Биолог Бимба-Цырен Намзалов: «Алтаргана – моё любимое растение». Харгана растение
«Алтаргана – моё любимое растение» — Алтаргана 2018
В 2016 году Бурятия проводит национальный фестиваль «Алтаргана». В преддверии величественного бурят-монгольского праздника мы поговорили с доктором биологических наук, профессором, заведующим кафедрой ботаники Бурятского государственного университета Бимба-Цыреном Намзаловым.
Как связаны «Алтаргана» и ботаник? Организаторы вдруг обнаружили, что за всю историю встречи бурят-монголов никто толком не чествовал само растение, чье название носит фестиваль.
Поэтому мы и обратились к доктору биологических наук Бимба-Цырену Намзалову, чтобы он рассказал, каким образом кустарник Алтаргана символизирует бурятский дух и почему праздник так важен для народа.
Справка: Бимба Батомункуевич Намзалов заведующий кафедрой, доктор биологических наук, профессор. Биография В 1972 г. окончил Бурятский государственный педагогический институт им. Д. Банзарова В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию «Структура и сезонная динамика степных фитоценозов Западной Тувы» (ЦСБС СО АН СССР, г. Новосибирск) В 1992 г. защитил докторскую диссертацию «Горные степи Южной Сибири (Тува и Юго-Восточный Алтай)» (ЦСБС СО РАН, г. Новосибирск) В 1998 г. присвоено ученое звание профессора В 2000 г. избран член-корреспондентом Российской Академии Естественных наук С 2007 г. Почетный работник высшего профессионального образования РФ С 1996 г. заведующий кафедрой Научные интересы Экология, фитоценология и география растительности, а также проблемы классификации и картографии растительного покрова. Опубликовано более 250 работ, из них: монографий — 12, учебных пособий — 5.– Бимба Батомункуевич, почему гербарий растения Алтарганы в вашей коллекции уникальный? Ведь это растение довольно широко распространено.
– Этот гербарный экземпляр «Караганы карликовой» или по-бурятски «Алтарганы» был собран основателем нашего университетского Гербария Михаилом Андреевичем Рещиковым, большим знатоком растительного мира Бурятии и в целом Байкальской Сибири. Все материалы нашего гербария ценятся так же, как и раритетные музейные экспонаты, имеют свои номера и тщательно охраняются. Ну и при этом, я для вас выбрал лучший экземпляр, который был собран в 60-х годах прошлого века: у него цветы в полной сохранности и качество отличное! Хотя, вы правильно заметили, само по себе растение широко распространено. И люди неверно думают, что оно растет только в местах проживания бурят. С другой стороны, под названием «алтаргана» растение существует только у бурят-монголов, алтайцы и тувинцы называют его по-своему.
Бурятское название – Алтаргана, Алтан харгана Латинское научное название – Caragana pygmaea (L.) DC. Русское название – Карагана карликовая Алтаргана – степное растение, широко распространено в Монголии, в горах Алтая, Хакасии, Тувы, Бурятии и Даурии-Маньчжурии. Алтаргана – растение из семейства Fabaceae (Бобовые), рода Caragana (Карагана). Это невысокий кустарник с небольшим числом основных стеблевых побегов – стволиков (в среднем от 2-3) с желтовато-золотистой корой, стволики в верхних частях обильно ветвятся на многочисленные тонкие побеги с серовато-буроватой корой, побеги густо покрыты линейно-ланцетными листочками, сближенными основаниями в виде пучка или веера (обычно из 4-ех листочков). Цветки ярко-желтые на коротких цветоножках (Курбатский, 1994). Корни шнуровидные, до 5 см. в диаметре, глубоко проникают в почву. В горах, на каменистых местообитаниях стебли алтарганы формируют ярко-золотистый цвет коры, достигает до 1,0 м. и более высоты, имеет особенно выразительный, яркий и красочный облик.
– Неприметный…? (задумывается). Вы просто его не видели, наверное. Я много лет занимаюсь изучением растительного мира Сибири, особенно близка мне степная растительность Алтая, Тувы, Монголии и, конечно, нашего Забайкалья. Везде, где я работал, всегда его отличал среди многообразия кустарников, как яркое и приметное растение. Во-первых, прежде всего этот вид поражает своей красивой золотисто-желтой корой. Кустарник вырастает до 1,0 и более метра, у него шикарная раскидистая крона. И, что самое удивительное, таким ярким и заметным он получается только если растет на каменистой местности в горах. Особи этого же вида караганы в долинах, где почва плодороднее и менее каменистая, уже не имеют такой красивый и запоминающийся облик! Эту особую форму или разновидность караганы карликовой еще в начале прошлого XX века крупнейшие ботаники, профессора Томского университета Б.К. Шишкиным и Л.П. Сергиевская выделили как самостоятельный вид – Карагана блестящая (Caragana splendens прим. авт). Сегодня это название растения существует лишь как синоним Караганы карликовой, означая своеобразную экологическую форму этого вида, которая характерна на каменистых местообитаниях. Других отличительных признаков современные систематики растений в этой форме не выявили.
– То есть один и тот же вид развивается по-разному? А не пробовали пересаживать семена?
– Да, и это удивительный факт. Если говорить о семенах той, как я считаю, настоящей Алтарганы, растущей на камнях в горах, то после посева их в долине, они вырастали обычными неприметными приземистыми кустиками и не имели золотистой коры. И здесь, я думаю, можно провести параллель между нашим народом и этим растением.
– Значит, с названием национального фестиваля «Алтаргана» не ошиблись?
– Конечно, такое название было выбрано правильно. Бурят-монголы – это народ с богатой многовековой историей – их жизнь сопоставима с Алтарганой, ведь народ тоже выживал и преодолевал трудные условия жизни. И при этом люди тоже становились еще краше, еще необыкновеннее.
– А что вы можете сказать по поводу разных названий кустарника? Многие ведь спорят, какое из них все-таки верное?
– Мы, буряты, называя растение алтарганой, понимаем, что это значит. Но для тех, которые не знают бурятского языка, возникли трудности перевода, они взяли и просто-напросто перевели с бурятского на русский как «Золотарник». На самом деле, это название давно занято. Если алтаргана – это кустарник до 1,5 метров, то золотарник – это травянистое растение, далекий родственник обычного одуванчика, растет в лесах, на луговых полянах, зарослях кустарников. Да и семейства у них разные: алтаргана из семейства бобовых, а золотарник принадлежит к сложноцветным. Вот поэтому прямой перевод с бурятского на русский приводит к таким ошибкам. Русское название Алтарганы – Карагана карликовая.
– В этом году Бурятия станет хозяйкой встречи бурят-монголов. Организаторы начали подготовку еще в прошлом году, все хотят провести фестиваль достойно, был даже брошен клич среди народа о внесении предложений. Что бы вы предложили оргкомитету?
– Если бы мне удалось побывать на прошедших фестивалях «Алтарганы», у меня были бы хорошие основания для размышления. Все познается в сравнении. Это ведь не Сурхарбан, у этого фестиваля смысл несколько иной. Поскольку это большой этнический праздник, объединяющий близкородственные народы, то здесь должно быть больше этнокультурного, фольклорного начала, но и нельзя исключать то, что существовало испокон веков – я имею в виду традиционные состязания в силе и ловкости – скачки на лошадях, борьбу, стрельбу из лука и так далее.
– Фестиваль «Алтаргана» задумывался и проводится как праздник единства родственных бурятских племен. Как вы считаете, поможет ли это сблизить народы, разбросанные по всему миру?
– Буряты широко распространены по всему миру, а когда ты живешь вдалеке от родины, ты хочешь больше узнать о своем этносе, начинаешь испытывать ностальгию. Это и есть в какой-то мере испытание для семьи, рода, этноса. Я думаю, что не зря есть такое благопожелание молодоженам: «Шулуутай газарта гэрээ түхеэрэгты, шонотой газарта малаа баригты – На каменистой земле дом постройте, в местности с волками скот разводите», несмотря на кажущуюся абсурдность пожелания, я считаю, что эта народная мудрость содержит в себе глубокий смысл. В условиях, когда все легко дается, человек расслабляется, порождает баловство, распадаются семьи, а если вместе испытывают и преодолевают трудности – очаг становится крепче, появляются глубокие корни. Отсюда и начинается жизнь, устойчивость. Это относится не только к одной семье, но и к этносу тоже. В этом и смысл фестиваля «Алтаргана». И организаторы пришли к правильной идее, что фестиваль каждый раз должен проходить в разных уголках и долинах большого ареала бурят-монгольского этноса.
– Буряты издавна любили посвящать песни цветам, деревьям. А какому растению вы сами бы посвятили песню, или стихи?
– Я думаю, что в степи много чего красивого растет, но все-таки не случайно наши предки выбрали алтаргану, и я тоже выбираю её. Я, например, когда увижу алтаргану, я не могу не фотографировать этот кустарник. У меня много фотографий этого растения и на всех алтаргана смотрится по-разному. Другие растения также прекрасные, но меня они так сильно и постоянно не привлекают почему-то.
— После этого мне тоже захотелось посмотреть! Подскажите, где мне можно найти алтаргану?
– Езжайте к стоянке Гэсэра, где мост с оленями. Там обязательно найдете.
Автор статьи: Дулма Батомункуева
www.altargana.info
лекарственное растение, применение, отзывы, полезные свойства, противопоказания
В медицине
В Российскую Фармакопею аргания не включена и официальной медициной не используется. Масло, изготовленное из плодов арганового дерева, широко применяется в народной медицине Марокко при нейродермите, для заживления ожогов и трещин на коже. Масло богато полезными веществами: токоферолами, каротином, незаменимыми и ненасыщенными жирными кислотами.
Противопоказания и побочные действия
Противопоказание к употреблению арганового масла одно - индивидуальная непереносимость компонентов. Также лучше не злоупотреблять этим продуктом тем, кто имеет склонность к повышенному весу, так как у масла очень высокая калорийность (около 900 ккал в 100 г).
В кулинарии
В кулинарии чаще используют масло из обжаренных семян. Обработка таким образом придает маслу характерный необычный запах и вкус. Оно получается немного терпкое, с ореховым запахом. Масло арганы лучше всего использовать в небольших количествах, в качестве заправки, а вот жарить на нем не рекомендуется, чтобы сохранить больше полезных свойств.
Аргановое масло встречается в рецептах традиционной кухни Марокко и других стран Африки. Марокканские повара используют масло в качестве заправки для различных салатов, при приготовлении десертов, а также мясных и рыбных блюд.
Аргановое масло добавляют перед подачей в традиционные блюда «кускус» и «таджин». А в качестве полезного завтрака марокканцы едят йогурт с медом, в который добавляют небольшое количество масла арганы.
Масло арганы очень калорийное и является одним из ингредиентов традиционной пасты амлу. Эта паста состоит из арганового масла, измельчённого миндаля и мёда. Амлу обычно едят с хлебом или пшеничными лепешками.
На сегодняшний день аргановое масло можно встретить и в международных ресторанах. Повара добавляют его в супы из овощей и бобовых, в сложные салаты (особенно хорошо масло арганы подчеркивает пикантный вкус голубого или козьего сыра). Также аргановым маслом сбрызгивают поджаренные на гриле мясо, рыбу и овощи перед подачей. Это придает блюдам особый вкус.
В косметологии
Аргановое масло является одним из ценных и редких компонентов самых высококачественных и эффективных кремов, лосьонов и шампуней.
Масло арганы питает сухую кожу, разглаживает мелкие морщинки, особенно вокруг глаз, возвращает зрелой коже упругость, свежесть и здоровый цвет. Предотвращает появление растяжек.
Масло придает здоровый блеск волосам, избавляет от перхоти.
В отличие от других видов масел, аргановое масло отлично впитывается, не оставляет жирных следов на коже, одежде и постельном белье. Также оно очень экономно расходуется: если наносить масло арганы на лицо в чистом виде, достаточно всего нескольких капель. При сухой коже лица косметологи рекомендуют смешивать аргановое масло с гелем алоэ пополам.
В других областях
В Марокко местные племена называют аргановое дерево «деревом жизни». Ведь оно не только защищает почву от эрозии и сохраняет влагу, но и обеспечивает живущих в пустыне берберов древесиной, которую используют как строительный материал и как топливо.
Также дерево дает пищу людям - аргановое масло, корм для коз и других выращиваемых племенами животных (животные едят кору, листья этого дерева, мякоть плодов и жмых, оставшийся от производства масла).
lektrava.ru
Биолог Бимба-Цырен Намзалов: «Алтаргана – моё любимое растение» - Soyol.ru
Биография В 1972 г. окончил Бурятский государственный педагогический институт им. Д. Банзарова В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию "Структура и сезонная динамика степных фитоценозов Западной Тувы" (ЦСБС СО АН СССР, г. Новосибирск) В 1992 г. защитил докторскую диссертацию "Горные степи Южной Сибири (Тува и Юго-Восточный Алтай)" (ЦСБС СО РАН, г. Новосибирск) В 1998 г. присвоено ученое звание профессора В 2000 г. избран член-корреспондентом Российской Академии Естественных наук С 2007 г. Почетный работник высшего профессионального образования РФ С 1996 г. заведующий кафедрой
Научные интересы Экология, фитоценология и география растительности, а также проблемы классификации и картографии растительного покрова. Опубликовано более 250 работ, из них: монографий - 12, учебных пособий - 5. Бурятское название – Алтаргана, Алтан харгана Латинское научное название – Caragana pygmaea (L.)DC. Русское название – Карагана карликовая Алтаргана – степное растение, широко распространено в Монголии, в горах Алтая, Хакасии, Тувы, Бурятии и Даурии-Маньчжурии. Алтаргана – растение из семейства Fabaceae (Бобовые), рода Caragana (Карагана). Это невысокий кустарник с небольшим числом основных стеблевых побегов – стволиков (в среднем от 2-3) с желтовато-золотистой корой, стволики в верхних частях обильно ветвятся на многочисленные тонкие побеги с серовато-буроватой корой, побеги густо покрыты линейно-ланцетными листочками, сближенными основаниями в виде пучка или веера (обычно из 4-ех листочков). Цветки ярко-желтые на коротких цветоножках (Курбатский, 1994). Корни шнуровидные, до 5 см. в диаметре, глубоко проникают в почву. В горах, на каменистых местообитаниях стебли алтарганы формируют ярко-золотистый цвет коры, достигает до 1,0 м.и более высоты, имеет особенно выразительный, яркий и красочный облик.
– То есть один и тот же вид развивается по-разному? А не пробовали пересаживать семена? – Да, и это удивительный факт.Если говорить о семенах той, как я считаю, настоящей Алтарганы, растущей на камнях в горах, то после посева их в долине, они вырастали обычными неприметными приземистыми кустиками и не имели золотистой коры. И здесь, я думаю, можно провести параллель между нашим народом и этим растением. – Значит, с названием национального фестиваля «Алтаргана» не ошиблись?
– Конечно, такое название было выбрано правильно. Бурят-монголы – это народ с богатой многовековой историей –их жизнь сопоставима с Алтарганой, ведь народ тоже выживал и преодолевал трудные условия жизни. И при этом люди тоже становились еще краше, еще необыкновеннее. – А что вы можете сказать по поводу разных названий кустарника? Многие ведь спорят, какое из них все-таки верное? – Мы, буряты, называя растение алтарганой, понимаем, что это значит.
Но для тех, которые не знают бурятского языка, возникли трудности перевода, они взяли и просто-напросто перевели с бурятского на русский как «Золотарник». На самом деле это название давно занято. Если алтаргана – это кустарник до 1,5 метров, то золотарник – это травянистое растение, далекий родственник обычного одуванчика, растет в лесах, на луговых полянах, зарослях кустарников. Да и семейства у них разные: алтаргана из семейства бобовых, а золотарник принадлежит к сложноцветным. Вот поэтому прямой перевод с бурятского на русский приводит к таким ошибкам. Русское название Алтарганы – Карагана карликовая. – В этом году Бурятия станет хозяйкой встречи бурят-монголов.Организаторы начали подготовку еще в прошлом году, все хотят провести фестиваль достойно, был даже брошен клич среди народа о внесении предложений. Что бы вы предложили оргкомитету? – Если бы мне удалось побывать на прошедших фестивалях «Алтарганы», у меня были бы хорошие основания для размышления. Все познается в сравнении. Это ведь не Сурхарбан, у этого фестиваля смысл несколько иной. Поскольку это большой этнический праздник, объединяющий близкородственные народы, то здесь должно быть больше этнокультурного, фольклорного начала, но и нельзя исключать то, что существовало испокон веков – я имею в виду традиционные состязания в силе и ловкости – скачки на лошадях, борьбу, стрельбу из лука и так далее. – Фестиваль «Алтаргана» задумывался и проводится как праздник единства родственных бурятских племен. Как вы считаете, поможет ли это сблизить народы, разбросанные по всему миру? – Буряты широко распространены по всему миру, а когда ты живешь вдалеке от родины, ты хочешь больше узнать о своем этносе, начинаешь испытывать ностальгию. Это и есть в какой-то мере испытание для семьи, рода, этноса. Я думаю, что не зря есть такое благопожелание молодоженам: «Шулуутай газарта гэрээ түхеэрэгты, шонотой газарта малаа баригты – На каменистой земле дом постройте, в местности с волками скот разводите», несмотря на кажущуюся абсурдность пожелания, я считаю, что эта народная мудрость содержит в себе глубокий смысл. В условиях, когда все легко дается, человек расслабляется, порождает баловство, распадаются семьи, а если вместе испытывают и преодолевают трудности – очаг становится крепче, появляются глубокие корни. Отсюда и начинается жизнь, устойчивость. Это относится не только к одной семье, но и к этносу тоже. В этом и смысл фестиваля «Алтаргана». И организаторы пришли к правильной идее, что фестиваль каждый раз должен проходить в разных уголках и долинах большого ареала бурят-монгольского этноса. – Буряты издавна любили посвящать песни цветам, деревьям. А какому растению вы сами бы посвятили песню, или стихи? – Я думаю, что в степи много чего красивого растет, но все-таки неслучайно наши предки выбрали алтаргану, и я тоже выбираю её. Я, например, когда увижу алтаргану, я не могу не фотографировать этот кустарник. У меня много фотографий этого растения и на всех алтаргана смотрится по-разному. Другие растения также прекрасные, но меня они так сильно и постоянно не привлекают почему-то. - После этого мне тоже захотелось посмотреть! Подскажите, где мне можно найти алтаргану? – Езжайте к стоянке Гэсэра, где мост с оленями. Там обязательно найдете. ❚
soyol.ru
Аргания колючая - полезные свойства и вред плодов дерева и масла из них
Аргания колючая – растение семейство Сапотовые. Растет этот фрукт в Марокко и Алжире. Плоды аргании колючей практически не используются, так как в основном из семян этого фрукта добывают масло, которое нашло широкое применение в кулинарии и косметологии.
Круглые плоды, заостренные с одного бока, достигают около 4 см в длину, при этом ширина варьируется от 2 до 3 см. Под кожурой зеленого цвета находится твердое ядро с семенами и мякотью (см. фото), которая имеет неприятный запах. Масло аргании обладает золотисто-красным цветом и ярким ароматом орехов и специй.
Полезные свойства
Полезные свойства добываемого масла из плодов аргании колючей просто поражают. В нем содержится большое количество токоферола – вещества, которое положительно сказывается на работе сердечнососудистой системы. Есть также в семенах этого фрукта, а, следовательно, и в масле полезные жирные кислоты, которые являются незаменимыми для человеческого организма.
Вещества, которые входят в состав масла, помогают улучшить циркуляцию крови по телу. Кроме этого масло улучшает пищеварение и укрепляет защитные функции организма. Аргановое масло имеет способность бороться со свободными радикалами, что в свою очередь снижает процесс старение кожи. Учитывая это, оно широко используется в косметических целях и из него готовят разные крема, лосьоны и другие средства.
Масло арганы имеет способность восстанавливать гидролипидный слой кожи, укрепляет волосы и помогает быстрее заживлять раны и ссадины.
Использование в кулинарии
Мякоть аргании колючей в пищу не употребляют, так в кулинарии используют исключительно масло. Во многих странах оно заменяет оливковое и другие виды масла.
Используют его для приготовления разных блюд, к примеру, салатов, рагу и т.п. Применяют аргановое масло для приготовления соусов и десертов. В общем, его можно использовать подобно привычному оливковому и подсолнечному маслу.
Польза аргании колючей и лечение
Польза аргании колючей, а точнее ее масла известна давно. Еще в древности его использовали для лечения различных кожных заболеваний. Народные целители утверждают, что достаточно употребить всего 1 ст. ложку арганового масла, чтобы нормализовать давление, улучшить работу печени. Кроме этого, оно помогает выводить из организма токсины. Рекомендуется употреблять аргановое масло людям с ожирением, так как оно уменьшает аппетит. Еще его используют в период лечения ревматизма и радикулита.
Для волос
В домашней косметологии для лечения волос применяют масло аргании колючей. Благодаря витаминам и минералам такие масляные маски способны укрепить и улучшить состояние волос:
Маска | Способ лечения |
Для нормального роста волос | Чтобы волосы начали быстрее расти, следует изготовить такую масочку: соединить в таре, покрытой керамикой, в равном объеме (в зависимости от длины волос) масло аргановое и масло репейника. Масляную смесь немного разогреть и нанести сперва на корневую часть, а затем смазать полностью все волосы. По прошествии одного часа и пятнадцати минут волосы можно помыть шампунем. Период лечения составляет около десяти дней. |
Для очень жирных волос | Для волос, которые быстро становятся жирными, можно сделать такую масочку: взбить белок со столовой ложкой лимонного сока. После влить туда две чайные ложечки масла арганового и тщательно помешать. Готовую маску нанести на пряди. Через сорок минут волосы можно помыть шампунем. |
Для посеченных кончиков | Если кончики волос очень повреждены, необходимо приготовить лечебную масочку: соединить две чайные ложечки арганового масла с пятью каплями эфирного иланг-илангового масла. Готовой смесью нужно смазать поврежденные кончики. Процедуру можно делать каждый день. |
Для придания блеска волосам | Чтобы придать волосам блеск, нужно нанести на ладони немного масла аргании колючей, растереть руки и смазать чистые волосы маслом. Волосы при этом мыть не обязательно. Процедуру можно выполнять после того, как помоете голову шампунем. |
Для тонких волос | Для придания объема тонким волосам нужно сделать такую маску: изначально подогреть чайную ложечку масла макадамии, а затем влить туда по чайной ложечке арганового масла и масла миндального. Далее в смесь из масел добавить десять капелек эфирного лавандового масла и распределить масляную маску по волосам. На голову надеть специальную шапочку, а сверху укутать полотенцем. Через один час волосы можно помыть шампунем. |
Для укрепления ослабленных волос | Чтобы сделать маску, нужно слегка разогреть на водяной баньке две чайные ложечки арганового масла, а затем вбить туда желток и усердно помешать, пока не получится однородная по консистенции масса. Приготовленную маску втереть массажными движениями в кожу головы, надеть специальную шапочку для волос, а сверху укутать голову полотенцем. Спустя тридцать минут волосы можно помыть. Процедуру можно выполнять после того, как помоете голову шампунем. |
Универсальная (подходит абсолютно для всех типов волос) | Такая маска способствует оздоровлению волосяных луковиц. Чтобы ее приготовить, необходимо слегка разогреть на водяной баньке по две чайные ложки репейного и арганового масел. Затем вбить к ним одно яйцо и хорошо размешать, пока не получится однородная масляная масса. Лечебной масочкой смазать волосы. На голову надеть кулек, а сверху укутать полотенцем. Через полтора часа волосы можно помыть шампунем. Процедуру можно выполнять перед каждым мытьем головы. |
Для кожи лица
Масло аргании колючей также подходит и для лечения кожи лица: против раннего старения, темных кругов под глазами, морщин, прыщей и угревой сыпи.
Маска | Способ применения |
Для кожи вокруг глаз | Чтобы сделать маску, следует нагреть на водяной баньке в керамической емкости по четыре капли масла аргании колючей, оливы и миндаля. Далее нужно залить кипятком четыре чайные ложечки сушеной ромашки и дать настояться около двадцати пяти минут. Потом ромашковый отвар нужно процедить. Масляную маску нанести массажными движениями вокруг век, а через сорок минут лечебную масочку необходимо смыть, используя спонжик, смоченный в ромашковом настое. |
Против морщин | На приготовление лечебной маски для морщинистой кожи лица нужно сперва разогреть чайную ложечку арганового масла, затем добавить к нему две чайные ложки измельченной персиковой мякоти, пять капелек эфирного масла розы и чайную ложечку натурального жидкого меда. Готовую маску равномерно нанести на кожу. Выдержав двадцать минут, лицо можно умыть теплой водичкой, а потом увлажнить кремом. |
Против прыщей и угревой сыпи | Чтобы сделать маску, следует изначально развести чистой водичкой две чайные ложки голубой косметической глины, чтобы она превратилась в кашицу. Далее нужно слегка разогреть по чайной ложке масла аргании и миндаля. Все ингредиенты смешать между собой и нанести на кожу. Как только маска высохнет, лицо можно умыть теплой водичкой. |
Против раннего старения кожи | Чтобы сделать маску, следует в отдельной емкости смешать и слегка подогреть по две капли арганового, оливкового и льняного масел. После добавить к ним три капельки эфирного масла авокадо. Масочку нанести равномерным слоем на кожу, а по прошествии двадцати минут необходимо лицо умыть теплой кипяченой водичкой. |
Тонизирующая | Для создания лечебной масочки необходимо измельчить при помощи кофемолки две чайные ложечки хлопьев овсяных. Затем смешать хлопья с двумя чайными ложками арганового масла и таким же объемом сметаны и сахарного песка, а затем влить один взбитый яичный желток. Смесь хорошо помешать. Готовую маску нанести на кожу. Спустя тридцать минут лицо можно умыть теплой водой и увлажнить кремом. |
Любую масляную лечебную маску для лица нужно делать только два раза в течение семи дней на протяжении одного месяца.
Не стоит забывать о том, что перед тем, как нанести маску на волосы или лицо, нужно сперва сделать тест на наличие аллергии. Для этого достаточно смочить спонжик в готовой маске и смазать им локтевой сгиб. Если через двадцать минут смазанное место не покраснело и не вызвало зуд, значит, маску можно использовать по назначению.
Ниже прилагается видео о применении масла арганы в косметических целях.
Вред аргании колючей
Вред аргания колючая может принести людям с индивидуальной непереносимостью продукта.
xcook.info
Уран и соло - символы хоринских родов
Для хоринцев, как и для казахов, свойственно особое значение придавать так называемым «родовым кличам», уранам. До самого недавнего времени в ряде местностей уран был визитной карточкой хоринца, каждый должен был знать свой клич, хотя условия, при которых эта традиция приобретала актуальность, постепенно ушли в прошлое.
Тем не менее, по свидетельствам бурятских фолькористов, еще десяток лет тому назад пожилые хоринцы, проживающие в Шэнэхэне (КНР), при знакомстве спрашивали друг друга «ямар ураатайбши?» (бур. какой у тебя клич?). Как видим, в данном примере клич выступает на первый план, оттесняя даже родовую принадлежность, поскольку у хоринцев уран может быть общим на несколько родов. В казахской же традиции боевые кличи четко дифференцированы по родам.
В старину уран использовался в качестве боевого клича, а также как пароль и своеобразный позывной для ориентировки. При звуке своего урана и дополнительных команд приписанные к урану бойцы могли понять, где находится их подразделение и куда оно должно направляться.
У казахов клич также служил просьбой о немедленной помощи сородичам, при этом был у них и общеказахский клич, заслышав который, каждый казах должен был откликнуться.
В докладе Доржо Дарбаева, написанного в 1839 году, перечисляются те хоринские ураны, которые были установлены приблизительно с 1711 года: род галзут - «да-а-кэй, да-а-кэй», роды хуасай, шарайд и гушид - «хандагай», роды бодонгут, хальбин, саган и батанай - «шиу-а» или «шиуу-а», род худай - «шиулу-а», род кубдут - «бγргэд», харгана - «бγргγй». В одной из копий доклада для батанай указан уран «шину-а», а для кубдутов - «чину-а». Это разночтение помогает установить, что клич «шиу-а» происходит от классического монгольского činu-a, что означает «волк».
На первый взгляд, звучание урана худайского рода примыкает к этому же термину, но в фольклорных записях 20 века встречаются варианты «шильбγэн» и «шэлγγhэн», последний термин в переводе с бурятского означает «рысь». Названия сильных и свирепых животных вообще часто встречаются в боевых кличах разных народов, в том числе у казахов и - как видим - у бурят. Клич трех родов «хандагай» означает «лось», этот мотив находится и в шаманской поэзии монгольских бурят (здесь и далее записи Болдын Батмунха), предположительно сохранившей мотивы из старинных родовых соло (ритуальных прославлений):
Хөвч нутгийн манаач
Хандгай унаатай Хуасай
(Горных хребтов караульный
Лося оседлавший Хуасай)
Характерно, что в перечне 11-ти сыновей Хоридоя с прославлением каждого из них, мотив лося привязан именно к Хуасаю, второму по старшинству сыну.
Клич кубдутов (третий по старшинству род) «бγргэд», в классическом монгольском bürgüd, переводится как «орел (беркут)». Харганатский уран также имеет близкий к кубдутскому кличу вариант «бγрхэ-э»; очень вероятно, что изначально обе группы имели один и тот же клич.
Ниже для примера приводим строки из шаманского призывания о сыне Хоридоя Харгана, записанного у монгольских бурят:
Хөдөө хээрээр явдалтай
Хар харгана тγлштэй
Хар хонь тайхтай
Халтархан хγбγγн Харгана
Как могло получиться, что несколько родов имели один клич, и, напротив, как общий для двух родов клич мог «разделиться»? Хоринское общество показывает удивительную смесь архаических родовых и военно-феодальных черт. Традиция уранов сама по себе восходит к родовому обществу, но у хоринцев она явственно вышла за старые рамки. Поскольку ураны использовались прежде всего на войне, а война требует рационального подхода, то хоринцы не стали цепляться за незыблемость традиций, а приспособили ее к военно-феодальным нуждам.
Маленький по численности род и большой род в патриархальном обществе одинаково формируют отдельные воинские подразделения, что очевидно неудобно и не рационально.
На войне требуются стандартизированные по численности армейские единицы, поэтому у хоринцев видимо задолго до 1711 года воины из небольших родов сводились в одно подразделение, которое получало свой клич. С другой стороны, огромный по численности род мог формировать два и более «стандартных отрядов», возможно поэтому кубдуты и харгана некогда разделились, образовав два рода с разными, хотя и очень похожими по звучанию уранами. Два этих рода, а также хуасай, относятся к числу самых крупных, по численности они больше иных племен и народов, при этом исследователи давно отмечают некоторую, трудно уловимую близость кубдутов и харгана.
Между прочим, уран «хандагай» (лось) — общий для трех родов, из которых хуасай — крупнейший, и именно его предок называется «оседлавшим лося» в шаманской поэзии. Не отражается ли тут факт распространения исконно хуасайского клича на два других рода, шарайт и гушит?
Амбан улаан шарыг
Ачилга уналганд эргγγлсэн
Шарын маханд цаддаггγй
Сайхан хγбγγн Шарайд
Арангай улай дуудулсан
Анчин сайхан Гушид
Процесс роста численности родов к концу 18 века привел к разделению уже самих кубдутов, харганатов и хуасаев на восточную и западную группы. Однако даже в половинном составе каждая из таких групп обладала внушительной численностью и, возможно, поэтому относительно кубдутов и харгана позже появляется много расхождений по вопросу об их уранах. Например, кубдутам иногда приписывают ураны «чину-а» (волк) и «хара нохай» (черный пёс), хотя в целом память о кличе «бγргэд» сохраняется по сей день в разных территориальных группах этого рода.
Вероятно в силу большой численности люди из кубдутского рода иногда разделялись, часть из них могла формировать отдельный отряд, часть — усиливать другие отряды в облавных охотах, поисково-спасательных операциях и набегах, но в целом клич «бγргэд» сохранялся как главный общеродовой. Это отразилось и в стихотворных строках шаманских призываний и прославлений:
Хан Хурмаст тэнгэрийн манаач
Хар бγргэд унаатай
Хөөрөлдөөн ихтэй Хγбдγγд
У тугнуйских хори бытовал свой вариант родового соло кубдутов:
Хара тэнгэриин манаатай
Хара бγргэд унаатай
Хөө хара тэнгэреэр
Хөөрэдэг Хγбдγγд
Не вполне понятной остается ситуация для урана рода худай. На первый взгляд, для обладания уникальным ураном он не так велик числом людей, и политически не так значим, как галзутский род, чаще всего выдвигавший тайшей. В данном случае можно предположить два варианта. Худайи могли когда-то иметь общий с родами бодонгут, хальбин, саган и батанай уран «шиу-а» (исторически - «волк»), но в докладе Дарбаева произошла небольшая описка и термин был записан как шиулу-а. Позднее эта описка как-то повлияла на устную традицию, где отмечаются варианты «шильбуэн» и «шэлγγhэн» (рысь). Либо наоборот, Дарбаев не правильно записал худайский уран, который изначально звучал «шэлγγhэн».
Хэрж тэнэж нисдэг
Хар шубуу хэлтэй
Худал γнэн хоёрыг
Дэнслэн байж ялгадаг
Хуудуугγй Худай хγбγγн
Четыре хоринских рода согласно докладу Дарбаева имеют общий уран «шиу-а» (волк) - бодонгут, хальбин, саган и батанай, из них два последних считаются «младшими», т. е. образованными позже других. Все эти роды не очень велики числом, хотя в прошлом батанай (или батлай: batunai / batulai) представляли собой нечто большее, чем просто род. Первые русские, которые столкнулись с западной группировкой хоринцев в Ольхонском районе, называли их «коринцы и батулинцы» (или «корильцы и батунинцы»), что явственно восходит к двойному термину хори батунай, аналогичному более раннему хори тумат.
Если соотношение названий хори и тумат для 13 века объясняется в письменных памятниках как «племя и войско, воинственное и мятежное», «особое племя и войско», т. е. туматы выступают как военное формирование племени хори, то и в случае с хори батунай следует усматривать нечто подобное.
Батунай, очевидно, был наследием давней традиции юношеских воинских союзов, в которых мужская молодежь проходила обряды инициаций и военно-охотничье обучение. Традиция эта корнями уходила вглубь веков и уже должна была бы исчезнуть, но у хоринцев почему-то долго держалась другая традиция, питавшая воинские союзы мобилизационным контингентом.
Речь о хоринском праве, согласно которому старший сын при разделе имущества в случае кончины отца получает только панцирь и меч, что подразумевает его судьбу этим оружием самому добывать себе всё остальное.
Это тема для отдельного крупного исследования, а пока добавим, что более двадцати лет спустя русские снова встретили ту хоринскую группировку (уже в другом месте) и на сей раз опознали ее как «коринцы и батуринцы», т. е. вместо слегка «детского» термина батунай «крепенький» появляется титул баатар «батур» (что часто ошибочно переводят как «богатырь»). Юноши повзрослели и перешли в новый статус, при этом в состав группировки за 20 лет не поступало новобранцев. Традиция начала прерываться в середине 17 века, бывшие батунаи расходились обратно по своим родам, и лишь последние из воинского братства под конец столетия сформировали новый, 11-й род.
Знаменательно, что Батанай (единственный из 11-ти) именуется батуром в шаманском призывании монгольских бурят:
Хар бар унаатай
Хар жороо дуудлагатай
Хад байц тахилгатай
Баатар хγбγγн Батнай
Что касается рода бодонгут, пока не удается найти дополнительных данных о вариантах урана и особенностях военного дела. Можно только предполагать, что в средние века этот род числом в процентном соотношении к численности всего племени занимал более заметное место среди хоринцев. Осколки бодонгутов встречаются не только среди ойратов (как осколки всех хоринских родов шаралдайской пятерки), но - как сообщал исследователь Базар Цыбенов - и в Маньчжурии. Впрочем, кубдуты также присутствуют там и там.
Об основателе бодонгутского рода монгольские буряты поют следующие строки:
Нар саран дуудлагатай
Хөрс шороо эргэлэгтэй
Төлөг мэргэ тавьдаг
Бодол ихэт Бодон хγбγγн
К вопросу о роде хальбин надо добавить такой момент, что хотя это и не очень большой род, но в старинных прославлениях его упоминают как «служащий крепостью и бронёй всему множеству сыновей (Хоридоя)».
Хамаг олон хγбγγдийгээ
Хамгалж хγрээлж хуягладаг
Хар хэцэт Халбин хγбγγн
Не исключено, что некогда этот род отличился на войне и в память о заслугах формировал собственное подразделение, наделенное особыми функциями.
Саганский род был образован предпоследним, но, хотя этот эсэгэ является «молодым», по какой-то причине его почетных представителей считают старшими и на пирах ставят им угощение морин төөлэй. К особенностям этого хоринского рода относится тот факт, что в нем, единственном, нет внутренней структуры в виде хухуров или кланов.
В некоторых случаях встречается попытка выделить в нем кланы, например, баянгу и хэнзэгэй, однако эта попытка резко контрастирует с обычной хоринской практикой считать основателей кланов внуками Хоридоя, поскольку Баянгу и Хэнзэгэй являются потомками прародителя хоринцев в шестом и седьмом поколениях соответственно.
Есть основания полагать, что саганский род формировали по древнему обычаю, выделив из числа более ранних родов особо почитаемых старейшин, или одного старейшину, и собрав вокруг основателей, или основателя, нечто вроде средневекового монгольского иргена.
В свое время Чингисхан пожаловал бааринского нойона титулом бэки, сказав: «По монгольским правилам для линии нойона есть обычай становиться бэки. Потомок старшего в роде Баарин. Линия бэки у нас издревле. Пусть Усун Эбугэн станет бэки. Теперь, когда его возвели в бэки, пусть он носит белую одежду, пусть ездит верхом на белом мерине, пусть ему оказывают почет, сажая на первое место, и пусть так будет из года в год, из месяца в месяц». Как отголосок древнего обычая род, судя по всему, и был назван сагаан «белый».
Интересно, что шаманы монгольских бурят упоминают белого кречета (цагаан шонхор) в качестве опоры основателя саганского рода:
Цахар цагаан морь унаатай
Цагаан шонхор тγшлэгтэй
Сайхан хγбγγн Цагаадай
Наконец, мы подходим к вопросу об уране галзутского рода, затрагивая также немаловажный момент о предположительном существовании общехоринского урана. В докладе Дарбаева и в известных нам фольклорных источниках клич галзутов звучит без особых разночтений «даа-кэй» (или «даа-гай» / «даа хэй»). Переводу это практически не поддается. При желании термин, конечно, можно было бы разложить уран на даа «великий» и хий «воздух», но сами хоринцы не склонны воспринимать этот уран в таком ключе. Прославление предка галзутов у монгольских бурят никакой информации об уране этого рода не даёт:
Хувь заяаны зохиолгоор
Зулай зулайгаар холбоотой
Хγн болж төрсөн
Гал манасан Галзуут
Остаётся вероятность того, что уран «даа хэй» является звукоподражанием чему-то, точнее, происходит от этого. В летописи Вандана Юмсунова, кажется, имеется сюжет, дающий подсказку в поиске:
«Оказавшись в безвыходном положении, хоринцы сделали фигуры людей из растения хартагана на перевале Алтан-горы, находящейся по эту сторону реки Баргузин и привязали их к оседланным коням в количестве около сотни, надели на них полное облачение, брони и шлемы, нацепили им луки и налучья и посадили их верхом. Во время сражения они прогнали с гиканьем тех коней своих с хартагановыми чучелами перед монгольским войском, и когда те прибыли неотступными и непоколебимыми, монгольское войско остановилось, в удивлении говоря: “Что за смелое войско!". В то время из-за находившегося по ту сторону их северного склона хребта того перевала прилетели, издавая свои клики, осенние перелетные стаи лебедей. Тогда те монгольские воины, жители степей, не видавшие до того перелета многочисленных стай лебедей и не слыхавшие издаваемых ими кликов, вследствие этого не распознали того. Полагая, что прибыло в помощь и пополнение народу этих одиннадцати отцов хоринских многочисленное чужестранное войско, они обратились в бегство и вернулись назад».
Таким образом, есть большая вероятность того, что хоринцы некогда имели клич, происходящий от звукоподражания кликам лебединых стай, что позднее отразилось в появлении такой легенды.
Звукоподражательные боевые кличи достаточно часто встречаются в традициях разных народов, например, у тех якутских групп, которые близки по происхождению бурятам, бытовал обычай издавать в бою клики лебедя, волчий вой и подобные звуки. Думается, где-то здесь кроется разгадка происхождения урана «даа кэй». При этом, поскольку в легенде о пролёте над хоринским войском лебединых стай во время битвы речь идет о всем народе, а не только о галзутах, можно предположить, что «даа кэй» был и общехоринским кличем. С того времени, когда галзуты стали родом общехоринских лидеров, тайшей, «даа кэй» стал считаться галзутским ураном, хотя, не исключено, что еще долгое время он все же мог одновременно использоваться и в качестве общехоринского.
asiarussia.ru
Аргана, Аргания. » Целебная магия растений.
Листья маленькие, 2-4см длиной, овальные, с обогнутым концом. Цветки маленькие, с пятью бледными желто-зелеными лепестками, расцветают в апреле. Плод — 2-4см длиной и 1,5-3см шириной. Внутри плода содержится твердое ядро с 2-3 богатыми жирами семенами, окруженное слоем неприятно пахнущей мякоти. Плоду аргании для созревания требуется один год. Мясистые плоды арганового дерева крупнее оливок, в каждом плоде в косточке с очень твердой скорлупой 2-3 ядрышка, по форме напоминающие миндаль.
Цвет у них темно-желтый, от золотистого до насыщенного красного. Запах легкий с ярко выраженными тонами орехов и специй. Вкус напоминает тыквенное семя, но более пикантный.
Масло получают из косточек плода аргана холодным отжимом (из 100кг семян получают от 1 до 2 литров масла). Оно из самых дорогих и ценных масел.
Область произрастания дерева аргана: Северо-Запад Африканского континента, Королевство Марокко.
Аргановое дерево встречается лишь в Марокко. Это вечнозеленое дерево до 15 метров высотой и продолжительностью жизни 150-200 лет. Встречаются и 300-летние деревья. Дерево Аргана растет исключительно в западно-центральной части страны (Souss) и Атласских горах. Всего лишь несколько лет назад, кроме Марокко, об этом масле в мире вообще мало кто знал.
Неизвестное у нас дерево аргана – аргания колючая (Argania spinosa) – железное дерево – сегодня обеспечивает жизнь целого двухмиллионного племени марокканских берберов. По подсчетам ботаников, в области Марокко на площади 8000 квадратных километров растет около двух миллионов деревьев. Члены племени называют арганию деревом жизни, поскольку оно дает материал для строительства, топливо, пищу для людей и корм для животных, масло и лекарства.
Несколько лет назад дерево Арганы находилось под угрозой вымирания. Увеличенный спрос на Аргановое масло приводит к тому, что необходимо заботиться о сохранении количества деревьев вида Argania Spinosa, а также увеличивать их посадки. ЮНЕСКО в 1999 году объявило регион Марокко, в котором произрастают эти деревья, биосферным заповедником.
Получение масла.
Плоды Аргана крупнее оливок. Они похожи на желтые сливы, мякоть горькая на вкус, внутри до трех косточек с очень прочной оболочкой (в 16 раз крепче, чем у ореха лещины). Эти плоды в суровых условиях пустыни появляются на дереве лишь раз в два года. Возможно, именно эти долгие периоды вегетации позволяют дереву достичь весьма солидного возраста до 200 лет.
Плоды собирают и высушивают на солнце. Сухие плоды очищают от волокон и берберские женщины вручную взламывают скорлупу плодов камнями. Для выжимки пищевого масла Арганы, собранные косточки из плодов Арганы предварительно обжаривают на легком огне, чтобы придать им характерный ореховый аромат.
Масло арганы для косметического использования приготовляют также, но косточки не обжаривают – в результате оно почти без запаха. Масло давят с помощью механического пресса. Затем его фильтруют через специальную бумагу. Согласно производственным инструкциям, для выжимки масла могут использоваться только плоды с неповрежденной кожурой.
Масло Аргана – одно из самых дорогих, редких и ценных масел в мире, оно сравнимо по цене с трюфелями, устрицами или черной икрой.
Одно взрослое дерево дает 6-8кг плодов. Из 100кг плодов можно получить около 5кг косточек, из которых выжимается около 1-2 литров масла. То есть для получения 1 литра масла Аргана нужно собрать урожай с 6-7 деревьев! По времени на получение одного литра масла уходит более 1,5 дня работы женщин, потому что весь процесс приготовления масла происходит вручную и очень трудоемок. Просто очистить орехи с помощью камней занимает приблизительно 12 часов!
Химический состав:
Жирные кислоты;
Неомыляемая фракция — до 17%; Содержит антибиотикоподобные вещества и фунгициды; Токоферолы — 62мг/100г, в том числе: альфа-токоферол — 3,5мг/100г, гамма-токоферолы 48мг/100г, дельта-токоферолы — 12,5мг/100г, а также бета- токоферолы; Фитостеролы – 295 мг/100г Скоттенол ~ 142 мг/100г Спинастерол ~ 115 мг/100г Кампестерол ~ 12 мг/100г другие ~ 38 мг/100г. Полифенолы ~ 3263 мкг/кг, в том числе: Ванилиновая кислота ~67 мкг/кг Сиреневая кислота~37 мкг/кг Феруловая кислота~ 3147 мкг/кг Тирозол ~12 мкг/кг Жирнокислотный состав: Олеиновая кислота — 40−60%; Линолевая кислота — 28−36%; Пальмитиновая — 12−16%; Стеариновая 3−8%.
Косметическое свойство:
Масло восстанавливает гидролипидный слой кожи, улучшает состояние клеток дермы. Берберы издавна применяют масло для лечения солнечных ожогов, обветренной кожи и юношеских прыщей. Масло аргана обладает способностью связывать свободные радикалы, тем самым, отодвигая старение кожи.
Используется для предотвращения формирования шрамов, способствует устранению растяжек после беременности и при снижении веса, а использование этого масла во время беременности помогает избежать появления растяжек. Подходит для чувствительной кожи и кожи вокруг глаз. Используется для ухода за нежной детской кожей.
Обладает солнцезащитным действием.
Укрепляет волосы.
Уникальные свойства масла объясняются его химическим составом.
Масло богато витамином Е и ненасыщенными жирными кислотами, которые способны беспрепятственно проникать через кожные покровы и мембраны клеток и играют первостепенную роль в увлажнении клеток, их питании и воспроизведении.
По содержанию токоферолов в 2,5 раза превосходит оливковое.
Эти свойства делают масло аргана идеальным компонентом для разнообразных кремов и других косметических продуктов.
Лечебное действие масла:
Применяется для лечения кожных болезней, таких как нейродермиты, псориаз, сухая экзема.
Массаж с маслом аргана помогает при артрите, ревматизме и мышечных болях.
Снижает уровень холестерина в крови.
Массаж (при артрите, ревматизме и мышечных болях рекомендуется в смеси с маслом черного тмина).
Использование в качестве масла для ванны.
Применение в кулинарии:
В Марокко традиционно используется в кулинарии — для жарки и для заправки салатов и других блюд. При использовании в салатах часто смешивается с лимонным соком. Так же аргановое масло, смешанное с медом или йогуртом часто едят на завтрак.
Появление дерева Арганы датировано 25 миллионов лет назад. Впервые о дереве Арганы европейцам сообщил исследователь Лео Африканус в 1510г. Аргана (Argania spinosa, syn. A. sideroxylon Roem. & Schult.) растет только на юго-западе Марокко между полупустынной долиной Су и горами Атласа. Эти деревья являются единственными разновидностями в роду Argania.
Марокканские берберы называют Аргану деревом жизни, поскольку оно дает материал для строительства, топливо, пищу для людей и корм для животных, масло и лекарства. В 1999 году ЮНЕСКО объявила эту территорию «Запасом Биосферы».
В связи с использованием дерева как источника древесного угля и материала в строительстве, область лесов сократилась до 50 % за прошедшие 100 лет.
Недавнее развитие экспорта и возрастающий доход от продаж масла Арганы в мире, сохраняют надежды на сохранение этих редких и подверженных опасности исчезновения деревьев.
www.portaltravi.ru
Аргания колючая - чудо дерево Северной Африки
А вы знаете, что дерево аргания колючая (лат. Argania spinosa) обеспечивает жизнь целого двухмиллионного племени марокканских берберов. Дерево относится к семейству сапотовых, это родственник железного дерева и некоторых других тропических деревьев и кустарников. Растет аргания только на юго-западе Марокко, на окраинах Сахары, хотя в прежние геологические эпохи занимала большие площади в Северной Африке и на юге Европы.
Аргания колючая достигает высоты 10 метров, окружность кроны бывает 14-15 метров, а корни в поисках воды проникают в песок на глубину до 30 метров. Тысячи колючек спасают дерево от поедания животными, но дромадеры, ротовая полость которых выложена ороговевшей оболочкой, охотно питаются листьями и плодами аргании. Приспособились к колючкам и козы, взбирающиеся прямо на дерево.
Плоды аргании похожи на желтые сливы, мякоть горькая на вкус, внутри до трех косточек с очень прочной оболочкой (в 16 раз крепче, чем у ореха лещины). Эти плоды появляются на дереве лишь раз в два года - набрать больше сил на размножение в суровых условиях пустыни аргания не может. В особенно сильную засуху дерево сбрасывает листья и прекращает рост, иногда - на несколько лет. Пойдет дождь - и через два-три дня появляются новые листья, ростки и цветки.
Возможно, именно эти долгие периоды анабиоза позволяют дереву достигать весьма солидного возраста. Аргания живет 150-200 лет, но встречаются и четырехсотлетние экземпляры.
В любом случае размножение идет не очень эффективно: прорастает лишь небольшая часть семян. Есть подозрения, что прорастают только те семена, которые прошли через кишечник верблюда или козы. Поэтому размножать арганию собранными с дерева семенами не удается. Только израильские биологи в пустыне Негев смогли вырастить небольшую плантацию из отростков. Любопытно, что деревца растут лучше, если их поливают не пресной, а солоноватой водой.
По подсчетам ботаников, в области на юго-западе Марокко, недавно объявленной ЮНЕСКО биосферным заповедником, на площади 8000 квадратных километров растет около двух миллионов деревьев. Они обеспечивают жизнь двух миллионов марокканцев, принадлежащих к племени амазир. Члены племени называют арганию деревом жизни, поскольку оно дает материал для строительства, топливо, пищу для людей и корм для животных, масло и лекарства.
Из голых ветвей аргании туземцы строят каркасы для своих глинобитных хижин. Древесина идет на дрова либо на выжигание древесного угля. Масло из семян аргании - один из самых дорогостоящих растительных продуктов в мире, сравнимый по цене с трюфелями, устрицами или черной икрой. С одного дерева можно собрать около 30 килограммов плодов. Их очищают от мякоти (а нередко берберы собирают козий помет, в котором эти семена уже от нее очищены), дробят камнями, высушивают на плоской крыше под лучами солнца, затем слегка поджаривают и размалывают в каменной мельнице. Из муки, смешанной с водой, давят масло. Оставшуюся после выжимания масла пасту смешивают с медом и намазывают на хлеб. Из плодов одного дерева получается литр масла, на его изготовление уходит полтора дня.
По оценкам специалистов, берберы собирают в год около 350 тысяч тонн семян аргании и получают из них 12 миллионов литров масла. Это очень немного: подсолнечного масла в мире ежегодно производится почти 9 миллиардов литров, а оливкового - примерно 3 миллиарда литров. Литр арганиевого масла стоит в Европе не менее 60 евро, в Марокко - в три раза дешевле.
Масло аргании очень полезно: оно на 80 процентов состоит из ненасыщенных жирных кислот, оздоровляющих сердце и сосуды. Содержит антиоксиданты и витамин А. Марокканский биохимик Зубейда Шарруф нашла в нем большое количество витамина Е, а также вещества типа антибиотиков и фунгицидов.
Берберы издавна применяют масло аргании для лечения солнечных ожогов, нейродермита, лишая и других кожных болезней. Европейские врачи, проверявшие действие этого средства, подтвердили его эффективность.
Французские косметологи установили, что масло уникального дерева связывает свободные радикалы и тем отодвигает старение кожи. В нескольких лабораториях мира идет проверка масла аргании на противораковую активность.
Сейчас начата международная программа по охране чудесного дерева. Подсчитано, что из-за расширения Сахары, перевыпаса коз и по другим причинам ежегодно гибнет 25 тысяч деревьев.
Научная классификация
Царство: | Растения |
Отдел: | Покрытосеменные |
Класс: | Двудольные |
Порядок: | Верескоцветные |
Семейство: | Сапотовые |
Род: | Аргания |
Вид: | Аргания колючая |
animalworld.com.ua