Русская Испания - наш портал. Какие растения привез колумб из америки в европу
Что нам привез Колумб?
Ряд историков определяет эпоху Великих географических открытий как водораздел между Средними веками и Новым временем: из Южной Америки стали массово вывозить золото и серебро, в Европе появилась достаточная масса наличных денег, и феодальная экономика дала трещину. А где дает трещину экономика, там меняется и общество целиком. Даже если эта теория несостоятельна, то открытие Нового Света изменило облик мира: резко рванули вверх Испанская и Португальская колониальные империи, за ними подтянулись Англия, Франция и Нидерланды, европейцы начали расселяться по миру, изменилась экономика и политическое равновесие. Но всё это — вещи глобальные. В локальном, бытовом смысле дары новых континентов начали проникать в Европу уже с первым плаванием Колумба, а сейчас мы едва ли можем представить нашу жизнь без того, что когда-то путешественники привезли из обеих Америк.
Это знают все
ВИА «Гротеск» пел в отличном мультфильме 1987 года: «Колумб Америку открыл, великий был моряк. Но заодно он научил весь мир курить табак». С первой половиной не поспоришь — Колумб был действительно великим моряком и открыл Америку. Но вот с обучением мира курению можно поспорить.
Безусловно, первыми европейцами, которые узнали о табаке, были матросы с трех кораблей первой колумбовой экспедиции. Начиная с ноября 1492 года, в заметках Колумба и свидетельствах его моряков встречаются сведения о странных обычаях местных жителей, которые дымят листьями, свернутыми в трубочку и зажжёнными. Доподлинно неизвестно, кто был первым европейцем, выкурившим табаку, и где это было. Но предание сохранило такие данные: пионером курения был матрос Родриго де Херес, который начал долгий путь табака по миру. Затем к привычке начали приобщаться все больше моряков, а суровая испанская инквизиция даже заточала их за это в тюрьмы, так как пускать изо рта дым может только сатана.
Родриго де Херес с индейцем
К началу XVI века табак уже был знаком европейцам, к 1550-м его научились возделывать в Европе, а французский посол в Португалии Жан Вильман Нико распространил моду по всему континенту. Кстати, никотин — это от его фамилии.
Ещё один «колумбов дар», органично вписавшийся в европейские реалии, — картофель. Привез его в Европу не Колумб, а Сьеса де Леон, спустя 50 лет после четвертой колумбовой экспедиции, и поначалу европейцы не очень понимали, что с этим делать. Хотя европейцам того времени были знакомы и свекла, и репа, и брюква, но, чтобы разобраться, в чем суть картофеля, понадобилось время. Вероятнее всего, сказалось то, что доступ к диковинному растению был у путешественников, высшего света и прочего нобилитета, а такие с крестьянским трудом незнакомы. Впрочем, вскоре европейцы сообразили, что у картофеля можно есть корнеплод, и он распространился по всей Европе, а во многих национальных кухнях на севере континента он стал важной частью.
В одном из самых главных произведений времен конкисты о быте индейцев, Флорентийском кодексе, встречается упоминание о том, как ацтеки лечат насморк у новорожденных: «Насморк у новорождённых детей нужно лечить утренней росой, капая несколько капель в нос, или молоком их матерей, или соком особого корня, который на местном языке называется симатль, или провести пальцем, смоченным в томате или в соли». Неизвестно — из-за обычаев индейцев или из собственного нежелания разбираться в ситуации — европейцы долго высаживали помидор как декоративное растение с яркими красными ягодами, а не потребляли его в пищу. Первое упоминание о рецепте с помидором относится к итальянским кулинарным книгам XVII века, а впоследствии помидор отвоевал себе дорогу на столы получше картофеля.
Все тот же автор Флорентийского кодекса монах-иезуит Бернардино де Саагун рассказывал об огромном разнообразии и применении в медицине, быту и пище маиса, сортов которого насчитывается с дюжину. Это растение, столь памятное нашей истории, называется кукуруза, и привезено оно из Центральной Америки, заселенной ацтеками. Такой потрясающей популярности, как томат и картошка, кукуруза в Европе не завоевала, но зато её выращивают в промышленных масштабах на севере — в США.
Вообще в сочинениях де Саагуна, который с тщательностью отмечал все, что видел у ацтеков, можно встретить целый список вещей, привезенных впоследствии в Европу. Так, еще одна важная часть наших столов, которая обитала в Новом Свете, — индейка. Тут даже название мягко намекает, от кого этот дар.
Изображение из книги IX «Флорентийского кодекса»
Менее известные экспонаты
Трудно представить себе вечер на лавочке где-нибудь летом в провинциальном городе без дыма сигарет марок «Прима», «Пётр» и «Дукат». Влияние Нового Света? Конечно. Но если вы присмотритесь, то, скорее всего, обнаружите у этой лавочки еще один подарок Нового Света, и речь не о ламах и папайе. Я говорю о подсолнечнике — всероссийском цветке, который когда-то привезли конкистадоры из Южной Америки. Точно так же, как картофель и томат, его сначала высаживали для красоты, но потом начались изыскания: корзинки подсолнечника жарили и ели с солью, в Германии им пытались заменить кофе. До традиционного применения в качестве сырья для масла дошли позже, в XIX веке, а массовое лузгание жареных семечек стало популярно в России во времена обеих революций семнадцатого года.
Пока наш список получается очень продовольственно-съестным, но были и такие товары, которые остались либо декоративными, либо применяются в быту. Например, морские свинки были одомашнены инками еще в 5 тысячелетии до н.э., и к вторжению испанцев в 1530-х у них сложилась целая культура селекции и выращивания этих зверьков. Испанские чиновники, которые ездили по стране инков с конкистадором Гонсало Хименеса де Кесада, отмечали, что местные хорошо обеспечены мясом оленей и корис — животных наподобие кролика, которых индейцы выращивают и забивают. Для населения Южной Америки морские свинки были важнейшим источником мяса, а у индейцев Верхних Анд даже существовал идол Пайгинок, молитвы которому должны были приумножить койев (название морских свинок в Перу). Для многих поколений пушистых зверьков переезд в Европу стал спасением — в Старом Свете их не ели, а содержали в декоративных целях.
Еще один приятный подарок Колумб привёз из самой первой экспедиции. Он заметил, что индейцы часто спят в своих хижинах и вне их на хлопковых сетях, натянутых над землей. Как вы догадались, речь о гамаке. Это лежбище пришлось по вкусу матросам, и вскоре такая постель стала привычной для корабельных трюмов. Кстати, само слово «гамак» уникально тем, что оно пришло из языка багамских индейцев и практически не изменилось с тех пор.
Фото: Яна Барабанова
Количество растений, привезенных из обеих Америк, велико и обширно. Помимо вышеупомянутого, тут еще какао, ваниль, фасоль, некоторые виды тыкв, батат, арахис, ананас, авокадо и еще целый ассортимент условного Сенного рынка. Немало животных попало в Европу из-за океана: ондатра, нутрия, ламы и альпаки (они, правда, прижились только в зоопарках).
Так что ложитесь в гамак, заваривайте какао, берите картошку, вареную кукурузу, на колени — морскую свинку, на шею — шарф из ламы и мысленно благодарите Колумба за его попытку найти Китай, а Изабеллу Кастильскую — за религиозное рвение, которое побудило её проспонсировать колумбову экспедицию. Королева, кстати, предполагала обойти Османскую империю с востока и освободить Гроб Господень.
P. S. От курения и подсолнуха лучше воздержаться.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
sciencepop.ru
ЧТО ПРИВЕЗЛА ИЗ АМЕРИКИ КОЛУМБОВА «ПИНТА» / Туризм / Русская Испания
Подготовил Николай Илларионов
www.russianspain.com
Из Европы в Америку. Происхождение вилки. История правильной еды
Из Европы в Америку
Конкистадоры в Новом Свете. Гравюра из книги «История Америки». Франкфурт-на-Майне, 1602
Однажды Микеле да Кунео написал Джеронимо Аймари, представителю лигурийской семьи, пустившей корни в Севилье и в других испанских городах, письмо. Однако по ошибке писца, переписывавшего это письмо, адресат Микеле да Кунео превратился в Аннари, из-за чего в течение долгого времени никто не мог найти каких-либо других упоминаний об этом самом синьоре Джеронимо, в том числе и я, пока не обратился к оригиналу письма. Джеронимо Аймари был купцом, лично знавшим Христофора Колумба и вызвавшимся «спонсировать» путешествие Микеле да Кунео с Колумбом в обмен на то, что Микеле да Кунео будет присылать ему интересные и желательно правдивые сведения об Америке. Эти сведения и были отправлены купцу 28 октября 1495 года.
Отчет Микеле да Кунео лишен привычной риторики, восхваляющей мероприятие Колумба, и не представляет Америку раем на земле. Автор описывает только то, что видит, при этом его взгляд не взгляд гуманиста, а взгляд купца. Я приведу здесь кое-какие сведения из письма-отчета савонца Микеле да Кунео, а также из записок Франческо Карлетти, другого купца-писателя, приехавшего в Америку через сто лет после ее открытия, — те сведения, которые будут мне необходимы для подтверждения моих тезисов.
Импорт европейских товаров на Антильские острова и на американский континент был больше, чем импорт американских товаров в Европу, а главное — он был налажен гораздо быстрее. Христофор Колумб уже в своем первом путешествии обнаружил, что только что открытые им острова изобилуют рыбой и птицей, зато почти совсем лишены млекопитающих. Злаки, например кукуруза, тогда еще ни во что не ставились, и стало понятно, что создать в Новом Свете условия питания, сопоставимые с европейскими, не удастся, «...по моему мнению, это холодные люди, не чувственные, и причина этого, возможно, в том, что они плохо питаются...» — пишет Микеле да Кунео. Я еще обращусь здесь к некоторым очень значимым для меня наблюдениям Микеле да Кунео, значимым еще и потому, что они противоречили восхищенным запискам тех, кто писал об Америке по слухам, или тех, кто просто обязан был восхвалять предприятие Колумба. Сейчас я приведу для сравнения письмо Микеле да Кунео и письмо Анджело Тревизана, который хотя писал очень старательно, но отчасти по слухам, а отчасти списывал с книги Пьетро Мартире д’Ангьера[61], написанной тем в Испании.
Анджело Тревизан
...Эта равнина настолько плодородна, что в некоторых садах на берегу реки растут многочисленные овощи — редис, салат-латук, капуста и брюква, — и все они созревают через шестнадцать дней после посадки, а дыни, арбузы, тыквы и другие подобные растения — через тридцать шесть дней, и при этом они вкусны, как нигде в мире, а сахарный тростник созревает через пятнадцать дней. Еще говорят, что если посадить виноградную лозу, то она уже на второй год даст отличный виноград. А один крестьянин решил проверить, можно ли здесь выращивать пшеницу, и, посадив немного в начале февраля, уже в середине марта получил спелые колосья. При этом солома у этой пшеницы была толще, колосья — длиннее, а зерна — больше, чем у нас или где бы то ни было еще.
Микеле да Кунео
...По Вашему совету мы привезли с собой из Испании все виды семян, чтобы посадить их и посмотреть, какие из растений хорошо будут здесь расти, а какие плохо. В результате мы обнаружили, что хорошо здесь вызревают дыни, арбузы и тыквы. А вот другие растения — например, лук, салат-латук и прочие овощи, которые кладут в салат, переносят местные условия очень плохо — вырастают очень маленького размера. Так же пшеница и бобы: за десять дней они выросли, но сразу же стали клониться к земле и скоро засохли.
Мне кажется, эти два отрывка говорят сами за себя, но Микеле да Кунео прибавляет еще одно интересное наблюдение: «...хотя земля там отличная и черная, они пока еще не нашли способа и времени, чтобы что-нибудь сеять, а причина состоит в том, что никто не хочет жить в тех краях».
Заслуживает внимания и то, что он пишет о животных: «Поскольку, как уже говорилось, животных на этих островах мало, господин Адмирал[62] привез из Испании самых необходимых, и мы обнаружили, что свиньи, куры, собаки и кошки размножаются здесь с чрезвычайной скоростью, особенно свиньи, ибо здешние края изобилуют полезными для них плодами. А вот коровы, лошади, овцы и козы ведут себя тут так же, как у нас».
* * *
Во второе свое путешествие Колумб действительно привез с собой в Америку растения и животных из Европы, но не потому, что стремился унифицировать мировую экономику (он ведь даже не понимал, что находится не в Азии), а просто из-за того, что на этих островах было очень мало питательной еды. Разве что рыба, но она рассматривалась как пища постная, а значит, не очень питательная. В общем, нужно было обеспечить европейцам, высадившимся на Карибских островах, питание сходное с тем, к которому они привыкли, ведь хотя европейцы и были более жестокими и беспощадными, чем жители Карибов, они с незапамятных времен перестали практиковать каннибализм (случаи людоедства на Карибах были нередко местью европейцам за их злоупотребления).
Работа на плантации. Гравюра конца XVIII в.
Завоевав Мексику и Перу, европейцы встретились с обществом, в культурном отношении гораздо более развитым, чем жители Карибов и араваки. Европейцы обнаружили там несколько видов оленей, кошачьих, тапиров и множеств во других животных, например, ламу, альпака и гуанако. В те же годы Кабрал[63] завоевал для португальцев Бразилию, и уже через несколько лет завезенный туда сахарный тростник, который сначала, казалось, не хотел приживаться (может быть, от него просто слишком многого ждали), был распространен повсюду, где только было возможно. Из Европы завозились целые сахарные фабрики, что, в свою очередь, способствовало развитию работорговли. Это яркий (и устрашающий) пример экономической унификации. Но пример практически единственный: к нему можно добавить разве что культуру какао и более позднюю культуру кофе, да и то масштабы здесь были совершенно другие.
Европейцы пытались воспроизвести в Новом Свете не только традиционную для своих стран кухню, но даже ее терминологию. В Америку везли свиней, быков, овец, коз, лошадей, ослов, кур и все остальное, что выращивалось в Старом Свете.
Быстрая акклиматизация пшеницы, винограда и маслины (в Перу) позволила воссоздать в Америке старинные кулинарные традиции Средиземноморья, с невероятной легкостью отвергнув традиции местные. Тем не менее европейцы освоили некоторые продукты, например какао, из которого они стали делать то, что сейчас называется шоколадом, добавляя масло самого какао и сахар из завезенного в Америку тростника. Это касается и жгучего красного перца (который входил почти во все блюда испанцев, живших в Мексике), а также фасоли, сладкого перца, ананасов и других плодов.
Кроме продуктов европейцы привезли в Америку железо и колесо. Это невероятно увеличило производительность: урожай кукурузы, например, которую раньше выращивали с помощью вспахивания и удобрения, теперь увеличился в разы, как и урожай картофеля.
Приход европейцев в Америку для местного населения был настоящей катастрофой. Ведь люди, которые пришли к ним с другого континента, обладали не только более эффективным оружием и общественным устройством, но и вообще совершенно непонятной для американских аборигенов культурой. Они несли с собой болезни, которые для местных жителей, лишенных иммунной защиты, становились смертельными, и проповедовали религию, которая, хотя и называлась религией любви, тем не менее не подразумевала никакой толерантности. Мало того, во имя этой религии сжигались люди и целые деревни, то есть происходил настоящий геноцид, по крайней мере в отношении араваков и карибов. Через двести лет та же судьба постигнет и народы Северной Америки. Впрочем, европейцы тоже заболевали непривычными для них болезнями аборигенов, а затем разносили их по всему миру.
* * *
Когда, примерно через сто лет после Микеле да Кунео, Новый Свет посетил Франческо Карлетти (флорентийский работорговец), там уже прочно господствовали испанцы со своим укладом, слегка смешанным, впрочем, с местными привычками. Большая часть продуктов, которые Карлетти там обнаружил, носила европейские названия, иногда даже диалектные.
Когда Карлетти пришлось есть кукурузу из-за отсутствия хлеба, он записал: «...тут все очень неудобно и всего не хватает, даже самых необходимых для жизни вещей, — особенно хлеба, его здесь не могут достать даже самые знатные люди, а вместо хлеба они едят то, что индейцы делают из кукурузы, то есть из того злака, который у нас называется турецким зерном». Это красноречивое свидетельство того, что в Тоскане в конце XVI века кукуруза была хорошо известна и имела в народе название «грантурко». Из другой записи Карлетти мы можем сделать вывод о том, что картошка, например, была для европейца еще в новинку: «...еще тут едят какие-то коренья, которые называются «пататас»; они белого цвета и, будучи сваренными или же печенными в золе, приобретают приятный вкус, почти как наши каштаны, и их даже можно есть вместо хлеба».
Карлетти вспоминает также, что из Европы привозили железное оружие. Он описывает с многими подробностями и покупку рабов в Африке, и их продажу в Америку, перечисляя все пошлины и предлагая читателю сравнить цены на рабов в Мексике и в Перу.
То, как Карлетти описывает альпака, показывает, что он был очень внимательным: он признал в этом животном родственника верблюда, тогда как испанцы вообще путали его с бараном: «В этой стране есть животные, на которых возят грузы и которых испанцы, что, по-моему, очень неправильно, называют carneros, то есть бараны, а вот индейцы зовут их pacchi, и из того, что я сам видел, могу сказать, что они очень похожи на маленьких верблюдов, разве что горба у них нету, зато ноги, шея и голова точно как у верблюда, правда, туловище меньше размером и, соответственно, они менее сильные. Их мясо вполне съедобно, а из их шерсти индейцы делают себе одежду». Книгу Карлетти так и хочется бесконечно цитировать, но я попытаюсь все-таки подытожить все вышесказанное и опровергнуть тем самым гипотезу так называемого «экономического проекта».
Понятно, что, когда мы смотрим из сегодняшнего дня, то есть через пятьсот лет, нам очень хочется думать, что все происходившее в те времена на американском континенте было частью некоего проекта. Но ведь на самом деле полного объединения не произошло даже в наши дни. Случилось всего лишь то, что европейцы обосновались в Америке, многие из них там разбогатели, некоторые разбогатели очень сильно и стали выписывать себе из Европы не только обычные продукты, но и привычные для них предметы роскоши. Золото и серебро, сахар, какао, хлопок и рабы были объектом обмена между европейцами из Европы и европейцами из Америки.
* * *
Во времена Эрнана Кортеса[64]кастильская корона запретила посадку виноградников и оливковых деревьев в «Новой Кастилии». Цель запрета очевидна и так, но посмотрим все же, что пишет по этому поводу Ф. Карлетти: «...в этой стране [в Мексике] нет вина, то есть виноградного вина, а также масла. Все потому, что Король не разрешает и не хочет, чтобы там обрабатывали землю и выращивали виноград и оливки, как в наших странах, потому что он желает, чтобы вино и масло поставлялись туда из Испании, что приносит его таможенной службе и его вассалам бесконечную прибыль». Однако на Перу этот закон не распространялся, и там масло и вино и производились и экспортировались, поскольку «...там собирали столько винограда, что хватало не только для того, чтобы удовлетворить потребность жителей Перу, но также чтобы снабдить Мексику и другие места... И нет нужды, чтобы все это привозили из Испании, что требует огромных расходов и очень неудобно, — ведь от одного моря до другого надо везти все это на спинах животных в глиняных сосудах».
Там, где это было возможно, например, в Лиме, испанцы не просто воспроизводили привычную для них жизнь, но даже делали ее более роскошной по сравнению с прежней жизнью в Испании. В Лиму поступало все серебро, добытое в Потоси[65], где на рудниках работали тысячи индейцев и где стремление испанцев бахвалиться своим богатством проявлялось даже в одежде их рабынь: «...а вот в праздничный день — удивительное дело — можно увидеть этих негритянок, очень гордых, в шелковых одеждах, в жемчугах и золоте... Но самое большое чудо — это роскошество той одежды, в которую одеты жены самих испанцев, и вообще все, что бы они ни делали, показывает их тщеславие».
Это упоение богатством иногда заставляло испанцев, как раз из соображений тщеславия, демонстрировать его и с помощью африканских рабов. Этому поддавалась, вероятно, и небольшая часть местных жителей, которые, освободившись от ацтекского ига, немедленно перешли под иго европейцев. Были, конечно, и такие индейцы, которые не хотели подчиняться и прятались в лесах или же пытались как-то выжить, оставаясь маргиналами в этом европейском обществе изобилия, где жить было очень дорого и где аборигенам полагалось выполнять всякую работу, которой не желали заниматься испанцы. Прежде всего это касалось рыбной ловли, «...потому что испанцы ужасно боятся этого презреннейшего занятия». Такое отношение к рыбной ловле сильно повредило гастрономической культуре стран, находившихся некогда в подчинении Испании, — ведь там рыба до сих пор не пользуется большой симпатией.
В Перу и Мексику завозились товары из Китая, из всех областей Америки, а также рабы из Анголы. За то, что ввозилось в Перу, платили серебром, добытым в Потоси: «Все эти товары, а также те, которые прибывают с испанским флотом, предназначены для удовлетворения нужд самих испанцев, а не индейцев, как, возможно, многие думают. Это ведь уже не те времена, что прежде, когда испанцы старались сочетать богатство и простоту: когда первые испанцы приезжали сюда, они добывали местное серебро и золото в обмен на всякие безделушки — колокольчики, скобяные товары, зеркала, разные ножички, стеклянные четки и прочее. А потом они просто завладели всеми здешними благами, вместе со всей страной и всеми людьми, силой оружия, и до сих пор этим наслаждаются».
Индейцам доставались разве что новые болезни, губительные для них: «В этой стране население быстро уменьшается в количестве... очень много народу умирает... в результате долгой болезни аборигены гибнут; это несчастье постигает только их, а испанцев нет, при этом сами испанцы так ужасно обращаются с аборигенами, что часто сами бывают виноваты в их смерти... И вместо того, чтобы платить им за работу (ведь те добывают для них еду), испанцы только говорят им плохие слова и плохо с ними поступают. Из-за этого и прочего бесчеловечного обращения индейцы умирают и вскоре, возможно, исчезнут вовсе, как уже случилось на острове Сан-Доменико и на нескольких других островах, где, когда их открыл Колумб, жило много народу, а теперь они пустынны и необитаемы».
Менее чем за сто лет шахты Потоси поглотили десятки тысяч людей, а из-за болезней умерло еще больше. С несчастными жителями Центральной Америки обходились ужасно, их лишали не только земли, но и достоинства, к тому же они осуждались инквизицией за свои верования. Все это вынуждало их скрываться в лесах, и они сопротивлялись испанцам сколько могли, но в конце концов неизменно бывали вынуждены сдаться. Индейцев Северной Америки, которых судьба избавила от нашествия испанцев, постигла не лучшая участь. Они тоже были лишены земли и обречены на голод «героями» вроде Буффало Билла[66], самоотверженно посвятившего себя систематическому и искусному уничтожению бизонов, которые, между прочим, были единственным богатством тамошних индейцев и главным источником их питания. Понадобилось пятьсот лет, чтобы идеи Лас Касаса[67] получили наконец хоть какое-то распространение, тем не менее злоупотребления и разрушения продолжаются и в наши дни: достаточно привести пример Амазонии или Чьапаса.
* * *
Как бы то ни было, европейцы познакомили Америку с различными видами мяса, колесом, плугом и железом, что несколько облегчило голод и тяжкий труд тех индейцев, которым удалось выжить в условиях геноцида. В первую очередь именно труд — ведь до этого людям приходилось переносить грузы на плечах по труднопроходимым путям. Понадобится еще много времени, прежде чем эти народы, которые снова стали развиваться, смогут рассчитывать на реальную интеграцию и на восстановление своего попранного достоинства.
Настоящая экономическая интеграция между Европой и Америкой стала возможна прежде всего благодаря индустриальной революции — ведь только изобретение кораблей-рефрижераторов позволило привозить в Европу аргентинское мясо, американский хлопок, канадское зерно и даже ананасы и бананы. А вот после Второй мировой войны американская техника стала поступать в Европу в таком количестве, что создались предпосылки для культурной экспансии: и только теперь представляется уместным говорить о попытке такой интеграции, которую европейская культура может повернуть и в свою пользу.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
culture.wikireading.ru
Из Америки с любовью. Какие продукты привёз Колумб европейцам
Без открытия Америки наш стол был бы скудным и скучным — за многие привычные продукты мы должны благодарить Христофора Колумба.
За четыре экспедиции с 1493 по 1504 годы, совершённые Христофором Колумбом к берегам Американского континента, его корабли привезли в Испанию десятки растений и животных, которых никогда не видели европейские жители. Потребовались годы тщательного изучения и селекций, чтобы эти продукты вошли в их рацион, и несколько веков, чтобы блюда оказались на столах жителей отдалённых частей Европы и других континентов. Ананас, подсолнечник, тыква, авокадо, кабачок… Это неполный список наших любимых продуктов, которыми мы обязаны мореплавателю.
Картофель
Родиной картофеля считается территория Южной Америки от Чили до Центральной Америки, где на протяжении десятка тысячелетий он культивировался индейцами. При раскопках древних захоронений инков археологи находили изображения этого растения на глиняных изделиях. Картофель, который попал в Европу благодаря экспедициям Колумба, был диким, не похожим на современный. Он представлял собой мелкие и водянистые клубни, поэтому был принят за декоративное растение. Поначалу его пытались есть сырым и использовали в пищу зелёные плоды, и в итоге овощ был объявлен ядовитым. Лишь только в 70-е годы XVIII века, благодаря стараниям французского агронома Антуана-Огюста Пермантье, растение признали съедобным, при этом богатым полезными и питательными веществами. Спустя несколько веков селекции слух о «земляных яблоках» распространился по Европе, и во времена правления Петра I картофель был завезён в Россию. Однако жители отказывались есть и выращивать продукт, который, по слухам, вызывал проказу, рахит и туберкулёз. И всё же спустя пару веков картофель стал для нас вторым хлебом: в СССР выращивалось около трети от объёма мирового производства культуры.
Помидоры
Колумба и его соратников привлёк внешний вид кустиков с резными листьями и маленькими цветочками, поэтому они привезли растение в Старый Свет. Так же как и картофель, поначалу оно считалось декоративным и ядовитым: европейцы боялись использовать в пищу яркие красные плоды. Автор классификации растений Карл Линней назвал его «солянум ликоперсикум», в переводе с латинского — «волчий персик». А вот ацтеки, на родине которых испанцы обнаружили растение, называли его «тумантла» — «крупная ягода», итальянцы дали ему имя «помидоро», в переводе — «золотое яблоко», а французы нарекли его «пом д’амур», что означает «яблоко любви». В Россию помидоры попали в царствие Екатерины II, но лишь в 1850 году была доказана их съедобность и полезность. С этого момента агрономы начали засаживать семенами растений южные территории страны, а селекционеры — работать над сортами, пригодными и к северному климату.
Кукуруза
Одной из первых культур, которые привёз Колумб из Нового Света, стала кукуруза, или маис, как её называли американские индейцы. Археологические раскопки в Мексике, Перу и Боливии показывают, что она культивировалась ещё племенами майя, затем инками и ацтеками. До того как европейцы ступили на Американский континент, кукуруза была там единственной хлебной культурой. Её готовили в початках или перемалывали в муку, из которой пекли лепёшки. Поэтому местные жители считали маис священным растением, слагали про него легенды и мифы. Ацтеки верили, что кукуруза упала на землю в виде золотого града, который послал людям бог Солнца во время страшного голода. Мексиканцы называли кукурузу «тлаолли» — тело, а испанцы прозвали её «индейской пшеницей». Попав в Европу, культура распространилась по континенту невероятно быстро, растениеводы сразу оценили её продовольственную ценность. Высокая продуктивность и лёгкие условия выращивания кукурузы стали весомым плюсом для аграриев, особенно при сравнении с пшеницей и рисом. В Россию она попала в XVII веке, а с начала XIX века началось её выращивание на полях.
Какао
Историки считают, что слово «kakawa» появилось в низменности на берегу Мексиканского залива, где 1000 лет до н. э. обитали племена ольмеков. Затем их сменила цивилизация майя, которая стала выращивать плантации какао-деревьев, а полученный из бобов напиток окрестила «чоколатль». Шоколад стал для южноамериканских индейцев священной жидкостью, которой наполняли ритуальные вазы. Местные племена изобрели множество рецептур его приготовления с добавлением всевозможных специй. Христофор Колумб привёз какао-бобы из своей четвёртой экспедиции в Новый Свет, но на фоне золота и прочих богатств они не привлекли внимание вельмож. Однако позже европейцы узнали рецепт напитка от жителей Американского континента, и шоколад стал их второй зависимостью после табака, который, к слову, также был привезён Колумбом. Сначала лакомство считалось привилегией мужчин, при этом очень знатных и богатых. Какао-бобы стали использовать в качестве валюты: за 100 семян можно было купить хорошего раба. В конце XVI в. в напиток стали добавлять сахар, и он стал любимым лакомством женщин и детей. В 1674 шоколад стали использовать при изготовлении пирожных, а в 1847 была изобретена рецептура твёрдого плиточного шоколада.
Индейка
До путешествий Колумба в Новый Свет европейцы ни разу не видели индейку. Дикая птица, водившаяся в американских лесах, была одомашнена местными племенами, а в начале XVI века завезена в Испанию. Моряки Колумба назвали животных «индийские куры», что было связано с географическими заблуждениями команды относительно их пребывания в Индии. По другой версии, Колумб окрестил птицу «индийским павлином», на индийском диалекте павлин звучит как «tuka». Это объясняет её название в английском языке — «turkey». Однако языковеды находят аналогии с Турцией (Turkey), которая считалась далёким краем, где водятся экзотические твари, а также со звуками «turc, turc, turc», издаваемыми птицей. Европейцы же изначально назвали животное «испанская курица» и очень полюбили блюда из её нежного мяса. К 30-м годам XVI века индеек стали выращивать по всей Европе, в России же её приняли лишь в XVIII–XIX веках под влиянием моды на всё французское.
www.miass.tel
Открытие нового света колумбом дата, новый свет америка
Первая экспедиция Колумба (1492-1493)
На трех каравеллах экспедиция Колумба отправилась в дальнее плавание от берегов Испании. Корабли сделали остановку на Канарских островах, а затем, влекомые попутным ветром и мощным морским течением, вышли в открытое море. Корабли шли в неизвестность.
Двадцать дней, как плыли каравеллы,Встречных волн проламывая грудь;Двадцать дней, как компасные стрелыВместо карт указывали путь.И как самый бодрый, самый смелыйБез тревожных снов не мог заснуть.(Н. Гумилев)
В океане морякам встретилось огромное количество длинных плавающих водорослей, похожих на морских змей. Это были водоросли Саргассова моря, самого удивительного моря на свете, не имеющего берегов. Матросы роптали, им казалось, что они никогда не увидят земли. Но вот в небе появились птицы, чьи гнезда были на берегу, в воде плавали обломки деревьев. Наконец с мачты корабля раздался долгожданный крик матроса: «Земля!» Корабли пересекли Атлантический океан, и Христофор Колумб в 1492 году ступил на новую землю. Это был остров, покрытый густыми лесными зарослями. Обитатели острова — Колумб назвал их индейцами — были стройными людьми со смуглой кожей. Они не носили одежды, но на некоторых были украшения из золота. Колумб был уверен, что открытый им остров лежит у побережья Индии. На самом деле он находился у беретов новой части света — Америки.
Испанцы впервые увидели и привезли с собой в Европу кукурузу, картофель, табачные листья. Привезли они и золото, отобранное у местных жителей. Открытие новых земель, находки золота привели к тому, что тысячи людей захотели оказаться там, где побывал Колумб.
Другие экспедиции Колумба
Была организована вторая, а затем и третья, и четвертая экспедиции Колумба, во время которых были открыты многие острова Карибского моря, лежащие близ берегов Америки. Во время последнего плавания Колумб достиг побережья материка. Он понял это, проплывая мимо устья огромной реки Ориноко, слишком большой для любого острова. Но Колумб полагал, что видит побережье Азии. На самом деле это была Южная Америка — материк открытого им Нового Света.
Путешествие Джона Кабота
см. Великие географические открытия#Путешествие Джона Кабота
Экспедиция Америго Веспуччи
см. Великие географические открытия#Путешествие Америго Веспуччи Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Заселение Северной Америки
см. Колонизация Северной Америки
Другие плавания в Америку
Плавания норманнов к Северной Америке
см. Викинги#Открытие Америки викингами (Винланд)
На этой странице материал по темам:
-
Открытие колумбом нового света
-
Почему жителей америки колумб называл индейцами
-
План на открытин америки
-
За какое время христофор колумб доехал до америки
-
Планоткрытиеамерики
Вопросы к этой статье:
-
В каком году была открыта Америка?
-
Почему Колумб называл местных жителей индейцами?
-
Расскажите о Христофоре Колумбе и его плавании.
-
Какие растения привез Колумб из Америки в Европу?
Материал с сайта http://WikiWhat.ru
Только небольшая часть разделённой территории была известна европейцам на момент подписания договора. Вскоре после первого плавания Колумба множество исследователей направилось на запад, в том же самом направлении.
Открытие Америки Колумбом
Начиная с 1497 года начался бум морских исследований западных берегов Атлантики.
В этом году генуэзец Джон Кабот получил патентную грамоту (англ.)русск. от английского короля Генриха VII. Отплыв из Бристоля, возможно, получив для экспедиции средства от бристольских купцов, Кабот пересёк Атлантический океан в северных широтах, надеясь, что так путь «Вест-Индию» будет короче и высадился на побережье Северной Америки, возможно, на Ньюфаундленде.
В 1499 году Жуан Фернандиш Лаврадор , получивший патент короля Португалии, вместе с Перу ди Барселушем впервые обнаружил полуостров Лабрадор, который был назван его именем.
После возвращения он, возможно, заходил в Бристоль, чтобы получить патентную грамоту и в дальнейшем заниматься исследованиями для англичан. Примерно в то же самое время, в 1499—1502 годы, братья Гашпар и Мигель Кортириалы исследовали побережьеГренландии и Ньюфаундленда в поисках Северо-Западного прохода в Азию.
Эти открытия были отражены на Планисфере Кантино в 1502 году.
«Истинные Индии» и Бразилия
В 1497 король Португалии Мануэл I отправил большой флот на восток, продолжив политику своих предшественников, направленную на поиск пути в Ост-Индию. В июле 1499 года быстро распространилась новость о том, что португальцы достигли берегов «истинных Индий», так как письмо об этом португальский король отправил испанским католическим королям через день после триумфального возвращения флота.
В то время как Колумб, вернувшись из третьего своего путешествия к Центральной Америке, вступил в конфликт с испанским двором, вторая португальская армада отправилась к Индии. Флот из тринадцати кораблей с около 1,500 человек на борту вышел из Лиссабона 9 марта 1500 года. Флот возглавил Педру Алвариш Кабрал, а под его командованием были такие опытные мореплаватели как Бартоломеу Диаш, Николау Коэлью и нотариус Перу Ваш де Каминья.
Чтобы избежать безветрия у береговГвинейского залива, они направились в юго-западном направлении, по большому «volta do mar ». 21 апреля была обнаружена гора, позднее названная Монте-Паскоал (англ.)русск.; 22 апреля экспедиция высадилась на побережьеБразилии, а 25 апреля флот вошёл в гавань, названную Порту-Сегуру.
Кабрал предположил, что новая земля лежит к востоку от тордесильясской линии и отправил в Португалию донесение об этом важном открытии. Полагая, что новооткрытая земля представляет собой остров, её назвали Остров Вера-Круз (О. Истинного креста). Некоторые историки утверждают, что португальцы знали о южноамериканских землях из предыдущих плаваний, когда использовали «volta do mar» — в этом случае настойчивость Жуана II при переносе тордесильясской линии не была случайной.
По приглашению португальского короля Мануэла I Америго Веспуччи, флорентиец, работавший на севильский филиал Банка Медичи с 1491 года, финансировавшим океанские экспедиции, и ранее принимавший участие в двух путешествиях к берегам Гайаны сХуаном де ла Косой на службе Испании, присоединился в качестве наблюдателя к исследовательским экспедициям к восточному побережью Южной Америки и стал известен в Европе после двух отчётов, приписываемых ему, опубликованных между 1502 и 1504 годами.
Он вскоре понял, что Колумб не достиг берегов Азии, но отрыл для европейцев Новый Свет: Америку. Название Америка впервые дали континенту в 1507 году картографы Мартин Вальдземюллер и Маттиас Рингманн, возможно, в честь Америго Веспуччи, который первым из европейцев понял, что открытые земли являются не Индией, а «Новым Светом», Mundus novus, как был озаглавлен на латыни документ того времени, основанный на письмах Веспуччи к Лоренцо де Медичи, и пользовавшийся большой известностью в Европе.
Индийский океан (1497—1513)
⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 171; Нарушение авторских прав?;
Читайте также:
Если вы хотите увидеть презентацию с изображениями, дизайном и слайдами, Загрузите файл и откройте его в PowerPoint на вашем компьютере.Содержание текста в презентационных слайдах:№6 Урок географии Класс 5 Открытие нового мира Цель: Ознакомить с открытием AmerikiZadachi: Для того, чтобы определить причины, которые способствуют организации экспедиций otkrytiyuOznakomitsya определения последствий маршрута puteshestviyVyyavit и важность открытия Гипотезы: Нахождение пути в Индию привело к открытию Америки, Великие географические открытия были возможный интерес rezultateRazvitiya науки (сферичность Земли), рост крупных городов и torgovliVypuska книг, богатых золотом и пряностями Востока (Marco Polo), появление новых карт Кто и когда он открыл Америку?
Христофор Колумб?
Открытие Америки
(1451-1506) Америго Веспуччи? (1451-1512) Путь Первая поездка 12 октября 1492 года Христофор Колумб родился в 1451 году в Италии, в Генуе, скромной семье в семье Шерстобитов. В возрасте 25 лет он был в Португалии, где у него появилась идея добраться до Индии, пролетев на запад. В 1492 году королева Испании согласилась финансировать морскую экспедицию. Учебная программа Curriculum Curriculum Curriculum Curriculum Columbus Geographic (атлас, страницы 12-13, 44-45), из какого состояния и в какой город он погрузился? Что сделали исследователи океана? Найти на карте острова, который достиг экспедиций Полицейская карта Полизуя (стр.44-45), определить названия стран, на территории которых Колумб посетил результаты исследования Испания,
PalosAtlantichesky okeanBagamskie острова (Сан-Сальвадор), Гаити, KubaItaliya, Испания, Португалия, Куба, в октябре 1492 г Gaiti12 значение открытия системы мы работали очень хорошо, согласен с тем, что сейчас отдохнуть, и давайте заряжать урок privychnoNa приходит в klass.Vyshe руках, над каблуками, весело улыбайтесь! мы прыгаем, как кролики, будем счастливы! тащили и вдохнули.Отдохли? Отдых! 1. Почему нужно было найти новый маршрут в Индию?
Кто открыл Америку и когда? Показать путь H. Columbus4. Какая страна спонсировала колумбийские экспедиции? Почему часть мира называется Америкой? 6. Какие урожаи были привезены в Европу? Каковы последствия открытия для местных жителей? Домашнее задание Упражнение 22-23Napisat страничного письма девушки из электронной почты племя MayyaAdres [электронная почта защищена] или композиции рассказа о путешествии культур из Америки в Европу открытия нового мира Цели: ознакомиться с открытием AmerikiZadachi: Для того, чтобы определить причины, которые способствуют организации экспедиций otkrytiyuOznakomitsya определить последствие маршрута puteshestviyVyyavit и otkrytiyGipoteza: найти путь в Индию привело к открытию Америки
Прикрепленные файлы
Запись была отправлена автором, переведенным в другую категорию.
Существует несколько версий происхождения терминов «Старый» и «Новый Свет». По одной из них, их ввел Америго Веспуччи в 1503 году, по другой – Христофор Колумб использовал их еще в 1492 году для разделения известных и новых открытых земель. Выражения Старый и Новый Свет использовались несколько столетий, пока совсем не вышли из моды и не потеряли актуальность в связи с открытием новых островов и материков.
Старый Свет и Новый Свет: география
Европейцы традиционно относили к понятию Старый Свет два континента – Евразию и Африку, т.е.
только те земли, которые были известны до открытия двух Америк, а к Новому Свету – Северную и Южную Америку.
Кто открыл Америку?
Эти обозначения быстро вошли в моду и получили широкое распространение. Термины быстро стали очень емкими, они относились не только к географическим понятиям известного и неизвестного мира. Старым Светом стали называть что-либо общеизвестное, традиционное или консервативное, Новым Светом – что-либо принципиально новое, малоизученное, революционное.В биологии флору и фауну также принято делить по географическому принципу на дары Старого и Нового Света.
Но в отличие от традиционной трактовки термина, Новый Свет в биологическом плане включает в себя растения и животных Австралии.
Позднее были открыты Австралия, Новая Зеландия, Тасмания и целый ряд островов в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах.
Они не вошли в состав Нового Света и обозначались обширным термином Южные Земли. В тоже время появился и термин Неведомая Южная Земля – теоретический континент на Южном полюсе.
Ледяной материк был открыт лишь в 1820 году и также не вошел в состав Нового Света. Таким образом, термины Старый и Новый Свет относятся не столько к географическим понятиям, сколько к историко-временной границе «до и после» открытия и освоения американских континентов.
Старый Свет и Новый Свет: виноделие
Сегодня термины Старый и Новый Свет в географическом понимании используются только историками.
Новый смысл эти понятия приобрели в виноделии для обозначения стран-основоположников винной индустрии и стран, развивающихся в этом направлении. К Старому Свету традиционно относятся все европейские государства, Грузия, Армения, Ирак, Молдавия, Россия и Украина.
К Новому Свету – Индия, Китай, Япония, страны Северной, Южной Америки и Африки, а также Австралия и Океания.Так, например, Грузия и Италия ассоциируются с вином, Франция с Шампанским и Коньяком, Ирландия с виски, Швейцария и Великобритания с Шотландией с абсентом, а Мексика считается родоначальником текилы.
В 1878 году на территории Крыма князем Львом Голицыным был основан завод по производству игристых вин, который был назван «Новый Свет», позднее вокруг него разросся курортный поселок, который так и называется – Новый Свет.
Живописная бухта принимает ежегодно толпы туристов, желающих отдохнуть на берегу Черного моря, попасть на дегустацию знаменитых новосветских вин и шампанского, погулять по гротам, бухтам и заповедной можжевеловой роще.
Кроме того, одноименные населенные пункты есть на территории России, Украины и Белоруссии.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Знаменитое морское судоходство и экспедиции
Открытие нового мира с Кристофером Колумбусом
Христофор Колумб (1451-1506) — штурман. Родился в Генуе. В 1492-1493 гг. возглавил испанскую морскую экспедицию, чтобы найти самый короткий маршрут в Индию.
В XV. Century. был осуществлен ряд морских экспедиций, но самый крупный груз был отправлен X. Columbus. В 1492 году члены экспедиции на трех каравеллах выплыли с Иберийского полуострова в поисках морского пути в Индию, богатого золотом и специями.
Генуэзцы в источнике, Колумбус вошел в флот генов в 1465 году и плавал на торговых и торговых судах.
В то же время он занимался самообучением и картографированием. Когда у проекта был самый короткий западный морской путь в Индию из Европы, неизвестно.
Кто открыл Америку и когда?
Считается, что он использовал знания старых ученых о сферичности земли и неправильных расчетах XV ученых. Century. Я считаю, что Земля находится в форме сферы, Колумб считал, что вы можете плавать через Атлантический океан к побережью Азии, который движется на запад. Впервые он предложил свой проект португальскому королю и попросил о поддержке. Но монарх отказал ему.
Тогда Христофор Колумб вынужден переехать в Кастилии, где с помощью Андалузских купцов и банкиров смогли бы получить король организационного морскую экспедицию обещал ему большие преимущества, которые в случае успехом будет кастильская корона поездки в Индию.
В 1492 году первая экспедиция, состоящая из 90 человек на трех каравеллах «Саит Мария», «Пинта» и «Ниндзя», покинула Палос на Канарские острова.
Путешествие на запад было экспедицией, пересекающей Атлантический океан, где он обнаружил Саргассово море.
После двухмесячной поездки корабли приблизились к Центральной Америке, к одному из островов на архипелаге Багамских островов, названному Колумбом Сан-Сальвадором. 12 октября он приземлился на острове (с тех пор этот день считается официальной датой открытия Америки).
С октября по декабрь того же года Колумб посетил несколько других Багамских островов и обнаружил часть северо-восточного побережья Кубы.
Когда он прибыл на остров Гаити, он плавал вдоль своего северного побережья. В ночь на 25 декабря каравелла Санта-Мария внезапно села на хребет, но всем экипажу удалось убежать. В 1499 году экспедиция вернулась в Кастилию.
Затем Колумб совершил еще три поездки в Америку, но к концу своей жизни он обязательно посетил Индию, поэтому он дал острову имя Вест-Индии (индейцы), а местное население по-прежнему называют индейцами.
Во время одной из своих поездок он обнаружил Багамские острова, остров Куба, Гаити, Большие Антильские острова, часть Мужской Анталаз, часть побережья Южной и Центральной Америки, Карибское море.
В 1496 году моряк завершил вторую кампанию, вернулся в Кастилию и объявил об открытии нового маршрута в Азию. Вскоре началась колонизация новых земель со свободными поселенцами.
Эта компания очень дорогая испанскому государству, и Колумб предположил, что преступники должны их заполнить.
Третья экспедиция (1498-1500 гг.) Состояла из шести кораблей. 31 июля 1498 года Колумб открыл остров Тринидад, который вошел в Парижский залив, открыл устье западной руки Ориноко и полуострова Пария.
Прибыв в Карибское море, по дороге на полуостров Арай, открыл остров Маргарита и отправился в Гаити в августе.
В 1500 году Колумбус был арестован по отмене, прикован и отправлен в Кастилию. После освобождения он начал искать разрешение продолжить поиск западного маршрута в Индию. Во время четвертой экспедиции (1502-1504) Колумб прибыл на остров Мартиника.
30 июля того же года он вошел в залив Гондурас, где впервые встретился с представителями древних цивилизаций майя.
Во-первых, открытие Америки принесло некоторое разочарование: найденная земля не была даже Индией или даже Японией. Но когда трейлеры с золотом и драгоценными камнями вытащили из стран майя и ацтеков, разочарование постепенно начало превращаться в радость. Это обстоятельство также спасло честь Колумба, который рухнул в фиаско как «адмирал Атлантики».
В конце концов, его путешествие стало называться героическим. Она принесла славу смелому исследователю.
Колумб не был первооткрывателем: он посетил Норман за несколько сотен лет до острова и побережья Северной Америки. Тот факт, что была открыта новая часть мира, была доказана только плавание Магеллана. Имя Колумба сегодня: страна в Южной Америке, в провинции Канады, Федеральный округ и река в Соединенных Штатах, столице Шри-Ланки, многочисленные реки, горы, озера, водопады, шарфы, города, парки, скверы, улицы и мосты в разных странах.
Памятник Колумбу был установлен в Барселоне (1882-1888, архитектор К. Буйхас, скульпторы Х. Лаймон и А. Виланова).
См. Также: http://www.historycivilizations.ru
statc.ru
Колумбов обмен - это... Что такое Колумбов обмен?
Колумбов обмен — перемещение большого количества растений и животных, технологий и культурных достижений, а также групп населения (в том числе принудительное переселение рабов) из Старого Света в Новый и наоборот в результате открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 г. Обмен также привёл к распространению болезней.
Примеры перемещений
Случайный обмен
В дополнение к перечисленным выше болезням, многие животные или растения попали на другой континент непреднамеренно — в частности, такие, как крысы, некоторые виды земляных червей (отсутствовавшие во многих местах Северной Америки) и зебровые улитки — из Европы, колорадские жуки — из Америки. Среди перенесённых растений оказалось много сорняков, таких, как солянка, овсюг и кудзу, ряд паразитических грибков.
Подорожник, семена которого европейцы сами того не подозревая привезли на грузах и подошвах обуви, индейцы назвали «следом белого человека».
Растения, ввезённые в Европу после 1492 г., в научной литературе именуют «неофитами», а те, что совершили «заморское путешествие» до этого временного рубежа, — «археофитами».
Люди
Открытие Америки привело к ряду крупномасштабных демографических последствий.
- В Новом Свете возникли значительные популяции европеоидной, негроидной рас, ранее там отсутствовавшие.
- Коренное население Америки (индейцы) в значительной мере смешалось с европейским или негритянским, что привело к образованию смешанных в расовом отношении популяций — метисов, самбо и меландженов.
- С другой стороны, массового перемещения индейских генов в Старый Свет практически не произошло. Эмиграция из Латинской Америки в Испанию и Португалию немногочисленна.
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Из Европы в Америку - Происхождение вилки. История правильной еды - Джованни Ребора - rutlib2.com
Из Европы в Америку
Конкистадоры в Новом Свете. Гравюра из книги «История Америки». Франкфурт-на-Майне, 1602
Однажды Микеле да Кунео написал Джеронимо Аймари, представителю лигурийской семьи, пустившей корни в Севилье и в других испанских городах, письмо. Однако по ошибке писца, переписывавшего это письмо, адресат Микеле да Кунео превратился в Аннари, из-за чего в течение долгого времени никто не мог найти каких-либо других упоминаний об этом самом синьоре Джеронимо, в том числе и я, пока не обратился к оригиналу письма. Джеронимо Аймари был купцом, лично знавшим Христофора Колумба и вызвавшимся «спонсировать» путешествие Микеле да Кунео с Колумбом в обмен на то, что Микеле да Кунео будет присылать ему интересные и желательно правдивые сведения об Америке. Эти сведения и были отправлены купцу 28 октября 1495 года.
Отчет Микеле да Кунео лишен привычной риторики, восхваляющей мероприятие Колумба, и не представляет Америку раем на земле. Автор описывает только то, что видит, при этом его взгляд не взгляд гуманиста, а взгляд купца. Я приведу здесь кое-какие сведения из письма-отчета савонца Микеле да Кунео, а также из записок Франческо Карлетти, другого купца-писателя, приехавшего в Америку через сто лет после ее открытия, — те сведения, которые будут мне необходимы для подтверждения моих тезисов.
Импорт европейских товаров на Антильские острова и на американский континент был больше, чем импорт американских товаров в Европу, а главное — он был налажен гораздо быстрее. Христофор Колумб уже в своем первом путешествии обнаружил, что только что открытые им острова изобилуют рыбой и птицей, зато почти совсем лишены млекопитающих. Злаки, например кукуруза, тогда еще ни во что не ставились, и стало понятно, что создать в Новом Свете условия питания, сопоставимые с европейскими, не удастся, «...по моему мнению, это холодные люди, не чувственные, и причина этого, возможно, в том, что они плохо питаются...» — пишет Микеле да Кунео. Я еще обращусь здесь к некоторым очень значимым для меня наблюдениям Микеле да Кунео, значимым еще и потому, что они противоречили восхищенным запискам тех, кто писал об Америке по слухам, или тех, кто просто обязан был восхвалять предприятие Колумба. Сейчас я приведу для сравнения письмо Микеле да Кунео и письмо Анджело Тревизана, который хотя писал очень старательно, но отчасти по слухам, а отчасти списывал с книги Пьетро Мартире д’Ангьера, написанной тем в Испании.
Анджело Тревизан
...Эта равнина настолько плодородна, что в некоторых садах на берегу реки растут многочисленные овощи — редис, салат-латук, капуста и брюква, — и все они созревают через шестнадцать дней после посадки, а дыни, арбузы, тыквы и другие подобные растения — через тридцать шесть дней, и при этом они вкусны, как нигде в мире, а сахарный тростник созревает через пятнадцать дней. Еще говорят, что если посадить виноградную лозу, то она уже на второй год даст отличный виноград. А один крестьянин решил проверить, можно ли здесь выращивать пшеницу, и, посадив немного в начале февраля, уже в середине марта получил спелые колосья. При этом солома у этой пшеницы была толще, колосья — длиннее, а зерна — больше, чем у нас или где бы то ни было еще.
Микеле да Кунео
...По Вашему совету мы привезли с собой из Испании все виды семян, чтобы посадить их и посмотреть, какие из растений хорошо будут здесь расти, а какие плохо. В результате мы обнаружили, что хорошо здесь вызревают дыни, арбузы и тыквы. А вот другие растения — например, лук, салат-латук и прочие овощи, которые кладут в салат, переносят местные условия очень плохо — вырастают очень маленького размера. Так же пшеница и бобы: за десять дней они выросли, но сразу же стали клониться к земле и скоро засохли.
Мне кажется, эти два отрывка говорят сами за себя, но Микеле да Кунео прибавляет еще одно интересное наблюдение: «...хотя земля там отличная и черная, они пока еще не нашли способа и времени, чтобы что-нибудь сеять, а причина состоит в том, что никто не хочет жить в тех краях».
Заслуживает внимания и то, что он пишет о животных: «Поскольку, как уже говорилось, животных на этих островах мало, господин Адмирал привез из Испании самых необходимых, и мы обнаружили, что свиньи, куры, собаки и кошки размножаются здесь с чрезвычайной скоростью, особенно свиньи, ибо здешние края изобилуют полезными для них плодами. А вот коровы, лошади, овцы и козы ведут себя тут так же, как у нас».
* * *
Во второе свое путешествие Колумб действительно привез с собой в Америку растения и животных из Европы, но не потому, что стремился унифицировать мировую экономику (он ведь даже не понимал, что находится не в Азии), а просто из-за того, что на этих островах было очень мало питательной еды. Разве что рыба, но она рассматривалась как пища постная, а значит, не очень питательная. В общем, нужно было обеспечить европейцам, высадившимся на Карибских островах, питание сходное с тем, к которому они привыкли, ведь хотя европейцы и были более жестокими и беспощадными, чем жители Карибов, они с незапамятных времен перестали практиковать каннибализм (случаи людоедства на Карибах были нередко местью европейцам за их злоупотребления).
Работа на плантации. Гравюра конца XVIII в.
Завоевав Мексику и Перу, европейцы встретились с обществом, в культурном отношении гораздо более развитым, чем жители Карибов и араваки. Европейцы обнаружили там несколько видов оленей, кошачьих, тапиров и множеств во других животных, например, ламу, альпака и гуанако. В те же годы Кабрал завоевал для португальцев Бразилию, и уже через несколько лет завезенный туда сахарный тростник, который сначала, казалось, не хотел приживаться (может быть, от него просто слишком многого ждали), был распространен повсюду, где только было возможно. Из Европы завозились целые сахарные фабрики, что, в свою очередь, способствовало развитию работорговли. Это яркий (и устрашающий) пример экономической унификации. Но пример практически единственный: к нему можно добавить разве что культуру какао и более позднюю культуру кофе, да и то масштабы здесь были совершенно другие.
Европейцы пытались воспроизвести в Новом Свете не только традиционную для своих стран кухню, но даже ее терминологию. В Америку везли свиней, быков, овец, коз, лошадей, ослов, кур и все остальное, что выращивалось в Старом Свете.
Быстрая акклиматизация пшеницы, винограда и маслины (в Перу) позволила воссоздать в Америке старинные кулинарные традиции Средиземноморья, с невероятной легкостью отвергнув традиции местные. Тем не менее европейцы освоили некоторые продукты, например какао, из которого они стали делать то, что сейчас называется шоколадом, добавляя масло самого какао и сахар из завезенного в Америку тростника. Это касается и жгучего красного перца (который входил почти во все блюда испанцев, живших в Мексике), а также фасоли, сладкого перца, ананасов и других плодов.
Кроме продуктов европейцы привезли в Америку железо и колесо. Это невероятно увеличило производительность: урожай кукурузы, например, которую раньше выращивали с помощью вспахивания и удобрения, теперь увеличился в разы, как и урожай картофеля.
Приход европейцев в Америку для местного населения был настоящей катастрофой. Ведь люди, которые пришли к ним с другого континента, обладали не только более эффективным оружием и общественным устройством, но и вообще совершенно непонятной для американских аборигенов культурой. Они несли с собой болезни, которые для местных жителей, лишенных иммунной защиты, становились смертельными, и проповедовали религию, которая, хотя и называлась религией любви, тем не менее не подразумевала никакой толерантности. Мало того, во имя этой религии сжигались люди и целые деревни, то есть происходил настоящий геноцид, по крайней мере в отношении араваков и карибов. Через двести лет та же судьба постигнет и народы Северной Америки. Впрочем, европейцы тоже заболевали непривычными для них болезнями аборигенов, а затем разносили их по всему миру.
* * *
Когда, примерно через сто лет после Микеле да Кунео, Новый Свет посетил Франческо Карлетти (флорентийский работорговец), там уже прочно господствовали испанцы со своим укладом, слегка смешанным, впрочем, с местными привычками. Большая часть продуктов, которые Карлетти там обнаружил, носила европейские названия, иногда даже диалектные.
Когда Карлетти пришлось есть кукурузу из-за отсутствия хлеба, он записал: «...тут все очень неудобно и всего не хватает, даже самых необходимых для жизни вещей, — особенно хлеба, его здесь не могут достать даже самые знатные люди, а вместо хлеба они едят то, что индейцы делают из кукурузы, то есть из того злака, который у нас называется турецким зерном». Это красноречивое свидетельство того, что в Тоскане в конце XVI века кукуруза была хорошо известна и имела в народе название «грантурко». Из другой записи Карлетти мы можем сделать вывод о том, что картошка, например, была для европейца еще в новинку: «...еще тут едят какие-то коренья, которые называются «пататас»; они белого цвета и, будучи сваренными или же печенными в золе, приобретают приятный вкус, почти как наши каштаны, и их даже можно есть вместо хлеба».
Карлетти вспоминает также, что из Европы привозили железное оружие. Он описывает с многими подробностями и покупку рабов в Африке, и их продажу в Америку, перечисляя все пошлины и предлагая читателю сравнить цены на рабов в Мексике и в Перу.
То, как Карлетти описывает альпака, показывает, что он был очень внимательным: он признал в этом животном родственника верблюда, тогда как испанцы вообще путали его с бараном: «В этой стране есть животные, на которых возят грузы и которых испанцы, что, по-моему, очень неправильно, называют carneros, то есть бараны, а вот индейцы зовут их pacchi, и из того, что я сам видел, могу сказать, что они очень похожи на маленьких верблюдов, разве что горба у них нету, зато ноги, шея и голова точно как у верблюда, правда, туловище меньше размером и, соответственно, они менее сильные. Их мясо вполне съедобно, а из их шерсти индейцы делают себе одежду». Книгу Карлетти так и хочется бесконечно цитировать, но я попытаюсь все-таки подытожить все вышесказанное и опровергнуть тем самым гипотезу так называемого «экономического проекта».
Понятно, что, когда мы смотрим из сегодняшнего дня, то есть через пятьсот лет, нам очень хочется думать, что все происходившее в те времена на американском континенте было частью некоего проекта. Но ведь на самом деле полного объединения не произошло даже в наши дни. Случилось всего лишь то, что европейцы обосновались в Америке, многие из них там разбогатели, некоторые разбогатели очень сильно и стали выписывать себе из Европы не только обычные продукты, но и привычные для них предметы роскоши. Золото и серебро, сахар, какао, хлопок и рабы были объектом обмена между европейцами из Европы и европейцами из Америки.
* * *
Во времена Эрнана Кортесакастильская корона запретила посадку виноградников и оливковых деревьев в «Новой Кастилии». Цель запрета очевидна и так, но посмотрим все же, что пишет по этому поводу Ф. Карлетти: «...в этой стране [в Мексике] нет вина, то есть виноградного вина, а также масла. Все потому, что Король не разрешает и не хочет, чтобы там обрабатывали землю и выращивали виноград и оливки, как в наших странах, потому что он желает, чтобы вино и масло поставлялись туда из Испании, что приносит его таможенной службе и его вассалам бесконечную прибыль». Однако на Перу этот закон не распространялся, и там масло и вино и производились и экспортировались, поскольку «...там собирали столько винограда, что хватало не только для того, чтобы удовлетворить потребность жителей Перу, но также чтобы снабдить Мексику и другие места... И нет нужды, чтобы все это привозили из Испании, что требует огромных расходов и очень неудобно, — ведь от одного моря до другого надо везти все это на спинах животных в глиняных сосудах».
Там, где это было возможно, например, в Лиме, испанцы не просто воспроизводили привычную для них жизнь, но даже делали ее более роскошной по сравнению с прежней жизнью в Испании. В Лиму поступало все серебро, добытое в Потоси, где на рудниках работали тысячи индейцев и где стремление испанцев бахвалиться своим богатством проявлялось даже в одежде их рабынь: «...а вот в праздничный день — удивительное дело — можно увидеть этих негритянок, очень гордых, в шелковых одеждах, в жемчугах и золоте... Но самое большое чудо — это роскошество той одежды, в которую одеты жены самих испанцев, и вообще все, что бы они ни делали, показывает их тщеславие».
Это упоение богатством иногда заставляло испанцев, как раз из соображений тщеславия, демонстрировать его и с помощью африканских рабов. Этому поддавалась, вероятно, и небольшая часть местных жителей, которые, освободившись от ацтекского ига, немедленно перешли под иго европейцев. Были, конечно, и такие индейцы, которые не хотели подчиняться и прятались в лесах или же пытались как-то выжить, оставаясь маргиналами в этом европейском обществе изобилия, где жить было очень дорого и где аборигенам полагалось выполнять всякую работу, которой не желали заниматься испанцы. Прежде всего это касалось рыбной ловли, «...потому что испанцы ужасно боятся этого презреннейшего занятия». Такое отношение к рыбной ловле сильно повредило гастрономической культуре стран, находившихся некогда в подчинении Испании, — ведь там рыба до сих пор не пользуется большой симпатией.
В Перу и Мексику завозились товары из Китая, из всех областей Америки, а также рабы из Анголы. За то, что ввозилось в Перу, платили серебром, добытым в Потоси: «Все эти товары, а также те, которые прибывают с испанским флотом, предназначены для удовлетворения нужд самих испанцев, а не индейцев, как, возможно, многие думают. Это ведь уже не те времена, что прежде, когда испанцы старались сочетать богатство и простоту: когда первые испанцы приезжали сюда, они добывали местное серебро и золото в обмен на всякие безделушки — колокольчики, скобяные товары, зеркала, разные ножички, стеклянные четки и прочее. А потом они просто завладели всеми здешними благами, вместе со всей страной и всеми людьми, силой оружия, и до сих пор этим наслаждаются».
Индейцам доставались разве что новые болезни, губительные для них: «В этой стране население быстро уменьшается в количестве... очень много народу умирает... в результате долгой болезни аборигены гибнут; это несчастье постигает только их, а испанцев нет, при этом сами испанцы так ужасно обращаются с аборигенами, что часто сами бывают виноваты в их смерти... И вместо того, чтобы платить им за работу (ведь те добывают для них еду), испанцы только говорят им плохие слова и плохо с ними поступают. Из-за этого и прочего бесчеловечного обращения индейцы умирают и вскоре, возможно, исчезнут вовсе, как уже случилось на острове Сан-Доменико и на нескольких других островах, где, когда их открыл Колумб, жило много народу, а теперь они пустынны и необитаемы».
Менее чем за сто лет шахты Потоси поглотили десятки тысяч людей, а из-за болезней умерло еще больше. С несчастными жителями Центральной Америки обходились ужасно, их лишали не только земли, но и достоинства, к тому же они осуждались инквизицией за свои верования. Все это вынуждало их скрываться в лесах, и они сопротивлялись испанцам сколько могли, но в конце концов неизменно бывали вынуждены сдаться. Индейцев Северной Америки, которых судьба избавила от нашествия испанцев, постигла не лучшая участь. Они тоже были лишены земли и обречены на голод «героями» вроде Буффало Билла, самоотверженно посвятившего себя систематическому и искусному уничтожению бизонов, которые, между прочим, были единственным богатством тамошних индейцев и главным источником их питания. Понадобилось пятьсот лет, чтобы идеи Лас Касаса получили наконец хоть какое-то распространение, тем не менее злоупотребления и разрушения продолжаются и в наши дни: достаточно привести пример Амазонии или Чьапаса.
* * *
Как бы то ни было, европейцы познакомили Америку с различными видами мяса, колесом, плугом и железом, что несколько облегчило голод и тяжкий труд тех индейцев, которым удалось выжить в условиях геноцида. В первую очередь именно труд — ведь до этого людям приходилось переносить грузы на плечах по труднопроходимым путям. Понадобится еще много времени, прежде чем эти народы, которые снова стали развиваться, смогут рассчитывать на реальную интеграцию и на восстановление своего попранного достоинства.
Настоящая экономическая интеграция между Европой и Америкой стала возможна прежде всего благодаря индустриальной революции — ведь только изобретение кораблей-рефрижераторов позволило привозить в Европу аргентинское мясо, американский хлопок, канадское зерно и даже ананасы и бананы. А вот после Второй мировой войны американская техника стала поступать в Европу в таком количестве, что создались предпосылки для культурной экспансии: и только теперь представляется уместным говорить о попытке такой интеграции, которую европейская культура может повернуть и в свою пользу.
rutlib2.com