Хвойные растения общая характеристика. Хвойные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Краткая характеристика класса хвойные, особенности строения, представители. Хвойные растения общая характеристика


Общая характеристика класса Хвойные растения

17.08.2016

Многочисленный класс Голосеменных

  • Наличие хвои – игольчатых листьев;
  • Наличие шишек, в которых находятся семенах зачатки;
  • Мощный верхушечный рост;
  • Ветроопыляемых растения;
  • Вегетативное размножение отсутствует, однако человек научился укоренять живые с помощью особых веществ;
  • Наличие смоляных ходов;

Разнообразие Хвойных

  • Сосна – У растений формируется широкая крона, ежегодно образуется новое кольцо ветвей, то есть новая мутовка ветвей. Первое кольцо формируется на третьем году жизни. Посчитать возраст сосны можно добавив количеству колец ветвей два года. Сосна обыкновенная, сосна крымская, сосна горная
  • Ель – У растений формируется пирамидальная крона. Имеющиеся длинные шишки, которые свисают вниз. Ель обыкновенная (ель)
  • Лиственница – мягкая хвоя собрана в пучки. Шишки небольшие и держатся на ветвях несколько лет. Лиственницы – светолюбивые растения. Лиственница польская, лиственница европейская
  • Можжевельник – небольшие деревья или кусты. В них формируются особые шишкоягоды – это шишки, которые имеют мясистые чешуи, а потому похожи на ягоды. Можжевельник обыкновенный, можжевельник казацкий, можжевельник красный
  • Тис – Кусты или дерева с красно-серой корой, в которой отсутствуют смоляные ходы. Молодые вегетативные органы тиса ядовиты. После оплодотворения в семени формируется присеменником, который сначала зеленый, а затем приобретает желтый или красный цвет. Тис ягодный
  • Кедр – род насчитывает всего четыре вида. Все кедры – большие и мощные деревья. Кедр ливанский даже изображен на флаге Ливана и встречается на юге Украины. кедр ливанский

Использование Хвойных:

В молодых побегах, шишках и хвои содержатся фитонциды – это биологические вещества, которые убивают микроорганизмы, поэтому человек использует Хвойные для оздоровления воздуха.

Использование в химической промышленности для производства смолы, спиртов, скипидара, ацетона и др.

Использование в мебельной промышленности.

90% лесов на Земле имеют в своем составе Хвойные растения!

Размножение Хвойное на примере сосны обыкновенной

Сосна – однодомное растение. На шишках есть два типа чешуек – покровные и семенные чешуи. Пыльцевые мешки, то есть спорангии, собранные в стробилы, из них будет формироваться мужской гаметофит. Семенах зачатки лежат открыто на чешуйках женских шишек. Женский гаметофит представлен двумя архегониях, внутри которых по яйцеклетке, и эндоспермом. Голосеменных свойственно опыления ветром, при котором один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй – погибает. Из других клеток женского гаметофита формируется первичный эндосперм семени. Шишки и пыльцевые мешки образуются весной. После рассеивания пыльцы, пыльцевые мешки опадают. Запыленные шишки с красноватых и мягких превращаются в зеленые и твердые. Их чешуи загибаются и шишка отделяется от сосны. Оплодотворение происходит через 12-15 месяцев после опыления. Когда примерно через два года семя созревает, шишка становится бурой, ее чешуи открываются и семена высыпаются. В семян имеющиеся крыловидные придатки, как на рисунке, способствует их распространению ветром. Высыпания семян происходит примерно на третий год после оплодотворения.

« Отдел Голосеменные растения Отдел Покрытосеменные растения »

moyaosvita.com.ua

Хвойные растения: характеристика, представители и значение

Хвойные — самые многочисленные и широко распространенные современные растения, их насчитывают 560 видов. По своему значению в природе и для человека они занимают второе место после покрытосеменных и представляют собой процветающую группу.

Общая характеристика

По внешнему виду это деревья и кустарники самых различных размеров: от карликовых сосен (сосна-пигмей горных и субальпийских торфяников высотой до 1м) до гигантских деревьев (секвойя — 100м высотой и 11м в диаметре, мамонтово дерево или Секвойядендрон гигантский — до 12м в диаметре). Травянистые хвойные не обнаружены.

Мамонтово дерево - представитель хвойных растений

Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки. У большинства хвойных листья многолетние, но у некоторых видов опадают ежегодно (лиственница).

Типичными представителями хвойных являются сосна обыкновенная и ель — основные лесообразующие породы лесной зоны.

Ель — вечнозеленое высокое стройное дерево с конусовидной кроной. В отличие от сосны ель теневынослива, в связи с этим нижние ветви живут долго. Хвоя ели короткая, жесткая, располагается поодиночке, живет на дереве от 5 до 9 лет. Корни у ели располагаются в поверхностном слое почвы, поэтому сильные ветры могут вывернуть дерево с корнями.

Размножается ель, как и сосна, семенами, но шишки ее более крупные, семена созревают поздней осенью того же года. Созревшие шишки раскрываются, высвобождая семена той же осенью или зимой, после чего опадают целиком. Семена прорастают весной следующего года на влажной питательной почве в тени деревьев. Первые 15 лет ель растет медленно, ежегодный прирост составляет 5-15 см, после чего она начинает расти быстрее и обгоняет сосну.

Читайте подробнее про строение сосны обыкновенной.

Кроме сосны (около 100 видов), и ели (до 50 видов) широко известны такие хвойные, как лиственница, пихта, кедр, кипарис, можжевельник, туя, тисс.

Значение хвойных в природе и для человека

Хвойные растения наряду с цветковыми имеют важное значение в природе и для человека. В хвойных лесах накапливается большое количество биомассы. Леса нашей страны занимают 30% площади. А они состоят из хвойных деревьев, главным образом, из сосны, ели, лиственницы.

В лесах самых различных областей северного полушария главнейшими образователями ландшафта являются хвойные. Так, сосны образуют светлые сухие сосновые боры, могут расти они и вместе с елью, и в смешанных лесах. На песчаных почвах сосна задерживает движение песков, закрепляет почву у оврагов и обрывов.

Ель вместе с пихтой образует темнохвойную тайгу. В южных районах европейской части страны она образует сложный ельник вместе с липой и дубом.

Леса на склонах гор и по берегам рек уменьшают весенние наводнения и задерживают ветры. Снег в лесу тает медленно, вода задерживается в почве, испаряется постепенно, создается благоприятный микроклимат для других растений, животных и человека.

Леса и парки городов создают чистый воздух, обогащенный кислородом. Многие деревья, особенно хвойные, выделяют фитонциды — вещества, убивающие микроорганизмы, поэтому сосновые леса являются хорошими местами отдыха и лечения людей.

Древесина голосеменных находит широкое применение в качестве строительного материала, широко используется в целлюлозно-бумажной промышленности. При сухой перегонке древесины сосновых, а также из живицы (прозрачной, ароматной смолы, выделяющейся из ран сосны) получают скипидар, канифоль.

Хвоя находит применение в медицине, так как содержит витамин С, каротин. Семена некоторых сосновых употребляют в пищу (кедровые орешки). Многие представители используются как декоративные растения (туя, тисс, лиственница, кипарис).

animals-world.ru

Краткая характеристика класса хвойные, особенности строения, представители.

Поиск Лекций

Класс хвойные (Pinopsida) включает два подкласса — давно вымершие кордаиты (Соrdаitidае) и ныне живущие хвойные (Рinidае). Уже само название класса говорит о том, что тут объединены растения с игольчатыми или чешуевидными листьями, которые называют хвоей, но это относится к ныне живущим хвойным. У кордаитов листья были линейные, длина их составляла до I м при ширине 20 см. Кордаиты считаются промежуточным звеном между семенными папоротниками и Рinidае.

К хвойным относятся такие деревья, как сосна, ель, кедр, лиственница, пихта.

В цикле развития голосеменных наблюдается последовательная смена двух поколений — спорофита и гаметофита с господством спорофита. Гаметофиты сильно редуцированы, причем мужские гаметофиты голо- и покрытосеменных растений не имеют антеридиев.

Особенности строения мегастробила и микростробила голосеменных на примере шишек сосны.

Микростробилы жёлтые или красноватые, располагаются у основания побега текущего года, состоят из многочисл. чешуевидных тычинок. Мегастробилы вырастают одиночно или группами, обычно вблизи верхушки или на концах растущих побегов. У сосны мы имеем лишь одиночные микростробилы.

Отдел покрытосеменные растения. Общая характеристика. Представления о происхождении покрытосеменных.

Отдел покрытосеменные или цветковые. Отличительным признаком покрытосеменных является наличие у представителей отдела цветков. Произошли покрытосеменные, по-видимому, от семенных папоротников, хотя ряд авторов выводит покрытосеменные из других отделов голосеменных, или даже из риниевых.

С давних времен цветковые растения делят на два класса: двудольные и однодольные. Сейчас их называют Magnoliopsida и Liliopsida. Сравнительная морфология не дает достоверных кодонов классов, хотя еще ни один студент не спутал представителей этих классов. Проблема диагностики классов решается по принципу совокупности критериев, известных еще из курса средней школы.

Типы систем покрытосеменных растений. Критерии, лежащие в основе построения эволюционных систем.

Заметное влияние на развитие науки и познание растительного мира оказала в свое время искусственная система, созданная великим шведским естествоиспытателем К. Линнеем (1735). Начиная со второй половины XVIII в. появляются первые естественные системы, господствовавшие в науке до конца XIX в. Одна из них принадлежала виднейшему представителю династии французских ботаников А. Жюсье (1789). Естественную систему швейцарского натуралиста О. Декандоля, созданную в первой половине XIX в., использовали даже в 30-е годы нашего века. В англоязычных странах длительное время наиболее употребительной была система, разработанная двумя выдающимися английскими ботаниками — Д. Бентамом и Д. Гукером (публикация книги 1862-1883). Растения в этих системах группировались на основе морфологического сходства.Первой генеалогической системой считается система, созданная крупнейшим немецким ботаником-географом А. Энглером на рубеже XIX и XX столетий. В ней впервые была учтена возможная преемственность морфологических признаков. Честь реформы классификации цветковых растений на новых началах принадлежали немецкому ботанику X. Галлиру (1912) и американскому исследователю Ч. Бесси (1915). В основании системы покрытосемянных Галлир помещал группу Proterogenae, среди которой главной были магнолиевые. Бесси древнейшей группой цветковых считал рана-лиевые (Ranales), куда также включались магнолиевые и, кроме того, лютиковые. Система цветковых, разработанная А. Л. Тахтаджяном. В этой системе древнейшей группой покрытосемянных считается порядок магнолиевых, от предков которых произошли все ныне живущие покрытосемянные.Для оценки примитивности или продвинутости (степени специализации) того или иного таксона обычно используют так называемые эволюционно-морфологические ряды, построенные в соответствии с критериями эволюционной продвинутости. Эти критерии определяют на основе анализа общих эволюционных тенденций развития всей группы, они показывают главное направление эволюционных изменений отдельных органов или морфологических структур в рассматриваемой группе растений. Начальные члены каждого эволюционного ряда систематики оценивают как относительно примитивные, а конечные — как эволюционно продвинутые. Анализ отдельных таксонов на примитивность и продвинутость признаков позволяет в определенной степени оценить их положение в системе.

poisk-ru.ru

Хвойные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы.

6 сынып 38 сабағы/ урок 38 Дата: 19.02.2016

Сабақтың тақырыбы/Тема урока: Хвойные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения в регионе школы.

Лабораторная работа № 20. Внешнее строение голосеменных.

Сабақтың мақсаты/Цель урока: охарактеризовать отличительные особенности голосеменных растений от споровых растений, раскрыть значение появления семян для распространения растений.

Сабақтың міндеттері/Задачи урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о высших растениях, раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями. На примере сосны и ели рассмотреть условия жизни и строение голосеменных.

Развивающие: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся с натуральными объектами; умение сравнивать развивать понятия об особенностях строения высших голосеменных растений, их многообразием;

Воспитательные: формирование экологической культуры у школьников; воспитание бережного отношения и любви к природе.

Сабақтың түрі/Вид урока: урок изучения нового материала в виде игры - кругосветки

Сабақтың әдісі/Методы: словесные, наглядные, работа в группах, решение биологических задач, лабораторная работа.

Межпредметные связи: ИЗО (использование репродукций картин И.И. Шишкина)

Оборудование: гербарии хвои и шишки сосны и ели, лупы, линейки, индивидуальные тетради для выполнения лабораторной работы, гербарий можжевельника, кипариса, коллекция шишек голосеменных, сигнальные карточки, ПК, гербарии споровых растений, листы учета выполнения заданий, конверты с заданиями, таблички со станциями.

Сабақтың барысы/Ход урока:

I.Ұйымдастыру кезеңі/Организационный момент

Настрой

Встаньте все красиво

С гостями поздоровайтесь учтиво

Тихо сядьте, спины прямо

Все легонечко вздохнем

И работать мы начнем.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок в виде игры-кругосветки. Вы будете работать на 5 станциях.

На 4-х станциях «Систематическая», «Практическая», «Знаешь ли ты?» и «Терминологическая» вы должны показать свои знания и умения по теме «Споровые растения», которые будут оцениваться как опрос домашнего задания.

На станциях «Систематическая», «Практическая», «Знаешь ли ты?» вы будете работать в группе, а на станции «Терминологическая» - индивидуально. Причём на станции «Терминологическая» задания дифференцированные, вы по желанию можете выбрать задания разного уровня сложности: в красном конверте - 3 уровень сложности (на оценку «5»), в зелёном - 2 уровень сложности (на оценку «4»), в жёлтом - 1 уровень сложности (на оценку «3»).x

Время работы на каждой из 4-х станции - 5 минут. Я подаю сигнал, по которому вы прекращаете работу и переходите на соседнюю станцию (по ходу часовой стрелки). Работа на станциях начинается каждый раз по команде учителя: «Приступить к работе».

А на 5-ой станции «Морфологическая» будете работать по изучению нового материала. (все группы одновременно будут выполнять индивидуальные задания)

Желаю удачи. «Приступить к работе».

II. Тірек білімдер пісіктау/Актуализация опорных знаний

1. работа в группах - по станциям

Станция « Систематическая »

На станции представлены:1) гербарии семенных растений; 2) муляж гриба трутовика; 3) белый мох - гербарий; 4) гербарий водоросли; 5) задание.

Задания:

1. Среди выданных экземпляров отберите споровые растения.

2. Определите названия данных растений.

3. Назовите, к какому подцарству и отделу относится каждое споровое растение.

Станция « Знаешь ли ты? »

На станции представлена разрезанная схема размножения папоротника.

Задание:

1. На листе учета выполнения заданий составьте цикл развития папоротника.

2. Назовите этапы развития папоротника. (по цифрам составьте схему размножения папоротника)

3. Что является у папоротника гаметофитом и спорофитом?

Станция «Практическая»

На станции находится: 1) водоросль ламинария, мох сфагнум, папоротник, плаун, торф и хвощ.

Задание 1 группе

Задание: Вы решили заняться бизнесом - открыть свой ресторан. Шеф-повар испытал затруднения в подборе фирменных блюд. Помогите ему. Выберите те растения, из которых можно приготовить блюда. Какие блюда из этих растений вы предложите в меню?

Задание 2 группе

Задание: Что из предложенного вы могли бы использовать при постройке избушки в лесу? Как ещё вы можете использовать эти объекты в своей избушке?

Задание: Что из предложенного вам формируется из отмирающих частей растения без доступа кислорода? Как он используется человеком?

Задание: Какое растение можно использовать для лечения ран вместо ваты? Объясните почему.

Станция « Терминологическая »

На станции представлены 3 конверта с заданиями. Вы по желанию можете выбрать задания разного уровня сложности: в красном конверте - 3 уровень сложности (на оценку «5»), в зелёном - 2 уровень сложности (на оценку «4»), в голубом - 1 уровень сложности (на оценку «3»).

Задания в красном конверте:

I вариант

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

г…метофит –…………………………………………..

р…зоиды –……………………………………………..

тал…ом –……………………………………………….

ва…я–……………………………………………...

хр…матофор –…………………………………………

II вариант

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

спор…фит –……………………………………………

хл…рофил… -…………………………………………

вай.. –……………………………………………….

п…гмент –……………………………………………...

зар…сток -……………………………………………..

III вариант

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

опл…дотворение –……………………………………

спор…фит –……………………………………………

хл…рофил… -…………………………………………

з…гота –……………………………………………….

зар…сток -……………………………………………..

Задания в зелёном конверте:

I вариант

Дайте определение:

Гамета –………………………………………………

Ризоиды –…………………………………………….

Спорофит –…………………………………………...

Таллом –……………………………………………..

Хлорофилл -………………………………………….

II вариант

Дайте определение:

Зигота –………………………………………………

Вайя –……………………………………………

Таллом –……………………………………………..

Заросток –……………………………………………

Гаметофит -………………………………………….

III вариант

Дайте определение:

Зигота –………………………………………………

Гаметофит -………………………………………….

Оплодотворение –…………………………………...

Таллом –……………………………………………..

Заросток –……………………………………………

Задания в голубом конверте:

I вариант

Найди соответствие:

гамета

Половая клетка

спорофит

Бесполое поколение растения

зигота

Оплодотворённая яйцеклетка

гаметофит

Половое поколение растения

ризоиды

Выросты тела, служащие для прикрепления

II вариант

Найди соответствие:

хлорофилл

Зелёный пигмент

хроматофор

Органоид водорослей, содержащий хлорофилл, где происходит фотосинтез

таллом

Слоевище, тело водоросли

антеридий

мужские половые органы, в которых образуются сперматозоиды

зигота

Оплодотворённая яйцеклетка

III вариант

Найди соответствие:

архегоний

женские половые органы, в которых образуются яйцеклетки

пигмент

Красящее вещество

зигота

Оплодотворённая яйцеклетка

хроматофор

Органоид водорослей, содержащий хлорофилл, где происходит фотосинтез

таллом

Слоевище, тело водоросли

III. Жаңа сабақ /Новая тема

Всем известна детская загадка:

Зимой и летом одним цветом? (ель), (можно назвать и сосну, и кедр..)

Что летом и зимой в рубашке одной? (ель, сосна)

Эти растения относятся к отделу голосеменных растений, характеризуются тем, что образуют семена, как и покрытосеменные растения.

Ребята, сосны это растения, относящиеся к отделу Голосеменные растения. А как вы думаете, почему их назвали голосеменные?

Голосеменными эти растения называют потому, что их семена развиваются не в плодах как у покрытосеменных растений, а лежат открыто (голо) на поверхностях чешуй шишек. Наиболее знакомые, важные и многочисленные голосеменные – это хвойные растения.

1.Многообразие голосеменных растений.

Вначале мезозойской эры, 300 млн. лет назад, в связи с изменением климата и иссушением водоемов стали вымирать последние представители древовидных папоротников. Их сменили растения, которые могли размножаться без влаги. Это голосеменные растения.

Первые голосеменные делились на 6 классов. В настоящее время 2 класса полностью вымерли, а 4 оставшиеся стали менее разнообразными, чем раньше. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже — кустарниками и очень редко — лианами; травянистых растений среди них нет.

Подавляющее большинство голосеменных — это вечнозеленые растения с хорошо развитыми стеблем, листьями и корневой системой.

Отдел Голосеменных состоит из следующих классов

Саговниковые

Гинкговые

Гнетовые

Хвойные

Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки.

Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго - это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.

Класс Гнетовые включает 70 видов.

Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.

К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки.

Класс Хвойные ( каждая группа дает характеристику представителям класса)

Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят - 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, секвойя.

Ели это высокие деревья с прямыми стволами. Крона в виде пирамиды, а ветви расположены ярусами. Ель любит простор и растёт на увлажненных и плодородных почвах. Теневынослива. Ель играет важную роль в формировании растительного покрова планеты.

Хвоя ели зеленая, но различных оттенков, от темного до светлого.

Главная ценность ели – её древесина. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Из ели получают скипидар и канифоль.

Лиственница – очень красивое дерево. Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками. Хвоя мягкая, плоская, располагается на побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет.

Пихта - имеет целебную хвою с замечательным ароматом.

Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты — вертикально стоящие шишки– «свечки». Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары.

Сосна - Дерево высотой 25—40 м. Ствол прямой. Крона высоко поднятая, конусовидная, а затем округлая, широкая, с горизонтально расположенными ветвями. Побеги вначале зелёные, затем к концу первого лета становятся серо-светло-коричневыми.

Хвоинки расположены по две в пучке. У молодых деревьев хвоинки длиннее (5—9 см), у старых короче (2,5—5).

2. Общие признаки голосеменных растений.

Познакомившись с представителями голосеменных, назовите их общие признаки, о которых вы узнали.

  1. Органы - лист, стебель, корень.

  2. Лист – хвоинка.

  3. Шишка – видоизмененный побег.

  4. Размножение с помощью – семян.

3.Изучение строения голосеменных растений на примере сосны и ели.

А теперь, мы детально рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны и ели в результате выполнения лабораторной работы. Объяснение целей работы, последовательность её выполнения.

На партах у учащихся тетради для лабораторных работ.

Лабораторная работа № 20 «Внешнее строение голосеменных»

Цель: изучить внешнее строение сосны и ели, выявить особенности их строения.

Оборудование: гербарии хвои ели и сосны, линейка.

Ход работы - (в учебнике для 6 класса Р. Алимкулова, А. Ахметов стр. 131)

IV. Физкультминутка

Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. ( подняли все руки вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. ( встали на носочки, потянулись ещё выше)

Ветер сильный налетел,

Все деревья раскачал. (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад).

Ветки гнутся взад- вперед.

Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим . (Дети садятся за парты).

V. Сабақтың бекету/ Закрепление

Учащиеся, поднимаются сигнальные карточки красной или зеленой стороной.

Желтый цвет – “утверждение верно”

Красный цвет – “не согласен с утверждением”

1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег –

шишка.

2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья,

получившие название хвоя.

4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.

5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.

6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.

7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.

VI. Рефлексия

«Дерево успеха».

На доску крепится лист ватмана. На нём нарисовано дерево. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный).Красный - я активен и уверен на уроке, жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; зелёный - у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома... 

VII. Үйге тапсырма беру/Домашнее задание:

§39;

Решение творческих биологических задач.

Задача 1

Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу или в сосновом бору? Почему?

Задача 2

Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу. Почему? Прав ли он?

Задача 3

Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный.

А где хвоя?

Опала.

По чьей вине?

Природы.

Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?9i

Станция « Систематическая »

На станции представлены:1) гербарии семенных растений; 2) муляж гриба трутовика; 3) белый мох - гербарий; 4) гербарий водоросли; 5) задание.

Задания:

1. Среди выданных экземпляров отберите споровые растения.

2. Определите названия данных растений.

3. Назовите, к какому подцарству и отделу относится каждое споровое растение.

Станция « Знаешь ли ты? »

На станции представлена разрезанная схема размножения папоротника.

Задание:

1. На листе учета выполнения заданий составьте цикл развития папоротника.

2. Назовите этапы развития папоротника. (по цифрам составьте схему размножения папоротника)

3. Что является у папоротника гаметофитом и спорофитом?

Станция «Практическая»

На станции находится: 1) водоросль ламинария, мох сфагнум, папоротник, плаун, торф и хвощ.

Задание 1 группе

Задание: Вы решили заняться бизнесом - открыть свой ресторан. Шеф-повар испытал затруднения в подборе фирменных блюд. Помогите ему. Выберите те растения, из которых можно приготовить блюда. Какие блюда из этих растений вы предложите в меню?

Станция «Практическая»

На станции находится: 1) водоросль ламинария, мох сфагнум, папоротник, плаун, торф и хвощ.

Задание 2 группе

Задание: Что из предложенного вы могли бы использовать при постройке избушки в лесу? Как ещё вы можете использовать эти объекты в своей избушке?

Задание: Что из предложенного вам формируется из отмирающих частей растения без доступа кислорода? Как он используется человеком?

Задание: Какое растение можно использовать для лечения ран вместо ваты? Объясните почему.

Станция « Систематическая »

На станции представлены:1) гербарии семенных растений; 2) муляж гриба трутовика; 3) белый мох - гербарий; 4) гербарий водоросли; 5) задание.

Задания:

1. Среди выданных экземпляров отберите споровые растения.

2. Определите названия данных растений.

3. Назовите, к какому подцарству и отделу относится каждое споровое растение.

Станция « Знаешь ли ты? »

На станции представлена разрезанная схема размножения папоротника.

Задание:

1. На листе учета выполнения заданий составьте цикл развития папоротника.

2. Назовите этапы развития папоротника. (по цифрам составьте схему размножения папоротника)

3. Что является у папоротника гаметофитом и спорофитом?

Задания в красном конверте:

I вариант

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

г…метофит –…………………………………………..

р…зоиды –……………………………………………..

тал…ом –……………………………………………….

ва…я–……………………………………………...

хр…матофор –…………………………………………

II вариант

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

спор…фит –……………………………………………

хл…рофил… -…………………………………………

вай.. –……………………………………………….

п…гмент –……………………………………………...

зар…сток -……………………………………………..

III вариант

Вставьте пропущенные буквы и дайте определение:

опл…дотворение –……………………………………

спор…фит –……………………………………………

хл…рофил… -…………………………………………

з…гота –……………………………………………….

зар…сток -……………………………………………..

Задания в зелёном конверте:

I вариант

Дайте определение:

Гамета –………………………………………………

Ризоиды –…………………………………………….

Спорофит –…………………………………………...

Таллом –……………………………………………..

Хлорофилл -………………………………………….

II вариант

Дайте определение:

Зигота –………………………………………………

Вайя –……………………………………………

Таллом –……………………………………………..

Заросток –……………………………………………

Гаметофит -………………………………………….

III вариант

Дайте определение:

Зигота –………………………………………………

Гаметофит -………………………………………….

Оплодотворение –…………………………………...

Таллом –……………………………………………..

Заросток –……………………………………………

Задания в голубом конверте:

I вариант

Найди соответствие:

гамета

Половая клетка

спорофит

Бесполое поколение растения

зигота

Оплодотворённая яйцеклетка

гаметофит

Половое поколение растения

ризоиды

Выросты тела, служащие для прикрепления

II вариант

Найди соответствие:

хлорофилл

Зелёный пигмент

хроматофор

Органоид водорослей, содержащий хлорофилл, где происходит фотосинтез

таллом

Слоевище, тело водоросли

антеридий

мужские половые органы, в которых образуются сперматозоиды

зигота

Оплодотворённая яйцеклетка

III вариант

Найди соответствие:

архегоний

женские половые органы, в которых образуются яйцеклетки

пигмент

Красящее вещество

зигота

Оплодотворённая яйцеклетка

хроматофор

Органоид водорослей, содержащий хлорофилл, где происходит фотосинтез

таллом

Слоевище, тело водоросли

Ели это высокие деревья с прямыми стволами. Крона в виде пирамиды, а ветви расположены ярусами. Ель любит простор и растёт на увлажненных и плодородных почвах. Теневынослива. Ель играет важную роль в формировании растительного покрова планеты.

Хвоя ели зеленая, но различных оттенков, от темного до светлого.

Главная ценность ели – её древесина. Поэтому музыкальные инструменты, изготовленные из ели обладают изумительным звуком и резонансом. Из ели получают скипидар и канифоль.

Лиственница – очень красивое дерево. Она радует глаз зеленой пушистой хвоей и нарядными красноватыми шишечками. Хвоя мягкая, плоская, располагается на побегах пучками. Светолюбива. Средний возраст лиственницы 300 лет.

Пихта - имеет целебную хвою с замечательным ароматом.

Самое главное отличие пихты от других хвойных деревьев – это листья. Только издалека они похожи на хвоинки. На самом деле это узкие, плоские листочки. Характерный признак пихты — вертикально стоящие шишки– «свечки». Пихта морозоустойчива. Из ветвей получают эфирное масло для производства лекарственного препарата камфары.

Сосна - Дерево высотой 25—40 м. Ствол прямой. Крона высоко поднятая, конусовидная, а затем округлая, широкая, с горизонтально расположенными ветвями. Побеги вначале зелёные, затем к концу первого лета становятся серо-светло-коричневыми.

Хвоинки расположены по две в пучке. У молодых деревьев хвоинки длиннее (5—9 см), у старых короче (2,5—5).

multiurok.ru

Описание хвойных растений

   «Описание хвойных растений, 

а именно:

лиственница, ель,

сосна, пихта».

                                                                            Выполнил: ученица

                                                               

                                                                Проверил: учитель

                                               Ижевск, 2007

СОДЕРЖАНИЕ

1.     Введение………………………………………………………………стр.3

2.     Лиственница…………………………………………………………..стр.4

3.     Ель……………………………………………………………………..стр.5

4.     Сосна…………………………………………………………………..стр.6

5.     Пихта…………………………………………………………………..стр.7

6.     Заключение……………………………………………………………стр.8

7.     Литература…………………………………………………………….стр.9

ВСТУПЛЕНИЕ

Много в нашей жизни интересного (небо, облака, животные, леса), и мне хочется всё это узнать, поэтому целью моего реферата является изучение четырёх хвойных деревьев: лиственницы, ели, сосны и пихты. Задачи: рассмотреть чешуйки и хвоинки; рассмотреть ствол дерева; узнать, где распространено.

ЛИСТВЕННИЦА

В сибирском городе Тюмени во время раскопок обнаружили старый водопровод. Целый век пролежали его деревянные трубы в земле и не сгнили. Оказывается, трубы были из лиственницы.

Сибиряки любят это дерево. Уж очень много у него ценных качеств. Сибирской лиственнице не страшны сильные морозы. Не ломают её и сильные ветры. К почке она не привередлива, а растёт быстро и живёт около 400-500 лет. Древесина её славится прочностью. Высотой дерево бывает 30-50 м., а  в диаметре – больше 1,5 метров.

  Лиственничные леса – это 2/5 «зелёного моря» нашей страны. Красивую, стройную лиственницу часто выращивают в парках. Хвоя у неё густая, но мягкая. К осени она окрашивается в нежно-золотистый цвет и на зиму опадает, как у лиственных пород. Поэтому и дерево – лиственница.

ЕЛЬ

Мрачный и тёмный стоит еловый лес. 300 лет прошло, прежде чем выросли такие могучие деревья. Огромные ёлки поднялись высоко к небу.

Еловые ветки почти не пропускают солнечный свет. Поэтому в густом ельнике не растёт трава. Земля покрыта сухими коричневыми и пустыми шишками.

Иголки у елей – это тонкие необычные листья. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло, каждая иголка-хвоинка живёт долго: 5-7 лет, а потом падает на землю. Но ели никогда не сбрасывают свою хвою полностью. Это вечнозелёное растение, иголки у него сменятся постепенно.

Шишки у ели узкие и длинные. Семена в них мелкие, с крылышками. Раскроются шишки, ветер подхватит крылатые семена, и там, где опустится семечко, вырастет молодая пушистая ёлочка.

Шишек на ёлке много, в каждой шишке по 50-60 семян. Семена елей – любимое лакомство лесных жителей: клестов и дятлов, белок и мышей. Зимой еловый лес зверей и птиц спасает не только от голода, но и от стужи: в еловом лесу не бывает ветра.

 Из толстых еловых брёвен люди строя тёплые дома, делают красивую мебель, делают бумагу.

У ели самая звонкая древесина, поэтому из ели делают музыкальные инструменты.    

  

СОСНА

Сосна любит свет и простор, поэтому в сосновых лесах всегда светло и весело. Залитый солнцем сосновый бор создаёт у людей праздничное настроение.

Сосна стоит зелёной в любое время года. Это вечнозелёное дерево. А иголки сменяют друг друга не все сразу, а постепенно.

Сосновые иголки длиннее, чем у ели. Они прикреплены к сосновой ветке по две хвоинки вместе.

Сосна растёт на сухих местах. Её корни уходят глубоко в землю, добывая воду из глубины. Сосны с такими корнями вырастают высокие и стройные.

Ствол у сосны красного цвета, как будто у меди, и блестит на солнце. А внизу, ближе к земле, кора коричневая и очень толстая.

Шишки у сосны мелкие. Сначала зелёные, а потом серые. Под деревьями всегда лежит ворох пустых шишек. Семена их разнесло по ветру, или съели птицы и белки.

Воздух в сосновом бору всегда чистый, потому что запах сосны убивает всех микробов. Из смолы и хвои сосны люди делают лекарства.

В морозы гуще молодых сосёнок тепло и тихо. Сюда приходят погреться лоси, здесь же они кормятся молодыми веточками сосен.

Сосна даёт пропитание и жилище многим лесным жителям: дятлам, белкам, совами глухарям. Белка устраивает своё гнездо в пышной кроне сосны, потому что даже в сильный дождь капли стекают по хвое и стволу и не попадают в беличий домик.

Живёт это замечательное дерево 300-500 лет.

ПИХТА

Пихта сибирская произрастает в Сибири от верхнего течения рек Лены и Алдана до Урала; на юг распространяется до Джунгарского Алатау; особенно обширные леса образует в Саянах и на Алтае; встречается также на северо-востоке европейской части Р.Ф., предпочитает богатые, суглинистые, достаточно увлажнённые и дренированные почвы.

Пихта сибирская – хвойное вечнозелёное дерево до 30 метров  высотой, с глубоко идущей стержневой системой. Ствол достигает в диаметре 50-55 см., покрыт тёмно – серой корой, местами с поперечными морщинами и Смолиными вздутиями. Крона узкопирамидальная, низкоопущенная. Побеги желтовато – серые, с редкими короткими волосками, реже – голые. Хвоя душистая, мягкая, плоская, 1-2 см. длины, сверху тёмно – зелёная, блестящая, снизу с двумя продольными беловатыми полосками. Цветки однодомные, собраны в колоски. Мужские колоски одиночные, пазушные, расположены на верхних ветках, состоящих из тычинок, спирально расположенных на стерженьке, окружённом при основании чешуйками. Женские колоски развиваются у боковых почек, состоят из зеленоватых или  красноватых кроющих чешуй, в пазухах которых расположены семяпочки. Шишки светло – коричневые (сначала красно – бурые), прямостоячие, вверх направленные, 5-9 см. длины, при созревании рассыпающиеся (стержень шишек остается на дереве продолжительное время). Семена светло – бурые, с клиновидными крылышками. Цветёт в мае – начале июня. Семена созревают в августе, осыпаются в сентябре – октябре.

В Карпатах и северо–западной части Украины в виде примеси в  еловых и смешанных лесах встречается пихта белая. Отличается от пихты сибирской размерами (она достигает в диаметре 1 м. и в высоту 30-55 м.), цветом коры  светло – серая с красноватым оттенком. В районах Дальнего Востока встречается пихта почкочешуйная и пита цельнолистная. Они отличаются от пихты сибирской незначительными морфологическими деталями.

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я узнала, почему лиственница называется лиственницей, почему в еловых лесах темно, а в сосновых наоборот и где произрастет пихта. Я выполнила все поставленные перед собой задачи, а главное цель, и узнала новое про все эти растения.ЛИТЕРАТУРА

1.                     «Что такое, кто такой» 3-я часть, Москва «Педагогика – Пресс» 1997г.

2.                     «Мир животных и растений» Т.Д.Нуждина, Ярославль «Академия развития» 1998г.

3.                     «Растения в медицине», издательство саратовского университета 1988г.

www.coolreferat.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта