История латинских названий лекарственных растений. Этимология латинских названий лекарственных растений
Народные названия лекарственных растений
Народные названия лекарственных растений
Мариупольский Государственный Университет
Кафедра русской филологии и перевода
КУРСОВАЯ РАБОТА
По русскому языку
На тему: «Народные названия лекарственных растений»
Студентки 1 курса
направления подготовки 020303 филология
специальности «Язык и литература (русский)»
Каплун Лилии Игоревны
Руководитель доцент кафедры русской филологии и перевода Кравченко В.А.
г. Мариуполь 2014год
Введение
Формулировка темы. В последнее время в современном обществе особое значение придается познанию истории страны, народа, мировых цивилизаций. Огромную роль в этом процессе может сыграть изучение такой области языкознания, как этимология. Слово этимология имеет в своем составе два греческих корня: étymon - истина, основное значение слова и lógos - понятие, учение и означает изучение происхождения слов и их значений. Проследив этимологию русских слов или слов иных языков, можно прийти к серьезным научным выводам. Изучение этимологии слов, истории языков может стать инструментом познания мира, менталитета того или иного народа. Ученые-лингвисты установили, что во многих языках существует много общего, прослеживается наличие общей базы, которая получила название «праязык». С помощью этимологии как инструмента познания прошлого и настоящего можно доказать, что все люди на земле - единая семья. Между тем как между членами семьи есть свои различия по характеру, так и между языковыми картинами мира разных народов есть свои отличия. Познание общности и различия языковых картин мира разных народов способно много дать для понимания истории развития мира в целом и отдельного народа в частности. Этимология как наука развивается в рамках науки о языке - языкознании. Языкознание - это наука о языке, его происхождении свойствах и функциях, а также об общих законах строения и развития всех языков мира. Язык - это явление социальное, возникающее и развивающееся только в коллективе. Будучи явлением социальным, язык обладает функциями, из которых в нашей работе будет затронута когнитивная. Языкознание тесно связано с социальными научными дисциплинами, которые направлены на изучение человека и человеческого общества: с историей, философией, литературой, культурологией, социологией, психологией и многими другими. Таким образом, любое исследование в области языкознания способствует расширению гуманитарных знаний. Особенно интересным и полезным является рассмотрение языка с точки зрения сравнительного языкознания, потому что в рамках сравнительно - исторического направления изучения языков появилось и активно развивается в наше время психологическое направление, основателями которого были немецкий ученый В. Гумбольдт и российский ученый философ-лингвист А. А. Потебня. Их концепция основывалась на антропологическом подходе к языку, согласно которому изучение языка должно проводиться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его духовно - практической деятельностью. Гумбольдт выдвинул идею взаимосвязи языка, мышления и духа народа. Современные ученые также доказали, что в языке осуществляется интерпретация мира человеком, поэтому разные языки выражают не только общее, но и различия в мировоззрении, вот эта разница мировоззрений древних римлян, русских и англичан будет исследоваться в представленной работе.
Актуальность данного исследования заключается в том, что язык является инструментом познания настоящего и будущего, языковая картина мира помогает понять психологию народа и расширить представления о ней.
Проблема исследования заключается в вопросе о том, какие особенности менталитета древних людей заложены в названиях, данных лекарственным растениям не учеными-ботаниками, а простыми людьми, возможно, лекарями, много тысячелетий тому назад.
Объектом исследования является этимология названий лекарственных растений;
Предметом исследования являются смысловые отношения, возникающие при сопоставлении этимологии названий некоторых лекарственных растений;
Цель исследования заключается в определении принципов, согласно которым давались в древности названия лекарственным растениям в латинском, русском и английском языках.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
выяснить, что такое этимология, какова ее роль в изучении русского языка, культуры и особенностей мышления народа;
найти и сопоставить этимологию названий некоторых лекарственных растений;
выявить смысловые отношения, сформулировать принципы, по которым давались названия растениям в разных языках, сделать выводы об особенностях мышления народа (менталитете), проявившихся в принципах называния лекарственных растений.
название этимология лекарственный растение
Глава 1.
1.1 Что такое этимология
Этимоло?гия -раздел лингвистики (конкретнее сравнительно-исторического языкознания) <#"justify">1.2 Воздействие языков на названия растений
В период становления, расцвета и после распада Римской империи латинский язык имел огромное влияние не только на формирование современных языков, но и на становление научной терминологии большинства областей знаний. С покорением Греции Римом происходит взаимообогащение латинского и греческого языков, их культур, латинизация значительного количества греческих слов и заимствование греческих медицинских терминов. Начиная с античности, медицинская терминология формируется на двуязычной греко-латинской основе, именно поэтому до сих пор латинский и древнегреческий языки остаются основными международными источниками для искусственного создания новых медицинских терминов в современных языках.
Такое длительное и интенсивное воздействие латыни на различные языки, в том числе, и на германскую группу языков обусловило характер её влияния на литературные языки и их медицинские терминосистемы. Общепринятые названия многих наук, областей знаний, лекарственных трав и растений обязаны своим происхождением классическим языкам античного мира - греческому и латинскому. Однако следует отметить, что латинский язык в ходе своего распространения на Европейской части континента не оказал значительного влияния на финно-угорскую группу языков.
Латинские названия лекарственных трав и растений являются интернациональными, благодаря общекультурному наследию древнегреческого и латинского языков, но в каждом языке они имеют свои особенные названия и ряд синонимов.
В ботанической терминологии большую группу образуют народные названия лекарственных растений. Они представляют интересный материал для исследования с точки зрения происхождения слова, особенностей его строения, связи с различными понятиями окружающей действительности. Народная ботаническая номенклатура существенно отличается от научной: народные названия лекарственных растений неоднозначны, и само растение может иметь несколько наименований. Часто совсем разные растения, а иногда и целые группы называются одним словом, поэтому определить правильное значение названия бывает очень трудно, а иногда и не представляется возможным. В связи с этим в словарях практикуется подача латинского ботанического термина наряду с народным названием растения.
.3 Синонимические варианты названий
Как правило, народные названия растений отмечаются богатством синонимических вариантов. При этом наблюдается такая закономерность: если название растения распространено на обширной территории, то оно либо не имеет синонимических параллелей, или же имеет их немного. Так, не имеют синонимов такие названия, как береза, бук, вишня, ольха, дуб, груша, сосна, слива, яблоня и др. Бесспорно, наименьшее количество синонимических параллелей имеют названия деревьев, так как они ведут начало, как правило, из индоевропейского периода. Другие названия, наоборот, очень неустойчивы и имеют большое количество параллельных наименований. Например, аир тростниковый (Acorus calamus L.) 1 в народе называется такими словами: аир болотный, аир пахучий, татарник, татарщина, татарское зелье, ир, ирный корень, явр, шувар. Дурман обыкновенный (Datura stramonium L.) - дурман вонючий, дурь вонючая, коровки, свинки, колючие яблоки.
Волчьими ягодами в народе называют жостер слабительный (Rhamnus cathartica L.), крушина ломкая (Rhamnus frangula L.), толокнянка обыкновенная (Arctostaphylos uva-ursi L. Spreng.), Паслен сладко-горький (Solanum dulcamare L.), шолудивник болотный (Pedicularis palustris L.) и многие другие растения.
Название волчьей ягоды часто присваивается растениям с ядовитыми, несъедобными, дикими ягодами. Такое представление названия, общей для многих различных растений, создает своеобразные затруднения в правильном определении литературного названия данного растения. Например, в предложении: «Неглубокие рвы, уже совсем заросшие лебедой, волчьими ягодами» - трудно понять, какое именно растение понимается под волчьими ягодами.
Народные названия растений тесно связаны с реальной действительностью. В них отражаются особенности формы, вкуса, цвета, характер цветения, ее лечебное свойство и характер воздействия на человека. Возьмем для примера растение пустырник обыкновенный (Leonurus cardiaca L.), которое в народе называется сердечником. Так назвали пустырник за того, что сок из свежей, а также отвар из сушеного растения издавна употребляют при ослабленной деятельности сердца, при различных нервных болезнях; об этом свидетельствует и латинское видовое название cardiaca, которое происходит от греческого слова cardia - сердце. То же можно сказать и о дымянки лекарственной (Fumaria officinalis L.), которое получило народное название печеночница, печеночная трава за ее применением при болезнях печени.
Многие растения получают народные названия по сходству признаков, является особенно распространенным способом обогащения языка новыми значениями слов. Этот способ является по своей сути активным: наименование сознательно переносится с предмета на предмет, с явления на явление и т. п.
.4 Лекарственные растения, и этимология в латинском и русском языках
В ходе изучения энциклопедий, этимологических и билингвистических словарей нами была составлена следующая таблица, отражающая этимологию названий лекарственных растений в латинском, русском и английском языках.
Латинский языкРусский языкБЕЛЕНА ЧЕРНАЯ - Hyoscýamus níger L. (от греч. hyoskyamos: hys - свинья, kyamos - бобы; лат. niger, gra, grum - черный, т. к. зев цветка черно-фиолетовый). ВАСИЛЕК - Centauréa L. (от назв. раст. у Гиппократа или kentaureion - от имени кентавра Хирона). ВЕРЕСК ОБЫКНОВЕННЫЙ - Callúna vulgáris (L.) Hull (от греч. kallynein - очищать, лат. vulgaris, e - обычный, обыкновенный). ВОРОНИЙ ГЛАЗ - Páris quadrifólia L. (греч. Paris - Парис, сын троянского царя Приама; лат. quadrifolius, a, um - четырехлистный). ГОРЕЦ ПТИЧИЙ(СПОРЫШ) - Polýgonum aviculáre L. s. l. (Polýgonum-многоугольный, avicularis, e - птичий от лат. avicula - птичка). ЗВЕРОБОЙ ПРОДЫРЯВЛЕННЫЙ (З. ОБЫКНОВЕННЫЙ) - Hyperícum perforátum L., З. ПЯТНИСТЫЙ - H. maculátum Crantz = H. quandrángulum L. (от греч. hypo - около и ereike - вереск, т. е. растущий среди вереска; лат. perforatus, a, um - продырявленный и maculatus, a, um - пятнистый; quadrangulus, a, um - четырехугольный от quadi- - четырех- и angulus - угол). КРАПИВА ДВУДОМНАЯ - Urtíca dióica L. (от лат. urere - жечь; лат. dioicus от греч. di - дважды, oikos - дом). КЛЕВЕР ЛУГОВОЙ (К. КРАСНЫЙ) -Trifólium praténse L. (от лат. tri- - трех- и folium - лист; лат. pratensis, e - луговой от pratum - луг). КАЛЕНДУЛА ЛЕКАРСТВЕННАЯ (НОГОТКИ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ) - Caléndula officinális L. (уменьшительное от лат. Calendae - первый день каждого месяца у римлян). КУБЫШКА ЖЕЛТАЯ (ЖЕЛТАЯ ВОДЯНАЯ ЛИЛИЯ) - Núphar lúteum (L.) Smith = Nymphaea lutea L. (от араб. naufar - блестящий, голубой). КУВШИНКА БЕЛАЯ - Nympháea álba L. (латиниз. греч. назв. раст. nymphaia от nymphe - нимфа). ЛАНДЫШ - Convallária L. (от лат. convallis - долина). ЛЕН ОБЫКНОВЕННЫЙ - Línum usitatíssimum L. (от латиниз. греч. linon - нить; лат. usitatissimus, a, um - превосходная степень от usitatus - употребительный). МАК СНОТВОРНЫЙ - Papáver somníferum L. (papaver - лат. назв. мака, от papa - детская кашка; лат. somnifer, fera, ferum - снотворный от somnus - сон и ferre - нести). МАТЬ-И-МАЧЕХА - Tussilágo fárfara L. (от лат. tussis - кашель, agere - выводить, изгонять; farfarus - лат. назв. мать-и-мачехи от far - мука, ferre - нести). ОДУВАНЧИК - Taráxacum Wigg. (возможно, латиниз. араб. назв. раст. tharakhchakon или от греч. taraxis - болезнь глаз, akeomai - лечу, исцеляю). ПАСТУШЬЯ СУМКА - Capsélla búrsa-pastóris (L.) Medik. (capsella - уменьшит. от лат. capsa - сумка, по форме плодов; лат. bursa pastoris - букв. сумка пастуха). ПОДОРОЖНИК - Plantágo L. (от лат. planta - подошва). РОМАШКА АПТЕЧНАЯ- Chamomílla recutíta (L.) Rauschert = Matricaria recutita L. = M. chamomilla L. (от лат. matrix - матка, в старину раст. применялось при женских болезнях; лат. chamomilla от греч. chamai - низко - по небольшому росту и melon - яблоко, лат. recutitus, a, um - обрезанный, ободранный). ТЫСЯЧЕЛИСТНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ (- Achilléa millefólium L. s. l. (Achillea - по имени греч. героя Ахилла, к-рый, согласно мифу, впервые применил это раст.; лат. millefolium - тысячелистник от mille - тысяча и folium - лист). ЩАВЕЛЬ - Rúmex L. (лат. назв. щавеля, возможно, от rumex - дротик, метательное копье на коротком древке, по форме листьев). ХАМЕНЕРИОН (ХАМЕРИОН) УЗКОЛИСТНЫЙ (ИВАН-ЧАЙ, КАПОРСКИЙ ЧАЙ) - Chamaenérion angustifólium (L.) Scop. = Chamérion angustifólium (L.) Holub (от греч. chamai - на земле и nerion - олеандр). ЧИСТОТЕЛ БОЛЬШОЙ (БОРОДАВНИК) - Chelidónium május L. (латиниз. греч. назв. раст. chelidonion от chelidon - ласточка; лат. major, majus - бoльший). БРУСНИКА - Vaccínium vítis-idaea L. = Rhodocóccum vítis-idaea (L.) Avror. (от лат. baccinium - ягодный куст; vitis idaea - идский виноград: Ида - гора на о. Крит; rhodococcum iт греч. rhodon - роза и kokkos - ягода). ЗЕМЛЯНИКА ЛЕСНАЯ - Fragária vésca L. (от лат. fraga - плод земляники, fragare - благоухать; vescus, a, um - съедобный, от vescor - питаться). КЛЮКВА БОЛОТНАЯ (ЧЕТЫРЕХЛЕПЕСТНАЯ) - Oxycóccus palústris Pers. = O. quadripétalus Gilib. (от греч. oxys - кислый; coccos - шарик; лат. quadri- - четырех- и греч. petalon - лепесток). МАЛИНА - Rúbus idaeus L. (rubus - лат. назв. малины или ежевики, от ruber - красный; idaeus от греч. idaios - идский, по Плинию - от горы Ида на о. Крит). СМОРОДИНА ЧЕРНАЯ - Ríbes nígrum L. (латиниз. араб. назв. раст. ribas - кислый). ЧЕРНИКА ОБЫКНОВЕННАЯ - Vaccínium myrtíllus L. (vaccinium - лат. назв. раст. черники от vacca - корова; лат. myrtillus - уменьшительное от myrtus - мирт, миртовый куст, по сходству листьев). БЕРЕЗА - Bétula L. Деревья или кустарники из семейства березовых - Betulaceae. Некоторые виды - лекарственные растения. < (Б. повислая>- Bétula péndula Roth = B. verrucósa Ehrh. (от кельт. betu - береза; лат. pendulus, a, um - повислый; verrucosus, a, um от verruca - бородавка). ДУБ ОБЫКНОВЕННЫЙ (Д. ЧЕРЕШЧАТЫЙ, Д. ЛЕТНИЙ) - Quércus róbur L. = Q. pedunculáta Ehrh. (quercus - лат. назв. дуба, от греч. kerkeen - шероховатый, шершавый; лат. robur - древесина дуба; лат. pedunculatus, a, um - черешчатый, от pedunculus - черешок), КАЛИНА ОБЫКНОВЕННАЯ - Vibúrnum ópulus L. (viburnum - лат. назв. раст., от viere - вить, плести; opulus - древнелат. назв. одного из видов клена - из-за сходства с его листьями). МОЖЖЕВЕЛЬНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ - Juníperus commúnis L. (juniperus - лат. назв. можжевельника, возможно, от кельт. jeneprus - колючий). РЯБИНА ОБЫКНОВЕННАЯ - Sórbus aucupária L. (sorbus - лат. назв. раст., возможно, от лат. sorbere - поглощать, т. к. плоды большинства видов съедобны; лат. aucuparius, a, um от avis - птица и capere - привлекать, ловить, т. к. плоды привлекательны для птиц и использовались в качестве приманки для их ловли). СОСНА ОБЫКНОВЕННАЯ (С. ЛЕСНАЯ) - Pínus sylvéstris L. (pinus - лат. назв. сосны, возможно, связано с кельт. pin - гора; лат. sylvestris, tre - лесной от sylva - лес, средневековая форма написания sylvestris, принятая К. Линнеем; с точки зрения лат. языка правильнее silvestris).От общеслав. корня бе- в значении «белый» От имени Василий, заимствованного из греческого Базилевс (владыка) От общеслав. вересень (сентябрь-время цветения вереска) По сходству с темным глазом птицы По свойству горчить и по признаку: любовь птиц к семенам данного растения По свойству растения из-за находящихся в нем ядовитых веществ вызывать смерть животных, если они наелись его и попали на солнце От общеслав. кропива, кропить, кроп-кипяток. Либо по обжигающему эффекту, либо потому, что растение, прежде чем скормить животным, обдавали кипятком. От немецкого слова klever, этимология неясна От латинского слова календы, календарь-время каникул, связано с временем цветения растения, по сходству лепестков с формой ногтя Этимология неясна Предположительно от слова кувшин. От общеслав. корней, в переводе означает «ухо лани» (по сходству формы) От индоевроп. корня -лин-, родственное латинскому linum (линия, нитка) по тому, что из него производили. Этимология неясна, предположительно от названия греческого города Мекона, откуда мак распространился по всей Греции, в транформированном виде слово перешло в другие языки. По характеру листьев: одна сторона мягкая, как мать, другая холодная, как мачеха. По особенностям соцветия: семена раздуваются малейшим движением воздуха. Дословный перевод с латинского языка, форма листьев напоминает форму сумки пастуха. По местам распространения: растет преимущественно вдоль дорог. Дословный перевод латинского названия, добавлен уменьшительный суффикс, ромашка-римская По особенностям строения листьев (они маленькие, и их очень много) От общеслав. корня щавь, однокоренное со щи, значение-кислый (отсюда-кислица). От традиции русского народа использовать листья растения как заварку. От свойств растения оказывать очищающее воздействие на кожу. От исчезнувшего славянского слова брусен со значением красный. От особенностей созревания плодов (они практически лежат на земле, «никнут» к ней после созревания) От общеслав. глагола клюкать-издавать звук лопнувшей ягоды Этимология неясна. От общеслав. корня смрад-запах. Особенность растения является сильный специфический запах. Название дано по цвету ягод. От общеслав. корня бе- со значением белый. От индоевроп. корня со значением «дерево». Этимология неясна: либо по цвету ягод (красные, как будто их накалили), либо из греческого сочетания каллос никао-красотой побеждаю От общеслав. корня со значением плести, вязать, что, скорее всего, связано со способностью растения затруднять передвижение. От прилагательного рябой, от особенностей коры дерева. От общеслав. корня со значением «дерево с дуплом, соплом», восходит к языку бортников.
.5 Истории названий некоторых растений
В этом разделе даны происхождения названий растений, легенды и мифы о них, история их применения в медицине и современное медицинское значение.
Полынь горькая (Artemisia absinthium)
Относительно происхождения родового латинского названия у исследователей нет единого мнения. Большинство считает, что оно произошло от греческого слова «artemes» - здоровый, так как во все времена и у всех народов полынь пользовалась славой всеисцеляющего средства, была как бы вместилищем здоровья. В связи с этим Плиний рассказывает, что соком полыни награждали победителей в беге, состязания которых проводились в священные дни. Считалось, что это достойная награда, так как с помощью полыни они сумеют сохранить здоровье, «а ведь оно, как известно, и целого мира дороже».
Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая будто бы излечилась этим растением.
Третий вариант происхождения названия изложен в поэме Одо из Мена «О свойствах трав». По преданию, Артемида была покровительницей рожениц, и она будто бы впервые применила полынь в качестве родовспомогательного средства. Об этом свойстве полыни знали не только в Древней Греции, но и в Египте, Китае. Жрецы Изиды, богини плодородия и материнства, носили на голове венки из полыни. Считалось, что полынь охраняет от дурного влияния и несчастья.
Видовое латинское название absinthium в переводе с греческого обозначает «без удовольствия», так как лекарства из полыни очень горькие.
В старину считалось, что полынь впитала в себя всю горечь людских страданий и поэтому нет травы горше полыни. Древнеримский поэт Овидий писал: «Печальный полынь торчит по пустынным полям, и горькое растение соответствует своему месту».
Для лечения болезней полынь используют с глубокой древности. Плиний писал, что путник, имеющий при себе полынь, не почувствует усталости в дальней дороге. Ее применяли при желудочных и глазных заболеваниях, в качестве мочегонного и глистогонного средства, при лихорадке и т.п. Авиценна рекомендовал ее при морской болезни. Он говорил о ней: «...Это прекрасное, удивительное лекарство (для аппетита), если пить ее отвар и выжатый сок десять дней». В средние века полынью лечили самые разные заболевания и прежде всего желудочные.
В современной научной медицине препараты полыни горькой рекомендуются как горечь для возбуждения аппетита и при заболеваниях желудка с пониженной секрецией.
Полынь имеет репутацию санитарно-гигиенического средства. Ею окуривали заразных больных и помещения во время войн и эпидемий, ее использовали против вшей и блох. С этой целью в ветеринарии она применяется и в настоящее время. При систематическом употреблении внутрь может вызвать тяжелое отравление.
Миндаль обыкновенный (Amygdalus communis)
Родовое латинское название Amygdalus произошло от имени юной, легко краснеющей финикийской богини Амигдалы. Окраска цветков миндаля напоминала розовато-белый цвет лица юной красавицы. Дикорастущим миндаль известен в Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Малой Азии. Здесь же, по мнению Н.И. Вавилова, впервые стали его культивировать. Ферганская долина считается одним из очагов культуры миндаля. Оттуда он в течение тысячелетий распространялся главным образом на запад и северо-запад. И у всех народов, которые культивировали его, возникали легенды и предания, посвященные этому необычайно полезному растению. Миндаль много раз упоминается в сказках «Тысяча и одна ночь», в Библии. Из Библии известна легенда о первосвященнике Аароне, которому принадлежал посох из сухого миндального дерева, который однажды покрылся почками, зацвел и на нем созрели плоды.
У жителей древней Согдианы, которая располагалась на территории современных Узбекистана и Таджикистана, миндаль считался священным деревом. Молились жители Согдианы с веточками цветущего миндаля в руках, их приносили в жертву богам, ими защищали детей во время болезни от злых духов.
Первой из европейских стран, куда попал миндаль, была Древняя Греция. Об этом рассказывают древние мифы. Здесь миндаль также был священным и считался символом плодородия. Легенда связывает миндаль с именем девушки Феллиды. В разлуке со своим любимым Демофонтом от тоски она превратилась в засохшее миндальное дерево. Но когда Демофонт возвратился на родину и обнял засохшее дерево, оно тотчас же зацвело и на нем распустились листья. Вот почему здесь миндаль называли еще деревом Феллиды.
В другом греческом сказании говорится, что горький миндаль вырос там, где склонилось тело дочери Мидаса, лишившей себя жизни после смерти мужа.
Из Греции во II в. до н.э. миндаль переселился в Рим, где его выращивали в садах патрициев. Здесь его называли греческим орехом. Тогда же миндаль появляется на Пиренейском полуострове, а чуть позже - во Франции. О нем упоминается в своде законов Карла Великого. Пробовали выращивать его в Германии и Англии, но первые попытки его культуры были неудачны. Слишком рано появляющиеся цветки его повреждались весенними заморозками. Однако в качестве готового продукта он попадает в страны Северной Европы, пользуется большой любовью и там его включают в обрядовые действия.
В Крым миндаль был завезен в период его колонизации греками и генуэзцами (VI в. н.э.). Известно, что в садах средневекового крымского княжества Феодоро вместе с яблонями, грушами, сливами, грецким орехом рос миндаль. Считается, что одичавшие формы миндаля в Крыму появились именно с тех пор. В центральные районы России он завозится вместе с дорогими заморскими плодами - изюмом, инжиром, грецкими орехами, становится любимым лакомством и непременным компонентом многих изысканных блюд.
Медицинское применение миндаля также давно известно. Авиценна рекомендует его при лечении дефектов кожи (от веснушек, пятен, загара, кровоподтеков), а также как средство, препятствующее опьянению. Горький миндаль с пшеничным крахмалом, а также миндальное масло рекомендуются при заболеваниях верхних дыхательных путей, почек, желудка и в гинекологии.
В современной медицине применяют семена и масло. Масло, получаемое холодным прессованием из семян горького и сладкого миндаля, отличается приятным вкусом и высоким качеством. Используется как растворитель для инъекционных растворов, в масляных эмульсиях, в составе мазей, а самостоятельно - внутрь как слабительное средство. Миндальные отруби после отжатия масла потребляются с косметической целью для смягчения кожи. Из жмыха горького миндаля раньше получали горько-миндальную воду, которая содержала до 0,1 % синильной кислоты и применялась в виде капель в качестве успокаивающего и обезболивающего средства.
Мак снотворный (Papaver somniferum)
Родовое латинское название Papaver произошло от греческого «pavas» - молоко, так как все органы растений содержат млечный сок. Видовое латинское название somniferum в буквальном переводе означает «сон несущий».
В преданиях и сказаниях народов многих стран мак связан с образами сна и смерти. Древние греки верили, что живут в подземном царстве Аида два брата-близнеца: Гипнос (Морфей у римлян) - бог сна и сновидений и Танат - бог смерти. Прекрасный юный крылатый бог Гипнос носится над землей с маковыми головками в руках, на голове у него венок из маковых цветов. Льет из рога снотворный напиток, и никто - ни смертные, ни боги - не в силах противиться ему, даже могучий Зевс. Все, кого касается он цветком мака, погружаются в сладкий сон, ведь в каждом цветке мака покоятся легкие сны. Даже жилище Гипноса, царство сна, изображали засаженным растениями мака.
Родной брат Гипноса - ужасный бог смерти Танат, которого боялись и ненавидели и боги, и люди. От его громадных черных крыльев и черного одеяния веет леденящим холодом. Никто из смертных не избегнет его. Только двум героям удалось победить бога смерти - хитрейшему Сизифу и могучему Гераклу. На голове Танат носит венок из маковых цветов, в руках опрокинутый гаснущий факел. Мать Гипноса и Таната - богиня Ночь - также представлялась древним в одеждах, обвитых гирляндами маковых цветов.
О происхождении мака рассказывают, что после похищения Персефоны Аидом ее мать, богиня земного плодородия Деметра, в поисках дочери странствовала по земле. Безмерно страдая и не находя себе покоя, она была не в силах остановиться и отдохнуть. Боги, сочувствуя несчастной матери, сделали так, что при каждом ее шаге вырастал цветок мака. Богиня, набрав целый букет, наконец, успокаивалась и засыпала. С тех пор мак считается символом земного плодородия, а богиня Деметра (у римлян Церера) изображается в венке из колосьев злаков и цветков мака.
В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.
Культура мака - одна из древнейших. Семена его находят при археологических раскопках среди остатков пищи людей каменного века. Из письменных источников известно, что культивировали его в Древнем Шумере и Ассирии. Достоверно известно, что в Древнем Египте его уже использовали как снотворное средство. В районах, прилегающих к Средиземному морю, культура мака как пищевого растения известна многие тысячелетия. На острове Крит сохранились изображения маковых головок периода микенской догреческой культуры. О снотворном действии макового сока знали во времена Гомера. В «Илиаде» при описании пиршества у царя Менелая по поводу одновременной свадьбы его сына и дочери упоминается о соке мака - «горе усладном, миротворящем, сердцу забвение бедствий дающем». Сок этот Прекрасная Елена, виновница Троянской войны, подливала в круговую чашу гостям.
Как пищевое растение мак повсеместно выращивался с незапамятных времен. Его семена, содержащие большое количество приятного на вкус жирного масла, белков, сахаров, были излюбленным лакомством.
В арабской медицине использовались все органы растения. Авиценна рекомендовал корень мака, отваренный в воде, при воспалении седалищного нерва, в виде лекарственных повязок на лоб против бессонницы. Семена мака употреблялись как средство, очищающее грудь, и при поносах, сок мака - как обезболивающее.
В европейской медицине наиболее широко применяли мак врачи Салернской школы медицины.
Современная медицина использует препараты мака в качестве обезболивающих, снотворных, противокашлевых и спазмолитических средств.
Глава 2. Практическая часть
При объяснении названий растений нам пригодится народная этимология. Рассмотрим происхождение названия интересного, полезного и очень своеобразного растения подбел (Tussilago farfara L.). В современном русском литературном языке так называют широко известное травянистое лечебное растение из семейства сложноцветных - Compositae, которое растет на склонах холмов, оврагов, на краях лук, полей, по берегам рек, распространяясь по всей территории России.
Научное латинское название рода Tussilago происходит от латинского слова tussis - «Кашель», то есть растение, которое употребляется при лечении кашля. Под названием farfara эта растение известно еще у римлян. Лекарства с подбела достаточно широко используются при всех грудных болезнях как противовоспалительное и отхаркивающее средство.
Растение подбел имеет много и народных синонимических названий: мать-и-мачеха <#"justify">Кузнецова М.А. Резникова А.С. «Сказания о лекарственных растениях» Москва. 1992.
Лаптев Ю.П. «Растения от «А» до «Я»» Москва. 1992.
П.Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М.М. Левит «История медицины» Москва. 1981.
Андреева И.И., Родман Л.С. «Ботаника» Москва. 2002.
Балдаев Х.В.. Русско-марийский словарь биологических терминов. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1983. - 104 с.
Большой русско-немецкий словарь/Под.ред. К.Лейна.- 18-е изд., исправ. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2004. - 736 с.
Ладыгина Е.Я. Фармакогнозия. Атлас: Учеб. пособие /Е.Я. Ладыгина, Н.И. Гринкевич. - М. Медицина, 1989. - 512 с.: ил.
Лекционно-справочный материал по курсу «Латинский язык и основы фармацевтической терминологии»: учебное пособие / Сост. Лазарева М.Н., Рябова А.Н., Бурдина О.Б. / Под ред. Лазаревой М.Н. - Пермь, 2009 год. - 195 с. (Пермская фармацевтическая академия)
Немецко-русский биологический словарь. Под ред. И.И. Синягина и О.И. Чибисовой. 47000 терминов. М., Сов. Энциклопедия, 1971.- 832 c.
Немецко-русский словарь/ Deutsch-russisches Wörterbuch, 80000 слов, издание 5. /Под редакцией А.А. Лепинга и Н.П. Страховой. - Москва: Изд-во «Советская энциклопедия», 1968. - 990 с.
Подымов А.И., Суслов Ю.Д. Лекарственные растения Марийской АССР. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1990. - 192 с
Справочник по лекарственным растениям / А.М. Задорожный, А.Г. Кошкин, С.Я. Соколов и др. - М.: Лесн. пром-сть, 1988. - 415 с., ил.
Электронный марийско-русский словарь // <http://www.marlamuter.org/>
diplomba.ru
История латинских названий лекарственных растений
Введение
Названия растений отражают морфологические или физиологические свойства и особенности растений либо ассоциации человека, вызванные этими свойствами. Имена растений могут указывать на эффект, оказываемый ими на человека. Часто, названия растений связаны с мифами и легендами.
Для более глубокого понимания происхождения названий растений, первая часть работы содержит историю применения растений в медицине.
История применения лекарственных растений
Начало использования растений для лечения заболеваний теряется в глубине веков. История траволечения имеет возраст, сравнимый с историей человечества. Уже первобытный человек инстинктивно или случайно стал различать растения, которые можно было использовать для уменьшения боли или для лечения ран и язв. В этом смысле древние люди поступали, как и животные, которые находят в своей среде обитания растения, помогающие вылечить некоторые недуги.
Одно из первых письменных упоминаний об использовании растений в лечебных целях содержится с египетских папирусах, которые датированы XVI веком до нашей эры. Еще больше возраст китайских медицинских источников - их относят к XXVI в. до н.э. Однако настоящий рывок в области исследования лекарственных свойств растений был сделан в Древней Греции, где в жили и работали многие выдающиеся ботаники, врачи и натуралисты. Гиппократ (V в. до н.э.), которого считают отцом западной медицины, предпринял попытку не только описать свойства лекарственных растений, но и объяснить их целительное действие. Он разделил все съедобные и лекарственные растения на холодные, горячие, сухие и влажные, соответственно четырем стихиям, существование которых в качестве первоосновы мира постулировал - земле, воде, воздуху и огню. Именно эти четыре основополагающих свойства он считал главными в любом живом организме и полагал, что от их равновесия, а также от правильного питания и физических упражнений зависит здоровье человека. Во многом его взгляды совпадали с воззрениями древних целителей Китая.
В начале нашей эры исследования целебных свойств растений продолжили римские врачи. Классический труд врача Диоскорида О лекарственных травах и многотомный трактат полководца и естествоиспытателя Плиния Старшего Естественная история, более 1500 лет являлись настольным справочником европейских врачей. Римский ученый Клавдий Гален, придворный врач императора Марка Аврелия, развил и систематизировал гиппократовскую теорию о жидкостях тела. Его учение господствовало в медицине на протяжении нескольких столетий.
С падением Римской империи центр медицинской науки переместился на Восток, и развитие системы Галена продолжилось главным образом в Константинополе и Персии. Важнейшим трудом того времени стал Канон врачебной науки арабского ученого Ибн Сины (Авиценны). В XII в. этот трактат был переведен на латынь и течение многих веков оставался в средневековой Европе одним из главных медицинских пособий.
В Средние века в Европе траволечением и врачеванием занималась главным образом церковь. В многочисленных монастырях выращивание так называемых аптечных садов и уход за больными считались частью христианского долга монахов. При этом молитвам в лечении отводилась не меньшая роль, чем лекарственным травам, и в ранних травниках к рецептам непременно прилагались соответствующие молитвы. Хотя это создавало благоприятную почву для шарлатанства и суеверий, в монастырях удалось сохранить и передать следующим поколениям медицинские и ботанические знания предшествующих веков.
В эпоху Возрождения с появлением первых ботанических садов и открытием Нового света количество растений, применяемых в медицине, расширилось, а изобретение печатного станка способствовало популяризации медико-ботанических трудов. По мере того, как эти знания выходили за стены монастырей, все большее значение стали приобретать практические навыки врачевания в традициях Гиппократа.век ознаменовался огромным прогрессом в медицине. Ученые стремились выделить из лекарственных растений активные действующие вещества и только их использовать для лечения. В последующие века многие действующие вещества научились синтезировать. В XX в. синтетические лекарства почти вытеснили традиционные натуральные препараты на основе лекарственных растений.
История классификации растений
За много лет до наступления нашей эры древнегреческий ученик Аристотеля Теофраст (372 - 287 лет до н.э.) стремился классифицировать растения. Из его описаний известно 450 культурных растений, среди которых он выделил деревья, кустарники и полукустарники, травянистые растения. Теофраст пытался разделить растения по различным признакам на вечнозелёные и листопадные, цветущие и не цветущие, дикорастущие и культурные. Описал различия между садовыми и дикими видами роз, хотя понятие "вид" в то время, вероятнее всего, ещё отсутствовало.
Вплоть до XVII века трудами Теофраста интересовались многие учёные, шведский ботаник Карл Линней (1707 - 1778) даже назвал его отцом ботаники. Значимые труды были написаны древними римскими мудрецами Диоскоридом, Галеном, Плинием.
Ботаника как наука нашей эры берёт своё начало примерно в XV-XVI вв., в эпоху ренессанса - период, когда появилось книгопечатание. Купцы, торговцы и мореплаватели открывали новые земли. Ботаники Франции, Германии, Дании, Италии, Бельгии, Швейцарии пытались системати
www.studsell.com
История латинских названий лекарственных растений
Размещено на
Введение
Названия растений отражают морфологические или физиологические свойства и особенности растений либо ассоциации человека, вызванные этими свойствами. Имена растений могут указывать на эффект, оказываемый ими на человека. Часто, названия растений связаны с мифами и легендами.
Для более глубокого понимания происхождения названий растений, первая часть работы содержит историю применения растений в медицине.
История применения лекарственных растений
Начало использования растений для лечения заболеваний теряется в глубине веков. История траволечения имеет возраст, сравнимый с историей человечества. Уже первобытный человек инстинктивно или случайно стал различать растения, которые можно было использовать для уменьшения боли или для лечения ран и язв. В этом смысле древние люди поступали, как и животные, которые находят в своей среде обитания растения, помогающие вылечить некоторые недуги.
Одно из первых письменных упоминаний об использовании растений в лечебных целях содержится с египетских папирусах, которые датированы XVI веком до нашей эры. Еще больше возраст китайских медицинских источников - их относят к XXVI в. до н.э. Однако настоящий рывок в области исследования лекарственных свойств растений был сделан в Древней Греции, где в жили и работали многие выдающиеся ботаники, врачи и натуралисты. Гиппократ (V в. до н.э.), которого считают отцом западной медицины, предпринял попытку не только описать свойства лекарственных растений, но и объяснить их целительное действие. Он разделил все съедобные и лекарственные растения на «холодные», «горячие», «сухие» и «влажные», соответственно четырем «стихиям», существование которых в качестве первоосновы мира постулировал - земле, воде, воздуху и огню. Именно эти четыре основополагающих свойства он считал главными в любом живом организме и полагал, что от их равновесия, а также от правильного питания и физических упражнений зависит здоровье человека. Во многом его взгляды совпадали с воззрениями древних целителей Китая.
В начале нашей эры исследования целебных свойств растений продолжили римские врачи. Классический труд врача Диоскорида «О лекарственных травах» и многотомный трактат полководца и естествоиспытателя Плиния Старшего «Естественная история», более 1500 лет являлись настольным справочником европейских врачей. Римский ученый Клавдий Гален, придворный врач императора Марка Аврелия, развил и систематизировал гиппократовскую теорию о «жидкостях тела». Его учение господствовало в медицине на протяжении нескольких столетий.
С падением Римской империи центр медицинской науки переместился на Восток, и развитие системы Галена продолжилось главным образом в Константинополе и Персии. Важнейшим трудом того времени стал «Канон врачебной науки» арабского ученого Ибн Сины (Авиценны). В XII в. этот трактат был переведен на латынь и течение многих веков оставался в средневековой Европе одним из главных медицинских пособий.
В Средние века в Европе траволечением и врачеванием занималась главным образом церковь. В многочисленных монастырях выращивание так называемых «аптечных садов» и уход за больными считались частью христианского долга монахов. При этом молитвам в лечении отводилась не меньшая роль, чем лекарственным травам, и в ранних травниках к рецептам непременно прилагались соответствующие молитвы. Хотя это создавало благоприятную почву для шарлатанства и суеверий, в монастырях удалось сохранить и передать следующим поколениям медицинские и ботанические знания предшествующих веков.
В эпоху Возрождения с появлением первых ботанических садов и открытием Нового света количество растений, применяемых в медицине, расширилось, а изобретение печатного станка способствовало популяризации медико-ботанических трудов. По мере того, как эти знания выходили за стены монастырей, все большее значение стали приобретать практические навыки врачевания в традициях Гиппократа.
XVIII век ознаменовался огромным прогрессом в медицине. Ученые стремились выделить из лекарственных растений активные действующие вещества и только их использовать для лечения. В последующие века многие действующие вещества научились синтезировать. В XX в. синтетические лекарства почти вытеснили традиционные натуральные препараты на основе лекарственных растений.
История классификации растений
За много лет до наступления нашей эры древнегреческий ученик Аристотеля Теофраст (372 - 287 лет до н.э.) стремился классифицировать растения. Из его описаний известно 450 культурных растений, среди которых он выделил деревья, кустарники и полукустарники, травянистые растения. Теофраст пытался разделить растения по различным признакам на вечнозелёные и листопадные, цветущие и не цветущие, дикорастущие и культурные. Описал различия между садовыми и дикими видами роз, хотя понятие "вид" в то время, вероятнее всего, ещё отсутствовало.
Вплоть до XVII века трудами Теофраста интересовались многие учёные, шведский ботаник Карл Линней (1707 - 1778) даже назвал его отцом ботаники. Значимые труды были написаны древними римскими мудрецами Диоскоридом, Галеном, Плинием.
Ботаника как наука нашей эры берёт своё начало примерно в XV-XVI вв., в эпоху ренессанса - период, когда появилось книгопечатание. Купцы, торговцы и мореплаватели открывали новые земли. Ботаники Франции, Германии, Дании, Италии, Бельгии, Швейцарии пытались систематизировать растения. Первые иллюстрированные справочники - классификаторы растений стали называться травниками. Лобелиус (1538 - 1616) выполнил первым труд с рисунками. Повсеместно, начиная с XV века, появлялись первые ботанические сады и частные коллекции диковинных заморских растений.
Близкими к современной ботанике оказались труды англичанина Джона Рея (1628-1705), разделившего растения на двудольные и однодольные. Немецкий учёный Камерариус (1665-1721) экспериментально подтвердил догадку о необходимости опыления цветков для получения семян.
Но наиболее подробную систематику в ботанике определил Карл Линней, внимательно заглянувший вглубь каждого цветка. В его первом классификаторе насчитывалось 24 класса растений, отличных по количеству и характеру тычинок. Классы, в свою очередь, были разделены им же на порядки, порядки на роды, роды на виды. По сей день, система классификации Линнея модифицирована, но сохранена. Именно Линней ввёл латинские обозначения растения из двух слов: первое обозначает род, второе слово - вид. В 1753 г. Он издал труд "Виды растений", в котором было описано около 10000 видов растений.
Истории названий некоторых растений
лекарственный растение полынь мак
В этом разделе даны происхождения названий растений, легенды и мифы о них, история их применения в медицине и современное медицинское значение.
Полынь горькая (Artemisia absinthium)
Относительно происхождения родового латинского названия у исследователей нет единого мнения. Большинство считает, что оно произошло от греческого слова «artemes» - здоровый, так как во все времена и у всех народов полынь пользовалась славой всеисцеляющего средства, была как бы вместилищем здоровья. В связи с этим Плиний рассказывает, что соком полыни награждали победителей в беге, состязания которых проводились в священные дни. Считалось, что это достойная награда, так как с помощью полыни они сумеют сохранить здоровье, «а ведь оно, как известно, и целого мира дороже».
Согласно другой версии, растению дано имя Артемизии, жены царя Мавзола, которая будто бы излечилась этим растением.
Третий вариант происхождения названия изложен в поэме Одо из Мена «О свойствах трав». По преданию, Артемида была покровительницей рожениц, и она будто бы впервые применила полынь в качестве родовспомогательного средства. Об этом свойстве полыни знали не только в Древней Греции, но и в Египте, Китае. Жрецы Изиды, богини плодородия и материнства, носили на голове венки из полыни. Считалось, что полынь охраняет от дурного влияния и несчастья.
Видовое латинское название absinthium в переводе с греческого обозначает «без удовольствия», так как лекарства из полыни очень горькие.
В старину считалось, что полынь впитала в себя всю горечь людских страданий и поэтому нет травы горше полыни. Древнеримский поэт Овидий писал: «Печальный полынь торчит по пустынным полям, и горькое растение соответствует своему месту».
Для лечения болезней полынь используют с глубокой древности. Плиний писал, что путник, имеющий при себе полынь, не почувствует усталости в дальней дороге. Ее применяли при желудочных и глазных заболеваниях, в качестве мочегонного и глистогонного средства, при лихорадке и т.п. Авиценна рекомендовал ее при морской болезни. Он говорил о ней: «...Это прекрасное, удивительное лекарство (для аппетита), если пить ее отвар и выжатый сок десять дней». В средние века полынью лечили самые разные заболевания и прежде всего желудочные.
В современной научной медицине препараты полыни горькой рекомендуются как горечь для возбуждения аппетита и при заболеваниях желудка с пониженной секрецией.
Полынь имеет репутацию санитарно-гигиенического средства. Ею окуривали заразных больных и помещения во время войн и эпидемий, ее использовали против вшей и блох. С этой целью в ветеринарии она применяется и в настоящее время. При систематическом употреблении внутрь может вызвать тяжелое отравление.
Миндаль обыкновенный (Amygdalus...
www.tnu.in.ua