Как живут растения. Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живут растения?"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по окружающему миру "Как живут растения" (1 класс). Как живут растения


Урок № 28. «Как живут растения?»

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 1класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование представлений о признаках живой природы и условиях, необходимых для жизни организмов; ознакомление с простейшими правилами ухода за комнатными цветами

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: наблюдать за ростом и развитием растений; называть этапы жизни растения; знать условия, необходимые для жизни растений; ухаживать за комнатными растениями.

Метапредметные

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (уход за комнатными растениями) и условия ее реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Познавательные: выдвигать предположения и доказывать их; работать в паре, наблюдать за растениями и рассказывать о своих наблюдениях; делать выводы на основании анализа иллюстраций.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения; оценивать свои достижения на уроке

Личностные результаты

Проявлять интерес к объектам окружающего мира; бережно относиться к ценностям природы; понимать свою ответственность за состояние природы.

Основные понятия и определения

Растение-живое, растет, развивается, приносит потомство, необходимо вода, тепло, воздух, свет.

Подготовка к усвоению нового материала

Убедимся, что растения — живые. Будем учить­ся ухаживать за комнатными растениями.

Вспомните, из каких частей состоит рас­тение. Расскажите (по своим наблюдениям), как растения появляются на свет, как они растут и развиваются.

Изучение нового материала

Как живут растения?

Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы. Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни.

 

1.Зачем поливают комнатные растения?

2.Почему комнатные растения ставят близко к окну?

3. Что делает девочка и для чего? 4. Что произошло с этим растением? Почему?

Практическая работа.

Освойте приёмы ухода за комнатными растениями (полив, протира­ние листьев, рыхление почвы).

Растение — живое. Оно растёт, развивает­ся, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает. Но многие растения живут очень долго. Растениям необходи­мы для жизни вода, воздух, свет и тепло.

1.Докажите, что растение — живое. 2. Что необходимо растениям для жизни?

3. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

Как живут растения

 

 

 

 

Растения — это тоже живые существа

 

 

 

 

Учебный фильм "Развитие растения из семени"

 

 

 

 

Рост растения за 2 минуты.

 

 

 

 

Анимация роста дерева

 

 

 

 

Лес за год. ускоренная съемка

 

 

Осмысление и понимание полученных знаний

Самостоятельное применение знаний

Источники информации:

А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 1 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

- http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Как живут растения?

Если вы хотите узнать, каковы условия нужны растению, чтобы расти, развиваться и прорастать, нужно представить себя помещенным в почву, утверждает Американский растениевод, агроном и фермер Джевонс. В таком случае вы сразу поймете, что среда в которую вас поместили уютна и комфортна, там не жарко и не холодно, почва достаточно лёгкая и содержит в себе много питательной пищи. По такому принципу живут и растения, там, где им комфортно, они приживаются, там, где чего-то не хватает, они умирают. Рассмотрим, в нашей статье, как живут растения. 

Основное о жизни растений 

Жизнь растения очень похожа с этапами развития человека. В каждом периоде развития, и человеку, и растению нужно разное питание: в первую очередь соки самого зерна, во вторую химические элементы минералов почвы со щадящим раствором, в третьих более сложная пища в период плодоношения и взросления. Если человек искусственно создал почву, и за один приём осенью или весной удобряет ее, семя будет плохо развиваться или совсем не оживет. При этом в почве образуются насыщенные солями химические элементы, в которых у семян растений нет возможности даже взойти.

В начальный период жизни, растения могут плохо развиваться, а иногда даже погибнуть. И тут становится понятно, что при хорошо созданных условиях, оно будет радовать огородника. Поэтому для ухода за растениями недостаточно только того, чтобы вложить навоз, и рассыпать минеральные удобрения, а просто нужно знать , что растениям, как и людям, в разном возрасте нужна разная пища. 

Чем питаются растения 

Природа умеет создавать разное питание в разные времена года. После зимы почва теряет свою насыщенность и почвенные растворы. Популяции постепенно начинают возрождаться только с наступлением весеннего тепла. Просыпаются почвенные живые микроорганизмы.

Питаются растения тем, чем "удобрил" почву человек. В светлое время суток корешками растения втягивают почвенные растворы. В почве содержится 18 % кислорода, 80 % азота, 0,3 % углерода в составе CO2. Основу составляющей мас

elhow.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему "Как живут растения?"

Общеобразовательная школа I – III ступеней №62 г. Донецка

Окружающий мир. 1 класс.

hello_html_1792168b.gif

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Басова Е.А.

2015 г.

Тема. Как живут растения?

Педагогическая цель

Познакомить с особенностями растений, характеризующими их как живое существо; с условиями, необходимыми для жизни растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями.

Планируемый результат

Дети научатся выделять свойства растений, которые позволяют отнести их к живым существам; определять условия для жизни растений; освоят приемы ухода за комнатными растениями.

Формирование УУД

- Личностные: демонстрировать адекватную мотивацию к учебной деятельности; оценку усваиваемого содержания.

- Регулятивные: определять и формулировать тему и цель на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценки учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе; умение осуществлять контроль и самопроверку с доски (контрольного листа).

- Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в группе; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

- Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Оборудование: предметные картинки, компьютерная презентация, лист самоконтроля.

Лист самоконтроля

Настроение

1 задание.

Работа в группах.

Свойства растений.

2 задание.

Полив растений

hello_html_69d14964.png

hello_html_m663e3d6c.gif

hello_html_95f54cb.pnghello_html_m663e3d6c.gif

3 задание.

Пhello_html_m663e3d6c.gifословица.

Оhello_html_m663e3d6c.gifхранять

оhello_html_m663e3d6c.gifхранять

Рhello_html_m663e3d6c.gif

одину!

пhello_html_m663e3d6c.gifрироду –

значит

Восстанови пословицу.

Настроение

Ход урока

  1. Организационный момент.

Слово учителя.

Интересный есть предмет,

С ним узнаем целый свет.

О животных, о природе,

О воде и небосводе.

Дети.

Изучаем мы пустыни,

Степи и леса густые,

Кто живёт в норе глубокой,

Кто в гнезде в сосне высокой.

Чтобы жить с природой дружно,

Всё мы выучим как нужно.

Важнее без сомненья нет предмета -

Окружающий мир - урок этот.

hello_html_m145ab619.jpghello_html_7e546aba.jpg

Слово дежурного. В течение недели наблюдалась пасмурная погода. Температура воздуха +5, -5, ветер менял своё направление, в основном был сильным, холодным, порывистым, осадки выпадали в виде снега, на дрогах был гололёд, погода соответствует данному времени года.

hello_html_m4f72723c.jpg

  1. Определение темы, цели на уроке.

  1. Кроссворд «Растения»

  • Посмотрите, какие картинки нам принёс Муравьишка, предположите, какая тема урока? Давайте разгадаем кроссворд и определим тему нашего сегодняшнего урока.

1. Не огонь, а жжется. Крапива.

2. Красненькая матрешка, беленько сердечко. Малина.

3. Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит. Осина.

4. Последняя улыбка осени. Звезда на клумбе Астра.

5. Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. Берёза

6. Тонет куст в цветах махровых,

Словно в облачках лиловых.

В яркий теплый майский день

Глаз наш радует... Сирень

7. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. Липа.

8. Платье потеряла, Красные пуговки остались. Рябина.

Ключевое слово: растения.

hello_html_m330fbc5c.jpghello_html_bc15a72.jpg

Подготовленный ученик. Рубрика «Это интересно».

Нет на Земле места, где бы ни росли растения. Их количество настолько велико, что трудно перечислить все названия. Насчитывается более 500 тыс. видов растений, которые отличаются и формой, и размером, и окраской. Растения встречаются повсюду: на равнинах и высоко в горах, на болотах и в пустынях, на дне водоёмов и на полях, на лугах, в садах и огородах. Одни растения широко распространены, а другие встречаются редко. Некоторые исчезли давно, а другие столь редки, что их можно встретить только в ботанических садах и оранжереях, заказниках, национальных заповедниках и парках.

  1. Игра «Микрофон».

Растения дарят нам радость, украшают жизнь. Из растений получают крупы, из которых мы варим каши, а также соки, лекарства и ещё многое- многое другое. Растения – кладовая витаминов. Овощи, зелень (петрушка, укроп), фрукты богаты витамином С, а хлебные злаки - витамином В. Всем живым существам, в том числе и человеку, необходим для дыхания кислород. Кислород в атмосферу выделяют растения. Именно благодаря растениям содержание кислорода в воздухе почти не меняется. А знаете ли вы, что: одно дерево выделяет кислород необходимый для дыхания 3-х человек. Кроме того, растения, как пылесосы, очищают воздух от пыли и различных газов.

hello_html_m18b6d91e.gif

Травянистые растения, кустарники, деревья.

У деревьев имеется основной центральный стебель (ствол), от которого растут ветви; в отличие от них у кустов главного ствола нет. Вместо него имеется множество ветвей, растущих под разными углами к земле.

Части растения – это корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами.

III. Формирование новых учебных понятий, умений, навыков.

  1. Слово учителя с элементами беседы.

На доске было растение, но ветер ворвался в класс, и оно распалось на части. Давайте его соберём, называя какую роль в жизни растения играет каждая его часть.

Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли; Стебель – «транспортная артерия»;

Лист – «фабрика пищи»;

Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;

Плод с семенами

  1. Собери растение. Работа в группах.

hello_html_7b463b92.jpghello_html_m3f54884d.jpg

hello_html_m5d35dc30.jpghello_html_6a48278e.jpg

hello_html_2c43aca8.jpghello_html_m3bce65dc.jpg

На партах растение надо собрать по частям и приклеить на лист. (Мак, дуб, яблоня, каштан, шиповник.).

  • Как называется растение, которое собрали? (мак)

  • Представьте, что коробочка с семенами лопнула. Что произойдет дальше? (Вырастет новое растение).

  • К какой группе растений относится?

  • Как же на свет появляются растения?

hello_html_m6bc36a09.jpghello_html_m461623de.jpg

hello_html_261d5f1a.jpghello_html_m13234542.jpg

  1. Постановка учебной задачи.

Слово учителя. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

  • Как называется то, что не создано руками человека?

  • Какая природа бывает?

  • Чем отличаются живая и неживая природа?

  • К какой группе относятся растения?

Цель исследования: Изучить особенности растений и выявить их свойства.

hello_html_1d68c227.jpg

  1. Результаты поставленных опытов.

Мы сегодня рассмотрим результаты нашего долгосрочного опыта.

-В один горшочек мы посадили семечко, в другой закапали маленький камешек. Что произошло в разных горшочках? (В одном выросло растение, в другом ничего не выросло)

- Одно растение поливали, другое нет. Что произошло? (То растение, которое поливали, росло - значит, растение питается)

hello_html_3e2e7170.jpghello_html_5407da0f.jpg

-Лист одного из растений мы намазали вазелином и он погиб. Почему, как вы думаете? (Листья - это органы дыхания, мы замазали поры и лист погиб) Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице – форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через устьица в лист проходит наружный воздух.

- Если растение поставить на подоконник, то через время заметим, что все его стебли, листики направлены к свету, в окошко. (Значит, растение может двигаться)

-Если мы продолжим наблюдать за растениями, то чего мы можем дождаться дальше? (цветы и плоды) А в плодах находятся семена. А семена нужны для чего? (Чтобы растение могло размножаться)

- Если у растения плохие условия для жизни, то оно погибает. (Растение погибнет)

Составление кластера.

5. Работа с учебником с. 70-71.

- Как называется плод дуба? (желудь) (с. 70)

-Какое растение видите?

- С чего начинается жизнь дуба?

- Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю?

- Назовите этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает)

- Сравните жизненный путь цветка и дерева.

(Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена).

- Скажите, какой же жизненный путь проходят все растения? (Растение живое. Растёт, дышит, приносит потомство, двигается. Умирает.)

  • - Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает вопрос: а что ему необходимо для жизни? Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы. (с. 71)

- Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни.

- А еще растениям нужно бережное отношение со стороны человека.

Вывод: В процессе роста растение изменяется (развивается) и можно наблюдать последовательность появления разных его частей.

Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью восстанавливаться.

Мы доказали, что растение живое существо. А что же ему необходимо для жизни?

IV. Физкультминутка.

Знают люди, что зима

Снова в гости к нам пришла!

Посмотри вокруг: природа

Душу радует народа.

Все снег белый укрывает,

И вокруг все засыпает.

Спят под снегом тополя,

Спят озимые поля,

Спят березки у окошка,

На ёлке тёплая одёжка.

Красота кругом такая!

Не видать конца и края

Снегу белому вокруг.

Только ты не спи, мой друг!

V. Закрепление изученного материала.

  1. Основные приемы ухода за комнатными растениями

- Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда за ними ухаживают. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно – в поддон. Вода не должна быть холодной или горячей. Лучше отстоявшейся водой комнатной температуры 1-2 раза в неделю.

Чтобы вода проходила к корешкам растения, не застаивалась, цветы следует рыхлить.

Любят цветы и водные процедуры. Если листья гладкие, то их можно протереть гладкой тряпочкой. А если лист ворсистый, то лучше стряхнуть пыль кисточкой. Многие цветы очень любят опрыскивание.

Одни растения любят много света, другие – нет. Поэтому они и в комнате располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие подальше от окна.

  • Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?

  • Какой полив на картинке правильный? Выполни задание в Листе самоконтроля.

hello_html_395e0a54.jpghello_html_m2b6cd769.jpg

Мы путешествуем по нашей чудесной и вечно молодой земле; удивляемся разнообразию жизни в океане и в пустыне, в тайге и высоко в горах. Мы становимся добрее, мудрее, духовно богаче.

Давайте узнаем, о чём думают растения?

  1. Сценка «О чём думают растения».

Солнышко:

Здравствуйте, мои дорогие.

Я – солнышко, золотое донышко. Ярко в небе я сияю, всех любовью согреваю.

Вот растут чудесные цветы,

Они вам расскажут про свои мечты.

hello_html_33adbf46.jpg

Цветок 1. Я – куст розы.

Дождик меня водичкой поил,

Чтоб я рос и набирался сил.

Я не хочу, чтоб меня люди сорвали

Или случайно ногой затоптали.

Цветок 2. Я - роза. Ветки деревьев вы не ломайте!

И для букетов цветы не срывайте!

А для того, чтоб планета цвела,

Давайте растения сажать, друзья.

Цветок 3. Ёлки на праздник вы не рубите,

Лучше искусственную нарядите!

Растения – живые, все это знают,

Они растут, размножаются и умирают.

hello_html_m37b92310.jpghello_html_5f86cfd7.jpg

  1. Работа с пословицей.

Охранять природу – значит охранять Родину!

Слово учителя. Мы с вами люди! А человек многое может! Он может быть её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома. Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты.

VII. Рефлексия

  1. Лист самооценки. Нарисуй, какое настроение у тебя в конце урока.

Я узнал …

Я научился …

Мне понравилось …

hello_html_m7099c10a.jpghello_html_m474dfa65.jpg

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру "Как живут растения" (1 класс)

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края

Тема: Как живут растения?

hello_html_m12eb59b6.png

Составила и провела

Кадчик Анна Петровна,

учитель начальных классов

с.Чугуевка 2016г.

Технологическая карта урока

Как живут растения?

Тип урока по целеполаганию:

Урок-открытие новых знаний

Цель урока:

Познакомить с условиями жизни растений

Задачи урока:

  • Расширить представления о жизни и росте растений; способствовать формированию умений анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы; обучать применению полученных знаний;

  • Развивать зрительную память, логическое мышление. Устную речь, коммуникативные способности; умение работать с интерактивными средствами обучения;

  • Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

-личностные

-предметные

-метапредметные

  • Личностные – формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Предметные – освоение способов изучения жизни растений (наблюдение, запись, опыт, сравнение) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • Метапредметные – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные УУД – формирование представления о растительном мире, об условиях жизни растений;

Регулятивные УУД – формирование умения ставить цель, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные УУД – развитие умения общаться с товарищами, сотрудничая в группе.

Организация пространства

Парты в кабинете стоят в обычном порядке

Правила работы на уроке (если они существуют)

Правила работы в паре

Используемые виды оценивания

Сигналы трёх цветов

Межпредметные связи

Изобразительное искусство

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, работа в паре

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы

Проектор, интерактивная доска

Используемые ресурсы:

-литература;

-дидактический материал;

-ссылки на ЭОР

Материал подготовленный в программе доски

Учебник «Окружающий мир» М.Плешаков 1 класс

Рабочая тетрадь по окружающему мируМ.Плешаков

Тесты

Приветствует учащихся, организует их внимание. Проверяет готовность к уроку.

Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Всё на месте, всё в порядке: книжки, ручки и тетрадки.

Все вместе «СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО, РАБОТАЕМ СТАРАТЕЛЬНО»

С нами на уроке наши постоянные гости: Муравей Вопросик и мудрая Черепаха. Они для вас приготовили много интересных заданий.

У вас на парте лежат цветочки. На одном нарисуйте своё настроение. Цветочки отложите в сторону. Улыбнитесь друг другу.

Приветствуют учителя.

Желают успехов друг другу.

2.

Актуализация знаний

Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДА-нет». Если согласны хлопаем в ладоши, если нет – качаем головой.

Игра «Да – нет»

  1. Снег при таянии превращается в воду. (Да)

  2. Если вода замерзает. Она превращается в лед. (Да)

  3. Снег бесцветный. (Нет)

  4. Лед прозрачный. (Да)

  5. У снежинки 5 лучей. (Нет)

  6. Снег рыхлый. (Да)

  7. Лед хрупкий. (Да)

  8. Снег непрозрачный. (Да)

  9. Все снежинки одинаковые. (Нет)

  10. Снег белый. (Да)

  1. Дети выполняют задание.

3.

4

Самоопределение к деятельности

Работа по теме урока

(деревья, кустарники, травы, цветы)

-Ребята, посмотрите, какие рисунки принес Муравьишка.

-Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Мудрая черепаха интересуется, а знаете ли вы названия цветов?

НА ДОСКЕ

Игра «угадай название цветка»

hello_html_m44dbaaad.png

Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить растения?

- растут на подоконнике;

- растут на клумбе;

- деревья,

-кусты.

Давайте вспомним, что общего у всех растений.

НА ДОСКЕ

Собираем растение на доске. Проговариваем части растений.

hello_html_10282bc.pngПРОВЕРКА

Называют растения.

О растениях.

Высказывают свои мнения.

Комнатные и уличные.

Комнатные

Читают в учебнике

Корень, стебель, листья, соцветие, плод.

Высказывают свои мнения.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.

-Как вы считаете, растения живые?

(Растения растут, питаются, приносят потомство, умирают)

-Отгадайте загадку:

В этот гладкий колобок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета

-Жёлудь – плод дуба. В нем спрятано семя.

ПОСЛУШАЙТЕ ИСТОРИЮ ОДНОГО СЕМЕНИ.

Упал желудь с дуба на землю. Зимой ему было холодно в почве, он сжимался, чтобы согреться. Весной солнечные лучи согрели землю и желудь отогрелся, расправил свои плечи.

Ему так стало интересно, что там. Наверху, что он потихоньку стал расти.

У него появились корешки и росток.

Солнышко так грело росточек, появившийся из желудя, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями.

ДАВАЙТЕ ВОСТАНОВИМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЯ.

НА ДОСКЕ

hello_html_4ac50a93.png

-Что повлияло на семя дуба, что оно стало прорастать?

-Что появилось из проростка?

-Что потом происходит с ростком?

-В чем нуждается росток?

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ с .70

- Посмотрите, почему одно из деревьев засохло?

-Чем растение похоже на живое существо?

- Можно самим вырастить растение из семени?

Какие растения вы выращиваете дома с мамой из семени?

КАК вы это делаете?

.

Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей.

Корешок и росток

Он становится выше и больше.

В солнечном свете. Он тянется к солнышку.

Ствол дерева поврежден.

Растения растут, питаются, приносят потомство, умирают. Значит они живые.

5.

Физкультурная минутка

Выполняют движения за учителем

6.

Продолжение работы по теме урока

НА ДОСКЕ

Мравей вопросик просит вас помочь разобраться, что же необходимо растениям для жизни?

hello_html_45b32c42.png

ВЫВОД: ВОДА, СВЕТ, ТЕПЛО

УЧЕБНИК.с. 71-Почему комнатные растения ставят близко к окну?

Что еще необходимо растению? (картинка)

-Для чего нужна тряпочка при уходе за комнатными растениями?

Для чего надо вытирать пыль?

(листья – это легкие растений, они ими дышат)

Люди очень любят растения, ухаживают за ними. Комнатные растения дарят радость, чистый воздух. Но в спальне, где вы спите, растений не должно быть много, так как вместо кислорода-воздуха, они выделяют углекислый газ. А он вреден нашему организму.-Что произошло с растением на последнем рисунке? Почему?

Вода. Воздух. Свет и тепло

нужна вода

Им нужен свет

Вытирать пыль.

Листьями растение дышит, а пыль мешает дыханию.

Вывод:растениям необходимы для жизни:вода, воздух,свет, тепло

Оно погибло из-за низкой температуры

ИГРА «Цветовод»

Повернитесь друг к другу. Выберите, кто будет цветочком, а кто хозяином. Возьмите ватный диск и представьте, что ладошка вашего соседа – это лист цветка. Как вы будете его протирать?

Поменяйтесь ролями.

Вы должны содержать свои растения в чистоте? А помогать родителям по дому? Протирать пыль, подметать пол?

ЧИТАЕМ В УЧЕБНИКЕ ВЫВОД.с.71

Практическая работа.

7

Физминутка

Рабочая тетрадь

С.48

Из приложения вырежи картинки и расположи и х в правильном порядке.

Проверь соседа по парте.

8

Подведение итогов урока

-Растения живые ?

-Что необходимо растению для жизни?

- Из чего развивается растение?

ВОЗЬМИТЕ ЦВЕТОЧКИ НА ПАРТЕ

Нарисуйте своё настроение.

Давайте составим цветочную полянку.

ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА

hello_html_m4b772caf.png

Высказывают свое мнение

Рисуют, крепят на доску.

infourok.ru

"Как живут растения?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель урока:

  • дать учащимся представление о развитии растения из семени, проследить цикл жизни растений, познакомить c условиями жизни растений, с насекомыми-опылителями, показать связь растений и животных в распространении семян,
  • учить правильно ухаживать за комнатными растениями,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебники А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", рабочие тетради к учебнику 1 класса "Мир вокруг нас", на доске изображение солнца, круги, вырезанные из цветной бумаги, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

- Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: "Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается: Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно". <Приложение 1>

- Итак, жизнь продолжается, урок начинается.

II. Сообщение темы урока.

- Растения - важная часть природы. Они превращают солнечный свет в пищу. Без растений не существовало бы животных. Они представляют пищу и кров многим животным. А вот сегодня мы узнаем "Как живут растения?". <Приложение2>

III. Работа по теме урока.

Наблюдение за жизнью растений весной.

- Мы сейчас совершим путешествие во времена года и понаблюдаем за растениями в разные периоды их жизни. А вот с какого времени мы начнём путешествие вы догадаетесь сейчас сами.

Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт.

- О каком времени года идёт речь в этой загадке? (О весне)

- Весна - удивительное время года. <Приложение 3>

(Ученик читает стихотворение)

Тает снег, журчит ручей, Солнце пригревает. И уже среди берёз Подснежник расцветает.

- Отгадайте загадку Мудрой Черепахи.

Зеленеет даль полей, Запевает соловей, В белый цвет оделся сад, Пчёлы первый летят. Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? : (май)

- Весной все растения просыпаются от долгого зимнего сна. <Приложение 4> Природа пробуждается, оживает. Весной на сады словно опускаются белорозовые облака - столько цветов на яблонях и вишнях. Каждое дерево тихонько гудит от множества насекомых. Но проходит время, и там, где были цветы, появляются румяные яблоки, сочные плоды.

- Почему так происходит?

Конечно участвовали в создании этого изобилия пчёлы, шмели и другие насекомые.

На цветке сидит цветок Пьёт цветочный сладкий сок. - Этот цветочный сладкий сок - нектар. Он оделся в мех нарядный, Рукавицы не забыл. Так как день стоял прохладный, А полёт далёким был.

Насекомые, великие труженики. Для сбора 1 кг мёда пчеле нужно налетать 300 000 км и посетить 19 000 000 цветов.

Мы любуемся цветами, радуемся им. Всё это верно.

- А как вы думаете, для чего на растениях образуются красивые цветы? (ответы детей)

Однако цветут они вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах.

Ведь цветы не просто приманивают, они ещё и кормят одних насекомых - соком - нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим. Пыльца и нектар - любимая пища насекомых.

Насекомые никогда не перепутают цветы. Летят только к тем, в которых для них пища подходящая и добыть её можно.

2. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре - Полетели, закружились.

3. Наблюдение за жизнью растений летом. <Приложение 5>

Лето красное настало, (Слайд 1)На полях цветы растут, Ягоды, грибы ребята Из лесу домой несут. В речке плавают весь день, Не спасает даже тень.

- А что же происходит с растениями летом? (ответы детей)

Летом растения продолжают расти и цвести. Так, например, липа цветёт в июле. На Украине июль так и называют - липень. На улицах, аллеях, в парках и садах издавна растут эти красивые, душистые деревья. Липа - самое городское дерево. (Слайд 2)

Всего 10-12 дней цветёт липа. Пчёлы так торопятся успеть запасти сладкую дань дерева, что иногда собирают её даже по ночам!

- Но пора цветения у каждого растения когда-то заканчивается. Что же происходит с растением после этого? (ответы детей)

- К концу лета у растений на месте цветов образуются плоды с семенами.

- Муравьишка Вопросик не может догадаться о ком здесь идёт речь:

Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких: Если их не обойдёшь - На себе их все найдёшь. (репей) (Слайд 3)

4. Размножение растений.

- Каждое растение размножается по-своему.

- Назовите известные вам способы распространения семян растений.

А вот у репейника плодики крючками цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и едут на них, пока не упадут. Человек и животные - транспорт лопуха.

Декламирование учащимися хором:

Под забором у края степей Сладко спал одинокий репей. Спал и видел прекрасные сны. Как он вцепится в чьи-то штаны, В волчий хвост или в заячью грудь И в далёкий отправится путь.

- Почему репейник так любит путешествовать?Чтобы репейникам-малышам не погибнуть, семена и отправляются в путь. И на козах, и на лошадях ездят репейники. Вот для чего репейнику колючки - цеплючки.

Заимствуя у природы.

Растения помогают людям выдумывать новое. Многие полезные приспособления в строительстве, на транспорте и в других областях нашей жизни человек подглядел у природы. Лопух стал прообразом застёжки на липучке. (Показ).

Народная примета.

Шишки репейника перед дождём расправляют колючки.

Репейниками в народе называют и лопух, и чертополох и некоторые другие растения, которые странствуют бесплатными пассажирами.

Когда про человека говорят "прилип как репей"? (Назойливый)

- Хорошо это или плохо?

- О каком растении идёт речь?

Когда идёшь тропинкою. Куда ни глянь, в полях Белеют чудо - шарики На стройных лепестках. Летят пушинки чистые За луг, за сад, за лес, И к нам парашютистами Спускаются с небес. (Одуванчик). (Слайд 4)

- Почему одуванчику надо быть большим, заметным, ярким, а теперь, когда созрел, лёгким, почти прозрачным. (Чтобы ветер унёс его деток и разбросал по земле).

5. "Научно-исследовательская лаборатория". Работа в группах. <Приложение 6>

- А теперь посмотрим, как приспособились к жизни семена других растений. Для этого нам нужно поработать в научно - исследовательской лаборатории.

(Каждой группе детей раздаются различные семена растений - подсолнечника, гороха, фасоли, клёна)

- Итак, мы исследуем семя по плану:

Эта детка с какой ветки?

Внешний вид, на что похоже?

Какой формы?

(По истечении некоторого времени каждой группе предоставляется слово. Ученики рассказывают о семенах по плану. Во время рассказа учащихся о размножении клёна даю дополнительные задания)

Словарь - крылатка.

- Подберите родственные слова к слову крылатка.

- Как вы думаете, почему так назвали?

Заимствуя у природы.

Вертолёт летит, когда вращаются его крылья. Это похоже на то, как движется по ветру крылатка клёна.

Сообщение ведущего лаборанта.

- Клён - одно из самых распространённых деревьев наших широколиственных лесов. Весёлый клён любит солнечный свет. Клён сажают для украшения городского парка. Далеко летят семена клёна. Упадёт семечко в удобное место, тут на другой год вырастет тоненький кленок.

- А вот о том, как развивается дуб, узнаем из учебника на стр. 50.

6. Работа по учебнику.

С колпачком на голове. Будто в путь готовый, Он скрывается в листве Дуба золотого.

- Цветёт дуб, когда у него ещё совсем маленькие листья, и деревья кажутся одетыми в тонкое зелёное кружево.

После цветения сначала разрастается маленькая чашевидная обёртка, а затем и сам жёлудь. В каждом жёлуде одно крупное семя. Жёлуди очень питательны. Возможно, жёлуди были "первым хлебом" населения Европы.

Исследуем это семя:

Внешний вид, цвет, форма.

Скорлупа.

- Давайте поможем Муравьишке Вопросику. Он совсем запутался и хочет понять, как всё-таки происходит развитие дуба. <Приложение 7>

(Учащиеся рассказывают об этапах развития растения на примере дуба)

- Какой же вывод мы можем сделать о жизни растений? (Растение живое. Оно растёт, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает.)

Чтение вывода в учебнике на стр. 50.

Сообщение ведущего лаборанта.

- Жёлуди очень капризны. Они совершенно не выносят высыхания. Стоит им потерять даже небольшую часть воды, как они высыхают.

Жёлуди падают на землю ранней осенью. После этого дуб сбрасывает листья, и они защитным слоем покрывают желуди.

- Как вы думаете почему?

(Предохраняют от высыхания; чтобы не поедали животные. Ведь из 1 млн. желудей вырастет лишь 1 деревце).

Дополнительный материал.

- А ещё большие и тяжёлые плоды дуба - жёлуди и орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда "носильщики" перенесут их в другие места. Белки, мыши не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди и орехи и разнесут по своим норам и дуплам. Стоит потрудиться: ведь жёлуди и орехи платят за путешествие вкусной пищей и хорошими запасами на зиму. Некоторые из забытых и потерянных запасов прорастут весной ростками новых деревьев и кустарников.

Под землёй он будет спать В непогодь и стужу. А когда-нибудь опять Выбьется наружу.

Пусть растёт он до небес С каждым годом выше.Пусть раскинет свой навес Многоскатной крыши.

- И березе, и липе, и ёлке ветер тоже помогает - крутятся их летучие семена, словно вертолётики, и улетают далеко - далеко.

Подхваченные ветром, как планеры, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Перелетают через деревья, дома, реки. Бывает сплошным слоем покрывают они дорожки, улицы, скамейки, воду: Куда только не заносит их! Но вот семена отлетались, успокоились и залегли спать на зиму. Весной им опять предстоит большая работа - растить новое дерево.

7. Наблюдение за жизнью растений осенью. <Приложение 8>

Раскрашены листья в осенний наряд. Как золото, ярко на солнце горят. Рябина горит, полыхает огнём И ягоды спелые нам отдаёт.

- Жёлтый цвет - символ осени. С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название.

- Как вы думаете, что это за название? (золотая).

- Зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы себе да стояли до самой весны с листьями. (Предположения детей)

- Нельзя растениям на зиму оставаться с листьями. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Иногда такое случается, если снег на много раньше времени выпадает. Вот деревья листву и сбрасывают.

Кроме того, дерево, предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.

Сообщение лаборанта.

Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз. Уже в конце ранней осени у них начинается листопад. С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем - клёна. Только ель и сосна стоят зелёные. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Отгадывание кроссворда.

- А сейчас проверим, какие вы сообразительные. Давайте все вместе отгадаем кроссворд.

<Приложение 9>

Лежало на свету, Бросилось в темноту, Да и там покоя нет: Как бы выбраться на свет. (семя)

Я румяную Матрёшку От подруг не оторву, Подожду, когда Матрёшка Упадёт сама в траву. (яблоко)

Рыжий Егорка упал в озёрко, Сам не утонул И воды не всколыхнул. (лист)

Весь в пыли, Хоть сил немного, У дороги он торчит. У него согнулись ноги, Неприметен он на вид. (подорожник)

Нам в дождь и в зной Поможет друг, Зелёный и хороший - Протянет нам десятки рук И тысячи ладошек. (дерево)

С неба солнце золотое Золотые льёт лучи. В поле дружною стеною Золотые усачи. (пшеница)

Летом - в огороде, Свежие, зелёные, А зимою - в бочке, Крепкие, солёные. (огурцы)

- Молодцы!

8. Наблюдение за жизнью растений зимой. <Приложение 10>

- В каком времени года мы с вами ещё не побывали?

- Правильно, мы ещё не вспомнили о том, как живут растения в зимнее время года.

- Что же происходит с растениями с приходом зимы? (Ответы детей из собственных наблюдений)

- Как шубой укрывает слой снега землю. Способность снега не пропускать от земли тепло и тем самым создавать как бы естественный парник очень важна для растений. Под снегом не вымерзают травы и посевы. Плохо им, когда долго не ложится снежный покров.

Приготовили и деревья себе шубы. Всё лето каждый год откладывают деревья под кожицей ствола и веток пористую пробковую ткань - мёртвую прослойку. Пробка эта замечательна тем, что не пропускает ни воду, ни воздух. Воздух застаивается в её порах и не выпускает тепло из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой. Поэтому старые деревья легче переносят холод, чем молодые и тонкие.

- А вот комнатным растениям хорошо в любое время года!

9. Работа по учебнику. (с. 51) <Приложение 11>

- Зачем поливают комнатные растения?

- Почему комнатные растения стоят близко к окну?

- Для чего девочка протирает листья растений?

- Почему растение погибло на следующем рисунке?

- Как вы думаете, при каких же условиях комнатные растения будут хорошо расти? (ответы детей)

- Конечно, каждое растение нуждается в солнечном свете, тепле и питании, т.е. воде.

10. Работа в тетрадях. (с. 21)

- Выполним задание №2 в тетради.

- Какой вариант рисунка вы выбрали? Почему? (На втором рисунке правильный полив, т.к. лейка расположена близко к горшку, вода не разбрызгивается, земля не размывается струёй воды.)

11. Минутка отдыха для глаз. <Приложение 12>

- Итак, наше путешествие заканчивается. Мы с вами вернулись в класс. Посмотрите, как рады нам наши комнатные растения, за которыми вы ухаживаете. А взамен они дарят нам свою красоту, свежий воздух. А если мы будем смотреть на их зелёную листву в течение нескольких минут, то и наши глаза смогут отдохнуть, потому что зелёный цвет успокаивает.

- Давайте попробуем сделать это. (Дети рассматривают зелёную листву в течение нескольких минут под спокойную музыку.)

IV. Рефлексия.

- У вас на партах лежат круги. Изобразите на них своё настроение. А теперь каждый кружочек прикрепим на наше солнышко, которое висит на доске. Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогут человеку.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.

V. Подведение итогов.

- Что нового для себя вы сегодня узнали из нашего путешествия?

- О чём сможете рассказать дома родителям?

- Докажите, что растения живые. (Они растут, размножаются, умирают.)

- Что необходимо растениям для жизни?

VI. Творческое задание.

- В тетрадях на с. 21 дома вы сможете выполнить интересное задание. Дома каждый из вас снова может побыть исследователем и ответить на вопрос: Как из зёрнышка появляется колосок?

- Спасибо всем за работу! <Приложение 13>

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира "Как живут растения?"

Образовательные: Формировать первичное представление о растениях как живых существах; формировать представление об условиях, необходимых для жизни растений.

1) развитие наблюдательности, как важнейшей компетенции у младших школьников при работе с иллюстрацией и выделении различий в проростках семян

- анализ при выделении органов цветковых растений, последовательности новообразований в проростках, выделение частей семени, признаков растений как живых существ;

- сравнение разных этапов развития растения из семени;

- установление причинно-следственных связей между факторами среды и жизнью растений.

3) развитие коммуникативных УУД при организации общения «учитель-ученик», «ученик-ученик», при выполнении заданий в парах

4) развитие самостоятельности при моделировании этапов прорастания семян

5) развитие практических умений при выполнении практической работы.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков), освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), осуществлять пошаговый контроль своих действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к природе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и формы обучения: Частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный, индивидуальная, фронтальная работа в микрогруппах.

I. Организационный момент: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. (дети проверяют рабочие места)

Всё ль на месте?Всё ль в порядке – Книжка, ручка и тетрадка?Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Каждый день, всегда, везде, На занятиях, в игре

И тихонечко сидим.

III. Изучение новой темы

1. Актуализация знаний.

Слайд 2. Рассмотрите слайд назовите предметы изображенный на нем.

- Что общего в этих изображениях?

- Какое растение лишнее? Почему?

- Я разделила эти растения на четыре группы? Назовите эти группы.

Проблема урока:

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке?

- Как вы думаете, почему необходимо продолжить изучение растений?

Слайд 3 - Ребята, давайте вспомним, какие части цветкового растения вы знаете.

- Какое значение имеет каждый орган?

- Что созревает на месте цветка?

- Что есть в плодах?

- Какое значение для растения имеет семя?

- Ребята. А вы видели семена растений? Каких?

- Скажите, а семена все одинаковые?

2. Проблемный вопрос.

- Как же из таких маленьких семян может вырасти такое большое растение?

- Что же есть в семени и что с ним должно произойти, чтобы выросло большое растение?

- Как вы думаете, растения – живые?

- Почему вы так думаете? Как доказать, что растения живые?

- Какие условия им нужны для жизни?

- Итак, вы высказали свои предположения, а сегодня на уроке мы попробуем их проверить.

- Прочитайте тему урока на стр. 70

Слайд 4 - Прочитайте задачи урока.

3. «Открытие» обучающимися нового знания. Поиск решения проблемы.

- Чтобы ответить на эти вопросы мы будем выполнять практическую работу. Для того нам понадобятся семена и лист белой бумаги.

- Кто узнал, семена, какого растения лежат у вас на столе?

- Возьмите сухое и набухшее семена. Положите их на лист белой бумаги. Внимательно рассмотрите их.

- Какое семя больше набухшее или сухое?

- А что нужно семени, чтобы оно набухло?

- Ребята, а если положить семя в холодильник, оно набухнет? Почему?

- Значит, что еще нужно для набухания кроме воды?

- Ребята, а нужен ли семенам воздух для набухания?

- Итак, что нужно семени для набухания?

- Ребята, а теперь возьмите семя в руки и аккуратно снимите с него кожуру.

- Что видите, из чего состоит семя? Эти две доли называются семядоли. Рассмотрите внимательно, что вы увидели внутри семядолей?

- Ребята вы видите зародыш растения, который при благоприятных условиях может стать взрослым растением.

- Итак, давайте вспомним наши действия: Что сняли с семени? Как называются две доли семени? Что увидели внутри семядолей?

- Семядоли имеют большое значение, в них содержатся питательные вещества, если их повредить, то зародыш может не вырасти.

- Давайте рассмотрим зародыш растения. Как вы думаете, какой орган появился первым? Почему?

- Какие условия необходимы для прорастания семени?

- Ребята, а что будет происходить с зародышем дальше?

- Итак, давайте сделаем вывод о росте растения?

- Какой орган появится у растения, когда оно вырастет?

- Что образуется на месте цветков?

- Что находится в плодах? Что мы получим если посадим семя? Какое значение имеет семя для растений?

- Итак, все растения приносят потомство.

- Ребята, а растения могут жить вечно? Фасоль, например живет только одно лето, а дуб живет 400-500 лет. Но все равно это не вечно.

- Итак, мы сказали, что растения растут, приносят потомство, умирают можно по этим признакам утверждать, что растения живые организмы?

- Итак, ответили мы на первый вопрос?

Расширение понятия.

- Хорошо. А что нужно растениям для жизни?

- Рассмотрите рисунки на стр. 71

- Зачем мы поливаем комнатные растения? Для чего нужна вода? (питаются растворенными минеральными веществами)

- Зачем растения ставят близко к окну? (свет образует в листьях питательные вещества)

- Итак, все растения, как и другие живые существа питаются? Что им нужно для питания?

- Посмотрите, что делает девочка на рисунке № 3? Зачем она это делает?

- Какой вывод можно сделать о дыхании растения?

- А теперь посмотрите на иллюстрацию № 4, что произошло с растением? Почему?

- Что же еще необходимо растениям для жизни?

- Итак, мы смогли доказать, что растения – живые существа, опираясь на признаки, которые мы смогли выделить.

- Какие условия необходимы для роста и жизни растения?

Рассматривают слайд

выдвигают предположения

называют части цветковых растений

отвечают на вопросы, выдвигают предположения

выполняют практическую работу, отвечают на вопросы, рассматривают семена

рассматривают иллюстрацию в учебнике, высказывают предположения

VI. Первичное закрепление.

1. Работа в тетради

- Сейчас мы будем работать в тетради (стр. 48). Цель нашей работы, смоделировать жизненный цикл растения.

- Попросите соседа по парте проверить вашу работу.

2. Заключительная беседа

- Давайте вспомним, какой вопрос был в начале урока?

- Смогли мы ответить на наш вопрос?

- Почему мы можем назвать растение живым организмом?

- Что необходимо растениям для жизни?

3. Формулировка вывода

- Сформулируйте вывод о том, что растения живые организмы и что им необходимо для жизни?

- Прочитайте вывод на стр. 71.

VII. Домашнее задание

1. Прочитать вывод на стр. 71

2. Выполнить задание в рабочей тетради стр. 49 №3,4

XIV. Итог урока.

- Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос?

- Растения – это живые организмы? Что им необходимо для жизни?

XV. Рефлексия.

- Давайте вспомним, как мы узнали о том, что растения живые организмы?

- Что было трудным? Почему?

- Что вам удалось или не удалось на уроке?

-Кто из вас, ребята,

- Сделал для себя ОТКРЫТИЕ!

- АКТИВНО работал на уроке!

- Благодарю вас за стремление общаться на нашем уроке, за ваши улыбки и доброжелательное отношение друг к другу. Закончен ещё один урок, но стремление к получению новых знаний должно быть бесконечным. Успехов вам, ребята!

infourok.ru

Реферат - Урок окружающего мира по теме: Как живут растения?

Урок окружающего мира по теме: "Как живут растения?".

Цель урока:

дать учащимся представление о развитии растения из семени, проследить цикл жизни растений, познакомить c условиями жизни растений, с насекомыми-опылителями, показать связь растений и животных в распространении семян,

учить правильно ухаживать за комнатными растениями,

воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

- Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: "Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается: Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно"

- Итак, жизнь продолжается, урок начинается.

II. Сообщение темы урока.

- Растения - важная часть природы. Они превращают солнечный свет в пищу. Без растений не существовало бы животных. Они представляют пищу и кров многим животным. А вот сегодня мы узнаем "Как живут растения?"

III. Работа по теме урока.

Наблюдение за жизнью растений весной.

- Мы сейчас совершим путешествие во времена года и понаблюдаем за растениями в разные периоды их жизни. А вот с какого времени мы начнём путешествие вы догадаетесь сейчас сами.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

- О каком времени года идёт речь в этой загадке? (О весне)

- Весна - удивительное время года.

Тает снег, журчит ручей,

Солнце пригревает.

И уже среди берёз

Подснежник расцветает.

- Отгадайте загадку Мудрой Черепахи.

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей,

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первый летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? : (май)

- Весной все растения просыпаются от долгого зимнего сна. Природа пробуждается, оживает. Весной на сады словно опускаются белорозовые облака - столько цветов на яблонях и вишнях. Каждое дерево тихонько гудит от множества насекомых. Но проходит время, и там, где были цветы, появляются румяные яблоки, сочные плоды.

- Почему так происходит?

Конечно участвовали в создании этого изобилия пчёлы, шмели и другие насекомые.

На цветке сидит цветок

Пьёт цветочный сладкий сок.

- Этот цветочный сладкий сок - нектар.

Он оделся в мех нарядный,

Рукавицы не забыл.

Так как день стоял прохладный,

А полёт далёким был.

Насекомые, великие труженики. Для сбора 1 кг мёда пчеле нужно налетать 300 000 км и посетить 19 000 000 цветов.

Мы любуемся цветами, радуемся им. Всё это верно.

- А как вы думаете, для чего на растениях образуются красивые цветы? (ответы детей)

Однако цветут они вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах.

Ведь цветы не просто приманивают, они ещё и кормят одних насекомых - соком - нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим. Пыльца и нектар - любимая пища насекомых.

Насекомые никогда не перепутают цветы. Летят только к тем, в которых для них пища подходящая и добыть её можно.

2. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре -

Полетели, закружились.

3. Наблюдение за жизнью растений летом.

Лето красное настало,

На полях цветы растут,

Ягоды, грибы ребята

Из лесу домой несут.

В речке плавают весь день,

Не спасает даже тень.

- А что же происходит с растениями летом? (ответы детей)

Летом растения продолжают расти и цвести. Так, например, липа цветёт в июле. На Украине июль так и называют - липень. На улицах, аллеях, в парках и садах издавна растут эти красивые, душистые деревья. Липа - самое городское дерево.

Всего 10-12 дней цветёт липа. Пчёлы так торопятся успеть запасти сладкую дань дерева, что иногда собирают её даже по ночам!

- Но пора цветения у каждого растения когда-то заканчивается. Что же происходит с растением после этого? (ответы детей)

- К концу лета у растений на месте цветов образуются плоды с семенами.

- Муравьишка Вопросик не может догадаться о ком здесь идёт речь:

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдёшь -

На себе их все найдёшь.

(репей)

4. Размножение растений.

- Каждое растение размножается по-своему.

- Назовите известные вам способы распространения семян растений.

А вот у репейника плодики крючками цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и едут на них, пока не упадут. Человек и животные - транспорт лопуха.

Декламирование учащимися хором:

Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей.

Спал и видел прекрасные сны.

Как он вцепится в чьи-то штаны,

В волчий хвост или в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

- Почему репейник так любит путешествовать? Чтобы репейникам-малышам не погибнуть, семена и отправляются в путь. И на козах, и на лошадях ездят репейники. Вот для чего репейнику колючки - цеплючки.

Заимствуя у природы.

Растения помогают людям выдумывать новое. Многие полезные приспособления в строительстве, на транспорте и в других областях нашей жизни человек подглядел у природы. Лопух стал прообразом застёжки на липучке.

Народная примета.

Шишки репейника перед дождём расправляют колючки.

Репейниками в народе называют и лопух, и чертополох и некоторые другие растения, которые странствуют бесплатными пассажирами.

Когда про человека говорят "прилип как репей"? (Назойливый)

- Хорошо это или плохо?

- О каком растении идёт речь?

Когда идёшь тропинкою.

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо - шарики

На стройных лепестках.

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес,

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

(Одуванчик).

- Почему одуванчику надо быть большим, заметным, ярким, а теперь, когда созрел, лёгким, почти прозрачным. (Чтобы ветер унёс его деток и разбросал по земле).

5. "Научно-исследовательская лаборатория". Работа в группах.

- А теперь посмотрим, как приспособились к жизни семена других растений. Для этого нам нужно поработать в научно - исследовательской лаборатории.

(Каждой группе детей раздаются различные семена растений - подсолнечника, гороха, фасоли, клёна)

- Итак, мы исследуем семя по плану:

Эта детка с какой ветки?

Внешний вид, на что похоже?

Какой формы?

(По истечении некоторого времени каждой группе предоставляется слово. Ученики рассказывают о семенах по плану. Во время рассказа учащихся о размножении клёна даю дополнительные задания)

Словарь - крылатка.

- Подберите родственные слова к слову крылатка.

- Как вы думаете, почему так назвали?

Заимствуя у природы.

Вертолёт летит, когда вращаются его крылья. Это похоже на то, как движется по ветру крылатка клёна.

Сообщение ведущего лаборанта.

- Клён - одно из самых распространённых деревьев наших широколиственных лесов. Весёлый клён любит солнечный свет. Клён сажают для украшения городского парка. Далеко летят семена клёна. Упадёт семечко в удобное место, тут на другой год вырастет тоненький кленок.

- А вот о том, как развивается дуб, узнаем из учебника на стр. 50.

6. Работа по учебнику.

С колпачком на голове.

Будто в путь готовый,

Он скрывается в листве

Дуба золотого.

- Цветёт дуб, когда у него ещё совсем маленькие листья, и деревья кажутся одетыми в тонкое зелёное кружево.

После цветения сначала разрастается маленькая чашевидная обёртка, а затем и сам жёлудь. В каждом жёлуде одно крупное семя. Жёлуди очень питательны. Возможно, жёлуди были "первым хлебом" населения Европы.

Исследуем это семя:

Внешний вид, цвет, форма.

Скорлупа.

- Давайте поможем Муравьишке Вопросику. Он совсем запутался и хочет понять, как всё-таки происходит развитие дуба.

(Учащиеся рассказывают об этапах развития растения на примере дуба)

- Какой же вывод мы можем сделать о жизни растений? (Растение живое. Оно растёт, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает.)

Чтение вывода в учебнике на стр. 50.

Сообщение ведущего лаборанта.

- Жёлуди очень капризны. Они совершенно не выносят высыхания. Стоит им потерять даже небольшую часть воды, как они высыхают.

Жёлуди падают на землю ранней осенью. После этого дуб сбрасывает листья, и они защитным слоем покрывают желуди.

- Как вы думаете почему?

(Предохраняют от высыхания; чтобы не поедали животные. Ведь из 1 млн. желудей вырастет лишь 1 деревце).

Дополнительный материал.

- А ещё большие и тяжёлые плоды дуба - жёлуди и орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда "носильщики" перенесут их в другие места. Белки, мыши не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди и орехи и разнесут по своим норам и дуплам. Стоит потрудиться: ведь жёлуди и орехи платят за путешествие вкусной пищей и хорошими запасами на зиму. Некоторые из забытых и потерянных запасов прорастут весной ростками новых деревьев и кустарников.

Под землёй он будет спать

В непогодь и стужу.

А когда-нибудь опять

Выбьется наружу.

Пусть растёт он до небес

С каждым годом выше.

Пусть раскинет свой навес

Многоскатной крыши.

- И березе, и липе, и ёлке ветер тоже помогает - крутятся их летучие семена, словно вертолётики, и улетают далеко - далеко.

Подхваченные ветром, как планеры, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Перелетают через деревья, дома, реки. Бывает сплошным слоем покрывают они дорожки, улицы, скамейки, воду: Куда только не заносит их! Но вот семена отлетались, успокоились и залегли спать на зиму. Весной им опять предстоит большая работа - растить новое дерево.

7. Наблюдение за жизнью растений осенью.

Раскрашены листья в осенний наряд.

Как золото, ярко на солнце горят.

Рябина горит, полыхает огнём

И ягоды спелые нам отдаёт.

- Жёлтый цвет - символ осени. С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название.

- Как вы думаете, что это за название? (золотая).

- Зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы себе да стояли до самой весны с листьями. (Предположения детей)

- Нельзя растениям на зиму оставаться с листьями. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Иногда такое случается, если снег на много раньше времени выпадает. Вот деревья листву и сбрасывают.

Кроме того, дерево, предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.

Сообщение лаборанта.

Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз. Уже в конце ранней осени у них начинается листопад. С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем - клёна. Только ель и сосна стоят зелёные. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Отгадывание кроссворда.

- А сейчас проверим, какие вы сообразительные. Давайте все вместе отгадаем кроссворд.

<Приложение 9>

Лежало на свету,

Бросилось в темноту,

Да и там покоя нет:

Как бы выбраться на свет. (семя)

Я румяную Матрёшку

От подруг не оторву,

Подожду, когда Матрёшка

Упадёт сама в траву. (яблоко)

Рыжий Егорка упал в озёрко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. (лист)

Весь в пыли,

Хоть сил немного,

У дороги он торчит.

У него согнулись ноги,

Неприметен он на вид. (подорожник)

Нам в дождь и в зной

Поможет друг,

Зелёный и хороший -

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (дерево)

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (пшеница)

Летом - в огороде,

Свежие, зелёные,

А зимою - в бочке,

Крепкие, солёные. (огурцы)

8. Наблюдение за жизнью растений зимой.

- В каком времени года мы с вами ещё не побывали?

- Правильно, мы ещё не вспомнили о том, как живут растения в зимнее время года.

- Что же происходит с растениями с приходом зимы? (Ответы детей из собственных наблюдений)

- Как шубой укрывает слой снега землю. Способность снега не пропускать от земли тепло и тем самым создавать как бы естественный парник очень важна для растений. Под снегом не вымерзают травы и посевы. Плохо им, когда долго не ложится снежный покров.

Приготовили и деревья себе шубы. Всё лето каждый год откладывают деревья под кожицей ствола и веток пористую пробковую ткань - мёртвую прослойку. Пробка эта замечательна тем, что не пропускает ни воду, ни воздух. Воздух застаивается в её порах и не выпускает тепло из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой. Поэтому старые деревья легче переносят холод, чем молодые и тонкие.

- А вот комнатным растениям хорошо в любое время года!

9. Работа по учебнику. (с. 51)

- Зачем поливают комнатные растения?

- Почему комнатные растения стоят близко к окну?

- Для чего девочка протирает листья растений?

- Почему растение погибло на следующем рисунке?

- Как вы думаете, при каких же условиях комнатные растения будут хорошо расти? (ответы детей)

- Конечно, каждое растение нуждается в солнечном свете, тепле и питании, т.е. воде.

10. Работа в тетрадях. (с. 21)

- Выполним задание №2 в тетради.

- Какой вариант рисунка вы выбрали? Почему? (На втором рисунке правильный полив, т.к. лейка расположена близко к горшку, вода не разбрызгивается, земля не размывается струёй воды.)

- Итак, наше путешествие заканчивается. Мы с вами вернулись в класс. Посмотрите, как рады нам наши комнатные растения, за которыми вы ухаживаете. А взамен они дарят нам свою красоту, свежий воздух. А если мы будем смотреть на их зелёную листву в течение нескольких минут, то и наши глаза смогут отдохнуть, потому что зелёный цвет успокаивает.

- Давайте попробуем сделать это. (Дети рассматривают зелёную листву в течение нескольких минут под спокойную музыку.)

IV. Рефлексия.

- У вас на партах лежат круги. Изобразите на них своё настроение. А теперь каждый кружочек прикрепим на наше солнышко, которое висит на доске. Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогут человеку.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

V. Подведение итогов.

- Что нового для себя вы сегодня узнали из нашего путешествия?

- О чём сможете рассказать дома родителям?

- Докажите, что растения живые. (Они растут, размножаются, умирают.)

- Что необходимо растениям для жизни?

VI. Творческое задание.

- В тетрадях на с. 21 дома вы сможете выполнить интересное задание. Дома каждый из вас снова может побыть исследователем и ответить на вопрос: Как из зёрнышка появляется колосок?

- Спасибо всем за работу!

www.ronl.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта