Древнего египта растения. Сады Древнего Египта и Крита. История в садоводстве

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Священное растение Древнего Египта. Древнего египта растения


Сады и цветы. Величие Древнего Египта

Древние египтяне любили цветы и деревья, поэтому к каждому большому дому обязательно примыкал тенистый сад. В истории Египта часто упоминаются сады, реже сады при храмах, чаще сады у частных домов. Полив был основной проблемой, с которой сталкивался владелец сада, и, хотя это был жизненно важный вопрос, он упоминается почему-то крайне редко. Найдено изображение, относящееся к периоду правления XIX династии, на котором садовники занимаются поливом растений. Воду из водоема или канала они поднимают с помощью шадуфа, точно так же как современный египтянин поднимает воду для полива поля.

Любовь к садам объясняется верой египтян в то, что у входа в загробный мир они первым делом увидят красивое, раскидистое дерево, под которым их ждет богиня с едой и питьем. Они настолько любили свои сады, что молились, чтобы после смерти могли вернуться и посидеть в тени, наслаждаясь плодами выращенных ими деревьев.

Из цветов самым любимым был голубой лотос, частично из-за цвета, но главным образом благодаря его аромату. Цветы часто встречались в изображениях ритуальных сцен на стенах храмов и гробниц. Цветками лотоса украшали храмовые колонны. Женщины носили венки из голубых цветов лотоса. Лодочники вешали на шею цветок лотоса. Танцовщицы украшали себя цветами лотоса. В архитектурном убранстве храмов используются колонны в виде связки бутонов лотоса. Знак царской власти – скипетр – делался в виде цветка лотоса на длинном стебле.

В период Нового царства (из которого удалось почерпнуть основную информацию) колонны дворцов и храмов тоже украшали изображением лотоса: в основании – листья, вверху – связка стеблей с цветками и бутонами. У входа в дом слуга вручал гостям цветы лотоса. Цветок голубого лотоса был излюбленным элементом ювелирных украшений; для их изготовления ремесленники использовали золото и лазурит. Венки из цветов лотоса клали в могилы. Лотос был настолько тесно связан с женщиной, что на надгробиях изображалась женщина, держащая в руке цветок лотоса, словно вдыхающая его аромат.

Древние египтяне любили и рисовали не только лотосы. Венок из незабудок принцессы XII династии отличается богатством красок и изысканностью, как и венок из лютиков царицы Таусерт, последнего фараона XIX династии. Растительный орнамент и изображения цветов, украшавшие стены Телль-эль-Амарны, поражали разнообразием. Здесь были и синие васильки, и маргаритки с белыми лепестками и желтой серединой, и красные маки, и множество различных растений и листьев. На панорамном барельефе в Мединет-Абу битва представлена как сражение на цветущем лугу.

Даже в додинастический период в страну ввозили растения и деревья; согласно легенде, Осирис привез пшеницу, ячмень и виноградную лозу.

Надпись на сланцевой палетке сообщает о захвате Ливии, и среди военной добычи упоминаются оливковые деревья. Гранат появился в Египте, скорее всего, из Палестины. Часто упоминающиеся ладановые и мирровые деревья, привозимые из-за границы, высаживали в садах при храмах.

Лен, одно из важнейших растений, появился в период правления I династии. Обработка льна изображена на рельефах и рисунках, сохранившихся на стенах гробниц. Для получения длинных волокон египтянин вырывал стебли льна вместе с корнем целыми пучками из земли. Затем связывал эти пучки в снопы и клал их для просушки на поле. После этого длинные стебли льна погружал в особый сосуд и в нем, согласно надписи, «варил». Вываренные стебли отбивал молотком, чтобы отделить сердцевину стебля от ее внешней части. Из обработанного льна пряли нитки и делали ткани. Клевер, среди прочих полезных растений, был, вероятнее всего, ввезен в Египет из Малой Азии в период правления I династии. Хна, которую женщины использовали для окраски ногтей и ладоней, тоже была среди первых растений, завезенных в Египет. Тутмос III привез много диковинных растений из чужеземных стран; эти растения изображены на стенах одного из его храмов в Карнаке. В надписи говорится: «…Растения всякие необыкновенные и всякие прекрасные цветы, происходящие из страны бога, (доставленные могуществу) его величества, после того как направился его величество и Верхнее Речену, чтобы покорить страны (северные), согласно приказу отца Амона, который поверг все страны под сандалии его от (этого дня) и до (истечения) миллионов лет».

Множество остатков цветов было найдено в гробницах; в саркофаги царствующих персон и вельмож всегда клали венки. В захоронениях в Хаваре были обнаружены остатки растений, ввезенных в Египет: граната, льна, клевера, винограда смородины, персика, хны, грецкого ореха, мирта, паслена, бессмертника, майорана, лавра, нарцисса. Среди цветов были и розы – «брали розы в бутонах, они увядали, но стоило их поставить в горячую воду, как они распускались»[85].

Среди цветов, обнаруженных в гробнице Тут-анх-Амона, меньше ввезенных в Египет, чем среди найденных в Хаваре. В его гробнице были листья оливковых деревьев, лепестки голубого лотоса, васильки, ивовые листья, паслен, дикий сельдерей, плоды мандрагоры. Судя по венкам, похороны состоялись в конце марта или в начале апреля.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

ПРИРОДА И ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ЕГИПТА.

Все народы мира жили в древности первобытно общинным строем. Они занимались собирательством, охотой, рыболовством и постепенно переходили к занятиям земледелием и скотоводством. Одной из древнейших земледельческих стран был Египет,  в Северо-Восточной Африке.

ПРИРОДА И ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ЕГИПТА.

1. Географическое положение древнего Египта.

В Северо-Восточной Африке большую часть года стоит сильная жара и редко выпадают дожди На тысячи километров расстилаются здесь песчаные и каменистые пустыни. Лишь там, где пробиваются из земли источники, зеленеет трава и растут деревья.

Через пустыни течёт с юга на север одна из величайших рек мира - Нил.  Она вытекает из больших озёр, расположенных у экватора. Путь Нилу преграждают пороги. Пройдя через них, река плавно течёт около 700 километров в глубокой долине.  Долина окаймлена высокими каменистыми обрывами. Ширина её -12-15 километров.

Перед своим впадением в Средиземное море Нил пересекает ровную низменность. Здесь река делится на многочисленные рукава, образуя дельту.

В долине Нила, севернее порогов, и в дельте был расположен древний Египет.

Карта III-I тысячилетие до н.э.:

Карта III-I тысячилетие до н.э.:

 

2. Разливы Нила.

В летние месяцы в Центральной Африке, далеко к югу от Египта, идут сильные дожди. Озёра, из которых вытекает Нил, разливаются. В это же время в горах, где берут начало притоки Нила, тает снег; бурные потоки воды несутся в реку, размывая горные породы.

Вода в Ниле быстро прибывает. Нил выходит из берегов, широко разливается и затопляет почти всю долину. Только холмы поднимаются, как острова, среди огромного водного простора.

Разлившийся Нил несёт из озёр массу мелких частиц водяных растений, а также размытых горных пород. От растений вода в реке становится ярко-зелёной, а потом от горных пород делается красной как кровь. Мелкие частицы горных пород и гниющих растений оседают в виде ила на залитых водой берегах.

Карта Египетское и вавилонское царства, Карта Ассирия и Урарту:

Карта Египетское и вавилонское царства, Карта Ассирия и Урарту

В ноябре вода спадает и река входит в свои берега. После разлива почва в долине не только хорошо увлажнена, но и покрыта толстым слоем чёрного, очень плодородного ила.

3. Растительный и животный мир древнего Египта.

Разлив Нила не орошал равномерно всю долину. На местах, куда не доходила вода, расстилались пустыни. В низинах вода застаивалась после разлива и образовывала болота.

Болота и мелкие места в реке зарастали папирусом - тростником высотой в два-три человеческих роста. На берегах были густые заросли кустарника, росли пальмы, дикие ячмень и пшеница.реке зарастали папирусом - тростником высотой в два-три человеческих рост

В зарослях папируса гнездились водяные птицы. В реке было много рыбы. Сотни крокодилов лежали на отмелях и плавали в воде. На берегах паслись стада диких быков и подстерегали добычу львы. Тучи насекомых поднимались над гниющими болотами. В болотах было много ядовитых змей.

4. Древнейшее население долины Нила.

В Египте люди поселились во время каменного века. Они жили родами и племенами. Управляли родами старейшины. Люди охотились, ловили рыбу, собирали зёрна и плоды, а затем стали заниматься и мотыжным земледелием. Добыча охотников и рыболовов, а также собранный урожай принадлежали всему роду.

Между племенами возникали ссоры из-за мест, удобных для охоты и земледелия. Это иногда приводило к войне. На время войны племя выбирало вождя - предводителя воинов.

Если на войне захватывали пленников, их обычно убивали. Роду, захватившему пленников, не было выгоды заставлять их работать. Мотыгами они могли обработать очень маленький участок. Весь урожай с этого участка ушёл бы на прокормление самих пленников.

Жизнь древнейшего населения Египта была тяжёлой и опасной. И на земле, и в воде человек мог стать добычей хищников. Среди людей свирепствовала болотная лихорадка. Наводнения разрушали посёлки. Каждый участок для посева приходилось отвоёвывать упорным трудом у болот и кустарников.

Важнейшие события истории Древнего Египта

Важнейшие события истории Древнего Египта

  • < СЧЁТ ЛЕТ В ИСТОРИИ
  • -> НАЧАЛО ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ И РАЗВИТИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ >

hist-world.com

Цветы древнего мира

египт

Атрибут для всех праздников и обрядов

Цветы в культурах древнего Египта, Греции и Рима исполняли роль ритуального атрибута. В древних городах Греции люди всегда выращивали цветы при храмах, и приносили в дар божествам, они играли важную роль в развитии культур.

Египет

Египтяне, которые жили в неблагоприятных условиях пустыни, чтили всё что выростало из земли, особенно трепетно старейшины относились к лотосу. Лотос преподносили богам и очень любили украшать этими цветами храмы и домашнии столы. На прздниках во имя бога Осириса в Египте плели венки из лотоса. Был у них ещё праздник под названием " День виноградной лозы и полноты Нила" в этот день египтяне украшали себя виноградными листьяими. Во время празднования  дня началы жатвы урожая фараон срезал первую охапку колосьев и жители Египта воздавали ему почести, потому что считали этот сноп колосьев одним из воплощений бога Осириса. Ещё египтяне отдавали предпочтение макам и дикому ирису.

На стенах древних храмов и парамид, в старых манусриптах и письмах можно увидеть рисунки, где девушки несут подношения в виде цветов богам и фараонам.

Крит

Известно, что на острове Крит вo ll - lll тысячилетии до н.э. в храмах и дворцах делали священные сады в которых росли многолетние и сезонные цветы, а также растения в горшках для религиозных церемоний (рядом с городом Феста остались доказательства существования этих садов).

Греция

В Древней Греции цветы выращивали вокруг статуй богов. Эти же цветы являлись бескровными подношениями богам.В дни празников и мистических гуляний греки делали разные венки из полевых растений, которые показывали богатсво и плодородие Матери - Земли. Венки в виде замкнутой окружности сравнивали с космосом и бесконечьностью мироздания. Знатные люди могли себе позволить выращивать цветы просто для собственного наслождения. На улицах греческих городов можно было увидеть, как в саду какой - нибудь богатой дамы пышным веером растут красные маки, белые лилии и пёстрые лимоны, а в воздухе ощущаются нотки горького аромата лованды. 

Рим

В Риме отмечали особые праздники – «флоралии», посвященные богине всего произрастающего из земли  - Флоре. Благодарили землю за плодородие всякими праздниками. Женская часть населения вязала снопы из колосьев пшеницы и преподносили на алтарь богини. Колосьями и цветами были украшены и люди, и дома, а сам праздник сопровождался довольно разнузданными игрищами, танцами и обильными возлияниями.

www.florinaflowers.ru

История. Сады Древнего Египта и Крита

Сады Древнего Египта и Крита. История в садоводстве

Часть I

Сады Древнего Египта и Крита.

Сады Древнего Египта и Крита

Аменхотеп IV (Эхнатон) с женой (Нефертити) в саду

В далекой первобытности начался процесс изучения и овладения природой. Среда воспринималась человеком в те времена как сильная и враждебная. Человек обожествлял природу, поклонялся и деревьям, и животным. Из беспомощности человека перед природой и отчаянного желания приблизить ее к себе, закрепиться в мире родился тотемизм – вера в кровнородственные связи между человеком и растением или животным. Тотемизм породил магию, магия – мифы, ритуалы и обряды. Так, первая творческая деятельность (наскальный рисунок, натуральный макет, первобытный танец, изображавшие то или иное животное) носила ритуально-магический характер и была попыткой не отразить природу, а завладеть ею. Человек противостоял природе и боролся с ней за себя, в тоже время наблюдая и изучая ее и постепенно превращая в свою союзницу.  Если вы хотите узнать о борьбе между пейзажным и регулярным парками, пройдите в рубрику История садово-паркового искусства Сады сентиментализма в Западной Европе и России на нашем сайте.

Античные сады Греции и Рима

История. Сады Древнего Египта и Крита

С первобытных времен человек, перейдя к оседлому образу жизни и устраивая дом, стал огораживать свой кусочек природы. Сад, ограждённый примитивной изгородью от диких животных, представлял собой участок земли, где сажали сначала, в основном, лекарственные растения, затем плодовые и декоративные. Возможно, жилище украшалось цветами. Понятие  и содержание декоративного сада сформировались в Древнем Египте. Определилось сочетание декоративной и утилитарной функций сада (т.е. имеющая практическое назначение). Первые ирригационные системы, декоративные аллеи, водоемы, перголы появились в садах Древнего Египта. Создание первых садов в Древнем Египте было осложнено засушливым климатом, малым количеством лесов и плодородных земель. Лишь некоторые из насаждаемых в садах Древнего Египта растений росли в естественных условиях на берегу Нила. Поэтому здесь были предприняты первые успешные попытки акклиматизации иноземных растений и создания первых садов на искусственных основаниях. Благодаря сложной системе оросительных каналов сады поливались водами. С тех самых пор боги всех времен и народов «поселились» в садах.

Сады России и Западной Европы конца XIX начала XX века

Обожествление мира египтянами

Египтяне жили в абсолютно обожествленном мире. Богами были животные, растения, птицы, небо, земля, горы и река. Изображение египетских богов с птичьими, звериными, лягушачьими и звериными головами и сфинксов с человеческими лицами и сегодня потрясают воображение и одновременно напоминают о действительной связи всего живого. Следы поклонения животным остались в виде аллей сфинксов, львов в Делосе, кладбищ священных крокодилов, собак, кошек и т.д., а также в географических названиях египетских городов, описанных древними греками: Крокодилополь, Ликополь (Волкоград), Кинополь, Леонтополь (Львоград), Элефантина. Еще больше египтяне поклонялись растениям. Сооружение садов Древнего Египта было не только необходимостью, но и требованием религиозных культов. Дворцовый сад царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри был посвящен богу солнца Амону-Ра. Разрешение на строительство садов также давал Амон-Ра, и это было привилегией богатых. От социального положения, богатства зависел и размер сада.

Сады Западноевропейского Средневековья

Сады Древнего Египта и Крита

Уход за виноградниками и сбор урожая в Древнем Египте. Фреска из гробницы в Фивах. XII в до н.э.

Многие предполагают, что в эпоху Древнего и Среднего царства, в чаще всего, было распространено строительство плодовых садов, виноградников, огородов. Многочисленные изображения, барельефы, изображающие отдельные виды работ в садах – полив, посадка растений, сбор урожая, — подкрепляют это предположение, указывая на то, что сначала были освоены сады утилитарного назначения (т.е. имеющий практическое назначение). Однако в Новое царство деревья, растения стали компоновать в группы по законам красоты.

Сады романтизма и эклектика XIX века

Сады Древнего Египта

создавались при храмах, дворцах, жилых домах состоятельных египтян. Вместе со священными рощами, озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, обнесенных валами, стенами. Город, «видимых с внешних валов или стен, производил впечатление цветущего оазиса, на зелени которого выступали обелиски и монументальные пилоны храмов». Города Фивы и Тель-эль-Амарна описывались как города – сады.

Города имели прямолинейную сетку, а широкие улицы (до 40 м) играли роль ритуально-процессионных дорог, поскольку вели к дворцам и храмам.  Было обнаружено археологами по сторонам улиц ям с остатками земли, корней, фрагменты оросительной системы, как свидетельствовало о наличии их озеленения. Предполагают, что в уличных аллейных посадках использовались пальмы.

Сады сентиментализма в Западной Европе и России

Сады Древнего Египта и Крита

План египетской виллы. Барельеф гробницы в Фивах.1- вход2 — пергола3 — жилище4 — бассейны

Сады Древнего Египта и Крита

Египетская вилла. Барельеф в гробнице около города Тель-эль-Амарна. Среднее царство.

Частный египетский сад

История. Сады Древнего Египта и Крита. На стене гробницы Мефена, визиря фараона Снофру, нашли первое описание частного сада. Этот сад включал дом, озеро и большое количество фиговых деревьев. Некоторые изображения садов Древнего Египта сохранились в барельефах.

Развитие садоводства, цветники

Судя из изображений, типичный египетский сад имел квадратный или прямоугольный план, почти симметричной планировки, окружался стенами, символизирующими силу и безопасность. Считалось, что чем массивнее портал, тем выше статус владельца. Здание находилось на оси садов и вместе с ними поднималось над уровнем реки, часто располагаясь на террасах. Центральную часть сада занимал обширный виноградник, увивающий перголу, или пруд. По периметру сада вдоль ограды были устроены аллеи.

Important!

Дорожки в садах Древнего Египта всегда были только прямыми, их кривизна была невозможна на протяжении всех трех тысячелетий Древнего Египта, поскольку ассоциировалась с непорядком. Сады наполнялись скульптурными изображениями львов, богов, сфинксов, аналогичных тем, что организуют аллею сфинксов в Дэйр-эль-Бахри или «Дорогу процессий» между Карнакским или Луксорским храмами. Дом египтянина окружен амбарами с зерном и маслом. За домом в саду растут разнообразные деревья, по изображениям которых можно идентифицировать пальмы, смоковницы, инжир. В центре сада расположен большой пруд. За прудом по оси перспективы дома посажен сикомор. Далее.

Сады барокко и классицизма

Смотрите видео История ландшафтного дизайна на нашем канале.

Important!

Уважаемые садоводы, цветоводы и строители. Присылайте Ваши истории по выращиванию овощей, цветов и других растений. Мы ждем от Вас фотографии вместе с вами, семьей на фоне посадок. Фотографии будут размещены на сайте в рубрике галерея или в тематической статье.

История садово-паркового искусства.

Important!

Подписавшись на новости, вы будете в курсе появления интересующей вас информации, а также проводимых акциях.

Группа вКонтакте, Группа на фейсбук, страница на фейсбук, Канал на youtube

Сады эпохи возрождения

Стилистика сада

Классический стиль

Естественный стиль

Японский стиль

История. Сады Древнего Египта и Крита

Поделиться ссылкой:

Похожее

www.best-gardens.ru

Сады в Древнем Египте — Википедия РУ

Сады Амона в Карнакском храме, нач. 14 века до н. э. С гробницы главного садовника Наха. Сбор гранат слева

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев. Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады[1].

История

История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцов фараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.

  Прямоугольный пруд с утками и цветами лотоса

Планировка египетского сада

Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на саркофагах. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений. Чаще всего сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах.

Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине. В дворцовых садах фараонов могло находится множество прудов, в том числе достаточно обширных для катания на лодках. Пруды были искусственные с выложенными каменными плитами берегами. В пруду росли водяные растения, разводились рыбы и водяные птицы. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов.[2]

Храмовые сады

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В храме Амона в Карнаке было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством».[3] Храмовые сады часто имели аллеи фиговых пальм и платанов (посвященных богине любви Хатхор). Иногда ряды деревьев растягивались на несколько километров, соединяя разные храмы между собой. Для деревьев, высаженных далеко от реки, приходилось выкапывать достигающие до десяти метров в глубину колодцы. В некоторых храмовых садах жили священные божественные животные, такие как ибис или павиан. В садах выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие как тмин, анис и кориандр.[4]

Сады вокруг дворцов и поместий

Дворцовые сады были огромными, с множеством прудов и тенистых аллей для отдыха фараонов. Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте. Например, царица Хатшепсут посылала в страну Пунт экспедицию, которая наряду со слоновой костью, миртом и ладаном привезла миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями.

Начиная со времен Нового Царства общей чертой роскошных поместий богатых египтян стали сады удовольствия. Согласно рисункам на гробницах, планировка этих садов была более или менее стандартной. В центре располагался прямоугольный пруд, с последовательными рядами деревьев вокруг него. Края водоемов были наклонными с лестницами, позволявшими садоводам собирать воду для орошения.[5] Пруд часто был окружен стенами или колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными красочными картинами людей, животных и растений.

Могильные сады

Характерной особенностью древнеегипетского садоводства было наличие специальных могильных садов. По египетским религиозным воззрениям, душа умершего после совершения определенных обрядов может выходить из могилы и гулять в саду. В таких местах строили небольшие павильоны, где умерший мог играть в шашки или просто отдыхать. В садах помещались любимые вещи умершего, которыми он мог бы воспользоваться после смерти.[6]

Растения в древнеегипетском саду

О составе древесных пород и кустарников, разводимых в египетских садах, можно судить по их изображениям на гробницах, по записям в документах. На основе имеющихся документов можно установить, что в Египте разводились финиковые пальмы, пальмы-дум, пальмы-аргун, сикомора, гранатовые и оливковые деревья, инжир, тамариск, персея, нильская акация, ива, виноград, цератония, персиковое дерево, яблоня.[2]

Сикомор выращивали с додинастических времен как древнеегипетское древо жизни, растущее на пороге между жизнью и смертью. Фрукты этого дерева, а также изделия из него были богато представлены в египетских гробницах всех эпох. Некоторые гробы для мумий были также сделаны из древесины этого дерева.[7]

Наиболее распространенным плодовыми деревьями были финиковые пальмы, фиговые деревья и пальмы-дум. Некоторые из плодовых деревьев, например, яблони и гранаты, были завезены из других стран и культивированы в Египте. Фрукты и овощи, выращенные в садах, использовали для еды и церемоний. Из винограда делали вино и изюм. В древнеегипетских садах разводили много различных видов цветов, поскольку цветы играли в жизни египтянина большую роль. На праздненствах и религиозных торжествах женщины и мужчины украшали себя цветочными венками и гирляндами. Цветы также играли большую роль в культе мертвых. Из них изготовляли венки, букеты и гирлянды для украшения мумий, храмовых колонн и растительных жертв.

Садоводство в Древнем Египте

Садоводство в Древнем Египте было очень тяжелой работой, так как сухой климат требовал от садовника постоянного орошения. Для разведения аллей финиковых пальм необходимо было большое мастерство в искусстве садоводства. Также немалые усилия прикладывались для отпугивания птиц от зерновых культур. В этом деле египтяне достигли высокого уровня, придумывая хитроумные ловушки, останавливающие вторжения птичьих стай.[3] С целью облегчения орошения, сады закладывались около канав, которые порой специально создавались на площади сада. Вода из канав наполняла пруды и шла на поливку деревьев и цветов. Для черпания воды из канав служило особое приспособление — шадуф, состоящее из рычага, закрепленного между двух вертикальных столбов. Короткий конец рычага был с грузом, а на длинном конце — бадья из пальмовых листьев. Вода разносилась в ведрах на коромыслах или в бурдюках из бараньей шкуры.[2]

Галерея растений, выращивавшихся в древнеегипетских садах

  • Широко распространённая акация отождествлялась с древнеегипетской богиней Иусат.

  • Сикомор — фикус, который обильно выращивали для тенистости, а также в храмах — для производства саркофагов из его древесины.

  • Яблони, как и гранатовые и персиковые деревья, попали в Египет из Азии в период господства гиксосов или ранее.

  • Египетский голубой лотос — священное растение, распространённое в древнеегипетских прудах.

  • Папирус давал не только материал для письма и изготовления лодок, но и служил пропитанием для бедняков, жевавших сердцевину его стеблей.

См. также

Примечания

  1. ↑ Baridon, 1998, p. 103.
  2. ↑ 1 2 3 Ванин, 1938.
  3. ↑ 1 2 Baridon, 1998, p. 97.
  4. ↑ Baridon, 1998, p. 102.
  5. ↑ Desroches-Noblecourt, 1962, p. 113.
  6. ↑ Wönig, 1897.
  7. ↑ Beck, 2003.

Литература

на русском языкена других языках
  • Assmann J., Lorton D. Death and salvation in ancient Egypt / Translated by David Lorton. — Cornell University Press (англ.)русск., 2005. — 171 p. — ISBN 0801442419.
  • Baridon M. Les Jardins;– Paysagistes- Jardiniers;– Poetes. — Editions Robert Lafont, 1998. — ISBN 2-221-06707-X.
  • Beck C. H. Tod und Jenseits im Alten Ägypten. — München, 2003.
  • Desroches-Noblecourt C. L’Art Egyptien. — Paris: Presses Universitaires de France (англ.)русск., 1962.
  • Hugonot J. C. Le Jardin dans l’Egypte ancienne. — Paris: Peter Lang, 1989.
  • Shaw I., Nicholson P. The British Museum Dictionary of Ancient Egypt. — British Museum Press, 1995.
  • Wönig F. Die Pflanzen im alten Aegypten. — Leipzig, 1897.
  • Zohary D., Hopf M. Domestication of plants in the Old World. — third edition. — Oxford: Oxford University Press, 2000.

http-wikipediya.ru

По следам Робинзона | Священное растение Древнего Египта

Священное растение Древнего Египта

Над извилистыми берегамиДивный запах кружит, проплывает,Очертанья лотосов кругамиВесь прудок заросший покрывают…Лу Чжаолинь

В далекой Африке в водах реки Нила растет родственное нашей кувшинке растение — нимфея лотус (Nymphaea lotus) или просто лотос. Листья у лотоса вогнутые посредине, в полметра шириной, а белый цветок достигает 20 сантиметров. Когда Нил разливается, неся на поля плодородный ил, по берегам реки и даже во рвах и канавах начинают цвести белый и голубой лотосы.Появление цветков лотоса радовало древних египтян, и с давних времен сохранилась пословица: «Много лотосов на воде, велико будет плодородие». В Древнем Египте лотос чтили как священный цветок. Он был посвящен богине плодородия Изиде и богу солнца Озирису. Последний изображался на листе лотоса, а бог света Хорус — сидящим на цветке лотоса.Этим была выражена связь нильской лилии, как и нашей кувшинки, с солнцем: цветок ее также раскрывается утром и опускается в воду вечером.«Лотос — друг солнца, — писали также и в священных книгах Индии. — Когда месяц со своими холодными лучами исчезает, лотос раскрывается».Символ Древнего Египта, его герб — пять цветков лотоса. Скипетр — знак власти фараона (царя Египта) — делался в виде цветка лотоса на длинном стебле. Цветок и бутон лотоса были выбиты на египетских монетах. Колонны египетских дворцов и храмов тоже украшали изображением лотоса: основания колонн — листья лотоса, а вверху — связка стеблей с цветками и бутонами.Пять с половиной тысяч лет назад египтяне рисовали лотосы на гробницах. Лотос в иероглифах (египетских письменах) означал радость и удовольствие.Женщины цветками лотоса украшали волосы и, идя в гости, держали букет в руках. Гирляндами из цветков лотоса убирали дома, храмы, гробницы с мумиями.Но египтяне не только любовались цветком лотоса и вдыхали его аромат, они употребляли в пищу его семена и корневища. Первый ученый ботаник, называемый отцом ботаники, Феофраст, живший в Древней Греции 2300 лет назад и много путешествовавший, писал об этом: «Головки лотоса египтяне складывают в кучи, где они подвергаются гниению, пока не разрушатся их наружные оболочки, после чего семена промывают в реке, сушат и толкут, а из полученной муки пекут хлеб».Об этом писал и древнегреческий историк Геродот: «Когда река выступает из берегов и заливает равнину, на воде вырастают в большом количестве лилии, называемые у египтян „лотосом“. Они срезают их, сушат на солнце, потом разбивают макоподобные семена лотоса, добываемые из середины лотоса, и приготовляют тесто, которое пекут на огне. Корень этого лотоса также съедобен и имеет довольно приятный сладковатый вкус, он круглый и величиною с яблоко».В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом, — «лотофагах». Такой рассказ приведен поэтом Древней Греции Гомером в «Одиссее»:

- 21 -

>

Важный вопрос, который следует разрешить "на практике": можно ли быть счастливым и одиноким?

— Что тебе нравится?— Одиночество.— Почему?— Потому что одиночество не осуждает.

Идеальное одиночество и покой — лучшее, что способен подарить людям единственный спутник Земли.

С собой надо разговаривать в одиночестве!

Самое жестокое одиночество — это одиночество сердца.

В одиночестве человек часто чувствует себя менее одиноким.

Каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит, быть одиноким. Это значит — не скучать с самим собой.

Когда ты будешь ценить то, что у тебя есть, а не жить в поиске идеалов, тогда ты по-настоящему станешь счастливым.

Всюду, где можно жить, можно жить хорошо.

Я всегда считал, что единственное путешествие, которое действительно стоило совершить, это путешествие за пределы самого себя.

Люди думают, что будут счастливы, если переедут в другое место, а потом оказывается: куда бы ты ни поехал,ты берёшь с собой себя.

odinnaostrove.com

Священное растение Древнего Египта

Над извилистыми берегами Дивный запах кружит, проплывает. Очертанья лотосов кругами . Весь прудок заросший покрывают...

Лу Чжаолинь

В далекой Африке в водах реки Нила растет родственное нашей кувшинке растение — нимфея лотус (Nymphaea lotus), или просто лотос. Листья у лотоса вогнутые посредине, 0,5 м шириной, а белый цветок достигает 20 см. Когда Нил разливается, неся на поля плодородный ил, по берегам реки и даже во рвах и канавах начинают цвести белый и голубой лотосы.

Появление цветков лотоса радовало древних египтян, и с давних времен сохранилась пословица: “Много лотосов на воде, велико будет плодородие”. В Древнем Египте лотос чтили как священный цветок. Он был посвящен богине плодородия Иэиде и богу солнца Озирису. Последний изображался на листе лотоса, а бог света Хорус — сидящим на цветке лотоса. Этим была выражена связь нильской лилии, как и нашей кувшинки, с солнцем: цветок ее также раскрывается утром и опускается в воду вечером.

“Лотос — друг солнца,— писали также и в священных книгах Индии.— Когда месяц со своими холодными лучами исчезает, лотос раскрывается”.

Символ Древнего Египта, его герб — пять цветков лотоса. Скипетр — знак власти фараона (царя Египта) — делался в виде цветка лотоса на длинном стебле. Цветок и бутон лотоса были выбиты на египетских монетах. Колонны египетских дворцов и храмов тоже украшали изображением лотоса: основания колонн — листья лотоса, а вверху — связка стеблей с цветками и бутонами.

Пять с половиной тысяч лет назад египтяне рисовали лотосы на гробницах. Лотос в иероглифах (египетских письменах) означал радость и удовольствие. Женщины цветками лотоса украшали волосы и, идя в гости, держали букет в руках. Гирляндами из цветков лотоса убирали дома, храмы, гробницы с мумиями.

Но египтяне не только любовались цветком лотоса и вдыхали его аромат, они употребляли в пищу его семена и корневища. Первый ученый ботаник, называемый отцом ботаники, Теофраст, живший в Древней Греции 2300 лет назад и много путешествовавший, писал об этом:

“Головки лотоса египтяне складывают в кучи, где они подвергаются гниению, пока не разрушатся их наружные оболочки, после чего семена промывают в реке, сушат и толкут, а из полученной муки пекут хлеб”.

Об этом писал и древнегреческий историк Геродот: “Когда река выступает из берегов и заливает равнину, на воде вырастают в большом количестве лилии, называемые у египтян “лотосом”. Они срезают их, сушат на солнце, потом разбивают макоподобные семена лотоса, добываемые из середины лотоса, и приготовляют тесто, которое пекут на огне. Корень этого лотоса также съедобен и имеет довольно приятный сладковатый вкус, он круглый и величиною с яблоко”.

В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом,— “лотофагах”. Такой рассказ приведен поэтом Древней Греции Гомером в “Одиссее”:

 

Девять носила нас дней раздраженная буря по темным

Рыбообильным водам; на десятый к земле лотофагов,

Пищей цветочной себя насыщающих, ветер примчал нас.

Вышед на твердую землю и свежей водой запасшись.

Наскоро легкий обед мы у быстрых судов учредили.

Свой удовольствовав голод питьем и едою, избрал я

Двух расторопнейших самых товарищей наших (был третий

С ними глашатай) и сведать послал их, к каким мы достигли

Людям, вкушающим хлеб на земле, изобильной дарами.

Мирных они лотофагов нашли там; и посланным нашим

Зла лотофаги не сделали; их с дружелюбною лаской

Встретив, им лотоса дал к отведать они; но лишь только

Сладкомедвяного лотоса каждый отведал, мгновенно

Все позабыл и, утратив желанье назад воротиться,

Вдруг захотел в стороне лотофагов остаться, чтобы вкусный

Лотос сбирать, навсегда от своей отказавшись отчизны.

Силой их, плачущих, к нашим судам притащив, повелел я

Крепко их там привязать к корабельным скамьям; остальным же

Верным товарищам дал приказанье, нимало не медля,

Всем на проворные сесть корабли, чтоб из них никоторый.

Лотосом сладким прельстясь, от возврата домой не отрекся.

Все на суда собралися и, севши на лавках у весел,

Разом могучими веслами вспенили темные воды.

 

Обычный лотос имеет плоды несладкие, лотос лотофагов (Zizyphus lotus) — другое растений (лотосовое дерево), обладающее сладкими плодами.

В Индии лотос тоже считался священным. Древние индусы представляли землю в виде цветка лотоса. Бог индусов Брама, как и египетский бог Озирис, изображается лежащим на листе лотоса; храмы, посвященные им, Также украшаются лотосами. В мифе индусов богиня плодородия Лакшми переплывает океан на цветке лотоса. “Цветы лотоса — корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти спасение”. Лотос разводят в Индии и Китае, высевая семена в ил прудов и каналов.

Один из видов (Nelumbo nucifera) священного лотоса Египта и Индии растет не только в этих странах. Листья этого лотоса, имеющие вид опрокинутых колпачков на длинных черешках, торчащих из воды, и его крупные розовые и пурпурные цветки можно увидеть в устье Волги, вблизи Астрахани, в мелких заводях Каспийского моря, в устьях рек Куры и Терека в Закавказье. Лотос растет и на Дальнем Востоке.

Съедобные семена помещаются в полушаровидной коробочке с отверстиями сверху, из которой легко их вытрясти.

У лотоса исключительно долговечные семена.

В Южной Маньчжурии, у деревни Лю-тан-тунг, в слое торфа со дна высохшего озера на глубине 0,5 м ботаник Охга нашел семена лотоса (1932). Судя по толщине торфа, семенам было не менее 250 лет. Дети соседней деревни, используя торф на топливо, вынимают эти семена старинного лотоса и едят.

Охга стал исследовать бережно собранные семена. Зародыш был зеленым. Ученый намочил их и положил для прорастания при температуре 20°С. Но прошло 8 месяцев, а они не прорастали и даже не набухли. Да и трудно было ожидать, что такие старые семена могут прорасти.

Но когда Охга надпилил твердую оболочку одних семян, а другие обработал серной кислотой, семена стали набухать. И вдруг... на четвертый день дали росток.

Семена лотоса под твердой оболочкой и в дезинфицирующем слое торфа 250 лет сохраняли жизнь и... проросли.

Если вам, читатель, посчастливится встретить в реке лотос, не съедайте все его семена и не выкапывайте корневища. Лотос у нас стал теперь редким растением. Вы же, как натуралист, любитель родной природы, соберите созревшие семена лотоса и посейте в пруду, заводи реки, в водоеме сада или школьного участка. Организуйте охрану и размножение лотосов. Помогите сохранить одно из замечательных древних растений в водоемах нашей Родины.

 

Цветок Амазонки

После многих дней трудного плавания плот вошел, наконец, в Амазонку, желтые воды которой пробегали еще две тысячи триста километров, прежде чем впадали в море.

Майн Рид

Кроме африканских и азиатских кувшинок, есть еще одно растение, родственное нашей кувшинке, произрастающее в Южной Америке.

Посмотрите на карту Южной Америки. Какой широкой лентой со многими разветвлениями протянулась могучая, самая многоводная в мире река Амазонка! Она течет среди тропических лесов. От берега до берега — десятки километров. От реки отходят тихие заводи и узкие водяные тропинки в лес — “игарапэ”, по которым приятно скользить в березовой пироге (челноке), называемой здесь “монтарио”.

Много путешественников направлялось вверх по течению Амазонки в глубь девственных тропических лесов. Но не все возвращались назад, и многое чудесное, виденное ими, оставалось неведомым миру.

Первого января 1837 г. английский путешественник Ричард Шомбург записал в путевом дневнике о замечательном открытии:

“Я задумчиво смотрел на расстилавшуюся вокруг меня водяную гладь, как вдруг какой-то удивительный предмет вдали, у самого южного края реки, приковал к себе мое внимание. Я не мог даже составить себе никакого понятия, что это за предмет, и лишь ускоренно подвигался к нему в своем челноке, весь охваченный удивлением. Скоро я очутился перед одним из чудес растительного мира и забыл все тревоги и горести! Я был прежде всего ботаник и в этот момент чувствовал себя счастливейшим человеком в мире. Передо мной расстилались гигантские листья, имевшие от 5 до 6 футов [1,5—1,8 м] в поперечнике, сверху ярко-зеленого цвета, снизу светло-фиолетового, грациозно плававшие на воде. Этого мало: я видел окруженные каким-то волшебным сиянием громадные цветы; каждый состоял из бесчисленного количества лепестков, переливавшихся от чисто-белого цвета в нежнейший розово-красный и, наконец, в огненно-пурпуровый цвет. Неподвижная гладь воды сплошь была покрыта этими чудными цветами; для меня как бы развернулся новый мир предметов, достойных величайшего удивления. Чашелистики, поддерживающие снизу цветок, были толщиной в один дюйм [2,5 см] и усажены гибкими иглами. Распустившийся цветок имел до одного фута [30 см] в поперечнике и состоял из сотен лепестков. При начале распускания цветок имел по краям нежно-белую окраску, середина же была пурпуровая,— казалось, передо мной лежало ничем не прикрытое бьющееся сердце! Кровь из сердца стремилась наружу, мало-помалу окрашивая окружающие лепестки в нежно-розовый цвет; через день розово-красная окраска распространялась по всему цветку. Ни с чем не сравнимая прелесть этой водяной лилии соединяется с чудным ароматом”.

Шомбург назвал чудесный цветок нимфея виктория, в честь английской королевы. Спустя некоторое время нимфею амазонскую стали называть виктория регия (Victoria regia) — виктория царственная.

“Апона” — птичья сковородка — называют индейцы этот цветок за форму круглых листьев с загнутыми кверху краями.

По огромным листьям виктории регии бегают птицы (пиоссоки). В воде, которая собирается в ее листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать 35 кг. Лист поддерживают с нижней стороны толстые жилки — перекладины, расположенные решеткой. Плоды виктории регии, величиной с кокосовый орех или небольшую дыню, наполнены мучнистыми семенами, которые употребляют в пищу. Испанцы, живущие в Америке, зовут викторию регию маис дель аква (Mais del aqua) — водяной маис (кукуруза).

Садовники пытались из привозимых семян выращивать викторию регию в оранжереях. Сооружали бассейны с подогреваемой до 30°С водой. После долгих и упорных попыток в течение 4 лет в английском городе Чадсворте садовникам удалось добиться цветения виктории регии. Впервые на чужбине она зацвела 8 ноября 1849 г.

Толпы посетителей любовались чудом с реки Амазонки. Художники срисовывали цветок. Фотографы снимали детей, стоящих и сидящих на листьях виктории регии. Посетители вдыхали прекрасный аромат, напоминающий запах ананаса. Ботаники изучали цветок. Они обнаружили, что температура цветка выше температуры окружающего воздуха на 13,5°С.

В ботаническом саду в Сухуми, в бетонированном водоеме под открытым небом растет и цветет один из видов виктории. В Санкт-Петербурге в саду Ботанического института имени академика В. Л. Комарова устроена оранжерея, где по соседству с лотосами и рисом растет виктория регия.

Семена виктории регии приходится высевать каждый год, и это многолетнее на родине растение у нас растет как однолетнее.

В газетах обычно печатается объявление, что, а такой-то день ожидается цветение виктории регии, и люди устремляются на Аптекарский остров, в Ботанический сад, полюбоваться дивным цветком.

 

Одолень-трава

Если б знала баба,

Что такое одолень-трава,

Всегда бы брала ее,

Вшивала в пояс

И носила на себе.

Старая сербская песня

Туман, как легкий прозрачный дымок, поднимается с поверхности озера. Он колышется, движется, образуя разнообразные причудливые фигуры. Будто в медленном танце, в прозрачных тканях движутся нимфы на зеркале озера. Цветы кувшинок опустились под воду.

Рассказ об истории кувшинок еще продолжается. У всех народов с глубокой древности сохранились предания и легенды, связанные с водяной лилией — кувшинкой. В Древней Греции цветок кувшинки был символом красоты и красноречия. В средние века в Европе создавались сказки об эльфах — маленьких лесных человечках, катающихся, как на корабликах, в чашелистиках кувшинки.

Кувшинку называли лебединым цветком. Фризы верили, что те, у кого изображено семь цветков кувшинки на гербе замка, щите или знамени, становились непобедимыми. Североамериканские индейцы создали красивое сказание: водяная лилия образовалась из искр, упавших с Полярной и “Вечерней” звезд в то время, когда они столкнулись, споря между собой из-за обладания стрелой, которую в минуту смерти пустил в небо великий индейский вождь.

Вот показался над озером месяц. В такое время в “Майской ночи” Н. В. Гоголя появлялись русалки с венками из кувшинок на голове. У славянских народов кувшинка издавна считалась русалочьим цветком. Красивый белый цветок с пятнистым, как змеиный или рыбий хвост, корневищем был превращен народной фантазией в русалку — прекрасную девушку с рыбьим хвостом.

Своеобразно использовали кувшинку наши предки. Семена ее употреблялись монахами и отшельниками как средство, успокаивающее нервы, от судорог и головокружения, певцами — для усиления и укрепления голоса. Для улучшения аппетита сушеное корневище кувшинки подвешивали над кроватью больного. Отваром цветков кувшинки лечили зубную боль.

В древности науки о жизни природы — биологии — не существовало, и люди боялись явлений природы, не умея их объяснить. Они наделяли природу, растения человеческими чувствами, создавая фантастические, суеверные рассказы о растениях и их свойствах.

В старину рекомендовалось рвать цветки кувшинки с ласковыми словами, заткнув уши. Ни в коем случае не дозволялось срезать их, так как при этом якобы стебель кувшинки истекает кровью, а тот, кто это сделает, будет видеть тяжелые, кошмарные сны. С корневищем кувшинки в руках пастухи обходили поле, чтобы при пастьбе предохранить скот от пропажи.

В старинном рукописном травнике (книге, описывающей полезные растения) кувшинка называется одолень-травой — травой, одолевающей нечистую силу. Ей приписывается и другое свойство: “Кто найдет одолень-траву, тот вельми талант себе обрящет на земли” (т. е. многие способности получит).

Древние славяне приписывали кувшинке таинственные свойства, особенно помогающие путешественникам: “Где ни пойдет — много добра обрящет”. Когда славянин отправлялся в далекое путешествие, он зашивал в ладанку (мешочек) кусок корневища кувшинки и вешал себе на шею. При этом произносил такое заклинание:

“Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы на нас не думали, скверного не мыслили, отгони ты чародея, ябедника. Одолень-трава! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды... Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем пути и во всей дороженьке”.

 

Голос свирели

Продвигаясь дальше, Годфрей нашел здесь два рода употребляемых индейцами в пищу корешков, которые съедобны только в вареном виде, а другие годны и в сыром.

Жюль Верн

У топкого берега озера, а иногда и на краю болота возвышается стройная заросль тонких растении с черными бархатными шишками и линейными, как у злаков, листьями. Вы называете это растение камышом, а иногда тростником. На самом деле это ни то, ни другое,— это рогоз.

Рогоз, или куга, носит научное название тифа латифолия (Typha latifolia), которое происходит от греческих слов: “tuphos” — “дым”, так как початки рогоза черные, как бы обгорелые; “latifolia” — “широколистная”.

Рогоз относится к семейству рогозовых. Черный початок рогоза — это соцветие женских пестичных цветков. Наверху соцветия в начале цветения бывает беловатое соцветие мужских цветков с тремя тычинками в каждом. Оно быстро отцветает и засыхает.

Рогоз опыляется ветром. Семена покрыты волосками и, попадая в воду, держатся на поверхности 2—3 дня, а затем тонут. Пух из соцветии рогоза раньше добавляли к пуху кроликов при изготовлении фетровых шляп. Длинные стебли рогоза гибки и прочны. Листья, достигающие 3 м длины, имеют до 20 воздушных сосудов с перегородками, видимыми простым глазом. Юные ботаники иногда ошибочно принимают их за клеточки.

Стебли и листья рогоза можно употреблять на силос. Из них плетут циновки и корзины. На Украине стеблями рогоза покрывают крыши. Из прочных волокон стебля делают канаты. Рогоз используют для получения бумаги.

Вместе с рогозом на болотах и по берегам рек и озер встречаются большие заросли тростника. Тростник выше, чем рогоз, стебель его — соломина, листья более тонкие, сине-зеленого цвета. Вверху стебля густая метелка (30—40 см длиной) темно-фиолетовых колосков (1 см длиной). Листья тростника поворачиваются ребром к ветру, а гибкая соломинка сгибается, но не ломается. На ветру все листья тростника оказываются на одной стороне, развеваются, словно флаг, указывая направление ветра, как флюгер.

Тростник размножается корневищами, опутывая влажную почву и тем способствуя зарастанию озер и болот, а также образованию тростникового торфа.

Тростник из семейства злаков, родственен хлебным растениям. С древних времен тростник употребляют для покрытия крыш, делают из него щиты, заборы и трости. Молодые корневища достигают длины 2,5 м. Употребляют корневища и как лекарственное, потогонное средство. В сырых корневищах тростника 5% сахара.

Корневища тростника достают граблями, баграми или “кошками”, иногда с глубины 1 м. Собирать их следует весной до цветения тростника, в начале лета или поздно осенью. Цветет тростник в июне — июле.

Многие старинные грустные песни и сказки говорят о том, как из срезанного тростника делали дудочку — свирель. И такая свирель неожиданно начинала петь голосом человека, который был похоронен, в том месте, где вырос тростник.

С давних пор из тростника делали необходимую часть кларнетов и флейт — вибрирующий “язык”, так называемый пищик. Первый ботаник Теофраст в своей книге “Исследование о растениях” подробно описал, как вырезать из тростника пищик — “язык” для свирели и флейты.

Наш тростник родственен африканскому сахарному тростнику. Стебель последнего (толщиной 5 см и высотой 6 м) наполнен душистой сладкой сердцевиной. В нем 20% сахара.

В Африке и Южной Америке сахарный тростник возделывают на обширных плантациях. Из стеблей его получают сахар.

В Древней Индии для скрепления камней при постройках каменщики использовали известь, размешанную соком сахарного тростника, что и придавало вековую прочность старинным башням и храмам.

Половину мировой продукции сахара вырабатывают из сахарного тростника. Его много на острове Куба.

Сахарный тростник выращивают в Таджикистане и Узбекистане.

 

Якутский хлеб

— Из камасов мы приготовим муку и хлеб, если у нас будет огонь.

Жюль Верн

В северо-восточной части Сибири расположена громадная Якутия. Она занимает 3 млн. км 2 . “Путь сюда далек и очень труден, — писал в 1871 г. Н. Г. Чернышевский,— да самая почта почти круглый год не в силах идти без страшных опасностей и долгих промедлений. От половины апреля до конца года — восемь с половиной месяцев; переезд от Иркутска до Якутска — тяжелое и очень рискованное предприятие; труднее, чем какое-нибудь путешествие во внутренней Африке”.

В Якутии удивительный климат: леденящая, 60-градусная стужа зимой и 35-градусная, почти тропическая, жара летом. В этот суровый край царское правительство ссылало революционеров. В Якутию, эту “тюрьму без решеток и замков”, были сосланы декабристы, писатели Н. Г. Чернышевский и В. Г. Короленко, большевики Г. К. Орджоникидзе, Е. М. Ярославский и многие другие.

О Якутии писал поэт-декабрист К. Ф. Рылеев:

Никто страны сей безотрадной, Обширной узников тюрьмы. Не посетит, боясь зимы И продолжительной и хладной...

До революции якуты были очень бедным народом, жившим в небольших юртах, в которых на зиму скоплялось много людей; кроме того, здесь же помещались коровы с телятами. О жизни в старой Якутии прочтите рассказ В. Г. Короленко “Сон Макара”.

В Якутии только в начале прошлого столетия появились первые попытки сеять зерно, и то около городов Якутска и Олекминска. В настоящее время в колхозах и совхозах Якутии успешно культивируют рожь, пшеницу, ячмень, овес, картофель и разные овощи.

В царское время якутская беднота почти не употребляла хлеба и овощей. Вместо хлеба бедняки употребляли в пищу сосновую заболонь (между корой и древесиной), а чаще — корневище одного болотного растения. В Якутии в тундре множество озер; по берегам реки Лены — сырые низменности. По берегам озер и в болотистых низменностях растет якутский дикий хлеб — сусак. Это растение 1—1,5 м высотой, с пучком линейных прямостоящих листьев. У него прямой стебель с торчащими во все стороны, как спицы зонтика, бело-розовыми цветками. Цветки диаметром 2,5 см, на длинных цветоножках, имеют три зеленовато-красных чашелистика, три розовых лепестка, девять тычинок и шесть красных пестиков.

Научное название сусака — бутомус умбелятус (Butomus umbellatus), от греческих слов “bus” — “бык”, “tomnein” — “отщипывать” и латинского “umbellatus” — “зонтиковидный”. Уже само название говорит о сусаке как о кормовом растении для скота. Листья сусака идут на корзины и рогожи. Толстые же корневища заменяли якутам хлеб. В сухих корневищах содержится 60% крахмала, 14% белка, 4% жира.

Еще в 1871 г. иркутские химики, исследуя якутский “хлеб”, писали: “В муке из корней сусака есть все, что нужно для питания человека”. Из корневища сусака делают муку. Из 1 кг корневищ получается 250 г муки. Из муки пекут хлеб и лепешки. Кроме того, корневища пекут и жарят с салом.

Но не одни якуты и калмыки употребляют в пищу сусак. В Италии жители Пьемонта заготовляют впрок нарезанные и высушенные корневища сусака. Поджаренное корневище является хорошим суррогатом кофе. Сусак распространен повсеместно, не только в Сибири, но и на всем Севере и в средней полосе нашей родины. Его можно встретить даже в черте города Санкт-Петербурга, у реки Карповки.

 

Растение на якоре

Чингачгук оставил уже свою лодку и стоял на тропинке, ведущей в чащу леса.

Фенимор Купер

Когда говорят, что корабль стоит на якоре, это всем понятно. Но как понять выражение: “растение на якоре”?

Может быть, растение выросло на железном якоре? Нет, не в этом дело. В озерах, заводях и старицах медленно текущих рек на поверхности воды часто плавают розетки листьев, удивительно похожих по форме на листья березы. Эти кожистые, ромбические, зубчатые листья не тонут, так как их длинные черешки имеют заметные вздутия, наполненные воздухом. Воздушные полости черешков, как спасательные круги, поддерживают розетку листьев. На тонком стебле, прикрепленном ко дну водоема, видны тонкие перистоветвистые зеленоватые корни, которые иногда принимают за подводные листья.

В конце мая в центре розетки распускаются беловатые цветки с четырьмя чашелистиками, четырьмя лепестками и четырьмя тычинками. Цветки появляются над водой лишь в утренние часы или вечером. Это самоопыляющееся растение.

Опыление происходит в закрытых цветках, часто под водой. Под водой на изогнутой цветоножке образуется из завязи твердый плод — орех 2 и даже 5 см длиной, с четырьмя, а у некоторых видов с тремя и двумя загнутыми рожками, напоминающими якорь. Это растение и прозвали: рогульник, чертов орех, рогатый орех, водяной каштан, водяной орех, или чилим. Научное название его трапе, патане (Тгара natans) означает “рогульник плавающий”. Относят его к семейству водноореховых, или рогульниковых. К этому семейству принадлежит и розовый кипрей, или иван-чай, о котором будет речь впереди.

Необыкновенное развитие у этого растения. Когда из цветков начинают развиваться тяжелые орехи, у листовых черешков увеличиваются воздушные полости, удерживающие на поверхности воды растение с висящими в воде орехами-якорями. Этих твердых орехов с острыми рогами не решаются коснуться ни рыбы, ни утка, ни водяная крыса. Когда к осени орехи созревают, “канатик” от “якоря” не в состоянии удержать при волнении растение — чилим срывается со своего якоря и плывет по воде, словно корабль, нагруженный орехами. Крупные орехи висят в воде, как якоря. Уже поздней осенью листья и стебель чилима сгнивают, а орехи падают на дно, внедряясь в него своими рожками. Весною орех начинает прорастать, но не так, как семена всех растений. Корень его вначале поднимается вверх, а потом опускается вниз, делая дугу. Долгое время удерживает зацепившийся за дно плод-якорь целое растение, выросшее из него, которое и течение воды не в силах оторвать и унести.

 

Рогульник так, живя средь вод спокойных,

Пускает листья в виде нитей стройных;

Но волоски ветвятся много раз

И пьют они, как жабры, жизни газ;

Когда ж до водной глади достигает.

Широкие он листья распускает.

Сожженный солнцем, испаренья шлет

И радостно струи эфира пьет.

 

Так писал о чилиме дед великого натуралиста Чарлза Дарвина — ученый-поэт Эразм Дарвин в большой поэме “Храм природы”.

Встречается чилим на Волге, на Украине, в Беларуси, в Казахстане.

Во многих местах, где теперь не растет чилим, находят его орехи в слоях торфа. Чилим в древности, еще в эпоху свайных построек, являлся одним из главных источников питания. Поселения первобытного человека обнаружены на тех озерах, где рос чилим. Это наблюдалось не только на юге Европы, но и на Севере.

Не так давно в болоте у озера Ванаявези (Финляндия) археологи напали на большое количество расколотых орехов чилима, смешанных с древесным углем. В Латвии найден был слой скорлупы орехов и деревянные колотушки с впившимися в них шипами чилима. Эти находки относят к каменному веку.

Раньше чилим был распространен повсеместно, теперь исчезает. Чтобы окончательно не вымерло ценное растение с якорем, нужно его не истреблять, а распространять и охранять. Чилим следует ввести в культуру.

В Китае и Индии чилим разводят на болотах и озерах. Во время созревания орехов чилима на болотах можно увидеть женщин и детей, плывущих в круглых челноках и собирающих орехи.

В Индии, в частности в Кашмире, до 40 тыс. человек в течение 5 месяцев в году питаются орехами чилима. В неурожайные годы во время голода чилим спасал жизнь не одной тысяче индусов. Его употребляют и как лекарство при дизентерии.

Густые заросли чилима придают озерам вид зеленого луга.

Индусы из особых челноков собирают чилим, называемый ими “сингара”. Бедняки, не имеющие челноков, стоят по грудь в воде и кладут орехи в плавающие рядом с ними корзины. Участки водоемов с чилимом сдают в аренду за особую плату на право сбора орехов. Водные “поля” чилима отгорожены плавающими стволами бамбука.

В Индии сеют семена чилима ногами, стоя в воде. Сажают молодые корневища чилима тоже ногами. Захватывая кусок корневища между большим и вторым пальцем ног, втаптывают его в ил.

В Бенаресе из водяных орехов делают “священные” ожерелья.

Индусы едят чилим с солью и перцем, варят похлебку и пекут из него хлеб. Орехи или размалывают в муку на ручной мельнице, или кладут на ночь в воду и наутро разминают в тесто. По вкусу хлеб из чилима похож на пшеничный.

Чилим — многолетнее растение. Каждый год от его корней вырастают новые побеги. Орехи чилима без воды теряют всхожесть, поэтому при посадке в другие водоемы их следует переносить в банке с водой.

В Индии собранные осенью орехи, предназначенные для посева весной, закапывают на зиму в землю.

Чилим разводят на острове Шри-Ланка, в Японии, Китае и на юге Африки, до устьев реки Замбези.

Название озера Ньяса (Юго-Восточная Африка) означает: “жилище водяного каштана”.

Если вам, читатель, удастся найти чилим, не вырывайте его, не съедайте все орехи, а бросьте их в другие водоемы недалеко от берега, на глубину не более 0,7—1 м. Отметьте место посева палками или камнем. Понаблюдайте, как из “якоря” будет развиваться растение. Держите в секрете от всех, что вы размножаете “чертов орех”, а главное, пока никому не говорите, что он съедобный и вкусный. Пусть размножается у нас это полезное и интересное растение.

Организуйте охрану этого замечательного, но редкого, вымирающего растения.

Но пора пойти в сухие места и там поискать интересные растения.

 



infopedia.su


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта