Классификация цветковых растений. Производственная классификация цветковых растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Классификация и филогения цветковых растений. Классификация цветковых растений


Классификация и филогения цветковых растений

        Первые попытки классификации цветковых растений, как и растительного мира вообще, были основаны на немногих, произвольно взятых, легко бросающихся в глаза внешних признаках. Это были чисто искусственные классификации, в которых в одной группе оказывались вместе часто очень далекие в систематическом отношении растения. Начиная с первой искусственной системы итальянского ботаника Андреа Чезальпино (1583), было предложено несколько искусственных классификаций растительного мира, включая цветковые растения. Венцом периода искусственных классификаций была знаменитая «половая система» великого шведского натуралиста Карла Линнея (1735). В основу классификации Линией положил число тычинок, способы их срастания, а также распределение однополых цветков. Он разделил все семенные растения (цветковые и голосеменные) на 23 класса, а к 24-му классу отнес водоросли, грибы, мхи и папоротники. Вследствие крайней искусственности классификации Линнея в один и тот же класс попали роды самых разных семейств и. порядков, а, с другой стороны, роды, бесспорно, естественных семейств, например злаков, нередко оказывались в разных классах. Несмотря на эту искусственность, система Линнея была в практическом отношении очень удобна, так как давала возможность быстро определять род и вид растения, благодаря чему оказалась доступной не только специалистам, но и любителям ботаники. Вместе с тем Линией усовершенствовал и утвердил в ботанике и зоологии биноминальную (бинарную) номенклатуру, т. е. обозначение растений и животных двойным именем — по роду и виду. Это сделало систему Линнея еще более удобной для ее использования.

        Поворотным пунктом в развитии систематики цветковых растений была книга французского натуралиста Мишеля Адансона «Семейства растений» (1703—1764). Он считал необходимым использовать для классификации растений максимально возможное число разных признаков, придавая всем признакам одинаковое значение. Но еще большее значение для систематики цветковых растений имела книга французского ботаника Аитуана Лорана Жюсье (1789), озаглавленная «Роды растений, расположенные согласно естественному порядку». Он разделил растения на 15 классов, в пределах которых различал 100 «естественных порядков». Жюсье дал им описания и названия, большинство из которых сохранилось до настоящего времени в ранге семейств. Грибы, водоросли, мхи, папоротники, а также наядовые объединялись им под названием бессемядольных (Acolylodones). Семейные растения (без наядовых) он разделил на однодольные (Monocotyledonoa) и двудольные (Dicotyledonos), отнеся к последним также и хвойные.

        В XIX в. наибольшее значение имела система швейцарского ботаника Огюстена Пирама де Кандолля (1813, 1819). Он начал издавать обозрение всех известных видов цветковых растений, названное им «Продромус естественной системы царства растений» (от греч. prodrornos — предтеча). Это важнейшее в истории систематики растений издание начало выходить в 1824 г. и было закончено его сыном Альфонсом в 1874 г. Многие ботаники продолжали разрабатывать систему де Кандолля, внося в нее более или менее существенные изменения. Логическим завершением всех этих исследований была система английских ботаников Джорджа Бентама и Джозефа Хукера, опубликованная ими в капитальном издании «Роды растений» (Genera pluutarum) в 1862—1883 гг. Это был значительно улучшенный вариант системы де Кандолля. Хотя система Бентама и Хукера появилась после выхода в свет «Происхождения видов» Чарлза Дарвина и оба они поддерживали идеи Дарвина, сама система была основана на додарвиновских представлениях о виде.

        Зачатки эволюционной, или филогенетической, систематики растений существовали еще до переворота, произведенного Дарвином в биологии. Но развитие филогенетической (генеалогической) систематики фактически началось лишь после выхода в свет «Происхождения видов». Дарвин, утверждал, что «всякая истинная классификация есть генеалогическая». Он считал, что в зависимости от «размера изменений, пройденных разными группами» в процессе эволюции, они размещаются по разным родам, семействам, порядкам, классам и пр., а сама система представляет собой «генеалогическое распределение существ, как в родословном дереве». Позже в своей книге о происхождении человека (1874) Дарвин писал, что всякая система «должна быть, насколько это возможно, генеалогической по своей классификации, т. е. потомки одной и той же формы должны быть объединены в одну группу, в отличие от потомков любой другой формы; но если родительские формы родственны, также родственны будут и потомки, а две группы при объединении составят более обширную группу». Таким образом, он приравнял «родство» (термин, употреблявшийся в ином смысле авторами «естественных» систем) к эволюционным взаимоотношениям, а систематические группы — к ветвям и веточкам родословного дерева. Систему иерархических взаимоотношений таксонов разных категорий он считал результатом эволюции, что было принципиально новым подходом к систематике и ее задачам.

        В XIX в. было много попыток построить систему цветковых растений со стороны ботаников, принимавших эволюционное учение. Особенно широкую известность получили системы, созданные рядом, немецких ботаников, среди которых особенно широкую известность и признание получила система А. Энглера. Однако существенным недостатком всех этих систем было смешение двух понятий — простоты и примитивности. Не учитывалось то обстоятельство, что простое строение цветка, например строение цветка казуарины, дуба или ивы, может быть не первичным, а вторичным. Игнорировалось значение редукции и вторичного упрощения, что, как мы уже знаем, имело большое значение в эволюции цветка, особенно у анемофильных растений. Поэтому эти системы, в том числе систему Энглера, нельзя назвать филогенетическими.

        Еще в 1875 г. известный немецкий ботаник и натурфилософ Александр Браун выдвинул некоторые фундаментальные идеи, предвосхитившие на несколько десятилетий основные принципы филогенетической систематики цветковых растений. Он пришел к выводу о примитивности цветков магнолиевых и родственных семейств и вторичности безлепестных и однополых цветков, которые его современники, а ранее и он сам, считали примитивными. Простоту этих цветков он считал вторичной, результатом упрощения. Брауну принадлежит афоризм: «В природе, как и в искусстве, простое может быть самым совершенным». Таким образом, Браун ясно понимал, что есть два типа простоты строения: простота первичная, какую мы видим у действительно древних, примитивных форм, и простота вторичная, достигнутая в результате упрощения, как в цветке казуарины. Однако Браун вскоре (в 1877 г.) скончался, не осуществив реформы системы цветковых растений на основе сформулированных им принципов. Аналогичные идеи были высказаны также немецким ботаником Карлом Вильгельмом Негели (1884) и французским палеоботаником Гастоном де Сапорта (1885). Но оба эти выда ющихся ботаника не были систематиками и не задавались целью построения эволюционной системы цветковых растений. Честь реформы классификации цветковых растений на новых началах принадлежит американскому ботанику Чарлзу Бесси и немецкому ботанику Хансу Халлиру. Их первые работы по системе цветковых растений появились в 1893 г. (Бесси) и 1903 г. (Халлир), но наиболее полный обзор системы Халлира был опубликован в 1912 г., а Бесси — в 1915 г.

        В первой половине XX в. появился целый ряд новых систем цветковых растений, построенных на принципах, сформулированных Бесси и Халлиром. Из числа этих систем следует упомянуть систему профессора Петроградского университета Христофора Гоби (1916) и систему английского ботаника Джона Хатчинсона (1926, 1934). Во второй половине XX в. появляются системы А. Л. Тахтаджяна (1966, 1970, 1978), американских ботаников Артура Кронквиста (1968) и Роберта Торна (1968, 1976), датского ботаника Рольфа Дальгрена (1975, 1977) и ряд других систем.

        Современная классификация цветковых растений основана на синтезе данных самых различных дисциплин, в первую очередь данных сравнительной морфологии, в том числе морфологии и анатомии репродуктивных и вегетативных органов, эмбриологии, палинологии, органеллографии и цитологии. Наряду с использованием классических методов морфологии растений с каждым днем все шире применяется электронный микроскоп, как сканирующий, так и трансмиссионный, что позволяет взглянуть на ультраструктуру многих тканей и клеток, включая пыльцевые зерна. В результате возможости сравнительно-морфологических исследований бесконечно расширились, что, в свою очередь, обогатило систематику ценным фактическим материалом для построения эволюционной классификации. В частности, большое значение начинает приобретать сравнительное изучение клеточных органелл, например изучение ультраструктуры пластид в протопласте ситовидных элементов (работы X. Д. Бэнке). Возрастающее значение приобретают также методы современной биохимии, особенно химии белков и нуклеиновых кислот. Начинают широко применяться серологические методы. Наконец, расширяется также применение математических методов и особенно компьютерной техники.

        Отдел цветковые растения, или магнолиофиты, подразделяется на два класса: магнолиопсиды, или двудольные (Magnoliopsida, или Dicotyledones), и лилиопсиды, или однодольные (Liliopsida, или Monocotyledones). Основные различия меяоду ними показаны на таблице.

Классификация и филогения цветковых растений

        Как хорошо видно из этой таблицы, нет ни одного признака, который служил бы резким различием между двумя классами цветковых растений. Эти классы различаются, в сущности, только комбинацией признаков. Они еще не настолько сильно разошлись в процессе эволюции, чтобы можно было разграничить их по одному какому-нибудь признаку. Тем не менее систематики, как правило, с легкостью устанавливают принадлежность того или иного растения к одному из этих классов. Затруднения вызывают только нймфейные и близкие семейства (объединяемые в порядок Nympliaeales), занимающие в ряде отношений промежуточное положение между двудольными и однодольными.

        Однодольные произошли от двудольных и, вероятно, ответвились от них еще на заре эволюции цветковых растений. Наличие среди однодольных ряда семейств с апокарпным гинецеем и однобороздные пыльцевые зерна многих их представителей говорят о том, что однодольные могли произойти только от таких двудольных, которые характеризовались этими признаками. Среди современных двудольных наибольшим числом признаков, общих с признаками однодольных, обладают представители порядка нимфейных. Однако все представители этого порядка являются специализированными во многих отношениях водными растениями и поэтому не могут рассматриваться как вероятные предки однодольных. Но общее их происхождение весьма вероятно. Есть все основания для предположения, что однодольные и порядок нимфейных имеют общее происхождение от каких-то более примитивных наземных травянистых двудольных.

        Ближайшие предки однодольных были скорее всего наземными растениями, приспособленными к постоянной или временной влажности. По мнению Дж. Бьюса (1927), ранние однодольные были болотными растениями или растениями лесной опушки. Дж. Л. Стеббинс (1974) высказывает предположение, что первые однодольные появились во влажной среде, по берегам рек и озер. Первичные однодольные были, вероятно, многолетними корневищными травами с цельными эллиптическими листьями, имеющими дуговидное жилкование, и разбросанными по поперечному разрезу стебля бессосудистыми проводящими пучками с остаточным внутрипучковым камбием. Цветки были в верхушечных соцветиях, 3-членные, с околоцветником в двух кругах, с андроцеем из примитивных лентовидных тычинок и с апокарпным гинецеем из примитивных кондупликатных плодолистиков. Пыльцевые зерна были одиобороздные и в зрелом состоянии двухклеточные. Семена имели обильный эндосперм.

        По числу видов, а также родов и семейств однодольные сильно уступают двудольным. Тем не менее роль однодольных в природе чрезвычайно велика, особенно в травянистых сообществах. Многие важнейшие культурные растения, в том числе хлебные злаки и сахарный тростник, относятся к однодольным.

        Классы двудольных и однодольных, в свою очередь, подразделяются на подклассы, которые делятся на порядки (иногда объединяемые в надпорядки), семейства, роды и виды со всеми промежуточными категориями (рис. 50).

Классификация и филогения цветковых растений

        КЛАСС ДВУДОЛЬНЫХ , включающий около 325 семейств, около 10 000 родов и до 180 000 видов, подразделяется на 7 подклассов.

        Подкласс 1. Магнолииды (Magnoliidae). Большей частью древесные растения, реже наземные или водные травы, иногда паразиты. Сосуды у некоторых форм отсутствуют. В паренхимных тканях часто имеются секреторные клетки. Устьица обычно с 2 побочными клетками. Цветки, как правило, обоеполые, часто спиральные или спироциклические. Зрелая пыльца 2-клеточная или реже 3-клеточная. Оболочка пыльцевых зерен однобороздная, 3—6-бороздная, ругатная, поровая или безапертурная. Гинецей в большинстве случаев апокарпный. Семязачатки чаще всего битегмальные (с двойным интегументом), крассинуцеллятные или, редко, тенуинуцеллятные. Эндосперм обычно целлюлярный, реже нуклеарный, редко гелобиальный. Семена большей частью с маленьким или очень маленьким зародышем и обильным эндоспермом, иногда также с периспермом.

        В подкласс магнолиид входят наиболее примитивные порядки двудольных, в том числе магнолиевые, бадьяновые, лавровые и нимфейные. Хотя среди представителей подкласса нет ни одной ныне живущей формы, сочетающей в себе все примитивные признаки, магнолииды в целом представляют собой группу, которая стоит наиболее близко к гипотетической исходной группе, давшей начало ныне живущим цветковым растениям.

        Подкласс 2. Ранункулиды (Ranunculidac). Близок к подклассу магнолиид, но более подвинут. Большей частью травы. Все представители обладают сосудами. Секреторные клетки в паренхимных тканях обычно отсутствуют (за исключением луносемянниковых). Устьица разных типов, в большинство случаев без побочных клеток. Цветки обоеполые или однополые, часто спиральные или спироциклические. Зрелая пыльца большей частью 2-клеточная. Оболочка пыльцевых зерен трехбороздная или производная от трехбороздного типа, но никогда не бывает однобороздной. Семязачатки обычно битегмальные и крассинуцеллятные или реже тенуинуцеллятные. Семена чаще всего с маленьким зародышем и большей частью с обильным эндоспермом, редко без эндосперма.

        В подкласс ранункулид входит порядок лютиковых и близкие к нему порядки. По всей вероятности, ранункулиды происходят непосредственно от магнолиид, скорее всего от предков типа бадьяновых.

        Подкласс 3. Гамамелидиды (Hamamelididae). Большей частью древесные растения с сосудами (за исключением порядка троходендровых). Устьица с 2 или большим, числом побочных клеток или побочные клетки отсутствуют. Цветки в большинстве случаев анемофильные, более или менее редуцированные, большей частью однополые; околоцветник обычно слабо развит, и цветки, как правило, бозлепестные и часто также без чашечки. Зрелая пыльца большей частью 2-клеточная, трехбороздная или производная от трехбороздного типа. Гинецей обычно ценокарпный. Семязачатки часто битегмальные и в большинстве случаев крассинуцеллятные. Плоды большей частью односемянные. Семена с обильным или скудным эндоспермом или вовсе без эндосперма.

        В подкласс гамамелидид входят порядки троходендровых, гамамелисовых, крапивных, буковых и близкие к ним порядки. Гамамелидиды произошли, вероятно, непосредственно от магнолиид.

        Подкласс 4. Кариофиллиды (Caryophyllidae). Обычно травянистые растения, полукустарники или низкие кустарники, редко небольшие деревья. Листья цельные. Сосуды, всегда имеются, членики сосудов с простой перфорацией. Устьица с 2 или 3 (редко 4) побочными клетками или побочные клетки отсутствуют. Цветки обоеполые или редко однополые, большей частью безлепестные. Зрелая пыльца обычно 3-клеточная. Оболочка пыльцевых зерен трехбороздная или производная от трехбороздного типа. Гинецей апокарпный или чаще ценокарпный. Семязачатки обычно битегмальные, крассинуцеллятные. Семена большей частью с согнутым периферическим зародышем, обычно с периспермом.

        В подкласс кариофиллид входят порядки гвоздичных, гречишных и плюмбаговых. Кариофиллиды произошли, вероятно, от примитивных представителей ранункулид.

        Подкласс 5. Дилленииды (Dilleniidae). Деревья, кустарники или травы. Листья цельные или различным образом расчлененные. Устьица разных типов, большей частью без побочных клеток. Сосуды всегда имеются; членики сосудов с лестничной или простой перфорацией. Цветки обоеполые или однополые, с двойным околоцветником или реже безлепестные; у более примитивных семейств околоцветник часто спиральный или спироциклический. Андроцей, когда он состоит из многих тычинок, развивается в центробежной последовательности. Зрелая пыльца 2-клеточная или реже 3-клеточиая. Оболочка пыльцевых зерен трехбороздная или производная от трехбороздного типа. Гинецей апокарпный или чаще ценокарпный. Семязачатки обычно битегмальные и большей частью крассинуцеллятные. Семена, как правило, с эндоспермом.

        В подкласс входят порядки диллениевьгх, чайных, фиалковых, мальвовых, вересковых, первоцветных, молочайных и др. По всей вероятности, дилленииды произошли от каких-то древних магнолиид.

        Подкласс 6. Розиды (Rosidae). Деревья, кустарники или травы. Листья цельные или различным образом расчлененные. Устьица разных типов, чаще всего без побочных клеток или с 2 побочными клетками. Сосуды всегда имеются, членики сосудов с лестничной или чаще с простой перфорацией. Цветки большей частью обоеполые, с двойным околоцветником или безлепестные. Андроцей, когда он состоит из многих тычинок, развивается в центростремительной последовательности. Зрелая пыльца обычно 2-клеточная. Оболочка пыльцевых зерен трехбороздная или производная от трехбороздного типа. Гинецей апокарпный или ценокарпный. Семязачатки, как правило, битегмальные и крассинуцеллятные. Семена с эндоспермом или без него.

        В подкласс розид входят порядки камнеломковых, розовых, бобовых, протейных, миртовых, рутовых, сапиндовых, гераниевых, кизиловых, аралиевых, крушиновых, санталовых и др. Розиды произошли, вероятно, от ближайших предков диллениид.

        Подкласс 7. Астериды (Asteridae). Деревья, кустарники или чаще травы. Листья цельные или различным образом расчлененные. Устьица большей частью с 2, 4 (часто) или 6 (редко) побочными клетками. Сосуды всегда имеются, членики сосудов с лестничной или чаще с простой перфорацией. Цветки обычно обоеполые, почти всегда сростнолепестные. Тычинки, как правило, в одинаковом или в меньшем числе с долями венчика. Зрелая пыльца 3-клеточиая или 2-клеточная. Оболочка пыльцевых зерен трехбороздная или производная от трехбороздного типа. Гинецей всегда ценокарпный, по-видимому, морфологически всегда паракарпный, обычно из 2—5, редко 6—14 плодолистиков. Семязачатки всегда унитегмальные, тенуинуцеллятные или редко крассинуцеллятные. Семена с эндоспермом или без него.

        В обширный подкласс астерид входят порядки ворсянковых, горечавковых, норичниковых, губоцветных, колокольчиковых, сложноцветных и др. По всей вероятности, астериды происходят от примитивных розид, скорее всего от каких-то древних форм, близких к современным древесным представителям порядка камнеломковых.

        КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫХ , содержащий около 65 семейств, около 3000 родов и не менее 60 000 видов, подразделяется на 3 подкласса.

        Подкласс 1. Алисматиды (Alismatidae). Водные или болотные травы. Устьица с 2 или реже 4 побочными клетками. Сосуды отсутствуют или имеются только в корнях. Цветки обоеполые или однополые. Околоцветник развит или редуцирован, часто отсутствует. Зрелая пыльца обычно 3-клеточная. Оболочка пыльцевых зерен однобороздная, дву-, многопоровая или безапертурная. Гинецей большей частью апокарпный, реже ценокарпный. Семязачатки битегмалъные, крассинуцеллятные или ренте тенуинуцеллятные. Эндосперм нуклеарный или гелобиальный. Семена без эндосперма.

        В подкласс алисматид входят порядки частуховых, водокрасовых, наядовых и др. Алисматиды произошли, вероятно, от какой-то вымершей группы травянистых магнолиид, стоявших близко к предкам современных нимфейных.

        Подкласс 2. Лилииды (Liliidae). Травы или вторичные древовидные формы. Устьица апомоцитные или с побочными клетками, обычно с 2 побочными клетками (парацитные). Сосуды только в корнях или во всех вегетативных органах, очень редко отсутствуют. Цветки обоеполые или редко однополые. Околоцветник хорошо развит и состоит из сходных между собой (обычно лепестковидных) или ясно различающихся чашелистиков и лепестков, или же околоцветник редуцирован. Зрелая пыльца обычно 2-клеточная, реже 3-клеточная. Оболочка пыльцевых зерен однобороздная, одиопоровая (иногда 1—4-поровая) или реже безапертурная. Гинецей, как правило, ценокарпный, редко (у примитивных триурисовых и некоторых примитивных лилейных) более или менее апокарпный. Семязачатки обычно битегмальные или очень редко унитегмальные, крассинуцеллятные или реже тенуинуцеллятные. Эндосперм нуклеарный или реже гелобиальный. Семена обычно с обильным эндоспермом, но у порядка имбирных с периспермом и остатком эндосперма или только с периспермом.

        В подкласс лилиид входят порядки лилейных, имбирных, орхидных, бромелиевых, ситниковых, осоковых, коммелиновых, эриокауловых, рестиевых, злаковых и др. Происхождение, вероятно, общее с алисматидами.

        Подкласс 3. Арециды (Arecidae). Травы или вторичные древовидные формы. Устьица с 2, 4, 6 (чаще всего с 4) побочными клетками. Сосуды во всех вегетативных органах или только в корнях (аронниковые). Цветки обоеполые или чаще однополые. Околоцветник развит и состоит из очень схожих между собой чашелистиков и лепестков, или он более или менее редуцирован, иногда отсутствует. Цветки собраны в метельчатые или шаровидные соцветия либо в початки, которые большей частью снабжены покрывалом. Зрелая пыльца обычно 2-клеточная. Оболочка пыльцевых зерен разных типов, главным образом однобороздная. Гинецей апокарпный (некоторые пальмы) или чаще ценокарпный. Семязачатки битегмалъпые и крассинуцеллятные, редко тенуинуцеллятные. Эндосперм обычно нуклеарный. Семена с эндоспермом, как правило, обильным.

        В подкласс арецид входят порядки пальмовых, циклантовых, аронниковых, пандановых, рогозовых. Наиболее вероятно, что арециды имеют общее происхождение с лилиидами.

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

Классификация цветковых растений

Разделы: Биология

Тема: «Классификация цветковых растений».

Тип урока: обобщающий урок.

Вид урока: урок путешествие.

Задачи урока: углубить и обобщить знания по систематике растений, конкретизировать знания о многообразии и практическом значении цветковых растений, воспитывать любовь бережному отношению растений.  

Оборудование: компьютерные технологии, рисунки цветковых растений, натуральные объекты, карточки задания.

ХОД УРОКА

При проведении урока класс делится на отряды, из каждого отряда выбирается командир. Отряды формируются с различной успеваемостью учащихся. Учитель объявляет тему маршрута и  маршруты путешествия. (Вывешивается карта маршрута путешествия). На каждом маршруте проводится взаимоконтроль членов отряда. Все члены отряда работают под руководством командира. Командир инструктирует отряд – сообщает свой ответ остальным ученикам. Ученики – подтверждают ответы, отвечают командиру. Для взаимоконтроля выдаются купоны по итогам  жеребьевки среди командиров. Купон «Выбор» – учитель проверяет подготовку отряда по ответу одного из учеников по своему выбору. Если оценка учителя соответствует оценке, полученной этим учеником при взаимоконтроле, остальные члены отряда сохраняют оценки, выставленные при взаимоконтроле. Если отвечающий получает низкую оценку, то и оценки у остальных членов отряда снижаются на 1 балл.

Купон «Магистр» – учитель проверяет подготовку отряда по ответу  одного ученика по выбору отряда. Оценки остальным членам отряда выставляются так же, как и в предыдущем случае. Купон «Каждый» – учитель проверяет подготовку отряда, выслушивая всех членов поочередно и оценивая ответ каждого. Купон «Доверие» – оценки, поставленные при взаимоконтроле, принимаются без проверки учителя. Каждому отряду выдается Лист контроля знаний.

Отряд №                                                          Купон

Отряд                   Фамилия

Оценка подготовки

«5»

«4»

«3»

Командир

 

 

 

1Член отряда      
2Член отряда      
3Член отряда      

1 маршрут Терминологическая эстафета

Учащимся предлагается игра «Ромашка». На обратной стороне каждого лепестка ромашки написаны термины (класс, род, царство, семейство, вид, отдел), имеющий отношение к теме данного урока. Учащиеся каждого отряда отрывают лепестки и объясняют значение термина. Затем проводится беседа.

– Для чего используют эти термины? – Для классификации растений. – Почему необходима классификация растений? – Для определения признаков сходства и различия групп растений, по которым можно судить о степени родства растений между собой. Задание: – Написать правильный порядок классификации растений. (Царство – отдел – класс – семейство – род – вид).  

2 маршрут «Ярмарочная»

(На витрине натуральные объекты, коллекции: редька черная; лук репчатый; плоды шиповника, вишни; семена гороха, пшеницы, подсолнуха; перец сладкий и т.д.) Надо определить  класс, семейство и хозяйственное значение данных растений.

3 маршрут «Красная книга»

Учитель показывает компьютерную презентацию исследовательского проекта  «По страницам Красной книги». Показывает слайды видов растений, объясняет основные экологические факторы, влияющие на растения которые, занесены в Красную книгу МСОП и РТ. Затем ученики работают с Красной книгой РТ, заполняют таблицу.

Название семейств

Количество

Количество видов занесенныхв Красную книгу РТ

родов

видов
Крестоцветные

380

3200

16 видов

Розоцветные

100

3000

9 видов

Бобовые

700

12000

30 видов

Пасленовые

90

2500

не занесены

Сложноцветные

1150

1300

50 видов

Лилейные

45

1300

5 видов

Злаковые

650

10000

46 видов

4 маршрут «Лекарственные растения»

Отряды получают листы, где написаны о лекарственном значении растений разных семейств. Ученики должны определить растение. – Среди крестоцветных немало лекарственных растений. Это растение обладает кровоостанавливающим свойством. Весенние розетки листьев используются для приготовления супов, витаминных салатов. (Пастушья сумка) – Растение из семейства розоцветные. Чай из цветков этого растения хорошее потогонное  средство. Он вкусен и ароматен. Настои травы применяют при лечении ОРВИ, гриппа. (Таволга шестилепестная) – Семейство бобовые – является ценным лекарственным растением. Лекарственным сырьем являются соцветия – головки. В них много белка, содержится много витаминов, которые стимулируют обмен веществ. Он природный заменитель аспирина и его настои являются хорошим жаропонижающим средством.  (Клевер красный) – Это растение является представителем семейства пасленовые. Очень ценен его сок, содержащий лимонную, аскорбиновую  кислоты, который используется для лечения язвы желудка, 12-ти перстной кишки. Наличие в  соке молодых клубней йода делает его полезным при болезнях щитовидной железы. (Картофель) – Он является представителем семейства сложноцветные. Он является ценным лекарственным растением. Лекарственным сырьем являются корни. Настой корней улучшает пищеварение, является желчегонным средством. Используется при колитах, гастритах, заболеваниях печени и желчного пузыря. (Одуванчик) – Это ценное лекарственное растение семейства лилейные. Лекарственное сырье – цветки и листья. Настойка  используется при сердечных заболеваниях. (Ландыш майский) – Злостный сорняк один из представителей семейства злаковых. Но обладает и ценным лекарственным значением. В его корневищах содержится яблочные и аскорбиновые кислоты. Настой корневищ принимают при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, болезнях печени. (Пырей ползучий)

5 маршрут «Загадочная»

Учитель задает загадки, учащиеся отгадывают их и определяют класс, семейство растений. На мониторе компьютера появляются ответы-картинки.

1. Цветок – напрасный, Плод опасный, А поле засажено.

(Класс двудольные. Семейство пасленовые. Картофель)

2. Овощ этот очень крут! Убивает всех вокруг. Помогут фитонциды От оспы и чумы. И вылечить простуду Им тоже сможем мы.

(Класс однодольные. Семейство лилейные. Лук)

3. Не шит, не кроен, а весь в рубцах: Без счету одежек, и все без застежек.

(Класс двудольные. Семейство крестоцветные. Капуста)

4. Она древностью гордится Уже десять тысяч лет, Шумит, в полях под синим небом И кормит всех нас белым хлебом.

(Класс однодольные. Семейство злаковые. Пшеница)

5. Цветок крылатка, А плод лопатка. Плод зелен и молод, Но сладок, как солод.

(Класс двудольные.  Семейство бобовые. Горох)

6. Золотое решето Черных домиков полно. Сколько черненьких домков – Столько беленьких жильцов.

(Класс двудольные. Семейство сложноцветные. Подсолнечник)

7. Стоит Егорка в красной ермолке, Кто не пройдет, всяк поклон дает.

(Класс двудольные. Семейство розоцветные. Земляника)

6 маршрут «Тренажерная»

Каждый отряд получает программированное задание тренажер и выполняет их за компьютером.

Для каждого из предложенных семейств выберите соответствующие характеристики.

1. Семейства цветковых растений

1.1. Крестоцветные 1.2. Бобовые 1.3. Розоцветные 1.4. Сложноцветные 1.5. Пасленовые 1.6. Злаковые 1.7. Лилейные

2. Представители семейств

2.1. Редька дикая 2.2. Паслен черный 2.3. Василек синий 2.4. Клевер луговой 2.5. Тимофеевка луговая 2.6. Лилия Даурская 2.7. Земляника лесная

3. Класс растений

3.1. Растения относятся к классу однодольных 3.2. Растения относятся к классу двудольных

4.Строение цветка

4.1. Цветки пятичленные, спайнолепестные, язычковой, трубчатой, воронковидной формы Л(5) Т5 П1. 4.2. Формула цветка О2 Т3П1. 4.3. Формула цветка Ч5 Л5 Т П  или Ч5 Л5 Т П1. 4.4. Формула цветка Ч(5) Л1+2+(2) Т(9)+1 П1. 4.5. Формула цветка Ч(5) Л(5) Т5 П1. 4.6. Формула цветка Ч4 Л4 Т2+4 П1. 4.7. Формула цветка О3+3 Т3+3 П1.

5. Типы плодов

5.1. Плод сухой, боб. 5.2. Плод сухой, зерновка. 5.3. Плоды сочные, костянка, ягода, сборная костянка, яблоко. 5.4. Плод сухой, стручок или стручочек. 5.5. Плод сочный, ягода или сухой, коробочка. 5.6. Плод сухой, семянка.

6. Тип корневой системы

6.1. Корневая система мочковатая или корневище. 6.2. Корневая система мочковатая. Имеются видоизменения в виде корневищ, корнеклубней, луковиц. 6.3. Корневая система стержневая, на корнях имеются клубеньки с азотобактериями. 6.4. Корневая система стержневая.

7. Продолжительность жизни и жизненные формы растений

7.1. Семейство представлено многолетними травянистыми растениями, древовидные формы встречаются редко. 7.2. Семейство представлено однолетними и многолетними травянистыми растениями. 7.3. Семейство представлено однолетними двулетними и многолетними травянистыми растениями, встречаются также кустарники и полукустарники. 7.4. Семейство представлено однолетними и многолетними растениями всех жизненных форм – деревья, кустарники, травы; встречаются лианы. 7.5. Семейство представлено однолетними и многолетними травянистыми растениями, редко – древовидные формы. 7.6. Семейство представлено многолетними растениями всех жизненных форм – деревья, кустарники, травы.

8. Характеристика листьев

8.1. Листья простые и сложные, с сетчатым жилкованием. 8.2. Листья только простые, с дуговым и параллельным жилкованием. 8.3. Листья чаще сложные, редко простые, с сетчатым жилкованием.

9. Характеристика стебля

9.1. Стебли заполнены тканью, имеется слой камбия. 9.2. Стебли чаще полые, иногда заполнены тканью, камбий отсутствует.

В каждом шаге должен быть запрограммирован правильный ответ и две записи «неправильно». То есть компьютер фиксирует правильный ответ и, то, что ученик при выборе ответа сделал две попытки.

ОТВЕТЫ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

1

2

6

4

4

3

1

1

2

4

2

4

1

3

4

3

1

3

2

2

5

5

4

2

1

1

4

5

1

2

2

1

5

2

2

5

6

1

7

5

2

1

2

2

Заключительная часть урока. Подведение итогов. Подчитываются оценки полученных отрядами, определяются победители.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Классификация цветковых растений (7 класс)

Обобщающий урок.

Классификация цветковых растений.

Задачи:1.Обобщить знания учащихся о характерных особенностях растений семейств класса двудольных и однодольных, их многообразие, значение в природе и народном хозяйстве.

2.Развивать навыки работы с компьютерной техникой, пользуясь определительными карточками, совершенствовать умения определять растения, сравнивать, делать выводы.

3.Воспитовать бережное отношения к природе, а так же соблюдать свое здоровье, используя дары природы.

Цель: Оценить уровень усвоения теоретического материала и освоение навыков практической работы.

Тип урока: Урок проверки и оценки знаний, умений, навыков.

Форма учебной деятельности: Комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: Организация повторения изученного материала, эвристическая беседа, лабораторная работа.

Оборудование: компьютеры, рисунки, гербарии, доп.литература.

Ход урока: 1.Организационный момент.

2.Выполнение индивидуальных работ.

3.Фронтальный опрос.

4.Работа со слайдами.

5.Физ. минута.

6.Сообщение ребят.

7.Тренажор для логического развития мышления.

8.Рассказы о прекрасном мире цветов.

9.Итоговое тестирование.

10.Выводы. Выставление оценок.

11.Ознакомление с доп. литературой.

На экране слайд №1 – поле ромашек.

Мы с вами изучили такую тему, которое имеет огромное значение для нашего эстетического и практического развития, а так же бережного отношения к природе и к своему здоровье.

Цель нашего урока заключается в том, чтобы закрепить полученные знания и использовать их в своей жизни.

За компьютерами сидящие ребята выполняют тестовые задания.

1.Признаки отдела покрытосеменных:

А) стержневая корневая система Б) корень, побег, цветок, плод с семенами

В) корневище Г) корень, побег, семя

2.Признаки класса двудольных:

А) плод ягода Б) плод зерновка

В) стержневая корневая система, зародыш с двумя семядолями, сетчатое жилкование листьев.

Г) корень, побег, цветок, плод с семенами

3.Растения семейства пасленовых:

А) овес, рожь, пшеница Б) томат, дурман, картофель, баклажан

В) редька, репа, капуста Г) астра, василек, одуванчик

4.Ядовитое растение:

А) дурман обыкновенный Б) пастушья сумка

В) паслен черный Г) горчица полевая

5.На родство растений одного семейства указывает:

А) их способность к фотосинтезу Б) использование кислорода для дыхания

В) общие признаки в строении их цветка

Г) произрастание на одной территорий

6.Наиболее крупная систематическая единица:

А) отдел Б) царство В) вид Г) семейства

7. Систематическая категория, объединяющая виды:

А) класс Б) род В) семейство Г) отдел

8.Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на

корнях растений семейства:

А) злаков, Б) бобовых, В) пасленовых, Г) лилейных.

Определить по гербариям – растение, дать им систематику (на листках бумаги)

Гербарий семейств: 1.Крестоцветные – Пастушья сумка.

2.Розоцветные – Земляника лесная.

3.Бобовые – Донник лекарственный.

4.Пасленовые – Петуния гибридная.

5.Сложноцветные – Чертополох обыкновенный.

6.Лилейные – Ландыш майский.

7.Злаковые – Мятлик луговой.

Указать на доске систематику: Лилия тигровая, Ромашка аптечная.

Указать на доске формулы цветков из семейств: Крестоцветных, Пасленовых, Бобовых, Розоцветных, Сложноцветных, Лилейных, Злаковых.

А с остальными выполним программированное задание. На экране указаны признаки растений. Вы должны определить, сколько классов и семейств указано и под какой цифрой они обозначены (выполняют вначале самостоятельно, а затем проверяем).

На экране слайд №2 признаки растений.

  1. Корень стержневой.

  2. В зародыше семени 1 семядоля.

  3. В цветке Ч4 Л4 Т6 П1

  4. Жилкование листьев сетчатое.

5. Мочковатый тип корневой системы.

6. Между корой и древесиной расположен камбий.

7. Жилкование листьев параллельное или дуговое.

8. В зародыше семени 2 семядоли.

9. В цветке околоцветник отсутствует, Л6 Т6 П3

10. Камбии в стебле нет.

-Проверяем задания у ребят, которые работали около доски.

-Определяем классы и семейства программированного задания.

Теперь переходим к следующему этапу нашего урока. Вы должны дать характерные особенности семейств, класса однодольных и двудольных растений.

На экране слайд №3,4,5,6 – Особенности семейств.

1.Характеристика Пасленовых.

2.Характеристика Сложноцветных.

3.Характеристика Бобовые.

4.Характеристика Злаковые.

Итак, дали характеристики семействам. А теперь, выясним, что является лишним в группах растений и почему.

Показ слайдов № 7,8,9,10,11 – Что лишнее?

1.РОЗА, ТОМАТ, МАЛИНА, ПЕРСИК.

2.БЕЛЕНА ЧЕРНАЯ, ПЕРЕЦ, ТОМАТ,КАРТОФЕЛЬ ЧИЛИЙСКИЙ.

3.ПОДСОЛНЕЧНИК, ЯБЛОНЯ ДИКАЯ, ИРИС, КАПУСТА БРЮССЕЛЬСКАЯ.

4.ПШЕНИЦА,

5.ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА, ЗЕМЛЯНИКА ЛЕСНАЯ, ЕЖЕВИКА, БОЯРОШНИК.

Физ. минутка (музыка)

Вниз три наклона, наклоняемся до пола,

А потом прогнемся сразу глубоко назад три раза.

Выполним рывки руками 1,2,3,4,5,

А теперь присядем, чтобы сильней и крепче стать.

Вверх потянемся, потом шире руки разведем.

Мы размялись от души и за парты вновь спешим.

А теперь представьте себе, что вы приходите к другу, а он болен. Его мучает кашель и насморк, болит горло, высокая температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях из изученных семейств?

Сообщение «Народные средства для лечения от простудных заболеваний, т.е. от повышенной температуры, боли горла, кашля, насморка».

1.Хорошее средство от кашля – редька с медом. Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть ее, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли две чайные ложки меда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 ч. Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3-4 раза в день до еды.

2.При простудных заболеваниях хорошим средством считается сухие плоды малины, заваренные в виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 10 – 15 минут и пьют как чай 2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели.

3.Рекомендуем вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.

4.Если кашель только начинается, то поможет сок лука. Надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке.

Теперь вы должны, определить к какому семейству эти растения относятся, которые буду вам называть.

Лук репчатый, астра китайская, клевер белый, петуния гибридная, чина лесная, ромашка лекарственная, гладиолусы, роза эфиромасличная, мать – и – мачеха, клевер белый, кукуруза, василек луговой.

Проведем с вами небольшой тренажер от общего к частному.

Расположите понятия так, чтобы слева располагались общие понятие, в середине - промежуточное, а справа – частное. Пример, «Низшие растения – водоросли – улотрикс».

Название слов указаны на слайде.

Слайд №12 - От общего к частному.

1.Ярутка полевая, двудольные, крестоцветные (двудольные, крестоцветные, ярутка полевая).

2.Лесное растение, дуб, дерево (лесное растение, дерево, дуб).

3.Крыжовник, цветковое растение, кустарник (цветковое растение, кустарник, крыжовник)

4.Пыльник, тычинка, цветок (цветок, тычинка, пыльник)

5.Вид, семейство, род (семейство, род, вид)

6.Ландыш майский, однодольное, лилейные (однодольные, лилейные, ландыш майский).

С древних времен, любуясь цветами, поэты, одушевляли их, находя в них сходство с красивой девушкой или стройным юношей, создавали разные поэтические истории о превращении людей в цветы. И до сих пор сохранились легенды о волшебном появлении того или иного цветка.

(на экране слайды цветов, ученики рассказывают о цветах, легенды о них, под тихую музыку).

Слайды №13, 14, 15 – Прекрасный мир цветов.

Легенда о нарциссах.

Лучистый, нежно-белый цветок нарцисса склонен набок и как бы смотрит желтыми глазами вниз.

В древней Элладе, где плещет о темные скалы,

Где опрокинута чашей глубокая синь,

Юноша жил темнокудрый, легкий и статный, как тополь,

Первый во всех состязаниях – в плаванье, беге, борьбе.

Часто, склоняясь над водою среди камышей и кувшинок

Где- нибудь в сонном заливе или озерной тиши,

Не уставал любоваться собственным он отраженьем,

Думая: «Как я прекрасен, лучше я всех на земле!»…

Легенда о превращении юноши Нарцисса в цветок, созданная поэтами, и дала ему видовое название «Нарцисс поэтический». Все нарциссы так нежны и прекрасны. Они вызывают восхищение. В Турции сохранилась старинная поговорка: «У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб – пища для тела, цветок – пища для души». У многих народов в разные времена один и тот же цветок имел различное значение. В Греции нарцисс считался цветком погибших, а в Риме он был цветком победы. В Швейцарии устраивался праздник нарциссов.

Легенда о лилии.

Дожди посетить нас забыли ли,

Иль впрямь загостилась жара,

Но свежи в саду только лилии,

Головки качая с утра…

Белые цветы лилий вызывают целый рой образов. Лилии получили свое название от древнегальского слово «ли-ли» - «белый – белый». Столица древней Персии называется Суза – город лилий. Особое место занимали лилии в истории Франции. Король франков Людвиг одержал победу над германцами у реки Ли, где росли лилии. Возвращаясь с поля битвы, солдаты украсили свои шлемы и щиты этими цветами. С тех пор знамена Франции украшают три лилии. 300 лет назад были вычеканены монеты «Золотые и серебряные лилии». Цветы лилии заполняли сады, и Францию называли королевством лилий. (Рассказать легенду о Жанне ДАрк).

Легенда о розе.

У роз особый аромат, то сильный, то нежный, чуть веющий.

В древней Греции поэты называли розу царицей цветов. Сказания древней Индии говорят о том, что богиня Красоты и Любви Лакшими родилась из бутона розы. Персия, где издавна любили розы, носит название «Гюлистан» - «Сад роз». В Англии 500 лет назад в течение тридцати лет не прекращалась «Война Алой и Белой роз». На знаменах и гербах воюющих сторон изображены розы. Много легенд и событий связано с этим прекрасным цветком. Поэты воспевают красоту и в наши дни. Ни одному цветку не посвящено столько стихов, романов и сказок.

Под солнцем горячего юга,

Забыв про снега и морозы,

На стеблях, что гнутся упруго,

Раскинулись заросли роз.

Быть может на свете нет краше

Таких ярко-алых цветов –

Недаром в их пышные чаши

И запах налит до краев.

(Ознакомить с дополнительной литературой имеющиеся в библиотеке).

Проверить тестовые задания у ребят, выполнявших за компьютерами (вопросы на экране).

Слайд №16 – тест.

1.Признаки отдела покрытосеменных:

а) стержневая корневая система, б) корень, побег, цветок, плод с семенами, в) корневище, г) корень, побег, семя

2.Признаки класса двудольных:

а) плод ягода, б) плод зерновка, в) корень, побег, цветок, плод с семенами,

г) стержневая корневая система, две семядоли, сетчатое жилкование листьев.

3.Растения семейства пасленовых:

а) овес, рожь, б) томат, картофель,

в) редька, репа, г) астра, одуванчик.

4.Ядовитые растение:

а) дурман обыкновенный, б) пастушья сумка,

в) паслен черный, г) пырей ползучий.

5.Растения семейства злаков имеют общие признаки:

а) листья сложные, б) стебель соломина, в) плод стручок, г) плод зерновка

6.Наиболее крупная систематическая единица:

а) отдел, б) царство, в) вид, г) семейства.

7.Систематическая категория, объединяющая виды:

а) класс, б) род, в) семейства, г) отдел.

8.Клубеньки, обогащающие почву азотом, образуются на корнях растений семейства:

а) злаков, б) бобовых, в) пасленовых, г) лилейных.

infourok.ru

Классификация цветковых растений. 6-й класс

Разделы: Биология

Цели:

  • выявить уровень овладения знаниями по данной теме;
  • совершенствовать умения распознавать изучаемые виды в природе, на рисунках и таблицах;
  • развивать у учащихся навыки общения и сотрудничества;
  • формировать научное мировоззрение, бережное отношение к окружающей среде;
  • осуществлять экологическое и эстетическое воспитание учащихся.

Рекомендации к подготовке:

  • заранее назначить жюри из числа учащихся (2 – 3), приняв у них зачёт по данной теме;
  • разбить класс на команды по 4 – 5 человек, имеющих примерно равный уровень подготовки;
  • приготовить комплекты распечатанных заданий и карточек-бланков для записи ответов соответственно предполагаемому количеству команд;
  • расставить мебель должным образом;
  • на доске начертить таблицу, в которую будут заноситься баллы, полученные командами после каждого этапа.

Ход урока

1 этап – «Цветки. Соцветия. Плоды».

Задание: распределить предложенные признаки согласно принадлежности представителям различных семейств.

Семейства цветковых растений:

А – Крестоцветные;Б – Розоцветные;В - Мотыльковые;Г – Паслёновые;Д – Сложноцветные;Е – Лилейные;Ж – Злаковые.

  1. плоды – костянка, многокостянка, многоорешек, яблоко;
  2. формула цветка - *О3+3Т3+3П1;
  3. соцветие – корзинка;
  4. формула цветка - *Ч5Л5ЕооП1 или *Ч5+5Л5ЕооПоо.
  5. зародыш имеет две семядоли;
  6. формула цветка - Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1;
  7. плоды часто имеют приспособления к распространению ветром;
  8. формула цветка - *Ч4Л4Т4+2П1;
  9. чашечка цветка не развита либо представлена щетинками или волосками;
  10. плоды – коробочка, ягода;
  11. формула цветка - О(2)+2Т3П1;
  12. соцветия – кисть, зонтик;
  13. плод – зерновка;
  14. плоды – стручки или стручочки;
  15. формула цветка - *Ч(5)Л(5)Т5П1;
  16. зародыш имеет одну семядолю;
  17. цветки неправильные;
  18. цветки мелкие, невзрачные;
  19. соцветие заключено в обвёртку из зелёных листьев;
  20. плод – семянка;
  21. соцветия – метёлка, сложный колос;
  22. венчик цветков состоит из 5 сросшихся лепестков, 5 тычинок образуют трубку вокруг 1 пестика;
  23. соцветие – кисть;
  24. имеются трубчатые, воронковидные и язычковые цветки;
  25. плод – боб.

Таблица для записи ответа:

Семейства Признаки (номера)
А  
Б  
В  
Г  
Д  
Е  
Ж  

2 этап - «Корни. Листья. Стебли».

Задание: записать номера семейств, у представителей которых могут встречаться указанные в списке признаки.

Семейства цветковых растений:

1 – Крестоцветные;2 – Розоцветные;3 - Мотыльковые;4 – Паслёновые;5 – Сложноцветные;6 – Лилейные;7 – Злаковые.

  • Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю, лишены камбия: …..
  • Жилкование параллельное или дуговое: …..
  • На корнях вследствие проникновения бактерий-симбионтов образуются клубеньки: ….
  • Стебли с утолщёнными узлами, вставочный рост: …..
  • Корневая система стержневая: …..
  • Проводящие пучки расположены в центре, часто имеют камбий: …..
  • Жилкование сетчатое: …..
  • Корневая система мочковатая: …..
  • Листья узкие, длинные, с влагалищами: …..
  • Многие представители образуют корнеплоды: …..

3 этап – «Значение».

Задание: дописать названия представителей различных семейств, которые имеют определённое значение в природе и жизни человека.

  • Декоративные растения: …..
  • Лекарственные растения: …..
  • Овощные растения: …..
  • Кормовые культуры: …..
  • Зерновые культуры: …..
  • Ядовитые растения: …..
  • Медоносы: …..
  • Плодово-ягодные культуры: …..
  • Масличные культуры: …..
  • Редкие и исчезающие растения: …..

4 этап – «Узнать в лицо».

Каждой команде предлагается набор пронумерованных изображений растений, принадлежащих разным семействам (см. Приложение 1). Задание: «узнать» растения и записать названия под соответствующими номерами.

5 этап – подведение итогов.

Библиография:

  1. Гин А. Приёмы педагогической практики. - М.: «Вита-Пресс», 2002.
  2. Калмина Н.И. Иду на урок. - Омск: Изд-во ОО ИПКРО, 2002.
  3. Сухова Т.С. Урок биологии (Технологии развивающего обучения) - М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2001.
  4. Учебник: Пасечник В.В. Биология (Бактерии. Грибы. Растения) – 6 класс. - М.:»Дрофа», 2007.

Приложение 1

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Производственная классификация цветковых растений

Тема урока: Производственная классификация цветковых растений.

Цель урока: повторить и систематизировать знания основных признаков классификаций цветковых растений.

Задачи урока.

Формировать представления детей о группах и подгруппах цветковых растений различающихся по биологическим свойствам, агротехнике выращивания, практическому применению в озеленении.

Развивать и корригировать мыслительные операции на основе упражнений на анализ, синтез, сравнение;

Развивать и корригировать словесно – логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами).

Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся.

Воспитывать мотивацию к учению, предоставив учащимся возможность провести самооценку своей работы по; воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Тип урока: Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений.

Планируемый результат обучения, в том числе формирование БУД.

1.Познавательные БУД:

Выделять существенные, общие и отличительные свойства групп цветковых растений; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, работать с информацией.

2. Коммуникативные БУД:

Вступать в контакт и работать в коллективе; обращаться за помощью и принимать помощь, слушать и принимать инструкцию в разных видах;

3.Личностные БУД:

Учить осознавать себя, как ученика, заинтересованного обучением; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию

4. Регулятивные БУД:

Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнения, классифицировать на наглядном материале; работать с информацией.

Тип урока: урок комбинированный

Межпредметные связи: экология, биология, история

Ресурсы: презентация, индивидуальные карточки, образцы грунта, цветковые растения, электронный тест.

Этапы урока

Формируемые

БУД

Деятельность

учителя

Деятельность

воспитанника

Замечания

1. Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность

Рапорт дежурного

2. Постановка проблемы.

Цель: актуализировать учебные знания и умения, мыслительные операции, необходимые для постановки темы урока, восприятия материала

3. Сообщение темы урока. (Формулировка темы урока)

4. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

5. Изучение нового материала

6.Физминутка

7. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в субъектах изучения

8. Закрепление материала

9. Итог урока.

10. Оценивание.

11. Орг. окончание урока

Коммуникативные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Познавательные

Регулятивные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

Подготовка обучающихся к уроку.

-Здравствуйте. Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Ребята, я хочу, чтобы у вас на уроке было хорошее настроение. Поэтому давайте повернёмся друг к другу и улыбнёмся.

- Выберите на столе, то растение или части растения, которое я назову.

-Кто дежурный?

-Сколько человек в классе?

-Все готовы к уроку?

-Какой сейчас урок?

- Что вы можете сказать о предметах которые я вам раздала вначале урока?

- Опираясь на знания о ваших цвет. растениях поделитесь на две группы.

- Что вы можете сказать о цветковых растениях?

( На доску вывешиваются таблички: Растения открытого грунта и растения закрытого грунта)

- Сформулируйте тему урока, над которой мы будем работать.

- Отгадайте слово, которое вам поможет сформулировать тему нашего урока.

Слайд

КЛАССИФИКАЦИЯ

123456789101112

-Найдите в словаре значение слова классификация (распределять по группам, разрядам, классам)

Работа в тетради.

Подпишите число и тему урока

- На нашем уроке мы рассматриваем производственную классификацию, которая делит цветочные растения на отдельные группы, сходные по биологическим свойствам,

- Назвать примеры

агротехнике выращивания, (Состав земли тд.)

- Назвать примеры,

по практическому применению.

- Назвать примеры

(Слайд)

- Что такое открытый грунт?

- Какие растения мы выращиваем в нашей школе?

- Отберите те растения, которые относятся к данной группе.

(бархотцы, луковицы гладиолуса, семена цветов мыльнянка, кларкия , арабис)

- К каким группам они относятся?

- Какая ещё существует группа растений открытого грунта?

- Что мы называем закрытым грунтом?

-Какие растения относятся к растениям закрытого грунта?

К таким растениям мы относим

Сезонно-цветущие

Слайд

Растения защищённого грунта , цветущие в определённое время года.

Они бывают грунтовые (предназначены для срезки.

Например гвоздика)

Горшочные (выращивают для реализации в горшках

Например гиацинт )

Выгоночные

-Получают с помощью ряда агротехнических приёмов, которые вызывают цветение в несвойственное для них время (Тюльпан) Например зимой , в то время когда в открытом грунте тюльпаны находятся в спящем состоянии.

Работа с красной книгой . 1 ученик (самостоятельно)

Историческая справка. Читает 2-ой ученик

- Кто выводит новые сорта?

Что узнали из классной книги?

Вечнозелёные

Растения защищённого грунта, сохраняющие свою декоративность в течение длительного времени и использующиеся для оформления интерьеров.

Просмотр фильма.

-Посмотрите внимательно и ответьте на вопросы:

- К какой группе относят растения, которые вы увидели ? (1 ученик)

- Определите вид грунта и найдите по внешнему составу в нашем музее. (2 ученика)

- Найдите в классе 2 растения, которые относятся к группе вечнозелёные, по биологическим свойствам:

Работа группами по карточкам (Бегония)

(Колеус)

Чем они отличаются?

-Мы можем поделить вечнозелёные растения на декоративно-цветущие и декоративно-лиственные. ( Вывешиваем таблички на доску)

- Сейчас вы ответите на вопросы по электронному тесту.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Оцените свою работу на уроке сами.

- Спасибо за урок.

Дети разбирают на столе чвасти растения.

Я-дежурный

В классе 5 человек

Все готовы к уроку

Сейчас урок цветоводства и декоративного садоводства. Сейчас пятый урок

- Это цветковые растения или части цветковых растений.

-Все растения делятся на цв. растения открытого грунта и цв. растения закрытого грунта.

-Классификация цветковых растений.

- Растения растущие без укрытия( В саду, огороде, на клумбах и т.д.)

- однолетние, многолетние

- двулетние

- Теплицы, парники, оранжереи, помещения.

- Селекционеры.

Тюльпан растёт в дикой природе в Липецкой области, занесён в Красную книгу.

Вечнозелёные Декоративно-цветущие.

Лёгкий грунт

Растения получают влагу из поддона.

Вечнозелёные.

У одного растения красивыё листья у другого растения красивые соцветия.

-Все цветковые растения делятся на группы по биологическим свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению.

Относится к группе цв. Растений закрытого грунта, подгруппа, вечнозелёные.

Стебель прямостоячий, листья овальные, простые, имеют окрас красный.

Относится к группе цв. Растений закрытого грунта, подгруппа, вечнозелёные.

Стебель прямостоячий, листья круглые, светло зелёные, цветки красные.

Относится к группе цв. Растений закрытого грунта, подгруппа, вечнозелёные.

Стебель прямостоячий, листья овальные, простые, имеют окрас красный.

Относится к группе цв. Растений закрытого грунта, подгруппа, вечнозелёные.

Стебель прямостоячий, листья круглые, светло зелёные, цветки красные.

Конспект урока по цветоводству и декоративному садоводству

в 9 классе

Тема урока.

Производственная классификация цветковых растений

Учитель: Старикова Л.В.

2016 год.

Самоанализ урока по цветоводству и декоративному садоводству

в 9 классе

Тема урока.

Производственная классификация цветковых растений.

Учитель: Старикова Л.В.

2016 год.

infourok.ru

Классификации цветковых растений - это... Что такое Классификации цветковых растений?

Таксономические системы в систематике растений

Классификация растений сложна, не в последнюю очередь из-за разногласий между сторонниками монофилии и полифилии.

Значение систематики для современной биологии можно выразить словами известного российского ботаника, знатока систематики, Армена Леоновича Тахтаджяна:

Систематика есть одновременно и фундамент и венец биологии, её начало и конец.

В современной филогенетической систематике можно выделить три крупные группы методов:

  1. Биологические методы, то есть методы основанные на изучение самих растительных организмов В пределах группы биологических методов выделяются следующие методы:
    1. Морфологические методы, которые включают в себя собственно морфологический, анатомический, карпологический (то есть изучение плодов растений), палинологический (изучение пыльцы), кариологический (изучение содержимого клеточных ядер) и тератологический (изучение уродов растительного мира).
    2. Биохимические методы, основанные на изучении биохимических превращений в растительных организмах.
    3. Физиологические, в основе которых лежит изучение физиологических процессов и реакций растений.
    4. Собственно биологические: генетические, онтогенетические (изучение развития организма от зарождения до биологической смерти) и гибридологические (изучения гибридов и их генетических и биологических проявлений).
  2. Топологические методы, основанные на изучении среды обитания растений. К ним относятся:
    1. Географический метод — изучение современного распространения растений.
    2. Экологический метод, основанный на изучении местообитания растений.
    3. Фитоценологический, основывается на изучении структуры растительных сообществ.
  3. Вспомогательные или математические методы, к которым относятся вариационно-статистическая обработка и корреляционный анализ.

Системы цветковых растений

Среди наиболее известных систем классификаций цветковых растений выделяют следующие[1]:

Примечания

Ссылки

dvc.academic.ru

Классификации цветковых растений - это... Что такое Классификации цветковых растений?

Таксономические системы в систематике растений

Классификация растений сложна, не в последнюю очередь из-за разногласий между сторонниками монофилии и полифилии.

Значение систематики для современной биологии можно выразить словами известного российского ботаника, знатока систематики, Армена Леоновича Тахтаджяна:

Систематика есть одновременно и фундамент и венец биологии, её начало и конец.

В современной филогенетической систематике можно выделить три крупные группы методов:

  1. Биологические методы, то есть методы основанные на изучение самих растительных организмов В пределах группы биологических методов выделяются следующие методы:
    1. Морфологические методы, которые включают в себя собственно морфологический, анатомический, карпологический (то есть изучение плодов растений), палинологический (изучение пыльцы), кариологический (изучение содержимого клеточных ядер) и тератологический (изучение уродов растительного мира).
    2. Биохимические методы, основанные на изучении биохимических превращений в растительных организмах.
    3. Физиологические, в основе которых лежит изучение физиологических процессов и реакций растений.
    4. Собственно биологические: генетические, онтогенетические (изучение развития организма от зарождения до биологической смерти) и гибридологические (изучения гибридов и их генетических и биологических проявлений).
  2. Топологические методы, основанные на изучении среды обитания растений. К ним относятся:
    1. Географический метод — изучение современного распространения растений.
    2. Экологический метод, основанный на изучении местообитания растений.
    3. Фитоценологический, основывается на изучении структуры растительных сообществ.
  3. Вспомогательные или математические методы, к которым относятся вариационно-статистическая обработка и корреляционный анализ.

Системы цветковых растений

Среди наиболее известных систем классификаций цветковых растений выделяют следующие[1]:

Примечания

Ссылки

brokgauz.academic.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта