Введение. таи. Что изучает экология растений. Экология растений изучает
Биология для студентов - 01. Задачи и методы исследования экологии растений. Краткая история развития науки
Экология - наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. С середины XX в. в связи с многократным усилением воздействия человека на природу экология получила особое значение как научная основа охраны природы и рационального природопользования, а термин «экология» приобретает сейчас все более широкий смысл, выходя за рамки науки. Экология растений как наука занимается изучением взаимоотношений между растениями и окружающей средой. Экология растений описывает процессы взаимодействия растений и их совокупностей со средой, а также факторы, влияющие на эти процессы. На воздействия среды реагируют ботанические объекты разного уровня — от клеточного до ценотического. Поэтому экологическая ботаника рассматривает явления на уровне и клетки (цитоэкология), и организма (аутэкология), и разных совокупностей растений (синэкология). Среда слагается из ряда экологических факторов, которые необходимы для существования растений и оказывают на них определенное воздействие. Она определяет возможность произрастания в данном месте тех или иных растений. В процессе исторического развития растения приспособились к определенным условиям окружающей среды. Изменение этих условий ведет к ненормальному развитию растений, к их гибели или смене одних растений другими.
Задачи экологии:
- исследование закономерностей организации жизней;
- регуляция численности популяций;
- прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;
- восстановление разрушенных природных систем;
- сохранение эталонных участков биосферы.
В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:
- 1-й этап: до 1866г.
- 2-й этап: 1866 – 1936гг.
- 3-й этап: 1936 – 1976гг.
- 4-й этап: 1976 – по настоящее время.
На первом этапе отсутствует понятие «Экология», однако сам подход к изучению объектов близок к экологической концепции. Так, например, в сочинениях Аристотеля имеется описание морфологических особенностей животных в зависимости от среды обитания. Аналогичные работы проводил его ученик Теофраст. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.
На втором этапе глобальное значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.
Третий этап характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин «Экология» прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (например, Ч. Элтон «Экология животных»).
Четвертый этап неоднозначный в развитии экологии. Изначально экология считается западной наукой, которую не приемлют в России. Но экологические проблемы стали носить всеобщий характер и эта наука стала социально значимой и необходимой. Во всех вузах и школах России введена дисциплина «экология». Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, например Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелей, государственных деятелей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др.
vseobiology.ru
Введение. таи. Что изучает экология растений
3. ПОЧВА 3.1. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПОЧВА?
3. ПОЧВА 3.1. ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПОЧВА? Вспомни! 1. Что нужно растениям для роста? 2. Откуда и каким путем получают растения необходимые им для роста кислород и углекислый газ? 3. Откуда и с помощью чего
Природные зоны России
Природные зоны России Арктические пустыни Природные условия Арктика расположена на островах Северного Ледовитого океана и на севере полуострова Таймыр. Арктика-страна льда и тьмы. Сурова природа этой
ПодробнееКонтрольная работа «Биосфера».
Разработчик: учитель географии МБОУ «Зимёнковская СОШ» Владимирской области, Муромского района, п. Зимёнки Чубарова Ю.Ю. Контрольная работа «Биосфера». 1 вариант. 1. Какого царства живых организмов не
ПодробнееГлава 1: Что такое экосистема?
Экосистемы БИОЛОГИЯ ЭКОСИСТЕМЫ ЭКОСИСТЕМЫ Глава 1: Что такое экосистема? Что такое экология? Экология это отрасль биологии, изучающая взаимодействие организмов друг с другом и с окружающей их средой. Экологи
Доклад. Тема: «Что такое лес».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» Доклад Тема: «Что такое лес». Выполнила Се Нам Сун Воспитатель Первая квалификационная категория С. Быков - сложное
ПодробнееОкружающий мир 3-4 класс. ( Часть 1 )
Окружающий мир 3-4 класс ( Часть 1 ) Пустыни, виды пустынь Географическое положение Климат, почвы Растительный мир Что ты обычно представляешь себе когда слышишь слово пустыня? Наверное, необъятные просторы,
Подробнее11 Наземно-воздушная среда жизни
22 с. 22 23 11 Наземно-воздушная среда жизни В заданиях 1 3 отметьте один верный ответ. Наземно-воздушная среда 1) самая стабильная среда обитания 2) самая нестабильная среда обитания 3) самая комфортная
Водоросли низшие растения
Водоросли Водоросли низшие растения Водоросли обширная и неоднородная группа низших растений. Водоросли самые многочисленные и одни из самых важных для планеты фотосинтезирующих организмов. Они встречаются
ПодробнееИнструкция по выполнению работы
1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 21 задание. Ответы к заданиям 1 17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру
ПодробнееБлок «Б» задание на соответствие задание
Описание контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации 6 класс 1. Документы, определяющие содержание проверочной работы Содержание и структура проверочной работы определяются
учебный год
МБОУ «Курасовская средняя общеобразовательная школа» Рекомендовано для использования Протокол МО от 2013г. Рассмотрено на педагогическом совете при проведении промежуточной аттестации Протокол от 2013г.
Подробнее34 часа (1 раз в неделю)
Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник. Автор: Понамарева И.Н. Биология «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
ПодробнееСтол 1. Черепа позвоночных животных
Московская олимпиада школьников по биологии 2018 Практический тур 5 класс Стол 1. Черепа позвоночных животных Вопрос 1. Перед Вами лежат черепа диких представителей позвоночных животных, обитающих в Европейской
Познавательный проект «Птицы весной»
Познавательный проект «Птицы весной» Участники проекта: Дети Воспитатели Помощник воспитателя Родители воспитанников Цель проекта: формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц
ПодробнееЗадания 4. Царство Растения
Задания 4. Царство Растения 1. Какова главная функция хлорофилла в растениях? 1) выделение углекислого газа 2) поглощение энергии света 3) защита растений от грибковых и вирусных болезней 4) превращение
ПодробнееТема: «Жуки и бабочки». 2 класс
Тема: «Жуки и бабочки». 2 класс Цели: закрепить знания признаков млекопитающих, птиц и насекомых; познакомить с характерными признаками жуков, их разнообразием и значением в природе; расширить представления
Календарно-тематический план (35 часов)
Рабочая программа по биологии для 6 класса Календарно-тематический план (35 часов) п/п дата Тема урока Планируемые результаты обучения Информационнометодическое обеспечение ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: создать
ПодробнееЖивотные лесных ярусов
Животные лесных ярусов Мир. С чем мы только не ассоциируем данное слово. С покоем, с бесконечностью, Вселенной. Каждый человек задумывается о многообразии мира, потому что помимо нашего людского мира существует
ПодробнееID_5441 1/5 neznaika.pro
1 Экосистемы (множественный выбор) Ответами к заданиям являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Какие
Тест «Грибы», «Водоросли», «Мхи» Вариант 1 Выберите один правильный ответ из нескольких 1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу: А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство; 2. Плесневый
ПодробнееПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Часть А
А24 7.1. Среды обитания организмов. Факторы среды: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм Основные термины и понятия, проверяемые
ПодробнееПрограмма по окружающему миру
Программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспективная начальная школа" Раздел 1. Пояснительная записка Программа «Окружающий мир» Федотовой О.Н., Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. (образовательная программа
docplayer.ru
Экология растений
По курсу «Ботаника» для 1 курса ПМНО.
Раздел У. «Основы географии и экологии растений».
Тема: Экология растений.
Основные вопросы:
1.Предмет экологии. Объекты ее изучения. Аутэкология.
2. Экологические факторы: климатические, эдафические, орографические, биотические, антропогенный.
3. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.
4. Температура. Адаптация растений к тепловому режиму местообитаний. Холодостойкость, зимостойкость, морозостойкость. Температурный градиент. Зональное распределение растительности.
5. Вода. Значение воды в жизнедеятельности растений. Водный баланс растений. Эколого-морфологические группы по отношению к водному режиму.
6.Воздух. Влияние газового состава воздуха, ветра на растения. Шкала выносливости деревьев к загрязнению воздуха.
7. Рельеф. Косвенное воздействие рельефа на растения.
8. Почва как экологический фактор. Растения-индикаторы.
ЛИТЕРАТУРА
Кудряшов Л.В. и др. Ботаника с основами экологии. М.:Просвещение, 1979, 320 с.
Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. М.:Просвещение,1988, 272 с.
Горышина Т.К. Экология растений. М.:Высш. Школа, 1979, 368 с.
Миркин Б.М.,Наумова Л.Г. Экология России. М.:Юнисам, 1995, 232 с.
Долгачева В.С., Алексахина Е.М. Ботаника. М.: Академия, 2007, 416 с. В последнее время слово «экология» стало очень популярным; наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. Иногда этот термин употребляют в сочетании с такими словами, как общество, семья, культура, здоровье. Можно ли дать конкретный ответ на вопрос – что же изучает эта наука?
Термин «экология» ввел известный немецкий зоолог Э. Геккель, который в своих трудах «Всеобщая морфология организмов»(1866) и «Естественная история миротворения» (1868) впервые попытался дать определение сущности новой науки. Слово «экология» происходит от греческого oikos, что означает «жилище», «местопребывание», «убежище», а “logos”- «учение».
ЭКОЛОГИЯ- это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их неорганической природой, о связях св надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.
Экология растений – это наука, изучающая взаимоотношения растений с окружающей их средой и друг с другом. Предметом изучения экологии, таким образом, являются растения, или их группы, изменяющиеся под влиянием различных факторов внешней среды.
Экология подразделяется на два раздела: аутэкология и синэкология.
АУТЭКОЛОГИЯ – это раздел экологии, изучающий влияние факторов среды на отдельный организм.
СИНЭКОЛОГИЯ – это раздел экологии, изучающий взаимоотношения группы организмов с окружающей их средой.
Экология имеет большое значение для практической деятельности человека. Данные экологии позволяют установить, при каких почвенных и климатических условиях можно получать высокие урожаи, как повысить производительность естественных сенокосов и пастбищ и др. Только зная достаточно глубоко закономерности развития растительного покрова и условия существования растений, человек, своим вмешательством не нанесет непоправимый ущерб природе.
В начале 70-х годов американский ученый эколог Барри Коммонер сформулировал четыре положения, раскрывающие суть системы рационального природопользования. Эти положения стали называть «законами», хотя правильнее было бы назвать их «экологическими поговорками»:ведь любая поговорка отражает опыт и чему-то учит неопытного.
Вот эти «законы»:
1.Все связано со всем.Это закон об экосистемах и биосфере.
2. Все надо куда-то девать. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которой неизбежны, и потому нужно думать и об уменьшении их количества и последующем захоронении этих отходов.
3.За все надо платить. Это всеобщий закон рационального природопользования. Платить нужно энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением – за повышение урожая, санаториями и лекарствами –за ухудшение здоровья человека.
4.Природа знает лучше. Это самый важный закон природопользования. Он показывает, что с природой нужно сотрудничать, используя биологические механизмы для очистки стоков, и для повышения урожая культурных растений.
Растительный организм и среда находятся в тесном единстве. Что же представляет собой среда?
СРЕДА – это та часть природы, которая окружает живой организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Среда представляет собой сочетание различных факторов: света, температуры, воды, ветра и др. Эти факторы получили название экологических факторов. Экологические факторы обычно объединяют в следующие группы:
Экологический фактор
Абиотические
Биотические
Антропогенные
КлиматическиеЗоогенный
Микрогенный
Фитогенный
Эдафический
орографическиеТемпература
Влажность
Свет
Роль климатических факторов.
СВЕТ
Свет- один из наиболее важных для жизни растений абиотических факторов. Его роль определяется прежде всего особой позицией растений в биосфере как автотрофов, образующих органическое вещество из простых неорганических соединений с использованием солнечного излучения (фотосинтез). Подчеркивая, что жизнь зеленых растений невозможна без света, К.А.Тимирязев образно назвал их «детьми Солнца».Свет оказывает на растения и значительное формообразующее действие, во многих случаях определяя такие особенности строения, как форма роста, внутренняя структура тканей листа, величина хлоропластов и их расположение в клетках и т.д.
Солнечная радиация представляет собой электромагнитное излучение в широком диапазоне волн от инфракрасных лучей до ультрафиолетовых.
По требованию к условиям освещения принято делить растения на следующие экологические группы:
1.Светолюбивые – гелиофиты- растения открытых, постоянно хорошо освещаемых местообитаний (береза, лиственница, растения луга).
2.Тенелюбивые – сциофиты – растения нижних ярусов тенистых лесов (таежные ельники, ольха, плауны, мхи).
3.Теневыносливые – факультативные гелиофиты – могут переносить большее или меньшее затенение (дуб, липа, сирень).
Если распределить деревья в порядке увеличения их выносливости к затенению, то можно получить следующий ряд: лиственница, береза, сосна, осина, дуб, ясень, клен, ольха, липа, ель, пихта, тис.
Приспособления растений к световому режиму
.
Неодинаковая величина листовой пластинки.
Листовая «мозаика».
Защитное движение.
Отражение лучей.
Мелкоклеточность мезофилла.
Различное содержание хлорофилла.
Количество хлоропластов в клетке и др.
Отношение растений к освещению.
1.Сезонная адаптация листопадных растений.
2.Эфемероиды – многолетние травянистые растения с коротким периодом вегетации (пролески, хохлатки, гусиные луки).
3.Длинновегетирующие растения (сныть, медуница).
4.Фотопериодизм а) короткодневные – конопля, табак, б)длиннодневные – картофель,пшеница,в)нейтральные – томат, одуванчик.
Однако свет не является определяющим фактором при распределении растений на Земле.
ТЕМПЕРАТУРАТепло тесно связано со светом, так как распределение тепла на Земле обусловлено поступлением лучистой энергии Солнца. По обеспечению растений теплом различают 4 пояса.
- Тропический. Температура не бывает ниже О. Средняя температура = 15-20 гр. Вегетация круглый год.
- 2.Субтропический. Температура самого холодного месяца выше 4 градусов. Температура самого теплого – выше 20 градусов. Два периода вегетации.
- Умеренный пояс. Хорошо выражен летний период. Зимой – устойчивые морозы. Весной и осенью наблюдаются заморозки.
- Холодный пояс. Заморозки возможны в течении всего вегетационного периода.
Экологические группы растений по отношению к температурному режиму.
1.Термофильные – теплолюбивые.
2. Криофильные – холодолюбивые
3. Мезотермные – трбующие умеренного тепла.
Холодостойкость- способность переносить низкие температуры (1-10), ячмень, лен, овес.
Морозостойкость – способность переносить температуры ниже нуля.
Зимостойкость- способность переносить влияние не только мороза, но и снежного покрова, образования ледяной корки, недостатка кислорода. Температурная адаптация растений.
Семена. Корневища. Накопление сахаров. Уменьшение транспирации. Снижение обмена веществ.
Температурный градиент – отношение температуры почвы к температуре воздуха. В процессе эволюции растения приспособились к отрицательному температурному градиенту и лучше растут и развиваются при таких условиях. ВОДАВода является существенным фактором, определяющим жизнедеятельность растений. Все физиологические процессы протекают с участием воды. В состав клетки входит от 30% до 95 % воды. Вода основной растворитель, метаболит, участник фотосинтеза и дыхания, среда обитания водных растений, участник теплообмена и др.
Водный баланс – это отношение между водой поглащенной и водой израсходованной. Поглощение воды осуществляется у наземных растений с помощью корня. Расходование воды происходит при транспирации (устьичной и кутикулярной), обмене веществ и гуттации.
У растений может наступать водный дефицит, когда расход воды превышает поступление ее. Это может привести к временному или длителному завяданию.
Экологические группы растений по отношению к воде. 1.Гигрофиты – растения обильно увлажненных мест обитания с высокой влажностью атмосферы.(недотрога, болотный подмаренник, цирцея).2.Мезофиты – растения местообитаний со средним увлажнением. Это большинство луговых и лесных растений.
3.Ксерофиты- растения местообитаний с недостаточным увлажнением.
Суккуленты – сочные растения с развитой водозапасающей паренхимой в разных органах. (кактусы, алоэ, агавы).
Склерофиты –растения, сухие на вид. (полынь, ковыль, типчак).
Засухоустойчивость – способность растений переносить значительное обезвоживание клеток, тканей, органов, а также перегрев.
Кроме перечисленных абиотических факторов важное значение для растений имеют воздух и почва. Особенности их строения, влияния на организмы рассматривается в курсе «Землеведение». Эти знания нужно использовать при характеристике их влияния на растения.
konesh.ru
Чт изучает экология растений?
Чт изучает экология растений?
Ответы:
Определение экологии древесных растений схоже с определением для любого иного класса растений. В различных областях экологии растений упор в исследовательском вопросе делается на следующие экологические факторы среды обитания растений. Итак, первым в экологии лесных и комнатных растений стоит влажность окружающей среды. Дело в том, что растения, в отличие от животных, в намного большей степени зависят от влажности окружающей среды. Высшие растения своими корнями прикреплены к субстрату, что делает их неподвижными. А это значит, что растения не могут скрыться от постоянного воздействия влажности воздуха в той или иной мере. Но растения могут по-своему реагировать на влажность окружающей среды, адаптируясь под нее. Исходя из этого выделяют следующие группы растений: гидрофиты, гигрофиты, ксерофиты, мезофиты, а также криофиты. Их основными отличиями является реакция на влажность воздуха. Следующим фактором окружающей среды ботаника и экология растений выделяет освещенность. Это неудивительно, так как растения – организмы, которые живут за счет фотосинтеза, а он невозможен без солнечного света. По количеству солнечного света, который необходим растению для полноценного роста и развития, выделяют: светолюбивые растения, тенелюбивые и теневыносливые. Также агротехника и экология культурных растений доказывают важность температурного режима, химического состава почвы, рельефа и многих других факторов. И основными проблемы экологии растений являются изучение растений в соотношении с факторами окружающей среды, а также решение вопросов, направленных на улучшение состояния и плодовитости некоторых полезных для человека сортов растений.
Экология растений-раздел экологии, изучающий взаимозависимости и взаимодействия между растительными организмами, а также между растениями и средой их обитания.
cwetochki.ru
ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ - это... Что такое ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ?
Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989.
.
- ЭКОЛОГИЯ ПРИКЛАДНАЯ
- ЭКОЛОГИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
Смотреть что такое "ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ" в других словарях:
экология растений — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN plant ecology Study of the relationships between plants and their environment. (Source: LBC) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики охрана… … Справочник технического переводчика
Экология растений — Раздел ботаники Экология растений Объекты исследования … Википедия
экология растений — augalų ekologija statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Mokslas, tiriantis augalų tarpusavio santykius ir jų santykius su aplinka, rūšies (individų, populiacijų), bendrijų (fitocenozių) struktūrą, raidą, medžiagų ir energijos… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
экспериментальная экология растений — eksperimentinė augalų ekologija statusas T sritis ekologija ir aplinkotyra apibrėžtis Mokslas, modeliavimo metodais laboratorijos ar lauko sąlygomis tiriantis augalų, jų populiacijų, bendrijų ryšį su abiotiniais veiksniais. atitikmenys: angl.… … Ekologijos terminų aiškinamasis žodynas
Экология — (от греч. óikos жилище, местопребывание и ...Логия) биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоценозов и биосферы.… … Большая советская энциклопедия
ЭКОЛОГИЯ — наука об отношении организмов и окружающей их среды (условий существования). Термин «экология» ввел в научный обиход Э. Геккель в 1866 г. На первых этапах экология развивалась как раздел биологии: экология животных (А.Ф. Миддендорф, К. Мебиус),… … Философия науки: Словарь основных терминов
ЭКОЛОГИЯ — [Словарь иностранных слов русского языка
Экология Киева — Экология Киева состояние и характеристики экосистемы города Киева. Наиболее значимые составляющие экосистемы: воздушный бассейн города, городские и пригородные источники воды, почвы города. Содержание 1 Назначение земель … Википедия
Экология кокков и их роль в природе и жизнедеятельности человекз — Как уже указывалось ранее, кокки представляют собой весьма гетерогенную группу микроорганизмов, имеющих полифилетическое происхождение. Некоторые грамотрицательные виды кокков близки по строению к сине зеленым водорослям, часть… … Биологическая энциклопедия
Экология микококков и их значение в природе и жизни человека — В настоящее время имеется весьма небольшое число сведений о распространении микококков. Известно, что микококки были выделены из почв, лишайников, ризосферы и листьев растений, из организма человека и животных. Из этого следует, что, по… … Биологическая энциклопедия
Книги
- Экология растений, Березина Н.. Афанасьева Н.. В учебнике изложены вопросы взаимодействия растений, их популяций и сообществ со средой, а также факторы, оказывающие влияние на эти процессы. Рассмотрены основы устойчивости растительных… Подробнее Купить за 1100 руб
- Экология растений, Двораковский М.. В книге освещены взаимоотношения растений с окружающей средой (влияние света, тепла, влаги, состава воздуха, почвы). Дана классификация жизненных форм растений. В пособие отражены… Подробнее Купить за 317 руб
- Экология растений. 6 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС, Горская Нина Алексеевна. Тетрадь разработана к учебному пособию "Экология растений" (авт. А. М. Былова, Н. И. Шорина, под ред. Н. М. Черновой), входит в систему учебно-методических комплектов" Алгоритм успеха" .… Подробнее Купить за 246 руб
dic.academic.ru
ЛЕКЦИЯ 10 ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ ПЛАН: 1. Понятие «экология растений. Связь с другими науками 2. Растение и среда его обитания 2.1. Влияние биотических факторов на растения 2.2. Влияние абиотических факторов на растения 2.2.1. Влияние освещенности, температуры и влажности на растительные организмы 2.2.2. Фотопериодизмы 2.2.3. Состав и движение воздуха 2.2.4. Эдафические факторы 2.2.5. Рельеф 3. Влияние растений на среду 4. Жизненные формы растений 5. Экология городских растений5.1. Экологические факторы в городе5.2. Роль растений в городе1. Понятие «экология растений», связь с другими науками Экология растений — раздел экологии, изучающий взаимозависимости и взаимодействия между растительными организмами, а также между растениями и средой их обитания Экологическая наука вбирает в себя ряд других наук: физику, химию, метеорологию, физиологию растений, биохимию, агрохимию, морфологию растений, почвоведение и др. Ее интересует среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое и косвенное воздействие. Элементы среды обитания, нужные для растений, называются факторами жизнедеятельности растений. Экология познает эти факторы в их совокупном воздействии на рост, развитие и продуктивность растений; изучает противоречия между средой и растениями и пути их разрешения, влияния растений на среду. В природе каждый растительный вид использует лишь определенную (небольшую) часть энергетических и материальных ресурсов и занимает свое место в пространстве и времени. Это место называется экологической нишей. В дикой природе эта ниша позволяет до некоторой степени ослабить конкуренцию со стороны других видов, а в культуре человек совершенно избавляет растения от этого, используя только их полезные взаимодействия друг с другом. 2. Растение и среда его обитания Жизнь растения, как и всякого другого живого организма, представляет сложную совокупность взаимосвязанных процессов; наиболее существенный из них, как известно, обмен веществ с окружающей средой. Среда является тем источником, откуда растение черпает пищевые материалы, затем перерабатывает их в своем теле, создавая такие же вещества, как те, из которых состоит тело растения,— совершается усвоение почерпнутых из среды веществ, их ассимиляция. Одновременно с этим процессом в организме совершается разрушение составных частей тела; разложение их на более простые. Этот противоположный процесс называют диссимиляцией. Ассимиляция, диссимиляция, неразрывно связанное с ними поступление веществ из окружающей среды и выделение в среду ненужных, отработанных — все это и есть обмен веществ. Следовательно, обменные явления тесно связывают организм растения со средой. Связь эта двоякая. Во-первых, растение оказывается зависимым от среды. В среде должны быть все необходимые для жизни растения материалы. Недостача, тем более отсутствие той или иной категории пищевых материалов должны привести к замедлению или даже прекращению жизненных явлений, к смерти. Во-вторых, поглощая из среды питательные вещества и выделяя в среду продукты своей жизнедеятельности (например, в форме опадающих листьев, омертвевших поверхностных слоев коры и т. п.), растение изменяет окружающую его среду. Следовательно, не только растение зависит от среды, но и среда всегда в какой-то мере зависит от растений. Изменения среды растениями связаны не только с внесением в нее продуктов обмена веществ, но и с той физической работой, которую осуществляет растение. Когда корни растения внедряются в почву, они производят механическую работу разрушения или местного уплотнения субстрата. Работа, производимая растением, не ограничивается механическим воздействием на субстрат. В сущности, все физиологические функции растения представляют определенные формы работы. Это подводит к представлению о связях между растениями и средой и в ином плане: всякая работа связана с затратой энергии. Но энергия, как известно, «не исчезает и не творится вновь». Поэтому если растение расходует энергию, то, очевидно, оно должно откуда-то ее получать. Источником энергии для растений, содержащих хлорофилл, служит лучистая энергия света, за счет которой растение строит органическое вещество, содержащее как бы законсервированную энергию. У растений, не имеющих хлорофилла, например грибов, источником энергии служит органическая пища, т. е. либо само созданное зеленым растением органическое вещество, либо оно же, но в форме, уже измененной другими организмами. Энергия, в той или иной форме поступающая в растения, претерпевает в нем сложные изменения, выделяясь в конечном счете в окружающую среду. Можно сказать, что связь между растением и средой не ограничивается обменом и преобразованием веществ — параллельно этому совершается и энергетический обмен. Среда жизни растения неоднородна, в составе ее можно отличить много компонентов, тесно связанных друг с другом. Каждый из элементов среды, оказывающий воздействие на организм, называют экологическим фактором. Разнообразие экологических факторов можно объединить в две категории: факторы биотические и факторы абиотические. 2.1. Влияние биотических факторов на растения Факторы биотические — это организмы, окружающие данное растение. Они могут влиять на растение двояко. Очень часто мы встречаемся с тем, что организмы, окружающие данное растение, изменяют физическую среду жизни растения, влияя на ее температурный режим, на влажность воздуха, на освещенность и пр. Кроме такого опосредствованного воздействия, передаваемого через среду влияния, биотические факторы оказывают и непосредственное воздействие. Так, многие животные питаются определенными органами растений и целыми растениями (травоядные животные, паразиты из животного и растительного мира). В других случаях живые организмы оказываются более или менее полезными, способствуя оплодотворению растений (опылители), а также распространению семян. Биотические факторы обычно находятся в сложных взаимных связях. Часто бывает так, что влияние, например, какого-нибудь животного на данное растение осуществляется через целую цепь живых звеньев. Птица, уничтожая насекомых-опылителей, может повлиять на возникновение и численность потомства данного растения. Биотические факторы объединяют все организмы животной и растительной природы и микроорганизмы, которые могут оказать то или иное влияние на жизнь данного растения, его особей или совокупностей особей (популяций), а через это и на жизнь вида. Биотические факторы крайне разнообразны благодаря огромному видовому разнообразию организмов и специфичности жизнедеятельности каждого вида. Биотические воздействия на растения бывают прямыми (например, поедание травы животным) и непрямыми (изменение среды, в которой живет растение). Если при прямых воздействиях важно иногда воздействие одной особи животного существа на растение, то непрямое влияние становится, как правило, заметным, если оно слагается из деятельности многочисленных особей. Впрочем, прямые и непрямые влияния не всегда можно разграничить. Животные уничтожают растения (съедают, вытаптывают), выступают в роли переносчиков семян и плодов и воздействуют на растения как опылители. Влияние опылителей огромно, особенно в случаях, когда цветки растения приспособлены к опылению только одним опылителем или очень ограниченным кругом их. Большую роль в жизни растений играет животный мир почвы. Животные подгрызают корни, размельчают и переваривают остатки растений, передвигаются в почве, разрыхляя ее, пропуская через кишечник частицы почвы, изменяют их химизм и строение. Земляпьте муравьи и землерои из числа позвоночных (кроты, суслики, мышевидные грызуны) насыпают холмики на поверхности почвы, создавая условия для поселения сорных, растений. При массовом распространении роющих животных они превращают всю площадь какогонибудь сообщества (луга, степи и т. п.) в неустойчивую среду, где свежие холмики из выбросов на поверхность материалов более глубоких почвенных горизонтов чередуются с соседними участками, еще не покрытыми выбросами. Холмики, насыпанные роющими животными, отличаются от соседних, еще не засыпанных площадей в химическом отношении, особенно если выносимый на поверхность материал извлекается из заметной глубины. Тогда может возникнуть местное засоление или, наоборот, опреснение субстрата. Отличаются такие холмики и в физическом отношении — плотностью сложения, размерами и прочностью структуры. Кроме того, здесь устанавливается особый режим водоснабжения. Выступая над общим уровнем поверхности, они легче иссушаются. В целом поверхностные образования такого рода образуют отличную от соседних точек среду жизни растений — благоприятную для одних организмов и мешающую развитию других. С течением времени, по мере того как возникают новые сурчины и сусликовины, старые размываются дождями и разрушаются ветрами. Атмосферные воды вымывают из них растворимые соединения, вновь унося их в глубины почвы. Через некоторое время эдафические условия жизни на месте прежних выбросов сравниваются с окружающей ровной площадью. На этом примере наглядно видно, что деятельность животных может дифференцировать, разнообразить даже такой, казалось бы, консервативный элемент среды растительной жизни, как почва,— продукт очень длительного исторического изменения поверхностных выходов геологических напластований под совместным влиянием климата и организмов. Влияние растений на другие растения также разнообразно. Отметим прежде всего влияние паразитов. Особенно многочисленны они среди грибов. Таковы ржавчинные, головневые грибы и многие другие, способные быстро распространяться и охватывать своим вредоносным действием огромные количества особей растения-хозяина. Паразиты представляют такую форму односторонне выгодного сожительства, когда между растениями устанавливается принужденный обмен веществ. Случаи, когда хозяин способен не только оказывать сопротивление паразиту, но и извлекать из него некоторую пользу, послужили, вероятно, основой выработки в процессе эволюции особой формы сожительства (взаимопаразитизма), причем достаточно устойчивой и производящей впечатление «мирного сожительства». Такое сожительство называется симбиозом. Примерами могут служить микоризы, лишайниковые симбиозы. Сожительство растений может быть и без прижизненного обмена веществ. В этих случаях растение, живущее на другом, используя последнее только как место прикрепления, называют эпифитом. Частным случаем эпифитизма являются эпифиллы, т. е. растения, использующие в качестве опоры только листья другого растения. Эпифиты и эпифиллы могут заметно влиять на свой субстрат, затрудняя газообмен и другими путями. Сходную по отсутствию прижизненного обмена веществ категорию представляют лианы — растения, имеющие недостаточно твердые и устойчивые стволы и ветви достаточно высоких растений или обвиваются вокруг их стволов, порою мешая росту последних в толщину («душители деревьев»). Но чаще всего влияние фитобиотического фактора проявляется в форме изменения среды данного растения жизнедеятельностью окружающих его прочих растений. В основном это влияние видно в изменении световых условий, уменьшении нагрева, препятствии ночному охлаждению, в задержании части осадков, повышении влажности воздуха, иссушении почвы корнями, а также в конкуренции за элементы минерального питания и за воду. 2.2. Влияние абиотических факторов на растения Факторы абиотической группы, подобно биотическим, тоже находятся в определенных взаимодействиях. Например, при отсутствии воды элементы минерального питания, находящиеся в почве, становятся недоступными растениям; высокая концентрация солей в почвенном растворе затрудняет и ограничивает поглощение растением воды; ветер усиливает испарение и, следовательно, потерю растением воды; повышенная интенсивность света связана с повышением температуры среды и самого растения. Подобного рода связей известно много, иногда при ближайшем исследовании они оказываются очень сложными. Изучая взаимоотношения между растениями и средой, нельзя противопоставлять биотические и абиотические компоненты среды, представлять эти компоненты самостоятельными, изолированными друг от друга; наоборот, они тесно связаны, как бы взаимопроникают друг в друга. Так, пожизненные остатки всех растений (и животных), попадая в субстрат, изменяют его (влияние биотическое), привнося, например, элементы минерального питания, находившие ся в связанном состоянии в теле организмов; за счет этих элементов (влияние абиотическое) в какой-то степени возрастает плодородие субстрата, а это отражается на количестве растительной массы, т. е. в усилении биотического компонента среды (фактор биотический). Подобный простой пример показывает, что и биотические и абиотические факторы теснейшим образом переплетаются. Таким образом, окружение каждого растения рисуется как единство, как целостное явление, называемое средой. Абиотические факторы делят на три группы — климатические, эдафические (по чвенно- грунтовые) и орографические (связанные со строением земной поверхности). Первые две группы объединяют факторы, непосредственно своим влиянием определяющие те или иные стороны жизнедеятельности растения. Орографические факторы в основном выступают в роли видоизменяющих влияние прямодействующих. Среди климатических факторов важное место в жизни растений занимают свет и тепло, связанные с лучистой энергией солнца; вода; состав и движение воздуха. Атмосферное давление и еще некоторые явления, входящие в понятие климата, существенного значения в жизни и распределении растений не имеют. Свет и тепло поступают на Землю от Солнца. Энергетический поток, проходя через атмосферу, ослабляется, причем наиболее ослабевает ультрафиолетовый участок спектра. Ослабление потока солнечной энергии зависит от толщи атмосферы, которую проходят солнечные лучи, а следовательно, от географической широты, сезона и времени суток. Очень важно иметь в виду, что количество энергии, получаемое единицей земной поверхности, зависит от угла наклона поверхности, воспринимающей энергетический поток. Расчеты показывают, что на широте Ленинграда (60° с. ш.) южный склон крутизной 20° получает несколько большее количество солнечной радиации, чем горизонтальная поверхность на широте Харькова (50° с. ш.). В то же время на широте Харькова северный склон, имеющий крутизну 10°, получает меньшее количество солнечной радиации, чем горизонтальная поверхность на широте Ленинграда. Поток энергии, достигающий твердой и водной оболочек Земли (литосферы и гидросферы), качественно отличен от того, который вступает в верхние разреженные слои атмосферы. От всей ультрафиолетовой радиации на земную поверхность попадают только сотые и тысячные доли калорий на 1 см2 в минуту, и здесь вовсе не обнаруживаются лучи с длиной волны 2800 —2900 А, в то время как на высоте 50— 100 км ультрафиолетовая радиация содержит еще весь диапазон волн, включая и самые короткие. Лучи с длиной волны, от 3200 до 7800 А, охватывающие видимую (человеком) часть спектра, составляют лишь небольшую часть потока солнечной энергии, достигшей поверхности Земли. 2.2.1. Влияние освещенности, температуры и влажности на растительные организмы Большое значение в жизни растений имеют физико-химические факторы. Значение света в жизни растений огромно. С участием света протекают процессы фотосинтеза. При лучших условиях освещенности растения растут и развиваются более интенсивно, увеличивается их плодоношение и улучшается качество семян. Своеобразный световой климат создается в лесу, где преобладает рассеянный свет. Древесные плоды испытывают различную потребность в свете. Различают растения светолюбивые, умеренно теневыносливые и теневыносливые. Проф. М. К. Турский распределил древесные породы от наиболее светолюбивых до теневыносливых следующим образом: лиственница, береза, сосна, осина, ива, дуб, ясень, клен, ольха, ильм, граб, ель, бук, пихта. Растения, обычно живущие при достаточной освещенности, попадая в затененные условия, развивают этилированные, (лишенные зеленой окраски) побеги. Это хорошо видно, например, на побегах картофеля, развившихся в темноте. Существенное, значение тепла в жизни растений очевидно. Тепловым режимом в значительной степени обусловливаются состав растительности и географическое распределение растений. Различают растения тропического, умеренного и холодного климата. Недостаток тепла, особенно в период вегетации, или чрезмерно низкие зимние температуры препятствуют продвижению многих растений на север, вызывают безлесье тундры и альпийских зон. Умеренный климат лесной зоны благоприятствует произрастанию ели, пихты, кедра, по не допускает существования теплолюбивых пород — эвкалипта, пальм и др. Температура оказывает большое влияние на физиологические процессы у растении, в том числе и на фотосинтез. Фактически жизнедеятельность растений может протекать лишь в определенных температурных пределах. Принято различать холодостойкие растения, легко переносящие длительные пониженные температуры, морозостойкие, не погибающие при морозах и переносящие промерзание, и зимостойкие, переносящие как морозы и промерзание, так и другие неблагоприятные условия зимнего периода, например высыхание при ветрах. Поврежденные морозом части растения чернеют, листья теряют тургор, высыхают и погибают. Большой вред растениям приносят поздние весенние и ранние осенние заморозки. Страдают от них обычно молодые, неодревесиевшие побеги, например у молодых дубков и елочек, произрастающих на свободе. Определенный вред растениям приносят и высокие температуры. Неблагоприятное действие высоких температур может проявляться у древесных пород в виде ожогов коры и опала шейки корня. От солнечного ожога страдают особенно сильно породы, имеющие гладкую тонкую кору: бук, граб, пихта. Опал шейки корня плохо переносят сеянцы сосны и дуба. Высокие температуры могут вызвать ожог и покраснение хвои у ели и пихты. Влага наряду с теплом является решающим фактором в зональном распределении растительности. Подавляющая масса растений, живущих на суше, в качестве основного источника воды использует почвенные и отчасти грунтовые ее запасы. В зависимости от потребности во влаге все-растения делятся на три основные группы: гигрофиты, мезофиты и ксерофиты. Гигрофитами называются растения, произрастающие в условиях избыточного увлажнения. Из числа гигрофитов нашей флоры можно назвать болотный подмаренник, черную ольху. Мезофиты — растения, обитающие при достаточном увлажнении, т. е. на свежих и влажных почвах. В эту группу входят древесные и кустарниковые породы (береза, дуб, ель, липа, лещина, крушина), луговые травы (клевер, костер, тимофеевка), лесные травянистые растения (копытень, ландыш, сныть). Ксерофиты — растения, которые могут расти в сухих условиях, испытывая физическую или физиологическую сухость среды (тамарикс, джузгун, саксаул). Огромная роль в круговороте влаги на земном шаре принадлежит древесной растительности. Она регулирует расход влаги, обеспечивая равномерное питание рек водой, особенно в летние, засушливые месяцы. Перехватывая наземный сток воды, лес превращает его во внут-рипочвенный, чем-предохраняет поля от размыва, а реки — от наводнений и заилений. В горных районах леса предотвращают образование селевых потоков. Лес благотворно влияет и на водный режим окружающей местности. Леса обычно вызывают увеличение количества выпадающих осадков примерно на 10% преимущественно за счет конденсации водяных паров летом и изморози зимой. Летом, в тихую ясную погоду, охлажденный над лесом, насыщенный влагой, более тяжелый воздух опускается, растекаясь к открытым пространствам, вытесняя вверх более нагретый и легкий воздух. При этом более влажный воздух уменьшает сухость воздуха над полями и лугами на значительном расстоянии от леса. Создание полезащитных лесных полос в степных районах и повышение лесистости в лесостепи ослабляет пагубное влияние сухих ветров на растительность лугов и полей, способствует увеличению облачности, что обеспечивает в засушливый период снижение температуры воздуха, повышение его влажности. |
lib.convdocs.org
Экология растений — реферат
ТЕМА: ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
ПЛАН:
1. Понятие «экология растений. Связь с другими науками
2. Растение и среда его обитания
2.1. Влияние биотических факторов на растения
2.2. Влияние абиотических факторов на растения
2.2.1. Влияние освещенности, температуры и влажности на растительные организмы
2.2.2. Фотопериодизмы
2.2.3. Состав и движение воздуха
2.2.4. Эдафические факторы
2.2.5. Рельеф
3. Влияние растений на среду
4. Жизненные формы растений
5. Экология городских растений
5.1. Экологические факторы в городе
5.2. Роль растений в городе
1. Понятие «экология растений», связь с другими науками
Экология растений — раздел экологии, изучающий взаимозависимости и взаимодействия между растительными организмами, а также между растениями и средой их обитания
Экологическая наука вбирает в себя ряд других наук: физику, химию, метеорологию, физиологию растений, биохимию, агрохимию, морфологию растений, почвоведение и др. Ее интересует среда обитания – часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое и косвенное воздействие. Элементы среды обитания, нужные для растений, называются факторами жизнедеятельности растений. Экология познает эти факторы в их совокупном воздействии на рост, развитие и продуктивность растений; изучает противоречия между средой и растениями и пути их разрешения, влияния растений на среду.
В природе каждый растительный вид использует лишь определенную (небольшую) часть энергетических и материальных ресурсов и занимает свое место в пространстве и времени. Это место называется экологической нишей. В дикой природе эта ниша позволяет до некоторой степени ослабить конкуренцию со стороны других видов, а в культуре человек совершенно избавляет растения от этого, используя только их полезные взаимодействия друг с другом.
2. Растение и среда его обитания
Жизнь растения, как и всякого другого живого организма, представляет сложную совокупность взаимосвязанных процессов; наиболее существенный из них, как известно, обмен веществ с окружающей средой. Среда является тем источником, откуда растение черпает пищевые материалы, затем перерабатывает их в своем теле, создавая такие же вещества, как те, из которых состоит тело растения,— совершается усвоение почерпнутых из среды веществ, их ассимиляция. Одновременно с этим процессом в организме совершается разрушение составных частей тела; разложение их на более простые. Этот противоположный процесс называют диссимиляцией. Ассимиляция, диссимиляция, неразрывно связанное с ними поступление веществ из окружающей среды и выделение в среду ненужных, отработанных — все это и есть обмен веществ. Следовательно, обменные явления тесно связывают организм растения со средой. Связь эта двоякая. Во-первых, растение оказывается зависимым от среды. В среде должны быть все необходимые для жизни растения материалы. Недостача, тем более отсутствие той или иной категории пищевых материалов должны привести к замедлению или даже прекращению жизненных явлений, к смерти. Во-вторых, поглощая из среды питательные вещества и выделяя в среду продукты своей жизнедеятельности (например, в форме опадающих листьев, омертвевших поверхностных слоев коры и т. п.), растение изменяет окружающую его среду. Следовательно, не только растение зависит от среды, но и среда всегда в какой-то мере зависит от растений.
Изменения среды растениями связаны не только с внесением в нее продуктов обмена веществ, но и с той физической работой, которую осуществляет растение. Когда корни растения внедряются в почву, они производят механическую работу разрушения или местного уплотнения субстрата. Работа, производимая растением, не ограничивается механическим воздействием на субстрат. В сущности, все физиологические функции растения представляют определенные формы работы. Это подводит к представлению о связях между растениями и средой и в ином плане: всякая работа связана с затратой энергии. Но энергия, как известно, «не исчезает и не творится вновь». Поэтому если растение расходует энергию, то, очевидно, оно должно откуда-то ее получать.
Источником энергии для растений, содержащих хлорофилл, служит лучистая энергия света, за счет которой растение строит органическое вещество, содержащее как бы законсервированную энергию. У растений, не имеющих хлорофилла, например грибов, источником энергии служит органическая пища, т. е. либо само созданное зеленым растением органическое вещество, либо оно же, но в форме, уже измененной другими организмами.
Энергия, в той или иной форме поступающая в растения, претерпевает в нем сложные изменения, выделяясь в конечном счете в окружающую среду. Можно сказать, что связь между растением и средой не ограничивается обменом и преобразованием веществ — параллельно этому совершается и энергетический обмен.
Среда жизни растения неоднородна, в составе ее можно отличить много компонентов, тесно связанных друг с другом. Каждый из элементов среды, оказывающий воздействие на организм, называют экологическим фактором. Разнообразие экологических факторов можно объединить в две категории: факторы биотические и факторы абиотические.
2.1. Влияние биотических факторов на растения
Факторы биотические — это организмы, окружающие данное растение. Они могут влиять на растение двояко. Очень часто мы встречаемся с тем, что организмы, окружающие данное растение, изменяют физическую среду жизни растения, влияя на ее температурный режим, на влажность воздуха, на освещенность и пр. Кроме такого опосредствованного воздействия, передаваемого через среду влияния, биотические факторы оказывают и непосредственное воздействие. Так, многие животные питаются определенными органами растений и целыми растениями (травоядные животные, паразиты из животного и растительного мира). В других случаях живые организмы оказываются более или менее полезными, способствуя оплодотворению растений (опылители), а также распространению семян. Биотические факторы обычно находятся в сложных взаимных связях.
Часто бывает так, что влияние, например, какого-нибудь животного на данное растение осуществляется через целую цепь живых звеньев. Птица, уничтожая насекомых-опылителей, может повлиять на возникновение и численность потомства данного растения.
Биотические факторы объединяют все организмы животной и растительной природы и микроорганизмы, которые могут оказать то или иное влияние на жизнь данного растения, его особей или совокупностей особей (популяций), а через это и на жизнь вида. Биотические факторы крайне разнообразны благодаря огромному видовому разнообразию организмов и специфичности жизнедеятельности каждого вида. Биотические воздействия на растения бывают прямыми (например, поедание травы животным) и непрямыми (изменение среды, в которой живет растение). Если при прямых воздействиях важно иногда воздействие одной особи животного существа на растение, то непрямое влияние становится, как правило, заметным, если оно слагается из деятельности многочисленных особей. Впрочем, прямые и непрямые влияния не всегда можно разграничить. Животные уничтожают растения (съедают, вытаптывают), выступают в роли переносчиков семян и плодов и воздействуют на растения как опылители. Влияние опылителей огромно, особенно в случаях, когда цветки растения приспособлены к опылению только одним опылителем или очень ограниченным кругом их.
Большую роль в жизни растений играет животный мир почвы. Животные подгрызают корни, размельчают и переваривают остатки растений, передвигаются в почве, разрыхляя ее, пропуская через кишечник частицы почвы, изменяют их химизм и строение. Земляпьте муравьи и землерои из числа позвоночных (кроты, суслики, мышевидные грызуны) насыпают холмики на поверхности почвы, создавая условия для поселения сорных, растений.
При массовом распространении роющих животных они превращают всю площадь какогонибудь сообщества (луга, степи и т. п.) в неустойчивую среду, где свежие холмики из выбросов на поверхность материалов более глубоких почвенных горизонтов чередуются с соседними участками, еще не покрытыми выбросами. Холмики, насыпанные роющими животными, отличаются от соседних, еще не засыпанных площадей в химическом отношении, особенно если выносимый на поверхность материал извлекается из заметной глубины. Тогда может возникнуть местное засоление или, наоборот, опреснение субстрата. Отличаются такие холмики и в физическом отношении — плотностью сложения, размерами и прочностью структуры. Кроме того, здесь устанавливается особый режим водоснабжения. Выступая над общим уровнем поверхности, они легче иссушаются. В целом поверхностные образования такого рода образуют отличную от соседних точек среду жизни растений — благоприятную для одних организмов и мешающую развитию других. С течением времени, по мере того как возникают новые сурчины и сусликовины, старые размываются дождями и разрушаются ветрами. Атмосферные воды вымывают из них растворимые соединения, вновь унося их в глубины почвы. Через некоторое время эдафические условия жизни на месте прежних выбросов сравниваются с окружающей ровной площадью.
На этом примере наглядно видно, что деятельность животных может дифференцировать, разнообразить даже такой, казалось бы, консервативный элемент среды растительной жизни, как почва,— продукт очень длительного исторического изменения поверхностных выходов геологических напластований под совместным влиянием климата и организмов.
Влияние растений на другие растения также разнообразно. Отметим прежде всего влияние паразитов. Особенно многочисленны они среди грибов. Таковы ржавчинные, головневые грибы и многие другие, способные быстро распространяться и охватывать своим вредоносным действием огромные количества особей растения-хозяина.
Паразиты представляют такую форму односторонне выгодного сожительства, когда между растениями устанавливается принужденный обмен веществ. Случаи, когда хозяин способен не только оказывать сопротивление паразиту, но и извлекать из него некоторую пользу, послужили, вероятно, основой выработки в процессе эволюции особой формы сожительства (взаимопаразитизма), причем достаточно устойчивой и производящей впечатление «мирного сожительства». Такое сожительство называется симбиозом. Примерами могут служить микоризы, лишайниковые симбиозы.
Сожительство растений может быть и без прижизненного обмена веществ. В этих случаях растение, живущее на другом, используя последнее только как место прикрепления, называют эпифитом. Частным случаем эпифитизма являются эпифиллы, т. е. растения, использующие в качестве опоры только листья другого растения. Эпифиты и эпифиллы могут заметно влиять на свой субстрат, затрудняя газообмен и другими путями.
Сходную по отсутствию прижизненного обмена веществ категорию представляют лианы — растения, имеющие недостаточно твердые и устойчивые стволы и ветви достаточно высоких растений или обвиваются вокруг их стволов, порою мешая росту последних в толщину («душители деревьев»).
Но чаще всего влияние фитобиотического фактора проявляется в форме изменения среды данного растения жизнедеятельностью окружающих его прочих растений. В основном это влияние видно в изменении световых условий, уменьшении нагрева, препятствии ночному охлаждению, в задержании части осадков, повышении влажности воздуха, иссушении почвы корнями, а также в конкуренции за элементы минерального питания и за воду.
2.2. Влияние абиотических факторов на растения
Факторы абиотической группы, подобно биотическим, тоже находятся в определенных взаимодействиях. Например, при отсутствии воды элементы минерального питания, находящиеся в почве, становятся недоступными растениям; высокая концентрация солей в почвенном растворе затрудняет и ограничивает поглощение растением воды; ветер усиливает испарение и, следовательно, потерю растением воды; повышенная интенсивность света связана с повышением температуры среды и самого растения. Подобного рода связей известно много, иногда при ближайшем исследовании они оказываются очень сложными.
Изучая взаимоотношения между растениями и средой, нельзя противопоставлять биотические и абиотические компоненты среды, представлять эти компоненты самостоятельными, изолированными друг от друга; наоборот, они тесно связаны, как бы взаимопроникают друг в друга.
Так, пожизненные остатки всех растений (и животных), попадая в субстрат, изменяют его (влияние биотическое), привнося, например, элементы минерального питания, находившие ся в связанном состоянии в теле организмов; за счет этих элементов (влияние абиотическое) в какой-то степени возрастает плодородие субстрата, а это отражается на количестве растительной массы, т. е. в усилении биотического компонента среды (фактор биотический). Подобный простой пример показывает, что и биотические и абиотические факторы теснейшим образом переплетаются. Таким образом, окружение каждого растения рисуется как единство, как целостное явление, называемое средой.
Абиотические факторы делят на три группы — климатические, эдафические (по чвенно- грунтовые) и орографические (связанные со строением земной поверхности). Первые две группы объединяют факторы, непосредственно своим влиянием определяющие те или иные стороны жизнедеятельности растения. Орографические факторы в основном выступают в роли видоизменяющих влияние прямодействующих.
Среди климатических факторов важное место в жизни растений занимают свет и тепло, связанные с лучистой энергией солнца; вода; состав и движение воздуха. Атмосферное давление и еще некоторые явления, входящие в понятие климата, существенного значения в жизни и распределении растений не имеют.
Свет и тепло поступают на Землю от Солнца. Энергетический поток, проходя через атмосферу, ослабляется, причем наиболее ослабевает ультрафиолетовый участок спектра. Ослабление потока солнечной энергии зависит от толщи атмосферы, которую проходят солнечные лучи, а следовательно, от географической широты, сезона и времени суток. Очень важно иметь в виду, что количество энергии, получаемое единицей земной поверхности, зависит от угла наклона поверхности, воспринимающей энергетический поток. Расчеты показывают, что на широте Ленинграда (60° с. ш.) южный склон крутизной 20° получает несколько большее количество солнечной радиации, чем горизонтальная поверхность на широте Харькова (50° с. ш.). В то же время на широте Харькова северный склон, имеющий крутизну 10°, получает меньшее количество солнечной радиации, чем горизонтальная поверхность на широте Ленинграда.
Поток энергии, достигающий твердой и водной оболочек Земли (литосферы и гидросферы), качественно отличен от того, который вступает в верхние разреженные слои атмосферы. От всей ультрафиолетовой радиации на земную поверхность попадают только сотые и тысячные доли калорий на 1 см2 в минуту, и здесь вовсе не обнаруживаются лучи с длиной волны 2800 —2900 А, в то время как на высоте 50— 100 км ультрафиолетовая радиация содержит еще весь диапазон волн, включая и самые короткие.
referat911.ru