Органы животных и растений. Гомологичные органы и их роль в классификации животных и растений

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Гомологичные органы и их роль в классификации животных и растений. Органы животных и растений


Организм Органы растений и животных Уровни организации

Описание презентации Организм Органы растений и животных Уровни организации по слайдам

 Организм Органы растений и животных Организм Органы растений и животных

 Уровни организации организма Уровни организации организма

 Орган - совокупность тканей, связанных структурно и функционально

Орган — совокупность тканей, связанных структурно и функционально

 Органы животного монофункциональные полифункциональные Органы животного монофункциональные полифункциональные

 Органы животного Компактные Диффузные Органы животного Компактные Диффузные

 Органы растения Вегетативные корень побег стебель листья почки Генеративные цветок семя

Органы растения Вегетативные корень побег стебель листья почки Генеративные цветок семя плод

 Корень Осевой подземный орган Радиальная симметрия Неограниченный верхушечный рост Положительный геотропизм Корень Осевой подземный орган Радиальная симметрия Неограниченный верхушечный рост Положительный геотропизм

 Функции корня Всасывающая Якорная Запасающая Синтезирующая

Функции корня Всасывающая Якорная Запасающая Синтезирующая

 Стебель Осевой надземный орган Радиальное строение Неограниченный верхушечный рост Положительный гелиотропизм Стебель Осевой надземный орган Радиальное строение Неограниченный верхушечный рост Положительный гелиотропизм

 Функции стебля Вынос листьев к солнцу Транспортная (соединяет два полюса питания: корень Функции стебля Вынос листьев к солнцу Транспортная (соединяет два полюса питания: корень и лист) Опорная (на стебле – листья, почки…)1_08_02_10. avi

 лист Боковой орган С двусторонней симметрией Ограниченным верхушечным ростом лист Боковой орган С двусторонней симметрией Ограниченным верхушечным ростом

 Функции листа Фотосинтез Газообмен Транспирация Функции листа Фотосинтез Газообмен Транспирация

 Цветок Функции: Спорогенез Гаметогенез Опыление Двойное оплодотворение Созревание семян и плодов

Цветок Функции: Спорогенез Гаметогенез Опыление Двойное оплодотворение Созревание семян и плодов

 Семя Зародыш Запасные питательные вещества Семенная кожура Семя Зародыш Запасные питательные вещества Семенная кожура

 Плод Функции: Защита Распространение семян Плод Функции: Защита Распространение семян

 Подумайте! Чем вегетативные органы отличаются от генеративных? Докажите, что стебель –

Подумайте! Чем вегетативные органы отличаются от генеративных? Докажите, что стебель – ось побега! Почему «яблоко от яблони далеко падает» ?

present5.com

Гомологичные органы и их роль в классификации животных и растений

 

 

На сегодня в мире насчитывается выше 100 тыс. видов животных и растений, которые проживают на нашей планетке вкупе с нами. Многие из их делают самую важную роль в био цепочке питания, без которых немыслим имеющийся биогенез. Для удобства исследования растительного и животного королевства ученые всего мира уже издавна свели все известные живы организмы в определенную систематизацию, объединив их согласно общим биологическим признакам. При определении хоть какого животного, насекомого либо растения к тому либо иному виду главную роль играют гомологичные органы, которые представляют собой однообразное строение тех либо других органов у животных и птиц.

Так, например, гомологическими органами у всех птиц являются крылья и оперение, у всех животных — четыре конечности, у растений — листья и цветки, и т.д.. Благодаря этому все мы разделяем узнаваемых нам животных, птиц, растений и рыб на определенные группы и виды. Броско, что у каждого вида есть свои как идентичные, так и разные черты, которые являются основными при сопоставлении их с другими живыми организмами.

Гомологичные органы представляют собой важные видовые признаки того либо другого вида организма, которые также позволяют животному проживать в определенной среде. Так, все рыбы, живущие в пресных водоемах и озерах, имеют чешуйчатую поверхность, которая играет роль защитного скафандра, позволяющего рыбе быть неприметной в воде, просто уходить от преследования, также беречь себя от вероятных атак со стороны других био видов. Такими же гомологическими органами у всех рыб на планетке являются хвост и плавники, благодаря которым рыба может плавать в воде.

Само понятие гомологичные органы происходит от латинского слова «гомос», что значит «однообразный». Другими словами это органы, которые имеют однообразное строение, также похожее месторасположение в организме животных либо растений. Но такая схожесть не позволяет гласить об их схожих функциях, так как они как раз могут быть и совсем разными. В качестве примера можно привести одинаковость строения костной системы фронтальных конечностей у всех животных и птиц. Но животные употребляют их для передвижения по суше, а птицы — для полета, хотя если разобрать их внутреннее строение, то оно будет иметь очень идентичные признаки.

Если гласить о королевстве растений, то их гомологичные органы представлены лепестками, тычинками, стеблем, корневой системой и плодами. У хоть какого растения существует нитиево-ветвистый корень, который существует для того, чтоб растение удерживалось на земле, также получало питание зольными, минеральными и органическими субстанциями, находящимися в почве. Пластинчатые листья растений употребляются для ассимиляции углерода и испарения воды, а длиннющий вытянутый ствол нужен для того, чтоб выносить на поверхность к свету и воздуху ассимилирующие цветки и листья для наилучшего опыления и размножения растения.

Ученые нашли гомологичные органы растений еще в древние времена, и при составлении собственных научных трудов многие философы приводили в пример жизнь королевства животных и растений как базы гармонического существования всех био созданий на нашей планетке. Следует также осознавать, что в процессе собственного эволюционного развития многие растения и животные прошли определенную трансформацию, в итоге которой какие-то органы утратили свое значение и атрофировались, а другие, напротив, развились, окрепли и заняли главную роль в жизни живого существа. Таким макаром, ученые снова удостоверились в правоте обычной био правды — если какой-нибудь орган не употребляется, то он равномерно отмирает, позволяя другим развиваться посильнее и лучше.

Подводя итоги всему вышеизложенному можно резюмировать, что гомологичные органы это важные органы био созданий, которые имеют однообразное морфологическое значение, но могут делать совсем разные функции зависимо от типа растений либо вида животных. Невзирая на скопленные познания ученых в этом вопросе, тут все еще остается место для последующих исследовательских работ.

live-note.ru

Организм Органы растений и животных Уровни организации

Организм Органы растений и животных

Организм Органы растений и животных

Уровни организации организма Уровни организации организма

Орган совокупность тканей, связанных структурно и функционально Орган совокупность тканей, связанных структурно и функционально

Органы животного n n монофункциональные полифункциональные Органы животного n n монофункциональные полифункциональные

Органы животного Компактные Диффузные Органы животного Компактные Диффузные

Органы растения Вегетативные корень побег стебель листья n Генеративные цветок семя n плод почки Органы растения Вегетативные корень побег стебель листья n Генеративные цветок семя n плод почки

Корень Осевой подземный орган n Радиальная симметрия n Неограниченный верхушечный рост n Положительный геотропизм Корень Осевой подземный орган n Радиальная симметрия n Неограниченный верхушечный рост n Положительный геотропизм n

Функции корня Всасывающая n Якорная n Запасающая n Синтезирующая n Функции корня Всасывающая n Якорная n Запасающая n Синтезирующая n

Стебель Осевой надземный орган n Радиальное строение n Неограниченный верхушечный рост n Положительный гелиотропизм Стебель Осевой надземный орган n Радиальное строение n Неограниченный верхушечный рост n Положительный гелиотропизм n

Функции стебля Вынос листьев к солнцу n Транспортная (соединяет два полюса питания: корень и Функции стебля Вынос листьев к солнцу n Транспортная (соединяет два полюса питания: корень и лист) n Опорная (на стебле – листья, почки…) n

лист Боковой орган n С двусторонней симметрией n Ограниченным верхушечным ростом n лист Боковой орган n С двусторонней симметрией n Ограниченным верхушечным ростом n

Функции листа Фотосинтез n Газообмен n Транспирация n Функции листа Фотосинтез n Газообмен n Транспирация n

Цветок Функции: n Спорогенез n Гаметогенез n Опыление n Двойное оплодотворение n Созревание семян Цветок Функции: n Спорогенез n Гаметогенез n Опыление n Двойное оплодотворение n Созревание семян и плодов

Семя Зародыш n Запасные питательные вещества n Семенная кожура n Семя Зародыш n Запасные питательные вещества n Семенная кожура n

Плод Функции: n Защита n Распространение семян Плод Функции: n Защита n Распространение семян

Подумайте! Чем вегетативные органы отличаются от генеративных? n Докажите, что стебель – ось побега! Подумайте! Чем вегетативные органы отличаются от генеративных? n Докажите, что стебель – ось побега! n Почему «яблоко от яблони далеко падает» ? n

present5.com

Гомологичные органы и их роль в классификации животных и растений

На сегодняшний день в мире насчитывается свыше 100 тыс. видов животных и растений, которые проживают на нашей планете вместе с нами. Многие из них выполняют важнейшую роль в биологической цепочке питания, без которых немыслим существующий биогенез. Для удобства изучения растительного и животного царства ученые всего мира уже давно свели все известные живые организмы в определенную классификацию, объединив их согласно общим биологическим признакам. При определении любого животного, насекомого или растения к тому или иному виду главную роль играют гомологичные органы, которые представляют собой одинаковое строение тех или иных органов у животных и птиц.

Так, к примеру, гомологическими органами у всех птиц являются крылья и оперение, у всех животных — четыре конечности, у растений — листья и цветки, и так далее. Благодаря этому все мы разделяем известных нам животных, птиц, растений и рыб на определенные группы и виды. Примечательно, что у каждого вида существуют свои как схожие, так и различные черты, которые являются основными при сравнении их с другими живыми организмами.

Гомологичные органы представляют собой важнейшие видовые признаки того или иного вида организма, которые также позволяют животному проживать в определенной среде. Так, все рыбы, проживающие в пресных водоемах и озерах, имеют чешуйчатую поверхность, которая выполняет роль защитного скафандра, позволяющего рыбе быть незаметной в воде, легко уходить от преследования, а также оберегать себя от возможных атак со стороны других биологических видов. Такими же гомологическими органами у всех рыб на планете являются хвост и плавники, благодаря которым рыба может плавать в воде.

Само понятие гомологичные органы происходит от латинского слова «гомос», что означает «одинаковый». То есть это органы, которые имеют одинаковое строение, а также схожее месторасположение в организме животных или растений. Однако такая схожесть не позволяет говорить об их одинаковых функциях, поскольку они как раз могут быть и совершенно различными. В качестве примера можно привести одинаковость строения костной системы передних конечностей у всех животных и птиц. Однако животные используют их для передвижения по суше, а птицы — для полета, хотя если разобрать их внутреннее строение, то оно будет иметь очень схожие признаки.

Если говорить о царстве растений, то их гомологичные органы представлены лепестками, тычинками, стеблем, корневой системой и плодами. У любого растения существует нитиево-ветвистый корень, который существует для того, чтобы растение удерживалось на земле, а также получало питание зольными, минеральными и органическими веществами, находящимися в почве. Пластинчатые листья растений используются для ассимиляции углерода и испарения влаги, а длинный вытянутый стебель нужен для того, чтобы выносить на поверхность к свету и воздуху ассимилирующие цветки и листья для лучшего опыления и размножения растения.

Ученые обнаружили гомологичные органы растений еще в древнейшие времена, и при составлении своих научных трудов многие философы приводили в пример жизнь царства животных и растений как основы гармоничного существования всех биологических существ на нашей планете. Следует также понимать, что в процессе своего эволюционного развития многие растения и животные прошли определенную трансформацию, в результате которой какие-то органы потеряли свое значение и атрофировались, а другие, наоборот, развились, окрепли и заняли главную роль в жизни живого существа. Таким образом, ученые еще раз убедились в правоте простой биологической истины — если какой-либо орган не используется, то он постепенно отмирает, позволяя другим развиваться сильнее и лучше.

Подводя итоги всему вышеизложенному можно резюмировать, что гомологичные органы это важнейшие органы биологических существ, которые имеют одинаковое морфологическое значение, однако могут выполнять совершенно различные функции в зависимости от типа растений или вида животных. Несмотря на накопленные знания ученых в этом вопросе, здесь все еще остается место для дальнейших исследований.

загрузка...

worldfb.ru

Организмы животных и растений

Класс - 6 № урока-3 Дата -_____

Тема: ОРГАНИЗМы растений и животных

Цель: формировать понятия «организм», «орган», «система органов», сравнивая организмы животных и растений; определить их схожесть и отличие; установить классификацию систем органов соответственно с функциями, которые они выполняют.

Оборудование: таблицы «Строение растений», «Строение животных»

Базовые понятия: организм

орган

система органов

автотрофы

гетеротрофы

Тип урока: формирование новых знаний

Ход урока

  1. Организация класса.

  2. Проверка домашнего задания.

Задание № 1.

- Какие общие свойства имеют организмы?

свойства живых организмов:

а) дыхание

б) питание

в) выделение

  • рост

  • развитие

  • раздражимость

  • размножение

  • саморегуляция- это способность живых организмов, обитающих в непрерывно меняющихся условиях, поддерживать постоянство своего состава, строения, процессов жизнедеятельности, свойств.

  • Жизнь каждого организма заканчивается смертью, то есть прекращением его жизнедеятельности

  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Задание №1

-Дописать предложение.

Кошка, лук, пантера, тигр, сосна, белка, дуб, корова, шиповник, подсолнечник, мышь, ромашка - это …

Задание №2

- Разделить следующие организмы на группы?

-На сколько групп разделили следующие организмы и как называется каждая группа?

- Чем вы руководствовались, когда делили организмы?

  1. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Организм. Система. Неужели организм-это система? Система состоит из частей, связанных между собой. Границы системы позволяют ей сохранять своё внутреннее строение. Система является стойкой по отношению к действиям определённых влияний, но сильные и длительные влияния могут её разрушить.

-Из каких частей состоит организм растений и животных?

КЛЕТКА

ТКАНИ

ОРГАНЫ

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ

ОРГАНИЗМ

V. Работа над новым материалом.

- Сравните строение растительной и животной клетки.

СХОДСТВО И ОТЛИЧИЕ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ

ПРИЗНАКИ

РАСТЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ

1 .Клеточное строение

Клеточная стенка из целлюлозы

Нет целлюлозной клеточной стенки (гликокаликс)

2. Способ питания

Автотрофы (фотосинтез)

Гетеротрофы

3. Активность в поисках пищи

Неактивны

Активны

4. Продукты накопления

Крахмал

Гликоген

5. Роль в цепи питания

Продуценты

Консументы

6. Способность к росту

Рост в течение всей жизни

Ограниченный рост

7. Ткани

Образовательная

Покровная

Проводящая

Механическая

Основная

Выделительная

Эпителиальная

Соединительная

Мышечная

Нервная

8. Органы

Вегетативные

Генеративные

Органы, системы органов

9.Способность к передвижению

Не перемещаются

Активное передвижение

  1. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Автотрофы - это организмы, которые самостоятельно строят органические вещества. Гетеротрофы - это организмы, которые поглощают с пищей готовые органические вещества: белки, жиры, углеводы.

Растения осуществляют фотосинтез. При этом они выделяют кислород, поглощают углекислый газ и образуют различные органические вещества с помощью солнечной энергии.

Растения дышат. При этом они поглощают кислород, выделяют углекислый газ и используют органические вещества.

Растения поглощают из почвы воду и минеральные вещества.

-Назовите основные органы растений.

КОРЕНЬ

СТЕБЕЛЬ

ЛИСТ

ЦВЕТОК

ЖИВОТНЫЕ:

ТРАВОЯДНЫЕ:

ВСЕЯДНЫЕ: медведь

Дрозд

Кабан

Свиристель

   Свиристели. Очень долгое время люди не могли понять, почему в начале, а то и в средине зимы вдруг прилетают эти заметные своим ярким оперением птицы, которых назвали свиристели. Некоторые даже считали их прилет дурным предзнаменованием. И только в средине XIX века ученые натуралисты нашли ответ на вопрос, откуда в средних широтах зимой появляются свиристели.

   А все очень просто. Их родина лесотундра и зимой там, ой как, неуютно. Вот и спасаются там, где потеплее, да корма побольше. Питаются зимой свиристели в основном ягодами, очень любят рябину. Если будет ее в достаточном количестве то останутся на зимовку, а нет, то полетят дальше на юг. На лето (хотя в лесотундре его и летом то назвать трудно) возвращаются на родину, там и размножаются.

Птенцов кормят исключительно насекомыми, да и сами в эту пору ними питаются. Рьяные враги они в это время шестиногим, особенно кровососущим (комарам, слепням и т.д.). За пару недель выкармливания свиристели уничтожают столько вредителей, сколько подчас не уничтожит даже    Гнезда у свиристелей большие, массивные. Самка обычно откладывает пять яиц, чисто насекомоядная птица.

   Из-за этого свиристелей и ценят в лесотундре, не обижают. Птицы привыкли к такому вниманию, и потому не боятся людей и тогда, когда прилетают к нам. Можно довольно близко подойти к ним и рассмотреть необычное оперение. А оно действительно необычное. Словно падающие капельки на перьях висят ороговевшие чешуйки. Кстати, польза от свиристелей не только от того, что насекомых едят. У нас они еще и «агрономами» подрабатывают. Разносят косточки ягод по округе, а значит, деревья рассаживают.

   Почему же назвали их свиристели? Да потому что любят они иногда громко свистеть, а в старину слово «свиристеть» обозначало громко свистеть. Так что все логично.

ХИЩНЫЕ:

Многие люди негативно относятся к отряду плотоядных, но ведь так устроено природой и это достаточно разумное сочетание, ведь хищные животные проводят своего рода выбраковку более слабых особей, тем самым укрепляя гены будущих поколений мирных животных. А хищники сами тоже не всесильны и нередко они сами могут стать жертвой более крупного животного. Причем хищные животные и хищники вообще есть среди всех классов в животном мире. Самые крупные хищники, конечно же водятся в водной среде, это акулы, касатки, среди наземных млекопитающих всем нам известны хищные животные семейства кошачьих. Среди более мелких форм живых существ, очень интересные хищники у насекомых, которые могут справиться даже со значительно более крупной жертвой, чем сами хищники. И мне кажется, что не смотря на свою плотоядность, хищные животные заслуживают наше уважение и любовь, они ведь не виноваты, что родились хищниками, тем более и пользы от их существования достаточно много. Итак, давайте посмотрим самые удачные фото картинки, так же остановим своё внимание на увлекательных видео, где запечатлены самые интересные моменты и хищные животные показаны во всей своей красе. В подборках помимо фото, картинок и видео присутствуют и интереснейшие материалы о животных, описания вида, основные черты поведения и некоторые интересные детали из жизни. Надеемся, Вам понравится наше видение вопроса, и просмотр принесет огромное удовольствие и много полезной информации.

Ягуар

ЛЕОПАРД

КУНИЦА

ЛИСА

ВОЛК, ВОЛЧЬЯ СТАЯ

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

КРОКОДИЛ, АЛЛИГАТОР

ЛЬВЫ

ТИГР

ТЮЛЕНЬ

АКУЛЫ

ОСЬМИНОГИ

КОБРА

УДАВ

БОГОМОЛ

ПАУКИ

ФИЛИН 

  1. Итог урока

  2. Домашнее задание

-Выучить таблицу, подготовить сообщение о растении или о животном.

videouroki.net

Блок 2. Признаки живых организмов (часть 5) - 6 Января 2017 - Теория к ОГЭ и ЕГЭ

Блок 2. Признаки живых организмов

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов

Одноклеточные и многоклеточные организмы

Необычайное разнообразие живых существ на планете вынуждает находить различные критерии для их классификации. Так, их относят к клеточным и неклеточным формам жизни, поскольку клетки являются единицей строения почти всех известных организмов - растений, животных, грибов и бактерий, тогда как вирусы являются неклеточными формами.

В зависимости от количества клеток, входящих в состав организма, и степени их взаимодействия выделяют одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы. Несмотря на то, что все клетки сходны морфологически и способны осуществлять обычные функции клетки (обмен веществ, поддержание гомеостаза, развитие и др.), клетки одноклеточных организмов выполняют функции целостного организма. Деление клетки у одноклеточных влечет за собой увеличение количества особей, а в их жизненном цикле отсутствуют многоклеточные стадии. В целом у одноклеточных организмов совпадают клеточный и организменный уровни организации. Одноклеточными является подавляющее большинство бактерий, часть животных (простейшие), растений (некоторые водоросли) и грибов. Некоторые систематики даже предлагают выделить одноклеточные организмы в особое царство — протистов.

Колониальными называют организмы, у которых в процессе бесполого размножения дочерние особи остаются соединенными с материнским организмом, образуя более или менее сложное объединение — колонию. Кроме колоний многоклеточных организмов, таких как коралловые полипы, имеются и колонии одноклеточных, в частности водоросли пандорина и эвдорина. Колониальные организмы, по-видимому, были промежуточным звеном в процессе возникновения многоклеточных.

Многоклеточные организмы, вне всякого сомнения, обладают более высоким уровнем организации, чем одноклеточные, поскольку их тело образовано множеством клеток. В отличие от колониальных, которые также могут иметь более одной клетки, у многоклеточных организмов клетки специализируются на выполнении различных функций, что отражается и в их строении. Платой за эту специализацию является утрата их клетками способности к самостоятельному существованию, а зачастую и к воспроизведению себе подобных. Деление отдельной клетки приводит к росту многоклеточного организма, но не к его размножению. Онтогенез многоклеточных характеризуется процессом дробления оплодотворенной яйцеклетки на множество клеток-бластомеров, из которых в дальнейшем формируется организм с дифференцированными тканями и органами. Многоклеточные организмы, как правило, крупнее одноклеточных. Увеличение размеров тела по отношению к их поверхности способствовало усложнению и совершенствованию процессов обмена, формированию внутренней среды и, в конечном итоге, обеспечило им большую устойчивость к воздействиям окружающей среды (гомеостаз). Таким образом, многоклеточные обладают рядом преимуществ в организации по сравнению с одноклеточными и представляют собой качественный скачок в процессе эволюции. Многоклеточными являются немногие бактерии, большинство растений, животных и грибов.

Дифференцировка клеток у многоклеточных организмов приводит к формированию у растений и животных (кроме губок и кишечнополостных) тканей и органов. 

Ткань - это система межклеточного вещества и клеток, сходных по строению, происхождению и выполняющих одинаковые функции. Различают простые ткани, состоящие из клеток одного типа, и сложные, состоящие из нескольких типов клеток. Например, эпидермис у растений состоит из собственно покровных клеток, а также замыкающих и побочных клеток, образующих устьичные аппараты.

Из тканей формируются органы. В состав органа входит несколько типов тканей, связанных структурно и функционально, но обычно один из них преобладает. Например, сердце образовано в основном мышечной, а головной мозг — нервной тканью. В состав листовой пластинки растения входят покровная ткань (эпидермис), основная ткань (хлорофиллоносная паренхима), проводящие ткани (ксилема и флоэма) и др. Однако преобладает в листе основная ткань.

Органы, выполняющие общие функции, образуют системы органов.

Ткани, органы и системы органов растений и животных

У растений выделяют образовательные, покровные, механические, проводящие и основные ткани.

Клетки образовательных тканей (меристем) в течение длительного времени сохраняют способность к делению. Благодаря этому они принимают участие в образовании всех остальных типов тканей и обеспечивают рост растения. Верхушечные меристемы находятся на кончиках побегов и корней, а боковые (например, камбий и перицикл) - внутри этих органов.

Покровные ткани расположены на границе с внешней средой, т. е. на поверхности корней, стеблей, листьев и других органов. Они защищают внутренние структуры растения от повреждений, действия низких и высоких температур, излишнего испарения и иссушения, проникновения болезнетворных организмов и т. п. Кроме того, покровные ткани регулируют газообмен и испарение воды. К покровным тканям относятся эпидермис, перидерма и корка.

Механические ткани (колленхима и склеренхима) выполняют опорную и защитную функции, придавая прочность органам и образуя «внутренний скелет» растения.

Проводящие ткани обеспечивают в организме растения передвижение воды и растворенных в ней веществ. Ксилема доставляет воду с растворенными минеральными веществами от корней ко всем органам растения. Флоэма осуществляет транспорт растворов органических веществ. Ксилема и флоэма обычно расположены рядом, образуя слои или проводящие пучки. В листьях их можно легко заметить в виде жилок.

Основные ткани, или паренхима, составляют основную часть тела растения. В зависимости от расположения в организме растения и особенностей среды его обитания основные ткани способны выполнять различные функции — осуществлять фотосинтез, запасать питательные вещества, воду или воздух. В связи с этим различают хлорофилл о но сную, запасающую, водоносную и воздухоносную паренхиму.

Как вы помните из курса биологии 6-го класса, у растений выделяют вегетативные и генеративные органы. Вегетативными органами являются корень и побег (стебель с листьями и почками). Генеративные органы подразделяются на органы бесполого и полового размножения.

Органы бесполого размножения растений называются спорангиями. Они располагаются поодиночке или объединяются в сложные структуры (например, сорусы у папоротников, спороносные колоски у хвощей и плаунов).

Органы полового размножения обеспечивают образование гамет. Мужские (антеридии) и женские (архегонии) органы полового размножения развиваются у мхов, хвощей, плаунов и папоротников. Для голосеменных растений характерны только архегонии, развивающиеся внутри семязачатка. Антеридии у них не формируются, и мужские половые клетки — спермин — образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна. У цветковых растений отсутствуют как антеридии, так и архегонии. Генеративным органом у них является цветок, в котором происходит образование спор и гамет, оплодотворение, формирование плодов и семян.

У животных также выделяют несколько типов тканей. 

Эпителиальные ткани покрывают организм снаружи, выстилают полости тела и стенки полых органов, входят в состав большинства желез. Эпителиальная ткань состоит из клеток, плотно прилегающих друг к другу, межклеточное вещество не развито. Главные функции эпителиальных тканей - защитная и секреторная.

Соединительные ткани характеризуются хорошо развитым межклеточным веществом, в котором поодиночке или группами располагаются клетки. Межклеточное вещество, как правило, содержит большое количество волокон. Ткани внутренней среды — самая разнообразная по строению и функциям группа тканей животных. Сюда относятся костная, хрящевая и жировая ткани, собственно соединительные ткани (плотная и рыхлая волокнистые), а также кровь, лимфа и др. Основные функции тканей внутренней среды - опорная, защитная, трофическая.

Мышечные ткани характеризуются наличием сократительных элементов - миофибрилл, расположенных в цитоплазме клеток и обеспечивающих сократимость. Мышечные ткани выполняют двигательную функцию.

Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейронов) и клеток глии. Нейроны способны возбуждаться в ответ на действие различных факторов, генерировать и проводить нервные импульсы. Глиальные клетки обеспечивают питание и защиту нейронов, формирование их оболочек.

Ткани животных участвуют в формировании органов, которые, в свою очередь, объединяются в системы органов. В организме позвоночных животных и человека различают следующие системы органов: костную, мышечную, пищеварительную, дыхательную, мочевыделительную, половую, кровеносную, лимфатическую, иммунную, эндокринную и нервную. Кроме того, у животных имеются различные сенсорные системы (зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, вестибулярная и др.), с помощью которых организм воспринимает и анализирует разнообразные раздражители внешней и внутренней среды.

Многоклеточный организм - целостная интегрированная система

 Любому живому организму свойственно получение из окружающей среды строительного и энергетического материала, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, способность к размножению и т. п. У многоклеточных организмов разнообразные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, выделение и др.) реализуются благодаря взаимодействию определенных тканей и органов. При этом все процессы жизнедеятельности проходят под контролем регуляторных систем. Благодаря этому сложный многоклеточный организм функционирует как единое целое.

У животных к регуляторным системам относятся нервная и эндокринная. Они обеспечивают согласованную работу клеток, тканей, органов и их систем, обусловливают целостные реакции организма на изменения условий внешней и внутренней среды, направленные на поддержание гомеостаза. У растений жизненные функции регулируются с помощью различных биологически активных веществ (например, фитогормонов).

Таким образом, в многоклеточном организме все клетки, ткани, органы и системы органов взаимодействуют друг с другом, слаженно функционируют, благодаря чему организм представляет собой целостную биологическую систему.

lotoskay.ucoz.ru

ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СТРОЕНИЕМ РАСТЕНИЙ» - ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА - Естествознание 6 класс - конспекты уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков

ТЕМА 1. ОРГАНИЗМ КАК ЖИВАЯ СИСТЕМА

 

УРОК 3

ТЕМА. ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СТРОЕНИЕМ РАСТЕНИЙ»

 

Цель урока: обучающая — ознакомить учащихся с главными органами цветковых растений и органами и системами наземных животных и рыб, определить значение каждого из них; развивающая — путем поиска сходства между человеческим и другими живыми организмами найти подтверждение единства происхождения жизни на Земле; воспитательная — на конкретных примерах подтвердить сходство других живых организмов до человеческого, тем самым подвести учащихся к пониманию необходимости бережного отношения к живой природе Земли.

Основные понятия: хлорофилл, черешок (слоеная ножка), рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, жабры, трахеи, легкие, дыхальца, почки и тому подобное.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (работа с рисунками в учебнике), сравнительный (сравнение корней, органов дыхания, органов чувств и движения у различных живых организмов), практический (ознакомление со строением растений).

Оборудование: учебник.

Тип урока: усвоение новых знаний, комбинированный.

Межпредметные связи: биология (7 класс), география материков и океанов (7 класс).

Структура урока

И. Проверка домашнего задания

II. Сообщение темы, цели и задач урока

III. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала

1. Органы цветковых растений: корень, побег, цветок, плод.

2. Практическая работа № 1 «Ознакомление со строением растений».

3. Органы наземных животных и рыб: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и нервной систем.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задание

 

Ход урока

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

— Вопрос к ученикам

Почему одну отдельную клетку апельсина можно назвать системой, а стакан апельсинового сока — нет?

Дополнительный вопрос: Почему растения и животные являются открытыми системами, то есть имеют внешние связи с окружающим средой?

Поскольку материал этого урока разнообразный и очень большой по объему, в некоторых классах его преподавания целесообразнее начинать с изучения новой темы.

II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ИХ ПРЕДЫДУЩЕГО ОПЫТА

— Беседа

— На предыдущих уроках мы уже выяснили, что каждая система состоит из отдельных частей. О искусственные системы мы будем говорить позднее, а сегодня остановимся подробнее на изучении природных систем. Как называются отдельные части живых систем? (Органы.)

— Задача сегодняшнего урока — ознакомиться с названиями главных органов растений и животных и их функциями. Подберите словосочетания-синонимы к словосочетанию «выполнять функцию». Еще значит играть роль, иметь значение.)

IV. ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

1. Органы цветковых растений

— Слово учителя

1). Корень закрепляет растение в почве и обеспечивает ее питательными веществами.

От главного стержня (1А) отходят тоненькие корневые волоски (1Б) — именно они и являются главными поставщиками питательных веществ в главный корень.

 

 

2). Побег состоит из стебля (2А) и листья. Стебель — это транспортный путь, по которому движутся растворенные питательные вещества к другим органам растений. В зависимости от строения и размера стебля наземные растения делят на травянистые, кустарниковые (кустовые) и древесные.

Листья состоят из листовой пластинки (2Б) и черенка (2В). С помощью черешка листовая пластинка прикрепляется к стеблю. Зеленого цвета листовой пластинке придает вещество, что содержится в цитоплазме клеток и называется хлорофилл. Главные функции листьев — испарения воды и образования питательных веществ.

3). Цветок имеет сложное строение и образована цветоножкой (3А), цветоложем (3Б), чашелистиками (3В), лепестками (3Г), тычинками (3Д) и пестик (3Е). На тычинках созревают мужские половые клетки, а на маточці — женская половая клетка. Отсюда следует, что главная функция цветка — размножения, то есть увеличение численности подобных ей растений.

4). Плод вырастает за определенное время после опыления на месте цветка.

— Задания в рабочей тетради

2. Практическая работа №1 «Ознакомление со строением растений»

Для эффективного проведения практической работы № 1 лучше всего подойдет гербарий с образцами различных растений. Если же гербария нет, то для ознакомления школьников со строением растения можно использовать любую травянистую растение, выкопанную с корнем (сентябрь месяц позволяет учителю приготовить такой вроде накануне урока).

— Выполнение практической работы в рабочей тетради

— Выполнение практической работы (устно)

Ученики рассматривают рисунки, после чего учитель задает вопросы.

— Как называются видоизмененные корни некоторых растений, например моркови, картофеля, пырея и тюльпана?

— Такие видоизмененные корни выполняют дополнительные функции, например накапливают питательные вещества. Они могут иметь вид корнеплодов, корневищ, луковиц или клубней.

— Почему мир растений такой разнообразный? (Потому что органы растений могут иметь разный вид, форму и цвет.)

3. Органы наземных животных и рыб: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и нервной систем

Организм животные, как и растения, состоит из органов. Однако организм животного сложнее растительный организм, он имеет значительно более органов. Кроме того, определенную функцию в нем могут выполнять не один, а несколько органов.

Учитывая это, ученые объединили органы животных, выполняющие одну функцию, в группы органов, которые называют системой. Например, органы пищеварения, или пищеварительная система, отвечают за переваривание еды; органы выделения, или выделительная система, обеспечивают освобождение организма животного от продуктов переработки пищи и других ненужных ему элементов.

Следовательно, животное является системой и состоит, в свою очередь, из нескольких взаимосвязанных систем органов.

Пищеварительная система

Рассмотрим пищеварительную систему свиньи или собаки.

— Вопрос к ученикам

— Как называется цепочка органов, которым пища попадает в желудок животного? (Рот, дальше глотка, затем пищевод.)

В желудке пища переваривается, это означает, что молекулы веществ пищи распадаются на более мелкие молекулы. их впитывают стенки желудка, однако при этом остаются отходы.

— Вопрос к ученикам

— Куда поступают продукты пищеварения из желудка? (В кишечник, а из кишечника они выводятся из организма животные q окружающую среду.)

Дыхательная система

Строение дыхательной системы у животных имеет существенные отличия, что связано с разной средой их обитания и сложностью живого организма.

— Беседа

Рыбы получают кислород из воздуха, растворенного в воде.

— Какой орган им в этом помогает? (Жабры.)

— Как называется главный орган дыхательной системы насекомых? (Трахее.)

Трахеи пронизывают брюшко насекомых и открываются наружу отверстиями, так называемыми дихальцями.

— Как называется главный орган дыхание у наземных животных (птиц и млекопитающих)? (Легкие.)

— Слово учителя

Каждый из этих органов — жабры, трахеи и легкие — приспособлен получать кислород, необходимый для дыхания, с определенной среды — воздуха или воды. Поэтому, попав в другую среду, организм погибает прежде всего из-за невозможности получить кислород.

Выделительная система

Главный орган выделительной системы — почки. Почки, как фильтр, пропускают через себя кровь и удаляют из нее лишнюю воду и ненужные для организма вещества. Если их вовремя не вывести из организма, это может вызвать его отравление.

Органы чувств

Эти органы предоставляют животным и человеку информацию о состоянии среды, в которой находится организм, и об изменениях, происходят вокруг него.

— Вопрос к ученикам

— Назовите шесть органов чувств. (Органы зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса и равновесия.)

Нервная система

Эта система обеспечивает согласованную работу всех органов тела, т. е. координирует, объединяет их. Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервных волокон. Даже при абсолютно здоровых органах других систем животное, у которой нарушена деятельность нервной системы, становится беспомощной и погибает. Именно поэтому главный элемент искусственной системы так же называют «мозгом» или «мозговым центром». Современная медицина имеет в своем распоряжении немало искусственных органов, таких как легкие, сердце, почки, однако искусственный мозг, который способен полностью заменить работу человеческого мозга, так и не создан.

Органы движения животных ученики могут выучить дома самостоятельно, как доступную и уже довольно известную им тему.

Органы размножения будут подробно изучаться в теме «Виды размножения растений и животных».

— Задания в рабочей тетради

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Разнообразие видов органов, выполняют одну и ту же функцию в живых организмах, являются следствием приспособления растений и животных к различным условиям существования.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Дать ответы на вопросы после параграфа.

schooled.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта