Конспект значение растений. Планирование урока Технологическая карта урока "Значение растений в природе и в жизни человека"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по биологии на тему " Значение растений в природе и жизни человека". Конспект значение растений


Урок "Значение растений в жизни человека".

Урок познания мира в 1 « » классе Дата:

Тема: Значение растений в жизни человекаЦели:

1. рассмотреть зʜачеʜие растений в жизни человека; учить бережно относиться к растениям, рассмотреть оϲʜовные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;

2. развивать мышление учащихся, познавательный иʜтерес; 

3. воспитывать бережное и уважительное отношение к природе. 

Ход урока:

I Организационный момент

- Прозвенел и смолк звонок – начинается урок.

^ II Подготовка к активному сознательному усвоению нового материала.

1. фронтальный опрос

- Как по внешнему виду можно разделить растения? (На деревья, кустарники и травы)

- Что вы можете рассказать о деревьях? Кустарниках? Травянистых растениях?

2.Какие условия нужны для жизни растений на земле?

- Игра «Стоит сказать, что расшифруй слова»

лотеп

(тепло, пища, свет, энергия)

- Почему растения не могут жить без солнечного света?

- Многие растения, такие, как морковь, лук, картофель, накапливают энергию в корнях, клубнях, луковицах. 

^ III Изучение нового материала

- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?

- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на планете Земля.

- Важно сказать, что для чего нам, людям, растения? 

Составление кластера.

красота доброта кислород

hello_html_m4250ca66.gifздоровье очищение воздухахорошее настроение

- Стоит сказать, что рассмотрите таблицу и попробуйте рассказать, что в свою очередь мы используем из природы и в каких целях?

Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные. Не стоит забывать, что люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для изготовления их получаем в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древе

ϲᴎну, пушнину, грибы, ягоды.^ IV Дидактические игры по рядам

1 ряд – «Поварята»

- Вам нужно составить из данных слов первое блюдо. Вот набор картинок (кастрюля, свёкла, лук, мясо, соль, помидор, капуста, морковь, картофель, чеснок). 

2 ряд – «Плотники»

- Составьте из «зашифрованных» слов план работы.

hello_html_m4250ca66.gifhello_html_m4250ca66.gifhello_html_m4250ca66.gifhello_html_m4250ca66.gif

кафш

3 ряд – «Музыканты»

- Перечислите музыкальные инструменты, выполненные с использованием дерева.

^ V Физминутка

В сад пришел волшебник злой.

Важно заметить, что он ужасный и большой.

Важно заметить, что он руками помахал

И цветы заколдовал.

Но пришли друзья детишки

Озорные шалунишки.

Стали думать и гадать,

Как цветы расколдовать.

Наконец ᴏ

ʜи решили

И цветы пересадили.

^ VI Стоит сказать, что работа по выработке “Правил друзей природы”.

– Давайте выработаем с вами правила поведения на природе, чтобы не навредить растениям.

- Перед вами запрещающие знаки.

А) Не рви цветы.

Б) Правильно собирай лекарственные растения.

В) Не вытаптывай траву и почву.

Г) Не ломай ветки.

Д) Не повреди кору деревьев.

^ VII Закрепление материала

Игра «Что из чего»

  1. загадка

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Важно заметить, что он и чёрный, ᴏʜ и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

- Из чего готовят хлеб? Перечислите хлебобулочные изделия. Не стоит забывать, что люди каких професϲᴎй связаны с хлебом?

2. загадка.

Иду на мелкую монету, 

в колоколах люблю звенеть, 

мне ставят памятник за ϶ᴛᴏ 

и знают: имя мое - ... (медь)

- Медь – ϶ᴛᴏ металл. Назовите виды посуды, которые изготавливают из металла.

^ VIII Подведение итогов

- Человеку нужны продукты питания, одежда, мебель, посуда. Все нужное для изготовления дает природа. В каждую вещь вложены знания и труд людей, ᴃϲ

϶ᴛᴏ нужно беречь.

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна по имени — природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты —

Поля, луга, леса, моря и реки.

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Цели: - дать понятие об обстоятельстве как о второстепенном члене предложения;

- формировать умение находить главные члены предложения;

- развивать умение ставить вопросы к второстепенным членам предложения;

- учить делать выводы; работать со словарем.

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет, конечно, впрок.

Учебные принадлежности нас ждут,

С новой темой знакомиться зовут.

- Запишите число, классная работа. Оставьте строку для названия темы и в следующей строке поставьте точку с красной строки.

  1. Словарная работа.

а) Повторение словарных слов.

-Запишите под диктовку:

Везде, вместе, горячий, впереди, вокруг, здесь, лучше, назад, девочка.

б) Взаимопроверка.

в) Знакомство с новым словом «медленно».

-Спишите его, поставьте ударение, подчеркните опасные места

г)- Как вы понимаете значение слова?

-Как в словаре Ожегова объясняется его значение? (Работа со словарем)

д)- Составьте предложение, используя слова и опираясь на схему.

Вечер, медленно, тянуться, осенний.

1.Как? 2. Что делал? 3. Какой? 4. Что?

- Запишите это предложение (один ученик у доски)

  1. Актуализация знаний.

- Подчеркните грамматическую основу. Назовите, под каким номером подлежащее (сказуемое).

Это предложение распространенное или нераспространенное?

-Какие предложения называются распространенными (нераспространенными)?

-Главные члены предложения – это …

-Второстепенные члены предложения – это … (не можем ответить на этот вопрос)

  1. Изучение нового.

а) Сказка о членах предложения.

На доске рисунок семьи-предложения.

В этой дружной семье есть мама, папа, дочь-старшеклассница, сын, и маленький ребенок. Папа очень любит читать газеты, ему интересно знать кто? и что? Мама всегда занята домашними делами и спрашивает что делать? что сделать? Старшая дочь любит повертеться перед зеркалом, задавая вопросы: какое платье надеть? Какие туфли подойдут? Какая прическа ей к лицу? Сын-пятиклассник смотрит фильмы и спрашивает: кого? чего? Кому? Чему?... А малыш, который еще не умеет ходить интересуется всем вокруг и постоянно задает массу вопросов: где? Когда? Куда? откуда? Почему? Зачем? И как?

-С какими членами семьи-предложения мы уже знакомы?

-Какая будет тема нашего урока? Чему будем учиться? (предположения детей)

б)-Запишите тему урока. Обстоятельство.

-Прочитайте предложения на доске.

Дети вернулись домой.

Дети вернулись домой из похода.

Дети вернулись домой из похода вечером.

-В каком предложении самая точная информация?

(запись с комментированием)

-Найдите грамматическую основу. Как называются оставшиеся слова?

-Задайте вопросы. На что они указывают?

-От какого главного члена задавали вопрос?

Считалочка: Где? Когда?

Куда? Откуда?

Почему? Зачем?

и Как?

-Подчеркиваем так: -. -. -. -. -.

-Будут ли второстепенные члены этого предложения обстоятельствами? Подчеркните.

ВЫВОД: - Что такое обстоятельство?

-На какие вопросы отвечает?

-От какого слова задаем вопрос?

-Как подчеркиваем?

  1. Физкультминутка.

  1. Закрепление.

-

  1. Итог урока. Домашнее задание.

- Продолжите предложение. Главные члены предложения – это…

Второстепенные члены предложения – это …

-С каким членом предложения познакомились?

-Как его найти в предложении?

-Что понравилось на уроке? О чем хотели бы узнать?

(Оценить работу на уроке.)

КИР БУЛЫЧЁВ. «ПУТЕШЕСТВИЕ АЛИСЫ» («КУСТИКИ»)

Цели: дать учащимся представление о творчестве писателя-фантаста Кира Булычёва; развивать фантазию, воображение учащихся; работать над развитием речи; прививать интерес к литературе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Заслушивается выразительное чтение учащимися понравившегося отрывка или его пересказ, чтение по ролям. Рассматривается выставка рисунков к повести.

Физкультминутка

III. Изучение нового материала.

1. Подготовка учащихся к восприятию материала.

– А сегодня мы прочтём отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв.

Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву-писателю.

Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр.

Особенной же популярностью пользовались бесконечные милые приключения девочки-непоседы Алисы.

– Мы прочитаем сегодня одну из таких историй.

2. Работа над произведением.

Учитель и учащиеся читают рассказ «Кустики».

– Что вы хотите сказать о прочитанном рассказе?

– Какой представили себе Алису?

– Чем вас привлекает эта девочка?

3. Ответы на вопросы учебника (с. 157).

IV. Итог урока.

– Какое настроение осталось у вас после сегодняшнего урока?

– Что бы ещё хотели сделать на уроке? О чём прочитать?

 Домашнее задание: подготовить краткий пересказ произведения. 

infourok.ru

Планирование урока Технологическая карта урока "Значение растений в природе и в жизни человека"

Технологическая карта урока. 5 класс.

Урок «Значение растений в природе и жизни человека»

Педагогическая цель

Раскрыть значение растений в природе и жизни человека.

Задачи урока

Образовательная: познакомить с многообразием растений; значением растений в природе и жизни человека.

Развивающая: продолжить развивать умения выделять главное, работать с источником информации, делать выводы; развивать творческие способности.

Воспитательная: формировать экологическое мышление.

Тип, вид урока

Урок формирования новых знаний; комбинированный.

Планируемые результаты

Учащийся научится различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснить роль представителей царств живой природы в жизни человека; приводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной работы; будет знать значение и роль растений в жизни человека.

Личностные результаты

Будут сформированы: навыки обучения, нравственно-эстетического оценивания усваиваемо содержания; любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; уважительное отношение к товарищам.

Универсальные учебные действия

Регулятивные- научиться: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, получит возможность научиться: ставить учебную задачу в соответствии того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

Познавательные- научиться: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информации, систематизировать информацию; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, поменять приемы работы с информацией.

Коммуникативные- научиться: принимать участие в работе группами, использовать при общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания , адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словестные, наглядные, практические, дедуктивные.

Понятия и термины

Культурные растения, дикорастущие растения, пищевые растения, кормовые растения, технические растения, декоративные растения, лекарственные растения.

Образовательные ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Организационная структура урока

Этап урока, цель

Методический приём

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Актуализация опорных знаний урока. Проверка опорных знаний учащихся.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Изучение нового материала.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, выявление учащимися новых знаний. Развитие умений находить ответы на проблемные вопросы. Подведение детей к самостоят.выводу способа действий с информацией.

IV. Закрепление изученного материала

V. Рефлексия учебной деятельности

VI. Подведение итогов

Фронтальная беседа

Вводная беседа

Работа с текстом учебника и раздаточным материалом.

Обобщение изученного.

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Домашнее задание

Активизирует знания учащихся в ходе фронтальной беседы, необходимый для изучения нового материала.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановки познавательной цели на уроке. Уточняет понимание учащимися поставленных целей на уроке:

-«Мы изучили многообразие растительного мира, но о чем нам еще осталось поговорить об этом увлекательном царстве живой природы?(О значении растений) Правильно, тема сегодняшнего урока «Значение растений в природе и в жизни человека»

- Как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке?

-Основные вопросы, которые мы должны разобрать:

1) Какую роль выполняют растения в природе и в жизни человека?

2) На какие группы делятся растения в зависимости от хоз. деятельности человека

3) Какие представители относятся к этим группам?

Организует работу учащихся по исследованию вопросов. Работа в группах.

Обсуждение полученной информации выносится на кластер.

- Роль растений в поддержании состава атмосферы. (Образование кислорода, необходимый для дыхания, поддержание кислородного баланса)

- Роль растений в жизни животных (Растения –это место обитания многих животных, других растений; служат пищей для животных. Укрытиями от врагов)

- Роль растений в жизни человека. На какие группы делят все растения ( Культурные и дикорастущие) Какими признаками они характеризуются? На какие группы делят растений в зависимости от пользы. Которую они приносят человеку? (Пищевые, кормовые, технические, декоративные. лекарственные).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности учащихся на уроке. Подводит к выводу о роли и значении растений в природе и в жизни человека, необходимости охраны исчезающих видов.

- «Мы определили какое значение имеют растения в природе и в жизни человека. А как вы считаете можно выделить самую главную роль?

(Образование кислорода) Растения улавливают солнечные лучи. Создают питательные вещества, которые являются источником энергии для животных и при этом вырабатывается кислород. Таким образом, можно сказать, что растения-первичные аккумуляторы солнечной энергии на планете. В этом и заключается их космическая роль.

Чистый воздух –это большое благо для всех живых существ. Вы как ученики, что можете сделать для этого?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что было самым важным на уроке?

- Пригодятся ли вам ваши знания в жизни?

Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки.

Дает комментарий к домашнему заданию. П.18, ответить на вопросы. Приготовить сообщение о каком-либо культурном растении.

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Отвечают на вопросы учителя. Слушают мнения одноклассников

Формулируют выводы на основе наблюдений. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Участвуют в коллективной беседе.

Работают с учебником. Фиксирует в тетрадях новые термины и понятия.

Проговаривают значение растений. Говорят о космической роли растений.

Высказывают мнения.

Осуществляют самоанализ деятельности.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы. Осуществляют анализ ответов одноклассников. Сравнивают.

Наблюдают. Осущеставляют анализ. Устанавливают причинно-следственные связи. Находят дополнительную информацию.

Устанавливают причинно-следственные связи. Ищут и отбирают источники необходимой информации. Систематизируют информацию

Отвечают на проблемный вопрос. Закрепляют материал.

Воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками

Формулируют выводы. Высказывают мнение

Вопросы учителя.

Индивидуальный опрос.

Вопросы учителя и устные ответы.

Фронтальное обсуждение.

Вопросы учителя.

Устные ответы

Устные ответы.

infourok.ru

Конспект урока для 1 класса "Значение растений в жизни человека"

Урок познания мира в 1 « » классе Дата:

Тема: Значение растений в жизни человекаЦели:

1. рассмотреть зʜачеʜие растений в жизни человека; учить бережно относиться к растениям, рассмотреть оϲʜовные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;

2. развивать мышление учащихся, познавательный иʜтерес;

3. воспитывать бережное и уважительное отношение к природе.

Ход урока:

I Организационный момент

- Прозвенел и смолк звонок – начинается урок.

^ II Подготовка к активному сознательному усвоению нового материала.

1. фронтальный опрос

- Как по внешнему виду можно разделить растения? (На деревья, кустарники и травы)

- Что вы можете рассказать о деревьях? Кустарниках? Травянистых растениях?

2.Какие условия нужны для жизни растений на земле?

- Игра «Стоит сказать, что расшифруй слова»

лотеп

(тепло, пища, свет, энергия)

- Почему растения не могут жить без солнечного света?

- Многие растения, такие, как морковь, лук, картофель, накапливают энергию в корнях, клубнях, луковицах.

^ III Изучение нового материала

- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?

- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на планете Земля.

- Важно сказать, что для чего нам, людям, растения?

Составление кластера.

красота доброта кислород

http://xies.ru/images/no_image.jpgздоровье очищение воздухахорошее настроение

- Стоит сказать, что рассмотрите таблицу и попробуйте рассказать, что в свою очередь мы используем из природы и в каких целях?

Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные. Не стоит забывать, что люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для изготовления их получаем в природе. Из земли добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древеϲᴎну, пушнину, грибы, ягоды.^ IV Дидактические игры по рядам

1 ряд – «Поварята»

- Вам нужно составить из данных слов первое блюдо. Вот набор картинок (кастрюля, свёкла, лук, мясо, соль, помидор, капуста, морковь, картофель, чеснок).

2 ряд – «Плотники»

- Составьте из «зашифрованных» слов план работы.http://xies.ru/images/no_image.jpghttp://xies.ru/images/no_image.jpghttp://xies.ru/images/no_image.jpghttp://xies.ru/images/no_image.jpg

кафш

3 ряд – «Музыканты»

- Перечислите музыкальные инструменты, выполненные с использованием дерева.

^ V Физминутка

В сад пришел волшебник злой.

Важно заметить, что он ужасный и большой.

Важно заметить, что он руками помахал

И цветы заколдовал.

Но пришли друзья детишки

Озорные шалунишки.

Стали думать и гадать,

Как цветы расколдовать.

Наконец ᴏʜи решили

И цветы пересадили.

^ VI Стоит сказать, что работа по выработке “Правил друзей природы”.

– Давайте выработаем с вами правила поведения на природе, чтобы не навредить растениям.

- Перед вами запрещающие знаки.

А) Не рви цветы.

Б) Правильно собирай лекарственные растения.

В) Не вытаптывай траву и почву.

Г) Не ломай ветки.

Д) Не повреди кору деревьев.

^ VII Закрепление материала

Игра «Что из чего»

  1. загадка

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Важно заметить, что он и чёрный, ᴏʜ и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

- Из чего готовят хлеб? Перечислите хлебобулочные изделия. Не стоит забывать, что люди каких професϲᴎй связаны с хлебом?

2. загадка.

Иду на мелкую монету,

в колоколах люблю звенеть,

мне ставят памятник за ϶ᴛᴏ

и знают: имя мое - ... (медь)

- Медь – ϶ᴛᴏ металл. Назовите виды посуды, которые изготавливают из металла.

^ VIII Подведение итогов

- Человеку нужны продукты питания, одежда, мебель, посуда. Все нужное для изготовления дает природа. В каждую вещь вложены знания и труд людей, ᴃϲ

϶ᴛᴏ нужно беречь.

О, люди, мыслю я, у всех у нас

Есть мать одна по имени — природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем, запечатлев навеки,

В душе ее прекрасные черты —

Поля, луга, леса, моря и реки.

щапи

тевс

негиэря

тусл

овркаьт

doc4web.ru

Значение растений в природе и жизни человека

Аксёнова Елена Валентиновна учитель биологии, химии и ОБЖ высшей категории

Урок биологии в 5 классе

Учебник: Биология 5 класс, Н.И. Сонин

Тема: «Значение растений в природе и жизни человека»

Тип урока: общеметодологической направленности.

Цели: повторить отделы растений и уметь их сравнивать, формирование у учащихся понимания роли растений в природе и жизни человека; создание условий для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание учащимися социальной, практической и личностной значимости растений, а также их роли в природе.

Метапредметные:

Познавательные: исследование: работа с гербариями, таблицами, изображениями растений, выдвижение предположений на какие группы делятся культурные растения; уметь выделять лишний объект и доказывать свой выбор; умение структурировать материал, работать с различными источниками информации; преобразовывать информацию из одной формы в другую – заполнять таблицы;

Коммуникативные: умение работать в паре и группе, способность передавать содержание; умение перефразировать мысль;

Рефлексивные: оценка своих учебных достижений, поведения и эмоционального состояния

Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей

Предметные: умение объяснять роль растений в природе и жизни человека.

методы и формы обучения: поисковый, объяснительно-иллюстративный; исследовательская деятельность.

Оборудование: гербарии, презентация, распечатанные фото дикорастущих и культурных растений (1 комплект на парту), индивидуальные листы опроса, таблицы для групповой работы (1 на 4 человека)

 

Ход урока

Организационный момент

    (Приветствие, настрой на работу). (слайд 1)

    У. Какой сегодня прекрасный морозный денёк! Ах! Так хочется немного лета! Хотите, мы сейчас ворвёмся в лето? Помните, как в сказке о 12 месяцах? Мы ведь тоже с вами чуть-чуть волшебники! У нас есть волшебная сила … СЛОВА!..

    Закройте глаза… Вслушайтесь в эти прекрасные строки. (слайд 2)

    Родная степь… Бескрайние просторы…

    Кузнечики куют как ковали…

    Да солнце по колено бродит в росах,

    Да шепчутся о чём-то ковыли….

    Какая картина появилась перед вашими глазами?

    Какие растения вы наблюдаете в нашей родной степи? (ребята перечисляют)

    Отгадайте: Одно посеял – целую горсть взял! Правильно – зерно! Сегодня дополнительные баллы я буду раздавать за правильные ответы в виде «зерен разума». У кого наберётся их больше 5, тот может себе добавить балл к оценке!

     

    Проверка Д/з, восприятие и коррекция опорных знаний по теме «Покрытосеменные растения»

      У. Вы сейчас называли в основном цветковые растения, которые мы изучали неделю назад.

      Фронтальный опрос:

      1. Как иначе называют отдел Цветковые растения? (Покрытосеменные)

      2. Почему их так называют? (Семя покрыто плодом)

      3. Каковы преимущества покрытосеменных растений по сравнению с голосеменными?

      4. Как в обыденной жизни м назовём яблоню, берёзу, сосну? (Дерево)

      5. А как мы это определяем? По каким критериям? (Один главный одревесневелый ствол, высокие, крепкие…)

      6. Шиповник, тёрен, смородина – это … (кустарник)

      7. Как мы поймём, что перед нами кустарник? (много одинаковых стволиков, не выше 4 метров)

      8. Что называют травами? (растения с неодревесневелым стеблем)

      9. Приведите примеры.

      10. Во сколько раз кустарник выше травы? А ниже дерева?

      Итак, дерево, кустарник, трава – это всё … (жизненные формы растений).

      Одуванчик золотой повзрослел и стал седой.

      11. Каким образом распространяются семена цветковых растений? (ветер, животные, рассыпаются, разбрасываются)

      Индивидуальный опрос:

      Работаем с листами опроса Д/з №1-3 3 минуты.

      (слайд 3, 4, 5) Поменяйтесь листами. При помощи образца на слайдах проверьте и поставьте +, где верно. Поставьте оценку своему соседу за письменное задание.

      Энергизатор: «Деревья, травы, кустарники» (Встаньте в круг! При помощи пантомимы покажите дерево, кустарник, траву… У кого красивее?…) Молодцы!

      Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

        У. Ребята, а кто подготовил маленькое творческое задание- стихи и загадки о растениях? Рассказывайте! (Заранее проверьте, чтобы загадки ребята подобрали по всем отделам изученных растений!) Какое разнообразие растений! Мы завершили знакомство с главными отделами низших и высших растений. Что мы изучали? Их строение, места обитания. А сегодня заключительный урок по растениям. Как бы вы назвали наше занятие? Чем мы будем заниматься? Наши цели и задачи:

        - повторить отделы растений,

        - обобщить знания о значении растений в природе и жизни человека;

        - ознакомиться с группами культурных растений.

        Значит тема нашего урока: «Значение растений в природе и жизни человека»

        (слайд 6) ( после обсуждения открываем цели по щелчку)

        Актуализация знаний.

          Учитель раздаёт задание для групп:

          Рассмотрите рисунки задания № 1. Подпишите их, расставьте цифры в порядке появления данных растений на Земле. (1 мин)

          Проверьте работу соседней команды по слайду (7) Какие имеются ошибки?

            Введение новых знаний.

              Роль растений в природе:

              Растительный покров Земли образован дикорастущими растениями.

              Они растут и размножаются без участия человека. (слайд 8)

              (слайд 9) - Какой процесс изображен на картинке?(Фотосинтез)

              - Какова его роль для жителей Земли? (Обогащение воздуха кислородом и поглощение углекислого газа, образуются и откладываются в растении органические вещества: углеводы)

              Роль растений в жизни животных

              (слайд 10, 11) вместе с ребятами делают вывод: только растения способны образовывать из веществ неживой природы (воды и углекислого газа) сложные питательные вещества, без которых не могут жить грибы, животные и человек. Эти вещества травоядные животные получают, питаясь растениями, а хищные – поедая травоядных животных. Многие животные используют растения в пищу. В стволах деревьев, зарослях кустарников и трав они строят себе жилища и прячутся от врагов.

              Ребята, предлагаю вам опять поработать в группах. Используя эти иллюстрации (слайд 12), сделайте вывод о роли растений в жизни животных. Заполните схему № 2.

              Роль растений для человека

              Работа с учебником с 88-89. Каждой группе дается задание, в течение 1 минуты, найти в тексте информацию о конкретной группе растений. Выступают по 1 докладчику, комментируют слайды 14-18

              Физ.мин-ка для глаз: «Леопольд на природе» (слайд 19)

              Воспроизведение знаний и овладение способами деятельности.

                (Слайд 20). А теперь посмотрим, что вы запомнили. У вас на столах находятся небольшие карточки с изображениями растений. Разделите их на две группы:

                дикорастущие и культурные. (Работа в парах) Сверяем по образцу (Слайд 21).

                Оперирование знаниями в новых ситуациях.

                  Для чего человек выращивает культурные растения?

                  Найдите в учебнике (стр. 89) схему с группами культурных растений.

                  Работа в парах:

                  Рассмотрите гербарии. Запишите названия растений в таблицу № 5 вашего личного Листа опроса. Какое из 4 растений лишнее? Почему? Докажите. (например, даются 3 пищевых растения, а одно дикое и т.д.)

                  Обобщение и систематизация знаний

                    Использование дикорастущих растений человеком

                    (Слайд 22).

                    1). Как используют люди дикорастущие растения? Какие подписи вы бы поставили под картинками? (Проверка после обсуждения в парах и озвучивания классу – по щелчку). Верно, это: лекарства, бумага, стройматериалы, топливо, корм скоту, пища человеку, натуральный каучук и резина из него. Это свежий, чистый воздух городов, это защита почвы от ветра, это защита от различных шумов.

                    2). Назовите группы растений, изображенных на слайде 23.

                    Итак, финальная блиц-работа в группах. Какая группа быстрее всех заполнит схему № 3 в командном листе?

                    Ответим на вопрос: «Так ли нужны растения людям, как животным?» (Безусловно, жизнь человека тоже зависит от растений)

                    Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок. Рефлексия.

                      Ребята, давайте сделаем общий вывод по сегодняшней теме.

                      Достигнуты ли поставленные цели? (Слайд 24). Оцените свою работу на уроке при помощи линейки достижений (если есть время, можно обсудить оценки свои и товарищей). Сдайте листы с работами и самооценкой.

                      Домашнее задание: слайд 25 §18,

                        1 уровень: Р.т. № 125-126

                        2 уровень (продуктивный): Р.т. № 129-130

                        3 уровень (творческий): подготовьте любое из сообщений «Как использует человек дикорастущие растения?»,

                        «Знакомьтесь – технические растения!»,

                        «Кормовые культуры», «Флористика»,

                        «Ландшафтный дизайн», «Зелёная аптека», «Мой огород»

                        Р.S. (слайд 26) Давайте подумаем над строками Самуила Яковлевича Маршака:

                        Человек, будь он даже гением,Остается мыслящим растением.С ним в родстве деревья и трава.Не стыдитесь этого родства!                

                        Спасибо за сотрудничество!

                         

                        Использованные ресурсы:

                        Учебник Н.И. Сонина Биология 5 класс,

                         цитата Самуила Яковлевича Маршака,

                        некоторые слайды Гринина С.Б. и Пыжук С.Б.

                         

                        Дополнительные материалы:

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/i1454703310.docx Лист индивидуального опроса

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/j1454703362.docx Лист групповых заданий

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/o1454703247.ppt (презентация к уроку Значение растений в природе и жизни человека

                        Здесь будет файл: /data/edu/files/y1454703413.docx (Раздаточный материал )

                        xn--j1ahfl.xn--p1ai

                        Конспект урока 5 класс "Значение растений в природе и в жизни человека"

                        hello_html_4f5e1995.gifhello_html_6a5748f7.gifhello_html_m734d99ab.gifhello_html_m1891878f.gifhello_html_655b701b.gifhello_html_7f1b357b.gifhello_html_m7bb953bd.gifhello_html_m606aef44.gifhello_html_m6d0d95d7.gifУрок биологии в 5 классе

                        «Значение растений в природе и жизни человека»

                        (программа Н.И.Сонина, ФГОС второго поколения)

                        Цель урока- раскрыть значение растений в природе и в жизни человека

                        Задачи:

                        Образовательные – познакомить с многообразием и значением растений; изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания.

                        Развивающие – продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах.

                        Воспитательные – формирование экологического мышления и экологической культуры.

                        Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал схема фотосинтеза)

                        Ход урока:

                        Титульный слайд ученикам не показывают, тема урока будет выведена позже

                        1. Организационный момент

                        (Приветствие, настрой на работу).

                        Актуализация знаний

                        Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? (верно, растения). Обратите внимание на доску. Расшифруйте изречение «Двое правят на земле: красное солнышко да зеленое зернышко» О чем идет речь? (о фотосинтезе) О каком зеленом зернышке говорится? (о хлорофилле) Почему солнце и хлорофилл правят жизнью? (Участвуют в фотосинтезе, а фотосинтез происходит только в растениях)

                        Что будет, если вдруг все растения погибнут?( Не будет кислорода для дыхания и пищи для животных). Какие отделы растений мы изучили? (Водоросли, Мхи. Папоротники, Голосеменные, Покрытосеменные). Давайте, вспомним их. На интерактивной доске перед вами изображены представители из разных отделов, вы должны распределить каждое растение к своему отделу.

                        1. Мотивация учебной деятельности.

                        Мы с вами знаем уже многое о растениях, но о чем нам осталось поговорить (О значении растений) Правильно. Тема урока «Значение растений в природе и в жизни человека» Как вы думаете, что мы сегодня узнаем с вами на уроке?

                        1. Какую роль выполняют растения в природе и в жизни человека?

                        2. На какие группы делятся растения в зависимости от хозяйственной деятельности человека?

                        3. Какие растения относятся к этим группам?

                        Молодцы. Вы составили план нашего урока.

                        1. Изучение нового материала

                        Для того, чтобы узнать какую роль играют растения в природе, жизни животных, в жизни человека мы будем работать в группах с помощью учебника и раздаточного материала.

                        1. Группа, используя схему фотосинтеза и учебник, должна раскрыть ответ на вопрос «Роль растений в поддержании состава атмосферы»

                        2. Группа, используя учебник должна раскрыть ответ на вопрос «Роль растений в жизни животных»

                        3. Группа раскрывает ответ на вопрос «Роль растений в жизни человека»

                        После работы в группах нужно вынести обсуждение ответов на кластер.

                        Физкультминутка

                        1. Первичное закрепление изученного материала

                        Мы определили значение растений в природе и в жизни человека. А как вы думаете, можно ли выделить главную роль? (Образование кислорода).

                        Правильно главное заслуга образуют кислород и питательные вещества, которые необходимы для жизнедеятельности всех живых существ. Растения – первичные аккумуляторы солнечной энергии на планете. В этом и заключается их космическая роль.

                        Чистый воздух-это большое благо и главное в этом посадка зеленых насаждений. Вы как ученики, что можете сделать для этого?

                        1. Рефлексия.

                        Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

                        Пригодятся ли вам полученные знания в вашей жизни?

                        Сколько тайн хранит природа и как приятно эти тайны открывать. Я надеюсь, что впереди вас ждет много интересных открытий.

                        1. Домашнее задание:

                        §18 учить (учебник биологии Плешакова, Сонина, 5 класс)

                        Ответить на вопросы в конце параграфа.

                        Приготовить сообщение о каком-либо культурном растении и его истории

                        infourok.ru

                        Конспект урока по биологии на тему " Значение растений в природе и жизни человека"

                        Урок биологии в 5 классе

                        «Значение растений в природе и жизни человека»

                        (программа Н.И.Сонина, ФГОС второго поколения)

                        Цели урока

                        Образовательные - изучить основные группы растений по применению человеком; повторить и обобщить сведения о фотосинтезе и его роли в природе, о цепях питания, об основных отделах растений и их отличительных признаках.

                        Развивающие – продолжить формирование таких универсальных учебных действий, как умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать в парах и группах.

                        Воспитательные – формирование экологического мышления и экологической культуры.

                        Оборудование: гербарии, коллекции плодов и семян, образцы ваты и хлопчатобумажной ткани, презентация, распечатанные заготовки таблицы «Сравнительная характеристика отделов растений».

                        Ход урока

                        Титульный слайд ученикам не показывают, тема урока будет выведена позже

                        1. Организационный момент

                        (Приветствие, настрой на работу).

                        Ребята, сегодня мы с вами побудем учеными-ботаниками, прибывшими на международный симпозиум по растениям. Что изучает наука ботаника?

                        Мы работаем в парах (пусть это будут представители разных государств) и индивидуально. Я – председатель симпозиума. По ходу работы заполняем листы самооценки. За каждое верно выполненное задание или правильный устный ответ на уроке ставим себе «+», за неверно выполненные - «-». В конце оценим свою работу и работу соседа.

                        1. Проверка знаний по теме «Покрытосеменные растения»

                        Мы с вами знаем уже многое о растениях. Какой отдел растений вы изучали на прошлом заседании? (Покрытосеменные растения)

                        Почему их так называют? (Семена покрыты плодом)

                        1. Слайд 2. Назовите органы покрытосеменного растения (1 ученик называет органы, затем проверяем сразу все названия по щелчку)

                        2. Предположите, какую роль в растении выполняет корень, стебель, лист, цветок, плод и семя?

                        3. Слайд 3. Какие жизненные формы растений изображены на слайде? Что такое дерево, кустарник и трава? Какие из этих растений имеют не отмирающие зимой побеги?

                        4. Слайд 4. Какие плоды – сочные или сухие - любят клевать птицы? Какую роль это играет для растения?

                        Какими еще путями могут распространяться плоды и семена? (обсуждение по картинке на слайде)

                        1. Изучение нового материала

                        1. Определение темы и постановка целей урока

                        Ребята, как вы думаете, если сегодняшний симпозиум у нас последний по растениям, то чему будет он посвящен?

                        Слайд 5 (тема урока откроется после обсуждения по щелчку)

                        Какие цели мы бы поставили для нашей темы? (слайд 5, после обсуждения открываем цели по щелчку)

                        1. Роль растений в поддержании состава атмосферы

                        Слайд 6. Ответьте на вопросы слайда: (вопросы открываются по щелчку)

                        - Какой процесс изображен на картинке?(Фотосинтез)

                        - Что обозначено стрелками разного цвета? (Черные - углекислый газ, голубые – вода, синие – кислород, желтые – солнечный свет)

                        - Какое значение имеет процесс фотосинтеза для атмосферы? (Обогащение воздуха кислородом и поглощение углекислого газа)

                        - Как называются вещества, которые образуются и откладываются в растении при фотосинтезе? (Органические вещества: углеводы)

                        infourok.ru

                        Конспект урока "Значение растений в жизни животных"

                        Тема: Значение растений в жизни животных. 1класс

                        Цели: обобщить знания детей о растениях и животных ; 

                        создать на уроке  условия  для определения  учащимися связей  между растительным и животным миром,

                         формировать представления об экологических связях;  способствовать укреплению знаний о природе ;

                        пополнять активный словарь учащихся ;развивать мыслительные операции анализа, обобщения;  развивать связную речь учащихся;

                        воспитывать экологическую культуру.

                        Задачи: • Рассмотреть значение растений в жизни человека. • Формировать представления об экологических связях. Познакомить учащихся с экологическими правилами, которые для человека должны стать нормой поведения в природе. • Развивать мышление учащихся, познавательный интерес. • Воспитывать бережное и уважительное отношение к природе. 

                        Этапы урока

                        1.Орг. момент

                        2.Постановка темы и целей урока

                        3.Повторение изученного

                        4.Физминутка

                        5. Новая тема. Рассказ учителя.

                        6.Первичное закрепление.

                        7.Итог урока

                        Содержание работы

                        В школу мы пришли учиться.

                        В жизни это пригодиться.

                        Тот, кто хочет много знать,

                        Должен сам всё постигать

                        Ребята Сегодня мы познакомимся с темой «Роль растений в жизни животных». Мы познокомимся с вами с ролью растении в жизни животных и узнаем как взаимосвязаны между собой растения и животные.

                        У нас сегодня на уроке гость. Посмотрите на картинку и скажите кто это?

                        -Правильно ребята.

                        Проводится дидактическая игра «Культурные и дикорастущие растения.»

                        Учитель показывает карточки с растениями. Дети называют где культурные где дикорастущие.hello_html_656556dd.jpghello_html_29b191a9.jpghello_html_4c1bc2b0.jpg

                        hello_html_748b86c8.jpg

                        В сарафане белом ходит,

                        А в один из теплых дней

                        Май сережки дарит ей. (береза)

                         

                        Бусы красные висят,

                        Из кустов на нас глядят.

                        Очень любят бусы эти

                        Дети, птицы и медведи. (Малина)

                         

                        Держит девочка в руке

                        облачко на стебельке.

                        Стоит дунуть на него –

                        и не будет ничего. (Одуванчик)

                         

                        У меня длинней иголки,

                        чем у елки.

                        Очень прямо я расту

                        в высоту (Сосна)

                         

                        Была зеленой, маленькой.

                        Потом я стала аленькой.

                        На солнце почернела я

                        И вот теперь я спелая. (Смородина)

                        Посмотри, мой милый друг,

                         Что находится вокруг?

                         Небо светло-голубое,

                         Солнце светит золотое,

                         Ветер листьями играет,

                         Тучка в небе проплывает.

                         Поле, речка и трава,

                         Горы, воздух и листва,

                         Птицы, звери и леса,

                         Гром , туманы и роса.

                         Человек и время года-

                         Это все вокруг …….(природа).

                        Растения растут всюду на земле. Но условия при которых развиваются растения, разные. Одни лучше растут на открытых солнечных местах, другие могут расти в тени, некоторые растут даже в пустыне. Одни хорошо переносят холодную морозную зиму а другие погибают даже от небольшого мороза.Но все растения приносят огромную пользу как для животных так и для человека.

                        - Есть на нашей планете 4 царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки,  моря. Это царства животных, царства растений, царства грибов, царства бактерий.

                        -как вы думаете , о каких царствах мы будем говорить сегодня? ( О царстве растений и царстве животных)

                        -Объясните, как связаны между собой эти слова?  Расставьте их в логической последовательности.

                        infourok.ru


                        Смотрите также

                        Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта