Как расселяются растения в природе. Тема : Как растения расселяются на новые места

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Как расселяются растения на новые места. Как расселяются растения в природе


Как растения расселяются на новые места»Цели урока: 1

Урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)

2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Оборудование:

1.Таблица «Части растений»

2. Рисунки деревьев, кустарников, травянистых растений.

3.Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.

4. Образцы плодов и семян - по одному комплекту на парту.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок

Все за парты сядем дружно,

Начинать работу нужно.

  1. Актуализация знаний.
  1. Сообщение синоптика (работа в календаре природы)
2)Фронтальная работа Учитель. На прошлом уроке мы говорили о растениях. На какие группы можно разделить растения? (игра «Растения»)

- Возьмите у меня на столе рисунки растений и прикрепите к табличкам с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения»

Чем отличаются эти растения в природе?

Дети. Высотой, формой, стеблями, листьями, плодами. Особенно надо обращать внимание на стебли этих растений.

Учитель. А что общего у трав, кустарников и деревьев?

Дети. У всех у них есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. (Работа с таблицей « Части растений» покажите части на таблице.)

Учитель. Как отличить плоды от луковиц и клубней?

Дети. Плоды появляются на месте цветков, а внутри плодов – семена.

Учитель. Относится ли яблоко к плодам?

Дети. Да, так как оно появляется на месте цветка, а внутри семена.

Учитель. Есть ли у картофеля семена?

Дети. Есть, на месте цветков, а клубни семенами не являются.

3.Физкультминутка

Игра «Да» - «Нет»

При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!»

Вопросы: а) Плоды образуются на листьях? (нет)

б) Плоды находятся внутри семян? (нет)

в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)

д) У всех растений есть корни? (да)

е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)

4. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.

На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.

Учитель. Почему же дуб так и не дождался себе смены? (ответы детей)

Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

5.Открытие новых знаний и первичное закрепление. Учитель. Летом и осенью мы собирали урожай в своих садах и огородах. А откуда там появились растения?

Дети. Посадили люди.

Учитель. Я тоже ребята посадила весной на своем участке редиску, петрушке, помидоры и другие овощи. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила лужайки из желтых шариков одуванчика.

- Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей)

- Эти семена - путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим, дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. (Рассматриваем рисунок одуванчика) Парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра.

Учитель. Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра) Не только одуванчик расселяется с помощью ветра.

Практическая работа.

На партах наборы семян растений (клена, березы, ясеня)

- Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются? Обратите внимание на семя клена, на что оно похоже? ( На воздушный винт вертолета) Падая с дерева, он быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

6. Работа по учебнику.

Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?» Рассматриваем репейник и голову собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Делаем вывод о том, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, козу, корову, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю и прорастут.

Учитель. Зачем птица несет плоды?

Дети. Семена и плоды служат кормом для некоторых птиц.

Учитель. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить семена, а еще животные прячут корм про запас, а часть затем прорастает.

Учитель. А еще семена путешествуют иногда в желудке животных, а затем выходят вместе с пометом. А затем прорастают.

Учитель. Распространять семена помогают также насекомые. Рассмотрите рисунок муравья, несущего семя. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Часть семян съедается, а часть выносится вместе с мусором наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, чистотела, медуницы, хохлатки.

Учитель. Посмотрите на рисунок ручья. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки путешествуют по воде. Стоит водоплавающей птице поплескаться в воде, как к ее оперению прилипнут семена. Перелетев в другое место семена, подают на землю и прорастают. Таким образом, происходит расселение растений.

7. Физкультминутка.

Учитель. – Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)

И поднял на облака (встают на носочки)

Мы летим, летим, летим,

Приземлиться, не хотим (кружатся)

Вертолетики у клена

Ветерок с собой зовет (манят за собой)

Мы расправим руки-крылья (руки в сторону)

И отправимся в полет,

Как настоящий вертолет (изображают вертолет)

Только ветер стал стихать

Всех на землю опускать (медленно приседают)

Мы на место сядем тоже

И занятие продолжим (садятся на место)

8.Закрепление.

Учитель. Мы сегодня узнали, как расселяются растения. Выполним практическую работу. Рассмотрим семена рябины, дуба, репейника, подсолнечника, клена, череды. Как вы думаете, каким способом они распространяются в природе.

Учитель. А все ли семена прорастут на новых местах?

Вывод: Часть семян погибнет. Всем семенам придется вести жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше, также очень важны условия, в которые попадут семена.

Учитель. Обратите внимание на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

(показ пакета с землей, но лучше, чтобы опыт удался, надо взять землю из леса или огорода) Цель данного наблюдения: переносятся ли семена на подошве человека.

9. Итог урока.

Что вы сегодня нового узнали на уроке? (Узнали, как растения распространяются на новые места) Как же они расселяются?

Молодцы! Надеюсь, вы запомнили это и сможете поделиться своими знаниями с родителями.

www.shkolaput.ru

Как путешествуют растения (1 класс)

МАОУ «Красноярская СОШ имени Героя Советского Союза

Григория Никифоровича Кошкарова

Автор: Бабкин Ярослав,

ученик 1 класса

Руководитель: Преснецова Альфия Дмитриевна

с. Красный Яр – 2013

Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………….3

  2. Основная часть. ………………………………………………………..5

2.1. Распространение плодов и семян в природе………………………

2.2. Отличительные признаки распространения плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком………………………..8

2.3. Мои исследования………………………………………………………9

3. Заключение …………………………………………………………………..11

4. Список литературы…………………………………………………………9

5. Приложение………………………………………………………………… 10

  1. Введение

Семя - основа существования современного растительного и животного мира. Без семени на планете не было бы хвойной тайги, лиственных лесов, цветущих лугов, степей, хлебных полей, не было бы птиц и муравьев, пчел и бабочек, человека и других млекопитающих. Все это появилось лишь после того, как у растений в ходе эволюции возникли семена, внутри которых жизнь может, никак не заявляя о себе, сохраняться неделями, месяцами и даже на протяжении многих лет. Миниатюрный растительный зародыш в семени способен путешествовать на далекие расстояния; он не привязан к земле корнями, как его родители; не нуждается ни в воде, ни в кислороде; он ждет своего часа, чтобы, попав в подходящее место и дождавшись благоприятных условий, начать развитие.

Семена и плоды распространяются воздушными течениями – анемохория водой - гидрохория, животными - зоохория, людьми – антропохория, активным разбрасыванием - автомеханохория.

В процессе эволюции у плодов и семян возникло множество приспособлений, способствующих распространению определенным способом: крылатые выросты, волоски, воздушные полости, крючки и другие. Сочные плоды поедают животные, но семена не перевариваются и выбрасываются с испражнениями. У некоторых растений плоды при вскрывании разбрасывают семена.

Многообразие плодов и семян и их широкое распространение обусловливают существование и процветание вида.

Цель исследования: узнать и описать необычные способы распространения растениями плодов и семян

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Получить информацию об особенностях распространения плодов и семян в природе.

3. Выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

4 . Проанализировать результаты выращивания семян, полученных разными способами;

Предмет исследования: способы распространения растениями плодов и семян.

Объект исследования: приспособления, способствующие распространению плодов и семян растений определенным способом.

Гипотеза: я предполагаю, что у растений существует множество необычных способов распространения плодов и семян. Если я узнаю об особенностях распространения семян и плодов в природе, то я смогу, объяснить своим одноклассникам как растения расселяются на новые места.

  1. Основная часть.

    1. Распространение плодов и семян в природе.

Жизнеспособность и разнообразие растительного мира зависят от способности видов к расселению. Родительское растение всю жизнь прикреплено корнями к одному месту, следовательно, его потомству надо найти другое. Эта задача по освоению нового пространства была возложена на семена.

Одна из любимых детских забав летом - подуть на одуванчик в белой шапочке, чтобы крохотные парашютики разлетелись во все стороны. Иногда, перед тем как подуть, спрашивают "Дед или баба?" Можно даже желание загадать, а потом подуть изо всех сил. Если на "макушке" одуванчика не осталось ни одного семечка, это "дед", он совсем лысый. А если каким-то семечкам-волосинкам удалось удержаться, значит, получился одуванчик-"баба". Если угадал, желание исполнится. Нехитрая, казалось бы, забава, но таким образом мы помогаем семенам одуванчика разлететься как можно дальше и освоить новые пространства.

По воздуху путешествуют семена и многих других растений. Для удобства передвижения они даже имеют "крылышки". Поэтому иногда их так и называют – крылатки. Если подбросить семена платана, ясеня или вяза вверх, они будут медленно падать, вращаясь, как малюсенькие вертолеты. За это время ветер может отнести их далеко от дерева. В высокогорных степях, пустынях, саван­нах, где бывают сильные ветры, семена раз­летаются на большие расстояния, особенно если они мелкие или легкие и плоские. Семена с крыльями образовались у расте­ний, которые живут на открытых местах. Се­мена ветреницы сплошь покрыты волосками. У ивы, тополя мелкие семена снабжены хо­холком из тонких волосиков. Да и тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, бе­резы, ольхи и граба — маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу — у пло­дов клена и ясеня. По­этому они и кружатся при падении. В тропиках и субтропиках растет держидерево. Так его называют из-за шипов на ветках. В каждой паре один из них загнут книзу, другой — косо вверх. Его плод похож на диск. Он опоясан тонким сплошным крылом и подвешен на тонкой плодоножке. Настоящая "летающая тарелка". Плоды пузырника, осоки вздутой, некоторых астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек. Многие слышали о растении "перекати-поле". Его научное название — качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния. Семена находятся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.

Таким образом, можно сделать вывод, что некоторые растения расселяются по воздуху при помощи ветра.

Плоды гороха, фасоли и бобовых растений, созревая, вытрескиваются, просыпая свои семена, фасолины и горошины. Некоторые научились саморазбрасываться, если случайно задеть созревшие семена кислицы, они мгновенно «взорвутся» разлетятся в разные стороны. В Южной Европе встречается сорняк - бешеный огурец. Стоит только слегка прикоснуться к его созревшему плоду, как он отскакивает от плодоножки, а через образовавшееся отверстие из плода фонтаном бьёт струя семян со слизью. Бешеный огурец может стрелять более чем на 12 метров.

Вывод: существуют растения, которые саморазбрасываются своими семенами.

Если после прогулки на вашей одежде остались колючие шарики репейника, то не стоит их сразу выбрасывать. Конечно, их придется отлепить. Если рассмотреть их через лупу, то можно увидеть, что колючий шарик состоит из множества крохотных крючков - именно они цепляются за одежду людей или шерсть животных. Таким образом, семена, которые находятся внутри шариков, попадают в новые места, где и прорастают. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, овцу, корову, ло­шадь, одежду человека), и таким образом, «проезжают» нема­лое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Следовательно, вывод: некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками.

Мы знаем, что плоды и семена служат кормом для некоторых птиц. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения. Иногда животные прячут корм про за­пас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Учитель поясняеет также, чтоь. 1616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616161616 семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочка­ми и потому не перевариваются в желудках, выходят с поме­том неповрежденными. А птицы за это время могут перенес­ти их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, семена потом быстрее прорастают.

Значит, птицы тоже помогают семенам путешествовать.

Великий учёный Чарльз Дарвин однажды привёз с Галапагосских островов странные семена. Оболочка этих семян была настолько твёрдой, что их было совершенно невозможно прорастить. Тогда двух привезённых с тех же островов гигантских черепах накормили неуступчивыми «каменными» семенами галапагосских «помидоров». Выйдя из кишечника черепах, семена проросли.

Многие дети любят есть груши, а вот как распространяются её семена, знают не все. Груша - одно из наиболее распространенных плодовых деревьев, выращиваемое во многих странах с теплым климатом. Груша живет от 150 до 300 лет. Семена этого дерева путешествуют в желудках птиц и млекопитающих. На Кавказе, например, грушу распространяют кабаны и медведи.

Но семена распространяют не только млекопитающие, но и насекомые. Например, муравьи. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу, муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся му­сором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фи­алки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Вывод: растения путешествуют с помощью животных.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды кокосовых пальм плавают в море годами и не теряют всхожести. Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими растениями и даже животными… Плоды и семена неко­торых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде. Есть растения, которым помогают расселять­ся водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или озере, как к его оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водо­еме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместят­ся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц. Следовательно, можно сделать вывод: семена расселяются на новые места по воде.

А как еще могут путешествовать семена? Оказывается, на подошвах нашей обуви. Если после прогулки тщательно соскрести грязь с подошв и положите ее во влажный пластиковый пакет. Через неделю мы увидим зеленые ростки. Это из крошечных семян, которые находились в грязи, проросли растения.

Значит: семена путешествуют на подошвах людей.

2. 2. Отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Если проанализировать все перечисленные выше семена и плоды, то можно их разделить на определённые группы:

  1. плоды с парашютами

  2. цепкие плоды

  3. плоды, разбрасывающие семена

  4. сочные плоды

  5. крылатые плоды

При помощи ветра по воздуху распространяются в основном плоды с парашютами и крылатые плоды. Наиболее характерные приспособления плодов и семян к распространению ветром – различные выросты плодовой кожуры: летучки, крылатки, волоски.

Цепкие и сочные плоды распространяются при помощи человека и животных. Для плодов и семян, распространяемых животными, характерны приспособления в виде крючков, шипиков. С помощью животных распространяются семена со съедобными плодами.

Все ли семена прорастут на новых местах? Нет, часть се­мян погибает. Некоторые семена могут сесть на густую «щет­ку» сухой травы. Они как бы повиснут между небом и землей. И прорасти они не могут, так как до земли далеко, и вверх им не подняться — застряли. Некоторые летучки ветер заносит на железную крышу, другие сбрасывает в канализационные решет­ки. Даже те семена, которые избегут такой участи, не все про­растут. Им придется выдержать жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше. И часто в этой борьбе победите­лями оказываются именно хозяева, а новые поселенцы гибнут.

2.3. Мои исследования.

Моё первое исследование я провёл с помощью семян цветов «Бархатцы». Я взял семена, положил их на листок бумаги и слегка дунул на них. В результате семена полетели.

Второе исследование я провёл при помощи плодов клёна. Я их подбросил вверх и увидел, что они медленно парят над полом. А если будет ветер, то он их сможет унести далеко.

Таким образом, я ещё раз убедился в том, что семена и плоды могут путешествовать при помощи ветра.

Следующее - третье исследование, я провёл дома, и мне помогла моя кошка. Я на её шерсть кинул колючку. Моя кошка с ней прошла весь дом, несколько метров. Этот опыт можно провести и с человеком. Если к нашей одежде прилепить колючку, то мы её сможем перенести на другое место, тем самым поможем растению проделать своё путешествие.

Значит, и животные, и люди помогают растениям расселяться на новые места.

Для четвёртого моего опыта мне пришлось проделать длительное наблюдение. Я соскрёб грязь с подошв обуви, положил ее в полиэтиленовый

па­кет, пакет закрыл и оставил на неделю в теплом месте. Через неделю я увидел зеленые ростки. Это из крошечных семян, которые находились в грязи, проросли растения. Таким образом, я смог доказать, что семена могут путешествовать на подошвах нашей обуви.

Для пятого исследования мне понадобилось два стакана воды. В один я положил плод растения и перелил воду из стакана в стакан. Я увидел, что этот плод вместе с водой перешёл в другой стакан. Что доказывает способность плодов не тонуть в воде, а путешествовать.

  1. Заключение

Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Ветер, вода, животные уносят их на новые места. Если условия окажутся подходящими, семена прорастают. Так растения-путешественники расселяются повсюду, занимают новые территории. Там благодаря перекрестному опылению могут образоваться новые виды растений.

Проведя свои наблюдения, я смог убедиться в том, что семена и плоды действительно путешествуют. В этом им помогают люди, звери, ветер, вода и они сами прикладывают немало усилий для этого процесса. Изучив литературу и, проведя исследования, я смог достигнуть цели своей работы. А именно, я теперь знаю, как растения расселяются на новые места. Полученными знаниями я могу поделиться со своими одноклассниками. Следовательно, гипотезу моей работы я подтвердил.

Список литературы:

  1. Растительный мир в картинках. /Автор-составитель К.Люцис - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004

  2. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн Э. Современная ботаника, тт. 1–2. - М.: 1990

  3. Смык И.А. Домашняя лаборатория Опыты с воздухом, растениями и на кухне, - М.: 1998

  4. Ты ещё не видел чуда. /Журнал «Лиза. Мой ребёнок», апрель, 2004.

  5. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника 2 изд., - М.: Агропромиздат,1988

  6. Энциклопедия для детей. Том 10. Биология. – М.: 2001

  7. Я садовником родился./Журнал "Аистенок", июнь, 2005

  8. http://www.travinka.net

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

doc4web.ru

Как растения расселяются на новые места

Тема : Как растения расселяются на новые места.Цель: Обеспечение понимания учащихся зависимости растений от приспособлений семян к распространению.Задачи:

Образовательные:

1. познакомить учащихся с особенностямираспространения плодов и семян.

2. Выяснить отличительные признаки плодов и семянраспространяемых ветром, водой, животными ичеловеком.

Развивающие:

Развивать наблюдательность умение слушать, рассуждать. Воспитательные:

Формировать (воспитывать) бережное отношение к природе.

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентационное сопровождение урока, семена, плоды растений, лупы, телевизор, DVD проигрыватель м/ф «Лунтик».Ход урока.

I. Организационное начало.

Начинаем урок окружающего мира. У нас сегодня на уроке много гостей. Улыбнитесь гостям и друг другу. Я желаю вам удачи на уроке. У вас всё получится.

^

Назовите предметы живой природы. Докажите что растения являются частью живой природы. Подтвердите свой ответ примерами.

^

(Слайд № 1).

Что вы видите на картинке? Откуда растения появились в лесу?

Сегодня на уроке вы будете маленькими исследователями, мы с вами исследуем, как растения расселяются на новые места.

(Слайд № 2).

^

1. Совместное открытие нового.

  • Мы знаем что одно и тоже растение можно встретить и в поле , и в огороде, и на лугу . Взрослые растения в прямом смысле привязаны к тому месту , где выросли . А семена ? Что ждет семена?
  • Им придется покинуть родное гнездо.
  • Но возникает вопрос : «Зачем семенам улетать?» -Ответить нам на этот вопрос поможет герой мультфильма «Лунтик». Сейчас вы посмотрите эпизод мультфильма и потом мне скажете кто помогает одуванчику расселяться на новые места (показ эпизода мультфильма).
  • Кто же помогает семенам одуванчика расселиться?

(слайд №3)

  • Посмотрите на экран . Одуванчик отцвел , а на месте соцветия появились пушистый шарик , а в нем 100 семян. Что произойдет . если семена лягут друг с другом в кучу?
  • Чем дальше семена оказываются от растений , тем больше возможностей занять новые территории .
2. Рассказ учителя :

- Осенью поспевают плоды и семена многих растений , наступает пора их расселения . Семена березы , клена снабжены крылышками . Ветер их подхватывает и уносит на большие расстояния . (слайд№4)

Посмотрим на семена клёна, они похожи на винт вертолёта. У них один край крылышка прямой, другой округлый и тонкий точь - в - точь как у лопасти пропеллера. Падая с дерева, крылатка быстро вращается. Ветер уносит семя далеко от дерева.

(слайд №5)

Семена берёзы – замечательные летуны. Для полёта они обзавелись крылышками. Крылышки малюсенькие, размером со спичечную головку, а толщиной как папиросная бумага. И всё же это крылышка. Подует ветер, подхватит крылатые плоды и разнесёт по всей округе.

И если будут хорошие условия, то на новом месте будет стоять новое дерево.

(слайд № 6)

Есть много плодов и семян, которые рассеивают птицы.

Птицы клюют зрелые плоды, глотают их вместе с семенам, оказывая большую услугу семенам. Неповрежденные семена выбрасываются вместе с пометом. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. Если плод большой , то птица то птица может его уронить . И так же на новом месте вырастет новое растение. (слайд № 7)

Что это за растение? (репейник)

Сегодня на уроке (Ф. И.) подготовил нам сообщение о репейнике (рассказ ученика)

Семена цепляются за шерсть и уносятся в разные направления. Вы когда - нибудь замечали на шерсти собак колючки. Семена некоторых растений расселяются с помощью зверей.

(слайд № 8)Как пассажиры скорого поезда колючки: зацепились и поехали. Отцепились и проросли .

(слайд № 9)

  • Посмотрите на экран .
  • Как вы думаете река переносит семена ? Вы когда-нибудь замечали, как по реке плывут листья, пух, семена? Плоды и семена некоторых растений как крохотные лодочки странствуют по воде.
  • По воде семена расселяются на новые места.
Как же расселяются растения в природе?

^

А сейчас мы с вами поиграем в логическое лото. У вас на парте есть большие конверты. Возьмите их. Положите перед собой полотно с картинками. Выберите карточки с плодами и семенами растений и соотнесите их с тем деревом, к которому этот плод относится. Посмотрите на экран, проверим ответы. Ребята скажите пожалуйста на какие две группы можно разделить эти растения по способу расселения.

^

  • Сейчас поработаем в парах и проведем небольшое исследование .
  • У вас на парте в коробочках семена и плоды различных растений нашего края .
  • Рассмотрите их с помощью лупы и исследуйте их приспособление к расселению .
  • Расскажите как же расселяются семена.

VII. Рефлексия.

Молодцы ребята! Вы справились с заданием, а сейчас мои помощники прочитают стихи, в которых говориться как расселяются растения.

  • Какие вопросы оказались для вас неожиданными ?
  • Какие задания были трудными , а какие интересными ?
  • Какое настроение было на уроке.? Покажите солнышко.
Дома расскажите своим родителям, что вы сегодня узнали на уроке.

(слайд № 10).

Спасибо всем за урок!

lit-yaz.ru

Как растения расселяются на новые места» Цели урока: 1

Урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)

2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Оборудование:

1.Таблица «Части растений»

2. Рисунки деревьев, кустарников, травянистых растений.

3.Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.

4. Образцы плодов и семян - по одному комплекту на парту.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок

Все за парты сядем дружно,

Начинать работу нужно.

  1. Актуализация знаний.
  • Сообщение синоптика (работа в календаре природы)
  • Фронтальная работа Учитель. На прошлом уроке мы говорили о растениях. На какие группы можно разделить растения? (игра «Растения»)
- Возьмите у меня на столе рисунки растений и прикрепите к табличкам с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения»

Чем отличаются эти растения в природе?

Дети. Высотой, формой, стеблями, листьями, плодами. Особенно надо обращать внимание на стебли этих растений.

Учитель. А что общего у трав, кустарников и деревьев?

Дети. У всех у них есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. (Работа с таблицей « Части растений» покажите части на таблице.)

Учитель. Как отличить плоды от луковиц и клубней?

Дети. Плоды появляются на том месте цветков, а внутри плодов – семена.

Учитель. Относится ли яблоко к плодам?

Дети. Да, так как оно появляется на месте цветка, а внутри семена.

Учитель. Есть ли у картофеля семена?

Дети. Есть, на месте цветков, а клубни семенами не являются.

  1. .Физкультминутка
Игра «Да»-«Нет»

При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!»

Вопросы : а) Плоды образуются на листьях? (нет)

б) Плоды находятся внутри семян? (нет)

в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)

д) У всех растений есть корни? (да)

е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)

  1. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.

На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.

Учитель. Почему же дуб так и не дождался себе смены? (ответы детей)

Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

  1. .Открытие новых знаний и первичное закрепление. Учитель. Летом и осенью мы собирали урожай в своих садах и огородах. А откуда там появились растения?
Дети. Посадили люди.

Учитель. Я тоже ребята посадила весной на своем участке редиску, петрушке, помидоры и другие овощи. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила лужайки из желтых шариков одуванчика.

- Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей)

- Эти семена - путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим, дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. (Рассматриваем рисунок одуванчика) Парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра.

Учитель. Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра) Не только одуванчик расселяется с помощью ветра.

Практическая работа.

На партах наборы семян растений (клена, березы, ясеня)

- Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются? Обратите внимание на семя клена, на что оно похоже? ( На воздушный винт вертолета) Падая с дерева, он быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

  1. . Работа по учебнику.
Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?» Рассматриваем репейник и голову собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Делаем вывод о том, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, козу, корову, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю и прорастут.

Учитель. Зачем птица несет плоды?

Дети. Семена и плоды служат кормом для некоторых птиц.

Учитель. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить семена, а еще животные прячут корм про запас, а часть затем прорастает

Учитель. А еще семена путешествуют иногда в желудке животных, а затем выходят вместе с пометом. А затем прорастают.

Учитель. Распространять семена помогают также насекомые. Рассмотрите рисунок муравья, несущего семя. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Часть семян съедается, а часть выносится вместе с мусором наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, чистотела, медуницы, хохлатки.

Учитель. Посмотрите на рисунок ручья. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки путешествуют по воде. Стоит водоплавающей птице поплескаться в воде, как к ее оперению прилипнут семена. Перелетев в другое место семена, подают на землю и прорастают. Таким образом, происходит расселение растений

  1. Физкультминутка.
Учитель. – Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)

И поднял над облака (встают на носочки)

Мы летим, летим, летим,

Приземлится, не хотим (кружатся)

Вертолетики у клена

Ветерок с собой зовет (манят за собой)

Мы расправим руки-крылья (руки в сторону)

И отправимся в полет,

Как настоящий вертолет (изображают вертолет)

Только ветер стал стихать

Всех на землю опускать (медленно приседают)

Мы на место сядем тоже

И занятие продолжим (садятся на место)

  1. .Закрепление.
Учитель. Мы сегодня узнали, как расселяются растения. Выполним практическую работу. Рассмотрим семена рябины, дуба, репейника, подсолнечника, клена, череды. Как вы думаете, каким способом они распространяются в природе.

Учитель. А все ли семена прорастут на новых местах?

Вывод: Часть семян погибнет. Всем семенам придется вести жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше, также очень важны условия, в которые попадут семена.

Учитель. Обратите внимание на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

(показ пакета с землей, но лучше, чтобы опыт удался, надо взять землю из леса или огорода) Цель данного наблюдения: переносятся ли семена на подошве человека.

  1. Итог урока.

Что вы сегодня нового узнали на уроке? (узнали, как растения распространяются на новые места) Как же они расселяются?

Молодцы! Надеюсь, вы запомнили это и сможете поделиться своими знаниями с родителями.

www.velikol.ru

Как растения расселяются на новые места» Цели урока: 1

Урок окружающего мира в 1 классе «Как растения расселяются на новые места»

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с различными способами распространения плодов и семян растений (с помощью ветра, животных, человека)

2.Раскрыть биологическое значение приспособления растений к распространению семян.

3.Развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Оборудование:

1.Таблица «Части растений»

2. Рисунки деревьев, кустарников, травянистых растений.

3.Рисунки животных: белка, сойка, кедровка, коза.

4. Образцы плодов и семян - по одному комплекту на парту.

Ход урока

  1. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок

Все за парты сядем дружно,

Начинать работу нужно.

  1. Актуализация знаний.
  • Сообщение синоптика (работа в календаре природы)
  • Фронтальная работа Учитель. На прошлом уроке мы говорили о растениях. На какие группы можно разделить растения? (игра «Растения»)
- Возьмите у меня на столе рисунки растений и прикрепите к табличкам с условными значками «деревья», «кустарники», «травянистые растения»

Чем отличаются эти растения в природе?

Дети. Высотой, формой, стеблями, листьями, плодами. Особенно надо обращать внимание на стебли этих растений.

Учитель. А что общего у трав, кустарников и деревьев?

Дети. У всех у них есть корень, стебель, листья, цветки, плоды и семена. (Работа с таблицей « Части растений» покажите части на таблице.)

Учитель. Как отличить плоды от луковиц и клубней?

Дети. Плоды появляются на том месте цветков, а внутри плодов – семена.

Учитель. Относится ли яблоко к плодам?

Дети. Да, так как оно появляется на месте цветка, а внутри семена.

Учитель. Есть ли у картофеля семена?

Дети. Есть, на месте цветков, а клубни семенами не являются.

  1. .Физкультминутка
Игра «Да»-«Нет»

При ответе «да» дети делают хлопок над головой, при ответе «нет» ученики разводят руки ладошками вверх и как бы говорят: «А вот и нет!»

Вопросы : а) Плоды образуются на листьях? (нет)

б) Плоды находятся внутри семян? (нет)

в) Из семян укропа вырастает травянистое растение? (да)

г) Внутри клубня картофеля есть семена? (нет)

д) У всех растений есть корни? (да)

е) Из семян картофеля вырастет клубника? (нет)

  1. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. А сейчас я хочу для вас прочитаю сказку Н. Осипова. Слушайте её внимательно, а то не сможете ответить на мой вопрос.

На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на неё как набросится: « Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отважился приближаться к дубу. Так и жил он в одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы всё его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам, появившимся из жёлудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел и однажды в, бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик своей смены.

Учитель. Почему же дуб так и не дождался себе смены? (ответы детей)

Учитель. Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

  1. .Открытие новых знаний и первичное закрепление. Учитель. Летом и осенью мы собирали урожай в своих садах и огородах. А откуда там появились растения?
Дети. Посадили люди.

Учитель. Я тоже ребята посадила весной на своем участке редиску, петрушке, помидоры и другие овощи. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила лужайки из желтых шариков одуванчика.

- Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей)

- Эти семена - путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим, дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. (Рассматриваем рисунок одуванчика) Парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра.

Учитель. Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра) Не только одуванчик расселяется с помощью ветра.

Практическая работа.

На партах наборы семян растений (клена, березы, ясеня)

- Рассмотрите семена растений. Есть ли у них парашютики? Как же они расселяются? Обратите внимание на семя клена, на что оно похоже? ( На воздушный винт вертолета) Падая с дерева, он быстро вращается. Падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

  1. . Работа по учебнику.
Дети рассматривают центральный рисунок разворота учебника «Как растения расселяются на новые места?» Рассматриваем репейник и голову собаки, к шерсти которой прицепились плоды. Делаем вывод о том, что некоторые растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками, зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за собаку, козу, корову, одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю и прорастут.

Учитель. Зачем птица несет плоды?

Дети. Семена и плоды служат кормом для некоторых птиц.

Учитель. А помогают ли птицы расселению растений?

Птицы в полете могут уронить семена, а еще животные прячут корм про запас, а часть затем прорастает

Учитель. А еще семена путешествуют иногда в желудке животных, а затем выходят вместе с пометом. А затем прорастают.

Учитель. Распространять семена помогают также насекомые. Рассмотрите рисунок муравья, несущего семя. Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Часть семян съедается, а часть выносится вместе с мусором наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, чистотела, медуницы, хохлатки.

Учитель. Посмотрите на рисунок ручья. Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки путешествуют по воде. Стоит водоплавающей птице поплескаться в воде, как к ее оперению прилипнут семена. Перелетев в другое место семена, подают на землю и прорастают. Таким образом, происходит расселение растений

  1. Физкультминутка.
Учитель. – Представим, что мы легкие семена.

Сдунул ветер нас с цветка (дуют)

И поднял над облака (встают на носочки)

Мы летим, летим, летим,

Приземлится, не хотим (кружатся)

Вертолетики у клена

Ветерок с собой зовет (манят за собой)

Мы расправим руки-крылья (руки в сторону)

И отправимся в полет,

Как настоящий вертолет (изображают вертолет)

Только ветер стал стихать

Всех на землю опускать (медленно приседают)

Мы на место сядем тоже

И занятие продолжим (садятся на место)

  1. .Закрепление.
Учитель. Мы сегодня узнали, как расселяются растения. Выполним практическую работу. Рассмотрим семена рябины, дуба, репейника, подсолнечника, клена, череды. Как вы думаете, каким способом они распространяются в природе.

Учитель. А все ли семена прорастут на новых местах?

Вывод: Часть семян погибнет. Всем семенам придется вести жестокую борьбу с растениями, которые поселились раньше, также очень важны условия, в которые попадут семена.

Учитель. Обратите внимание на задание рубрики «Длительное наблюдение» в учебнике: соскрести грязь с подошв обуви, положить ее в полиэтиленовый пакет, пакет закрыть и оставить на неделю в теплом месте.

(показ пакета с землей, но лучше, чтобы опыт удался, надо взять землю из леса или огорода) Цель данного наблюдения: переносятся ли семена на подошве человека.

  1. Итог урока.

Что вы сегодня нового узнали на уроке? (узнали, как растения распространяются на новые места) Как же они расселяются?

Молодцы! Надеюсь, вы запомнили это и сможете поделиться своими знаниями с родителями.

velikol.ru

Расселение растений в природе

Отправимся мысленно природными зонами Земли, ознакомимся с наиболее распространенными видами растений каждой зоны. Растительный мир, типичный для определенной природной зоны, называют зональным.

 

 

Начнем с Северного полюса. В Арктике холодно всегда. Здесь распространены только бактерии и некоторые водоросли.

 

Пройдя Северный Ледовитый океан, попадем в зону тундры. Тундра представлена безлесным пространством с низкорослыми растениями. Основу их составляют мхи и лишайники, над которыми поднимаются низкорослые цветочные растения: кустарники (грязь обычное, брусника) и травы (осока, мятлик). Путешествуя на юг, попадем в зону тайги. Растительность этой зоны представлена лесами из хвойных деревьев: ели, пихты, сосны кедровой, лиственницы и т.д.. Они создают большое затенение и истощают почву разветвленной поверхностной корневой системой. К таким условиям жизни приспособились мхи и теневыносливые травянистые растения, в частности зимолюбки, грушанки, кислица, Веснивка.

 

Перейдя из тайги в зону смешанных лесов, встретим как хвойные деревья (сосна, ель), так и лиственные (береза, дуб, липу, клен и др.) (рис. 111,1). Лиственные леса светлее хвойные, поэтому у них более разнообразная растительность. Здесь можно встретить плауны и папоротники, много травянистых растений - ландыш, фиалки, медуницу, сент. В этой зоне расположена северная часть территории Украины.

 

Путешествуем дальше - перед нами лесостепная и степная зоны. Лесостепную зону представляют широколиственные леса и участки степи. Степи - это большие безлесные пространства, покрытые многолетними травами, растут на черноземных почвах (рис. Ill, 2). Степи принято разделять на южные (ковыльные) и северные (разнотравные). Среди степных растений преобладают дерновые злаки (ковыль, типчак, лисохвост, вейник). Характерной чертой степных растений является приспособление к засушливым летом. Развитие их происходит преимущественно весной. Разновидностью степей африканские саванны. Ближе экватора находится зона пустынь. Здесь растут травянистые растения, только иногда можно встретить дерево или куст. Днем здесь царит жара, а ночью - холод. Пустыни имеют бедный растительный покров, состоящий из саксаула, кактусов, верблюжьей колючки, полыней, осоки, мятлика. Для пустынных растений характерны различные приспособления, помогающие им экономно тратить влагу (колючки на стеблях, корнях, глубоко проникают в почву).

 

Зона экваториального леса представлена вечнозелеными растениями. В этом лесу трудно пробираться среди сплошной стены из деревьев, кустарников, трав. Вершин деревьев не видно, такие они высокие. В лесу влажно и серым стволы деревьев покрыты мхом и лишайниками.

 

Путешествуя природными зонами, мы встречали различные группировки растений, произрастающих в лесу, степи, луга, болотах, берегах водоемов.

 

Группировка растений - это совокупность растений, объединенных определенными экологическими взаимосвязями, одной территорией проживания и влиянием факторов среды обитания.

 

На суше мы не нашли ни одной территории, которая не была бы заселена растениями. Осуществим кажущуюся путешествие в водной среде обитания. Одеваем акваланг и ступаем в белую пену прибоя. Вот и подводный мир: глубокие ущелья, горы и долины, зеленые луга и песчаные пустыни ... Многоцветное жизни, и в каждом море - свое. В Черном море видим странные нагромождения камней, покрытые невысокими буро-красными водорослями. В Японском море - другой пейзаж. На серых скалах колеблются ярко-зеленые заросли морских водорослей, свисают длинные коричневые ленты морской капусты. Дно застелена сплошным ковром из морских водорослей.

 

Весь сушу и водную среду жизни заселены растениями, которые приспособились к экологических факторов той или иной местности.

worldofscience.ru

Как расселяются растения на новые места — ПскоВики

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

Цель: 1. Познакомить учеников с особенностями распространения плодов и семян в природе. Распространение плодов и семян ветром, животными, человеком. 2. Развивать познавательные способности детей. Воспитывать навыки сотрудничества при работе в группах. З. Учить видеть красоту осеннего леса.

Оборудование: мультимедийный проектор, запись пьесы П. И. Чайковского «Осень», картинки с изображением видов растений с плодами и семенами (лопух, жёлуди, семена одуванчика, клёна). Перчаточная кукла мышка. Засушенные шарики одуванчиков.

Ход урока. Оргмомент. Запись музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Осень».

слайд 2 У- ль: «Как красива осень в пёстром сарафане

В чистом небе – просинь, клён горит, как пламя. Над водой - берёзка золотою свечкой, И плывут листочки вниз по тихой речке». Т. Шорыгина

Игра: На доске картинки: берёза, дуб, рябина. В общей стопке картинки с листочками, семенами, плодами от этих деревьев. Поочерёдно дети берут картинку из стопки, называют её и ставят к соответствующему дереву. После окончания игры вопрос: - Что общего у растений? (Ствол, корень (стебель), листья, цветок, плод, семена).

Слайд 3 : На экране большой раскидистый дуб. Учитель: Я часто хожу в лес и наблюдаю за жизнью растений и животных. И вот что я однажды увидела. Рассказываю сказку Н. Осипова: «На опушке леса рос дуб. Хрупкий, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. (Надеваю на руку перчаточную куклу – Мышку. Инсценирую разговор Мышки с дубом). Раз прибежала к нему Мышка - норушка и говорит: - «Разреши взять у тебя два жёлудя. Один – я съем сам, а другой жёлудь посажу вон на той дальней полянке, чтобы там дубочек вырос». А дуб на неё как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Задрожала Мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверушек не приближался к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись жёлуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы его многочисленное семейство было при нём. Но потомству не везло. Всем росткам, появившемся их желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте. Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявел, и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены». - Все ли слова вам были понятны? (крона, потомство). – Почему дуб не дождался себе смены, потомства? – Почему не выросли дубки под кроной старого дуба? ( Под кроной дуба было мало света и мало места. Дуб был жадным, желудей никому не давал). - Какие условия необходимы для того, чтобы взошедшие семена превратились в крепкие дубки? (Много места и света). - Какой вывод можно сделать? Учитель корректирует ответ учеников: Плодам, семенам, надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им поселиться там, где много света, тепла, пищи для молодых растений. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

Слайд 4: На экране одуванчики, лопух, яблоня, дуб. Какие семена, плоды у этих растений? После ответов детей на экране появляются рисунки: семена одуванчиков, «колючки» лопуха, жёлуди и яблоки. Работа в группах. У каждой группы серия картинок: птицы, звери (белка, кабан), животные (собака, кошка), ветер (образный рисунок), люди. Задание: Определить, кто может участвовать в расселении семян и плодов.

Слайд 5: Сообщения детей: Ветер дует и разносит семена мелких растений, например, одуванчика. На экскурсии наблюдали, что семена клёна вращаясь падают с дерева, как пропеллер у вертолёта, если подует ветер, то летит далеко. Птицы клюют ягоды рябины, калины. Возможно, несут своим птенцам, могут выронить в полёте. Наблюдали, что на шерсти у собак кошек после прогулки колючки от лопуха, репейника и другие цепляющиеся семена. Учитель: - с какой целью мы ходили на экскурсию? (Учились видеть красоту осеннего леса. Собирали природный материал: шишки, жёлуди, каштаны). Кто-то из вас, возвращаясь в школу, выбросил непонравившийся жёлудь или шишку. И на том месте может вырасти дубок или ёлочка. Я говорю: может вырасти. – Какие условия для этого необходимы? Плодородная почва и много света. Загадка: «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». Отгадка? Жёлудь.

Физминутка. С ветки на землю шлёпнулся жёлудь. Встают друг за другом. Жёлудь созревший, жёлудь тяжёлый. Он от испуга скачет и скачет Прыгают на носочках. И желудиных слёзок не прячет. Встают в круг. Что же нам делать, дуб исполин? Разводят руки в стороны. Эй, отвечай-ка, я же твой сын. Поднимают руки вверх. Что тебе делать? В землю зарыться, Приседают. Чтобы к весне в дубок превратиться. Встают, поднимают руки вверх.

Предлагаю взять из коробочки жёлудь и рассмотреть его. – Похож он на «коробок бронзового цвета»? Вспомнить загадку «В этот гладкий коробок бронзового цвета спрятан маленький дубок будущего лета». Повторяем загадку. Читаю загадку: «В лесу у пня суетня, беготня: Народ рабочий весь день хлопочет» Кто это? Слайд 6: Муравейник и хлопотливые муравьи. – Чем заняты муравьи? Могут ли они помогать семенам путешествовать? Дети высказывают свои мнения. Учитель дополняет: «Семена богаты вкусным питательным маслом, некоторые семена муравьи запасают впрок. Из-за твёрдой оболочки не все семена муравьи съедают, часто вместе с мусором выносят подальше от муравейника. И некоторые семена прорастают уже на новом месте. Так расселяются многие травянистые растения.

Слайд 7: - Как ещё расселяются растения на новые места? Читаю рассказ «Как деревья дружат с ветром». Ученики узнают, что «Семена берёзы – замечательные летуны. Для полёта они обзавелись крылышками. Крылышки малюсенькие – размером со спичечную головку, а толщиной, как папиросная бумага. И всё же это самые настоящие крылья. Подует ветер, подхватит крылатые плоды и разнесёт по всей округе». Читаю загадку: «На зелёной хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар». – Что это? (Одуванчик). Опыт: предлагаю положить на ладошку семена одуванчика и подуть. Вывод: семена лёгкие и улетают довольно далеко. Дети делают вывод: ветер помогает расселяться растениям. Поднимаю голову вверх и говорю: «Гуси-гуси! Летят гуси!» . – Куда летят гуси? Ответы детей: В тёплые края.

Слайд 8: Дикие гуси на воде. – Учитель: Гуси решили отдохнуть, они опустились на воду, стали купаться, плескаться. А на воде могут находиться семена-путешественники. К оперенью птиц могут прилипнуть семена. Через некоторое время гуси отправятся в полёт, и унесут с собой семена. Где-то упадёт это семя и прорастёт на новом месте. Рефлексия. Вопрос: Как расселяются растения? На каждый правильный ответ на доску вывешивается осеннее деревце: с красной кроной - клён, с жёлтой – берёза, с оранжевой – кроной - осина, с коричневой - дуб.

Слайд 9: Читаю стихотворение Бунина «Лес, точно терем расписной…»

wiki.pskovedu.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта