История интродукции растений. Оглавление. Введение 3. История интродукции растений в мире 4. История и современное состояние интродукции в России 5. Объекты интродукции растений 7

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

История лаборатории интродукции древесных растений. История интродукции растений


интродукция растений

лет (1908 – 1912) были исследованы Приморский, Амурский, Забайкальский, Иркутский, Енисейский, Томский, Семипалатинский, Сырдарьинский, Ферганский, Закаспийский, Закавказский районы. В руководстве экспедициями всегда участвовал один из ботаников Петербургского ботанического сада. Ботанические материалы, собранные экспедициями, поступали преимущественно в сад. Однако это был главным образом гербарий местной флоры, значительно меньше пополнялись таким путем коллекции живых растений сада (Липский, 1913).

Организация Батумского ботанического сада Крупной вехой в истории интродукции в нашей стране

субтропических растений явилась организация в 1912 г. Батумского ботанического сада. Основатель его профессор А.Н. Краснов, опираясь на опыт культуры субтропических растений, накопленный в предыдущие периоды, создал образцовое научно – исследовательское учреждение, способное проводить планомерные интродукционные эксперименты.

Основными источниками, за счет которых организовывались и пополнялись коллекции сада, были сборы А.Н. Краснова и И.Н. Клингена во время их экспедиции 1895 – 1996 гг. по Японии, Китаю, Гималаям. Среди этих растений были так называемые «двенадцать даров Востока»: Citrus, Thea sinensis, Phyllostacys sp. div., Oryza

sativa, Diospyros kaki, Rhus verniciflua, Rh. succedanea, Broussonetia

papyrifera, Aleurites cordata, Boehmeria, Dioscorea.

Много растений было получено в дар от владельцев частных питомников, государственных питомников на Черноморском побережье, Петербургского и Никитского ботанических садов, зарубежных садов и фирм, в частности от фирмы Вейчей.

Вистории Батумского ботанического сада Гинкул (1940) выделял три основных периода: первый – с момента его основания до смерти А.Н. Краснова (конец 1914 г.), второй – с 1915 по 1934 г.

итретий – с 1934 по 1939 гг.

Впервые годы работы Батумского ботанического сада непосредственно Красновым были интродуцированы Acer distylum,

некоторые садовые формы A. Palmatum, Dendropanax japonicum, Ilex

integra, Magnolia obovata, Cyrilla racemiflora, Illicium floridanum,

Cornus florida, Semiarundinaria fastuosa, Clematis montana, Myrica rubra, Quercus incana, Berberis insignis, B. hookeri, некоторые гималайские рододендроны и др. (Гинкул, 1936).

Основной заслугой А.Н. Краснова, помимо организации сада,

studfiles.net

Оглавление. Введение 3. История интродукции растений в мире 4. История и современное состояние интродукции в России 5. Объекты интродукции растений 7

Транскрипт

1

2 Оглавление Введение 3 История интродукции растений в мире 4 История и современное состояние интродукции в России 5 Объекты интродукции растений 7 Пункт интродукции растений 8 Интродукционный поиск 10 Мобилизация исходного материала 12 Первичное испытание 13 Вторичное испытание 16 Подведение итогов интродукции 19 Завершение процесса интродукции растений 19 Заключение 21 Список использованной литературы 22 2

3 Введение В процессе фотосинтеза поглощая углекислый газ и выделяя кислород, зеленые растения обогащают атмосферу кислородом, необходимым для дыхания всех живых существ. Немаловажной частью данного процесса является создание органических веществ из углекислого газа и воды с использованием световой энергии. Растения играют ведущую роль в круговороте минеральных и органических веществ, что обеспечивает непрерывное существование жизни на Земле. Также велика почвозащитная и водоохранная роль растений. Земля, лишенная растений, превращается в бесплодную пустыню. Растения окружают человека с глубокой древности. С переходом к оседлому образу человек стал использовать растения не только как источник питания, но и как топливо и строительный материал. Человек начал заниматься разведением разнообразных растений перенося их к своему жилищу где они не встречаются. Интродукция растений (от лат. Introductio - «введение») - случайное или преднамеренное переселение видов или сортов растений в места, области, где они раньше не встречались. Интродукцией растений человек стал заниматься, как только научился возделывать землю и выращивать полезные ему растения. При переселении в другие регионы, ранний земледелец, перевозил с собой на новое место растения и тем самым положил начало интродукции. С наступлением эпохи знаменитых путешественников и открытия новых стран, и континентов это процесс ускорились во много раз. Она носила как сознательный, так и бессознательный характер. К первому можно отнести интродукцию тех новых растений, которые человек выращивал для обеспечения свих нужд и потребностей. Так в Европу попали многие новые сельскохозяйственные культуры, такие как томат, картофель, кукуруза и др. В то же время интродукция носила и бессознательный характер, при котором новые виды заносились неосознанно. В настоящее время растительность любой страны и даже целых континентов состоит не только из представителей дикой флоры, произраставшей там, на протяжении многих веков или даже целых эпох, но и из растений, занесѐнных туда в разное время различными агентами из других стран мира и постепенно прижившихся в новых условиях и размножившихся. Так, в нашей стране, как известно, дикорастущая дендрофлора представлена 2883 видами, а интродуцировано из других стран около 2000 видов. 3

4 История интродукции растений в мире Интродукция имеет давнюю историю. В первобытном обществе она осуществлялась в значительной мере стихийно и не осознанно. Когда возникло земледелие и первая интродукция растений в новые районы, установить невозможно. По мнению известного ботаника-географа и специалиста по истории культурных растений Альфонса Декандоля (Базилевская, 1964), одним из древнейших изображений культурных растений является рисунок винных ягод на пирамиде в Гизе (Египет). Время сооружения этой пирамиды относится приблизительно к III тысячелетию до н.э. Яркими примерами интродукции растений в древности могут послужить: походы древних египтян в страну Пунт (современная Эфиопия), из которых, помимо прочего, привозились и растения, которые затем выращивались в дворцовых и храмовых садах Египта. Создание знаменитых висячих садов вавилонской царицы Семирамиды, основу которых составили горные растения с Армянского нагорья, родины царицы. Завоз в Китай, с вполне прозаическими целями в качестве кормовой культуры, легендарной травы мун (люцерны) из Средней Азии. Интродукция растений нашла свое отражение во многих религиях: боги и божества их пантеонов добывали, даже похищали различные полезные растения для людей или просто сотворяли их чудесным образом. Взять хотя бы миф о превращении жезла древнегреческой богини Афины в оливковое дерево. Однако, несмотря на столь почтенный возраст и большое значение в жизни всех земледельческих народов мира, интродукция растений все еще не оформилась окончательно в самостоятельную науку, пребывая преимущественно в качестве недифференцированной составной части различных сельскохозяйственных наук. И такому положению дел есть объяснение. (Карпун, 2004) Большинство современных культурных растений являются интродуцентами. В века в Европу завезены из Америки кукуруза, картофель, подсолнечник, перец стручковый, томат, табак и др. В Центральную и Южную Америку сахарный тростник попал из Южной Азии через Канарские острова. В Северной Америке уже в 17 веке культивировались привезѐнные из Европы слива, яблоня, груша, конский каштан и др. В Австралии появились кукуруза, тыква, маслина, виноград, цитрусовые и др. Обычные для с. хозяйства Африки батат, маниок, арахис завезены из Америки. Большое хозяйственное значение имела интродукция эвкалипта из Австралии в страны Африки и Азии. При интродукции растений из природного ареала в новые районы нередко происходит улучшение жизненности видов (сортов) и тех хозяйственно ценных признаков, ради которых осуществляется интродукция: повышение урожайности 4

5 плодов (семян), фитомассы, устойчивости к различным факторам среды, болезням, вредителям и др. Так, наиболее ценные сорта пшеницы характерны для далѐких окраин еѐ ареала (Европа, Америка, Австралия). В природных экосистемах интродукция растений часто способствует восстановлению состава и функции нарушенных фитоценозов, уменьшает риск вымирания видов. Вместе с тем работы с интродуцентами могут привести и к нежелательным последствиям, например переносу вместе с семенами, черенками, саженцами возбудителей болезней (грибы, бактерии), насекомых-вредителей, а также сорняков, которые могут вызвать негативные изменения в биоценозах или даже формирование новых экологических комплексов с резко обеднѐнной местной флорой. Интродукция растений должна осуществляться с соблюдением карантинных норм. История и современное состояние интродукции в России Первые попытки организации работ по целенаправленной интродукции растений в России относятся к началу XVIII в. В это время по указанию Петра I организованы в Петербурге, Москве, Лубнах и других местах "аптекарские огороды" - прообразы нынешних ботанических садов. Были заложены первые лесные культуры из интродуцентов - дубовая роща "Дубки" у Таганрога и знаменитая роща лиственницы недалеко от Петербурга (Каплуненко, 1981). Интродукционную работу вели не только ботанические сады, принадлежавшие различным ведомствам. Во второй половине XVIII в. возникло много парков и садов, принадлежавших частным лицам, преимущественно из высшего сословия. Здесь собирались коллекции редких привозных растений, как оранжерейных, так и открытого грунта. Особенно славились сады Демидова, Разумовского, Трубецкого, Орлова, Уварова и других, в которых собирались коллекции всевозможных растений, и они по праву могли называться ботаническими садами (Базилевская, 1964). В начале XIX в. в Крыму был организован Никитский ботанический сад, созданный ботаником Стевеном. В начале XX в. на юге России был заложен второй акклиматизационный ботанический сад - Батумский. После Октябрьской революции интродукционная деятельность Советского Союза приобрела широкий размах, руководство работами по интродукции и акклиматизации растений было возложено на Всесоюзный институт растениеводства. Значительно увеличилась сеть ботанических садов, которые были созданы во всех больших городах страны. По данным А.В. Гурского (1957) только в РСФСР после Великой Отечественной войны насчитывалось более 200 5

6 пунктов, где происходила интродукция и акклиматизация ценных пород. Успехи интродукции древесных растений в советский период связаны с именами Н.И. Вавилова, С.Я. Соколова, Н.К. Вехова, В.П. Малеева, П.И. Лапина Ф.Н. Русанова, А.Л. Лыпы, Н.А. Базилевской и их учеников (Каплуненко, 1981). После распада СССР работы по интродукции были практически прекращены. Более 80% пунктов интродукции были закрыты. Основная работа по данной теме велась лишь в крупных ботанических садах и в некоторых научных центрах. В настоящее время интродукция растений ведется не только в ботанических садах и научных центрах, но и в частных питомниках. До известного времени в интродукции растений как бы превалировала ее практическая направленность, а теоретическая сторона оставалась недостаточно выраженной. Такое положение дел является следствием присущей интродукции растений закономерности убывания результативности, позволяющей, образно выражаясь, сравнить процесс интродукции растений с процессом золотодобычи в новом золотоносном районе, когда вначале подбираются самородки, затем собираются крупицы золота, после чего начинается промывка золотоносного песка на примитивных приспособлениях, а под конец оказываются задействованными мощные механ

docplayer.ru

ИСТОРИЯ ИНТРОДУКЦИИ РАСТЕНИЙ

Лекция 2

1. Древний мир. Начало интродукции растений - пере­ход от собирательства к выращиванию растений – «неолетическая революция». Интродукция возникла стихийно на ранних этапах развития человеческого общества, почти одновременно с переходом человека к оседлому образу жизни и возделыванию пищевых и технич. растений поблизости от своего жилья.

Современное разнообразие культивируемых расте­ний - результат осуществлявшейся на протяжении тысячелетий интродукции растений, то есть их введения в культуру. Очень важны для понимания современного разнообразия культурных видов, сортов, форм начальные и очень продолжительные этапы освоения человеком природных богатств – от 30000 лет назад до 12500 лет назад – ошеломляющее богатство растительной пищи. В разных культурно-географических общностях люди пользовались разными пищевыми растениями, вели отбор.

2. Второй период – начало развития производительных сил – 12500-3500 лет назад – на базе возникших земледельческих и скотоводческих общностей.

3. Третий период быстрого развития человечества – 3500-1500 лет назад – развитие крупных мировых цивилизаций: Европейско-Переднеазиатской, Восточноазиатской, Центральноевразиатской (Великая степь), Мексикано-центральноамериканской, Андийской.

В раскопках, датируемых разным возрастом, находят семена и остатки плодов:

12500 лет назад – начало земледелия в странах Ближнего Востока и прилегающих районов С.Африки – примитивные пшеница, ячмень, бобовые.

12000 лет назад – начало земледелия в Южной Азии (СЗ Таиланд) - бобовые – вика, горох, арековая пальма, азиатская фасоль, огурец, бутылочная тыква.

10000 лет назад – начало земледелия в Китае на иной основе – однолетние зерновые злаки, просо, чумиза (Setaria italica).

7500 лет назад – начало земледелия в Мексикано-Центральноамер. центре – маис (кукуруза), фасоль, настоящие тыквы.

5500 лет назад – начало земледелия в Южной Аравии, В.Африке (Судан, Эфиопия, Йемен), Тропической Африке (бассейны Нигера и Конго)

Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову – это те этнические историко-географические общности, где велся продолжительный отбор из большого разнообразия генетического материала:

1. Южноазиатский тропический,

2. Восточноазиатский

3. Юго-западноазиатский,

4. Средиземноморский,

5. Абиссинско-Южноаравийский,

6. Мексиканский

7. Андийский.

Закономерности, которые выделил Н.И. Вавилов:

1) Сохранение наибольшего разнообразия генов в центрах происхождения культурных растений.

2) В генетических центрах сосредоточены важные доминантные гены, определяющие устойчивость к болезням и вредителям, высокое качество продукции и др.;

3) На окраинах ареалов высокоразвитого земледелия сосредоточены носители рецессивных генов, определяющих многочисленные ценные в селекционном отношении признаки;

4) Следует различать первичные и вторичные культурные растений. Возникновение вторичных культурных растений связано с сорняками первичной культуры. Рожь изначально была сорняком в посевах пшеницы. Пшеница – первичная культура, рожь – вторичная.

5) Первичными очагами культурных растений были горные районы.

Подавляющее большинство культурных растений интродуцировано из др. р-нов и континентов: напр., картофель, тыква, фасоль, кукуруза, подсолнечник и др. растения были завезены в Европу, а затем и в Россию из Америки.

Примеры интродукции растений в древности:

- походы древних егип­тян в страну Пунт (современная Эфиопия), из кото­рых, помимо прочего, привозились и растения, ко­торые затем выращивались в дворцовых и храмовых садах Египта;

- создание знаменитых вися­чих садов вавилонской царицы Семирамиды, осно­ву которых составили горные растения с Армянско­го нагорья, родины царицы;

2. Начало интродукции растений на Руси.

Начиная с XI в. интродукция растений осуществлялась преимущественно в монастырских садах: Валаамский (XIV в.), Коневецкий (XIV в.), Муромский (XIV в.), Александро-Свирский (XV в.), Соловецкий (XV в.) и др.

Работы по интродукции растений значительное развитие получили в XVI и в последующие века, в период великих географических открытий. В это время в Европу интродуцируются из Америки картофель и кукуруза, подсолнечник, перец стручковый, томат, табак и др.

XVIII век – Петровская Русь - начало планомерной интродукции растений в связи с активным градостроительством. По указу Петра-I в Петербурге был создан «Аптекарский огород», в задачу которого входило освоение новых полезных растений из других стран во флоре России. В последующие годы ведущую роль по интродукции принимают на себя ботанические сады Петербурга и Москвы, а на юге страны - Никитский ботанический сад в Крыму.

Интродукционный поток был направлен и из Евразии в Америку:

В Центр. и Юж. Америку сахарный тростник попал из Юж. Азии через Канарские о-ва.

В Сев. Америке уже в 17 в. культивировались привезённые из Европы слива, яблоня, груша, конский каштан и др.

Интродукция растений долгое время пребывала в качестве составной части различных сель­скохозяйственных наук.

2. Оформление Интродукции растений в самостоятельную науку. – вторая половина XIX в. В конце XIX в. технический прогресс способствует интродукции из Америки гевеи и какао, из Австралии - эвкалиптов, из южной Европы и северной Африки - пробкового дуба и лавра благородного, из Восточной Азии - чая, цитрусовых и бамбуков.

В 1854 г. в Париже было создано общество, а в 1857 г. в Москве основан комитет по акклиматизации растений.

Теоретическое осмысление интродукции растений – признак выделения интродукции как самостоятельной научной области знания.

Теория «Интродукция растений» впервые была обоснована в 1855 Альфонсом Декандолем. Он писал так: «Земледелие…возникло в древности в трех больших областях…, между которыми не происходило никакого сообщения. Это Китай, ЮЗ Азия (вместе с Египтом) и Тропическая Америка…Я указываю лишь на то, что великие цивилизации, основанные на земледелии, возникли в этих трех странах независимо».

Теория инродукции растений была развита и углублена Н. И.Вавиловым на основе созданной им теории «Центров происхождения культурных растений » (1926).

Н. И. Вавилов вместо чисто эмпирич. приёмов “проб и ошибок” предложил прогнозировать реальный успех И. р. путём [путем] сопоставления всей суммы природных условий родины интродуцента с таковыми же р-на интродукции.

Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений: Ю.Азиатский тропический, В.Азиатский, ЮЗ.Азиатский, Средиземноморский, Абиссинско-Южноаравийский, Мексиканский, Андийский

В первичных центрах сосредоточен основной генофонд диких сородичей и древнейших форм культурных растений - носителей генов, ценных в селекционном отношении.

Во вторичных географических центрах многих культурных растений (вследствие мутаций и гибридизации) часто сосредоточены носители новых признаков, перспективных для селекции (урожайность, высокое качество продукции, скороспелость и др.). В результате вмешательства человека растения из этих центров переселялись в новые области, расширялся ареал того или другого вида.

Таким образом, от диких видов, которые часто представляют ценность и сами по себе, произошли современные культурные пшеница, ячмень, рожь, овёс, кукуруза, соя, хлопчатник, подсолнечник и др.

Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов –

studlib.info

История лаборатории интродукции древесных растений

Строительство сада начато в 1932 г. под руководством члена-корреспондента АН БССР, профессора Мельника С.П.. Отдел дендрологии создан в ЦБС НАН Беларуси одним из первых в 1933 г. Им руководил профессор Мельник С.П. С 1939 года фактически до 1957 года (с учетом Великой Отечественной войны, различных реорганизаций) отдел возглавлял Нестерович Н.Д., избранный в последствии академиком. В довоенный период коллектив ЦБС АН БССР, наряду со строительством сада, проводил обширную научно-исследовательскую работу в области интродукции растений, изучения местной флоры и растительности, декоративного садоводства и помологии. Под руководством видных ученых того времени (профессоров Мельника С.П., Томина М.П., Василькова М.Г., Проскурякова 3.П.) работала способная молодежь (Нестерович Н.Д., Пидопличко А.П., Черненков А.И. и др.), многие представители которой впоследствии заняли видное положение в советской биологической науке.

Наиболее значительными научными трудами, опубликованными в этот период, были два тома «Определитель лишайников БССР» Томина М.П., монография «Дикорастущие плодовые и ягодные растения БССР» Проскурякова 3.П.. Были подготовлены к печати «Флора БССР», 1-й том, «Деревья и кустарники для зеленого строительства БССР» (под ред. Соколова С.Я.), «Определитель мхов БССР» (Лазаренко А.С.), «Гибридизация тополей» (Нестерович Н.Д.), а также материал для 2-го тома «Флоры БССР». В работе над книгой «Флора БССР» с учеными сада тесно сотрудничали крупнейшие ботаники страны – профессора Федченко Б.А., Шишкин Б.К., Соколов С.Я., Лазаренко А.С., известный дендролог Малеев В.П. и др.

Велика заслуга в создании дендрологических коллекций сада и развитии исследований в области интродукции древесных растений академика АН БССР Нестеровича Н.Д.

В период немецко-фашистской оккупации Ботанический сад был подвергнут огромным разрушениям.

С 1944 г. до середины 1947 г. Центральный ботанический сад являлся единственным в системе Академии наук БССР научным учреждением ботанико-биологического профиля, чем и объясняется расширение круга его научной деятельности по сравнению с довоенным периодом, когда наряду с Ботаническим садом работал Институт биологии. В структуре сада в это время функционировал и отдел дендрологии.

В 1945 г. на основе частично сохранившихся рукописей восстановлен и дополнен 1-й том «Флоры БССР», составлена карта естественного распространения грибов и дикорастущих плодов и ягод в Белоруссии, издан «Определитель сфагновых мхов» (Пидопличко А.П.). В 1946 г. значительно расширены физиологические и начаты геоботанические исследования основных типов лугов, дубрав, дикорастущих ягодников (черника, клюква). Успешно завершена работа над рукописью 2-го тома «Флоры БССР» и повторно подготовлен к печати 3-й том «Определителя лишайников БССР».

С 1957 по 1989 гг. отдел, впоследствии лабораторию интродукции древесных растений, возглавлял доктор биологических наук Шкутко Н.В.

Первым крупным обобщением итогов интродукции древесных растений в Белоруссии явилась трехтомная монография Нестеровича Н.Д. с сотрудниками «Интродуцированные деревья и кустарники Белорусской ССР» (1959 – 1961). В 1968 г. вышла в свет коллективная работа под редакцией Смольского Н.В. «Деревья, кустарники, розы и сирень».

Изучение интродуцированных древесных растений в БССР, в том числе и хвойных, велось как в систематическом и биоэкологическом планах (Георгиевский С.Д., 1925, 1931; Новиков А.Л., 1931; Нестерович Н.Д., 1949, 1953, 1955; Иванова Е.В., 1952; Чекалинская Н.И., 1953 и др.), так и в лесоводственном (Миронов К.Ф., 1951, 1956, 1958; Савченко А.И., 1951; Дилендик Н.Н., 1958, 1960; Федоров Н.И., 1955; Янушко А.Д. 1959, 1960. 1962 и др.).

В разные периоды в лаборатории работали Красник А.И., Купчинов Н.Н., Лысоконь П.Ф., Пронько В.О., Черненков А.И., Иванов А.Ф., Чекалинская Н.И., Трухановский Д.С., Пономарева А. В., Игнатович А.В., Корзун А.Н., Белый М.И., Выглазов В.М., Липницкий В.А., Матыцкий М., Мурашко Н.П., Бибиков Ю.А., Мисник Г., Хоров Л.М., Хоткина О.Г., Вайтович Л.П., Занина Н., Копать В., Гуцевич Л., Новичкова Т., Булгак Р., Ребрикова А., Шуравко М.В., Ивашин Л.В., Иванов С.А., Бобореко Е.З., Чаховский А.А., Орленок Е.И., Афанаскина И.П., Антонюк Е.Д., Торчик В.И., Зеленкевич А.В., Карпенко Н.В., Вересковский В.В., Галынская Н.А. и др. видные ученые и специалисты.

Хвойным растениям посвящены монографии Шкутко Н.В. «Хвойные экзоты Белоруссии и их хозяйственное значение» и «Хвойные, растения в зеленом строительстве Белоруссии», «Хвойные Белоруссии» и др. Большая работа по интродукции и изучению лиан проведена Бибиковым Ю.А.. В работе Бобореко Е.3. «Боярышник» отражены итоги интродукции представителей этого рода. Опредсленным этапом интродукционных исследований явилась книга Чаховского А.А. и Шкутко Н.В. «Декоративная дендрология Белоруссии». Итогам интродукции и изучению отдельных родовых комплексов посвящены работы Ботяновского И.Е. «Культура рододендронов в Белоруссии», Чаховского А.А. и Орленок Е.И. «Таволги в декоративном садоводстве», Чаховского А.А. и Орленок Е.И. «Культура жимолости в Белоруссии», «Вейгела в Белоруссии», Чаховского А.А., Буровой Э.А., Орленок Е.И., Гусаровой Л.П. «Красивоцветущие кустарники для садов и парков». В коллективной монографии «Древесные растения Центрального ботанического сада АН БССР» подведены итоги интродукции древесных растений за 50 лет существования Сада.

Наиболее полные данные инвентаризации древесных экзотов Западной Белоруссии с краткой эколого-биологической характеристикой и оценкой перспектив культуры приведены в работе Федорука А.Т. «Интродуцированные деревья и кустарники западной части Белоруссии». Им же изданы монографии «Древесные растения садов и парков Белоруссии», «Садово-парковое искусство Белоруссии», «Опыт интродукции лиственных древесных растений в Белоруссии», «Старинные парки Белоруссии» и др.

В 2005 г. лаборатория преобразована в отдел интродукции древесных растений. С 2010 г. – вновь лаборатория.

В настоящее время в лаборатории работают кандидаты биологических наук Гаранович И.М. – заведующий лабораторией, Македонская Н.В., Снигирев Г.С., Шпитальная Т.В. – заведующий сектором, научные сотрудники Рудевич М.Н., Гринкевич В.Г., Блинковский Е.Д., агрономы и инженеры Носко Н.П., Булах А.Г., Архаров А.В. и др.

cbg.org.by

интродукция растений

однолетних и многолетних цветочных растений, а также семена газонных трав. Коллекционный фонд лаборатории составляет свыше 2000 видов, форм и сортов. Наиболее полно представлены следующие родовые комплексы и сортовые коллекции: Agrostis L., Aster L., Astilbe

Hamilt., Chrysanthemum L., Crocus L., Festuca L., Gladoilus L., Hemerocalis., Hosta Tratt., Iris L., Lilium L., Muscari Mill., Narcissus L.,

Paeonia L., Phlox L., Poa L., Rosa L., Salvia L., Scilla L., Tagetes L.,

включая сорта и гибриды.

За полувековой период исследований первичную интродукцию прошли свыше 3500 образцов декоративных растений, выявлены 640 видов, форм и сортов с высокими адаптационными возможностями и декоративными качествами, проведено изучение биологических особенностей интродуцентов с использованием морфогенетических, онтогенетических, анатомических, гистохимических, цитологических и генетико-селекционныхметодов, разработаны комплексные сортименты для озеленения парадных городских цветников, промышленных площадок, детских и медицинских учреждений с учетом специфики микроэкологических условий, создана база для гарантированного обеспечения ведущих озеленительных организаций города и области посадочным материалом перспективных интродуцентов.

По результатам исследований опубликовано более 500 научных работ и практических рекомендаций, в том числе 12 монографий и сборников. Наиболее значимые из них: «Розы в открытом грунте Западной Сибири» В.И. Коробов (1981), «Горошек душистый» Д.И. Пятицкая (1976), «Гладиолусы в Западной Сибири» Л.Л. Седельникова, Л.П. Зубкус (1987), «Морфология мятлика лугового и использование его в газонной культуре» Г.И. Сенаторова (1981) и др.

Лаборатория интродукции лекарственных и пряно- ароматических растений

Исследования в области интродукции лекарственных и пряноароматических растений ведутся в ЦСБС СО РАН в течение сорока лет лабораторией растительных ресурсов, а с 1984 года лабораторией лекарственных и пряноароматических растений.

Основная задача исследований – разработка теоретических основ интродукции лекарственных и пряноароматических растений в Сибири и выделение перспективных по продуктивности, содержанию биологически активных веществ и устойчивости видов, популяций и форм. Значительное внимание при этом уделяется изучению генофонда перспективных видов в условиях естественного произрастания.

studfiles.net

ИСТОРИЯ ИНТРОДУКЦИИ РАСТЕНИЙ

Лекция 2

 

1. Древний мир. Начало интродукции растений - пере­ход от собирательства к выращиванию растений – «неолетическая революция». Интродукция возникла стихийно на ранних этапах развития человеческого общества, почти одновременно с переходом человека к оседлому образу жизни и возделыванию пищевых и технич. растений поблизости от своего жилья.

Современное разнообразие культивируемых расте­ний - результат осуществлявшейся на протяжении тысячелетий интродукции растений, то есть их введения в культуру. Очень важны для понимания современного разнообразия культурных видов, сортов, форм начальные и очень продолжительные этапы освоения человеком природных богатств – от 30000 лет назад до 12500 лет назад – ошеломляющее богатство растительной пищи. В разных культурно-географических общностях люди пользовались разными пищевыми растениями, вели отбор.

2. Второй период – начало развития производительных сил – 12500-3500 лет назад – на базе возникших земледельческих и скотоводческих общностей.

3. Третий период быстрого развития человечества – 3500-1500 лет назад – развитие крупных мировых цивилизаций: Европейско-Переднеазиатской, Восточноазиатской, Центральноевразиатской (Великая степь), Мексикано-центральноамериканской, Андийской.

 

В раскопках, датируемых разным возрастом, находят семена и остатки плодов:

12500 лет назад – начало земледелия в странах Ближнего Востока и прилегающих районов С.Африки – примитивные пшеница, ячмень, бобовые.

12000 лет назад – начало земледелия в Южной Азии (СЗ Таиланд) - бобовые – вика, горох, арековая пальма, азиатская фасоль, огурец, бутылочная тыква.

10000 лет назад – начало земледелия в Китае на иной основе – однолетние зерновые злаки, просо, чумиза (Setaria italica).

7500 лет назад – начало земледелия в Мексикано-Центральноамер. центре – маис (кукуруза), фасоль, настоящие тыквы.

5500 лет назад – начало земледелия в Южной Аравии, В.Африке (Судан, Эфиопия, Йемен), Тропической Африке (бассейны Нигера и Конго)

 

Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову – это те этнические историко-географические общности, где велся продолжительный отбор из большого разнообразия генетического материала:

1. Южноазиатский тропический,

2. Восточноазиатский

3. Юго-западноазиатский,

4. Средиземноморский,

5. Абиссинско-Южноаравийский,

6. Мексиканский

7. Андийский.

 

Закономерности, которые выделил Н.И. Вавилов:

1) Сохранение наибольшего разнообразия генов в центрах происхождения культурных растений.

2) В генетических центрах сосредоточены важные доминантные гены, определяющие устойчивость к болезням и вредителям, высокое качество продукции и др.;

3) На окраинах ареалов высокоразвитого земледелия сосредоточены носители рецессивных генов, определяющих многочисленные ценные в селекционном отношении признаки;

4) Следует различать первичные и вторичные культурные растений. Возникновение вторичных культурных растений связано с сорняками первичной культуры. Рожь изначально была сорняком в посевах пшеницы. Пшеница – первичная культура, рожь – вторичная.

5) Первичными очагами культурных растений были горные районы.

 

Подавляющее большинство культурных растений интродуцировано из др. р-нов и континентов: напр., картофель, тыква, фасоль, кукуруза, подсолнечник и др. растения были завезены в Европу, а затем и в Россию из Америки.

 

Примеры интродукции растений в древности:

- походы древних егип­тян в страну Пунт (современная Эфиопия), из кото­рых, помимо прочего, привозились и растения, ко­торые затем выращивались в дворцовых и храмовых садах Египта;

- создание знаменитых вися­чих садов вавилонской царицы Семирамиды, осно­ву которых составили горные растения с Армянско­го нагорья, родины царицы;

 

 

2. Начало интродукции растений на Руси.

Начиная с XI в. интродукция растений осуществлялась преимущественно в монастырских садах: Валаамский (XIV в.), Коневецкий (XIV в.), Муромский (XIV в.), Александро-Свирский (XV в.), Соловецкий (XV в.) и др.

 

Работы по интродукции растений значительное развитие получили в XVI и в последующие века, в период великих географических открытий. В это время в Европу интродуцируются из Америки картофель и кукуруза, подсолнечник, перец стручковый, томат, табак и др.

 

XVIII век – Петровская Русь - начало планомерной интродукции растений в связи с активным градостроительством. По указу Петра-I в Петербурге был создан «Аптекарский огород», в задачу которого входило освоение новых полезных растений из других стран во флоре России. В последующие годы ведущую роль по интродукции принимают на себя ботанические сады Петербурга и Москвы, а на юге страны - Никитский ботанический сад в Крыму.

 

Интродукционный поток был направлен и из Евразии в Америку:

В Центр. и Юж. Америку сахарный тростник попал из Юж. Азии через Канарские о-ва.

В Сев. Америке уже в 17 в. культивировались привезённые из Европы слива, яблоня, груша, конский каштан и др.

 

Интродукция растений долгое время пребывала в качестве составной части различных сель­скохозяйственных наук.

 

2. Оформление Интродукции растений в самостоятельную науку. – вторая половина XIX в. В конце XIX в. технический прогресс способствует интродукции из Америки гевеи и какао, из Австралии - эвкалиптов, из южной Европы и северной Африки - пробкового дуба и лавра благородного, из Восточной Азии - чая, цитрусовых и бамбуков.

В 1854 г. в Париже было создано общество, а в 1857 г. в Москве основан комитет по акклиматизации растений.

Теоретическое осмысление интродукции растений – признак выделения интродукции как самостоятельной научной области знания.

Теория «Интродукция растений» впервые была обоснована в 1855 Альфонсом Декандолем.Он писал так: «Земледелие…возникло в древности в трех больших областях…, между которыми не происходило никакого сообщения. Это Китай, ЮЗ Азия (вместе с Египтом) и Тропическая Америка…Я указываю лишь на то, что великие цивилизации, основанные на земледелии, возникли в этих трех странах независимо».

Теория инродукции растений была развита и углублена Н. И.Вавиловым на основе созданной им теории «Центров происхождения культурных растений» (1926).

Н. И. Вавилов вместо чисто эмпирич. приёмов “проб и ошибок” предложил прогнозировать реальный успех И. р. путём [путем] сопоставления всей суммы природных условий родины интродуцента с таковыми же р-на интродукции.

Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений: Ю.Азиатский тропический, В.Азиатский, ЮЗ.Азиатский, Средиземноморский, Абиссинско-Южноаравийский, Мексиканский, Андийский

 

В первичных центрах сосредоточен основной генофонд диких сородичей и древнейших форм культурных растений - носителей генов, ценных в селекционном отношении.

Во вторичных географических центрах многих культурных растений (вследствие мутаций и гибридизации) часто сосредоточены носители новых признаков, перспективных для селекции (урожайность, высокое качество продукции, скороспелость и др.). В результате вмешательства человека растения из этих центров переселялись в новые области, расширялся ареал того или другого вида.

Таким образом, от диких видов, которые часто представляют ценность и сами по себе, произошли современные культурные пшеница, ячмень, рожь, овёс, кукуруза, соя, хлопчатник, подсолнечник и др.

Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов –

 

5rik.ru

ИНТРОДУКЦИЯ РАСТЕНИЙ | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы

В пособии 11 основных разделов, в которые включены актуальные вопросы по интродукции растений. Предложенные вопросы в концентрированном виде обобщают основной материал. После каждой темы для закрепления знаний студентов имеются контрольные вопросы.

Пособие отвечает требованиям Государственного стандарта и соответствует программе спецкурса «Интродукция растений» и является дополнительным источником знаний для студентов биологических факультетов, учителей-биологов, учащихся школ с углубленным изучением биологии.

Содержание

Тема 1. Введение. Понятие об интродукции растений

Тема 2. Теории и методы интродукции растений

Тема 3. Развитие интродукции в различных странах

Тема 4. Происхождение культурных растений

Тема 5. Ритмы роста и развития растений

Тема 6. Ботанические сады. Их роль в разработке теории и практики интродукции растений

Тема 7. Интродукция пищевых, пряно-ароматических и эфиромасличных растений

Тема 8. Интродукция кормовых и технических культур

Тема 9. Интродукция лекарственных растений

Тема 10. Интродукция редких и исчезающих растений

Тема 11. Интродукция декоративных растений

Тема 12. Интродукция растений и научно техническая революция

Библиографический список

Тема 1. Введение. Понятие об интродукции растений.Вопросы темы:

 

1. Предмет и содержание дисциплины «Интродукция растений».

2. Определение термина «интродукция».

3. Связь науки интродукции с другими науками.

 

1. Предмет и содержание дисциплины «Интродукция растений»

Едва ли какая – либо другая дисциплина более чем интродукция растений, способна к такому глубокому позитивному освоению растительного мира и раскрытию всех его глубинных сторон. Она является наукой синтетической, многоплановой и активно обогащает различные отрасли деятельности человека.

Предметом дисциплины «Интродукция растений» является изучение целенаправленной деятельности человека по продвижению растений в совокупности теорий и методов, способствующих процессам их акклиматизации и обогащению культурной флоры, и изучение конечной цели интродукции – как процесса освоения и использованию интродуцентов в практике народного хозяйства.

2. Определение термина «интродукция».

Термин произошел от латинского «introductio» -введение.

Интродукция – термин, утвержденный Международным Советом ботанических садов: «Интродукция – это целеустремленная деятельность человека по введению в культуру в данном естественноисторическом районе растений (родов, видов, подвидов, сортов и форм), ранее не произраставших или перенос их из местной флоры.

Интродукция – один из важнейших путей обогащения местного генофонда растений и позволяет решать теоретические и самые различные практические задачи, дает возможность подобрать лучшие виды с ценными хозяйственными признаками. Источниками для интродукции могут быть местная растительность, флора соседних районов, областей, а также различных стран и даже континентов.

«Под интродукцией следует понимать введение в культуру всякого растения, местного или иноземного», — писал А.В. Гурский (1957, с.39). В интродукции различают натурализацию и акклиматизацию. По словам Гурского: «акклиматизация — это такой случай интродукции растения, когда требуется комплекс мероприятий, при помощи которых можно в корне перестраивать биологию растения в нужном направлении».

Понятие "интродукция растений" включает в себя активный характер деятельности человека, которая направлена на обогащение культурной флоры новыми растениями (Вавилов, 1935), что можно рассматривать как увеличение биологического разнообразия природных и антропогенных экосистем (Алимов и др., 1997).

Связь науки интродукции с другими науками.

Интродукция растений является составной частью ботанического ресурсоведения и связана с практической деятельностью человека.

Ботаническое ресурсоведение – наука комплексная, ассимилирующая информации других дисциплин (систематика, филогения, биохимия, фармакогнозия, фармакология, интродукция и др.).

Интродукция растений представляет собой область приложения различных биологических наук, она соприкасается со многими из них, заимствуя их теоретические положения и методы (экология, систематика, география, агрономия, лесоведение). Среди ботанических дисциплин, призванных решать вопросы интродукции, одно из ведущих мест принадлежит физиологии растений, поскольку, изучая зависимость процессов жизнедеятельности растений от условий окружающей среды, она вскрывает и механизмы приспособления растений к внешним факторам.

Физиологические исследования призваны помочь интродуктору в поиске и отборе исходных форм растений, изучении их жизнедеятельности в новом месте обитания и в выработке рекомендаций эффективных приемов воздействия на интродуценты для облегчения процесса их адаптации и повышения продуктивности.

Интродукцию растений отличает целеустремленность исследователя при работе с интродуцентами, то есть осмысленное овладение их полезными свойствами и качествами. Характерно также и то, что вид или его популяция вводится в культуру в пределах его ареала, так и за его границами, поскольку в природе нет совершенно идентичных условий, и нормы реакции ограничивают адаптационные возможности вида не только в пределах ареала, но и вне его.

Интродукторы занимаются изучением подбора и переноса растений из одних условий существования в другие, познанием закономерностей изменчивости растительных организмов и разработкой методов освоения и использования в народном хозяйстве.

 

Контрольные вопросы:

1.Что следует понимать под «интродукцией»?

2.Что является предметом для изучения дисциплины «Интродукция растений»?

3. Составной частью какой науки является интродукция растений?

4. Чем занимаются интродукторы?

 

| следующая страница ==>
Слова в переносном значении. | Тема 2. Теории и методы интродукции растений

Дата добавления: 2014-11-15; просмотров: 1.

Поделиться с ДРУЗЬЯМИ:

refac.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта