разработка урока на тему:Цветок - генеративный орган растения. Цветок генеративный орган растения
разработка урока на тему:Цветок - генеративный орган растения.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока с использованием ИКТ
по биологии
«ЦВЕТОК – ГЕНЕРАТИВНЫЙ ОРГАН РАСТЕНИЯ.»
Дата проведения :
Учитель биологии
Второй категории
ГБОУ СОШ ж.-д. ст. Погрузная
Алексеева Ирина Михайловна
Цель: познакомить обучающихся со строением цветка, многообразием типов цветков, раскрыть роль соцветий в жизни растений
Задачи:
Образовательные:
-показать, что цветок это видоизменённый побег;
-изучить главные части цветка;
-дать представление о пестичных и тычиночных цветках;
-ввести понятие «двудомные и однодомные» растения;
-доказать, что цветок – орган семенного размножения цветковых растений;
Воспитательные:
-продолжить воспитывать бережное отношение к растениям;
-формировать навыки коммуникативного общения.
Развивающие:
-развить умение анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать
Методы обучения:
1.По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.
2.По характеру деятельности учителя – проблемные.
3.По характеру деятельности обучающихся – исследовательские.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: комбинированный, лабораторная работа
Обеспечение урока: компьютер, проектор, таблица «Строение цветка», разборная модель цветка, цветущие комнатные растения, муляжи плодов, цифровой микроскоп.
Ход урока
1.Организационная часть
2.Проверка домашнего задания
3.Изучение нового материала:
- актуализация изучения материала;
- организация целеполагания;
-изучение нового материала;
-физкультминутка
4.Обобщение и закрепление изученного материала.
5.Рефлексия
6. Домашнее задание.
1.Организационная часть (3 минуты)
-приветствие, фиксация отсутствующих;
-проверка подготовленности обучающихся к уроку;
-организация внимания;
2. Проверка домашнего задания:
конструирование по теме «Стебель» .
3.Изучение нового материала
-актуализация знаний:
- У вас на столах лежат листочки с текстом загадки в конце урока вы назовете отгадку.
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЗАМОК»
На высоком холме стоит вишнёвый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зелёных зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки.
О каком замке идёт речь? Как называются все части замка?
- Что в вазе? ( В вазе муляжи плодов.)
- Без какого органа растения не смог бы развиться плод?
- Верно, без цветка.
- Для чего цветы пришли в нашу жизнь?- (обучающиеся высказывают свои предположения)
Они возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы украсить себя, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И всё же, при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов. То есть, цветы – неотъемлемая часть жизни человека. Наиболее торжественные и радостные дни в нашей жизни мы стараемся отметить цветами и дарим цветы тем, кого любим. О цветах сочиняют стихи, поют песни, о них сложно много красивых легенд и преданий. У себя в квартирах люди заводят цветущие растения, часто привозя их с отдалённых концов земного шара. Сейчас растения уже не цветут, но в классной комнате, цветёт пеларгония, фиалка привезенные с самого юга Африки. Все мы любим цветы.
– Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Слайд 1.
- Запишите тему урока в тетрадь
- Посмотрите , как красивы цветы!( Слайды 2- 4.)
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
– А что мы постараемся узнать о цветке? ( Отвечают на вопрос, тем самым формулируют цели урока.)
(Обобщение ответов)
В ходе урока мы ответим на следующие проблемные вопросы:
-Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?
-Какие части цветка самые главные? Цветок – это орган семенного размножения. (запись в тетрадь).
-Подумайте, у всех ли растений образуются цветки? (Дети говорят). Цветки образуются только у цветковых растений.
Цветок – видоизменённый укороченный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, пестик (запись в тетрадь) ( Слайд 5)
Слайд 5.
- Ребята, если бы среди нас был П.И.Чайковский, он бы сказал: «Царем цветов я признаю ландыши, к ним у меня какое-то бешеное обожание!»
П.И.Чайковский — композитор, как вы думаете, что он мог посвятить ландышам? (музыку).
-Нет, ребята, ЛАНДЫШАМ ОН ПОСВЯТИЛ СТИХИ, а для всех цветов написал « Вальс цветов» (звучит мелодия и на фоне ее ученик рассказывает стихотворение): « О, ЛАНДЫШ ! Отчего так радуешь ты взоры? Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры,
Но прелести в них нет таинственной твоей!» (Создается праздничная атмосфера.)
- Какое строение имеет цветок?
(Самостоятельная работа с рисунком учебника, обсуждение с соседом.
Показ на модели цветка и таблице)
Обмен информацией.
-Строение цветка. (Слайд 6.)
(По ходу рассказа учитель показывает сборную модель цветка )
-Цветок состоит из цветоножки, её расширенная часть называется цветоложем. Выше она переходит в чашечку, состоящую из лепестков. Главные части цветка – пестик и тычинки.
Вокруг главных органов цветка расположен околоцветник. Околоцветник состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки - это лепестки, образующие венчик. Наружные листочки – чашелистики, образующие чашечку. Если околоцветник состоит из чашечки и венчика, то его называют двойным. Если околоцветник состоит только из чашечки, то такой околоцветник называют простым. ( Слайды 7-9)
Функции околоцветника:
1.защита пестика и тычинок от неблагоприятных условий окружающей среды;
2.привлечение опылителей.
- Рассмотрим главные части цветка – пестик и тычинки. (Слайд 10)
Слайд 10.
-Тычинки – мужской орган размножения растений, состоит из тычиночной нити и пыльника, в котором созревает пыльца, содержащая мужские половые клетки - спермии.
Пестик – женский орган размножения, он состоит из рыльца, столбика и завязи. Завязь содержит в себе семязачатки. Один семязачаток – односемянный плод (слива), много семязачатков (малина) – многосемянный плод.
- Сейчас мы рассмотрим по цифровому микроскопу микропрепарат « строение завязи пестика» и «строение пыльника». ( Показ на экране слайдов с изображением этих частей цветка , полученных с помощью цифрового микроскопа.)
-Из завязи пестика после опыления и оплодотворения развивается плод, а из семязачатков – семена.
-Почему пестик и тычинки – генеративные органы растения?
(Участвуют в оплодотворении и образовании плода.)
-Цветки, в которых есть и тычинки, и пестики (вишня, тюльпан), называются обоеполыми. Но у некоторых растений цветки содержат либо пестики (пестичные цветки), либо тычинки(тычиночные цветки). Это однополые цветки. (Слайд 11)
-Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других. (Слайд 12-13)
4.Обобщение и закрепление изученного материала
- Я думаю, сейчас вы сможете отгадать загадку, которую вы прочитали на листочке в начале урока. (Ответы и обсуждение ответов)
-Давайте проверим, как вы усвоили материал урока. На экране – модель цветка. Необходимо подписать части цветка. (Слайд 14.)
Самостоятельная работа в тетради .
Беседа по вопросам:
1.Какая главная функция цветка? (Ответы учащихся)
2.Чем отличаются однополые цветки от обоеполых?(Ответы учащихся)
3.Почему нужно беречь цветы у растений?(Ответы учащихся)
Вывод: Мы изучили строение цветка и его значение в природе и жизни человека. Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег.
5.Рефлексия
– Скажите, ребята, а о чем мы сегодня говорили? (обращаем внимание на поставленные цели и задачи,
– Оцениваю работу учащихся .
– А как вы оцените ваше состояние? Если вы уходите с урока с хорошим настроением с хорошо понятой новой темой , то вы поднимаете зеленый смайлик, если вы что- то не поняли , то поднимите желтый смайлик , ну и если вы ничего не поняли , то поднимите красный смайлик.
6. Домашнее задание.
§22.
Творческое задание:
1. «Цветы – рекордсмены» - сообщение.
2. «Цветковые растения Красной книги Самарской области» – сообщение.
3.Презентация «Легенды о цветах»
Литература:
1.И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко, Биология, 6 класс, Растения. Бактерии. Грибы.Лишайники, Москва, Вентана- Граф, 2010;.
2.И.Н. Фасевич, Е.Н.Поцелуйко, Е.В.Селезнева, Биология 6-11, конспекты уроков: семинары, конференции, Волгоград, Издательство «Учитель», 2009г;
3.Т.В.Зарудняя, Биология, Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс, Поурочные планы по учебнику И.Н.Пономарёвой, О.А.Корниловой, В.С.Кучменко, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007г.
Заместитель директора по УВР:___________________________Г.А.Степанова
www.metod-kopilka.ru
Урок "Цветок – генеративный орган, его строение и значение". 6-й класс
Разделы: Биология
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Проблемно-диалогический – ведущий
- Частично-поисковый
- Первично-исследовательский
Формы работы:
- Индивидуальная
- Групповая – ведущая, более целесообразная, т.к. дает полную вовлеченность в работу.
- Общеклассная
Цель: формирование знаний о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений.
Задачи:
- Изучить особенности строения цветка, показав биологическое значение его частей.
- Дать представление об однополых и обоеполых цветках, однодомных и двудомных растениях, формуле цветка.
- Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать и делать выводы.
- Прививать навыки коммуникативного общения, работы с лабораторным оборудованием и живыми объектами.
Средства обучения:
- цветные карандаши;
- листы бумаги;
- презентация Microsoft PowerPoint “Цветок – генеративный орган, его строение и значение”.
Структура урока:
- Организационный этап
- Мотивация творческой деятельности
- Разрыв (новое видение предмета, которое требует дополнительной информации)
- Усвоение новых знаний
- Рефлексия
Ключевые слова и понятия: генеративный орган растения, цветок как укороченный видоизмененный побег; венчик раздельнолепестной, венчик сростнолепестной, раздельнолепестная чашечка, сростнолепестная чашечка, околоцветник простой, околоцветник двойной; тычинки, пестик, тычиночная нить, пыльник, рыльце пестика, столбик, завязь, семязачатки, цветоложе, цветоножка; сидячие цветки, обоеполые и однополые цветки, тычиночные (мужские) и пестичные (женские) цветки; однодомные и двудомные растения, правильные и неправильные цветки.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (настрой на работу).
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Мотивация творческой деятельности каждого учащегося.
- Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветы не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них были другие цели, направленные на выживание.
- Что такое цветок? (учащиеся высказывают предположения).
Рассмотрите цветки комнатных (или дикорастущих) растений, расчленяя их с помощью препаровальных наборов.
Работа с учебником.
Задание. Найти информацию о строении цветка, прочитать, изучить рисунок (c. 86-87).
Затем учащиеся помогают восстановить схему строения цветка
Вопрос:
- Как вы думаете, какие части цветка являются главными? (предполагаемый ответ: чтобы ответить на этот вопрос, надо знать о строении каждой части, значении).
На этом этапе начинается знакомство со строением пестика, тычинки, околоцветника, типами цветков.
Рассказ учителя с элементами беседы:
-Вспомните, какими разными бывают цветки различных растений. Одни из них крупные, другие мелкие. Тем не менее у всех цветков можно выделить ряд общих черт. Давайте более подробно рассмотрим строение цветка.
Самая яркая и заметная часть цветка — венчик. Именно он бывает окрашен в различные цвета.
Венчик состоит из лепестков.
Если лепестки венчика срастаются между собой, такой венчик называют сростнолепестным. Лепестки могут срастаться на всем протяжении или только у основания. Если лепестки не срастаются, то венчик как бы состоит из отдельных лепестков. Такой венчик называют раздельнолепестным.
Давайте теперь попробуем это изобразить схематически (заполнение таблицы).
ВЕНЧИК |
|
Раздельнолепестной | Сростнолепестной |
Лепестки не срастаются. Венчик состоит из отдельных лепестков | Лепесточки венчика срослись между собой на всем протяжении или частично |
Лютик, вишня, яблоня, ветреница | Дурман, колокольчик, душистый табак, примула, паслен |
Основной функцией яркоокрашенного венчика чаще всего является привлечение насекомых-опылителей.
Достаточно часто случается так, что венчик окружен чашечкой, которая состоит из чашелистиков.
ЧАШЕЧКА |
|
Раздельнолистная | Сростнолистная |
Листочки чашечки несросшиеся | Листочки чашечки срослись между собой |
Герань | Гвоздика, вьюн полевой |
Чашечка, как правило, окрашена в зеленый цвет. Основной ее функцией является защита внутренних частей цветка.
Совокупность чашечки и венчика называют околоцветником.
Если у цветка присутствует и чашечка и венчик, такой околоцветник называют двойным. Если у цветка нет разделения на чашечку и венчик (на лепестки и листочки), такой околоцветник называют простым.
Самостоятельная работа учащихся.
Попробуйте самостоятельно изобразить это схематически.
ОКОЛОЦВЕТНИК |
||
Простой | Двойной | |
Листочки околоцветника имеют венчиковидную форму и выполняют функции венчика | Листочки околоцветника имеют чашечковидную форму и выполняют функции чашечки | Присутствуют и чашечка, и венчик |
Лилия, тюльпан | Вороний глаз | Горох, примула, фиалка трехцветная, сенполия, герань и т. д. |
Рассказ учителя с элементами беседы:
- Если листочки околоцветника расположены таким образом, что через них можно провести несколько осей симметрии, такие цветки называют правильными. Если через цветки можно провести только одну ось симметрии, такие цветки называют неправильными.
Околоцветник получил такое название, потому что он как бы окружает основные части цветка.
- В чем состоит основная функция цветка? (Дети отвечают.)
Цветок — генеративный орган растения, это значит, что основная функция цветка состоит в образовании плодов и семян, то есть в размножении. Но ни венчик, ни чашечка в размножении не участвуют. Поэтому основными частями цветка являются тычинки и пестик.
Давайте более подробно разберем строение основных частей цветка.
Тычинка состоит из пыльника и тычиночной нити. Внутри пыльников развивается и созревает пыльца, а тычиночная нить поднимает пыльник на необходимую высоту. Число тычинок в разных цветках различно.
Пестик состоит из трех частей. Верхняя часть пестика — рыльце — приспособлено для удержания на нем пыльцы. Для этого оно может быть шероховатым или на нем выделяется клейкая жидкость. Столбик служит для поднятия рыльца пестика на необходимую высоту. Нижняя, расширенная часть пестика — завязь. Внутри нее находятся семязачатки. Из семязачатков после опыления и оплодотворения образуются семена, а из завязи чаще всего образуется плод. Пестиков в цветке может быть много, но чаще встречаются цветки с одним пестиком.
Все перечисленные нами части цветка — и околоцветник, и пестик и тычинки — расположены на цветоложе. Цветоложе является продолжением цветоножки - тоненького стебелька, на котором находится цветок. Если цветок прикреплен к стеблю без цветоножки, такой цветок называют сидячим.
Цветок является укороченным видоизмененным побегом, служащим для семенного размножения. Как и любой другой побег, цветок развивается из почки. Цветоножка и цветоложе — это видоизмененный стебель, а чашечка, венчик, тычинки и пестики — видоизмененные листья.
В цветках большинства растений имеются как тычинки, так и пестики (один или несколько). Такие цветки называют обоеполыми. Но есть растения, цветки которых содержат только тычинки или только пестики. Такие цветки называют однополыми. Если в цветке находятся только тычинки, такой цветок называют тычиночным, или мужским. Графически это обозначают так: >. Если в цветке имеется только пестик, такие цветки являются пестичными, или женскими. Графически их обозначают так: +.
В дальнейшем мы часто будем обращаться к строению цветка и его частям. Для краткости обозначения всех характеристик цветка их принято записывать в виде формулы цветка. Простой околоцветник обозначается буквой О. Чашелистики буквой Ч, лепестки — Л, пестик — П, тычинки — Т. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в данном цветке. Если число элементов (например, тычинок) более 12, то пишут не их точное количество, а значок ?. Если элементы цветка срослись, то соответствующее число сросшихся частей пишут в скобках.
После знакомства со строением цветка учащиеся отвечают на поставленные вопросы:
- Какие части цветка являются главными и почему?
- Что такое цветок?
III. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
III. РЕФЛЕКСИЯ.
Работа со слайдом “Проверь себя”, (вызывается ученик к компьютеру и работа проверяется общеклассно).
Работа в группах: определение типов цветков (используются комнатные растения, гербарий)
Тест “Цветок” (Приложение 1), на его выполнение отводится 2 – 3 мин., затем тест проверяется в парах, при необходимости корректируется).
Задание " Тюльпан" (Приложение 2) и рубрика “Для любознательных”, (учитель обращается к ним, если осталось время)
IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. Изучить параграф 23, составить краткий конспект.
Творческое задание. Изготовьте биологический конструктор “Строение цветка”. Вырежьте из цветного картона или плотной цветной бумаги силуэты лепестков венчика размером примерно 2x3 см. Из зеленого картона или плотной цветной бумаги вырежьте силуэты листочков околоцветника. Из желтой или коричневой — силуэты тычинок и пестиков. (Вместо вырезанных из бумаги тычинок можно взять разрезанные пополам гигиенические ватные палочки. Для красоты можно покрасить их в какой-нибудь цвет). Попробуйте, смонтировав на пластилине, собрать полный и неполный цветок, пестичный (женский) цветок, тычиночный (мужской) цветок.
Задание для учеников, интересующихся биологией. Рассмотрите все цветущие растения в кабинете биологии (дома, в школе). Определите какие цветки у этих растений: полные или неполные. Если цветки неполные, то какие пестичные (женские) или тычиночные (мужские). Есть ли среди попавшихся вам растений двудомные? Какие? Среди всех растений выделите растения, у цветков которых простой околоцветник, двойной околоцветник. Есть ли какие-либо еще общие признаки у этих цветков? По-возможности можно также рассмотреть и срезанные цветки, стоящие в вазах. Составьте формулы всех цветков, которые вы рассмотрели.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Цветок - генеративный орган.
КЛАСС - БИОЛОГИЯ
Цветок - генеративный орган.
В тетради:
1) строение цветка – рисунок и подписи п. 28.
2) половые органы цветка
тычинка пестик
рисунок и подписи п. 28
3) цветки
обоеполые раздельнополые
(определения и примеры п. 28)
4) растения
однодомные двудомные
(определения и примеры п. 28)
5) признаки ветроопыляемых растений – п. 44.
6) признаки насекомоопыляемых растений – п.44.
Соцветия
В тетради:
1)Соцветие - это … (определение п. 29)
2) Соцветия
простые сложные
(определения п. 29)
2) Заполнить таблицу «Соцветия» п. 29
название, рисунок | определение | Примеры растений |
ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
8 соцветий | ||
СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
3 соцветия |
3) значение соцветий п 29.
ВСЁ ЗАПОЛНИТЬ В ТЕТРАДЬ НА ОЦЕНКУ
и ВЫУЧИТЬ.По теме «Генеративные органы
позже будет проверочная работа.
КЛАСС - БИОЛОГИЯ
Цветок - генеративный орган.
В тетради:
1) строение цветка – рисунок и подписи п. 28.
2) половые органы цветка
тычинка пестик
рисунок и подписи п. 28
3) цветки
обоеполые раздельнополые
(определения и примеры п. 28)
4) растения
однодомные двудомные
(определения и примеры п. 28)
5) признаки ветроопыляемых растений – п. 44.
6) признаки насекомоопыляемых растений – п.44.
Соцветия
В тетради:
1)Соцветие - это … (определение п. 29)
2) Соцветия
простые сложные
(определения п. 29)
2) Заполнить таблицу «Соцветия» п. 29
название, рисунок | определение | Примеры растений |
ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
8 соцветий | ||
СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
3 соцветия |
3) значение соцветий п 29.
ВСЁ ЗАПОЛНИТЬ В ТЕТРАДЬ НА ОЦЕНКУ
и ВЫУЧИТЬ.По теме «Генеративные органы
позже будет проверочная работа.
КЛАСС - БИОЛОГИЯ
Цветок - генеративный орган.
В тетради:
1) строение цветка – рисунок и подписи п. 28.
2) половые органы цветка
тычинка пестик
рисунок и подписи п. 28
3) цветки
обоеполые раздельнополые
(определения и примеры п. 28)
4) растения
однодомные двудомные
(определения и примеры п. 28)
5) признаки ветроопыляемых растений – п. 44.
6) признаки насекомоопыляемых растений – п.44.
Соцветия
В тетради:
1)Соцветие - это … (определение п. 29)
2) Соцветия
простые сложные
(определения п. 29)
2) Заполнить таблицу «Соцветия» п. 29
название, рисунок | определение | Примеры растений |
ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
8 соцветий | ||
СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
3 соцветия |
3) значение соцветий п 29.
ВСЁ ЗАПОЛНИТЬ В ТЕТРАДЬ НА ОЦЕНКУ
и ВЫУЧИТЬ.По теме «Генеративные органы
позже будет проверочная работа.
КЛАСС - БИОЛОГИЯ
Цветок - генеративный орган.
В тетради:
1) строение цветка – рисунок и подписи п. 28.
2) половые органы цветка
тычинка пестик
рисунок и подписи п. 28
3) цветки
обоеполые раздельнополые
(определения и примеры п. 28)
4) растения
однодомные двудомные
(определения и примеры п. 28)
5) признаки ветроопыляемых растений – п. 44.
6) признаки насекомоопыляемых растений – п.44.
Соцветия
В тетради:
1)Соцветие - это … (определение п. 29)
2) Соцветия
простые сложные
(определения п. 29)
2) Заполнить таблицу «Соцветия» п. 29
название, рисунок | определение | Примеры растений |
ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
8 соцветий | ||
СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
3 соцветия |
3) значение соцветий п 29.
ВСЁ ЗАПОЛНИТЬ В ТЕТРАДЬ НА ОЦЕНКУ
и ВЫУЧИТЬ.По теме «Генеративные органы
позже будет проверочная работа.
КЛАСС - БИОЛОГИЯ
Цветок - генеративный орган.
В тетради:
1) строение цветка – рисунок и подписи п. 28.
2) половые органы цветка
тычинка пестик
рисунок и подписи п. 28
3) цветки
обоеполые раздельнополые
(определения и примеры п. 28)
4) растения
однодомные двудомные
(определения и примеры п. 28)
5) признаки ветроопыляемых растений – п. 44.
6) признаки насекомоопыляемых растений – п.44.
Соцветия
В тетради:
1)Соцветие - это … (определение п. 29)
2) Соцветия
простые сложные
(определения п. 29)
2) Заполнить таблицу «Соцветия» п. 29
название, рисунок | определение | Примеры растений |
ПРОСТЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
8 соцветий | ||
СЛОЖНЫЕ СОЦВЕТИЯ | ||
3 соцветия |
3) значение соцветий п 29.
ВСЁ ЗАПОЛНИТЬ В ТЕТРАДЬ НА ОЦЕНКУ
и ВЫУЧИТЬ.По теме «Генеративные органы
позже будет проверочная работа.
КЛАСС - БИОЛОГИЯ
poisk-ru.ru
Конспект открытого урока Цветок -генеративный орган растения
4. Изучение нового материала
Одним из крупнейших достижений эволюции стало появление семени. Первым шагом на пути к возникновению семени было преобразование части побега в цветок.
( Цветок – это видоизмененный побег).
(Цветок – это генеративный орган).
(Образование семян).
СЛАЙД №5
Однако есть растения, у которых цветок не предназначен для семенного размножения (чеснок, живородящие луки, горец живородящий, мятлик живородящий). Эти растения размножаются вегетативно – их цветок в процессе развития трансформируется в почку, которая опадает и прорастает.
Цветки у растений появились в эпоху динозавров, однако и сегодня они имеют те же самые общие черты строения.
Большинство цветков имеют схожее строение.
Рисунок на доске
.
Околоцветник окружает главные части цветка (тычинки и пестики)
Околоцветник : • простой ( все листочки одинаковые)
• двойной (чашечка + венчик)
Цветки: • сростнолепестные (ландыш, картофель)
• раздельнолепестные ( тюльпан, вишня, черемуха)
Цветки: • правильные (много осей симметрии)
• неправильные (одна ось симметрии)
Цветки: • обоеполые
• раздельнополые (мужские – тычиночные, женские – пестичные) (кукуруза, огурец)
Растения: • однодомные
• двудомные
Особенности строения цветка можно отметить сокращенно в виде формулы. При ее составлении используют следующие сокращения:
Ч – чашелистики;
Л – лепестки;
Т – тычинки;
Р – простой околоцветник.
Количество частей цветка записывается в виде индексов. Рядом с буквой, обозначающей элемент цветка, ставится индекс, соответствующий количеству этих элементов в цветке. Если число элементов большое и сосчитать невозможно, то рядом с буквой ставится символ, обозначающий в математике “бесконечность” – . Рассмотрим формулу цветка на примере модели цветка вишни (запись формулы и расшифровка ее в тетради обвести в красную рамочку). Ч5Л5Т5nП1 – Цветок с двойным околоцветником, состоящим из 5 несросшихся чашелистиков, 5 свободных лепестков, множества тычинок, кратных пяти, и одного пестика.
Физкультминутка
Вместе по лугу идём
Не спешим, не отстаём…
Вот выходим мы на луг
Тысячи цветов вокруг
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер
Расстилается ковёр и направо, и налево,
Что нарвать цветы в веночек, наклоняйтесь до носочков
Раз цветок, два цветок,
А потом сплетем венок…
Снова мы идем по лугу,
А вокруг так интересно!
Отдохнуть пора дружок,
Мы присядем на лужок!
Затем учитель ставит вопрос: “Нельзя ли выполнить схематичную зарисовку цветка?”. И предлагает разложить все части цветка по кругам и схематично изобразить их цветными карандашами. Учитель объясняет, что любой цветок можно изобразить еще и в виде диаграммы. Все это фиксируется на доске и параллельно в тетрадях учащихся.
Схема цветка вишни на доске.
multiurok.ru