Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». Экскурсия осенние явления в жизни растений и животных
Урок- экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений и животных»
Экскурсия
«Зимние явления
в жизни растений и животных»
Булдакова Наталья Анатольевна,
Учитель биологии
МКОУ ООШ д. Комарово
Унинского района Кировской области
Адрес:
Д. Чуваши, ул. Профсоюзная, 20/2
Зимние явления в природе всегда вызывают у детей познавательный интерес и потребность их изучения. Учащихся прежде всего интересует, как переносят растения и животные неблагоприятные условия в зимний период. Развитие познавательного интереса и поддержание гуманного отношения к живому – наиважнейшая задача. Проведение экскурсий в период неблагоприятных условий для жизни растительного и животного мира - одно из условий решения этой задачи.
Задачи экскурсии
Продолжить формирование понятия о взаимосвязи растительных и животных организмов с окружающей средой, о жизненных формах и их приспособленности к зимним условиям.
Показать относительный характер приспособлений к условиям окружающей среды. На основе знаний о побеге сформировать понятие о кроне, листопаде, вечнозеленых растениях.
Продолжить формирование умений распознавания древесных и кустарниковых форм по силуэтам, коре, чечевичкам, почкам, плодам и различным видоизменениям органов растений.
Продолжить формирование практических умений по фенологическим наблюдениям, ведению дневников наблюдений, соблюдения правил поведения в природе.
Научить читать следы жизнедеятельности животных и устанавливать связь их с растениями (элементы пищевых цепей).
Продолжить изучение видового состава живых организмов и их охраны.
Сформировать оценочные умения состояния природного сообщества и в разработке мер по его улучшению и сохранению.
Раскрывать эстетическую ценность наблюдаемых объектов и рекреаций.
Способствовать выработке у учащихся умений преодоления трудностей и трудовых навыков.
Оборудование:
Блокноты для записи, карандаши, термометр, метр (для измерения высоты снежного покрова), раздаточный материал.
Лучшее место проведения экскурсии – лес, где можно показать жизненные формы растений, их приспособленность к зимним условиям, жизнедеятельность животных (местонахождение, защита от мороза, передвижение по снегу, добывание корма и питание, размножение и т.д.).
Весь материал рекомендуется строить в сравнительном плане, добиваясь понимания учащимися перехода растений и животных из одного состояния в другое, продолжая развитие понятия о приспособленности как результата действия факторов неживой природы на строение и жизнедеятельность организмов. Необходимо вспомнить с учащимися о тех приспособлениях, которые они отметили еще осенью при подготовке растений к зиме.
Подготовка к зимней экскурсии может начаться осенью. Так, на осенней экскурсии обращается внимание на подготовку к зиме различных форм растений. Начиная с осенней экскурсии, учащиеся ведут записи в дневниках наблюдений за живой и неживой природой. Перед началом экскурсии учащиеся получают пакет со схемой маршрута, заданиями и карточками. После завершения экскурсии они сдают его учителю с приложением выполненных заданий.
План экскурсии:
Инструктаж по правилам поведения во время экскурсии (приложение)
Опишите погоду по плану: дата наблюдения, температура, наличие осадков, ясно или пасмурно, толщина снежного покрова.
Что можно считать началом зимы? Что означает покой в природе?
(В беседе выясняется, что по календарю зима начинается первого декабря. Астрономическим началом зимы является 22 декабря (самый короткий, день и самая длинная ночь). По народному календарю – замерзание рек и выпадение снега и его сохранение. Следует отметить, что зима наступает не сразу. Морозы сменяются оттепелями. Снег выпадает и тает. Затем земля покрывается сплошным снежным покровом, защищая озимые и другие травянистые растения от неблагоприятных зимних условий.)
Наблюдение за растениями. Учащиеся делятся на 2 группы, им предлагается провести наблюдение за конкретным объектом живой природы: 1 группа – как изменились хвойные растения с приходом зимы; 2 группа - как изменились лиственные растения с приходом зимы
Рассмотреть на карточке рисунок силуэта дерева/кустарника. Назвать его и найти в лесу. Провести наблюдения за его состоянием. Результаты наблюдений занести в блокнот.
(В качестве объекта для наблюдений можно использовать следующие кустарники: сливу колючую (терн), бересклет бородавчатый, шиповник. Из деревьев: березу повислую, клен остролистный, дуб обыкновенный (летний) и др.)
После выполнения задания, учащиеся сообщают результаты своих наблюдений по конкретным видам кустарников и деревьев. Наблюдаемые явления позволят отметить, что почки покрыты плотно сомкнутыми почечными чешуями, у некоторых растений – волосками и смолой. На ветках можно найти следы опавших почечных чешуй и подсчитать по ним возраст ветки. Плотная, покрытая пробковым слоем кора деревьев защищает их от испарений и вымерзания. Иногда на молодых побегах к зиме не образуется пробковый слой, что приводит к вымерзанию их в течение зимы.
Необходимо отметить роль чечевичек в процессе газообмена. Пробковый слой имеет разную толщину. У молодых растений кора гладкая от сплошного тонкого слоя пробки, у старых – образуются толстые слои пробки. Разрываясь, они образуют трещины, через которые происходит газообмен, а также проникают микроорганизмы, поселяются грибы-трутовики, вызывающие заболевания древесины. Пробковый слой предохраняет живые ткани луба и древесины от резких колебаний температуры в зимний период.
В каком же состоянии находятся растения зимой? Учитель должен дать краткую информацию о глубоком покое в зимний период, охарактеризовав его как необходимый этап в развитии растений, обусловленный глубокими изменениями (опадание листьев, защитные приспособления на почках, накопление в клетках питательных веществ). Свойство впадать в покой возникло как ответная реакция на условия существования. Для выхода из состояния покоя необходимо, чтобы в клетках растения произошли изменения, направленные на образование растворимых сахаров. Это возможно при повышении температуры. Однако у каждого растения есть свои сроки пребывания в состоянии покоя. Поэтому даже солнечные дни в конце зимы не вызывают активного роста у растения. Это еще одно из важнейших свойств растения приспосабливаться к зимним условиям – глубина покоя. Она неодинакова у разных видов трав, деревьев и кустарников. Чтобы это проверить, достаточно поставить их побеги в воду в феврале и наблюдать появление распускания почек. Например, у сирени происходит быстрое распускание, а у липы – очень длительное.
Наблюдение за животными. В чем проявляется сходство приспособлений к похолоданию у всех живых организмов?
После подведения итогов по наблюдениям за растениями, необходимо перейти к вопросу о сходстве приспособлений к зимним условиям у растений и животных. Оно выражено в общем снижении жизнедеятельности, в защите от резких колебаний температуры. Вместе с тем, мир животных в зимний период имеет свои специфические черты приспособлений.
Назвать увиденных во время экскурсии животных. Ответить на вопросы: где находятся насекомые и в какой стадии развития они зимуют? Какой образ жизни ведут птицы? Как добывают корм и питаются? Размножаются ли они зимой? Какую роль играет снежный покров в зимний период для животных? По силуэтам следов птиц и зверей, изображенных на рисунках (приложение), найти их в природе и понаблюдать за ними. Определить в каком направлении животное двигалось и что оно делало на этом месте?
Необходимо сделать вывод, что у животных существуют приспособительные признаки (спячки, перемещение из одних мест в другие, линька, накопление жира в организме, образование стай или стад). Необходимо отметить, что многие животные погибают или заболевают из-за недостатка корма, уничтожения другими животными.
Определить роль деятельности человека в данном местообитании (негативную и позитивную).
Заслушав устные ответы учащихся по этому заданию, учитель напоминает о написании отчета по экскурсии. Отчет составляется по схеме, предложенной в заданиях. Оценка выставляется только после оформления результатов экскурсии и написания отчета каждым учеником.
Приложение 1
Правила поведения в зимнем лесу
Оденься по погоде
Возьми с собой только необходимые вещи, предусмотренные для экскурсии
Строго соблюдай все рекомендации педагога
Будь аккуратен в лесу: не шуми, не пугай птиц
Не ломай ветки деревьев
Не отставай от своих товарищей
Приложение 2
Силуэты растений леса
Дуб, 2- береза, 3- липа, 4- вяз
Приложение 3
Следы животных
multiurok.ru
Задания для самостоятельной работы в группе.1 вариант. 1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке, какие изменения произошли с ними осенью. 2.Соберите плоды и семена, встреченные вами, для гербария. Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».Задания для самостоятельной работы в группе.2 вариант. 1.Выясните, чем отличаются травянистые растения, растущие на тропинке, вблизи и вдалеке от неё. 2.Соберите листья с различной окраской, разной формой для гербария. Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».Задания для самостоятельной работы в группе.3 вариант. 1.Выясните, у каких растений созрели плоды и семена, рассмотрите их. Попытайтесь определить способы их распространения. 2.Соберите стебли различных растений для гербария. Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».Задания для самостоятельной работы в группе.4 вариант. 1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев, кустарников осенью. 2.Соберите для гербария одинаковые растения, но выросшие в разных местах, например: на тропинке, рядом с нею и вдалеке от неё. Экскурсия №1. «Осенние явления в жизни растений и животных, многообразие живых организмов».Задания для самостоятельной работы в группе.5 вариант. 1.Какие особенности в поведении и жизни животных можно связать с наступлением осени? Найдите следы пребывания каких-либо животных (Птиц, насекомых,др.) 2.Выкопайте, очистите от земли и засушите для гербария корневые системы раст-й. |
fs.nashaucheba.ru
Экскурсия по биологии 6 класс "Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных."
6 класс
Экскурсия № 1
Тема:
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Цель:
Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края
Задачи:
Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой;
Показать многообразие растений и животных;
Воспитывать бережное отношение к природе
Задание
Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?
Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?
Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.
Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
Этап – Разработка экскурсии
Постановка цели и задач
Разработка маршрута экскурсии
Этап – Проведение экскурсии
Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии
Проведение экскурсии – Движение по маршруту
Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.
Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.
Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.
Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.
Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
Этап – Рефлексия
Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
Обсуждение представленных творческих работ.
Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Краснодарского края.
infourok.ru