перечислите основные признаки,характерные для покрытосеменных растений!? Какая из перечисленных структур покрытосеменных растений
Олимпиады по биологии
Районная (городская) олимпиада по биологии -
II этап XXII Всероссийской олимпиады школьников
по биологии 2004-2005 уч. г.
Практические задания Посмотреть задания 9 класса
10-11 класс.
Задания теоретического тура
(тестирование).
Уважаемые участники олимпиады, теоретический тур олимпиады включает 3 задания. Внимательно познакомьтесь с характером каждого из них и определите для себя последовательность выполнения работы. Ответы по каждому заданию запишите в листе ответов.
Задание 1.
К каждому тесту в этом задании предложено по 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. В листе ответа в клеточке соответствующей номеру теста запишите букву правильного ответа. В случае исправления буква должна быть продублирована.
1. Древесинные волокна относятся к … тканям.
А) образовательным
Б) покровным
В) механическим
Г) проводящим
2. У корней двудольных растений наблюдается
А) первичный рост
Б) вторичный рост
В) первичный и вторичный рост
Г) только осевой рост
3. Что изображено на рисунке?
Б) семя двудольного покрытосеменного растения
В) семя голосеменного растения
Г) спора папоротника
4. Какой опыт позволяет обнаружить в растении передвижение воды и минеральных веществ?
А) Поместить срезанную ветку с листьями тополя, клена в воду, подкрашенную чернилами.
Б) Поместить элодею на яркий свет и наблюдать за движением пузырьков газа.
В) Поместить растение в темный шкаф, поливать и наблюдать за ним в течение 3-5 дней.
Г) Поместить срезанную ветку с листьями тополя, клена в воду, сделав ближе к основанию кольцевой вырез коры.
5. Почему голосеменные растения считаются более высокоорганизованными растения, чем папоротники?
А) У них появился фотосинтез
Б) У них сформировались половые клетки и половой процесс
В) Они размножаются спорами.
Г) Они размножаются семенами.
6. Для получения высокого урожая картофеля его надо несколько раз окучивать, чтобы:
А) увеличить число подземных побегов – столонов
Б) увеличить число плодов
В) усилить испарение воды растениями
Г) обеспечить опору стеблям картофеля
7. Поглощение растением воды и минеральных веществ из почвы свидетельствует о:
А) целостности растительного организма
Б) его подготовке к размножению
В) взаимосвязи растений и среды
Г) индивидуальном развитии растений.
8. Что доказывает опыт, изображенный на рисунке?
А) водное растение на свету выделяет кислород
Б) водное растение в темноте выделяет углекислый газ
В) водное растение в темноте поглощает кислород
Г) водное растение на свету поглощает углекислый газ
9. Пекарские дрожжи относят к:
А) низшим грибам
Б) архебактериям
В) лишайникам
Г) плесневым грибам
10. На рисунке изображена диаграмма цветка. Для растения какого семейства характерно такое строение цветка?
А) крестоцветные
Б) пасленовые
В) лилейные
Г) сложноцветные
11. В какой момент жизни амеба обыкновенная превращается в цисту?
А) перед делением
Б) перед началом накопления запасных (резервных) питательных веществ
В) при наступлении неблагоприятных для нее условий жизни
Г) при размножении
12. Вспомните классификацию кишечно-полостных животных и определите признак (причину), по которому всех нижеперечисленных животных кроме одного относят к одному классу. Найдите это «лишнее» среди них животное
А) аурелия
Б) цианея
В) корнерот
Г) актиния
13. Назовите систему органов белой планарии, которая представленная многочисленными разветвленными канальцами
А) нервная
Б) половая
В) выделительная
Г) пищеварительная
14. Назовите паразитического червя, который размножается на стадии личинки
А) печеночный сосальщик
Б) острица
Г) аскарида
Д) бычий цепень
15. Как удаляются непереваренные остатки пищи из тела дождевого червя?
А) через ротовое отверстие
Б) через анальное отверстие
В) через систему выделения
Г) через покровы тела
16. Назовите структуру беззубки, которая образует сифоны
А) раковина
Б) мантия
В) стенка полости тела
Г) стенка кишечника
17. Сколько простых глаз у циклопа
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
18. Чем питается личинка майского жука летом на второй год своей жизни?
А) перегноем
Б) зелеными листьями
В) корнями деревьев и кустарников
Г) корнями травянистых растений и сеянцев сосны
19. Назовите особенность воздушной среды, которая послужила причиной формирования у лягушек и других земноводных нового отдела органа слуха – среднего уха.
А) низкая влажность
Б) низкая плотность
Г) прозрачность
Д) изменчивость температуры
20. Кого из перечисленных ниже пресмыкающихся считают наиболее древним?
А) прыткая ящерица
Б) гаттерия
В) обыкновенный хамелеон
Г) миссисипский аллигатор
21. Укажите кости, которые связаны друг с другом с помощью сустава, обладающего наименьшей подвижностью
А) большинство ребер и грудина
Б) лобная и теменная
В) лучевая и локтевая
Г) тазовая и бедренная
22. Эритроциты крови, находясь в растворе NaCl определенной концентрации, уменьшились в размере и сморщились. Укажите эту концентрацию раствора NaCl.
А) 0,09 %
Б) 0,3 %
В) 0,9 %
Г) 3 %
23. Воспалительный процесс вызвал поражение одного из клапанов сердца, в результате чего часть крови при сокращении левого желудочка стала возвращаться в левое предсердие. Это привело к расширению левого предсердия. Назовите поврежденный клапан.
А) трехстворчатый
Б) двухстворчатый
В) клапан аорты
Г) клапан легочного ствола
24. Под какой цифрой на рисунке изображена кожно-мышечная зона коры больших полушарий?
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
25. Человек выполнил определенную экспериментальную процедуру, после которой он непроизвольно сначала задержал дыхание, а затем сделал глубокий вдох. Назовите экспериментальную процедуру, которую выполнил человек.
А) сделал подряд несколько быстрых и глубоких дыхательных движений
Б) сделал несколько наклонов тела вперед, доставая руками до пола, и вернулся в вертикальное положение
В) быстро погрузился по грудь в холодную воду
Г) вдохнул резко пахнущее вещество
26. Назовите витамин, при недостатке которого дети плохо растут, у них нарушается формирование зубов и волос, поражаются легкие и кишечник и человек теряет способность видеть с наступлением сумерек
А) А
Б) В1
В) С
Г) D
27. Укажите вещество, по повышенному содержанию которого в моче можно узнать о болезни почек.
А) соли натрия
Б) мочевая кислота
В) мочевина
Г) белок
28. Иногда у женщины рождаются одновременно два близнеца одного пола и совершенно похожие друг на друга. Сколько яйцеклеток принимает непосредственное участие в развитии этих близнецов?
А) одна
Б) две
В) три
Г) четыре
29. Определите темперамент человека, изображенного на рисунке справа.
А) холерик
Б) флегматик
В) сангвиник
Г) меланхолик
30. Какое из перечисленных органических соединений не является гормоном?
А) адреналин
Б) тироксин
В) инсулин
Г) трипсин
31. Укажите отдел головного мозга, включающий так называемую кору, состоящую из серого вещества (многочисленных тел нервных клеток и их коротких отростков – дендритов) и аксонов
А) конечный мозг
Б) промежуточный мозг
В) продолговатый мозг
Г) средний мозг
32. Укажите ощущение, которое возникает при непосредственно действии (контакте) источника раздражения на орган чувств.
А) зрительное
Б) слуховое
В) вкусовое
33. Найдите среди ответов психические явления и укажите то явление, которое к категории психических НЕ относят.
А) сновидения
Б) память
В) поведение
Г) внимание
34. Назовите ученого, который впервые описал ядро растительной клетки.
А) А. Левенгук
Б) Р. Вирхов
В) Р. Гук
Г) Р. Броун
35.Назовите нуклеиновую кислоту, количество которой в неделящейся клетке постоянно.
А) ДНК
Б) иРНК
В) тРНК
Г) рРНК
36. Портрет какого ученого изображен на рисунке?
А) Ч. Дарвин
Б) И.М. Сеченов
В) Г.И. Мендель
Г) Л. Пастер
37. Сколько субъединиц входит в состав рибосомы?
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) в разных клетках разное количество
38. Назовите количество нуклеотидов, входящих в состав антикодона.
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
39. Назовите гетеротрофные организмы, которые всасывают питательные вещества, не способны к фотосинтезу, малоподвижны и запасают углеводы в виде гликогена.
А) животные
Б) растения
В) грибы
Г) вирусы
40. Укажите животных, для которых характерна конъюгация как форма размножения.
А) инфузории
Б) жгутиковые
В) пчелы, тли, дафнии, скальные ящерицы
Г) малярийные плазмодии
41. Какая из фаз митоза является последней?
А) метафаза
Б) профаза
В) телофаза
Г) анафаза
42. Сколько полноценных яйцеклеток формируется из каждой диплоидной клетки в ходе овогенеза в женском организме
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
43. Что у цветковых растений развивается из зиготы – оплодотворенной яйцеклетки?
А) зародышевый мешок
Б) эндосперм
В) зародыш
Г) семязачаток
44. Назовите полость, которая образуется у ланцетника в результате отшнуровывания от энтодермы мезодермальных пузырьков и ограничена клетками мезодермы.
А) бластоцель
Б) гастроцель
В) миксоцель
Г) целом
45. В семье европеоидных родителей, среди которых по обеим линиям были эфиопы, родились русая дочь и темнокожий сын. Назовите форму изменчивости, примером которой является это событие.
А) мутационная
Б) комбинативная
В) модификационная
Г) случайная фенотипическая
46. Какие признаки являются результатом одновременного функционирования одинаковых или разных аллелей одного гена?
А) цвет семян и форма поверхности семян гороха
Б) красные, розовые и белые цветки ночной красавицы
В) окраска тела и степень развития крыльев у дрозофилы
Г) серый и черный цвет шерсти кролика
47. Назовите один из традиционных методов, который не используют при изучении наследственности и изменчивости человека.
А) биохимический
Б) цитогенетический
В) близнецовый
Г) гибридологический
48. Клетка удваивает наследственную информацию, прежде чем передать ее другой клетке. Назовите процесс, в ходе которого происходит удвоение наследственной информации.
А) трансляция
Б) редупликация
В) транскрипция
Г) репарация
49. Назовите скрещивание, в результате которого получаются обладающие ценными качествами, но обычно бесплодные особи.
А) близкородственное скрещивание
Б) отдаленная гибридизация
В) анализирующее скрещивание
Г) возвратное скрещивание
50. Назовите явление, служащее примером мимикрии
а) муха-журчалка по окраске и форме похожа на пчелу
б) окраска спины обыкновенного хомяка похожа на цвет выгоревшей травы
в) яркая окраска живота обыкновенного хомяка
г) сходство глаз головоногих моллюсков и млекопитающих
51. Назовите термин, которым обозначают независимое образование сходных признаков у родственных организмов, основанное на гомологичных структурах.
А) дивергенция
Б) параллельная эволюция
В) конвергенция
Г) ароморфоз
52. Среди нижеперечисленных укажите организмы, развитее которых в настоящее время идет в направлении биологического прогресса.
А) сумчатые млекопитающие
Б) костистые рыбы
В) мхи
Г) земноводные
53. Что во второй сигнальной системе выступает в качестве сигнала?
А) слово как понятие
Б) слово как сочетание звуков
В) условные раздражители
Г) безусловные раздражители
54. В ходе эволюции у предков человека появились особенности строения, связанные с использованием ими огня, животной пищи и ее термической обработкой. Назовите одну из таких особенностей строения.
А) Мощные жевательные мышцы
Б) небольшая нижняя челюсть
В) подвижный мускулистый язык
Г) хорошо развитые теменные гребни
55. В середине лета рост многолетних растений, обитающих в средних широтах, замедляется или полностью прекращается, уменьшается количество цветущих растений. Какой фактор и какое изменение его служит причиной таких явлений?
А) снижение температуры
Б) уменьшение количества осадков
В) уменьшение длины дня
Г) уменьшение интенсивности солнечного излучения
56. Назовите организмы на долю которых приходится основной круговорот химических элементов в биосфере.
А) растения
Б) микроорганизмы
В) грибы
Г) человечество
57. Среди характерных только для людей особенностей укажите ту, которая сформировалась у предков человека в ходе эволюции раньше остальных
А) речь
Б) прямохождение
В) абстрактное мышление
Г) сознание
58. Назовите термин, которым обозначают комплекс разнообразных отношений между организмом и окружающими его факторами живой и неживой природы.
А) адаптация
Б) выживаемость
В) естественный отбор
Г) борьба за существование
59. Что из нижеперечисленного не является приспособлением к окружающей среде?
А) высокая рождаемость
Б) инстинкты
В) мимикрия
Г) высокая смертность
60. Назовите ту систематическую группу, признаки которой появляются у зародыша млекопитающих раньше признаков других систематических групп.
А) вид
Б) род
В) семейство
Г) класс
Задание 2.
К каждому тесту в этом задании предложено несколько вариантов ответов. Выберите лишь те ответы, которые Вы считаете правильными. В листе ответа в клеточке соответствующей номеру теста запишите буквы правильных ответов. В случае исправления буквы необходимо продублировать.
61. Что из нижеперечисленного характерно для питания паука-крестовика
А) использует ловчую сеть
Б) умерщвляет добычу ядом
В) в жертву впрыскивает пищеварительный сок
Г) пища перетирается челюстями
Д) поглощает только жидкую пищу
Е) окончательное переваривание пищи происходит в кишечнике
62. Что из перечисленного для кистеперой рыбы латимерии НЕ характерно?
А) плавники похожи на мясистые лопасти
Б) плавники покрыты чешуей
В) ее относят к классу Костные рыбы
Г) скелет состоит в основном из костной ткани
Д) в течение всей жизни сохраняется хорда
Е) плавательный пузырь развит плохо
63. В состав ворсинок тонкой кишки входят различные структуры. Среди ниже перечисленных структурных компонентов укажите те, которые в ворсинках тонкой кишки отсутствуют.
А) гладкомышечные клетки
Б) клетки эпителия
В) лимфатические узлы
Г) лимфатические капилляры
Д) кровеносные капилляры
Е) одноклеточные слизистые железы
64. Какие из перечисленных характеристик подходят для изображенного на рисунке цветка?
А) обоеполый
Б) раздельнополый
В) мужской
Г) женский
Д) пестичный
Е) тычиночный
65. Известно много проявлений влияния живых существ нашей планеты на окружающую их неживую природу всей Земли. Найдите эти проявления среди ответов.
А) образование полезных ископаемых, таких как самородная сера, фосфориты, железные и марганцевые руды
Б) образование известковых пород
В) формирование современной атмосферы с низким содержанием углекислого газа и высоким содержанием кислорода
Г) ускорение перемещения химических элементов в биосфера
Д) формирование озонового слоя Земли
Е) формирование почвы
Задание 3.
Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. В листе ответов выпишите номера только правильных суждений. В случае исправления номер ответа должен быть продублирован.
1. Суслик, бобр, заяц и белка – представители отряда грызунов.
2. Стегоцефалы – это древние рептилии, от которых произошли млекопитающие.
3. Во время линьки перьев утки и лебеди не могут летать.
4. У шимпанзе 4 группы крови.
5. Первозвери – это яйцекладущие млекопитающие.
6. Перья птицы развиваются тех же кожных зачатков, что и чешуи рептилий.
7. Гигантская акула – эта самая крупная рыба.
8. Земноводные и пресмыкающиеся относятся к группе амниот.
9. У китов и дельфинов передняя пара конечностей превратилась в ласты, задняя в хвостовой плавник.
10. Клыки слона в процессе эволюции превратились в бивни.
11. Когда птице холодно, она прижимает оперение, уменьшая его теплопроводность. Когда птице жарко, она распушает оперение, увеличивая его теплопроводность.
12. Выводковый птенец сразу способен к терморегуляции и питается сам.
13. Селезенка является самым крупным органом иммунной системы.
14. После операции по удалению желчного пузыря, человеку на протяжении всей жизни приходиться принимать препараты, содержащие желчь, потому что ее выработка в организме после удаления желчного пузыря прекращается.
15. Неограниченный рост численности популяций сдерживается действием факторов внешней среды
Практические задания Посмотреть задания 9 класса
edunelidovo.narod.ru
3. Какая группа водорослей, согласно современным представлениям, рассматривается в качестве наиболее вероятной предковой группы для высших растений?
Часть А. ТЕСТЫ
1. Первыми организмами, которые стали обогащать среду обитания кислородом, были:
А. зеленые бактерии
Б. пурпурные бактерии
В. цианобактерии
Г. многоклеточные водоросли
2. Общим признаком для грибов и растений является:
А. Продукт выделения - мочевина
Б. Запасное вещество – гликоген
В. Автотрофный тип питания
Г. Наличие клеточной стенки
^
A. Диатомовые (Бацилляриевые)
B. Харофиты (Харофитовые)
C. Бурые (Феофитовые)
D.Красные (Родофитовые
^
A. Автотрофности.
B. Гетеротрофности.
C. Автотрофности и гетеротрофности.
D. Минерализации мертвого вещества
^
А. водоросли
В. простейшие
С. грибы-паразиты
Д. цианобактерии
6. Запасным углеводом в животной клетке является:
А. крахмал В. гликоген
С. хитин Д.целлюлоза
^
А. волнообразные В. реактивные
С. колебательные Д. вращательные
8. Бактерии для осуществления жизнедеятельности способны получать энергию различными путями. Какой процесс обеспечивает получение бактериями энергии за счет окисления неорганических соединений?
А. Хемосинтез. Б. Фотосинтез. В. Гликолиз. Г. Брожение.
9. Как называется расположение по кругу плодовых тел некоторых базидиальных грибов, обусловленное центробежным ростом их мицелия? Это можно увидеть на открытых местах произрастания (лугах, полянах) опенка лугового, шампиньонов, млечников.
А. Ведьмины кольца.
Б. Радиальные зонтики.
В. Концентрические пучки.
Г. Веерные шляпки.
^
А. Метаморфоз растений.
Б. Многообразие растений.
В. Жизненная форма растений.
Г. Тип растений.
^
А. Тропических областях с большим разнообразием лишайников
Б. Лесных районах с небольшим разнообразием пород деревьев
В. Умеренной зоне
Г. Арктике и Антарктиде
Д. Субтропиках
^ :
А. Женские гаметангии (оогонии)
Б. Мужские гаметангии (антеридии)
В. Спорангии
Г. Оогонии и антеридии
^
А. достаточная освещеннность
Б. наличие органических веществ, необходимых для питания
В. совместное обитание с растениями
Г. возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения
^
Признак | Клетка I | Клетка II |
Клеточная стенка | имеется | имеется |
Рибосомы | имеется | имеется |
Ядро | отсутствует | имеется |
Способность к фотосинтезу | имеется | отсутствует |
Клеточное дыхание | имеется | имеется |
^
A. Клетка I является более сложной в своей организации, чем клетка II.
B. Клетка I является прокариотической.
C. Клетки, которым присущи все признаки клетки II, появились в ископаемых отложениях раньше, чем клетки, которым присущи все признаки клетки I.
D. Клетка II не имеет клеточной мембраны.
E. Обе группы клеток принадлежат к грибам.
^
A. Это растительная клетка. | D. Это клетка грибов. |
B. Это клетка эубактерий. | E. Это клетка цианобактерий. |
C. Это клетка архебактерий. |
A. Молоко стимулирует деление у инфузорий.
B. Инфузории получают необходимые для роста витамины.
C. На молоке развиваются бактерии, которыми питаются инфузории.
D. Инфузории питаются молоком
^
А. Исключительно морские.
B. Только пресноводные.
C. Морские и пресноводные
18. Чем является водоросль для гриба в организме лишайника?
А. Пищей. Б. Конкурентом. В. Симбионтом. Г. Паразитом
^ :
А. Класса и семейства В. Рода и видового эпитета
С. Семейства и рода Д. Типа и класса
20. Первые наземные растения могли жить на суше благодаря:
А. Появлению фотосинтеза
Б. Появлению механической, покровной и проводящей тканей
В. Размножению половым путем
Г. Появлению спор
^
A. Выведения избытка воды.
B. Движения.
C. Питания.
D. Размножения.
22. Что называется оплодотворением?
A. Образование половых клеток.
B. Образование спор
C. Слияние мужской и женской половых клеток с образованием зиготы
D. Образование соматических клеток.
23. Почему бактерии нельзя отнести к растениям?
A. Не имеют оформленного ядра
B. Состоят из одной клетки
C. Не содержат хлоропластов
D. Размножаются с помощью спор
^ :
A. Дыханием
B. Питанием
C. Обменом веществ
D. Выделением
^
A. Вид C. Класс
В.Род Д. Отдел
Е. Царство
26. Определите правильно составленную цепь питания:
А. Плотва-цапля-окунь- водоросли
Б. Цапля-водоросли-окунь-плотва
В. Водоросли-плотва-окунь-цапля
Г. Водоросли-окунь-плотва-цапля
^ . А. Рассмотреть лист растения невооруженным глазом
Б. Рассмотреть растение с помощью лупы
В. Сделать с листа растения тонкий срез и рассмотреть его под
микроскопом
Г. Сделать с листа растения тонкий срез и рассмотреть его в лупу
^
А. Положить микропрепарат на предметный столик, опустить тубус и найти четкое изображение
Б. Поместить микропрепарат на предметный столик, осветить поле зрения, добиться четкого изображения, двигая тубус с помощью винта
В. Осветить поле зрения, определить расстояния тубуса до предметного столика, поместить микропрепарат и рассмотреть его
Г. Установить тубус, осветить поле зрения, поместить микропрепарат на предметный столик
^
А. Для него характерно образование органических веществ из неорганических
Б. Для него характерно расщепление органических веществ с
освобождением энергии
В. В этом процессе поглощается углекислый газ и выделяется кислород
Г. Этот процесс идет в хлоропластах
^
А. Имеет постоянную форму тела
Б. Имеет ядро
В. Имеет пищеварительные вакуоли
Г. Имеет хлоропласты
^
А. Береза В. Заяц Д. Волк
Б. Осина Г. Ель Е. Сосна
^
А. Хромосомы
Б. Оболочка, цитоплазма, ядро
В. Клеточная мембрана
Г. Рибосомы, митохондрии
^
А. По зеленому цвету и более мелким размерам
Б. По форме
В. По расположению в клетке
Г. По химическому составу
^
А. Цитоплазма, ядро, оболочка, вакуоли, хлоропласты
Б. Оболочка,вакуоли,цитоплазма, ядро, хлоропласты
В. Оболочка, ядро, цитоплазма, хлоропласты, вакуоли
Г. Оболочка, цитоплазма, ядро, хлоропласты, вакуоли.
^
А. Увеличивается число клеток
Б. Увеличивается число организмов
В. Увеличивается масса растения
Г. Происходит рост органов растения
^
А. В лесу я наблюдал за жизнью животных и насекомых
Б. В зоологическом музее я видел коллекции бабочек и других насекомых
В.На снегу хорошо видны следы животных:зайца,волка,лисицы, вороны.
Г. Растения опыляются насекомыми и птицами
^
А. Семейств
Б. Популяций
В. Не связанных между собой особей
Г. Разнообразных групп
38. Морфологически оформленного ядра нет у водорослей:
А. Зеленых В. Бурых
Б. красных Г. Сине-зеленых
^
А. Здоровом образе жизни
Б. Влиянии режима труда и отдыха на производительность труда
В. Влиянии окружающей среды на здоровье человека
Г. Об индивидуально- личностных свойствах человека
^
А. Водоросли В.Папоротники
Б. Мхи Г. Животные
Часть Б
1. Какова последовательность действий при рассматривании готовых микропрепаратов под микроскопом?
А. Направить свет зеркалом в отверстие предметного столика.
Б. Закрепить микропрепарат клеммами.
В. Рассмотреть наблюдаемую картину в целом
Г. Глядя в окуляр, поднимать тубус до появления четкого изображения
объекта
Д. Поместить готовый микропрепарат на предметный столик
Е. Рассмотреть отдельные детали
Ж. Глядя сбоку, опустите тубус так, чтобы объектив оказался в 1-2мм от препарата
^
А. Клетки этой ткани удлиненной формы и имеют тонкие оболочки
Б. Наружная стенка у клеток покровной ткани сильно утолщена и
восковым веществом
В. В этой ткани располагаются устьица, через которые происходит
испарение воды
Г. Клетки этой ткани плотно прилегают друг к другу
Д. С помощью устьиц регулируется испарение воды
Е. Иногда стенки клеток одревесневают, образуя пробку
^ .
А. Все одноклеточные
Б. Значительное большинство многоклеточные
В. Клетка имеет ядро
Г. Клетка не имеет оформленного ядра
Д. Не имеют тканей
Е. Питаются готовыми органическими веществами
Бактерии | |
Грибы |
^
А. Лисица Г. Воробей
Б. Плесневые грибы Д. Шляпочные грибы
В. Бактерии Е. Окунь
Разрушители | |
Потребители |
8 класс
задание 1. ТЕСТЫ
^
А. Защите от поедания животными.
Б. Лучшему выделению фитонцидов в окружающую среду.
^ .
Г. Лучшему поглощению СО2, необходимого для осуществления фотосинтеза.
2. Одним из способов удлинения растений является вставочный рост. Он характерен для: 1) сосны обыкновенной; 2) бамбука травянистого; 3) ржи посевной: 4) ромашки пахучей; 5) полыни горькой; 6) пырея ползучего; 7) мать-и-мачехи обыкновенной.
А. 1, 2, 3, 6. Б. 1, 3, 6. В. 2, 3, 6. Г. 4, 5, 7. Д. 1, 4, 5, 7.
^
А. четырех – пятичленных цветков.
Б. корневой системы, состоящей из придаточных корней.
В. листьев с дихотомическим жилкованием.
Г. хорошо развитой древесиной.
Д. нет верного ответа.
^
А. Клен ясеневидный.
Б. Клевер ползучий.
В. Колокольчик широколистный.
Г. Кубышка желтая.
Д. Крапива жгучая.
^
А. Это древесные растения.
Б. Это стелющиеся по земле растения и их листья покрывают почву.
В. Эти растения имеют сидячие ланцетные верхние листья.
Г. У них листья плавают на поверхности воды.
Д. Листья этих растений сплошь покрыты жгучими волосками.
^
^
А. хитиноподобных образований, пропитанных известью.
Б. клетчатки, пропитанной известью.
В. лигнина.
Г. кремнезема.
^
А. Пищей. Б. Конкурентом. В. Симбионтом. Г. Паразитом.
8. Листорасположение является одним из систематических признаков и зависит в первую очередь от порядка заложения листовых зачатков на конусе нарастания. Выберите растение с супротивным листорасположением.
А. Клен. Б. Береза. В. Дуб. Г. Олеандр. Д. Хвощ.
9. Бактерии для осуществления жизнедеятельности способны получать энергию различными путями. Какой процесс обеспечивает получение бактериями энергии за счет окисления неорганических соединений?
^ Б. Фотосинтез. В. Гликолиз. Г. Брожение.
10. Клубень – видоизменение побега, служащее для вегетативного размножения и запасания питательных веществ. Как называется защитная покровная ткань клубня картофеля, высаживаемого весной в почву?
А. Эпидермис. Б. Ризодерма. В. Пробка. Г. Корка. Д. Кора.
^
^ Б. Чашечка. В. Венчик. Г. Пестик. Д. Тычинки.
12. Что отличает сфагнум от кукушкина льна: 1) растение является гаметофитом; 2) архегонии и антеридии могут развиваться на одном растении; 3) не имеет ризоидов; 4) спорофит питается только гетеротрофно; 5) листья имеют водоносные клетки; 6) является торфообразующим растением.
А. 1, 2, 4, 5, 6. Б. Только 2, 3, 5. В. 2, 3, 4, 5, 6.
Г. 1, 3, 4, 5. Д. Только 3, 4, 5, 6.
^
А. Улотрикс. В. Амеба.
Б. Спирогира. Г. Гидра.
14. Как называется расположение по кругу плодовых тел некоторых базидиальных грибов, обусловленное центробежным ростом их мицелия? Это можно увидеть на открытых местах произрастания (лугах, полянах) опенка лугового, шампиньонов, млечников.
А. Ведьмины кольца.
Б. Радиальные зонтики.
В. Концентрические пучки.
Г. Веерные шляпки.
^
А. Метаморфоз растений.
Б. Многообразие растений.
В. Жизненная форма растений.
Г. Тип растений.
^
А. удалении избытка воды путем транспирации.
Б. выделении избытка минеральных веществ.
В. транспорте сахаров и других веществ к почкам.
Г. транспорте органических веществ к корням.
^
А. размером завязи.
Б. размером яйцеклетки.
В. количеством плодолистиков.
Г. количеством семенных зачатков.
Д. количеством проросших пыльцевых зерен.
^
А. Является спорофитом
Б. Развивается из споры
В. Развивается из семени
Г. Образует споры
Д. Является диплоидной стадией
^
А. У однодольных
Б. У двудольных
В. У водных
Г. У произрастающих на тяжелых, глинистых почвах
^
А. Присутствием каратиноидов
Б. Присутствием антоциана
В. Присутствием хлорофилла
Г. Отсутствием пигментов в лепестках
Д. Наличием бетулина
^
А. Листа Б. Прилистника
В. Стебля Г. Корня
Д. Соцветия Е. Цветка
- Какие из приведенных признаков характерны для Покрытосеменных?
2. Свойственна макрофиллия
3. Характерна разноспоровость
4. Мужской гаметофит представлен пыльцевым зерном
5. Мужские гаметы без жгутиков
А. 1, 2, 3, 5 В. 2, 3, 4, 5
Б. 1, 2, 4, 5 Г. Все признаки
^ ?
А. Розоцветные Б. Крестоцветные
В. Бобовые Г. Сложноцветные
Д. Буковые
^
А. Видоизмененный побег
Б. Видоизмененный прилистник
В. Видоизмененный лист
Г. Результат разрастания периферических слоев клеток стебля
^
А. Хвоща полевого
Б. Плауна булавовидного
В. Сфагнума магелланского
В. Сосны обыкновенной
^ :
А. Капуста, горох, боб
Б. Фасоль, клевер, редька
В. Арахис, ярутка , боб
Г. Клевер, арахис, фасоль
27. Образование годичных колец у растений в условиях умеренных широт (Беларуси) обычно можно наблюдать на поперечном срезе:
1. Стебля древесных покрытосеменных
2. Стебля травянистых однолетников
3. Стебля голосеменных
4. Многолетнего корня древесных
5. Листовой пластины древесных покрытосеменных
А. 1, 4, 5
Б. Всех перечисленных растений
В. 1, 3 .
Г. Всех, кроме 2
Д. Только 1 и 4
28. «Головка» чеснока- это:
А. Видоизмененные придаточные корни
Б. Видоизмененная система побегов
В. Видоизмененный стебель
Г. Видоизмененные листья
^
А. Пробкой и лубом В. Эпидермисом и пробкой
Б. Лубом и древесиной Г. Древесиной и сердцевиной
- Рост побега в длину происходит благодаря делению клеток:
Б. Эпидермиса Г. Верхушечной меристемы
^
А. Многосемянный Б. Сочный В. Сборный
Г. Не имеет деревянистого внутреннего слоя околоплодника
Д. Невскрывающийся с тонким околоплодником
1) А, Б, Г 2) А, В, Д
3) А, Г 4) В, Г, Д
^
А. Животные В. Бактерии
Б. Грибы Г. Грибы
33. Первые наземные растения могли жить на суше благодаря:
А. Появлению фотосинтеза
Б. Появлению механической, покровной и проводящей тканей
В. Размножению половым путем
Г. Появлению спор
^
А. Продукт выделения - мочевина
Б. Запасное вещество – гликоген
В. Автотрофный тип питания
Г. Наличие клеточной стенки
^
А. Тропических областях с большим разнообразием лишайников
Б. Лесных районах с небольшим разнообразием пород деревьев
В. Умеренной зоне
Г. Арктике и Антарктиде
Д. Субтропиках
^
1) Питается путем всасывания питательных веществ поверхностью тела;
2) на головке (сколексе) расположены четыре присоски;
^
4) является гермафродитом;
5) лентовидное тело, состоящее из члеников (проглоттид), и хорошо развитые мышцы успешно противостоят току движущейся пищи;
^
7) имеет кожно-мускульный мешок;
8) личинка – финна;
9) развитие происходит со сменой хозяев.
А. Все перечисленные. Б. 1, 2, 5, 8, 9. В. 3, 4, 5, 6, 7.
Г. 1, 2, 5. Д. Только 8, 9.
^
А. кровеносная система.
Б. лимфатическая система.
В. разветвленный кишечник, паренхиматозная ткань.
Г. целомическая жидкость.
^
А. теле малого прудовика.
Б. кишечнике крупного рогатого скота.
В. печени крупного рогатого скота.
Г. Половой процесс отсутствует
^
А. окологлоточного нервного кольца, нервных стволов и ганглиев.
Б. окологлоточного нервного кольца, двух нервных стволов.
^
Г. диффузно разбросанных нервных клеток.
Д. окологлоточного нервного кольца, брюшной нервной цепочки
^
А. здоровом образе жизни
Б. влиянии режима труда и отдыха на производительность труда
В. влиянии окружающей среды на здоровье человека
Г. об индивидуально-личностных свойствах человека
^
А. зеленые бактерии
Б. пурпурные бактерии
В. цианобактерии
Г. многоклеточные водоросли
^ :
А. женские гаметангии (оогонии)
Б. мужские гаметангии (антеридии)
В. спорангии
Г. оогонии и антеридии
^
А. достаточная освещеннность
Б. наличие органических веществ, необходимых для питания
В. совместное обитание с растениями
Г. возможность формирования плодового тела, необходимого для размножения
^
А. сухой, односемянный с кожистым околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой
Б. сухой, многосемянный с кожистым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой
В. сухой, односемянный с деревянистым околоплодником
Г. сухой, односемянный с пленчатым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой
^
А. имеют большое количество запасных питательных веществ в зерновке
Б. имеют продолжительный жизненный цикл
^
Г. не нуждаются в яровизации
Задание 2
Поставьте в свободной ячейке знак «+» рядом с правильным утверждением или знак «- « рядом с неправильным утверждением.
1 | Клен - анемохорное растение | + |
2 | Мужской гаметофит плауна – пыльцевидное зерно | - |
3 | Плоды сосны – с крылом | - |
4 | По количеству видов отдел Мохообразные занимает второе место после Покрытосеменных | + |
5 | Женский гаметофит голосеменных – зародышевый мешок | - |
6 | Привой не имеет собственных корней. | + |
7 | Важное условие размножения моховидных – наличие паров воды в воздухе. | + |
8 | В плодах лещины семена одревесневшие. | - |
9 | Двудольные растения характеризуются способностью к вторичному утолщению | + |
10 | У круглых червей полость тела имеет собственные стенки, отделяющие кожно-мускульный мешок от внутренней среды организма. | - |
Ламинария | Кукушкин лен | Папоротник орляк | Можжевельник | Паслен | |
Жилка листа | - | + | + | + | + |
Крахмал | - | + | + | + | + |
Ризоиды | + | + | + | - | - |
Семена | - | - | - | + | + |
Стебель | - | + | + | + | + |
Антеридии | + | + | + | - | - |
Хлорофилл | + | + | + | + | + |
Эндосперм | - | - | - | + | + |
Задание 4
Термины и понятия.
№ п.п. | Вопрос | Ответ |
1. | Раздел морфологии растений, изучающий форму и строение плодов и семян | Карпология |
2. | Участок среды с относительно однородными условиями, занятый одним биоценозом, например, пойменный луг, пруд и др. | Биотоп |
3. | Клетки, расположенные под эпидермисом, у растений (например, у хвои, семян). | Гиподерма |
4. | Комплексная ткань у растений, в состав которой входят собственно проводящие элементы (трахеи, трахеиды), клетки механической ткани, клетки паренхимы. | Древесина |
5. | Общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе общественно-трудовой деятельности. | Человек |
6. | Назовите взаимоотношение между сосной и елью в хвойном лесу. | Конкуренция |
7. | Сколько спермиев сливается с центральной клеткой у цветкового растения, для которого характерны многосеменные плоды? | Один |
8. | Какой тип деления клеток приводит к образованию сперматозоидов в антеридиях сфагнума? | Митоз |
9. | Расчленение тела у некоторых групп организмов на сходные или сходно закладывающиеся участки (сегменты), расположенные вдоль продольной оси или плоскости симметрии. | Метамерия |
10. | Острое, твердое, обычно одревесневшее образование у растений, результат метаморфоза какого либо вегетативного органа. | Колючка |
ЗАДАНИЕ 5.
1
2
3
4
5
6
7
На рисунке схематически изображен поперечный срез самки аскариды. В правый столбик впишите название структур обозначенных цифрами.
Название структуры | Номер на рисунке | Название структуры | Номер на рисунке | |
Мышечные клетки | 1 | Яичник | 5 | |
Яичник | 2 | Матка | 6 | |
Кишечник | 3 | Валик гиподермы | 7 | |
Кутикула | 4 |
zrenielib.ru
перечислите основные признаки,характерные для покрытосеменных растений!?
Отличительной особенностью этого отдела является наличие плода, развивающегося из завязи цветка. Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами - кустарниками и кустарничками. Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные.
Широкое распространение и разнообразие строения цветковых растений обусловлено приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт: наличие цветка - органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения; образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды; двойное оплодотворение, в результате которого Образуется триплоидный (а не гаплоидные, как у голосеменных) эндосперм; редукция гаметофита: мужской гаметофит - пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной (генеративная яелится, образуя два спермия) . Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка. Признаки двудольных растений: Зародыш имеет 2 семядоли, прорастающие надземно, с 3 проводящими пучками. Лист на черешке с сетчатым или ветвящимся жилкованием. Проводящая система состоит из одного кольца проводящих лучков, с камбием; во флоэме присутствует паренхима; кора и сердцевина дифференцированы. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в славный корень. Жизненные формы древесные и травянистые. Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4. Признака однодольных растений: Зародыш с одной семядолей, прорастающей подземно, имеет два главных проводящих лучка. Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием. Проводящая система состоит из многих отдельных пучков; камбий отсутствует; паренхима во флоэме отсутствует; кора и. сердцевина не имеют четкой дифференциации. Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней. Жизненные формы травянистые, некоторые древесные формы вторичны. Цветки имеют число элементов, кратное 3, реже 4, но никогда 5.
otvet.mail.ru