Гербаризация лекарственных растений техника выполнения. Open Library - открытая библиотека учебной информации

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Обязательные навыки для каждого студента. Гербаризация лекарственных растений техника выполнения


Обязательные навыки для каждого студента — Мегаобучалка

По организации работы ботанического сада:

- знать правила внутреннего распорядка;

- знать правила техники безопасности.

По гербаризации лекарственных растений:

- владеть навыками сбора растений для гербария;

- владеть навыками сушки гербарных образцов;

- владеть навыками этикирования гербария;

- владеть навыками монтирования гербария.

По заготовке лекарственного растительного сырья:

- определять места произрастания лекарственных растений;

- подбирать и интерпретировать картографические материалы для изучения и фиксирования растительности;

- определять площади зарослей лекарственных растений и густоту вида;

- определять сроки заготовки;

- владеть навыками сбора сырья различных морфологических групп;

- определять лекарственные растения с ограниченным и запрещенным сбором;

По проведению первичной обработки лекарственного растительного сырья:

- удалять возможные примеси к лекарственным растениям;

- учитывать требования к условиям сушки лекарственного сырья;

- выбирать условия сушки для различных морфологических групп лекарственного сырья;

- выбирать условия сушки для сырья с различными группами БАВ;

- контролировать процесс сушки;

- определять влажность сырья;

- измельчать сырье;

- определять степень измельченности сырья.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. - М, 1976.- 340с.

2. Государственная фармакопея СССР.-11-е изд.-М.: Медицина, 1987.-Вып.1; 1990.-

Вып.2

3. А.А., Ладыгина Е.Я.Руководство к практическим занятиям по

фармакогнозии.-М.: Медицина, 1997

4. Яковлев Г.П., БлиноваК.Ф. Ботанико-фармакогностический словарь.- М.:Высш.шк., 199

5. Сокольский И.Н., Самылина И.А., Беспалова Н.В. Фармакогнозия. – М.: «Медицина», 2003.

6. Яковлев Г.П. Фармакогнозия –Спец Лит, 2010

7. Жохова Е.В., Гончаров М.Ю., Повышев М.Н., Деренчук С.В. Фармакогнозия - «ГЭОТАР- Медиа»,2012

8. Государственная фармакопея СССР (II часть). – XI издания – М.: «Медицина», 1990.9.Государственная фармакопея РФ (I часть). – XII издания– М.: «Медицина», 2007

10. Чиков П.С. Лекарственные растения: Справочник. - М.: Агропромиздат,1989.431с.

11. Шретер А.И. и др. Методика определения запасов лекарственных растений.- М., 1986.51с.

12. Энциклопедический словарь лекарственных растений и продуктов животного происхождения: Учебное пособие /Под ред. Г.П. Яковлева, К.Ф. Блиновой. - СПб.: СпецЛит,1999.- 407с.

Дополнительная:

1.Яковлев Г.П. Фармакогнозия. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения – учебное пособие. – СПб.: «СпецЛит», 2010.

2. Справочная литература по фармакогнозии

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ И ЗАПОЛНЕНИЯ ДНЕВНИКА

1. Дневник является отчетным документом о прохождении учебной практики.

2. Студент ежедневно должен вести в дневнике запись выполненного объема работ всех видов практики.

3. В конце практики студент оформляет отчет о прохождении учебной практики с указанием полного объема выполненных работ по темам, а преподаватель дает заключение о работе студента.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Д Н Е В Н И К

производственной практики по профилю специальности

МДК. 01.03 Фармакогнозия

Раздел 6. «Заготовка и контроль сырья растительного и животного

происхождения»

 

Место прохождения практики ____

время прохождения практики с «_______» __________________ 20 _____ г.

по «_______» __________________ 20 _____ г.

 

Общий руководитель практики __

Ф.И.О. (его должность)

Непосредственный руководитель практики __

Ф.И.О. (его должность)

Методический руководитель практики

__

Ф.И.О. (его должность)

График распределения времени производственной практики

 

Место прохождения практики   Виды работ Количество дней Количество часов
Ботанический сад и близлежащая природная зона Ознакомление с программой, календарным планом, заданиями, инструкцией по технике безопасности.
Ознакомление с экспозицией лекарственных растений, дикорастущими лекарственными растениями, основными видами лекарственных, занесенных в «Красную книгу Татарстана».
Определение и морфологическое описание дикорастущих лекарственных растений различных растительных сообществ (лес, поле, луг, болота).
Ознакомление с правилами заготовки основных морфологических групп лекарственного растительного сырья, освоение приемов сбора сушки и хранения растительного лекарственного сырья.
Ознакомление с основными культурными лекарственными растениями и приемами их возделывания (посев, подкормка, окучивание, выравнивание, прополка, уборка).
Освоение приемов гербаризации и фиксирования лекарственных растительных органов.
Всего  

 

Примечание:

Распределение часов производственной практики может быть изменено на усмотрение руководителя производственной практики.

Сбор лекарственных растений и гербаризация проводится регулярно на протяжении всей практики. Приемы возделывания (посев, подкормка, окучивание, выравнивание, прополка, уборка) проводятся в зависимости от погодных условий и фазы развития лекарственных растений.

ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

__________Печать медицинской организации Студент (подпись)_____________________________

Общий руководитель практики (подпись)___________

МАНИПУЛЯЦИОННЫЙ ЛИСТ

№ п/п Виды работ Дата Всего видов работ
             
                 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Дата   Наименование и содержание работы Оценка и подпись непосредственного руководи теля
     

 

 

ОТЧЕТ

megaobuchalka.ru

Определение, морфологическое описание лекарственных растений и их гербаризация

Производство Определение, морфологическое описание лекарственных растений и их гербаризация

просмотров - 118

Контрольные вопросы

1. Дайте определœение фитоценоза.

2. Дайте характеристику соснового, елового и смешанного лесов; лугов заливных, суходольных, альпийских; озер, степей, предгорья, сорной растительности.

3. Дайте определœение понятию эндемичный вид.

4. Назовите растительные ассоциации, которые имеются в окрестностях КМВ.

5. Перечислите ярусы в пяти-, трех - двухъярусном сложении соснового, елового, смешанного лесов. Приведите примеры.

6. Назовите лекарственные растения ельников. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

7. Назовите лекарственные растения сосняков. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

8. Назовите лекарственные растения смешанного леса. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

9. Назовите лекарственные растения лугов. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

10. Назовите лекарственные растения степей. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

11. Назовите лекарственные растения предгорья. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

12. Назовите сорные лекарственные растения. Опишите их внешний вид, укажите биологические особенности.

13. Распределите дикорастущие лекарственные растения по группам действующих веществ.

14. Распределите дикорастущие лекарственные растения по медицинскому применению. Дайте их характеристику.

15. Назовите соки, методы сбора, условия сушки и хранения сырья лекарственных растений различных фитоценозов с учетом биологических особенностей растения.

16. Перечислите меры по охране дикорастущих лекарственных растений. Назовите лекарственные растения, занесенные в Красную книгу. Роль провизора в решении вопросов охраны лекарственных растений.

(2 дня)

Цель:научить студента определять лекарственные растения в дикорастущей флоре, уметь отличить лекарственные растения от близкородственных видов и их примесей.

Самостоятельная работа:

1. Описать в дневнике 30-40 растений из 20 семейств, указав их важнейшие диагностические признаки, географическое распространение и местообитание описываемых растений.

2. Установить видовую принадлежность собранных образцов лекарственных растений для их дальнейшей гербаризации.

3. Провести закладку гербарного материала.

Студент-практикант должен уметь определять лекарственные растения в дикорастущей флоре, для чего ему крайне важно знать морфологические признаки репродуктивных и генеративных органов растений. Без этих знаний и умений невозможно вести заготовку ЛРС. Для определœения растений используют специальную литературу (определители растений: Станков С.С., Талиев В.И., Гроссгейм А.А.; учебники по ботанике).

Работа с определителœем осуществляется при тщательном изучении морфологического строения растений и описания их морфологических признаков. При этом фиксируются основные систематические признаки семейств, родов и видов.

Важным разделом практики является гербаризация растений. Выбранное для гербаризации растение должно быть хорошо развитым, неповрежденным и включать как репродуктивные органы, так и генеративный орган, начиная от корневой системы до плодов и семян.

Гербаризация растений складывается из последовательно выполняемых операций:

1. Закладка гербарного материала

2. Прессование

3. Сушка

4. Оформление гербария.

Следует знать, что сбор растений на территории коллекционного участка можно проводить только с разрешения ответственного лица и под непосредственным руководством преподавателя!

Закладка гербарного материала.Заботу о качестве будущего гербарного образца крайне важно начинать уже в момент сбора.

Как правило, не следует брать обломанные, больные или угнетенные растения. Нужно стремиться собрать всœе органы растения, начиная от корней и кончая плодами и семенами, чтобы гербарий был представлен как можно более полным. Слишком массивные экземпляры либо вовсœе не следует брать, либо их крайне важно препарировать. В случае если растение высокое, но не очень мощное и ветвистое, его стебель следует перегнуть 2-3 раза под тем или иным углом, чтобы оно разместилось на одном листе. Чтобы закрепить эти перегибы на них надевают кусочки бумаги с прорезью. Растения необ-ходимо размещать на лист свободно, в естественном виде.

Листья следует располагать так, чтобы хотя бы часть из них оказалась нижней стороной кверху.

Наиболее толстые и сочные части (корни и стебли зонтичных, крупные корзинки астровых и др.) следует рассекать вдоль, что облегчит сушку и дальнейшее их изучение. Нельзя класть тонкие особо нежные части по сосœедству с грубыми и толстыми. В случае если это предотвратить невозможно, то следует использовать прокладки из той же бумаги для получения одинаковой толщины экземпляра. Собранные растения следует укладывать по-разному, чтобы вся пачка в целом по возможности получалась рав­ной толщины. Для этого самые толстые части (особенно подземные органы) следует укладывать по возможности ближе к краям и, особенно к углам листа. Растения, собранные в сырую погоду, легче загнивают, однако первоклассные гербарные об­разцы получают главным образом от правильного последующего обращения с этими растениями.

Прессование.Чтобы растения при сушке не деформировались, они должны быть правильно запрессованы. В качестве портатив­ных прессов чаще всœего используют гербарные сетки. Между на­легающими друг на друга частями полезно проложить прокладки из гигроскопичной бумаги, к примеру, если грубый стебель нале­гает на лист.

Для получения качественного гербария крайне важно использо­вать достаточное количество прок-ладочных листов, которые вырав­нивают давление под прессом и поглощают воду, испаряемую рас-тением в процессе сушки. Все прокладочные листы должны быть того же формата͵ что и листы оконча-тельно монтированного гербария.

Толщина стопки с растениями, закладываемой в пресс, зави­сит от способа сушки и толщины закла-дываемых экземпляров. Стоп­ку тоньше 3 см равномерно запрессовать трудно. Также на опыте определяется и оптимальная степень стягивания. При переклад­ке нужно исправить всœе недостатки, допущенные при сборе и вы­править всœе деформации.

Сушка.Осуществляется с помощью смены отсыревших прокла­док на сухие, проветривания и нагревания. Нельзя рекомендовать какой-то один метод сушки, чаще всœего комбинируют разные в за­висимости от условий. Желательно в первый день смену прокла­дочных листов произвести через несколько часов, затем дважды в течение нескольких последующих дней. При каждой последую­щей перекладке гербария прокладочные листы должны быть аб­солютно сухими. Для подсушивания хорошо развешивать гербар­ные сетки в теплом, хорошо проветриваемом помещении или непосредственно на воздухе на солнце. Готовность растений (окончание сушки) определяется по исчезновению живого зелœе­ного цвета. В случае если растение приподнять за стебель, то еще не высо­хшие части поникают.

Оформление гербария.Гербарий, предназначенный для исполь­зования, должен быть правильно смонтирован. Основная задача монтировки — придать гербарному образцу форму, наиболее удоб­ную для последующего использования и хранения, при этом раз­мещение растения на гербарном листе должно быть самым опти­мальным. Как правило, наиболее толстые части растений сдвигают ближе к краям.

Из разнообразных способов прикрепления растений к бумаге наилучшим признан пришивание частей прочными белыми нит­ками. Растение прикрепляют так, чтобы оно не перемещалось на листе. При этом полностью лишать подвижности всœе его части не следует, так при малейшем изгибе оно может сломаться. Нельзя, подшивая рас-тение, протягивать нитку от одного стежка к другому по нижней стороне листа͵ при всякой перекладке эти нитки будут портить нижелœежащие экземпляры. Каждый стежок должен быть отдельным, завязанным двойным узлом с нижней стороны листа. Лишь в исключительных случаях для дополнительного крепления может быть использован быстро твердеющий синтетический клей или скотч.

Этикетка должна быть размещена в правом нижнем углу гербарного листа. Иногда, если целиком свободного места для эти­кетки найти нельзя, ее подсовывают под тонкие части растений, не мешающие прочтению. Этикетка оформляется черной пастой, при этом обязательно указываются латинское (полное, с указани­ем автора) и русское название растения и семейства, место сбора и местообитание, дата сбора, фамилия лица, собравшего и определившего данный вид (см. раздел 2). Гербарный лист вкладывается в файл (формат А3).

Принадлежности и мате-риалы, необходимые для закладки герба­рия:гербарная сетка, сухие чис-тые газеты (без цветных рисунков и фотографий), веревка для пере-тягивания сетки, ножницы, лопат­ка-копалка, бритва, кусочки ваты.

Принадлежности и материалы, необходимые для проведения мон­тировочных работ:листы картона, этикетки, учебник (или иной спра­вочный материал), полиэтиленовая пленка, белые прочные нитки, ножницы с острыми концами, бритва, ручка с черной пастой, ка­рандаш простой, линœейка, иголка, шило, скрепки (для временно­го фиксирования натянутой пленки).

oplib.ru

Тема 1. Методика гербаризации растений.

 

Термин «гербарий» имеет два значения: в узком смысле – это коллекция определенным образом обработанных и документированных растений; в другом, более широком смысле – это научная лаборатория или научное учреждение, использующее в своей работе гербарные коллекции.

В России самый большой гербарий, насчитывающий более 5 млн. образцов, находится в Санкт-Петербурге в Ботаническом институте АН РФ. Он носит имя В.Л.Комарова и является одним из крупнейших гербариев мира.

Цели и задачи гербариев в современной науке очень разнообразны. Гербарный образец может служить исходным материалом для многих исследований. Он широко используется для исследований морфологии растений, их экологической, географической и индивидуальной изменчивости. Гербарий является документом, подтверждающим состав флоры той или иной территории, а также распространение видов.

Растения для гербария собирают в сухую погоду. Собранные во время дождя или росы, они плохо сохнут, нередко чернеют и даже загнивают.

Травянистые растения для гербария должны быть собраны в целом виде со всеми вегетативными органами, цветками и, по возможности, с плодами и семенами. Наличие плодов обязательно для растений семейств крестоцветных, зонтичных, бобовых, сложноцветных, осоковых, так как без плодов их трудно определить. У двудомных растений желательно брать и мужские и женские экземпляры. У деревьев и кустарников берут зрелые ветки с типичными листьями, ветки с цветками или плодами и кусочками коры. Не следует брать в гербарий молодые побеги, которые отличаются сильной изменчивостью листьев. Нельзя собирать для гербария редкие и охраняемые растения (сведения о них преподаватель сообщает во время экскурсии). Растения, взятые в гербарий, должны быть без повреждений.

Растения выкапывают специальной копалкой. Сначала делают 2-3 надреза вокруг растения, т.е. подкапывают его со всех сторон и лишь 3-м и 4-м надрезом вынимают растение вместе с землей. Затем руками осторожно препарируют корневую систему (очищают ее от земли), не отрывая прикорневые листья, даже засохшие. Поврежденную поверхность земли заравнивают, соседние растения поправляют.

Выкопанные из почвы растения закладывают в «рубашки», причем в одну «рубашку» закладывают только один вид растения, если же растения небольшие, то по 2-3 экземпляра данного вида. При наличии у растений корневищ или луковиц их разрезают вдоль и оставляют тонкую продольную пластинку, которую прокладывают фильтровальной или газетной бумагой. Особо крупные растения следует разрезать на части и размещать на нескольких листах. Если растение высокое, но не очень мощное, его стебель следует перегнуть 1-2-3 раза, чтобы все растение уместилось на одном листе. Растение аккуратно укладывают на правой стороне «рубашки» (один лист и цветок переворачивают обратной стороной, чтобы было видно опущение). Каждый собранный образец необходимо сразу же снабжать черновой этикеткой, в которой указывают рабочее название растения, дату и место сбора, местообитание и фамилию собиравшего. В лаборатории собранные растения укладывают на сушку в ботанический пресс. При этом еще раз проверяют правильность сбора растений, их расправленность, наличие этикеток, а затем «рубашки» с растениями переслаивают сухими прокладочными листами (они впитывают влагу из растений), чередуя лист с растением, прокладочный лист и т.д. В один пресс укладывают весь сбор, проведенный на экскурсии. Если растений было много, их делят на два пресса. При укладке в пресс следует следить, чтобы пачка с растениями со всех сторон была равномерной толщины. Затем пресс затягивают веревкой таким образом, чтобы обеспечить равномерное давление на растения по всем направлениям, и помещают на просушку – лучше всего в теплое, хорошо проветриваемое место. В таких условиях сушка занимает 5-7 дней. В первые дни прессы надо развязывать и менять прокладочные листы каждые 12 часов, в последующие – раз в сутки. Вынутые из прессов прокладочные листы просушивают и вновь используют. Правильно высушенные растения не меняют своего цвета (не желтеют и не буреют), листья и цветки остаются гладкими и хрупкими и не поникают. В некоторых случаях сушку можно провести ускоренным способом, используя слегка разогретый утюг (таким способом пользуются при сушке растений, органы которых легко теряют окраску).

Высушенные растения далее определяют, монтируют и этикетируют. Для монтировки используют плотные листы бумаги размером 42 х 28 см, к которым нитками или полосками бумаги прикрепляют высушенное растение. Сверху к листу приклеивают кальку для сохранения растений от механических повреждений. При монтировке на одном листе размещают только один вид растения, причем более толстые части растений сдвигают к краям, особенно к верхним углам. В нижнем правом углу оставляют место для гербарной этикетки. Формат этикеток – 10х7 см (до 14х9 см). Форма и содержание приводится ниже.

Гербарий кафедры биоэкологии ТГГПУ

Семейство

Род

Вид

Местообитание

Место сбора

Время сбора

Собрал

Определил

 

Дата добавления: 2015-07-08; просмотров: 284 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге: Форма проведения. | Тема 4. Методика полевых исследований. | Тема 10. Сбор и охрана растительных объектов. |mybiblioteka.su - 2015-2018 год. (0.058 сек.)

mybiblioteka.su


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта