Лабораторная работа по биологии на тему "Клетка". Клетка растения под микроскопом рисунок
Лабораторная работа по биологии на тему "Клетка"
Лабораторная работа № 1
Тема: «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»
Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла.
Ход работы:
Краткие теоретические сведения
Все живые организмы состоят из клеток. Все клетки, кроме бактериальных построены по единому плану. Оболочки клеток впервые увидел в 16 веке Р.Гук, рассматривая срезы растительных и животных тканей под микроскопом. Термин «клетка» утвердился в биологии в 1665 году.
Клетка – это структурно-функциональная единица всего живого.
Основные положения клеточной теории
Клетка – элементарная единица живого, основа строения живых систем.
Новые клетки возникают только из родительских клеток. В настоящее время неизвестно ни одного случая зарождения живой клетки из неживой материи.
Строение и химический состав клеток во многом одинаков для всех организмов. Различия в химическом составе не принципиальны.
Многоклеточные организмы развиваются из одной клетки. Все ткани, органы и системы органов являются результатом такого развития, называемого онтогенез.
Клетки имеют единое эволюционное происхождение. Они прошли длинный путь развития от одноклеточных безъядерных организмов к сложнейшим ядерным организмам, состоящим из миллиардов клеток.
1.Рассмотрите строение микроскопа.
Строение микроскопа:
1.Окуляр; 2.Тубус; 3.Объективы; 4.Зеркало; 5.Штатив; 6.Зажим; 7.Осветительный столик; 8.Винт.
2.Рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
3.Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
4.Рассмотрите и зарисуйте грибную клетку
5.Сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы.
Таблица «Сходства и отличия растительной и животной клетки»
Критерий
Растения
Животные
Грибы
Ядро
Пластиды
Оболочка
Запасное вещество
Вакуоли
Способ питания
4.Сделайте вывод о сложности их строения, сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.
Контрольные вопросы:
1.О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
2.О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
3.Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
infourok.ru
Сформировать у учащихся знания о строении растительной клетки, значении её частей и органоидов, совершенствовать навыки по приготовлению микропрепаратов и рассматривать их под микроскопом, находить части и органоиды клетки на микропрепарате, развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами.
Работа с интерактивным рисунком «Строение растительной клетки»
Работа с интерактивным рисунком
Ядро — важнейшая часть клетки. Это — хранилище наследственной информации.
Тончайшая мембрана сортирует вещества, входящие в клетку и покидающие ее. Она обычно покрыта прочной клеточной стенкой.
Цитоплазма — вязкое живое содержимое клетки. Она имеет очень сложное строение и пребывает в постоянном движении. Множество тончайших мембран в цитоплазме образуют эндоплазматическую сеть.
Хлоропласт улавливает энергию солнечного света и использует ее для создания сложных веществ из простых.
Вакуоли — окруженные мембраной пузырьки с клеточным соком. Часто в них находится запас воды.
Митохондрия «сжигает» органические вещества и при этом производит энергию для жизнедеятельности клетки. Этот процесс называется дыханием.
Повторить ТБ при работе с колюще-режущими предметами!
Кожица лука
Лист элодеи
1) Как приготовить микропрепарат кожицы лука?
С лука сняли кожицу-
Основная задача этих клеток — улавливать и использовать солнечный свет. Они наполнены хлоропластами и расположены преимущественно в листьях.
Эти тонкие волоски своей огромной поверхностью всасывают воду из почвы, и расположены на поверхности корня недалеко от его кончика.
Эта клетка, втыкаясь и ломаясь в нашей коже, выливает из вакуоли, как из шприца, капельку кислоты. Результат известен каждому, кто имел дело с крапивой.
Клетки одноклеточных водорослей выполняют множество функций одновременно — от питания до размножения. Многие даже движутся с помощью подвижного жгутика.
Клетки, несущие запасы воды, чаще всего встречаются в стеблях или листьях растений из засушливых мест (кактус, алоэ). Запас воды в клетках хранится в вакуолях.
От корня вверх вода поднимается по мертвым трубковидным клеткам сосудов. От этих клеток осталась только клеточная стенка.
Там, где нужна особая прочность, стенка клетки может быть очень толстой. Так выглядят клетки скорлупы ореха.
Клетки устьиц способны двигаться, регулируя доступ воздуха к внутренним полостям листа.
От листьев вниз вода с растворенными органическими веществами движется по живым клеткам луба. Это — ситовидные трубки.
Сделать модель растительной клетки или составить кроссворд, головоломку по теме «Строение клетки»
Литература
|
rpp.nashaucheba.ru
Изучение клетки под микроскопом. Сравнение строения растительной и животной клетки
Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой. На стекло капните 1-2 капли воды. Снимите кожицу с чешуи лука, перенесите маленький кусочек в каплю воды на стекле и осторожно расправьте ее.
Окрасьте кожицу лука каплей раствора йода. Накройте предметное стекло с кожицей лука в капле воды другим стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.
Приготовленный препарат переместите на предметный столик микроскопа и рассмотрите. Найдите группу клеток, рассмотрите отдельную клетку, расположенные в ней цитоплазму, ядро, а также оболочку. Сделайте рисунок, подпишите его. Рис.1 Клетки кожицы чешуи лука. 2. Изучение клеток листа элодеи.
Приготовьте препарат с кусочком листа водного растения элодеи. Рассмотрите под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи и хорошо заметные зеленые пластиды (т.е. хлоропласты). Сделайте рисунок, подпишите его.
Приготовьте чистые стекла, капните 2 капли раствора йода на середину одного предметного стекла. Откройте рот и проведите несколько раз чистой ложечкой или стеклянной лопаточкой по внутренней поверхности щеки. Полученный материал поместите в раствор йода на предметном стекле и рассмотрите полученный микропрепарат под микроскопом (форму клеток, зернистую цитоплазму и ядро). Зарисуйте (в масштабе!) 3-4 клетки в тетрадь и сделайте подписи видимых частей клетки в одной из них.
4. Изучение готовых микропрепаратов.
Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток. Обратите внимание на главный признак эукариот – наличие ядра в цитоплазме каждой клетки. Сопоставьте увиденное на световом микроскопе с изображениями объектов на фотографиях, сделанных при помощи электронного микроскопа. Зарисуйте растительную и животную клетки и обозначьте органоиды.Контрольные вопросы.
1. Сравните между собой строение клеток растений и животных и сделайте выводы о характерных признаках строения клеток эукариот. В чем
заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток?
2. В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.
ogeogr.ru