Историческое развитие растений. Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира. Создание культурных растений человеком.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок биологии "Происхождение растений. Доказательства исторического развития растительного мира". Историческое развитие растений


§ 27. Историческое развитие растительного мира

Задание 1. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения

1. Процесс эволюции растений сопровождался вымиранием организмов, не приспособленных к существованию в трудных условиях, и появлением новых форм, более приспособленных.

2. Первые обитатели Земли были примитивными организмами, похожими на современных бактерий.

3. Спустя много тысяч лет появились организмы, имеющие в клетках хлорофилл и способные осуществлять процесс фотосинтеза.

4. Все организмы, в клетках которых имеется сформированное ядро, называют эукариоты. Их относят к надцарству ядерные, или эукариоты.

5. Выход растений на сушу произошел примерно 450 млн лет назад.

Задание 2. Охарактеризуйте основные процессы жизнедеятельности представителей каждого названного в таблице отдела растений. Сделайте вывод о направлении эволюции растений

 2

Вывод: Эволюция растений привела к значительному усложнению форм жизни на Земле, от водорослей, через мохообразные, плауновидные, папоротники к голосеменным и цветковым растениям. Размножение семенами более прогрессивно, чем спорами. Покрытосеменные имеют морфологические, физиологические, экологические и другие преимущества над другими группами растений, на сегодняшний день это господствующая группа растений.

Задание 3. Подготовьте обоснованный ответ

1. Почему выход растений на сушу обусловил разделение тела на корень, побег и листья?

Корень необходим для закрепления растения в почве, побег – для проведения минеральных веществ от корня вверх, листья осуществляют фотосинтез, сахара, образованные при этом, доставляются по всему растению от листьев.

2. Почему эволюция покрытосеменных (цветковых) растений тесно связана с эволюцией животных?

Животные распространяют семена, разносят пыльцу и способствуют расселению растений.

3. Почему некоторые виды растений называют живыми ископаемыми? Приведите примеры таких растений.

Папоротники, хвощи и плауны называют живыми ископаемыми, так как много лет назад, во время пика эволюции, эти растения были представлены в основном древесными формами. Сейчас остались лишь травы, на ученые находят окаменелости этих древних растений в земле.

Задание 4. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о редких и исчезающих видах растений, об их охране. Составьте план сообщения.

1. Редкие растения мира

2. Редкие растений России

3. Редкие растения нашей области

4. Как сохранить природу.

 

biogdz.ru

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Мир современных растений многообразен. Но в прошлом растительный мир был совсем иным. Картину исторического развития жизни от ее начала до наших дней нам помогает проследить палеонтология ― наука о вымерших организмах, о смене их во времени и в пространстве.

Одно из подразделений палеонтологии ― палеоботаника, которая изучает ископаемые остатки древних растений, сохранившиеся в пластах геологических отложений.

Доказано, что на протяжении веков видовой состав растительных сообществ менялся. Многие виды растений вымирали, другие приходили им на смену.

Иногда растения попадали в такие условия (например, в болото, под пласт обвалившейся породы), что без доступа кислорода они не перегнивали, а пропитывались минеральными веществами. Так происходило их окаменение.

Окаменевшие деревья нередко находят в угольных шахтах. Они настолько хорошо сохранились, что можно изучать их внутреннее строение.

Иногда на твёрдых породах остаются отпечатки, по которым можно судить о внешнем виде древних ископаемых организмов.

Используя специальные методы, можно определить возраст ископаемых растений и их видовой состав.

Много миллионов лет назад жизни на Земле не было. Затем появились первые примитивные организмы, которые постепенно менялись, преобразовывались, уступая место новым, более сложным.

В более поздних отложениях находят остатки примитивных организмов. Чем моложе слой отложений, тем чаще встречаются более сложные организмы, которые приобретают всё большее сходство с современными.

В процессе длительного развития многие растения на Земле вымерли. Поэтому полностью восстановить историю развития растительного мира очень трудно. Но учёными уже доказано, что все современные виды растений произошли от более древних форм.

Изучение древнейших слоев земной коры позволило установить, что Земля образовалась более 5 млрд лет назад.

Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5―4 млрд лет назад. Простейшие одноклеточные организмы по строению были схожи с бактериями. Они ещё не имели обособленного ядра, но обладали системой обмена веществ и способностью к размножению. В пищу они использовали органические и минеральные вещества, растворённые в воде первичного океана.

Постепенно запасы питательных веществ в первичном океане стали истощаться. Между клетками началась борьба за пищу. В этих условиях у некоторых клеток появился зелёный пигмент — хлорофилл, и они приспособились к использованию энергии солнечного света для превращения в пищу воды и углекислого газа.

Так возник фотосинтез, то есть процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.

От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли. Одноклеточные водоросли — это родоначальники царства растений.

Наряду с плавающими формами среди водорослей появились и прикреплённые ко дну.

Из одноклеточных форм появлялись многоклеточные, части тела которых выполняли различные функции.

Важное значение для дальнейшего развития растений имело возникновение у водорослей полового размножения. Размножение половым путём способствовало изменчивости организмов и приобретению ими новых свойств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни.

Поверхность материков и дно океана со временем изменились. Поднимались новые материки, уходили под воду существовавшие раньше. Из-за колебаний земной коры на месте морей возникала суша. Изучение ископаемых остатков показывает, что растительный мир Земли тоже изменялся.

Переход растений к наземному образу жизни, по-видимому, был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно. У некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды.

В это время на земном шаре был влажный и тёплый климат. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни. У древних многоклеточных водорослей строение постепенно усложнялось, и они дали начало первым наземным растениям.

Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоёмов риниофиты, например риния. Они существовали 400 млн лет назад, а потом вымерли.

Строение риниофитов ещё напоминало строение многоклеточных водорослей. У них отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см.

Ризоиды, с помощью которых они прикреплялись к почве, поглощали из неё воду и минеральные соли. Наряду с подобием корней, стебля и примитивной проводящей системы риниофиты имели покровную ткань, предохранявшую их от высыхания. Размножались они спорами.

От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи, папоротники и, по-видимому, мхи.

Это были типичные споровые растения, своего расцвета они достигли около 300 млн лет назад, когда климат был тёплым и влажным, что благоприятствовало росту и размножению папоротников, хвощей и плаунов. Однако их выход на сушу и отрыв от водной среды не были ещё окончательными. При половом размножении споровым растениям для оплодотворения необходима водная среда.

В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали. Появились примитивные голосеменные растения — потомки некоторых древних папоротниковидных.

Происхождение голосеменных от древних папоротниковидных доказывает многие черты сходства между этими растениями. Это сходство не только внешнее. Общие черты наблюдаются в строении органов: стеблей, листьев и корней.

Очевидно, предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники, впоследствии полностью вымершие. Их семена развивались на листьях, шишек ещё не было.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали. Им на смену приходили более совершенные растения — сосна, ель, пихта.

Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами.

Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Особенно явно превосходство семенных растений над споровыми проявилось, когда климат стал менее влажным.

Покрытосеменные растения появились на Земле около 130 млн лет назад.

Покрытосеменные оказались наиболее приспособленными к жизни на суше растениями. Только у них имеются цветки, их семена развиваются внутри плода и защищены околоплодником.

Покрытосеменные быстро расселились по всей Земле и заняли все возможные места обитания. Уже более 60 млн лет они господствуют на Земле.

Приспособившись к различным условиям существования, покрытосеменные создали разнообразный растительный покров Земли из деревьев, кустарников и трав.

videouroki.net

Урок биологии "Происхождение растений. Доказательства исторического развития растительного мира"

Разделы: Биология

Цели:

  • обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира;
  • подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле, продолжить формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации;
  • провести проверку знаний учащихся ранее изученного материала.

Ход урока

1. Орг. момент.

Приветствие учеников, настрой на работу.

II. Постановка целей и задач урока.

– Сегодня урок я хочу начать со слов С.Я. Маршака (слайд 1)

Человек – хоть будь он трижды гением – Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава, Не стыдитесь этого родства!

Прочитайте эти строчки внимательно еще раз и скажите, какие мысли возникли у вас при чтении.

Ответы учеников (примерные):

  1. Клеточное строение имеют все живые организмы.
  2. Человек-это часть природы.
  3. Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы.
  4. Человек, деревья, трава – это всё живые организмы.
  5. Единство происхождения животных и растений.

Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные?

– А вас эти вопросы волнуют?

– А какие именно?

(Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)

– Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них.Расставьте слова основные, развития, мира, этапы, растительного, записанные на табличках, в нужном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение. Это и будет тема нашего урока. (Приложение 1)

(Дети из слов составляют предложение и сообщают тему урока.)

Тему урока “Основные этапы развития растительного мира” запишем в тетради. (слайд 2)

И перед всеми нами встают общие задачи: (слайд 3)

  • Определить основные этапы развития растений;
  • Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;
  • Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;
  • Убедиться в многообразии растительного мира.

III. Проверка знаний учащихся.

– Но прежде, чем приступить к этой исследовательской работе, проведем небольшое тестирование, доказывающее, что все вы готовы к изучению нового раздела в учебнике.

Проверка знаний учащихся проводится дифференцированно, с учётом уровня подготовки. Учащиеся со средним и низким уровнем подготовки работают на карточках (Приложение 2 и Приложение 3 соответственно).

Ученики с более высоким уровнем подготовки работают вместе с учителем:

Выдан гербарий: 1 ряд – водоросли и мхи, 2 ряд – мхи и папоротники, 3 ряд – папоротники и голосеменные растения.

Задание: Сравните отделы растений. Где они обитают? Укажите их отличия в строении. Как размножаются? Как питаются? Какие из растений более прогрессивны?

Приготовьте карточки. Если ваш сигнал не сходится с моим ответным сигналом, в тетрадях ставите (-) , ответ верный – (+) (Приложение 4)

Карточки имеют определённый цвет и обозначают различные классы растений:

  • водоросли – голубой цвет;
  • мхи – зеленый цвет;
  • папоротники – коричневый цвет;
  • голосеменные – желтый цвет;
  • все отделы – разноцветная карточка.)

Вопросы:

  1. Кукушкин лен. (папоротники, коричневый)
  2. Хлорелла. (водоросли)
  3. Подсолнечник. (покрытосеменные)
  4. Ель. (голосеменные)
  5. Сфагнум. (мхи, зелёный)
  6. Поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (все)
  7. Сформировали на Земле месторождения каменного угля (папоротники)
  8. Орган размножения – шишка. (голосеменные)
  9. Исключительно наземные, чаще вечнозёлёные (Голосеменные)
  10. кукушкин лён (мох)
  11. Улотрикс. (водоросли)
  12. Ламинария (водоросли)
  13. Органы размножения: пестик и тычинка.(покрытосеменные)
  14. Земноводные в мире растений. Имеют коробочку со спорами.(папоротник)
  15. Орляк. (папоротники)

– Кто не сделал ни одной ошибки – оценка “5”, до 3-х ошибок – “4”, свыше 3-х – “3”.

Это можно делать на листах и сразу сдать (Приложение 4)

Работа с таблицей №1 (слайд 4)

– Что можете сказать, глядя на эту табличку?

– А у таблицы нет названия – как бы вы назвали? (Эволюция растительного мира.)

– А что такое “эволюция”? (Обращение к словарю).

Дети зачитывают варианты ответов из словаря В.И.Даля, из БСЭ, из толкового словаря Ожегова. – Слово “эволюция” латинское и в переводе означает “развертывание”, а в широком смысле – всякое изменение, развитие, преобразование. В биологии слово “эволюция” было впервые использовано в 1762 г. швейцарским естествоиспытателем и философом Шарлем Бонне.

– Где приходилось слышать вам это слово?

– А можем ли мы использовать его сегодня на уроке?

– Верно, ведь тему нашего урока “Основные этапы развития растительного мира” мы можем записать и так – “Эволюция растительного мира”.

IV. Объяснение нового материала.

– Итак, повернем стрелки часов назад. (учитель крутит стрелки часов, вместо цифр у которых термины)

Крутим стрелки часов, и повторяем термины: прокариоты, эукариоты, автотрофы, гетеротрофы.

Начало зарождения Земли и жизни на Земле. Кто желает поделиться своими знаниями об этом периоде?

Ученик: 3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, – из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни. Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.

Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека. Но, давайте предположим, кто они – эти первые живые организмы:

  • Прокариоты или эукариоты
  • Каков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)
  • Кто они: животные или растения? (Идёт обсуждение).

Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.

Наши познания мы будем записывать в таблицу (лежит на столах) (Приложение 5)

Прошло около 1 млрд. лет…

Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ – кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?

Ученик: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. – Какой способ питания организмов появился? Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. – Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный, пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет. В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.

– Продолжим заполнение таблицы .

– С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение. Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?

Ученик: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному. Это произошло ~ 350-400 млн. лет назад. Это самая древняя группа наземных растений – псилофиты и риниофиты. Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.

Занесем эти сведения в таблицу.

– Обратить внимание кто такие риниофиты. Это растения, которые жили на суше, но тем не менее были похожи на водоросли.

А ещё где мы можем использовать это значение – риниофиты?

– Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы №1 (слайд 4).

Это первые высшие растения, которые появились на Земле.

Ответ ученика:

– Риниофиты стали предшественниками растений Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни. Достигли расцвета папоротникообразные в каменноугольный период 300 млн. лет назад.

Сплошным ковром расстилались плауны – каламиты, ветвились папоротники, целыми рощами возвышались гигантские хвощи, зеленели лепидодендроны…

Запишем в табличке следующий этап развития растений.

Физминутка.

Если верно приседаете, не верно – руки вверх.

  • Риниофиты – первые наземные растения.
  • Жизнь впервые зародилась на суше. (нет)
  • Папоротники – наземные растения. (да)
  • Первыми на Земле появились безъядерные клетки) (да)

В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.

Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.

– Почему ученые ставят голосеменные растения на более высокую ступень развития, чем споровые?

Ученик: Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды (в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.

Занесем эти данные в таблицу.

– 120 млн. лет назад

Какое событие произошло в этот период времени?

Ученик: Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими покрытосеменными серёжковые (береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые. Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка ,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.

Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.

Завершим составление нашей таблички.

Итоговая таблица «Развитие растительного мира на Земле» (слайд 5)

Физминутка для глаз:

Когда верно открываете глаза, не верно – зажмуривайте.

  • Оплодотворение голосеменных по прежнему сильно зависит от воды. (нет)
  • Голосеменные полностью сухопутные растения (Да)
  • Покрытосеменные ничем ни отличаются от голосеменных (нет)
  • Покрытосеменные возникли около 120 млн лет назад.(да)
  • Голосеменные возникли около 10 млн лет назад. (нет)

А что за слово написано на доске? (Палеоботаника.) Что оно обозначает?

Ответ ученика: Палеоботаника – это наука, занимающаяся исследованием растений прошлых эпох. (слайд 6)

По ископаемым остаткам растений ученые установили, что чем древнее организмы, тем они проще устроены. Чем ближе к нашему времени, тем организмы становятся сложнее и всё более похожими на современные.

– Итак, в результате развития органического мира появились высшие растения и высокоорганизованные животные, а так же человек мыслящий, который старается получить ответ на вопрос: “Когда и как возникла жизнь на Земле?” И пытливый ум находит эти ответы (Слайд 7)

Работа с учебником стр. 260 (методы изучения древнейших растений).

Разделом какой науки является палеоботаника. Что это за наука?

V. Закрепление.

Письменно. Тест. (Приложение 6)

VI. Домашнее задание.

параграф 58, вопросы устно. (слайд 8)

Итог урока, оценки

Презентация к уроку Приложение 7.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Развитие растительного мира на Земле. Основные этапы исторического развития и усложнения растительного мира. Создание культурных растений человеком.

Поиск Лекций

В процессе эволюции растений происходили следующие события. Примерно 2000 млн. лет назад появились сине-зеленые водоросли, которых относят к цианобактериям: это были одноклеточные и многоклеточные прокариотические организмы, способные к фотосинтезу с выделением кислорода. Это привело к обогащению атмосферы Земли кислородом, необходимым для всех аэробных организмов. В протерозойской эре господствовали зеленые и красные водоросли. Водоросли продолжали господствовать и в палеозое (возраст палеозоя примерно 570 млн. лет), однако в силурийском периоде палеозоя появляются древнейшие высшие растения — риниофиты (или псилофиты). Эти растения уже имели побеги, но у них еще не было листьев и корней. Размножались они спорами и вели наземный или полуводный образ жизни. В девонском периоде палеозоя появляются моховидные и папоротникообразные (плауны, хвощи, папоротники), а господствуют на Земле риниофиты и водоросли. В девоне же появляется и новое царство — Грибы.

Моховидные и папоротникообразные — это высшие споровые растения. У мхов появляются стебли и листья (выросты стебля), однако корней еще нет; функцию корней выполняют ризоиды — корнеобразные отростки от стебля. В цикле развития мхов преобладает гаплоидное поколение (гаметофит) — это само растение мха. Диплоидное поколение (спорофит) у них не способно к самостоятельному существованию и питается за счет гаметофита. У папоротникообразных появляются корни; в цикле их развития преобладает спорофит (само растение), а гаметофит представлен заростком — это маленькая сердцевидная пластинка у папоротников или клубенек у плаунов и хвощей. В древности это были огромные древовидные растения. Размножение у высших споровых невозможно без воды, так как оплодотворение яйцеклетки у них происходит таким образом: подвижные мужские гаметы — сперматозоиды движутся к яйцеклеткам в капельках воды. Именно поэтому вода для высших споровых — ограничивающий фактор; если не будет капельной воды, размножение этих растений станет невозможно.

В карбоне (каменноугольном периоде) появляются семенные папоротники, от которых в дальнейшем, как полагают ученые, произошли голосеменные растения. Господствуют на планете гигантские древовидные папоротникообразные (именно они и дали залежи каменного угля), а риниофиты этом периоде полностью вымирают.

В пермском периоде палеозоя появляются древние голосеменные растения. Господствуют в этом периоде семенные и травянистые папоротники, а древовидные папоротникообразные вымирают. Голосеменные растения относятся к высшим семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление этих растений было связано с поднятием суши и колебаниями температуры и влажности. Размножение этих растений уже не зависит от воды. В мезозое (возраст мезозоя примерно 240 млн. лет) различают три периода — триасовый, юрский и меловой.

В мезозое появляются современные голосеменные (в триасе) и первые покрытосеменные (в юре). Господствующие растения — голосеменные. Древние голосеменные растения и папоротники в эту эру вымирают.

Появление покрытосеменных растений было связано с целым рядом ароморфозов. У этих растений появляется цветок — видоизмененный укороченный побег, приспособленный для образования спор и гамет. В цветке осуществляется опыление, оплодотворение, формируется зародыш и плод. Семена покрытосеменных растений защищены околоплодником — это способствует их сохранению и распространению. При половом размножении у этих растений происходит двойное оплодотворение: один спермий оплодотворяет яйцеклетку, а второй спермий — центральную клетку зародышевого мешка, в результате чего образуются зародыш и триплоидный эндосперм — питательная ткань зародыша. Оплодотворение происходит в зародышевом мешке, который развивается в семяпочке, защищенной стенками завязи. Среди покрытосеменных растений есть и травы, и кустарники, и деревья. Вегетативные органы (корень, стебель, лист) имеют множество видоизменений. Эволюция покрытосеменных растений шла очень быстро. Для них характерна высокая эволюционная пластичность. Большую роль в их эволюции и расселении сыграли насекомые-опылители. Покрытосеменные — единственная группа растений, образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий. В кайнозойской эре (ее возраст примерно 62-70 млн. лет) на Земле господствуют современные покрытосеменные и голосеменные растения, а высшие споровые растения подвергаются биологическому регрессу.

 

Сельскохозяйственные (культурные) растения произошли от дикорастущих видов. Первобытный человек, находя растения со съедобными плодами, семенами, корнями, позднее стал выращивать их вблизи своего жилища. При этом он заметил, что уход за растениями (рыхление почвы, полив, уничтожение сорняков и вредителей) увеличивает и улучшает урожай. Кроме того, происходил постоянный отбор особей с наиболее ценными свойствами, поскольку именно они являлись самым качественным посевным материалом. В результате происходила стихийная селекция культурных растений, и появились различные их сорта.

Сортом называется однородная группа (популяция) растений с определенными признаками и свойствами, искусственно созданная человеком. Признаки сорта передаются по наследству, хотя в полной мере проявляются лишь при определенных климатических условиях и соответствующем уходе (агротехнике). Характерно, что в полеводстве и овощеводстве подавляющее большинство растений размножается семенами, и чисто генетических факторов достаточно для сохранения свойств сорта. В плодоводстве обычно используется вегетативное размножение (черенки, прививки и т.п.).

В настоящее время селекция представляет собой одну из прикладных областей биологии и использует для создания и улучшения сортов растений не только традиционные способы скрещивания и отбора, но и различные генетические и молекулярно-биологические методы. Они позволяют создавать полиплоидные сорта, проводить отдаленную (межвидовую) гибридизацию, а также проводить направленные изменения ДНК растений, придавая им устойчивость к различным заболеваниям и т.п.

Чем разнообразнее исходный материал, используемый для селекции, тем больше возможностей он дает для успешного создания новых сортов и тем эффективнее селекция. Источником такого разнообразия служат, прежде всего, исходные («дикие») популяции растений — предков современных пшеницы, картофеля и т.п. При этом те районы, где обнаружено наибольшее генетическое разнообразие предков какого-либо вида культурного растения, является, очевидно, и местом его происхождения и одомашнивания. Систематическое исследование таких районов было проведено Н.И. Вавиловым, который установил основные центры древнего земледелия.

В экологических системах растения играют роль продуцентов. Благодаря растениям происходит образование и накопление органики, выделение в атмосферу кислорода, включение в круговорот веществ углекислого газа. При прямом участии растений образуются почва, торф; ископаемые растения образовали залежи бурого и каменного угля.

Окружающая среда постоянно влияет на растительные организмы, Свет, температура, химический состав почвенного раствора и ряд других абиотических факторов вызывают у растений выработку ответных адаптаций. Так, есть светолюбивые и теневыносливые растения. Существуют растения галофиты, которые произрастают на засоленных почвах. На растения оказывают влияние другие виды растений, а животные (биотические факторы).

В свою очередь, растения влияют на окружающую среду. Растения изменяют химический состав почвы, влажность воздуха, они насыщают атмосферу кислородом. Растения укрепляют почву, заселяют ранее безжизненные пространства, то есть участвуют в почвообразовании.

Все растения объединяют в царство растения, которое включает три подцарства: багрянки, настоящие водоросли и высшие растения.

Особое значение для человека имеют высшие семенные растения, прежде всего покрытосеменные (цветковые). Эти растения дают человеку пищу, топливо, одежду, строительный материал, сырье для химической промышленности, лекарства и т.д.

 

 



poisk-ru.ru

Урок «Основные этапы развития растительного мира»

Урок биологии в 5 классе. «___»_____________ 20___ г.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

 Цель урока. Способствовать формированию эволюционных представлений об усложнении растительных организмов; создать условия для описания основных этапов развития растительного мира.

Задачи.

Образовательные: развивать эволюционные представления об усложнении растительных организмов, их приспособленности к условиям жизни; познакомить с особенностями строения первых наземных растений, причинами господства семенных растений.

Воспитательные: Способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Развивающие: Формировать умения: самостоятельно работать с текстом учебника, слайдами и схемами; извлекать нужную информацию; логически мыслить, анализировать, строить предположения, делать выводы, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Планируемые результаты.

Предметные.

Выявление уровня знаний: основных этапов развития растений; признаки их усложнения в процессе исторического развития; причин (движущие силы) эволюции растений; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях по теме.

Метапредметные.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации; умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности; организация рефлексии своего отношения к учению.

Ход урока.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Фронтальный опрос.

    Назовите признаки основных групп растений?

    Чем высшие растения отличаются от низших?

    Какие растения сейчас занимают господствующее положение на Земле? Почему?

    Какие факты доказывают, что растительный мир изменялся в процессе эволюции?

       

      Человек – хоть будь он трижды гением –

      Остается мыслящим растением.

      С ним в родстве деревья и трава,

      Не стыдитесь этого родства!

      Начальные этапы развития растительного мира. Стр. 134

      Изучение древнейших слоев земной коры, отпечатков и окаменелостей ранее живших растений и животных и многие другие исследования позволили установить, что Земля образовалась более 5 млрд лет назад.

      Первые живые организмы появились в воде примерно 3,5—4 млрд лет назад. Простейшие одноклеточные организмы по строению были схожи с бактериями. Они ещё не имели обособленного ядра, но обладали системой обмена веществ и способностью к размножению. В пищу они использовали органические и минеральные вещества, растворённые в воде первичного океана. Постепенно запасы питательных веществ в первичном океане стали истощаться. Между клетками началась борьба за пищу. В этих условиях у некоторых клеток появился зелёный пигмент — хлорофилл, и они приспособились к использованию энергии солнечного света для превращения в пищу воды и углекислого газа. Так возник фотосинтез, то есть процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии света. С появлением фотосинтеза в атмосфере стал накапливаться кислород. Состав воздуха стал постепенно приближаться к современному, то есть в основном включать азот, кислород и небольшое количество углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни.

      Вопросы для беседы.

      Каков возраст Земли?

      Когда появились первые живые организмы?

      Какими особенностями строения обладали первые живые организмы?

      Какое значение для эволюции имело появление фотосинтеза?

        Появление водорослей.

        От древних простейших одноклеточных организмов, способных к фотосинтезу, произошли одноклеточные водоросли. Одноклеточные водоросли — родоначальники царства растений. Наряду с плавающими формами среди водорослей появились и прикреплённые ко дну. Такой образ жизни привёл к расчленению тела на части: одни из них служат для прикрепления к субстрату, другие осуществляют фотосинтез. У некоторых зелёных водорослей это было достигнуто благодаря гигантской многоядерной клетке, расчленённой на листовидную и корневидную части. Однако более перспективным оказалось разделение многоклеточного тела на части, выполняющие различные функции.

        Важное значение для дальнейшего развития растений имело возникновение у водорослей полового размножения. Размножение половым путём способствовало изменчивости организмов и приобретению ими новых свойств, которые помогали приспособиться к новым условиям жизни.

        Вопросы для беседы.

        Чем водоросли отличаются от цианобактерий?

          Выход растений на сушу. Поверхность материков и дно океана со временем изменились. Поднимались новые материки, уходили под воду существовавшие раньше. Из-за колебаний земной коры на месте морей возникала суша. Изучение ископаемых остатков показывает, что растительный мир Земли тоже изменялся.

          Переход растений к наземному образу жизни, по-видимому, был связан с существованием периодически заливавшихся и освобождавшихся от воды участков суши. Осушение этих участков происходило постепенно. У некоторых водорослей стали появляться приспособления к обитанию вне воды.

          В это время на земном шаре был влажный и тёплый климат. Начался переход некоторых растений от водного к наземному образу жизни. У древних многоклеточных водорослей строение постепенно усложнялось, и они дали начало первым наземным растениям (рис. 85).

          Одними из первых наземных растений были росшие по берегам водоёмов риниофиты, например риния (рис. 86). Они существовали 420—400 млн лет назад, а потом вымерли.

          Строение риниофитов ещё напоминало строение многоклеточных водорослей: отсутствовали настоящие стебли, листья, корни, в высоту они достигали около 25 см. Ризоиды, с помощью которых они прикреплялись к почве, поглощали из неё воду и минеральные соли. Наряду с подобием корней, стебля и примитивной проводящей системы риниофиты имели покровную ткань, предохранявшую их от высыхания. Размножались они спорами.

          Происхождение высших споровых растений. От риниофитоподобных растений произошли древние плауны, хвощи и папоротники и, по-видимому, мхи, у которых уже были стебли, листья, корни (рис. 87). Это были типичные споровые растения, своего расцвета они достигли около 300 млн лет назад, когда климат был тёплым и влажным, что благоприятствовало росту и размножению папоротников, хвощей и плаунов. Однако их выход на сушу и отрыв от водной среды не были ещё окончательными. При половом размножении споровым растениям для оплодотворения необходима водная среда.

          Вопросы для беседы.

          Под влиянием каких условий древние растения перешли от водного образа жизни к наземному?

          Как назывались первые наземные растения?

          Как выдумаете, от каких растений произошли риниофиты?

          Какое имели они строение?

          Каким растениям дали начало риниофиты?

          Какое эволюционное значение имел выход растений на сушу?

            Развитие семенных растений. В конце каменноугольного периода климат Земли почти повсеместно стал суше и холоднее. Древовидные папоротники, хвощи и плауны постепенно вымирали. Появились примитивные голосеменные растения — потомки некоторых древних папоротниковидных .

            Происхождение голосеменных от древних папоротниковидных доказывает многие черты сходства между этими растениями. Это сходство не только внешнее. Общие черты наблюдаются в строении органов: стеблей, листьев и корней.

            Очевидно, предками голосеменных растений были древовидные, лиановидные и травянистые семенные папоротники, впоследствии полностью вымершие. Их семена развивались на листьях, шишек ещё не было.

            Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние голосеменные растения постепенно вымирали (рис. 88). Им на смену приходили более совершенные растения — сосна, ель, пихта.

            Растения, размножавшиеся семенами, лучше приспособились к жизни на суше, чем растения, размножавшиеся спорами. Это связано с тем, что возможность оплодотворения у них не зависит от наличия воды во внешней среде. Особенно явно превосходство семенных растений над споровыми проявилось, когда климат стал менее влажным.

            Покрытосеменные растения появились на Земле около 130 млн лет назад.

            Покрытосеменные оказались наиболее приспособленными к жизни на суше растениями. Только у покрытосеменных имеются цветки, их семена развиваются внутри плода и защищены околоплодником. Покрытосеменные быстро расселились по всей Земле и заняли все возможные места обитания. Уже более 60 млн лет покрытосеменные растения господствуют на Земле.

            Приспособившись к различным условиям существования, покрытосеменные создали разнообразный растительный покров Земли из деревьев, кустарников и трав.

            Вопросы для беседы.

            От каких организмов произошли первые семенные растения? С чем это связано?

            Почему семенные растения заняли господствующее положение?

              Биологический диктант.

              Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.

              1)Где возникли первые растительные организмы?

              А) на земле

              Б) в воздухе

              В) в воде

              2) С появлением каких организмов началось более энергичное накопление кислорода в атмосфере Земли?

              А)бактерий

              Б) цианобактерий

              3) Какие особенности строения риниофитов позволили им дать начало первым наземным растениям?А) корнеподобные выросты (ризоиды)

              Б) наличие проводящей ткани

              В) размножение спорами

              Г) наличие корней, стеблей, листьев

              Д) наличие развитой покровной ткани.

              4) Какие растения дали начало риниофитам?

              а) водоросли

              б) мхи

              в) папоротникообразные

              5) Крупное событие в истории развития жизни на Земле:

              А) появление фотосинтеза

              Б) появление доядерных организмов

              В) верно а и б

              Рефлексия.

              Что нового вы узнали на уроке?

              Все ли вам было понятно?

              Какие возникли трудности?

                Домашнее задание. §24, заполнить таблицу.

                Эволюция наземных растений.

                Ступени развития

                Среда обитания

                Время возникновения

                     
                     

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Биологический диктант.

                Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.

                1)Где возникли первые растительные организмы?

                А) на земле

                Б) в воздухе

                В) в воде

                2) С появлением каких организмов началось более энергичное накопление кислорода в атмосфере Земли?

                А)бактерий

                Б) цианобактерий

                3) Какие особенности строения риниофитов позволили им дать начало первым наземным растениям?А) корнеподобные выросты (ризоиды)

                Б) наличие проводящей ткани

                В) размножение спорами

                Г) наличие корней, стеблей, листьев

                Д) наличие развитой покровной ткани.

                4) Какие растения дали начало риниофитам?

                а) водоросли

                б) мхи

                в) папоротникообразные

                5) Крупное событие в истории развития жизни на Земле:

                А) появление фотосинтеза

                Б) появление доядерных организмов

                В) верно а и б

                Биологический диктант.

                Выпишите номера вопросов, напротив них запишите номера правильных ответов.

                1)Где возникли первые растительные организмы?

                А) на земле

                Б) в воздухе

                В) в воде

                2) С появлением каких организмов началось более энергичное накопление кислорода в атмосфере Земли?

                А)бактерий

                Б) цианобактерий

                3) Какие особенности строения риниофитов позволили им дать начало первым наземным растениям?А) корнеподобные выросты (ризоиды)

                Б) наличие проводящей ткани

                В) размножение спорами

                Г) наличие корней, стеблей, листьев

                Д) наличие развитой покровной ткани.

                4) Какие растения дали начало риниофитам?

                а) водоросли

                б) мхи

                в) папоротникообразные

                5) Крупное событие в истории развития жизни на Земле:

                А) появление фотосинтеза

                Б) появление доядерных организмов

                В) верно а и б

                 

                 

                 

                 

                xn--j1ahfl.xn--p1ai

                §27. Историческое развитие растительного мира

                Главная › 6 класс › Биология › Рабочая тетрадь по биологии Корнилова Николаев Симонова 6 класс Часть 2 1. Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.1. Процесс эволюции растений сопровождался вымиранием организмов, не приспособленных к существованию в трудных условиях, и появлением новых форм, более приспособленных. 2. Первые обитатели Земли были примитивными организмами, похожими на современных бактерий. 3. Спустя много тысяч лет появились организмы, имеющие в клетках хлорофилл и способные осуществлять процесс фотосинтеза. 4. Все организмы, в клетках которых имеется сформированное ядро, называют эукариоты. Их относят к надцарству ядерные, или эукариоты. 5. Выход растений на сушу произошел примерно 450 млн лет назад. 2. Охарактеризуйте основные процессы жизнедеятельности представителей каждого названного в таблице отдела растений. Сделайте вывод о направлении эволюции растений.

                §27. Историческое развитие растительного мира - 1

                Вывод: Эволюция растений привела к значительному усложнению форм жизни на Земле, от водорослей, через мохообразные, плауновидные, папоротники к голосеменным и цветковым растениям. Размножение семенами более прогрессивно, чем спорами. Покрытосеменные имеют морфологические, физиологические, экологические и другие преимущества над другими группами растений, на сегодняшний день это господствующая группа растений. 3. Подготовьте обоснованный ответ.

                1. Почему выход растений на сушу обусловил разделение тела на корень, побег и листья?

                Ответ: Корень необходим для закрепления растения в почве, побег – для проведения минеральных веществ от корня вверх, листья осуществляют фотосинтез, сахара, образованные при этом, доставляются по всему растению от листьев.

                2. Почему эволюция покрытосеменных (цветковых) растений тесно связана с эволюцией животных? Ответ: Животные распространяют семена, разносят пыльцу и способствуют расселению растений.

                3. Почему некоторые виды растений называют живыми ископаемыми? Приведите примеры таких растений. Ответ: Папоротники, хвощи и плауны называют живыми ископаемыми, так как много лет назад, во время пика эволюции, эти растения были представлены в основном древесными формами. Сейчас остались лишь травы, на ученые находят окаменелости этих древних растений в земле.

                4*. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о редких и исчезающих видах растений, об их охране. Составьте план сообщения.

                План сообщения:

                1. Редкие растения мира2. Редкие растений России 3. Редкие растения нашей области4. Как сохранить природу.

                §26. Семейства класса Однодольные§28. Разнообразие и происхождение культурных растений

                dourokov.ru

                История развития систематики растений | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

                Систематика растений, как и другие ботанические дисциплины, возникла из потребностей практической жизни человека.

                Первоначальное знакомство человека с растениями относится к до­историческим временам. Собирая семена, плоды, клубни, луковицы, че­ловек отмечал полезные, избегал вредных. С давних пор растения исполь­зовались при лечении различных заболеваний.

                С возникновением земледелия возникла культура растений. Это по­вело к более глубокому познанию строения, растений, их биологии. По­степенно ассортимент разводимых растений все увеличивался.

                С накоплением знаний появилась потребность разобраться в разнооб­разии растений. Первая попытка дать классификацию растений принад­лежит греческому ученому Теофрасту (370—285 г. до н. э.). Он приводит описания 500 растений и разделяет их на деревья, кустарники и травы. В каждой из этих групп он различал листопадные и вечнозеленые, куль­турные и дикорастущие, цветущие и нецветущие растения.

                В сочинении Плиния Старшего (древний Рим — 79 г. до н. э.) описы­вается уже 1000 растений, среди которых особое внимание уделяется ле­карственным растениям, плодовым, особенно винограду.

                В первом агрономическом сочинении, написанном римским автором Колумеллой в I веке н. э., приводится описание различных сортов вино­града и способов прививки.

                Средние века, когда наука и просвещение были полностью подчине­ны церкви с ее суевериями и гонениями, мало дали для развития бота­ники.

                В XVI столетии, в эпоху Возрождения, и в ботанике появляются на­чатки широких обобщений. Появляются системы растений, различающие растения по некоторой совокупности признаков, и даже зачатки естествен­ной системы растений. В этом отношении много сделал Цезальпин (1519— 1603), построивший свою систему на основании строения плодов. Хотя его система была искусственной в своей основе, но им выделены были та­кие естественные группы растений, как бобовые, зонтичные, сложноцвет­ные. Материал с сайта http://worldofschool.ru

                В XVI, XVII вв. экспедиции, снаряжаемые для посещения вновь открытых стран (Америки, Индии, Австралии и т. д.), вывозили оттуда большие гербарии, и кругозор ботаников неизмеримо расши­рился.

                Описания вновь открытых растений постепенно совершенствовались, и для удобства обозрения растения группировались в системы — искус­ственные и очень различные у разных ботаников, сообразно тому призна­ку, который каждый полагал в основу системы.

                На этой странице материал по темам:
                • Систематика история развития

                • Сообщение об историческом развитии растений краткого содержания

                • История развития систематики растений к

                • История развития систематики растения по эпохам

                • История развития растений

                worldofschool.ru


                Смотрите также

                Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта