Как растения превращаются в минеральные вещества 3 класс. Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Живые участники круговорота веществ" (УМК "Школа-2100")

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по окружающему миру в 3-м классе "Почва – важнейшая часть экосистемы". Как растения превращаются в минеральные вещества 3 класс


Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Живые участники круговорота веществ" (УМК "Школа-2100")

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Совместное открытие знаний и объяснение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV ф и з м и н у т к а

V Самостоятельное применение знаний

Проверка работы в парах на мультимедийном проекторе

 

 

 

 

Проверка самостоятельной работы на мультимедийном проекторе

 

 

VI. Использование сети интернет: естествознание. Роль насекомых:. (http://www.portal-slovo.ru)

 

VII.Подведение итогов, рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII.Д/З

- Мы сегодня будем наблюдать, Делать выводы и рассуждать:.

- Посмотрите на схему. б

(Слайд 4)

- Что можете сказать?

- Почему эти превращения можно назвать круговоротом?

- Как понимаете понятие "большой круговорот веществ"

- Что можете сказать, глядя на вторую схему? (Слайд 5)

- Расскажите по схеме, как природа очищает воздух?

- Что можете сказать, глядя на третью схему?

(Слайд 6)

- Расскажите по схеме, как природа очищает воду.

- Как в природе происходит процесс превращения отходов в продукты? Расскажите по схеме.(Слайд 7)

- Живые организмы каких профессий участвуют в большом круговороте веществ?

- Я хочу рассказать вам сказку.

Жил-был мальчик Ваня. Летом он гостил у бабушки в деревне. Утром бабушка ушла на работу, а на столе оставила на завтрак бутерброд с маслом, чай с молоком, варенье. Мальчик проснулся и решил погулять перед завтраком.

Во дворе рос пышный куст. Ваня взял палку и стал ей бить куст. Вдруг: куст ожил и заговорил:

- Зачем ты меня бьёшь?

- Просто так, - ответил Ваня.

- А разве ты не знаешь, что погубив меня, ты навредишь себе?

- Так не бывает!

Ваня не послушался и продолжил своё занятие. Вскоре от куста остались голые палки.

Уставший мальчик решил позавтракать. Но на его глазах с тарелки пропал со стола бутерброд, исчезло варенье. Вместо чая с сахаром и молоком в кружке оказалась простая вода. Ваня не мог понять, что происходит.

- А Вы, ребята, можете помочь Ване?

- Объясните, как куст наказал мальчика.

- О чем должен задуматься мальчик?

 

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

- Какие "профессии" живых существ необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался?

1. Выполнение задания учебника. С30.

- Организмы каких профессий забыли поместить ученики 2 класса в свои экосистемы?

- Что нужно помнить, чтобы правильно выполнить задание?

- "Мусорщики", "едоки", "кормильцы" в экосистеме существуют независимо друг от друга?

- А как?

- Как они связаны?

- Чтобы найти правильный ответ, давайте проведем исследование для определения роли живых организмов. Работать будем в группах.

 

 

1. Работа в группах. (3 ряда -3 группы).

Задание для первой группы(на карточке):

1. Какова роль "кормильцев"? Приведите примеры, используя текст и рисунки на с.31(учебник)

2. Как можно назвать их "профессию", если они производят органические вещества?

3. На, что расходуются произведенные вещества?

4. Выберите ключевые слова для своих ответов.

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

Задание для второй группы (на карточке):

1. Какова роль "едоков"? Приведите примеры, используя текст и рисунки с.31- 32 (учебник)

2.Как можно назвать их "профессию", если они получают вещества, поедая растения и животных?

3.Что происходит с веществами?

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

Задание для третьей группы (на карточке):

1. Какова роль "мусорщиков"?

2. Приведите примеры, используя текст и рисунки на с. 32- 33 (учебник)

(Перед выступлением группы один из учащихся вывешивает ключевые слова на доску)

3. Составление обобщающей схемы.

(Слайд 11)

- Найди на схеме живые организмы определите их "профессию".

- Что обозначают стрелки?

(называть можно в любом порядке)

- Почему две стрелки?

- Приведите примеры производителей.

- После производителей, кто будет следующим?

 

 

- Какая связь еще будет между разрушителями производителями?

 

4. Игра по схеме. (Слайды 12-15)

- Продолжите по своему усмотрению: Что было бы, если бы исчезли:.

- А теперь давайте вернемся к нашему герою- Ване. Можем ли мы ответить на вопрос, что же с ним произошло?

Чтение вывода с. 33

Гимнастика для глаз

1. Работа в парах

У каждой пары карточки: мухомор, сосна, ястреб, трава, муравей, редис, крот, микробы, окунь:

Расположить карточки на группы по "профессиям", составить цепь питания (экосистему) (Слайд 16)

2. Самостоятельная работа

В рабочей тетради выполнить задание на выбор с. 13,  № 2 или с.14 № 3

(С.17-18)

- На нашем уроке, о роли каких живых организмах в круговороте веществ мы говорили меньше всего?

- Информацию о них мы можем найти в сети интернет.

(демонстрация материала на сайте)

- Какова же роль маленьких живых организмов?

- О насекомых каких "профессий" вы узнали?

- Для чего человеку необходимо изучать природные процессы.

- С какими понятиями(ключевыми словами) мы работали на уроке?

- Какую проблему решали?

- Какие трудности вы встретили на уроке?

- Как вы их преодолели?

- Чтобы вы посоветовали Ване и всем людям?

- Давайте поможем нашему кустику "одеться". У вас на партах лежат листочки.

  • Зелёные - всё понятно, не возникло трудностей.
  • Жёлтые - возникли трудности, не всё ясно.
  • Коричневые - не получилось, тема не понятна.

С.30-33, задание № 4. Найти информацию в справочной литературе в сети интернет о роли бактерий в круговороте веществ.

 

 

Круговорот веществ в хозяйстве, доме.

Эта цепочка заканчивается одним и тем же веществом.

Процессы превращения веществ происходят на всей планете и участвуют все вещества.

Изображен процесс очищение воздуха

 

Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. В доме становится душно и мы его проветриваем. Растения, наоборот, поглощают углекислый газ и выделяют кислород. В результате воздух становится чистым, им легко дышать.

 

Изображен процесс очищения воды

 

С грязной водой в очистных сооружениях борются микробы, и ее снова могут употреблять растения, животные и люди.

Микробы разрушают также отходы деятельности человека . Из них получаются питательные вещества, нужные растениям для их роста. Например, корова поедает растения на пастбище и дает мясо и молоко. Питаясь растительной и живой пищей, человек опять получает необходимые ему органические вещества.

 

"Мусорщики"(редуценты), "кормильцы"(продуценты), "едоки"(консументы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Куст лишил его продуктов питания.

- Как дальше он будет жить, что ему необходимо для жизни?

- Почему жизнь человека зависит от порядка в природе?

- Как и почему в природе все взаимосвязано?

- О связях в природе.

- О круговороте веществ.

Почему живые организмы не могут обходиться друг без друга.

- О связи живых организмов природы.

"Мусорщики"(редуценты), "кормильцы"(продуценты), "едоки"(консументы)

1 рисунок - "кормильцы", едоки"

2 рисунок - "едоки"

3 рисунок - "мусорщики"

- На каждом рисунке экосистемы должны присутствовать представители всех трех " профессий".

- Нет.

-Они существуют совместно.

Предположения учащихся

 

Ключевые слова

  • Кормильцы
  • Производители
  • Углекислый газ
  • Минеральные питательные вещества
  • Органические вещества

"Кормильцы"- это растения. Они поглощают из почвы воду и соли(минеральные питательные вещества), а из воздуха - углекислый газ. На свету производят сложные вещества. Эти вещества служат пищей и растениям, и другим организмам, поэтому их профессию можно назвать "производители". Органические вещества растения используют для роста и постройки своего тела.

Ключевые слова

  • Едоки
  • Потребители
  • Органические вещества
  • Углекислый газ

"Едоки"- это животные, они получают вещества, поедая растения и других животных. Поэтому их называют потребителями. Получая органические вещества,они возвращают растениям углекислый газ.

Ключевые слова

  • Мусорщики
  • Разрушители

- Мусорщики это разные живые организмы: грибы, бактерии, жуки навозники, дождевые черви. Они питаются умершими живыми организмами. Их называют разрушителями.

- Производители. Они - источник питания для всех живых организмов, в том числе и для человека.

 

 

- Есть два пути.

Растение может быть съедено потребителем, либо погибнуть и им займутся разрушители.

- Пшеница, дуб, клевер:.

Потребители. Они получают вещества необходимые для жизни от производителей.

Хищники. Это тоже потребители. Животные, которые не питаются растениями. Они питаются другими живыми организмами.

Разрушители - это разные живые организмы: грибы, дождевые черви, жуки могильщики, микробы. Они питаются только умершими живыми организмами. (Растениями, животными:)

Разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям. (перегной)

Учащиеся рассказывают о нарушениях в круговороте, при исчезновении одного из компонентов. Порядок выбора (по щелчку "мышки") компонента схемы может быть любым.

 

 

 

Нарушился большой круговорот веществ. Ваня уничтожил куст. Куст- производитель. Исчезнет производитель - исчезнут потребители, которые потребляя органические вещества, являются источником жизни человека и других живых организмов, далее исчезнут разрушители, которые являются источником жизни для производителей. Превращение веществ должно идти по замкнутому кругу.

работают в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- О насекомых и бактериях.

(другие версии)

-Ответы учащихся

 

 

 

 

Учащиеся прикрепляют листочки к модели куста.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок по окружающему миру в 3-м классе "Почва – важнейшая часть экосистемы"

Разделы: Начальная школа

Тип урока: исследовательский.

Цель: Доказать, что почва является важнейшей частью экосистемы.

Образовательные задачи:

  • Исследовать состав почвы.
  • Выявить от чего зависит плодородие почвы.
  • Выяснить, кто обитает в почве и их роль.

Развивающие задачи:

  • развивать творческое мышление,
  • учить анализировать, сравнивать, обобщать,
  • способствовать развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи:

  • формировать эстетические, творческие, трудовые,
  • экологические качества личности,
  • коммуникативные отношения в коллективе.

Оборудование: диафильм о почве и жителях почвы, таблица 1 о почве и таблица 2 о животных, которые живут в почве.

Для опыта: горелка, почва, фильтр, стакан с водой, стекло с держателем.

У учащихся: почва, вода в стаканчике, фильтр, ложечка.

Ход урока

I. Организационный момент.

Начнем с добрых пожеланий друг другу. Дайте руку соседу.

«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра».

II. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний.

Мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля.

Но чтобы перейти к новой теме, повторим пройденный материал.

Что такое экосистема? (Единство живой и неживой природы, в которой сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.)

А какие профессии имеют живые организмы в экосистеме? (Производители, потребители, разрушители).

Какова роль производителей? (Снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом.)

Какова роль потребителей? (Возвращают растениям углекислый газ.)

Какова роль разрушителей? (Превращают умершие организмы в вещества необходимые растениям)

Могут ли разрушители напрямую передавать растениям минеральные вещества? (Нет)

Смотрим диафильм о росте растений. (Во время показа диафильма о том, как появляются растения из земли, учитель читает)

Есть на земле чудесная кладовая. Весной положишь мешок зерна, а осенью соберешь 20, весной положишь ведро картофеля в чудесной кладовой, оно превращается в 20 ведер.

Горстка семян делается большой грудой огурцов, редиса, моркови. Сказка или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы должно быть догадались?

Бьют меня ногами, Режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, А я с подарками опять.

У слова земля несколько значений. Одно из них почва.

Так какая тема урока? Почва – важнейшая часть экосистемы

А что такое почва? Верхний слой коры

Почему называют плодородный слой земли? Плодородный – сложное слово, из каких слов состоит? Плод+ род

В чем же заключается плодородие почвы? Наверно в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни

III. Совместное открытие знаний.

Для этого мы должны изучить состав почвы.

Сейчас мы превратимся в ученых-практиков, будем ставить опыты и делать выводы.

Во время опытов на доске появляются слова. Учащиеся вдвоем на парте делают опыты.

Опыт 1 (Учитель). Нагреть почву – стекло влажное.

Что есть в почве? Вода

Опыт 2 (Учитель и дети). Бросить комочек земли в воду. Что выделяется из почвы и поднимается вверх? Воздух.

Опыт 3. (Учитель и дети) Размешать ложечкой.

Что падает на дно? Песок.

А что медленно оседает? Глина.

А что плавает на поверхности воды? Остатки растений – органические вещества

Опыт 4 (Учитель). Бросить почву на огонь.

Что может гореть? Перегной (органические вещества)

Опыт 5 (Учитель и дети). Профильтруем воду.

Опыт 6 (Учитель) Капельку поместим на стекло и подержим над огнем.

Что осталось? Белый налет.

Что это? Соли.

Вывод: Это все объекты, какой природы? Неживой

Откуда они появились в почве?

  • Вода – дождь, снег.
  • Песок и глина – остатки горных пород.
  • Перегной – растительные и животные остатки отмерших растений.

Откуда соли?

Для этого заглянем в почву. Кипит здесь работа. Таблица 2

Какие живые существа обитают в ней?

И пища им нужна особая. Какая?

А кто же после них остатки съедает? Микробы

Это единственные организмы, которые превращают перегной в соли.

А соли как попадают в растения? Растворяются в воде.

Вывод: У доски составляем схему.

 

Корни растений всасывают воду, а в ней растворенные соли.

Но минеральных веществ в почве мало, откуда, же они берутся?

Перегной под воздействием микробов медленно превращается в соли.

Перегной как бы кормит растения.

От чего зависит плодородие почвы? От наличия перегноя. Таблица 1

Живые существа, которые живут в почве, тоже влияют на плодородие почвы. Как?

Диафильм о животных, которые живут в земле. Дождевые черви.

Вывод: Делают ходы. Перемешивают почву, измельчают остатки растений.

IV. Подведение итога урока.

Почему почва играет важнейшую роль в круговороте веществ экосистемы? Именно мусорщики превращают остатки умерших организмов в минеральные соли, необходимые для жизни растений.

Почва – одно из самых главных богатств страны, к ней надо относится бережно, поэтому ее необходимо беречь.

А как, вы узнаете сами из учебника и дополнительной литературы.

V. Домашнее задание

Стр. 43 № 4. Нарисовать плакат, призывающий людей бережно относить к почве.

21.06.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок окружающего мира в 3 классе "Растения- живые существа." (3 класс)

Урок окружающего мира.3 класс

Исследовательская работа.

Тема: «Растения – живые существа».

Цели урока:

1 Доказать, что растения – это живые существа; выяснить из каких частей состоит растение ; что необходимо растению для жизни;

2 формировать бережное отношение к растениям;

3 развивать наблюдательность;

4 воспитывать любовь к родной природе, краю.

Ход урока.

Орг. момент.

- Сейчас у нас урок окружающего мира. И поговорим мы с вами сегодня о растениях.(слайд 1) Я предлагаю вам закрыть глаза и попробуйте представить себе растения. Интересно, какие картины откроются перед вами?(дети закрывают глаза , звучит музыка)

-Чтобы вы хотели узнать о растениях?

- К сожалению, урок маленький и на все ваши вопросы мы не сможем ответить сразу, но на некоторые из них ответим. У меня на уроке будет помощник - вопросительный знак (? ) (слайд 2)

Стерегут вас загадки и тайны вокруг,

А ответ не даётся никак,

И волнуется рядом ваш искренний друг,

Ваш – слуга вопросительный знак.

В неизвестное путь не пугает меня,

Тот мне друг, кто в работу запряг,

И клянусь, не найти вам вернее коня,

Чем ваш друг вопросительный знак.

Я с ленивым незнайкой без дела грущу,

С почемучкой – волшебник и маг:

Я ответ хоть на дне, хоть в огне отыщу –

Вот таков вопросительный знак!

А когда вместе с вами я к цели пробьюсь,

И ответ нам блеснёт, как маяк,-

Я от радости вмиг

Разогнусь,

Распрямлюсь-

Превращусь

В восклицательный знак!

(слайд 3)

И нам предстоит помочь «?» знаку распрямиться и превратиться в знак утверждения, восклицательный знак «!», т.е. На уроке мы докажем с вами, что растения – это живые существа, выясним из каких частей состоит растение, что нужно растению для жизни.

Я желаю вам урок провести с пользой, интересом, а для этого нужно стараться не ошибаться , высказываться , думать ,делать выводы.(слайд 4)

Исследовательская работа.

-Как вы думаете, растения – живые ?(ответы)

1- Докажем, что растения – это живые существа. Мы с вами заранее готовились к уроку. Посадили семена гороха. Что с ними произошло? (Уч –ся рассматривают проросшие семена и обсуждают в группах)

Вывод: (слайд 5)растение

растёт

изменяется

размножается

дышит

питается

умирает

(Все выводы сопровождаются исследовательской работой)

Работа по учебнику (с.59-60)

Экологическая проблема

- Почему растения называют лёгкими Земли?

-Перечислите все признаки растений, что они действительно являются живыми организмами (существами)

2 Вы задавали вопрос: «Из чего состоит растение?»

-Я сейчас вам раздам гербарий. Ваша задача – выяснить, из каких частей состоит растение?

(Обратить внимание на правила работы с гербарием)(слайд 6)

Даю вам 1 минуту.

Первая группа работала с растением «пастушья сумка», вторая группа – с одуванчиком, третья- с горошком, четвёртая – с ландышем.

Какие части вы увидели? (дети показывают части растений на рисунке, появляются карточки с названием частей)

Корень

Стебель

Лист

Цветок

Плод с семенами

- Какая часть главная? (Все главные)

Каждая часть или орган выполняет свою работу: корень – впитывает воду и минеральные вещества из почвы…

Вывод. Растения бывают большие и маленькие, с разнообразными корнями, листьями, цветками. Давайте рассмотрим листья. (слайд) Каким деревьям принадлежат эти листья?

Сравните эти листья.

У большинства растений лист имеет листовую пластинку, обычно плоской формы, и черешок ,которым он прикреплён к стеблю.

Вывод. У листа может быть одна пластинка. Такой лист называют простым. Это листья дуба, клёна, сирени и многих других растений. А если на черешке располагаются несколько листовых пластинок, то это сложный лист. Сложные листья – у шиповника, гороха, акации и других растений.

Физминутка(слайды)

Если увидели сложный лист - хлопаете много раз, если простой - один хлопок.

Итог. Теперь вы будете наблюдать и знать, что листья бывают разные и по форме и по цвету.

Игра «Корзина». Региональный компонент.

- Как вы думаете, что у меня в корзине? Это связано с нашей темой.( ответы детей)

Всё, что находится в этой корзине собрано с наших грядок, огородов. Наша Донская Земля богата овощами, фруктами.( Показываю морковь ,свёклу,

картофель)

-К какой части р. относится?

(знакомлю с новым понятием корнеплод)

- Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что тут ещё.

Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь- гладко,

А откусишь - сладко.(яблоко)

***

Жарким летом в самом деле

На кустах шары созрели.

Красные, мясистые,

Сочные и кислые.(помидоры)

***

Рослые ребятки

Улеглись на грядке.

Все ребятки молодцы

И зовутся ( огурцы).

-К какой части р. относятся?

(учитель разрезает яблоко и показывает семена)

-Что это? (Учитель показывает укроп, петрушку, капусту)

- Какие части растений мы употребляем в пищу? Приведите примеры.

Переходим к самому интересному и главному: Что растению необходимо для жизни? Исследуем это.

- Мы с вами проращивали семена гороха в двух баночках. Расскажите о своих результатах.(ответы уч-ся)

- Что повлияло на то, что семена начали прорастать? (вода, тепло)

-Откуда в природе получают воду и тепло? (солнце, дождь)

- Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться? (нет)

-Почему?

- Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда его нужно поставить?

-Почему? (Растению нужен свет, воздух.)

-Что же необходимо для жизни растений? (Вода ,тепло , свет , почва )

Итог.

-Как ответили на главный вопрос урока? (ответы уч–ся) Теперь мы точно знаем и даже можем доказать, что Растения – это живые существа!, имеющие органы; рассмотрели необходимые для жизни компоненты.(слайд)

Я благодарю за работу на уроке…

У вас лежат на столе цветочки, они помогут оценить вашу работу на уроке.

(на лепестках написано: доволен работой, не доволен работой, испытывал трудности)

Домашнее задание:( 3 уровня)

1 уровень-работа по учебнику с.59-67

2 уровень- работа по учебнику + подобрать загадки о растениях

3 уровень- 1 уровень +2 уровень +придумать кроссворд о растениях

infourok.ru

Урок по окружающему миру Живые участники круговорота веществ (3 класс)

Урок окружающего мира в 3 классе, О. С. «Школа 2100».

Тема: Живые участники круговорота веществ.

Цель: познакомить с ролью и значением живых организмов на земле.

Оборудование: экран, проектор, презентация урока, магнитофон, горшочек с зелёными ростками,у детей на партах чашечки с пророщеннымифасолинками.

Актуализация знаний (слайд №1).

- Какую тему изучали на прошлом уроке?(«Большой круговорот веществ»).(слайд № 2)

- Задайте вопросы по теме предыдущего урока.(4 чел. выходят к доске. Они «журналисты». Все остальные дети – «учёные», которые отвечают на вопросы журналистов).Что такое круговорот веществ?Как в природе душный воздух превращается в чистый?Как грязная вода превращается в чистую ?Как отходы в природе превращаются в пищу?

- Назовите три «профессии» живых организмов, которые поддерживают круговорот веществ.(слайд №3 «Кормильцы», «Едоки», «Мусорщики») Постановка проблемы.

- Одной лаборатории было дано задание: заселить жизнь на планетах. Итак, в космосе было найдено три планеты.На каждую планету поселили представителей разных «профессий» (по 2 «профессии» на каждой планете). ( слайд№4)

- Будет ли продолжаться жизнь на планетах?(Нет, т.к. на каждой планете не хватает представителей одной «профессии»).

- Давайте спасём планеты, поселив представителей техпрофессий, которых не достаёт. (слайд № 5)

- Какая же тема нашего урока?

( слайд №6) «Живые участники круговорота веществ».

- Но ведь вы уже многое знаете о живых существах круговорота веществ. А что же будем изучать сегодня? Ваши предположения.(Как живые существа связаны друг с другом).

Совместное открытие знаний.

- Рассмотрим каждую «профессию» живых организмовотдельно. (Слайд №7 «Кормильцы»).

- Какие вещества поглощают «кормильцы»?(Углекислый газ, минеральные вещества, воду)

- Какие вещества создают, производят?(Кислород, органические вещества).

- Подумайте, как «кормильцев» можно назвать по-другому, если они производят новые вещества?(Производители).Появляется запись: производят производители (слайд №8)

Слайд № 9 Поглощают: Производят:Вода КислородУглекислый газ производители Органические Мин. вещества вещества

- Обратите внимание: производители поглощают минеральныевещества, а создают органические вещества. Это великая мудрость природы. Только растения могут из неживого вещества создавать живое.

· Работа с учебником.

- Прочитайте на с.24 о роли производителей и найдите, какназывается процесс получения органических веществ из минеральных.(Фотосинтез) (слайд №10)

- Какое условие должно быть выполнено, чтобы этот процесс произошёл?(Должен быть свет).

- Прочитаем в учебнике на с.80 определение фотосинтеза из толкового словаря.

Практическая работа

Учитель показывает зелёные росточки, выращенные ученицей класса.- Как вы думаете: где растение берёт силы, чтобы пробитьсясквозь толщу земли?(Росток пробивается благодаря энергии солнца, накопленной в семени).

- Рассмотрите пророщенную фасолинку. Найдите корни. Разломите фасолинку и найдите мален

weburok.com

Поглощение минеральных веществ корнями растений

Корень зеленого растения имеет свое характерное строение. Верхняя, наиболее старая, его часть покрыта слоем пробковой ткани и не участвует в питании растений, нижняя, молодая, - оболочками, легко проницаемыми для воды и солей. Растущий корень имеет 4 зоны.

Самой молодой растущей частью корня является его кончик, покрытый снаружи защитным корневым чехликом (рис. 1). Корневой чехлик предохраняет нежные делящиеся клетки корневой меристемы от разрушения, способствует росту корня и проникновению его в глубь почвы. Клетки корневого чехлика содержат крахмальные зерна, которые редко используются растением для питания. Наружные клетки чехлика систематически стираются при росте корня и гибнут, образуя большое количество слизи, которая облегчает продвижение корня в почве. Внутри чехлика все время нарастают новые клетки, поэтому объем его не изменяется.

Рис. 1. Продольный разрез кончика корня пшеницы

1 - зона всасывания с корневыми волосками; 2 - зона роста; 3 - зона делящихся клеток; 4 - корневой чехлик

Непосредственно под корневым чехликом находится конус нарастания корня. Эта часть корня называется зоной делящихся клеток и по длине занимает всего несколько миллиметров. Выше зоны делящихся клеток находится зона роста, которая также составляет несколько миллиметров.

Над зоной роста (на участке длиной от 5 до 20 мм) расположена зона всасывания (или поглощения). Поверхность корня в этой зоне густо покрыта корневыми волосками - выростами клеток. Они служат для всасывания из почвы воды и минеральных солей; размеры их малы, и они различимы только с помощью оптического увеличения. Оболочки волосков пронизаны обычно тяжами протоплазмы, благодаря чему осуществляется непосредственный контакт внутреннего содержимого клеток с почвой. Корень непрерывно растет и образует все новые волоски, старые же быстро отмирают. Интересно отметить, что каждый корневой волосок живет не более 15-20 сут. Корневых волосков вырастает очень много, например на 1 мм2 поверхности корня кукурузы до 425, гороха - 230. Подсчитано также, что общая площадь поверхности всех корней вместе с корневыми волосками одного хорошо развитого куста озимой ржи может достигать 237 м2, что в 130 раз превосходит площадь надземной части этого растения. Общая длина всех корней одного отдельно растущего растения ржи составляет в среднем около 80 км, причем самые длинные корни уходят в почву на глубину до 1,6 м. При выкопке растения мы не обнаруживаем такого количества корней, так как при отделении земли значительная часть тончайших корешков обрывается.

Выше зоны всасывания расположена зона проведения, или зона боковых корней. На этом участке извлеченная корневыми волосками из почвы вода с минеральными солями передвигается от корня вверх по стеблю к листьям.

С первых дней жизни молодого растения корни всходов проникают на значительную глубину. Например, у клевера лугового на 30-35 см, у озимой ржи и пшеницы - 30-40 см, у овса и люпина желтого - 60-80 см, у люцерны посевной - 90-100 см. Корни взрослых растений проникают на большую глубину. Из культивируемых в Нечерноземной зоне растений наибольшую глубину проникновения корней имеют люпин многолистный (до 2,5-3 м) и люцерна посевная (до 69 м).

Корни сосны и дуба в поисках подземных вод углубляются в почве до 20-30 м и более. Глубина проникновения корневых систем растений в почву в значительной степени зависит от условий их местообитания.

Если принять во внимание, что корень обладает способностью к быстрому росту, становится очевидным, что растение не "сидит" неподвижно на одном месте. Его корни постоянно перемещаются, как бы "ощупывая" почву, проникая во все новые ее участки. Кроме хорошо развитой поглощающей поверхности корни имеют еще ряд механизмов, помогающих им "искать" пищу и воду. Слишком высокая (токсичная) концентрация почвенного раствора угнетает рост корней.

Корни не только способны находить в почве пищу, но и могут, если необходимо, превратить ее в более удобную для усвоения форму. Выделяемые ими угольная и органические кислоты способствуют использованию труднорастворимых фосфатов и других солей. Установлено также, что корни выделяют в наружную среду разнообразные ферменты. Предварительное ферментативное расщепление органических веществ помогает дальнейшему усвоению их растениями. Так, например, благодаря выделению корнями фермента фосфатазы они способны более эффективно усваивать фосфорорганические соединения, отщепляя от них минеральную форму - фосфорную кислоту.

Растения способны поглощать все элементы, встречающиеся в земной коре. Количественное соотношение поступающих в корни минеральных элементов зависит от содержания их в почве, от ее влажности и температуры и, конечно, от самого вида растений. Так, например, в одинаковых условиях корни гороха поглощают калия в 3 раза больше, чем натрия, а корни пшеницы - в 20 раз больше! Известны некоторые растения, накапливающие большое количество лития, кобальта, золота и других элементов. Растения хвоща полевого и лугового, различных видов осок и луговика дернистого (щучки) содержат много кремниевой кислоты, благодаря чему употребляются в сельской местности для чистки металлической посуды и полировки дерева.

Механизм поглощения минеральных веществ корнями растений очень важен для физиологии и в то же время весьма сложен. В клетках корня, как и в клетках зеленого листа, протекают сложные реакции.

Пища, которую доставляют корни в надземные органы растений, содержит и свободные минеральные элементы, и готовые органические вещества в виде белков, аминокислот, фосфорорганических соединений, соединений серы и железа, алкалоидов и др. Среди этих веществ есть и такие, которые создаются только в корнях и не образуются в листьях, поэтому работа листьев зависит и от состава тех веществ, которые они получают из корней. От содержания минеральных веществ в растении зависит состав протоплазмы и ее свойства, что в свою очередь определяет характер и интенсивность многих биохимических и физиологических процессов, протекающих в течение всего вегетационного периода в надземных органах.

Большую и очень ответственную работу выполняют корни по обеспечению растения водой, которая прежде всего необходима ему как составная часть организма. Зеленая масса растения содержит 80% воды и более. Вода пропитывает клеточные оболочки растения, заполняет вакуоли, придает протоплазме жидкое подвижное состояние, создает внутри клеток среду, которая наиболее благоприятна для жизненных процессов. Если растение теряет много воды, оно погибает. Только сине-зеленые водоросли, мхи, лишайники и некоторые другие растения могут высыхать и вновь оживать после обильных дождей. Вода необходима растениям и для построения органического вещества. Однако основная масса воды расходуется растением на транспирацию. Одно растение подсолнечника или кукурузы испаряет в среднем за вегетационный период 200-250 кг воды. С 1 га многолетнего злакового травостоя, дающего за сезон 8-10 т сена, должно испариться 5-6 тыс. т воды.

Испаряющаяся вода компенсируется новым ее поступлением из почвы, что надежно обеспечивает поддержание постоянной оптимальной температуры растения и не допускает перегрев и высыхание его листьев в жаркую погоду. Растение испаряет воду через устьица и частично через покрывающую лист кутикулу. У теневыносливых растений со слаборазвитой кутикулой внеустьичная транспирация может достигать 30% общего количества испаряемой ими воды, а у растений жаркого климата - не более 3%. Молодые листья, еще не имеющие вполне развитой кутикулы, только около половины общего количества расходуемой ими воды испаряют через устьица, а другую половину - через остальную поверхность листа.



biofile.ru

Функции растений Питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ

Функции растений Питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ - страница №1/1

Функции растений Питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. 1) Обмен веществ в растении

Растения не поглощают готовые органические вещества из окружающей среды (как, например, животные или грибы), а образуют (синтезируют) их на свету из углекислого газа и воды. В этом процессе выделяется кислород. Растения синтезируют, главным образом, углеводы: сначала глюкозу, а из неё - крахмал. В дальнейшем из углеводов и минеральных веществ синтезируются белки и жиры.

Вода и минеральные вещества поступают в растение через корень, поглощение углекислого газа и выделение кислорода происходит через устьица. 2) Поглощение корнем воды и минеральных веществ из почвы Поглощение воды и минеральных веществ из почвы происходит через корневые волоски в зоне всасывания корня. Вопрос: почему наличие корневых волосков увеличивает интенсивность всасывания? Ответ: корневые волоски увеличивают площадь поверхности зоны всасывания корня. Строение корня растения 1-го года жизни:

1 - камбий корня,

2 - ситовидные трубки луба корня,

3 - сосуды древесины корня,

4 - корневой чехлик,

5 - зона деления корня,

6 - корневые волоски Вопрос: где располагается камбий корня в 1-й год жизни растения? Ответ: между ситовидными трубками будущего луба и сосудами будущей древесины (то есть там же, где и у многолетнего стебля). Вопрос: какая проводящая ткань участвует в проведении воды и минеральных веществ? Ответ: сосуды древесины корня. Из минеральных веществ наибольшее значение для растения имеют соединения азота, калия и фосфора. Вопрос: какие 3 основных вида минеральных удобрений вы можете назвать? Ответ: азотные, фосфорные и калийные. 3) Проведение воды и минеральных веществ по стеблю Опыты, доказывающие передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Слева: несмотря на отсутствие коры и луба, вода продолжает поступать в листья (они не увядают). Поступать она может только по сосудам древесины, так как ситовидные трубки луба удалены, а иных проводящих тканей в растении нет. Справа: краситель, растворённый в воде через несколько дней обнаруживается в листьях. Поперечный срез стебля растения после нескольких дней содержания в банке с подкрашенной водой. Заметно накопление красителя в древесине. 4) Корневое давление Перемещает воду с растворёнными в ней минеральными веществами из корня в стебель и далее в листья.

Опыт, доказывающий наличие корневого давления. На пенёк, оставшийся после срезания растения надета прозрачная трубка. Через несколько дней в ней появляется вода. Следовательно именно корень (все другие органы растения удалены) создал давление, благодаря которому вода поднялась вверх по стеблю. "Берёзовый сок" - пример работы корневого давления Все древесные растения на зиму как бы "засахариваются" - накапливают в своих тканях углеводы. Веточка дерева зимой, если ее пожевать, имеет сладковатый вкус. Эти углеводы являются запасами и препятствуют замерзанию воды внутри растения. Весной корни начинают подавать к кроне дерева воду. Но листья еще не распустились и не могут эту воду испарять - она накапливается в тканях растения, растворяя заодно содержащиеся в них сладкие углеводы. Чем больший путь совершит вода по стволу, тем более сладким окажется сок. Поэтому сок, собранный ближе к кроне, слаще, чем вытекающий из нижней части ствола. С появлением на дереве листьев выделение сока прекращается: "всасывающая" сила кроны становится сильнее корневого давления. Избытка воды уже нет, вся она идет в дело - на обеспечение фотосинтеза. Вопрос: из какой части ствола (коры, луба, камбия, древесины, сердцевины) нужно добывать берёзовый сок? Ответ: из древесины Берёзовый сок содержит всего 1,5-2 % сахара, но много микроэлементов и витаминов

Берёзовый сок

Промышленная заготовка берёзового сока.

Образование в листьях органических веществ 1) Фотосинтез Происходит от греческих слов "фотос" - свет и "синтез" - соединение. Фотосинтез - использование энергии солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических. Вопрос: какие неорганические вещества необходимы растениям для фотосинтеза? Ответ: углекислый газ и вода. Вопрос: какие органические вещества образуются в результате фотосинтеза? Ответ: углеводы (глюкоза, крахмал) Вопрос: какое неорганическое вещество образуется в результате фотосинтеза? Ответ: кислород.

Русский учёный Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920)

внёс большой вклад в изучение фотосинтеза. Скорость фотосинтеза зависит от температуры и наличия воды, содержания углекислого газа в атмосфере и меняется в течение дня. Она достигает максимума в 9-10 часов утра, затем снижается и снова немного возрастает в 17-18 часов. 2) Доказательство образования крахмала в листьях на свету. Два одинаковых растения помещаются на 3-4 дня в темноту. За эти дни весь запас крахмала в листьях будет израсходован. Одно растение остаётся в темноте, а второе выставляется на свет на 1-2 суток. Потом с каждого растения срезается лист и погружается сначала на 2-3 мин в кипяток, а затем в горячий спирт. В кипяток для того, чтобы разрушились клетки и открылся доступ к зёрнам крахмала. В спирт для обесцвечивания, чтобы изменение окраски крахмала было заметнее.

Лист промывается в воде и помещается в раствор йода. Крахмал при воздействии йода окрашивается в синий цвет.

Лист растения находившегося в темноте лишь слегка пожелтел от йода. Лист растения, находившегося на свету приобрёл синюю окраску от воздействия йода на крахмал.

Вывод: крахмал образуется в листьях на свету. 3) Доказательство поглощения углекислого газа листьями.

Берём 2 одинаковых растения и выдерживаем их 3-4 дня в темноте.

Вопрос: что произойдёт в растении в течение этих дней? Ответ: весь запасённый в листьях крахмал будет израсходован на питание растения.

Затем помещаем растения под стеклянные колпаки. Под один колпак ставим щёлочь, под другой - раствор соды. Щёлочь поглощает из воздуха углекислый газ, а раствор соды выделяет его.

Через сутки срезаем по листу с каждого растения и обрабатываем их кипятком, горячим спиртом и йодом, как в первом опыте.

Вопрос: как определяется наличие крахмала? Ответ: крахмал приобретает синий цвет при воздействии раствора йода. Вопрос: в каком растении образовался крахмал и почему? Ответ: в том, которое было рядом с содой, так как раствор соды выделяет углекислый газ. Вопрос: почему крахмал не образовался в растении, которое было рядом с щёлочью? Ответ: щёлочь поглотила углекислый газ из воздуха под колпаком и крахмалу не из чего было образоваться. Вывод: растения на свету поглощают углекислый газ. Вопрос: в каких органоидах клетки образуется крахмал? Ответ: в хлоропластах. 4) Доказательство выделения кислорода листьями на свету. Для эксперимента берём (слева направо):

а) источник света (лампу),

б) банку с водой,

в) пробирку с водным растением элодея,

г) линейку для измерения расстояния от растения до лампы,

д) пищевую соду (добавляем щепотку в банку с водой)

Вопрос: зачем в банку с водой добавляем соду? Ответ: раствор соды выделяет углекислый газ, необходимый растению для фотосинтеза Смотрим видео, как проходит эксперимент. По-английски, но всё понятно :)

http://www.lnip-bg.ru/lnip-bg/Lections7Bio/OxygenElodea.mp4 Вопрос: каким образом в опыте определялась скорость фотосинтеза? Ответ: по количеству пузырьков кислорода, выделявшегося элодеей на свету. Вопрос: от чего и как зависела частота выделения пузырьков кислорода? Ответ: от расстояния до источника света, чем дальше - тем реже выделялись пузырьки. Вопрос: какой можно сделать вывод из этого эксперимента? Ответ: выделение растением кислорода зависит от освещённости, что и требовалось доказать. Докажем, что выделяемый элодеей на свету газ действительно является кислородом. Для этого соберём побольше газа в пробирку и внесём в неё тлеющую лучину. Лучина ярко вспыхивает и горит, следовательно в пробирке содержался кислород, что и требовалось доказать.

Слева направо: пробирка с собранным кислородом, горящая лучина, тлеющая лучина.

Смотрим видео горение лучины в кислороде:

http://www.lnip-bg.ru/lnip-bg/Lections7Bio/O2burning.mp4 Значение кислорода, выделяемого растениями Кислород используется для дыхания всеми живыми организмами, он участвует в выветривании горных пород, образовании почв и других природных процессах. Также кислород необходим для работы множества устройств, созданных человеком. Атмосфера Земли содержит 21% кислорода и практически весь он выделен зелёными растениями в процессе фотосинтеза. Но не всё так просто!

Шишкин И.И. "Бурелом"

Согласно закону сохранения вещества и энергии, количество кислорода, выделенного растением в течение жизни равно количеству кислорода, затраченному на полное разложение этого растения после его гибели. Таким образом, сколько кислорода лес выделяет, столько же и тратит. Позже мы вернёмся к обсуждению этой проблемы. Проведение органических веществ по стеблю Вопрос: какие ткани участвуют в этом процессе и где они расположены? Ответ: ситовидные трубки луба Эксперименты, доказывающие этот процесс ставит сама природа.

Слева: Несколько лет назад к сосенке привязали верёвочку, сосенка росла, становилась толще и верёвочка стала сжимать разросшийся ствол. Когда верёвочка сдавила луб, органические вещества стали накапливаться сверху от места сдавливания и на стволе возник нарост.

Справа: Ель, проросшая сквозь пробитую каску времён Второй Мировой войны. Сверху от каски такой же нарост. Дыхание растений Дыхание - окисление органических веществ в клетках с целью получения ими энергии. Глюкоза + кислород -> углекислый газ + вода Таким образом, дыхание - это процесс, противоположный фотосинтезу, хотя при дыхании поглощается меньше кислорода, чем выделяется при фотосинтезе. Вопрос: на что расходуется остальной кислород, выделяемый растением в течение жизни? Ответ: на разложение органов растения после его смерти. Дыхание, в отличие от фотосинтеза, происходит и на свету и в темноте. Днём растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ через устьица. Вопрос: когда устьица могут быть закрыты и для чего? Ответ: в жаркий полдень, чтобы не терять много воды на испарение. Кроме того, устьица обычно закрыты и ночью. Вопрос: почему устьица обычно закрыты ночью? Ответ: ночью не происходит фотосинтез и не нужно охлаждаться Вопрос: где в растении может находиться запас кислорода для дыхания в жаркий полдень или ночью? Ответ: в межклетниках. Доказательство выделения углекислого газа Ставим растение в темноту, рядом ставим стакан с "известковой водой". Гидроксид кальция, содержащийся в "известковой воде" вступает в реакцию с углекислым газом, образуя нерастворимый карбонат кальция (известняк), от чего раствор становится мутным. Помутнение раствора доказывает наличие углекислого газа. Дыхание различных органов растения. Дышат все органы растения: аналогичный эксперимент можно провести с корнеплодами, семенами и т.п. Вопрос: зачем в банку с семенами нужно класть влажную ткань? Ответ: для того, чтобы семена начали прорастать (у"спящих", сухих семян дыхание идёт намного медленнее) Вопрос: почему не будет выделяться углекислый газ, если просто погрузить семена в воду? Ответ: для дыхания нужен кислород, который семя получает из атмосферы через особое отверстие - семявход. Применение знаний о дыхании растений. Вопрос: почему почву надо рыхлить? Ответ: для увеличения количества воздуха в почве и улучшения дыхания корней.

Обработка почвы плугом-рыхлителем

Вопрос: почему растения плохо растут в заболоченных местах (как надо поливать растения)? Ответ: вода препятствует проникновению в почву воздуха, корни растений загнивают.

На болоте у молодых деревьев корни находятся у поверхности и получают достаточно кислорода. У сосен постарше корни прорастают более глубоко, попадают в воду, загнивают и дерево погибает.

Вопрос: каковы должны быть условия хранения семян? Ответ: сухие. При чрезмерной влажности семена в хранилищах начинают прорастать. При этом они нагреваются. Кроме того, при недостатке кислорода они загнивают и выделяют горючие газы. Может случиться пожар и даже взрыв.

Пожар на зерновом элеваторе в США

Вопрос: что может препятствовать дыханию растений в городах, особенно в летнее время? Ответ: пыль, засоряющая устьица. Испарение воды листьями Растения испаряют много воды:

дуб средней величины - 50 л/сутки,

берёза - 60 л/сутки,

подсолнечник, капуста - 1 л/сутки

При этом растения испаряют примерно 95% той воды, которую они всасывают из почвы. Вопрос: куда деваются ещё 5% воды? Ответ: используются в фотосинтезе. Вопрос: какое значение имеет испарения воды для растения? Ответ:

а) охлаждение растения

б) образование всасывающей силы листьев (освобождение места для продвижения воды и минеральных веществ с помощью корневого давления и капиллярных процессов в стебле) Вопрос: как происходит испарение воды через устьица? Ответ: вода из клеток переходит межклетники в виде водяного пара, затем пар выходит через устьичные щели наружу. Условия, влияющие на испарение а) температура,

б) освещённость,

в) влажность почвы и воздуха,

г) скорость ветра.

Вопрос: какова зависимость испарения от перечисленных факторов? Ответ: прямо пропорциональная, "чем выше значение фактора - тем больше испарение", за исключением влажности воздуха. Доказательство испарения воды В солнечный день берём прозрачный пакет, надеваем его на достаточное количество листьев, закрепляем у остнования скотчем. Через полчаса наблюдаем запотевание пакета изнутри, а через сутки в пакете будет полкружки воды. Вопрос: какие части деревьев лучше подходят для просушивания различных предметов? Ответ: ветви без листьев Приспособления растений для уменьшения испарения а) видоизменение листьев в колючки, передача функции фотосинтеза стеблю.

Кактусы Чолла в пустыне в Калифорнии (США)

Вопрос: почему видоизменение листьев в колючки и передача функции фотосинтеза стеблю уменьшает испарение воды растением? Ответ: на стебле гораздо меньше устьиц. б) уменьшение площади поверхности листьев.

Дерево Джошуа в пустыне в Калифорнии (США) имеет очень узкие листья, похожие на иголки.

в) сброс части листьев перед сухим периодом г) опушённость органов растения

Эдельвейс растёт в горах, среди камней, которые летом очень сильно нагреваются на солнце, а зимой сильно остывают. Многочисленные волоски на поверхности эдельвейса уменьшают испарение во время летней жары и служат для теплоизоляции во время холодов.

д) восковой слой на поверхности листьев

Листопад Массовое сбрасывание растением листьев перед наступлением неблагоприятных условий (холодного сезона в умеренном поясе или сухого - в тропическом) Изменение окраски листьев Перед наступлением неблагоприятных условий листья изменяют цвет, так как:

а) часть хлоропластов превращается в хромопласты,

б) по мере снижения скорости фотосинтеза хлорофилл постепенно разрушается,

в) в хромопластах и вакуолях накапливаются пигменты (красители) других цветов

Причины листопада а) отсутствие листьев уменьшает испарение воды, когда её поступление из почвы прекращается (в сухой сезон, когда воды в почве мало или в холодный сезон, когда вода в почве замерзает),

б) в листьях накапливаются продукты выделения, и растение от них избавляется,

в) зимой на листьях накапливалось бы много снега, что привело бы к поломке ветвей и стебля,

г) зимой фотосинтез уменьшается, листья не нужны

Преждевременные снегопады могут привести к тому, что ветви и стволы не выдержат массы снега.

Даже если ветви и ствол не ломаются, они изгибаются под весом снега, остаются в таком положении надолго и, в дальнейшем, уже выпрямиться не могут.

Искривившиеся под тяжестью снега стволы берёз (розовые стрелки), даже под "сугробом" (голубая стрелка) находится искривлённая берёза.

В Скандинавских странах (на севере Европы), где выпадает большое количество снега очень много таких "полукруглых" деревьев. Процесс листопада В основании листа образуются 2 слоя клеток: пробковый и отделительный. Пробковый слой будет защищать листовой рубец после опадения листа. Отделительный слой образован паренхимой, его клетки выделяют слизь, становятся рыхлыми и отрываются от стебля. Продолжительность жизни листьев От нескольких месяцев до нескольких лет. Дольше всего у хвойных: у сосны 3-4 года, у ели европейской 7-8 лет. Рекордсменом является ель Шренка - до 30 лет.

Ель Шренка встречается в Центральной Азии, в горах Тянь-Шаня (иногда её называют тянь-шанская ель) Деревья до 60 м высоты, крона намного уже, чем у европейской ели.

По срокам жизни листьев многолетние растения подразделяются на листопадные и вечнозелёные. Листопадные растения удерживают листья менее 1 года и сбрасывают их все в одно время. Вечнозелёные растения постоянно имеют листья, которые живут более 1 года и сбрасываются поодиночке (по мере их старения). У некоторых растений не только листья, но и все органы живут всего несколько недель среди них выделяют эфемеров и эфемероидов. Обитают в пустынях и полупустынях, где короткие влажные сезоны (весной или осенью), в лесах умеренного пояса, быстро развиваясь ранней весной, когда в лесу много света (нет листвы), уже тепло и ещё много влаги (от растаявшего снега) Эфемеры - быстро развивающиеся однолетние растения.

Цистанта - эфемер пустыни Атакама (Ю.Америка), зацветает после дождя, который в Атакаме бывает раз в несколько лет.

Эфемероиды - быстро развивающиеся многолетние растения, у которых отмирает только надземная часть.

Подснежник - эфемероид европейских лесов. Цветёт в марте-апреле, в мае надземная часть отмирает, под землёй остаётся луковица.

Рост и развитие растений. Деление клеток Рост - количественные изменения в организме (например увеличение длины или массы) Развитие - качественные изменения в организме (например появление новых органов или новых свойств и функций) Вопрос: изменение окраски плодов при их созревании является процессом роста или развития? Ответ: развитие, появляется новый признак, новые пигменты, хлоропласты превращаются в хромопласты и пр. Вопрос: прорастание семени является ростом или развитием? Ответ: развитием, из зародыша семени образуются органы растения Вопрос: ветвление корня является ростом или развитием? Ответ: развитием, у корня появляются новые органы (боковые корни) и новые свойства (разветвлённость) Вопрос: увеличение площади поверхности всасывания корневой системы при её ветвлении является ростом или развитием? Ответ: ростом, изменяется количественный признак (площадь поверхности) Вопрос: какая ткань растения обеспечивает его рост в длину и в толщину? Ответ: верхушечная образовательная и боковая образовательная. У некоторых растений (например у злаков) происходит рост междоузлий за счёт деления клеток вставочной образовательной ткани. Таким образом, рост стебля может быть верхушечным и вставочным.

Стебель злака

Во время развития растений одинаковые клетки образовательной ткани преобразуются в разнообразные клетки прочих тканей. Этот процесс называется дифференциацией клеток (англ. to differ - различаться) Процессы роста и развития происходят одновременно, но в зависимости от условий обитания рост может опережать развитие и наоборот.

У растения фасоли, изображённого слева рост опережает развитие.

Деление клетки 1 - Наследственная информация в клетке хранится в молекулах ДНК. Перед каждым делением ДНК удваивается (копируется)

2 - Молекулы ДНК скручиваются и уплотняются, чтобы избежать повреждений во время деления.

3 - Плотно упакованные молекулы ДНК образуют вытянутые тельца - хромосомы. Так как хромосомы образуются из удвоившихся молекул ДНК, то они и располагаются парами. В это же время оболочка ядра распадается на отдельные участки.

4 - Пары хромосом располагаются в одной плоскости.

5-6 - Хромосомы расходятся (по одной из каждой пары) к противоположным сторонам (полюсам) клетки.

7 - Разделившиеся хромосомы образуют две группы, вокруг каждой снова образуется оболочка ядра.

8 - Хромосомы распадаются, молекулы ДНК раскручиваются. Между ядрами образуются оболочки клеток и клеточные стенки. Анимация процессов 1-8:

http://www.lnip-bg.ru/lnip-bg/Lections7Bio/MithosisAnimation.mp4 Видео процессов 1-8 в клетке фиалки под сканирующим электронным микроскопом:

http://www.lnip-bg.ru/lnip-bg/Lections7Bio/MithosisViola.mp4 Дифференциация клеток Клетки образовательной ткани одинаковые. После деления клетки растут, а затем дифференцируются, то есть начинают различаться по строению и по функциям.

Дифференциация клеток в клеточной культуре растения табака.

Клеточная культура это группа клеток, полученных в лабораторных условиях, путём деления единственной клетки. Так можно клонировать растения (получать их точные копии) Клеточная инженерия - это конструирование новых клеток путём выращивания и клонирования клеток на специальных растворах, объединения клеток, пересадки клеточных ядер, микрохирургических операций по «разборке» и «сборке» жизнеспособных клеток из отдельных частей. Таким образом можно создать клетку с заданными, нужными свойствами. Такую вновь созданную клетку выращивают в специальном растворе и размножают, получая клеточную культуру. Сначала все клетки клеточной культуры одинаковы (рис.1). Воздействуя на них особыми биологически активными веществами можно вызвать дифференциацию клеток (рис. 2-4). Тогда из клеточной культуры развиваются различные ткани и органы растения. Затем растение укореняют в почве и оно нормально растёт и развивается (рис 5).

shikardos.ru

Экосистема — совместное «хозяйство». Круговорот веществ



• Чего не учёл Антошка? Можно ли поселить нужные для человека организмы где угодно?

Антошка не учел, что каждый организм чувствует себя как дома далеко не везде (нельзя поселить где угодно). Полезными или вредными организмы бывают лишь для человека. В природе все живые организмы очень важны.

ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

• Что такое круговорот веществ? Почему он так важен? (3-й класс)

Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом, называется круговоротом веществ.

Если бы не было круговорота веществ, тогда бы запас любого элемента на Земле быстро иссяк, и жизнь прекратилась.

• Какова роль производителей, потребителей и разрушителей в круговороте веществ в природе? (3-й класс)

Благодаря живым организмам превращения веществ идёт бесконечно по замкнутому кругу. Производители снабжают обитателей Земли пищей и кислородом. Потребители возвращают растениям углекислый газ. Разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые и доступные растениям. Так поддерживается жизнь на Земли, так поддерживается порядок.

• Что такое экосистема? (3-й класс)

Каждый живой организм в природе встречается только там, где находит все условия для жизни: тепло, свет, защиту от врагов, пищу и воду. Это его место обитания.

Растения и животные не только приспосабливаются к месту обитания, но и к друг другу. Они не могут существовать друг без друга. Таким образом, образуются природные сообщества. СОО — вместе и ОБЩЕСТВО. Примерами сообществ могут служить лес, пустыня и даже старый пень, в котором живут свои жители.

Все природные сообщества, то есть совместно обитающие организмы и участок земли, где они чувствуют себя как дома, вместе образуют экологическую систему, или просто экосистему.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

• Рассмотрите рисунок 2.1. Объясните друг другу, где обитают растения, грибы и животные. Каковы их «профессии» в экосистеме?

Береза и шляпочный гриб обитают в экосистеме березового леса. Стрекоза, карась – озера. Мох- сфагнум – болота. Злаки – луга. Водоросли – озера и болота.

Береза, злаки, водоросли, мох- сфагнум (производители) снабжают обитателей экосистем пищей и кислородом. Потребители (стрекоза, карась) возвращают растениям углекислый газ. Разрушители превращают умершие организмы в вещества, необходимые и доступные растениям (гриб).

Из чего состоит экосистема?

• Найди в тексте и на рисунке 2.2 ответ на вопрос рубрики.

Экосистема — это единство неживой природы и живых организмов разных «профессий».

Какой главный процесс идёт в экосистеме и связывает всех её обитателей?

• Найди в тексте и на рисунках 2.3 и 2.4 ответ на вопрос рубрики.

В экосистеме происходит круговорот веществ, в результате которого все произведённые вещества используются её обитателями. Минеральные вещества поступают к растениям, от них - к животным, от них - к грибам и микроорганизмам и затем возвращаются в почву, где снова становятся доступными для растений. Следовательно, одни и те же вещества используются разными организмами неоднократно. Они передаются по кругу, но не пропадают, а только видоизменяются, входя в состав тел разных организмов.

• Объясни, как связаны между собой растения, животные, грибы и микроорганизмы. Приведи примеры цепей питания.

Обитатели экосистемы связаны цепями питания (цепочки из поедающих друг друга живых организмов). Все созданные производителями органические вещества служат пищей лесным растительноядным потребителям, а те, в свою очередь, хищникам. Рано или поздно любой обитатель леса погибает и его перерабатывают разрушители. При этом в результате их обмена веществ высвобождаются минеральные вещества, которые используют растения.

Примеры цепей питания:

Дуб – лесная мышь – куница – бактерии;

Ель – жук-усач – дятел – ястреб – сыроежка – бактерии.

• Рассмотри рисунок 2.4. Ответь на вопросы и объясни, как обмен веществ организмов разных «профессий» соединяется в единый круговорот веществ в экосистеме. Обрати внимание, что широкие стрелки показывают процессы обмена веществ, а тонкие - связи между производителями, потребителями и разрушителями.

Часть созданных производителями органических веществ служит пищей растительноядным потребителям, а те, в свою очередь, хищникам. После гибели организма его перерабатывают разрушители. Продукты обмена, которые выделяют организмы на любом этапе цепи питания, разрушители тоже превращают в вещества, необходимые и доступные растениям.

1. Какие газы поглощают и выделяют растения-производители в результате фотосинтеза?

В ходе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

2. Какими веществами питаются животные-потребители?

Животные-потребители питаются готовыми органическими веществами, которые создали растения.

3. Какие вещества поглощают и выделяют разрушители?

Разрушители поглощают органические вещества, а выделяют минеральные.

В ходе дыхания разрушители поглощают кислород и выделяют углекислый газ.

4. На схеме корова выделяет продукты обмена, содержащие органические вещества. Какие вещества достанутся разрушителям после гибели коровы?

После гибели коровы разрушители будут использовать органические вещества ее тела.

5. Как связаны между собой производители и разрушители, потребители и производители?

Созданные производителями органические вещества по цепям питания доходят в итоге до разрушителей. Разрушители также используют кислород, которые выделяют растения в ходе фотосинтеза.

После гибели потребителя его перерабатывают разрушители.

Что такое экосистема?

• Сравни определение, которое ты вспомнил в начале урока, с определением из учебника.

Экосистема — это единство неживой природы и живых организмов разных «профессий».

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. Что такое экосистема и из чего она состоит?

Экосистема — это единство неживой природы и живых организмов разных «профессий».

2. Как ты считаешь, можно ли оставить в экосистемах только полезные для человека виды растений и животных?

Полезными или вредными организмы бывают лишь для человека. В природе все живые организмы очень важны, т.к. выполняют определенную роль. Уничтожение отдельных компонентов экосистемы может привести к ее полному разрушению.

3. Чем принципиально отличаются производители от потребителей и разрушителей?

Производители сами создают органические вещества, а не потребляют их в готовом виде как потребители и разрушители.

4. Что произойдёт в экосистеме, если круговорот веществ нарушится? Приведи примеры нарушенных экосистем.

Если круговорот веществ в экосистеме нарушится, то на ее месте начнет формироваться другая экосистема.

Например, если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото.

Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.

5. Пусть один из вас предлагает пути улучшения природных экосистем, а другой отстаивает точку зрения о том, что в природе ничего нельзя изменять.

resheba.me


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта