Курай из какого растения делают. Курай национальный музыкальный инструмент башкирского народа.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Новое в блогах. Курай из какого растения делают


Курай национальный музыкальный инструмент башкирского народа.

Министерство образования Республики Башкортостан

Республиканский политехнический лицей-интернат

Республиканская научно-практическая конференция «Красота и духовность как явление Культуры в образовательном процессе».

Курай национальный музыкальный инструмент башкирского народа.

Ишкинина Фаузия Гирфановна, учитель Культуры Башкортостана. Квалификационная категория: высшая.

Заиграй же, мой курай

Песню, чтоб вошла в сердца,

и Урал, и весь наш край

Прославляя без конца…

С. Юлаев

Один из первых исследователей башкирского фольклора С. Г. Рыбаков в своей книге «Музыка и песни уральских мусульман» изданной в Санк- Петербурге ровно век назад, в 1897 году, писал: «Творчество башкир создало, кроме вокальной музыки, также инструментальную, довольно обширную, и у башкир имеются свои музыкальные инструменты, главным из которых является свирель, так называемый курай, устраиваемый из стебля полевого растения, называемого также «курай», обрезанного и открытого с обоих концов, на котором прорезаны четыре отверстия с одной стороны и одно с другой… Башкиры для курая выбирают гладкий, пустой и чистый внутри, по возможности правильный стебель растения, иногда сушат его, а затем вырезают на нем отверстия…».

Курай- башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты. Его делают из твердого стебля одноименного зонтичного растения. Охватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз шириной ладони, затем подрезают. Вырезают, начиная снизу, и отверстия и еще одно- обратной стороне. Длина инструмента чуть менее метра. Диапазон- около трех октав. Звучание курая- поэтичное и эпически возвышенное и, наверное, поэтому этот нехитрый духовой инструмент стал национальным для всех башкир.

В жизни башкирского народа музыкальные инструменты всегда занимали достойное место. В отличие от других национальных инструментов курай особенно точно вошел в простую жизнь народа, в его судьбу, стал как бы его голосом, его оружием. Как пишет Гайса Хусаинов, в то тоскливых, то яростных, то бодрых интонациях курая кажется отчетливо слышны топот лошадиных копыт, звон кинжалов и клинков. Нет, мелодии курая, не только воспроизведение прошлого, но и средство, помогающее рассеять горе, утешение для души.

Изучая историю курая и творчество выдающихся кураистов, убеждаешься в том, что стебель растения подвластен музыканту в той мере в какой тот чувствует душу инструмента. Древние музыканты-башкиры открыли в этом нехитром инструменте безграничные возможности для самовыражения народной души.

-Сколько же лет кураю? Более 1000 лет. Это можно доказать тем, что испокон веков исполняемая только на курае мелодия “сынрау торна” (“Звенящии журавли”) имеет более чем 1000-летнюю историю. Да, много веков прошло с тех пор, пастух-башкир срезал, издававший на ветру мелодичные звуки, высохший стебель курая и сыграл на нем свою первую мелодию. И с тех пор этот инструмент стал постоянным спутником башкира как в мирной жизни, так и в боевых походах.

Талантливыми кураистами были поэт и полководец Салават Юлаев и Кахым-турэ, герой Отечественной войны 1812 г. Особую прелесть и самобытность курая отмечали в прошлом русские писатели и исследователи. “Чудным явлением в лице духовых инструментов” назвал курай русский писатель С. Т. Аксаков. А вот другой автор- В. Зефиров-писал в середине 19 в. в одном из своих рассказов о Башкирии “Здесь я имел случай слышать башкирскую национальную музыку: игру на курая или сабызге, и игру горлом”.

Мелодия башкирской баллады о батыре Салавате напоминала собой приятную симфонию –“разумеется, не ту симфонию, какую мы находим в бесмертных творениях Моцарта или Бетховена”, но симфонию первозданную, лесную и степную”.

С кураем и кураистами связано огромное число легенд, предений и сказок. Образ кураиста-музыканта вошел также в пословицы, в народные песни. Например, угодливому, не имеющему своего мнения человеку башкиры могут сказать: “Не пляши под чужой курай”.

Среди кураистов, продолживших традиции славного прошлого, выделяется величественная фигура Габит-сэсэна Аргинбая (1856-1928), от которого в 1910 году был записан башкирский народный героический эпос “Урал-батыр”. “Он был кураистом, певцом, сэсэном,-свидетельствует народный сэсэн Башкортостана Мухаметша Бурангулов: Какую бы не исполнял мелодию, предворял ее легендой об истории ее возникновения, знакомил с ее вариантами, рассказывал среди каких родов эти варианты он услышал, и только после этого исполнял саму песню”.

Первый среди башкирских кураистов международное признание получил младший современник Габита Аргинбаева-Юмабай Исянбаев. В июле 1925 г. он в составе группы народных исполнителей республики Советского Востока выехал на гастроли в Париж. Без всякого преувеличения, Юмабай Исянбаев покорил французскую публику виртуозной игрой на курае. А на одном из концертов артист преподнес зрителям неожиданный сюрприз. Отправляясь в Париж он захватил с собой вместе с набором инструментов еще и цельный стебель курая, выкопанный прямо с корнями и комьями земли. Когда настала очередь для выступления он вышел на сцену и прямо перед изумленными французами сделал курай и заиграл одну мелодию за другой.

Спустя около 40 лет в мире широко отмечалось 50 -летие Советского Союза. И снова Париж, большой зал Парижского дворца спорта, вмещающий 8 тыс. зрителей, на которого съезжались люди не только из Франции, но и специально приехали из Канады, Италии, Японии. На сцене Ишмулла Дильмухаметов, земляк Ю.Исянбаева, заслуженный артист Башкортостана, выдающийся певец и кураист.

На вопрос какой курай он возил в Париж, И. Дильмухаметов рассказал:

- Курай не везде растет. Около Сакмары, недалеко от деревни Абишево, что в Хайбуллинском районе есть небольшое урочище, называется он «Медвежий ключ». Вот там очень хороший курай растет: прямой, довольно толстый и очень длинный. Такой курай дает очень хороший звук и служит, вынослив. Почему вынослив: порой забудишься, заиграешь в полную силу, от всей души, а курай возьмет и треснет. На первом из парижских концертов у меня даже курай из «Медвежьего ключа» не выдержал, раскололся

Именно из тех мест, где растет это замечательное растение- курай: из тех мест, где поставлен памятник кураю в честь 19 знаменитых кураистов, которые получили всенародную известность: сэсэны Гаит, Махмут, Гата Сулейманов, Галиастан Шамсетдинов, Карим Дияров, Биргали Ибрагимов, Буранбай Кутусов, Хамит Ахметов, Абайт, Гиниат Ушаков, Сагадат Бураков, Мухамет Рахматуллин, Рахматулла Буляканов, Мухтар Батталов, Хабир Байтимеров, Адгам Искужин, Ришат Рахимов, Юлай Гайнетдинов, Самигулла Насыров.

Учатся в Республиканском политехническом лицее-интернате мальчики. Могу с уверенностью сказать, что традиции старшего поколения кураистов продолжаются. В нашем лицее первыми в Башкортостане в учебную программу введен урок курая. Если учащиеся 6-7 классов знакомятся с азами игры на курае а в старших классах свое мастерство игры на курае продолжают на кружке «курай».

Помимо этого учащиеся занимаются исследователькой работой: находясь на каникулах на родине: в Хайбуллинском, Баймакском, Зилаирском, Зианчуринском, Куюргазинском, Федоровском, Мелеузовском, Кугарчинском районах знакомятся с земляками-кураистами, династиями кураистов, обогащают свою игру на курае. Материалы об этих кураистах публикуются в лицейской газете «Вестник ЛИК».

В нашем городе Кумертау во Дворце культуры «Дуслык» успешно работает Башкирский фольклорный ансамбль им. Кинзи Арсланова под руководством заслуженного деятеля культуры. Башкортостана Рината Хайбуллина. Родом он из Ишембайского района. Фольклорный ансамбль под его руководством не раз занимает почетные места на конкурсах республиканского и всероссийского значения. Не зря в 1986 г. ансамбль удостоен звания «народный».

В одном из газетных интервью народный артист Башкортостана, лауреат премии им. Галимова Саляма кураист Азат Аиткулов возмущается, что в некоторых отдаленных регионах мастера - кураисты держат под большим секретом свое искусство. Должно быть наоборот. Если молодое поколение играет на курае - символе башкирского народа, одной из частей официальных символов Башкортостана- государственного герба и государственного флага РБ- это означает, что дети никогда не забудут, будут знать и уважать историю своего народа, своих корней.

Во- вторых, настоящий джигит считавший себя башкиром, должен уметь играть на курае.

В- третьих, давно уже доказано, что игра на курае имеет большое значение для укреплении здоровья. Обычно, кто играет на курае, не поддается легочным заболеваниям, заболеваниям дыхательных путей.

Именно курай был и остается главным музыкальным инструментом, занявшим важнейшее место национальной культуре одного из древнейших народов Южного Урала и Приуралья.

Праздники искусства, культуры, народное традиции должны жить.

Если хайбуллинцы, баймаковцы, абзелиловцы, гафурийцы, бурзянцы, зианчуринцы, куюргазинцы проводят праздники, посвященные увековечиванию памяти Юмабая Исянбаева, Гаты Сулейманова, Карима Диярова, Гинията Ушанова, Шафика Аминова- Тамъяна, то этому надо радоваться. Ведь молодое поколение учится у старших.

  1. Рашит Шакур. Цветок курая.(«Памятники Отечества» №2- 97)

  2. Рашит Шакур. «Быуаттар аманаты» Уфа, 2002 г.

  3. Хисаметдинова Ф.Г., Ураксин З.Г. Башкиры. Москва 2003 г.

  4. Ришат Рахимов. Курай. Уфа 1999 г.

infourok.ru

Курай | Социальная сеть работников образования

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я Вас приветствую!

- Поиграем в игру “Буквы рассыпались”. Вам нужно составить всевозможные слова с этими буквами

(РАЙ, КРАЙ, КУРАЙ)

- Какое слово самое длинное? (Курай)

- Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о курае, о его видах, послушаем мелодию курая, прочитаем  “Сказание о курае”.

- Курай – это самый древний башкирский инструмент. По форме он напоминает дудку. Делают этот инструмент из стебля растения, который в народе так и называется дудник. Когда дудник цветет, то напоминает зонтик. Растение курая никогда не вырывают с корнем, собирают только 1-2 тростиночки, а после засеивают на те же места семена курая. Кураю более 1000 лет. Название «курай» возникло от слова «курап», что означает «засохший».

-  “Сделаю из камыша и заиграю на сор-курае…” поётся в народной песне. На нём в основном играют девушки, женщины. Длина этого курая около 50 см.

- С собой в походы башкиры брали медный курай

- Почему в походы брали именно медный курай? (медный курай был прочным)

- Известны имена выдающихся кураистов – это Кубагуш сэсэн (15-16 век), Баик сэсэн (1710 – 1814 гг.). Когда Баик сэсэну было 102 года, он встречал башкирских воинов, возвращающихся из Парижа с победой, игрой на курае собственную мелодию, которую специально для этого сочинил. Эта мелодия дошла до нас под названием “Баик”.

- 20 июля 1925 года знаменитый башкирский кураист Юмабай Исянбаев был приглашён в Москву. Там формировалась группа артистов для поездки в Париж. Юмабай Исянбаев повёз с собой тростник с корнем. И когда настала очередь для выступления, он вышел на сцену и прямо перед зрителями сделал курай и заиграл одну мелодию за другой. Один француз поднялся на сцену, посмотрел курай со всех сторон. И когда кураист заиграл мелодию “Баик”, одна французская дама сняла с пальца золотой перстень и надела на палец кураиста.

Азат Миннигалеевич Аиткулов - всемирно известный инструменталист-виртуоз на башкирском народном духовом инструменте курае. Он является заслуженным артистом РФ и народным артистом РБ. 

 

- На курае исполняют плясовые наигрыши, марши, народные протяжные мелодии.

- Какие чувства вызвала мелодия курая?

- Где, ребята, вы видели такой курай? (На флаге и гербе Республики Башкортостан)

- Что означает 7 лепестков курая? (Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства)

Физкультминутка. Звучит мелодия курая. Дети используют элементы башкирского танца.

Существуют много сказаний о курае. Одну из них сейчас мы с вами прочитаем.

- Назовите героев “Сказания о курае”. (хан, старик, старуха, егет (парень) )

- Почему люди так сильно боялись хана? (У хана была странная привычка – брить голову. Для этого дела каждую неделю приглашал он молодого человека. После бритья головы владыка повелевал снести голову. И никто не мог перечить злой его воли).

- Что случилось с сыновьями стариков, живших “за семью лесами”? (Двое сыновей так же ушли брить голову хану и не вернулись в отчий дом.)

- Чем мать снабдила младшенького в дорогу? (Мать замесила муку из лебеды на своём грудном молоке и испекла из того теста лепёшку)

- Как егет прощался с родными краями? Найти в тексте эти строки и прочитать. (Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы посмотреть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел он на холодные прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыка, и сам не заметил, как запел полным голосом)

- Ирендык - один из хребтов Южного Урала.

- Что егет увидел на макушке хана? (На макушке хана возвышался козлиный рог)

Учитель. Что стал делать егет после того, как обрил голову хана?

- Почему хан не смог убить бедного егета? (Потому что хан тоже попробовал хлеб. Хан узнал, что хлеб был испечён из лебеды на грудном молоке матери егета)

- Что потом сделал хан?

- Куда он отправил его? (Ханские слуги связали егета по рукам и ногам, завязали чёрной тряпкой его глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чащу леса)

- Как жил егет в непролазной чаще леса? (Егет питался разными травами, ягодами, смастерил себе лук со стрелами, охотился на дичь. Из шкур зверей он сшил себе шубу. Он сильно тосковал по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: “У хана есть рог!” так он и не находил обратную дорогу домой)

- Как егет встретился с кураем? (Однажды егет лежал под деревом и услышал дивную мелодию. Он поднялся на ноги и пошёл в ту сторону, откуда доносилась мелодия. На вершине горы егет увидел стебель сухого курая. Он испускал под дуновением ветра мелодию)

- Почему душа егета обрела спокойствие? (Егет научился играть, дуя в стебель курая, сочинял напевы. Ему казалось, что развеялась та ханская тайна, и душа егета обрела спокойствие)

- Как он оказался в родных местах? (Играя на курае егет сам и не заметил, как оказался в родных местах. Курай привёл его туда)

- Как поступил народ со злым ханом? (Люди пошли к дворцу хана. Отец егета держал хана за рог, остальные били злодея до смерти)

Отгадывание кроссворда. Работа в паре.

1. Древний башкирский музыкальный инструмент

2. Кураист – наш современник.

3. Женский курай

4. Из стебля, какого растения делают курай?

5. Сэсэн, который встречал башкирских воинов, возвращавшихся из Парижа с победой, игрой на курае мелодию, которую специально для этого сочинил

Беседа

- Что нового узнали на уроке?

- С какими кураистами познакомились?

- Что запомнили?

- Прочитать 2 часть сказания. Готовиться к пересказу

- Ответить на вопросы страницы 111

- Проиллюстрировать понравившуюся часть сказания

А в конце я хотела бы прочитать вам стихотворение Геннадия Молодцова 

Башкирия моя!

Земля и небо!

Моя любовь,

Мой журавлиный край.

Мне жаль того,

Кто здесь не разу не был,

Мне жаль того, кому не пел курай.

nsportal.ru

Курай башкирский музыкальный инструмент - История Курая.

История Курая

У башкир издавна известен музыкальный инструмент – курай. Этот инструмент считается одним из национальных символов башкирского народа. Стилизованное соцветие курая, состоящего из семи лепестков, изображено на гербе и флаге Республики Башкортостан. В Краткой энциклопедии Башкортостана приводятся такие сведения: «КУРАЙ (kурай), башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты. С древних времен курай изготавливали из стебля зонтичного растения с одноименным названием. Биологическое название – Реброплодник уральский (Pleurospermum uralense). Стебель курая прямой, высотой около 2-х метров»2. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относится к аэрофонам, подгруппе флейтовых, виду продольных флейт, подвиду открытых одиночных флейт с боковыми отверстиями. Указывается, что такие типы флейт распространены почти во всем мире3. Учитывая специфические особенности башкирского народного музыкального инструмента, ограничимся исследованием и сравнением с наиболее близкими, подобными кураю, музыкальными инструментами других народов. Продольная открытая флейта имеет весьма древнее происхождение, о чем свидетельствуют материалы археологических раскопок и литературные источники. Так, например, литературные источники сообщают о существовании флейты, которую шумеры называли ги-гид (ги = тростник, бамбук, камыш), упоминая материал, первоначально используемый пастухами для его изготовления. Позже эти флейты также изготовляли из бронзы, серебра и золота4. В музее Филадельфийского университета хранится серебряная шумерская флейта, датированная примерно 2600 годом до н. э.5 Заметим, что количество, конфигурация размещения грифных отверстий на духовых инструментах подобного типа у народов мира бывают очень разными. Шумерская флейта имеет 5 игровых отверстий, расположенных следующим образом: 4 – на внешней стороне в нижней части трубки, выстроены в линию, и 1 – на тыльной (со стороны груди) чуть выше крайнего верхнего четвертого игрового отверстия внешней стороны. Такое расположение удобно для играющего. Как известно, аналогичное количество игровых отверстий и их расположение на трубке инструмента встречается и у башкирского курая. Весьма показателен способ измерения музыкального инструмента курай. Учитывая способ определения пропорции курая с помощью естественных линейных мер (ладони рук, пальцы), давших происхождение регламентированным шумерским мерам, мы имеем инструмент, происхождение которого можно отнести к эпохе более древней, чем эпоха, в которую были изобретены шумерские меры6. Во многих случаях первоначальным названием флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого эти инструменты изготовлялись (как и у шумер. – Т. И.). Отсюда же название ряда духовых инструментов – най, что по-ирански значит «тростник». Отсюда же названия башкирской и абхазской продольных флейт – курай и ачарпан, обозначающие растения, из которых эти инструменты сделаны7. Подобное происхождение названий своих продольных флейт имеют так же туркменский каргы-тюйдюк8, адыгский камыль9, тувинский шоор10, бурятский суур. Туркменистан, Казахстан и Киргизия имеют сходную между собой открытую флейту – каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор. Сюда же примыкает и башкирский курай. На территории Башкортостана археологами так же обнаружены музыкальные инструменты типа продольной флейты. В кургане 3 Бишунгаровского могильника Башкортостана раннесарматской (прохоровской) культуры найдена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями. Она датируется IV–II вв. до н. э. Символ одноствольного духового инструмента найден в Ананьинском могильнике13. Однако говорить о преемственности этого инструмента и башкирского курая, видимо, неверно. Исторические корни курая необходимо искать в истории скотоводческих племен. На это указывает и тот факт, что музыкальные инструменты типа продольной открытой флейты, изготавливаемые из стебля зонтичного растения, были изначально, в основном, инструментами пастухов. Как, например, ачарпын у абхазов, уадынз у осетин, камыль у адыгов, шоор у тувинцев, чабан саламури у аджарцев, фуруйя у венгров, древний ги-гид у шумер, флейта коптских пастухов в Египте, чоор у киргизов, сыбызгы у казахов и др. Д. С. Дугаров считает, что древнейшей формой венгерского фуруйя, башкирского курая, бурятско-монгольского модон сура и казахской сыбызги был стебель («дудка») зонтичного растения, в которую дули, выводя свои степные мелодии, еще древние охотничье-скотоводческие племена Центральной Азии, Забайкалья и Саяно-Алтайского нагорья, а также древние кочевники монгольских степей – хунны14. Действительно, в формировании башкирского народа активно принимали участие скотоводческие племена Южного Урала эпохи средневековья, тесно связанные своим происхождением с Южной Сибирью и Алтаем. Этнические истоки племен бурзян, байляр, киргиз (потомки енисейских киргизов), елан, таз, дуваней, уран, балыксы, мин, тамьян, кыпчак, кудей, катай, табын, сальют находятся в среде тюрко-монгольских племен Центральной Азии и Алтая15. Исследования Дж. Киекбаева свидетельствуют о башкирско-венгерской этнической связи. Очень много общих слов в башкирском и венгерском языках. Многие из них являются общетюркскими16. Возможно, имеют близкую связь и названия музыкальных инструментов: курай – фуруйя. Название же бурятского суура имеет монгольские корни. Это свистковая флейта, имеет общую технологию изготовления с оленной трубой17, отличается количеством игровых отверстий. В Кош-Агачском районе Республики Алтай находится село Курай. Сюда же можно отнести такие топонимы как Курайская степь, хребет Курай и гидроним Курай. Эти названия, возможно, косвенно свидетельствуют об истоках происхождения курая из Южной Сибири и Алтая. Мотив легенды о юноше Курае и красавице Чуе, браку которых препятствовал злой хан18, перекликается с башкирскими легендами. На территории Прибайкалья археологом А. П. Окладниковым обнаружены одноствольные костяные продольные флейты в ряде погребений китойского времени. Мысль о наличии флейты у неолитических жителей Восточной Сибири может показаться маловероятной, однако костяные трубочки с дырочками не раз отмечались для неолитических памятников Европы19. Может быть эти инструменты были прообразом и башкирского курая? Флейты из трубчатых трав, несмотря на то, что сделаны они из менее стабильного по сравнению с костью и деревом материала, выделяются в качестве акустических избранников. Стабилизация инструмента из столь хрупкого и недолговечного материала предполагает постоянное акустическое внимание к нему в интонационной культуре этноса20. К сожалению, у некоторых народов этот инструмент этнографы застали только на уровне национального названия и устных описаний конструкции. Инструментом из воспоминаний можно назвать «игральную дудку» из зонтичного растения сыбыскы-сывыска, известную у тюрков Южной Сибири. Термин очень редкий и употребляется преимущественно в фольклорных текстах (эпосе, мифах, преданиях). Музыковедческие исследования показали, что термин сыбыскы является одним из возможных названий флейтового инструмента. Данный инструмент изготавливают из сухого стебля пустотелой травы, имеющей общее название у всех тюркоязычных народов Южной Сибири: комыргай, кобыргай, кобрак, хобрах, корак, корок, курай. Названия духовых музыкальных инструментов сыбызгы, сырнай, курай, керней, входящие в корпус общетюркских терминов, служат косвенным подтверждением существования исторически обусловленной тюркской этнокультурной общности. Существует легенда о происхождении музыкального инструмента – курай, согласно которой жил злой хан, у которого на голове рос рог. Каждый раз вызывали молодых людей, которые при стрижке волос узнавали тайну хана, поэтому их ждала смерть. Один из них, использовав уловку, спасся. Бежал, на горе он услышал звуки, издаваемые травяным растением, срезал его и сыграл мелодию, которая поведала всей стране о злой тайне хана. Согласно туркменской легенде о происхождении каргы-тюйдюка, Искандер (Александр Македонский) имел на лбу рога. Тщательно скрывая свое уродство, он приказывал казнить всех парикмахеров, которые подстригали ему волосы. Одного очень красивого юношу он не решился предать казни, взяв с того слово, никому не говорить его тайну. Юноша нарушил её, рассказав о виденном одинокому колодцу. Тогда около колодца вырос тростник, чабаны стали делать из него каргы-тюйдюки, которые и поведали миру о тайне Искандера. Эти легенды дополняют вариант древнегреческого мифа о царе Мидасе. В многочисленных башкирских песнях, эпосах и эпических сказаниях курай также нашел свое историческое отражение. Так, курай упоминается в древних башкирских эпосах «Кунгыр Буга», «Акбузат», «Кара Юрга», «Заятуляк и Хыухылыу». Слова о курае встречаются еще в преданиях и легендах «Балакарга», «Килен тауы». Так, согласно легенде «Балакарга», в древности, еще во времена существования обрядов умыкания (барымта, карымта), жил один батыр, который был кураистом, певцом, сказителем26. Архаичные мотивы этой легенды встречаются в древних легендах Китая и иранской мифологии. В «Записке» о путешествии на Волгу Ахмеда Ибн-Фадлана, находившегося в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908–932 гг.) приводится множество уникальных сведений этнографического характера о башкирах. «…(третья) группа поклоняется журавлям, и мне сообщили, что они (некогда) вели войну с одним народом из числа своих врагов, что они (враги) обратили их (башкир) в бегство и что журавли закричали сзади них (врагов), так что они испугались и сами были обращены в бегство, после того, как обратили в бегство (башкир), и поэтому они (башкиры) поклоняются журавлям и говорят: “Эти (журавли) наш господин, так как он обратил в бегство наших врагов”, и поэтому они поклоняются им (и теперь)». Сакральный смысл поклонения журавлям проявляется и в легенде мелодии «Сынрау торна», согласно которой, эта мелодия предвещает беды, войны. Эта мелодия исполняется только на курае, так как только на этом инструменте можно издать звук, подобный крику журавлей. Это сопоставление также свидетельствует о более чем 1000-летней истории курая. В одном из вариантов эпоса «Идукай и Мурадым» обнаружен как раз такой случай. Ыласын, поняв, что угрожает опасность, сыграл мелодию «Сынрау торна», которая прозвучала на весь Урал. В более поздний период, курай у башкир уже не просто пастушеский инструмент. Происходит увеличение функций, которые он выполняет. Кураисты – должны знать легенды, истории песен, многочисленные факты из жизни племени, народа – хранить все духовное наследие башкир. Курай для башкир не только музыкальный инструмент, но и средство передачи исторических знаний от поколения к поколению. Известно, что раньше, перед началом исполнения какой-либо мелодии, песни кураисты вкратце рассказывали легенду их происхождения. Как известно, с конца XIX основной территорией распространения исполнительства на курае были южная и юго-восточная части современного Башкортостана, а также соседние с ними районы Оренбургской и Челябинской областей. Относительная узость распространения башкирского народного инструмента в этот период, на наш взгляд, объясняется следующим. Определенное влияние оказал процесс перехода от кочевого и полукочевого скотоводства к оседлому земледелию, который у юго-восточных башкир проходил значительно позднее, чем у северо-западных, западных башкир. То есть в районах, где сохранялось скотоводство, в качестве основного вида хозяйства, сохранялся и «пастушеский» инструмент типа продольной открытой флейты – курай. Курай – древнейший музыкальный инструмент башкир. Несмотря на длительную, сложную этническую историю народа, этот музыкальный инструмент сохранил свою самобытность, способствовал развитию уникальной музыкальной культуры башкир.

Архив записей

kuray-jyr.ucoz.ru

Курай- божественный инструмент | Тюрки.

Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент[1]. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

Классический курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense (Реброплодник уральский), имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и одно на тыльной. Известны изготовления курая из различных металлов.

В старину считалось престижным иметь курай, изготовленный из серебра или меди. В настоящее время широкое распространение получил деревянный курай, для изготовления которого используется шпон.

 

Средняя длина курая составляет 57-81 см.

Звукоряд курая образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты.

Диапазон курая — около трех октав.

 

Классический курай

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

 

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Казан курай

 

Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

 

Кураиста в народе воспринимали как че­ловека образованного, обладающего высокой культурой, он пользовался большим уважением. А сегодня, если взглянуть глазами современного чело­века, кураист - это музыкант, композитор, фольклорист и поэт в одном лице. Именно кураисты, передавая из поко­ления в поколение свои зна­ния, опыт и сохраняя любовь к своему народу, донесли до нас старинные народные пес­ни, легенды и эпосы. Вот что такое курай, и каково значение личности кураиста в сохране­нии истории народа!

 

 

 

<iframe src="https://www.youtube.com/embed/A7rvSfurdE8" frameborder="0"></iframe>

 

&feature=youtu.be

 

Владислав Муртазин, орган (Уфа) и Азат Айткулов, курай (Уфа)

 

 

<iframe src="https://www.youtube.com/embed/afGh2jedcds" frameborder="0"></iframe>

 

 

 

 

Поговорки, связанные с кураем

  • «Не пляши под чужой курай»
  • «Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону»
  • «Всё продай, купи курай»
  • «Где башкир, там курай»

 

 Материалы по теме

1 Курай   Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 2. Курай  http://eomi.ru/woodwind/kurai/

3. Праздник курая "Играй, курай!"  http://tatfiesta.ru/ufa/events/concert/331/prazdnik_kuraya_igray_kuray.html

 

 

 

maxpark.com

Персональный сайт - История курая

Курай — очень древний инструмент — своеобразный учебник жизни для своей нации — оказал сильное воздействие на нравственность и этическое видение детей и молодежи в течение многих веков. Первоначально он использовался как сигнальный инструмент, возникший в связи с потребностями хозяйственного пастушеского быта. Его дальняя слышимость на открытом воздухе — свойство чрезвычайно ценное для пастушеского инструмента, назначение которого — звучать среди природы! Слушая курай в поле или среди гор, нельзя не почувствовать, что этот инструмент так гармонично сливается с природой, словно он ее органическая часть"

 История Курая

О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», "Заятуляк и Хыухылыу", башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского). Народной мелодии Сыңрау торна ("Звенящие журавли"), исполняемой на курае, более 1000 лет.Необходимость массового производства инструмента стимулировала мастера В. Ш. Шугаюпова создать в 1979 году курай из строганого шпона.

В 1970 году в башкирском издательстве "Китап" (г. Уфа) вышла книга "Курай" автор: Сулейманов Гата Зулкафилович. За эту книгу автор получил премию Салавата Юлаева в 1971 году.

 Изготовление Курая.

Курай изготавливается из стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense Hoffm (Реброплодник уральский). Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое - на расстоянии четырех пальцев, следующие три - на расстоянии двух пальцев, последнее, 5-ое - на обратной стороне, на расстоянии 3-х пальцев от 4-ого отверстия. Длина Курая от 570 до 810 мм.

 Игра на курае

Популярность курая связана его тембровым богатством. Русский фольклорист С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий».

Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Диапазон Курая три октавы.

Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. К. используется как сольный и ансамблевый инструмент. На нем исполняются плясовые наигрыши и марши, программно-изобразительные пьесы, звукоподражательные мелодии и инструментальные варианты протяжных песен узун-кюй. Традиции исполнительства на Курае наиболее ярко представлены в южном и юго-восточном районах Башкортостана, где они развивались на протяжении веков. Сейчас в респ. повсеместно создаются ансамбли кураистов. Наряду с традиционным способом, с конца 70-х годов. Курай из шпона стал изготавливать мастер В.Шугаюпов по своей технологии. В 80-е годы появился целый ряд мастеров-изготовителей курая, таких как: С.Дильмухаметов, Б.Исянчурин, Г.Кубагушев, З.Халиков, А.Янгужин и др. В 90-е годы появился реконструированный хроматический Курай из металла, изготовленный мастером-кураистом И.Ильбаковым. Этот Курай имеет 14-15 отверстий с системой клапанов, дающих возможность извлечения хроматического звукоряда. Диапазон от фа-диез малой октавы до си-бемоль третьей октавы.

Основная и традиционная особенность игры на курае, это умение играть грудным голосом. Легкий свист «прощается» только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию проникновенно, нежно и звучно, пропуская ее через грудь.

Любимым кураистом всего башкирского народа, признанным виртуозом игры на курае в XX веке был Ишмулла Дильмухаметов. Сегодня призанным виртуозом игры является Азат Аюткулов, Президент Союза кураистов, заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева.

kyrai-not.narod.ru

Курай — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

КлассификацияДиапазон диапазон флейтыРодственные инструментыМузыкантыПроизводителиСвязанные статьиЗвучание инструмента
Курай
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Духовой, деревянный, 4.аэрофон

140x250px

сыбызгы, хобрах, камыль

Азат Аиткулов, Ишмулла Дильмухаметов, Гата Сулейманов, Гайфулла Сарбаев, Кахым-туря, Роберт Юлдашев, Юмабай Исанбаев и др.

Вакиль Шугаюпов, Ансар Янгужин и др.

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).

Логотип Викисклада Курай на Викискладе

Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент[1]. Имеет несколько разновидностей, отличающихся конструкцией и материалом изготовления. По классификации музыкальных инструментов Хорнбостеля-Закса, курай относятся к аэрофонам, входящим в подгруппу флейтовых (вид продольные флейты, подвиды открытые и свистковые флейты). Также имеются кураи, относящиеся к подгруппе язычковых (вид с бьющимся язычком). Длина варьируется в зависимости от разновидности — от 120—180 мм до 450—1000 мм. Звук, тембр и динамические возможности зависят от конструкции. Традиционным материалом для изготовления являлись срезанные и высушенные стебли уральского реброплодника, однако в настоящее время широко используются современные материалы (строганый шпон, металл). Является сольным, ансамблевым и оркестровым инструментом.

У башкир курай является наиболее широко распространённым музыкальным инструментом. У татар наряду с кураем (сыбызга) используются и другие духовые инструменты[2]

Этимология названия

Этимология названия не выяснена. Возможно, это слово иранского происхождения, изменившееся в процессе тюркизации и кыпчакизации, либо оно имеет древнетюркское происхождение. Высказываются предположения, что слово курай образовано слиянием слова кура (стебель крупных зонтичных растений) и най (флейта). По одной из версий курай происходит от древнетюркского qağuray, корень «qaq» соответствует значению «сухой», «высушенный». В алтайском языке каурай означает «сухой камыш», в монгольском языке хуурай — «сухой»[3], в древнем монгольском языке кагурай — «сухой стебель», в сибирскотатарском языке курау — «высушивать», в марийском языке каура — «сухой», «ломкий», в венгерском языке koro — «сухой стебель»[4].

В мировой музыкальной культуре первоначальным названием флейт, как и вообще духовых инструментов, служило название материала, из которого они изготовлялись. Шумерская флейта ги-гид содержит название тростника, камыша ги, иранский най значит «тростник». Названия башкирской и абхазской продольных флейт — курай и ачарпан — обозначают растения, из которых эти инструменты сделаны[5].

Происхождение

Инструменты типа открытой продольной флейты присущи многим культурам мира. Материалы археологических раскопок и письменные источники подтверждают древность музыкальных инструментов как этого типа, так и других — свистковых флейт, многоствольных флейт и пр. Относится это в полной мере и к Волго-Уральскому региону, где фиксируются находки музыкальных инструментов, относящихся кo II веку до н. э. Так, например, открытая продольная флейта без отверстий была обнаружена при раскопках Такталачукского археологического комплекса (Татарстан). В кургане 3 Бишунгаровского могильника (Бишунгаровские курганы, Башкортостан) обнаружена костяная флейта с прямоугольным стволом и прямоугольным каналом для потока воздуха и извлечения звука с одиннадцатью отверстиями, датируемая IV—II вв. до н. э.[5] Археологические находки деревянных духовых инструментов в силу природы материала единичны. Имеющиеся в настоящее время сведения не позволяют установить место возникновения курая. Нельзя полностью исключать версию о параллельном развитии аэрофонов в различных регионах. Однако есть основания рассматривать и некоторые теории о его происхождении — южносибирско-алтайскую (тюркскую) и среднеазиатскую (иранскую). Южносибирско-алтайская теория связывает происхождение курая с культурой древних кочевников-скотоводов Южной Сибири и Алтая, которые в ходе Великого переселения народов переместились на запад. Среднеазиатская теория апеллирует к культурному влиянию тюркских народов Средней Азии, у которых имеются аналогичные кураю аэрофоны — каргы-тюйдюк, сыбызгы, чоор[6].

В целом уже к X веку на территории Волго-Уральского региона были представлены самые разные типы аэрофонов. Увеличивается их разнообразие, конструкция совершенствуется. Продолжается использование подобных музыкальных инструментов и в Волжской Булгарии [7]

Первые письменные упоминания о курае появились в XIII—XIV вв.

Тема происхождения и использования курая нашла своё отражение и в фольклоре, записанном в XIX — начале XX веков. Это, например, башкирский эпос «Акбузат», «Кара-юрга», «Заятуляк и Хыухылу» и множество башкирских народных легенд и сказок. Так, в легенде «Курай» юноша пошёл навстречу услышанной мелодии и увидел, как тростниковое растение издаёт на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл.

Этнографические и музыковедческие исследования

Первые историко-этнографические работы, в которых дается описание курая, появились в ХVIII веке. Об этом инструменте у башкир и татар упоминает в своей книге «Путешествие по разным провинциям Российской империи», написанной по результатам Академических экспедиций, П. С. Паллас[8][9][7][10].

О курае у башкир пишут также другие участники Академических экспедиций — И. И. Лепёхин и И. И. Георги.

В 1859 году краевед В. М. Черемшанский в своей работе «Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношении», упоминал у башкир такие музыкальные инструменты, как «чибизга» (курай) и «кубыз».

В конце XIX века возрастает интерес к музыкальному искусству различных народов, населяющих Российскую империю, в том числе и народов Поволжья и Урала.

Важной вехой в изучении курая стали работы С. Г. Рыбакова, который проводил исследования по маршруту Белебей-Уфа-Златоуст и Верхнеуральском уезде Оренбургской губернии — очерк «Курай, башкирский музыкальный инструмент», опубликованный в 1896 году в «Русской музыкальной газете», и более объёмистый труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», вышедший из печати в 1897 году. В них было представлено первое подробное описание этого музыкального инструмента.

В то же время, необходимо отметить, что в этот период исследователи в своих наблюдениях практически не уделяют внимания татарской инструментальной музыке. Это, очевидно, связано с тем, что татарское старотрадиционное искусство в конце XIX века переживало упадок, вызванный разрушением традиций сельской общины и переходом к европейской культуре. В этих условиях инструментальные традиции сохранились в периферийных районах проживания татар и для их изучения требовались определенные усилия исследователей[11].

С начала 30-х годов ХХ века интенсифицируются работы по сбору и изучению народного музыкального фольклора, активизируется работа фольклорных экспедиций.

В 1931 году в ходе фольклорной экспедиции С. Х. Габяши были собраны сведения о татарских кураях. В отчёте об экспедиции даны описания трёх типов кураев, собраны сведения о традициях игры на курае и приведены нотные записи репертуара кураистов юго-восточных районов Татарии[12].

Значительный вклад в изучение башкирской народной музыки, в том числе и исполняемой на курае, внесли фольклорные экспедиции по Башкирской АССР и соседним областям образованного в 1932 году Башкирского научно-исследовательского института национальной культуры. Среди сотрудников института — Г. С. Альмухаметов, И. В. Салтыков, А. С. Ключарёв, С. Х. Габяши.

Весомый вклад в изучение исполнительского искусства на курае внес научный сотрудник Института этнографии АН СССР Л. Н. Лебединский. В 1937 году в Башкирской АССР им были осуществлены фонозаписи кураистов. В 1939 году он становится консультантом по делам искусств при СНК БАССР и возглавляет комплексную экспедицию по изучению быта, этнографии и фольклора башкир юго-восточных районов Башкирской АССР. Позднее результаты исследований будут обобщены им в фундаментальной работе «Башкирские народные песни и наигрыши» (1962). В этой работе он дает описание курая и инструментальных наигрышей на нём.

С начала 1930-х годов проблемой происхождения и реконструкции курая начинает заниматься музыковед В. М. Беляев. Для выяснения происхождения он предполагает использовать теорию линейных обмеров. Обмеры кураев по системе Беляева были продолжены в 1942 году находящимся в эвакуации в Уфе М. Я. Береговским, который подверг исследованию 8 кураев из различных коллекций, установив, что они имеют естественные размеры, указывающие на древность происхождения инструмента.

Во второй половине 40-х годов XX века обнародует свои материалы любитель-фольклорист И. Мусин, собравший за несколько десятилетий уникальную коллекцию кураев. Однако его попытки привлечь внимание органов власти к необходимости возрождения курайного искусства татар не принесли результатов.

Заметим, что фольклорные экспедиции уже с конца 30-х годов показывали, что народное инструментальное искусство приходит в упадок.

В 70-80-е годы ХХ века искусствовед Р. Ф. Зелинский продолжает исследования курая в Башкирии, а искусствовед Р. Ф. Халитов в Татарии. Искусствовед М. Н. Нигметзянов публикует описание кураев из коллекции И. Мусина.

В постсоветский период исследования игры на курае были продолжены в работах искусствоведов Башкортостана. Рассматривались особенности двухголосного гортанного пения, сопровождаемого игру на курае (искусствовед Х. С. Ихтисамов), проблемы выделения и изучения стилей, исполнительских школ кураистов (искусстовед Ф. Х. Камаев), процессы влияния народной музыки, включая курай, на композиторское творчество и формирование академической музыки в Башкортостане (искусствовед Е. Р. Скурко). Проводилсь исследования, посвященные исполнительскому репертуару, стилям игры кураистов, музыкальным жанрам инструментальных мелодий и их музыковедческому анализу (Р. Ф. Зелинский).

Разновидности курая

Классический курай

Классический курай — открытая продольная флейта. Длина обычно составляет около 570—810 мм — в основе лежат естественные меры длины, 8-10 ладоней или больше, ширина каждой ладони при обхвате равна 4 пальцам. Диаметр инструмента составляет обычно около 20 мм. В курае 5 отверстий диаметром 5-15 мм. 4 отверстия находятся на лицевой, 1 — на тыльной стороне. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 4-5 пальцев от нижнего края. Остальные три отверстия располагаются последовательно выше первого через 2-2,5 пальца. Пятое отверстие находится выше четвёртого с другой стороны.

На несколько иное расположение отверстий классического курая указывает С. Г. Рыбаков. Согласно его описанию, первое отверстие находится на расстоянии 3 пальцев от нижнего края, второе отстоит от первого на 2,5 пальца, третье от второго на 2 пальца, четвёртое от третьего на 1,5 пальца. Пятое отверстие вырезается с другой стороны выше четвёртого.

Иногда в педагогических целях на инструменте отверстия сразу не прорезываются и на первом этапе ученик овладевает только звукоизвлечением. По мере овладения инструмента вырезают сначала первое и третье отверстие, затем второе и четвёртое, а затем уже последнее, пятое.

Копшэ курай

Копшэ курай — открытая продольная флейта. В отличие от классического курая, имеет два отверстия. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 6 пальцев от нижнего края. Второе — на 5 пальцев выше.

Агач курай

Агач курай (деревянный курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из ветвей орешника, клёна, калины. Длина инструмента 250—300 мм. Число игровых отверстий — от четырёх до шести.

Медный курай

Медный курай — щелевая свистковая флейта. Изготавливается из латунной трубочки диаметром 20-23 мм. Длина инструмента 260—265 мм. Имеет семь игровых отверстий. Иногда вместо латуни используют другие металлы — серебро, алюминий.

Казан курай

Казан курай (казанский курай) — свистковая продольная флейта. Изготавливается из конусообразных металлических трубок. Длина инструмента — 580—800 мм. Диаметр у верха инструмента — 20-30 мм, у основания — 10-15 мм. Число игровых отверстий — два, пять, шесть, семь.

Ногайский курай

Ногайский курай — свистковая продольная флейта. Длина инструмента 690—775 мм. Число игровых отверстий — два. Первое отверстие на лицевой стороне находится на расстоянии 5 пальцев от нижнего края. Второе — на 4 пальца выше кромки первого отверстия. Считается женским музыкальным инструментом.

Курай из соломки

Курай из соломки — аэрофон подгруппы язычковых. Для изготовления использовались стебли соломы злаков. Материал предопределял размеры инструмента. Длина инструмента составляла 120—180 мм. Диаметр — 3-3,5 мм. Язычок-пищик имел длину 20-25 мм, ширину 2,5-3 мм. Его вырезали на расстоянии 8-10 мм от закрытой части стебля. Также делалось несколько игровых отверстий.

Другие разновидности

  • Кыйык-курай (ҡыйыҡ ҡурай).
  • Сор-курай (сор ҡурай). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет Реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.
  • Сыбызгы (һыбыҙғы).

Технология изготовления курая

Технология изготовления классического курая

Классический курай изготавливается из прямого, высушенного полого стебля Реброплодника уральского (род растений из семейства зонтичных). Существуют и другие зонтичные, пригодные для изготовления курая — Дудник лесной и Дягиль лекарственный. Однако именно реброплодник считается лучшим материалом.

Процесс изготовления включает четыре этапа.

I этап. На этом этапе подбирается подходящее растение, имеющее гладкий, чистый внутри стебель, без внешних дефектов. Предпочтение отдается тонкостенным стеблям, имеющим коническую форму.

II этап. На этом этапе растение срезают и сушат. Обычно это происходит в июле-августе, когда растение уже отцвело и начинает высыхать. Растение срезается под корень и сушится в сухом, темном месте. Иногда процесс сушки осуществляется и на природе. Для этого либо срезают верхушку растения, не трогая сам стебель, либо забирают растение, когда оно уже высохло целиком.

III этап. На этом этапе осуществляется выбор длины заготовки для изготовления курая.

IV этап. На этом этапе производится вырезание игровых отверстий и осуществляется доработка курая.

Другие технологии

Необходимость массового производства инструментов побудила мастера В. Ш. Шугаюпова к созданию в 1976 году курая из строганого шпона, а через три года на способ было получено авторское свидетельство. Для изготовления курая используется тонкий, узкий лист шпона бука, граба или березы, не имеющий дефектов, толщиной 0,5-0,7 мм. На лист шпона по специально разработанным лекалам наносится разметка и вырезается заготовка. Получившуюся заготовку опускают в горячую воду, где она начинает размякать и скручиваться в спираль. Затем получившуюся заготовку недолго просушивают и, используя для придания нужной формы конусообразный металлический прут, склеивают. Далее заготовку просушивают несколько дней. После того как клей просохнет, приступают к нанесению игровых отверстий, которые проделывают с помощью электрического выжигательного прибора, дорабатывают верхнее входное и нижнее отверстие и обрабатывают заготовку абразивной шкуркой. Получившееся изделие покрывают лаком и сушат. После этого инструмент готов к использованию.

Звукоряд

Строй курая по С. Г. Рыбакову состояние отверстий тон
все отверстия открыты ля
все отверстия закрыты до
открыто только 1-е отверстие ре
открыто 2-е отверстие или 1-е и 2-е отверстия ми
открыто 3-е отверстие или 1-е, 2-е и 3-е отверстия фа
открыто 4-е отверстие или 1-е, 2-е, 3-е и 4-е отверстия соль
открыто 5-е отверстие или все отверстия ля

Неполный диатонический (олиготонный) звукоряд курая соответствует натуральному гексахорду:

В трудах музыковедов-этнографов натуральный гексахорд (курая) интерпретируется как сцепление двух (от разных тонов) пентатоник[13].

Диапазон курая — около трёх октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. Русский этнограф С. Г. Рыбаков писал: «Звуки этого инструмента — тихие, меланхолические и задушевные — достаточно хорошо воспроизводят мечтательность башкирских мелодий»[14].

Игра на курае

На одном курае можно играть в нескольких тональностях. Например, для курая строя А доступны тональности А-dur, D-dur, Cis, h-moll, e-moll, fis-moll. Изготавливаются инструменты шести строев, конструкционно различающиеся размером изделия; преимущественно используются три из них:

  • c1 (редко выше) — так называемый короткий курай
  • h
  • b
  • a — средний курай
  • as
  • g — длинный курай.

Благодаря шести размерам курая, исполнители могут использовать все тональности квинтового круга, кроме тональностей от fis.

Виртуозы-кураисты помимо традиционных приемов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу или тамак-курай (горловое пение). Эта техника распространена не только у башкир, но и у тувинцев, алтайцев. Узляу — это разновидность двухголосного пения — игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновременно поется бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу был распространен в шаманской практике.

Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй, так и плясовые, короткие кыска-кюй.

Общественные организации

В 1998 в Уфе был создан Союз кураистов Республики Башкортостан. В 2003 году его деятельность была прекращена и вновь возобновилась в 2007 году. Деятельность Союза кураистов Республики Башкортостан направлена на возрождение и развитие культурного и духовного наследия башкирского народа, исполнительского мастерства игры на курае и других традиционных башкирских музыкальных инструментах, поддержку различных направлений и школ исполнительских традиций. Также с 1991 года в Республике Башкортостан существует Республиканское детское общество «Курай». Его деятельность направлена на обучение школьников игре на курае, воспитание детей на традициях искусства курая, ведение пропаганды и работы по восстановлению и развитию традиционного искусства курая.

Творческие конкурсы

  • Республиканский конкурс кураистов на приз имени Юмабая Исянбаева (Республика Башкортостан, учрежден в 1978 году)
  • Республиканский конкурс кураистов имени Ишмуллы Дильмухаметова (Республика Башкортостан)
  • Открытый городской конкурс кураистов имени Адигама Искужина (Республика Башкортостан, Уфа, 2008, 2009, 2011, 2014).
  • Региональный конкурс молодых исполнителей на народных инструментах им. С. Сайдашева (Республика Татарстан, Казань)
  • Республиканский конкурс профессиональных кураистов на приз имени Гаты Сулейманова (Республика Башкортостан, Уфа, 1997, 2012)
  • Республиканский праздник курая (Республиканский конкурс кураистов «Байга») (Республика Башкортостан, Октябрьский).
  • Республиканский конкурс исполнителей на курае, сорнае и кубызе им. Исмагила Мусина (Республика Татарстан)
  • Зональный конкурс кураистов на приз имени В. Шугаюпова (Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Малояз, 2011)

Известные кураисты

  • Аиткулов, Азат Миннигалеевич — заслуженный артист РФ (1998), народный артист БССР (1991), заслуженный артист БАССР (1987).
  • Ахметшин, Хасан Шагимарданович
  • Баик-Айдар (Баик Аблаев, по другим данным Баймухамет Байназаров)
  • Бикитимиров, Рушан Салаватович — заслуженный артист РБ (2009)
  • Бикчурин, Азат Нуриманович — заслуженный артист РБ (2011)
  • Буляканов, Рахматулла Губайтович
  • Габит-сэсэн (Аргынбаев, Габит Бикмухаметович)
  • Гайзуллин, Рамил Мавлитович — заслуженный артист РФ (2008), народный артист РБ (2003), заслуженный артист РБ (1994)
  • Гайнетдинов, Юлай Ишбулдович — народный артист Республики Башкортостан (1994).
  • Дильмухаметов, Ишмулла Ишкалеевич — заслуженный артист РСФСР (1975), народный артист БАССР (1973), лауреат Республиканской премии имени Салавата Юлаева (1974).
  • Дияров, Карим Мухамадеевич — заслуженный работник культуры БАССР (1983).
  • Ильбаков, Ишморат Каюмович — народный артист РБ (1997), заслуженный артист БАССР (1989).[15]
  • Искужин, Адигам Динисламович — заслуженный работник культуры РБ (1993).
  • Исянбаев, Юмабай Мутигуллович — народный артист БАССР (1991).
  • Ишмуратов, Ильшат Шайхисламович
  • Ишмухамет-сэсэн (Балапанов Мурзакай Магадеевич)
  • Карабулатов, Расуль Рафикович — заслуженный артист РБ (1997), народный артист РБ (2003)
  • Кахым-Туря — герой Отечественной войны 1812 года, вошёл в Париж, играя на серебряном курае, специально для него отлитом на родине.[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.)]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.КурайОшибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.КурайОшибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.Курай[источник не указан 1225 дней]
  • Кубагуш сэсэн
  • Рахимов, Ришат Рашитович — народный артист РБ (1995), заслуженный работник культуры БАССР (1982).
  • Рахматуллин, Мухамет Абдрахманович
  • Сарбаев, Гайфулла Фахрисламович — заслуженный артист РСФСР (1957)
  • Сулейманов, Гата Зулькафилович — заслуженный работник культуры РСФСР (1978), заслуженный артист БАССР (1953), народный артист БАССР (1963)
  • Салават Юлаев
  • Тулебаев, Мухамет Усманович — заслуженный работник культуры БАССР (1986)
  • Шарипов, Рустам Фазыльянович
  • Юлдашев, Роберт Нажипович — народный артист Республики Башкортостан (2012)

Музыканты других направлений, использующие курай

Поговорки, связанные с кураем

  • «Не пляши под чужой курай»
  • «Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону»
  • «Всё продай, купи курай»
  • «Где башкир, там курай»

Памятники

  • В 1974 году в Уфе был открыт фонтан «Весенняя песнь». Памятник представляет собой обнаженного мальчика с кураем. Автор памятника Маргарита Александровна Соловьева-Ефимова, архитектор Татьяна Милорадович.[21]
  • В 2001 году в Баймакском районе Республики Башкортостан на горе Тугажман установлен памятник кураю.

Интересные факты

  • В 2009 году по итогам конкурса «Семь чудес Башкортостана», проведенного Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан, курай был признан одним из чудес Башкортостана.
  • По данным обмеров 8 кураев на основе метода линейных обмеров духовых инструментов вероятный возраст инструмента составляет примерно 5 000 лет[22].
  • В 1990-е годы кураист И. Ильбаков создал реконструированный металлический инструмент (14-15 клапанов) с хроматическим строем.

Напишите отзыв о статье "Курай"

Примечания

  1. ↑ Курай (муз. инструмент) — статья из Большой советской энциклопедии.
  2. ↑ Благодатов, 1976.
  3. ↑ [http://czudovo.info/what.php?what=%F5%F3%F3%F0%E0%E9&ln=mn&in=into_ru Монгол-рус сүзлеге]
  4. ↑ Рифгать Әхмәтьянов. Татар теленең кыскача тарихи-этимологик сүзлеге. Казан: ТКН, 2001. ISBN 5-298-01004-0
  5. ↑ 1 2 Ильясов Т. Т. Башкирский национальный музыкальный инструмент — курай: к истории происхождения. / Т. Т. Ильясов // Вестник Челябинского государственного университета. История. — 2009. — вып. 34. — № 28 (166). — С. 35)
  6. ↑ Ильясов Т. Т. Курай: традиционный музыкальный инструмент в системе культуры башкир: диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.07. — Ижевск, 2011.
  7. ↑ 1 2 Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004.
  8. ↑ Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч.1., СПб, 1773, С.341-342.
  9. ↑ Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука, 1967, С.450
  10. ↑ Халитов Р. Ф. Курай // Татарская энциклопедия. В 6 т. Т.3. К-Л. — Казань, 2006.
  11. ↑ Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004, С.34-36.
  12. ↑ Макаров Г. М. Традиционные аэрофоны татар Волго-Камья (проблемы генезиса и исторической реконструкции). Дис. … кандидата искусствоведения. Казань, 2004, С.97, С.104.

o-ili-v.ru

курай — с татарского на русский

  • КУРАЙ — башкирская, татарская продольная флейта …   Большой Энциклопедический словарь

  • КУРАЙ — муж., южн. растение Salsola kali, камочка, верблюжье сено, зольник, поташник; содержит много щелочи. | В Башкирии: скоморох с дудкою, сопелкою и певун; он же курайчи. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • курай — сущ., кол во синонимов: 7 • зольник (14) • инструмент (541) • каравин (5) • …   Словарь синонимов

  • КУРАЙ — духовой музыкальный инструмент у башкир и татар продольная флейта из стебля зонтичного растения …   Этнографический словарь

  • курай — курай, духовой музыкальный инструмент у башкир и татар — продольная флейта из стебля зонтичного растения …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • Курай — У этого термина существуют и другие значения, см. Курай (значения). Курай Классификация Духовой, деревянный, 4.аэрофон Диапазон …   Википедия

  • Курай —         башкирский и татарский духовой муз. инструмент: открытая флейта из стебля зонтичного растения. Имеет 4 игровых отверстия на лицевой стороне и 1 на тыльной. Дл. 45 100 см. Звукоряд диатонический в объёме сексты; с помощью передувания… …   Музыкальная энциклопедия

  • курай — башкирская, татарская продольная флейта. * * * КУРАЙ КУРАЙ, башкирская, татарская продольная флейта (см. ФЛЕЙТА) …   Энциклопедический словарь

  • Курай — духовой музыкальный инструмент у башкир и татар продольная флейта из стебля зонтичного растения …   Этнографический словарь

  • курай — I курай I. растение Salsola саli , вост. русск. Из казах. kurai Неrасlеum sibiricum (Радлов 2, 921). II курай II. музыкант с дудкой , башкирск. (Даль), курайчи, там же. Из казах. kurai вид волынки , kuraičy флейтист (Радлов 2, 921) …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Курай — I Курай         название нескольких сорных растений, обитающих в лесостепи, полупустынях и пустынях. Обычно это жёсткие, колючие растения, относимые к жизненной форме Перекати поле. Чаще всего К. называют однолетнюю солянку иберийскую (Salsola… …   Большая советская энциклопедия

  • translate.academic.ru


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта