Функции образовательная ткань растений. 18. Образовательные ткани, или меристемы: функции, особенности строения клеток, классификация, производные и значение меристем.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Образовательная ткань: функции и строение. Функции образовательная ткань растений


функции, особенности строения клеток, классификация, производные и значение меристем.

Образовательные ткани, или меристемы, дают начало всем постоянным тканям, обеспечивают рост органов. Подразделяются в зависимости от происхождения на первичные и вторичные, а также по местоположению в теле растения и функциям.

Апикальные, или верхушечные, меристемы возникают в зародыше семени, сохраняются в апексах — на кончике корня и на верхушке побега, обеспечивают рост органов в длину.

Латеральные, или боковые, меристемы располагаются вдоль оси органов и обусловливают их утолщение. К ним относятся: первичные — прокамбий, перицикл и вторичные — камбий, феллоген (пробковый камбий).

Интеркалярные, или вставочные, меристемы первичны, расположены в базальной части междоузлий побегов, листьев, обеспечивают их рост.

Травматические, или раневые, меристемы вторичны, возникают в местах повреждения. Деление меристем стимулируют фитогормоны.

Клетки меристемы паренхимные, живые, тонкостенные, плотно сомкнутые, с густой цитоплазмой, крупным ядром, большим количеством рибосом. Пластиды в форме пропластид и лейкопластов, вакуоли отсутствуют или очень мелкие. Те клетки меристемы, что находятся в состоянии постоянного деления, называются инициалями, а те, что образуются из них и подвергаются дифференцировке, это производные инициалей, или основная меристема.

19. Покровные ткани: функции и классификация.

В зависимости от происхождения покровных тканей, их строения и функций различают: эпидерму, перидерму, корку и эпиблему.

Эпидерма или кожица — первичная покровная ткань, покрывающая все части первичного тела растения. Образуется из протодермы — наружного слоя клеток апикальных меристем. Эпидерма обычно однослойная, реже — многослойная комплексная ткань, выполняющая защитную и регуляторно-секреторную функции: защищает растение от температурных колебаний, механических и других повреждений, регулирует транспирацию, газообмен и внешнюю секрецию. В состав эпидермы, покрывающей надземные части, входят: базисные эпидермальные клетки с кутикулой, устьица и зачастую — трихомы. Эпидерма, покрывающая подземные органы, лишена устьиц и трихом, не имеет толстой кутикулы.

Базисные эпидермальные клетки (основные) — это живые, прямо-или извилистостенные, плотносомкнутые клетки, вытянутые вдоль оси листа (у однодольных), или паренхимные (у двудольных). В клетках эпидермы обычно отсутствуют активно функционирующие окрашенные пластиды, но, как правило, вокруг ядра располагаются светочувствительные лейкопласты. Имеющаяся иногда окраска клеток зависит от наличия в вакуолях пигментов — антоцианидинов, флавонов, флавонолов и др. Иногда в эпидерме образуются кристаллы щавелевокислого кальция или цистолиты, что является диагностическим признаком растений. Оболочки эпидермальных клеток утолщены неравномерно: боковые стенки тонкие, нижние — более толстые, верхние, граничащие с внешней средой, утолщенные, кутинизированные или минерализированные, покрытые защитным слоем воска или кутина — кутикулой. Толщина и характер наслоения кутикулы различные у видов и зависят от экологических факторов.

studfiles.net

Образовательная ткань: функции и строение

Образование 9 июня 2015

Эволюция животного и растительного мира постепенно вела к усложнению их организации. Поэтому современное разнообразие видов настолько велико, что просто поражает воображение. Усложнение внутреннего строения находило отражение в каждой эволюционной ветви.

Это особенно сказалось на растениях, которые сумели преобразоваться от низших подводных видов до расселенных по всему земному шару высших представителей, имеющих сложное внутреннее и внешнее строение. Большую роль в этом сыграло развитие особых структур - тканей, которые и составляют основную часть особей данного царства.

образовательная ткань

Меристемы: определение и понятие

Всего можно выделить пять основных типов тканей растительных организмов. Среди них следующие:

  • меристемы, или образовательные ткани;
  • запасающие;
  • проводящие;
  • механические;
  • основные.

Каждая из них имеет особое строение, различные типы клеток, и выполняет определенную важную функцию в жизни растения. Особого внимания заслуживает образовательная ткань, ведь именно она дает начало практически всем остальным и обеспечивает главную отличительную особенность растений от других живых организмов - неограниченный рост в течение всей жизни.

Если давать более точное биологическое определение данному типу ткани, то оно будет звучать так: образовательная ткань, или меристема - это общее название особого вида тканей, которые состоят из активных в течение всей жизни клеток, постоянно делящихся и обеспечивающих рост и развитие растения в целом.

Кроме того, именно меристемы дают начало многим другим типам тканей в организме. Например, механическим, проводящим, покровным и прочим. За счет них происходит заживление пораненных участков на теле растения, быстрое восстановление утраченных структур (листьев, частей стебля, корня). Можно с уверенностью сказать, что образовательная ткань - одна из самых главных, которая позволяет растениям существовать. Поэтому ее строение и функции рассмотрим подробнее.

образовательная ткань функции

Клетки образовательной ткани. Общая информация

Можно выделить два основных типа клеток, которые составляют меристемы:

  1. Многоугольные, или изодиаметрические. Содержат очень крупное ядро, которое занимает почти все внутреннее пространство. Имеют рибосомы, митохондрии, мелкие разбросанные по цитоплазме вакуоли. Оболочка довольно тонкая. Между собой расположены достаточно рыхло. Такие клетки формируют эумеристемы. Они дают начало всем типам тканей, кроме проводящих.
  2. Прозенхимные клетки. Имеют, напротив, очень крупные вакуоли, заполненные клеточным соком. Между собой соединены более плотно, форма удлиненная, кубическая или призматическая. Образовательная ткань, построенная из них, дает начало проводящим системам, камбию и прокамбию растений.

Таким образом, в зависимости от типа клеток, формирующих ткань, определяется и выполняемая ею функция.

Также можно выделить еще два типа клеток меристем:

  1. Инициальные - активно делящиеся в течение всей жизни клетки, обеспечивающие накопление общей массы образовательной ткани. Они же дают начало и другой группе.
  2. Производные клетки - могут отличаться от предыдущих формой, размерами, количеством вакуолей и прочими параметрами.

Эти типы структур у некоторых видов растений могут вообще быть неразличимы, по крайней мере, морфологически.

В целом строение образовательной ткани позволяет выделять несколько типов, составляющих ее классификацию.

клетки образовательной ткани

Видео по теме

Классификация меристем

В основу можно положить несколько разных признаков. Первый из них - это морфология клеток, составляющих ткань. По данной особенности различают:

  • пластинчатые меристемы - клетки кубической формы с однослойной оболочкой, формирующие покровную ткань;
  • колончатые образовательные ткани - формируют сердцевину стеблей и стволов деревьев, клетки призматической формы с плотной оболочкой;
  • массивные меристемы - дают начало нарастанию в толщину, представлены многоугольными клетками.

Следующий признак для классификации - это способность к дифференцировке на другие структуры. По этому признаку все меристемы можно разделить на шесть групп:

  1. Зародышевая образовательная ткань. Ее название говорит само за себя. Формирует первичные ткани эмбриона.
  2. Верхушечные меристемы, также называемые апикальными. Образуют: прокамбий, эпидерму, проводящие ткани, паренхиму.
  3. Раневые образовательные ткани. Образуются на местах повреждений и обеспечивают быстрое восстановление утраченного органа или затягивание ранения.
  4. Интеркалярные - обеспечивают вставочный рост растений в высоту и ширину.
  5. Боковые, или латеральные - обеспечивают утолщение осевых структур организма за счет отложения камбия или феллогена.
  6. Краевая меристема - именно она формирует полотно листа.

Последняя классификация, по которой можно разделить все меристемы на две группы, - генетическая. По ней они делятся на:

  • первичные - связаны с зародышевыми и верхушечными тканями;
  • вторичные - камбий, прокамбий и прочие.

Очевидно, что различные признаки классификации подтверждают важное значение рассматриваемых структур, особенно их роли в жизни растений.

строение образовательной ткани

Пластинчатая меристема

Это образовательная ткань, функции которой заключаются в формировании эпидермы растения. Именно пластинчатые меристемы создают покровные ткани, которые защищают организм от внешних воздействий, поддерживают определенную форму и структуру.

Клетки пластинчатой образовательной ткани располагаются в один ряд, очень интенсивно делятся, причем перпендикулярно относительно рабочего органа. В результате формируется наружный эпидермис растения.

Колончатые ткани

Другое название данных тканей - стержневые. Они получили его за удлиненную призматическую форму составляющих структуру клеток, которые располагаются тесно друг с другом и имеют достаточно толстую оболочку.

Колончатая ткань дает начало и полностью формирует сердцевину стеблей и стволов растений. Делятся клетки данной ткани также перпендикулярно относительно осевых органов.

Массивные меристемы. Краткая характеристика

Особенности образовательной ткани, которая называется массивной, в том, что она дает возможность растению накопить массу недифференцированных клеток, которые приводят к утолщению и росту массы. При этом происходит это достаточно равномерно.

В будущем каждая часть клеточной массы преобразуется в ту или иную ткань, то есть специализируется и будет выполнять свою функцию. Так формируются, например, ткани спорангия и прочие.

особенности образовательной ткани

Функции образовательной ткани растений

Роль, которую играют меристемы, огромна. Можно обозначить несколько основных самых важных функций, которые выполняют рассматриваемые ткани:

  1. Обеспечивают растению неограниченный рост в течение всей жизни.
  2. Дают начало для дифференцировки и специализации всех остальных типов тканей в организме.
  3. Обеспечивают нормальное развитие растений.
  4. Устраняют повреждения и восстанавливают утраченные структуры.

Однако основная выполняемая функция образовательной ткани - это многократное деление клеток и накопление их в большой массе для возможности постоянного использования частями растения, а значит, сохранения его роста и активности в течение всей жизни. Именно по этой причине в организме животных и человека подобных тканей нет. Ведь они растут лишь до генетически определенных (изначально заложенных в геноме) размеров.

выполняемая функция образовательной ткани

Апикальная меристема

Данная образовательная ткань, функции и строение которой мы рассмотрим, является одной из самых главных из всех видов меристем. Для этого есть ряд причин.

  1. Именно апикальная ткань называется еще и верхушечной, так как после развития зародыша она остается в конусе нарастания (верхушке побега).
  2. Апикальная меристема позволяет стеблю и корням увеличиваться в длину.
  3. Со временем именно верхушечная ткань преобразуется во флоральную и меристему соцветия, позволяя сформироваться цветкам со всеми его частями.
  4. Дает начало всем остальным типам образовательных тканей.

Поэтому мы и говорим о высокой степени значимости апикальных меристем в жизни растений.

У данной разновидности ткани есть несколько производных, которые она формирует в теле растения. Они следующие:

  • покровная ткань;
  • протодерма;
  • прокамбий;
  • проводящие ткани;
  • основные;
  • массивные.

Наравне с апикальными идут по значению и латеральные, или боковые меристемы. Они дают начало камбию и феллогену, формируют так называемые годичные кольца, которые хорошо видны на поперечных срезах стеблей и стволов.

функции образовательной ткани растений

Первичные образовательные ткани

К ним относятся те, что первыми закладываются в теле эмбриона. В первую очередь, это меристемы зародыша и апикальные (верхушечные). Одни из них сохраняются всю жизнь, а другие отмирают, сформировав первичное тело растения.

Так как апикальные меристемы мы уже рассматривали более подробно выше, то нет смысла повторять все еще раз. Первичные ткани - это и есть апикальные образовательные структуры.

Вторичные меристемы

В данную группу входит массивная меристема, которая позволяет растению на более поздних этапах развития наращивать массу. Это образовательная ткань, функции которой заключаются, главным образом, в формировании утолщений осевых органов растений.

Особую роль в этом играют камбий и феллоген. Чаще всего в действие вторичные меристемы вступают после окончания верхушечного роста растения, однако бывают и исключения. Как, например, в случае с камбием.

Также важно значение раневых меристем, которые приводят к образованию каллуса - массы клеток. Они затягивают собой место ранения или повреждение на растении.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Хрящевая ткань: функции и особенности строенияЗдоровье Хрящевая ткань: функции и особенности строения

Не секрет, что спортсмены даже в хорошей физической форме и в сравнительно раннем возрасте часто бросают тренировки из-за травм. Большая доля их проблем – связки. Наиболее слабая их часть – хрящевая ткань....

Функции и строение эпителиальной ткани. Строение эпителиальной и соединительной тканиОбразование Функции и строение эпителиальной ткани. Строение эпителиальной и соединительной ткани

Ткань - это совокупность клеток и межклеточного вещества. Она имеет общие признаки строения и выполняет одни и те же функции. В организме четыре типа тканей: эпителиальная, нервная, мышечная и соединительная.Ст...

Функции и строение полости рта
Здоровье Функции и строение полости рта

Рот любого живого существа – это сложнейшая биомеханическая система, обеспечивающая ему питание, а значит, существование. У высших организмов рот, или, если выразиться по-научному, ротовая полость, несет дополни...

Толстая кишка: функции и строениеЗдоровье Толстая кишка: функции и строение

Пищеварительная система человека, в которую входит толстый кишечник, характеризуется многообразием строения и функций различных ее отделов. Это затрудняет диагностику нарушений пищеварения, что сказывается на своеврем...

Пищеварительная система органов: функции и строениеЗдоровье Пищеварительная система органов: функции и строение

Одна из наиболее важных составляющих тела человека – его пищеварительная система органов. Эта совокупность продумана и организована природой таким образом, чтобы ее обладатель смог извлечь из потребляемой пищи в...

Опорно-двигательная система: функции и строение. Развитие опорно-двигательного аппарата человекаЗдоровье Опорно-двигательная система: функции и строение. Развитие опорно-двигательного аппарата человека

Все органы движения, обеспечивающие перемещение тела в пространстве, объединены в единую систему. К ней относятся кости, суставы, мышцы и связки. Опорно-двигательный аппарат человека выполняет определенные функции, об...

Гортань: функции и строение. Функции гортани человекаЗдоровье Гортань: функции и строение. Функции гортани человека

Все в организме человека продумано до мелочей, а каждый отдельно взятый орган отвечает за свой участок работы. Именно сейчас хочется поговорить о том, что же такое гортань. Функции и строение данного органа будут расс...

Как устроен нос. Полость носа, ее особенности, функции и строениеЗдоровье Как устроен нос. Полость носа, ее особенности, функции и строение

В мире больше людей, которые задумываются о том, что им не нравится форма их носа, чем тех, кто размышляет, можно ли сделать так, чтобы он лучше дышал. Конечно, все знают про каждодневный уход, лечение при заболевания...

Функции и строение тромбоцитовЗдоровье Функции и строение тромбоцитов

Кровяные пластинки, которые призваны бороться с внезапными кровопотерями, называются тромбоцитами. Они аккумулируются в местах повреждения любых сосудов и закупоривают их специальной пробкой.

Мышцы голени, их расположение, функции и строение. Передняя и задняя группы мышц голениЗдоровье Мышцы голени, их расположение, функции и строение. Передняя и задняя группы мышц голени

Голень относится к нижней конечности. Она находится между стопой и областью колена. Сформирована голень посредством двух костей – мало- и большеберцовых. Они окружены волокнами мускулатуры с трех сторон. Мышцы г...

monateka.com

Образовательная ткань: функции и строение

Эволюция животного и растительного мира постепенно вела к усложнению их организации. Поэтому современное разнообразие видов настолько велико, что просто поражает воображение. Усложнение внутреннего строения находило отражение в каждой эволюционной ветви.

Это особенно сказалось на растениях, которые сумели преобразоваться от низших подводных видов до расселенных по всему земному шару высших представителей, имеющих сложное внутреннее и внешнее строение. Большую роль в этом сыграло развитие особых структур - тканей, которые и составляют основную часть особей данного царства.

образовательная ткань

Меристемы: определение и понятие

Всего можно выделить пять основных типов тканей растительных организмов. Среди них следующие:

  • меристемы, или образовательные ткани;
  • запасающие;
  • проводящие;
  • механические;
  • основные.

Каждая из них имеет особое строение, различные типы клеток, и выполняет определенную важную функцию в жизни растения. Особого внимания заслуживает образовательная ткань, ведь именно она дает начало практически всем остальным и обеспечивает главную отличительную особенность растений от других живых организмов - неограниченный рост в течение всей жизни.

Если давать более точное биологическое определение данному типу ткани, то оно будет звучать так: образовательная ткань, или меристема - это общее название особого вида тканей, которые состоят из активных в течение всей жизни клеток, постоянно делящихся и обеспечивающих рост и развитие растения в целом.

Кроме того, именно меристемы дают начало многим другим типам тканей в организме. Например, механическим, проводящим, покровным и прочим. За счет них происходит заживление пораненных участков на теле растения, быстрое восстановление утраченных структур (листьев, частей стебля, корня). Можно с уверенностью сказать, что образовательная ткань - одна из самых главных, которая позволяет растениям существовать. Поэтому ее строение и функции рассмотрим подробнее.

образовательная ткань функции

Клетки образовательной ткани. Общая информация

Можно выделить два основных типа клеток, которые составляют меристемы:

  1. Многоугольные, или изодиаметрические. Содержат очень крупное ядро, которое занимает почти все внутреннее пространство. Имеют рибосомы, митохондрии, мелкие разбросанные по цитоплазме вакуоли. Оболочка довольно тонкая. Между собой расположены достаточно рыхло. Такие клетки формируют эумеристемы. Они дают начало всем типам тканей, кроме проводящих.
  2. Прозенхимные клетки. Имеют, напротив, очень крупные вакуоли, заполненные клеточным соком. Между собой соединены более плотно, форма удлиненная, кубическая или призматическая. Образовательная ткань, построенная из них, дает начало проводящим системам, камбию и прокамбию растений.

Таким образом, в зависимости от типа клеток, формирующих ткань, определяется и выполняемая ею функция.

Также можно выделить еще два типа клеток меристем:

  1. Инициальные - активно делящиеся в течение всей жизни клетки, обеспечивающие накопление общей массы образовательной ткани. Они же дают начало и другой группе.
  2. Производные клетки - могут отличаться от предыдущих формой, размерами, количеством вакуолей и прочими параметрами.

Эти типы структур у некоторых видов растений могут вообще быть неразличимы, по крайней мере, морфологически.

В целом строение образовательной ткани позволяет выделять несколько типов, составляющих ее классификацию.

клетки образовательной ткани

Классификация меристем

В основу можно положить несколько разных признаков. Первый из них - это морфология клеток, составляющих ткань. По данной особенности различают:

  • пластинчатые меристемы - клетки кубической формы с однослойной оболочкой, формирующие покровную ткань;
  • колончатые образовательные ткани - формируют сердцевину стеблей и стволов деревьев, клетки призматической формы с плотной оболочкой;
  • массивные меристемы - дают начало нарастанию в толщину, представлены многоугольными клетками.

Следующий признак для классификации - это способность к дифференцировке на другие структуры. По этому признаку все меристемы можно разделить на шесть групп:

  1. Зародышевая образовательная ткань. Ее название говорит само за себя. Формирует первичные ткани эмбриона.
  2. Верхушечные меристемы, также называемые апикальными. Образуют: прокамбий, эпидерму, проводящие ткани, паренхиму.
  3. Раневые образовательные ткани. Образуются на местах повреждений и обеспечивают быстрое восстановление утраченного органа или затягивание ранения.
  4. Интеркалярные - обеспечивают вставочный рост растений в высоту и ширину.
  5. Боковые, или латеральные - обеспечивают утолщение осевых структур организма за счет отложения камбия или феллогена.
  6. Краевая меристема - именно она формирует полотно листа.

Последняя классификация, по которой можно разделить все меристемы на две группы, - генетическая. По ней они делятся на:

  • первичные - связаны с зародышевыми и верхушечными тканями;
  • вторичные - камбий, прокамбий и прочие.

Очевидно, что различные признаки классификации подтверждают важное значение рассматриваемых структур, особенно их роли в жизни растений.

строение образовательной ткани

Пластинчатая меристема

Это образовательная ткань, функции которой заключаются в формировании эпидермы растения. Именно пластинчатые меристемы создают покровные ткани, которые защищают организм от внешних воздействий, поддерживают определенную форму и структуру.

Клетки пластинчатой образовательной ткани располагаются в один ряд, очень интенсивно делятся, причем перпендикулярно относительно рабочего органа. В результате формируется наружный эпидермис растения.

Колончатые ткани

Другое название данных тканей - стержневые. Они получили его за удлиненную призматическую форму составляющих структуру клеток, которые располагаются тесно друг с другом и имеют достаточно толстую оболочку.

Колончатая ткань дает начало и полностью формирует сердцевину стеблей и стволов растений. Делятся клетки данной ткани также перпендикулярно относительно осевых органов.

Массивные меристемы. Краткая характеристика

Особенности образовательной ткани, которая называется массивной, в том, что она дает возможность растению накопить массу недифференцированных клеток, которые приводят к утолщению и росту массы. При этом происходит это достаточно равномерно.

В будущем каждая часть клеточной массы преобразуется в ту или иную ткань, то есть специализируется и будет выполнять свою функцию. Так формируются, например, ткани спорангия и прочие.

особенности образовательной ткани

Функции образовательной ткани растений

Роль, которую играют меристемы, огромна. Можно обозначить несколько основных самых важных функций, которые выполняют рассматриваемые ткани:

  1. Обеспечивают растению неограниченный рост в течение всей жизни.
  2. Дают начало для дифференцировки и специализации всех остальных типов тканей в организме.
  3. Обеспечивают нормальное развитие растений.
  4. Устраняют повреждения и восстанавливают утраченные структуры.

Однако основная выполняемая функция образовательной ткани - это многократное деление клеток и накопление их в большой массе для возможности постоянного использования частями растения, а значит, сохранения его роста и активности в течение всей жизни. Именно по этой причине в организме животных и человека подобных тканей нет. Ведь они растут лишь до генетически определенных (изначально заложенных в геноме) размеров.

выполняемая функция образовательной ткани

Апикальная меристема

Данная образовательная ткань, функции и строение которой мы рассмотрим, является одной из самых главных из всех видов меристем. Для этого есть ряд причин.

  1. Именно апикальная ткань называется еще и верхушечной, так как после развития зародыша она остается в конусе нарастания (верхушке побега).
  2. Апикальная меристема позволяет стеблю и корням увеличиваться в длину.
  3. Со временем именно верхушечная ткань преобразуется во флоральную и меристему соцветия, позволяя сформироваться цветкам со всеми его частями.
  4. Дает начало всем остальным типам образовательных тканей.

Поэтому мы и говорим о высокой степени значимости апикальных меристем в жизни растений.

У данной разновидности ткани есть несколько производных, которые она формирует в теле растения. Они следующие:

  • покровная ткань;
  • протодерма;
  • прокамбий;
  • проводящие ткани;
  • основные;
  • массивные.

Наравне с апикальными идут по значению и латеральные, или боковые меристемы. Они дают начало камбию и феллогену, формируют так называемые годичные кольца, которые хорошо видны на поперечных срезах стеблей и стволов.

функции образовательной ткани растений

Первичные образовательные ткани

К ним относятся те, что первыми закладываются в теле эмбриона. В первую очередь, это меристемы зародыша и апикальные (верхушечные). Одни из них сохраняются всю жизнь, а другие отмирают, сформировав первичное тело растения.

Так как апикальные меристемы мы уже рассматривали более подробно выше, то нет смысла повторять все еще раз. Первичные ткани - это и есть апикальные образовательные структуры.

Вторичные меристемы

В данную группу входит массивная меристема, которая позволяет растению на более поздних этапах развития наращивать массу. Это образовательная ткань, функции которой заключаются, главным образом, в формировании утолщений осевых органов растений.

Особую роль в этом играют камбий и феллоген. Чаще всего в действие вторичные меристемы вступают после окончания верхушечного роста растения, однако бывают и исключения. Как, например, в случае с камбием.

Также важно значение раневых меристем, которые приводят к образованию каллуса - массы клеток. Они затягивают собой место ранения или повреждение на растении.

загрузка...

buk-journal.ru

Образовательная ткань: функции и строение

Эволюция животного и растительного мира постепенно вела к усложнению их организации. Поэтому современное разнообразие видов настолько велико, что просто поражает воображение. Усложнение внутреннего строения находило отражение в каждой эволюционной ветви.

Это особенно сказалось на растениях, которые сумели преобразоваться от низших подводных видов до расселенных по всему земному шару высших представителей, имеющих сложное внутреннее и внешнее строение. Большую роль в этом сыграло развитие особых структур - тканей, которые и составляют основную часть особей данного царства.

образовательная ткань

Меристемы: определение и понятие

Всего можно выделить пять основных типов тканей растительных организмов. Среди них следующие:

  • меристемы, или образовательные ткани;
  • запасающие;
  • проводящие;
  • механические;
  • основные.

Каждая из них имеет особое строение, различные типы клеток, и выполняет определенную важную функцию в жизни растения. Особого внимания заслуживает образовательная ткань, ведь именно она дает начало практически всем остальным и обеспечивает главную отличительную особенность растений от других живых организмов - неограниченный рост в течение всей жизни.

Если давать более точное биологическое определение данному типу ткани, то оно будет звучать так: образовательная ткань, или меристема - это общее название особого вида тканей, которые состоят из активных в течение всей жизни клеток, постоянно делящихся и обеспечивающих рост и развитие растения в целом.

Кроме того, именно меристемы дают начало многим другим типам тканей в организме. Например, механическим, проводящим, покровным и прочим. За счет них происходит заживление пораненных участков на теле растения, быстрое восстановление утраченных структур (листьев, частей стебля, корня). Можно с уверенностью сказать, что образовательная ткань - одна из самых главных, которая позволяет растениям существовать. Поэтому ее строение и функции рассмотрим подробнее.

образовательная ткань функции

Клетки образовательной ткани. Общая информация

Можно выделить два основных типа клеток, которые составляют меристемы:

  1. Многоугольные, или изодиаметрические. Содержат очень крупное ядро, которое занимает почти все внутреннее пространство. Имеют рибосомы, митохондрии, мелкие разбросанные по цитоплазме вакуоли. Оболочка довольно тонкая. Между собой расположены достаточно рыхло. Такие клетки формируют эумеристемы. Они дают начало всем типам тканей, кроме проводящих.
  2. Прозенхимные клетки. Имеют, напротив, очень крупные вакуоли, заполненные клеточным соком. Между собой соединены более плотно, форма удлиненная, кубическая или призматическая. Образовательная ткань, построенная из них, дает начало проводящим системам, камбию и прокамбию растений.

Таким образом, в зависимости от типа клеток, формирующих ткань, определяется и выполняемая ею функция.

Также можно выделить еще два типа клеток меристем:

  1. Инициальные - активно делящиеся в течение всей жизни клетки, обеспечивающие накопление общей массы образовательной ткани. Они же дают начало и другой группе.
  2. Производные клетки - могут отличаться от предыдущих формой, размерами, количеством вакуолей и прочими параметрами.

Эти типы структур у некоторых видов растений могут вообще быть неразличимы, по крайней мере, морфологически.

В целом строение образовательной ткани позволяет выделять несколько типов, составляющих ее классификацию.

клетки образовательной ткани

Классификация меристем

В основу можно положить несколько разных признаков. Первый из них - это морфология клеток, составляющих ткань. По данной особенности различают:

  • пластинчатые меристемы - клетки кубической формы с однослойной оболочкой, формирующие покровную ткань;
  • колончатые образовательные ткани - формируют сердцевину стеблей и стволов деревьев, клетки призматической формы с плотной оболочкой;
  • массивные меристемы - дают начало нарастанию в толщину, представлены многоугольными клетками.

Следующий признак для классификации - это способность к дифференцировке на другие структуры. По этому признаку все меристемы можно разделить на шесть групп:

  1. Зародышевая образовательная ткань. Ее название говорит само за себя. Формирует первичные ткани эмбриона.
  2. Верхушечные меристемы, также называемые апикальными. Образуют: прокамбий, эпидерму, проводящие ткани, паренхиму.
  3. Раневые образовательные ткани. Образуются на местах повреждений и обеспечивают быстрое восстановление утраченного органа или затягивание ранения.
  4. Интеркалярные - обеспечивают вставочный рост растений в высоту и ширину.
  5. Боковые, или латеральные - обеспечивают утолщение осевых структур организма за счет отложения камбия или феллогена.
  6. Краевая меристема - именно она формирует полотно листа.

Последняя классификация, по которой можно разделить все меристемы на две группы, - генетическая. По ней они делятся на:

  • первичные - связаны с зародышевыми и верхушечными тканями;
  • вторичные - камбий, прокамбий и прочие.

Очевидно, что различные признаки классификации подтверждают важное значение рассматриваемых структур, особенно их роли в жизни растений.

строение образовательной ткани

Пластинчатая меристема

Это образовательная ткань, функции которой заключаются в формировании эпидермы растения. Именно пластинчатые меристемы создают покровные ткани, которые защищают организм от внешних воздействий, поддерживают определенную форму и структуру.

Клетки пластинчатой образовательной ткани располагаются в один ряд, очень интенсивно делятся, причем перпендикулярно относительно рабочего органа. В результате формируется наружный эпидермис растения.

Колончатые ткани

Другое название данных тканей - стержневые. Они получили его за удлиненную призматическую форму составляющих структуру клеток, которые располагаются тесно друг с другом и имеют достаточно толстую оболочку.

Колончатая ткань дает начало и полностью формирует сердцевину стеблей и стволов растений. Делятся клетки данной ткани также перпендикулярно относительно осевых органов.

Массивные меристемы. Краткая характеристика

Особенности образовательной ткани, которая называется массивной, в том, что она дает возможность растению накопить массу недифференцированных клеток, которые приводят к утолщению и росту массы. При этом происходит это достаточно равномерно.

В будущем каждая часть клеточной массы преобразуется в ту или иную ткань, то есть специализируется и будет выполнять свою функцию. Так формируются, например, ткани спорангия и прочие.

особенности образовательной ткани

Функции образовательной ткани растений

Роль, которую играют меристемы, огромна. Можно обозначить несколько основных самых важных функций, которые выполняют рассматриваемые ткани:

  1. Обеспечивают растению неограниченный рост в течение всей жизни.
  2. Дают начало для дифференцировки и специализации всех остальных типов тканей в организме.
  3. Обеспечивают нормальное развитие растений.
  4. Устраняют повреждения и восстанавливают утраченные структуры.

Однако основная выполняемая функция образовательной ткани - это многократное деление клеток и накопление их в большой массе для возможности постоянного использования частями растения, а значит, сохранения его роста и активности в течение всей жизни. Именно по этой причине в организме животных и человека подобных тканей нет. Ведь они растут лишь до генетически определенных (изначально заложенных в геноме) размеров.

выполняемая функция образовательной ткани

Апикальная меристема

Данная образовательная ткань, функции и строение которой мы рассмотрим, является одной из самых главных из всех видов меристем. Для этого есть ряд причин.

  1. Именно апикальная ткань называется еще и верхушечной, так как после развития зародыша она остается в конусе нарастания (верхушке побега).
  2. Апикальная меристема позволяет стеблю и корням увеличиваться в длину.
  3. Со временем именно верхушечная ткань преобразуется во флоральную и меристему соцветия, позволяя сформироваться цветкам со всеми его частями.
  4. Дает начало всем остальным типам образовательных тканей.

Поэтому мы и говорим о высокой степени значимости апикальных меристем в жизни растений.

У данной разновидности ткани есть несколько производных, которые она формирует в теле растения. Они следующие:

  • покровная ткань;
  • протодерма;
  • прокамбий;
  • проводящие ткани;
  • основные;
  • массивные.

Наравне с апикальными идут по значению и латеральные, или боковые меристемы. Они дают начало камбию и феллогену, формируют так называемые годичные кольца, которые хорошо видны на поперечных срезах стеблей и стволов.

функции образовательной ткани растений

Первичные образовательные ткани

К ним относятся те, что первыми закладываются в теле эмбриона. В первую очередь, это меристемы зародыша и апикальные (верхушечные). Одни из них сохраняются всю жизнь, а другие отмирают, сформировав первичное тело растения.

Так как апикальные меристемы мы уже рассматривали более подробно выше, то нет смысла повторять все еще раз. Первичные ткани - это и есть апикальные образовательные структуры.

Вторичные меристемы

В данную группу входит массивная меристема, которая позволяет растению на более поздних этапах развития наращивать массу. Это образовательная ткань, функции которой заключаются, главным образом, в формировании утолщений осевых органов растений.

Особую роль в этом играют камбий и феллоген. Чаще всего в действие вторичные меристемы вступают после окончания верхушечного роста растения, однако бывают и исключения. Как, например, в случае с камбием.

Также важно значение раневых меристем, которые приводят к образованию каллуса - массы клеток. Они затягивают собой место ранения или повреждение на растении.

загрузка...

renbow.ru

ОБРАЗОВАНИЕ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ, СПОСОБНОСТЬ К РЕГЕНЕРАЦИИ

Количество просмотров публикации Тема: ТКАНИ РАСТЕНИЙ: ОБРАЗОВАНИЕ, СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ, СПОСОБНОСТЬ К РЕГЕНЕРАЦИИ - 755

У большинства многоклеточных организмов во время их развития клетки начинают отличаться по строению и выполняемым функциям, то есть происходит их дифференциация. Вследствие этого формируются ткани. Ткань - ϶ᴛᴏ система подобных по строению клеток, связанных между собой структурно и функционально. Высшие растения и большинство многоклеточных животных имеют развитые ткани разных типов: у многоклеточных водорослей и грибов тканей нет или они слабо дифференцированы.

Ткани животных и растений отличаются между собой. У большинства многоклеточных животных разные типы тканей в процессе индивидуального развития формируются из определœенных зародышевых листков – экто-, мезо- и эндодермы. В то же время у растений всœе типы тканей возникают из образовательной ткани. Вместе с тем, ткани животных построены не только из клеток, но и из межклеточного вещества, образованного и выделяемого самими клетками. В тканях растений межклеточного вещества почти нет. Между оболочками сосœедних клеток, входящих в состав определœенной ткани, часто бывают промежутка – межклеточное вещество, разного размера. Клетки соединяются между собой через отверстия в их оболочках при помощи цитоплазматических мостиков. У отмерших клеток растений остаются только стенки, а содержимое разрушается.

Строение и функции тканей животных изучает наука гистология, а растений – анатомия растений.

Ткани растений делят на образовательные, покровные, проводящие, основные и механические.

Образовательные ткани, или меристема – состоят из клеток, способных к делœению. Клетки этих тканей дают начало клеткам всœех других типов. Οʜᴎ имеют большое ядро и тонкие растягивающиеся стенки с незначительным содержанием целлюлозы. По расположению в растении различают верхушечную, боковую и вставную образовательные ткани.

Верхушечная меристема расположена на верхушке побега или корня и обеспечивает рост этих органов в длину. Боковая меристема содержится в серединœе многолетних корней или побегов и охватывает их центральную часть в виде цилиндра. Она обеспечивает рост этих органов в толщину. Вставная меристема расположена в базе междоузлия стеблей некоторых растений, к примеру, у злаков. Как и верхушечная, она обеспечивает рост побегов в длину, но такой рост называют вставным, поскольку он происходит вследствие удлинœения междоузлий.

Покровные ткани расположены на поверхности органов растений. Οʜᴎ отделяют внутренние ткани от внешней среды и защищают их от неблагоприятных воздействий окружающей среды и повреждений. Покровные ткани могут состоять из живых или отмерших клеток. Различают два базовых вида покровных тканей: эпидерму, или кожицу и корку, или кору.

Кожица, или эпидерма имеет вид тонкой прозрачной пленки, состоящей из одного или нескольких слоев живых клеток, плотно прилегающих друг к другу. По этой причине межклеточного пространства в ней почти нет. Сверху клетки кожицы бывают покрыты слоем воскоподобного вещества – кутикулой, являющимся приспособлением от излишнего испарения воды. Вместе с тем, поверхность кожицы часто имеет волоски разного строения. Одни из них защищают растение от перегревания, другие – от растительноядных животных. К примеру, всœем известна способность крапивы жгучей причинять ожоги. Ее листья и боковые побеги густо покрыты волосками, через которые ядовитые вещества, вырабатывающиеся крапивой, могут попадать на кожу человека или животных и раздражать ее. Особое значение для питания растений имеют корневые волоски.

В кожице есть особые образования – устьица, которые обеспечивают связь растения с окружающей средой. Устьица образованы двумя особыми клетками фасолеобразной формы, содержащими хлоропласты и потому окрашенными в зелœеный цвет. Благодаря способности устьичных клеток изменять внутриклеточное давление, а также и свой объём, обеспечивается открывание и закрывание устьичной щели. Так растений регулирует интенсивность процессов испарения воды и газообмена. У многолетних растений кожица через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время может замещаться коркой. Утолщенные стенки клеток корки пропитаны жироподобным веществом и становятся непроницаемыми для воды и воздуха. Содержимое этих клеток со временем отмирает. Всем известно, что у большинства древесных растений поверхность стебля уже в первый год жизни приобретает буроватую окраску. Это свидетельствует том, что вместо кожицы образовалась кора, которая надежно защищает растение во время неблагоприятных периодов (к примеру, зимой или во время засухи). На поверхности коры можно увидеть выпуклости различной формы. Это чечевички, через которые растений осуществляет газообмен и испаряет воду.

Основная ткань состоит из живых клеток со сравнительно тонкими стенками, между которыми обычно есть и межклеточная ткань. Она заполняет промежутки между клетками других типов. Учитывая зависимость отособенностей строения и выполняемых функций различают несколько видов основной ткани.

Фотосинтезирующая основная ткань образована клетками, содержащими хлоропласты. Она осуществляет процессы фотосинтеза и расположена преимущественно в листьях.

Запасающая основная ткань представлена бесцветными клетками, в которых запасаются различные вещества (крахмал, жиры и т.д.). Клетки основной ткани цветов и плодов содержат хромопласты, которые окрашивают ее в различные яркие цвета.

У растений засушливых местообитаний (кактусы, алоэ) имеется водозапасающая ткань. Значительные запасы воды, которые могут накапливаться в ее клетках, дают возможность переживать длительные засушливые периоды.

Проводящие ткани обеспечивают у растений два потока веществ: восходящий (от корня к надземным частям) и нисходящий (образованные в зелœеных частях побегов органические вещества передвигаются вниз к другим частям растений). Соответственно различают два типа проводящих тканей: флоэму и ксилему.

Ксилема состоит из проводящих элементов (трахеид и сосудов), по которым непосредственно движутся вещества, и живых клеток основной ткани, которая их окружает. Сосуды - ϶ᴛᴏ последовательно соединœенные отмершие клетки, поперечные стенки между которыми почти полностью исчезают (или имеют большие отверстия). Сосуды обеспечивают восходящий поток веществ от подземных частей растений к надземным. Как правило, это растворы минœеральных солей. Но весной вместе с неорганическими веществами по ним могут передвигаться и органические (к примеру, раствор сахаров), запасенные в корнях или подземных видоизмененных побегах. Эти органические вещества необходимы для распускания листьев и начала фотосинтеза. Всем известен сладкий сок березы. В Канаде из сладкого весеннего сока клена ежегодно добывают сотни тысяч тонн сахара и патоки. Такую же функцию выполняют и трахеиды – отдельные клетки веретенообразной формы с многочисленными порами в клеточной стенке. Сосуды и трахеиды, кроме проводящей, обеспечивают еще и опорную функцию.

Другим видом проводящей ткани является флоэма, состоящая из ситовидных трубок. Это живые удлинœенные клетки, последовательно расположенные друг над другом в виде цепочки. Поперечные стенки этих клеток имеют многочисленные мелкие отверстия, напоминающие сито, отсюда и произошло их название, через которые цитоплазма одной клетки сообщается с цитоплазмой другой, расположенной выше или ниже. По ситовидным трубкам синтезированные в зелœеных частях растений органические вещества передвигаются к другим ее участкам (нисходящий поток). У покрытосœеменных растений зрелые клетки ситовидных трубок, правило, не имеют ядер, но их ʼʼсопровождаютʼʼ клетки-спутники, имеющие ядра. Эти клетки вырабатывают вещества, необходимые для нормального функционирования ситовидных трубок. Содержимое ситовидных трубок находится под высоким давлением - до 30 атмосфер. Размещено на реф.рфПо этой причине вещества перемещаются по ним достаточно быстро – до 100 см/час.

Сосуды, трахеиды и ситовидные трубки вместе с механическими и основными тканями образуют сосудисто-волокнистые пучки, к примеру, жилки листьев. Проводящую функцию выполняют также и клетки основной ткани. К примеру, сердцевинные лучи стеблей деревьев обеспечивают горизонтальный транспорт соединœений между сердцевиной и корой.

В растениях попадаются и молочники – системы удлинœенных проводящих клеток некоторых растений, по которым движется сок –латекс молочно-белого (молочай, одуванчик) или желтого (чистотел) цвета. Латекс - ϶ᴛᴏ раствор сахаров, белков и минœеральных соединœений, в которых взвешены мелкие капли липидов. В латексе разных видов растений содержится каучук. Из каучука делают высококачественную натуральную резину.

Механические ткани выполняют у растений опорную функцию. Οʜᴎ обеспечивают упругость и устойчивость разных их частей. Среди них есть ткани, состоящие из живых и мертвых клеток. Живые клетки имеют неравномерно утолщенные стенки, а отмершие – утолщенные одревесневшие. Часто клетки в механической ткани удлинœенные и имеют вид волокон.

Механическая ткань, состоящая из мертвых клеток, чрезвычайно устойчива: полоска из нее диаметром 1 мм2 выдерживает нагрузку на разрыв до 20 кᴦ.

В растениях существует система образований, выделяющих продукты обмена или биологически активные вещества. Продукты обмена веществ в виде растворов обычно накапливаются в вакуолях или включениях отдельных клеток. Так они извлекаются из обмена веществ. Во время листопада растение освобождается от таких накопленных веществ вместе с листьями.

Желœезистые волоски и другие образования кожицы способны вырабатывать эфирные масла, бальзамы, смолы, нектар.

Эфирные масла - ϶ᴛᴏ смесь летучих веществ разной химической природы. Благодаря сильному запаху, они привлекают опылителœей, отпугивают растительноядных животных, некоторые из них (фитонциды) угнетают жизнедеятельность болезнетворных организмов. Известно более трех тысяч семенных растений, способных вырабатывать эфирные масла, из которых приблизительно 200 используются в парфюмерии, кулинарии, медицинœе (масла розы, лаванды, укропа и т.д.)

Смолы – продукты жизнедеятельности многих голосœеменных и некоторых покрытосœеменных растений. Οʜᴎ образуются в клетках, окружающих смоляные ходы, и являются смесью органических веществ – кислот, спиртов, и т. д. Наружу смолы выделяются обычно в смеси с эфирными маслами в виде густых жидкостей (бальзамов). Οʜᴎ служат для образования защитного слоя в местах повреждений поверхности растений. Многие бальзамы имеют антибактериальные свойства, их используют в медицинœе для лечения ран. Основу бальзамов хвойных растений составляет жидкий скипидар. В промышленности после отгонки его используют как растворитель красок, лаков, и т.д., а твердую оставшуюся часть (канифоль) – для изготовления лаков, сургуча и т.д.

Янтарь – окаменевшая смола хвойных растений, которые произрастали в конце мезозойской - начале кайнозойской эр. Размещено на реф.рфЯнтарь широко используется для изготовления ювелирных изделий. В прозрачных частичках янтаря часто попадаются вкрапления насекомых и других мелких животных, обитавших в древние времена. Это дает интересный материал для ученых – палеонтологов.

Нектар - ϶ᴛᴏ водный раствор глюкозы и фруктозы, концентрация которых составляет 3-72%, с примесью эфирных масел и сильным запахом. Он привлекает насекомых и других опылителœей, которым е питаются. Нектар образуется в специальных желœезах – нектарниках, имеющих достаточно сложное строение и размещенных преимущественно в цветах.

У одноклеточных организмов организменный уровень организации совпадает с клеточным. У большинства многоклеточных организмов во время их индивидуального развития клетки специализируются по строению и функциям, формируя разные ткани, органы, системы органов.

Орган - ϶ᴛᴏ часть организма, имеющая определœенное месторасположение и характеризующаяся определœенными особенностями строениями и функциями. Обычно органы состоят из тканей разных типов, но одна из них преобладает, к примеру, в сердце – мышечная ткань. Органы, выполняющие в организме общие функции, формируют системы органов. Органы, составляющие определœенную систему, преимущественно связаны между собой пространственно, но могут иметь и только функциональную связь.

Временное объединœение органов разных систем для выполнения определœенной функции образует функциональную систему органов.

Многоклеточные и одноклеточные организмы являются открытыми биологическими системами, способными к саморегуляции. Любому живому организму присущи поступление из окружающей среды строительного и энергетического материала, обмен веществ, превращение энергии, способность к размножению.

Особая роль принадлежит регуляторным системам. У растений жизненные функции регулируются с помощью биологически активных веществ (к примеру, фитогормонов). Регуляторные системы обеспечивают функционирование сложного многоклеточного организма как единой целостной биологической системы, обуславливают его реакции на изменение условий внешней и внутренней среды, благоприятствуют поддержанию стабильности внутренней среды.

В отличие от одноклеточного организма, у многоклеточных разнообразные процессы жизнедеятельности только частично происходят на клеточном уровне, а реализуются преимущественно благодаря взаимодействию определœенных тканей и органов. При этом всœе процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов регулируются разнообразными биологически активными веществами.

Органы многоклеточных организмов, обеспечивающие размножение, называются репродуктивными органами.

Многоклеточные животные и растений осуществляют свои функции по-разному. Прежде всœего, характер обмена веществ зависит от способа питания – гетеротрофного или автотрофного. Но много процессов у этих групп организмов может и совпадать.

Растения получают химические элементы и соединœения, необходимые для создания органических веществ, из почвы, а необходимую для этого энергию – за счёт светового излучения. Животные получают энергию вместе с пищей, созданной автотрофами. Растения ведут прикрепленный способ жизни, у них нет многих систем, органов чувств, и т.д. По этой причине транспорт воды, растворов минœеральных и органических веществ, биологически активных соединœений обеспечивают проводящие ткани.

В то же время разные специализированные системы органов многоклеточных животных способствуют интенсификации обмена веществ и энергии, обеспечивают активный способ жизни, а у теплокровных животных исчезла зависимость температуры тела от температуры окружающей среды. Согласованная работа разных органов и систем многоклеточных организмов направлена на поддержание гомеостаза.

У растений имеются органы двух типов: вегетативные и генеративные. Вегетативными называются органы, которые не принимают непосредственного участия в половом размножении или образовании спор. Размещено на реф.рфУ высших растений вегетативными органами являются корень и побеᴦ. Корень обеспечивает закрепление растения в почве, всасывание почвенного раствора солей и их перемещение к надземным частям растений. Разные виды корней (главный, боковые, придаточные) формируют корневую систему.

Побег состоит из осœевой части – стебля, на котором расположены листья и почки. Стебель обеспечивает взаимосвязь между всœеми частями растений, транспортировку разных соединœений. Листья осуществляют фотосинтез, испарение воды и дыхание. Почки - ϶ᴛᴏ зачаточные побеги. Одни из них состоят из зачаточного стебля с конусом нарастания и зачаточных листочков, другие – являются зачатками цветов или соцветий. На особых побегах расположены репродуктивные органы растений (цветки, спорангии).

Вегетативные органы растений способны видоизменяться. Это связано с осуществлением ими определœенных функций и обеспечивает приспособление к определœенным условиям среды произрастания. Так, в корнеплодах, корневищах, луковицах запасаются питательные вещества. В неблагоприятные периоды существования надземная часть растения может отмирать, а остаются только видоизмененные подземные их части. Когда же условия существования улучшаются, из подземных частей развиваются надземные побеги. Листья или побеги могут видоизменяться в колючки, защищающие растения от растительноядных животных. С помощью вегетативных органов происходит вегетативное размножение растений.

Генеративные органы бывают следующих типов: органы неполового и полового размножения. Органы неполового размножения растений и грибов называются спорангиями. Οʜᴎ расположены одиночно или собраны вместе в сложные структуры.

Образование и дозревание половых клеток, процессы оплодотворения, а у семенных растений также и опыления обеспечивают органы полового размножения. Οʜᴎ бывают разнообразными по строению и у разных групп имеют разные названия. К примеру, у покрытосœеменных к органам полового размножения принадлежит цветок.

Поскольку растения лишены нервной системы, их жизненные функции, а также взаимодействие разных частей регулируют биологически активные вещества – фитогормоны. В незначительных количествах одни фитогормоны ускоряют жизненные функции, другие – тормозят. Фитогормоны образуются в клетках определœенных типов и перемещаются проводящей тканью к тем частям растения, на которые они должны подействовать, или непосредственно от одной клетке к другой.

С помощью других биологически активных веществ (фитонциды, алкалоиды) растения влияют на особей своего или других видов и на животных и микроорганизмы. По этой причине, высевая на одном участке особей разных видов следует учитывать, как эти виды будут влиять друг на друга. Фитонциды сосны, чеснока, лука способны убивать микроорганизмы. По этой причине эти растения люди издавна используют для лечения.

Растения способны принимать изменения в окружающей среде и определœенным образом на них реагировать. Такие реакции называют тропизмами и настиями. Тропизмы - ϶ᴛᴏ ростовые движения частей растения в ответ на действие раздражителя, имеющие определœенную направленность. Οʜᴎ возможны как в сторону раздражителя, так и от него. Как правило, тропизмы происходят в растущих органах и являются следствием неравномерного делœения клеток нар разных сторонах органов в ответ на действие фитогормонов роста. Настии - ϶ᴛᴏ движения органов растений в ответ на действие раздражителя, не имеющие определœенной направленности. Примерами настий могут служить открывание и закрывание чашечки цветка в ответ на смену освещенности, складывание листьев в ответ на смену температуры. Настии бывают обусловлены растяжением органов из-за неравномерного роста или сменой внутриклеточного давления в определœенных группах клеток вследствие изменения концентрации клеточного сока.

Итак, организм многоклеточного растения представляет собой целостную интегрированную систему, всœе части которой тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Нарушение строения или функций любой из них влияет на деятельность других, а, следовательно, и на организм в целом.

referatwork.ru

Образовательная ткань: функции и строение

Эволюция животного и растительного мира постепенно вела к усложнению их организации. Поэтому современное разнообразие видов настолько велико, что просто поражает воображение. Усложнение внутреннего строения находило отражение в каждой эволюционной ветви.

Это особенно сказалось на растениях, которые сумели преобразоваться от низших подводных видов до расселенных по всему земному шару высших представителей, имеющих сложное внутреннее и внешнее строение. Большую роль в этом сыграло развитие особых структур - тканей, которые и составляют основную часть особей данного царства.

образовательная ткань

Меристемы: определение и понятие

Всего можно выделить пять основных типов тканей растительных организмов. Среди них следующие:

  • меристемы, или образовательные ткани;
  • запасающие;
  • проводящие;
  • механические;
  • основные.

Каждая из них имеет особое строение, различные типы клеток, и выполняет определенную важную функцию в жизни растения. Особого внимания заслуживает образовательная ткань, ведь именно она дает начало практически всем остальным и обеспечивает главную отличительную особенность растений от других живых организмов - неограниченный рост в течение всей жизни.

Если давать более точное биологическое определение данному типу ткани, то оно будет звучать так: образовательная ткань, или меристема - это общее название особого вида тканей, которые состоят из активных в течение всей жизни клеток, постоянно делящихся и обеспечивающих рост и развитие растения в целом.

Кроме того, именно меристемы дают начало многим другим типам тканей в организме. Например, механическим, проводящим, покровным и прочим. За счет них происходит заживление пораненных участков на теле растения, быстрое восстановление утраченных структур (листьев, частей стебля, корня). Можно с уверенностью сказать, что образовательная ткань - одна из самых главных, которая позволяет растениям существовать. Поэтому ее строение и функции рассмотрим подробнее.

образовательная ткань функции

Клетки образовательной ткани. Общая информация

Можно выделить два основных типа клеток, которые составляют меристемы:

  1. Многоугольные, или изодиаметрические. Содержат очень крупное ядро, которое занимает почти все внутреннее пространство. Имеют рибосомы, митохондрии, мелкие разбросанные по цитоплазме вакуоли. Оболочка довольно тонкая. Между собой расположены достаточно рыхло. Такие клетки формируют эумеристемы. Они дают начало всем типам тканей, кроме проводящих.
  2. Прозенхимные клетки. Имеют, напротив, очень крупные вакуоли, заполненные клеточным соком. Между собой соединены более плотно, форма удлиненная, кубическая или призматическая. Образовательная ткань, построенная из них, дает начало проводящим системам, камбию и прокамбию растений.

Таким образом, в зависимости от типа клеток, формирующих ткань, определяется и выполняемая ею функция.

Также можно выделить еще два типа клеток меристем:

  1. Инициальные - активно делящиеся в течение всей жизни клетки, обеспечивающие накопление общей массы образовательной ткани. Они же дают начало и другой группе.
  2. Производные клетки - могут отличаться от предыдущих формой, размерами, количеством вакуолей и прочими параметрами.

Эти типы структур у некоторых видов растений могут вообще быть неразличимы, по крайней мере, морфологически.

В целом строение образовательной ткани позволяет выделять несколько типов, составляющих ее классификацию.

клетки образовательной ткани

Классификация меристем

В основу можно положить несколько разных признаков. Первый из них - это морфология клеток, составляющих ткань. По данной особенности различают:

  • пластинчатые меристемы - клетки кубической формы с однослойной оболочкой, формирующие покровную ткань;
  • колончатые образовательные ткани - формируют сердцевину стеблей и стволов деревьев, клетки призматической формы с плотной оболочкой;
  • массивные меристемы - дают начало нарастанию в толщину, представлены многоугольными клетками.

Следующий признак для классификации - это способность к дифференцировке на другие структуры. По этому признаку все меристемы можно разделить на шесть групп:

  1. Зародышевая образовательная ткань. Ее название говорит само за себя. Формирует первичные ткани эмбриона.
  2. Верхушечные меристемы, также называемые апикальными. Образуют: прокамбий, эпидерму, проводящие ткани, паренхиму.
  3. Раневые образовательные ткани. Образуются на местах повреждений и обеспечивают быстрое восстановление утраченного органа или затягивание ранения.
  4. Интеркалярные - обеспечивают вставочный рост растений в высоту и ширину.
  5. Боковые, или латеральные - обеспечивают утолщение осевых структур организма за счет отложения камбия или феллогена.
  6. Краевая меристема - именно она формирует полотно листа.

Последняя классификация, по которой можно разделить все меристемы на две группы, - генетическая. По ней они делятся на:

  • первичные - связаны с зародышевыми и верхушечными тканями;
  • вторичные - камбий, прокамбий и прочие.

Очевидно, что различные признаки классификации подтверждают важное значение рассматриваемых структур, особенно их роли в жизни растений.

строение образовательной ткани

Пластинчатая меристема

Это образовательная ткань, функции которой заключаются в формировании эпидермы растения. Именно пластинчатые меристемы создают покровные ткани, которые защищают организм от внешних воздействий, поддерживают определенную форму и структуру.

Клетки пластинчатой образовательной ткани располагаются в один ряд, очень интенсивно делятся, причем перпендикулярно относительно рабочего органа. В результате формируется наружный эпидермис растения.

Колончатые ткани

Другое название данных тканей - стержневые. Они получили его за удлиненную призматическую форму составляющих структуру клеток, которые располагаются тесно друг с другом и имеют достаточно толстую оболочку.

Колончатая ткань дает начало и полностью формирует сердцевину стеблей и стволов растений. Делятся клетки данной ткани также перпендикулярно относительно осевых органов.

Массивные меристемы. Краткая характеристика

Особенности образовательной ткани, которая называется массивной, в том, что она дает возможность растению накопить массу недифференцированных клеток, которые приводят к утолщению и росту массы. При этом происходит это достаточно равномерно.

В будущем каждая часть клеточной массы преобразуется в ту или иную ткань, то есть специализируется и будет выполнять свою функцию. Так формируются, например, ткани спорангия и прочие.

особенности образовательной ткани

Функции образовательной ткани растений

Роль, которую играют меристемы, огромна. Можно обозначить несколько основных самых важных функций, которые выполняют рассматриваемые ткани:

  1. Обеспечивают растению неограниченный рост в течение всей жизни.
  2. Дают начало для дифференцировки и специализации всех остальных типов тканей в организме.
  3. Обеспечивают нормальное развитие растений.
  4. Устраняют повреждения и восстанавливают утраченные структуры.

Однако основная выполняемая функция образовательной ткани - это многократное деление клеток и накопление их в большой массе для возможности постоянного использования частями растения, а значит, сохранения его роста и активности в течение всей жизни. Именно по этой причине в организме животных и человека подобных тканей нет. Ведь они растут лишь до генетически определенных (изначально заложенных в геноме) размеров.

выполняемая функция образовательной ткани

Апикальная меристема

Данная образовательная ткань, функции и строение которой мы рассмотрим, является одной из самых главных из всех видов меристем. Для этого есть ряд причин.

  1. Именно апикальная ткань называется еще и верхушечной, так как после развития зародыша она остается в конусе нарастания (верхушке побега).
  2. Апикальная меристема позволяет стеблю и корням увеличиваться в длину.
  3. Со временем именно верхушечная ткань преобразуется во флоральную и меристему соцветия, позволяя сформироваться цветкам со всеми его частями.
  4. Дает начало всем остальным типам образовательных тканей.

Поэтому мы и говорим о высокой степени значимости апикальных меристем в жизни растений.

У данной разновидности ткани есть несколько производных, которые она формирует в теле растения. Они следующие:

  • покровная ткань;
  • протодерма;
  • прокамбий;
  • проводящие ткани;
  • основные;
  • массивные.

Наравне с апикальными идут по значению и латеральные, или боковые меристемы. Они дают начало камбию и феллогену, формируют так называемые годичные кольца, которые хорошо видны на поперечных срезах стеблей и стволов.

функции образовательной ткани растений

Первичные образовательные ткани

К ним относятся те, что первыми закладываются в теле эмбриона. В первую очередь, это меристемы зародыша и апикальные (верхушечные). Одни из них сохраняются всю жизнь, а другие отмирают, сформировав первичное тело растения.

Так как апикальные меристемы мы уже рассматривали более подробно выше, то нет смысла повторять все еще раз. Первичные ткани - это и есть апикальные образовательные структуры.

Вторичные меристемы

В данную группу входит массивная меристема, которая позволяет растению на более поздних этапах развития наращивать массу. Это образовательная ткань, функции которой заключаются, главным образом, в формировании утолщений осевых органов растений.

Особую роль в этом играют камбий и феллоген. Чаще всего в действие вторичные меристемы вступают после окончания верхушечного роста растения, однако бывают и исключения. Как, например, в случае с камбием.

Также важно значение раневых меристем, которые приводят к образованию каллуса - массы клеток. Они затягивают собой место ранения или повреждение на растении.

загрузка...

allwomanday.ru

Образовательная ткань: функции и строение

Эволюция животного и растительного мира постепенно вела к усложнению их организации. Поэтому современное разнообразие видов настолько велико, что просто поражает воображение. Усложнение внутреннего строения находило отражение в каждой эволюционной ветви.

Это особенно сказалось на растениях, которые сумели преобразоваться от низших подводных видов до расселенных по всему земному шару высших представителей, имеющих сложное внутреннее и внешнее строение. Большую роль в этом сыграло развитие особых структур - тканей, которые и составляют основную часть особей данного царства.

образовательная ткань

Меристемы: определение и понятие

Всего можно выделить пять основных типов тканей растительных организмов. Среди них следующие:

  • меристемы, или образовательные ткани;
  • запасающие;
  • проводящие;
  • механические;
  • основные.

Каждая из них имеет особое строение, различные типы клеток, и выполняет определенную важную функцию в жизни растения. Особого внимания заслуживает образовательная ткань, ведь именно она дает начало практически всем остальным и обеспечивает главную отличительную особенность растений от других живых организмов - неограниченный рост в течение всей жизни.

Если давать более точное биологическое определение данному типу ткани, то оно будет звучать так: образовательная ткань, или меристема - это общее название особого вида тканей, которые состоят из активных в течение всей жизни клеток, постоянно делящихся и обеспечивающих рост и развитие растения в целом.

Кроме того, именно меристемы дают начало многим другим типам тканей в организме. Например, механическим, проводящим, покровным и прочим. За счет них происходит заживление пораненных участков на теле растения, быстрое восстановление утраченных структур (листьев, частей стебля, корня). Можно с уверенностью сказать, что образовательная ткань - одна из самых главных, которая позволяет растениям существовать. Поэтому ее строение и функции рассмотрим подробнее.

образовательная ткань функции

Клетки образовательной ткани. Общая информация

Можно выделить два основных типа клеток, которые составляют меристемы:

  1. Многоугольные, или изодиаметрические. Содержат очень крупное ядро, которое занимает почти все внутреннее пространство. Имеют рибосомы, митохондрии, мелкие разбросанные по цитоплазме вакуоли. Оболочка довольно тонкая. Между собой расположены достаточно рыхло. Такие клетки формируют эумеристемы. Они дают начало всем типам тканей, кроме проводящих.
  2. Прозенхимные клетки. Имеют, напротив, очень крупные вакуоли, заполненные клеточным соком. Между собой соединены более плотно, форма удлиненная, кубическая или призматическая. Образовательная ткань, построенная из них, дает начало проводящим системам, камбию и прокамбию растений.

Таким образом, в зависимости от типа клеток, формирующих ткань, определяется и выполняемая ею функция.

Также можно выделить еще два типа клеток меристем:

  1. Инициальные - активно делящиеся в течение всей жизни клетки, обеспечивающие накопление общей массы образовательной ткани. Они же дают начало и другой группе.
  2. Производные клетки - могут отличаться от предыдущих формой, размерами, количеством вакуолей и прочими параметрами.

Эти типы структур у некоторых видов растений могут вообще быть неразличимы, по крайней мере, морфологически.

В целом строение образовательной ткани позволяет выделять несколько типов, составляющих ее классификацию.

клетки образовательной ткани

Классификация меристем

В основу можно положить несколько разных признаков. Первый из них - это морфология клеток, составляющих ткань. По данной особенности различают:

  • пластинчатые меристемы - клетки кубической формы с однослойной оболочкой, формирующие покровную ткань;
  • колончатые образовательные ткани - формируют сердцевину стеблей и стволов деревьев, клетки призматической формы с плотной оболочкой;
  • массивные меристемы - дают начало нарастанию в толщину, представлены многоугольными клетками.

Следующий признак для классификации - это способность к дифференцировке на другие структуры. По этому признаку все меристемы можно разделить на шесть групп:

  1. Зародышевая образовательная ткань. Ее название говорит само за себя. Формирует первичные ткани эмбриона.
  2. Верхушечные меристемы, также называемые апикальными. Образуют: прокамбий, эпидерму, проводящие ткани, паренхиму.
  3. Раневые образовательные ткани. Образуются на местах повреждений и обеспечивают быстрое восстановление утраченного органа или затягивание ранения.
  4. Интеркалярные - обеспечивают вставочный рост растений в высоту и ширину.
  5. Боковые, или латеральные - обеспечивают утолщение осевых структур организма за счет отложения камбия или феллогена.
  6. Краевая меристема - именно она формирует полотно листа.

Последняя классификация, по которой можно разделить все меристемы на две группы, - генетическая. По ней они делятся на:

  • первичные - связаны с зародышевыми и верхушечными тканями;
  • вторичные - камбий, прокамбий и прочие.

Очевидно, что различные признаки классификации подтверждают важное значение рассматриваемых структур, особенно их роли в жизни растений.

строение образовательной ткани

Пластинчатая меристема

Это образовательная ткань, функции которой заключаются в формировании эпидермы растения. Именно пластинчатые меристемы создают покровные ткани, которые защищают организм от внешних воздействий, поддерживают определенную форму и структуру.

Клетки пластинчатой образовательной ткани располагаются в один ряд, очень интенсивно делятся, причем перпендикулярно относительно рабочего органа. В результате формируется наружный эпидермис растения.

Колончатые ткани

Другое название данных тканей - стержневые. Они получили его за удлиненную призматическую форму составляющих структуру клеток, которые располагаются тесно друг с другом и имеют достаточно толстую оболочку.

Колончатая ткань дает начало и полностью формирует сердцевину стеблей и стволов растений. Делятся клетки данной ткани также перпендикулярно относительно осевых органов.

Массивные меристемы. Краткая характеристика

Особенности образовательной ткани, которая называется массивной, в том, что она дает возможность растению накопить массу недифференцированных клеток, которые приводят к утолщению и росту массы. При этом происходит это достаточно равномерно.

В будущем каждая часть клеточной массы преобразуется в ту или иную ткань, то есть специализируется и будет выполнять свою функцию. Так формируются, например, ткани спорангия и прочие.

особенности образовательной ткани

Функции образовательной ткани растений

Роль, которую играют меристемы, огромна. Можно обозначить несколько основных самых важных функций, которые выполняют рассматриваемые ткани:

  1. Обеспечивают растению неограниченный рост в течение всей жизни.
  2. Дают начало для дифференцировки и специализации всех остальных типов тканей в организме.
  3. Обеспечивают нормальное развитие растений.
  4. Устраняют повреждения и восстанавливают утраченные структуры.

Однако основная выполняемая функция образовательной ткани - это многократное деление клеток и накопление их в большой массе для возможности постоянного использования частями растения, а значит, сохранения его роста и активности в течение всей жизни. Именно по этой причине в организме животных и человека подобных тканей нет. Ведь они растут лишь до генетически определенных (изначально заложенных в геноме) размеров.

выполняемая функция образовательной ткани

Апикальная меристема

Данная образовательная ткань, функции и строение которой мы рассмотрим, является одной из самых главных из всех видов меристем. Для этого есть ряд причин.

  1. Именно апикальная ткань называется еще и верхушечной, так как после развития зародыша она остается в конусе нарастания (верхушке побега).
  2. Апикальная меристема позволяет стеблю и корням увеличиваться в длину.
  3. Со временем именно верхушечная ткань преобразуется во флоральную и меристему соцветия, позволяя сформироваться цветкам со всеми его частями.
  4. Дает начало всем остальным типам образовательных тканей.

Поэтому мы и говорим о высокой степени значимости апикальных меристем в жизни растений.

У данной разновидности ткани есть несколько производных, которые она формирует в теле растения. Они следующие:

  • покровная ткань;
  • протодерма;
  • прокамбий;
  • проводящие ткани;
  • основные;
  • массивные.

Наравне с апикальными идут по значению и латеральные, или боковые меристемы. Они дают начало камбию и феллогену, формируют так называемые годичные кольца, которые хорошо видны на поперечных срезах стеблей и стволов.

функции образовательной ткани растений

Первичные образовательные ткани

К ним относятся те, что первыми закладываются в теле эмбриона. В первую очередь, это меристемы зародыша и апикальные (верхушечные). Одни из них сохраняются всю жизнь, а другие отмирают, сформировав первичное тело растения.

Так как апикальные меристемы мы уже рассматривали более подробно выше, то нет смысла повторять все еще раз. Первичные ткани - это и есть апикальные образовательные структуры.

Вторичные меристемы

В данную группу входит массивная меристема, которая позволяет растению на более поздних этапах развития наращивать массу. Это образовательная ткань, функции которой заключаются, главным образом, в формировании утолщений осевых органов растений.

Особую роль в этом играют камбий и феллоген. Чаще всего в действие вторичные меристемы вступают после окончания верхушечного роста растения, однако бывают и исключения. Как, например, в случае с камбием.

Также важно значение раневых меристем, которые приводят к образованию каллуса - массы клеток. Они затягивают собой место ранения или повреждение на растении.

загрузка...

buyokproduction.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта