3 класс растения. Урок № 15. «Разнообразие растений». Раздел «Эта удивительная природа», 3 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разнообразие растений. Окружающий мир. 3 класс. Разработка урока. 3 класс растения


Разнообразие растений 3 класс - презентация к уроку Окружающий мир

Презентация на тему: Разнообразие растений 3 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Проект по теме «Разнообразие растений» Подготовила ученица 3 «Б» класса Воробьев Описание слайда:

Проект по теме «Разнообразие растений» Подготовила ученица 3 «Б» класса Воробьева ОльгаРуководитель проекта: Александрова И.В.МОУ гимназия №4 город Озеры

№ слайда 2 Цели и задачи Доказать, что растение -живое существо.Как воздействует солнечный Описание слайда:

Цели и задачи Доказать, что растение -живое существо.Как воздействует солнечный свет на жизнь растенийУзнать, чем одна группа растений отличается от другой

№ слайда 3 Содержание Разнообразие растенийРастение-живое существоДыхание и питание растени Описание слайда:

Содержание Разнообразие растенийРастение-живое существоДыхание и питание растений Деревья, кустарники, цветыЛекарственные растенияРастения из Красной книгиИсчезающие растения, причины исчезновенияЛитература

№ слайда 4 Разнообразие растений Описание слайда:

Разнообразие растений

№ слайда 5 Дерево: это обычно крупное растение с многолетними деревянистыми стеблями. Каждо Описание слайда:

Дерево: это обычно крупное растение с многолетними деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет ствол, а ветви образуют крону.

№ слайда 6 Деревья Описание слайда:

Деревья

№ слайда 7 Лиственные деревья Лиственные деревья относятся к царству растений, отделу высши Описание слайда:

Лиственные деревья Лиственные деревья относятся к царству растений, отделу высших растений, имеющих цветок. Лиственные деревья обычно легко узнать. Одни имеют обширную корону, другие более вытянуты вверх. Резко выражена листовая пластина, почки, плоды – характерные составляющие лиственных растений. Сейчас трудно найти уголок на планете, где не было бы представителей лиственных растений. Поражает воображение огромное разнообразие лиственных деревьев и кустарников. Берёза, бук, ясень, липа, вяз, ива, клён, багульник, тополь, ольха, орех, бархат, боярышник, бузина, вереск, дуб, - вот лишь маленькая толика лиственных деревьев. В нём нет экзотических представителей, не характерных для нашей страны.

№ слайда 8 Лиственные Береза.Красивые листопадные деревья с прозрачной, сквозистой кроной и
Описание слайда:

Лиственные Береза.Красивые листопадные деревья с прозрачной, сквозистой кроной и часто с тонкими, свисающими ветвями и светлоокрашенными стволами. Дуб.Крупные красивые вечнозеленые деревья с мощной шатровидной кроной, кожистыми листьями, глубокой корневой системой с мощным стержневым корнем, реже кустарники. Липа.Дерево до 40 м в высоту с густой широкопирамидальной кроной. . Листья распускаются в середине мая, несколько раньше липы мелколистной, опадают в октябре. Цветки белые.

№ слайда 9 Хвойные деревья Листья хвойных деревьев видоизменены и имеют форму длинных , тон Описание слайда:

Хвойные деревья Листья хвойных деревьев видоизменены и имеют форму длинных , тонких иголочек и называются хвоинками. Большинство хвойных сохраняют иголки в течении всего года, постоянно формируя новые. Вот почему за исключением лиственницы, хвойные всегда зеленые. К таким деревьям относятся ель, сосна, пихта. Семена хвойных деревьев запрятаны в шишках.

№ слайда 10 Хвойные Сосна.Вечнозеленое однодомное дерево высотой до 45 м. Ствол диаметром до Описание слайда:

Хвойные Сосна.Вечнозеленое однодомное дерево высотой до 45 м. Ствол диаметром до 1 м, покрыт красновато-бурой, бороздчатой, отслаивающейся корой.ПихтаСтвол прямой, высотой до 80 м, с густой, обычно конусовидной кроной. Листья (хвоя) плоские, на верхушке большей частью притупленные, снизу с двумя светлыми полосками, по которым располагаются устьица Семена крылатые, по созревании семян вместе с ними отпадают чешуйки.Лиственница.Высокие вечнозелёные деревья с густой кроной и прямым стволом. Дерево до 45 м высотой с конусовидной, опущенной до земли кроной и серым стволомдо120 см в диаметре.

№ слайда 11 Кустарники Жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0
Описание слайда:

Кустарники Жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет.Чаще всего расположены на границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра)

№ слайда 12 Кустарники Малина Листопадный кустарник с многолетним корневищем, из которого ра Описание слайда:

Кустарники Малина Листопадный кустарник с многолетним корневищем, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой до полутора метров.БоярышникКак правило, высокий кустарник или небольшое дерево. Побеги пурпурно-красные, с колючками длиной 3—6 см. Плод — мелкое яблоко, образованное из гинецея, обросшего снаружи гипантием, размер 1—4 см. БарбарисВетвистый кустарник с трёхраздельными колючками, в углах которых сидят укороченные веточки с пучками обратнояйцевидных, по краям реснитчато мелкопильчатых листьев с короткими черешками.

№ слайда 13 Цветы Покрытосеменные отдел высших растений, имеющих цветок. Насчитывает свыше 4 Описание слайда:

Цветы Покрытосеменные отдел высших растений, имеющих цветок. Насчитывает свыше 400 семейств, более 12 000 родов и, вероятно, не менее 235 000 видов. По числу видов Цветковые растения значительно превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые.

№ слайда 14 Цветы КалендулаОднолетнее прямостоячее растение 20-75 см высотой.Побеги толстые, Описание слайда:

Цветы КалендулаОднолетнее прямостоячее растение 20-75 см высотой.Побеги толстые, ребристые, светло-зелёные, опушённые липкими железистыми волосками. зычковые цветки — жёлтые или оранжевые, сверху блестящие, с нижней стороны матовые. НезабудкаОднолетние травы небольших размеров.Стебли ветвистые 10—40 см высотой.Листья очерёдные сидячие, ланцетные, линейно-ланцетные или лопатчатые.Цветки обычно голубые с жёлтым глазком, иногда розовые или белыеГладиолусРастения многолетние. Стебли прямые, неветвящиеся, одиночные. Листья тонкие, линейные или мечевидные 50-80 см длиной, голубовато-зеленого цвета.

№ слайда 15 Мхи Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм Описание слайда:

Мхи Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм. Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают в спорангиях на спорофите.

№ слайда 16 Мхи СфагнумБолотное растение из которого образуется торф; торфяной мох.Из-за мал
Описание слайда:

Мхи СфагнумБолотное растение из которого образуется торф; торфяной мох.Из-за малой теплопроводности употребляется в строительном деле как изоляционный материал в виде пластинок, порошка, изготовляемого из этого торфа; также дезодорирующее средство.Кукушкин ленПроизрастает в местах с высокой влажностью. Имеет высокие стебельки, обычно возвышающиеся на 5-10 см, но иногда достигающие 30 см и более.

№ слайда 17 Папоротники Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохр Описание слайда:

Папоротники Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохранивших значительное разнообразие, сопоставимое с тем, что было в прошлом. Разнообразие форм листьев, удивительная экологическая пластичность, устойчивость к переувлажнению, громадное количество производимых спор обусловили широкое распространение папоротников по Земному шару. У папоротников ещё нет настоящих листьев. Но они сделали в их направлении первые шаги. То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости. Папоротники размножаются спорами и вегетативно.

№ слайда 18 Папоротник Щитовник пахучийнизкорослый горный или тундровый розеточный папоротни Описание слайда:

Папоротник Щитовник пахучийнизкорослый горный или тундровый розеточный папоротник. Листья жёсткие, плотные, узкие, прямостоячие, многолетние, собраны в плотные розетки. Листовые пластинки тёмно-зелёные, дважды перистые, по форме — почти ланцетные Спорангии эллиптические, расположенные вдоль питающих жилок листа. Адиантум Папоротник с тонкими ползучими корневищами, покрытыми матовыми коричневыми или чёрными чешуями. Листья очередные или супротивные. Черешки листьев тёмные, блестящие, у основания также с чешуями.

№ слайда 19 РАСТЕНИЕ - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО Растение, как любое живое существо, дышит и вдыхает ки
Описание слайда:

РАСТЕНИЕ - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО Растение, как любое живое существо, дышит и вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Кислород «вдыхают» листья через маленькие отверстия на листовых пластинах – устьица. Устьица, как правило, располагаются на нижней части листовой пластины. Но могут быть и сверху. Так, например, у водяных лилий листья плавают на воде. Поэтому растение дышит верхней стороной листа, где и расположены устьица. Растение получает кислород как в воздухе (с помощью листьев), так и под землей (с помощью корней). «Выдыхается» углекислый газ в воздух и под землю. Из почвы растение с помощью корней получает воду и растворенные в ней соли. Но растению для нормального развития и роста требуется еще сахар крахмал. Этих веществ в почве нет. Когда свет падает на лист, часть его энергии поглощается зеленым пигментом, находящемся в листе. Этот пигмент называется хлорофиллом. Растение преобразует энергию солнца, и получаются молекулы сахара, которые разносятся по всему растению. Ненужный кислород выделяется обратно.

№ слайда 20 Дыхание растений
Описание слайда:

Дыхание растений

№ слайда 21 Питание растений Описание слайда:

Питание растений

№ слайда 22 Лекарственные растения РомашкаПрименяют как противовоспалительное, слабое. Ромаш Описание слайда:

Лекарственные растения РомашкаПрименяют как противовоспалительное, слабое. Ромашка принимается внутрь в виде чая или настоя, её используют при спазмах кишечника, а также как потогонное средство. Настоем ромашки ополаскивают волосы для придания им золотистого оттенка.Мать и мачехаЦенное средство от кашля. А также от слизистой мокроты. Чаем из неё можно облегчить откашливание, сделать более жидкой вязкую бронхиальную слизь, а значит, принести настоящее облегчение больным хроническим бронхитом.ПодорожникСухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме.

№ слайда 23 Лекарственные растения МалинаЗаваренные как чай сухие плоды исстари считаются хо
Описание слайда:

Лекарственные растения МалинаЗаваренные как чай сухие плоды исстари считаются хорошим потогонным и жаропонижающим средство:: -при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулирует деятельность желудка и кишечник. Плоды также обладают противорвотным, обезболивающим и противовоспалительным действием. Укроп Настой из листьев и стеблей применяют при гипертонической болезни. Семена и эфирное масло укропа действует как ветрогонное, седативное и спазмолитическое средство. Настой семян употребляют внутрь как противогеморроидальное средство и наружно как ранозаживляющее и при аллергическом зуде кожи.Лимон С лечебно-профилактической целью лимоны употребляют при гиповитаминозах, авитаминозах, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушении минерального обмена, ревматизме, мочекаменной болезни, атеросклерозе, цинге, ангине, подагре, гипертонии. настойку лимонной корки или цедры — как средство, повышающее аппетит, седативное и противорвотное.

№ слайда 24 Растения из Красной книги ЛандышРастение имеет тонкое ползучее корневище. Почти
Описание слайда:

Растения из Красной книги ЛандышРастение имеет тонкое ползучее корневище. Почти в самом низу стебля расположены 2-3 листа овальной формы. Цветки белые, с приятным тонким запахом, собраны в кисти. Плоды - ягоды алого цвета. Цветет в июне – июле.Женьшень Женьшень настоящий – это многолетнее травянистое растение высотой 40-60 см. его листья по внешнему виду похожи на листья клена. Цветки мелкие , невзрачные, собраны зонтиком. Плоды – ягоды красноватого цвета.. Клевер темно – каштановыйРастение имеет тонкие стебли, на которых расположены небольшие, продолговатой формы листья. Цветки мелкие, вначале темные – ореховые, позднее темно-каштановые, собраны в густые кисти .

№ слайда 25 ятрышник . Описание слайда:

ятрышник .

№ слайда 26 Исчезающие растения Описание слайда:

Исчезающие растения

№ слайда 27 Купальница Распространена от тундровой до степной зоны Европы, в Западной Сибири Описание слайда:

Купальница Распространена от тундровой до степной зоны Европы, в Западной Сибири, а за пределами России в Скандинавии. Раньше купальница европейская принадлежала к обычным растениям средней полосы, теперь же из-за истребления на букеты встречается все реже и реже. Характерные места обитания купальницы европейской — опушки смешанных лесов, сырые лесные поляны, луга. Купальница в массе растет среди кустарников на разнотравных лугах.  В Подмосковье размер растений зависит от мест обитания. Цветки купальницы шаровидные, крупные, в диаметре достигают 5 см. Чашелистики в количестве от 10 до 20 образуют шарообразный цветок. Цветки купальницы слабо душистые. Их цвет колеблется от бледно-желтых до золотисто-желтых. Лепестки-нектарники не превышают размера чашелистиков и имеют более интенсивную оранжевую окраску. Они немного короче тычинок, узкие, почти линейные, слегка расширенные сверху. Все части цветка скрыты под чашелистиками. Купальница европейская цветет при практически закрытом цветке. Стебель простой, иногда ветвистый. Цветет купальница европейская в конце мая — начале или середине июня, в течение 20—30 дней. Семена созревают в конце июня — июле. Плод — листовка с носиком, круто завернутым внутрь, очень коротким, не более 1 мм длиной. Листовки собраны в рыхлую головку шарообразной формы.  Причины исчезновения: Купальница многолетняя трава. Но зацветает она только на девятый год. Это довольно обычное растение , но во многих областях она взята под охрану из за того, что ее активно уничтожают любители букетов. Редкий сокращающийся в численности вид.

№ слайда 28 Список используемой литературы Ушакова О.Д. «Красная книга России: Растения/ Сло Описание слайда:

Список используемой литературы Ушакова О.Д. «Красная книга России: Растения/ Словарик – справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литератур», 2009.Плешакова А.А. «От земли до неба» атлас определитель для учащихся начальных классов/ - 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007.Шалаева Г.П., Терентьева И.Г., Курбатова Н.В.«Новейший справочник школьника. 1-4 классы/- М.: СЛОВО, Эксмо, 2007.

ppt4web.ru

Занятие на тему: "Разнообразие растений" (3 класс)

Методическая разработка занятия

Автор разработки Копылова Надежда Анатольевна

Предмет окружающий мир

Тема занятия разнообразие растений

Форма проведения урок- исследование

Оборудование и материалы демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений, учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков 1 часть 3класс Москва Просвещение 2011 Рабочая тетрадь А.А.Плешакова 3 класс Москва Просвещение , электронное приложение к учебнику окружающего мира презентация к уроку на СД диске, ЦОР-Природа России. Растения.

Предварительная подготовка таблицы, гербарий, дифференцированные задания

Цели и задачи

Образовательные цели познакомить учащихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы.

Задачи

учить распределять растения по группам, пользуясь основными признаками групп;

Развивающие(ая) цель(и

развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений; учить детей классифицировать растения, познакомить с группами, видами растений;

Задачи учить работать с учебником, таблицами, -развивать память, кругозор, мышление

научить систематизировать, выделять общее и особенное, научить применять полученные знания

Воспитательные цели воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к окружающему миру

Ход занятия (по этапам)

Этапы

Действия

1.Организационный этап

Мы сюда пришли учиться

Не лениться, а трудиться

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

2 Проверка домашнего задания

Отвечаете на вопросы теста, выбирая правильный ответ

Тест.

1.Выберите правильное определение почвы

а) верхний слой земли, где есть песок и глина;

р) плодородный верхний слой земли.

2.Какая главная часть почвы?

а) перегной;

п) глина;

с) песок.

3. Что образуется из перегноя под действием микробов?

м) вода;

к) воздух;

с) соли.

4. Что используют растения для питания?

е) микробы;

т) соли;

к) перегной.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов?

ш) песок;

щ) глина;

е) перегной.

6.Слой почвы в 18 см вода может смыть на лугу за 225 лет, а там где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых?

м) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли.

н) Чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву.

7. Какое утверждение верно?

И) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие.

а) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

8. Науку о почвах создал

В) М.В. Ломоносов

Я)В.В. Докучаев

Взаимопроверка. Вспомните критерии оценки. Оцените друг друга

На доске

1-р 5-е

2-а 6-н

3-с 7-и

4-т 8-я

Прочитайте слово, которое получилось – растения

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока

Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и побываем в качестве исследователей - познакомимся с новой классификацией растений.

Какие цели поставим

Вспомните, что вы уже знаете о растениях?

Что еще хотели бы узнать?

4.Актуализация знаний

На доске таблица « Виды растений».

-На какие группы можно распределить эти растения?

Растения

Деревья

Кустарники

Травы

мак

Какие части растения знаете?

Какую работу выполняет корень, лист, стебель?

5. Первичное усвоение новых знаний

Растения на Земле встречаются повсюду. Есть выражение: « Растения-зеленая одежда Земли».

Почему?

Найдите в тексте учебника, как называется наука о растениях?

1 ученику дано задание найти в словаре , что обозначает наука биология

hello_html_m56ea860c.gif

Познакомьтесь с учеными-ботаниками.

Тимирязев К.А Мичурин И.В.

тимирязевмичурин

6. Первичная проверка понимания

F:\фото н\1.jpgF:\фото н\P1030234.JPGF:\фото н\P1030236.JPG

- Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Что это значит?

Мы будем работать группами.

1-я группа: Что такое водоросли?

2-я группа: Что такое мхи?

3-я группа: Что такое папоротники?

4-я группа: Что такое хвойные растения?

5-я группа: Что такое цветковые растения?

- На столах у вас лежат фотографии, гербарии, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую вам нужно заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

План:

1. Прослушать рассказ о растениях. Посмотреть фотографии. Прочитать текст.

2. Рассмотреть гербарий, фотографии.

3. Заполнить таблицу, отметив + или - какие части имеют представители этой группы.

- Вы должны прочитать текст, рассмотреть образцы гербария и приготовить выступление от группы.

- Через некоторое время один ученик вашей группы расскажет особенности своей группы растений, а остальные могут добавить.

F:\фото н\P1030238.JPGF:\фото н\P1030237.JPG

F:\фото н\P1030240.JPGF:\фото н\P1030242.JPG

F:\фото н\P1030239.JPG

7. Физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

Солнца их лучи согрели.

Под музыку , с движениями

8.Первичное закрепление

  1. Слушаем рассказ о растениях ( включаем электронное приложение), пользуются учебником стр 70 Работаем по учебнику и заполняем таблицу (таблица в рабочей тетради

Разнообразие растений.

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Низшие растения

Водоросли

нет

нет

нет

спорами

Живут в основном в воде

Высшие растения

Мхи

нет

есть

есть

спорами

Живут в сырых местах, не имеют цветков

Папоротники

есть

есть

есть

спорами

Живут в сырых местах, не имеют цветков

Хвойные

Стержневая или мочковатая система

одеревенелый

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозеленым

Цветковые

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластинка+ черенок

Цветы, из них образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

2. Используя таблицу, ответьте на следующие вопросы:

- Какая группа отличается от всех остальных особенно? Почему?

- Водоросли относятся к низшим растениям. А как можно назвать остальные группы растений? (высшие растения)

3.) Выполнение заданий группой на нооутбуке – один на интерактивной доске с проверкой

F:\фото н\P1030243.JPGF:\фото н\P1030244.JPG

F:\фото н\P1030247.JPGF:\фото н\P1030246.JPG

4.) Работа в парах учебник стр 71- Придумать задание для одноклассников Проверка

5.)Посмотрите на растения в учебнике (с.72). К какой группе они относятся? (цветковые) Докажите.

- Я считаю, что все эти растения представители одной группы. Вы согласны со мной? Да. Это представители группы цветковых растений.

- Но почему они все такие разные?

Потому что, в каждой группе много разных видов растений.

В каждой группе растений очень много видов.

-Сколько видов растений вы видите? ( Три. Это подорожник, одуванчик и клевер).

-Ученые называют их одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный.

6) Проверка на «Странице самопроверки» -с 172

7) Наше исследование продолжается.

Ученым сейчас известно около 350.000 видов растений .С помощью учебника продолжите таблицу, выписав колическтво видов различных растений

Проверка с помощью документ - камеры на экране появляется таблица

Виды растений 350.000

Цветковые

250.000

Мхи

27.000

Папоротники

10.000

Хвойные

600

8) С помощью атласа определителя выполните задание №4 стр73

9)Выполнение дифференцированных заданий ( приложение)

9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Дома вы еще раз повторите пройденную тему по учебнику. Ну, а для тех, кто хочет знать еще больше – дополнительное задание – подготовить сообщение о каком-либо виде растений,

Для всех:

1. Прочитать в учебнике статью на стр. 69-73, Р.т. стр. 29-31

Для юных ученых:

Подготовить сообщение о каком-либо виде растений любой группы

10.Рефлексия

( подведение итогов занятия)

_Какая была тема урока?

Какую цель ставили?

Что удалось на уроке?

Где пригодятся полученные знания?

Я узнал……

Мне понравилось……

Мне было непонятно….

Приложение

Разнообразие растений.

Корень

Стебель

Листья

Размножение

Особенности жизнедеятельности

Низшие растения

Водоросли

нет

нет

нет

спорами

Живут в основном в воде

Высшие растения

Мхи

нет

есть

есть

спорами

Живут в сырых местах, не имеют цветков

Папоротники

есть

есть

есть

спорами

Живут в сырых местах, не имеют цветков

Хвойные

Стержневая или мочковатая система

одеревенелый

В виде иголок (хвоя)

Семена образуются в шишках

Почти все относятся к вечнозеленым

Цветковые

Стержневая или мочковатая система

Травянистый или одеревенелый

Листовая пластинка+ черенок

Цветы, из них образуются плоды с семенами

Очень разнообразны и многочисленны

Виды растений 350.000

Цветковые

250.000

Мхи

27.000

Папоротники

10.000

Хвойные

600

Дифференцированные задания

Задания на «3» .Ответьте на вопросы

1.Ответьте на вопросы

У ели появляются семена:

-летом,

-осенью,

-зимой,

2. Чего не бывет у папоротников?

  1. стеблей

  2. листьев

  3. 3) корней,

4) семян

Задания на «4»:

Тест на стр. 20 ( А. Плещаков ,Н.Гара, З.Назарова «Окружающий мир Тесты 3кл)

Задания на «5»:

Наука о растениях называется___________________________________________________

Растения, тело которых разделено на стебель и листья - ____________________________________

__________________ - это растения, у которых есть корень, стебель и лист, но нет цветов, плодов и семян.

Растения, которые имеют корень, стебель, лист-хвою и семена называются__________________________________________________________________________

Растения, которые имеют все части, называются_________________________________________

Используемые источники и литература

Плешаков А. А. «Мир вокруг нас» 3 класс, ч. 1

Плешаков А. А. «Зеленые страницы»

Интернет-ресурсы:

  1. Ботаника – учебник - http://www.knigisosklada.ru/images/books/1831/big/1831684.jpg

  2. Водоросли - http://www.cityspb.ru/f/a0/ru/auto/201008/06033541.1.jpeg

  3. Части растения (на примере пастушьей сумки) - http://www.usemedicine.ru/wp-content/uploads/2009/04/past-sumka.jpg

  4. Водоросли - http://www.ebio.ru/pro07.html

  5. Мох - http://foto.rambler.ru/preview/r/400x300/4318e7e8-8f64-5aac-7bb9-a2a0f4dd9e56

  6. Папоротник - http://content.foto.mail.ru/mail/geroldic/41/i-68.jpg

  7. Лиственница - http://lerk.ru/pictures/lerk1.jpg

  8. Можжевельник - http://ns1.malahov-plus.com/uploads/posts/2010-04/1271784277_mojevelnik_1.jpg

http://flower.onego.ru/conifer/enc_8217.jpg

  1. Кедр - http://img-fotki.yandex.ru/get/25/blackaleks13.0/0_158f9_fd78f105_XL

  1. Электронное приложение к учебнику « Окружающий мир»

infourok.ru

Реферат о хвойных растениях (3 класс)

Ни для кого не секрет, что хвойные растения, это растения, у которых вместо обычных листьев на ветках растет хвоя. Но какая она – хвоя? И чем она так отличается от обычных листьев, за что ей дали отдельное название?

Типичными представителями хвойных растений являются всем известные ели, сосны, кедры, можжевельник, пихта. Причем среди хвойных встречаются не только деревья, но и кустарники, именно поэтому мы говорим о хвойных растениях, то есть и о деревьях и о кустарниках.

Хвоя – разновидность листвы

Хвоя – ни что иное, как разновидность листьев, просто у нее есть свои особенности роста и строения.

Многие считают, что хвоя – это обязательно «иголки» - ароматные, продолговатые, острые и кисловатые на вкус (признайтесь, вы уже пробовали пожевать веточку ели). Такое мнение не совсем верно, ведь хвойное растение может быть покрыто не только иголочками.

Хвоя может сильно различаться по внешнему виду: ей совсем не обязательно иметь игольчатую форму как у сосны или ели. У некоторых видов хвойных растений хвоя напоминает листья – она плоская и совсем не колется. Примером растения с уплощенной хвоей является агатис, распространенный на австралийском континенте. Его листья напоминают лавровый лист, который кладут в суп и совсем не похожи на иголки. Другие растения, также относящиеся к хвойным, покрыты чешуйками, что делает их ветки похожими на миниатюрных ярко-зеленых змеек. Это, к примеру, встречающиеся в наших широтах пихта и можжевельник.

Действительно ли хвойные растения – зимой и летом стоят зелеными?

Как же тогда отличить хвойное растение от других?

Другой особенностью хвойных растений является то, что многие их них не сбрасывают свой зеленый покров на зиму. В то время, как березы, осины и тополи уже подготовились к холодам и избавились от ненужной им в мороз листвы, хвойные растения так и продолжают стоять одетыми в свою зеленую шубу. Это не значит, что каждая иголочка, однажды появившись на дереве так и остается там наверно, просто хвоя у дерева сменяется постепенно, старые иголочки опадают, а новые появляются. Среди хвойных растений большинство – вечнозеленые.

Однако не будем спешить, ведь даже среди хвойных растений есть любители перезимовать налегке: это лиственница и таксодиум. Эти деревья, как и другие, являются листопадными, то есть их листва увядает и вырастает заново каждый год.

Шишки хвойных деревьев

Шишками, по которым однозначно можно распознать ель, кедр или сосну тоже может похвастать не каждое хвойное растение. Обычная шишка – довольно твердая, чешуйчатая, хранит в себе семена как в коробочке. А вот шишки можжевельника напоминают скорее ягоду с плотной кожурой и мякотью чем привычную нам шишку. Такими шишками любят лакомиться птицы и другие лесные обитатели.

Какую пользу приносят хвойные деревья?

Хвойные деревья величественны и красивы. Кроме того, они широко применяются в хозяйстве.

Сок хвойных деревьев при сгущении образует вязкую смолу, которая обладает богатым набором лечебных свойств. Она излечивает воспаления горла, кожные заболевания  и многие другие недуги. Пролежав многие годы под толщей земли куски смолы могут превратиться в самый настоящий янтарь из которого делают украшения.

Древесина хвойных пород деревьев – довольно мягкая и поэтому не подходит там, где требуется особая жесткость и устойчивость к воздействиям. Зато ее с успехом применяют при производстве бумаги, мебели и других предметов для дома.

Хвойные деревья – вырабатывают особые вещества, очищающие и оздоравливающие воздух вокруг. Люди, часто страдающие заболеваниями легких, отмечают, что в хвойном лесу легче дышится, а лечебный эффект от таких прогулок сохраняется надолго.

dokladiki.ru

Урок № 15. «Разнообразие растений». Раздел «Эта удивительная природа», 3 класс

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

какие бывают растения?

Задачи:

познакомить с основной классификацией растений, дать понятие о «видах растений»; научить определять растения с помощью атласа-определителя; воспитывать бережное отношение к растениям.

Предметные результаты

Научатся классифицировать растения по группам, приводить примеры различных видов растений

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение групп и видов растений.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения определенных задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решении.

Личностные результаты

Формирование целостного взгляда на мир в его разнообразии природы, эстетических потребностей и чувств. Развитие мотивов учебной деятельности.

Основные понятия и определения

Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника-наука о растениях.

.

Проверка готовности к усвоению нового материала

    Вспомни, чем отличаются друг от друга де­ревья, кустарники и травы. Назови несколько лиственных и хвойных деревьев. Какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными?

    На какие группы учёные делят царство растений. Будем учиться классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя.

    Наверное, тебе приходилось слышать выра­жение: «Растения — зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивитель­но красивой!

    Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.

    Изучение нового материала

      Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.

      Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами рас­тений и найдём их представителей на рисунках.

      Водоросли — жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в мик­роскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи на длинные бурые ленты.

      Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

      Папоротники легко узнать по красивым листь­ям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

      Хвойные растения — это сосна, ель, можже­вельник и др. Хвоинки — это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

      Цветковые растения — такие растения, у ко­торых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти расте­ния наиболее разнообразны.

      1.К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?

      2.В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?

      Учёным сейчас известно около 500 тысяч ви­дов растений. Из них почти 250 тысяч — цветко­вые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, па­поротников — более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.

      Осмысление и понимание полученных знаний

        Рассмотрите рисунок. На нём показаны расте­ния следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет назва­ние, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные, а мы обычно называем расте­ния просто: одуванчик, подорожник, клевер. Растения разных видов непохожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны.

        Посчитайте, сколько на рисунке растений каж­дого вида. А сколько всего растений показа­но? Проверьте себя на «Страничках для само­проверки».

        Определите с помощью атласа-определи­теля 2—3 растения в классе, в других поме­щениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

        Вывод

        Царство растений очень разнообразно. Учё­ные делят его на несколько групп. Среди них водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. В каждой группе расте­ний много видов.

        Самостоятельное применение знаний

          Проверь себя 1. Перечисли группы растений, изученные на уроке. 2. Приведи примеры различных видов растений.

          Задания для домашней работы

          1.Запиши в словарик: ботаника.

          2.С помощью атласа-определителя опреде­ли несколько комнатных растений у себя дома, а также несколько растений во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.

           

          Царство Растений

           

           

           

           

           

          Высшие и нисшие растения

           

           

           

           

          Водоросли. 

           

           

           

           

           

           

          Мхи 

           

           

           

           

           

          Папоротники, хвощи и плауны

           

           

           

           

           

           

          Голосеменные растения.

           

           

          Цветковые растения

           

          Источники информации:

          А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

          «Просвещение» 2014

          Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

          Хостинг презентаций окружающий мир

          - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Разнообразие растений. Окружающий мир. 3 класс. Разработка урока – конспект урока – Дрофа-Вентана

          авторы: Бегаева Юлия Игоревна учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Калуги

          УМК «Окружающий мир. 3 класс» Е. В. Саплиной, А. И. Саплина, В. И. Сивоглазова.

          Тип урока: изучение нового материала.

          Цели урока:

          I. Познавательные: формировать представления о многообразии растений.

          II Развивающие:

          1. Развитие наблюдательности при  работе с иллюстративными материалами.
          2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:
          • анализ при выделении признаков и видов растений, и отнесении их к определенной группе;
          • классификация при выделении групп растений;
          • синтез при формулировке вывода.
          1. Развитие самостоятельности при организации работы в группах.

          III Воспитательные:

          1. Воспитание  познавательного интереса.
          2. Воспитание умения общаться:
          • учитель – ученик
          • ученик – ученик

          Задачи:

          1. Расширить кругозор и знания учащихся о природе.
          2. Сформировать представление о многообразии растений.

          Оборудование: для учителя:  раздаточный материал, для учащихся: книжка-раскладушка, карточки, иллюстрации.

          Использованные источники

          Саплина Е. В., Саплин А. И., Сивоглазов В. И. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Издательство «Дрофа», 2010 г.

          C использованием технологии критического мышления.

          Ход урока

          1. Орг. момент

          – Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок «Окружающего мира». Посмотрите друг на друга – улыбнитесь. Будьте внимательны.

          2. Актуализация имеющихся знаний

          –  Сегодня д/з. я буду проверять по-разному. По карточкам будут  работать: Саша, Сережа и Ира.

          А) Индивидуально-письменный опрос
          Карточка № 1

          1. Почва – это … .

          2. Какие составные элементы почвы можно обнаружить в результате данных опытов. Подпиши.

          Карточка 1. Задание 2

           

          Карточка № 2

          1. Запиши главное свойство почвы.

          2. Впиши составные элементы почвы.

          Карточка 2. Задание 2

           

          Карточка № 3

          1.  Впиши пропущенные слова.

          Почва – это верхний … слой земли.

          … – главное  … почвы.

          2. Почва состоит из кислорода, … , минеральных солей,  … , … , песка.

          Б) Фронтально-устный опрос

          – Итак, ребята, посмотрели все на меня. А теперь я бы хотела проверить как остальные ребята готовы к уроку.

          – С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

          – Что такое почва?

          – Какой состав имеет почва?

          – Как доказать, что в почве есть воздух, вода, перегной, песок и глина, минеральные соли?

          – Какие живые существа есть в почве?

          – Как образуется почва?

          – Почему, сажая растения, мы одновременно и охраняем почву?

          Сейчас я вам буду читать вопросы, а вы должны записать в тетрадь буквы правильных ответов:

          1. Выберите правильное определение почвы я) верхний слой земли, где есть песок и глина; е) верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода; о) верхний плодородный слой земли.
          2. Какая главная часть почвы? т) перегной; д) песок; б) глина.
          3. Что образуется из перегноя под действием микробов? м) вода; н) воздух; д) соли.
          4. Что используют растения для питания? е) микробы; и) соли; ю) перегной. 5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под действием микробов? ш) песок; щ) глина; ч) перегной.
          5. Слой почвы в 18 см вода сможет смыть за 500 тысяч лет, на лугу – за 3225 лет, а там, где нет растений – всего за 15 лет! О чем говорят эти расчеты ученых? м) Чем больше слой почвы, тем он быстрее смывается водой, какие бы растения на этой почве не росли; н) Чем больше и разветвленнее корневая система растений, тем сильнее они удерживают почву; л) Чем меньше корни растений, тем сильнее они удерживают почву.
          6. Какое утверждение верно? а) Там, где нет растений, ветер и вода не могут развеять и смыть всю почву и ее часть; о) Если употреблять ядохимикатов больше нормы, почва потеряет свое плодородие; я) При внесении большого количества удобрений в почву, в ней накапливается избыток солей, что приводит к повышению урожайности.

          – У того, кто правильно ответил на все вопросы, должно получиться слово «ОТЛИЧНО».

          – Ребята, а зачем мы так долго изучали, повторяли все сведения про почву?

          – К какой природе можно отнести почву?

          – Почву нельзя отнести только к живой или только к неживой природе. Живая и неживая природа в ней как бы соединяются.

          – Для чего нужна нам почва?

          – В почве нуждаются растения.

          – Вот сегодня мы с вами и будем изучать растения.

          3. Изучение нового материала. Постановка проблемы

          – Как называется наука, которая изучает живую природу?

          – Биология.

          – На какие царства ученые-биологи делят живую природу?

          На доске появляется таблица.

          Царства природы

          На доске иллюстрации с изображением  растений  (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).

          Водоросли

           

          Деревья

          Цветковые растения

              

          Цветковые растения

          Папоротник

              

          Ель

          Водоросль

           

          Мхи

          Мхи 

           

          Папоротник

          – На какие группы можно распределить эти растения?

          – Деревья, кустарники, травы.

          – Какие части растения вы знаете?

          – Выделите все части у данного растения.

          – Мы не знаем.

          – Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

          – Мы узнаем на какие группы можно разделить все растения.

          – Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с группами растений и отнесем наши растения к каждой группе.

          – Откройте  учебник на стр.72. Прочтите текст, обозначая условные знаки.

          – не знал

          ✓ знал

          + понятно

          ? непонятно

          – Какие группы растений вы узнали?

          – Мы с вами говорили что все растения имеют корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами.

          – Давайте найдем отличительные признаки каждой группы растений. (Составление таблицы.)

           

          корень

          стебель

          листья

          размножение

          Особенности жизнедеятельности

          водоросли

          нет

          нет

          нет

          спорами

          живут в основном в воде

          Мхи

          нет

          есть

          есть

          спорами

          живут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветков

          Папоротники

          есть

          есть

          есть

          спорами

          живут в сырых местах, очень жизнеспособны, не имеют цветков

          Хвойные

          стержневая или мочковатая корневая система

          одеревенелый

          в виде иголок (хвоя)

          семена образуются в шишках

          почти все относятся к вечнозеленым

          Цветковые

          то же

          травянистый или одеревенелый

          листовая пластинка

          цветы, из них образуются плоды с семенами

          очень многообразны и многочисленны

          – Опираясь на таблицу, разделим наши растения на группы.

          На доске появляется схема.

          Схема

          У каждого ребенка на столе лежит конверт с иллюстрацией растения.

          – Найдите место в схеме данному растению.

          – Молодцы.

          – Вот посмотрите какое многообразие растений существует в природе.

          4. Д/з

          – Напишите сообщение об одном представителе любой группы растений.

          drofa-ventana.ru

          Хвойные растения: доклад (3 класс)

          Как известно – хвойные (ель, сосна, можжевельник, кедр) – это вечнозеленые деревья и кустарники, которые не сбрасывают свою зелень в холодное время года. Кажется, что сказать о хвойных деревьях больше нечего. Однако это не так.

          Хвойные растения очень разнообразны. Среди представителей хвойных встречаются как небольшие приземистые кустарники (например, можжевельник), так и деревья, ветви которых взлетают далеко ввысь (например, секвойя).

          Листья хвойных деревьев

          Чаще всего хвойные деревья могут похвастать насыщенным ярко-зеленым цветом. Эта особенность позволяет им максимально эффективно усвоить питательные вещества, образовывающиеся в процессе фотосинтеза, а значит вырасти выше, больше и здоровее.

          Немногие знают, но листья хвойных деревьев не всегда имеют знакомую всем нам форму иголки. Например, у туи листва выглядит как скопление плоских зеленых веточек, образующих густую мягкую крону.

          Кроме того, некоторые виды хвойных деревьев не являются вечнозелеными, а сбрасывают свои иголки с наступлением холодов. Примером хвойного дерева, сбрасывающего листву на зиму, является лиственница.

          Шишки

          Большинство хвойных растений размножается при помощи семян, которые развиваются в шишках. Шишки отлично защищают семена пока они еще не созрели и раскрываются, когда семенам пора попасть в землю и превратиться в новое молодое деревце.

          Шишки условно можно разделить на твердые (шишка сосны) и мягкие (шишка ели). Мягкие шишки в поисках пропитания расклевывают птицы, тем самым разнося семена в разные части леса.

          Сок хвойных деревьев

          Как и все остальные деревья, хвойные деревья в процессе жизни вырабатывают сок, который застывает на воздухе, в случае если дерево было повреждено. Сгущаясь, этот сок превращается в пахучую ароматную смолу, которая обладает массой лечебных свойств. А вот если такая смола пролежит тысячи лет – она может превратиться в янтарь – камень ценимый ювелирами и биологами. Ювелиры любят янтарь за его красоту, уникальность и теплые солнечные оттенки. Для биологов же янтарь является кладовой интересных находок, ведь в янтаре часто находят крошечных насекомых, которые сохранились нетронутыми внутри камня в течение многих веков.

          Знаете ли вы?

          Вот еще несколько интересных фактов о хвойных деревьях:

          • С чем у жителей городов ассоциируется елка? Конечно же с Новым Годом! В крупных городах редко высаживают ели из-за того, что они прихотливы и сложны в уходе. Зато каждый декабрь охапки этих лесных красавиц заполоняют ёлочные базары по всему городу. Но было так не всегда – традиция украшения елки к встрече нового года была введена в России только при Петре I.
          • Воздух в хвойном лесу обладает целебными свойствами. Это конечно не значит, что прогулка по обычному лесу не принесет пользы. Просто хвойные деревья вырабатывают особые вещества, которые помогают нам бороться с болезнетворными бактериями, а это значит, что каждый поход в хвойный лес буквально делает нас здоровее.
          • Среди хвойных деревьев встречаются настоящие долгожители. В природе можно найти деревья, возраст которых приближается к 3 тысячам лет.
          • Хвоя помогает от бессонницы. Стоит только слегка размять и настоять в кипятке охапку чистых еловых веточек, а потом добавить ее в теплую воду ванной. Чудесный свежий аромат, расслабление и избавление от нервного напряжения вам обеспечены.
          • Вы когда-нибудь пробовали пожевать хвойную веточку? Ну признайтесь – пробовали! Тогда вы в курсе, что хвоя имеет кислый вкус. А все оттого, что хвоя является рекордсменкой по содержанию витамина С. По этому показателю она обгоняет даже цитрусовые.

          dokladiki.ru

          Урок окружающего мира по теме "Разнообразие растений". 3-й класс

          Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

          Презентация к уроку

          Загрузить презентацию (3,3 МБ)

          Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

          Тип урока: Урок-поиск

          Технологии обучения: личностно ориентированная, здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, проблемно-исследовательская.

          Продолжительность: 40 минут

          Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

          Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

          • сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
          • познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
          • умение различать группы растений по их существенным признакам.

          Формирование универсальных учебных действий (УУД)

          • умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
          • умение составлять план работы;
          • умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
          • адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
          • умение принимать и сохранять учебную задачу;
          • умение работать с информацией в малых группах;
          • умение строить понятные для партнёра высказывания;
          • умение задавать вопросы;
          • умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

          Методы обучения на уроке: методы исследования - целенаправленное наблюдение за объектом для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.

          • методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
          • информационные методы - использование мультимедийной презентации.

          Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарные экземпляры растений Ставропольского края: Мох Сфагнум, Кукушкин лён, Папортник Орляк, Ель обыкновенная, Ризоклониум (водоросль), Пастушья сумка, Акация жёлтая, Сосна кедровая, Тополь белый, Рябина обыкновенная, Верблюжья колючка, Земляника лесная, Волчье лыко, Малина обыкновенная, Полынь горькая, Глухая крапива, Шиповник майский, Клён остролистный; компьютер, диапроектор, интерактивная доска; слайдовая презентация по теме: "Разнообразие растений"; текст о каждой группе растений.

          Описание урока

          1. Обоснование выбора формы проведения урока

          Существует связь между окружающим миром и различными жизненными ситуациями, которая побуждает учителя применять такие формы проведения уроков, которые бы могли активизировать сознательную деятельность учащихся. Одной из таких форм является урок исследование, когда ученик сталкивается с проблемой, для решения которой имеющихся знаний недостаточно, их необходимо “добыть ”. Учащиеся сами формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, находят способы решений. Учитель направляет учащихся, создает ситуации успеха.

          2. Форма организации деятельности учащихся.

          На 1 этапе происходит фронтальная работа с классом. На 2 этапе - групповая работа. На 3 этапе происходит обмен между группами полученной информации. На 5 этапе урока учащиеся с учителем обобщают полученные знания.

          3. Организация учебной деятельности с учётом личностно - ориентированной технологии обучения.

          На уроке созданы все условия для реализации основных принципов ЛОО. Это выражается в следующем:

          • Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;
          • Стимулирование учащихся к высказываниям;
          • Создание педагогических ситуаций межгруппового и внутригруппового общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
          • Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

          4. Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения

          Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:

          • своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
          • доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
          • чёткая организация учебного труда;
          • групповая работа, создающая ситуацию, когда более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища.

          5. Организация учебной деятельности с учётом ИКТ.

          Использование ИКТ на данном уроке способствует:

          • решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;
          • повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме, каждый ученик на уроке занят делом, никто не бездельничает;
          • увеличению объёма выполненной работы.
          • ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения

          Ход урока

          Ход урока Деятельность учителя Деятельность ученика Комментарии
          1. Актуализация знаний. Мотивация Ребята закройте, пожалуйста, глаза, прослушайте аудиозапись. (включаю звук шума листвы и голосов птиц). Подумайте, где можно услышать эти звуки?

          - Отгадайте загадки:

          Слайд 3.

          Из-под снега расцветает, Раньше всех Весну встречает. (Подснежник)

          Слайд 4.

          Вырос в поле Злой и колкий, Во все стороны иголки. (Репей)

          Слайд 5.

          Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель)

           

           

           

          Дети называют соответствующие группы растений .

           

          Дети высказывают свои предположения. Возникает спор. Учитель подчеркивает разногласия, усиливает противоречия.

          - Изучить эти группы растений.

          - Какими отличительными признаками обладает каждая группа растений.

           

           

           

          появляются группы растений)

          Для создания проблемной ситуации используем прием загадки.

           

          На доске фотография растения и информация о нем.

          Мы отправимся с вами в удивительное Царство - это Царство растений.

          В волшебном Царстве, Растительном государстве растительный мир называют еще флорой. В этом государстве приветствуют нас сама Богиня Флора, она бережно охраняет свое Царство. Флора в римской мифологии - богиня цветов и весны.

          - Каких представителей этого царства вы видите?

          - К какой группе растений их можно отнести?(Слайд6)

          - Царство растений пришли вы познать,

          Их тайны и загадки придется отгадать.

          - Вы многое уже знаете о растениях и, наверное, сможете определить, где верное высказывание о растениях, а где нет?

          - Какие утверждения верны, а какие нет?

           

           

           

           

           

           

          Дети высказывают свои мнения о растениях.

           
          - Опять нет единого мнения, что же нам делать, чтобы узнать, где ошибка, неверное представление о растении?

          - Найти существенные отличительные признаки каждой группы растений. Значит, какому вопросу мы посвятим наше исследование?

          Где правде, а где вымысел, легенда, ложь. Без науки о растениях не поймешь Какая наука изучает растения?

          - И сегодня в Царстве растений вы будете в роли ботаников. 1-я группа будет изучать водоросли, 2-я мхи, 3-я - папоротники, 4- я - хвойные растения,5-я - цветущие деревья, кустарники, травы.

           

           

           

          - Ботаника

           
          2. Исследование в малых группах - На столах у вас лежат фотографии, гербарий представителей растений этой группы, учебники, текст о данной группе растений и таблица, которую надо заполнить. Как настоящие ученые, составим план работы. Что нам нужно сделать, чтобы найти ответ на вопрос?

          (Слайд 7)

          План

          1.Прочитать текст

          2.Рассмотреть гербарий, фотографии

          3.Заполнить таблицу, отметив какие части(органы) имеют растения - представители этой группы.

          Высказывают свои предположения  
          3. Физминутка Игра “Деревья, кустарники, травы”.

          Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, тимофеевка, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

          Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие) Игра направлена, главным образом, на улучшение переключаемости и концентрации внимания младших школьников. По ходу игры учитель может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия учитель выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты
          4. Обмен информацией. Эта таблица представляет собой объединение всех таблиц, которые группы заполняли в своих рабочих листах. Таким образом, после отчета групп на доске появляется таблица, где отмечено, имеет растение орган или не имеет.

          (слайд 8,9,10,11,12,13,14)

          Одновременно с представлением работ дети переносят данные о существенных признаках группы растений в единую таблицу. Дать возможность каждой группе представить информацию.
          5. Организация информации - Внимательно посмотрите на таблицу. Как много групп растений мы с вами выделили! Каждая обладает определенными признаками. А можем ли мы объединить какие-то группы по признаку сходства?

          - Как представить это в виде схемы? Какие группы растений мы отнесем к нецветковым?

          (Слайд 15)

          Дети отвечают: имеющие цветы и не имеющие цветов.  

          (появляется схема)

          6. Связывание информации. Обобщение. - Итак, какие группы растений могут встречаться в Царстве растений?

          (слайд 15)

          Цветковые имеют корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами. Нецветковые не имеют цветов. К ним относятся водоросли, папоротники, мхи, хвойные. Водоросли не имеют корня, стебля, листьев, размножаются путем деления или спорами. Мхи имеют корень, стебель, лист, размножаются спорами. Хвойные растения имеют корень, стебель, видоизменённый лист- хвою, не цветут.(Слайд 16)

          Царство растений разнообразно. В него входят водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Каждая группа имеет свои отличительные признаки, благодаря которым мы можем распознавать растения.  
          7. Подведение итогов. Рефлексия - А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями об отличительных признаках растений, сможем ли мы разрешить наш спор?

          (Слайд 17)

          Дети возвращаются к высказываниям о растениях и определяют ложные утверждения.  

          Список литературы/

          1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 3 класса. М.:Просвещение, 2009.
          2. Развитие исследовательских умений младших школьников/ Н.Б.Шумакова. М.: Просвещение, 2011.
          3. Нетрадиционные уроки в начальной школе: практическое пособие. Ростов н / Д “Учитель”, 2002.
          4. Я познаю мир: дет. энциклопедия: Растения./Багрова Л.А. М.: ТКО “АСТ”, 1995.
          5. Васильева Е.В. Урок-исследование в начальной школе // Начальное образование. – 2006. № 2.
          Поделиться страницей:

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


          Смотрите также

          Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта