспалении слизистой оболочки рта и горла.
Чай из ромашки: 1-2 чайные ложки с верхом соцветий залить 1 чашкой кипятка, через 10 минут процедить. Ромашковый чай хорошо пить теплым, но не горячим
Подорожник Подорожник — старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, его высоко ценили арабские и персидские врачи. Латинское название подорожника образовано от «планта» (подошва) и «агере» (двигать), так как листья его напоминают след ноги. Родина подорожника – Европа. Индейцы прозвали его «след белого человека». Вместе с грязью семена прилипают на обувь прохожих и путешествуют с ними. Русское название растения указывает на места его произрастания.
Цветет он с мая до сентября. Произрастает на пустырях и сорных местах, вблизи жилья, у дорог, на зеленых лугах, полях, огородах, садах, по лесным опушкам и берегам водоемов.
Подорожник используют как лекарственное растение. Свежие листья подорожника прикладывают при ссадинах, ожогах, укусах насекомых. Сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме и других заболеваниях органов дыхания. В научной медицине используются трава и листья подорожника при заболеваниях желудка. Молодые и нежные листья подорожника используются в питании. Из них можно приготовить салаты, супы и щи, запеканки, тефтели, соки и коктейли. Правда, вкусовые оттенки подорожника не отличаются разнообразием, но это исправимо. Добавьте крупу, крапиву, лук, хрен, перец, горчицу, соль и соус.
Поделитесь с Вашими друзьями:
zodorov.ru
Проект: "Лекарственные растения Кубани"
Актуальность:
В настоящее время родители очень обеспокоены здоровьем детей, ведь с каждым годом в стране выявляют новые инфекции, болезни. В пик заболевания мы видим огромные очереди в аптеках, поликлиниках. Поэтому с нашей точки зрения (педагогов, самым важным является формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Но как это сделать? Как помочь ребенку уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей? Как использовать рядом растущие растения для своего здоровья? Решить эту задачу путем передачи знаний невозможно, необходимо помочь ему задуматься о своем здоровье. Ребенок должен сам ответить на поставленные вопросы, открывая для себя разнообразный и увлекательный мир природы, развивая наблюдательность в познании окружающего мира.
Цель: Углублять экологические знания детей, представления о разнообразии лекарственных растений родного края, воспитывать гуманное отношение к природе.
Задачи:
1. Вызвать эмоциональный настрой у детей для участия в проекте.
2. Познакомить детей с лекарственными растениями края, их строением, последовательностью роста, полезными свойствами, правилами безопасности жизнедеятельности в ходе проведения проекта.
3. Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий.
4. Формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта
5. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Возраст детей: 4-5 лет.
Тип проекта:
По времени: краткосрочный. (23.04-27.04)
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно -исследовательский.
По характеру контактов: в контакте с семьями воспитанников.
По количеству участников: коллективный.
Беседы: «Растительный мир Кубани», «Зеленая аптека», «Что такое «Красная книга?».
Творческое рассказывание по темам: «Опиши растение», «Мое любимое лекарственное растение»
Продуктивная деятельность:
«Листья лекарственных растений» (лепка).
Чтение художественной литературы:
Загадки о растениях, «Ромашки» Г. Новицкая, «Одуванчик» Е. Благинина, «Черемуха» В. Жукова, «Одуванчик» З. Александрова, т«Ландыш» Е. Серова.
Рефлексия проектной деятельности: реализация поставленных задач была выполнена при тесном взаимодействии родителей и детского сада, значительно вырос интерес к проведению исследовательской деятельности, дети усвоили необходимость заботы о своем здоровье, полезные свойства некоторых растений, бережное отношение к природе родного края.
Приложение:
Зверобой.
Многолетнее травянистое растение. Применяют для полоскания рта при воспалении десен, стоматитах, при желудочных заболеваниях. Отвар применяют внутрь при головной боли, кашле.
Календула.
Однолетнее растение, цветы оранжевого цвета, собраны в корзинки, которые применяют в лечебных целях. Применяется при болезнях горла, для дезинфекции ран и ссадин, для лечения сердечных заболеваний, желудка.
Крапива. Многолетнее растение, цветы собраны в кисти. Применяется, как витаминное, жаропонижающее средство. Используют для лечения ран, кожи, для мытья головы.
infourok.ru
"Лекарственные растения Краснодарского края"
Тема: Лекарственные растения Краснодарского края.
Цели: Формировать у учащихся понятие лекарственные растения Краснодарского края.
Задачи:
Эмоционально обогащать детей;
Воспитательная: Воспитывать культуру поведение в природе; воспитывать детей бережно относиться к лекарственным растениям нашего края и к природе;
Развивающая: Формировать у детей навыки совместной деятельности; развить наблюдательность, чувственность; развить у детей работу мелкой моторики.
Оборудование:
иллюстрации с изображением лекарственных растений;
карточки с названиями растений;
мультимедийная презентация.
Ход занятия
Организационный момент, сообщение целей и темы занятий.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в необычное путешествие на экскурсию.
Педагог: (Слайды 1)
Под крышей голубой огромнойСолнышко рыжее живёт,А ночью среди звёздных тучек.Танцует звёздный хоровод.
И лес живёт под синим небом,И дождь, и грозы, и цветы,И яблоньки в саду зелёном,Твоя семья живёт и ты.
Большой, огромный этот дом,Вон, сколько птиц, цветов в нём и народа,А называется наш дом,Мы знаем все
(Дети хором) – природа.
Педагог: Растения окружают нас. Зачем они нужны человеку?
(Питание, одежда, строительство, предметы быта и т.д.) Растения украшают нашу жизнь. Часто люди изображают растения в своих художественных произведениях, украшают ими свою одежду.
Сегодня на уроке мы поговорим о небольшой частице природы. О какой группе растений пойдет речь, вы должны догадаться сами.
2. Работа над новой темой.
Педагог. У вас на столах лежат чистые листки бумаги. Вы должны записать названия растений, о которых мы будем рассказывать.
– Что вы знаете об этом растении?
Валериана лекарственная (Слайд 2)- Ценным лекарственным сырьем являются корневища с выходящими из них корнями. Валериана и ее препараты применяются в качестве успокаивающего средства при возбуждении и бессоннице.
Василёк (Слайд 3) - В медицине используют краевые цветки василька как легкое мочегонное средство. В народной медицине – при желтухе и при глазных болезнях.
Одуванчик (Слайд 4) - Это растение широко употребляется в народной медицине различных стран. Растение обладает желчегонным, жаропонижающим, слабительным, отхаркивающим, успокаивающим, спазмолитическим и легким снотворным действием
Хмель (Слайд 5) - Применяют для улучшения пищеварения, при неврозах и бессоннице, как успокаивающее средство. Используют для лечения при болезнях почек, печени и желчных путей.
Ромашка (Слайд 6)- В народной медицине часто пользуются настоем ромашки как болеутоляющим и успокаивающим средством. При мигренях предпочитают назначать вместо настоя порошок из измельченных соцветий ромашки.
Если случится тебе простудиться, Появится кашель, поднимется жар, Придвинь к себе кружку, в которой дымится,Слегка горьковатый, душистый отвар.
Подорожник (Слайд 7) - старинное лекарственное растение. Он был известен древним грекам и римлянам, а в X веке его широко применяли и весьма ценили арабские и персидские врачи.
Подорожник обладает антисептическим, противовоспалительным, обезболивающим, ранозаживляющим, «кровоочистительным» и отхаркивающим действием и усиливает секреторную деятельность желудка.
Полынь горькая (Слайд 8)- Народная медицина использует полынь при экземе, туберкулезе, золотухе, суставном ревматизме, геморрое. Полынь - великолепное успокаивающее средство при нервных заболеваниях.
При растяжениях и вывихах ее свежие листья прикладывают к больному месту.
Подсолнух (Слайд 9)- Подсолнечник обладает многими лекарственными свойствами, особенно часто он используется для лечение легочных заболеваниях, таких как кашель, простуда и бронхит.
Например, запечённые семена подсолнечника могут использовать при заболевание коклюша. Так же используют и масло подсолнечника.
Чабрец (Слайд 10)- Наиболее ценным сырьем являются верхние части цветущего чабреца или же одни его листья. Траву чабреца заготавливают, когда растение цветет. Необходимо срывать веточки, не выдергивая растение с корнем, затем сушить их на открытом воздухе, разослав на ткани или бумаге. Высушенное сырье просеивают, удаляя толстые стебли. Хранить заготовленный чабрец можно 2 года.Как правило, из чабреца готовят настои, отвары, чай, добавляют чабрец и в ванную при купании.
В народе бытует поверье, что тимьян в подушке, на которой рекомендуется спать, приносит здоровье и долголетие. При болезнях глаз делают примочки, при обмороках нюхают порошок.
Мать и мачеха (Слайд 11)- В лечебных целях применяются как цветки, так и листья. Собирают цветки в их полном расцвете в ясные солнечные дни, а позднее, во второй половине лета,— листья, их сушат в хорошо проветриваемом помещении, не на солнце. Мать-и-мачеха ослабляет воспалительные процессы, успокаивает кашель. В научной медицине настой листьев используют как эффективное отхаркивающее средство. Листья мать-и-мачехи входят в состав грудных и потогонных сборов».
Ландыш (Слайд12)- Лекарственные средства приготавливают из цветков, листьев, травы. Сырье заготавливают в начале цветения, в мае. Официальная медицина применяет ландыш в каплях Зеленина, которые состоят из нескольких составляющих, и применяются для лечения неврозов сердца. Заготовку растения следует проводить очень осторожно, так как оно обладает ядовитым эффектом. Траву, листья и цветочки срезают на высоте 5 см от земли, быстро высушивают в сушилках, разложив тонким слоем на бумаге. Сухая смесь может храниться в течение 2 лет.
Крапива (Слайд 13)- Крапива широко применяется в народной медицине различных стран. Русская медицина использовала ее еще в XVII веке и высоко ценила как хорошее кровоостанавливающее и ранозаживляющее средство.
Крапива обладает мочегонным, слабым слабительным, отхаркивающим, противосудорожным, противовоспалительным, антисептическим, обезболивающим, «кровоочистительным», кровоостанавливающим и ранозаживляющим действием. Она усиливает деятельность пищеварительных желез и выделение молока у кормящих женщин. Крапива увеличивает процент гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Имеются указания, что отвар листьев может понижать содержание сахара в крови.
Педагог. Некоторые всем нам знакомые растения (фрукты, ягоды) тоже являются лекарственными.
Грецкий орех (Слайд 14) - Плоды используют при атеросклерозе, склерозе головного мозга и гипертонии. Околоплодники и листья в виде настоя принимают внутрь как вяжущее и глистогонное средство, а также от некоторых кожных заболеваний.
Арбуз (Слайд 15)- В народной медицине арбузную мякоть или сок часто дают для утоления жажды при лихорадочных состояниях, для этой же цели специально готовят арбузное “молоко”: толченые семена арбуза растирают в холодной воде. Используют в диетотерапии, при анемии, как сильное мочегонное средство.
– Где вы встречали это растение?
Педагог. Комнатные растения тоже могут обладать лечебными свойствами и применятся в народной медицине.
Каланхоэ перистое (Слайд 16) - Применяют при кашле, ангине, фурункулезе. При ревматизме и глубоких порезах, может облегчить зубную боль и улучшить аппетит.
Сенполия (фиалка) (Слайд 17)- Обладает противовоспалительным действием, применяется для лечении бронхита и коклюша.
Алоэ (Слайд 18)- Применяется при близорукости и воспалении век. Используется для лечения бронхиальной язвы, болезней желудка, фарингитах. Как общеукрепляющее средство.
Золотой ус (Слайд 19)- Применяется для лечения язвы желудка и бронхиальной астмы. Используется при сахарном диабете, заболеваниях сердца.
3. Физкультминутка.
Если я называю травянистое растение – нужно присесть, кустарник – развести рука в стороны, дерево – поднять руки вверх. А если не растение – захлопать в ладоши.
Береза | Тысячелистник |
Подорожник | Ворона |
Сирень | Мать-и-мачеха |
Воробей | Ель |
Тополь | Шиповник |
Олень | Малина |
Ромашка | Василек |
Дуб | Орех |
Роза | Цикорий |
Крапива | Заяц |
Калина | Клевер |
Сосна | Смородина |
Фиалка | Ежевика |
4. Закрепление изученного материала.
Загадки:
Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый... (одуванчик)
Растет зеленою стеной,
Ее обходят стороной,
Колючая и злая дива.
А как зовут траву? (Крапива)
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
Чёрная макушка, жёлтая опушка. (Подсолнух)
Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня. (Крапива)
Стоят в поле сестрички -желтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
Беленькие горошки.На зеленой ножке. (Ландыш)
Своим венчиком лучистым. Очень нравишься ты нам, Синий глаз на ножке твердой
Затерялся в колосках. (Василек синий)
Горькая травка,К животу поправка,И сама душиста,И метёт чисто. (Полынь)
Дети.
Увидел молодой росток – не трогай и не рви.Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года –На этом месте вырастет целебная трава.Лес зеленый охраняй, никого не обижай!Не губи деревья ты, сохрани в лесу цветы!Ты пришел за помощью к природе? Добрым будь и береги ее, ветки не ломай, не трогай. Помни: нужно много лет, чтобы кустик вырос и помог тебе.Ты, дружок, смотри не подкачай!Правдивым быть и добрым обещай!Не обижай ни птахи, ни сверчка!Люби цветы, леса, простор полей –Все, что зовется Родиной твоей!
Подведение итогов.
Использованные материалы:
Материалы сайта http://1september.ru
Лекарственные растения: Самая полная энциклопедия/Лебедева А. Ф., Джуренко Н. И., Исайкина А. П., Собко В. Г.
Редкие и исчезающие растения Кубани/С. А. Литвинская, А. П. Тильба, Р. Г. Филимонова
multiurok.ru
Проект "Лекарственные травы Краснодарского края" (2 класс)
МБОУ СОШ № 38 г. Краснодара
Информационный проект на тему:
«Лекарственные растения
Краснодарского края»
Выполнила: ученица 2 «Б» класса
МБОУ СОШ №38 г. Краснодара
Колмычек Валерия
Руководитель:
учитель начальных классов
Сокольская Наталья Алексеевна
Краснодар
2017г.
Содержание
-
Введение 3
-
Основная часть:
2.1 Многообразие растительности Краснодарского края 3
2.2 Область применения лекарственных растений 5
-
Заключение 7
-
Список использованной литературы 7
1 Введение
Многообразна природа. Большое значение в природе и жизни человека имеют растения.
Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности как на Кубани. Всего на Кубани 160 видов лекарственных растений. Но человек так безжалостно их рвёт, даже бывает с корнями, что некоторые из них начинают исчезать.
Актуальность данной проблемы определила выбор темы моего информационного проекта: «Лекарственные травы Краснодарского края».
Цель исследования: формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений.
Задачи исследования: познакомиться с лечебными свойствами растений, и уметь их различать, а также знать особенности лекарственных растений.
Методы исследования:Основным методом исследования является изучение и наблюдение.
Объект исследования:
Природа и окружающая среда Краснодарского края
Основная часть:
2.1 Многообразие растительности Краснодарского края
«Светлый дом»
Мой Отчий край, краса и сила! Богат и славен ты трудом!
Люблю тебя, где все мне мило, люблю Кубанский светлый дом!
Рассветы ранние, закаты, и тихий шелест тополей,
И вишни белые у хаты, и ширь, простор родных полей.
Ю. Н. Колодний
Выезжая на дачу к бабушке с дедушкой, я беру фотоаппарат и снимаю растения, которые встречаются в лесу. Их там великое множество! Некоторые любят укромные уголки, а другие наоборот красуются на полянах и вдоль дорог. Оказывается, что растения могут быть как полезными так и ядовитыми. Совсем невзрачные и простые растения могут быть лечебными. Поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача.
На территории нашего края произрастает много лекарственных растений, таких как: ромашка аптечная, мать-и-мачеха, шалфей, крапива, сурепка и другие.
Ромашка аптечная. В медицине используются соцветия (корзинки) ромашки аптечной. Растёт ромашка аптечная на пустырях, в населённых пунктах, по обочинам дорог.
Среди многочисленных цветов с жёлтыми серединками и белыми лепестками, которые мы привычно зовём ромашками, настоящая или аптечная попадается редко. Это растение мест с нарушенным растительным покровом – осыпей, обрывистых склонов, берегов речушек, железнодорожных насыпей, картофельных полей и огородов.
Мать-и-мачеха
…И распахнуться листочки шального цветка –
мягкие снизу, как тихая добрая мать,
жёстко – зелёные сверху… Возьмёт их рука,
станет крошить их, варить и на ситечке мять.
Листья спасут от недужных подарков зимы –
кашлей и хрипов, от прежних рискованных ран…
Помним и верим в тебя – даже если не мы
встретим в проталинах солнечный твой сарафан!
Александр Седов
infourok.ru
Реферат - Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»
средняя общеобразовательная школа №13
Урок кубановедения во 2 классе «Лекарственные растения Краснодарского края»
Работу выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №13
Выпряжкина С.Г.
ст.Новоджерелиевская
2011г.
Тема урока: Лекарственные растения Краснодарского края.
Цель: Познакомить учащихся с видами лекарственных растений Краснодарского края научить ребят бережному отношению к растениям.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Работа над новым материалом.
1) Беседа учителя о лекарственных травах Кубани.
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Внимательный взгляд да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим пересказать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений.
Угадайте, что это за растение?
С желтыми цветками я,
Есть две мамы у меня.
(мать-и-мачеха)
Мать-и-мачеха.
Ранней весной, когда сойдет снег, на откосах, на южных склонах оврагов зажигаются золотые огоньки цветов мать-и-мачехи. Радуясь теплу и свету, весне и солнцу, чудесные цветы мать-и-мачехи раньше других украшают нашу землю. Интересно происхождение названия растения. Большие зубчатые листья мать-и-мачехи сверху ярко-зеленые, глянцевитые. Если их приложить к телу, то почувствуешь холодок, это ощущение сравнивают с мачехой. Нижняя сторона листа, покрытая нежным, пушистым «войлоком», - мягкая и теплая – это мать. Недолго цветет мать-и-мачеха. С появлением блестящих с верху листьев увядают золотисто-желтые цветочки, будто от собственного холода. Вот и появилась в народе легенда…
У одной женщины умерла родная дочь. Всю свою ласку и тепло отдала она ушедшей в землю дочери. А падчерице с того времени и вовсе житья не стало. Добрая и красивая девушка-цветок все тянется к солнцу, к теплу, к ласке. Все кругом любуются ею. Но только глянет на нее злая мачеха холодным пронзительным взглядом, и увядает девушка от неприятной стужи, излучаемой верхней стороной листьев.
Мать-и-мачеха – сорняк, причем трудно искореняемый, но, несмотря на это, имеет широкое применение в медицине. Цветки этого растения содержат целебные вещества, помогающие при заболеваниях дыхательных путей. Цветки собирают в сухую погоду, в начале цветения и сушат на чердаке или в комнате. Мать-и-мачеха используется в качестве смягчающего средства при кашле, ее приписывают при заболеваниях золотухой и водянкой.
Подорожник.
Тонкий стебелек у дорожки.
На конце его сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
(подорожник)
Где бы вы ни были, на лугу, в огороде, вы непременно заметите многолетнее травянистое растение с широкими листьями – подорожник. Подорожник – обычный многолетний сорняк, тем не менее, это удивительное растение.
С открытием Америки в Европе появилось очень много новых растений. В числе их картофель, фасоль, кукуруза, помидор… Но и для Америки не осталось бесследным переселение европейцев.
«След белого человека»,— говорили североамериканские индейцы, глядя на невзрачное растеньице с розеткой яйцевидных плотных листьев на длинных широких черешках. Почему же индейцы Северной Америки считают подорожник «следом белого человека»? Да потому что появилось это растение вместе с первыми европейцами. До этого в Америке не было подорожника. И вырастал он именно там, где ступала нога европейца, Суеверные местные жители приписывали это чудодейственной силе и могуществу белого человека. Со страхом, а нередко и с негодованием смотрели они, с какой неимоверной быстротой размножался пришелец из Европы.
Конечно же, никакого чуда не было. Просто природа наделила это растение способностью распространяться с помощью человека, животных. Осенью, когда начинаются дожди и слякоть, созревают семена подорожника. От сырости они превращаются в клейкие комочки и вместе с грязью на обуви человека или копытах животных переносятся на далекие расстояния. Каждое растение может дать до 60 тысяч семян. Растет подорожник у дорог, на тропинках, на выпасах, полях. Отсюда и его народное название — «попутник», «подорожник».
Подорожник с давних пор широко используется как лечебное средство.
Отвар листьев подорожника — старинное отхаркивающее средство при лечении бронхита и коклюша. Полезен настой подорожника и при туберкулезе легких. Теплый чай из листьев этого растения используют для полоскания горла при ангине.
Спорыш
Я травка-муравка,
Сорняк полевой,
Когда цвету – меня сорви,
И от болезней примени.
(Спорыш)
Можно уверенно сказать, что это самая распространенная в нашей стране трава. А вот что рассказывает придание.
… Рассвет только начал заниматься над землей, а старая колдунья была уже на полпути в горы, куда она отправилась за целебным зельем. Полную сумку трав нарвала колдунья и спускалась с горы. Нестерпимо пекло солнце. Колдунья присела передохнуть и заметила, что она сидит на мягком зеленом ковре и такая же травка-малютка пробирается в горы. Завела разговор с ней.
- Чего в горы так торопишься? – спросила колдунья зеленую травку-муравку.
- Ухожу от людей, внизу житья мне нет от них, все пашут, корчуют, поселиться негде. Слушала колдунья травку и решила недоброе людям сделать.
- Говоришь, народ всю землю перепахал! Ну и что ж! Тебе еще лучше расти будет. Крепче держаться за землю будешь. Ступай-ка опять к людям в низину.
- Пусть будет по-твоему, - без возражения согласилась травка-муравка и вернулась в теплую долину. Так, по совету коварной колдуньи спорыш вернулся к людям, заселив их огороды, сады, цветники. Народ понял, что это проделки старой колдуньи, и проклял ее за такие дела. А спорыш до сих пор живет среди людей, доставляя им порой большие хлопоты.
Но настоящее назначение травы в другом. Это хороший корм для гусей, уток и курей. Заготавливают из нее сено для крупного рогатого скота. Приносит пользу это растение и человеку. Его применяют при заболеваниях туберкулезом, малярии, при опухолях. Спорыш хорошо действует как отхаркивающее, противоглистное и мочегонное средство, при заболевании печени, почек, желудка.
2) Загадки о лекарственных растениях.
А теперь отгадайте загадки:
Ты растения не тронь.
Жжется больно, как огонь.
(крапива. Отваром моют голову, останавливают кровь).
На больших столбах подряд
Лампы белые весят,
Расцветает он весной,
Только снег сойдет лесной.
(ландыш)
Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки,
Белые реснички.
(ромашка, ей поласкают горло при ангине, ополаскивают волосы для укрепления).
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
(репей).
Горел в траве росистой,
Потом померк, потух,
И превратился в пух.
Одуванчик, из него готовят салат, возбуждает аппетит).
Мой брат зовет всех на уроки,
А я в полях стою высокий.
От ветра голову склоню,
Но почему-то не звоню.
(колокольчик).
Я расту в садах, лесах,
У болот и на прудах,
Я цвету почти все лето,
А зовусь я как конфета.
(ирис).
Называют «ноготки»
Цвета желтого цветки,
Как еще нас называют,
Для чего нас применяют.
(календула).
4. Закрепление изученного.
Выполнение детьми рисунка понравившихся растений.
5. Итог урока. Выставка работ.
www.ronl.ru