Какие бывают растения. Какие бывают растения? Какие группы культурных растений бывают?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Комнатные растения: какие бывают, какие виды существуют. Какие бывают растения


Какие бывают растения (2 класс) – группы и виды по окружающему миру

Растения можно встретить в любой точке земного шара: в жарких пустынях, высоко в горах, в лесах и лугах, в топких болотах и даже на Северном полюсе. Разнообразие их очень велико, и каждое растение уникально и неповторимо. Рассмотрим, какие бывают растения, и чем они отличаются между собой.

Основные группы растений

Все растения, независимо от их размеров и места обитания, устроены одинаково, и имеют общие части: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Но отличий гораздо больше, и прежде всего, это относится к внешнему виду. Все растения можно разделить на 3 основные группы:

Дерево – это многолетнее растение с одним большим стволом (стеблем), покрытым корой. От стебля отходит множество ветвей, на которых растут листья, распускаются цветы и растут плоды.

Высота деревьев может быть очень разной – от 2 до 100 м. Среди деревьев встречаются настоящие долгожители, которые живут не одну сотню лет.

Деревья, в свою очередь, бывают двух видов: лиственные (береза, дуб, клен) и хвойные (ель, сосна, кедр).

Какие-то деревья растут вверх, а какие-то – вширь. Самым «толстым» деревом на планете является баобаб. Вырастает это дерево не слишком высоким, но диаметр его ствола просто огромен и может достигать 9 м! Кроме того, баобаб – настоящий долгожитель, и может жить до тысячи лет.

Рис. 1. Баобаб

У кустарников вместо одного большого ствола есть несколько тонких и мелких стволов. Размеры их более скромные, и редко какой кустарник достигает 5-6 м. В лесах они образуют подлесок – один из нижних ярусов.

К этой группе растений относится боярышник, можжевельник, крыжовник, смородина.

У травянистых растений нет крепкого ствола – их стебли мягкие и гибкие. Травы не живут долго – с наступлением первых холодов их листья и стебли отмирают, потому что не приспособлены к зимним морозам.

Эта группа растений – самая распространенная: травянистых растений на земном шаре гораздо больше, чем кустарников и растений.

Среди трав есть настоящие гиганты, способные достигать 30 м в высоту. Это бамбук – одно из самых быстрорастущих растений на земле: за одни сутки эта трава может вырастать до 75 см. Бамбук не только очень высокое и быстрорастущее растение, но и очень крепкое. В древности из него изготавливали мечи, которые ни в чем не уступали стальному оружию.

Рис. 2. Бамбук

Культурные и дикорастущие растения

Все растения можно разделить и по другому признаку: растут они в дикой природе или за ними ухаживает человек.

  • Дикорастущие растения – это травы, кустарники и деревья, которые растут сами по себе в лесах, лугах, и не нуждаются в специальном уходе.
  • Культурные растения – те, которые специально выращивает человек, за которыми он постоянно ухаживает. Это необходимо, чтобы получить высокий урожай зерна, овощей или фруктов.

Помимо дикорастущих и культурных растений, есть еще одна отдельная группа – комнатные растения. Их выращивают в декоративных целях, чтобы украсить помещение. К комнатным растениям относятся драцена, фикус, кактус, азалия и многие другие.

Рис. 3. Фикус

Что мы узнали?

По программе окружающего мира за 2 класс мы узнали, какие группы растений бывают, что их объединяет, и чем они отличаются между собой. По теме этого урока были рассмотрены различные виды растений, мы узнали, какие бывают комнатные растения по окружающему миру, и для чего их выращивают.

Тест по теме

obrazovaka.ru

Какие бывают растения? Какие группы культурных растений бывают?

Природа очень разнообразна, существуют миллионы видов всевозможных организмов, обитающих в разных уголках Земли. Согласно систематике, все они делятся на две империи: неклеточные и клеточные. К первым относятся только вирусы, а вторая группа, в свою очередь, объединяет два домена: прокариоты (организмы, клетки которых не содержат ядра, а именно археи и бактерии), а также эукариоты (ядро присутствует). Привычные нам звери и цветы относятся ко второму виду. Эукариоты подразделяются на пять царств: хромисты, протисты, животные, грибы и растения. Именно о последних и пойдет речь в этой статье.

Роль растений

Без них невозможно представить жизнь на планете. Растения выполняют важнейшую функцию — фотосинтез, при котором выделяется кислород. Именно благодаря этим организмам, атмосфера Земли стала такой, какой мы ее знаем сейчас, — с высоким содержанием кислорода и озоновым шаром, защищающим от пагубного действия ультрафиолетового излучения.какие бывают растения

Они также служат важнейшим источником органических веществ. Растения, можно сказать, «кормят» всю планету, ведь в любой пищевой цепочке именно они являются первым звеном.

Научная классификация

Каждому интересно знать, какие бывают растения, поэтому начнем с того, что рассмотрим их научную классификацию.

какие группы растений бывают

Все они разделяются на две большие группы: высшие и низшие. К последним относятся водоросли (четыре отдела: красные, бурые, синие и сине-зеленые). Высшие растения включают в себя шесть отделов: плауновидные, хвощевидные, моховидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Классификация растений выглядит следующим образом: отдел — класс — порядок — семейство — род — вид.

История изучения растений

То, какие бывают растения, с древности интересовало многих людей - как ученых, так и просто любознательных личностей.

Называться "отцом ботаники" по праву заслуживает античный греческий ученый Теофраст, который жил в 370-285 гг. до н. э. Он был одним из первых, кто начал исследовать тему о том, какие бывают растения. Он разделял их на различные группы по внешнему виду, периоду цветения и т. д.

Также масштабное исследование, связанное с растениями, провел древнеримский ученый Диоскорид. Он жил в первом веке до н. э. Ему принадлежит работа, в которой описаны свойства около шестисот лекарственных растений.

Ученым, который создал первую классификацию всех живых организмов, был Карл Линней. Его жизнь длилась с 1708 по 1778 г. В его работе «Системы природы» присутствуют и материалы о том, какие бывают растения. Цветковые он систематизировал по количеству тычинок в них.

Также выдающимися исследователем, посвятившим свои труды изучению растений, являлся Огюстен Пирам Декандоль (1778-1841). Ему принадлежит работа «Предвестник естественной системы растительного царства», в которой описано около 60 тысяч различных видов.

Также большой вклад в науку сделал Адольф Генрих Густав Энглер (1844-1930), который занимался усовершенствованием классификации растений. Ему принадлежат такие работы, как «Естественная система семейств растений», «Растительное царство», «Программа семейств цветковых растений», которые были созданы совместно с другими ботаниками. В них подробно описано, какие группы растений бывают. Кроме классификации, Энглер также занимался фитогеографией. Известными его работами в этой отрасли являются «Растительность Земли» в пятнадцати томах и «Мир растений Восточной Африки и близлежащих регионов».

Подробнее о разных классах растений

Каждый отдел растений делится на классы. Плауновидные имеют только один одноименный. К хвощевидным относится класс хвощёвые. Моховидные делятся на сфагновые, листостебельные, андреевые, политриховые, тетрафисовые, такакиевые мхи. В отдел папоротниковидные входит одноименный класс, а также сальвиниевые и псилотовидные. Голосеменные объединяют гинкговидные, саговниковые, гнетовидные и хвойные или сосновые.

Классы цветковых растений: двудольные и однодольные. Сюда входит большинство привычных нам представителей флоры. К первому классу относятся бобовые, розоцветные, березовые, ореховые, тыквенные, ивовые, зонтичные, а также множество других семейств. классы цветковых растений Ко второму — лилейные, орхидные, злаковые, банановые, луковые, ирисовые, пальмовые и другие.

классы цветковых растений

Классификация растений по структуре их вегетативных частей

Раньше по такому принципу выделяли три группы: травы, кусты и деревья. Теперь же принято делить растения на семь жизненных форм. Это травы, суккуленты (с очень мясистыми стеблями, в которых содержится большое количество воды, сюда относятся кактусы, алоэ, каланхоэ, агава и другое), лианы, кустарники, полукустарники, деревья.

Другие способы классификации растений

Также их можно разделить на культурные, дикорастущие и сорняки. Первые — те растения, которые выращиваются человеком в определенных целях, их также можно систематизировать. Известный исследователь Н.И. Вавилов писал о том, какие группы культурных растений бывают. Эта тема интересна и многим другим. Культурные растения можно поделить на тринадцать групп. О них речь пойдет ниже.

Итак, какие группы культурных растений бывают?

какие группы культурных растений бывают

  • Инулиноносные. Растения, в которых содержится полисахарид под названием "инулин". Это вещество используется в медицине, а также применяется как заменитель сахара для больных диабетом. К этой группе относятся георгины, цикорий, топинамбур.
  • Жирномасличные. Это растения, использующиеся для получения различных масел. Сюда входят подсолнечник, кунжут, рапс, сафлор и т. д.
  • Пищевые: сочноплодные, древесные твердоплодные и сочно-семенные. Эта группа объединяет груши, яблони, сливы, абрикосы, виноград, смородину, лещину, вишню, пальму и т. д.какие бывают культурные растения
  • Белковые. Растения с высоким содержанием белков в плодах. Это соя, горох, фасоль, люпин, другие бобовые.
  • Крахмалоносные. В первую очередь это картофель, кукуруза, овес, пшеница, гречиха, рис, просо, рожь, сорго, ямс, батат.
  • Волокнистые. Растения, которые используются для производства нитей. Это хлопчатник, конопля, лен, джут.
  • Сахароносные. Эта группа включает только тростник и свеклу.
  • Овощные. Это помидор, огурец, тыква, баклажан, перец, капуста, морковь, редис, сельдерей, петрушка, чеснок, лук, баклажаны и многое другое.
  • Стимулирующие и наркотические. Это чай, кофе, какао, табак, мак и другое.
  • Кормовые. Сюда относятся клевер, турнепс, репа, брюква, люцерна.
  • Каучуконосные. К этой группе причисляется гевея, полынь, одуванчик, молочай.
  • Древесные технические и лекарственные. Сюда относят эвкалипт, хинное дерево, бамбук.
  • Декоративные. В эту группу входят фикусы, розы, клены, некоторые виды папоротников и пальм, также сюда можно причислить и комнатные растения.

О том, какие бывают культурные растения, можно подробнее узнать из книги Жуковского П. М. «Культурные растения и их сородичи», написанной в 1964 году.

fb.ru

Какие бывают растения

Здравствуйте, ребята. Я мудрая сова Агата.

Недавно в одной умной книге я прочитала о трёх царствах: царстве растений, царстве животных и царстве грибов. И мне очень хочется рассказать вам о них.

А начну я свой рассказ с царства растений.

Задумывались ли вы о том, какие бывают растения? Мир растений очень богат и разнообразен. Тем не менее, все растения можно разделить на группы. Первая группа растений — это деревья.

Чем деревья отличаются от других растений?

У них один толстый и твердый стебель — ствол, покрытый корой. От него отходит много ветвей. Вы уже знаете много деревьев. Знакомы с белоствольной берёзой и нарядной рябиной, могучим дубом и неприхотливой липой. А вот стройная сосна и нарядная ель.

Все эти растения принадлежат одной группе — деревья. Но, если присмотреться повнимательнее, то можно заметить, что у них есть определённые отличия. Чем ель и сосна отличаются от берёзы, рябины, дуба и липы? У берёзы, рябины, липы и дуба листья, а у ели и сосны вместо листьев иголки — хвоя.

Делаем вывод: деревья бывают лиственные и хвойные. У лиственных деревьев листья в виде пластинок, а у хвойных — иголки.

А знаете ли вы, что самыми высокими деревьями Земли принято считать секвойи.

Это хвойные деревья. Растут они в американском штате Калифорния.Отдельные экземпляры этих деревьев живут почти две тысячи лет и достигают высоты более 110 м.

Высокие деревья встречаются не только среди хвойных. Известны высокие экземпляры и среди лиственных деревьев. Первое место среди них занимает эвкалипт.

 

Существует несколько видов эвкалиптов. Один из них — эвкалипт радужный. Этот эвкалипт отличается от других видов своей разноцветной корой. Сначала кора имеет ярко-зелёный цвет. Затем, созревая, она приобретает синие, фиолетовые, оранжевые и тёмно-бордовые оттенки. Ствол взрослых деревьев отливает всеми цветами радуги, отчего вид и получил своё название «радужный». При этом раскраска коры постоянно изменяется.

Много высоких деревьев растет в сибирских лесах. Очень высокими растут пихты.

Они достигают высоты от шестидесяти до ста метров.

Еще одним высоким деревом в России признан сибирский кедр.

Его высота может достичь пятидесяти метров.

А как вы думаете, какое дерево на нашей планете самое толстое? При всем многообразии видов, звание самого толстого принадлежит баобабам.

При относительно небольшой высоте, диаметр их ствола просто огромен. В высоту баобаб может достигать тридцати метров, в диаметре достигает девяти метров. Очень велика и продолжительность жизни баобабов. По наиболее осторожным оценкам баобаб живёт около одной тысячи лет.

А сейчас давайте познакомимся со следующей группой растений. Посмотрите на них: боярышник, барбарис, шиповник, можжевельник. Всё это — кустарники.

Они отличаются от деревьев тем, что у них не один ствол, а несколько, но более тонких.

Кустарники, как и деревья, бывают хвойные и лиственные. Так, боярышник, барбарис, шиповник — относятся к лиственным кустарникам, а можжевельник — к хвойным.

Можжевельник может прожить до 600 лет.

Воздух намного чище там, где посажен можжевельник, за сутки один гектар можжевельника испаряет почти 30 кг фитонцидов. Этого достаточно, чтобы очистить атмосферу крупного города от болезнетворных организмов. В Древней Руси из коры можжевельника делали посуду. В такой посуде не прокисало молоко даже в жаркий день.

Украшением лесов, лугов, полей, болот являются травы.

Это ещё одна  группа растений.

У трав, или травянистых растений, стебли мягкие сочные. К травам мы отнесём подорожник, одуванчик, зверобой, мать-и-мачеху, колокольчик, ромашку и многие-многие другие.

Мир травянистых растений тоже очень богат.

Вот, например, ещё одна удивительная трава. Да-да трава, я всё сказала правильно. Банан часто называют деревом, ведь растение вырастает в высоту до 7 м. Но это неправильно. Банан — многолетнее травянистое растение.

А сейчас давайте вспомним. Растения принято делить на 3 группы: деревья, кустарники, травы.

У деревьев один твёрдый стебель — ствол, у кустарников — несколько тонких твердых стеблей — стволиков, а у трав стебли мягкие и сочные. Деревья и кустарники бывают хвойные и лиственные.

На сегодня всё. А в следующий раз мы поговорим о том, какие бывают животные.

videouroki.net

какие бывают, какие виды существуют

Мир комнатных цветов огромен. Ежегодно его пополняют новые комнатные растения. Какие бывают и к каким видам они относятся? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Все существующие виды растений собраны в семейства, а те в группы. Их объединяют правила ухода, размножения, они могут различаться по типу, внешнему виду, но иметь схожие признаки.Комнатные растения какие бывают

Семейства

Какие бывают комнатные растения, какие семейства существуют?

Какие бывают комнатные растения

Выделяют несколько больших групп комнатных растений. Это:

  1. Амаралисовые – к ним относят амаралисы, гипеаструмы, эухарис.
  2. Агавовые. В эту группу входит более трехсот видов растений. Представителями выращиваемых в домашних условиях являются: агава, юкка, карделины, сансевиеры, драцены.
  3. Акантовые – многолетние растения, имеющие соцветия в виде колоса. Представителями группы являются: гипоэстессы, кроссанды, тунбергия, белопероне, фиттония.
  4. Аралиевые – представителями группы являются шефлера, плющи, фатсия и пр.
  5. Ароидные – в эту группу входят более ста родов. Чаще всего в комнатных условиях выращиваются монстеры, диффенбахии, алоказии, калы, антуриумы, каладиумы.
  6. Бальзаминовые. Представителями группы являются бальзамины и импатиесы.
  7. Бегониевые. В эту группу входит только один род – бегонии. Они могут быть самыми разными, от декоративнолиственных до красивоцветущих, способных радовать обильными цветами круглый год.
  8. Бромелиевые. Представителями группы являются растения, имеющие слабую корневую систему. Это гузмания, криптантус, бромелия и многие другие. Всего насчитывается более 1500 видов.
  9. Вересковые – это более сотни родов, включающих несколько тысяч видов растений. В домашних условиях чаще всего выращиваются рододендроны, дабеции, агапентес.
  10. Вербеновые. Яркими представителями группы являются клеродендроны и лантана.
  11. Гераниевые. Сюда входят знакомые всем герани, пеларгонии.
  12. Геснеровые. Это эписция, глоксиния, ахименесы, эсхинантусы, сенполии, стрептокарпусы.
  13. Губоцветные. В комнатных условиях обычно выращивают колеусы.
  14. Кипрейные. Ярким представителем группы являются фуксии.
  15. Кутровые. В группе более 170 родов. Какие виды комнатных растений бывают в этой группе? Самыми необычными и пока еще редко встречаемые являются катарантусы, олеандры, барвинки, адениумы.
  16. Ластовневые. Здесь более 2000 видов самых разных родов, среди них хойи.
  17. Лилейные. К группе относят: алоэ, глориозу, хавортию, хлорофитум.
  18. Мальвовые. Чаще всего встречаются гибискусы и абутилоны.
  19. Марантовые. Сюда входит всего три вида: маранта, калатея и ктенанта.
  20. Молочайные. Красивейшими представителями этой группы являются кодеумы и пуэнтессии.
  21. Орхидные. В группу входит более трех тысяч самых разных растений. Это не только фаленопсисы и дендробиумы, но и цимбидиумы, каттлея и некоторые другие представители группы.
  22. Сложноцветные. Это самая большая группа, в которой более тысячи родов. Представителями группы являются цинерарии, хризантемы, гинура.
  23. Толстянковые. Они бывают однолетними и многолетними. К ним относят каланхоэ, седум, эониум. Всего в группе около 1550 разновидностей растений.

Запомнить, какие бывают комнатные растения, названия их, невозможно.

Какие комнатные растения бывают фото

Поэтому для удобства все растения можно условно разделить на декоративнолиственные, декоративноцветущие, суккуленты и кактусы, плодовые типы.

Декоративнолиственные

Все представители группы при правильном уходе способны сохранять свою декоративность многие годы. Практически круглый год остаются зелеными листья. Декоративные комнатные растения какие бывают?Какие комнатные растения бывают

Эта группа включает самых разных представителей семейств:

  • Аглаонемы.
  • Диффенбахии.
  • Маранты.
  • Калатеи.
  • Бегонии и пр.

В каждом роду находится несколько представителей, которые относят к декоративнолиственным.

Декоративноцветущие

Все комнатные растения, которые цветут длительное время красивыми цветами, относятся к декоративноцветущим. В эту группу включают растения разных родов. Это могут быть некоторые представители геснеровых, орхидных, бегонии.

Какие бывают комнатные растения - названия

Изображение помогут разобраться, какие комнатные растения бывают. Фото покажет одни из самых привлекательных и распространенных видов декоративноцветущих растений.Какие виды комнатных растений бывают

Суккуленты и кактусы

Кактусы и суккуленты – это тоже комнатные растения. Какие бывают представители этого типа? Сюда относятся все виды комнатных растений, обладающих высокой устойчивостью к засухе. Наиболее красивыми и пока еще редкими являются видовые и гибридные адениумы. А чаще всего у любителей комнатных цветов встречаются разные сорта каланхоэ, алоэ, агава, толстянка, молочай, гуэрния, хавортия.

Плодовые

Это относительно небольшая группа, в которой несколько растений, выращиваемых дома. Плодовые комнатные растения какие бывают? Это лимоны, мандарины, гранаты, ананасы, киви, перцы. В последнее время селекционерами были выведены новые сорта баклажан, томатов, огурцов, которые можно выращивать в комнатных условиях. Ценители натуральной пищи на своих подоконниках выращивают микрозелень, луки.Комнатные растения какие бывают - лимон

Заключение

При выборе растения необходимо учитывать его особенности выращивания. Некоторые из комнатных цветов любят солнце, а другие под прямыми солнечными лучами получают сильные ожоги и теряют свою декоративность. Есть растения, которые размещаются на северных окнах, теневыносливые. Некоторые растения имеют необычный аромат. Он может исходить не только от самих цветов, но и от листьев, стеблей. Одними из таких являются пеларгонии, герани, гибискусы, комнатные розы, цитрусовые. У последних аромат исходит от листьев, если их слегка потереть.

fb.ru

Какие бывают растения? 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель: создание условий для формирования у обучающихся понятий жизненных форм растений.

Задачи:

  • формировать понятия:  деревья, кустарники, травы, лиственные растения, хвойные растения;
  • развивать мышление, воображение, речь детей; создать условия  для формирования и развития основ экологической грамотности;
  • способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию растениям, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, Атлас-определитель "От земли до неба" (А. А. Плешаков), таблица "Деревья, кустарники, травы",  растения для практической работы (малина, барбарис, снежноягодник, липа, сосна, ель, физалис, осина), набор иллюстраций из "Тематического словаря", презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Сели! Хорошо закроем двери! Шум оставим за дверями И начнём урок мы с вами!

(Звучит 1 куплет песни Е.Мартынов "Яблони в цвету")

– О чём пойдёт речь на уроке, если звучит эта мелодия? (О растениях) (Презентация. Слайд)

2. Изучение нового материала

Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о растениях?  Что подсказывают эти карточки? (Солнце, яблоко, капуста, ромашка, малина)Дети: Что растения – живая природа, а солнце – неживая природа. – Какое значение для человека имеют растения? (Презентация, слайд)Дети: – Растения кормят человека (яблоки, рожь, пшеница, капуста, смородина…) – Одевают человека (лён, хлопок…) – Лечат (берёза, зверобой, ромашка, липа…) – Дают много полезных вещей (мебель, строительство домов, топливо…) – Украшают.

– Куда бы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках всех стран мира. Даже в Артике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико. У некоторых растений листья превратились в колючки, как, например, у кактуса.

(Картина "Лес")

– Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу?

– Наша задача – разделить все эти растения на группы. Какая группа будет самая первая? (Деревья)

Понятие "дерево"

а) Чем взрослое дерево отличается от других растений? (Презентация, слайд)

(У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви).

б) Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идёт речь.

Никто не пугает, а она вся дрожит. (Осина)

Зимой и летом одним цветом. (Ель)

в) Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ёлки иголки (хвоя) вместо листьев)

г) Хвойные – листья в виде иголочек (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта и т.д) Лиственные – листья в виде пластинки (липа, берёза, осина и т.д)

Понятие "кустарники"

а) А как мы назовём одним словом эти растения: смородина, шиповник, орешник, можжевельник? (Кустарники) б) Чем кустарники отличаются от деревьев?

(У них формируется несколько стволиков, одревесневших стеблей (стволиков) (Презентация, слайд)

Понятие "травы"

а) А какие ещё растения могут быть кроме деревьев и кустарников? (Травы)

б) У травянистых растений, в отличие от деревьев и кустарников, нет ствола. У трав – мягкие, сочные стебли. (Презентация, слайд)

в) Какие травы мы можем увидеть в лесу? (Одуванчик, ромашка, репейник, колокольчик…)

3. Физминутка

Мы сажаем кусты Вот такой высоты… (высота на уровне пояса) Ещё ниже – вот такой! (несколько ниже пояса) Ещё ниже – вот такой! (на уровне колен) Мы сажаем кусты (имитируют полив) Вот такой высоты! (на уровне плеч) А как вымахнут они Вот такой вышины! (руки над головой) Ещё выше – вот такой! (показать, поднявшись на цыпочки) Не дотянешься рукой!

– Поспорили два ученика, Один из них утверждал, что клубника – это трава, а другой настаивал на том, что клубника – растение. Кто из них прав? Может быть, оба правы? Ответ поясните. – На какие группы мы разделили растения? (Деревья, кустарники, травы) (Презентация, слайд)

4. Работа с учебником.

– Откройте учебник на с. 46. Прочитайте текст.

5. Работа в тетради

Тетрадь, с.19, № 1, 2 (3 ученика рисуют на доске)

6. Лесные этажи

– Представьте лес в виде лестницы. Какие  растения будут находиться на верхнем этаже? (Деревья) – Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники) – Что находится на нижнем этаже? (Травы)

Дети показывают на плакате деревья, кустарники, травы.

Стихотворение «Лесные этажи».

7. Практическая работа

Работа в группах по распознаванию деревьев, кустарников и трав с помощью Атласа-определителя.

– Перед вами живые растения. Определить их название вам поможет «Атлас-определитель» (малина – 88, снежноягодник – 92, барбарис – 91, липа – 87, сосна – 83, ель – 83, физалис – 41, осина – 85)

8. Работа в тетради

Тетрадь, с. 19 задание № 3, по рядам.

9. Игра "Волшебный клубочек

(Дети передают друг другу клубок ниток и называют растения.1ряд-травянистые растения,2ряд-деревья,3ряд-кустарники.)

10. Посмотрите, как красивы растения! (слайды, показывающие красоту растений)

Экологическое правило: в природе всё взаимосвязано.

11. Итог урока

– На какие группы можно разделить растения? (Презентация, слайд)

12. Дифференцированное домашнее задание

  • 1 уровень – раскрасить картинку в тетради (с.20, задание №5)
  • 2 уровень – нарисовать любимое растение.
  • 3 уровень – нарисовать любое растение и подготовить краткий рассказ о нём.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Какие бывают растения?

Основная цель: Познакомить детей с названием групп растений; растениями, относящимися к той или иной группе.

1) Обобщить знания обучающихся о растениях.

2) Познакомить обучающихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.

3) Познакомить обучающихся со своеобразием нескольких растений.

1) Развивать представления обучающихся о явлениях живой природы.

2) Развивать умение обучающихся выделять в явлении основной признак и умение классифицировать явления по признакам.

1) Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

2) Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников и трав своего края; работать со схемами; будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.

Оборудование: презентация «Какие бывают растения?», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность обучающихся

I.Организацион -

ный момент

- Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Сегодняшний урок окружающего мира необычный – у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем друг друга и наших гостей. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть этот урок несет нам радость общения.

Приветствие

  1. Актуализация знаний

- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Где в природе встречается вода?

- Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?

- Почему загрязняется вода?

- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

- Кто придумал свою загадку про воду?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

III. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, прослушав стихотворение - загадку.(слайд №2)

- Мы действительно сегодня с вами отправимся в лес. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

- Я думаю, что каждый из вас был в лесу. Вспомните и скажите, а что же растет в лесу? (слайд № 3)

- Тема сегодняшнего урока так и называется «Какие бывают растения?» (слайд № 4)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Давайте прочитаем в учебнике на с. 56, что об этом говорит Муравьишка?

Это лес.

Узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.

  1. Работа по теме урока.

1. Знакомство с разнообразием растений.

- Рассмотрите еще раз изображение леса.

- Перечислите названия растений, которые вы видите на доске. (слайд №5)

Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается друг от друга.

- Итак, на какие группы можно разделить эти растения? (слайд №6, №7, №8)

- Чем деревья отличаются от остальных растений?

- Чем ель отличается от остальных деревьев?

- Итак, на какие 2 группы можно разделить деревья? (слайд №9)

- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными?

- Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными.

- Вторая группа растений, которые мы выделили – это кустарники.

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

- Так же, как и деревья, кустарники могут быть лиственными и хвойными, например: можжевельник – это хвойный кустарник, а бересклет – лиственный. (Слайд № 10)

- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? Что о них вы можете сказать?

Ответы детей.

Деревья, кустарники, травы

У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.

У ели иголки вместо листьев.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.

У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.

У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.

2. Работа по учебнику.

- Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56.

Обучающиеся читают вслух текст.

  1. Физкульт-

минутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Слово учителя

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Если представить лес в виде лестницы, то какие деревья будут находиться на верхнем этаже?

- Какие растения располагаются на следующем этаже?

- Что находится на нижнем этаже?

- Научно принято это называть этажи или ярусы леса. (Слайд №11)

- Возьмите рабочие тетради и откройте их на стр.39. В задании №1 схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.

- Проверьте работу друг у друга.

Самостоятельная работа обучающихся с последующей проверкой в парах.

3. Выполнение задания в электронном виде

- Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.

- К какой группе растений вы их отнесете?

(слайд №12)

Деревья: клен, сосна.

Кустарники: калина, орешник.

Травы: одуванчик, репейник.

4. Работа в тетради

- В рабочей тетради в задании под №3 приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте.

Самостоятельная работа обучающихся с последующей проверкой в парах.

5.Работа по учебнику.

6. Творческое задание

- Зачем нам нужны растения?

- Растения – бесценное богатство, которое дарит нам природа. К растениям необходимо бережно относиться, не ломать деревья и кустарники, не срывать цветы с клумб и т.д.

- О красоте растений прочитайте рассказ на

с. 58 учебника.

- Нарисовать сказочный цветок.

Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей

Обучающиеся читают вслух текст.

Выполнение рисунка.

VII.Рефлексия учебной деятельности.

- Оцените свою работу с помощью светофора.

Обучающиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.

VIII.Подведение итогов урока.

- Какую тему урока мы сегодня изучали?

- А какие бывают растения, мы сейчас с вами подведем итог урока, отгадав кроссворд.

(слайд №13)

По горизонтали:

2. Эти растения имеют мягкие сочные стебли.

5. Эти растения имеют листья в виде пластинок, их называют…

По вертикали:

1. Эти растения имеют несколько довольно тонких, но одревесневших стеблей – стволиков.

3. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок), их называют …

4. У этих растений один толстый стебель – ствол.

- Что нового вы узнали по этой теме?

Проверка

IX.Домашнее задание.

- Прочитать текст «Красота растений», рабочая тетрадь №4, 5 стр. 40

X. Завершение урока.

- Встали, урок окончен. Спасибо всем за работу.

docbase.org

Какие бывают растения? | Doc4web.ru

Основная цель: Познакомить детей с названием групп растений; растениями, относящимися к той или иной группе.

Задачи

1) Обобщить знания обучающихся о растениях.

2) Познакомить обучающихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.

3) Познакомить обучающихся со своеобразием нескольких растений.

1) Развивать представления обучающихся о явлениях живой природы.

2) Развивать умение обучающихся выделять в явлении основной признак и умение классифицировать явления по признакам.

1) Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.

2) Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся классифицировать растения; приводить примеры деревьев, кустарников и трав своего края; работать со схемами; будут учиться замечать и ценить красоту мира растений.

Оборудование: презентация «Какие бывают растения?», компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

Этапы урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность обучающихся

I.Организацион -

ный момент

- Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- Сегодняшний урок окружающего мира необычный – у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем друг друга и наших гостей. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Пусть этот урок несет нам радость общения.

Приветствие

  1. Актуализация знаний

- Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Где в природе встречается вода?

- Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?

- Почему загрязняется вода?

- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

- Кто придумал свою загадку про воду?

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

III. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, прослушав стихотворение - загадку.(слайд №2)

- Мы действительно сегодня с вами отправимся в лес. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

- Я думаю, что каждый из вас был в лесу. Вспомните и скажите, а что же растет в лесу? (слайд № 3)

- Тема сегодняшнего урока так и называется «Какие бывают растения?» (слайд № 4)

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Давайте прочитаем в учебнике на с. 56, что об этом говорит Муравьишка?

Это лес.

Узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.

  1. Работа по теме урока.

1. Знакомство с разнообразием растений.

- Рассмотрите еще раз изображение леса.

- Перечислите названия растений, которые вы видите на доске. (слайд №5)

Наша задача – разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается друг от друга.

- Итак, на какие группы можно разделить эти растения? (слайд №6, №7, №8)

- Чем деревья отличаются от остальных растений?

- Чем ель отличается от остальных деревьев?

- Итак, на какие 2 группы можно разделить деревья? (слайд №9)

- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными?

- Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными.

- Вторая группа растений, которые мы выделили – это кустарники.

- Чем кустарники отличаются от деревьев?

- Так же, как и деревья, кустарники могут быть лиственными и хвойными, например: можжевельник – это хвойный кустарник, а бересклет – лиственный. (Слайд № 10)

- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? Что о них вы можете сказать?

Ответы детей.

Деревья, кустарники, травы

У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.

У ели иголки вместо листьев.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.

У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.

У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.

2. Работа по учебнику.

- Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56.

Обучающиеся читают вслух текст.

  1. Физкульт-

минутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Слово учителя

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

- Если представить лес в виде лестницы, то какие деревья будут находиться на верхнем этаже?

- Какие растения располагаются на следующем этаже?

- Что находится на нижнем этаже?

- Научно принято это называть этажи или ярусы леса. (Слайд №11)

- Возьмите рабочие тетради и откройте их на стр.39. В задании №1 схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.

- Проверьте работу друг у друга.

Самостоятельная работа обучающихся с последующей проверкой в парах.

3. Выполнение задания в электронном виде

- Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.

- К какой группе растений вы их отнесете?

(слайд №12)

Деревья: клен, сосна.

Кустарники: калина, орешник.

Травы: одуванчик, репейник.

4. Работа в тетради

- В рабочей тетради в задании под №3 приведите свои примеры растений. Обменяйтесь тетрадями и посмотрите, какие примеры привел сосед по парте.

Самостоятельная работа обучающихся с последующей проверкой в парах.

5.Работа по учебнику.

6. Творческое задание

- Зачем нам нужны растения?

- Растения – бесценное богатство, которое дарит нам природа. К растениям необходимо бережно относиться, не ломать деревья и кустарники, не срывать цветы с клумб и т.д.

- О красоте растений прочитайте рассказ на

с. 58 учебника.

- Нарисовать сказочный цветок.

Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей

Обучающиеся читают вслух текст.

Выполнение рисунка.

VII.Рефлексия учебной деятельности.

- Оцените свою работу с помощью светофора.

Обучающиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.

VIII.Подведение итогов урока.

- Какую тему урока мы сегодня изучали?

- А какие бывают растения, мы сейчас с вами подведем итог урока, отгадав кроссворд.

(слайд №13)

По горизонтали:

2. Эти растения имеют мягкие сочные стебли.

5. Эти растения имеют листья в виде пластинок, их называют…

По вертикали:

1. Эти растения имеют несколько довольно тонких, но одревесневших стеблей – стволиков.

3. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок), их называют …

4. У этих растений один толстый стебель – ствол.

- Что нового вы узнали по этой теме?

Проверка

IX.Домашнее задание.

- Прочитать текст «Красота растений», рабочая тетрадь №4, 5 стр. 40

X. Завершение урока.

- Встали, урок окончен. Спасибо всем за работу.

doc4web.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта