Первые цветы весны. Какие растения встречают весну первыми? Дмитриев какие растения не пылят весной
Первые цветы весны. Какие растения встречают весну первыми?
Удивительное дело – зимой человек радуется белому одеянию земли, пушистым снежинкам, падающим с неба, крепкому морозцу, но едва наступает первый месяц весны, мы вдруг ощущаем, насколько устали от черно-белой зимней картины! Организм жаждет тепла и света, глаза – ярких красок, а душа каждую весну словно выбирается из скорлупы навстречу обновленному миру, который возрождается к новой жизни.
Первые цветы весны в лесу и на лугах - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/140287/pervyie-tsvetyi-vesnyi-kakie-rasteniya-vstrechayut-vesnu-pervyimi
В лесу только появились первые проталинки, а на них уже кипит невидимая глазу жизнь – в земле очнулись разные личинки, букашки, сама земля готова принять в свое лоно каждое живое существо, каждую самую малую травинку. И вот среди островков пористого снега начинают появляться самые смелые цветы – подснежники. Подснежниками у нас принято называть все весенние первоцветы, хотя истинный подснежник – галантус - только один из видов множества весенних первоцветов. Это самый первый цветок весной, и растет он не во всех регионах. Цветок похож на маленький белый фонарик на тоненьком стебельке. Он выдерживает температуру до -10 градусов. Только в такой холод он становится хрупким, как тонкое стекло. Но стоит выглянуть солнышку, и галантус оживает.
Нежные подснежники – пробуждение природы В легенде славян говорится, как однажды Зима-старуха задумала не пустить на землю Весну. Цветочки поникли от страха, один подснежник не испугался, раскрыл свои лепестки. Солнышко увидело его, отогрело своим теплом все на земле и освободило дорогу красавице Весне. С той поры весна и подснежник неразлучны.
Первые цветы весны, которые во многих областях тоже называют подснежниками – это не что иное, как сон-трава, хохлатка или прострел. Говорят, когда-то листья у прострела были такими большими и широкими, что за ними смог спрятаться сатана, которого изгнали из рая. Но архангел Михаил, обнаружив его убежище, метнул в него стрелу. А листья сон-травы так и остались простреленными – рассеченными на тоненькие дольки. Цветет прострел тоже даже пр
www.colors.life
"Какие растения весной цвести торопятся"
Автор(ы):
Попова Светлана ИвановнаМесто работы, должность:
МОУ СОШ № 4 г. Алексеевки, учитель начальных классов
Регион:
Белгородская область Характеристики урока (занятия)Уровень образования:
начальное общее образованиеЦелевая аудитория:
Учитель (преподаватель)Класс(ы):
1 классПредмет(ы):
Окружающий мирКраткое описание:
УМК "Перспективная начальная школа"Предмет: Окружающий мир
Класс: 1 класс
Учебная тема: Какие растения весной цвести торопятся
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с раннецветущими растениями, обобщения знаний о жизни растений весной, выяснения причин их раннего цветения, уточнения знаний о жизни растений весной; способствовать развитию внимания и наблюдательности, мышления и речевых умений.
Планируемые результаты обучения:
- научатся отличать раннецветущие растения от остальных; устанавливать взаимосвязи в природе в весеннее время; получат возможность научиться оберегать редкие и исчезающие растения родного края.
- Адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.
- : обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать эти знания для бережного отношения к природе.
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации с участием различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.
Личностные: адекватно воспринимают содержательную оценку своей работы учителем.
Тип урока: получение новых знаний.
Оборудование: мультимедийная презентация «Какие растения весной цвести торопятся», компьютер, проектор, учебник окружающий мир 1 класс, О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов; тетрадь для самостоятельной работы Окружающий мир в вопросах и заданиях, 1 класс Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н.
Ход урока
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с пожелания добра друг другу.
Я желаю вам сегодня добра.Вы желаете мне сегодня добра.Мы желаем друг другу сегодня добра! |
-Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем интересной и плодотворной работы на уроке.
- Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний Шум! Играючи расходится Вдруг ветер верховой: Качнет кусты ольховые, Поднимет пыль цветочную, Как облако: все зелено, И воздух, и вода! Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний Шум! Н.Некрасов |
- О чем это стихотворение?
- Какие приметы весны называет автор стихотворения?
- Сегодня мы узнаем о жизни растений весной, о том, какие растения цветут раньше других.
- . Открытие нового материала.
- Работа по учебнику (с. 48).
- Рассмотрите центральный рисунок. Какое время года здесь изображено? (Весна)
- Маша и Миша приглашают нас совершить путешествие на вертолете. Все готовы? Итак, в путь.
- Можно ли увидеть с вертолета, какие деревья цветут раньше весной?
- Ивы и орешник издали кажутся желтоватыми шарами, у осины – нежный зеленоватый цвет. Давайте спустимся вниз и поближе познакомимся с цветущими деревьями и кустарниками. Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 48.
- Какие цветущие деревья здесь изображены? (Орешник, ива, осина)
-Есть ли листья на этих цветущих деревьях? (Пока распустились только цветочные почки.)
- Сравните цветы орешника, ивы, осины.
- На разных растениях сережки разные: на одних – желтоватые, на других – зеленоватые. На голых веточках ивы видны «пуховики» - пушистые сережки. На голых веточках орешника распустились первые цветки, серые хвостики.) Когда орешник отцветает, сережки отваливаются, и каждый цветок превращается в орех. На веточках осины тоже появляются сережки. Вначале они короткие, плотные, а затем удлиняются и становятся похожими на волосатых гусениц.
Физкультминутка
Раннею весною в нынешнем году Я сама сажала вишенку мою. А теперь взгляните: обогнав меня, Выросла за лето вишенка моя. Г.Бойко |
- Работа по учебнику (с. 49).
- Как вы думаете, почему эти травянистые растения уже цветут?
- Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслоняет свет.
- Какие же особенности позволяют им так рано зацветать? Ведь большинство растения цветет летом.
-Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению еще под снегом, который защищает их от холода. Под снегом не так уж и тепло, всего – около нуля градусов (при такой температуре замерзают лужи), но растениям много не нужно, самое главное, чтобы почва не промерзла. Если вдруг и промерзнет почва, то для растений это не беда, они хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Во время небольших морозов сахарные растворы не замерзают.
- Неужели первым весенним цветам не холодно?
- Конечно, раннецветущим растениям холодно, но они защищаются, как могут.
- Какие травянистые растения Миша и Маша видят на лесной полянке?
- Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 49. Опишите внешний вид каждого цветущего травянистого растения.
- Почему эти цветы так назвали?
- рвоцвет – необыкновенное растение. Если соцветие его, похоже на связку ключей, то листья похожи на молодого барашка, они такие же курчавые. Вот почему это растение называют ещё баранчиком. ( Латинское название первоцвета – примула.)
- еченочница – украшение весеннего сада. Это длительное нарядное цветение, которое невозможно не заметить. Аккуратные округлые кустики с зимне-зеленой листвой цветет в конце апреля - начале мая.
- Цветки ветреницы на тоненьких стебельках покачиваются от самого слабого ветерка, поэтому оно так и называется.
- Мать-и-мачеха получила название из-за особенностей своих листьев, которые появляются значительно позднее цветков (спустя несколько недель). Каждый лист крупный, широкий, как ладонь. Верхняя сторона его совершенно гладкая и оттого на ощупь холодная. Нижняя сторона листа, покрытая волосками, мягкая и теплая. Из-за этого растение и получило название: теплая сторона напоминает о материнской ласке, а холодная – о суровости мачехи.
- Хохлатку назвали по внешнему виду. У хохлатки цветки небольшие, собранные в нарядную кисточку. И у каждого цветка будто небольшой хохолок. Поэтому ее и назвали хохлаткой.
- Прострел весенний, или сон-трава очень похож на колокольчик. Но хотя лепестки и фиолетовые, между собой они совсем не срастаются, как это бывает у колокольчика. Всюду на растении нежный серебристый пушок. Листья тоже необычные – рассечены на множество долек, как будто прострелены.
- . Усвоение новых знаний и способов действий.
Работа в печатной тетради (с. 33).
- Выберите рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной. Подпишите их названия.
- Если вы знаете, как выглядит цветок, раскрасьте рисунки.
- Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями, те, кто сделал все верно, поставьте в тетради знак «+».
- . Закрепление изученного материала.
Конкурс «Растения весной».
- Красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями интересной формы, похожими анна трилистник. (Печеночница.)
- Раннецветущий кустарник, плоды которого вы все так любите щелкать? (Орешник.)
- На ее ветках весной распускаются мохнатые шарики. Если поранить кору, ствол начинает краснеть. (Ива.)
- Один из самых ранних первоцветов в наших лесах, появляется он, когда кое-где еще лежит снег, когда холодно и ветрено. Его цветок как будто дрожит на ветру. (Ветреница.)
- Почему осиновый лист и без ветра трепещет? (Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, потому что основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку.)
- Какие деревья и кустарники цветут еще до распускания листьев? (Ольха, ива, орешник.)
- Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)
- . Ито урока. Рефлексия деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие деревья цветут еще до распускания листьев?
- Какие растения цветут ранней весной?
- Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?
Какие растения весной цвести торопятся.pptx | 2.63 MB |
www.openclass.ru
Урок окружающего мира по теме " Какие растения весной цвести торопятся"
Разделы: Начальная школа
Цель: через анализ иллюстраций учебника, тексты хрестоматии создать условия для формирования у учащихся представлений о раннецветущих растениях, в т.ч. северных.
Оборудование: учебник, хрестоматия, тетрадь для самостоятельной работы, опорные слова, веточки вербы, план работы группы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Встали дружно, улыбнулись Руки в стороны и вверх. Потянулись, потянулись. Мы готовы на успех!
2. Актуализация знаний.
- Ребята, послушайте и попробуйте отгадать загадку
Дышит, растёт, А ходить не может. Что это? (растение)
- Какие группы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)
- Откройте учебник и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке (пришла весна)
(меняется цвет коры, ярче становится зелень у хвойных деревьев)
3. Выход на тему урока. Постановка цели.
- Сегодня мы продолжим разговор о растениях, переверните страницу учебника, прочитайте тему урока.
- Как вы понимаете выражение “цвести торопятся”? ( Раннецветущие растения)
- Что бы вы хотели узнать на уроке?
Узнать:
- Какие растения весной цветут первые.
- Почему? Выявить причины раннего цветения.
-Чему научиться?
Научиться отличать раннецветущие растения от остальных.
4. Изучение нового материала
а) Рассмотрите центральный рисунок.
- Предлагаю вам сесть в вертолёт, но перед тем, как подняться в воздух, найдите пиктограмму на стр.48, что предстоит выполнить?
- Прочитайте, какие вопросы задаёт Миша.
- Видно ли тебе с вертолёта, какие деревья цветут ранней весной?
- А листочки уже распустились?
- Что же вы видите сверху?
(изменение окраски кроны деревьев и кустарников в особо мягкие тона, ива и орешник кажутся желтоватыми шарами, у осины нежный зеленоватый цвет)
- Увидели мы цветущие деревья и распустившиеся листья с высоты?
- Лишь спустившись на вертолете на землю, можно рассмотреть цветущие деревья и кустарники.
- Давайте войдем в лес и присоединимся к Маше и Мише.
Когда ты входишь в лес душистый и прохладный, Средь пятен солнечных и строгой тишины, Встречает грудь твоя так радостно, так жадно Дыханье влажных трав и аромат весны.
б) Обратимся к учебнику к левой полосе разворота.
Работа в парах.
Сравните цветущие деревья и кустарники.
План:
- Рассмотрите внешний вид цветков.
- Определите цвет.
- Какой формы листья.
- Чем похожи, чем отличаются?
Орешник – кустарник (на доску)
Развитие орешника весной начинается прямо с цветения. В это время ветки кустарника ещё совершенно голые, как зимой, но цветки уже распустились. Гибкие серые хвостики свешиваются с них.
- Может кто-нибудь из вас знает, если толкнуть такой хвостик, то в воздухе появится легкое желтое облачко пыльцы, которое быстро рассеивается. Пылит орешник очень рано, когда в лесу ещё лежат последние пятна снега.
- Ребята, а почему кустарник имеет такое название?
Вот, что удивительно: на ветках орешника есть и другие цветки. Они сидят парами, их можно принять за почки, только из верхушки каждой почки высунулись по паре ярко - розовых ниточек-язычков. Эти язычки ловят пыльцу, которая летит по ветру с других кустов орешника. Отцветет орешник. Отвалятся серёжки. Засохнут розовые ниточки странных цветков-почек. Но каждый такой цветок превратится в орех.
В нашем городе не встречается, только на юге Архангельской области.
Ива – небольшое дерево. Кто видел? По каким признакам отличим? (на доску)
В начале весны на лесных опушках, у дорог, можно встретить небольшое дерево, которое привлекает внимание своим оригинальным нарядом. Листьев у него ещё нет, а на голых веточках виднеется множество желтых пушистых комочков. Цветки ивы богаты нектаром. Когда подходишь к дереву сразу ощущаешь своеобразный медовый аромат. Ива первой встречает весну, опережая все остальные деревья. В нашей местности, за городом можно увидеть пуховки ивы, чаще мы слышим название верба (вид ивы).
Осина – дерево (на доску)
На веточках осины тоже весной появляются многочисленные серёжки. Вначале они короткие, плотные, как комки. Затем удлиняются, повисают и становятся похожими на толстых волосатых гусениц. Растет осина в нашем городе?
- Ребята, если вы с родителями будете в лесу, обратите внимание на то, что цветут деревья и кустарники ранней весной до распускания листвы.
в) Возвращаемся на лесную поляну к Маше и Мише, которые рассматривают травянистые растения.
Рисунки-подсказки на правой полосе учебника позволяют рассмотреть эти растения поближе и узнать их названия.
- Прочитайте названия цветов, рассмотрите их внешний вид.
- Перелеска
- Первоцвет
- Ветреница
- Мать – и – мачеха
- Хохлатка
- Прострел (сон-трава)
Учебник вверх парты.
5. Самостоятельная работа в тетради (музыка)
- Откройте тетрадь задание 33. Рассмотрите пиктограммы, что предстоит выполнить?
- Прочитайте задание самостоятельно. Расскажите, что будете делать.
- Если я сомневаюсь или не знаю, как выглядит цветок растения, куда я обращусь за помощью?
Проверка. Кто справился без ошибок?
6. ДМ (музыка)
Экскурсия в музей первоцветов. Пройдите по классу, и посмотрите, какие цветы получились у одноклассников.
-Что понравилось?
7. Работа в группах.
Обратимся к учебнику стр.49. Мише нужна наша помощь.
Поможем Маше ответить на вопросы.
- Почему первые весенние цветы так назвали?
- Почему они уже цветут?
- Разве им не холодно?
- А других первоцветов не бывает?
- Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?
Вы сегодня - исследователи, вам предстоит посовещаться в группе и разрешить поставленную проблему. Заканчиваем работу по сигналу.
1 группа – Первоцвет. Хрестоматия стр.46
2 группа – Ветреница. Хрестоматия стр.48
3 группа - Перелеска. Хрестоматия стр.49
4 группа - Мать-и-мачеха, Хохлатка. Почему они уже цветут?
5 группа – Неужели первым цветам не холодно? Хрестоматия стр.49
Выслушать группу. Общее обсуждение.
Прострел (сон-трава) вам предстоит дома узнать самостоятельно. Где можно найти ответ?
- А других первоцветов не бывает?
- Можно ли собрать маленький букетик первоцветов?
- Какие чувства вызывают у вас эти растения? Почему?
- Можно ли собрать маленький-маленький букетик первоцветов?
Давай пройдемся медленно по лесу. И “здравствуй”, скажем каждому цветку, Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А, чтоб увидеть добрые их лица, И доброе лицо им показать. (С.Вургун)
8. Рефлексия деятельности
-Что нового узнали на уроке? Чему учились?
Кому было интересно? Кто доволен своей работой? Кому было трудно? А что ещё хотели бы узнать?
-Спасибо за работу. Урок окончен.
Приложение
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Приметы весны: проснулись шмели
Первые шмели – такая же примета весны, как первые цветы и первые бабочки. Проснулись ли они в вашем регионе? Давайте проверим!
В этом проекте мы отметим даты вылета шмелей после зимней спячки и посмотрим, что они делают по пробуждении.
Сравнивая данные, полученные в других наших фенологических проектах, постараемся увидеть связь между разными природными явлениями:Приметы весны: поёт большая синицаПриметы весны: лесные барабаныПриметы весны: лунки возле стволовПриметы весны: цветёт мать-и-мачехаПриметы весны: первые бабочки и мухиПриметы весны: пылят орешник и ольхаПриметы весны: строим гнезда!Приметы весны: зеленеет березаПриметы весны: цветут одуванчикиПриметы весны: цветет черемухаПриметы весны: цветет сирень
Скорее всего, почти одновременно с первыми цветами (первой может зацвести мать-и-мачеха, а может и ива) вылетят и первые шмели – ведь для них уже появился корм. Вы замечали, насколько они всегда крупные? Это потому, что все перезимовавшие шмели – самки, и каждая стремится основать новую семью. Мать-основательница должна быть большой и сильной: ведь если она не справится, погибнет, – не будет целой шмелиной семьи. Сначала ей придется тяжко: всё придется делать в одиночку – искать место для гнезда, ухаживать за личинками и добывать для них пропитание. Зато в начале лета появятся на свет совсем мелкие шмелики, чуть крупнее пчелы: теперь у шмелематки есть помощники, так что их младшие сестры будут лучше питаться, а значит, вырастут более крупными. А вы знаете, что по-латински шмель называется «bombus»? Да-да, «бомба» – однокоренное слово.
Отметьте, когда именно вы увидели первого шмеля и что он делал: выползал из мышиной норки, летал над цветами (какими именно?), кормился (на цветах какого растения?), грелся на солнышке или согревался, вибрируя всем телом (шмель мелко-мелко дрожит и при этом жужжит – это способ получать тепло за счёт работы мышц; так умеют греться и некоторые другие насекомые). Опишите погоду, уточните, какие растения находились рядом и что из них цвело.
globallab.org