Для размножения растений 6. Урок биологии по теме "Вегетативное размножение покрытосеменных растений". 6-й класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Вегетативное размножение растений 6 класс Растения Бактерии Грибы. Для размножения растений 6


6 класс. Биология. Способы размножения растений - Способы размножения растений

Комментарии преподавателя

В процессе жизнедеятельности растение накапливает разнообразные питательные вещества, а затем по достижении определенного возраста начинает размножаться.

Размножение – процесс, в результате которого происходит увеличение числа особей. У растений существует несколько способов размножения (см. Рис. 1).

Размножение растений

Рис. 1. Размножение растений

Спорами (см. Рис. 2) размножаются грибы, водоросли, высшие растения.

Споры

Рис. 2. Споры

Споры бактерий – покоящаяся стадия, в которой бактерии переживают неблагоприятные условия.

Споры окружены плотной защитной оболочкой.

Спорангии – органы многоклеточных растений, приспособленные для образования спор.

Спорофит (см. Рис. 3) – растение, образующее споры.

Спорофит папоротника

Рис. 3. Спорофит папоротника

Споры отделяются от материнского организма и при попадании в благоприятные условия прорастают. Споры образуются в большом количестве, но прорастают немногие из них.

При вегетативном размножении растений новый организм развивается из клеток или частей вегетативных органов растений (см. Рис. 4).

Органы, принимающие участие в вегетативном размножении

Рис. 4. Органы, принимающие участие в вегетативном размножении

Высшие растения возможно размножать при помощи разделения их тела – черенков и отводок.

Черенки – отрезанные от материнского растения части вегетативных органов, которые способны к укоренению.

Некоторые растения плохо укореняются, поэтому их размножают отводками (крыжовник, шелковица). Для этого загибают и присыпают землей отдельные побеги.

Для других видов растений существуют специальные органы вегетативного размножения: усы земляники, выводковые почки каланхоэ (см. Рис. 5)

Выводковые почки каланхоэ

Рис. 5. Выводковые почки каланхоэ

Половое размножение осуществляется при помощи специализированных половых клеток – гамет. Различают мужские гаметы (подвижные сперматозоиды, неподвижные спермии) и женские гаметы (яйцеклетки).

Гаметофит – растение, производящее гаметы.

Оплодотворение (см. Рис. 6) – процесс слияния мужских и женских гамет.

Оплодотворение покрытосеменных растений

Рис. 6. Оплодотворение покрытосеменных растений

При слиянии гамет образуется зигота, из которой затем развивается новый организм. Он совмещает наследственные признаки обоих родителей.

Хромосомы (см. Рис. 7) – образования ядер, ответственные за сохранение и передачу наследственных признаков.

Хромосомы

Рис. 7. Хромосомы

В результате случайной комбинации признаков родителей, у растения может появиться новый набор свойств. Некоторые из них могут оказаться полезными в условиях изменяющейся окружающей среды.

Для растений характерно чередование поколений в жизненном цикле (см. Рис. 8) – смена бесполых (спорофитов) на половые (гаметофиты) организмы.

Жизненный цикл папоротника

Рис. 8. Жизненный цикл папоротника

Спорофиты папоротника – взрослые растения. Гаметофиты – заростки.

Гаметы гаплоидны (n) – содержат одинарный набор хромосом (см. Рис. 9). Также гаплоидны некоторые водоросли и грибы (хлорелла, мукор), все гаметофиты.

Гаплоидный набор хромосом

Рис. 9. Гаплоидный набор хромосом

Диплоидные (2n) – клетки с двойным набором хромосом. Обычно образуются в результате слияния гамет (см. Рис. 10).

Диплоидный набор хромосом

Рис. 10. Диплоидный набор хромосом

Диплоидны спорофиты всех высших растений.

Полиплоидные – клетки с более чем двойным набором хромосом.

Бессемянные сорта винограда, цитрусовых, инжира размножаются только вегетативным путем. Часто эти растения триплоидны, потому не способны к половому размножению, так как гамета с полуторным набором хромосом не может существовать.

Приведите примеры полового и бесполого размножения у известных вам комнатных и диких растений. Приведите наблюдение за размножением растений в природе. Сделайте рисунки или фотографии. Записывайте дату и время каждого наблюдения. Оформите наблюдения в виде дневника.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/sposoby-razmnozheniya-rasteniy

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3A0n-Mt569E

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=tVL97_kI_iQ

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=dKPOPvhrsjs

источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=J9_NR7nE-6E

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=T9yyPrk0vJg

источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=hhIfTShnIlc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=HCrAJ7mkNMY

источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=LdfkInTAIJ4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=PZ2DD2QPxcg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=L3BrIacu478

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/polovoe-razmnozhenie-rastenijj0.html

источник презентации - http://www.klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/biologiya-biologicheskie/v-6-klasse/sposoby-razmnozheniya-rasteniy

www.kursoteka.ru

6 класс. Биология. Способы размножения растений - Способы размножения растений

Комментарии преподавателя

В процессе жизнедеятельности растение накапливает разнообразные питательные вещества, а затем по достижении определенного возраста начинает размножаться.

Размножение – процесс, в результате которого происходит увеличение числа особей. У растений существует несколько способов размножения (см. Рис. 1).

Размножение растений

Рис. 1. Размножение растений

Спорами (см. Рис. 2) размножаются грибы, водоросли, высшие растения.

Споры

Рис. 2. Споры

Споры бактерий – покоящаяся стадия, в которой бактерии переживают неблагоприятные условия.

Споры окружены плотной защитной оболочкой.

Спорангии – органы многоклеточных растений, приспособленные для образования спор.

Спорофит (см. Рис. 3) – растение, образующее споры.

Спорофит папоротника

Рис. 3. Спорофит папоротника

Споры отделяются от материнского организма и при попадании в благоприятные условия прорастают. Споры образуются в большом количестве, но прорастают немногие из них.

При вегетативном размножении растений новый организм развивается из клеток или частей вегетативных органов растений (см. Рис. 4).

Органы, принимающие участие в вегетативном размножении

Рис. 4. Органы, принимающие участие в вегетативном размножении

Высшие растения возможно размножать при помощи разделения их тела – черенков и отводок.

Черенки – отрезанные от материнского растения части вегетативных органов, которые способны к укоренению.

Некоторые растения плохо укореняются, поэтому их размножают отводками (крыжовник, шелковица). Для этого загибают и присыпают землей отдельные побеги.

Для других видов растений существуют специальные органы вегетативного размножения: усы земляники, выводковые почки каланхоэ (см. Рис. 5)

Выводковые почки каланхоэ

Рис. 5. Выводковые почки каланхоэ

Половое размножение осуществляется при помощи специализированных половых клеток – гамет. Различают мужские гаметы (подвижные сперматозоиды, неподвижные спермии) и женские гаметы (яйцеклетки).

Гаметофит – растение, производящее гаметы.

Оплодотворение (см. Рис. 6) – процесс слияния мужских и женских гамет.

Оплодотворение покрытосеменных растений

Рис. 6. Оплодотворение покрытосеменных растений

При слиянии гамет образуется зигота, из которой затем развивается новый организм. Он совмещает наследственные признаки обоих родителей.

Хромосомы (см. Рис. 7) – образования ядер, ответственные за сохранение и передачу наследственных признаков.

Хромосомы

Рис. 7. Хромосомы

В результате случайной комбинации признаков родителей, у растения может появиться новый набор свойств. Некоторые из них могут оказаться полезными в условиях изменяющейся окружающей среды.

Для растений характерно чередование поколений в жизненном цикле (см. Рис. 8) – смена бесполых (спорофитов) на половые (гаметофиты) организмы.

Жизненный цикл папоротника

Рис. 8. Жизненный цикл папоротника

Спорофиты папоротника – взрослые растения. Гаметофиты – заростки.

Гаметы гаплоидны (n) – содержат одинарный набор хромосом (см. Рис. 9). Также гаплоидны некоторые водоросли и грибы (хлорелла, мукор), все гаметофиты.

Гаплоидный набор хромосом

Рис. 9. Гаплоидный набор хромосом

Диплоидные (2n) – клетки с двойным набором хромосом. Обычно образуются в результате слияния гамет (см. Рис. 10).

Диплоидный набор хромосом

Рис. 10. Диплоидный набор хромосом

Диплоидны спорофиты всех высших растений.

Полиплоидные – клетки с более чем двойным набором хромосом.

Бессемянные сорта винограда, цитрусовых, инжира размножаются только вегетативным путем. Часто эти растения триплоидны, потому не способны к половому размножению, так как гамета с полуторным набором хромосом не может существовать.

Приведите примеры полового и бесполого размножения у известных вам комнатных и диких растений. Приведите наблюдение за размножением растений в природе. Сделайте рисунки или фотографии. Записывайте дату и время каждого наблюдения. Оформите наблюдения в виде дневника.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/6-klass/undefined/sposoby-razmnozheniya-rasteniy

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3A0n-Mt569E

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=tVL97_kI_iQ

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=dKPOPvhrsjs

источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=J9_NR7nE-6E

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=T9yyPrk0vJg

источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=hhIfTShnIlc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=HCrAJ7mkNMY

источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=LdfkInTAIJ4

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=PZ2DD2QPxcg

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=L3BrIacu478

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/polovoe-razmnozhenie-rastenijj0.html

источник презентации - http://www.klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/biologiya-biologicheskie/v-6-klasse/sposoby-razmnozheniya-rasteniy

www.kursoteka.ru

Вегетативное размножение растений 6 класс Растения Бактерии Грибы

Вегетативное размножение растений 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Составитель: Стенина О. И. - Вегетативное размножение растений 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Составитель: Стенина О. И. - учитель биологии и экологии МОУ СОШ № 43

Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных, в результате которого увеличивается количество особей. Размножение – это процесс воспроизведения себе подобных, в результате которого увеличивается количество особей.

Вегетативное размножение растений- это размножение растений с помощью вегетативных органов. (Вспомните, какие части растения Вегетативное размножение растений- это размножение растений с помощью вегетативных органов. (Вспомните, какие части растения называются вегетативными? Какие органы растений к ним относятся? )

Способы вегетативного размножения растений

Способы вегетативного размножения растений

Листом Срезать листовой черенок (лист) чистым, острым ножом. Поместить его в стакан с чистой Листом Срезать листовой черенок (лист) чистым, острым ножом. Поместить его в стакан с чистой водой. При появлении хорошо выраженных корней посадить в почву Вегетативным побегом

Листовой черенок — это лист или его часть. Лист можно сразу высадить в среду Листовой черенок — это лист или его часть. Лист можно сразу высадить в среду укоренения (чаще в песок) черешком или уложить нижней стороной, слегка надрезав выпуклые жилки листа. Затем слегка присыпать песком, полить. Так размножают бегонию, седум, узамбарскую (африканскую) фиалку и др.

Надземным побегом Стеблевым черенком Отводкой Усами Подземным побегом Клубнем Корневищем Луковицей Вегетативным побегом Надземным побегом Стеблевым черенком Отводкой Усами Подземным побегом Клубнем Корневищем Луковицей Вегетативным побегом

Чистым острым ножом отрезать часть стебля (с 2 -3 узлами) Поставить в стакан с Чистым острым ножом отрезать часть стебля (с 2 -3 узлами) Поставить в стакан с водой до появления корней Высадить черенок в почву (традесканция, пеларгония, колеус и др. комнатные растения) Стеблевым черенком

Отводки — способ вегетативного размножения, при котором наземные части растения укореняются, пока являются частью Отводки — способ вегетативного размножения, при котором наземные части растения укореняются, пока являются частью родительского растения Ветви некоторых видов деревьев, например, бук, часто дают корни в месте контакта с почвой. Широко используется в садоводстве. Самый простой способ: очистить от листвы молодой побег, пригнуть до земли и прикопать его в конце весны—начале лета (крыжовник, смородина) Ныне используют надрез побега с дальнейшей обработкой места разреза гормональным порошком, стимулирующим корнеобразование. Отводками Важное условие — почва в месте отводка должна быть постоянно сырой

Усами называют ползучие побеги с длинными междоузлиями, возникающие из почек в пазухах листьев у Усами называют ползучие побеги с длинными междоузлиями, возникающие из почек в пазухах листьев у основания растения. Они обычно имеют недоразвитые чешуевидные листья, укореняются в узлах с помощью придаточных корней. Расположенные в узлах боковые почки дают новые растения. Связующие их с материнским растением стебли со временем отмирают, и каждое дочернее растение обособляется. Усами

Классический пример растения, которое размножается в естественных условиях путем образования усов, — земляника. Молодые Классический пример растения, которое размножается в естественных условиях путем образования усов, — земляника. Молодые растения обычно довольно быстро укореняются и в свою очередь образуют новые усы.

Корневищем Размножение ириса происходит посредством корневища. На нем расположены почки, дающие начало молодым надземным Корневищем Размножение ириса происходит посредством корневища. На нем расположены почки, дающие начало молодым надземным побегам. С течением времени стареющие корневища погибают. Вследствие этого отдельные побеги разделяются и становятся самостоятельными единицами. Однако ирисы часто в природных условиях растут группами именно по причине происхождения из одного корневища.

Сорные растения также могут размножаться корневищами, что затрудняет борьбу с ними на полях и Сорные растения также могут размножаться корневищами, что затрудняет борьбу с ними на полях и огородах. Например, у пырея ползучего имеются корневища больших размеров, находящиеся в почве. Часто применяют неглубокую вспашку и дробят эти корневища на отдельные кусочки, из почек которых появляются новые растения. Поэтому очень сложно избавиться от этого сорняка надолго, нужно постоянно прикладывать массу усилий для борьбы с ним.

Клу бень (лат. túber) — видоизменённый укороченный побег растения, имеющий более или менее шаровидную Клу бень (лат. túber) — видоизменённый укороченный побег растения, имеющий более или менее шаровидную форму в результате разрастания одного или нескольких междоузлий и с редуцированными листьями. Клубни развиваются, как правило, на концах столонов — боковых вытянутых побегов корневища. Клубнем

Как и на большинстве вегетативных побегов, на клубне можно обнаружить пазушные почки (у картофеля Как и на большинстве вегетативных побегов, на клубне можно обнаружить пазушные почки (у картофеля их обычно называют «глазки» ). Клубни содержат богатые запасы питательных веществ, в основном, крахмала.

Клубень бегонии Клубень глоксинии Клубень бегонии Клубень глоксинии

Нарцисс, тюльпан, гиацинт, амариллис, лилия, лук, чеснок Луковицей Лу ковица (лат. búlbus) — видоизменённый, Нарцисс, тюльпан, гиацинт, амариллис, лилия, лук, чеснок Луковицей Лу ковица (лат. búlbus) — видоизменённый, обычно подземный побег растений с утолщённым коротким плоским стеблем (донцем) и разросшимися мясистыми либо плёнчатыми бесцветными основаниями листьев (чешуями), запасающими воду и питательные вещества, также служащие органом вегетативного размножения.

У донца луковицы образуются луковички-детки, которые отделяют и высаживают, используя в качестве материала для У донца луковицы образуются луковички-детки, которые отделяют и высаживают, используя в качестве материала для размножения луковичных декоративных культур.

Корневыми отпрысками Корневыми черенками Корневыми клубнями Размножение корнем Корневыми отпрысками Корневыми черенками Корневыми клубнями Размножение корнем

Некоторые растения, подобно этой осине, могут образовывать побеги на корнях и таким образом размножаться. Некоторые растения, подобно этой осине, могут образовывать побеги на корнях и таким образом размножаться. так размножаются, например, малина, ежевика, некоторые декоративные кустарники Корневыми отпрысками

Корневые отпрыски – это надземные побеги растений, развивающиеся из корневых придаточных почек. Для размножения Корневые отпрыски – это надземные побеги растений, развивающиеся из корневых придаточных почек. Для размножения выкапывают отпрыски вместе с частью корня и высаживают на новое место

Корневые черенки — части корня; заготавливают их обычно осенью, длиной 10— 15 см, хранят Корневые черенки — части корня; заготавливают их обычно осенью, длиной 10— 15 см, хранят прикопанными в песке и торфе, весной высаживают в плодородную почву. Корневыми черенками размножают малину (красную), ежевику, молодые сеянцы яблони, некоторые сорта вишни, сливы и др. Корневыми черенками

Метод основан на способности отрезков корней образовывать адвентивные (придаточные) почки и новые корни. Побеги Метод основан на способности отрезков корней образовывать адвентивные (придаточные) почки и новые корни. Побеги образуются на морфологически верхнем конце черенка, корни — на морфологически нижнем.

Корневой клубень — видоизмененный утолщенный корень, является вместилищем питательных веществ. Для вегетативного размножения используют Корневой клубень — видоизмененный утолщенный корень, является вместилищем питательных веществ. Для вегетативного размножения используют корнеклубни с корневой шейкой, на которой расположены придаточные почки. Корневыми клубнями

При достаточной влажности и температуре вскоре появляются ростки. Корнеклубни осторожно вынимают и, рассекая ножом, При достаточной влажности и температуре вскоре появляются ростки. Корнеклубни осторожно вынимают и, рассекая ножом, делят так, чтобы на каждой отделенной части обязательно были бы один-два ростка. Срезы присыпают толченым древесным углем, слегка подсушивают и через несколько часов высаживают в горшки с питательной землей. Делением корнеклубня размножают, например, георгины, чистяк, батат

Мы познакомились с основными способами вегетативного размножения растений. Внимательно рассмотрите следующую схему. С каким Мы познакомились с основными способами вегетативного размножения растений. Внимательно рассмотрите следующую схему. С каким способом вегетативного размножения нам еще предстоит познакомиться?

Параграф учебника «Вегетативное размножение растений» , знать основные способы вегетативного размножения, приводить примеры растений, Параграф учебника «Вегетативное размножение растений» , знать основные способы вегетативного размножения, приводить примеры растений, размножающихся тем или иным способом. Закончить заполнение таблицы в тетради «Способы вегетативного размножения растений» , Приготовить презентацию и сообщение на тему «Размножение растений прививкой» Начать работу над домашним проектом «Размножение растений вегетативным способом» Домашнее задание

present5.com

Урок биологии по теме "Вегетативное размножение покрытосеменных растений". 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширить знания о размножении растений и изучить способы вегетативного размножения

Задачи:

  • выяснить, как усвоили особенности размножения голосеменных растений.
  • сформировать представление о способах вегетативного размножения и его значении в природе и сельском хозяйстве.
  • сформировать практические навыки: размножать растения вегетативным способом

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, работа с книгой, доклады, практическая работа

Оборудование:

  • ПК,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация к уроку,
  • инструктивные карточки к практической работе,
  • листочки для ответов учащихся,
  • комнатные растения (сенполия, герань, сансевьера)
  • горшочки с землёй,
  • сосуд с водой,
  • скальпели,
  • шпатели,
  • одноразовые пластиковые стаканчики

Ход урока

I. Организационный момент (проверка готовности класса).

II. Проверка знаний: диктант. Учащиеся выполняют на листочках. По мере выполнения

Работы производится взаимопроверка. Листочки учащиеся сдают учителю. Оценки в журнал выставляются в конце урока.

Продолжите предложение:

1. У основания молодых побегов располагаются...

2. На концах молодых побегов располагаются...

3. Перенос пыльцы голосеменных осуществляется при помощи

4. Женские гаметы находятся...

5. Мужские половые клетки называются...

6. Из зиготы развивается...

7. Из семязачатка голосеменных развивается...

8. Ткань, содержащая запас питательных веществ называется...

9. У голосеменных зародыш будущего растения образуется внутри...

Ответы:

1. мужские шишки

2. женские шишки

3. ветра

4. в семязачатках

5. спермии

6. зародыш

7. семя

8. эндосперм

9. семени

III. Изучение нового материала

1. Объявление темы и постановка целей

Фронтальная беседа с классом

1. Какие способы размножений растений вы знаете?

2. Почему размножение называют вегетативным?

3. Какие вегетативные органы цветковых растений вы знаете?

Учитель формулирует определение вегетативного размножения; учащиеся записывают его в словарь.

Способность размножаться — важное свойство всех живых организмов. В определенную Пору жизни размножается каждое растение.

Вегетативное размножение растений- это способ бесполого размножения, при котором новые особи образуются из вегетативных органов-корней, стеблей, листьев их частей или их видоизменений, а также групп клеток.

Вегетативное размножение у диких растений широко распространено. Некоторые из них Редко размножаются семенами. К числу таких растений относятся, например, ландыш, многие виды луковичных растений и другие.

2. “Устный журнал” Способы вегетативного размножения покрытосеменных растений.

Объяснение нового материала проводится в форме устного журнала. Каждый доклад обучающихся сопровождается комментариями учителя с демонстрацией слайдов презентации к уроку. Параллельно учащиеся заполняют схему (Приложение 1)

Побег

является одним из главных вегетативных органов высших растений. Он состоит из стебля, на котором размещены почки и листья.

Побеги бывают двух видов– надземные и подземные.

Доклад “Размножение подземными побегами”.

“Видоизмененные подземные побеги”

– это корневище, луковица, клубнелуковица, клубень.

Условия существования побегов, расположенных под землей, сильно отличаются от наземной среды. Поэтому у них появились другие важные функции, такие как способность переносить неблагоприятный период жизни, отложение питательных веществ в запас, возможность вегетативного размножения.

Корневище является подземным побегом, имеющим чешуевидные листья, придаточные корни и почки. У пырея корневища толстые и ветвистые. У купены и ириса имеются укороченные и мясистые корневища, а у кувшинки и кубышки они самые толстые из всех растений. Слайд 4.

Луковица – это специализированный подземный укороченный побег. В нем в чешуйках листового происхождения запасаются органические вещества, стебель в луковице трансформируется в донце. С помощью луковиц осуществляется вегетативное размножение. Луковицы образуются у однодольных семейства Амариллисовые (гиацинт, нарцисс), семейства Лилейные (лук, тюльпан, лилия), реже у двудольных растений.

Слайд 5.

Клубнелуковица – также видоизмененный подземный побег, имеющий утолщенный стебель, где запасаются питательные вещества, придаточные корни, растущие на нижней поверхности клубнелуковицы, и защитный покров из засохших оснований листьев.

Клубнелуковицы характерны для шафрана, гладиолуса, иксии, безвременника. Слайд 6.

Клубень – видоизмененный подземный побег, у которого на первый план выступает запасающая функция. Этот побег имеет чешуевидные листья, которые быстро опадают, и почки, находящиеся в пазухах листьев.”[1] Слайд 7.

Доклад “Размножение надземными побегами”

“Надземные (воздушные) побеги являются ассимилирующими, по оси которых расположены листья. Ассимилирующие побеги очень разнообразны по внешнему облику.

Во многих случаях, помимо основной функции фотосинтеза, такие побеги выполняют роль запасающего и опорного органа растения, а также функцию вегетативного размножения. Размножение надземными побегами очень разнообразно. Например, лесная земляника размножается усами. Слайд 8,9. От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов — усов. В узлах таких стеблей образуются корни и придаточные почки, из которых развиваются молодые растения. Они быстро укореняются и весной после сгнивания уса-побега начинают самостоятельную жизнь. Укоренением кусочков надземных стеблей в природе могут размножаться деревья — тополь, ива.

Сломит ветер небольшую веточку, унесет на влажную почву да еще прижмет ее чем-нибудь к земле — и вот она уже укоренилась, начало расти деревце.

Наблюдая за укоренением побегов и стеблей в природе, человек стал размножать Многие растения кусочками побегов — стеблевыми черенками и отводками.

Стеблевыми черенками Слайд 10. размножают смородину, тополь, вербу и некоторые другие деревья и кустарники. Однолетние одревесневшие черенки длиной 25—30 см весной, до распускания почек, сажают в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках образуются придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место. Стеблевыми черенками размножают также многолетние флоксы, георгины и комнатные растения (фикус, бегонию, традесканцию).

Отводками Слайд 11. растения размножают по-разному. Проще всего наклонить весной к Земле молодой побег, чтобы он своей серединой касался земли. На нижней части побега под почкой надрезать кору. В месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей. Конец подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза образуются придаточные корни. Тогда побег надо отрезать от куста и посадить на постоянное место.

Отводками размножают смородину, крыжовник и другие растения.”[2]

Доклад “Размножение корнями.

“Если корни толстые, то их необходимо разрезать на кусочки от 5 до 7 см в длину. Верх отрезать горизонтально ровно, а низ наискосок. Воткнуть в землю черенки таким образом, чтобы субстрат их плотно охватил. Затем накрыть корешок субстратом примерно на 1 см и полить. Как только покажутся первые листочки, растение можно пересаживать в сад.

Если же корни тонкие, то поступают следующим образом. От материнского растения отрезают корни и нарезают их кусочками по 7-10 см. Посуду для рассады наполняют субстратом и укладывают черенки с шагом 3-5 см. Черенки прикрывают субстратом слоем в 1см и поливают”. Слайд 12. [4]

Корневые отпрыски-побеги, выросшие из почек, образующихся на корнях. Слайд 13.

Доклад “Размножение листом”

“Существует три способа размножения листьями: размножение целым листом с черешком, размножение частью листа и размножение целым листом.

Размножение целым листом Слайд 14 производится для размножения суккулентов, растений имеющих мясистые, сочные листья, бегонии Рекс. С нижней стороны листьев бегонии Рекс следует заранее сделать надрез на всех толстых жилках. Сочные и мясистые листья суккулентов следует предварительно подсушить в течение двух дней. Почву для размножения целым листом посыпают влажным песком. Затем в мокрый песок погружают крупные листья нижней частью, а мелкие листочки кладут плашмя и слегка вдавливают их в песок. У бегонии Рекс листья очень крупные по размеру, поэтому их нужно положить нижней стороной на поверхность песка, после чего прижать в нескольких местах.

Размножение частью листа Слайд 15, 16. поводят таких растений, как бегония королевская, бегония Мэсона, сансевьера, стрептокарпус. Нужно разрезать листья сансевьеры на кусочки примерно по 5 см длиной, листья бегонии  - 4 см. Сажают нарезанные листья в рыхлый субстрат из смеси торфа и листовой земли или же в теплый и влажный песок. Лист не должен падать плашмя на почву, поэтому под него подкладывают опору. Через некоторое время листья дают корни и образуется молодое растение. Для этого необходимо создать нужные условия – высокую температуру воздуха (+30 +35С) и очень аккуратный полив.

Размножение целым листом и черешком Слайд 17. характерно для таких растений, как сенполии, глоксинии и для некоторых видов бегонии. Для размножения целым листом с черешком необходимо взять целый, здоровый лист у самого основания растения. В зависимости от того, в чем Вы будете укоренять лист, оставляйте нужную длину черешка.

Например, при укоренении сенполии в воде, нужно оставить черешок длинной 3-4 см.

Если же укоренять в земле, то оставить нужно лишь 1см черешка и не более. Срезать нужно строго поперек острым ножом. После чего поместите черешок в заранее подготовленное углубление в почве, таким образом, чтобы к стенке горшка была обращена нижняя часть листа. Сам лист должен возвышаться над почвой и не касаться её.”[3]

Рассказ учителя о размножении прививкой. По ходу рассказа учителя учащиеся работают со словарём (записывают термины: прививка, привой, подвой, дичок)

Прививка – приживление части одного растения на другое. Слайд 18,19,20.

Прививкой размножают растения, у которых затруднено образование придаточных корней (яблоня, груша, цитрусовые).

Прививка:

а) почкой прививка проводится летом;

б) черенком прививка проводится весной.

Привой – глазок или черенок культурного растения, который прививают.

Подвой – растение, к которому прививают.

Дичок – молодое растение, выращенное из семени плодового дерева.

Рассказ учителя о размножении культурой ткани.

Культура тканей – способ выращивания растения из клеток образовательной ткани.

Позволяет выращивать в более короткие сроки, в любое время, большое количество не Зараженного посадочного материала (орхидеи, гвоздики, картофель). Для выращивания новых растений берут небольшие кусочки живой ткани растения или отдельные клетки, взятые из любого органа. Этот способ дорогой и трудоёмкий. Но почему его используют?

Об этом прочитайте в учебнике на странице 189.

3. Значение вегетативного размножения..

Задание: прочитать материал учебника на стр. 190 “Значение вегетативного размножения и выписать в тетрадь.

1. Растения быстро расселяются на новой территории.

2. Иногда семенное размножение затруднено. (сныть, земляника), тогда размножение растений происходит благодаря вегетативному размножению

3. Сохраняются все признаки материнского растения.

4. Успешная конкуренция с другими растениями.

Для проверки слайд 21.

IV. Практическая работа “Вегетативное размножение комнатных растений”. На Партах находятся инструктивные карточки (Приложение 2) с одним видом вегетативного

размножения, комнатное растение, необходимое оборудование (стакан с водой, скальпель, горшок с почвой, одноразовый пластиковый стаканчик) для проведения практической работы. Слайд с инструкцией по ТБ 22.

V. Закрепление изученного материала (слайды 23-33):

1.Ползучие побеги, служащие для вегетативного размножения растений это:

А) усы; Б) корневище; В) клубень; Г) луковица.

2. Подземный, реже надземный побег с очень коротким уплощенным стеблем (донцем) и чешуевидными мясистыми, сочными листьями это:

А) корневище; Б) луковица; В) клубень; Г) привой.

3.Часть побега приживляемую к другому растению того же или близкого вида называют:

А) подвоем; Б) привоем; В) клубнем; Г) стеблем.

4.Способ вегетативного размножения, изображенного на рисунке называется:

А) прививка; Б) корневые отпрыски; В) корнеплоды; Г) клубни.

5.Способ вегетативного размножения, изображенного на рисунке называется:

А) прививка; Б) черенкование; В) листовые черенки; Г)корневые черенки.

6. Появление побегов на корнях - это способ размножения:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

7. Герань размножается:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

8. Ежевика и черная малина размножаются:

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

9. Камнеломка размножается

А) корневыми отпрысками; Б) луковицами; В) черенками; Г) клубнями.

1.а 2.б 3.б 4.б 5.б 6.а 7. черенками 8.корневыми отпрысками 9.усами( ползучими побегами)

VI. Вывод: сегодня на уроке мы изучили особенности вегетативного размножения и познакомились с многообразием способов вегетативного размножения.

IV. Домашнее задание: параграф 43

V. Подведение итогов урока.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

1. http://beaplanet.ru/stebel_rasteniya/vidoizmenennye_pobegi.html

2. http://kaz-ekzams.ru/829-vegetativnoe-razmnozhenie-rastenii-pobegami.html

3. http://plants-house.ru/razmnozhenie/52-razmnozhenie-listyami.html

4. http://sait-pro-dachu.ru/razmnozhenie-mnogoletnix-rastenij-deleniem-kornej-i-kornevishh/

5.Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: Дрофа, 2013

6.Список интернет-ресурсов, использованных при составлении презентации (Приложение 3)

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта