Голосеменные и покрытосеменные растения саратовской области. Учебное пособие для 7 кл./Сост. В. Б. Сельцер, Л. П. Худякова, Н. В. Дмитриева, Р. Л. Сосновская. Саратов: киц «Саратовтелефильм»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Реферат на тему растения саратовской области. Голосеменные и покрытосеменные растения саратовской области


План урока. Биологическое краеведение

План-конспект урока по биологическому краеведению в 7 классе.

Учитель: Гражданова Н. А.

Тема урока: Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области.

Цель урока: 1. проверка знаний учащихся.

2. сформировать знания о семенных растениях саратовской области.

Задачи: 1 познакомить учащихся с многообразием растительного мира Саратовской области.

2 развивать у учащихся умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы по изученному материалу.

3 воспитывать бережное отношение к природе, прививать интерес к изучению родного края.

Оборудование: карточки с заданиями, иллюстрации растений, гербарии .

План урока: 1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение новой темы.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь!

2. Проверка домашнего задания.

Карточки с вопросами 8-10 учащихся.

Карточка №1.

  1. На какие группы условно делят грибы.

  2. В чём заключается первая помощь пострадавшему при отравлении грибами.

  3. Определить вид лишайника.

  4. Сделать обозначения (рисунок гриба).

Карточка №2.

  1. Приведите примеры съедобных и ядовитых грибов.

  2. В чём заключается первая помощь пострадавшему при отравлении грибами.

  3. Определить вид гриба.

  4. Сделать обозначения ( рисунок гриба ).

Фронтальный опрос.

  1. Что изучает биологическое краеведение?

  2. Дайте определение – реликтовые виды.

  3. Дайте определение – эндемические виды.

  4. От каких факторов зависит разнообразие флоры Саратовской области.

  5. На какие группы можно разделить грибы.

  6. По строению шляпки как различаются грибы.

  7. Как происходит размножение грибов.

  8. Как можно охарактеризовать папоротники.

  9. На какие группы делят лишайники.

Диктант - выберете правильный ответ.

  1. Лишайники являются чувствительными индикаторами загрязнения окружающей среды.

  2. В Саратовской области встречаются пластинчатые и трубчатые грибы.

  3. В Саратовской области нет условий для жизни водорослей.

  4. В нашей области много лишайников.

  5. Мох растёт только на деревьях.

  6. Есть грибы, которые используют в лечебных целях.

  7. Грибы размножаются спорами.

Ответ: 1, 2,3,4,6,7.

Доклад на тему: 1) Папоротники Саратовской области.

2) Грибы.

Кроссворды и гербарии, составленные учащимися.

3. Изучение новой темы.

В Саратовской области большое разнообразие растений( травы, кустарники, деревья).

Из курса биологии мы знаем, что растения делят на голосеменные и покрытосеменные.

Запишем тему урока: «Голосеменные и покрытосеменные растения саратовской области.

Голосеменные растения, рассмотрим представителей этой группы: сосна, ель, можжевельник (гербарии). Почему эта группа растений так называется?

-Семена этих растений созревают в шишках и не имеют защитной оболочки.

Запишем названия голосеменных растений (сосна, ель, можжевельник, лиственница.)

-Где можно встретить эти растения? - в искусственных посадках на Кумысной поляне, в парковых насаждениях.

Вторая большая группа - это покрытосеменные растения. Семена этих растений защищены оболочкой, мякотью например яблоко, вишня, боярышник (гербарий).

На доске составляется схема групп растений по их свойствам.

1. Лекарственные растения – подорожник, крапива, лопух, тысячелистник, пустырник, зверобой. В растениях вырабатываются большое количество сложных химических соединений, многие обладают целебными свойствами. Используются корни, листья, цветы. Сбор лекарственных растений производится в определённое время года, в сухую погоду.

2. Пищевые растения – калина, рябина, ежевика, крапива, щавель, цикорий. . Многие дикорастущие растения встречающиеся на территории нашей области, содержат целый набор биологически активных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма ( углеводы, витамины, минеральные соли, органические кислоты.)

3. Медоносные растения - липа, ива, клён, гречиха , крушина, одуванчик. Цветочный нектар растений пчелой перерабатывается в мёд. В состав мёда входят ценные компоненты: сахара, минеральные вещества, органические кислоты. Благодаря такому составу мёд имеет пищевое и лечебное значение.

4. Декоративные растения – адонис, тюльпан, подмаренник, астра, пижма. Дикорастущие декоративные растения с весны до осени являются украшением наших лесов, лугов, степей и водоёмов. Многие декоративные растения занесены в «Красную Книгу Саратовской области».

5. Сорные растения – пастушья сумка, донник, лебеда, вьюнок, мальва. Для сорных растений характерен ряд особенностей, позволяющих им произрастать на неустойчивых, изменённых человеком местообитаниях, переносить неблагоприятные условия и побеждать в конкуренции с культурными растениями, перехватывать у них питание, воду и свет.

6. Растения – паразиты - марьянник, зубчатка, повилика, заразиха. Во флоре Саратовской области растения-паразиты распространены в различных сообществах, как природных ( лесных, луговых, степных, болотных), так и культурных ( посевы различных сельскохозяйственных растений, места проживания человека ).

7. Ядовитые растения - белена чёрная, паслён сладко-горький, живокость. Ядовитыми считаются растения, опасные для человека или животных. Некоторые растения, относительно безвредны для человека, могут быть токсичными для насекомых, птиц или рыб.

4. Закрепление.

Сегодня на уроке мы познакомились с растениями, которые произрастают в Саратовской области и выполняют различную функцию в нашей жизни: являются источником пищи, употребляются как лекарства.

- Какие группы покрытосеменных растений выделяют по их использованию?

- Какие лекарственные растения произрастают в нашей местности?

- Какие растения называют сорными?

Выставление оценок за урок.

5. Домашнее задание.

П. 1.3, в рабочей тетради задание 17-32.

multiurok.ru

Реферат на тему растения саратовской области :: AcademyOc

11.12.2015 20:11

Объявление о продаже Большое собрание рефератов, курсовых, дипломов в Саратовской области на Avito. Голосеменные и покрытосеменные растения Саратовской области. Калина Рябина Около 30 видов растений Саратовской области со в 7 классе по теме «Голосеменные и покрытосеменные растения.

Выпишите растения саратовской области с красной книги? КРАСНАЯ КНИГА Саратовская область На днях вышло в свет второе издание Красной. Ядовитые растения Саратовской области ДУРМАН Всё растение сильно ядовито, особенно семена, и может быть смертельным, если попадает в организм человека.

Папоротникообразные являются древнейшей группой высших растений. На территории Саратовской области они представлены 3. Презентация на тему: Животные и растения, занесенные в Красную книгу Саратовской области обитающие на территории Марксовского района.

Лекарственные растения Саратовской области.

Презентация «Растения Саратовской области » Размер 1800 КБ. Автор: Сергей. Всего в теме «Биология 7 класс» 149 презентаций. 5klass.net Биология 7 класс Растения Саратовской области.ppt. Сообщение на тему лесные растения саратовской области. 16.10.2015. Напишите реферат по биологии на тему: Отряд насекомых Перепончатокрылые Заранее огромное СПАСИБО!

Учащиеся 3 класса МОУ-ООШ с Ястребовка Марксовского района Саратовской области. Вид проекта: коллективный. Предмет ная область: окружающий мир. Тема урока: Растительный мир земли. Цель проекта: сохранить исчезающие виды растений путем проведения экологических.

Но, к огромному сожалению таких растений на территории Саратовской области с каждым годом становиться меньше, и поэтому их занесли в Красную книгу. Скачать бесплатно презентацию на тему Презентация на тему «Животные и растения, занесенные в Красную. Растительный мир Саратовской области насчитывает 1700 видов растений, 400 видов растений занесено в Красную книгу. Фауна Саратовской области включает около 500 видов позвоночных и 20000 видов беспозвоночных животных. Целебные и лекарственные растения Саратовского леса Кумысная поляна. Подразделы (1). Ядовитые растения Саратовской области. Материалы (26).

Растения нельзя делить на вредные или полезные, ядовитые или целебные. В этом разделе мы опишем растения, встречающиеся в Саратовской.

academyoc5.webnode.ru

Учебное пособие для 7 кл./Сост. В. Б. Сельцер, Л. П. Худякова, Н. В. Дмитриева, Р. Л. Сосновская. Саратов: киц «Саратовтелефильм»

Рабочая программа

по биологическому краеведению 7 класс

пояснительная записка

Программа разработана с учетом федеральных программ по биологии, географии, истории, а также региональной программы по экологии.

«Биологическое краеведение»: учебное пособие для 7 кл./Сост. В.Б. Сельцер, Л.П. Худякова, Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 96 с.

Н.В. Дмитриева, Р.Л. Сосновская: Рабочая тетрадь по «Биологическому краеведению» для 7 класса – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея». 2010 – 64 с.

Программа «Биологическое краеведение» для 7 класса общеобразовательных школавторы В.Ю. Крестьянинов, Н.В. Дмитриева – 2009.

Практических работ – 8, экскурсий – 6. Контрольных работ – 1.

^ 1. Дать более глубокое представление о природных сообществах родного края, явлениях и процессах, происходящих в биосфере.

2. Создать условия для понимания учащимися проблемы сохранения биологического разнообразия родного края.

3. Способствовать развитию биолого – экологического мышления школьников, показывая зависимость многих современных процессов в биосфере от взаимодействия общества и природы на конкретной территории.

4. Опираясь на концепцию В.И. Вернадского относительно биосферы в широком смысле этого слова, «былых биосфер» и ноосферы, способствовать созданию представления у учащихся о взаимосвязанности и взаимозависимости природных процессов, о целостности природной системы Земли и о необходимости ответственного отношения человека к разработке любых проектов, связанных с нарушением природной среды вообще и биологической в частности.

5. Обучить детей универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полученных данных, ознакомить с современными методами исследований.

6. Сформировать представление об особо охраняемых природных объектах своего края и всего мира в целом.

7. Научить детей чувствовать красоту природы.

8. Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

9. Вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружа-ющей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы от разрушения – лесовосстановление, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, листовки, плакаты.

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии в природу и музей, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

В конце изучения курса планируется проведение итоговой конференции. Конференция строится на основе соотнесения знаний о природе своего края, полученных в процессе изучения курса, с общими биологическими и экологическими понятиями: особь, популяция, сообщество, природа, природное равновесие, памятники природы, Родина, судьба человека, народа, природы, планеты.

Необходимость введения курса «Биологическое краеведение» в 7 классе 35 часов учебного времени продиктовано следующим:

1. Систему, биоразнообразие и эволюцию живой природы целесообразно изучать на основе краеведческого подхода с использованием наиболее типичных представителей растений, животных, грибов конкретного региона. Знания, полученные на уроках биологии, найдут практическое применение, в рамках заявленного курса, т.к. позволят углубить и закрепить теоретические знания учащихся на основе их субъектного опыта;

2. В новом стандарте (2004 года) сокращено время на изучение курса «Биология. Расте-ния. Грибы. Лишайники. Бактерии» в 6 классе. Сокращение возможно за счёт тем, касающихся биоразнообразия, что скажется на качестве биологического образования, т.к. «биоразнообразие» - одно из ключевых понятий в биологии. Введение регионального курса «Биологическое краеведение» позволит компенсировать этот недостаток;

3. Разнообразие климатических зон Саратовской области представляет богатые возмож-ности не только для изучения биологии, но и для формирования бережного отношения к природе, осознания себя частью её, воспитанию любви к родному краю.^ Учащиеся должны знать/понимать– сущность понятия «флора», «природное сообщество», «фитоценоз», «зооценоз»;

– значение различных экологических факторов для живых организмов; для устойчивости природных сообществ, значение биоразнообразия;

– роль и значение растений, грибов и бактерий, животных в круговороте веществ и непрерывности жизни;

– роль растений, грибов и животных в жизни человека;

– распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– виды опасных и ядовитых растений, грибов и животных нашей местности, правила безопасного поведения в природной среде;

– роль человека в охране органического мира, в сохранении биоразнообразия. Учащиеся должны уметь– определять виды растений и животных с помощью школьного определителя;

–называть основные типичные виды растений, грибов, животных своей местности;

– узнавать по внешнему виду распространённые сельскохозяйственные культуры нашей местности;

– приводить различные примеры природных сообществ и их видового состава;

– объяснять приспособление живых организмов к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на их жизнедеятельность;

– давать характеристику различным природным сообществам, взаимосвязям внутри сообщества, различным сезонным изменениям в жизни растений и животных;

– определять антропогенное влияние на природные сообщества, уровни жизненного состояния растений;

– прогнозировать изменения в развитии природных сообществ под воздействием антропогенной нагрузки;

– применять полученные знания для изучения и улучшения экологической ситуации в своем посёлке, районе.Литература.

1. Атлас мезозойской фауны и спорово-пыльцевых растений нижнего Поволжья и сопредельных областей. вып. I-IV. Саратов, Изд-во СГУ, 1972.2. Доклады о состоянии окружающей природной среды Саратовской области в 1991 - 2005-х годах. Саратов, Государственный комитет по охране окружающей среды (названия менялись), 1991 - 2006 гг.3. Красная книга Саратовской области. Саратов, Изд-во «Детская книга», 1996. 4. Бондаренко Г.В. Фауна Саратовской области. Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин - та, 1997.5. Лаптев Ю.П. Растения от А до Я, М.: «Колос» 1992.6. Строев К.Ф. Краеведение. М. «Просвещение» 1974,. 142с.7. Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто не видел. Саратов, Прив. Изд-во, 1989.8. Энциклопедия Саратовского края. Саратов, Приволжское кн. Изд-во, 2002, 688 с.MULTIMEDIA-поддержка курса «Биологическое краеведение»

«Биологическое краеведение» (электронное издание). Составили: Дмитриева Наталья Владимировна, методист по биологии кафедры естественнонаучного образования СарИПКиПРО, Сосновская Регина Леонидовна, учитель биологии высшей категории Физико - технического лицея №1г. Саратова. ехническая поддержка Парфёнова Александра Владимировна, гл. методист кафедры информатики СарИПКиПРО (2009 год).

 

^
Дата Коррек-

тировка

№ урока Тема урока Тип урока Элементы содержания Вид контроля Домашнее

задание

Введение в биологическое краеведение (2 час.)
1 ^ Урок-лекция с элементами беседы Цели и задачи курса. Предмет био-логического краеведения. Природные условия и причины биологического разнообразия Саратовской области (географическое положение области, климат, почва, рельеф, гидрология). Текущий. С.3-6
2 ^ «Природа родного края и методы ее исследования». Урок изучения нового материала. Литературный метод. Метод полевых наблюдений. Сравнение. Описание. Измерение. Метод полевого сбора. Картографический метод. Статистический метод. Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами Фотографирование и киносъемка. Фенологические наб-людения. Биоиндикация. Экскурсия. Отчёт. Оформить отчёт
^

Тема 1. Флора Саратовской области (2 час.)

3 ^ Урок изучение нового материала. Грибы съедобные, ядовитые. Мхи, папоротники, хвощи, грибы, лишайники. Видовой состав, местообитание, практическое значение. ^ Фронтальный опрос. С. 7; §1.1
4 ^ Со школьными определителями растений и животных. Урок изучения и применения знаний и умений. ^ Школьные определители растений и животных. Практическая работа. Отчёт. §1.2

^ )

5 Лесная растительность. Практическая работа №2 «Ознакомление с методами гербаризации растений, правилами оформления гербария». Урок-практикум Общая характеристика лесной растительности Саратовской области. Основные типы лесов. Методы гербаризации растений. Правила оформления гербария. Практическая работа. Отчёт. §1.3
6 ^

«Изучение ядовитых, лекарст-венных трав края по гербарным экземплярам».

Урок изучения и закрепления знаний и умений. Видовой состав и строение степного растительного сообщества. Типы степей.Гербарные экземпляры ядовитых и лекарственных трав. Практическая работа. Отчёт. §1.4, с. 24-27
7 ^ Изучение флоры поселка и его окрестнос-тей. Комбинированный урок Полупустынная растительность. Флора посёлка и его окрестностей. Фронтальный опрос. Экскурсия. Отчёт. §1.4 с. 27-28
8 ^

«Определение деревьев и кустарников в осенне-зимний период».

Урок-практикум. Многообразие луговых растений. Их значение. Состояние деревьев и кустарников своей местности. Практическая работа. Отчёт. §1.5
9 ^ «Характеристика растительного сообщества». Урок изучения нового материала. Видовой состав, строение и особенности растений влажных мест обитания и водоёмов. Растительные сообщества. Практическая работа. Отчёт. §1.6
10 ^ Комбинированный урок. Растительный покров меловых обнажений. Растения растущие на песчаных породах. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях задания 55-58. §1.7
11 ^ Урок – практикум. Причины засоления почв в Саратовской области. Солонцы и солончаки. Растения засолённых почв. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях задания 60-62. §1.7
12 Контрольная работа №1. «Растительность Саратовской области». Урок контроля знаний. Контрольная работа по теме «Растительность Саратовской области». Контрольная работа. §1.1-1.7
^
13 Разнообразие животных. Фауна. Зональность. В лесу. Практическая работа №6 «Составление списков местных животных и растений». Урок изучения и закрепления нового материала. Животный мир области. Животные леса. Растительноядные. Хищники. Пресмыкающиеся. Амфибии. На-секомые. Атлас определитель животных леса. Практическая работа. Отчёт. §2.1
14 Разнообразие животных: беспозвоночные. В степи. Комбинированный урок. Презентация: «Беспозвоночные животные. Беспозвоночные суши. Животные степи. Условия обитания. Причины сокращения численности многих видов. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях задания 71-74. §2.2, 2.5
15 Разнообразие животных: позвоночные. Около водоёма. Комбинированный урок. ^ Видовой состав околоводных животных. Птицы: водоплавающие, береговые, хищные. Околоводные млекопитающие. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях задания 75-78. §2.3
16 Птицы и млекопитающие нашего края. Водные животные. Экскурсия №3 «Наблюдения за птицами». Урок экскурсия. Рыбные богатства Волги и малых рек. Микрофауна водоемов. Атласы определители животных. Описание местных видов птиц. Экскурсия. Отчёт. §2.4
17 Промысловые и опасные животные области. Правила поведения в природе. Практическая работа №7 «Зарисовка животных». Урок изучения и закрепления нового материала. Охотничьи животные; промысловые рыбы»; опасные животные. Рисунки и фотографии животных. Практическая работа. Рисунки. §2.6
18 Сельскохозяйственные животные. Экскурсия №4 «Экскурсия на зооферму». Урок экскурсия. Сельскохозяйственные животные Саратовской области. Животные в фермерских хозяйства и ЛПХ. Экскурсия. Отчёт. §2.7
19 Вредители сельского хозяйства. Комбинированный урок. Вредители сельского хозяйства. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях задания 91-94. §2.8
20 Животные города. Урок – практикум. ^ Условия жизни животных в населённых пунктах. Птицы города, насекомые, собаки, кошки, грызуны, земноводные и др. Составление рефератов о животном мире и отдельных интересных животных района. §2.9
21 Животный мир. Урок проверки знаний и умений. Обобщающий урок по теме «Животный мир». Фронтальный опрос. Тестирование. §2.1­-2.9
Раздел 3. Живое прошлое Саратовского края (7 час).
22 Основные понятия о геохронологии. Урок изучения новых знаний. Понятие «время» в истории Земли. Абсолютное время. Относительное время. Геохронологическая шкала. Стратиграфическая шкала. Названия прошедших геологических эпох и веков. Текущий. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях задания 98-100. §3.1
23 Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения. Комбинированный урок. Палеонтология. Ископаемые беспозвоночные: простейшие, губки, кишечнополые, мшанки, черви, моллюски, гастроподы, головоногие, двустворчатые моллюски, брахиподы, иглокожие, морские лилии, морские ежи. Ископаемые растения. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях задания 102-104. §3.2
24 Ископаемые позвоночные. Урок актуализации знаний и умений. Костистые рыбы. Хрящевые рыбы. Рептилии. Млекопитающие. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях задания 106-110. §3.3
25 Ранняя история Земли. Палеозойская эра. Практическая работа №8 «Составление таблицы палеонтологических объектов местности». Урок - практикум. Зарождение жизни на Земле. палеозойская эра. Кембрийский период. Ордовикский период. Силурийский период. Девонский период. Каменноугольный период. Пермский период. Практическая работа. Таблица. §3.4
26 Мезозойская эра. Комбинированный урок. Презентация: «Мезозойская эра». Триасовый период. Юрский период. Меловой период. Фронтальный опрос. Вопросы к §3.5. §3.5
27 Кайнозойская эра. Комбинированный урок. Презентация: «Кайнозойская эра». Палеогеновый период. Неогеновый период. Четвертичный период. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа в рабочих тетрадях задание 116. §3.6
28 Живое прошлое Саратовской области. Урок обобщения. Проверка знаний и умений. Обобщение по теме: Живое про-шлое Саратовской области». Фронтальный опрос. Работа с терминами и датами. §3.1-3.6
Раздел 4. Охрана природы родного края (5 час).
29 «Красная книга Саратовской области». Урок изучения и закре­пления новых зна­ний. Законы об охране природы. Государственная экологическая экспертиза. Лицензирование природопользования. Мониторинг состояния окружающей среды, лесов, животного мира. «Красная книга». Структура «Красной книги». Текущий. Вопросы к §4.1. §4.1
30 Охраняемые территории Саратовской области. Экскурсия №5 «Весенние явления в природе». Урок-экскурсия. Охрана природы. Заказники и охотничьи хозяйства Саратовской области. Наблюдение весенних явлений. Экскурсия. Отчёт. Оформить отчёт
31 Особо охраняемые природные территории. Комбинированный урок. Статус особо охраняемых природных территорий. Национальный парк. «Хвалынский». Природный микрозаповедник урочище «Моховое болото». Фронтальный опрос. Термины. §4.2, с. 86-89
32 Памятники природы. Комбинированный урок. Дьяковский лес. Финайкинская тюльпанная степь. Урочище «Буданова гора». Памятники природы Аркадакского района. Фронтальный опрос. §4.2, с. 89-91
33 Глобальное влияние человека на природу Саратовской области. Экскурсия №6. Экскурсия на местные сельскохозяйственные предприятия. Урок закрепления знаний и умений. Знакомство КФХ «Ильин». Экскурсия. Отчёт. Оформить отчёт

Итоговая конференция «Судьба природы – наша судьба» (2 час.)

34–35 Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике. Уроки актуализации знаний и умений. Подготовка и защита проектных работ по краеведческой тематике. Самостоятельная групповая и индивидуальная работа. Подготовить проекты.

many.kabobo.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта