Доклад растения ледяной зоны 4 класс. Презентация по окружающему миру на тему "Ледяная зона" (4 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Ледяная зона. Арктика. Урок окружающего мира 4 класс. ПНШ. Доклад растения ледяной зоны 4 класс


Природная зона "Арктика" 4 класс

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: природные зоны России- «Ледяная зона»

Цель:Познакомиться с природной зоной Росси -Арктикой

Задачи:1) образовательная:

1. На примере Ледяной зоны усвоить план, по которому на последующих уроках будут изучаться все другие природные зоны;

2.Пролжить индивидуальное обучение членов клуба ведению делового заседания;

3. Продолжить формировать навык работы со справочной литературой.

2)развивающая:расширить знания о природных зонах нашей страны,с помощью сообщений товарищей, справочной литературы, иллюстраций в учебнике,презентации, видеоролика.

3)воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края и страны; учить работать в группе.

Оборудование и наглядные пособия:

учебники, карта природных зон России, книжный стенд , Энциклопедия «Что такое. Кто такой» (том 1), атлас Тюменской области, учебный видеоролик.

Оформление доски: карта природных зон России.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

IОрг .момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Рассаживаются за 3 стола по группам гр № 1, гр № 2, гр № 3

II. Актуализация знаний

III.Тема урока и цель.

Ребята, у нас сегодня очередное заседание клуба

«Мы и окружающий мир»

1. С какой темой мы познакомились на прошлом уроке?

2.Скажите, ребята, сколько вы знаете природных зон нашей страны?

3.Как изменяются природные зоны нашей страны?

4.Почему это происходит?

Ребята, ответив на следующий вопрос, вы можете сами сформулировать тему нашего заседания.

«Как называется самая северная природная зона России»

-А какой будет цель урока?

О чем поподробнее хотелось бы узнать об этой зоне?

С природными зонами нашей страны

Мы знаем 6 природных зон (перечисляют)

Зона Арктических пустынь,

зона тундры,

зона лесов,

зона степей,

зона пустынь,

зона субтропиков

Они изменяются в направлении с севера на юг.

Северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла и света, а южные больше.

Самая северная зона России – зона Арктических пустынь

Узнать о природных условиях Арктики

-кто там обитает?

Кто живёт?

Познавательные УУД

формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Формируем умение осознавать недостаток информации;

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

IV. Открытие детьми нового знания

V.Физминутка

-Для ведения нашего заседания, мы должны выбрать председателя.

Я предлагаю …

-Кто за ? Прошу проголосовать.

(Председатель занимает место у стола учителя.)

Слово предоставляется председателю

(на экране высвечивается план заседания)

В соответствии с повесткой учитель показывает на карте местоположение ледяной зоны и просит найти – на своих картах.

Председатель знакомит с планом работы

План заседания клуба «Мы и окружающий мир» по теме «Ледяная зона»

1.Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны

2.Растения ледяной зоны

3.Животные ледяной зоны

4.Арктика и человек

5.Работа со справочной литературой

Председатель обращается к детям: В соответствии с планом мы сейчас познакомимся с очень интересными сообщениями об Арктике. Слово предоставляется

(выступление учащихся с сообщениями)

В зоне арктических пустынь мороз(топают ногами)

Ну-ка, все взялись за нос

Ни к чему нам бить баклуши

(подтягиваются)

Ну-ка, все взялись за уши.

Покрутили, повертели

Вот и уши отогрели.

Наклоняемся вперед

Руки в стороны

Ветер дует, завывает

(вращение руками)

Нас работать призывает

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Ориентироваться на развороте учебника.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре.

VI. Работа в группах

Вопросы

Iгруппа

1. Кто из наших соотечественников являются первооткрывателями Арктики?

2. Какова площадь Арктики?

II группа

  1. Что такое Айсберги?

2.Что собой представляют птичьи базары в Арктике?

III группа

  1. Полезные ископаемые Арктики?

  1. Кто являются коренными жителями Арктики?

Председатель предлагает отыскать дополнительный материал об Арктике в энциклопедии «Что такое. Кто такой». (Том 1) , раздел «Арктика» в соответствии с вопросами.

(Раздает конверты с вопросами). При затруднениях учащихся является одновременно консультантом.

Ф. Литке, С. Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Вл. Русанов

Площадь составляет почти 27 млн. кв.км- почти в 3 р больше Европы

Плавающие края ледников обламываются- образуются Айсберги, ледяные горы

Огромные скопления птиц на ледяных скалах, птицы располагаются рядами по видам. Сильный гвалт, рядом находиться небезопасно.

Нефть, газ, каменный уголь, цветные металлы, алмазы.

Малые народы Севера:

чукчи, ненцы, коми, юкагиры и др.

По окончанию работы председатель предоставляет слово каждой группе.

Познавательные УУД

Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

VII. Закрепление изученного

Учитель предлагает всем членам клуба самостоятельно прочитать сообщение учеников села Мирного, а затем всем группам ответить на 1 вопрос учебника. (Сравни климатические условия нашей области с климатическими условиями Арктики.)

Используют для ответа на вопрос атлас Тюменской области, раздел «Климатические зоны».

В нашей области минимальная температура наблюдалась -50 С, максимальная +34 С.

В Арктике в отличие от нашей местности полярная ночь, полярный день, полярное сияние. Температура воздуха мин. -60 С, максимальная +3,+4 С

Далее председатель предлагает:

1 группе ответить на 2,3 вопросы

2группе ответить на 4,5 вопрос

3 группе ответить на 6,7 вопрос учебника.

Познавательные УУД

На основе анализа объектов делать выводы.

Ориентироваться на развороте учебника.

Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

VIII. Самостоятельная работа

Учитель предлагает поработать по тестам и проверить себя, как усвоили материал по изученной теме.

Работают самостоятельно по тестам.

Познавательные УУД

формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

IХ. Самопроверка

  1. О каком животном идет речь? Хорошо плавает, ноги превратились в ласты. Добывает корм- рыбу.

А). Белый медведь

Б). Полярный кит

В). Тюлень

  1. Закончи составление цепи питания

Рыба

Морж

3.«Родильный дом» для белых медведей находится:

А) на п/о Таймыр

Б) На острове Врангеля

4.Полярная ночь и полярный день в Арктике длятся

А) Несколько дней

Б) Несколько месяцев

В) Несколько лет

5.В зоне Арктики люди занимаются:

А) Земледелием

Б) Охотой

В) Рыболовством

6.Площадь Арктики составляет

А) 72 млнкв.км

Б) 27 млнкв.км

В) 27 млн кв. м

На экране м/медиа высвечиваются ответы на тест

  1. В

  2. Белый медведь

  3. Б

  4. Б

  5. Б,В

  6. Б

Х Рефлексия

Раздаются председателем карточки с названием

«Я узнал о….»

Дети ставят «+», если об этом узнали новую информация

«-», если не узнали

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

XIД/з ,

оценки

Учитель просматривает карточки

Дети, я вижу на некоторые вопросы вам не удалось сегодня услышать и найти ответ. Я вам предлагаю познакомиться с книжным стендом и найти ответы в книге А. Ляпидовского «Челюскинцы», изд. «Детская литература», 1986 г и на следующий урок подготовить ответы

Председатель собирает карточки.

Председатель закрывает заседание и благодарит всех за участие.

ФИ___________________________________________________________________ «Я узнал(а) о…»

О первооткрывателях - соотечественниках

Какова площадь Арктики

О климатических условиях

О животных Арктики

О растениях Арктики

О полезных ископаемых Арктики

О коренных жителях Арктики

Кто был начальником экспедиции и капитаном ледокольного парохода «Челюскин»

Что произошло с ледоходом «Челюскин»

С какой целью была отправлена экспедиция на Северный полюс?

ФИ___________________________________________________________________ «Я узнал(а) о…»

О первооткрывателях - соотечественниках

Какова площадь Арктики

О климатических условиях

О животных Арктики

О растениях Арктики

О полезных ископаемых Арктики

О коренных жителях Арктики

Кто был начальником экспедиции и капитаном ледокольного парохода «Челюскин»

Что произошло с ледоходом «Челюскин»

С какой целью была отправлена экспедиция на Северный полюс?

ФИ___________________________________________________________________ «Я узнал(а) о…»

О первооткрывателях - соотечественниках

Какова площадь Арктики

О климатических условиях

О животных Арктики

О растениях Арктики

О полезных ископаемых Арктики

О коренных жителях Арктики

Кто был начальником экспедиции и капитаном ледокольного парохода «Челюскин»

Что произошло с ледоходом «Челюскин»

С какой целью была отправлена экспедиция на Северный полюс?

infourok.ru

Ледяная зона. Арктика. Урок окружающего мира 4 класс. ПНШ

Ледяная зона Арктики 4 класс

Автор презентации

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ «Технический лицей»

Биливская Инна Николаевна

Арктика – край удивительной природы, край контрастов, царство снега и льда.

Арктикой называют земли, лежащие вокруг Северного полюса.

Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами.

Толщина однолетнего льда достигает 1.8 м, многолетнего

- 3 - 4 м.

Зимой здесь - долгая полярная ночь. Солнце

совсем не показывается – темнота. Это очень суровое время года. Температура

понижается до – 60 и ниже, дуют сильные

ураганные ветры, часты бураны.

Иногда возникают

удивительной красоты

полярные сияния .

В белых льдах кое-где видны трещины – разводья. По ним вслед за могучими ледоколами плывут корабли.

К жизни в трудных условиях ледяной зоны

приспособились немногие живые существа.

На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь.

Кое-где растут мхи, полярный мак.

Карликовая берёза

Полярный мак

Камнеломка

Самый крупный наземный хищник.

белые медведи

Имеет очень густой

меховой покров.

Ноги высокие, толстые.

Под кожей толстый слой

жира.

Бивни моржа достигают в длину

70-80см. Ими морж распахивает морское дно в поисках основного корма – моллюсков.

Морж

Все тюлени – полуводные

животные, без суши обойтись не могут и от большой воды далеко не отходят.

Под кожей - толстый

слой жира (сохраняет тепло, облегчает плавание).

Питается крабами, рыбой.

Топай, мишка,

Хлопай, мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз.

Улыбайся и садись.

Птичьи базары

Белая чайка

Люрик

Чистики

тупик

Гагарка

Всех этих птиц кормит море.

сайка

голец арктический

Треска

Морской окунь

Пикша

В Арктике хорошо развит

рыболовный промысел. Обилие

морских зверей способствует

охоте.

Продолжается исследование

Арктики .

Помогают передвигаться людям на севере друзья - собаки.

Занесены в Красную книгу такие виды, как белый

морж, тюлени, медведь, гренландский кит, нарвал.

В результате широкого хозяйственного освоения

Арктики всё больше её пространства становятся

непригодными для жизни северных животных, всё

заметней сокращается их численность.

Основные причины:

  • загрязнение морей; сокращение количества пищи; усиливающийся фактор; беспокойства ( суда,
  • загрязнение морей;
  • сокращение количества
  • пищи;
  • усиливающийся фактор;
  • беспокойства ( суда,

вездеходы, вертолёты,

посёлки).

Не загрязняй моря Арктики и океан!

Лов рыбы ограничен!

Ограничена охота на животных !

Крупным животным трудно жить рядом с человеком. Чтобы уменьшить контакты человека и животных, создаются заповедники и заказники.

Заповедник «Остров Врангеля»

белые гуси

моржи

белые медведи

овцебык

multiurok.ru

Урок по окружающему миру "Ледяная зона" (4 класс)

Урок в 4 классе

Цель: использование учащимися УУД для самостоятельного определения темы и цели урока; на примере ледяной зоны усвоить план, по которому будут изучаться все природные зоны; индивидуальное обучение членов клуба ведению делового заседания.

Задачи:

  1. Образовательные:

  • Формировать умение работать с различными информационными источниками: учебником, хрестоматией, словарём;

  • Формировать умение с помощью мультимедийной презентации и доклада представить свою работу.

  • Умение работать в группе, с учителем.

  1. Развивающие :

  • Развитие интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания, мышления, памяти.

  • Развитие пошагового самоконтроля и адекватной самооценки;

  • Развитие интереса к учебной деятельности.

  1. Воспитательные:

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Оборудование

Учебники, карта природных зон России, компьютер, тетради на печатной основе.

Программное обеспечение

Компьютерная программа Power Point, Windows Movie Maker

Дидактические материалы

Доклады и презентации учащихся, презентация учителя, карточки для работы групп, памятки.

Литература

Рекомендуемые ученикам учебные материалы к занятию

Хрестоматия по окружающему миру, работа с сайтом

htt:// www.altai.fio.ru/projects/Group2/potok53/site/

Орг. момент.

30с

Дорогие ребят, сегодня у нас необычный урок, на нём присутствуют гости. Не волнуйтесь, работайте спокойно, поддерживайте друг друга.

Приветствие учителя, гостей.

  1. Определение темы урока и постановка цели. 3мин

Скажите, пожалуйста, какой раздел мы начали изучать?

Давайте вспомним, что мы называем природной зоной?

Вспомните, как называются природные зоны России в направлении с севера на юг.

Где можно получить эту информацию, если забыли?

Начиная с сегодняшнего урока, мы будем совершать удивительные воображаемые путешествия по природным зонам России.

Послушайте отрывок из песни и определите тему урока.

Кто догадался, поднимите руки.

Молодцы. Тему определили. А какова цель нашего урока?

А кто заметил, в какой форме будет проходить урок?

Молодцы.

Природные зоны.

Природные зоны – это большие пространства со сходными природными условиями, особым растительным и животным миром.

Ответы детей.

На карте природных зон России показано, как расположены природные зоны, каким цветом они обозначены, и какую территорию они занимают.

Ответы детей

Цели.

Узнать много интересного о ледяной зоне, познакомиться с неживой и живой природой ледяной зоны.

В форме заседания клуба «Мы и окружающий мир»

(После просмотра зашторить 40 сек)

  1. Актуализация

На прошлом уроке мы выбрали председателя нашего заседания (им стала Старостина Анна). Прошу председателя занять своё место.

А для продуктивной работы нашего заседания я предлагаю составить план. А на помощь вам придёт слайд.

Как вы думаете, в каком порядке мы будем изучать природные зоны?

  1. Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы.

  2. Растения ледяной зоны.

  3. Животные ледяной зоны.

  4. Арктика и человек.

  1. Первичное восприятие и усвоение нового материала.

Сегодня на нашем заседании прозвучат интересные сообщения об Арктике, подготовленные ребятами нашего класса.

Сейчас в соответствии с планом заседания мы их просмотрим, прослушаем, а потом оценим.

Далее заседание ведёт Старостина Анна, учитель занимает её место в классе.

- Спасибо большое Старостинной Анне. Оцените её работу в роли председателя сегодняшнего заседания.

Первое слово предоставляется Каменской Виктории.

Она расскажет об особенностях неживой природы ледяной зоны.

Давайте оценим доклад Вики и проанализируем её ответ.

Примерный ответ. Вика интересно рассказала, познакомила нас с новыми словами: «полярная ночь», «Полярный день», «полярное сияние», я считаю, что её доклад можно оценить на ….

-Ребята, кто желает показать на карте природных зон ледяную зону. (Если неверно, помогает учитель).

-Далее слово предоставляется Жаворонкову Александру, он расскажет о растениях ледяной зоны.

Давайте оценим его выступление.

Примерный ответ.

Саша рассказывал о растительном мире Арктики

И показывал фото зарисовки. Мы узнали много интересного из его сообщения. Я думаю его работу можно оценить оценкой …. .

Юля Кудинова приготовила для нас презентацию на тему «Животный мир Арктики», ей слово.

-Оцените работу Юли.

Следующую презентацию подготовила Сошина София.

Оцените её работу.

-Спасибо всем ребятам за интересные работы. А я передаю слово Елене Валентиновне.

Примерный ответ

Я считаю, что Аня правильно чётко вела заседание, ей можно поставить ……..

  1. Физминутка

  1. Применение теоретических знаний .

Ребята, вы узнали много познавательного из докладов и презентаций. Но не только выступающие готовили материал, другие ребята тоже потрудились, на следующем уроке мы их работы оценим.

-Сейчас мы будем работать в группах.

Давайте повторим памятку работы в группе

Командиры групп подойдите за заданием.

Вы получили карточки с заданиями. Пользуясь учебником и выступлениями своих товарищей, дайте ответы на ваши вопросы.

Время подготовки 2 минуты.

Давайте послушаем ответы групп на поставленные вопросы. Оцените свои ответы.

Памятка

1. Выберите в группе командира.

2. Распределите обязанности

3. Составьте план ответа.

4.Вместе составьте рассказ по плану.

5.Выберите, кто будет отвечать.

6. Дополните ответ товарища.

7. Оцените ответ группы.

1 группа

Сравните природные условия своей местности с природными условиями Ледяной зоны.

Заполните таблицу.

Температура

воздуха

ветер

Световой день

2 группа

Назовите особенности растительного мира Арктики.

1) Назови растения, которые растут в ледяной зоне

2)Укажи высоту растений

3)Особенность растительного мира.

3 группа

Особенности живого мира ледяной зоны.

1)назови животных

2) Где живут

3)Чем питаются

4)Как приспосабливаются к суровым условиям.

4 группа

Как человек осваивает Арктику?

1) Научные станции.

2)Морской путь.

3)Основное занятие людей в Арктике.

5 группа

Какие меры принимают люди, защищая природу северного края?

Назови заповедники ледяной зоны.

Отвечают, оценивают работу своей группы.

  1. Рефлексия

Давайте подведём итог урока. Какие цели мы поставили в начале урока?

Достигли мы этих целей? Что понравилось на уроке?

Покажите с помощью смайлика какое у вас настроение.

Д\З Т с. 19 №31,32. Уч. 66-70, Хр. С.163-165

infourok.ru

Презентация по окружающему миру на тему "Ледяная зона" (4 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Зона арктических пустынь Арктика

2 слайд Описание слайда: 3 слайд Описание слайда:

Арктика – это огромное пространство Северного ледовитого океана с морями и островами, на которых находятся арктические пустыни.

4 слайд Описание слайда:

Солнечные лучи только скользят по их поверхности, давая мало тепла, потому что солнце никогда не поднимается здесь высоко.

5 слайд Описание слайда:

Полярное сияние

6 слайд Описание слайда:

Растения ледяной зоны Лишайники

7 слайд Описание слайда:

Растения ледяной зоны

8 слайд Описание слайда:

Растения ледяной зоны

9 слайд Описание слайда:

Море кормит всех обитателей ледяной зоны. В богатой кислородом и углекислым газом воде активно размножаются водоросли и рачки – первое звено пищевой цепи арктической зоны

10 слайд Описание слайда:

Животные ледяной зоны кайра

11 слайд Описание слайда:

Животные ледяной зоны тупики

12 слайд Описание слайда:

Животные ледяной зоны гагарка

13 слайд Описание слайда:

Животные ледяной зоны Поморник

14 слайд Описание слайда:

Животные ледяной зоны тюлень

15 слайд Описание слайда:

Животные ледяной зоны моржи

16 слайд Описание слайда:

Животные ледяной зоны

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-702910

Похожие материалы

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Конспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс

Конспект урока-открытия

по окружающему миру 4 класс

Тема: Зона арктических пустынь.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с характерными особенностями зоны Арктики.

2.Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориентироваться по карте, умение работать с дополнительными источниками информации

3.Воспитывать экологическую культуру. Развивать эмоционально-положительное отношение к объектам природы. Развивать коммуникативные умения.

Планируемые результаты:

Получить представления о географическом положении, климате, растительном и животном мире Арктики. Осознать роль человека в негативных изменениях окружающего мира.

Оборудование: учебники, тетради на печатной основе, карта природных зон России, плакат «Природа Арктики», ЦОР «Арктика-мой дом» (электронная версия Полярной Энциклопедии Школьника)

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Работа по теме урока.

Практическая работа. (работа с картой природных зон)

-Найти на карте природных зон России зону арктических пустынь.

-Каким цветом она обозначена?

-В каком поясе земли находится?

-Что можно рассказать по карте об этой зоне?

-Научиться показывать ее на карте.

Работа по плану:

- Местоположение ледяной зоны и особенности неживой природы ледяной зоны .

-Растения ледяной зоны .

-Животные ледяной зоны .

-Арктика и человек .

Местоположение и особенности неживой природы ледяной зоны. (работа с ЦОРом)

Издавна эту область Земли называют Арктикой - от греческого слова arkticos – «северный», так древние греки называли расположенное в северной части неба созвездие Большой Медведицы.

Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Большая часть поверхности океана и его островов в течение всего года покрыта многолетними льдами толщиной до 5 метров. Лишь кое-где на островах льда нет, но и здесь земля промерзает на много метров в глубину. Почва на таких островах не образуется. Это зона АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ, или ЛЕДЯНАЯ ЗОНА. Она занимает острова Северного Ледовитого океана и северную часть полуострова Таймыр.

Природа этой зоны очень сурова. Зимой в Арктике ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ. С середины октября и до февраля солнца совсем не видно. Дуют сильные ветры, неделями метет пурга, температура воздуха нередко понижается до

- 60◦С. Полярной ночью здесь можно наблюдать одно из удивительных явлений природы – СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ. Очевидцы говорят, что полярное сияние похоже на причудливый занавес, который колышется в темном небе. Занавес разделен на светящиеся разноцветные полосы, сияющие чистыми цветами радуги.

Летом в Арктике ПОЛЯРНЫЙ ДЕНЬ. В течение нескольких месяцев круглые сутки светло. Но солнце поднимается невысоко над горизонтом, и температура редко бывает выше 3-4◦С. Поэтому даже за долгий полярный день вековые льды не успевают растаять.

Растения ледяной зоны. (работа с ЦОРом)

Суровые природные условия переносят только стойкие и неприхотливые растения. Большие площади заняты каменными россыпями. Почвы почти нет. В летнее время снег местами тает, и камни обнажаются. На них - то и растут ЛИШАЙНИКИ, похожие на серую накипь.                   Лишайники – удивительные организмы. Основную массу лишайника составляют тончайшие белые или бесцветные трубочки. Это грибные нити. Из таких трубочек состоит всякое грибное тело. А между грибными трубочками находятся изумрудные шарики. Это малютки – водоросли. ЯГЕЛЬ – как и все лишайники, состоит из двух организмов – гриба и водоросли, соединенных в одно целое. Во влажном состоянии ягель мягкий, упругий. Но после высыхания становится хрупким, легко крошится. Мельчайшие его крошки легко переносятся ветром и способны укорениться. Именно таким образом ягель в основном и размножается. Ягель – основная пища северных оленей. Олени безошибочно находят его по запаху даже зимой под снегом.

В южных районах ледяной зоны можно встретить кое–где ПОЛЯРНЫЙ МАК, стелющиеся ПОЛЯРНЫЕ ИВЫ. Их легко можно принять за травянистые растения, ведь высотой они всего 5-10 сантиметров.

        ФИЗМИНУТКА

Животные ледяной зоны. (работа с ЦОРом)

Моржам и тюленям не дает замерзнуть толстый слой подкожного жира. МОРЖИ - близкие родственники тюленей, большие и сильные, и мало кто решается нападать на них. У них два длинных клыка, которые они используют в боях и чтобы выбираться из воды на лед для отдыха.  У моржей крепкие губы, позволяющие высасывать съедобных моллюсков из раковин. Морж может съесть 3000 моллюсков за день.

У БЕЛОГО МЕДВЕДЯ густой мех хорошо сохраняет тепло. Сутками бродит великан Арктики по снежной пустыне в поисках добычи. Он часами может лежать возле лунки во льду, выжидая, когда вынырнет за порцией воздуха тюлень. Полярные (белые) медведи - самые крупные и сильные животные Арктики, на них никто не нападает. В середине зимы в заснеженных берлогах у них рождаются детеныши. Мать кормит их своим молоком, а сама ничего не ест, пока не потеплеет настолько, что она может выйти на охоту. Белые медведи имеют великолепный нюх и могут очень быстро бегать по льду, преследуя жертву. Они хорошо плавают и ныряют. Летом они питаются травой, лишайниками, черникой и леммингами.

На скалистых берегах - птичьи базары. Здесь гнездится множество морских птиц: топорики, кайры, тупики, различные виды чаек. По побережью живут гуси и утки. Среди них наиболее известны гаги, имеющие мягкий теплый пух. Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике. Другие животные навещают эти места только летом, когда лед тает, и море очищается ото льда. Растения, которые вырастают летом, - основной источник питания многих животных.

Арктика и человек. (работа с ЦОРом)

Постоянных поселений людей в Арктике нет. Однако люди здесь живут. Через северный Ледовитый океан пролегает самый короткий путь из Атлантического океана в Тихий. Поэтому по Северному морскому пути регулярно движутся караваны торговых судов, путь которым сквозь льды прокладывают мощные ледоколы.

На островах и во льдах Северного Ледовитого океана много научных станций. Здесь полярники наблюдают за погодой, изучают, куда дрейфуют льдины в океане, исследуют природу Севера. Собранные ими данные помогают прокладывать путь во льдах, а метеорологам – составлять прогноз погоды.

В морях Арктики люди занимаются рыболовством и охотой. К сожалению, из-за того, что человек все больше и больше осваивает Арктику, оказалась в опасности ее природа. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, гренландский кит, белый гусь, овцебык.  

Для охраны этих редких животных на полуострове Таймыр и на острове Врангеля созданы заповедники.

3. Работа над обобщением материала. ( работа в тетради на печатной основе)

Стр. 25 № 2

Вклеить иллюстрации птиц, соотнести их с названиями птиц.

Стр. 25 № 3

Выписать из учебника несколько названий растений и животных, характерных для зоны Арктики.

Стр. 25 № 4

Составить и записать цепь питания, характерную для зоны Арктики.

4. Закрепление пройденного материала.

Решение кроссворда "Арктика".

Вопросы.

1. Эти птицы собираются летом на скалистых берегах в шумные "птичьи базары", очень любят полакомиться рыбой.

2. Близкий родственник тюленя.

3. Птицы, которые откладывают яйца прямо на голые уступы скал.

4. На них очень любит поохотиться белый медведь.

5. Самое распространенное растение полярных районов.

6. Самый крупный обитатель морей и океанов.

7. Маленькие жители морей, которыми питаются рыбы.

Ответы:

1. Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайник. 6. Кит. 7. Рачки.

5.Домашнее задание.

-Статья из учебника на стр. 78-86, ответы на вопросы.

-Подготовить доклад о животных, растениях Арктики, занесенных в Красную книгу России.

kaz.docdat.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта