Урок окружающего мира « Солнце, растения и человек». Что солнце дает растениям
ЗНАЧЕНИЕ СОЛНЦА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА
ЗНАЧЕНИЕ СОЛНЦА В ЖИЗНИ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И ЧЕЛОВЕКА
Пьянкова Елена Геннадьевна 1Текст работы размещён без изображений и формул.Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление-
Введение …………………………………………………………………… 2
-
Глава I. О том, что такое солнце и как оно выглядит …………………... 4
-
Глава II. Зачем нужно солнце …………………………………………….. 5
-
Заключение ………………………………………………………………… 8
-
Список литературы ………………………………………………………... 9
Введение
Каждый день на небе мы видим солнышко. Всем известно, что свет Солнца важен и растениям, и животным, и людям. Мы просыпаемся и гуляем тогда, когда светит Солнце. А когда его нет на небе, то мы спим.
«В небе солнце светит ярко.
А зачем? И земле от света жарко Вместе с тем. Я хочу узнать скорее, Что к чему. Солнышко, свети сильнее! И пойму!»
Цель работы: Узнать, что такое Солнце, показать его значение в жизни животных, растений и человека.
Задачи:
-
Найти ответы на вопросы: Что такое Солнце? Как оно выглядит? Какого размера Солнце? Зачем нужно Солнце? Далеко ли до него? Почему оно греет? Почему бывает день и ночь? Почему бывают лето и зима, весна и осень? Какие планеты, кроме Земли, вращаются вокруг Солнца?
-
Провести опыты и понаблюдать за растениями и животными.
Мы будем проводить наблюдения, читать книги о Солнце.
Наша работа нужна всем, чтобы все поняли, что важно быть наблюдательным, любить природу, беречь её.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I. О том, что такое Солнце и как оно выглядит
Когда наступает вечер, небо темнеет и на нём появляются самые яркие звёзды. Постепенно звёзд становится всё больше. Сколько их? Много миллионов! – скажут учёные, которые изучили фотографии звёздного неба.
Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Она представляет собой раскалённый газовый шар. Другие звёзды находятся от нас в миллионы раз дальше, поэтому они нам кажутся лишь слабенькими точками на тёмном небе.
По нашим представлениям Солнце выглядит так:
По сравнению с миллиардами звёзд Вселенной наше Солнце считается средним по размеру, т. е. половина других звезд больше него и половина меньше. Солнце в 109 раз больше Земли.
Глава II. Зачем нужно солнце
Планеты – это холодные небесные тела. Они, как и наша Земля, движутся вокруг Солнца. Солнце освещает планеты, и поэтому мы их можем видеть. Восемь больших планет вращаются вокруг Солнца – это Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.
От Земли до Солнца примерно 150 000 000 километров. Для того, чтобы добраться до него, туристу понадобилось бы 15 тысяч лет, автомобилю – 200 лет, самолёту – 20 лет, а искусственному спутнику – 7 месяцев.
Температура на поверхности Солнца 6 000 градусов. Внутри Солнца температура еще выше, чем на поверхности - 15 млн градусов. Солнечная энергия в виде света и теплоты рассеивается в космическом пространстве и через 150 000 000 км приходит на Землю, чтобы дать жизнь всему живому. Чтобы пройти космическое пространство и достигнуть Земли, солнечным лучам нужно всего около восьми минут.
Благодаря притяжению Солнца Земля и другие планеты солнечной системы удерживаются на своих орбитах. Энергия Солнца определяет и погоду на Земле – солнечное тепло вызывает движение воздуха (ветер), а также дождь, усиливает испарение. Без солнечного света и тепла на Земле не могло бы существовать все живое.
Нам стало интересно понаблюдать, что произойдёт, если растение поместить в тёмное место. Для опыта мы взяли 2 луковицы и поставили в стаканы с водой на прорастание: одну на подоконник, другую в шкаф. Через две недели сравнили: на свету перья у лука выросли короче и зеленые, в шкафу тоньше, длиннее и желтые (Приложение). Лук с жёлтыми перьями оставили стоять на подоконнике. Через день он тоже стал зелёным. Из книги я узнал, что при свете растения выделяют кислород и получают хлорофилл (зелёную окраску) - пищу для растений.
Мама часто на подоконнике разворачивает комнатные цветы в другую сторону, потому что листочки всё время тянутся к свету.
Наши родители каждый год заносят весной картофель в тёплое и светлое место для прорастания. В тепле он быстро даёт ростки, а на свету зеленеет. Это важно для посадки.
В декабре мы принесли в класс веточку ивы и поставили в воду. Заметили, что почки стали набухать и к концу января появились «пушинки» (Приложение).
Растения служат пищей для животного и человека. Животные при свете лучше видят и ориентируются.
На территории нашего села есть птицефабрика, где работают наши родители. По рассказам мы знаем, что в корпусах устанавливают специальное искусственное освещение и тепло, для того, чтобы куры лучше и больше несли яйца.
Мы прочитали, что лягушка, когда тепло активна, а при холоде, где находится, там и замирает.
При свете люди и животные получают витамин Д, нужный для здоровья. Положительно Солнце влияет на настроение человека.
Сделали вывод, что для жизни растений, животных и человека необходим свет и тепло.
Все знают, что днём светло, а ночью темно. День бывает на той части земного шара, которая повёрнута к Солнцу и освещается его лучами. А другая половина Земли в это время повёрнута от Солнца и находится в тени. Там ночь. Земной шар всё время вращается, как волчок, и поэтому день и ночь сменяют друг друга.
Летом Солнце поднимается высоко в небе. Дни длинные и тёплые. А зимой Солнце ходит по небу низко. Дни короткие и холодные. Почему такая разница? Земля – спутник Солнца, и за год она обходит вокруг него один раз. Когда Земля располагается так, как показано на первом рисунке (Приложение), Северное полушарие, в котором мы живём, лучше освещается Солнцем, и у нас в это время лето.
В Южном полушарии в это время зима. Через полгода, когда Земля передвинется так, что окажется по другую сторону от Солнца, как показано на втором рисунке (Приложение), Северное полушарие будет плохо освещаться Солнцем, и там будет зима. А в Южном полушарии в это время наступит лето.
Солнце может быть полезным и вредным. Вредным – если не соблюдать правила поведения на улице, когда жарко. Можно получить солнечный удар, если не носить головной убор или ожог, если долго быть на пляже. Полезным, так как солнце даёт тепло и свет всем живым организмам.
Солнце светит не всегда, поэтому солнечные батарейки накапливают солнечный свет и вырабатывают электричество.
Заключение
Изучив литературу и проведя наблюдения, мы сделали вывод, что Солнце дает жизнь всему живому на Земле. И жизнь без Солнца на Земле невозможна.
Цель работы достигнута – мы узнали, что Солнце – это звезда, которая представляет собой огромнейший шар раскалённого газа. Оно имеет большое значение в жизни животных, растений и человека. Солнце является источником света и тепла для жизни животных, растений и человека. Свет – это жизнь для живых организмов. А тепло – это необходимое условие для жизни.
Познакомились о смене дня и ночи, почему бывает зима и лето, весна и осень. Научились работать с книгами.
Наша работа нужна всем, чтобы понять, как важно быть наблюдательным, любить и беречь природу.
Тучка прячется за лес,Смотрит солнышко с небес.И такое чистое, Доброе, лучистое.Если б мы его достали,Мы б его расцеловали. (Г. Бойко)
Библиографический список
-
Д.В. Кошевар «Отличная энциклопедия» издательство «АСТ», Москва, 2015.
-
Д. Эллиот и К. Кинг «детская энциклопедия» издательство «Росмэн-Пресс», Москва, 2005.
-
Ресурсы сайта интернет: http://otvetkak.ru/interesting-facts/planets/skolko-planet-v-solnechnoj-sisteme.html, http://www.kakprosto.ru/kak-883495-kakogo-razmera-solnce, http://shkolazhizni.ru/world/articles/4520/.
Приложение
Лук
Ива
Цветок замёрз
Рис.1
Рис. 2
12
Просмотров работы: 25
school-science.ru
Солнце и его значение для жизни на Земле - МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ - ВСЕ УРОКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ 1 КЛАСС - конспекты уроков - План урока - Конспект урока - Планы уроков
МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 17
Цель: формировать у учащихся представление о Солнце, о значении солнечного света и тепла для растений, животных, человека; показать значение Солнца в жизни животных и растений; раскрыть значение солнечного света и тепла в жизни человека; учить наблюдать за высотой Солнца и устанавливать простейшие связи между высотой Солнца и количеством тепла, которое Солнце посылает на землю; способствовать формированию у учащихся потребности к познанию мира.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
— Какой сегодня день?
— Какое число и месяц?
— Какое состояние неба?
— Был ветер, когда вы шли в школу?
— А осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
►► Работа над загадками
• Днем в небе гуляет,
А вечером на землю садится. (Солнце)
• Постоянного места не имеет,
День и ночь бродит,
Весь мир обходит. (Солнце)
• Хорошее, доброе на всех смотрит,
А людям на себя смотреть не позволяет. (Солнце)
— Сегодня я расскажу вам о Солнце и его значение для жизни на Земле.
III. Изучение нового материала
1. Игра «Дары Солнца»
На доске — большое солнышко. Дети должны назвать, что солнышко дарит земле, (например: тепло, свет, энергию, жизнь, красоту, возможность роста). Все названное детьми записывают на лучиках солнца.
— Солнце — источник жизни на нашей планете. Жизнь на Земле невозможна без энергии солнечных лучей.
2. Рассказ учителя
1) Солнце и животные.
— М. Пришвин писал: «Все прекрасное на Земле — от Солнца...».
Для жителей планеты Земля большое значение имеет солнечный свет и тепло. Солнце согревает и освещает Землю. Благодаря этому животные видят окружающий мир.
— Всем животным нужен солнечный свет?
— А тем животным, у которых нет глаз?
— Всем животным требуется солнечное тепло?
— Солнечные лучи помогают вырабатывать в теле животных организмов очень полезные вещества — витамины.
М. Зверев рассказывает о принятии борсучатами солнечных ванн: «Нора борсучат — возле небольшой полянки. Как только прогреется земля, вытягивает борсучиха всех своих детенышей на солнышко. Борсучата на полянке некоторое время возятся и засыпают, пригретые солнцем. Только потянет свежий ветерок, начинают недовольно повизгивать. Мать-борсучиха затягивает всех в нору. Ветер стихнет, снова в борсучихи работа: борсучат по одному за шиворот вытаскивать на полянку.
Любят солнечное тепло и насекомые, и змеи, и ящерицы. От него они становятся подвижными, быстрыми».
Г. Скрябицький рассказывает: «Вы идете по лесному узліссю или вдоль канавы. Внимательно осматривайте каждый большой камень. Камни так нагрелись на ярком солнце, что руке горячо. Смотрите: на камне лежит ящерица. Тело распластала, лапки широко расставила, глаза замружила. Она недавно очнулась от зимней спячки в земляной норке. Очнулась и выбралась погреться на солнышко. Согреется ящерица, сделается быстрой и подвижной, и примется за охоту. Берегитесь, мухи, слизни и прочая мелкая живность!»
2) Солнце и растения.
— Солнечный свет и тепло нужны не только животным, но и растениям.
Они растут, цветут, дают плоды и семена в теплую погоду. Зимой растения спят.
Жаркого летнего дня, когда Солнце нещадно палит, животные могут спрятаться в тени. А растениям некуда убежать и спрятаться. Вот и покрывают они свои листочки толстым слоем воска или белыми волосками. Воск и волоски защищают листья от ожогов.
Если животные могут жить без солнечного света в пещерах и под землей, то растения жить без солнечного света не могут.
Солнце помогает растению питаться. Как именно?
Послушайте об этом сказку.
Живут в листьях растений маленькие волшебники — хлорофілові зернышки. Они такие маленькие, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Цвет их ярко-зеленый. И листья растений зеленые потому, что хлорофілових зернышек в них много. Рано утром, как только Солнце протянет свои лучи, просыпаются волшебники — хлорофілові зернышки. Сразу берутся за работу.
Корінцям приказывают: «Корешки, корешки, берите воду с земли». Стебельке отдают команду: «Стеблинко, стеблинко, подавай воду от корешков до листиков». Листочке приказывают: «Листик, листик, открывай стомы, подавай нам воздух». (Стомы — это такие окошки в кожице листа, в которые входит и выходит воздух и пары воды.) Затем зеленые волшебники принимают солнечные лучики. Лучиками смешивают воду и углекислый газ, который взяли из воздуха. И вот чудо! Из воды и углекислого газа образуется сахар и кислород.
Сахаром кормятся и корешок, и стебелек, и листочки, и плоды, и семена. Они едят сахар и растут. Кислород, который всем нужен для дыхания, хлорофілові зернышки отдают в воздух. С воздухом им тоже нужно рассчитаться.
Весь день зеленые волшебники перемешивают солнечными лучиками воду и углекислый газ, насыщая растения и совершенствуя воздуха. Солнышко спать ложится, и хлорофіловим зерняткам наступает время отдохнуть. Мы должны их поблагодарить за то, что они воздух совершенствуют и растения кормят.
А вы подумайте, прежде чем сорвать или повредить лист растения, сколько волшебных зернышек можете погубить!
— Дети, вам понравилась сказка?
— Зачем растениям солнечные лучи?
Вывод. В природе все начинается с Солнца, которое послало на влажную землю свои золотые теплые лучи и пробудило к жизни все травинки, былинки, кустики и деревья. Под этим ласковым теплом и светом на чистом воздухе они выросли и дали пищу всем рослиноїдним животным. Те, в свою очередь, дали пищу для мелких хищников, которыми питаются большие по размерам хищные звери и птицы.
3) Солнце и человек.
— Сегодня мы много говорили о том, что и растениям, и животным нужны солнечные свет и тепло.
— Нужны солнечные свет и тепло человеку?
— Зачем? (Рассказы детей.)
— Вспомните сказку К. Чуковского «Украденное Солнце».
— Что произошло на Земле без Солнца?
— Возможна ли жизнь на Земле без еды?
— Что, кроме солнечного света, тепла и почвы, нужно растениям для роста и развития?
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Беседа по рисункам
На доске — рисунки, на которых изображено Солнце в разные времена суток.
— Что случилось бы, если бы вдруг исчезло Солнце?
— А что случилось бы с живой природой?
— В какое время суток Солнце греет теплее?
— Почему утром и вечером оно дает мало тепла?
— Видно Солнце, когда небо затянуто тучами?
— Почему облачного дня прохладнее?
— Какое время суток изображено на каждом из рисунков? Почему вы так считаете?
— Как высоко находится солнце над землей в течение дня?
— Почему летом утром и вечером прохладнее, а в полдень — жарко?
2. Игра «Крестики-нолики»
Утром и вечером Солнце стоит низко над землей и дает мало тепла.
Солнце всегда греет одинаково.
Облака задерживают тепло солнечных лучей.
Без тепла прорастает семян, цветут растения, созревают плоды.
В полдень солнце поднимается высоко и дает больше тепла.
Солнце нужно всему живому.
3. Викторина
• Когда сутки короче — зимой или летом?
• Если небо закрыто облаками, есть ли за ними солнце?
• Если небо закрыто облаками, светит оно?
• Что дает Земле свет и тепло?
• Когда солнце сильнее греет: полдень, утром или вечером?
4. Объяснение выражения: «Солнце светит, солнце сияет — вся природа воскресает»
5. Работа над загадками
• В небе я тружусь,
Знает меня каждый.
Я на всех смотрю,
На меня же — нельзя.
• Все его любят,
Все его ждут,
А кто посмотрит —
Каждый скривится.
• Греет, греет, припекает,
Всех в воду загоняет. (Солнце)
Вывод. Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, ведь они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи.
— Однако, этого не произойдет, потому что Солнце — звезда, которая излучает в пространство уйму тепла и света. На небе Солнце кажется маленьким ослепительно ярким кружочком лишь потому, что нас от Солнца отделяют 150 млн. км. Температура солнечной поверхности — 6000 градусов, а у центра — 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет.
V. Итог урока
— Что такое Солнце?
— Далеко или близко оно от нас?
— Что Солнце дает человеку?
— Кому, кроме людей, еще нужно Солнце?
— Нужно Солнце растениям?
— Что Солнце дает животным?
— Одинаково светит и греет Солнце в разные части суток? в разные поры года?
— Какие загадки о Солнце вы запомнили?
schooled.ru
Солнце, растения и мы с вами
Цель: познакомить с дыханием и питанием растений.
Планируемые результаты:
- учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой и живой природой, растениями и человеком;
- учащиеся научатся моделировать эти взаимосвязи и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Оборудование:
Карточки у учащихся и учителя для моделирования процессов питания и дыхания растений, таблицы, компьютер, экран.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверяем готовность к уроку.
II. Актуализация знаний
1.Проверка знаний по вопросам (фронтальный опрос):
- Почему растения называют «Зеленой одеждой планеты»?
- Перечислите, какие вы знаете группы растений?
- Приведите примеры различных видов растений, которые записали в рабочей тетради.
- Перечислите основные части растений?2.Игра «Кто знает?» (Работа в парах по таблице):
Растение Органы растения Номера ответов | Органы растения | Цифра | ||||||||||
Капуста 1. Плоды Слива 2. Семена
|
| |||||||||||
У вас на столе лежат таблицы. Их надо дополнить. Работаете в парах, а затем будем проверять.
III. Самоопределение к деятельности.
Мы перечислили основные части растений. А теперь подумаем, без чего не могут обходиться растения? (солнце, свет, почва, вода)
Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы? (объекты живой и неживой природы)Какие признаки живой природы мы знаем? (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают)
Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.
Цель нашего урока: познакомится с питанием и дыханием растений
Какие задачи мы перед собой поставим, исходя из темы урока и нашей цели?
- Узнать о том, как растения дышат
- Узнать о том, как растения питаются
- Обнаружить взаимосвязь между неживой природой, растениями и человеком.
- Смоделировать взаимосвязи между растениями и неживой природой.
IV. Работа по теме урока
1.Беседа и рассказ учителя
Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? Дыхание растений В почве как мы знаем есть воздух. Нам это показали проведенные ранее опыты. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.
В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.Питание растений
Откуда растения получают питательные вещества и воду? (почва)
А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)
Ребята, а как вы думаете, есть ли в почве сахар или крахмал? (нет)
Но ведь когда мы едим яблоко, мы чувствуем что оно сладкое. Сахар добывается из свеклы или тростника. А в картофеле много крахмала. Откуда же они берутся?
Вот на этот вопрос мы с вами сегодня и ответим.
Итак, основные питательные вещества растения получают из почвы. Это минеральные соли и вода. Но мы знаем, что растения не могут жить без света солнышка. Зачем же нужно оно? Оказывается, солнце дает растениям необходимую энергию. А необходима эта энергия для того, чтобы заработала «кухня» растений – их листья. Это уникальный процесс, когда под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и вода для роста клеток листьев. А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода.
V. Закрепление изученного материала
Работа с моделями (Дети работают у себя в тетрадях, учитель на доске).
Попробуем эти процессы смоделировать. Первое. Как растения дышат?
Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель дыхания растений.
Теперь питание растений. Смоделируем этот процесс.
Учитель, опираясь на ответы детей, составляет модель питания растений.
Кто из вас уже понял, как взаимосвязаны объекты живой природы – растения и солнце – объект неживой природы?
Осталось решить последнюю задачу. Как связаны растения и мы с вами? (растения при питании выделяют кислород, в растениях содержатся питательные вещества)
VI. Рефлексия
В своих тетрадях дома наклейте карточки правильно, чтобы смоделировать процессы питания и дыхания растений.
А внизу с. 42 поставьте флажок нужного цвета. Зеленый если на уроке все понимали и получалось. Желтый – если что-то осталось непонятным или не получалось. Красным – если не поняли ничего и ничего не получилось.
VII. Итог урока
Какова была цель нашего урока?
Сумели ли мы решить поставленные задачи?
Что интересного узнали на уроке?
Спасибо за внимание!
Резерв: написать благодарственное письмо растениям.
kopilka13.blogspot.com
Тест «Солнце, растения и мы с вами»
Верхний плодородный слой земли.
глина
почва
песок
Почва — это верхний плодородный слой земли.
Главное свойство почвы.
влагопроницаемость
плодородие
воздухопроницаемость
Плодородие — главное свойство почвы. В ней содержится то, что необходимо растениям для жизни: воздух, вода, перегной, минеральные соли.
В состав почвы входят:...
воздух, вода, песок, глина
воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли
вода, песок, глина, перегной
В состав почвы входят: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Придаёт почве тёмный цвет.
глина
минеральные соли
перегной
Придаёт почве тёмный цвет перегной. Перегной под действием бактерий, которые живут в почве, медленно, постепенно превращается в соли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
Наука о почвах.
природоведение
почвоведение
обществознание
Науку о почвах — почвоведение — создал замечательный русский учёный Василий Васильевич Докучаев (1846-1903). Его исследования имеют огромное значение для сельского хозяйства и охраны природы.
Наука о растениях.
биология
естествознание
ботаника
Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.
Жители воды — растения.
папоротники
водоросли
хвойные
Водоросли — жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи похожи на длинные бурые ленты.
Растение с красивыми листьями похожими на большие перья.
можжевельник
мох
папоротник
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Растения у которых есть цветки и плоды.
цветковые
хвойные
папоротники
Цветковые растения — те, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны. В каждой группе растений много видов.
Что образуется в листьях на свету из воды и углекислого газа?
неорганические вещества
питательные вещества
газировка
В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуются питательные вещества, необходимые растениям. Эти питательные вещества используют также животные и люди.
Газ, который растения выделяют в окружающую среду.
чистый воздух
азот
кислород
Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Вот почему охранять растения — это значит заботиться обо всём живом.
Газ, которым дышат живые существа на Земле?
азот
кислород
углекислый газ
Учёные сделали открытие: растения выделяют в воздух кислород. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы тогда жить на Земле!
Чем питаются пчёлы, шмели, бабочки?
нектаром
росой
семенами
Насекомые не просто кормятся на цветках, они ещё и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Пчёлы, шмели, бабочки — это насекомые-опылители.
Мельчайшие жёлтые зёрнышки в цветках.
семена
пыльца
плодики
В цветках, кроме нектара, есть пыльца — мельчайшие жёлтые зёрнышки.
Насекомые-опылители помогают растениям...
питаться
размножаться
распространяться
Насекомые-опылители помогают растениям размножаться.
Следующий вопросПодробный ответ
biouroki.ru
Урок окружающего мира « Солнце, растения и человек»
Тема урока: « Солнце, растения и человек»
Вид: исследовательский урок с элементами моделирования.
Тип урока: комбинированный, на основе групповой технологии.
Технология: урок – исследование.
Форма: интегрированный урок.
Цели урока:
Создать условия для формирования целостного представления о природе. Проследить закономерности связей живой и неживой природы. Раскрыть значение и роль растений вжизни человека.
Развитие внимания, воображения, творческих способностей и орфографической зоркости.
Воспитание бережного отношения к природе, чувство взаимопомощи.
Пособия: схемы: «Питание и дыхание растений», аудиозапись, карточки – схемы, тесты, продукты растительного производства.
Ход урока
Орг. момент: Приветствие.
На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и подарите свои улыбки, а они подарят свои улыбки вам. Теперь повернитесь ко мне и подарите свои улыбки мне, а я, подарю, вам. Ну наконец подарите улыбки друг другу.
Учитель: Теперь у всех хорошее, доброе настроение, а значит можно начинать работу.
Открываем тетради. Записываем число, месяц, объясняем орфограммы.
Сегодня, мы с вами будем устанавливать взаимосвязь между объектами живой и неживой природы, а между какими объектами вам нужно угадать:
Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит.
(солнце)
Дышат, питаются
А ходить не умеют.
(растения)
Часть природы,
Разумное существо,
Способное мыслить, воображать, воспринимать.
(человек)
Так о чём пойдёт речь на уроке?
Записываем тему, объясняем орфограммы.
«Со..нце, р..стения и ч..ловек»
На прошлом уроке вы узнали о том, что мир растений удивителен и разнообразен, он дарит нам немало приключений и открытий. Сегодня мы продолжим открывать новое, исследовать загадочное, атак же развивать свои творческие способности и орфографическую зоркость.
Продолжим работу чистописанием.
Из ряда слов вы выписываете только ту букву, о которой пойдёт речь.
Выписать парную согласную из слова ДУБ
Из слова СФАГНУМ выписать ударную гласную
Из слова ПИХТА выписать парную, глухую, твёрдую согласную. И из этого же слова выписать гласную, которая является показателем мягкости предшествующего согласного.
Из слова ОРГАНИЗМЫ выписать безударную гласную первого слога и еще выписать непарную, звонкую, мягкую согласную.
Из слова ОРЛЯК выписать парную, глухую, твёрдую согласную.
Из слова ЛАМИНАРИЯ выписать гласную первого слога.
Проходит взаимопроверка.
Б А Т И О Н К А
Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы и используя их составьте слово, запишите его, поделите на слоги, определите слабую позицию.
БО – ТА – НИ – КА
Дайте определение данному слову.
Ботаника – это наука о растениях.
Перед вами представители различных групп растений. Определите, к какой группе относится сфагнум. (ответы детей)
Мхи растут во влажных местах. (разобрать предложение по членам, дать характеристику)
К какой группе вы отнесёте ламинарию?(первая группа письменно даёт краткую характеристику водорослям, определяет орфограммы)
К какой группе вы отнесёте пихту и орляк? (вторая и четвёртая группы работают с тестами)
Четвёртая группа работает с цветковыми.
Среди представителей групп растений было слово организмы. Будет ли данное слово лишним в данном ряду? Ищем ответ по словарю Ожегова.
Организмы – это живое, целое, которое в отличие от неживой способно жить, питаться, расти, размножаться и умирать.
Растения – это и есть организмы.
Под сопровождение музыкального ряда проводится релаксация «Стань деревом»
Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой.
Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.
Ствол – тело – ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается.
Ветви – руки – свободно колышутся вдоль ствола, листья – пальцы легко шелестят, слегка задевая друг друга.
Крона – голова – чиста и свежа. Вы - прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны. Вы добры спокойны и успешны. У вас все получится.
Вот какое дерево выросло (картинка). А что ему необходимо для жизни?(питание и дыхание)
А вот как дышат и питаются растения вам предстоит узнать. И добывать эти знания вы будите сами, а я лишь буду вам помогать.
Первая группа исследует, что растения возьмут из почвы и из воздуха для дыхания, помните, что растения живые организмы(вывод сделайте письменно, выделите орфограммы)
Задания для второй и третьей группы.
Перед вами продукты растительного происхождения (рис, картофель) с помощью йода исследуйте, какое вещество входит в состав данных продуктов (вывод сделайте письменно)
Третья группа исследует морковь и яблоко на вкус, и определяют, какое вещество содержится в них (ответы фиксируют).
Моделирование.
Дыхание растений
Кислород Углекислый газ
Кислород Углекислый газ
Питание растений
Сахар , крахмал
Вода Углекислый газ
Кислород
Долго учёные не могли понять, как же растения получают главные питательные вещества сахар и крахмал, в почве нет, в воздухе нет. Но сейчас эта тайна разгадана, и выяснилось вот что.
Мы – зелёные листочки.
Рады солнцу очень – очень,
Потому что на свету
Дружно стряпаем еду.
Что нам «Сникерс» или «Марс»
Любим углекислый газ.
И конечно же вода
Для еды нужна всегда!
Пища подана. И вот
Наше дерево растёт.
И при этом регулярно
Выделяет кислород.
Теперь вам понятно, как питаются и дышат растения? Тогда вернёмся к нашей теме.
Солнце – растения – человек.
Солнце даёт свет, тепло и энергию, без которой эта чудесная «Кухня» остановилась бы.
Растения – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» - сахар и крахмал. С питательными веществами образуется, кислород. А человеку для жизни нужны кислород и питательные вещества. Растения – это лёгкие нашей планеты, а значит, и относиться к ним нужно бережно.
Значение растений
Лекарства топливо питание бумага кислород
Ну вот все тайны разгаданы, ответы получены. Спасибо всем группам, вы очень хорошо работали. А теперь дайте письменно свою самооценку уроку.
Урок, какой?
Д/з задаю разноуровнего характера по группам.
kopilkaurokov.ru