Цветковые растения размножаются. Растения (хвойные и цветковые). Строение, размножение. Плоды

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Половое размножение цветковых растений. Цветковые растения размножаются


Растения (хвойные и цветковые). Строение, размножение. Плоды | Природоведение. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Первое наземное растение — риния

Чтобы заселить сушу, растениям надо было справиться с сухостью. Поэтому у них появи­лись покровные ткани, препятствующие потере воды. На суше солнечный свет поступает сверху, а вода находится в почве. Поэтому у растений появились проводящие ткани, по ко­торым вода с минеральными веществами дви­жется вверх, а органические вещества — от листьев вниз.

Тканью называют группы клеток, выполняющие в орга­низме определённую работу. Потому и строе­ние у них сходное.

На суше поднять растение вверх невозмож­но за счёт «поплавков», как это было у во­дорослей. Поэтому появляются стебли, прони­занные опорными тканями. По бокам стебля расположены листья. Они имеют большую по­верхность, обращённую к солнцу. В них идёт фотосинтез. Воду из почвы растение добывает с помощью корней. Лист, стебель и корень — основные органы наземного растения.

Органы растения (корень, лист, стебель, цветок)

Не все эти органы появились сразу. У мхов ещё нет корней. Для прорастания мхов, хво­щей, плаунов и папоротников нужна вода. Поэтому такие растения не могут освоить за­сушливые места.

Хвойные и цветковые растения размножают­ся с помощью семян, которые имеют плотную оболочку. Она позволяет сохранить запас воды и питательных веществ. Вот почему эти расте­ния заселили всю Землю.

Семена образуются в результате опыления — переноса пыльцы с одного растения на другое. У хвойных она попадает на молодые шишеч­ки, в которых и созревают семена. У цветковых растений — на цветки. Для привлечения опы­лителей (насекомых, птиц и даже зверей) цвет­ки обладают яркой окраской, ароматом и слад­ким нектаром. Растения с невзрачными цвет­ками опыляются с помощью ветра.

У цветковых растений семена находятся внутри плодов, часто сочных, ярких и очень вкусных. Съев такой плод, животное перева­ривает его. Целиком проглоченные семена проходят через организм и попадают на землю вместе с отходами.

У некоторых цветковых растений плоды, наоборот, сухие, малосъедобные. Но иной раз растения могут так стрелять семенами, что те улетают на несколько метров. Есть сухие пло­ды с крючками, которые цепляются за шерсть и перья животных и разносятся ещё дальше. Есть сухие плоды с крылышками, как у клё­на, и с «парашютиками», как у одуванчика, а есть и плавучие, которые держатся на воде месяцами. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Созревшие шишки хвойных растений (ель, сосна, кедр)
Цветки этих растений опыляются насекомыми (клевер, орхидея, лилия)
Плоды цветковых растений (кокос, яблоко, апельсин, клён, слива, каштан)
На этой странице материал по темам:
  • Плоды растений природоведение

  • Орган,которого нет у хвойных растений, это

  • Хвойные и цветковые растения 2 класс доклад

  • Хвойные растения размножаются с помощью

  • Хвойные и цветковые растения чем похожи

Вопросы по этому материалу:
  • Что такое стебель, лист, корень?

  • Почему настоящими растениями суши можно назвать лишь хвойные и цветковые растения?

  • Каково значение цветка и семени растения?

  • Какие различные группы клеток образовались у растений суши?

  • Какие ткани свойственны наземным растениям?

worldofschool.ru

Размножения цветочных растений - Семенное размножение

Семенное размножение

Размножение цветочных растений осуществляется семенным и вегетативным способом. Наиболее распространенный способ размножения – семенной. Его применяют преимущественно при выращивании однолетних, двулетних и многолетних растений, выращиваемых как летники (агератум, вербена, лобелия, каскадная петуния, виола и др.).

Размножения цветочных растений данным способом других многолетников (ирис, пион, тюльпан и т. д.) неэффективно, так как семена многих из них трудно прорастают, а растения зацветают только через несколько лет (нарциссы – через четыре-пять, пионы через шесть-семь и т. д). Семенное размножение используют в селекционной работе для выведения новых сортов. Недостаток семенного размножения заключается в том, что у перекрестноопыляющихся растений (тагетес, цинния и др.) не всегда сохраняются особенности сорта.

При вегетативном способе размножения растения сохраняют без изменения все сортовые признаки. У некоторых видов цветение в данном случае наступает быстрее (луковичные, клубнелуковичные и др.). Вегетативными частями размножают ковровые растения.

 

Семенное размножение

Семена, используемые для посева, должны обладать высокими посевными качествами (всхожестью, энергией прорастания, крупностью, чистотой, влажностью, отсутствием зараженности вредителями и болезнями). По посевным качествам семена одно-, дву- и многолетних цветочных культур делят на три класса: первый, второй, третий. Они должны соответствовать требованиям стандартов.

 

Предпосевная подготовка семян

Многие семена цветочных растений дают быстрые й дружные всходы без какой-либо подготовки, но существует немало декоративных растений, семена которых требуют предпосевной подготовки.

 

Намачивание семян.

Семена, намоченные перед посевом, быстрее прорастают. Семена душистого горошка настурции, фасоли и других растений выдерживают в теплой воде (25-30 °С) в течение 1 сут. Воду к семенам подливают небольшими порциями, чтобы только смочить их. Затем семена слегка подсушивают и сразу высевают во влажную землю.

 

Протравливание семян.

Применяют для защиты всходов растений от грибных или бактериальных болезней. Данный процесс проводят химическим (сухим или влажным) и термическим способами.

Для сухого протравливания используют препарат ТМТД (4 г/кг). Опыливают семена в плотно закрытой таре, например в банке с притертой пробкой. Положительного эффекта достигают в том случае, если каждое семя равномерно обволакивается тонкой пылевидной пленкой протравителя. Протравливание проводят заблаговременно или непосредственно перед посевом.

Влажное протравливание заключается в обработке семян 40%-м раствором формалина, разбавленного 1 : 10, в течение 5-10 мин или, 0,2 %-м раствором марганцовокислого калия (15 мин). Семена помещают в растворы в марлевых мешочках, после чего их тщательно промывают и подсушивают. Продолжительность хранения таких семян – более 2-3 сут.

Термическое протравливание применяют в тех случаях, когда инфекция находится внутри тканей. Различают одно- и двухфазный способы термического обеззараживания. При однофазном способе семена 3-3,5 ч выдерживают в воде, нагретой до температуры 60 °С, затем просушивают. При двухфазном способе семена 4 ч намачивают в воде температурой 28-32°С, потом на 10-12 мин помещают в воду (50 °С), после семена просушивают до нормальной влажности. Термическую обработку семенного материала проводят как перед посевом, так и за 1-1,5 мес до его начала.

 

Закаливание семян.

Закаливание семян повышает устойчивость растений к резким колебаниям температуры и их холодостойкость. Семена в мешочках замачивают в воде. После того, как они набухнут, выдерживают 12 ч при температуре 18-20 °С, затем на такое же время переставляют в холодильник (-2-0°С). Обработку повторяют до момента наклевывания.

 

Стратификация семян.

Стратификация семян это продолжительное выдерживание семян при пониженной температуре. Данный прием используют для проращивания семян с длительным периодом покоя (борец) или плотной оболочкой (шиповник). Для стратификации семена смешивают с влажным песком, торфом или толченым мхом в соотношении 1 : 3. Смесь тщательно перемешивают и увлажняют водой до полного насыщения. После набухания ящики с семенами переносят в подвал, где температура соответствует 0-5 °С.

По мере необходимости смесь увлажняют. Весной перед посевом семена отделяют от песка через сито или отмывают водой. Мелкие семена высевают вместе с песком или торфом. При посеве семян осенью в открытый грунт стратификация проходит в естественных условиях.

Скарификация семян.

Скарификация это поверхностное повреждение твердой оболочки семян для ускорения их прорастания. Через поврежденные места вода легче проникает к зародышу, и семя трогается в рост. Подобный прием используют для проращивания семян люпина, шиповника, душистого горошка и др. Существует два способа скарификации: механический и химический.

Механический способ. Оболочку семян повреждают вручную: подпиливанием, надрезанием, прокалыванием или перетиранием с крупнозернистым песком, мелким каменноугольным шлаком. Скарификацию проводят также в клеверотерках.

Химический способ. Для химической обработки используют 2-3%-ю соляную или серную кислоту, в которой семена вымачивают до размягчения оболочки.

Обработка раствором, содержащим микроэлементы.

В результате ускоряется развитие растений и повышается их устойчивость к болезням. В состав раствора входят (г на 1 л воды): пищевая сода – 5, марганцовокислый калий и молибденовокислый аммоний – по 0,5-1; метиленовая синь – 0,3-0,5; сернокислый цинк – 0,2-0,5; борная кислота – 0,1-0,3; никотиновая кислота — 0,1; медный купорос – 0,01-0,05. Семена выдерживают 1 сут при температуре 18-20°С. Стимулирующе действуют на семена также электроток, ультразвук.

cvetutcvety.ru

Размножение цветочных растений

Категория: Технология закладки сада

Размножение цветочных растений

Размножение цветочных растений проводится двумя способами: половым, или семенным, и бесполым, или вегетативным.

Размножение семенами. Семенами размножают все однолетние, двухлетние и большинство многолетних цветочных растений. Этот способ размножения начинается с подготовки семян, т. е. очистки и проверки их на всхожесть.

Срок сохранения всхожести семян различен у каждого вида растений, он зависит также от условий хранения и качества собранных семян. Семена одних растений теряют всхожесть через 3—5 месяцев, другие сохраняют ее в течение нескольких лет.

Для этого берем одну часть сильно измельченного торфа и смешиваем ее с одной частью песка, после чего добавляем две части просеянного легкого садового грунта и перемешиваем. Заполняем контейнер, отступив на 1—2 см от края, и равномерно сеем семена. Очень мелкие семена имеет смысл смешивать с сухим песком. Потом их засыпают грунтом и увлажняют. Крупные семена равномерно засыпают тонким слоем компоста и уплотняют. Как только появятся первые ростки, снимите полиэтилен или стекло, которым накрывали ящик. Когда сеянцы подрастут настолько, что их можно взять в руки, их нужно распикировать в отдельные вместилища, чтобы они росли более интенсивно. Для этого выкапывают растения вместе с комом земли (например, с помощью черенка ложки, маленького совочка или шпателя). Затем освобождаем корни, нежно держа растение за листья, и помещаем их в заранее приготовленные лунки, помогая себе неострой палочкой. После этого остается лишь примять землю вокруг растения. За неделю до высадки в открытый грунт нужно начинать закалять растение, вынося его на воздух, в первые дни на ночь можно прикрывать его газетой.

Семена основной массы однолетников и некоторых многолетников сеют в теплые и полутеплые парники в марте—апреле. В апреле—мае высевают в грунт семена однолетников, плохо переносящих пересадку: настурций, вьюнов, маков, левкоев и других. В октябре высевают семена многолетников на подготовленные гряды. Их располагают в защищенных от ветра местах или под прикрытием специальных защитных щитов. В местах с жарким засушливым климатом эти же щиты могут быть использованы для притенения всходов. Почва посевных гряд должна быть легкой, питательной и водопроницаемой. Посев семян в гряды производится по бороздкам с междурядьями 25—30 см. Глубина заделки семян зависит от их величины и структуры почвы. Мелкие заделывают на глубину 1—2 см, более крупные — на 2—3 см. На тяжелых, сырых почвах семена заделываются мельче, чем на легких и сухих.

Под зиму высевают в основном многолетники, но большинство семян однолетних цветочных растений хорошо всходят при подзимнем посеве в открытый грунт.Хорошие результаты при подзимнем посеве дает мульчирование почвы. Оно предохраняет посевы от излишнего высыхания. В качестве мульчи могут служить опилки, мох, ельник. Выращенная таким путем рассада имеет ряд преимуществ по сравнению с парниковой.

Таким образом, при выращивании большинства однолетников можно отказаться от ранневесеннего посева в парники.

Вегетативное размножение. Наиболее распространенным и простым .способом размножения большинства многолетников является вегетативный: деление корневищ, клубней, луковиц, размножение отводками, стеблевыми и листовыми черенками и прививкой.

При вегетативном размножении маточные растения передают все свои признаки потомству, в то время как при семенном размножении у многих многолетников, гибридных форм, этого не наблюдается.

Чаще всего этот способ применяют к трудно укоре-гяемым многолетникам: каннам, ирисам, лилейникам, пионам, астрам многолетним и другим.

Деление кустов и корневищ у различных растений проводят в разное время года, причем оно зависит от цикла развития и времени цветения данного вида. Поздноцветущие многолетники (астры, флоксы, гелениумы) размножают весной, а раннецветущие — пионы, ирисы, ландыши — летом или осенью.

В зависимости от биологических особенностей одни растения можно делить почти ежегодно, другие через 3-5-10 лет.

Делением клубней размножают главным образом георгины, реже анемоны корончатые, бегонии клубневые. Деление клубней и корневищ проводят при помощи садового ножа или острой лопаты. Делят их с таким расчетом, чтобы на каждой отделенной части было по 2—4 здоровые почки.

Детками луковиц и клубнелуковиц размножают лилии, тюльпаны, нарциссы, гиацинты и гладиолусы.

Черенкование — наиболее удобный и распространенный способ размножения. Черенками размножают в основном многолетние растения, ковровые и некоторые однолетники. Для этого часть стебля с 2—4 почками и листьями срезают острым ножом непосредственно под узлом и помещают в песок или землю на глубину 2—4 см. Лучшее время для черенкования — период интенсивного весеннего роста растений.

Укоренение проводится в разных условиях, в зависимости от вида растений. Некоторые укореняются только при высокой — около 30 °С — температуре и повышенной влажности (укоренение под стеклом), другие — при комнатной температуре и средней влажности. Обычно компост для укоренения состоит из 4 частей песка, 2 частей измельченного торфа и одной части перегноя. Укоренившиеся черенки высаживают в небольшие горшочки, из которых окрепшие растения переносят в открытый грунт.

Трудно укореняемые черенки роз, пионов, гвоздики предварительно обрабатывают ростовыми веществами. Наиболее активным стимулятором корнеобразования является гетероауксин. Ростовые вещества растворяют в горячей воде или в обычном спирте. Для травянистых и зеленых черенков берут водный раствор гетероаукси-на в концентрации 50—100 мг на 1 л воды, в котором выдерживают черенки от 3 до 6 часов. Зеленые черенки погружают в раствор стимулятора на 2—4 см, одревесневшие — целиком.

В цветоводстве довольно широко применяют размножение листьями. Этим способом размножают некоторые оранжерейные и грунтовые растения с толстыми мясистыми листьями (бегония, лилии, гиацинты). Некоторые виды лилий и гиацинты размножают стеблевыми листьями, а еще лучше чешуями луковиц.

Укоренение их лучше проводить в ящиках в оранжерее в течение всего вегетационного периода. Листья помещают в землю или песок на половину их длины.

Размножение лилий чешуями проводят осенью. Во время пересадки от луковиц отламывают чешуи и высаживают в ящики с влажным песком. Посадка проводится на две трети их длины на расстоянии 5—7 см друг от друга. До наступления холодов ящики ставят в холодные парники, затем переносят в теплые закрытые парники или прохладные оранжереи. К весне у основания чешуи появляются мелкие луковички, которые высаживают в грунт на участки с рыхлой питательной землей.

Размножение отводками — самый простой способ размножения многолетних вьющихся растений и кустарников. Выберите ветку с молодым побегом и пригните его к земле. Надрежьте кору на том месте, которое окажется под землей, прикопайте его и закрепите его с помощью рогульки из толстой проволоки. Постоянно увлажняйте почву. Через 6—10 месяцев растение можно отделить от материнского и пересадить.

Отпрысками размножают те растения, побеги которых нельзя пригнуть к земле, например камелий и рододендронов. Выберите молодую ветку и сделайте надрез, можно удалить кусочек коры. Оберните надрезанную часть очень влажным мхом или грязью и обмотайте полиэтиленом или липкой лентой. Когда корни разовьются (это можно увидеть через полиэтилен), аккуратно срежьте побег очень острым ножом и высадите его в грунт.

Технология закладки сада - Размножение цветочных растений

gardenweb.ru

Половое размножение цветковых растений

Разделы: Биология

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о цветке, как об органе полового размножения растений.

Задачи:

  1. Продолжить формирование понятия о половом размножении и его отличии от вегетативного.
  2. Познакомить учащихся с понятиями опыление и оплодотворение.
  3. Продолжить формирование мыслительных операций – выделение существенного, установление взаимосвязи строения и функции.
  4. Продолжить знакомство учащихся с региональными растениями.
  5. Продолжить формирование бережного отношения к природе родного края.

Ход урока

1. Повторение пройденного материала (беседа)

- Итак, все органы цветкового растения можно разделить на две группы, какие? - Вегетативные и генеративные или репродуктивные. - Какие органы относятся к вегетативным? - Корень, стебель, лист. - Какие органы относятся к генеративным? - Цветок, плод, семя. - Посмотрите не слайд<см приложение >. Знаете ли вы это растение? Как его обычно называют? - Это подснежник. - На самом деле это растение называется сон-трава или прострел, но у нас оно первое появляется и цветет после зимы, поэтому его называют подснежник. Вот у этого цветка нет чашелистиков, помните? Значит у него какой околоцветник? - Простой. - А рядом нарисована схема цветка, здесь видно и лепестки и чашелистики, значит околоцветник у него какой? - Двойной. - Давайте вспомним, как называются другие части цветка? (Показываю части цветка на слайде, дети называют их) - Что является основными частями цветка? Почему? - Что такое однодомное растение? Двудомное? - Определите, растения на слайдах однодомные или двудомные. - Мы на прошлом уроке говорили, что цветы могут располагаться по одному, или группами. Как называется группа цветков? Посмотрите на слайд, какое соцветие у этих цветов? Можно воспользоваться рисунком схем соцветий в учебнике. Правильно, это соцветие кисть. А как называются эти цветы? Вы встречали их в лесу? Мышиный горошек <рисунок 1>. встречали. Это растение называется вика. Это живокость<рисунок 2>, это майник двулистный<рисунок 3>. Это растение – клевер.<рисунок 4>. Какое у него соцветие?

Рассматриваем и разбираем еще несколько слайдов.

2. Объяснение нового материала.

Открыли тетради, записали тему урока.

Сегодня на уроке мы должны выяснить какова роль цветка в размножении растений.

Итак, цветок является генеративным органом, а почему? (вспоминаем, что означает этот термин, мы знакомились с ним в начале года).

Тычинка является мужской частью цветка, в ней есть мужские половые клетки – спермии или мужские гаметы, а пестик содержит женские гаметы – яйцеклетки. Мужской и женский пол в биологии обозначаются специальным знаками (рисую символы на доске). Половые клетки – гаметы вообще клетки особенные они содержат половинный набор хромосом. Вспомните, где находятся хромосомы? Какую роль они играют? Дело в том, что при половом размножении, гаметы соединяются и получившаяся клетка имеет полный набор хромосом. Так в ваших клетках половина хромосом папиных, половина – маминых, поэтому вы похожи и на папу и на маму. Чтобы гаметы соединились, пыльца с мужскими гаметами должна попасть на рыльце пестика. Посмотрите на слайд здесь изображен процесс опыление. Кто может дать определение этому процессу. Итак, опыление – это…(дети заканчивают, глядя на рисунок, что это процесс переноса пыльцы с тычинки на пестик). Записываем определение в тетрадь.

Хорошо, если пыльца попадает со своей тычинки на свой же пестик (рисую схему на доске), та как будет называться такое опыление? (самоопыление). А если с цветка на цветок? (перекрестное опыление). Схемы зарисовываем в тетрадь.

- Как пыльца может попасть с тычинки на пестик?

- Ее может перенести ветер, животные или человек.

Давайте посмотрим слайд (слайд показывает опыление цветка животными), как вы думаете, что здесь изображено? Что пчела делает на цветке? Зачем насекомые летят на цветки? Осенью мы рассматривали строение цветка настурции, помните, там в шпорце было что? Дети вспоминают, что в шпорце был нектар.

Смотрим следующий слайд - это пырей, вот видны тычинки, вот схема цветка и соцветия. Как опыляются эти цветы? Почему вы так думаете?

Заполнить в тетради таблицу.

способ опыления общие признаки цветков примеры

Рассмотрим слайды: какое это растение? Как оно опыляется? Почему вы так думаете?

После того, как пыльца попала на рыльце пестика, она прорастает. Пыльцевая трубка прорастает внутрь завязи к семяпочке до пыльцевхода. На конце пыльцевой трубки располагаются два спермия, а в семяпочке – яйцеклетка и две центральных клетки.

Сегодня мы говорим о половом размножении растений. При половом размножении новый организм образуется из особой клетки, которая называется ЗИГОТА и образуется при слиянии двух ГАМЕТ. Запишем формулу полового размножения: гамета + гамета = зигота. Процесс слияния половых клеток называется оплодотворение. Записываем в тетрадь.

В цветковых растениях в завязи происходит два слияния: один спермий сливается с яйцеклеткой, другой с двумя центральными клетками поэтому оплодотворение у цветковых растений – ДВОЙНОЕ.

Почему двойное?

Из зиготы развивается зародыш, из центральной клетки – запас питательных веществ, из семяпочки – семя, из завязи – плод.

Что находится у яблока на стороне противоположенной веточке? Вспомнили? Дети отвечают, что засохший цветок. Значит яблоко – это что? (Разросшееся цветоложе). А у помидора где остатки цветка? Можно принести на урок яблоко и помидор и рассмотреть.

Что такое размножение?

Этот термин мы изучали, когда изучали вегетативное размножение. Дети отвечают, что это увеличение количества особей.

Как увеличивается количество растений при половом размножении?

- С помощью семян, которых одно растение производит много. ( Можно показать ветку березы с семенами или предложить посчитать семена в яблоке.)

Итак, зачем нужны цветы? Какую роль играет околоцветник? Какую роль играют тычинки и пестики?

Для закрепления предлагается тест.

  1. Какие из этих растений опыляются ветром: одуванчик, ольха, фуксия?
  2. Как Не могут опыляться растения: жуками, летучими мышами, ветром, водой?
  3. Что такое оплодотворение: перенос пыльцы, появление семян, появление плодов, слияние половых клеток?
  4. Из чего развивается зародыш: из семяпочки, завязи, зиготы, гаметы?
  5. Из чего образуется плод: из семяпочки, завязи, зиготы, гаметы?

Ответы на слайде.

3. Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание – прочитать материал в учебнике.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта