Детям лекарственные растения. «Знакомство детей с лекарственными растениями нашего края». Развлекательное мероприятие

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Внеклассное мероприятие " Детям о лекарственных растениях". Детям лекарственные растения


Лечебные травы для детей - Parents.ru

Для того чтобы дети росли здоровыми, нам не жалко никаких денег. Но, может, особые траты и не нужны? Вспомните старую китайскую пословицу: «Лекарство в тысячу юаней растет у самого плетня» и оглянитесь вокруг: природа давно создала замечательные лекарства, вырастив удивительные травы-лекари.

Траволечение - один из старейших видов врачевания. Его возраст примерно равен возрасту человечества. Травы всегда сопровождали человека с рождения и до старости: в них купали, их пили, ими присыпали раны. И что особенно важно, на протяжении всей многовековой истории их применения очень тщательно отслеживалось как та или иная трава действует на человека, какие могут быть побочные эффекты, в каких дозировках ее лучше принимать и в каких формах – настои, порошки, мази или настойки.

Растения и люди развивались на Земле параллельно, приспосабливаясь и дополняя друг друга. Биохимический состав растений и тканей человека имеет биогенетическое родство и совместимость. Поэтому вещества из растений не воспринимаются нашим организмом как чужеродные и способны активно включаться во многие внутриклеточные процессы, влиять на них. Так как в состав растений входит много химических веществ, травы могут оказывать многостороннее воздействие на органы и системы человека, побеждая воспаление, нормализуя работу органов, мобилизуя защитные силы организма для борьбы с болезнью.

По сравнению с лекарствами травы действуют мягче и длительнее. Побочные явления встречаются в 5-8 раз реже, чем осложнения от медикаментов. при этом  передозировать их гораздо труднее.

травы или аптечные препараты?

На самом деле такой вопрос в корне не верен. Траволечение не исключает, а дополняет медикаментозное лечение. Все хорошо вовремя. В острой стадии болезни более эффективны медикаментозные препараты - они действуют быстрее. Бывают ситуации, когда вовремя назначенное лекарство может спасти и здоровье, и жизнь больного. Травы действуют медленнее и могут просто не успеть помочь вовремя. Но их добавление к лечению зачастую позволяет заметно уменьшить побочные и токсические эффекты синтетических лекарств, сократить их дозировки и длительность курса, ускорить выздоровление и восстановление пораженных болезнью органов.

Лучше всего лекарственные травы проявляют себя при лечении хронических вялотекущих болезней. Одновременный прием большого количества лекарств, как правило, усиливает их нежелательные эффекты. Травы же, наоборот, хороши именно в сборах. Их можно принимать годами, раз в полтора-два месяца меняя состав в зависимости от изменения самочувствия ребенка и чтобы исключить привыкание. Эффективны лекарственные травы и при назначении их в профилактических целях, например, прием витаминных и противовирусных трав перед сезонным подъемом вирусной инфекции, прием травяных сборов для предупреждения обострений заболеваний желудочно-кишечного тракта или легких.

Уникальность лечебных трав состоит в способности улучшать у больных качество жизни. Даже в случаях, если у ребенка целый "букет" хронических заболеваний или тяжелая неизлечимая болезнь.

Соблюдайте дозировку!

Это особенно важно, когда речь идет о детях. В аннотациях ко всем лекарственным препаратам наравне со взрослыми дозировками обязательно указываются детские. Но ни на одной упаковке лечебных трав подобных рекомендаций вы не найдете. Все, что написано, адресовано только взрослым (хотя лекарственные травы, как и любое лечебное средство, обязательно должны дозироваться в соответствии с возрастом и конституцией ребенка).

Увы, многие мамы заваривают своему малышу травы «как написано на пачке», то есть взрослую дозу, и получают передозировку лечебного вещества, которая может обернуться аллергическими, токсическими реакциями, ухудшением самочувствия ребенка. Но травы-то в этом совершенно не виноваты! Чем младше ребенок, тем выше опасность таких осложнений. Особенно она велика в первое полугодие жизни ребенка. Поэтому лечение травами лучше начинать с минимальных дозировок (1/3-1/2 возрастной дозы). При нормальной переносимости через 1-2 дня можно постепенно увеличивать дозировку до исходной.

Старайтесь не давать детям до 2 лет цветущие растения, чтобы не было реакции на их пыльцу. Исключением, пожалуй, являются ромашка и зверобой, которые сами являются противоаллергическими растениями. Гораздо безопаснее работать с листьями или корнями. Детям также лучше назначать малокомпонентные сборы (2-3 растения).

Так как активность биологически активных веществ растений сохраняется в растворе до двух суток, очень удобно готовить лечебный настой сразу на два дня. Заодно с экономите и силы, и время. Хранить его надо в холодильнике. За день выпивается половина приготовленной дозы, разделенная на три-пять приемов и предварительно подогретая до комнатной температуры. Для этого стаканчик с уже отмеренной разовой дозой настоя можно поставить в мисочку или широкую чашку с горячей водой на несколько минут.

Дозировки трав и сборов (из расчета на два дня)

1 год – 0,5-1 чайная ложка без горки на 0,2 л

2года – 1,5 чайные ложки на 0,25л

3 года - 2 чайные ложки без горки на 0,3 л

4 года – 2,5 чайные ложки без горки на 0,35-0,4 л

5 лет - 1 десертная ложка на 0,45-0,5 л

6 лет – 1,5 десертные ложки на 0,5 л

7 лет - 1 столовая ложка на 0,5 л

8 лет - 1 столовая ложка с горкой на 0,5 л

9-10 лет – 1,5 столовые ложки без горки на 0,5л

11-12 лет - 2 столовые ложки вровень на 0,5 л

 с 13 лет – взрослая доза (2 столовые ложки с горкой на 0,5 л)

Как приготовить?

Если используются только нежные части растений (цветки и листья) – готовим настой, при котором время нагревания не больше 15-20 минут и настаивание 1-2 часа. Если в составе сбора много плотных частей (плоды, кора, корни), проводится длительное нагревание и в результате получается отвар. Если он готовится из вяжущих растений, лучше процедить его сразу или через 10 минут, иначе вяжущие вещества быстро выпадут в осадок. Для всех остальных растений время настаивания такое же, как и для настоя.

Какой диагноз? 

При коликах и болях в животе помогут ромашка, укроп, фенхель, тмин. Прекращают тошноту и рвоту тмин, фенхель, мелисса. При поносах – одним из лучших являются лапчатка прямостоячая и шишки ольхи.

При сухом кашле назначаются травы, содержащие растительные слизи – лист мать-и-мачехи, подорожник, алтей, цветки липы. При влажном – шалфей, анис, девясил.

Самолечение опасно!

Но, безусловно, лечение любого недуга необходимо начинать с консультации врача. Только он сможет правильно оценить проявления болезни, определить необходимые направления лечения, дозировки и длительность лечения. К сожалению, сегодня многие врачи в своей практике не используют траволечение, их просто этому не учили. Поэтому желательно обращаться к специалистам-фитотерапевтам. Самолечение опасно, прежде всего тем, что у каждой травы не одно, а целый ряд свойств и качеств. И не зная всего их перечня, можно излечивая что-то одно, навредить в другом. Не стоит злоупотреблять ни лекарствами, ни травами. Если очень долго воздействовать на какие-то определенные группы ферментов или нервных окончаний, они просто перестанут реагировать на эти раздражения. И вместо стимулирующего воздействия можно получить угнетающий эффект.

Строгие правила

Лекарственную траву нельзя просто посеять на клумбе или грядке. Важно знать, где какая трава растет лучше всего (на солнце, в тени, у водоемов), на каких почвах она любит расти. И если ее выращивать, как садовую культуру (поливать, удобрять), то она будет накапливать совершенно другие вещества  и активность ее будет существенно ниже. Дикорастущие травы сами выбирают свои места произрастания и почвы на которых они будут расти. Их ареал ежегодно может меняться в зависимости от того, насколько истощилась в почве концентрация того или иного необходимого вещества. Поэтому их химический состав богаче и разнообразнее выращиваемых трав.

То же можно сказать и о самостоятельной заготовке лекарственных трав. Важно соблюдать сроки, время суток, лунные циклы, знать, какая часть растения в какие сроки заготавливается, как именно, как сушится, как измельчается, как хранится. Эти правила уточнялись и совершенствовались веками. Незнание их может привести к тому, что даже в очень эффективной лекарственной траве действующие вещества будут разрушены и полезность их станет спорной.

Если говорить о сборе, то раньше лекарственные травы собирали так, чтобы даже не был слышен петушиный крик с околицы села. Нельзя собирать траву в пределах городской черты, рядом с оживленными автомагистралями, промышленными предприятиями, в регионах, загрязненных радиацией, так как травы накапливают соли тяжелых металлов и радиацию. При сборе трав вдоль сельхозугодий высока вероятность загрязнения фосфорорганическими удобрениями и пестицидами.

Есть свое время и для заготовки каждого растения. Лист березы собирают, когда он достигает величины пятачка. Череда наибольшую силу имеет в период бутонизации, кипрей и золотарник нужно собирать в начале цветения, овес – в период молочно-восковой спелости, а семена дикой моркови, растворяющей любые почечные камни – когда корзинка семян начинает сворачиваться внутрь.

www.parents.ru

Внеклассное мероприятие " Детям о лекарственных растениях"

Детям о лекарственных растениях

Цель: знакомство с разнообразием растительного мира, его экологического единства, воспитания бережного отношения к растениям. 

Задачи:• Знакомить детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами.• Расширять знания детей о лекарственных растениях, способных частично заменить химические препараты, что растения более безвредны для организма человека.• Воспитывать бережное отношение к растениям для сохранения целостности экосистем.

Есть в травах и цветах целительная силаДля всех, умеющих их тайну разгадать.В.Рождественский

hello_html_347df836.jpg

Известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из лесу, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения».По существу любое растение создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:Я не степью хожу- Я хожу по аптеке,Разбираясь в её травяной картотеке.

Крапива двудомная.

hello_html_m43e90dc7.jpg

Русское название происходит от древнерусского слова коприна – шёлк. Из крапивы получали волокно для выработки тканей.У русского народа крапива пользовалась известностью как верное средство против нечистой силы – ведьм и русалок.Известна она как пищевое растение. Из её листьев готовят супы, салаты. Не один раз благодаря своей питательности она выручала народ в тяжёлые годы испытаний:Я цветы обходил стороной.Их считал за ненужное диво,И искал те места, где крапиваНеприступной стояла стеной.Обжигаясь зелёным огнём,Обрезал я колючие ножки,Необычного цвета лепёшки,Обжигаясь мы ели потом.А сейчас я любитель цветов,Улыбаюсь любому счастливо,На задворках стоит крапива,Словно память тех грозных годов. (В.Сергин)

Как лекарственное растение крапива известна давно.

Рекомендуют её при воспалении лёгких, кровотечениях, нарывах, ранах.«Одна крапива заменит семерых врачей», - говорит народная мудрость. Применяют её как ранозаживляющее, при застарелом кашле рекомендуют отвар корней крапивы в сахарном сиропе.Настой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангине, а так же для укрепления волос.Стебли и листья крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Эта особенность отражена в пословицах, поговорках, загадках.С ним водиться, что в крапиву садиться.Хоть не огонь, а жжется.Сама холодна, а людей жжёт.Какую траву и слепой узнает?В листьях крапивы содержится значительное количество аскорбиновой кислоты, глюкозы.

Ромашка аптечная.

hello_html_2cc42600.jpg

Как будто солнца луч пророс,За городским овражком,Сияют капельками росСтаринные ромашки. (А.Марков)Русское название произошло от латинского «romona» - «римская» и заимствовано из польского языка. В литературе её образ ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.На Карпатах существовало поверье, что весной, едва пригреет солнышко, снежинки со склонов гор превращаются в ромашки, а в начале зимы ромашки превращаются в снежинки.Лекарственные свойства.Ромашка – древнейшее и популярное у многих народов лекарственное средство. Считалось, что ромашка по нежности действия недалека от розы.В русской медицине она пользовалась особой любовью об этом говорят её народные названия: маточная трава, румяна, купальница.

Применяют её как успокаивающее, мочегонное, противопростудное средство.Наружно для полосканий при заболевании полости рта. Цветки ромашки также применяются как противовоспалительное средство при желудочных заболеваниях, обладает противоаллергическим действием.Цветки ромашки применяются в косметике для придания светлым волосам золотистого оттенка.Очень много загадок о ромашке:

У лесной сторожкиСтоит солнышко на ножке.Середка желтая, Юбка белая (ромашка)

Лепестки белы, как снег,Серединка желтый мех!Что за глупые замашки,Не гадайте на (Ромашке)

Шел я лугом по тропинке,Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца белые лучи.

Подорожник большой.(семижильник, порезник, попутник, ранник)

hello_html_350f5835.jpg

Есть множество цветовКрасивых, осторожных,Но мне приятней всехОбычный подорожник.Ему, быть может И трудней расти,И всё же он с людьмиНаходится в пути. ( С.Баруздин)

Русское название «подорожник», «попутчик» связано с местообитанием его у дорог.Другая группа названий «порезник», «ранник» - даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства.В легенде эти свойства были открыты так. Однажды две змеи грелись у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, другую переехало колесо телеги. Люди, сидящие в телеге, увидели, что невредимая змея вскоре вернулась с листком подорожника, которым исцелила пострадавшую. Этот случай и подтолкнул людей на использование подорожника для лечения ран.Лекарственные свойства.В народной медицине листья подорожника применяются в виде свежеистолченной массы при длительно незаживающих ранах и язвах. Применяют его и при заболевании верхних дыхательных путей.В народной медицине используются листья и трава подорожника при заболевании желудочно-кишечного тракта, гастрита.Наружный слой оболочки семян слизистый и липкий. Прилипая к обуви человека, копытам и лапам животных, переносятся на далёкие расстояния. Полагают, что именно таким образом подорожник попал в Америку, прилипнув к обуви первых переселенцев. Везде, где поселяются белые люди, вскоре появляется подорожник. Интересно, что его листья накапливают меньше токсических веществ, чем другие растения, живущие вдоль оживлённых трасс.Не однажды, не дважды поранивши ногиТы целебною силой своею помог.Подорожник, всегда ты растёшь по дороге,Рос ли ты, когда не было в мире дорог? (М.Владимиров)Подорожник приспособился к вытаптыванию. Люди придумали загадку на этот случай:Лёг пластом у дороги, разметав руки, ноги.Его бьют сапогом, его бьют каблуком,Всё ему нипочём, хоть ударь кирпичом.

Любите и берегите природу!

Нам жить в одной семье,Нам петь в одном кругу,Идти в одном строю,Летать в одном полёте...Давайте сохраним Ромашку на лугу,Кувшинку на рекеИ клюквы на болоте.

hello_html_3903e7a2.jpg

infourok.ru

«Знакомство детей с лекарственными растениями нашего края». Развлекательное мероприятие

Цель: Расширить знания детей о лекарственный растениях нашего края.

 Задачи:

  •  Учебная: Познакомить с правилами заготовки лекарственных растений, сушки и применения в жизни.
  •  Развивающая: Развивать психические процессы (память , мышление, воображение).
  •  Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе, лекарственным растениям, которые растут в нашем крае.

 Предварительная работа:

  •  Подбор и чтение детской литературы по данной теме.
  •  Знакомство с устным народным творчеством по теме, разучивание пословиц и поговорок про лекарственные растения.
  • Рассматривание гербария «Лекарственные травы Сибири».

 Ход мероприятия

 Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас с вами праздник, посвященный лекарственным травам. Мы с вами узнаем, как же могут помочь обыкновенные растения здоровью человека.

 (Неожиданно в зал быстрыми шагами входит медицинская сестра)

 Мед. сестра. Извините меня, но у меня проблема. Я не знаю как помочь больным детям. У меня закончились все лекарства, а дети сильно кашляют и у них ужасно болит горло.

 Ведущая. Уважаемая Вера Васильевна! Мне кажется, что мы вам можем помочь. Нам предстоит отправиться в самую лучшую аптеку – природу.

 Ребята, нам выпала возможность познакомиться с лекарственными растениями, которые нас окружают и помочь больным ребятам, но для этого мы должны отправиться на «Поляну здоровья».

 (В глубине сцены плакат «Поляна здоровья», макеты деревьев. На паласе кругом сидят дети в костюмах различных лекарственных растений).

 Ведущая. «Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило.

 Где чистым воздухом так сладостно дышать,

 Есть в травах и цветах целительная сила,

 Для всех умеющих их тайну разгадать».

 В. Рождественский

 А сейчас мы с вами должны отгадать загадки:

 Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок (лиственница).

 Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

 Словно снег у них реснички и как солнышко глазок (ромашки).

Как зовут меня — скажи, часто прячусь я во ржи,

 Скромный полевой цветок, синеглазый…(василек).

Золотой и молодой за неделю стал седой,

 А денечка через два, облысела голова.

 Спрячу- ка в карманчик бывший… (одуванчик).

 Поранил ты в дороге ногу, усталость не дает идти,

 Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник).

 Бусы красные висят, из куста на нас глядят,

 Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи (малина).

 Лечение травами давно известно в народе. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли «тарвниками».

 Ребята, а вы бы хотели встретиться с травницей, которая расскажет вам о целебных свойствах растений, растущих в окрестностях нашего поселка? Давайте знакомиться – бабушка Егоровна, знаток лекарственных растений (выходит бабушка Егоровна).

 Бабушка Егоровна: Здравствуйте, милые ребята! Здравствуйте, гости дорогие! Я очень рада, что вы пригласили меня на эту встречу, о чем же вы хотели со мной поговорить?

(Вопросы детей – короткая беседа).

 Бабушка Егоровна: Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы. Послушайте загадку, прежде чем мы отправимся в путешествие.

 Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт.

 Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем (лес).

 Ребята, а какие растения растут в наших лесах?

(Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты елочек и цветов).

 А как вы думаете, почему лес называют «зеленой аптекой»? (Ответы детей).

 Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по лесным тропинкам? (в лесу воздух чище, не слышно городского шума, можно послушать голоса леса, запах хвои – профилактика против заболеваний верхних дыхательных путей). Растения выделяют фитонциды (губители микробов). Недаром говорят, что в лесу чистый воздух, легче дышится.

 Можно в лесу, на территории детского дома встретить и черемуху, которая имеет лекарственное значение. Сильный, несколько опьяняющий аромат цветов, листьев очищают воздух от микробов.

 Бабушка Егоровна: Ребята, давайте пройдем по нашей полянке, отыщем знакомые лекарственные растения и вспомним их лекарственные свойства.

 Участники праздника останавливаются около подорожника.

 Бабушка предлагает рассказать об этом растении. Подорожник умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое – укусит вас пчела, приложите к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.

 Ребята вспоминают и рассказывают случаи из своей жизни, когда им на помощь приходили листья подорожника.

 Ребенок читает стихотворение Н. Матвеевой.

 «Подорожник»

 Подорожник – санитар испытанный,

 Врачеватель ног, в пути пораненных,

 Подошел к дороге, приготовился,

 Может, думает, кому понадоблюсь…

 Далее дети рассматривают листья мать – и – мачехи.

 «…Верхняя сторона листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя покрыта белым пухом, — мягкая и теплая, как бархат. Приложишь такой листок нижней стороной к щеке – и покажется, что твоей щеки коснулась ласковая рука матери. А приложишь холодной – станет неуютно, холодно…»

 Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

 Ребенок: Бабушка Егоровна! А я знаю о Вас стихотворение. Послушайте пожалуйста:

 Бабушка Егоровна.

 До чего ж упорная Бабушка Егоровна.

 Примечает загодя, где какая ягода.

 За какою просекой прямо в руки просится,

 За какой тропинкою выросло черникою,

 За какой низиною поросло малиною.

 Наберет Егоровна ягоду отборную,

 Триста раз наклонится, кто за ней угонится?

 Бабушка Егоровна: До чего же интересное стихотворение, действительно обо мне, я ведь не только люблю собирать лекарственные травы, но и ягоды. Ребята, назовите лесные и садовые ягоды, которые растут в нашем крае. Вспомните их целительные свойства (ребята вспоминают и рассказывают – о малине, смородине, бруснике, клюкве, чернике, морошке)

 Бабушка Егоровна: Ребята, на нашей полянке есть еще одно лекарственное растение, которое вы хорошо знаете. Послушайте. Я о нем расскажу. Это растение бывает высоким, стебель у него тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, вроде морковных. Характерный признак этого растения – приятный запах. У него мелкие цветы – желтая серединка, белые лепестки, они как маленькие солнышки выглядывают из травы. Если узнали о каком растении идет речь, найдите его.

 (Ребята оттискивают аптечную ромашку, рассматривают ее).

 — Кто из вас знает, какими лечебными свойствами обладает это растение? (Отвар применяют при головных болях, исползуют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли)

 Кажется солнце в ромашку вошло,

 Желтое донце в лучах расцвело,

 Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,

 Солнца на ножках, качаясь стоят.

 Залит лучами зеленый лужок,

 Солнце нал нами и солнце у ног.

 (А. Мельникова)

 Бабушка Егоровна: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Угадай, кто я?»

 Бабушка Егоровна: Молодцы, ребята, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. (дети дают свои варианты ответов)

 Очень много полезного о лекарственных растениях вы можете узнать из книг, с которыми вас могут познакомить воспитатели.

 Дети читают стихотворение:

 «Луговые травы»

 С бабушкой нашей пойдем далеко мы

 В луг, где ей всякие травы знакомы,

 Руки мелькают, на путаясь в травах,

 В тонких и острых, в густых и кудрявых.

 Вот от простуды, а вот от насады,

 Это от боли спасет головной!

 Мы поучиться у бабушки рады

 Мудрой науке ее травяной.

 Вырастем – травами с нашего луга

 Будем лечить, избавлять от недуга.

 (Е.Фейерабенд)

 Бабушка Егоровна: Ну, что мои милые ребята, понравилось вам путешествие по лекарственным травм, сумела я раскрыть небольшие тайны природы? Пока мы с вами гуляли, набрали много лекарственных трав для больных детей, отдадим их нашей мед. сестре, чтобы она поскорей смогла вылечить ребятишек.

 А сейчас, я вас приглашаю на чаепитие. Но мы с вами будем пить не простой чай, а лечебный, приготовленный из лекарственных трав.

 Приложение.

 Игра «Угадай, кто я?»

 Описание игры:

 На голову ребенка одевается маска – шапочка с изображением растения. Ребенок не видит, что изображено на маске. Его задача – угадать кто он. Для этого он задает наводящие вопросы товарищам по игре, что бы дать правильный ответ. Вопросы должны быть поставлены для ответов «да» или «нет». Например:

 Я цветок? – да

 Я расту в лесу? – нет

 Я расту на клумбе? – да

 Я беленький? – нет

 Я оранжевый? – да

 Я лекарственный цветок? – да

 Я ноготок? – да

 Автор: Саинская Мария Петровна,воспитатель  МКОУ «Детский дом№1 «Родник»Кемеровская область, Таштагольский район, поселок Спасск.

Статья размещена в авторской редакции.

planetadetstva.net

Ознакомление дошкольников с лекарственными растениями

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели. Формировать реалистические представления о природе, расширять у детей знания, представления о травах, способствовать развитию устойчивого интереса к дальнейшему изучению внешнего вида, места произрастания, пользе трав.

Ход занятия

Воспит. Сегодня мы с вами отправляемся в гости. Нам не нужно ехать на машине, лететь на самолёте, плыть на корабле. Страна, которая нас ждёт в гости – необычная. Достаточно закрыть глаза и произнести: “Раз, два, три – страна трав нас в гости жди…” (Дети открывают глаза, перед ними дидактический материал по темам: “Травянистые растения”, “Лекарственные растения”). Итак, перед вами самые обычные травы. Иногда мы их не замечаем. А ведь они очень красивые, душистые и полезные. (Стук в дверь, входит гость).

Бабушка Лукерья. Никак гости у нас в лесу. Давайте знакомиться. Зовут меня Лукерья – травница. Трав я много знаю, о них вам с удовольствием расскажу. Недаром называют меня травница. А как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, я занимаюсь сбором трав, их очень много и они разные (рассматривание разных видов трав). Обратите внимание: у одних длинный гибкий стебель, увенченный соцветием, у других – листья широкие с прожилками, стебель низкий, и кажется, что листья растут из земли, а у третьих – цветы похожи на круглые, белые или розовые шапочки.

Ребята, как вы думаете, что такое трава? (ответы детей). Да, трава – это прежде всего растение с мягким, тонким стеблем. А если эти травы растут все вместе в лесу, на поляне, на лугу, то мы их называем красивым словом – разнотравье.

Давайте подумаем, в чем мы можем найти различия и сходство между травами и другими растениями – деревьями, кустарниками (ответы детей). А что можно сказать о возрасте трав и деревьев? (предположения детей). Деревья растут много лет, а травы живут недолго: многолетние до 5-ти лет, однолетние – один год. Вы наверное засиделись. Пройдёмся по моим владениям и я вам расскажу, где и какие травы растут. (Дети в ходе рассказа переходят от стенда к стенду).

Посмотрите, это луг. Мы видим золотые головки одуванчиков, розовые шапочки клевера. В поле, во ржи, видим васильки. Вот лесная опушка. Здесь мы видим иван-чай, ромашки. А возле дороги мы узнаём подорожник, лопух. На пустырях любят селиться пижма, крапива, ромашка.

Ребята, мне пора отправляться на сбор трав, но если вам интересно узнать о каждом растении, то мы с вами встретимся ещё не раз. А сейчас на память о нашей встрече, нарисуйте понравившийся цветок. (Рисование).

План-конспект беседы “Травы”

Цели. Продолжать знакомить детей с травянистыми растениями, местами их произрастания, рассказать о пользе, которую приносят травы животным и насекомым, учить устанавливать простейшие связи между объектами природы.

Ход занятия

Воспит. Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о травах, их строении и внешнем виде.

Да, трава – это небольшое растение, у которого есть корень, стебель, листья, цветы и семена.

А что вы знаете о возрасте трав? Где растёт трава? А сейчас посмотрите на плакат. Кого вы видите? (ответы детей). Это кузнечики, бабочки, жучки, муравьи, шмели. Как одним словом назвать этих обитателей лесов, лугов и полей? (насекомые).

Как вы думаете, какую роль играет трава в жизни насекомых? (размышления детей). Что вы заметили на этом плакате? Изумрудного кузнечика ни за что не заметишь среди зелёных травинок. А бабочка, когда сложит свои крылышки, становится похожей на цветок. Под листком не видно и жучков. Насекомые могут скрываться в траве от зорких глаз птиц.

Когда травы расцветают, они своим медовым ароматом и яркими цветами приглашают насекомых в гости и щедро потчуют их сладким нектаром, спрятанным в глубине каждого цветка. Пчёлы, шмели и бабочки высасывают нектар прозрачными хоботками, словно пьют его через соломинку. И, перелетая с цветка на цветок, опыляют их. Так что же полезного дают травы насекомым? (приют и корм).

Физминутка “Кузнечики”

Дружат с травами и птицы. Какую роль в жизни птиц играет трава? (предположения детей) некоторые птицы вьют гнёзда в траве, например, жаворонок. А ещё птицы любят клевать семена трав.

Подумайте, кто из лесных зверей любит полакомиться душистыми травами? (можно загадать загадки). Верно, серенький зайчишка. Зимой зайцы объедают горькую кору молодых осин, а вот весной и летом зайцам в лесу раздолье – вдоволь свежих сочных трав.

Угощаться сочной травой любит и косолапый мишка. Если весной он находит лесную полянку со свежими ароматными травами, то с аппетитом поедает их. Словно он не медведь, а домашняя Бурёнка. Любят траву и лоси, и кабаны.

А теперь поговорим и о домашних животных. Кого можно встретить на лугах, когда зеленеет молодая травка? (ответы детей). Щиплют травку и козы, и овцы, пасутся на лугах коровы и стройные лошадки. Этих животных называют травоядными, потому что трава – их основной корм.

План-конспект беседы “Травы, которые лечат”

Цели. Продолжать знакомить детей с разнообразием трав; ввести в словарный запас понятии “целебные травы”; знакомить с местами их произрастания; воспитывать бережное отношение к природе, развивать мышление.

Ход занятия

Бабушка Лукерья. Здравствуйте, мои дорогие. Очень рада вновь видеть вас у себя. Посмотрите, что я приготовила к нашей встрече (Дети рассматривают травы, собранные в пучки, нюхают их).

Чувствуете, какие они душистые, ароматные? Эти травы непростые. Вот послушайте, что говорили в старину: “На каждую хворь найдётся своя трава”. Как вы понимаете эти слова? (размышления детей). Действительно, эти травы очень полезные, лечебные. С издавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. Веками подтверждено, что многие травы обладают лечебными свойствами и поэтому их называют “целебными”.

Всё целебно: лес, луга, поля. Подорожник, заросли тимьяна, Щедрая, прекрасная земля, Словно лекарь нам врачует раны!

Как вы думаете, ребята, есть ли какие-нибудь правила по сбору трав? Или достаточно сорвать первые, попавшие на глаза растения? (ответы детей). Да, вы правы. Собирание лечебных, целебных трав целая наука. Меня ещё моя бабушка учила секретам сбора трав. Вам я расскажу, что необходимо знать, отправляясь на заготовку трав.

Итак, первое правило: нельзя собирать травы вблизи дорого, по которым ездит транспорт. Почему? (ответы детей). Нельзя собирать травы в городских скверах, парках. Почему? (ответы детей). Да, на стебли, листья, соцветия оседает копоть, пыль, растения впитывают в себя все вредные вещества из воздуха, из почвы. Такие растения принесут только вред здоровью человека.

Второе правило: нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животным.

Теперь мы поговорим, где лучше собирать травы. Травы лучше собирать в солнечную погоду, когда на них просохнет роса. Собирать надо лишь хорошо известные травы, причём у каждого растения лечебным свойством обладают разные части. Собранные растения необходимо просушить в тени, аккуратно их перебирая.

Посмотрите, какие лечебные травы я заготовила. Сейчас мы их рассмотрим, а в другой раз я расскажу вам отдельно о каждом сборе, его свойствах (дети рассматривают пучки разных трав).

Ребята, в заключении я хочу отметить, что травами надо любоваться, вдыхать их аромат, но не ломать, не рвать попусту цветы ни в лесу, ни в поле, ни на лугу. Пусть они украшают нашу землю. Пусть вас радует цветущее разнотравье.

Я иду по цветущему лугу, Высыхает на листьях роса. Ветер травы качает упруго И мне чудятся их голоса. Они шепчут: “Не рви нас, не надо, Наши гибкие стебли не мни. Мы для глаз и для сердца – отрада, Украшенье родимой земли. До свиданья, друзья, до новых встреч.

План-конспект беседы “Подорожник”

Цели. Продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства; местах, где произрастают растения; с особенностями его внешнего вида и строения; учить анализировать, делать несложные умозаключения.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Ребята, так сегодня спешила к вам, чтобы рассказать об одном растении. Вы так часто его встречали и в огороде, и в саду, и во дворе. Но чаще всего оно растёт возле дорог. Никто не вспомнил его название? Это подорожник.

Подорожник у дороги Дружно топчут наши ноги. Вот козлёнок пробежал, На ходу листок сорвал. Таня бросила мячом, А ему все нипочем.

И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что! Интересно, почему? Давайте рассмотрим, потрогаем растение (ответы детей). Да, жёсткие листья у подорожника, упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным. Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками. Посмотрите, из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку. Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли. Трава – подорожник растёт много лет. Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом. Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок. Когда цветы опадают, на их месте созревают, как вы думаете, что? (семена). Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги? (рассуждения детей). Правильно, семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог. Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.

Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”. При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

План-конспект беседы “Лопух” (репейник)

Цели. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, их внешним видом и целебными свойствами. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Рада встрече с вами. А сейчас я вам покажу одно растение. Я уверена, вы его узнаете. Вот, посмотрите (показывает). Что это за растение? (лопух). Да, обыкновенный лопух, который мы встретим и в огороде, и вдоль дорог, и в канавах, даже во дворах наших домов. Давайте его рассмотрим. У лопуха крепкий стебель, довольно высокий. Листья ярко-зелёного цвета, крупные, округлые, с тёмными прожилками. А кто из вас не брал в руки колючие серо-розовые комочки? Это цветы лопуха. В каждом маленьком цветочке лопуха мы увидим маленькие капельки. Это нектар. Именно он манит пчёл и шмелей. Для них это лакомство. Пчеловоды называют лопух – медоносом.

Изумрудно-зелёные листья лопухов не только украшают луга, огороды, но и приносят пользу людям. Если вы поранитесь – приложите лопух к ранке и она заживёт быстрее. Если боль в ногах – приложите лопух и боль стихнет. А вдруг у вас повысилась температура и под рукой нет таблетки – приложите лист лопуха к голове, прижмите его платком и температура снизится. Отваром лопухов лечат заболевания кожи. Ещё из лопухов готовят репейное масло. Очень полезно втирать его в корни волос – это укрепляет их.

А как вы думаете, почему лопух растёт везде? (предположения детей).

Правильно, колючие цветы – репьи, когда созревают, то цепляются за шерсть животных, то за перья птиц, то за одежду людей, то разносятся ветром. Где упадёт маленькая частица цветка – там и появится лопух. Вот как устроена природа. Всё самое обычное бывает полезным.

План-конспект беседы “Зверобой”

Цели. Познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью; уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает. Вызвать интерес к познавательной беседе, учить делать умозаключения.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, милые детишки. Я жду вас с нетерпением. Вам интересно узнать, с каким растением мы сегодня познакомимся? Тогда слушайте.

Цветок это дорогу окаймляет Узкой, ярко-жёлтой полосой. Сердце мое радует, пленяет, Он своею солнечной красой. Не догадались? Тогда ещё слушайте подсказку. Выйду на дорогу полевую, В воздухе разлит душистый зной. Замечтаюсь, наклонюсь, сорву я Зверобоя венчик золотой.

Посмотрите – это растение называют зверобой. Как вы думаете почему? Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей.

Давайте рассмотрим это растение. У зверобоя прямой, ветвистый стебель, довольно высокий, листья небольшие, светло-зелёные, имеют продолговатую форму. Посмотрите на цветы. Что вы видите? (ответы детей0. Они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа. Вот что говорят о зверобое:

Если расцвёл зверобой, Значит лето в зените. Тают в дали голубой Тучек влажные нити.

Травянистое растение зверобой, растёт на сухих солнечных полянах, опушках, на лесных вырубках, вдоль полевых тропинок, в светлых дубравах, в золотых сосняках, в березняках, где деревья растут далеко друг от друга.

Так чем же полезен зверобой? Недаром в старину зверобой называли лекарством от 77 недугов: мазь со зверобоем лечит раны, если пьёшь чай с отваром зверобоя, то твой организм надёжно защищается, укрепляется. Зверобой заживляет раны, останавливает кровь, уничтожает глисты, снимает боль в желудке, успокаивает нервы. Вот какой он, зверобой.

(Бабушка угощает детей чаем).

А сейчас предлагаю отгадать загадку и выучить её. Золотист, красив на вид, Для коров – ядовит. (зверобой)

План-конспект беседы “Василёк”

Цели. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями, уточнить внешний вид цветка, места его произрастания, целебные свойства.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, мои милые детишки. Сегодня мы познакомимся с очень полезным растением.

Ты скажи, полевой цветок, скажи, Ты зачем, василёк, расцветаешь во ржи7

Из этих строк мы уже поняли, что в основном василёк растёт во ржи. Давайте внимательно рассмотрим этот цветок. У василька прямой, слегка опушённый волосками стебель, тёмно-зелёные листья с острыми зубчиками, цветок крупный, ярко-синий. Своим ярким цветом он выделяется в золотистых колосьях ржи и пшеницы, приятный аромат манит насекомых. Что вам, дети напоминает цвет василька? (цвет чистого неба, голубизны рек).

У василька полевого есть брат, василёк луговой. Посмотрите, чем они отличаются? (цветом). Правильно, василёк луговой выделяется среди луговой травы яркими розовыми цветами. Его листья слегка удлинены и из-за мягких белесых волосков листья кажутся сребристо-седыми. Цветок лугового василька похож на узкую длинную трубочку. В цветах находится несколько порций пыльцы, которую и собирают насекомые. Когда насекомые касаются цветка, зубчики лепестков разгибаются и пыльца попадает к насекомому.

Васильки цветут долго – все три летних месяца. Но вот что интересно, к концу лета цвет васильков меняется: ярко-синий становится голубым, ярко-розовый – белеет. Это изменение очень понятно насекомым: в таких цветах почти нет мёда.

Цветок василька синего заготавливают в период полного цветения, а также собирают листья и семена. Розовые цветы василька собирают во время цветения, а его корни – поздней осенью.

Два вида этих васильков используют для изготовления настоев (измельчают и заваривают кипятком). Семена васильков и листья измельчают и прикладывают к ранам. Растение помогает понизить температуру, снимает боль, способствует заживлению ран.

Вот какой полезный цветок василёк.

План-конспект беседы “Вьюнок”

Цели. Продолжать знакомить детей с травами, имеющими целебные свойства, научить распознавать растение по внешнему виду, узнавать места его произрастания.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Ребята, уже много раз вы радовали меня тем, что отгадывали названия растений. И на это раз вы сможете сами догадаться, о каком растении пойдёт разговор.

Поднимаюсь я всё выше, Выше сливы, выше вишни. Сплошь ограды я увил И цветы свои раскрыл. Догадались? (вьюнок)

Это вьюн, вьюнок. Название цветка говорит само за себя. Это вьющаяся трава, его гибкие, тонкие стебли обвивают ограды, беседки, стволы деревьев и другие, рядом растущие травы.

Его гибкий стебелёк На забор забраться мог.

В самом деле стебель вьюна похож на проволоку. Листья вьюна располагаются на стеблях по очереди, один за другим, они сужаются на концах, словно острые стрелки. В начале лета на гибких стеблях раскрываются крупные красивые цветы, похожие на колокольчики. Они окрашены в бело-розовый цвет.

В детстве мы звали вьюнок граммофончиком, То розоваты его колокольчики, То лиловаты, как аметист, Дивный цветок и красив и душист.

А ещё, ребята, с издавна люди называли вьюнок “живыми часами”. Они всегда раскрываются в одно и тоже время, в 7-8 часов утра. А ещё вьюнок предсказывает погоду: цветы вьюна не раскрываются, если будет дождливая, пасмурная погода. Дона беда, если вьюн сильно оплетает садовые деревья и кустарники, то огородники огорчаются. Зато отваром из вьюна можно вылечить желудок и избавиться от бессонницы.

План-конспект беседы “Земляника”

Цели. Расширять знания детей о лекарственных растениях, учить описывать внешний вид; уточнить места произрастания и целебные свойства земляники. Развивать обоняние, мышление, активизировать речь детей.

Ход занятия

Баб. Лукерья. Здравствуйте, ребята. А я вас ждала. Ну-ка приготовьте свои носики, вдохните. Что вы почувствовали? (запах). А что он вам напоминает? (ответы детей). Да. Мои хорошие, пахнет вкусной, ароматной ягодой земляникой. Я из листиков и ягод заварила чай, потом вас угощу.

Доводилось ли вам собирать на полянке, прогретой солнышком, алые ягоды земляники? Какая на вкус ягода? (кисло – сладкая, душистая, ароматная).

Посмотрите на кустик земляники, что вы видите? (ответы детей). Невысокое травянистое растение, земляника, имеет стебель, листья, цветы (до созревания) и ягоды. Обратите внимание на побеги, они ползучие, длинные – это усы. Усы тянутся по земле и пускают корни. Посмотрите на листики, что они напоминают? (трилистник). Сверху листья светло – зеленые, внизу – серебристо – серые. В конце мая раскрываются цветы: пять белых лепестков окружают небольшое желтовато – серое сердечко. Насекомые переносят пыльцу с цветка на цветок и потом, на месте этого сердечка появляется ягодка. Вот такие ягодки я засушила, а сейчас заварила для вас.

Земляника – самая ранняя ягода. Она растет на опушках, полянках, возле сосновых пней. Словно огоньки зажигаются ягодки в траве. Есть такая пословица: “ Ради земляники не раз земле поклонишься”. Объясните, как вы её понимаете? (ответы детей). Вспомните сказку В. Катаева “Кувшин и дудочка”. Действительно, непросто собирать эту вкусную и полезную ягоду.

Послушайте еще одну пословицу: “Кто землянику в рот кладет, тот здоров круглый год”. Вот как в народе говорят про землянику. А почему? (ответы детей). Может быть кому – то из вас приходилось лечиться отварами и чаями из земляники? (ответы детей). Да, при болезнях горла, при простудах вас вылечит и порадует земляничный чай.

(Бабушка Лукерья угощает детей чаем). Угощайтесь. Приходите еще в гости.

Используемая литература

Шорыгина Т.А. Травы. Какие они? / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном и Д, 2005.

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Расскажите детям о лекарственных растениях

Расскажите детям о лекарственных растениях

Использование человеком растений, в том числе и лекарственных, началось давно.

Лекарственные растения - важнейший источник производства медицинских препаратов. Около половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям, оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей. Лекарственные растения не трудно вырастить из семян, можно размножить черенками или делением луковиц. Уход за зеленой аптекой не сложен, он заключается в рыхлении почвы, прополке и подкормке растений.Одуванчик лекарственный http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cd4d6fb192da47687ff065d87a082c4c&n=24

является одним из самых распространенных многолетних растений семейства астровых. Листья гладкие, ярко- желтые, язычковые, в крупных корзинках. Плоды- семянки с хохолком. Цветет растение с апреля по сентябрь. В его корнях содержатся гликоцид, тараксоцин, дубильное вещество, витамин А, 2-3% каучука. Для лечебных целей применяют главным образом корни. Их применяют для возбуждения аппетита, улучшения пищеварения, как желчегонное средство. Весной из листьев одуванчика приготавливают витаминный салат ( листья предварительно вымачивают в соленой воде).Крапива двудомная - http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=740c29bc6671fd8731ba3a08aa87f165&n=24

это многолетнее травянистое растение семейства крапивных. Листья и стебель крапивы покрыты мелкими жгучими волосками, обжигающими кожу. В листьях крапивы содержится большое количество органических кислот, витаминов, микроэлементов, дубильных веществ, фитонцидов. Витамина С в крапиве в 2, 5 раза больше, чем в лимонах и в 10 раз больше чем в яблоках и картофеле. Из молодых листьев крапивы можно приготовить зеленые щи, салаты. С лечебной целью используют как свежую, так и высушенную крапиву . Используется растение как кровеостанавливающее, а так же как мочегонное средство.Ромашка аптечная - http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=a4b17bcec5f58b622398f4ec2fe46c4c&n=24

однолетнее пахучее растение с тонким ветвистым стеблем и перистыми, узколинейными листьями. Она размножается семенами, неприхотлива, легко переносит смену погоды. Но ей необходимы хорошо освещенное место, рыхление и хорошая обработка почвы. Ромашка содержит эфирные масла. Ромашку применяют при желудочно-кишечных заболеваниях, как потогонное, обволакивающее, болеутоляющее средство, а так же при заболеваниях почек и желчных путей. http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bc322233f50ac992f6fc571e971b0688&n=24Васильки -

принадлежат к семейству сложноцветных. Это однолетнее, травянистое растение. В народной медицине растение используется в качестве глазных примочек, как противолихорадочное средство, является составной частью некоторых мочегонных чаев. Лечебными свойствами обладают только ярко-синие краевые цветки васильков.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=c478924936afd16371b3b5dc042f82f9&n=24

Календула

или ноготки семейства астровых - однолетнее растение яркой окраски. Оно продолжительно и обильно в цветении, обладает приятным запахом. Издавна используется в декоративном цветоводстве. Настой и мази календулы имеют широкое применение в медицине. Спиртовые настойки цветков календулы - прекрасное бактерицидное и противовоспалительное средство при ангине, заболеваниях слизистой оболочки рта, порезах, гнойных ранах.Мать- и - мачеха http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=5a68ea99c02d35f2d6eabf3c771e5224&n=24

появляется на проталинах в начале апреля. Это многолетнее растение похоже на одуванчик, но значительно меньше размером. Цветы - корзиночки находятся на стебле, покрытыми буроватыми чешуйками( видоизмененными листьями).

На ночь и на ненастье цветок мать- и - мачехи плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные бурые листья.

Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные, снизу же листья покрыты густым белым бархатистым пухом, который, если его приложить к руке, греет. От чего, видимо, и произошло название.

Настойка из цветов и листьев этого растения употребляется при простудных заболеваниях, при кашле, а также для возбуждения аппетита.Земляника лесная - http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=22a66187cd49fe5a285c915376efa0be&n=24

многолетнее травянистое растение семейства розоцветных. От корневища отходят тонкие корни и длинные наземные ползучие побеги- усы. Цветет земляника в мае- июне. Ягоды от белого до темно-малинового цвета и имеют неповторимый запах. Следует отметить питательную ценность земляники. Это настоящая копилка полезных для организма веществ, где есть сахар, различные органические кислоты, пектиновые и дубильные вещества, эфирные масла, микроэлементы, витамины С,В. Из сухих плодов земляники приготавливают чай, который применяется при простуде. В народной медицине листьями земляники лечат ранки, так как они обладают сильными фитонцидными свойствами. Земляника к тому же и лакомство. Особенно http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2be645e6967138aaf4060b3c6fa33c93&n=24Подорожник большой -

многолетнее травянистое растение семейства подорожниковых. С лечебными целями используют листья и траву. Свежие измельченные листья подорожника

- лучшее средство от укусов пчел, ос и других насекомых. Листья растирают в руках и прикладывают к месту укуса.Береза бородавчатая, повислая - http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=0f4ef177a09bc4f2d1345d4751835075&n=24

дерево семейства березовых, с мощной широкой кроной. Ветви повислые, красно - бурые, густо покрыты пахучими смолистыми бородавками. С лечебной целью используются почки, молодые листья, березовый сок, а так же березовый деготь и древесный уголь. В научной медицине настой почек березы применяют как желчегонное, дезинфицирующее средство. Березовый деготь в составе мазей и паст используется для лечения кожных заболеваний, для заживления ран, ожогов.

Найдите в природе лекарственные растения и расскажите о них детям.

Учите малышей наблюдать природу!

С уважением, зам. зав. по ВМР Поликарпова В.А.

d.120-bal.ru

Детям о лекарственных травах. | Славянские традиции

Детям о лекарственных травах.

В каждой семье есть свои традиции. Уже несколько лет в июле мы приезжаем в село Козлово Спировского района Тверской области.

В эту благодатную пору трава набирает полную силу. Душистый запах разнотравья царит над селом. Пламенеет иван-чай, ярко-жёлтые пуговки пижмы разбросаны среди зелени, голубеет цикорий — солнцева трава. В жаркий полдень под широкими листьями лопуха прячутся лягушки и жуки.

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности и народной мудрости, исстари растения применяли для лечения заболеваний. «Три орудия есть у врача: слово, растение и нож», — так говорили медики в древности.

Иван-чай.

Иван-чай, или кипрей, первым появляется на выжженной земле. На месте пожарища сквозь угли пробиваются зелёные листья кипрея. Иван-чай в народе называют «дикая конопля». В старину из стеблей растения вили веревки. Другое его название — дикий лён. Из травянистых волокон сучили грубую пряжу. Семенами — пухом набивали подушки и матрацы. Кипрей — хороший медонос. У него самый сладкий и совершенно прозрачный мёд. Иван-чай заменяет обычный чай. Он помогает при болезнях почек и успокаивает.

Мать-и-мачеха.

Народ всё примечает. Это растение получило своё название по строению листа. Русский писатель В. Г. Короленко отмечал: «Мать-и-мачеха хлопает по ветру своими бледно-зелеными листьями. Снизу они белы, пушисты и мягки, как прикосновение материнской руки. Сверху зелены и холодны. Это — мачеха». Когда я рассказала детям о происхождении названия растения, Тимоша, сын отца Димитрия, заметил, что мачеха тоже может быть доброй и ласковой.

На ночь и в ненастье цветок закрывает свои лепестки. Золотисто-желтые шарики соцветий и зеленые листья используют для лечения простудного кашля. Кашицу из листьев накладывают на ссадины и потёртости.

Пастушья сумка.

Эта невзрачная травка цветёт до поздней осени. Её плод — треугольный стручочек с вмятиной посередине, напоминает заплечную сумку пастуха. Отсюда название травы. Настой из травы пьют при кровотечениях.

Цикорий.

Цикорий именуют как щербак, потому что его голубые цветки и листья в зазубринах. Он распускает свой цвет около Петрова дня, а крепкий стебель напоминает кнут, откуда идёт другое народное название — Петровы батоги. Для медицинских целей заготавливают корни. Они содержат инулин. Люди, страдающие диабетом, пьют кофе из цикория. Раньше травники собирали цикорий рано утром, до восхода солнца. в Рождество Иоанна Крестителя.

Хвощ.

Многим знакома поговорка: «тощ как хвощ». Маленькие зеленые сосенки с мягкими веточками разрослись на полянке. Хвощ — древнейший представитель растительности. Его предки были гигантами. Но после изменения климата, более 200 миллионов лет назад, растение стало невысоким. Стебель хвоща похож на суставы, связанные между собой. Это очень напоминает позвоночник человека. Растение лечит многие заболевания позвоночника и суставов, используется при заболевании почек. Раньше хвощ использовали в хозяйстве для шлифовки дерева, чистки закопченной посуды, окрашивали шерсть в серо-желтые тона.

Ромашка.

Название «ромашка» – исконно-русское. Милая простота, так о ней говорят в народе. Целебная сила ромашки известна с античных времён. Это неприметное, с рассечёнными листьями растение имеет терпкий яблочный аромат. Её белые язычковые цветки привлекают насекомых. Ромашку употребляют для полоскания больного горла, пьют при простуде, при отравлении. Ромашковым отваром споласкивают волосы после мытья.

Подорожник.

Название этого растения произошло от места его произрастания. Вдоль деревенской дороги, по хоженым тропинкам, смело растёт подорожник. Секрет его храбрости — в особенности строения листа. Плотный кожистый лист пронизывают прожилки. Они напоминают сжавшиеся пружины. Наступишь на растение, а оно снова распрямляется и принимает прежнюю форму. В жару листья подорожника распластаны по земле. Так лучше сохраняется влага в почве. При избытке влаги листья приподнимаются. Клейкие семена люди переносят на обуви, а животные — на лапах и копытах. Исстари размятыми листьями путники заживляли раны, мозоли, ожоги и укусы насекомых. Отвар подорожника лечит влажный кашель.

Клевер красный.

«Что пшеница между хлебами, то и клевер между кормовыми травами». «Красный клевер для скота, что для нас шоколадка», — так говорят в народе об этом растении.

Пижма.

На полянке около дороги видны ярко-желтые щитки-пуговки. Разотрите цветки ладошками. Чувствуете пряный аромат? Это пижма. Иногда её называют дикой рябинкой. Пижма изгоняет глистов из организма людей и скота. Это хорошее средство против мух. Некоторые хозяйки посыпают свежее мясо порошком из пижмы, чтобы мухи не сели на мясо. Пижму боятся моль, клопы и блохи. В древнем Египте растение использовали для бальзамирования фараонов.

Щавель.

Услышав название этого растения, сразу вспоминаешь душистые зеленые щи с кислинкой. На Руси в святцах есть день «Марья — зеленые щи». В этот день хозяйки готовят суп из майской зелени. От свежего щавеля быстро появляется оскомина, ведь листья кислого щавеля содержат много аскорбиновой, щавелевой, яблочной кислоты.

На поле мы нашли и другой вид щавеля- конский . Это высокое растение с невзрачными красноватыми цветками и листьями в форме копья. В русской народной медицине его корень применяется при воспалении дёсен и диарее.

Мята.

Это невысокое растение мы увидели на берегу речки, что протекает за школой. Место влажное и хорошо освещено. На сыром и светлом месте селится мята. Мента — так в греческой мифологии звали покровительницу лугов, рек и родников. В её честь и назвали траву. Студенты в средневековье носили венки из мяты, чтобы лучше учиться.

Мята имеет бодрящий, холодный запах. Отвар травы унимает боль в желудке, изжогу, головную боль. Для придания освежающего вкуса, мяту добавляют в жевательную резинку, зубную пасту. Хозяйки пекут сдобные мятные пряники.

Лопух.

Это неприхотливое растение встречается на пустыре, в лощине, в предлесье. У него огромные листья и жилистый мясистый ствол. Облик лопуха являет собой силу, как являет её медведь. Научное название лопуха переводится как «медведь». Животные едят лопух, как пастбищную траву. У коровы повышается удой. Семена любят куры. Наши бабушки любят прикладывать большие листья лопуха на воспаленные суставы. Масло из корней лопуха используется для укрепления волос.

В некоторых странах, например в Японии, лопух считают овощным растением.

Зверобой.

Высокие кустики с золотыми метёлками поднялись к солнцу. На листочках заметны чёрные крапинки. На солнце крапинки просвечивают, поэтому лист кажется исколотым, «в дырочку». Отсюда научное название растения — зверобой продырявленный. Водный настой травы — красного цвета. В народе он слывет как молодецкая кровь, или кровавник. В народной медицине его называют Божья трава. «Как без муки не испечешь хлеба, так без зверобоя не вылечишь человека.»

Трава зверобоя лечит девяносто девять недугов. «Почему не сто?»- спросите вы. Зверобой нельзя принимать больным, у которых есть опухоли.

Зверобой повышает чувствительность кожи человека к солнечным лучам, т.е. обладает фотосенсибилизирующим эффектом. При лечении зверобоем не загорают. Получите солнечные ожоги. Кожа овец и белых коз тоже очень чувствительна к солнцу. После поедания пастбищными животными травы зверобоя, они начинают расчёсываться до крови. Корм, от присутствия в нем зверобоя, становится горьким, и поэтому у животных начинаются болезненные явления в организме.

Мы принимаем настой этой целебной травы при заболеваниях желудка, кишечника, полоскаем горло и рот при воспалении.

Я рассказала всего лишь о нескольких растениях, произрастающих в зеленом царстве села Козлово.

Село КозловоСпировский районТверская областьИюль 2010

www.rutraditions.ru

Лекарственные растения для детей | Я лечу сама

дети и траволечениеСколько времени существует человек, столько же и существует фитотерапия – лечение травами. С давних пор, ещё до всевозможных открытий в области фармакологии, растения были единственными лечебными снадобьями, которые использовались для исцеления от различных заболеваний. По составу активных веществ они гораздо ближе организму человека, нежели различные синтетические их аналоги и другие искусственные препараты.

На самом деле природа приготовила для нас естественные вещества, которые годятся для лечения практически каждой патологии. В растениях масса минеральных веществ, витаминов, которые помогают в интеллектуальном и физическом развитии ребёнка, очищении организма от токсинов и шлаков,  нормализации обменных процессов в организме. У детей натуральные растительные компоненты усваиваются особенно хорошо, вот почему фитотерапия полезна детям на каждой стадии болезни. Отвары и настои можно применять для профилактики и терапии патологии заболевания органов дыхания, нарушений обменных процессов, патологии пищеварительной системы, расстройствах нервной системы. Однако при использовании растительных компонентов, нужно строго соблюдать показания к их использованию, а также противопоказания.

Будьте бдительны!

Ряд лекарственных растений способен вызывать аллергические реакции у детей, поскольку они содержат в себе не только лечебные компоненты. Поэтому, прежде чем лечить ребёнка травами, лучше получить консультацию педиатра или врача-фитотерапевта по данному вопросу. Специалист в этой сфере подберет нужные растения и правильно скомпонует их в сбор, рекомендует дозировки и оговорит все сроки, в течение которых нужно давать малышу выбранный препарат. Следует помнить, что ряд растений, который можно употреблять взрослому человеку, совершенно не подходят ребёнку. К примеру, для детей не подходят  женьшень, зверобой, пижма, элеутерококк, золотой корень.

Эти травы безопасны для детей

Также нужно отметить, что положительная динамика заболевания при употреблении трав не наступит быстро, для получения положительного эффекта необходимо, как правило, около месяца. Для профилактики травы широко применяются в чаях, отварах, настоях, соках, компотах, киселях или пищевых добавках.

Если правильно приготовить снадобье, то для детей не представляют опасности следующие лекарственные растения:

— Травы, обладающие отхаркивающим и противокашлевым действием: семена аниса, цветы душицы, мать-и-мачеха, калина.

— Травы, обладающие успокаивающим действием: пустырник, боярышник, мелисса, валериана (однако, случается и обратный эффект в виде повышенно возбуждения, плача, тогда от приёма этой травмы лучше воздержаться).

— Травы, обладающие противовоспалительным и бактерицидным действием: малина, кора дуба, подорожник, шалфей, ромашка, эвкалипт.

— Ягоды с большим содержанием витаминов: клюква, брусника, черника, смородина, рябина красная и черноплодная.

Самые известные «детские» травки

Крапива подходит как желудочное и кровоостанавливающее средство.

Цветы липы можно применять в качестве потогонного и жаропонижающего средства.

Череда хороша при кожной сыпи различного происхождения – купания с отваром череды полезны даже младенцу. Также можно её давать в виде настоя внутрь.

Укроп обладает неплохим отхаркивающим действием, а также способствует быстрому выведению кишечных газов у грудных детей.

Чабрец обладает успокаивающим действием и выступает в роли антисептика у детей с патологией органов дыхания.

Также успокаивающим действием обладает хмель, эмоционально лабильному малышу можно набивать молодым хмелем подушку в летнее время года.

Летом дети нередко страдают расстройствами желудка. При этом поможет зверобой и тысячелистник в виде сбора.

Если покусали комары, мошки, слепни и другие жалящие насекомые, то потерев место укуса зелёным луковым пером, можно избавить малыша от ощущений зуда и жжения.

© 2010 — 2013, Я лечу сама. Все права защищены.

yalechusama.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта