Гербарий луговых растений. Запишите названия растений луга, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Виртуальный гербарий, часть 2 (сбор луговых трав, июль-август 2014г.). Гербарий луговых растений


Растения луга. Гербарий / Открытый урок

Интеграция образовательных областей: социально - комуникативное и познавательное развитие, трудовое развитие.Виды детской деятельности: социализация, труд, коммуникация, чтение художественной литературы, познание.Программное содержание.

1. Расширить и обобщить знания  детей  о луговых  растениях.

2. Учить детей различать и называть знакомые растения.

3. Формировать у детей эмоциональное отношение к природному миру.

4. Воспитывать любовь к природе, заботу о ней.

Воспитатель: Дети, мы с вами ходили на экскурсию на луг,  что вам больше всего запомнилось?  (Там было очень красиво).

Воспитатель: Какая была погода, когда мы были на экскурсии?  (Было жарко, светило солнце).

Воспитатель: Что мы  с  вами  увидели  на лугу? (Много цветов,  бабочек, кузнечиков.)

Воспитатель: Вам понравилось  на  лугу? (На лугу было красиво, вокруг зелёная травка, цвели цветы, приятный запах стоит над лугом, в траве поют кузнечики).А почему так пышно разрастаются  и  цветут  растения на лугу? (Летом тепло, много влаги все растения тянутся к солнцу).

Ребята, а какую пользу приносят  луговые  растения? (Многие растения являются лекарственными).

Вспомните, какие растения мы с вами  видели на лугу?  (Цикорий,  Подорожник. Тысячелистник,  Ромашка,  Клевер луговой).

Воспитатель: Молодцы, дети, много цветов вы запомнили. Мне очень приятно, что вы их запомнили. Некоторые цветы мы с вами  принесли в группу и засушили. И теперь, я хочу  посмотреть,  сможете ли вы их узнать. (Воспитатель вешает на доске засушенные цветы – гербарий.)

Запомните ребята,  гербарий – это трава,  коллекция засушенных растений.

Воспитатель: Давайте мы с вами побеседуем о  луговых растениях, что они  собой представляют. (Воспитатель показывает гербарий   Тысячелистника. Рассказывает) Летом  на лугах растёт  Тысячелистник. Литья похожи  на перья, рассечены  на мелкие  дольки,  их так много, что трудно сосчитать. Вот и подумали, что их тысяча, отсюда и произошло  название - Тысячелистник.  На высоком стебле цветка вырастает  много мелких, белых цветков, собранных букетиком. Они не такие  красивые, но все – таки этот цветок очень хорош. Пчёлы и шмели  собирают с его цветков нектар и пыльцу. На пастбищах (место, где пасутся овцы) его едят овцы. Тысячелистником лечатся люди и животные.  Настое этого растения уничтожают вредных насекомых. Для аппетита настой  этой травы дают детям. Вот  какое полезное  это растение.Воспитатель: Дети, как называется это растение?  (Подорожник).Как вы думаете,  почему это растение называется  Подорожником? (Наверно, оно растёт вдоль дороги). Почему оно растёт там, где ходят люди,  ездят машины,  где земля утоптано?  (Потому что у этого растения почти нет стебля, листья лежат на земле и оно не ломается).Воспитатель: Внимательно  посмотрите на листья  Подорожника, как расположены жилки  листа. Если встать на него, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдёт человек, лист распрямится. За эти крепкие жилки на листья  в народе подорожник назвали – семижильным. О сильном, выносливом человек тоже говорят «семижильный». Поняли, почему подорожник может расти у дороги?  Послушайте.

На полянке, в огороде,У дороги там и тут - Потому-то его людиПодорожником зовут.

Как вы думаете, это лекарственное растение. (Лекарственное, можно приложить на пораненный палец). Правильно, когда порезали палец, его накладывают на раны, чтобы не текла кровь, грязь не попадала, рана быстрее заживает.

Что за листик - подорожник?Странная трава!Что лечиться ею можно -              Знает детвора! Если вдруг неосторожноПальчик ты поранил, Каждый знает - Листик можно, Положить на рану. 

А это растение как называется помните? (Цикорий). Посмотрите какой он, этот цветок растёт почти везде, если обратили внимание, то его очень много бывает на нашем участке. У него синенькие цветочки, расположенные вдоль стебля. Его еще называют голубой цикорий, дорожный цветок.А придорожной травой его назвали в честь парня, который долго у дороги ждал девушку, но, не дождавшись её, превратился в цветок. А сейчас давайте мы с вами немного поиграем.  Физкультминутка «Цветы».

Наши красные цветки,                                   Наши красные цветки

Отрывают лепестки.                                       Закрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит -                                     Головой качают,

Лепестки колышет.                                         Тихо засыпают.

Воспитатель: Сейчас вам ребята прочитаю Рассказ Н.Павловой «Как  облако». О какой траве здесь рассказывается? Узнали? (Подмаренник). Вспомните, когда мы нюхали, оно пахло чем? (Мёдом).  Правильно оно пахло мёдом. Ярко-жёлтые цветки этой травы пахнут мёдом и привлекают  пчёл и других насекомых,  Подмаренник украшает луг, наполняет  воздух чудесным ароматом.  Улучшает качество сена, способствует аппетиту животных.Это всем вам известное надеюсь цветок – Одуванчик.Дети: Мы с вами плели веночки. Растёт повсюду – на лугах, в садах, огородах, у дорог. Цветёт в мае-июне. После цветения на месте корзинки образуется шарик с лёгкими летучими семенами, имеющими вид «парашютиков». От дуновения ветерка они легко разлетаются. Растение медоносное. Корни и листья растения употребляются в пищу и используются в медицине. Мы с вами побеседовали о некоторых луговых растениях. Назовите их.(Дети  называют растения). Молодцы, дети. Вы много знаете луговых цветов.  Но их  нужно не только знать,  но и относиться к ним тоже нужно бережно. 

open-lesson.net

Виртуальный гербарий, часть 2 (сбор луговых трав, июль-август 2014г.)

Здравствуйте, рада Вас видеть!

Вот уже и август (ой, и целое лето!) закончился... Закрутилась, закружилась в заботах и выбралась на луг с фотоаппаратом за это время всего пару  раз...

Отцвели почти все травы. Какие-то спалила жара, какие-то уже завершают свой жизненный цикл, готовя семена к следующему сезону. Зато я нарвала полыни и пижмы для саше (саше можно заказать в магазине). Горьковатый запах этих трав не переносят кровососущие насекомые, слышала, что их раскладывают в помещениях, если хотят прогнать, например, клопов.

 В этот раз фотографий не так много, но травы интересные. А еще очень заметна разница, в июне - июле травы цветут, в конце августа - почти полностью отцвели, а некоторые и семена уже рассыпали...

Бодяк полевой (в июле и августе)

 ароматы

 луговые травы

Василек луговой (в июле и августе)

гербарий

виртуальный гербарий

Золотарник (два вида)

ароматические саше

цветы

Отцвели уже ромашка и зверобой...

лето 2014

фотографии цветов

А вот Пижма самая лучшая именно в августе:

Искала я среди трав любимую (очень мне ее запах нравится) полынь, нашла. А еще нашла похожие на полынь травы, и их нарвала. 

Положила травки перед собой и задумалась: вот три разных веточки, как понять, что за трава и как их различить между собой? Уж очень они похожи!

Смотрим слева направо!

Слева, первая, - лебеда из семейства маревых, семейство большое, есть ядовитые растения и есть съедобные. Лебеду садовую специально выращивают как аналог шпината. А вот растение - марь белая - ядовито. Как вы думаете, что на фото? Высота куста - около метра, а листики мелкие, яркие.

 

Вторая и третья - полынь. Сравнивая фото, в интернете я нашла два вида: горькая (настоящая, лекарственная) и обыкновенная (чернобыльник). Горькая отличается серебристым цветом листьев и сильным ароматом:

А у полыни обыкновенной (чернобыльника) листья снизу светлые, сверху темно-зеленые, в отличие от полыни горькой это лекарственное растение почти не имеет горького вкуса и специфического полынного запаха..

 

Полынь - трава степной дороги,

Твой горький запах горче слёз,

Церковный запах нежный, строгий,

Так далеко меня унёс.

И вот опять стою, пьяна я,

Стою у пыльного куста…

О, горечь русская степная,

И тишина, и широта…

Наталия Крандиевская- Толстая

Кстати, знаете ли вы, что русское название «полынь» произошло от славянского «полети» – гореть, от горького вкуса, от которого во рту горит...

  

Спасибо, что заглянули!

Ваша Татьяна

P.S. Как всегда, оригиналы фотографий размером 3456 х 5184 пикселей, для публикации преобразованы в размер 1024 х 683 пикселя.

www.livemaster.ru

Запишите названия растений луга, которые вам удалось определить при работе с гербарием. Отметьте галочкой названия тех

На работе мне преподнесли подарочное издание энциклопедии растений. Как ни странно, но книга не ушла сразу пылиться на полку, я очень заинтересовалась яркими картинками. В категории «луговая растительность» многие виды мне были в новинку, поэтому я решила расширить свои знания.

Растения луга

Для начала разберусь с понятием «луг». Мне представлялась равнина, густо поросшая травами. В целом, это так, однако стоит добавить ещё и горные местности, склоны, долины рек. Среди трав доминируют многолетние осоковые и злаковые травы.

В краеведческом музее я рассматривала гербарий растений лугов. Прозвучит это грубо и не романтично, но первая мысль была про сено. Только спустя четверть часа подробного рассмотрения и ознакомления с информацией, мне удалось разглядеть в этих сухарях цветы, которые составили бы стоящий букет. Итак, вот краткий список образцов растений, которые я увидела:

  1. Нивяник обыкновенный.
  2. Клевер (луговой и ползучий).
  3. Безвременник осенний.
  4. Герань.
  5. Лютик едкий.
  6. Желтушник левкойный.
  7. Дурман.
  8. Золотничка болотная.
  9. Плевел (многолетний и опьяняющий).
  10. Щавель конский.
  11. Адонис летний.
  12. Итальянская астра.
  13. Борщевик Сосновского.
  14. Пырей ползучий.
  15. Ваточник мясо-красный.

Растения, которые видела в природе

Не сомневаюсь, что каждому человеку, проживающему в полосе умеренного климата Евразии, приходилось видеть плевел, пырей и одуванчики. Это типичные сорняки для огородника и садовода. В детстве мы с колосьев плевела пальцами снимали пыльцу.

Нивяник обыкновенный своими цветами очень похож на ромашку. Разница - в количестве соцветий на стебле и внешнем виде листьев.

Клевер — лакомство для лошадей, а также это симпатичные цветочки розового или белого цвета.

Щавель конский я помню ещё из детства. Мы пытались его есть, поскольку для нас щавель любого вида должен был быть кислым. Скажу из личного опыта, конский щавель не только не кислый, но и совершенно невкусный.

Трава колдунов — именно так я всегда именовала дурман. То, что мне сейчас известно как алкалоиды в этом растение, мама называла ядом.

travelask.ru

Делаем гербарий – изучаем ботанику

Делаем гербарий – изучаем ботанику
Впервые коллекцию засушенных растений для научных целей собрал в 16 веке итальянский врач и ботаник. Основные правила сбора растений и их оформления составил Карл Линней, собранный им самим гербарий состоит из 19 тысяч листов.

Многие вещи кажутся простыми только на первый взгляд. Так и с гербарием: он не утратил своих позиций несмотря на многочисленные открытия и глобальные изменения в науке и мире. Есть международная база гербариев, на которую ссылаются в научных работах. Так же, как на книги и документы. С детства знакомое слово «гербарий» означает засушенные растения. Простые правила направлены на максимальное сохранение присущих растению свойств и одинаковое оформление гербарных листов:

  • не нужно собирать мокрые растения;
  • растение нужно сохранить полностью, расправить все части;
  • плоды должны быть представлены;
  • сушить растения нужно между листами сухой бумаги;
  • каждое растение размещают на отдельном листе;
  • указывают род, вид и историю (время и место сбора) и др.
Младшие школьники часто получают задание собрать гербарий. Во время загородных прогулок это несложно сделать, особенно при небольшой поддержке со стороны взрослых. Не лишним будет попутно объяснить, что бездумное уничтожение растений ведет к исчезновению видов. Что для этого понадобится:
  • нож для срезания;
  • небольшой совок или лопата для выкапывания;
  • бумага для сушки, подойдут газеты;
  • папки для хранения;
  • этикетки;
  • клей.
Хорошая новость: для гербария подходят не только дикие деревья и травы, но и растущие в садах и огородах. В крайнем случае выручит ближайший парк или сквер.

Какие растения собирать в Башкортостане
Заранее стоит определиться с растениями, которые без труда сможет найти и определить ребенок. Обращайте внимание на растения во время прогулок, и тогда у вас среди них появятся свои «старые знакомые», и даже «верные друзья». Итак, какие растения можно собрать для гербария:
  • подорожник
  • пижма
  • полынь
  • папоротник
  • цикорий
  • сурепка
  • тысячелистник
  • мать-и-мачеха
  • крапива
  • клевер
  • горох, фасоль
  • лен, рожь, пшеница, ячмень, гречиха
  • липа, дуб, тополь, ива, сосна, ель, сирень
  • ромашка
  • одуванчик
  • шиповник и др.
Дошкольники могут собирать красивые листья клена, дуба, березы, ивы.
Шаг 1: собираем растения
Отправляясь на природу, подготовьте все необходимое. Проявите внимательность: нельзя собирать редкие растения. Брать нужно одно растение из нескольких, со средними параметрами. Травянистые растения выкапывают полностью. У очень крупных растений срезают верхнюю часть, среднюю с листьями и прикорневую (нижнюю). Для папоротника достаточно ветки с листьями, все растение не нужно. У деревьев срезают побег с листьями, цветами и плодами, если они есть. Толстые стебли и корни нужно разрезать вдоль, убрать почву. Попутно собираем информацию: название растения, место сбора (область или республика, район, ближайший населенный пункт), место обитания (лес, луг, степь и др.), кто собирал.

Шаг 2: сушим
Для сушки растение можно вложить между листами бумаги, прогладить слегка теплым утюгом или оставить под легким прессом. Расположите листья так, чтобы после закрепления были видны обе стороны: «лицевая» и нижняя. Другой вариант сушки – подвесить растение корнем вверх в хорошо проветриваемом помещении, такой способ лучше подходит для растений с плодами. Следите, чтобы растения не пересохли и не стали слишком хрупкими. Из засушенных растений можно сделать поделки: закладки, картины, фигурки животных и сказочных героев.
Шаг 3: прикрепляем растения на листы
Закрепляем растения на листах бумаги клеем или нитками, подписываем. Если растение намного больше бумаги, можно его в двух-трех местах согнуть и так закрепить. Если растение отцвело, можно закрепить заранее собранный и засушенный цветок или соцветие. Переверните готовый лист так, чтобы растение было снизу, и слегка встряхните. Крупные отпавшие фрагменты нужно закрепить еще раз. Готовый гербарий надо беречь от сырости и насекомых.

Собирать гербарий – это и развлечение, и занятие, и совместный труд. Опыт прямого общения ребенка с большим миром за порогом дома и за стенами школы; чувство счастливой и неслучайной принадлежности родной земле. Это постижение единства всего живого.

www.ufamama.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта