Систематика отдела покрытосеменных. Двудольные растения покрытосеменные
ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, ДВУДОЛЬНЫЕ И ОДНОДОЛЬНЫЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ - РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ - Биология 6 класс Костиков И.Ю. - Образование
Тема 4. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ
§43. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ, ДВУДОЛЬНЫЕ И ОДНОДОЛЬНЫЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ
Вы узнаете, что такое покрытосеменные, о том, что такое двудольные и однодольные покрытосеменные.
Покрытосеменные — это несінні растения, у которых улавливает пыльцу рыльце пестика.
В предыдущей теме вы узнали об основных чертах строения, жизнедеятельности и размножения цветковых растений. Все они называются цветковые или покрытосеменные. Это значит, что их семенные зачатки глубоко спрятаны в полости завязи, а пыльцу во время опыления улавливает рыльце пестика. Они имеют зародышевый мешок и им присуще двойное оплодотворение. Покрытосеменные распространены на всех континентах, даже в Антарктиде, растут во всех климатических зонах. их насчитывают около 250 тыс. самых разнообразных видов. Эти растения заселяют самые засушливые пустыни и умеренно увлажненные территории, встречаются на болотах и в пресных водоемах, а некоторые (например, морская трава) даже приспособились расти на морском дне, при этом морская вода даже переносит их, пыльцевые зерна.
У цветковых растений есть семена с зародышами, которые содержат две или одну семядоли. С этим признаком связана и целый ряд других особенностей. Поэтому покрытосеменные делятся на двудольные и однодольные.
Корень. У большинства двудольных главный корень живет длительное время, а поэтому их корневая система имеет один мощный корень, от которого отходят менее мощные боковые корни. Главный корень однодольных рано отмирает, поэтому их корневая система обычно состоит из многих одинаково развитых корней.
Листок. У листьев двудольных обычно небольшая слоеная основа, часто имеются прилистники, хорошо развитый черешок и листовая пластинка с пальчастим или пірчастим жилкованием. Листья однодольных часто имеют основу в виде влагалища, окружающего стебель, в подавляющем большинстве без прилистников и черешка, с овальной или стрічкоподібною листовой пластинкой, дугообразным или параллельным жилкованием.
Стебель. На поперечном срезе стебля двудольных проводящие пучки расположены кольцом, есть сердцевина. Для них типично образование камбия и мощное утолщение. Поэтому среди двудольных много как трав, так и деревьев. Зато ведущие пучки однодольных разбросаны почти по всем поперечном срезе стебля. Время в центре можно распознать сердцевину, но у некоторых однодольных, например злаков (бамбук, пшеница, рожь) на месте сердцевины возникал большая воздушная полость. Камбий у однодольных не образуется. Это преимущественно травы. Деревьев к этой группе относится немного: это — пальмы, алоэ или драцены.
Цветок. Для многих двудольных характерны цветки, в которых части размещены кругами, в каждом из которых по четыре или пять листочков околоцветника, тычинок или плодолистків, из которых состоит пестик. А в типовой цветка однодольных круга трехчленные. Цветки с большим и неопределенным числом частей встречаются как среди двудольных, так и однодольных.
Двудольных покрытосеменных во флоре Земли насчитывают около 180 тыс. видов, а около 70 тыс. видов покрытосеменных имеют зародыш с одной семядолей и относятся к однодольным.
ВЫВОДЫ
1. Покрытосеменные — самая большая группа растений, которая наиболее распространена в различных условиях существования.
2. Характерными чертами покрытосеменных есть цветок, плод, улавливания пыльцы рыльцем пестика, зародышевый мешок, двойное оплодотворение, ситоподібні трубки.
3. Покрытосеменные растения по совокупности признаков можно разделить на двудольные и однодольные.
ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, КОТОРЫЕ НУЖНО УСВОИТЬ
Покрытосеменные, двудольные, однодольные.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какие основные признаки покрытосеменных?
2. По каким признакам покрытосеменные делятся на двудольные и однодольные?
3. Сколько видов покрытосеменных, двудольных и однодольных существует в природе?
ЗАДАЧИ
Сравните признаки двудольных и однодольных покрытосеменных, сведения об их особенности занесите в таблицу в тетради.
Признаки | Двудольные | Однодольные |
Число семядолей у зародыша семени |
|
|
Жизненные формы |
|
|
Внутреннее строение стебля |
|
|
Жилкование листа |
|
|
Тип корневой системы |
|
|
Число частей цветка |
|
|
schooled.ru
Покрытосеменные растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.
Lesson study (цикл №2)
Дата 6 февраля Класс 6
Предмет биология Учитель: Ашимова Ирина Утегеновна
Слайд Тема урока: Покрытосеменные растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.
Слайд Цели: к концу урока учащиеся:
должны знать:
многообразие покрытосеменных растений на примере классов Двудольных и Однодольных растений;
особенности строения и признаки покрытосеменных растений;
должны уметь:
классифицировать покрытосеменные растения;
различать по внешним признакам растения класса Двудольных и Однодольных.
Задачи:
Образовательные:
развить знания учащихся о многообразии растений как результате эволюционных процессов;
научить учащихся различать по внешним признакам растения класса Двудольных и Однодольных.
Развивающая:
продолжать формировать умение сравнивать различные отделы растения, находить черты усложнения, эволюционное представление о развитии растительного мира от простого к сложному;
способствовать развитию познавательного интереса к предмету путем исследовательского метода обучения.
Воспитательная:
воспитывать бережное отношение к растениям, стремление к охране цветковых растений;
содействовать в ходе урока формированию мировоззренческой идеи – познаваемости мира;
прививать навыки коммуникативного общения.
Тип урока: КУ
Уровень усвоения: творческий.
Вид урока: Презентация в Microsoft Power Point.
Методы обучения:
1) на уровне восприятия: словесные, наглядные, практические;
2) познавательный аспект: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, проблемный, исследовательский, эвристический (частично-поисковый).
логический аспект: сравнение, обобщение, классификация.
методы стимулирования интереса (разноуровневые задания; познавательные игры, работа в группе)
методы контроля (игра).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Средства обучения: презентация, раздаточный материал для выполнения практической работы: семена фасоли, пшеницы, наборы для препарования, салфетки, гербарии однодольных и двудольных растений: пшеницы и фасоли, плод-яблоко, рис. цветков вишни, тюльпана, разноуровневые карточки с заданиями; лист само взаимооценки.
Основные понятия: покрытосеменные (цветковые), однодольные и двудольные классы покрытосеменных растений.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся могут:
Планируемые результаты обучения:
Критерии успеха для данного ученика А. Имя: Серкебаева Камила
знает многообразие покрытосеменных растений на примере классов Двудольных и Однодольных растений;
знает особенности строения покрытосеменных растений,
различает по внешним признакам растения класса Двудольных и Однодольных;
обосновывает принадлежность растений по изученным признакам в классы Однодольных или Двудольных растений;
составляет сравнительную характеристику растений класса Двудольных и Однодольных;
приводит не менее 10 примеров растений класса Двудольных и Однодольных;
оценивает и взаимооценивает друг друга при работе в группе;
Критерии успеха для данного ученика В. Имя: Головченко Анастасия
знает многообразие покрытосеменных растений на примере классов Двудольных и Однодольных растений;
знает особенности строения покрытосеменных растений,
различает по внешним признакам растения класса Двудольных и Однодольных;
обосновывает принадлежность растений по изученным признакам в классы Однодольных или Двудольных растений;
приводит не менее 5 примеров растений класса Двудольных и Однодольных;
оценивает и взаимооценивает друг друга при работе в группе;
Критерии успеха для ученика С. Имя: Ислямов Амир
знает многообразие покрытосеменных растений на примере классов Двудольных и Однодольных растений;
знает особенности строения покрытосеменных растений,
различает по внешним признакам растения класса Двудольных и Однодольных;
приводит не менее 5 примеров растений класса Двудольных и Однодольных;
оценивает и взаимооценивает друг друга при работе в группе;
Структура урока:
Организационный момент. (1 мин.)
Проверка знаний. Дифференцированные задания, само- взаимопроверка. Работа в группах (5 мин.)
Целеполагание. (1 мин.)
Усвоение новых знаний. Работа в группах (22 мин.)
Рефлексия. (6 мин.)
Подведение итогов урока. (1 мин.)
Домашнее задание.(2 мин)
Ход урока.
Слайд I. Организационный момент, готовность класса к уроку, мотивация учащихся:
Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Сегодня мы с вами продолжаем знакомство с удивительным миром растений. Они играют огромную роль в жизни человека и природы.
II. Проверка знаний.
Работа в группах
У каждой группы на парте лежат карточки с заданиями разного уровня сложности (цвета заимствованы из передачи «Умники и умницы»). Красная карточка - повышенного уровня сложности “Найди ошибки в тексте”. Желтая карточка “Терминологический диктант” предлагает выполнить 5 заданий средней сложности. Зеленая карточка “Какие утверждения верны” – пять заданий.
Критерии оценки указаны на карточках.
Группа должна выполнить задания всех трех карточек и получить 15 баллов (за все три правильно выполненные задания), если они выполнены полностью. На желтой карточке отсутствует оценка “3”, на красной карточке отсутствует оценка “4”.
Время выполнения – 5 минут.
Сейчас я попрошу вас провести проверку результатов. На доске предложены ответы на задания зеленой карточки «Выберите верные суждения», желтой карточки “Терминологический диктант” и красной карточки «Найди ошибки в тексте».
Зеленая карточка
Голосеменные растения».
«Какие утверждения верны?»
Напротив каждого утверждения поставьте «+» или «-».
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 5.
Основной признак, характерный только для хвойных растений – листья преобразованы в иголки (хвоинки).
У всех голосеменных растений семена расположены открыто.
Голосеменные растения размножаются семенами.
У всех голосеменных растений есть цветки.
Сосна – светолюбивое растение.
Желтая карточка
Терминологический диктант “Продолжи предложение”
1.Хвойные выделяют особые летучие антибактериальные вещества - ………..
2.У можжевельника шишки темно-синего цвета и называются ……………………..
3.На верхушке побегов развиваются красноватые одиночные шишки – это ………шишки (указать какие это шишки женские или мужские)
4.В мужских шишках желто-зеленого цвета созревает………..
5. Из зиготы развивается будущий ………
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 5.
Красная карточка.
«Найди ошибки в тексте» и подчеркни их.
Сосна светолюбива. В сухих сосновых лесах (борах) всегда светло. В лесу стоят сосны, у которых широкие, раскидистые кроны. А на открытых местах - сосны стройные, высокие как колонны, ветви на которых остались только вблизи вершин. Живут сосны 350-400 лет. Сосна относится к двудомным растениям.
Ель – теневыносливая порода. Семена ели с крылышками, похожие на семена сосны, так как оба растения распространяют семена ветром. В еловом лесу темно, сыро, тихо. Лучи солнца с трудом достигают поверхности почвы, поэтому даже весна сюда приходит поздно.
Лиственницу так назвали потому, что это одно из листопадных хвойных деревьев. Она светолюбива. Хвоя мягкая, живет на ветках по 5-7 лет. Кроны у лиственницы обычно рыхлые, просвечиваемые солнцем, а у молодых деревьев имеют форму конуса.
Можжевельник - небольшое деревце или кустарник. Растет в еловых и сосновых лесах. Шишки можжевельника мягкие и похожи на ягоды, поэтому их называют шишкоягоды, которые распространяются ветром. Можжевельник растет очень медленно, но очень долговечен, живет до 1000 лет и более. В настоящее время он стал редкостью в наших лесах и нуждается в охране.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 5.
Критерии оценки:
5 баллов – оценка «5»
4 балла – оценка «4»
3 балла – оценка «3»
2 балла – оценка «2»
Слайд Самопроверка
Слайд Давайте обобщим основные признаки голосеменных растений:
образуют семена
семя «лежит» открыто на чешуе шишки
опыление происходит с помощью ветра
только древесные формы
III. Целеполагание.
Слайд На экране представлены растения. Как вы заметили, они разные. Внимательно посмотрите на них, чем же они отличаются от голосеменных растений?
(наличием цветка, плода)
Может кто-нибудь знает к какому отделу относятся эти растения (покрытосеменные)
Внимательно посмотрите на них, чем же они отличаются друг от друга?
(Корневой системой, формой, размерами, окраской цветков, формой листовых пластинок, плодами, семенами).
На основании этого мы можем сделать вывод, что цветковые растения многообразны.
Покрытосеменных растений насчитывается 250 тысяч видов.
Но все эти растения можно разделить на 2 класса: Двудольные и Однодольные.
Слайд Итак, тема нашего урока: Покрытосеменные растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.
Слайд Как вы думаете, какова цель нашего урока? (дети самостоятельно формулируют цель)
Правильно!
Слайд Эпиграфом урока будут слова великого русского писателя Л.Н. Толстого “Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, самостоятельная работа”.
IV. Изучение нового материала.
Заполните таблицу
Покрытосеменные (цветковые) растения
Знаю
Хочу знать
Узнал
Повторение строения систем органов цветковых растений: корневая система, околоцветник, жилкование листьев, число семядолей.
Слайд На каждой парте имеется маршрутный лист. Познакомьтесь с его содержимым.
Выполнение практической исследовательской работы. (работа в группах)
1.Изучение зародышей семян пшеницы и фасоли.
В ходе препарирования семян учащиеся замечают, что зародыш фасоли имеет 2 семядоли, а пшеницы – 1 и формулируют вывод. Выявленный признак заносят в таблицу.
2. Изучение корневых систем растений.
Рассматривая гербарный экземпляр, дети замечают, что у фасоли стержневая корневая система, хорошо развит главный корень, а у пшеницы – мочковатая, главный корень не выражен, развита система придаточных корней.
Отличия в строении корневых систем заносят в таблицу.
Изучение листьев по гербарным экземплярам.
Пользуясь гербарными экземплярами, выявляют отличия в строении листовой пластинки и жилкования и формулируют вывод: У двудольных, листья могут быть простыми и сложными, жилкование листьев – сетчатое, а у однодольных – простые., жилкование – линейное или дуговое. (Продолжают заполнение таблицы).
4. Изучение цветка однодольных и двудольных.
Я выдаю вам рисунки цветков однодольного растения тюльпана, двудольного растения – вишни. Давайте выясним, чем отличается околоцветник этих растений? У тюльпана он простой, у остальных – двойной, состоящий из чашечки и венчика.
Вносим данные в таблицу.
С помощью слайда проверяем, как выглядит наша таблица. (Еще раз проговариваем признаки двудольных и однодольных растений)
Признаки Двудольных и Однодольных растений.
Признак
Двудольные
Однодольные
Число семядолей в зародыше семени
2
1
Корневая система
Стержневая
Мочковатая
Жилкование
Сетчатое
Параллельное, дуговое
Околоцветник
Двойной
Простой
Физкультминутка
V. Рефлексия.
Работа в группах.
Ребята, помогите мне проверить работу ученика Пети Шалопайкина.
Вот как он ответил на вопрос “Сколько классов цветковых растений вы знаете? Чем они отличаются?”. При обнаружении ошибки, зачеркните неправильное слово и сверху укажите верный ответ.
Проверяем. Сколько ошибок допустил Петя? Какие?
Удивительный мир цветковых растений представлен тремя классами: Однодольные, Двудольные, Трёхдольные.
Двудольные растения чаще всего имеют мочковатую корневую систему.
Околоцветник однодольных растений двойной.
Зародыш пшеницы имеет две семядоли, а зародыш фасоли - одну.
Жилкование листьев у Двудольных дуговое или параллельное.
Подведение итогов урока.
Ребята, достигли ли мы цели нашего урока? Давайте вернемся к цели нашего урока.
Почему эпиграфом урока было высказывание Л.Н. Толстого “Для восприятия чужой мудрости нужна, прежде всего, самостоятельная работа”.
(Признаки двудольных и однодольных растений, были известны до нашего урока, т.е. это чужая мудрость. Но так, как мы сами трудились на уроке, находя их, эти знания стали нашим достоянием.)
Обращаемся к таблице
Покрытосеменные (цветковые) растения
Знаю
Хочу знать
Узнал
Домашнее задание.
Домашнее задание будет включать обязательную часть и задания на выбор.
Обязательная часть – изучить § 21 учебника, повторить признаки двудольных и однодольных растений по таблице.
Задание на выбор:
Выписать в тетрадь Двудольные растения, встречающиеся в вашем доме, в огороде, в саду, на даче.
По внешнему виду определить Двудольные и Однодольные растения в кабинете биологии.
“Растения семейства крестоцветных на нашем столе”.
Осталось поставить оценку нашей совместной деятельности.
- Понятными ли для вас были все действия на уроке?
- Мне сегодня удалось узнать…
- Я удивлён….
- Мне самостоятельно нужно будет поработать над вопросом…
Поднимите руки, кто оценил нашу совместную деятельность на “5”, на “4”, на “3”.
Самооценка и взаимооценка работы в группе
Приложение 1
ОТВЕТЫ:
Зеленая карточка
Голосеменные растения».
Задание «Какие утверждения верны?»
Напротив каждого утверждения поставьте «+» или «-».
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 5.
1.Основной признак, характерный только для хвойных растений – листья преобразованы в иголки (хвоинки) +
У всех голосеменных растений семена расположены открыто +
Голосеменные растения размножаются семенами +
У всех голосеменных растений есть цветки --
Сосна – светолюбивое растение +
Желтая карточка
Терминологический диктант “Продолжи предложение”
1.Хвойные выделяют особые летучие антибактериальные вещества - фитонциды
2.У можжевельника шишки темно-синего цвета и называются шишкоягоды
3.На верхушке побегов развиваются красноватые одиночные шишки – это женские шишки
4.В мужских шишках желто-зеленого цвета созревает пыльца
5.Из зиготы развивается зародыш
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 5.
Красная карточка.
«Найди ошибки в тексте» и подчеркни их.
Сосна светолюбива. В сухих сосновых лесах (борах) всегда светло. В лесу стоят сосны, у которых широкие, раскидистые кроны. А на открытых местах - сосны стройные, высокие как колонны, ветви на которых остались только вблизи вершин. Живут сосны 350-400 лет. Сосна относится к двудомным растениям.
Ель – теневыносливая порода. Семена ели с крылышками, похожие на семена сосны, так как оба растения распространяют семена ветром. В еловом лесу темно, сыро, тихо. Лучи солнца с трудом достигают поверхности почвы, поэтому даже весна сюда приходит поздно.
Лиственницу так назвали потому, что это одно из листопадных хвойных деревьев. Она светолюбива. Хвоя мягкая, живет на ветках по 5-7 лет. Кроны у лиственницы обычно рыхлые, просвечиваемые солнцем, а у молодых деревьев имеют форму конуса.
Можжевельник - небольшое деревце или кустарник. Растет в еловых и сосновых лесах. Шишки можжевельника мягкие и похожи на ягоды, поэтому их называют шишкоягоды, которые распространяются ветром. Можжевельник растет очень медленно, но очень долговечен, живет до 1000 лет и более. В настоящее время он стал редкостью в наших лесах и нуждается в охране.
За каждый правильный ответ – 1 балл.
Максимальное количество баллов за задание – 5.
Критерии оценки:
5 баллов – оценка «5»
4 балла – оценка «4»
3 балла – оценка «3»
2 балла – оценка «2»
infourok.ru
Систематика отдела покрытосеменных
Покрытосеменные – самый крупный тип растений, к которому относится более половины всех известных видов, характеризуются рядом четких, резко отграничивающих их признаков. Наиболее характерно для них наличие пестика, образованного одним или несколькими плодолистиками (макро- и мегаспорофиллами), сросшимися своими краями, так что в нижней части пестика образуется замкнутое полое вместилище – завязь, в которой развиваются семяпочки (макро- и мегаспорангии). После оплодотворения завязь разрастается в плод, внутри которого находятся развившиеся из семяпочек семена (или одно семя).
Кроме того для покрытосеменных характерны: восьмиядерный, или производный из него, зародышевый мешок, двойное оплодотворение, триплойдный эндосперм, образующийся только после оплодотворения, рыльце у пестика, улавливающее пыльцу, и для подавляющего большинства – более или менее типичный цветок с околоцветником. Из анатомических признаков для покрытосеменных характерно наличие настоящих сосудов (трахей), тогда как у голосеменных развиты только трахеиды, а сосуды встречаются крайне редко. Ввиду большого количества общих признаков можно предположить монофилетическое происхождение покрытосеменных от какой-то более примитивной группы голосеменных.
Краткая характеристика классов
Покрытосеменные разделяют на два класса – двудольные и однодольные. Для двудольных характерны: две семядоли в семени, открытые проводящие пучки (с камбием), сохранение в течение всей жизни главного корня (у особей, родившихся из семян), перистое и сетчатое жилкование листьев, 5-4-2-членный тип цветков.
Однодольные характеризуются противоположными признаками: одна семядоля в семени, закрытые проводящие пучки (без камбия), раннее отмирание главного корня и развитие придаточной корневой системы, параллельное или дуговое жилкование, трехчленный тип цветков. Отдельные признаки одной группы могут встречаться и у представителей другой группы, поэтому важна вся совокупность признаков. Однодольные растения (лат. Liliopsida, лат. Monocotyledones, англ. monocots) – класс покрытосеменных, или цветковых, растений, самым многочисленным семейством которого являются Орхидные, отличающиеся чрезвычайно сложными, красивыми цветами. На втором месте по количеству видов стоит весьма важное в хозяйственном отношении семейство Злаки.
Традиционным латинским названием для этой группы растений является Monocotyledones, хотя в последнее время, например в системе Кронквиста (Cronquist) их официальное название – Liliopsida (лилиопсиды). Так как однодольные – группа рангом выше семейства, выбор названия ничем не ограничен. Статья 16 МКБН позволяет как описательное название, так и имя, образованное от типового рода группы. Традиционное название однодольные, Monocotyledones или Monocotyledoneae, происходит от того факта, что зародыши большинства членов группы имеют только одну семядолю в противоположность двудольным, у которых их обычно две. С диагностической точки зрения определение количества семядолей не является ни легко доступным способом, ни надёжной отличительной характеристикой растения. Различение однодольных и двудольных впервые было использовано в систематике растений ещё в начале XVIII века английским натуралистом Дж. Рэем.
Тем не менее, у однодольных имеются более наглядные отличительные признаки. Зародышевый корешок обыкновенно скоро перестаёт расти и заменяется придаточными корнями. Стеблевые сосудистые пучки замкнутые, рассеянные по всему сечению стебля; камбия нет, поэтому утолщения стеблей по типу двудольных или голосеменных не наблюдается. Стебли редко ветвятся. Листья большей частью стеблеобъемлющие, всегда без прилистников, обыкновенно узкие и дугонервные.
Цветы обыкновенно построены по тройному типу: околоцветник из двух трехчленных кругов, тычинок также 3 + 3, плодолистиков 3, реже вместо числа 3 в цветке наблюдаются числа 2 или 4. Однодольные представляют собой монофилетическую группу, возникшую на заре истории развития покрытосеменных растений. Древнейшие ископаемые растения, которых можно отнести к однодольным, имеют возраст начала мелового периода.
Система научной классификации APG II, разработанная группой APG (англ. Angiosperm Phylogeny Group), определяет однодольные как одну из двух крупнейших групп среди покрытосеменных растений. Вторая группа - «эудикоты» (eudicots), по устоявшейся традиции иногда называется «палеодикоты» (palaeodicots). Среди однодольных выделяются десять порядков и два семейства, которые ещё окончательно не приписаны ни к одному из порядков. (рис.1)
Рис.1. Система научной классификации APG II
Более традиционной классификацией является система Кронквиста (1981), согласно которой все однодольные разбивались на пять подклассов со следующими порядками. (рис.2)
Рис.2. Система Кронквиста (1981)
Класс Двудольные относится к отделу Цветковых (Anthophyta), или Покрытосеменных (Magnoliophyta, или Angiospermae) растений. Этот класс значительно разнообразнее и больше по объёму второго класса из этого отдела -Однодольных (Monocotiledonae или Liliopsida). Из общего числа цветковых растений на долю Двудольных приходится около 80%.
Класс Двудольные характеризуется наличием следующих признаков, отличающих его от Однодольных:
1. Зародыш с двумя семядолями.
2. Главный корень хорошо развит и сохраняется в течение всей жизни, поэтому преобладает стержневая (реже мочковатая) корневая система.
3. Стебель способен к вторичному утолщению благодяря наличию камбия; проводящие пучки открытые.
4. Листья разнообразны по форме и рассечению, имеют пальчатое или перистое жилкование, форма края листовой пластинки может быть разной.
5. Цветки ациклические, полуциклические и циклические. Число членов каждого круга кратно 5, редко 2, еще реже 3.
К классу Двудольных относятся около 200 000 видов, 10 000 родов, около 300 семейств (в зависимости от принятой классификации). Это травянистые и древесные растения. Систематикой цветковых растений, начиная, с 18 века занималось множество учёных-ботаников, как отечественных, так и зарубежных. Все они внесли бесценный вклад в современное построение филогенетической (естественной) системы цветковых растений. Однако, общепринятой системы классификации покрытосеменных растений до сих пор нет. Наиболее спорным является вопрос, какие группы покрытосеменных наиболее близки к древним предковым формам. В системах известных ботаников-филогенетиков А. Энглера и Р. Веттштейна за наиболее примитивные группы принимаются семейства с однопокровными и беспокровными, невзрачными, анемофильными цветками (ивовые, березовые и др.).
В более современных системах в качестве примитивной группы рассматривают семейства с хорошо развитыми многочленными, раздельнолистными, энтомофильными цветками, так называемые многоплодниковые (семейства магнолиевые, лютиковые и др.). Семейства с однопокровными цветками считаются вторичноупрощенными. Такими системами являются системы ботаников Н. А. Буша, А. А. Гроссгейма, А. Л. Taxтаджяна, Гетчинсона (Англия) и др. Одной из последних систем, в которой учитывается наибольшее число признаков, является система А. Л. Тахтаджяна (1970).
Согласно А. Л. Тахтаджяну, класс Двудольные включает 7 подклассов: Magnoliidae, Ranunculidae, Hamamelididae, Caryophyllidae, Dilleniidae, Rosidae и Asteridae. В пределах каждого подкласса, его семейства объединены в порядки. Весь класс Двудольные включает 71 порядок. Первые по счету охватывают наиболее примитивные семейства, последние – филогенетически более продвинутые.
Основные порядки класса Двудольных:
Подкласс раздельнолепестные (Choripetalae): порядок магнолиецветные (Magnoliales), порядок лютикоцветные (Ranunculales), порядок макоцветные (Papaverales), порядок каперсоцветные (Capparales), порядок розоцветные (Rоsales), порядок бобовоцветные (Fabales), порядок мальвоцветные (Malvales), порядок гераниецветные (Geraniales), порядок терпентинные (Terebinthales), порядок зонтикоцветные (Umbellales), порядок центросеменные (Centrospermae), порядок гречихоцветные (Polygonales), порядок букоцветные (Fagales).
Подкласс спайнолепестные (Sympetalae): порядок норичникоцветные (Scrophulariales), порядок тыквенноцветные (Cucurbitales), порядок астроцветные (Asterales).
biofile.ru
Двудольные и однодольные растения - МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ - Учебник БИОЛОГИЯ 7 класс - Лисов Н. Д.
ГЛАВА 10 МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
Покрытосеменные растения — наиболее совершенная и обширная группа растений. Она включает более 250 тыс. видов, распространенных по всему земному шару. Особенно много видов встречается во влажных тропиках. В Беларуси насчитывается более 2 тыс. видов цветковых растений. Они произрастают в лесах, на лугах, болотах, пустырях, рядом с жильем, в реках и озерах. В нашей стране известно более 6 тыс. видов и сортов интродуцированных растений (от лат. интродукцио — введение), т. е. перенесенных с других территорий и успешно произрастающих в Беларуси.
Из этой главы вы узнаете:
• об основных систематических группах растений;
• об основных признаках покрытосеменных растений, которые позволяют относить их в ту или иную группу;
• о диких и культурных, съедобных и ядовитых растениях;
• об охране растений.
Вы научитесь:
• выделять основные признаки цветковых растений и определять их систематическое положение;
• использовать полученные знания для предотвращения отравления ядовитыми растениями;
• использовать полученные знания для выращивания культурных растений на приусадебном и дачном участке.
§ 41. Двудольные и однодольные растения
Основные систематические группы растений. На Земле очень много различных видов растений. В их многообразии трудно ориентироваться. Поэтому растения, как и другие организмы, систематизируют — распределяют, классифицируют по определенным группам. Растения можно классифицировать по их использованию. Например, выделяют лекарственные, пряновкусовые, масличные растения и т. д.
Научные открытия. В XVIII в. шведский ученый Карл Линней (1707—1778) систематизировал растения по бросающимся в глаза признакам, таким, как, например, наличие и число тычинок и пестиков в цветках. Растения, у которых выбранные признаки совпадали, объединялись в один вид. Для названия видов Линней использовал бинарную номенклатуру. По ней название каждого вида состоит из двух слов: первое указывает род, второе — видовой эпитет. Например, клевер луговой, клевер пашенный, клевер ползучий и т. д. Виды, имевшие сходство, объединялись в роды (в данном случае — род Клевер), а роды — в более высокие систематические категории. Так возникла система, которая из-за произвольного выбора объединяющих признаков не отражала родственные связи. Она была названа искусственной. Сейчас выбирают такие признаки растений (и других организмов), которые показывают их родство. Системы, построенные по этому принципу, называются естественными.
Классифицируя живые организмы, ученые относили их к той или иной группе с учетом сходства (общности). Такие группы носят название единицы систематики, или таксономические единицы.Основной единицей систематики является вид.
Вид — это группа организмов, сходных по строению, обитающих на определенной территории, приспособленных к сходным условиям обитания и способных давать плодовитое потомство.
Группа сходных по многим признакам видов объединяется в род (рис. 171).
Рис. 171. Виды растений рода Фиалка
Близкие роды объединяются в семейства. Например, виды яблони, вишни, груши, сливы, роз имеют сходное строение цветков. Их цветки состоят из чашечки и венчика, лепестки венчика часто окрашены, много тычинок и один пестик. Поэтому эти роды относятся к семейству Розовые (рис. 172). Роды Лютик, Ветреница, Купальница, Калужница, Прострел и другие образуют семейство Лютиковые.
Сходные по общим признакам семейства объединяются в классы. Например, семейства Лютиковые, Розовые, Крестоцветные, Бобовые, Сложноцветные, Губоцветные и другие объединяются в класс Двудольные. Семейства Лилейные, Луковые, Мятликовые и другие входят в класс Однодольные.
Рис. 172. Цветки растений семейства Розовые
Классы растений, грибов и бактерий объединены в отделы. Например, класс Двудольные и класс Однодольные составляют отдел Покрытосеменные, или Цветковые растения, а все мхи — отдел Моховидные и т. д. Все отделы растений образуют царство Растения. Например, виды семейства Лютиковые классифицируются так.
Классы Двудольные и Однодольные. Все цветковые растения подразделяют на две большие группы (два класса): Двудольные и Однодольные. Это деление основано, прежде всего, на различиях в строении семени. Как вы уже знаете, у однодольных растений (рожь, пшеница, овес, кукуруза и др.) зародыш семени имеет одну семядолю, у двудольных (горох, фасоль, тыква и др.) — две. Однако следует помнить, что принадлежность к тому или иному классу определяют не только по числу семядолей зародыша, но и по ряду других признаков. Эти различия представлены в таблице 5.
Среди однодольных и двудольных встречаются растения, у которых отдельные признаки не совпадают с перечисленными. Так, например, травянистое лесное растение вороний глаз (рис. 173) имеет листья с жилкованием, характерным для некоторых двудольных растений, но зародыш с одной семядолей (на этом основании его относят все же к однодольным). У подорожника (рис. 174) жилкование листьев дуговое, мочковатая корневая система, но его относят к двудольным растениям, поскольку зародыш имеет две семядоли.
Рис. 173. Вороний глаз
Рис. 174. Подорожник
Как мы уже отмечали, классы Двудольные и Однодольные делятся на семейства. Критериями выделения того или иного семейства являются особенности строения цветка и плода, тип соцветия, особенности внешнего и внутреннего строения вегетативных органов. В качестве примера рассмотрим критерии выделения двух семейств класса Двудольные. Семейство Крестоцветные образуют растения, для которых характерны обоеполые цветки с расположенными крест-накрест 4 чашелистиками и 4 лепестками, 2 внешними короткими и 4 внутренними длинными тычинками, имеющими плод стручок или стручочек. Семейство Бобовые объединяет растения, которые имеют плод боб. С характеристиками некоторых семейств можно ознакомиться на форзаце II.
Выводы.
Все цветковые растения делятся на два класса: Двудольные и Однодольные.
Для однодольных растений характерны следующие признаки: зародыш семени с одной семядолей, мочковатая корневая система, параллельное или дуговое жилкование листьев.
Двудольные растения (деревья, кустарники, травы) имеют зародыш семени с двумя семядолями, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев.
1. На какие систематические группы подразделяют растения? Укажите соподчинение разных систематических групп растений. 2. По каким признакам различаются однодольные и двудольные растения? 3. Какие признаки учитываются при выделении семейств у растений?
Рассмотрите рисунок. Как вы считаете, к какому классу покрытосеменных принадлежит данное растение? Укажите признаки, на основании которых вы это сделали. Как называется это растение? Видели вы его? Где оно произрастает?
www.compendium.su
Классификация покрытосеменных
Отдел Покрытосеменные принадлежит к царству Растения. Его разделяют на два класса: Двудольные и Однодольные. Эти названия существуют с глубокой древности, хотя сейчас и не отвечают требованиям науки систематики.
Разделение покрытосеменных на два класса базируется на основе совокупности признаков: 1) строение цветка 2) тип и строение семени и плода, 3) строение вегетативных органов 4) внутреннее строение и т.п. (ил. 42.1).
Самыми общими признаками растений, относят к классу Двудольные, являются: стержневая корневая система; листья простые и сложные, преимущественно с сетчатым жилкованием; четырех-или пятичленные цветки, семя с двумя семядолями т.п.. Среди двудольных большое разнообразие деревьев (дуб, ива, яблоня, вишня), кустарника (смородина, калина, шиповник) и играл (пшеница, клевер, мята и т.д.), которые живут в разных условиях. К двудольных относятся большинство плодовых, ягодных, овощных, масличных, декоративных, лекарственных растений и т.п.. Растения класса Однодольные имеют мочковатую корневую систему, простые листья, параллельное или дуговое жилкование; трехчленных цветка; семя с одной семядолей т.п.. Подавляющее большинство однодольных - травянистые растения, которые хорошо переносят неблагоприятные условия существования. Класс Однодольные включает много важных сельскохозяйственных растений: злаковые (например пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис), овощные (например спаржа, лук, чеснок), декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты) и т.д..
УГЛУБЛЕНИЕ ТЕМЫ
Можно по одному признаку определить принадлежность растения к тому или иному классу?
В основу классификации покрытосеменных положены особенности строения цветка, соцветий и плодов, количество семядолей в семени, тип корневой системы, особенности строения листьев и стебли т.п.. Большое значение для классификации имеет строение околоцветника, тычинок, пестиков. Однако не существует никаких признаков, по которым можно было бы четко указать принадлежность растения к одному из классов. Среди двудольных есть растения с признаками однодольных (например подорожник с дуговым жилкованием листьев), и, наоборот, среди однодольных есть растения с признаками двудольных (например вороний глаз с сетчатым жилкованием листьев) (ил. 42.2). Итак, отнести растение к каждому из классов можно только по определенной совокупности признаков.
Какие характерные признаки растений класса Двудольные?
В семени двудольных есть два зародышевых листка - семядоли. В них содержатся запасные питательные вещества, проросток использует при развитии. У двудольных обычно развита стержневая корневая система. Это объясняется тем, что главный корень, который образуется из зародышевого корня, живет долго. Большинство двудольных в стеблях и корнях имеют боковую образующую ткань - камбий, обеспечивающая рост этих органов в толщину. Листья двудольных бывают простыми или сложными, имеют обычно сетчатое жилкование. Основное число частей цветка части равна или кратное 5, реже 4 (ил. 42.3). К классу Двудольные относят около 2/3 видов покрытосеменных, которые объединяют в 429 семей, из которых в Украине есть представители около 180. Самыми распространенными в природе или в культуре в нашей стране являются представители семей кувшинками, Лютиковые, Кактусовые, Буковые, Березовые, Тыквенные, Капустные, Розовые, Бобовые, Сельдерейные, Пасленовые, Астровые т.п..
Какие признаки являются общими для класса Однодольные?
В семени однодольных есть один зародышевый листок. Однако в нем нет питательных веществ. Эта семядоля, которую называют щитком, выполняет функцию всасывания питательных веществ из запасальнои ткани семени - эндосперма. Главный корень у них отмирает рано, вместо него развиваются придаточные корни, из которых формируется мочковатая корневая система. Камбий у них отсутствует, поэтому утолщение вегетативных органов ограничено. Листья простые, как правило, имеют дуговую или параллельное жилкование (ил. 42.4). К классу Однодольные относят около 1/3 видов покрытосеменных, которые объединяют в 104 семьи. Общие представления о класс дают семьи Лилейные, Луковые, ятрышника, Осоковые, Злаковые, Пальмовые, ряска и т.д..
worldofscience.ru