Грибы образуют особую систематическую группу в царстве растений. Проверочная работа по биологии "Царство Грибы" (11 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Деление живых организмов на группы. Грибы образуют особую систематическую группу в царстве растений


Вариант 4

 

Задание №1.

Рассмотрите схему "Внутренняя среда организма". Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

 

Объяснение: в ткани внутренней среды входят лимфа, тканевая жидкость и кровь. Составляющими крови являются: плазма и форменные элементы (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты). Правильный ответ - кровь.

 

 

Задание №2.

Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются для описания методов селекции. Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Кроссинговер

2. Гетерозис

3. Аутбридинг

4. Дрейф генов

5. Полиплоидия

Объяснение: все термины имеют отношение к генетике. Расшифруем каждый из них. Кроссинговер - обмен участками гомологичных хромосом (происходит в профазе мейоза 1). Хромосомы могут обмениваться участками разной длины (и большими и маленькими). Длины измеряется в процентах или морганидах.

Гетерозис - явление при котором при межвидовом скрещивании получаются гетерозиготные организмы. У этих организмов очень сильно проявлены гетерозиготные признаки. То есть в данном случае гетерозигота проявляется сильнее, чем гомозигота по доминантному признаку. 

Аутбридинг - неродственное скрещивание (один из методов селекции).

Дрейф генов - изменение частот аллелей в популяциях, вызванное случайными причинами. (Другими словами, при этом явлении признаки в популяции наследуются не так, как предполагалось ранее. Такое может происходить, например, из-за вымирания или из-за миграции части популяции).

Полиплоидия - кратное увеличение наборов хромосом. 

Из всех терминов, "выпадают" дрейф генов и кроссинговер, так как все остальные являются методами генетики и селекции. Правильный ответ - 14.

 

 

Задание №3.

В соматической клетке кошки 38 хромосом. Какой набор хромосом имеет яйцеклетка этого организма? В ответе запишите только количество хромосом.

 

Объяснение: все соматические клетки содержат диплоидный (то есть двойной) набор хромосом, а половые - гаплоидный (одинарный), значит мы должны разделить 38 на 2 и получим 19. Правильный ответ - 19.

 

 

Задание №4. 

Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для определения функций липидов в клетке. Определите два признака, "выпадающих" из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Запасающая

2. Регуляторная

3. Транспортная

4. Ферментативная

5. Строительная

Объяснение: липиды являются запасными энергетическими молекулами, а еще они помогают регулировать обмен веществ в организме, а еще из них состоят все мембраны (строительная функция). Но никак нельзя сказать, что липиды выполняют транспортную и ферментативную функции. Правильный ответ - 34.

 

 

Задание №5.

 

Установите соответствие между характеристикой энергетического обмена и его этапом.

Характеристика

А. Происходит в цитоплазме

Б. Происходит в лизосомах

В. Вся освобождаемая энергия рассеивается в виде тепла

Г. За счет освобождаемой энергии синтезируются 2 молекулы АТФ

Д. Расщепляются биополимеры до мономеров

Этап энергетического обмена

1. Подготовительный

2. Гликолиз

Объяснение: подготовительный этап энергетического обмена  происходит в лизосомах, там, при расщеплении органических молекул (идет расщепление полимеров до мономеров) освобождается много энергии, вся она рассеивается в виде тепла. Гликолиз происходит в цитоплазме, в процессе гликолиза образуется 2 молекулы АТФ и глюкоза расщепляется до пировиноградной кислоты. Правильный ответ - 211212. 

 

 

Задание №6.

Сколько типов гамет образует дигетерозиготная особь при полном сцеплении исследуемых генов?

 

Объяснение: имеем дигетерозиготную особь с генотипом АаВв, считаем, что доминантные гены локализованы в одной хромосоме и образуют одну группу сцепления, а рецессивные - находятся в другой хромосоме и тоже сцеплены, тогда будут образовываться следующие гаметы: АВ и ав. Правильный ответ - 2.

 

 

Задание №7.

Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания модификационной изменчивости. Найдите две характеристики, "выпадающие" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. Возникает в пределах нормы реакции признака

2. Обусловлена действием радиации

3. Формируется под воздействием факторов среды

4. Имеет групповой характер

5. Формируется при потере участка хромосомы нуклеотидной последовательности

Объяснение: модификационная изменчивость - изменчивость конкретного организма (или группы организмов) в зависимости от условий окружающей среды в пределах нормы реакции. Такая изменчивость затрагивает фенотип организма, но не затрагивает генотип, значит такие модификации не наследуются.

Поэтому, характеристиками модификационной изменчивости является все, кроме того, что она обусловлена радиацией и формирование при потере участка хромосомы нуклеотидной последовательности.

Правильный ответ - 25.

 

 

Задание №8.

 

Установите соответствие между типом постэмбрионального развития и видом животного, для которого этот тип развития характерен.

 

Вид животного                           Тип развития

 

А. Пустынная саранча               1. С полным превращением

Б. Хлебная жужелица               2. С неполным превращением

В. Обыкновенный богомол

Г. Пчела медоносная

Д. Березовая пяденица

Объяснение: развитие с неполным превращением (как мы знаем из уже разобранных вариантов) у кузнечиков, саранчи, богомолов и т.д. Напомним типы развития насекомых. 

Правильный ответ - 21211.

 

 

Задание №9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?

 

1. Сетчатое жилкование листьев

2. Корневая система мочковатая

3. Корневая система стержневая

4. Дуговое жилкование листьев

5. Две семядоли в семени

6. Параллельное жилкование листьев

Объяснение: основными отличительными характеристиками растений класса Двудольные являются: сетчатое жилкование листьев, стержневая корневая система и наличие двух семядолей в семени. Правильный ответ - 135.

 

 

Задание №10.

Установиет соответствие между членистоногим животным и классом, к которому его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Животное 

 

А. Скорпион

Б. Паук-крестовик

В. Наездник-яйцеед

Г. Камчатский краб

Д. Черноморская креветка

Е. Постельный клоп

 

Класс

 

1. Ракообразные

2. Паукообразные

3. Насекомые

Объяснение: к классу Ракообразные относятся камчатский краб и черноморская креветка, к классу паукообразные - скорпион и паук-крестовик, и к насекомым - наездник-яйцеед и постельный клоп. Правильный ответ - 223113.

 

 

Задание №11.

Установите, в какой последовательности расположены систематические группы растений, начиная с наибольшей. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Клевер

2. Бобовые

3. Клевер красный

4. Покрытосеменные

5. Двудольные

Объяснение: начинаем с наибольшего таксона.

Отдел - Покрытосеменные

Класс - Двудольные

Семейство - Бобовые

Род - Клевер

Вид - Клевер красный

Правильный ответ - 45213.

 

 

Задание №12.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие особенности плоских червей-паразитов связаны с условиями жизни в кишечнике человека?

 

1. Органы прикрепления

2. Большая плодовитость

3. Паренхима

4. Развитая нервная система

5. Уплощеная форма тела

6. Покровы, на которые не действует пищеварительный сок

Объяснение: такими особенностями являются: органы прикрепления (для прикрепления внутри организма, например, к кишечнику), большая плодовитость (у паразитов могут быть утрачены различные органы и даже системы органов, но репродуктивная система всегда очень хорошо развита, так как их цель - заразить максимальное количество организмов - это обеспечит виду выживание) и покровы, устойчивые к действию пищеварительного сока, иначе их эпителий растоврился под действием пищеварительных кислот и ферментов. Правильный ответ - 126.

 

 

Задание №13.

Установите соответствие между функцией и органом человека, который эту функцию выполняет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Функция

 

А. Обезвреживание веществ, содержащихся в крови

Б. Выделение ферментов, расщепляющих белки, жиры и углеводы

В. Выработка гормона, регулирующего содержание сахара в крови

Г. Образование веществ, эмульгирующих жиры

Д. Формирование пищевого комка

 

Орган

 

1. Печень

2. Поджелудочная железа

3. Слюнная железа

Объяснение: печень выполняет кроветворную функцию, а еще обезвреживает вещества, находящиеся в крови и образует вещества, эмульгирующие жиры (желчь). Поджелудочная железа является железой смешанной секреции, так как она выделяет ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы и вырабатывает гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин). Слюнная железа выделяет слюну, которая обволакивает пищу, образуя тем самым пищевой ком. Правильный ответ - 12213.

 

 

Задание №14.

Установите последовательность расположения органов пищеварительной системы, начиная с толстой кишки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Глотка

2. Ротовая полость

3. Толстая кишка

4. Тонкая кишка

5. Желудок

6. Пищевод

Объяснение: рассмотрим строение пищеварительной системы человека. 

 

То есть правильная последовательность - ротовая полость - глотка - пищевод - желудок - тонкая кишка - толстая кишка, или - 345612.

 

 

Задание №15.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В естественной экосистеме

 

1. Разнообразный видовой состав

2. Несбалансированный круговорот веществ

3. Незамкнутый круговорот веществ

4. Замкнутый круговорот веществ

5. Разветвленные пищевые цепи

6. Среди консументов преобладают хищники

Объяснение: естественная экосистема является более устойчивой, так как в ней разнообразный видовой состав, разветвленные пищевые цепи и замкнутый круговорот веществ. Правильный ответ - 145.

 

 

Задание №16.

 

Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции, которым они соответствуют.

 

Примеры                                                         Доказательства эволюции

 

А. Онтогенез шимпанзе начинается               1. Эмбриологические

с зиготы                                                         2. Сравнительно-анатомические

Б. Крыло птицы и лапа крота -

гомологичные органы

В. Рудименты тазового пояса

кита и конечностей питона

Г. Наличие жаберных щелей

у зародыша млекопитающего

Д. Стадия бластулы в онтогенезе

позвоночных

Объяснение: варианты, в которых говорится о зиготе или зародыше или различных стадиях эмбриологического развития животного (бластула, гаструла, нейрула) отнесем к эмбриологическим доказательствам эволюции. Те варианты, в которых идет речь о сравнении органов уже во взрослом состоянии отнесем к сравнительно-анатомическим доказательствам. Правильный ответ - 12211.

 

 

Задание №17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие факторы среды следует отнести к антропогенным?

 

1. Весенний разлив рек

2. Извержение вулкана

3. Выведение новых пород животных

4. Отстрел хищных животных

5. Прополка растений

6. Перелет птиц

Объяснение: антропогенные факторы - это такие экологические факторы, связанные с деятельностью человека, к ним отнесем - выведение новых пород животных, отстрел хищных птиц и прополку растений. Правильный ответ - 345.

 

 

Задание №18.

Установите соответствие между характеристикой фактора среды и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика

 

А. Ультрафиолетовые излучения

Б. Пересыхание водоемов во время засухи

В. Миграция животных

Г. Опыление растений пчелами

Д. Фотопериодизм

Е. Уменьшение численности белок в неурожайные годы

 

Вид

 

1. Биотический

2. Абиотический

Объяснение: биотические - факторы живой природы, а абиотические - факторы неживой природы. К биотическим факторам отнесем: миграцию животных, опыление растений пчелами и уменьшение численности белок в неурожайные годы, а к абиотическим - ультрафиолетовое излучение, пересыхание водоемов во время засухи и фотопериодизм. Правильный ответ - 221121.

 

 

Задание №19.

Установите последовательность формирования приспособлений в популяции растений в процессе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. Закрепление нового признака стабилизирующим отбором

2. Действие движущей формы отбора на особей популяции

3. Изменение генотипов особей популяции в новых условиях

4. Изменение условий среды обитания популяций

Объяснение: все начинается с изменений условий среды обитания популяций, затем происходит изменение генотипов особей популяции в новых условиях, движущая форма отбора увеличивает количество приспособившихся особей в популяции, данный процесс завершается закреплением нового признака стабилизирующим отбором. Правильный ответ - 4321.

 

 

Задание №20. 

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Место протекания процесса Процесс Фаза фотосинтеза
А Возбуждение хлорофилла Световая
Строма хлоропластов Б Темновая
Мембрана тилакоидов Синтез АТФ В

 

Список терминов и понятий

 

1. Мембраны тилакоидов

2. Световая фаза

3. Фиксация неорганического углерода

4. Фотолиз воды

5. Темновая фаза

6. Цитоплазма клетки

Объяснение: возбуждение хлорофилла происходит на мембране тилакоидов, так как этот процесс происходит во время световой фазы (хлорофиллу нужно "ловить" фотоны света), в строме хлоропластов происходит фиксация неорганического углерода и для этого процесса свет не нужен, а синтез АТФ идет на мембране тилакоидов, так как АТФ-синтаза встроена в мембрану тилакоидов. Правильный ответ - 132.

 

 

Задание №21.

Изучите график зависимости интенсивности обмена веществ от величины беговой дистанции, на которую бежит легкоатлет. (По оси х отложена длина дистанции, а по оси у - интенсивность обмена веществ.) Какое из приведенных ниже описаний интенсивности обмена наиболее точно описывает данную зависимость?

 

1. Интенсивность обмена снижается, достигая своего минимального значения, после чего так же резко растет.

2. Интенсивность обмена резко растет, достигая своего максимального показателя, после чего также резко снижается.

3. Интенсивность обмена резко снижается, после чего выходит на постоянные показатели.

4. Интенсивность обмена на всем своем протяжении плавно снижается, достигая минимальных показателей.

Объяснение: на точке 100 м (начальная точка на оси х) мы видим максимальное значение на графике, затем интенсивность обмена начинает резко снижаться и вскоре становится постоянной. Поэтому, для описания графика нам подойдет только трретий вариант ответа. Правильный ответ - 3.

 

 

Задание №22.

 

Почему лейкоциты крови считают "защитниками" человека?

Объяснение: лейкоциты - клетки иммунитета, захватывают чужеродные клетки и поглощают их фагоцитозом. Об охоте лейкоцита за бактерией есть прекрасное видео: https://www.youtube.com/watch?v=f53xIZgOQqY

 

 

Задание №23.

 

Какие органы растений обозначены на рисунке цифрами - 1, 2, 3? В чем состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?

Объяснение: 1 - клубень, 2- луковица, 2 - корневище. Эти органы являются видоизмененными побегам. При помощи видоизмененных побегом растение может размножаться вегетативно. 

 

 

Задание №24.

 

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Грибы образуют особую систематическую группу в царстве растений. 2. Сходство с растениями заключается в том, что они способны к неограниченному росту в течение всей жизни и ведут прикрепленный образ жизни. 3. Как и растения, грибы по способу питания относят  к автотрофам, то есть к организмам, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических. 4. Отличие грибов от растений заключается в отсутствии в их клетках хлоропластов. 5. Размножение грибов связано с чередованием полового и бесполого поколений.

Объяснение: 1 - грибы не являются растениями, они образуют отдельное царство. 3 - грибы не являются автотрофами, они - гетеротрофы, чаще всего редуценты, то есть последнее звено пищевой цепи (разлагают органические вещества до минеральных). 5 - размножение грибов не связано с чередованием полового и бесполого поколений, они размножаются гифами или спорами.

 

 

Задание №25.

 

В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

Объяснение: нервная регуляция - регуляция через нервную систему. Нервная регуляция сердца осуществляется через вегетативную нервную систему, а, вернее, через ее два отдела - симпатическая нервная система усиливает работу сердца (учащает сердцебиение), а парасимпатическая - замедляет. Гуморальная регуляция осуществляется через гормоны - активные вещества, циркулирующие в крови. Адреналин ускоряет работу сердца, норадреналин - замедляет (вернее, он гасит действие адреналина на сердце). Гуморальная и нервная регуляции работают вместе, таким образом осуществляется полный контроль над сердцем. Еще на работу сердца влияют некоторые ионы. Ионы кальция ускоряют работу сердца, а ионы калия - угнетают. 

 

 

Задание №26.

 

Охарактеризуйте основные причины, которые обостряют борьбу за существование между особями одной популяции.

Объяснение: 

1. Борьба за пищевые ресурсы.

2. Борьба за территорию.

3. Борьба за главенство в популяции (прайд львов).

4. Борьба за самку, самца (полового партнера).

 

 

Задание №27.

 

Определите хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкина льна. В результате какого типа деления и из каких клеток эти хромосомные наборы образуются?

Объяснение: спора растения кукушкина льна имеет гаплоидный набор хромосом. взрослое растение - гаметофит - развивается из споры при помощи деления митозом, то есть взрослое растение тоже имеет гаплоидный набор хромосом.

 

 

Задание №28.

 

В скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами и самцов с редуцированными крыльями и маленькими глазами все потомство имело нормальные крылья и нормальные глаза. Получившихся в первом поколении самок возвратно скрещивали с исходной родительской особью. Форма крыльев у дрозофилы определяется аутосомным геном, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Какие законы действуют в скрещиваниях?

Объяснение:  

А - нормальные крылья

а - редуцированные крылья

ХВ - нормальные глаза

Первое скрещивание:

Р: ААХВХВ  х ввХвУ

Г: АХВ х аХв, аУ

F1:

АаХВХв - нормальные крылья, нормальные глаза

АаХВУ - нормальные крылья, нормальные глаза

Второе скрещивание:

Р: АаХВХв х ааХвН

Г: АХВ, аХв, АХв, аХв х аХв, аУ

F1:

АаХВХв, АаХВУ - нормальные крылья, нормальные глаза

ааХвХв, ааХвУ - редуцированные крылья, маленькие глаза

АаХвХв, АаХвУ - нормальные крылья, маленькие глаза

ааХВХв, ааХВУ - редуцированные крылья, нормальные глаза

Здесь действует закон сцепленного с полом наследования (ген формы глаз наследуется с Х-хромосомой), а ген крыльев наследуется независимо. 

 

 

 Г.С. Калинова, Т. В. Мазяркина Биология Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2017. 10 вариантов.

cleverpenguin.ru

Проверочная работа по биологии "Царство Грибы" (11 класс)

Проверочная работа «Царство Грибы»

Выберите три верных ответа

1. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

1) питаются готовыми органическими веществами

2) имеют клеточное строение

3) растут в течение всей жизни

4) имеют тело, состоящее из нитей-гифов

5) всасывают питательные вещества поверхностью тела

6) имеют ограниченный рост

2. Растения, как и грибы,

1) растут в течение всей жизни

2) поглощают из почвы воду и растворенные минеральные вещества

3) имеют ограниченный рост

4) питаются готовыми органическими веществами

5) содержат хитин в оболочках клеток

6) имеют клеточное строение

3. Чем отличаются грибы от бактерий?

1) составляют группу ядерных организмов (эукариот)

2) относятся к гетеротрофным организмам

3) размножаются спорами

4) одноклеточные и многоклеточные организмы

5) при дыхании используют кислород воздуха

6) участвуют в круговороте веществ в экосистеме

Установите соответствие

4. ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

А) выделяют в особое царство 1) грибы

Б) тело представляет собой слоевище 2) лишайники

В) имеют плодовое тело

Г) по способу питания – автогетеротрофы

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

Е) представляют симбиоз грибов и водорослей

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППА ГРИБОВ

А) образуют плодовые тела 1) шляпочные

Б) образуют на концах гифов головки со спорами 2) плесневые

В) развиваются на пищевых продуктах

Г) используются для получения антибиотиков

Д) вступают в симбиоз с корнями растений

6. ГРИБ ГРУППА

А) дрожжи 1) паразиты

Б) пеницилл 2) сапротрофы

В) фитофтора

Г) мукор

Д) головня

7. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Грибы образуют особую систематическую группу в царстве растений. 2. Сходство с растениями заключается в том, что они способны к неограниченному росту в течение всей жизни и ведут прикрепленный образ жизни. 3. Как и растения, грибы по способу питания относят к автотрофам, то есть к организмам, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических. 4. Отличие грибов от растений заключается в отсутствии в их клетках хлоропластов. 5. Размножение грибов связано с чередованием полового и бесполого поколений.

8. Белые грибы обычно встречаются в хвойных и смешанных лесах. Объясните почему.

9. Что общего у грибов с животными? Назовите не менее трёх признаков.

infourok.ru

Классификация грибов и систематика грибов

и систематика грибов

« грибы - это уже не растения, но ещё не животные »

о грибной классификации

по своему положению, грибы занимают особенный статус в живой природе, как и в классификации и систематике живых организмов, населяющих невообразимо обитаемую планету Земля...

✎ Основы классификации и систематики

Классификация (от лат. classis - разряд (класс) и лат. facere - делать) - это система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображённой в ней области действительности. Различают естественные классификации, основа которых - существенные признаки объектов (как периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева), и искусственные классификации (или вспомогательные классификации), основа которых - несущественные признаки (как алфавитно-предметные указатели или именные каталоги в библиотеках).Классификация - распределение объектов по разрядам, классам, группам, с тем условием, что в один разряд, группу, класс, попадают объекты, обладающие общим признаком. А систематика (в частности - биологическая систематика) - это научная дисциплина, в задачи которой входит разработка самих принципов классификации живых организмов и практическое приложение этих принципов к построению самой системы их систематики.

По своему положению грибы - (лат. Fungi или лат. Mycota) занимают особое место в живой природе. В классификации и систематике живых организмов их выделяют в отдельное, самостоятельное царство (лат. Regnum - царство, королевство). И если термин Fungi - это международное название "царства" грибов в их классификации, то Mycota - это больше научный термин, который чаще встречается в биологии, биохимии, микологии и фармацевтике.По ряду признаков грибной мир занимает промежуточное положение между царствами растений и животных, и для его корректной классификации и систематики все относящиеся к грибам организмы, в наше время, разделены на 3-и самостоятельные эволюционные ствола (или группы), которые распределены в 4-е отдельные царства живой природы:

    • настоящие грибы (лат. Fungi),
    • псевдогрибы (лат. Protozoa),
    • полугрибы (лат. Protista),
    • простейшие (лат. Chromistа)

и в каждом из них они распределены по отделам.

В Regnum Fungi (настоящие грибы) были включены:

В Regnum Protozoa (псевдогрибы) был включен:

В Regnum Protista (полугрибы) был включен:

    ➤ отдел грибоподобные простейшие

        • класс актиномицеты (лат. Actinomycetes).

В Regnum Chromista (простейшие) был включен:

    ➤ отдел простейшие

        • класс гифохитриомицеты (лат. Hyphochytridiomycetes),    • класс гломеромицеты (лат. Glomeromycetes),    • класс лабиринтуломицеты (лат. Labyrinthulomycetes),

а также и классы водорослей:

        ✔ бурых (лат. Phaeophyta),    ✔ золотистых (лат. Chrysophyta),    ✔ жёлто-зелёных (лат. Xanthophyta),    ✔ диатомовых (лат. Diatometa) или бациллариофициевых (лат. Bacillariophyta),

но их классификация и систематика - это уже совсем отдельная тема, не имеющая вообще ничего общего с грибами, и по этой причине здесь не рассматривается.

Грибы различаются с растениями не только гетеротрофным способом питания, но и уникальной клеточной организацией. У подавляющего большинства грибов клеточные оболочки состоят из хитина и гемицеллюлозы, в отличие от моноцеллюлозных оболочек клеток высших растений. Наличие в их клеточной оболочке хитина, свойственного животному миру, и в продуктах их обмена мочевины, а также образования запасного вещества гликогена, приближают их к царству животных. Однако, грибы - это вовсе не растения и не животные, и развитие этой группы организмов всегда шло и до сих пор идёт независимо от них самих.Основная роль грибов в природе заключается в минерализации органических соединений. Но и ферментативную активность некоторых грибов вполне успешно используют в хлебопечении или пивоварении. Наряду с положительной деятельностью, они могут причинять и большой ущерб народному хозяйству, уничтожая растительные и животные продукты, как во время их роста, так и во время их хранения, а также заражая и разрушая древесину.

✎ Правила систематики и классификации

Систематика грибов - раздел в микологии, занимающийся вопросами естественной классификации грибов. А сами принципы систематики в современной микологии основываются на общих принципах биологической классификации. Так, грибы являются одним из наиболее сложных для классификации и систематики объектов, и особенно для разработки их естественной (филогенетической) системы. Филогенетика - это область биологической систематики, которая изучает идентификацию (определение или прояснение) эволюционных взаимоотношений среди разных видов живой природы, как настоящих, так и вымерших. Научные представления о грибном мире, о его происхождении и месте в системе живого мира интенсивно развивались и часто менялись на протяжении всего периода изучения этих организмов. А это отражалось и на их систематике. Био-разнообразие грибов в живой природе достаточно внушительное и по прогнозам систематиков составляет около 1,5-а миллионов, из которых пока что изучено всего лишь около 4-х %-ов.Составными частями систематики грибов являются: таксономия, номенклатура и классификация.Таксономия грибов (греч. taxis - "расположение, строй, порядок" и nomos - "закон") - учение о принципах и практике классификации и систематизации (систематики). Но прежде, чем классифицировать грибы, их нужно хорошо изучить и соотнести к определённым категориям, к так называемым - таксонам (видам, родам, семействам, порядкам, классам, отделам, группам).Номенклатура грибов (лат. nomenclatura - "перечень, список") - сводка терминов, названий и основных понятий для отрасли знаний в микологии. И это уже - прерогатива Международного Кода ботанической номенклатуры и принимается она на каждом очередном Международном Ботаническом Конгрессе. Последний такой Конгресс состоялся в 1999-ом году.Классификация грибов (лат. classis "разряд" и facere "делать") - система группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками. А общее понятие классификации - это осмысленный порядок вещей или явлений, и разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.

Грибы - это обособленное царство в живой природе, объединяющее некие организмы, клетки которых содержат ядра, сочетающие признаки и растений, и животных. Их изучает наука микология, которая считается разделом ботаники (поскольку ранее грибы относили к царству растений). Ещё в XVIII-ом веке, шведский врач и естествоиспытатель Карл фон Линней (1707 - 1778 г.г.), создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в своём труде "Система природы", уже высказывал сомнения по поводу размещения грибов в царстве растений. А его соотечественник, ботаник и миколог Элиас Магнус Фрис (1794 - 1878 г.г.), он же - "творец микологии", в 1831-ом году предложил выделить грибы в отдельное царство. Но окончательно понимание о грибах, как об отдельном мире, сформировалось в науке только к 70-ым годам XX-ого столетия, когда были накоплены богатые данные по генетике, цитологии и биохимии. И, таким образом, сам научный термин - грибы, в начале XXI-го века стал названием группы в биологической классификации, состоящей из дискретных объектов, объединённых на основании общих свойств и признаков одного из царств живой природы.

Биологическое и экологическое представительство грибов слишком велико и, поэтому это одна из наиболее разнообразных систем живых организмов, которая стала неотъемлемой частью всех наземных и водных экосистем. В соответствии с современными оценками, на нашей планете существует от 100-а до 250-и тысяч (а по некоторым оценкам - от 1,5-а до 2-х миллионов) их видов.И к настоящему времени понятие "царство грибов" объединяет:

в которых описано не менее:

    ✲ 4-х отделов,✲ 36-и классов,✲ 140-а порядков,✲ 560-и семейств,✲ 8 280-и родов (и 5 100-а родовых синонимов к ним),✲ 97 860-и видов

грибов.

Внутри царства грибов, у высших по рангу таксонов, - отделов (которые эквивалентны "типам" у животных) - предусмотрены окончания -mycota, а у подотделов (следующих в их иерархии) предусмотрены окончания -mycotina. Далее, по убывающей, следуют классы, с окончаниями -mycetes и подклассы, их окончания -mycetidae, а за ними следуют порядки, с окончаниями -ales и семейства, с окончаниями -aceae. А вот специальных, стандартизированных окончаний для родовых и видовых эпитетов в современной классификации грибов не предусмотрено.

✎ Способы классификации и систематики

Грибы во все времена очень сложно поддавались классификации, а значит и систематике. Классификация подразумевает собой их строгое подразделение на определённые, чётко разграниченные номенклатуры, так называемые таксоны. Эти номенклатуры распределяются по принципу иерархии в организованной и упорядоченной системе. Или, другими словами, они взаимоподчинены и располагаются на различных уровнях, так называемых рангах.Основные ранги таксонов - это вид, род, семейство, порядок, класс и отдел. Поэтому, в настоящее время, грибы выделяют в самостоятельное царство живой природы, но в период создания и становления их классификации и систематики, они относились к растениям. Этим и объясняется тот факт, что в классификации грибов и их систематике есть такие же таксоны (разграниченные номенклатуры), как у растений.Но в биологической систематике понятие доме́н (лат. Domain) (или надцарство) - это самый верхний уровень (или ранг) группировки организмов в системе, включающий в себя одно или несколько "царств". А современная микология (наука о царстве грибов) предполагает следующую (научно-обоснованную) классификацию, в которой все грибы в природе объединяются в царство, которое, в свою очередь, делится на:

  1. группы
  2. отделы
  3. классы
  4. порядки
  5. семейства
  6. роды
  7. виды

Причём, на самом-то деле, рангов в современной биологической (и ботанической) классификации и систематике гораздо больше, чем здесь перечислено. Например, помимо рангов "царство" и "надцарство" (или домен) существует ещё и ранг "подцарство", который тоже является таксоном высокого уровня, следующим (ниже) после царства, и хоть и не считается основным таксоном, но значится иерархической ступенью научной классификации биологических видов.Поэтому, также как царство растений делилось на подцарства низших и высших, точно также и царство грибов делилось соответственно на подцарства низших и высших, дополнительно объединяющих в себе группы, надгруппы и подгруппы; отделы, надотделы и подотделы; классы, надклассы и подклассы, и так далее до самого нижнего ранга.

Но такая вот, научная трактовка классификации грибного мира, или его систематика, сможет показаться интересной только теоретикам или узким специалистам. И, исходя из этого, для обычных грибников (то есть - для практиков) мы попытались упростить эту научно-обоснованную систематику грибов и упорядочили её до необходимой и вполне достаточной для любого не специалиста, по которой все грибы, объединённые в отдельное царство, мы предлагаем распределить на:

  1. отряды
  2. разряды
  3. разделы
  4. подгруппы
  5. типы
  6. категории
  7. сезоны

которые, точно также, как и в случае научно-обоснованного подхода к систематике грибов, следует дополнять вполне характерными для них составляющими.

✎ Заключения о классификации и систематике

Если кому-то может показаться не правильной "научная" трактовка классификации грибов, что рассматривается в разделах правого бокового меню с   синими кнопками  , и более полезной может стать жизненно-применительная (прикладная) формулировка систематики грибного мира, то для удобства и во избежании любой путаницы, такая вот "упрощённая" их систематика как раз рассматривается в левом боковом меню с   красными кнопками  И остаётся надеяться только на то, что опираясь на эту систематику будет гораздо проще разобраться в непростом мире грибов. Но если кого-то и она не устроит, тогда есть возможность предложить свою, иную и по-своему уникальную систематику грибного мира, глядя на которую - не захочется возражать!Ну а для всех остальных, кому научный подход в вопросе систематики грибов будет всё же интересен, предоставляется возможность ознакомиться со страницами соответствующих разделов в правом боковом меню, который, пусть и не полностью, но всё-таки охватывает наиболее важные понятия научной классификации грибов.Но всякий раз хочется особо подчеркнуть, что предложенная здесь классификация грибов изложена с пояснениями специально, для её понимания любым, и даже неподготовленным обывателем.

gribomaniya.ru

Многообразие органического мира

1. Многообразие организмов

Задания с решениями

1. Промежуточное положение между беспозвоночными и позвоночными занимают

1. Скаты

2. Акулы

3. Ланцетники

4. Гаттерии

Объяснение: скаты и акула - это хрящевые рыбы, гаттерии - подкласс рептилий, промежуточное положение занимает ланцетник. Правильный ответ - 3.

 

2. Вид ромашка аптечная объединяет

1. Разнообразные цветковые растения

2. Множество сходных популяций

3. Родственные роды растений

4. Растения одного природного сообщества

Объяснение: вид подразделяется на популяции, которые являются элементарными единицами эволюции (то есть из них, потенциально, возникнут новые виды в процессе эволюции). Правильный ответ - 2.

 

3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у животных, начиная с наименьшей.

1. Волчьи (псовые)

2. Млекопитающие

3. Обыкновенная лисица

4. Хищные

5. Хордовые

6. Лисица

Объяснение: классификация животных выглядит так: тип → класс → отряд → семейство → род → вид. Тип - хордовые, класс - млекопитающие, отряд - хищные, семейство - волчьи (псовые), род - лисица, вид - обыкновенная лисица. Но нам нужен обратный порядок (так как с наименьшей категории). Правильный ответ - 361425.

 

Задания для самостоятельного решения

 

1. Ласка и горностай относятся к отряду хищных млекопитающих, так как

1. Это небольшие животные с длинным узким телом на коротких ногах

2. У них хорошо развиты клыки и коренные зубы

3. У них хорошо развит волосяной покров с подшерстком

4. Они имеют покровительственную окраску тела

Ответ: 2.

 

2. Основная задача систематики - изучение

1. Этапов исторического развития организмов

2. Отношений организмов и окружающей средой

3. Приспособленности организмов к условиям обитания

4. Многообразия организмов и установление их родства

Ответ: 4.

 

3. Исходная единица систематики организмов - 

1. Вид

2. Род

3. Популяция

4. Отдельная особь

Ответ: 1.

 

4. Правильная схема классификации растений:

1. Вид → род → семейство → класс → отдел

2. Вид → семейство → род → класс → отдел

3. Вид → отдел → класс → род → семейство

4. Вид → класс → отдел → род → семейство

Ответ: 1. 

 

5. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наименьшей.

1. Покрытосеменные

2. Пасленовые

3. Двудольные

4. Паслен черный

5. Паслен

Ответ: 45231.

 

6. Установите последовательность, отражающую систематическое положение вида капустная белянка в классификации животных, начиная с наименьшей группы.

1. Насекомые

2. Капустная белянка

3. Чешуекрылые

4. Членистоногие

5. Белянки

Ответ: 25314.

 

7. Установите последовательность систематических групп животных, начиная с наименьшей.

1. Млекопитающие

2. Куньи

3. Лесная куница

4. Куницы

5. Хордовые

6. Хищные

Ответ: 342615.

 

2. Царство бактерий.

 

Задания для самостоятельного решения

 

1. Что служит средой обитания для бактерий-паразитов?

1. Почвенная среда

2. Водная среда

3. Воздушная среда

4. Другой организм

Объяснение: паразиты живут в (на) теле другого организма, питаются за счет него. Правильный ответ - 4.

 

2. Хемосинтезирующими бактериями являются

1. Железобактерии

2. Бактерии брожения

3. Молочнокислые бактерии

4. Синезеленые (цианобактерии)

Объяснение: хемосинтетики - это организмы, получающие энергию за счет переработки неорганических веществ (соединений железа, серы, азота и т.д.). Молочнокислые и бактерии брожения расщепляют сахара, а цианобактерии - фотосинтетики. Правильный ответ - 1.

 

3. Почему бактерий выделяют в особое царство?

1. У бактерий нет оформленного ядра, митохондрий

2. Клетка бактерии не имеет цитоплазмы и рибосом

3. Среди них есть только одноклеточные формы

4. Среди них есть паразиты и сапротрофы

Объяснение: бактерии выделяют в отдельное царство, потому что они слишком по многим признакам отличаются от других организмов (отсутствие мембранных органелл, кольцевая ДНК, экстрахромосомный генетический материал, строение клеточной стенки и многие другие). Правильный ответ - 1.

 

Задания для самостоятельного решения

 

1. К какой группе по образу жизни относят бактерию дизентерийную палочку?

1. Сапротрофам

2. Паразитам

3. Симбионтам

4. Автотрофам

Ответ: 2.

 

2. Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами, - это

1. Паразиты

2. Симбионты

3. Консументы

4. Сапротрофы

Ответ: 2.

 

3. Клубеньковые бактерии по способу питания относят к 

1. Хемотрофам

2. Гетеротрофам

3. Автотрофам

4. Паразитам

Ответ: 2.

 

4. Какие бактерии улучшают азотное питание растений?

1. Брожения

2. Клубеньковые

3. Уксуснокислые

4. Сапротрофные

Ответ: 2. 

 

5. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором бактерии и грибы выполняют роль

1. Производителей органических веществ

2. Разрушителей органических веществ

3. Источника энергии для других организмов

4. Источника азота, воды и углекислого газа

Ответ: 2.

 

6. Что представляет собой белый пушистый налет, образующийся при длительном хранении хлеба и других продуктов?

1. Слоевище лишайника

2. Споры растения

3. Мицелий плесневого гриба

4. Колонию бактерий

Ответ: 3.

 

7. При неблагоприятных условиях бактерии образуют

1. Гаметы

2. Зиготы

3. Споры

4. Зооспоры

Ответ: 3.

 

8. Почему бактерий относят к прокариотам?

1. Они не имеют цитоплазмы и клеточной стенки

2. Они не имеют оформленного ядра

3. Их тело состоит из одной клетки

4. Они имеют микроскопические размеры

Ответ: 2.

 

9. Какой процесс отсутствует у болезнетворных бактерий?

1. Дыхание

2. Фотосинтез

3. Размножение

4. Выделение

Ответ: 2. 

 

3. Царство грибов.

Задания с решениями

1. Для питания грибы-сапротрофы используют

1. Азот воздуха

2. Углекислый газ и кислород

3. Органические вещества отмерших тел

4. Органические вещества, которые создают сами в процессе фотосинтеза

Объяснение: сапротрофы разлагают организмы, соответственно, правильный ответ - 3.

 

2. Что представляет собой микориза?

1. Грибокорень

2. Корневую систему растения

3. Грибницу, распространившуюся в почве

4. Нити гриба, образующие плодовое тело

Объяснение: микориза - это симбиоз гриба и растения (дерева). Правильный ответ - 1. 

 

3. Клетки грибов, в отличие от клеток бактерий, имеют

1. Цитоплазму

2. Плазматическую мембрану

3. Ядро

4. Рибосомы

Объяснение: клетки бактерий не имеют оформленного ядра (ядерной мембраны), а клетки бактерий - не имеют. Правильный ответ - 3.

 

Задания для самостоятельного решения

1. Трутовик, обитающий на березе,

1. Улучшает азотное питание дерева

2. Разрушает ткани дерева, используя для питания органические вещества

3. Улучшает всасывание деревом воды и минеральных веществ из почвы

4. Обеспечивает дерево органическими веществами

Ответ: 2.

 

2. Грибы, в отличие от растений,

1. Размножаются с помощью спор

2. Не имеют клеточного строения

3. Не способны к фотосинтезу

4. Имеют в клетке оформленное ядро

Ответ: 3.

scienceforchildren.ru

Готовимся к ЕГЭ

www.microbik.ru 1 Готовимся к ЕГЭ.

( часть С- 2)

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

  1. 1.1. Процесс полового размножения хордовых животных начинается с образования зиготы в результате слияния спор.1.2. Зигота многократно делится, формируя однослойный зародыш – бластулу. 1.3. В ходе эмбриогенеза позвоночных животных образуется организм, состоящий из четырех зародышевых листков. 1.4. Из наружного зародышевого листка – эктодермы развивается скелетная мускулатура. 1.5. Из энтодермы формируется основная часть пищеварительной системы.
  1. 2.1. Белки клетки представляют собой биополимеры, состоящие из аминокислот. 2.2. Синтез белков осуществляется на наружных мембранах митохондрий. 2.3 Строительная функция белков связана с образованием мембран клетки. 2.4. Ферменты образуются в эндокринной системе и оказывают воздействие на весь организм. 2.5. Белки, как и липиды, могут запасаться в подкожной жировой клетчатке.
  1. 3.1. Система органов кровообращения человека включает сердце, кровеносные сосуды, узлы. 3.2. Большой круг кровообращения берет начало из левого предсердия. 3.3. По артериям большого круга кровь доставляется ко всем органам и тканям, где происходит газообмен. 3.4. В малом круге кровообращения венозная кровь, обогащается кислородом, становится артериальной. 3.5. Вены легочного круга приносят кровь в правый желудочек.
  1. 4.1. Система лимфообращения в организме человека включает такие сосуды, как артерии, вены и капилляры. 4.2. Особенность строения лимфатических капилляров заключается в том, что они замкнуты.4.3. Кроме сосудов, лимфатическая система содержит узлы, в которых происходит процесс образования лимфоцитов. 4.4. Лимфа содержит основные форменные элементы крови: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты. 4.5. Лимфатическая система играет существенную роль в осуществлении иммунных реакций организма.
  1. 5.1.Тело майского жука, покрыто кожей с кутикулой, подразделяется на голову, туловище и брюшко. 5.2. Пищеварительная система жуков начинается на голове ротовым отверстием с колющим ротовым аппаратом. 5.3. Продукты обмена веществ выделяются через зеленые железы. 5.4. Газообмен осуществляется непосредственно через стенки трахей. 5.5. Незамкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосудов.
  1. 6.1.К проводящим тканям относят луб и древесину, образующие жилки. 6.2. По проводящим тканям луба к клеткам листа поступает из корня воды с растворенными в ней минеральными веществами. 6.3. По клеткам древесины происходит отток органических соединений, которые образуются в результате фотосинтеза. 6.4. Механические ткани жилки листа выполняют опорную функцию. 6.5. Клетки механической ткани представляют собой сосуды, имеющие внутреннюю полость.
  1. 7.1.Митохондрии и пластиды представляют собой двумембранные органоиды. 7.2. На внутренней мембране митохондрий и пластид располагаются фоточувствительные пигменты. 7.3. В отличии от пластид , митохондрии содержат свою собственную кольцевую молекулу нуклеиновый кислоты. 7.4. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза. 7.5. Основная функция митохондрий заключается в синтезе липидов клетки.
  1. 8.1. Грибы образуют особую систематическую группу в царстве растений. 8.2. Сходство с растениями заключается в том, что они способны к неограниченному росту в течение жизни и ведут прикрепленный образ жизни. 8.3. Как растения, грибы по способу питания относят к автотрофам, т.е. организмам, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических соединений. 8.4. Отличие грибов от растений заключается в отсутствии в их клетках хлоропластов. 8.5. Размножение грибов связано с чередованием полового и бесполого поколения.
  1. 9.1. В ходе энергтического обмена веществ в организме на подготовительном этапе происходит расщепление крупных молекул биополимеров до мономеров. 9.2. В результате первого этапа образуется две молекулы АТФ. 9.3. На втором этапе в реакциях гликолиза, которые протекают в эукариотической клетке, приниает участие кислород. 9.4. Завершается энергетический обмен образованием углекислого газа и воды, а также 36 молекул АТФ. 9.5. Последний этап проткает на мембранах пластид.
  1. 10.1. Процесс образования первичной мочи происходит за счет фильтрации плазмы крови в надпочечниках. 10.2. Первичная моча сходна по составу с плазмой кровию 10.3. Во вторичной, или конечной мочесодержится мочевина, вода и некоторые минеральные вещества. 10.4. Из почек моча по мочеточникам собирается в мочевой пузырь. 10.5. Мочевой пузырь является органом выделительной и половой систем.

www.microbik.ru

Деление живых организмов на группы

При всем многообразии живых организмов, приспособленных к обитанию в различных условиях, все они обладают общими свойствами живого и все (кроме вирусов) имеют клеточное строение. Одни из них — бактерии — состоят из одой клетки, другие — грибы, растения и животные — могут быть как одноклеточными, так и многоклеточными.

Исследования клеточного строения бактерий, грибов, растений и животных показали, что клетки этих живых организмов обладают не только сходством. В клетках одних организмов есть четко оформленное ядро, в клетках других — ядро отсутствует.

Клеточное строение — общий признак живых организмов

В этой схеме заключена история происхождения живых организмов на нашей планете:

  • Клеточное строение — общий признак живых организмов, что дает основание ученым говорить о происхождении их от общего предка.
  • Бактерии — потомки древнейших примитивных организмов, которые состояли из одной клетки, не имевшей четко оформленного ядра.
  • От клеток, не имеющих ядра, произошли более сложно устроенные клетки, имеющие ядро. Возникли растения, животные, грибы, клетки которых также имеют различия.

Не имеющие клеточного строения вирусы появились в живом мире как паразиты уже существовавших на Земле бактерий, грибов, животных и человека.

Изучая признаки сходства и различия живых организмов, по которым можно судить о степени их родства, ученые делят (классифицируют) живые организмы на группы. Описанием и классификацией организмов занимается наука, позволяющая разобраться во всем многообразии живых организмов, - систематика. Основоположником систематики считают шведского ученого Карла Линнея (1707-1778). Ученые-систематики занимаются описанием как живых, так и вымерших организмов.

В одну систематическую группу входят организмы, сходные по строению и процессам жизнедеятельности, а также имеющие общего предка.

Группы, объединяющие живые организмы, могут быть крупными или мелкими.

Самая маленькая группа, к которой принадлежат конкретные организмы, - это вид. Упрощенное определение вида может звучать так: вид — это группа особей, сходных по строению, процессам жизнедеятельности и дающих при размножении плодовитое потомство.

Близкие по строению виды объединяются в более крупные группы, те, в свою очередь, - в еще более крупные. Самые большие группы, в которые объединяется весь живой мир, называют царствами.

blgy.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта