Культурные растения казахстана. Урок «Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. Культурные растения РК», 6 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

К изучению видового состава диких сородичей культурных растений Мангистауской области. Культурные растения казахстана


Урок в 5-м классе "Культурные растения Казахстана" - География - В помощь учителю - Учительские университеты

Урок в 5-м классе "Культурные растения Казахстана"

Цели: • Обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека, учить бережно относиться к растениям, рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. • Развивать мышление учащихся, познавательный интерес. • Воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: • Иллюстрации изображений ландыша, ветреницы, колокольчика, валерианы и др. • Видеофильм о Красной книге, слайдфильм о редких растениях Казахстана. • Схемы “Правила поведения в природе”. • Карточки для индивидуальной работы. Ход урока 1. Организационный момент Учитель: Вы уже очень много узнали о растениях и эти знания сейчас покажете. Тема сегодняшнего урока “Растительный мир нуждается в защите человека”. – Как вы думаете, нужно ли охранять растения? Зачем? – Какие меры по охране растений вам известны? 2. Проверка домашнего задания А) фронтальный опрос – Какие группы растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) – А по внешнему виду как можно разделить растения? (На деревья, кустарники и травы) – Что вы можете рассказать о деревьях? Кустарниках? Травянистых растениях? – Расскажите о дыхании растений. – Расскажите о питании растений. – Почему растения не могут жить без солнечного света? – Почему же животные и люди не могут жить на Земле без растений? – Сколько лет могут жить растения? (1 год или несколько) – Приведите примеры однолетних растений. – Почему такие растения, как капуста, пшеница, рис, редис называют культурными? – Приведите примеры многолетних растений. – А по условиям произрастания какие виды растений вы знаете? (1. Влаголюбивые и водные; 2. Засухоустойчивые; 3. Теплолюбивые; 4. Холодостойкие; 5.Светолюбивые; 6.Теневыносливые.) Б) Индивидуальный опрос по карточкам 2 человека Карточка 1. Могут ли животные и растения жить на Земле без растений? Почему? Ответ напишите. Карточка 2. Прочитайте текст. Сколько в нем ошибок? Перепишите текст правильно. У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зеленые. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды- шишки. В них находятся семена. 3. Работа по теме 1) – Давайте проведем викторину “Узнаем растения” с целью повторения- это нам поможет в работе над новой темой. Учитель читает описания растения. Первый отгадавший ученик вписывает название растения в пустые клетки на доске. А) Вся поляна покрыта голубыми, синими, розовыми цветами. Все чуть склонили головки и кажется: вот-вот пробежит ветерок- и над поляной послышится тихий серебряный перезвон.

Б) Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветков появляется красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.

В) Один из самых ранних цветков в наших лесах и степях. Часто его называют подснежником, ведь появляется он, когда кое-где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.

– Пред вами 3 растения: колокольчик, ландыш и ветреница. Что вы можете рассказать про эти растения? (Это травянисты растения. Относятся к группе цветковых растений.) – Что вы знаете про цветковые растения? – Часто вы встречаете эти растения? (Нет.) – Эти растения занесены в особую книгу, куда записывают очень редкие, исчезающие, виды растений. Кто знает, как называют эту книгу? (Красной). – Как нужно относиться к растениям, которые занесены в Красную книгу? 2) Определение цели урока: – Как вы думаете, о чем на уроке мы будем говорить? (О редких растениях, зачем их нужно охранять) 3) Беседа о значении растений для животных и человека. – Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на планете Земля. – Какое значение имеют растения для человека? (Человек получает от растений кислород,пищу,лекарство, ткани – лен, хлопок, древесину.) – Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород служат убежищем, пищей, лекарством.) – К сожалению, хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущи х растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в защите, охране. – Давайте посмотрим небольшой отрывок из фильма о растениях, где говорится о Красной книге. Просмотр фильма. – Как вы считаете, все ли соблюдают правила поведения в природе, когда едут отдыхать, идут в лес? – Все ли бережно относятся к растениям? А вы? 4. Работа по выработке “Правил друзей природы”. – Давайте выработаем с вами правила, как вести себя должен каждый, находясь на природе, чтобы не навредить растениям. – Вы будете работать по 6 человек в группе и для каждого знака выработаете запрещающие правила. А затем по 1 человеку от каждой группы представите эти правила, а мы все вместе запишем их в тетрадь. Каждой группе детей выдается 1 запрещающий знак и по нему дети формулируют правило. А) Не рви цветы. Б) Правильно собирай лекарственные растения. В) Не вытаптывай траву и почву. Г) Не ломай ветки. Д) Не повреди кору деревьев. 5. Работа с учебником. – Мы поговорили о правилах поведения в природе, о Красной книге. А сейчас давайте прочитаем статью учебника и сравним, все ли вопросы об охране мы затронули или что-то вы еще узнали нового. Чтение текста по частям. – Какие знания вы почерпнули из этого текста, о чем мы еще не говорили? (О заповедниках.) – Для чего создают заповедники? (Все объекты заповедников- растения, животные, почва, вода- находятся под защитой государства. Законом запрещено срывать в этих зонах растения, охотиться на животных, увозить почву и камни.) – В Республике Казахстан 10 заповедников и национальные парки. – Кто из вас посещал национальный парк Каркаралинска? – Как вы себя вели в национальном парке? – Давайте посмотрим слайд-фильм о растениях Казахстана, которые нужно охранять, они занесены в Красную книгу. Эти растения можно встретить в Каркаралинске, в других заповедниках. А некоторые даже растут в нашей местности. – Постарайтесь записать названия этих растений к себе в тетрадь. Просмотр слайд-фильма. – Какие растения вы записали? (Зачитайте.) – А кто из вас был в Ботаническом саду г. Караганды? В зимнем саду нашего города? – Там выращивают не только наши местные растения, но и наиболее интересные и редкие растения со всего мира. Ботанический сад похож на природный музей. Человек, который посетил ботанический сад, знакомится с растениями нашей страны и всего мира. 4. Закрепление – Ребята, над какой темой мы сегодня работали? – Эта тема завершает раздел “Растения”. Я подготовила вам тест по проверке знаний этого раздела. Тест по теме “Разнообразие и жизнь растений”: 1. Как называется наука о растениях? А) ботаника Б) зоология В) астрономия. 2. Подчеркни названия хвойных растений одной чертой, цветковых растений- двумя чертами: Яблоня, сосна, ель, одуванчик, смородина, можжевельник. 3. Что растения получают из почвы? А) перегной, песок, глину Б) остатки растений и животных В) воздух, воду, соли 4. Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар, крахмал? А) наличие воды и углекислого газа Б) наличие почвы и воздуха В) наличие света, воды, углекислого газа 5. Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами? А) азот Б) углекислый газ В) кислород 6. Впиши пропущенные слова: Корни растений дышат……………, который содержится в почве. Они всасывают из почвы…………, растворенные в ней…………. – Отложите тесты. Сдадите после окончания урока. 5. Итог урока – А теперь вспомните наш урок и сформулируйте одно предложение с самой главной мыслью. 6. Домашнее задание Написать небольшое сочинение на тему охраны природы.

collegy.ucoz.ru

Урок «Многообразие и происхождение культурных растений. Дары Старого и Нового Света. Культурные растения РК», 6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35

с углубленным изучением отдельных предметов»

(МАОУ «СОШ № 35»)

«Öткымын предмет пыдiсянь велöдан 35 №-a

шöр школа» муниципальнöй асъюралана велöдан учреждение

(«35 – а ШШ МАВУ»)

 

Конспект урока по теме

«Многообразие и происхождение культурных растений.

Дары Старого и Нового Света.

Культурные растения РК»

6 класс

Выполнила учитель:

Тырышкина Дарья Павловна,

учитель биологии

Сыктывкар, 2017

 

Цель урока:

Познакомит учащихся с происхождением и использованием некоторых культурных растений, расширения знаний учащихся о представителях покрытосеменных растений, о значении даров Старого и Нового Света для человечества РК

Планируемые результаты:

Предметные:

получить представление о многообразии культурных растений;

овладеть информацией о центрах происхождения культурных растений;

ознакомиться с трудами Н.И. Вавилова и определить их значение.

Метапредметные:

продолжить работу по формированию умений видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов.

Личностные:

сформировать понимание значение культурных растений, их роль для жизнедеятельности человека

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Сформировать умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника

Коммуникативные УУД

Сформировать умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

Сформировать умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Сформировать умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

Сформировать умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи

Регулятивные УУД

Сформировать умение в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Сформировать умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Сформировать умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные УУД

Способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Оборудование:

компьютер,

мультимедийный проектор

печатная таблица «Центры происхождения растений»,

портрет Н.И. Вавилова,

карточки с заданиями, раздаточный материал

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Стадия вызова

- Мотивирование учащихся и пробуждение у учащихся интереса к получению новых знаний

- Прослушивание аудиозаписи Юлиан Тувим «Овощи»

- Ответы на вопросы: О чём текст, который вы прослушали? О каких овощах говорится в тексте?

- Определение темы урока

- Постановка цели (план)

Стадия осмысления

- Организация работы в парах и индивидуальной работы;

- Разъяснение методики выполнения заданий

- Индивидуальная работа по карточкам;

- Работа в парах по карточкам;

- работа с текстом учебником индивидуальная;

- Сообщения учащихся

Стадия рефлексии

- Подведение итогов урока

- Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению

- Применение полученных знаний на практике;

- Подведение итогов

 

Ход урока:

I. Стадия вызова

«Овощи» звучит текст (музыка)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! ..

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

 

Учитель:

Какие овощи перечислены в тексте прослушанной вами песни?

А как давно хозяйки стали готовить блюда из овощей?

Питались ли наши предки (первобытные люди) свеклой и картофелем? (да)

А как вы думаете, они, были ли они похожи внешне на нынешние? (нет)

Почему? (потому что в наши дни за овощами ухаживает человек, раньше были распространены дикие формы)

А вы знаете, откуда родом картофель? (Ответы учеников).

Молодцы, ребята.

Как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? (культурные растения)

Итак, тема урока «Культурные растения»

Попробуйем сформулировать цель нашего урока. (Ученики формулируют цель урока). На столе у вас есть карточки-таблички (Приложение №2). Запишите, что вы уже знаете по теме, а что узнаете сегодня. (Дети записывают).

Что такое культурные растения? (Культурные растения — растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, кормов в сельском хозяйстве, лекарств, промышленного и иного сырья и других целей).

Предки культурных растений

Родина культурных растений

Значение культурных растений

 

Знал

Хочу узнать (цель)

Отметка за урок

     

 

Учитель: Начнём с первого вопроса, что такое культурные растения? Откроем словари (учебники) и найдем определение запишем в тетрадь. (Смена деятельности учащихся)

Учитель: Как вы уже говорили, культурные растения произошли от диких форм. Значит, предками и были дикие формы. И такие растения называются – дикорастущими. Выпишем определение в тетради.

Учитель: Каждое растение имеет свою историческую родину – центр происхождения.

Выдающийся ученый Н.И. Вавиловым (показывают портрет) открыл центры происхождения растений. Большинство центров совпадает с древними очагами земледелия, чаще всего это не равнинные, а горные районы. Он побывал в многочисленных экспедициях по нашей стране и за рубежом. Во время экспедиций он изучил около 1600 видов культурных растений.

 

II. Стадия осмысления.

Учитель: Задание: на карточках №1 «Центры происхождения растений» Вспомним знания по географии и подпишем названия центров происхождения растений. (Смена деятельности учащихся, межпредметная связь с географией)

 

Карточка №1

 

(Ученики проверяют правильность своего ответа по образцу, демонстрируемой на экране)

 

Изучение нового материала

Учитель: Давайте обратим внимание на таблицу и ответим на вопрос на каких материках растений больше? (Евразия, Африка) Эти растение изучены были раньше – это дары Старого Света. А материки Северная и Южная Америка – дары Нового Света.

Учитель: Послушаем сообщения учеников о тех культурах, которые хозяйка принесла с базара. (Темы сообщений даны учащимся на предыдущем уроке) (Смена деятельности учащихся)

1 ученик - сообщение о свёкле

2 ученик - сообщение о картофеле

3 ученик - сообщение о капусте

4 ученик - сообщение о петрушке

5 ученик - сообщение о томате

Остальные ребята слушают сообщения и заполняют таблицу в тетради

 

Дары Нового Света

Дары Старого Света

Картофель,

Томат

Свёкла,

Капуста,

Петрушка

 

Учитель: Но нам известно, происхождение и других ценных культур.

Учитель предлагает учащимся дополнить таблицу, работая в группах, пользуясь тестом учебника

 

Дары Нового Света

Дары Старого Света

Картофель (Плоскогорья Перу, Боливии)

Томат (Южная и Центральная Америка)

Перец

Кукуруза

Тыква

Фасоль

Какао

Капуста (Побережье Средиземного моря)

Свекла

Морковь

Лук

Пшеница

Овес

Чеснок

Горох

 

Учитель. А теперь, ребята, проверим, внимательно ли вы слушали своих товарищей. Внимание на экран. (На партах также имеются карточки с заданиями (Приложение №3). Ученики записывают ответы на листочках)- (Смена деятельности учащихся)

1) Утолщённый главный корень свёклы, в котором накапливаются питательные вещества, называется:

а) корневище;

б) клубень;

в) корнеплод.

2) Дикая «родственница» свёклы встречается:

а) в Южной Америке;

б) на побережье Средиземного моря;

в) в пустынях Средней Азии.

3) Кочанная капуста –

а) однолетнее растение;

б) двулетнее растение;

в) многолетнее растение.

4) Капуста огородная относится к семейству:

а) маревые;

б) сложноцветные;

в) крестоцветные.

5) Кто из русских царей привез картофель в Россию?

а) Иван Грозный;

б) Петр Первый;

в) Александр II.

Учитель. Проводим разминку (см. Презентация)

Учитель. Следующее задание: на карточках вы видите несколько утверждений о картофеле, перце и томатах. Вам нужно определить, какие из них являются верными, а какие – нет

1) Клубень картофеля – это подземный побег со стеблевым утолщением, развивающийся из верхушечной почки длинного столона.

2) В клубнях картофеля запасается большое количество жиров.

3) Родина картофеля – побережье Средиземного моря, при раскопках там находят сосуды в форме клубней этого растения.

4) Название помидора произошло от испанского слова pomod’oro – «золотое яблоко».

5) В России начали выращивать перец только с начала XIX века.

 

Ребята проверяют себя и выставляют отметки на карточках - табличках (Правильные ответы и критерии оценивания на экране

IV. Закрепление изученного материала

Учитель: Итак, мы узнали о происхождении растений и истории их возделывания растений.

Осталось только выполнить последнее задание: Соотнесите культурные растения и места их происхождения

А. Побережье Средиземного моря, а также берега Атлантического океана, от Испании до Норвегии.

Б. Многие районы Азии, Северной Африки и Европы, включая Россию.

В. Побережье Средиземного моря.

Г. Берега Чили и горы Перу.

 

Картофель

Капуста

Морковь

Свёкла

     

     

     

     

     

     

    Картофель Учитель: Проверяем ответы друг у друга, затем сверяем правильность ответов с таблицей на экране

       

       

      III. Стадия рефлексии

      Учитель: Какое значение для человечества имело открытие Колумбом Нового Света? (Дети отвечают). Правильно! Старый и Новый Свет дали человеку много различных ценных растений для питания, лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, красителей и т.д.

      Учитель: Достигли ли мы поставленной в начале урока цели? (Обращаю внимание учеников на карточки-таблички (Приложение №2, графа «Хочу узнать»). Что вы сегодня узнали нового на уроке? (Ученики отвечают по-очереди по одному предложению).

      Учитель: В заключение урока оцените результаты своей деятельности на уроке по критериям которые мы обычно с вами используем и запишите оценку на карточке. (карточки-таблички собрать в конце урока).

      Критерии оценивания:

      умение распределить работу в парах;

      умение выслушать друг друга;

      согласованность действий;

      правильность и полнота выступлений.

      активность

      Домашнее задание. Выполните задание на выбор:

      * § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187 + составить кроссворд;

      * § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187+ найти загадки о культурных растениях Старого Света и (или) Нового Света.

      * § 49, ответить на вопросы на стр. 186-187 + пословицы и поговорки

      Рефлексия.

      Учитель: В уголке листочка нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на этом уроке.

      Учитель: Благодарю за урок!

       

       

      Список использованной литературы:

      1)Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы.

      2) Верзилин Н. Растения в жизни человека. – Л.: Государственное Издательство Детской 3) Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1952. – 164 с.

      4) Энциклопедия для детей. Т.2. Биология/Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта+, 2002. – 704 с.

      5) Энциклопедического словаря юного натуралиста. Сост. - А.Г. Рогожкин, М., Педагогика, 1981 г.

      xn--j1ahfl.xn--p1ai

      Реферат: Растения Казахстана

       

      Средняя школа №17

       

       

       

       

       

      РЕФЕРАТ

       

       

      На тему: «Растения Казахстана»

       

       

       

       

       

       

      Выполнила: ученица 4 “А” класса

         Лысенко Екатерина

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      Костанай, 2010

      Juno coerulea - Юнона голубая

      Историческая справка. Вид описан Б.А. Фед-ченко в 1904 г. по сборам из уp. Сьемесас в долине р. Пскем. Тип в Санкт-Петербурге.

      Краткое описание. Луковица 2-3 см толщиной, одетая сухими сероватыми пленчатыми чешуями, корни шнуровидные, слабо утолщенные. Стебель до 40 см высотой, со множеством густо расположенных серповидных сизовато-зеленых листьев, до 3 см шириной. Цветки обычно в числе нескольких, до 6-10, голубые, 5-7 см в поперечнике. Наружные листочки околоцветника почти не расширены, пластинка нежно-голубого цвета с желтоватым пятном. Внутренние листочки мелкие, до 3 см длиной. В заповеднике Аксу-Джабаглы отмечались альбиносы. Плод - до 3 см длиной и 1 см шириной, число нормально развитых семян – до 30, в культуре увеличивается до 50. Размножение семенное, реже вегетативное.

      Фенология. Цветет с середины апреля до конца июня (около тающих снежников у верхней границы распространения), плодоносит в июне-июле.

      Экология. Предпочитает сухие каменистые склоны, нередко встречается в изре-женных арчевниках от низкогорий до нижней границы субальпийского пояса (2400 м над уровнем моря).

      Распространение в Казахстане. Хребты Западного Тянь-Шаня и Каратау (южная часть Жамбылской и Южно-Казахстанской областей).

      Культивирование. В культуре широко известна. В Западной Европе выращивается как горшечная культура, встречается в частных коллекциях и ботанических садах многих стран. Давно выращивается в ботанических садах Ташкента и Киева. В Казахстане испытана на Алтае (Лениногорск), где неустойчива, страдает от избыточной влажности. В Алматы с 40-х годов XX века устойчива, дает самосев, увеличивает коэффициент вегетативного и семенного размножения. В нашем эксперименте высеянные осенью семена прорастали через год, первое цветение сеянцев наблюдалось на 4-5 годах. Интродукционные популяции устойчиво цветут и плодоносят около 10 лет.

      Практическое значение. Прекрасное декоративное растение, перспективно для ландшафтного оформления, групповых и бордюрных посадок, для альпинариев. Можно использовать для выгонки (выращивание в горшках).

      Охрана в Казахстане. Вид занесен в Красную книгу, охраняется на территории заповедника Аксу-Джабаглы и заказника Беркара.

      Crocus korolkowii - Шафран Королькова

      Историческая справка. Вид описан в 1880 г. двумя авторами (G. Maw и Э.Л. Регель) по сборам из предгорий Северного Узбекистана (между Ташкентом и горами Караката). Тип хранится в Санкт-Петербурге.

      Краткое описание. Клубнелуковица почти шаровидная, до 1,5 см высотой и 2 см шириной, с перепончатыми, неясно сетчатыми, рыжеватыми чешуями. Листья (5-15) появляются во время цветения, узколинейные, желобчатые, с белой полосой по центру. Цыетки одиночные или в количестве 2-5, с воронковидным околоцветником из 6 одинаковых листочков, сросшихся в длинную трубку. Окраска цветков яркая, жёлто-оранжевая, снаружи блестяще-фиолетовая. Тычинок три, они вдвое короче листочков околоцветника, с оранжевыми, не расходящимися у верхушки пыльниками. Плод продолговатая коробочка, около 1 см шириной, появляющаяся над поверхностью почвы только после созревания.

      Фенология. Цветёт в феврале-мае, плодоносит в мае-июне.

      Экология. Глинистые холмы предгорий и задернованные мелкозёмисто-идебнис-тые склоны нижнего и среднего поясов гор.

      Распространение в Казахстане. Хребет Каратау и предгорья Западного Тянь-Шаня (Южно-Казахстанская область).

      Культивирование. Впервые испытан в 1881 году в Петербурге. Со второй половины XX в. выращивается в ботанических садах России, Прибалтики (Тарту, Саласпилс), Украины и Средней Азии (Ташкент, Бишкек, Хорог, Ашгабат). В Казахстане испытан в Лениногорске (неустойчив, выпадает через год) и Алматы – успешно выращивается с 1957 года. Размножается семенами (иногда даёт самосев) и вегетативно.

      Практическое значение. Сухие рыльца используются для подкрашивания пищевых продуктов. Ценное раннецветущее декоративное растение, перспективное для альпинариев и групповых ландшафтных посадок.

      Охрана в Казахстане. Занесён в Красную книгу. Охраняемых в пределах ареала вида территорий нет.

       

      Scilla puschkinioides - Пролеска пушкиниевидная

      Историческая справка. Род описан в 1737 г. К. Линнеем. Латинское название его происходит от греческого «сцилла» – имени одного из лекарственных растений у древних римлян. Вид описан в 1875 г. Э.Л. Регелем по сборам из Средней Азии. Видовое название дано из-за внешнего сходства с другим родственным растением – Пушкиния (Puschkinia Adam.), описанным в 1805 г. М.И. Адамсом (1780-1833). Этот род, в свою очередь, назван в честь известного русского геолога, графа А.А. Мусина-Пушкина (1760-1805), который впервые собрал его на горе Арарат в 1802 г. во время экспедиции по обследованию минеральных ресурсов Кавказа и Закавказья.

      Краткое описание. Луковица мелкая, до 1 см диаметром, яйцевидная, с бумаго-образными серыми оболочками. Стебель очень тонкий, до 15 см высотой, нередко по 2-3 стебля выходят из одной луковицы. Листья (3-5), линейные, не более 1 см шириной, собранные в прикорневую розетку. Цветки собранные в густую кисть, мелкие около 1 см высотой, широко раскрытые, бледно-голубые с синей жилкой по центру листочков околоцветника и синими пыльниками. Плод - сплюснуто-шаровидная коробочка, число нормально развитых семян - до 7. Размножение семенное и вегетативное.

      Фенология. Цветёт с конца марта до середины июня, плодоносит в мае - июне.

      Экология. На мелкозёмистых и каменисто-щебнистых склонах от низкогорий до субальпийского пояса (900-2700 м над уровнем моря).

      Распространение в Казахстане. Горы Каратау и Западного Тянь-Шаня (Южно-Казахстанская и западная часть Жамбылской области).

      Культивирование. Впервые испытана в Петербурге в 1881 г.. Устойчива в городах Средней Азии (Душанбе, Бишкек, Хорог), в Москве нормально цветёт, но не плодоносит. В Алматы выращивается с конца 70-х годов XX века. Размножается семенами и вегетативно, дочерними луковицами, образуя крупные клоны-«гнёзда».

      Практическое значение. Ранневесеннее декоративное растение, привлекательное для альпинариев. Химический состав и лечебные свойства не изучены. Близкие виды применяются в медицине при лечении желудочно-кишечных заболеваний.

      Охрана в Казахстане. Охраняется в заповеднике Аксу-Джабаглы.

      Colchicum kesseleringii - Безвременник Кессельринга

      Историческая справка. Описан Э.Л. Регелем в 1883 г. из окрестностей Ташкента по сборам Якова Кондратьевича Кессельринга (1835-1909), известного российского садовода и акклиматизатора, занимавшегося изучением древесных пород и дикорастущих декоративных растений Туркестанского края. Тип вида хранится в Санкт-Петербурге.

      Краткое описание. Сходен с предыдущим видом, отличается более кожистыми и темными (почти черными) оболочками клубнелуковицы, белыми цветками, а также яркой темно-фиолетовой полоской по наружной стороне листочков околоцветника. Все органы растения несколько крупнее, чем у предыдущего вида; количество листьев – до 8, цветков – до 5. Плод до 3,8 см длиной и 1,9 см шириной, число нормально развитых семян до 87. Размножение семенное и вегетативное.

      Фенология. Цветет в марте-апреле, плодоносит в мае-июне.

      Экология. Засоленные влажные глинисто-щебнистые участки речных долин, щебнисто-мелкоземистые склоны от предгорных равнин до среднего, реже – верхнего поясов гор.

      Распространение в Казахстане. Предгорья Заилийского Алатау, хребет Кетмень, Чу-Илийские горы, Каратау, Западный Тянь-Шань (Алматинская, Жамбылская, Южно-Казахстанская области).

      Культивирование. Впервые испытан в культуре в Петербурге до 1881 г. Выращивается в ботанических садах Ташкента, Душанбе, Алматы (с 1956 года). Привлеченные клубнелуковицами особи цветут в течении 5-6 лет, постепенно выпадая. Посеянные осенью семена всходят весной через год. Сеянцы зацветают на 5-м году жизни, в последующие годы количество цветков увеличивается до 4-5, отмечается вегетативное размножение.

      Практическое значение. Все части растения содежат алкалоиды, в том числе колхицин и колхамин. Клубнелуковицы применяются в народной медицине различных стран при сердечных заболеваниях, ревматизме. Ядовитое, медоносное. В качестве раннецветущего декоративного растения перспективно для альпинариев.

      Охрана в Казахстане. Рекомендован для занесения в Красную книгу (2-е издание). Охраняемых территорий в пределах ареала вида нет.

      Gagea neo-popovii - Гусиный лук новый Попова

      Историческая справка. Род описан в 1806 г. Р.А. Солсбэри (1761-1829) и назван в честь английского ботаника-любителя Томаса Гэджа (1781-1820), который работал в Суффолке, Ирландии и Португалии. Вид найден в 1936 г. В.П. Голоскоковым и М.Г. Поповым в двух разных ущельях Заилийского  Алатау – Малоалматинском и Каракастекском. М.Г. Попов назвал его Gagea vaginala, описание было сделано только в 1955 г. В.П. Голоскоковым. Позже выяснилось, что идентичное название имеет другое растение, поэтому в 1975 г. В.П. Голоскоков переименовал описанный им вид, назвав его в честь выдающегося советского ботаника М.Г. Попова (1893-1955).

      Gagea tenera

      Gagea neo-popovii

      Gagea emarginata

      Краткое описание. Луковица яйцевидная, с серовато-белыми пленчатыми оболочками, продолженными в плотную трубку. Стебель до 20 см высотой. Прикорневой лист узколинейный, снизу килеватый, обычно длиннее стебля, до 3 мм шириной, стеблевые листья очередные, короткие. Цветок чаще всего одиночный (редко в числе 2-3), крупный. Листочки околоцветника до 2-2,5 см длиной и 0,5-0,6 см шириной, желтые, снаружи зеленоватые или грязно-фиолетовые.

      Фенология. Цветет в мае-июле, плодоносит в июне-августе.

      Экология. Щебнистые склоны, плато и перевалы, луговые и лугово-степные сообщества в субальпийском и альпийском поясах (от 2450 м над уровнем моря).

      Распространение в Казахстане. Узколокальный эндемик Заилийского Алатау, найден только в верховьях четырех ущелий (Малое и Большое Алматинское, Кара-кастекское, Тургеньское). По данным С.А. Арыстангалиева (1975) этот вид так же встречается в Кетменьском хребте.

      Культивирование. В культуре не испытан. 

      Практическое значение. Декоративное.

      Охрана в Казахстане. Занесен в Красную книгу. Частично охраняется на территории Иле-Алатауского национального природного парка.

      Другие виды. В Казахстане встречается около 50 представителей этого рода, отдельные из которых растут в массовом количестве, создавая ярко-желтый весенний аспект: гусиный лук луковиценосный (Gagea bulbifera (Pall.) Salisb.), г.л. нежный (G.tenera Pasch.), г.л. усеченный (G.emarginata Kar. et Kir.), г.л.нитевидный (G.jilijormis (Lcdcb.) Kar. el Kir), и др.

      www.referatmix.ru

      | Дико растущие и культурные растения

       

      Ткаченко Татьяна Николаевна,

                                                                                          учитель начальных классов,

                                                                                          КГУ «Григорьевский комплекс

                                                                                          школа – детский сад»

      Тема : Дико растущие и культурные растения

      Цели урока:

      Изучить особенности культурных и дикорастущих растений.

      Научить детей распознавать растения.

      Воспитывать в детях любовь к природе.

      Создание проекта «Дикорастущие и культурные растения».

      Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска.

      Раздаточный материал: карточки с заданиями.

      Ход урока

      1. Организационный момент.

      Слайд 1. Дикорастущие и культурные растения.

      Объявление темы урока.

      1. Вступительное слово учителя.

      Слайд 2.

      Учитель: Ребята! Сегодня вы отправитесь в удивительный мир растений. Цель нашего урока: научиться различать дикорастущие и культурные растения, узнать много интересного из жизни растений.

      III. Работа в дневнике наблюдения.

      Проверка домашнего задания.

      Слайд 5.

      Ученики работают с индивидуальными карточками.

      Карточка 1.

      Подчеркни: деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – зелёным.

      Слива, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, берёза, малина.

      Карточка 2.

      Подчеркни: хвойные растения синим карандашом, а лиственные – зелёным.

      Осина, ель, дуб, сосна, клён, лиственница, ясен, ива.

      Карточка 3.

      Найди ошибки. Вычеркни неверные утверждения. Хорошо подумай.

      Деревья Кустарники Травы
      липа крыжовник подорожник
      ромашка смородина одуванчик
      береза дуб малина

      – Какую пользу приносят листья растению?

      -Какие задачи они выполняют?

      -Какими бывают листья по форме?

      -Что такое листопад?

      – Как изменяется цвет листьев?

      – Почему  опадают листья?

      – Какую пользу приносят опавшие листья?

      1. Введение в новую тему.

      Слайд 6.

      1. Сегодня мы продолжим изучать мир растений. Вы уже знаете, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. А теперь мы посмотрим на растения с другой стороны.
      2. Слайд 7 .Сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения.

      Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница и т.д.

      Растения одевают человека – лён, хлопок.

      Растения лечат человека – мать и мачеха, душица и т.д.

      Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо.

      1. Слайд 8.Есть разные растения. Человек тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
      2. Слайд 9.

      Учитель: Чем похожи и чем различаются ель и яблоня?

      Учащиеся: Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу.

      5.Слайд 10.

      Учитель: Чем похожи и чем различаются ягоды можжевельника и красной смородины?

      Учащиеся: Общее – кустарники, можжевельник растёт в лесу, смородина – в саду, за ней ухаживает человек. Оба кустарника приносят пользу.

      Слайд 11.Первая группа растений, выращивает которые человек, это культурные растения. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёмах. Это дикорастущие растения.

      1. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями.

      Слайды 12-14. (Фиалка, земляника, незабудка ).

      Приведите примеры дикорастущих растений.

      Учащиеся приводят свои примеры дикорастущих растений.

      1. Знакомство с культурными растениями.

      Слайды 15-16. Овощные.(Перец, картофель, огурцы, морковь, чеснок).

      Слайд 17. Плодовые. (Груши, сливы, яблоки, груши).

      Слайд 18. Овощные и плодовые. Прилавок на рынке. (Апельсины, киви, бананы, гранат, капуста и т.д.).

      Слайд 19. Зерновые. (Пшеница). Показ учителем семян пшеницы.

      Слайд 20. Гречиха. Показ учителем семян гречихи.

      Слайд 21. Рис. Показ учителем семян риса.

      Слайды 22-25. Декоративные. (Роза, гладиолус, георгин. Клумба с цветами).

      Слайды 26-27. Прядильные. (Лён, хлопок). Показ учителем полотенец из хлопка и льна, сетки для украшения букетов.

      VII. Работа по учебнику.

      В учебнике на с.73 учащиеся зачитывают таблицу «Плоды сухие и сочные». Учащимся рекомендуется добавить по 2-3 названия каждой группы.

      VIII. Загадки о растениях.

      Слайд 28.

      Цветок, название которого совпадает с мужским именем. (Василёк)

      Васильки называют сорняками. Они не приносят пользы человеку и мешают расти хлебу. Но все-таки они любимы в народе.

      2.Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)

      1. От этого растения пошла игра «Любит, не любит». (Ромашка)

      4.Был он желтеньким цветком —

      Белым стал, как снежный ком.

      Дунут девочка и мальчик —

      Облетает… (одуванчик)

       

      5.Вот корзинка с черным донцем

      Целый день следит за солнцем.

      В ней так много зернышек.

      Что это? (Подсолнушек)

       

      6.Как на нашей грядке

      Выросли загадки –

      Сочные да крупные,

      Вот такие круглые.

      Летом зеленеют,

      К осени краснеют.

      (Помидоры)

       

      7.Раскололся тесный домик

      На две половинки.

      И посыпались оттуда

      Бусинки-дробинки.

      (Горох)

       

      1. Рассказы учащихся о растениях.

      Слайд 36.

      Лук. Самый распространённый овощ в мире – лук. Его остатки находят даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.

      Картофель. Родина картофеля – Южная Америка. В Россию картофель привёз император Пётр I из Голландии. Русские крестьяне не желали сажать картофель, а предпочитали сажать репу и капусту. Тем же, кто соглашался выращивать картофель, стали выдавать денежные премии.

      Крапива. Крапива – первое «витаминное» растение, которое появляется весной. Её листья и молодые побеги съедобны, а то, что она и «кусается», так это очень полезно для здоровья.

      Бархатцы. Это «мексиканцы» по происхождению. Из них делают духи и успокоительные лекарства. С помощью их аромата можно защищать жилища от назойливых мух.

      Далее дети делают краткий обзор подготовленных сообщений о растениях.

      1. Выставка работ учащихся.

      Слайд 41.

      ( Выполнение кластера).

      1. Обобщение.

      Слайд 42.

      Объясните, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.

      Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения.

      Готовясь к уроку, учащиеся создали проект « Дикорастущие и культурные растения». Учитель показывает завершённый проект учащихся и благодарит всех за хорошую работу.

      XII. Просмотр слайдов 30-37 «Как прекрасен этот мир!»

      Домашнее задание: материал учебника – с.73-74, рабочая тетрадь –25.

       

      <h3>Ұқсас жазбалар</h3>

      Тұңғыш     Президент

      «Елбасымен біргеміз!»

      Облысымыздың туристік әлеуеті  

      Туған жерге туынды тік!

      Тәуелсіздік -қазақтың сан ғасырлық арманы

       Ұстазы жақсының – ұстамы жақсы

      1 мая – День единства народов Казахстана.

      «Тәуелсіз елдің үлгілі отбасы-2016» атты сайыстың сценариі

      Жақсылық жасай білейік

      «Мемлекеттік рәміздер – ұлттық мақтаныш»

      sabaq.kz

      К изучению видового состава диких сородичей культурных растений Мангистауской области

      В статье проведен анализ видового состава и степени перспективности диких сородичей культурных растений флоры Мангистауской области. В результате обработки литературных данных и собствен­ных полевых исследований перечень диких сородичей культурных растений флоры Мангистау соста­вил 118 видов из 62 родов и 21 семейства. Наибольшее видовое разнообразие выявлено на полуостро­ве Мангышлаке, наименьшее — на полуострове Бузачи. Наиболее широко распространенными явля­ются представители сем. Chenopodiaceae, Fabaceae, Nitrariaceae и Poaceae. По хозяйственно-ценным группам преобладают дикие сородичи культурных растений, обладающие кормовыми, пищевыми и лекарственными свойствами. Анализ приоритетности диких сородичей культурных растений позво­лил распределить растения следующим образом: к 1-й группе — 25 видов; ко 2-й группе — 4 вида; к 3-й группе — 8 видов; к 4-й группе — 19 видов; к 5-й группе — 62 вида. 

      Создание новых высокопродуктивных сортов растений, используемых для производства высо­кокачественных пищевых продуктов и кормов, адаптированных к неблагоприятным условиям внеш­ней среды, болезням и вредителям, требует широкого выбора исходного материала, важной состав­ляющей которого являются дикие сородичи культурных растений (ДСКР). Приоритетным методом сохранения ДСКР [1] является сохранение в местах естественного произрастания, что имеет ряд пре­имуществ: в пределах ареала вида, в разных географических и экологических условиях его популя­ции сохраняют все генетическое разнообразие, обеспечивается естественный характер эволюционно­го процесса. Немаловажно, что такой метод требует меньших финансовых затрат, чем поддержание живых коллекций растений.

      В настоящее время в состав ДСКР включаются не только те виды, которые спонтанно или с по­мощью человека принимали участие в формировании сортов культурных растений, но и те растения, которые потенциально пригодны для включения в селекционный процесс.

      В последние годы возникла настоятельная необходимость подготовки списка ДСКР для Казах­стана, поскольку без специальных исследований, направленных на тщательную инвентаризацию хо­зяйственно-ценных видов республики, невозможно планировать мероприятия по их охране и практи­ческому использованию.

      Исходя из сказанного выше целью настоящего исследования являлось выявление полного пе­речня ДСКР во флоре Мангистау и их ранжирование по уровням.

      Объекты и методика исследований

      Материалом для составления списка ДСКР Мангистауской области служили республиканские [2-10] и региональные [11, 12] списки флоры, литературные источники сотрудников Всероссийского института растений (г. Санкт-Петербург) и других авторов по диким сородичам [13-28], рекоменда­тельный список ДСКР РК, разработанный сотрудниками РГП «Институт ботаники и фитоинтродук-ции» КН МОН РК, а также гербарный фонд РГП «Мангышлакский экспериментальный ботанический сад», база данных «BD-Plant-KZ», собственные полевые исследования. В связи с особенностями жи­вотноводства Мангыстау в список дополнительно внесены виды, используемые в качестве кормовых для верблюдов и мелкого рогатого скота, а также в качестве местных пищевых растений.

      Виды ДСКР неоднозначны по степени редкости, степени востребованности человеком и эконо­мической важности. Большая часть представлена широко распространенными растениями, популя­ции которых находятся в стабильно равновесном состоянии. Разрабатывать специальные меры охра­ны для таких видов нет необходимости, несмотря на их селекционную значимость, — для большин­ства таких растений нет реальной угрозы их исчезновения в местах естественного произрастания. Однако ряд видов отнесен к различным категориям редкости [29] и уязвимости, т.е. нуждается в охране. Какая-то часть видов очень активно используется в селекционном процессе и также нужда­ется в первоочередном сохранении в составе природных сообществ как постоянный источник заро­дышевой плазмы.

      Для того чтобы решить вопрос с выбором видов, нуждающихся в первоочередном сохранении in situ, в ВИРе были разработаны критерии приоритетности их сохранения [17, 22]. По степени приори­тетности все ДСКР были ранжированы по нескольким показателям: участие в селекционном процес­се (непосредственное участие, участие в гибридизации, использование в качестве доноров полезных признаков, в качестве подвоев и т. д.), систематическая близость к культурному виду, степень исполь­зования в хозяйственной деятельности человека. В результате выделено 5 групп: 1 группа — виды, непосредственно представленные в культуре, имеют сорта; 2 группа — виды, непосредственно уча­ствующие в скрещиваниях, используемые как источники генов или подвои; 3 группа — виды близко­го родства с введенными в культуру (в составе одной секции или подрода), перспективные для хозяй­ственного использования; 4 группа — другие полезные виды рода, используемые в собирательстве и народной селекции; 5 группа — все остальные виды данного рода.

      Результаты и их обсуждение

      В результате литературного обзора и полевых исследований во флоре Мангистауской области было выделено 118 видов ДСКР, относящихся к 65 родам и 21 семейству (табл. 1). 

      Список ДСКР флоры Мангистауской области

      Список ДСКР флоры Мангистауской области

      Список ДСКР флоры Мангистауской области

      Наибольшее видовое разнообразие ДСКР выявлено на территории флористического района Мангышлак — 103 вида (рис. 1), вдвое меньшее число видов произрастает на Северном Устюрте — 51, наименьшее число отмечено на Южном Устюрте и Бузачи — 30 и 32 вида соответственно.

      Распределение ДСКР по флористическим районам Мангистауской области

      Рисунок 1. Распределение ДСКР по флористическим районам Мангистауской области

      Данное распределение видов обусловлено почвенно-климатическими условиями. Так, на полу­острове Мангышлак условия более благоприятные, поэтому наблюдается максимальный видовой со­став.

      Виды ДСКР из разных семейств распределяются неравномерно (табл. 2), наиболее широко рас­пространенными являются представители сем. Маревых, Бобовых, Селитрянковых и Злаковых. Ос­тальные семейства преимущественно растут на территории флористического района Мангышлак.

      Распределение численности видов в семействах по флористическим районам Мангистауской области

      Нами проведен анализ хозяйственно-ценных групп растений. Так, было определено, что среди ДСКР наибольшее число относится к кормовым растениям — 91 вид (рис. 2), вторую позицию зани­мают пищевые растения — 34 вида, на третьем месте лекарственные растения — 23 вида. Медонос­ные растения представлены 20 видами, технические — 14, витаминные — 14, декоративные — 15 видами.

      Распределение видов ДСКР Мангистауской области по хозяйственно-ценным группам растений 

      По степени приоритетности виды распределились неравномерно. Так, в 1-ю группу ДСКР, кото­рые внедрены в культуру и имеют сорта, отнесены 25 видов, среди них Cichorium intybus, Sinaps arvensis, Elaeagnus angustifolia, Mentha longifolia и другие (рис. 3).

      Распределение ДСКР по степени приоритетности для хозяйственного использования

      Рисунок 3. Распределение ДСКР по степени приоритетности для хозяйственного использования

      Ко 2-й группе видов, участвующих в скрещивании, отнесены 4 вида: Carthamus lanatus, Elaeagnus oxycarpa, Glycyrrhiza glabra и Onobrychis arenaria. К 3-й группе отнесены 8 видов ДСКР — близкородственные к культурным растениям. Среди них Asparagus persicus, Capparis herbacea, Lаctuca serriola и другие. К 4-й группе, полезным видам родов, содержащих ДСКР, отнесены 19 рас­тений, в том числе Allium sabulosum, Amaranthus retoroflexus, Artemisia terraealbae, Chenopodium botrys и другие. К 5-й группе, включающей все остальные виды полезных родов, отнесено наиболь­шее число растений — 62.

      Заключение

      Таким образом, на территории Мангистауской области произрастает 118 видов ДСКР из 65 ро­дов и 21 семейства. Наибольшее видовое разнообразие приурочено к флористическому району 13б. Мангышлак. Наиболее широко распространенными являются представители сем. Маревых, Бобовых, Селитрянковых и Злаковых. По хозяйственно-ценным группам преобладают ДСКР, обладающие кормовыми, пищевыми и лекарственными свойствами.

      Анализ приоритетности ДСКР позволил распределить растения следующим образом: к 1-й груп­пе относится 25 видов; ко 2-й — 4; к 3-й — 8; к 4-й — 19; к 5-й группе — 62 вида.

      Результаты исследований показывают широкое биологическое разнообразие ДСКР флоры Ман-гыстау и перспективы их широкого использования и введения в культуру.

      Исследования выполнены в рамках темы «Ботаническое разнообразие диких сородичей культурных растений Западного Казахстана как источник обогащения и сохранения генофонда агробиоразнообразия для реализации продовольственной программы», входящей в научно-техническую программу «Ботаническое разнообразие диких сородичей культурных растений Казахстана как источник обогащения и сохранения генофонда агробиоразнообразия для реализации продовольственной программы».

       

       

      Список литературы

        articlekz.com

        О сосудистых растениях флоры Центрального Казахстана

        Центральный Казахстан (Карагандинская область) занимает срединное положение в Республике Казахстан, площадь составляет 428 тысяч км2. Основная часть области расположена в ЦентральноКазахстанском мелкосопочнике Сары-Арка, в юго-восточной части мелкосопочник переходит в Каркаралинские массивы, расчлененные межгорными понижениями, ущельями и долинами рек. В западной части простираются горы Кызылтас, Улытау. На юго-западе начинается граница песчаных массивов — Каракумы, Мынбулак, Арыскумы, Мойынкумы; на юге — северная окраина пустыни Бетпакдала [1]. Территория Центрального Казахстана (Карагандинская область) расположена в пределах континентальной Западно-Сибирской степной зоны. Климат степной зоны Центрального Казахстана отличается резкой континентальностью, что выражается в больших колебаниях суточных, месячных, сезонных температур и дефиците влаги [2, 3].

        Большая протяженность в географическом плане, многообразие почвенных, орографических, климатических факторов и рельефа определили богатый видовой состав Центрального Казахстана. Однако до настоящего времени флористический состав сосудистых растений полностью не изучен.

        Исходя из вышесказанного целью нашей работы являлось выявление состава сосудистых растений Центрального Казахстана и составление полного видового списка.

        Результаты и их обсуждение

        В результате анализа литературных данных [4–31], гербарных материалов Карагандинского ботанического сада (г.Караганда), Жезказганского ботанического сада (г.Жезказган), биологогеографического факультета КарГУ (г.Караганда), Института ботаники и фитоинтродукции (г.Алматы) и собственных полевых сборов нами во флоре Центрального Казахстана выделено 1256 видов растений из 99 семейств и 434 родов. Перечень сосудистых растений флоры Центрального Казахстана приведен ниже:

        Сем. Alismataceae Vent. — Сем. Частуховые

        Alisma gramineum Lej., A. lanceolatum Wither., A. loeselii Gorski., A. plantago-aquatica L., Damasonium alisma Mill., D. cоnstrictum Juz., Sagittaria sagittifolia L., S. trifolia L.

        Сем. Alliaceae J.Agardh. — Сем. Луковые

        Allium angulosum L., A. coeruleum Pall., A. decipiens Fisch. ex Schult. et Schult., A. delicatulum Siev. ex Schult. et Schult., A. flavescens Bess., A. galanthum Kar. et Kir., A. globosum M.Bieb., A. hymenorrhizum Ledeb., A. lineare L., A. nutans L., A. oliganthum Kar. et Kir., A. obliguum L., A. pallasii Murr., A. polyrhizum Turcz. ex Regel, A. praescissum Reichenb., A. pseudoglobosum M.Pop., A. rubens Schrad. ex Willd., A. strictum Schrad., A. subtilissimum Ledeb., A. tulipaefolium Ledeb.

        Сем. Amaranthaceae Juss. — Сем. Ширициевые (Амарантовые)

        Amaranthus albus L., A. angustifolius Lam., A. retroflexus L.

        Сем. Apiaceae Lindl. — Сем. Сельдерейные (Зонтичные)

        Aegopodium alpestre Ledeb., Angelica palustris (Bess.) Hoffm., A. sylvestris L., Anthriscus aemula (Woron.) Schischk., Aulacospermum anomalum (Ledeb.) Ledeb., Bunium setosum (Schrenk) H.Wolff., Bupleurum aureum Fisch., Carum carvi L., Cenolophium fischerii (Spreng.) Koch., Chaerophyllum prescottii DC., Cicuta virosa L., Cnidium dubium (Schkuhr.) Thell., Conium maculatum L., Eryngium planum L., Falcaria vulgaris Bernh., Ferula canescens Ledeb., F. caspica M.Bieb., F. ferulaeoides (Steud.) Eug., F. schair Borszcz., F. songorica Pall., F. tatarica Fisch., Heracleum sibiricum L., Hymenolyma bupleuroides (Schrenk) Korov., H. trichophyllum (Schrenk) Korov., Libanotis buchtormensis (Fisch.) DC., L. eriocarpa Schrenk, L. sibirica (L.) C.A.Mey, Oedibasis apiculata (Kar. et Kir.) K. -Pol., O. aquatica (L.) Poir., Palimbia rediviva (Pall.) Thell., P. turgaica Lipsky, Pastinaca graveolens M.Bieb., Peucedanum alsaticum L., P. morisonii Bess., Prangos ledebourii Herrnst. et Heyn, Scaligeria setacea (Schrenk) Korov., Seseli coronatum Ledeb., S. eriocephalum (Pall.) Schischk., S. glabratum Willd., S. ledebourii C.Don., S. seseliflorum Schrenk,

        1. strictum Ledeb., Silaum besseri DC., S. silaus (L.) Schinz ex Thell., Sium latifolium L., S. medium Fisch. et Mey, S. sisaroideum DC., Trinia hispida Hoffm., T. muricata Godet, Turgenia latifolia (L.) Hoffm.

        Сем. Apocynaceae Juss. — Сем. Кутровые Apocynum lancifolium Russan., A. pictum Schrenk Сем. Asclepiadaceae R.Br. — Сем. Ластовневые Cynanchum acutum L.

        Сем. Asparagaceae Juss. — Сем. Спаржевые

        Asparagus brachyphyllus Turcz., A. neglectus Kar. et Kir., A. officinalis L., A. polyphyllus Stev.

        Сем. Aspidiaceae Mett. ex Frank — Сем. Аспидиевые

        Dryopteris filix-mas (L.) Schott., Gymnocarpium dryopteris (L.) Newm., G. robertianum (Hoffm.) Newm., G. tenuipes Pojak.

        Сем. Asphodelaceae Juss. — Сем. Асфоделовые

        Eremurus altaicus (Pall.) Stev., E. inderiensis (Bieb.) Regel

        Сем. Aspleniaceae Mett. ex Frank. — Сем. Костенециевые

        Asplenium ruta-muraria L., A. septentrionale (L.) Hoffm., A. trichomanes L.

        Сем. Asteraceae Dumort. — Сем. Астроцветные (Сложноцветные)

         

        Achillea asiatica Derg., A. cartilaginea Ledeb., A. millefolium L., A. micrantha Willd., A. nobilis L., A. salicifolia Bess., A. setacea Waldst. et Kit., Achyrophorus maculata (L.) Scop., Acroptilon repens (L.) DC., Ajania fastigiata (Winkl.) Poljak., A. fruticulosa (Ledeb.) Poljak., Ancathia igniaria (Spreng.) M DC., Antennaria dioica (L.) Gaertn., Anthemis tinctoria L., Arctium tomentosum Mill., Artemisia absinthium L., A. albida Willd. ex Spreng., A. aralensis Krasch., A. armeniaca Lam., A. austriaca Jacq., A. camelorum Krasch., A. commutata Bess., A. compacta Fisch. ex DC., A. dracunculus L., A. frigida Willd., A. glabella Kar. et Kir., A. gmelinii Web. ex Stechm., A. gracilescens Krasch. et Iljin, A. halophila Krasch., A. juncea Kar. et Kir., A. kasakorum (Krasch.) Filat., A. laciniata Willd., A. latifolia Ledeb., A. lercheana Web. ex Stechm., A. macrantha Ledeb., A. maritima L., A. marschalliana Spreng., A. nitrosa Web. ex Stechm., A. obtusiloba Ledeb., A. pauciflora Web. ex Stechm., A. pontica L., A. procera Willd., A. proceraeformis Krasch., radicans A.Kuprijanov, A. rupestris L., A. santolinifolia Turcz., A. scopaeformis Ledeb., A. scoparia Waldst. et Kit., A. schrenkiana Ledeb., A. semiarida (Krasch. et Lavr.) Filat., A. sericea Web., A. serotina Bunge, A. sieversiana Willd., A. subchrisolepis Filat., A. sublessingiana (Kell.) Krasch. ex Poljak., A. terraealbae Krasch., A. tomentella Trautv., A. tournefortiana Reichenb., A. vulgaris L., Aster alpinus L., A. altaicus Willd., A. eremophillus Bunge, A. tripolium L., Bidens tripartita L., Brachyactis ciliata Ledeb., Cancrinia discoidea (Ledeb.) Poljak., Cancriniella krascheninnikovii (N.Rubtz.) Tzvel., Carduus crispus L., C. nutans L., Centaurea adressa Ledeb., C. apiculata Ledeb., C. kasakorum Iljin, C. ruthenica Lam., C. scabiosa L., C. sibirica L., C. squarossa Willd., C. turgaica Klok., Chartolepis intermedia Boiss., Chondrilla brevirostris Fisch. et Mey, C. canescens Kar. et Kir., C. piptocoma Fisch. et Mey, C. rouilleiri Kar. et Kir., Cichorium intybus L., Cirsium alatum (S.G.Gmel.) Borb., C. arvense (L.) Scop., C. esculenthum (Sievers.). C.A.Mey, C. helenoides (L.) Hill., C. setosum (Willd.) M.Bieb., C. vulgare (Savi) Ten., Crepis altaica (Babc. Et Stebb.) Roldug., C. diversifolia (Ledeb.) B.Fedtsch., C. flexuosa (Ledeb.) Clarke, C. oreades Schrenk, C. sibirica L., C. tectorum L., Echinops meyeri (DC.) Iljin, E. nanus Bunge, E. ritro L., E. sphaerocephalus L., subglaber Schrenk, Erigeron acer L., E. canadensis L., E. elongates Ledeb., E. lonchophyllus Hook., E. podolicus Bess., Filago arvensis L., Galatella angustissima (Tausch.) Novopokr., G. biflora (L.) Nees., G. divaricata (Fisch.) Novopokr., G. fastigiiformis Novopokr., G. hauptii (Ledeb.) Lindl., G. punctata (Waldst. et Kit.) Nees., Gnaphalium rossicum Kipr., Helichrysum arenarium (L.) Moench., Hieracium echioides Lumn., H. robustum Fries., H. umbellatum L., H. virosum Pall., Inula aspera Poir., I. britanica L., I. caspica Blume, I. helenium L., I. salicina L., Jurinea cyanoides (L.) Reichenb., J. kapelkinii O.Fedtsch., J. krascheninnikovii Iljin, J. multiflora (L.) B.Fedtsch., J. xerophytica Iljin, Karelinia caspia (Pall.) Less., Lactuca serriola Torner. ex L., L. tatarica (L.) C.A.Mey, Ligularia macrophylla (Ledeb.) DC., L. thyrsoidea (Ledeb.) DC., Linosyris tatarica (Less.) C.A.Mey, L. villosa (L.) DC., Onopordon acanthium L., Phalacrachena calva (Ledeb.) Iljin, Picris echioides Lumn., P. hieracioides L., P. rigida Ledeb., Pulicaria prostrata (Gilib.) Aschers., Rhaponticum serratuloides (Georgi) Bobr., Saussurea amara (L.) DC. S. cana Ledeb., S. elegans Ledeb., S. robusta Ledeb., S. laciniata Ledeb., S. salsa (Pall.) Spreng., S. turgaiensis B.Fedtsch., Scorzonera austriaca Willd., S. crispa M.Bieb., S. ensifolia M.Bieb., S. hispanica L., S. inconspicua Lipsch. ex Pavl., S. parviflora Jacq., S. pubescens DC., S. purpurea L., S. pusilla Pall., S. songorica (Kar. et Kir.) Lipsch. et Vass., S. stricta Hornem., S. tuberosa Pall., Senecio dubius Ledeb., S. erucifolius L., S. intergrifolius (L.) Claivr., S. jacobaea L., S. kirghisicus DC., S. vulgaris L., Serratula cardunculus (Pall.) Schischk., S. coronata L., S. dissecta Ledeb., S. erucifolia (L.) Boriss., S. kirghisorum Iljin, Solidago virgaurea L., Sonchus arvensis L., S. oleraceus L., S. palustris L., Tanacetum achilleifolium (M.Bieb.) Sch., T. millefolium (L.) Tzvel., T. santolina Winkl., T. scopulorum (Krasch.) Tzvel., T. tanacetoides (DC.) Tzvel., T. ulutavicum Tzvel., T. vulgare L., Taraxacum bessarabicum (Hornem.) Hand., T. erythospermum Andrz., T. glaucanthum (Ledeb.) DC., T. majus Schischk., T. leucanthum (Ledeb.) Ledeb., T. obliquum (Fr.) Dahlst., T. officinale Wigg., T. sumneviczii Schischk., Tragopogon capitatus S.Nikit., T. dubianskyi Krasch. et S.Nikit., T. elongatus S.Nikit., T. orientalis L., T. podolicus (Bess.) Artemcz., T. ruber S.G.Gmel., T. ruthenicus Bess. ex Krasch., T. stepposus (S.Nilit.) Stankov., T. sibiricus Ganesch., T. songaricus S.Nikit., T. volgensis S.Nikit., Tripleurospermum inodorum (L.) Sch., Cyclachaena xanthifolia (Nutt.) Fresen., Xanthium strumarium L.

        Сем. Athyriaceae Alston — Сем. Кочедыжниковые

        Athyrium filix-femina (L.) Roth., Cystopteris filix-fragilis (L.) Borbas.

        Сем. Balsaminaceae A.Rich. — Сем. Бальзаминовые

        Impatiens noli-tangere L.

        Сем. Berberidaceae Juss. — Сем. Барбарисовые

        Berberis karkaralensis Korn. et Potap., B. sibirica Pall., Leontice incerta Pall.

        Сем. Betulaceae S.F.Gray — Сем. Березовые

        Alnus glutinosa (L.) Gaertn., Betula kirghisorum Sav., B. microphylla Bunge, B. pendula Roth., B. pubescens Ehrh.

        Сем. Biebersteniaceae Endl. — Сем. Биберштейниевые

        Biebersteinia multifida DC.

        Сем. Boraginaceae Juss. — Сем. Бурачниковые

        Arnebia decumbens (Vent.) Coss., A. grandiflora (Trautv.) M.Pop., Asperugo procumbens L., Craniospermum echioides (schrenk) Bunge, Cynoglossum officinale L., C. viridiflorum Pall. ex Lehm., Echium vulgare L., Eritrichium altaicum M.Pop., Hacklia deflexa (Wahlb.) Opiz., Heliotropium ellipticum Ledeb., Lappula balchaschensis M.Pop., L. brachycenta (Ledeb.) Guerke, L. brachycentroides M.Pop., L. consaguinea (Fisch. et Mey) Guerke, L. cristata (Bunge) B.Fedtsch., L. echiata Gilib., L. glabrata M.Pop., L. heteracantha (Ledeb.) Guerke, L. macra M.Pop., L. marginata (M.Bieb.) Guerke, L. microcarpa (Ledeb.) Guerke, L. patula (Lehm.) Aschers., L. rupestris (Schrenk) Guerke, L. semiglabra (Ledeb.) Guerke, L. squarrosa (Retz.) Dumort, L. stricta (Ledeb.) Guerke, L. tenuis (Ledeb.) Guerke, Lepechiniella balchaschensis M.Pop., L. omphaloides (Schrenk) M.Pop., Lindelofia stylosa (Kar et Kir.) Brand., Lithospermum officinale L., Myosotis arvensis (L.) Hill, M. asiatica (Vestergren) Schischk. et Serg., M. baltica Samuel, M. caespitosa Schultz., M. micrantha Pall. ex Lehm., M. silvatica Hoffm., M. sparsiflora Mikan. ex Pohl., M. suaveolens Waldst. et Kit., Nonnea caspia (Willd.) G.Don., N. pulla (L.) DC., Onosma arenarium Waldst. et Kit., O. gmelini Ledeb., O. polychromum Klok., O. simplicissimum L., O. tinctorum M.Bieb., O. transrhymnense Klok., Pulmonaria mollissima Kern., Rindera tetraspis Pall., Rochelia bungei Trautv., R. leiocarpa Ledeb., R. retorta (Pall.) Lipsky, Solenanthus circinnatus Ledeb., Tournefortia sibirica L.

        Сем. Brassicaceae Burnett. — Сем. Капустные (Крестоцветные)

        Alyssum biovulatum N.Busch., A. dasycarpum Steph., A. desertorum Stapf., A. lenense Adams., A. tortuosum Waldst. et Kit., A. toxophylla (M.Bieb.) N.Busch., Arabis fruticulosa C.A.Mey, A. hirsuta Scop., A. pendula L., Armoracia rusticana Gaertn., Mey. et Scherb., Barbaraea stricta Andz., Berteroa incana (L.) DC., B. spathulata (Steph.) C.A.Mey, Brassica campestris L., B. juncea (L.) Czern., Camelina glabrata (DC.) Fritsch., C. microcarpa Andrz., C. sativa (L.) Crantz., Capsella bursa-pastoris (L.) Medik., Cardamine impatiens L., Cardaria draba (L.) Desv., C. pubescens (C.A.Mey) Jarm., C. repens (Schrenk) Jarm., Carpoceras ceratocarpum (Pall.) N.Busch., Chorispora sibirica (L.) DC., Ch. tenella (Pall.) DC., Clausia aprica (Steph.) Korn. -Tr., C. kasakorum N.Pavl., Conringia orientalis (L.) Andrz., Descurainia sophia (L.) Schur., Diptychocarpus strictus (Fisch.) Trautv., Draba hirta L., D. nemerosa L., D. stenocarpa Hook. et Thoms., Eruca sativa Lam., Erysimum altaicum C.A.Mey, E. cheiranthoides L., E. czernjajevii N.Busch., E. diffusum  Ehrh,

        1. hieracifolium L., E. leucanthemum (Steph.) B.Fedtsch., E. marschallianum Andrz., E. sisimbrioides C.A.Mey, Euclidium syriacum (L.) R.Br., Eutrema ingerifolium (DC.) Bunge, Goldbachia laevigata (M.Bieb.) DC., Hymenolobus procumbens (L.) Nutt., Isatis costata C.A.Mey, I. lasiocarpa Ledeb., I. tinctoria L., Lepidium amplexicaule Willd., L. cordatum Willd., L. coronopifolium Fisch., L. crassifolium Waldst. et Kit., L. latifolium L., L. perfoliatum L., L. ruderale L., L. soongaricum Schrenk, Litvinovia tenussima (Pall.) Voron. ex Pavl., Malcolmia afr

        articlekz.com

        Культурные растения

        Культурные растения произошли от дикорастущих видов. Первобытный человек находил растения со съедобными семенами, плодами, корнями. Он собирал дикорастущие растения. Позднее стал выращивать их вблизи своего жилища. Человек заметил, что, если рыхлить землю около растений, уничтожать сорняки, поливать растения, они лучше растут, а их плоды, семена, корнеплоды становятся более крупными и вкусными.

        Большинство культурных растений имеет древнюю историю, но некоторые стали возделываться совсем недавно. Так, пшеница возделывается с VII тысячелетия до н. э., картофель, томаты, подсолнечник — с XVI в., а сахарная свекла —с начала XIX в. Окультуривание дикорастущих растений продолжается и в наше время. Ученые изучают ценные дикорастущие растения, отбирают лучшие и разрабатывают агротехнику их выращивания. Из поколения в поколение передавался опыт выращивания растений. Человек постоянно отбирал лучшие растения, с наиболее ценными для него качествами. Многие культурные растения так сильно изменились, что стали совсем непохожи на своих дикорастущих родственников, и часто определить происхождение культурного растения бывает очень сложно.

        С накоплением агрономических знаний воздействие человека на растение возросло. Появились различные сорта культурных растений.

        Сорт — это однородная группа растений с определенными признаками и свойствами. В полеводстве, овощеводстве подавляющее большинство растений размножается семенами. При этом сохраняются признаки и свойства сорта. В плодоводстве сортом называют вегетативно размноженное растение с более или менее ярко выраженными признаками (формой кроны, величиной, формой, окраской и вкусом плодов и т. д.) и свойствами (урожайностью, долговечностью, зимостоикостью, засухоустойчивостью, устойчивостью к вредителям и болезням и др.). Плодовое растение, выращенное из семян, не повторяет свойств материнского растения. Длительное размножение сорта в различных условиях может привести к накоплению новых признаков и свойств. Возникают формы одного и того же сорта. Если же признаки и свойства растений сильно отличаются от исходных, материнских, то такие растения выделяют в самостоятельные сорта.

        Новые пути и методы получения сортов растений разрабатывает наука селекция (от латинского слова «селекцио» — выбор, отбор).

        Селекционеры занимаются выведением новых сортов с нужными для человека свойствами: высокой урожайностью, невосприимчивостью к болезням, приспособленностью к тем или иным условиям выращивания.

        Благодаря работам наших селекционеров удалось значительно повысить урожайность многих сельскохозяйственных культур. Например, сорта пшеницы, выведенные в разные годы П. П. Лукьяненко (Безостая 1, Аврора, Кавказ), В. Н. Ремесло (Мироновская 808, Мироновская юбилейная, Ильичевка и др.), с урожайностью в производственных условиях 50—70 ц/га занимают в нашей стране и за рубежом миллионы гектаров. Сорта подсолнечника селекции В. С. Пустовойта содержат до 57% масла в семенах. Высокоурожайные сорта кукурузы дают на поливных землях до 150 ц/га зерна. Для получения высоких и стабильных урожаев, которые не будут зависеть от капризов погоды, необходимо усилить работу по селекции и внедрению новых сортов сельскохозяйственных растений. Растения этих сортов должны отвечать требованиям современного сельского хозяйства: быть устойчивыми к неблагоприятным условиям, обладать высоким качеством зерна и высокой урожайностью. Так, например, урожайность озимой пшеницы должна быть не ниже 80—90 ц/га, яровой пшеницы — 4-5—60 ц/га.

        В различных районах нашей страны созданы научно-исследовательские институты и центры по селекции растений.

        Все новые сорта проходят государственное испытание. Лучшие сорта, которые успешно выдержали испытание в данном районе и показали преимущество перед разводимыми здесь сортами, рекомендуют к выращиванию, то есть районируют. В наши дни на полях колхозов и совхозов, в садах и на плантациях выращивают более 5000 районированных сортов. Среди внедренных в производство более 500 сортов зерновых культур, более 100 сортов картофеля, более 30 сортов подсолнечника, более 750 сортов овощных и более 15 000 плодовых культур. Ежегодно районируется 150—200 новых сортов. Сорта, качества которых перестали удовлетворять производство, исключаются из районирования.

        www.itest.kz


        Смотрите также

      Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта