Ткани растений. Егэ ткани растений
Тест: Ткани растений - Биология 11 класс
Из предложенных вариантов ответов выбрать только один правильный.
Биология 11 класс | Автор: Прохорова С.В. | ID: 795 | Дата: 2.1.2014
";} else {document.getElementById("torf1").innerHTML="";}; if (answ.charAt(1)=="1") {document.getElementById("torf2").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf2").innerHTML="";}; if (answ.charAt(2)=="1") {document.getElementById("torf3").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf3").innerHTML="";}; if (answ.charAt(3)=="1") {document.getElementById("torf4").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf4").innerHTML="";}; if (answ.charAt(4)=="1") {document.getElementById("torf5").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf5").innerHTML="";}; if (answ.charAt(5)=="1") {document.getElementById("torf6").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf6").innerHTML="";}; if (answ.charAt(6)=="1") {document.getElementById("torf7").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf7").innerHTML="";}; if (answ.charAt(7)=="1") {document.getElementById("torf8").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf8").innerHTML="";}; if (answ.charAt(8)=="1") {document.getElementById("torf9").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf9").innerHTML="";}; if (answ.charAt(9)=="1") {document.getElementById("torf10").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf10").innerHTML="";}; if (answ.charAt(10)=="1") {document.getElementById("torf11").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf11").innerHTML="";}; if (answ.charAt(11)=="1") {document.getElementById("torf12").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf12").innerHTML="";}; if (answ.charAt(12)=="1") {document.getElementById("torf13").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf13").innerHTML="";}; if (answ.charAt(13)=="1") {document.getElementById("torf14").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf14").innerHTML="";}; if (answ.charAt(14)=="1") {document.getElementById("torf15").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf15").innerHTML="";}; if (answ.charAt(15)=="1") {document.getElementById("torf16").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf16").innerHTML="";}; if (answ.charAt(16)=="1") {document.getElementById("torf17").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf17").innerHTML="";}; if (answ.charAt(17)=="1") {document.getElementById("torf18").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf18").innerHTML="";}; if (answ.charAt(18)=="1") {document.getElementById("torf19").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf19").innerHTML="";}; if (answ.charAt(19)=="1") {document.getElementById("torf20").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf20").innerHTML="";}; if (answ.charAt(20)=="1") {document.getElementById("torf21").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf21").innerHTML="";}; if (answ.charAt(21)=="1") {document.getElementById("torf22").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf22").innerHTML="";}; if (answ.charAt(22)=="1") {document.getElementById("torf23").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf23").innerHTML="";}; if (answ.charAt(23)=="1") {document.getElementById("torf24").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf24").innerHTML="";}; if (answ.charAt(24)=="1") {document.getElementById("torf25").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf25").innerHTML="";}; if (answ.charAt(25)=="1") {document.getElementById("torf26").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf26").innerHTML="";}; if (answ.charAt(26)=="1") {document.getElementById("torf27").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf27").innerHTML="";}; if (answ.charAt(27)=="1") {document.getElementById("torf28").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf28").innerHTML="";}; if (answ.charAt(28)=="1") {document.getElementById("torf29").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf29").innerHTML="";}; if (answ.charAt(29)=="1") {document.getElementById("torf30").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf30").innerHTML="";}; if (answ.charAt(30)=="1") {document.getElementById("torf31").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf31").innerHTML="";}; if (answ.charAt(31)=="1") {document.getElementById("torf32").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf32").innerHTML="";}; if (answ.charAt(32)=="1") {document.getElementById("torf33").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf33").innerHTML="";}; if (answ.charAt(33)=="1") {document.getElementById("torf34").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf34").innerHTML="";}; if (answ.charAt(34)=="1") {document.getElementById("torf35").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf35").innerHTML="";}; if (answ.charAt(35)=="1") {document.getElementById("torf36").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf36").innerHTML="";}; if (answ.charAt(36)=="1") {document.getElementById("torf37").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf37").innerHTML="";}; if (answ.charAt(37)=="1") {document.getElementById("torf38").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf38").innerHTML="";}; if (answ.charAt(38)=="1") {document.getElementById("torf39").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf39").innerHTML="";}; if (answ.charAt(39)=="1") {document.getElementById("torf40").innerHTML="";} else {document.getElementById("torf40").innerHTML="";}; } }Получение сертификатао прохождении теста
testedu.ru
Особенности растений как живых организмов. Основные ткани и органы высших растений. Растения и окружающая среда - Вегетативные органы растений - РАСТЕНИЯ. БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ - ЕГЭ 100 баллов. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ - ЕГЭ 2018 - Произведения школьной программы
ЕГЭ 100 баллов. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ
Особенности растений как живых организмов. Основные ткани и органы высших растений. Растения и окружающая среда
Строение, а также жизнедеятельность, распространение растений, их взаимоотношения друг с другом и окружающей средой изучает ботаника (гр. ботанэ —растение, трава). Ботаника объединяет целый комплекс наук о растениях: систематику, морфологию, анатомию, эмбриологию, физиологию, биохимию, экологию и т.д. Начало ботаники как науки было заложено еще в Древней Греции: отцом ботаники считают древнегреческого ученого Теофраста.
К особенностям растений как живых организмов следует отнести их способ питания (в основном автотрофный), прикрепленный образ жизни, неограниченный рост, сильное расчленение тела с целью увеличения поверхности, распространение с помощью спор, плодов и семян, запасание углеводов в виде крахмала и ряд других. В растительных клетках имеются пластиды (хлоропласты, хромопласты и лейкопласты), большая центральная вакуоль, заполненная клеточным соком, плотные клеточные оболочки, которые состоят, как правило, из целлюлозы. В клетках целого ряда высших растений и некоторых водорослей нет центриолей.
Клетки, имеющие сходное строение и выполняющие одинаковые функции, объединяются в ткани. Тканью называется группа клеток, имеющих общее происхождение, сходных по форме и строению и выполняемым функциям. Тело высших растений образовано растительными тканями, из которых формируются разные органы растений.
Образовательные ткани (меристемы). Клетки образовательных тканей — мелкие, тонкостенные, недифференцированные, способные к длительному делению. Образовательные ткани располагаются в разных частях растений.
1. Верхушечные — расположенные на верхушке стебля и кончике корня, обеспечивают рост данных органов в длину.
2. Боковые — камбий, перицикл — обеспечивают рост стеблей и корней в толщину.
3. Вставочные — располагаются в основании междоузлий стебля и молодых листьев.
4. Раневые — образуют при повреждении органов растения защитные ткани (пробку).
Основные ткани (паренхимные). Клетки основной ткани, как правило, крупные, неправильной формы, между ними располагаются большие межклетники. Основные ткани делятся по выполняемым функциям:
1. Ассимиляционные — находятся в листьях и молодых стеблях, их клетки содержат хлоропласты, основная функция этих тканей — фотосинтез.
2. Запасающие — находятся в стеблях, корнях, корнеплодах, клубнях, луковицах, плодах и т.д., в живых клетках этих тканей откладываются запасные питательные вещества (крахмал, белки, жиры).
3. Воздухоносные — между клетками ткани имеются очень большие межклетники, основная функция — вентиляция; межклетники связаны с внешней средой через отверстия в покровных тканях — устьица и чечевички.
4. Всасывающие (эпиблема) — образуются в зоне всасывания молодых корней, клетки эпиблемы несут корневые волоски, посредством которых происходит поглощение воды и минеральных веществ из почвы.
Покровные ткани выполняют защитную функцию, предохраняя растения от потери влаги, перегрева, поедания животными, заражения болезнетворными организмами и грибами.
1. Эпидермис (кожица). Живые клетки эпидермиса покрывают листья и молодые побеги растения. Клетки плотно прилегают друг к другу, лишены хлоропластов, снаружи покрыты кутикулой. Кроме кутикулы, у некоторых растений образуется восковой налет. Клетки кожицы могут нести выросты — волоски различной величины и формы. Волоски способны накапливать и выделять эфирные масла, слизи, и тогда они называются железистыми. Для газообмена в кожице имеются устьица.
2. Пробка. Клетки пробки мертвые, сменяют клетки кожицы. Пробка возникает за счет деятельности специальной образовательной ткани — пробкового камбия. Для обеспечения газообмена в пробке формируются чечевички.
3. Корка образуется у древесных пород в течение нескольких лет. Корка состоит из мертвых тканей, растрескивается и предохраняет деревья от температурных колебаний, пожаров, повреждений.
Выделительные ткани служат для накопления и выделения веществ из организма растений. В отдельных клетках растений откладываются кристаллы оксалата кальция, дубильные вещества, эфирные масла и др. В межклетниках образуются смоляные ходы, в которых собираются выделения, например у хвойных и цитрусовых. У некоторых растений имеются млечники — клетки, в которых накапливается млечный сок, содержащий смолу, каучук, алкалоиды и др. К выделительным тканям относятся нектарники и пищеварительные железы насекомоядных растений (росянка).
Механические ткани обеспечивают опорную функцию. Выделяют три типа механических тканей: колленхиму, волокна и каменистые клетки.
1. Колленхима образована из живых клеток разнообразной формы. Она встречается в молодых стеблях растений и листьях.
2. Волокна представлены мертвыми вытянутыми клетками с равномерно утолщенными оболочками. Волокна входят в состав древесины и луба. Примером лубяных неодревесневших волокон служит лен.
3. Каменистые клетки имеют неправильную форму и сильно утолщенные одревесневшие оболочки. Эти клетки образуют скорлупу орехов, косточки костянок и т.д. Каменистые клетки находятся в мякоти плодов груши и айвы.
Проводящие ткани осуществляют функции проведения воды и питательных веществ в теле растений. Выделяют два типа проводящих тканей: древесину (ксилему) и луб (флоэму).
1. Древесина состоит из сосудов — собственно проводящих элементов, древесинных волокон (механической ткани) и древесинной паренхимы, выполняющей запасающую функцию. Сосуды образованы мертвыми вытянутыми клетками с утолщенными оболочками, между которыми в поперечных перегородках имеются отверстия. Сосуд представляет собой длинный узкий капилляр, по которому осуществляется движение воды и минеральных веществ. По сосудам древесины происходит восходящий ток жидкости — растворы минеральных солей поднимаются от зоны всасывания корня в стебель и листья.
2. Луб — образован ситовидными трубками, клетками-спутница- ми, лубяными волокнами (механическая ткань) и лубяной паренхимой. Ситовидные трубки представляют собой цепочки живых клеток, в которых отсутствуют ядра. Поперечные стенки двух соседних клеток пронизаны отверстиями и напоминают сито. Через эти отверстия цитоплазма соседних клеток сообщается друг с другом с помощью цитоплазматических тяжей. Рядом с ситовидными трубками располагаются клетки-спутницы. В них происходит активный обмен веществ. Клетки-спутницы выполняют трофическую функцию. Ситовидные трубки — основной проводящий элемент луба. По ним происходит транспорт растворенных органических веществ, поступающих от листьев в стебель и корень, то есть нисходящий ток.
Проводящие ткани вместе с механической тканью формируют особые структуры — сосудисто-волокнистые, или проводящие, пучки. Эти пучки проходят через все органы растения и образуют единую проводящую систему. Пучки называются закрытыми, если между лубом и древесиной нет камбия, и они не способны ко вторичному утолщению за счет его деятельности. Пучки называются открытыми, если в них между лубом и древесиной имеется камбий. Деление клеток камбия обеспечивает вторичное утолщение пучков, что в конечном итоге приводит к утолщению всего стебля.
Различные ткани образуют органы растения.
Орган — это часть растения, состоящая из тканей и выполняющая специальную функцию. Органы растения различаются как по внешнему, так и по внутреннему строению, делятся на вегетативные и генеративные.
Вегетативные органы — корень и побег (стебель с листьями и почками). С помощью этих органов протекают процессы питания (фотосинтез и минеральное питание), дыхание (газообмен), транспорт питательных веществ по телу растения и вегетативное размножение.
Генеративные органы у покрытосеменных растений — цветок, плод, семя. Их функция — осуществление процессов бесполого (спорообразование) и полового (образование гамет) размножения и расселение.
Взаимосвязь между органами растения осуществляется на основе двух процессов: питания и дыхания. Питание растений делится на минеральное (всасывание корнем воды и минеральных веществ) и фотосинтез. Поглощенные корнем вода и минеральные соли по сосудам древесины транспортируются в надземные органы растения. Органические вещества, образовавшиеся в листьях, по ситовидным трубкам луба перемещаются в стебель и корень. Таким образом, в растении непрерывно происходят два разнонаправленных тока веществ: нисходящий и восходящий. Они связывают все органы растения в единую систему.
Все органы растения непрерывно дышат. Для дыхания необходимы кислород и сахара. Сахара синтезируются в листьях и по проводящей системе распределяются по всему телу растения. Кислород поглощается через устьица, чечевички или поверхностью корневых волосков. В тело растения кислород также поступает в результате фотосинтеза. Распределение кислорода и органических веществ происходит постоянно по телу растения, тем самым обеспечивая связь между органами.
Растения размножаются тремя способами: вегетативным (за счет вегетативных органов), бесполым (спорообразование) и половым (образование гамет и их слияние). В жизненном цикле высших растений обязательно происходит смена полового (гаметофит) и бесполого (спорофит) поколений. В результате вегетативного размножения возникают особи с неизмененным фенотипом, а в результате полового размножения меняется генотип особей, что приводит к повышению гетерозиготности популяций и в конечном счете повышает приспособленность организмов к меняющимся условиям окружающей среды.
В экологических системах растения играют роль продуцентов. Благодаря растениям происходит образование и накопление органики, выделение в атмосферу кислорода, включение в круговорот веществ углекислого газа. При прямом участии растений образуются почва, торф; ископаемые растения образовали залежи бурого и каменного угля.
Окружающая среда постоянно влияет на растительные организмы. Свет, температура, химический состав почвенного раствора и ряд других абиотических факторов вызывают у растений выработку ответных адаптаций. Так, есть светолюбивые и теневыносливые растения. Существуют растения галофиты, которые произрастают на засоленных почвах. На растения оказывают влияние другие виды растений, а также животные (биотические факторы).
В свою очередь, растения влияют на окружающую среду. Растения изменяют химический состав почвы, влажность воздуха, они насыщают атмосферу кислородом. Растения укрепляют почву, заселяют ранее безжизненные пространства, то есть участвуют в почвообразовании.
Все растения объединяют в царство Растения, которое включает три подцарства: Багрянки, Настоящие водоросли и Высшие растения.
Особое значение для человека имеют высшие семенные растения, прежде всего покрытосеменные (цветковые). Эти растения дают человеку пищу, топливо, одежду, строительный материал, сырье для химической промышленности, лекарства и т.д.
scribble.su
Лист растений - материалы для подготовки к ЕГЭ по Биологии
Автор статьи - Л.В. Окольнова.
Лист появился еще у самых первых растений на суше. Это один из важнейших вегетативных органов.
Основные функции листа:
● фотосинтез - основная масса органических веществ синтезируется именно в листьях. У хвойных - круглогодично, у покрытосеменных - сезонно, когда достаточно солнца;
● транспирация
Строение листа
Эпидермис – наружная часть листа, покрыта кутикулой - воскоподобным веществом, предохраняющим от избыточного испарения влаги, повреждений, патогенных микроорганизмов и т.д.
В ткани эпидермиса есть смыкающиеся-размыкающиеся клетки - устьица - что-то вроде пор на лице. Именно они отвечают за транспирацию.
У наземных растений они расположены в нижней части листа - защищены от прямых солнечных лучей, у водных растений они на внешней стороне.
Столбчатая фотосинтезирующая ткань – клетки располагаются плотно друг к другу и их основная функция - фотосинтез.
Губчатая фотосинтезирующая ткань – тоже служит для фотосинтеза, но клетки расположены рыхло, много межклеточного вещества. Если растение растет там, где света много, то слой столбчатой фотосинтезирующей ткани более развит, если в тени, то он довольно тонкий.
Жилка листа - это проводящая ткань - осуществляет транспорт веществ (все мы знаем, если растение не полить, листья вянут).
По типу жилкования можно определить класс растения:
В листьях содержатся не только хлоропласты.
Хромопласты - дают листьям цвет - осеннее буйство красок - именно их заслуга. Они сменяют хлоропласты, когда световой день становится короче.0
Лейкопласты - органеллы, обеспечивающие иммунитет растению.
Расскажи друзьям!
Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)
Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.
ege-study.ru
Задания по биологии в формате ЕГЭ. Ботаника
БОТАНИКА. ЕГЭ 2017
1. (ЕГЭ 3) Если белую хризантему поставить в раствор красного красителя, то через некоторое время лепестки станут розовыми. Это произойдёт из-за работы ткани:
__________________________________
2. (ЕГЭ 7) Все приведённые ниже названия, кроме двух, характерны для ветроопыляемых растений. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Цветение до распускания листьев.
2) Цветки с сильным ароматом.
3) Пыльца легкая, мелкая, образуется ее много.
4) Рыльца пестиков имеют большую поверхность, часто длинные и ветвистые.
5) Пыльца крупная, съедобная.
6) Растут обычно группами.
3. (ЕГЭ 7) Все приведённые ниже растения, кроме двух, образуют сочные плоды. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) паслен черный
2) мак-сеянец
3) томат желтый
4) яблоня грушовка
5) слива желтая
6) красная фасоль
4. (ЕГЭ 8) Установите соответствие между структурными элементами и их функцией: А) защита основных частей цветка - тычинок и пестиков Б) прикрепление тычинки к цветоложу В) место расположения всех частей цветка Г) содержит надёжно защищённые семяпочки. Д) улавливание и обеспечение прорастания пыльцы Е) привлечение насекомых-опылителей и содействие полноценному опылению цветка. |
5. (ЕГЭ 8) Установите соответствие между структурой, отмеченной на рисунке и его функцией: А) проведение растворов минеральных веществ от корня к листьям Б) проведение продуктов ассимиляции В) обеспечивает механическую защиту и газообмен Г) проведение органических веществ из корня к почкам, перед их распусканием ранней весной Д) отсутствует в корне Е) запас питательных веществ |
6. (ЕГЭ 9) Известно, что растение омела белая – покрытосеменное, аэробное растение полупаразит. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков омелы белой.
(1) Растение может достигать высоты до 120 см. (2) Листья растения бледно-зеленого цвета, продолговатой формы, отличаются параллельным жилкованием листа. (3) Разветвлениями своих корней она проникает под кору и в древесину дерева-хозяина, образуя в ней многочисленные присоски. (4) Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. (5) Омела белая – растение двудомное, жизненная форма - кустарник. (6) Цветёт омела белая в марте — апреле; плоды созревают в августе — сентябре
7. (ЕГЭ 16) Установите соответствие между признаками и способом опыления растений:
А) Цветки с ярким околоцветником. 1) ВЕТРООПЫЛЯЕМЫЕ РАСТЕНИЯ
Б) Цветки собраны в соцветия. 2) НАСЕКОМООПЫЛЯЕМЫЕ РАСТЕНИЯ
В) Цветки мелкие, без околоцветника
или он очень маленький.
Г) Цветки с нектарниками.
Д) Цветение до распускания листьев.
Е) Пыльца крупная, съедобная.
8. (ЕГЭ 18) Установите соответствие между функциями и органами растения, которые выполняют эти функции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФУНКЦИИ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ
А) осуществление минерального питания 1) КОРЕНЬ
Б) поглощение воды 2) ЛИСТ
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода
9. (ЕГЭ 20) Проанализируйте таблицу «Ткани растений». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка
Название ткани | Функция | Расположение |
Проводящая | Проведение продуктов ассимиляции (органических веществ) | ? (В) |
Основная (хлоренхима) | ? (Б) | Лист |
? | Опорная, придающая прочность органам растений | Древесина |
1) образовательная
2) механическая
3) фотосинтез
4) луб
5) камбий
6) древесина
7) транспирация
8) минеральное питание
10. Подтвердите или опровергните утверждение «Плоды с одного и того же плодового растения могут быть разные по вкусу». Аргументируйте свою точку зрения.
multiurok.ru