Клетка растения под микроскопом рисунок. Изучение клетки под микроскопом. Сравнение строения растительной и животной клетки

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторная работа по биологии на тему "Клетка". Клетка растения под микроскопом рисунок


Лабораторная работа по биологии на тему "Клетка"

Лабораторная работа № 1

Тема: «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»

Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты, предметные и покровные стёкла.

Ход работы:

Краткие теоретические сведения

Все живые организмы состоят из клеток. Все клетки, кроме бактериальных построены по единому плану. Оболочки клеток впервые увидел в 16 веке Р.Гук, рассматривая срезы растительных и животных тканей под микроскопом. Термин «клетка» утвердился в биологии в 1665 году.

Клетка – это структурно-функциональная единица всего живого.

Основные положения клеточной теории

  1. Клетка – элементарная единица живого, основа строения живых систем.

  2. Новые клетки возникают только из родительских клеток. В настоящее время неизвестно ни одного случая зарождения живой клетки из неживой материи.

  3. Строение и химический состав клеток во многом одинаков для всех организмов. Различия в химическом составе не принципиальны.

  4. Многоклеточные организмы развиваются из одной клетки. Все ткани, органы и системы органов являются результатом такого развития, называемого онтогенез.

  5. Клетки имеют единое эволюционное происхождение. Они прошли длинный путь развития от одноклеточных безъядерных организмов к сложнейшим ядерным организмам, состоящим из миллиардов клеток.

1.Рассмотрите строение микроскопа.

Строение микроскопа:

hello_html_m79b4b004.png

1.Окуляр; 2.Тубус; 3.Объективы; 4.Зеркало; 5.Штатив; 6.Зажим; 7.Осветительный столик; 8.Винт.

2.Рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.

3.Зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

hello_html_m76fd522c.png

4.Рассмотрите и зарисуйте грибную клетку

Строение грибной клетки

5.Сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы.

Таблица «Сходства и отличия растительной и животной клетки»

Критерий

Растения

Животные

Грибы

Ядро

Пластиды

Оболочка

Запасное вещество

Вакуоли

Способ питания

4.Сделайте вывод о сложности их строения, сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

Контрольные вопросы:

1.О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.

2.О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.

3.Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

infourok.ru

Оборудование

Сформировать у учащихся знания о строении растительной клетки, значении её частей и органоидов, совершенствовать навыки по приготовлению микропрепаратов и рассматривать их под микроскопом, находить части и органоиды клетки на микропрепарате, развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами.

  • Сформировать у учащихся знания о строении растительной клетки, значении её частей и органоидов, совершенствовать навыки по приготовлению микропрепаратов и рассматривать их под микроскопом, находить части и органоиды клетки на микропрепарате, развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами.

  • Оборудование: микролаборатории, луковица, листья элодеи, электронный атлас школьника «Ботаника», интерактивный рисунок «Строение растительной клетки», видеофрагмент «Строение растительной клетки»

Работа с интерактивным рисунком «Строение растительной клетки»

  • Работа с интерактивным рисунком «Строение растительной клетки»

  • Лабораторный практикум

  • Просмотр видеофрагмента «Растительная клетка»

  • Знакомство с многообразием клеток растительного организма «Разные клетки - разные роли»

  • Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика клетки кожицы лука и листа элодеи»

  • Творческое домашнее задание

Работа с интерактивным рисунком

  • Работа с интерактивным рисунком

Ядро — важнейшая часть клетки. Это — хранилище наследственной информации.

  • Ядро — важнейшая часть клетки. Это — хранилище наследственной информации.

Тончайшая мембрана сортирует вещества, входящие в клетку и покидающие ее. Она обычно покрыта прочной клеточной стенкой.

  • Тончайшая мембрана сортирует вещества, входящие в клетку и покидающие ее. Она обычно покрыта прочной клеточной стенкой.

Цитоплазма — вязкое живое содержимое клетки. Она имеет очень сложное строение и пребывает в постоянном движении. Множество тончайших мембран в цитоплазме образуют эндоплазматическую сеть.

  • Цитоплазма — вязкое живое содержимое клетки. Она имеет очень сложное строение и пребывает в постоянном движении. Множество тончайших мембран в цитоплазме образуют эндоплазматическую сеть.

Хлоропласт улавливает энергию солнечного света и использует ее для создания сложных веществ из простых.

  • Хлоропласт улавливает энергию солнечного света и использует ее для создания сложных веществ из простых.

Вакуоли — окруженные мембраной пузырьки с клеточным соком. Часто в них находится запас воды.

  • Вакуоли — окруженные мембраной пузырьки с клеточным соком. Часто в них находится запас воды.

Митохондрия «сжигает» органические вещества и при этом производит энергию для жизнедеятельности клетки. Этот процесс называется дыханием.

  • Митохондрия «сжигает» органические вещества и при этом производит энергию для жизнедеятельности клетки. Этот процесс называется дыханием.

Повторить ТБ при работе с колюще-режущими предметами!

  • Повторить ТБ при работе с колюще-режущими предметами!

Кожица лука

  • Кожица лука

  • 1-цитоплазма

  • 2-ядро с ядрышком

  • 3-вакуоль

  • 4-оболочка

Лист элодеи

  • Лист элодеи

  • 1-общий вид при слабом увеличении

  • 2-край листа: в клетках хорошо видны ядра и хлорофильные зёрна(при большем увеличении)

  • 3-тот же участок: резко виден нижний слой более мелких клеток, видны межклетники и очертания клеток верхнего слоя

1) Как приготовить микропрепарат кожицы лука?

  • 1) Как приготовить микропрепарат кожицы лука?

  • 2) Зачем кожицу лука окрашивают йодом?

  • 3)Как приготовить микропрепарат листа элодеи?

  • 4) Назовите главные части микроскопа.

  • 5) Как определить во сколько раз увеличивает микроскоп?

  • 6) Какие части клетки вы увидели под микроскопом?

  • 7) Какое строение имеет растительная клетка?

  • 8) В чём сходство и различие между клетками кожицы чешуи лука и клетками листа элодеи?

С лука сняли кожицу-

  • С лука сняли кожицу-

  • Тонкую, бесцветную,

  • Положили кожицу

  • На стекло предметное.

  • Микроскоп поставили,

  • Препарат - на столик,

  • Объектив направили,

  • Глядь, а лук – из долек!

Основная задача этих клеток — улавливать и использовать солнечный свет. Они наполнены хлоропластами и расположены преимущественно в листьях.

  • Основная задача этих клеток — улавливать и использовать солнечный свет. Они наполнены хлоропластами и расположены преимущественно в листьях.

Эти тонкие волоски своей огромной поверхностью всасывают воду из почвы, и расположены на поверхности корня недалеко от его кончика.

  • Эти тонкие волоски своей огромной поверхностью всасывают воду из почвы, и расположены на поверхности корня недалеко от его кончика.

Эта клетка, втыкаясь и ломаясь в нашей коже, выливает из вакуоли, как из шприца, капельку кислоты. Результат известен каждому, кто имел дело с крапивой.

  • Эта клетка, втыкаясь и ломаясь в нашей коже, выливает из вакуоли, как из шприца, капельку кислоты. Результат известен каждому, кто имел дело с крапивой.

Клетки одноклеточных водорослей выполняют множество функций одновременно — от питания до размножения. Многие даже движутся с помощью подвижного жгутика.

  • Клетки одноклеточных водорослей выполняют множество функций одновременно — от питания до размножения. Многие даже движутся с помощью подвижного жгутика.

Клетки, несущие запасы воды, чаще всего встречаются в стеблях или листьях растений из засушливых мест (кактус, алоэ). Запас воды в клетках хранится в вакуолях.

  • Клетки, несущие запасы воды, чаще всего встречаются в стеблях или листьях растений из засушливых мест (кактус, алоэ). Запас воды в клетках хранится в вакуолях.

От корня вверх вода поднимается по мертвым трубковидным клеткам сосудов. От этих клеток осталась только клеточная стенка.

  • От корня вверх вода поднимается по мертвым трубковидным клеткам сосудов. От этих клеток осталась только клеточная стенка.

Там, где нужна особая прочность, стенка клетки может быть очень толстой. Так выглядят клетки скорлупы ореха.

  • Там, где нужна особая прочность, стенка клетки может быть очень толстой. Так выглядят клетки скорлупы ореха.

Клетки устьиц способны двигаться, регулируя доступ воздуха к внутренним полостям листа.

  • Клетки устьиц способны двигаться, регулируя доступ воздуха к внутренним полостям листа.

От листьев вниз вода с растворенными органическими веществами движется по живым клеткам луба. Это — ситовидные трубки.

  • От листьев вниз вода с растворенными органическими веществами движется по живым клеткам луба. Это — ситовидные трубки.

Сделать модель растительной клетки или составить кроссворд, головоломку по теме «Строение клетки»

  • Сделать модель растительной клетки или составить кроссворд, головоломку по теме «Строение клетки»

Литература

  • Литература

  • Пугал Н.А., Евстигнеев В.Е. Биологические исследования. Методические рекомендации по использованию биологической микролаборатории. – М.: ЦЕНТР МНТП, 2007

  • Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2002. – 442с.

rpp.nashaucheba.ru

Изучение клетки под микроскопом. Сравнение строения растительной и животной клетки

Практическое занятие № 1Тема: Изучение клетки под микроскопом. Сравнение строения растительной и животной клеткиЦель: Изучить внешнее и внутреннее строение клеток, выяснить различие растительных и животных клетокОборудование и материалы: микроскопы, предметные стекла, раствор йода, чистая ложечка или стеклянная лопаточка, салфетки, вода, пипетка, луковица, элодея, готовые микропрепараты.Ход работы:

1. Изучение клеток лука.

Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой. На стекло капните 1-2 капли воды. Снимите кожицу с чешуи лука, перенесите маленький кусочек в каплю воды на стекле и осторожно расправьте ее.

Окрасьте кожицу лука каплей раствора йода. Накройте предметное стекло с кожицей лука в капле воды другим стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.

Приготовленный препарат переместите на предметный столик микроскопа и рассмотрите. Найдите группу клеток, рассмотрите отдельную клетку, расположенные в ней цитоплазму, ядро, а также оболочку. Сделайте рисунок, подпишите его. Рис.1 Клетки кожицы чешуи лука. 2. Изучение клеток листа элодеи.

Приготовьте препарат с кусочком листа водного растения элодеи. Рассмотрите под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи и хорошо заметные зеленые пластиды (т.е. хлоропласты). Сделайте рисунок, подпишите его.

Рис.2 Клетка листа элодеи.3. Изучение клеток слизистой оболочки полости рта человека.

Приготовьте чистые стекла, капните 2 капли раствора йода на середину одного предметного стекла. Откройте рот и проведите несколько раз чистой ложечкой или стеклянной лопаточкой по внутренней поверхности щеки. Полученный материал поместите в раствор йода на предметном стекле и рассмотрите полученный микропрепарат под микроскопом (форму клеток, зернистую цитоплазму и ядро). Зарисуйте (в масштабе!) 3-4 клетки в тетрадь и сделайте подписи видимых частей клетки в одной из них.

4. Изучение готовых микропрепаратов.

Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток. Обратите внимание на главный признак эукариот – наличие ядра в цитоплазме каждой клетки. Сопоставьте увиденное на световом микроскопе с изображениями объектов на фотографиях, сделанных при помощи электронного микроскопа. Зарисуйте растительную и животную клетки и обозначьте органоиды.Контрольные вопросы.

1. Сравните между собой строение клеток растений и животных и сделайте выводы о характерных признаках строения клеток эукариот. В чем

заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток?

2. В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.

ogeogr.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта