171113 Русский язык Пробный вариант №5. Фосфор незаменимый элемент питания растений
Вариант №47130. ЕГЭ по русскому языку. Прохождение теста
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1) Дед убеждён, что Мать, Родина, Любимая должны быть единственными.
2) Внук осознает свою «серость», одиночество и страдает от этого.
3) Противоречия между поколениями отцов и детей существовали и будут существовать всегда.
4) Внук завидует мудрому деду, его интересной жизни, радостному восприятию окружающего мира.
5) Дед грустит от того, что жизнь уже прожита и ничего не вернешь назад.
(1)3акружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал все на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (3)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи...
(4)— Дедушка, скажи что-нибудь грустное.
(5)— Осенние листья.
(6)— А грустнее?
(7)— Осенние звезды.
(8)— Грустнее осенних звёзд бывает?
(9)— Осенние птицы.
(10)— Дедушка, есть осенние люди?
(11)Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, — забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.
(14)— Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая?
(15)Ответь, дед, мне это очень нужно.
(16)— Если ты мне скажешь: первая звезда, — я пойму. (17)Это начало счета, это надежда на звёздное небо.
(18)— Дед, ну причём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?
(20)— Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму — хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, — я не понимаю, что это? (22)Начало счета или надежда на вторую и третью?
(23)— Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.
(24)— Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.
(26)— Дед, она не любит меня.
(27)— А ты сам как к себе относишься?
(28)— Плохо, дедушка, совсем плохо.
(29)— А летать ты пробовал?
(30)— Дед, средний я, серый, какие там полёты.
(31)— Объясни, такого не понимаю.
(32)— Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (33)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать — они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью — их не обижают, они маленькие. (36)Шмыгаю я, дед.
(37)— Она тебя замечает?
(38)— Никто я для неё. (39)Моя жизнь — ожидание кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.
(41)— К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.
(42)— Шутишь, дед, какие объявления?
(43)— Продаётся собачья шкура.
(44)— А если придут за шкурой?
(45)— На вырученные деньги купишь скрипку.
(46)— Зачем мне скрипка, дед?
(47)— Станешь играть любимой.
(48)У меня нет родной деревни — мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна — мой дедушка, его слова, его мысли. (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.
(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52)Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в Луну. (53)Он знал о ней все.
(54)Как-то сказал:
(55)— Одни учёные утверждают: лунные кратеры — остатки потухших вулканов, другие доказывают — следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры — застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше — взор Бунина, а прямо перед тобой — Маяковского; Луна — музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!
(59)— Не получается у меня, дед.
(60)— Что не получается?
(61)— Ничего не понимаю, во всем запутался. (62)Дедушка, а кто они такие — осенние люди? (63)Может, я и есть осенний?
(64)— Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь только сам.
(65)— Ой, дед, завидую я тебе.
(66)— Это не так уж и плохо, я интересно жил.
(67)— Дедушка, а как дальше мне, что делать?
(68)3асыпая, я вновь услышал его голос:
(69)— Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!
(71)Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:
(72)— Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!
(По А. Попову)
Алексей Дмитриевич Попов — советский актёр, режиссёр, теоретик театра, педагог
academyege.ru
Вариант ЕГЭ 10 по р/я | ЕГЭ по русскому языку
2015Вариант 10Часть 1
Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
Прочитайте текст и выполните задания 1-3 |
(1)Фосфор — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; (....) имеющиеся на Земле запасы фосфатов — это фактически невозобновляемые ресурсы. |
1. ВкакихизприведённыхнижепредложенийвернопереданаГЛАВНАЯинформация, содержащаясявтексте?
1) РастущеенаселениеЗемлиможнообеспечитьпродовольствиемтольковтомслучае, есливсельскомхозяйствебудутприменятьсяфосфорныеудобрения.
2) Запасы пород, богатыхфосфатами, возобновитьневозможно, потомучтокруговоротфосфоравприродевесьманезначителен.
3) Высокиеурожаисельскохозяйственныхкультурневозможныбезпримененияфосфорныхудобрений.
4) Ирастительный, иживотныймирнемогутобходитьсябезфосфора, которыйдобываютизгорныхпород, богатыхфосфатами.
5) Круговоротфосфора—незаменимогоэлементадлявсегоживогонаЗемле—вприродевесьманезначителен, поэтомузапасы пород, богатыхфосфатами, возобновитьневозможно.
Ответ: ___________________________
2. Какоеизприведённыхнижесловилисочетанийсловдолжнобытьнаместепропускавтретьем (3) предложениитекста?
именно
например
такимобразом
оттогочто
зато
Ответ: ___________________________
3. Прочитайтесловарнуюстатью, вкоторойприведенызначениясловаКУЛЬТУРА. Определите, вкакомзначенииэтословоиспользовановпредложении 1. Напишитецифру, соответствующуюэтомузначениювсловарнойстатье.
КУЛЬТУРА, -ы, ж.
1) Совокупностьпроизводственных, общественныхидуховныхдостиженийлюдей. Историяк. К. древнихгреков.
2) Образование, умственноеинравственное. Человеквысокойк.
3) Разведение, выращиваниекакого-н. растенияилиживотного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.
4) Разводимоерастение, атакже (спец.) клеткимикроорганизмов, выращенныевпитательнойсредевлабораторныхилипромышленныхусловиях. Техническиек. К. органическойткани.
5) Высокийуровеньчего-н., высокоеразвитие, умение. К. производства. К. речи.
Ответ: ___________________________
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
знАчимость
врУчим
опОшлить
позвонИт
фОрзац
Ответ: ___________________________
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите слово правильно.
Поторопитесь приобрести АБОНЕМЕНТЫ Московской филармонии на новый концертный сезон, чтобы насладиться встречами с талантливыми российскими и зарубежными артистами.
После бури на море установилось СРАВНИМОЕ затишье.
Настя НАДЕЛА бальное платье и, напевая мелодию вальса, легко закружилась перед зеркалами, представляя себя героиней любимого балета, виденного ею в театре.
Перед усталыми путниками по-прежнему расстилалась НЕОГЛЯДНАЯ даль.
Чтобы побеждать в СЛОВЕСНЫХ баталиях, нужно прекрасно владеть родным языком и иметь острый ум.
Ответ: ___________________________
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.
ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
спелых АБРИКОСОВ
пусть ПОПРОБОВАЕТ
ЖЁСТЧЕ дерева
ПОЕЗЖАЙТЕ в город
Ответ: ___________________________
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ |
А) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
1) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлога |
Б) Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
2) стилистически неоправданное согласования сказуемого с подлежащим. |
В) ЦРУ сделал официальное заявление о непричастности к этой акции своих сотрудников |
3) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм |
Г) Чехов шутил, что «моя голова совсем отбилась от рук и отказывается от сочинительства» |
4) ошибка при употреблении однородных членов |
Д) Кроме рисования я ещё пою. |
5) ошибка в употреблении прямой речи |
6) ошибка, связанная с построением причастного оборота. |
|
7) бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
игн..рировать
сем..нар
прил..жение
ц..нтральный
р…внина
Ответ: ___________________________
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
в..помнить, неи..бежность
с..причастность, пр..контролировать
пр..тормозить, пр..вышение (скорости)
бе..перспективный, бе…нравственный
не…держанный, бе…жалостный
Ответ: ___________________________
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
расклан..ться
глянц..вый
выращ..вать
милост…вый
доверч…вый
Ответ: ___________________________
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е
напил..шь
закле..вший
свер..шь
загон..шь
предъявля..шь
Ответ: ___________________________
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)широкой, а узкой речки.
Оседает пыль, и взору открываются вовсе (не)высокие пирамидальные тополя.
Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.
Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Путники шли без привала весь день, (не)чувствуя усталости.
Ответ: ___________________________
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд многое решал.
Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.
(В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ многих веков из леса (В)ВИДЕ брёвен вывозятся лишь стволы деревьев, а пни остаются в земле.
Ответ: ___________________________
14. Укажите цифры, на месте которых пишутся две буквы Н.
Любимыми блюдами Петра I были жаре(1)ое мясо с овощами, запеч(2)ая рыба, толстые колбасы, копчё(3)ый окорок и маринова(4)ые грибы.
Ответ: ___________________________
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Савинов зажёг несколько свечей и теперь можно было рассмотреть обстановку гостиной.
2) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
3) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
4) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
5) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
Ответ: ___________________________
16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву...
Ответ: ___________________________
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.
Ответ: ___________________________
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая).
Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится подразделение стран (3) на развитые и развивающиеся.
Ответ: ___________________________
19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мальчик рос смышлёным и здоровым (1) и (2) когда он стал старше (3) отец разрешил ему делить с рыбаками (4) трудности и опасности морского промысла.
Ответ: ___________________________
Прочитайте текст и выполните задания 20-25 |
(1)Одно желание было у Бориса: скорей уйти из этого разбитого хутора подальше и увести с собою остатки взвода.
(2)Но не всё ещё перевидел он сегодня.
(3)Из оврага выбрался солдат в маскхалате, измазанном глиной. (4)Лицо у него было будто из чугуна отлито: чёрное, костлявое, с воспалёнными глазами. (5)Он стремительно шёл улицей, не меняя шага, свернул в огород, где сидели вокруг подожжённого сарая пленные немцы, жевали что-то и грелись.
— (6)Греетесь, живодёры! — глухо произнёс солдат и начал срывать через голову ремень автомата. (7)Сбил шапку на снег, автомат запутался в башлыке маскхалата, он рванул его, расцарапав пряжкой ухо.
— (8)Я вас нагрею! (9)Сейчас, сейчас... — (10)Солдат срывающимися пальцами поднимал затвор автомата.
(11)Борис кинулся к нему и не успел. (12)Брызнули пули по снегу, один простреленный немец забился у костра, а другой рухнул в огонь. (13)Вспугнутым вороньём загорготали пленные, бросаясь врассыпную. (14)Солдат в маскхалате подпрыгивал так, будто подбрасывало его самой землёю, скаля зубы, что-то дико орал и слепо жарил куда попало очередями.
— (15)Ложись! — (16)Борис упал на одного из пленных, вдавил его в снег. (17)Патроны в диске кончились. (18)Солдат всё давил и давил на спуск, не переставая кричать и подпрыгивать. (19)Пленные бежали из дома, лезли в хлев, падали, проваливаясь в снегу. (20)Борис вырвал из рук солдата автомат, схватился с ним, оба упали. (21)Солдат шарил по поясу, искал гранату - не нашёл, разодрал маскхалат на груди.
— (22)Маришку сожгли-и-и! (23)Селян всех... (24)Всех загнали в церковь. (25)Всех сожгли-и-и! (26)Мамку! (27)Крёстную! (28)Всех!.. (29)Всю деревню... (30)Я их тыщу... (31)Тыщу кончу! (32)Резать буду, грызть!..
— (33)Тихо, друг, тихо! — (34)Солдат перестал биться, сел на снегу, озираясь, сверкал глазами, всё ещё накалёнными. (35)Он разжал кулаки, так сильно стиснутые, что от ногтей остались красные вмятины на ладонях, облизал искусанные губы, схватился за голову, уткнулся лицом в снег и зашёлся в беззвучном плаче.
(36)А в ближней полуразбитой хате военный врач с засученными рукавами бурого халата перевязывал раненых, не спрашивая и не глядя: свой это или чужой.
(37)И лежали раненые вповалку: и наши, и чужие, стонали, вскрикивали, иные курили, ожидая отправки. (38)Старший сержант с наискось перевязанным лицом и наплывающими под глаза синяками послюнявил цигарку, прижёг и засунул её в рот недвижно глядевшему в пробитый потолок пожилому немцу.
— (39)Как теперь работать-то будешь, голова? — невнятно бубнил старший сержант, кивая на руки немца, замотанные бинтами и портянками. — (40)Поморозился весь! (41)Кто кормить-то будет семью твою? (42)Фюрер? (43)Фюреры, они накормят!..
(44)А бойца в маскхалате увели. (45)Брёл он, спотыкаясь, вниз опустив голову, и всё так же затяжно, беззвучно плакал.
(46)Санитар, помогавший врачу, не успевал раздевать раненых, пластать на них одежду, подавать бинты и инструмент. (47)Легко раненный немец, должно быть, из военных медиков, услужливо и сноровисто начал обихаживать раненых.
(48)Врач молча протягивал руку за инструментом, нетерпеливо сжимал и разжимал пальцы, если ему не успевали подать нужное, и одинаково угрюмо бросал раненому: «(49)Не ори! (50)Не дергайся! (51)Ладом сиди! (52)Кому я сказал, ладом!»
(53)И раненые, хоть наши, хоть чужие, понимали его, слушались, замирали, сносили боль, закусывая губы.
(54)Время от времени врач прекращал работу, вытирал руки о бязевую портянку, висевшую у припечка, делал козью ножку из легкого табака. (55)Он выкуривал её над деревянным стиральным корытом, полным потемневших бинтов, клочков одежды, осколков и пуль. (56)В корыте смешалась и загустела кровь разных людей. (По В. Астафьеву*)
* Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — российский писатель. Герой Социалистического Труда (1989), лауреат двух Государственных премий СССР.
20. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Врач перевязывал только своих, русских, а немцев приказал увести в сарай.
2) Солдат, стрелявший в пленных немцев, потерял всех родных и близких.
3) Раненый старший сержант сочувствовал пожилому немцу с обмороженными руками.
4) Борис одобрял действия солдата в маскхалате по отношению к немцам.
5) Борис стремился спасти пленных немцев от гибели.
Ответ: ___________________________
21. Какие из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номера ответов.
1) В предложении 4 представлено описание.
2) Предложения 6-7 содержат рассуждение.
3) В предложениях 11-13 содержится рассуждение.
4) Предложения 22-29 объясняют содержание предложений 30-32.
5) Предложения 54-56 содержат описание и рассуждение.
Ответ: ___________________________
22. Из предложения 48 выпишите антонимы.
Ответ: ___________________________
23. Среди предложений 15-21 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью форм слова. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
24. «Автор объективно описывает события жестокого военного времени, но его отношение к происходящему просматривается в использовании выразительных языковых средств. Писатель использует троп — (А)________ («будто из чугунаотлито» в предложении 4, «вспугнутым вороньём» в предложении 13). Передать состояние солдата, потерявшего всех родных и близких, помогают синтаксическиесредства: (Б)_______(предложения 26—30), (В)_______ (в предложениях 14,35, 45), а также лексическое средство — (Г)________ («живодёры» впредложении 6), которое персонаж использует для характеристики немцев».
Список терминов:
1) эпитет |
4) диалектизм |
7) неполные предложения |
2) фразеологизм |
5) противопоставление |
8) ряды однородных членов |
3) сравнение |
6) эмоционально окрашенное слово |
9) литота |
Ответ:
Часть 2
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
№ задания |
Ответ |
1 |
25 |
2 |
такимобразом |
3 |
4 |
4 |
вручим |
5 |
сравнительное |
6 |
попробует |
7 |
37251 |
8 |
центральный |
9 |
сопричастностьпроконтролировать |
10 |
глянцевый |
11 |
предъявляешь |
12 |
некого |
13 |
чтобытакже |
14 |
24 |
15 |
15 |
16 |
123 |
17 |
34 |
18 |
1 |
19 |
123 |
20 |
14 |
21 |
235 |
22 |
сжималразжимал |
23 |
21 |
24 |
3786 |
Информация о тексте
Примерный круг проблем |
Авторская позиция |
1. Проблема бесчеловечности войны. (Почему война является страшнейшим преступлением против человечности?) |
1. Война — это страшное преступление против человечности, потому что она приносит непереносимые страдания и тем, кто защищает свою страну, и тем, кто оказывается на чужой территории: в бессмысленной жестокой бойне гибнут солдаты и мирные жители, миллионы людей остаются искалеченными и опустошёнными, теряют родных и близких. |
2. Проблема мести вражеским захватчикам за преступление по отношению к мирным жителям. (Вправе ли солдаты, защищающие свою Родину, убивать пленных солдат, осуществляя месть за погубленных близких?) |
2. Несмотря на страшные преступления вражеских захватчиков, русские солдаты не должны убивать пленных, поэтому Борис закрывает немца своим телом и останавливает обезумевшего от горя солдата, потерявшего всех родных и односельчан. |
3. Проблема отношения к пленным. (Как относились к пленным немцам русские солдаты?) |
3. Русские солдаты по-человечески относились к пленным немцам, давали им возможность согреться, утолить голод и получить медицинскую помощь. |
Список использованной литературы
1. ЕГЭ 2015. Русский язык. Экзаменационные тесты. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.Т.Егораева. – М. : Издательство «Экзамен», 2015.
2. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-й класс / Н.А.Сенина, Т.Н.Глянцева, Н.А.Гурдаева; под ред. Н.А.Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2013.
3. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – СПб.: Издательство «Союз», 2001.
4. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учеб. пособие / под ред. О.В.Загоровской.— Воронеж, 2004.
5. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013 : учебно-методическое пособие / Н. А. Сенина. - Ростов н/Д : Легион, 2012.
6. КИМы прошлых лет
s-aleshkova.ru
171113 Русский язык Пробный вариант №5
Единый государственный экзамен, 2017 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
Часть 1
Инструкция по выполнению работы
Ответами к заданиям 1–24 являются цифра (число) или слово (несколькослов), Последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа втексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа отномера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и другихдополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельнойклеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя26 заданий. Часть 1 содержит 25 заданий, часть 2 содержит 1 задание.На выполнение экзаменационной работы по русскому языкуотводится 3,5 часа (210 минут).Ответами к заданиям 1–25 являются число, слово, словосочетание илипоследовательность чисел и слов. Ответ запишите в поле ответа в текстеработы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задание 26 части 2 представляет собой сочинение по прочитанномутексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи вчерновике не учитываются при оценивании работы.Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшееколичество баллов.
Желаем успеха!
© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Прочитайтетекстивыполнитезадания 1–3(1)Фосфор — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, ивсехдругихорганизмов,иподдержаниевысокихурожаевсельскохозяйственныхкультур,необходимоедляобеспеченияпродовольствием растущего населения Земли, возможно только благодарямассированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорныеудобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местахзалежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениямифосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным,человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды,реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морскихосадках, но уже в очень малом количестве; ( .... ) имеющиеся на Землезапасы фосфатов- это фактически невозобновляемые ресурсы.1
В каких из приведённых ниже предложений верно переданаГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этихпредложений.1) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны безприменения фосфорных удобрений.2) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора,который добывают из горных пород, богатых фосфатами.3) Круговорот фосфора — незаменимого элемента для всего живого наЗемле — в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатыхфосфатами, возобновить невозможно.4) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорныеудобрения.5) Запасы пород, богатых фосфатами, возобновить нельзя, так как круговорот фосфора, вещества, которое является незаменимым для всегоживого, крайне незначителен.Ответ:Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1/7
Единый государственный экзамен, 2017 г.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять наместе пропуска пропуска в третьем (3) предложении текста?Оттого чтоНапримерДля этогоТаким образомИменно
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
5
Ответ: ___________________________3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значенияслова КУЛЬТУРА. Определите, в каком значении это словоиспользовано в предложении 1.КУЛЬТУРА, -ы; ж.1) Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов,выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические к. К. органической ткани.2) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного(спец.). К. льна. К. шелкопряда.3) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К.производства. К. речи4) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История к. К. древних греков.5) Образование, умственое и нравственное. Человек высокой к.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употребленовыделенное слово. Исправьте ошибку, подобрав к слову пароним.ВЕЧНЫЙ огонь – это народная память о героях, которые отдалисвою жизнь, защищая Родину.Хроникальное сообщение – образец ИНФОРМАЦИОННОГО жанра.Превращение первоначально возникшего стержневого корня вмощную и сложную КОРНЕВУЮ систему происходит неодинаковымитемпами в период роста дерева.Между одноклассниками быстро установились тёплые иДОВЕРЧИВЫЕ отношения.Начальник умел пользоваться ДИПЛОМАТИЧНЫМИ и корректнымивыражениями, чтобы объяснить подчинённым суть своих требований.Ответ: _____________________.
6
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образованииформы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова изапишите слово правильно.килограмм ЯБЛОКСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентамиПОЕЗЖАЙ в Подмосковьеголос солиста более ЗВУЧНЕЕскоростные ЛИФТЫОтвет: _____________________.
Ответ: ___________________________.4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановкеударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласныйзвук. Выпишите это слово.бантЫотослАлакаталОгэкспЕртцемЕнтОтвет: _____________________.
© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
2/7
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
2
РУССКИЙ ЯЗЫК
Единый государственный экзамен, 2017 г.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в нихграмматическими ошибками: к каждой позиции первого столбцаподберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕОШИБКИА) ошибка в построении предложения соднородными членамиБ) нарушение в построении предложения сдеепричастным оборотомВ) неправильноеупотребление падежнойформы существительного спредлогом.Г) нарушение связимежду подлежащим исказуемымД) нарушение в построении сложного предложения
ПРЕДЛОЖЕНИЯ1)Будучи заимствованным изфранцузского языка, слово «дама» давноне воспринимается нами как иноязычное.2) В. Астафьев вспоминал, что он нигдене видел таких подснежников, как наиссечённых ветром сопках.3) Все, кто читали рассказы и повестиК. Паустовского, убедились в живоминтересе писателя к слову, к его образнойоснове.4) Согласно данных древнерусскихлетописей суздальский князь ЮрийДолгорукий укрепил Москву в 1156 году.5)На картине Айвазовского мы видим,что как о песчаный берег бьются волны,вдали на рейде стоят корабли субранными парусами, а на тёмномнебосклоне мерцает серебряный дисклуны.6)Книги имеют любопытнуюособенность: читающие их быстровзрослеют и долго сохраняют молодость.7)Познакомившись со статьёй учёного,не всё, что описывает автор, кажетсяверным.8)Докладчик привёл новые данные,которые, кажется, где-то частично былиуже опубликованы.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
8
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласнаякорня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.п..рилапост..ратьзаст..люсоб..рательч..мпионатОтвет: ____________________.
9
Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна ита же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.п..дорожник, нен..глядныйпр..вращение, пр..глушитьи..брать, бе..вестныйот..явленный, в..южныйс..митировать, меж..нститутскийОтвет: ____________________.
10
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.милост..выйотта..вшийвкрадч..выйзапрыг..ваянул..войОтвет: ____________________.
11
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.покаж..шьувлека..мыйзавис..мыйзадремл..шь,обеспеч..нныйОтвет: _________________.
© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
3/7
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
7
РУССКИЙ ЯЗЫК
Единый государственный экзамен, 2017 г.
Определите предложение, вкотором НЕ сословом пишется СЛИТНО.Раскройте скобки и выпишите это слово.Кустарники стоят (НЕ)ШЕВЕЛЯСЬ, цветы тяжелеют, их ароматстановится ушным.На свежем снегу (НЕ)БЫЛО видно следов.Черты лица Павла Ивановича (НЕ)ЛИШЕНЫ приятности.В этом (НЕ)ПРОРЕЖЕННОМ лесу молодые деревья растут медленно.Рядом шелестел камыш с ещё (НЕ)РАСПУСТИВШИМИСЯкисточками.
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
15
Ответ: __________________.13
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутсяСЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.(НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет под Петербургом действоваластекольная фабрика, ПРИ(ЧЁМ) станки для изготовления стекляруса ибисера проектировались самим Ломоносовым.ЧТО(БЫ) отец ни делал (В)ТЕЧЕНИЕ дня, всё это он делал по своемутвёрдому убеждению в том, что человек сам должен выполнять всю работупо дому.Замечательно ПРИ(ЭТОМ), что ни одно дело, начатое Ломоносовым,БУДЬ(ТО) составление русской грамматики, физико-химическиеисследования, управление стекольной фабрикой или географическиепроекты, не делалось им против воли или просто равнодушно.В воскресенье, а ТАК(ЖЕ) в праздничные дни Вéрди добирался пешкомв родную деревушку, (ЧТО)БЫ играть на оргáне.Творчество Верди относится (ПО)ПРЕИМУЩЕСТВУ к оперномужанру, в ТО(ЖЕ) время его перу принадлежит «Реквием»,посвящённый памяти писателя Мандзони.
14
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна Н.На картине Айвазовского мы видим, как о песча(1)ый берег бьютсяволны, вдали на рейде стоят корабли с убра(2)ыми парусами, а натёмном небосклоне мерцает серебря(3)ый диск луны.
Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которыхнужно поставить ОДНУ запятую.1) Ни наступившие холода ни пронизывающий ветер ни глубокийснег не смогли остановить продвижение войск на Запад.2) Интеллигентность не всегда определяется образованием илиродом занятий человека.3) Легко находил да хранить не умел.4) Путники набрали веток и сухой коры и стали разжигать костёр.5) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел нанеё с практической точки зрения.Ответ: ___________________________.
16
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.Река (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса(2)пенилась (3) вздымая валы (4) и стремительно катилась мимо.Ответ: ___________________________.
17
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), наместе которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).Есть (1) как известно (2) два метода творческой работыписателя. Некоторые долго обдумывают будущее произведение,пишут (3) так сказать (4) в голове, другие «творят» на бумаге.Ответ: ___________________________.
18Ответ: _________________.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.Для Нади теряет свой прямой смысл учёба (1) ради (2) которой(3) она собиралась ехать в Петербург.Ответ: _____________________________.
Ответ: ___________________________.
© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
4/7
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
12
РУССКИЙ ЯЗЫК
Единый государственный экзамен, 2017 г.
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
есть ОДНА, и только от нас самих зависит, найдём ли мы в себе силы итерпение, чтобы радоваться ей. (12)А ревность отравляет нашурадость, мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.(13)Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам Бог любимой быть другим, —в этих пушкинских строках нет худшего из людских пороков —самодовольства, но есть достоинство, есть уверенность в силе иценности своей любви, есть забота о любимой.(14)Когда любовь рождается, она, как новорождённый младенец,беспомощна. (15)Но вот она крепнет, встаёт на ноги, шагает. (16)Онарастёт - на её нежном, чистом теле появляются первые царапины,шрамы, иногда - раны. (17)3алечивать их каждый учится сам. (18)Нообщее для всех людей, наверное, одно: как жалеем мы ударившегосяребёнка, так надо жалеть свою любовь и своего любимого.(19)Крушение любви начинается с той минуты, когда один издвоих начинает жалеть себя, оправдывать себя, думать о себе. (20)Влюбви не бывает одного страдающего сердца: все чувства делятсядвумя, и думать о втором человеке - непременный закон. (21)Любовьдаёт силы на самоотречение, отказ от эгоизма, преодоление ревности.(22)Ведь в настоящей любви каждый переступает через себя радидругого. (23)И это не значит уничтожить своё «я», это значит найтисебя в самом значительном из чувств, которые дарованы человеку.(По Н. Долининой*)
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых впредложении должны стоять запятые.Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадьконоводу (3) он чувствовал (4) как со стуком (5) приливаеткровь к сердцу.Ответ: ___________________________.
20
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключивлишнее слово. Выпишите это слово.Разведчиком или секретным шпионом обычно называютчеловека, для которого разведка служит основной профессией.Разведчик имеет специальное разведывательное образование иявляется штатным сотрудником одного или несколькихразведывательных органов.Ответ: ___________________________.
Прочитайтетекстивыполнитезадания 20 – 25(1)Ревность - чувство естественное. (2)Его в той или иной мереиспытывают все люди. (3)И я даже не уверена, что было бы хорошо,если бы ревность совсем исчезла: боюсь, что от этого обеднела былюбовь. (4)Беда не в том, что один не ревнует, а другой ревнует.(5)Беда в том, что эгоизм, свойственный любви, становитсябезмерным, если мы его не контролируем, не сдерживаемся и нестараемся «властвовать собою», как говорил Пушкин.(6)Ведь, в сущности, ревность - это неверие в себя. (7)Этопостоянно грызущее душу подозрение, что ты недостоин любви своегоизбранника или своей избранницы, что есть или может быть кто-тоболее достойный. (8)Все горькие упрёки в том, как можно былопредпочесть МНЕ другого, имеют в подтексте сомнение в своём правена любовь.(9)И, с другой стороны, это недоверие к тому, кого любишь.(10)Значит, ты допускаешь возможность, что другой может статьближе и дороже твоей возлюбленной, что ты для неё не единственныйна белом свете. (11)На самом-то деле мы знаем (из сказки Антуана деСент-Экзюпери «Маленький принц»), что среди пяти тысяч роз всегда© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
5/7
*Долинина Наталья Григорьевна (1928-1979) - прозаик, литературовед, драматург,автор книг о произведениях русской литературы.
21
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажитеномера ответов.1) Любви свойствен эгоизм, который необходимо преодолевать.2) Любовь не может помочь человеку справиться с чувством ревности.3) Любовь – это дар свыше, чувство, пережить которое дано немногим.4) Ревность, не свойственное человеку чувство, питает любовь,обостряет отношения, делая влюблённых счастливее.5) От ревности мы страдаем сами да ещё мучим того, кого любим.Ответ: __________________.
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
19
РУССКИЙ ЯЗЫК
Единый государственный экзамен, 2017 г.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номераответов.1) Содержание предложений 14-15 представляет собой описание.2) Содержание предложений 10 -12 представляют собой рассуждение.3) Предложение 18 следствием предложения 17.4) Содержание предложений 21-23 содержат элементы повествования.5) Предложение 78 является пояснением предложения 6.Ответ: _________________.
23
Из предложений 9-12 выпишите фразеологизмОтвет: _______________.
24
Среди предложений 1-5 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) спредыдущим при помощи однокоренного слова. Напишите номер(-а)этого(-их) предложения(-ий).Ответ: _________________.
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
25
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, которыйВы анализировали, выполняя задания 21–24.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте наместа пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина изсписка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа отномера задания 25, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и другихдополнительных символов.Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами
«Природу таких чувств, как любовь и ревность, автор объясняет посвоему. При этом Н. Долинина использует такие синтаксическиесредства выразительности, как А_____ («крепнет, встаёт на ноги,шагает» в предложении 15), Б_____ («как новорождённый младенец»в предложении 14), такой троп, как В_____ («ревность отравляет…радость» в предложении 12), и такой приём, как Г_____ (предложение4)».Список терминов:1) метафора2) риторический вопрос3) анафора4) диалектизм5) сравнительный оборот6) ряд однородных членов7) разговорная лексика8) цитирование9) противопоставлениеОтвет:А
Б
В
Г
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 всоответствии с инструкцией по выполнению работы.© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
6/7
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
22
РУССКИЙ ЯЗЫК
Единый государственный экзамен, 2017 г.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тренировочный вариант №5 от 13.11.2017
СОСТАВИТЕЛЬ ВАРИАНТА:26
Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текстаПрокомментируйте сформулированную проблему. Включите вкомментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласныили не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первуюочередь на читательский опыт, а также на знания и жизненныенаблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов.
ФИО:Предмет:Стаж:Аккаунт ВК:
Хребтищева Елена ЮрьевнаРусский язык28 летhttps://vk.com/id16042224
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный илиполностью переписанный исходный текст без каких бы то ни былокомментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
О проекте «Пробный ЕГЭ каждую неделю»Данный ким составлен командой всероссийского волонтёрского проекта«ЕГЭ 100 баллов» https://vk.com/ege100ballov и безвозмезднораспространяется для любых некоммерческих образовательных целей.Нашли ошибку в варианте?Напишите нам, пожалуйста, и мы обязательно её исправим!Для замечаний и пожеланий:https://vk.com/topic-10175642_35994898(также доступны другие варианты для скачивания)
© 2017 Всероссийский проект «ЕГЭ 100 БАЛЛОВ» vk.com/ege100ballov
Разбор всех заданий: vk.com/russian_100/2018kim05Разрешается свободное копирование в некоммерческих образовательных целях
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КИМ № 171113
Часть 2
7/7
www.freedocs.xyz
Вариант 10
Часть 1
Ответами к заданиям 1-24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
Прочитайте текст и выполните задания 1-3 |
(1)Фосфор — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (3)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; (....) имеющиеся на Земле запасы фосфатов — это фактически невозобновляемые ресурсы. |
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения.
2) Запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно, потому что круговорот фосфора в природе весьма незначителен.
3) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений.
4) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добывают из горных пород, богатых фосфатами.
5) Круговорот фосфора — незаменимого элемента для всего живого на Земле — в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно.
Ответ: ___________________________
2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?
именно
например
таким образом
оттого что
зато
Ответ: ___________________________
3. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова КУЛЬТУРА. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 1. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.
КУЛЬТУРА, -ы, ж.
1) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История к. К. древних греков.
2) Образование, умственное и нравственное. Человек высокой к.
3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.
4) Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические к. К. органической ткани.
5) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. речи.
Ответ: ___________________________
studfiles.net
Вариант 30 ЕГЭ 2015 по русскому языку
Если вы видите только условие задач, а решения нет, то нажмите на спойлер ниже.
(1) Фосфор — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений.(2) Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. (З)Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достаётся животным, человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень малом количестве; <…> имеющиеся на Земле запасы фосфатов — это фактически невозобновляемые ресурсы.1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, со-держащаяся в тексте?1) Обеспечить продовольствием растущее населения Земли возможно только благодаря применению удобрений, в частности фосфорных, которые извлекают в некоторых местах из горных пород, богатых фосфатами, и эти ресурсы на Земле невосполняемы.2) Высокие урожаи сельскохозяйственных культур невозможны без применения фосфорных удобрений.3) И растительный, и животный мир не могут обходиться без фосфора, который добывают из горных пород, богатых фосфатами.4) Круговорот фосфора — незаменимого элемента для всего живого на Земле — в природе весьма незначителен, поэтому запасы пород, богатых фосфатами, возобновить невозможно.5) Растущее население Земли можно обеспечить продовольствием только в том случае, если в сельском хозяйстве будут применяться фосфорные удобрения.Ответ: .2. Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).именно оттого чтотаким образом несмотря на этонапример
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА. Определите значение, в котором это слово использовано в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.КУЛЬТУРА, -ы, ж.1) Совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. История к. К. древних греков.2) Образование, умственое и нравственное. Человек высокой к.3) Разведение, выращивание какого-н. растения или животного (спец.). К. льна. К. шелкопряда.4) Разводимое растение, а также (спец.) клетки микроорганизмов, выращенные в питательной среде в лабораторных или промышленных условиях. Технические к. К. органической ткани.5) Высокий уровень чего-н., высокое развитие, умение. К. производства. К. речи.Ответ: __ .4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.принЯтыйсОгнутыйчЕрпатьвероисповЕданиенормировАтьОтвет: .5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.ЯЗЫКОВОЙ барьер мешает людям общаться.На каждый день МАСЛЕНОЙ недели существовали определённые обряды.Очень благородный и ЧЕЛОВЕЧИЙ поступок — пожертвовать крупную сумму денег больным детям или старикам.ДЕЛОВОЙ стиль одежды мало подвержен влиянию моды.КОРЕННОЕ население Австралии никогда не занималось скотоводством, так как на территории материка из крупных млекопитающих были только кенгуру.Ответ: .6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.ЖЁСТЧЕ камня алых ВИШЕН внезапно СПОТЫКНУЛСЯ ВОСЬМИСОТ лет нет ГОЛЬФОВОтвет: .7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯA) Прогрессивная молодежь активно участвуют в борьбе за мир и права че-ловека.Б) Вернувшись в Россию, у него возникла идея написать о событиях граж-данской войны.B) В «Фаталисте» рассказывается о жизни Печорина, служившего на Кавказе и решившем испытать свою судьбу.Г) Согласно завещания А.С. Пушкина похоронили в Святргорском монастыре.Д) Персонаж романа «Заговор равнодушных» польского писателя Бруно Ясенского предупреждал, что «бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле преда-тельство и убийство».ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением4)5)6)7)ошибка в построении предложения соднородными членаминеправильное построение предложенияс деепричастным оборотомнарушение в построении предложения с причастным оборотом неправильное построение предложения с косвенной речьюЗапишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.Ответ:А Б В Г Д
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.с..бака перескочитьвыст..лить ут..пическийрастворимыйОтвет: .9. Определите ряд, в котром в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.пр..пятствовать, пр..дирчивои..подлобья, неи..бывный предполагать, п..трясающийв..бодрить, бе..платный пр..одоление, пр..страстиеОтвет: .10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. хлопотЛоВый неприхотл..выйизменч..вый посп..ватьвыпровод..шь
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. непроница. .мыйслаж..нныйпотеш..шьсяпрерываемыйпостел..тОтвет: .12. Найдите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.Дворник наш (не)способен и муху обидеть.Без дружбы никакое общение (не)имеет смысла.(Не)каждый способен на благородные поступки.(Не)лестный отзыв о способностях Лизы покоробил Петрова.Неужели обед до сих пор (не)сварен?Ответ: .13. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.(ГОРЬКО)СОЛЁНАЯ морская вода разъедала ноги, и (ПО)ЭТОМУ мальчишки решили рыбачить с обрыва.Я вздрогнул, ПОТОМУ(ЧТО) ЧТО(ТО) огромное пролетело над моей головой.Чайковский заметил, что сосновые стволы ТО(ЖЕ) отбрасывают на подлесок и на траву очень слабый свет ЗОЛОТИСТО(РОЗОВАТОГО) тона.(ПО)ПРЕЖНЕМУ разнообразие и сила освещения вызывали у него то состояние, когда кажется, что случится ЧТО(ТО) необыкновенное.(ПО)СВОЕМУ ты будешь поступать тогда, когда поймёшь, что (В)ПОСЛЕДСТВИИ приходится расплачиваться за необдуманные поступки, ПОТОМУ(ЧТО) музыка ускользала из памяти.Ответ: .14. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.Самые необыкнове(1)ые, самые поэтичные страницы «Войны и мира» связа(2)ы с картинами природы, переда(3)ыми через восприятие ю(4)ой Наташи Ростовой, естест- ве(5)ой и искре(6)ей.Ответ: .15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую?ч1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.3) Кум стоял ни жив ни мёртв.4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое () и стали лучшим средством передвижения.5) Внезапно из-за леса выползла тёмная туча и сразу стало свежо.I
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.Ответ: .17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.По мнению японских исследователей (1) льды в Северном Ледовитом океане в этом году тают быстрее, чем обычно. Это (2) конечно (3) вызывает беспокойство по поводу того, что теперь (4) очевидно (5) площадь не покрытой льдом части океана будет больше.Ответ: .18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Мысли о неуклонном расширении Вселенной (1) высказаны в работах некоторых астрофизиков (2) исследования которых (3) представляют несомненный интерес для всех учёных мира.Ответ: .19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.Ангелина Семёновна выяснила (1) что Вениамин уколов не делал (2) и (3) что сейчас их делать уже поздно (4) потому что (5) если собака была бешеная (6) так и он в ближайшие дни непременно должен взбеситься.Ответ: .Прочитайте текст и выполните задания 20-25.(I) 3акружился в диком танце осени, спрятал под листвой дороги, перепутал всё на свете листопад. (2)Хорошо бродить, утопая в листве. (З)Хорошо набирать её полные руки, заставлять кружиться вновь и вновь, осыпая голову, плечи…(4) — Дедушка, скажи что-нибудь грустное.(5) — Осенние листья.(6) — А грустнее?(7) — Осенние звёзды.(8) — Грустнее осенних звёзд бывает?(9) — Осенние птицы.(10) — Дедушка, есть осенние люди?(II) Его давно нет на свете, моего деда, а как прижмёт, защемит, — забываю, что нет. (12)Мой добрый, мой умный дедушка живёт во мне. (13)Он мой остров, мой материк, моя Земля.(14) — Дедушка, есть второе дыхание, а любовь бывает вторая? (15)Ответь, дед, мне это очень нужно.
(16)— Если ты мне скажешь: первая звезда, — я пойму. (17)Это начало счёта, это надежда на звёздное небо.(18) — Дед, ну причём здесь звёздное небо? (19)Ты прямо ответь, бывает или нет?(20) — Если ты скажешь: первое блюдо, я пойму — хочешь кушать и надеешься на второе и третье. (21)Но когда говорят: первая любовь, — я не понимаю, что это? (22)Начало счёта или надежда на вторую и третью?(23) — Дед, я, наверное, старею, мне хочется быть счастливым.(24) — Глупый ты ещё. (25)Пойми, внук: Маму, Родину, Любимую не нумеруют.(26) — Дед, она не любит меня.(27) — А ты сам как к себе относишься?(28) — Плохо, дедушка, совсем плохо.(29) — А летать ты пробовал?(30) — Дед, средний я, серый, какие там полёты.(31) — Объясни, такого не понимаю.(32) — Дедушка, ты не представляешь, как трудно быть средним. (ЗЗ)Чувствовать себя щенком перед слонами и понимать — они это знают. (34)Сознавать себя собакой перед мышами и знать: они этого никогда не поймут. (35)Я ненавижу себя, иногда хочу стать мышью — их не обижают, они маленькие. (Зб)Шмыгаю я, дед.(37) —Она тебя замечает?(38) — Никто я для неё. (39)Моя жизнь — ожидалие кости. (40)Иногда меня гладят, а я не знаю, что делать: лаять или лизать руку, которая гладит, а может ударить.(41) — К себе не подпускай, вешай объявления на столбах.(42) — Шутишь, дед, какие объявления?(43) — Продаётся собачья шкура.(44) — А если придут за шкурой?(45) — На вырученные деньги купишь скрипку.(46) — Зачем мне скрипка, дед?(47) — Станешь играть любимой.(48) У меня нет родной деревни — мне некуда ехать, у меня нет отчего дома. (49)Моя отчизна — мой дедушка, его слова, его мысли, (50)Он учил меня любить, видеть, думать, хотел научить летать, но не успел.(51)Мы ходили с ним среди сосен и смотрели в небо. (52) Дед говорил о каждой звезде, а ещё мой дедушка был влюблён в луну. (53)Он знал о ней всё.(54) Как-то сказал:(55) — Одни учёные утверждают: лунные кратеры — остатки потухших вулканов, другие доказывают — следы метеоритов. (56)Я уверен, лунные кратеры — застывшие взгляды великих. (57)Вот очи Пушкина, а здесь глаза Блока, дальше — взор Бунина, а прямо перед тобой — Маяковского; Луна ‘— музей любви человека. (58)Но чтобы попасть в этот музей, нужно любить так, чтобы сгорать, как метеорит, с ума сходить, как вулкан!(59) — Не получается у меня, дед.(60) — Что не получается?(61) — Ничего не понимаю, во всём запутался. (62)Дедушка, а кто они такие — осенние люди? (бЗ)Может, я и есть осенний?(64) — Нельзя мне все вопросы решать за тебя, есть такие, на которые ответишь толькосам.(65) — Ой, дед, завидую^я тебе.(66) — Это не так уж и плохо, я интересно жил.
(67) — Дедушка, а как дальше мне, что делать?(68) 3асыпая, я вновь услышал его голос:(69) — Внук, так хочется, чтобы ты знал: дед твой жив! (70)Жив твой дед!(71) Я встал, открыл форточку и заорал на всю улицу, во всю ночь:(72) — Люди, жив мой дед! (73)Мой умный, добрый, осенний дед! (74)Мой остров! (75)Моя Земля!(По А. Попову)20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.1) Дед убеждён, что Мать, Родина, Любимая должны быть единственными.2) Внук осознает свою «серость», одиночество и страдает от этого.3) Противоречия между поколениями отцов и детей существовали и будут существовать всегда.4) Внук завидует мудрому деду, его интересной жизни, радостному восприятию окружающего мира.5) Дед грустит от того, что жизнь уже прожита и ничего не вернёшь назад.Ответ: .21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.1) Предложение 42 подтверждает содержание предложения 41.2) Предложения 20-22 содержат ответ на суждение, высказанное в предложении 14.3) 35 предложение текста является выводом из рассуждения, представленного в предложениях 32-34.4) В предложениях 68-75 представлено описание.5) В предложениях 48-50 представлено рассуждение.Ответ: .22. Из предложений 26-30 выпишите контекстные синонимы.Ответ: .23. Среди предложений 55-58 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.Ответ: .Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
24. «Размышляя о роли деда в своей жизни, рассказчик использует такое синтаксическоесредство, как (А) (предложение 13). Почему же ему так дорогэтот человек? (Б) (предложение 50) даёт ответ на этот вопрос. В самом деле, внуку было очень сложно разобраться в себе, своих чувствах, о чём говорит употребление в лексике (В) (предложения 33—34), и дед с помощью тонкой, доброй (Г) (предложения 39-47) помог подростку понять, какизбавиться от ощущения собственной «серости», одиночества».Список терминов:1) ирония2) эпитеты3) контекстные синонимы4) контекстные антонимы5) сравнительный оборот6) градация7) гипербола8) ряд однородных членов9) вопросительные предложенияОтвет:А Б В Г
Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1.Часть 2Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ Л? 2.25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения — не менее 150 слов.Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
gizmolord.ru
(1)Фосфор — незаменимый элемент питания растений, как, впрочем, и всех других организмов, и поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений. (2)Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. Подробнее: Вариант ЕГЭ 10 по р/я Подробности Автор: Алешкова Светлана Юдисовна Категория: ЕГЭ по русскому языку Опубликовано: июля 29, 2017 Просмотров: 3671(1) Изобретение в конце 40-х годов ХХ века транзистора стало одной из крупнейших вех в истории электроники. (2) Электронные лампы, которые до этого в течение долгого времени были непременным и главнейшим элементом всех радио- и электронных устройств, имели много недостатков: к ним нужно отнести прежде всего механическую непрочность ламп, малый срок их службы, большие габариты, невысокий коэффициент полезного действия из-за больших тепловых потерь на аноде. Подробнее: Вариант ЕГЭ по р/я Подробности Автор: Алешкова Светлана Юдисовна Категория: ЕГЭ по русскому языку Опубликовано: июля 29, 2017 Просмотров: 48691.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, Тонкая и ДИПЛОМАТИЧНАЯ беседа помогла установить дружеский контакт между людьми. В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ для человека силы. Подробнее: Тренировочный вариант ЕГЭ по р/я Подробности Автор: Алешкова Светлана Юдисовна Категория: ЕГЭ по русскому языку Опубликовано: июля 29, 2017 Просмотров: 1448(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. Подробнее: Тренировочный вариант ЕГЭ по русскому языку
Партнерские ссылкиПерсональный сайт учителя русского языка и литературы Алешковой Светланы Юдисовны
|
s-aleshkova.ru
Исчерпание запасов фосфатов — серьезная угроза человечеству
Фосфор — незаменимый элемент питания растений (как, впрочем, и всех других организмов). Поддержание высоких урожаев сельскохозяйственных культур, необходимое для обеспечения продовольствием растущего населения Земли, возможно только благодаря массированному применению минеральных удобрений.
Открытые разработки фосфатов в Западной Сахаре. Фото с сайта photobucket.com
Фосфорные удобрения получают, разрабатывая имеющиеся в некоторых местах залежи горных пород, богатых фосфатами. Связанный растениями фосфор переходит далее по пищевым цепям (достается животным, в том числе и человеку), выделяется с продуктами обмена, попадает в сточные воды, реками выносится в океан, где в конце концов оказывается в морских осадках, но уже в очень рассеянной форме. Таким образом, имеющиеся на Земле запасы фосфатов — это фактически невозобновляемые, исчерпаемые ресурсы. На какое время их хватит человечеству? В редакционной статье, опубликованной недавно в журнале Nature, дан анализ экспертных оценок складывающейся ситуации. Прогноз экспертов не слишком оптимистичен: фосфора нам хватит не более чем на 50–125 лет.
На страницах популярных изданий и научных журналов нередко обсуждается вопрос о том, на сколько хватит растущему населению Земли природных запасов ископаемого топлива (нефти, угля, газа). Эти ресурсы, хотя и являются невозобновляемыми, могут заменять друг друга. Кроме того, существуют и альтернативные возобновляемые источники энергии (реки, ветер, солнце, биотопливо). Но помимо нехватки источников энергии растущее человечество сталкивается с другой, очень важной, но почему-то не привлекающей столько внимания проблемой — а именно, дефицитом незаменимых элементов питания растений — азота и фосфора. Добавление этих элементов в почву в виде азотных и фосфорных удобрений — обязательное условие поддержания высоких урожаев сельскохозяйственных культур.
При этом ситуация с азотом и фосфором довольно сильно различается. Азот — хоть и в молекулярной, недоступной для растений и животных, форме — имеется в огромном количестве в воздухе. Связать же его и превратить в форму, пригодную для использования растениями, могут некоторые бактерии (например, живущие в клубеньках на корнях бобовых растений). Кроме того, в начале XX века был разработан процесс промышленной фиксации (связывания) атмосферного азота и превращения его в аммонийную форму (процесс Габера—Боша). В настоящее время количество азота, вносимого в почву с такими искусственно синтезированными удобрениями, уже превышает то количество, которое связывается на суше в ходе естественной азотфиксации бактерий.Карьер апатитового рудника «Центральный» на плато Расвумчорр (Хибины). Фото с сайта news.bbc.co.uk
С фосфором ситуация принципиально иная. Этот элемент не образует газообразных соединений, а его перемещения по поверхности планеты осуществляются главным образом с потоками воды. По сути, фосфор постепенно стекает с суши в океан. Возвращение же его на сушу определяется долговременными геологическими процессами поднятия океанического дна. Впрочем, в природных, ненарушенных человеком, экосистемах цикл фосфора почти замкнутый. Большая часть его, будучи использована растениями на собственный рост, снова возвращается в среду при разложении органических остатков микроорганизмами, а также в виде продуктов обмена веществ животных.
Проблемы возникают при выращивании сельскохозяйственных культур, так как значительная часть продукции растений изымается человеком, а с этой продукцией выносятся с полей и элементы минерального питания. Кроме того, человек стремится получить максимально высокий урожай, а для этого требуется внесение в почву дополнительных удобрений. Вернуть же использованный на полях фосфор, пустить его снова по кругу не удается.
Фосфорные удобрения получают при разработке некоторых горных пород, содержащих большое количество фосфатов. Таков, к примеру, апатит, залежи которого имеются на Кольском полуострове. Большое количество фосфатов сосредоточено на севере Африки, в Марокко и Западной Сахаре. Но в целом распределение запасов пород, содержащих фосфор, по поверхности суши крайне неравномерное. По существующим оценкам более 70% их сосредоточены всего в нескольких странах: в Марокко, Китае, США и России.
Что касается общего количества фосфатов, которые в принципе могут быть освоены человеком, то по данным Геологической службы США (US Geological Survey) оно составляет 62 миллиарда тонн. Эта цифра включает как те 15 млрд тонн, которые уже разрабатываются, так и те, разрабатывать которые считается пока нерентабельным: они или находятся в море, или содержат значительные примеси токсических элементов, прежде всего кадмия. В 2008 году общее количество добытых фосфатов составило 161 миллион тонн. Согласно оценкам экспертов Геологической службы США, потребности в удобрениях в ближайшие 5 лет будут возрастать ежегодно на 2,5–3%. Если подобный темп использования фосфатов сохранится, то все мировые запасы их могут быть израсходованы за 125 лет. Близкие оценки дают и эксперты Международной ассоциации производителей удобрений (International Fertilizer Industry Association). Они полагают, что спрос на удобрения сначала будет возрастать, а с середины текущего столетия начнет уменьшаться. Хватить существующих запасов фосфатов, согласно их расчетам, должно примерно на 100 лет.
Однако другие прогнозы еще более тревожные. Так, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO — Food and Agricultural Organization) для обеспечения продовольствием растущего населения Земли необходимо, чтобы продукция сельского хозяйства к 2050 году удвоилась. Если при этом допустить сохранение наблюдающегося сейчас ежегодного увеличения потребления удобрений на 3% и учитывать только удобные для разработки месторождения, то запасов фосфатов хватит лишь на 50 лет.Осадок внутри канализационной трубы может быть ценным источником фосфора. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature
В обсуждаемой статье в Nature подчеркивается в то же время, что компании производителей удобрений не раскрывают полностью имеющихся у них данных. Правительства отдельных стран также делают противоречивые заявления. Например, Китай, когда вступил во Всемирную торговую организацию, указал, что его запасы фосфатов составляют 8 млрд тонн, хотя ранее приводил цифру только 2 млрд тонн. Специалисты из международных объединений призывают к налаживанию системы независимой экспертизы имеющихся запасов, однако признают, что наладить такую экспертизу очень непросто. В самое последнее время некоторые компании стали вкладывать большие средства в разработку отложений, отличающихся сравнительно невысоким содержанием фосфатов, а также находящихся под водой. Неудивительно, что цены на фосфаты при этом сразу резко подскочили. В прошлом году в некоторые моменты цена доходила до 500 долларов США за тонну, хотя годом раньше средняя цена была в 5 раз ниже.
Очевидно, что на повестку дня выходит вопрос о хотя бы частичном возвращении в оборот использованного фосфора, о сокращении его стока в океан и повторном использовании на сельскохозяйственных угодьях. Важным источником фосфатов могут стать, в частности, стоки животноводческих ферм, а также осадки, образующиеся в канализационных трубах. Соответствующие технологии, по-видимому, скоро начнут быстро развиваться. Фосфор — слишком дорого достающийся нам элемент, чтобы допускать и в дальнейшем его безвозвратное использование.
www.prinas.org