Клеточное строение растений 6 класс. Разработка урока по биологии на тему "Строение растительной клетки" (6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект по биологии на тему "Строение растительной клетки" 6 класс. Клеточное строение растений 6 класс


Конспект урока: "Строение растительной клетки"(6 класс)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КБР

Государственное казённое образовательное учреждение

«Школа – интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, № 5 с.п. Нартан»

(ГКОУ № ШИ № 5 с.п. Нартан» МОН КБР)

План- конспект урока в 6 классе

учителя _Хочуевой Б.Ш.

предмет: Биология

Дата: 30.09.15г

Тема: Строение растительной клетки.

Цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Задачи: дать элементарные представления о строении растительной клетки, о значении ее частей; развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате на рисунках в учебнике и на таблице; уметь изображать строение клетки; воспитывает аккуратность в работе с оптическими приборами.

Оборудование: микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты кожицы лука, таблица “Строение растительной клетки”, компьютер.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала:

а) история открытия микроскопа;б) строение растительной клетки;в) лабораторная работа: “строение клеток кожицы лука”;

  1. Закрепление материала.

  2. Задание на дом.

  3. Итог.

Ход урока

На доске девиз урока:

“От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”. (Н. Рыленков)

I. Пытливый ум человека все глубже проникает в тайны живой материи, пытаясь дать объяснение самому сложному и самому удивительному явлению природы, которое называется жизнью.

Универсальной ячейкой жизни является клетка.Клетку изучает наука цитология (сitos – клетка, logos-наука).Клетки могли быть открыты только после изобретения микроскопа.

А) История открытия микроскопа.

Ученик: Увеличивающие стекла были известны еще в античные времена. Кто изобрел микроскоп, точно не известно. Одним из первых создателей микроскопа был английский физик Роберт Гук. !665 г. Р.Гук опубликовал альбом рисунков под названием “Микрография”. Среди них был и тонкий срез пробковой ткани дерева, структура которого напоминала соты, четкое и правильное расположение “микроскопических пор”, или “клеток”. Р. Гук впервые употребил слово “клетка”.

Одним из современников Гука был голландец Антонии Ван Левенгук, создавший более двухсот микроскопов особой конструкции. Он наблюдал различные одноклеточные организмы.

1827 г. итальянскому физику Джованни Батисте Амичи удалось улучшить четкое изображения линз. После этого интерес к микроскопии быстро возрос.

1930-е годы появился электронный микроскоп (США).[1]

Б) Каковы главные особенности клетки?

Строение растительной клетки (демонстрация слайдов в компьютере).

II. Лабораторная работа: “Препарат кожицы чешуи лука под микроскопом”.

1. Ученик: устройство микроскопа.

2. Учитель: Технический инструктаж по работе с микроскопом.[3]

– Приготовление микропрепарата.

3. Лабораторная работа: “Строение клеток кожицы лука”.

Задание ( индивидуальные листы на каждой парте)

Цель: Изучить особенности строения растительной клетки на примере кожицы лука

Оборудование: Световой микроскоп, цифровой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, препаровальная игла, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука.

4. Отчет по работе: рисунки группы клеток . На рисунке указать основные части клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро).

Вывод: Клетка кожицы чешуи лука состоит из оболочки, цитоплазмы, вакуоли, ядра. На неокрашенном препарате можно увидеть оболочку, цитоплазму, вакуоль. При окраске препарата йодом становится видно ядро. Препараты окрашиваю для того, чтобы стали видны части клетки, невидимые ранее.

III. Закрепление материала

Работа с интерактивной доской.

1. Рисунок растительной клетки.2. Тестовая работа.

1. Кто впервые обнаружил клетку?

а) Роберт Вирхов;б) Антуан Ван Левенгук;в) Роберт Гук.

2. В каком году?

а) 1600 г.;б) 1930 г.;в) 1665 г.;

2. Клетка снаружи покрыта:

а) цитоплазмой;б) оболочкой;в) пластидами.

3. Зеленые пластиды называются:

а) лейкопласты;б) хлоропласты;в)хромопласты.

4. Внутренняя среда клетки, где расположены все органоиды, называется:

а) цитоплазма;б) ядро;в) вакуоли.

5. Хромосомы находятся в:

а) ядре;б) цитоплазме;в) вакуоли.

6. Основная структурная единица организма:

а) корень;б) орган;в) клетка.

IV. Задание на дом.

Повторить гл.3 с.16. Составить кроссворд по изученной теме.

V. Итог. Выставление оценки

– Что мы сегодня узнали? Чему научились?

infourok.ru

Конспект по биологии на тему "Строение растительной клетки" 6 класс.

СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Клетка — основная структурная и функциональная единица всех живых организмов. Клетки существуют в природе как самостоятельные одноклеточные организмы (бактерии, простейшие и др.) или образуют ткани и органы многоклеточных растений, грибов.

Растительная клетка состоит из более или менее жесткой клеточной оболочки и протопласта. Клеточная оболочка – это клеточная стенка и цитоплазматическая мембрана. Термин протопласт происходит от слова протоплазма, которое долгое время использовалось для обозначения всего живого. Протопласт – это протоплазма индивидуальной клетки. Протопласт состоит из цитоплазмы и ядра. В цитоплазме находятся органеллы (рибосомы, микротрубочки, пластиды, митохондрии) и мембранные системы (эндоплазматический ретикулум, диктиосомы). Цитоплазма включает в себя еще цитоплазматический матрикс (основное вещество ) в которое погружены органеллы и мембранные системы. От клеточной стенки цитоплазма отделена плазматической мембраной , которая представляет собой элементарную мембрану. В отличие от большинства животных клеток растительные клетки содержат одну или несколько вакуолей . Это пузырьки, заполненные жидкостью и окруженные элементарной мембраной (тонопластом). В живой растительной клетке основное вещество находится в постоянном движении. В движение, называемое током цитоплазмы или циклозом, вовлекается органеллы. Циклоз облегчает передвижение веществ в клетке и обмен ими между клеткой и окружающей средой.

hello_html_m34ec545b.jpg

Плазматическая мембрана. Представляет собой бислойную фосфолипидную структуру. Для растительных клеток свойственны впячивания плазматической мембраны. Плазматическая мембрана выполняет следующие функции: участвует в обмене веществ между клеткой и окружающей средой; координирует синтез и сборку целлюлозных микрофибрилл клеточной стенки; передает гормональные и внешние сигналы, контролирующие рост и дифференцировку клеток

Ядро. Это наиболее заметная структура в цитоплазме эукариотической клетки. Ядро выполняет две важные функции: контролирует жизнедеятельность клетки, определяя, какие белки, и в какое время должны синтезироваться; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам в процессе клеточного деления. Ядро эукариотической клетки окружено двумя элементарными мембранами, образующие ядерную оболочку. Она пронизана многочисленными порами диаметром от 30 до 100 нм, видимыми только в электронный микроскоп. Поры имеют сложную структуру. Наружная мембрана ядерной оболочки в некоторых местах объединяется с эндоплазматическим ретикулумом. Ядерную оболочку можно рассматривать как специализированную, локально дифференцированную часть эндоплазматического ретикулума (ЭР). В окрашенном специальными красителями ядре можно различить тонкие нити и глыбки хроматина и нуклеоплазму (основное вещество ядра). Хроматин состоит из ДНК, связанной со специальными белками – гистонами. В процессе клеточного деления хроматин все более уплотняется и собирается в хромосомы. В ДНК закодирована генетическая информация.

Организмы различаются по числу хромосом в соматических клетках. Например, капуста имеет – 20 хромосом; подсолнечник – 34; пшеница – 42; человек – 46, а один из видов папоротника Ophioglossum – 1250. Половые клетки (гаметы) имеют только половину количества хромосом, характерных для соматических клеток организма. Число хромосом в гаметах называют гаплоидным (одинарным), в соматических клетках – диплоидным (двойным). Клетки, имеющие более двух наборов хромосом, называются полиплоидными . Под световым микроскопом можно рассмотреть сферические структуры – ядрышки. В каждом ядре имеется одно или несколько ядрышек, которые заметны в неделящихся ядрах. В ядрышках синтезируются рибосомные РНК. Обычно в ядрах диплоидных организмов имеется два ядрышка по одному для каждого гаплоидного набора хромосом. Ядрышки не имеют собственной мембраны. Биохимически ядрышки характеризуются высокой концентрацией РНК, которая здесь связана с фосфопротеидами. Размер ядрышек зависит от функционального состояния клетки. замечено, что у быстро растущей клетки, в которой идут интенсивные процессы синтеза белка, ядрышки увеличиваются в размерах. В ядрышках продуцируются иРНК и рибосомы, выполняющие синтетическую функцию только в ядре. Нуклеоплазма (кариоплазма) представлена гомогенной жидкостью, в которой растворены различные белки, в том числе и ферменты.

Пластиды. Вакуоли, целлюлозная клеточная стенка и пластиды – характерные компоненты растительных клеток. Каждая пластида имеет собственную оболочку, состоящую из двух элементарных мембран. Внутри пластиды различают мембранную систему и различной степени гомогенное вещество – строму. Зрелые пластиды классифицируют на основании содержащихся в них пигментов.

Хлоропласты, в которых протекает фотосинтез, содержат хлорофиллы и каротиноиды. Обычно имеют форму диска диаметром 4 – 5 мкм. В одной клетке мезофилла (середина листа) может находиться 40 – 50 хлоропластов; в мм2 листа – около 500 000. в цитоплазме хлоропласты обычно располагаются параллельно клеточной оболочке.

Внутренняя структура хлоропласта сложная. Строма пронизана развитой системой мембран, имеющих форму пузырьков – тилакоидов. Каждый тилакоид состоит из двух мембран. Тилакоиды образуют единую систему. Как правило, они собраны в стопки - граны , напоминающие столбики монет. Тилакоиды отдельных гран связаны между собой тилакоидами стромы, или межгранными тилакоидами. Хлорофиллы и каротиноиды встроены в тилакоидные мембраны. Хлоропласты зеленых растений и водорослей часто содержат зерна крахмала и мелкие липидные (жировые) капли. Крахмальные зерна - -это временные хранилища продуктов фотосинтеза. Они могут исчезнуть из хлоропластов растения, находящегося в темноте всего лишь 24 ч, и появиться вновь через 3 – 4 ч после переноса растения на свет.

Хлоропласты – полуавтономные органеллы и напоминают бактерии. Например, рибосомы бактерий и хлоропластов имеют достаточно высокое сходство. Они меньше рибосом эукариот. Синтез белка на рибосомах бактерий и хлоропластов подавляется хлорамфениколом, не оказывающего влияния в клетках эукариот. Кроме того, и бактерии и хлоропласты имеют схожего типа нуклеоиды, организованные сходным образом. Несмотря на то, что образование хлоропластов и синтез находящихся в них пигментов в значительной степени контролируется хромосомной ДНК клетки, тем не менее в отсутствие собственной ДНК хлоропласты не формируются. Хлоропласты можно считать основными клеточными органеллами, так как они стоят первыми в цепи преобразования солнечной энергии, в результате которого человечество получает, и пищу и топливо. В хлоропластах протекает не только фотосинтез. Они участвуют и в синтезе аминокислот и жирных кислот, служат хранилищем временных запасов крахмала.

Хромопласты – пигментированные пластиды. Многообразные по форме они не имеют хлорофилла, но синтезируют и накапливают каротиноиды, которые придают жёлтую, оранжевую, красную окраску цветкам, старым листьям, плодам и корням. хромопласты могут развиваться из хлоропластов, которые при этом теряют хлорофилл и внутренние мембранные структуры, накапливают каротиноиды. Это происходит при созревании многих плодов. Хромопласты привлекают насекомых и других животных, с которыми они вместе эволюционировали.

Лейкопласты – непигментированные пластиды. Некоторые из них синтезируют крахмал (амилопласты ), другие способны к образованию различных веществ, в том числе липидов и белков. На свету лейкопласты превращаются в хлоропласты.

Пропластиды – мелкие бесцветные или бледно-зеленые недифференцированные пластиды, которые находятся в меристематических (делящихся) клетках корней и побегов. Они являются предшественниками других, более дифференцированных пластид - хлоропластов, хромопластов и аминопластов. Если развитие протопластид задерживается из-за отсутствия света, в них может появиться одно или несколько проламмелярных телец , представляющих собой полукристаллические скопления трубчатых мембран. Пластиды, содержащие проламеллярные тельца, называются этиопластами. На свету этиопласты превращаются в хлоропласты, при этом мембраны проламеллярных телец формируют тилакоиды. Этиопласты образуются в листьях растений, находящихся в темноте. протопласты зародышей семян вначале превращаются в этиопласты, из которых на свету затем развиваются хлоропласты. Для пластид характерны относительно легкие переходы от одного типа к другому. Пластиды, как и бактерии размножаются делением надвое. В меристематических клетках время деления протопластид приблизительно совпадает с временем деления клеток. Однако в зрелых клетках большая часть пластид образуется в результате деления зрелых пластид.

Митохондрии. Как и хлоропласты, митохондрии окружены двумя элементарными мембранами. Внутренняя мембрана образует множество складок и выступов – крист, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность митохондрии. Они значительно меньше, чем пластиды, имеют около 0,5 мкм в диаметре и разнообразны по длине и форме. В митохондриях осуществляется процесс дыхания, в результате которого органические молекулы расщепляются с высвобождением энергии и передачей её молекулам АТФ, основного резерва энергии всех эукариотических клеток. Большинство растительных клеток содержит сотни и тысячи митохондрий. Их число в одной клетке определяется потребностью клетки в АТФ. Митохондрии находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной части клетки в другую, сливаясь друг с другом делятся. Митохондрии обычно собираются там, где нужна энергия. Если плазматическая мембрана активно переносит вещества из клетки в клетку, то митохондрии располагаются вдоль поверхности мембраны. У подвижных одноклеточных водорослей митохондрии скапливаются у оснований жгутиков, поставляя энергию, необходимую для их движения. Митохондрии, как и пластиды, являются полуавтономными органеллами, содержащими компонентами, необходимые для синтеза собственных белков. Внутренняя мембрана окружает жидкий матрикс, в котором находятся белки, РНК, ДНК, рибосомы, сходные с бактериальными и различные растворенные вещества. ДНК существует в виде кольцевых молекул, располагающихся в одном или нескольких нуклеоидах.На основании сходства бактерий с митохондриями и хлоропластами эукариотических клеток можно предположить, что митохондрии и хлоропласты произошли от бактерий, которые нашли «убежище» в более крупных гетеротрофных клетках - предшественниках эукариот.

Микротельца. В отличие от пластид и митохондрий, которые отграничены двумя мембранами, микротельца представляют собой сферические органеллы, окруженные одной мембраной. Микротельца имеют гранулярное (зернистое) содержимое, иногда в них встречаются и кристаллические белковые включения. Микротельца связаны с одним или двумя участками эндоплазматического ретикулума. Некоторые микротельца, называемые проксисомами, играют важную роль в метаболизме гликолевой кислоты, имеющем непосредственное отношение к фотодыханию. В зеленых листьях они связаны с митохондриями и хлоропластами. Другие микротельца, называемые, глиоксисомами, содержат ферменты, необходимые для превращения жиров в углеводы. Это происходит во многих семенах во время прорастания.

Вакуоли – это отграниченные мембраной участки клетки, заполненные жидкостью – клеточным соком. Они окружены тонопластом (вакуолярной мембраной). Молодая растительная клетка содержит многочисленные мелкие вакуоли, которые по мере старения клетки сливаются в одну большую. В зрелой клетке вакуолью может быть занято до 90% её объема. При этом цитоплазма прижата в виде тонкого периферического слоя к клеточной оболочке. Увеличение размера клетки в основном происходит за счет роста вакуоли. В результате этого возникает тургорное давление и поддерживается упругость ткани. В этом заключается одна из основных функций вакуоли и тонопласта. Основной компонент сока – вода, остальные варьируют в зависимости от типа растения и его физиологического состояния. Вакуоли содержат соли, сахара, реже белки. Тонопласт играет активную роль в транспорте и накоплении в вакуоли некоторых ионов. Концентрация ионов в клеточном соке может значительно превышать ее концентрацию в окружающей среде. При высоком содержании некоторых веществ в вакуолях образуются кристаллы. Чаще всего встречаются кристаллы оксалата кальция, имеющие различную форму. Вакуоли – места накопления продуктов обмена веществ (метаболизма). Это могут быть белки, кислоты и даже ядовитые для человека вещества (алкалоиды). Часто откладываются пигменты. Голубой, фиолетовый, пурпурный, темно-красный, пунцовый придают растительным клеткам пигменты из группы антоцианов. В отличие от других пигментов они хорошо растворяются в воде и содержатся в клеточном соке. Они определяют красную и голубую окраску многих овощей (редис, турнепс, капуста), фруктов (виноград, сливы, вишни), цветов (васильки, герани, дельфиниумы, розы, пионы). Иногда эти пигменты маскируют в листьях хлорофилл, например, у декоративного красного клена. Антоцианы окрашивают осенние листья в ярко-красный цвет. Они образуются в холодную солнечную погоду, когда в листьях прекращается синтез хлорофилла. В листьях, когда антоцианы не образуются, после разрушения хлорофилла заметными становятся желто-оранжевые каротиноиды хлоропластов. Наиболее ярко окрашены листья холодной ясной осенью. Вакуоли участвуют в разрушении макромолекул, в круговороте их компонентов в клетке. Рибосомы, митохондрии, пластиды, попадая в вакуоли, разрушаются. По этой переваривающей активности их можно сравнить с лизосомами – органеллами животных клеток. Вакуоли образуются из эндоплазматической сети (ретикулума)

Рибосомы. Маленькие частицы (17 – 23нм), состоящие примерно из равного количества белка и РНК. В рибосомах аминокислоты соединяются с образованием белков. Их больше в клетках с активным обменом веществ. Рибосомы располагаются в цитоплазме клетки свободно или же прикрепляются к эндоплазматическому ретикулуму (80S). Их обнаруживают и в ядре (80S), митохондриях (70S), пластидах (70S). Рибосомы могут образовывать комплекс, на которых происходит одновременный синтез одинаковых полипептидов, информация о которых снимается с одной молекулы и РНК. Такой комплекс называется полирибосомами (полисомами). Клетки, синтезирующие белки в больших количествах, имеют обширную систему полисом, которые часто прикрепляются к наружной поверхности оболочки ядра.

Эндоплазматический ретикулум. Это сложная трехмерная мембранная система неопределенной протяженности. В разрезе ЭР выглядит как две элементарные мембраны с узким прозрачным пространством между ними. Форма и протяженность ЭР зависят от типа клетки, ее метаболической активности и стадии дифференцировки. В клетках, секретирующих или запасающих белки, ЭР имеет форму плоских мешочков или цистерн, с многочисленными рибосомами, связанными с его внешней поверхностью. Такой ретикулум называется шероховатым эндоплазматическим ретикулумом. Гладкий ЭР обычно имеет трубчатую форму. Шероховатый и гладкий эндоплазматические ретикулумы могут присутствовать в одной и той же клетке. Как правило, между ними имеются много численные связи. Эндоплазматический ретикулум функционирует как коммуникационная система клетки. Он связан с внешней оболочкой ядра. Фактически эти две структуры образуют единую мембранную систему. Когда ядерная оболочка во время деления клетки разрывается, ее обрывки напоминают фрагменты ЭР. Эндоплазматический ретикулум – это система транспортировки веществ: белков, липидов, углеводов, в разные части клетки. эндоплазматические ретикулумы соседних клеток соединяются через цитоплазматические тяжи – плазмодесмы – которые проходят сквозь клеточные оболочки. Эндоплазматический ретикулум – основное место синтеза клеточных мембран. В некоторых растительных клетках здесь образуются мембраны вакуолей и микротелец, цистерны диктиосом.

Аппарат Гольджи. Этот термин используется для обозначения всех диктиосом , или телец Гольджи , в клетке. Диктиосомы – это группы плоских, дисковидных пузырьков, или цистерн, которые по краям разветвляются в сложную систему трубочек. Диктиосомы у высших растений состоят из 4 – 8 цистерн, собранных вместе. Обычно в пачке цистерн различают формирующуюся и созревающую стороны. мембраны формирующихся цистерн по структуре напоминают мембраны ЭР, а мембраны созревающих цистерн – плазматическую мембрану. Диктиосомы участвуют в секреции, а у большинства высших растений – в образовании клеточных оболочек. Полисахариды клеточной оболочки, синтезируемые диктиосомами, накапливаются в пузырьках, которые затем отделяются от созревающих цистерн. Эти секреторные пузырьки мигрируют и сливаются с ЦПМ; при этом содержащиеся в них полисахариды встраиваются в клеточную оболочку. Некоторые вещества, накапливающиеся в диктиосомах, образуются в других структурах, например, в ЭПР, а затем транспортируются в диктиосомы, где видоизменяются (модифицируются) перед секрецией. Например, гликопротеины – важный строительный материал клеточной оболочки. Белковая часть синтезируется полисомами шероховатого ЭПР, углеводная - в диктиосомах, где обе части объединяются, образуя гликопротеины.

Мембраны – динамические, подвижные структуры, которые постоянно изменяют свою форму и площадь. На подвижности мембран основана концепция эндоплазматической системы. Согласно этой концепции, внутренние мембраны цитоплазмы, кроме мембран митохондрий и пластид, представляют собой единое целое и берут начало от эндоплазматического ретикулума. Новые цистерны диктиосом образуются из эндоплазматического ретикулума через стадию промежуточных пузырьков, а секреторные пузырьки, отделяющиеся от диктиосом, в конечном итоге способствуют формированию плазматической мембраны. Таким образом, эндоплазматический ретикулум и диктиосомы образуют функциональное целое, в котором диктиосомы играют роль промежуточных структур в процессе преобразования мембран, подобных эндоплазматическому ретикулуму, в мембраны, подобные плазматической. В тканях, клетки которых слабо растут и делятся, постоянно происходит обновление мембранных компонентов.

Микротрубочки обнаружены практически во всех эукариотических клетках. Представляют собой цилиндрические структуры диаметром около 24 нм. Длина их варьирует. Каждая трубочка состоит из субъединиц белка, называемого тубулином. Субъединицы образуют 13 продольных нитей, окружающих центральную полость. Микротрубочки – это динамические структуры, они регулярно разрушаются и образуются на определенных стадиях клеточного цикла. Их сборка происходит в особых местах, которые называются центрами организации микротрубочек. В растительных клетках они имеют слабовыраженную аморфную структуру. Функции микротрубочек: участвуют в образовании клеточной оболочки; направляют пузырьки диктиосом к формирующейся оболочке, подобно нитям веретена, которые образуются в делящейся клетке; играют определенную роль в формировании клеточной пластинки (первоначальной границы между дочерними клетками). Кроме того, микротрубочки – важный компонент жгутиков и ресничек, в движении которых, играют немаловажную роль.

Микрофиламенты, подобно микротрубочкам, найдены практически во всех эукариотических клетках. Представляют собой длинные нити толщиной 5 – 7 нм, состоящие из сократительного белка актина. Пучки микрофиламентов встречаются во многих клетках высших растений. По-видимому, играют важную роль в токах цитоплазмы. Микрофиламенты вместе с микротрубочками образуют гибкую сеть, называемую цитоскелетом.

Основное вещество довольно долго считали гомогенным (однородный) богатым белком раствором с малым количеством структур или вообще бесструктурным. Однако в настоящее время, используя высоковольтный электронный микроскоп, было установлено, что основное вещество представляет трехмерную решетку, построенную из тонких (диаметром 3 – 6 нм) тяжей, заполняющих всю клетку. Другие компоненты цитоплазмы, включая микротрубочки и микрофиламенты, подвешены к этой микротрабекулярной решетке. Микротрабекулярная структура представляет собой решетку из белковых тяжей, пространство между которыми заполнено водой. Вместе с водой решетка имеет консистенцию геля, гель имеет вид студенистых тел. К микротрабекулярной решетке прикреплены органеллы. Решетка осуществляет связь между отдельными частями клетки и направляет внутриклеточный транспорт.

Липидные капли – структуры сферической формы, придающие гранулярность цитоплазме растительной клетки под световым микроскопом. На электронных микрофотографиях они выглядят аморфными. Очень похожие, но более мелкие капли встречаются в пластидах. Липидные капли, принимая за органеллы, называли их сферосомами и считали, что они окружены одно- или двуслойной мембраной. Однако последние данные показывают, что у липидных капель мембран нет, но они могут быть покрыты белком.

Эргастические вещества – это «пассивные продукты» протопласта: запасные вещества или отходы. Они могут появляться и исчезать в разные периоды клеточного цикла. Кроме зерен крахмала, кристаллов, антоциановых пигментов и липидных капель. К ним относятся смолы, камеди, танины и белковые вещества. Эргастические вещества входят в состав клеточной оболочки, основного вещества цитоплазмы и органелл, в том числе вакуолей.

Жгутики и реснички – это тонкие, похожие на волоски структуры, которые отходят от поверхности многих эукариотических клеток. Имеют постоянный диаметр, но длина колеблется от 2 до 150 мкм. Условно более длинные и немногочисленные из них называют жгутиками, а более короткие и многочисленные - ресничками. Четких различий между этими двумя типами структур не существует, поэтому для обозначения обоих используют термин жгутик. У некоторых водорослей и грибов жгутики являются локомоторными органами, с помощью которых они передвигаются в воде. У растений (например, мхов, печеночников, папоротников, некоторых голосеменных) только половые клетки (гаметы) имеют жгутики. Каждый жгутик имеет определенную организацию. Наружное кольцо из 9 пар микротрубочек окружает две дополнительные микротрубочки, расположенные в центре жгутика. Содержащие ферменты «ручки» отходят от одной микротрубочки каждой из наружных пар. Это основная схема организации 9 + 2 обнаружена во всех жгутиках эукариотических организмов. Считают, что движение жгутиков основано на скольжении микротрубочек, при этом наружные пары микротрубочек движутся одна вдоль другой без сокращения. Скольжение пар микротрубочек относительно друг друга вызывает локальное изгибание жгутика. Жгутики «вырастают» из цитоплазматических цилиндрических структур, называемых базальными тельцами, образующимися и базальную часть жгутика. Базальные тельца имеют внутреннее строение, напоминающее строение жгутика, за исключением того, что наружные трубочки собраны в тройки, а не в пары, а центральные трубочки отсутствуют.

Клеточная стенка. Клеточная стенка отграничивает размер протопласта и предохраняет его разрыв за счет поглощения воды вакуолью. Клеточная стенка имеет специфические функции, которые важны не только для клетки и ткани, в которой клетка находится, но и для всего растения. Клеточные стенки играют существенную роль в поглощении, транспорте и выделении веществ, а, кроме того, в них может быть сосредоточена лизосомальная, или переваривающая активность. Компоненты клеточной стенки. Наиболее типичным компонентом клеточной стенки является целлюлоза, которая в значительной степени определяет её архитектуру. молекулы целлюлозы состоят из повторяющихся молекул глюкозы, соединенных конец к концу. Длинные тонкие молекулы целлюлозы объединены в микрофибриллы толщиной 10 – 25 нм. Микрофибриллы перевиваются и образуют тонкие нити, которые в свою очередь могут обматываться одна вокруг другой, как пряди в канате. Каждый такой «канат», или макрофибрилла, имеет толщину около 0,5 мкм, достигая в длину 4 мкм. Макрофибриллы прочны, как равная по величине стальная проволока. Целлюлозный каркас клеточной стенки заполнен переплетающимися с ним целлюлозными молекулами матрикса. В его состав входят полисахариды, называемые гемицеллюлозами, и пектиновые вещества, или пектины, химически очень близкие к гемицеллюлозам. Другой компонент клеточной стенки – лигнин – является самым распространенным после целлюлозы полимером растительных клеток. Лигнин увеличивает жесткость стенки и обычно содержится в клетках, выполняющих опорную или механическую, функцию. Кутин, суберин, воска – обычно откладываются в оболочках защитных тканей растений. Кутин, например, содержится в клеточных оболочках эпидермы, а суберин - вторичной защитной ткани, пробки. Оба вещества встречаются в комбинации с восками и предотвращают чрезмерную потерю воды растением.

Слои клеточной стенки. Толщина стенки растительных клеток варьирует в широких пределах в зависимости от роли клеток в структуре растений и возраста самой клетки. Под электронным микроскопом просматривается в растительной клеточной стенке два слоя: срединная пластинка (называемая также межклеточным веществом), и первичной клеточной стенки. Многие клетки откладывают ещё один слой – вторичную клеточную стенку. Срединная пластинка располагается между первичными стенками соседних клеток. Вторичная стенка, если она есть, откладывается протопластом клетки на внутреннюю поверхность первичной клеточной стенки.

Срединная пластинка. Срединная пластинка состоит в основном из пектиновых веществ. Там, где должна возникнуть клеточная стенка, между двумя вновь образующимися клетками, вначале отмечается густое сплетение из канальцев эндоплазматической сети и цистерны аппарата Гольджи (диктиосом). Затем в этом месте появляются пузырьки, заполнены пектиновым веществом (из полисахаридов). Пузырьки эти отделяются от цистерн аппарата Гольджи. Ранняя клеточная стенка содержит различные полисахариды, основные из которых пектины и гемицеллюлоза. Позже в её состав входят более плотные вещества – целлюлоза и лигнин.

Первичная клеточная оболочка. Это слой целлюлозной оболочки, который откладывается до начала или во время роста клетки. Помимо целлюлозы, гемицеллюлоз и пектина первичные оболочки содержат гликопротеин. Первичные оболочки могут лигнифицироваться. Пектиновый компонент придаёт пластичность, которая позволяет первичной оболочке, растягивается по мере удлинения корня, стебля или листа. Активно делящиеся клетки (большинство зрелых клеток, вовлеченных в процессы фотосинтеза, дыхания и секреции) имеют первичные оболочки. Такие клетки с первичной оболочкой и живым протопластом способны утрачивать характерную форму, делиться и дифференцироваться в новый тип клеток. Именно они участвуют в заживлении ран и регенерации тканей у растений. Первичные клеточные оболочки не одинаковы по толщине на всем своем протяжении, а имеют тонкие участки, которые называются первичными поровыми полями. Тяжи цитоплазмы, или плазмодесмы, соединяющие протопласты соседних клеток, обычно проходят через первичные поровые поля.

Вторичная клеточная оболочка. Несмотря на то, что многие растительные клетки имеют только первичную оболочку, у некоторых к центру клетки протопласт откладывает вторичную оболочку. Обычно это происходит после прекращения роста клетки и площадь первичной оболочки более не увеличивается. По этой причине вторичная оболочка отличается от первичной. Вторичные оболочки особенно нужны специализированным клеткам, укрепляющим растение и проводящим воду. После отложения вторичной оболочки протопласт этих клеток, как правило, отмирает. Во вторичных оболочках больше целлюлозы, чем в первичных, а пектиновые вещества и гликопротеины в них отсутствуют. Вторичная оболочка растягивается с трудом, ее матрикс состоит из гемицеллюлозы. Во вторичной оболочке можно выделить три слоя – наружный, средний и внутренний (S1 , S2 , S3 ). Слоистая структура вторичных оболочек значительно увеличивает их прочность. Микрофибриллы целлюлозы во вторичной оболочке откладывается плотнее, чем в первичной. Лигнин – обычный компонент вторичных оболочек древесины. Поры в оболочках контактирующих клеток расположены напротив друг друга. Две лежащие друг против друга поры и поровая мембрана образуют пару пор. В клетках, имеющих вторичные оболочки, существуют два основных типа пор: простые и окаймленные. В окаймленных порах вторичная оболочка нависает над полостью поры. В простых порах этого нет.

Плазмодесмы. Это тонкие нити цитоплазмы, которые связывают между собой протопласты соседних клеток. Плазмодесмы либо проходят сквозь клеточную оболочку в любом месте, либо сосредоточены на первичных поровых полях или в мембранах между парами пор. Под электронным микроскопом плазмодесмы выглядят как узкие каналы, выстланные плазматической мембранной. По оси канала из одной клетки в другую тянется цилиндрическая трубочка меньшего размера – десмотрубочка, которая сообщается с эндоплазматическим ретикулумом обеих смежных клеток. Многие плазмодесмы формируются во время клеточного деления, когда трубчатый эндоплазматический ретикулум захватывается развивающейся клеточной пластинкой. Плазмодесмы могут образовываться и в оболочках неделящихся клеток. Эти структуры обеспечивают эффективный перенос некоторых веществ от клетки к клетке.

infourok.ru

Строение растительной клетки 6 класс Учитель биологии 1

Строение растительной клетки. 6 класс Учитель биологии 1 категории, Средней общеобразовательной профильной школы дифференцированного обучения № 17 города Павлодар Огурцова Татьяна Петровна

Первые изображения клетки были сделаны Робертом Гуком в 1665 г. Во время изучения среза обычной пробки он обнаружил, что в ее состав входит большое количество мельчайших образований, которые были похожи на ячейки. Он и назвал их впервые клетками.

Клетка — основная, структурная и функциональная единица всех живых организмов.

Растительная клетка Оболочка Клеточная стенка Мембрана Вакуоль Цитоплазма Ядро Пластиды Хлоропласты Лейкопласты Хромопласты Ядерная мембрана Хромосомы Ядрышко

• Клеточная стенка- твердая оболочка растительной клетки. Придает форму клетке. Защищает от повреждений. Она прозрачна, пропускает солнечный свет и воду. В ней есть поры, которые обеспечивают взаимосвязь клеток. Состоит из целлюлозы. Клеточная стенка

Под клеточной стенкой находится плазматическая мембрана, она представляет собой тонкое образование, состоящая из молекул белков и липидов, отделяющее внутреннее содержимое клетки. Мембрана проницаема, она пропускает внутрь клетки вещества и выводит из клетки ненужные вещества. Плазматическая мембрана

Цитоплазма — это бесцветное вязкое вещество, в котором расположены все органоиды клетки, важнейшим из которых является ядро. Цитоплазма

Органоиды – постоянные структуры клетки, имеющие определенное строение и функции.

Ядро - контролирует все жизненные процессы клетки. Имеет ядерную оболочку и поры, внутри находится одно или несколько ядрышек, хромосомы, ДНК, РНК. Через поры происходит обмен веществ му цитоплазмой и ядром. Принимает участие в размножении клетки. Ответственно за передачу наследственных признаков от клетки клетке. Ядро Ядрышко

Вакуоль - полость в цитоплазме, заполненная клеточным соком ограниченна мембраной. Клеточный сок представляет собой раствор органических кислот, солей. Вакуоль место запаса воды. Она регулирует давление клеточной жидкости, определяя упругость тканей. В молодой клетке может быть несколько вакуолей. Клеточный сок Вакуоль

Пластиды- найдены только в клетках высших растений и водорослей. В зависимости от окраски, функции и формы различают три основных типа пластид: Ø хлоропласты Ø хромопласты Ø лейкопласты

Хлоропласты содержат зеленый пигмент хлорофилл. Участвуют в образовании органических веществ из углекислого газа и воды путём фотосинтеза. Хлоропласты

Виды пластид Хромопласты содержат красные, оранжевые пигменты придают цвет плодам и осенним листьям. Хлоропласты Лейкопласты бесцветные пластиды, встречаются в семенах, корнях, клубнях. Участвуют в накоплении крахмала.

Общий вывод. Снаружи клетка покрыта плотной клеточной стенкой, в которой имеются более тонкие участки – поры. Под ней находится очень тонкая плёнка – мембрана, покрывающая содержимое клетки – цитоплазму. В цитоплазме есть полости – вакуоли, заполненные клеточным соком. В центре клетки или около клеточной стенки расположено плотное тельце – ядро с ядрышком. От цитоплазмы ядро отделено ядерной оболочкой. По всей цитоплазме распределены мелкие тельца – пластиды.

Отличительные особенности растительной клетки. 1. Наличие пластид 2. Наличие крупных вакуолей с клеточным соком 3. Плотная клеточная оболочка.

Жизнедеятельность растительной клетки. Каждая живая клетка дышит, питается, растет и размножается. Вещества, необходимые для питания и дыхания клетки, поступают в нее из других клеток и из межклетников, а всё растение получает их из воздуха и почвы. Растение увеличивается в размерах в результате роста и деления клеток.

Свойства клетки Свойства Движение цитоплазмы Дыхание Обмен веществ Деление и рост

Числовой диктант 1 вариант 1. К числу букв того что покрывает клетку прибавь число букв прозрачного слизистого полужидкого вещества и получи следующую сумму × +×= 18 2. Выполни произведение. Умножь количество букв органоида содержащего клеточный сок на количество букв органоида являющегося мозговым центром клетки. Ý ×Ý= 28 2 вариант 1. К числу букв бесцветных пластид прибавите число букв пластид придающих красный цвет, прибавите число букв зеленого пигмента и отнимите число букв зеленой пластиды и получите имеющееся решение. ×+×+×-×=38 2. Выполни сумму. К числу букв вещества определяющего твердость оболочки прибавь число букв тонких участков оболочки через которые осуществляется обмен веществ и получи следующее решение. ×+×= 13 18

Проверь свое решение 1 вариант 1) Оболочка + Цитоплазма = 18 2 вариант 1)Лейкопласт + хромопласт + хлорофилл – Хлоропаст =38 2) Клетчатка + поры = 13 2) Вакуоль × Ядро = 28 19

Источники информации: • http: //www. botanik-learn. ru/kletka • http: //biouroki. ru/material/plants/kletka. html • http: //www. bsu. ru/content/hecadem/lovzova_nm/cl_597/fil es/m 12550. htm • http: //www. templatecms. ru/biologia/stroenie_rastitelnoj_kletki. html • http: //kid-mama. ru/stroenie-rastitelnoj-kletki/

• http: //engschool 18. ru/newteacher/biologytogether/528 stroenie-rastitelnoj-kletki-k-uroku-biologii 6. html • http: //files. school-collection. edu. ru/dlrstore/740 d 69 c 3 -8 b 8 c 11 db-b 606 -0800200 c 9 a 66/index. htm • http: //shkolo. ru/kletka-i-ee-stroenie/

present5.com

Разработка урока по биологии на тему "Строение растительной клетки" (6 класс)

Предмет: биология

Класс: 6

Тема урока: «Строение клетки».

Тип урока: ОНЗ

Цель: формирование у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня урок открытия нового знания. А как мы узнаём новое?

Ребята, как вы понимаете следующее высказывание?

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом»

Анатоль Франс.

( нужно учиться с удовольствием. Тогда всё будет понятно, и будет легче учиться.)

Я желаю вам на сегодняшнем уроке успешного усвоения нового материала!

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

А из чего состоит любой живой организм? ( из клеток). ( поговорить о клетках, о том, что все клетки состоят из частей – органоидов.) а с помощью чего мы можем рассмотреть клетки различных организмов?

Какую тему мы изучали на прошлом уроке? ( увеличительные приборы.) с помощью них мы можем рассмотреть клетки живых организмов.

Давайте повторим прошлую тему.

Какой увеличительный пробор вы видите на слайде?

C:\Users\Наталья\Desktop\61.jpg

( лупа) Из каких частей она состоит? ( из рукоятки, увеличительного стекла и оправы.)

Как называется этот увеличительный прибор?

C:\Users\Наталья\Desktop\11183.jpg

( микроскоп)

Из каких частей он состоит? ( штатив, предметный столик, тубус, окуляр, объективы, зеркало, винты.)

(А для чего нам нужны все эти приборы? ( того, чтобы можно было увеличить маленькие предметы и их рассмотреть более детально).)

Правильно!

Верно. ( рисунок клетки с органоидами).

C:\Users\Наталья\Desktop\stroenie-rastitelnoj-kletki - копия.jpg

Вам надо найти и подписать части клетки от 1 до 10.

Поднимите руку, у кого получилось назвать все части клетки?

Что вы не смогли сделать? ( мы не смогли подписать части клетки от 1 до 10)

Поднимите руки, кто смог назвать какие-нибудь части клетки?

Вы уверены, что назвали части клетки правильно? Вы можете обосновать ваши результаты?

Что вы не можете сделать и почему? (Мы не можем, обосновать свои ответы, мы не достаточно знаем о строении клетки.)

Вы, молодцы, и постарались выполнить задание, но у вас у всех возникли разные затруднения, но учения без затруднений не бывает. Как вы относитесь к затруднениям? (К затруднению надо относиться спокойно, остановимся, подумаем, выявим причину затруднения, улыбнемся и пожелаем себе и друг другу успеха, чтобы найти путь выхода из затруднения.)

3. Выявления места и причины затруднения.

Какое задание вы должны были выполнить? ( надо было назвать части клетки.)

Почему вы не справились с заданием? ( мы не знаем, из каких частей состоит клетка.)

Отлично, вы сами выяснили, что вы не знаете.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности? (Мы должны узнать, как устроена клетка, построить эталон строения клетки, и научится определять органоиды растительной клетки.)

Какая тема нашего сегодняшнего урока? (Строение клетки.)

Как вы будете достигать, поставленной цели? (Изучим источники информации и узнаем из них, из каких органоидов состоит клетка, создадим эталон для клеток всех растений, научимся его применять.)

План фиксируется на экране:

  1. Найти органоиды растительной клетки в источниках информации.

  2. Составить эталон строения растительной клетки.

  3. Научиться применять эталон на различных рисунках растительных клеток.

4.Реализация построенного проекта.

Цель поставлена, план построен, давайте будем следовать данному плану.

Каким образом мы получаем новые знания? ( из книги, интернета)

У вас несколько групп. Каждой группе я раздаю карточки с таблицей, которую необходимо заполнить. У каждой группы свои органоиды клетки. Необходимо найти их на картинке и определить их функции.

Работая в группах, анализируют информацию, составляют эталон и таблицу в тетрадях.

Органоид

Функция органоида

1. Плазматическая мембрана

2.Ядро

3.Ядрышко

4.Пластиды:

а) хлоропласты;

б) хромопласты

в) лейкопласты.

5.Митохондрии

6.Вакуоли

7.Рибосомы

8.Эндоплазматическая сеть:

а) гладкая;

б) шероховатая.

9.Аппарат Гольджи

1 ряд.

2 ряд.

3 ряд.

4 ряд.

После согласования на экране фиксируется эталон:

C:\Users\Наталья\Desktop\stroenie-rastitelnoj-kletki - копия (2).jpg

Органоид

Функция органоида

1. Плазматическая мембрана

Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

2.Ядро

контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.

3.Ядрышко

продуцируются иРНК и рибосомы ядра

4.Пластиды:

а) хлоропласты;

б) хромопласты

в) лейкопласты.

а) фотосинтез;

б) придают желтую, красную, оранжевую окраску цветам, листьям, плодам;

в) синтез крахмала, липидов, белков.

5.Митохондрии

«энергетическая станция» клетки; процесс дыхания.

6.Вакуоли

места накопления продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.

7.Рибосомы

Синтез белка.

8.Эндоплазматическая сеть:

а) гладкая;

б) шероховатая.

а) синтез липидов и углеводов;

б) синтез белка.

9.Аппарат Гольджи

Образование клеточных оболочек.

Молодцы! Можно сказать, что вы достигли цели? (Да, но надо еще научиться называть и находить органоиды у различных клеток растений.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Правильно, надо научиться называть органоиды растительной клетки, научиться применять новое знание. Я предлагаю сейчас одному из вас выступить в роли автора и рассказать о строении растительной клетки по рисунку, используя эталон.

C:\Users\Наталья\Desktop\23557 - копия.jpg

Вариант ответа.

Данная клетка состоит из следующих органоидов: ядро ( 2), ядрышко ( 1), вакуоль (4), хлоропласты (3).

Ребята соглашаются или не соглашаются.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Теперь вы выполните самостоятельную работу.

Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того чтобы понять, научились ли мы пользоваться новым знанием.)

Это как раз последний шаг в нашем плане работы.

Задание. Соотнесите цифры от 1 до 10 (в эталоне) с предложенными функциями.

C:\Users\Наталья\Desktop\stroenie-rastitelnoj-kletki - копия.jpg

Функции:

А. накопление продуктов обмена веществ; давление внутри клетки.

Б. Образование клеточных оболочек.

В. придают желтую, красную, оранжевую окраску цветам, листьям, плодам.

Г. Фотосинтез.

Д. синтез крахмала, липидов, белков.

Е. синтез липидов и углеводов.

Ж. синтез белка.

З. контролирует жизнедеятельность клетки; хранит генетическую информацию и передает её дочерним клеткам.

И. Обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

К. «энергетическая станция» клетки; процесс дыхания.

Учащиеся сопоставляют свои работы с образцом:

1 – К;

2 – И;

3 – З;

4 – Ж;

5 – А;

6 – Б;

7 – В;

8 – Г;

9 – Д;

10 – Е.

У кого возникли затруднения?

В каком месте возникло затруднение?

Почему возникло затруднение?

Молодцы, вы разобрались со строением растительной клетки и смогли выполнить самостоятельную работу.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Тест по строению растительной клетки. ( работа с планшетками)

1.Клеточное ядро – важнейшая часть клетки т.к.:

1)Является центром наследственной информации;

2)Обеспечивает перенос питательных веществ в клетке;

3)Придает форму клетке и предохраняет ее от воздействий.

2.Зеленая окраска растений зависит от наличия в цитоплазме:

1) лейкопластов;

2) хлоропластов;

3) хромопластов.

3.Синтез липидов и углеводов в клетке осуществляет:

1) ядро;

2) рибосома;

3) гладкая эндоплазматическая сеть.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель вы ставили на уроке?

(Узнать, как устроен цветок растения, построить эталон строения цветка, и научится определять части у цветов.)

Вы достигли цели? (Да.)

А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказываниями:

Карточка для рефлексии.

1.Я знаю органоиды растительной клетки.

2.Я могу определить органоиды у любой растительной клетки.

3.Я могу соотносить органоиды растительной клетки с их функциями.

4.В самостоятельной работе у меня были ошибки.

5.Я понял причину своих ошибок (если они были).

6.Я сегодня был активным на уроке.

7.Я сегодня был внимательным на уроке.

8.Я сам открыл новое знание.

9.Я доволен своей работой на уроке.

Дома выучите функции всех органоидов растительной клетки.

Спасибо за урок! До свидания!

infourok.ru

6 класс. Биология. Клеточное строение организма - Строение клетки

Комментарии преподавателя

Строение клетки

Человеческий организм, как и любой другой живой организм, состоит из клеток. Они играют одну из основных ролей в нашем организме. С помощью клеток происходит рост, развитие и размножение.

Теперь давайте вспомним определение, о том, что в биологии принято называть клеткой.

Клетка – это такая элементарная единица, которая участвует в строении и функционировании всех живых организмов, за исключением вирусов. Она имеет свой собственный обмен веществ и способна не только самостоятельно существовать, но и развиваться, а также самовоспроизводиться. Вкратце можно сделать вывод, что клетка является для любого организма самым главным и необходимым строительным материалом.

Конечно же, невооруженным глазом вам вряд ли удастся разглядеть клетку. Но с помощью современных технологий у человека появилась прекрасная возможность не только под световым или электронным микроскопом рассмотреть саму клетку, но и изучить ее строение, выделить и культивировать отдельные ее тканы и даже раскодировать генетическую клеточную информацию.

А теперь, с помощью данного рисунка, давайте наглядно рассмотрим строение клетки:

строение клеткиСтроение клетки

Но что интересно, оказывается, не все клетки имеют одинаковое строение. Между клетками живого организма и клетками растений существует некоторая разница. Ведь в клетках растений есть пластиды, оболочка и вакуоли с клеточным соком. На изображении вы можете посмотреть клеточное строение животных и растений и увидеть разницу между ними:

клетка живого олрганизма

Как видите, клетки, хотя и имеют микроскопические размеры, но их строение довольно таки сложное. Поэтому мы с вами сейчас перейдем к более подробному изучению строения клетки.

Плазматическая мембрана клетки

Для придания формы и для того, чтобы отделить клетку от ей подобных, вокруг клетки человека находится мембрана.

Так как мембрана имеет свойство частично пропускать через себя вещества, то за счет этого в клетку поступают нужные вещества, а отходы из нее выводятся.

Условно можно сказать, что клеточная мембрана представляет собой ультрамикроскопическую плёнку, которая состоит из двух мономолекулярных слоев белка и бимолекулярного слоя липидов, который расположен между этими слоями.

Из этого мы можем сделать вывод, что мембрана клетки играет важную роль в ее строении, так как выполняет ряд определенных функций. Она играет защитную, барьерную и связующую функцию между другими клетками и для связи с окружающей средой.

А теперь давайте на рисунке рассмотрим более подробное строение мембраны:

строение мембраны

Цитоплазма

Следующей составляющей внутренней среды клетки является цитоплазма. Она представляет собой полужидкое вещество, в котором перемещаются и растворяются другие вещества. Состоит цитоплазма из белков и воды.

Внутри клетки происходит постоянное движение цитоплазмы, которое называют циклозом. Циклоз бывает круговым или сетчатым.

Кроме этого, цитоплазма соединяет разные части клетки. В этой среде располагаются органоиды клетки.

Органоиды представляют собой постоянные клеточные структуры с определенными функциями.

К таким органоидам относятся такие структуры, как цитоплазматический матрикс, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии и т.д.

Сейчас мы попробуем более подробно рассмотреть эти органоиды и узнать, какие функции они выполняют.

цитоплазмаЦитоплазма

Цитоплазматический матрикс

Оной из основных частей клетки представляет цитоплазматический матрикс. Благодаря ему в клетке происходят процессы биосинтеза, а его компоненты содержат ферменты, с помощью которых вырабатывается энергия.

цитоплазматический матриксЦитоплазматический матрикс

Эндоплазматическая сеть

Внутри, зона цитоплазмы состоит из мелких каналов и различных полостей. Эти каналы, соединяясь друг с другом, образуют эндоплазматическую сеть. Такая сеть неоднородна по своему строению и может быть гранулярной либо гладкой. эндоплазматическая сетьЭндоплазматическая сеть

Клеточное ядро

Самой важной частью, которая присутствует практически во всех клетках, является клеточное ядро. Такие клетки, в которых есть ядро, называют эукариотами. В каждом клеточном ядре находится ДНК. Оно является веществом наследственности и в нем зашифрованы все свойства клетки.клеточное ядроКлеточное ядро

Хромосомы

Если под микроскопом рассматривать строение хромосомы, то можно увидеть, что она состоит из двух хроматид. Как правило, после деления ядра, хромосома становится однохроматидной. Но уже к началу следующего деления у хромосомы появляется еще одна хроматида.хромосомыХромосомы

Клеточный центр

При рассмотрении клеточного центра можно увидеть, что он состоит из материнской и дочерней центриолей. Каждая такая центриоль представляет собой объект, имеющий цилиндрическую форму, стенки образованы девятью триплетами трубочек, а в середине находится однородное вещество.

С помощью такого клеточного центра происходит деление клеток животных и низших растений.

клеточный центрКлеточный центр

Рибосомы

Рибосомы являются универсальными органеллами, как в клетках животных, так и в клетках растений. Их главной функцией является синтез белка в функциональном центре.

рыбосомыРибосомы

Митохондрии

Митохондрии также являются микроскопическими органеллами, но в отличие от рибосом имеют двухмембранное строение, в которых внешняя мембрана гладкая, а внутренняя имеет различной формы выросты, которые называют кристы. Митохондрии играют роль дыхательного и энергетического центра

митохондрииМитохондрии

Аппарат Гольджи

А вот с помощью аппарата Гольджи происходит накопление и транспортировка веществ. Также, благодаря этому аппарату, происходит образование лизосом и синтез липидов и углеводов.

По строению аппарат Гольджи напоминает отдельные тельца, которые имеют серповидную или палочковидную формы.

аппарат ГольджиАппарат Гольджи

Пластиды

А вот пластиды для растительной клетки играют роль энергетической станции. Им свойственно превращение из одного вида в другой. Пластиды делятся на такие разновидности, как хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

пластиды,Пластиды

Лизосомы

Пищеварительная вакуоль, способная растворять ферменты носит название лизосомы. Они представляют собой микроскопические одномембранные органеллы, имеющие округлую форму. Их количество напрямую зависит от того, насколько клетка жизнедеятельна и какое у нее физическое состояние.

В том случае, когда происходит разрушение мембраны лизосомы, то в этом случае клетка способна переваривает сама себя..

лизосомыЛизосомы

Источники

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=LGVgKbFUph5

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=gPiklIrFYLo

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=L7Mfl6O9b5o

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/stroenie-kletki2.html

http://www.youtube.com/watch?v=w04rilTkJfg

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/03/27/stroenie-kletki-urok-onz-fgos-biologiya-6-klass

http://school.xvatit.com/index.php?title

www.kursoteka.ru

Конспект урока биологии в 6 классе "Клеточное строение растений"

Конспект урока биологии 6 класс ФГОС (автор программы И.Н. Пономорёва)

Класс: 6 (ФГОС)

Тема урока : Клеточное строение растений                                                                                                           

Цели урока:

обучающие:  создать условия для знакомства с особенностями клеточного строения растений.

развивающие: развивать умение характеризовать органоиды клетки растений; различать органоиды растения на рисунке учебника, на таблицах,  выдвигать предположения об их функциях; сравнивать; характеризовать их сходство и различия; делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека;

воспитательные:  воспитывать бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность

Оборудование: слайды,   мультимедийное оборудование,  видеоролик «Клетки растений»,карточки- «Путеводители»

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

    

                        Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФОУД

Формирование УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята!

Я рада новой встрече с вами.  (слайд №1)

Давайте поприветствуем друг друга и весь окружающий нас мир. Пожелаем друг другу успеха на уроке.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на урок.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

1.Беседа.

Продолжите мои фразы:

Растения по величине бывают:…

Но все они состоят из… (клеток)

Клетка растения- это  удивительный мир. Я очень хочу, чтобы вы убедились в этом сегодня.  

-2. Я предлагаю вам план, по которому вы составите рассказ о растительной клетке (слайд №2) на слайде:

1. Перечислите органоиды клетки.

2. Охарактеризуйте каждый органоид

3. Какие органоиды присущи только растительным клеткам?

Беседа с учителем.

Отстаивание своей точки зрения

Работают с информацией, представленной в виде рисунков. Рассказ по плану

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ.

Выявление места и причины затруднения

Почему не получается рассказать о клетках растений по предложенному плану?

- Каких знаний не хватает?

- Что хотели бы узнать?

- Каким способом можно получить нужную информацию?

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывают, способ её получения

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание;

 общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение

задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия

перед его выполнением).

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

 Определите  цель урока (для устранения возникшего затруднения)

- Предположите тему урока.

(слайд №3)

- Постройте  проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).   

В ваш проект я внесу небольшие коррективы. В начале работы мы посмотрим видеоролик «Клетки растений», а затем вы ответите на вопросы из  путеводителя №1                                                             

Согласовывают тему урока, строят план достижения цели и определяют средства алгоритмы, модели и т.д.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое

высказывание.

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Реализация построечного проекта.

1)Просмотр видеоролика «Клетки растений»

2)  Работа  с путеводителем №1  (в группе)                                                           

Используя знания, полученные при просмотре видеоролика и знакомясь с материалом  учебника стр. 17-18,

выполните задания «Путеводителя №1»

Путеводитель 6/3    №1

1.Что означает слово «органоид?»

2.Перечислите органоиды клетки.

      3. Охарактеризуйте каждый органоид.

      4. Какие органоиды присущи только растительным     клеткам?

По мере выполнения заданий,  делайте зарисовки и записи

на больших листах бумаги, который есть у каждой группы.

Просмотривают  видеоролик

Самостоятельная работа в группах

с информационными источниками.

Представление  результатов совместной работы на листах А4в виде зарисовок и записей.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов

информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

1.Представление результата самостоятельной работы с комментариями

2. Показ органоидов клетки на слайдах кодоскопа

Как называется органоид?

Для чего служит?

 Устное закрепление

Коммуникативные:

управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Любая клетка- это живой организм. Она дышит, питается, размножается.

 (слайд №4) Вопрос:  какие ещё свойства живых организмов проявляет клетка?

Решение биологических задач

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение.

Проверьте себя по стр. 19

Самопроверка  самооценка

Регулятивные:

коррекция; оценка - оценивание

качества и уровня усвоения; коррекция.

Информация о домашнем задании

(слайд №5) П.3, ответить на вопросы стр. 21

Приготовить  информацию о  растениях (индивидуально)

Мне  очень хотелось бы, чтобы после нашего урока вам захотелось узнавать об изучаемом материале ещё и ещё.

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

(слайд №6)

 На уроке я:  

 узнал…

 преодолел…

Моя группа помогла мне в…

Оцените, как работали ребята из вашей группы.

 

Анализируют выполнение цели и задач урока, умение работать в группе.

Регулятивные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

kopilkaurokov.ru

Урок биологии в 6 классе Тема: «Строение растительной клетки»

Урок биологии в 6 классе

Тема: «Строение растительной клетки»

Цель: сформировать у обучающихся знания о строении растительной клетки. Задачи урока: познакомить со строением растительной клетки, рассмотреть функции органоидов, совершенствовать навыки работы с микроскопом и приготовлению микропрепаратов, развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами. Тип урока: урок изучения нового материала.Оборудование: микроскоп, луковица, листья элодеи.Средства обучения:

MULTIMEDIA Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс, (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана – Граф», 2007 Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004, видеофильм «Строение растительной клетки».План урока.

  1. Работа с интерактивным рисунком «Строение растительной клетки».
  2. Просмотр видеофрагмента «Растительная клетка».
  3. Лабораторный практикум.
  4. Закрепление.
  5. Творческое домашнее задание.

1. Работа с интерактивным рисунком «Строение растительной клетки».

Если рассмотреть клетки под микроскопом, то можно увидеть, что они имеют сложное строение (рис. 21).

Назовем основные части клетки. Снаружи она покрыта плотной клеточной оболочкой, в которой имеются более тонкие участки – поры. Под ней, внутри клетки, находится густое, тягучее содержимое – это цитоплазма. В цитоплазме есть полости – вакуоли, заполненные клеточным соком. В центре клетки или около клеточной оболочки расположено плотное тельце – ядро с ядрышком. От цитоплазмы ядро отделено ядерной оболочкой. По всей цитоплазме более или менее равномерно распределены очень мелкие тельца – пластиды.

Пластиды бывают бесцветными, но чаще они окрашены в зеленый или красно-оранжевый цвет (в цветках и плодах). От окраски пластид зависит окраска клетки и органов растения. Зеленый цвет растений обусловлен присутствием в их клетках зеленых пластид. Их называют хлоропластами (от греч. хлорос – «зеленый», пластос – «образующий», «вылепленный»).

Зеленый цвет хлоропласты получают благодаря особому зеленому веществу – хлорофиллу (от греч. хлорос – «зеленый», филлон – «лист»). С помощью хлорофилла клетки растений улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества (в виде сахаров).

Бесцветные пластиды называют лейкопластами (от греч. лейкос – «белый»). В лейкопластах откладываются запасные питательные вещества: крахмал, масла и белок.

Клеточная оболочка придает клетке определенную форму и защищает ее содержимое. Она бесцветная, прозрачная и очень прочная. Клеточная оболочка пропускает в клетку и выпускает из клетки вещества. Эта способность клеточной оболочки называется проницаемостью.

Наличие хлоропластов и клеточной оболочки – отличительная особенность клеток растений.

Цитоплазма – это внутренняя среда клетки, в которой располагаются все другие части клетки. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки. Цитоплазма может увеличиваться в объеме.

Вакуоль в клетках растительных организмов выполняет очень важную роль. Вакуоли – это резервуары, в которых содержится клеточный сок, накапливаются запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, ненужные клетке.

Клеточный сок – водянистая жидкость с растворенными в ней сахарами, органическими кислотами, минеральными солями. Вакуоли наполняются клеточным соком в процессе всей жизни клетки. С увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки, она растет.

Ядро является очень важной частью клетки. В нем находятся хромосомы, которые обеспечивают передачу наследственных свойств клетки дочерним клеткам при делении. Ядро с ядрышком играет важную роль в жизнедеятельности клетки.

Разные клетки растительного организма различаются по размерам, форме и функциям. 2. Просмотр видеофрагмента «Растительная клетка».Просмотр и обсуждение фильма о строении растительных клеток, функциях органоидов. Данная работа является творческим проектом обучающихся 6 класса. Под руководством учителя был создан авторский информационный ресурс, который может использоваться в качестве учебного видеофильма для изучения темы «Строение растительной клетки».

На первом этапе ребята изучили строение растительной клетки. Затем используя пластилин, они создали модели растительной клетки. Каждый шаг создания модели фиксировали на цифровой фотоаппарат. Сначала у клетки появилась клеточная стенка, затем цитоплазма, вакуоль, хлоропласты, ядро и т. д. Получившееся фотографии с помощью программы «Киностудия Windows Live» соединили в видеофильм, наложили звук.

3. Лабораторный практикум. Тема: Изучение клеток кожицы лука.Цель: Изучить строение растительной клетки.Оборудование

  1. Инструментарий: лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт.
  2. Часть луковицы.
Ход работы
  1. Приготовьте препарат кожицы лука. Для этого с нижней поверхности чешуи лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.
  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль. Рассмотрите при малом увеличении.
  3. Рассмотрите клетку при большом увеличении.
  4. Зарисуйте в тетради строение клетки и надпишите ее части.
4. Закрепление. Выполнение теста.

Строение растительной клетки

Ученик: _____________________________________ Дата: «_____» ____________20 __ г.
  1. Отличительные особенности клеток растений -
  • Плотная оболочка
  • Наличие ядра
  • Присутствие пластид
  • Наличие цитоплазмы
  1. Основная наследственная информация в клетке располагается в
  • Цитоплазме
  • Клеточной оболочке
  • Ядре
  • Пластидах
  1. Клетки растения различаются потому, что
  • Называются по-разному
  • Располагаются в разных органах
  • Выполняют разные функции
  • Имеют разное строение
  1. Клеточный сок накапливается в
  • Ядре
  • Вакуолях
  • Пластидах
  • Цитоплазме
  1. Цитоплазма
  • Улавливает энергию солнечных лучей
  • Является внутренней средой клетки
  • Хранит наследственную информацию
  • Накапливает клеточный сок
  1. Хлорофилл – пигмент
  • Желтый
  • Зеленый
  • Оранжевый
  • Красный
  1. Зеленый цвет растения обусловлен действием в клетках:
  • Пластида
  • Фотосинтеза
  • Хлорофилла
  1. Клеточный сок находится:
  • В цитоплазме
  • В вакуоли
  • В межклетнике
  1. Бесцветная часть клетки, в которой находятся все ее компоненты:
  • Межклетник
  • Ядро
  • Цитоплазма
  • Клеточный сок
  1. Плотное образование, являющееся основным компонентом клетки,—это:
  • Ядро
  • Пластида
  • Вакуоль
  • Клеточная оболочка
  1. Цитоплазма — это:
  • Клеточный сок
  • Межклетник
  • Хлоропласт
  • Часть клетки

Домашнее задание: п. 7, Сделать модель растительной клетки или составить кроссворд по теме «Строение клетки».

bio.na5bal.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта