Царство растений 5 класс биология доклад. Презентация по биологии в 5 классе на тему «Живые царства. Растения» (№ 10-11).

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация по биологии на тему "Царство растений" (5 класс). Царство растений 5 класс биология доклад


5 класс. Биология. Царство Растения - Разнообразие, распространение, значение растений

Комментарии преподавателя

Со времен средневековья ученые разделяли живые организмы на 2 большие группы – животные и растения. К растениям относили все организмы, которые не способны к самостоятельному передвижению. Таким образом, туда попадали и грибы, и бактерии.

Растения разделяли на высшие и низшие. Тело простых – низших растений одноклеточно, либо же многоклеточно, но, в таком случае, просто устроенное. Тело многоклеточного низшего растения называется слоевище или таллом (Рис. 1). Тело низших растений не имеет ни листьев, ни корней. Соответственно, к ним относили бактерии (сине-зеленые водоросли) и грибы.

Рис. 1.

Что же такое растение

Первым на этот вопрос попытался ответить Аристотель. Он помещал растения в промежуточное состояние между неживой природой и животными. Сейчас не все водоросли включены в царство растений, а некоторые ученые к этому царству относят только высшие растения. Но эта версия не слишком популярна.

У высших растений, за исключением мохообразных, тело разделено на ткани и органы. Растениями в таком широком понимании занималась наука – ботаника. Поэтому ботаники до сих пор, традиционно, изучают бактерии и грибы. Ботаника изучает строение растений, их географическое расположение, взаимосвязь с окружающей средой и друг с другом.

Эукариоты – организмы, которые имеют оформленное клеточное ядро.

Прокариоты – бактерии, организмы, которые не имеют оформленного клеточного ядра. Таким образом, сине-зеленые водоросли относят к царству бактерий (Рис. 2).

Рис. 2.

Клеточная стенка грибов состоит из хитина (Рис. 3), не характерного для клеток других организмов. Поэтому грибы выделяют в отдельное царство.

Рис. 3.

Царство растения включает высшие растения и некоторые группы водорослей.

Признаки растений:

- Неподвижность

- Постоянный рост

- Неспособность поглощать пищевые частицы

Растения сильно различаются по размерам. Существуют микроскопические одноклеточные водоросли и огромные деревья (Рис. 4).

Рис. 4.

Растения отличаются по продолжительности жизни. Дубы могут жить столетиями, в то время как существуют растения, продолжительность жизни которых – несколько месяцев.

Растения имеют зеленую окраску листьев или талломов. Но существуют растения, которые несут другие пигменты, помимо хлорофиллов, и могут иметь красноватый оттенок или пеструю окраску (Рис. 5).

Рис. 5.

Но растения-паразиты полностью утрачивают способность к фотосинтезу и, соответственно, зеленую окраску листьев (Рис. 6).

Рис. 6.

Хищные растения

Растения – автотрофы, но также существуют и хищные растения. Всего их существует около 500 видов. Наиболее известны росянка (Рис. 7), саррацения и венерина мухоловка. Они обычно растут на бедных почках. Их хищность обусловлена недостатком азота в почве.

Растения ловят насекомых с помощью ловушек и получают из них минеральные соединения. Также они способны к фотосинтезу.

Рис. 7.

Практически в любом месте земного шара можно найти разнообразные растения. Они растут в океанах, озерах, болотах, горах и даже пустынях. В теплое время года растения можно найти даже в Арктике и Антарктике.

Культурные растения сопровождают человека везде – в полях, огородах, садах и жилищах (Рис. 8).

Рис. 8.

Существование животного мира было бы невозможно без растений. Они являются основным источником органических веществ и кислорода на нашей планете. Благодаря растениям возникла современная атмосфера и почва. Они служат домом для животных, пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники.

Люди используют растения как строительный материал, топливо и др. Из древесины делают бумагу (Рис. 9).

Рис. 9.

Каменный уголь и торф – ископаемые остатки растений (Рис. 10).

Рис. 10.

Древние люди искали и собирали дикие съедобные и лекарственные растения (Рис. 11). С переходом к оседлому образу жизни, они постепенно стали выращивать различные культуры.

Рис. 11. Древние люди

Это привело к необходимости изучения условий для обработки земли, наиболее продуктивного выращивания различных растений. Сейчас ученые разрабатывают растения, устойчивые к различным патогенным факторам. Это позволит прокормить растущее население Земли.

Сохранить и воссоздать условия, благоприятные для жизни растений – одна из основных задач человечества.

Для этого необходим высокий уровень биологических и ботанических знаний.

Покрытосеменные

Покрытосеменные растения имеют огромное значение в сельском хозяйстве. Наиболее важны в жизни человека пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, сорго, кукуруза, картофель, батат, ямс.

Широко используются бобовые растения: бобы, горох, нут, чечевица.

Сахароносные растения – сахарная свекла, сахарный тростник. Масличные – соя, арахис, подсолнух и др.

Тонизирующие растения – чай, кофе, какао. Животноводство базируется на различных кормовых растениях.

Волокнистые растения – лен, конопля, хлопчатник.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/raznoobrazie-rasprostranenie-znachenie-rasteniy?seconds=0&chapter_id=2401

источнки видео - http://www.youtube.com/watch?v=3mEelxzrnJU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JJnWFv3W_gI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=7ajxx07BrIY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ZgK_lveAROE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=z00NVJgN7yE

источник презентации - http://ppt4web.ru/biologija/raznoobrazie-rasprostranenie-i-znachenie-rastenijj.html

http://www.youtube.com/watch?v=nsF3FzNNP-4

www.kursoteka.ru

Презентация по биологии в 5 классе на тему «Живые царства. Растения» (№ 10-11).

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии в 5 классе на тему «Живые царства. Растения» (№ 10-11).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Проверка домашнего задания Критерии оценки № 2 – 3 балла, № 3 – 10 баллов, № 4 - 5 баллов. Шкала оценивания 16-18баллов – «5», 13-15баллов –«4», 9 -12 баллов – «3».

3 слайд Описание слайда:

Царства Бактерии

4 слайд Описание слайда:

Тема: «Живые царства. Растения» Цель: «Охарактеризовать растения как представителей отдельного царства живой природы».

5 слайд Описание слайда:

Заполните таблицу Знаю Хочу узнать Узнал      

6 слайд Описание слайда:

Говорят, что растения кормят всех обитателей Земли. Но люди едят и мясо, и грибы. Чем же отличаются растения?

7 слайд Описание слайда:

Исторически сложившуюся совокупность всех растений на Земле называют – флорой. В древнеримской мифологии Флора – богиня цветов, весны и юности.

8 слайд Описание слайда:

Феофраст

9 слайд Описание слайда:

Назовите признаки, по которым все эти представители относятся к Царству растений Царство растений

10 слайд Описание слайда:

Основные признаки царства РАСТЕНИЙ: Имеют хлорофилл. Способны на свету образовывать органические вещества. Растут в течение всей жизни. Не передвигаются. Тело разделено на органы: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена.

11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:

Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца Животные питаются готовыми органическими веществами

13 слайд Описание слайда:

В течение всей жизни

14 слайд Описание слайда:

Незначительные движения Активно передвигаются

15 слайд Описание слайда:

Органы растений листья Корень Побег

16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:

С л о в а р ь Низшие растения – растения, тело которых не разделено на органы. Высшие растения – растения, тело которых образовано органами. Органы растения – части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение.

18 слайд Описание слайда:

Рассмотрите рисунки. К каким группам относятся эти растения?

19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда:

1.§9 изучить. 2. Выполнить групповые задания по маршрутному листу, приготовиться к защите презентаций. Домашнее задание.

24 слайд Описание слайда:

Название отдела Корень Стебель Лист Размножение Особенности строения Особенности жизнедеятель ности Водоросли Нет Нет Нет Спорами Простое, нет органов, тканей Живут в основном в воде Мхи, хвощи Нет Есть Есть Спорами Простое, есть органы, ткани, нет цветков. Во влажных местах, очень жизнеспособны. Папоротники Есть Есть Есть Спорами Голосеменные (Хвойные) Есть Есть Есть - хвоинки Семенами (в шишках) Хорошо развиты органы, ткани. В суровых условиях, почти все древесные вечнозелёные. Покрытосеменные (Цветковые) Есть Есть Есть Семенами (в плодах) Сложно устроены, цветки, из них образуются плоды с семенами. Повсеместно, очень разнообразны и многочисленны.

25 слайд Описание слайда:

Синквейн 1. Растения. 2. Рабочее, весёлое. 3. Исследовали, выступали, демонстрировали. 4. Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! 5. Чтобы понимать природу.

26 слайд Описание слайда:

1.§9 изучить. 2. Составить модель – аппликацию «Отделы растений» (по желанию). . Домашнее задание.

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-675636

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по биологии на тему "Царство растений" (5 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему "Царство растений" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Растения Подготовила Хугаева Э.А. Учитель химии и биологии МБОУ СОШ с.Кирово

2 слайд Описание слайда:

Р О М А Ш А К Р О З А Т Ю Л Ь П Н А О Р О Ж Н К И П О Д С Н Ж Е Н И Ц А Н Д Ы Ш Д Н И К Л А Е Ш П О П

3 слайд Описание слайда:

Царство растений

4 слайд Описание слайда:

Цель урока: познакомиться с особенностями строения, многообразия растений на Земле, их значением в природе и жизни человека. Задачи урока: выявить отличие растений от других организмов; познакомиться с отделами растений Земли; узнать об особенностях их строения; выявить значение растений в природе и жизни человека.

5 слайд Описание слайда: 6 слайд
Описание слайда:

Флора – богиня цветов Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. Викторина «Легенды о цветах»

7 слайд Описание слайда:

Это милый, обаятельный цветок: он смотрит на нас, будто доверчивые детские глаза. По народному преданию, этот цветок вырастает там, где упадёт с неба звезда. Его обычно сопровождают эпитеты «скромный». «полевой». Трудно обойтись без него, сплетая венок, собирая букет полевых цветов. Есть у этого цветка и другие названия: нивяница, поповник. Как называется этот цветок?

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов «гала» (молоко) и «актус» (цветок), то есть молочно-белый цветок. Легенда гласит, что когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить её и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому этот цветок символизирует надежду. Как он называется?

10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:

Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царица и пошла, а из её прекрасных синих глаз покатились слёзы. И только луна была свидетелем того, как эти чистые слёзы превращались в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами. С тех пор этот цветок считают символом чистой и нежной любви. Как он называется?

12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:

По одной из легенд, Геркулес смертельно ранил владыку загробного мира Плутона. А молодой врач залечил раны владыки корнями этого растения, которое назвали впоследствии именем врача. Цветок этот считается царём цветов и символом долголетия. Как он называется?

14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:

В древней римской легенде первые эти цветы выросли из мечей двух друзей – гладиаторов, которых предали смерти за то, что они не захотели драться друг с другом. Поэтому древние римляне верили, что если воин будет носить на груди как амулет луковицу этого цветка, то она защитит его от ран.

16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда:

«ЕСЛИ РАСТЕНИЯ ИСЧЕЗНУТ, ТО….»

18 слайд Описание слайда:

Маркировка текста «V» - уже знаю, это мне известно «+» - для меня это новое, интересное «-» - не понял, это противоречит моим взглядам «?» - хочу узнать подробнее

19 слайд Описание слайда:

Признаки растений: Постоянный рост Неподвижность Автотрофное питание с помощью фотосинтеза Наличие в клетках хлорофилла и пластид Наличие в клетках клеточной стенки из целлюлозы Запасным веществом в клетках является крахмал Совокупность всех растений называется ФЛОРА

20 слайд Описание слайда:

Зелёная квакша, увидев своё отражение в воде, закричала: «Ура! Я растение». -Так ли это?

21 слайд Описание слайда:

Сравнительная характеристика растений и животных Признаки Растения Животные Строение Одноклеточные и многоклеточные Одноклеточные и многоклеточные Рост Неограниченный Ограниченный Питание Автотрофное Гетеротрофное Передвижение Неактивное Активное

22 слайд Описание слайда:

Приглашаем всех!!!

23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда: 31 слайд Описание слайда: 32 слайд Описание слайда:

Ночь Ивана Купалы – поиски «огненного цветка» папоротника

33 слайд Описание слайда:

Подцарство Высшие Водоросли Мхи Папоротники Хвощи Плауны Голосеменные Цветковые Царство Растений Подцарство Низшие Семенные Споровые

34 слайд Описание слайда:

На нашей планете есть растения, которые не имеют тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, так как обитают они в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? Водоросли, обитают в воде.

35 слайд Описание слайда:

Органы растения Вегетативные Генеративные (половые) Корень Побег Лист Стебель Цветок Плод Семена Почки

36 слайд Описание слайда:

Низшие растения – растения, тело которых не расчленено на органы Высшие растения – растения, тело которых образовано органами Органы растения – части организма растения, выполняющие в нем определенные функции и имеющие особое строение Словарь

37 слайд Описание слайда:

Лабораторная работа ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 по теме: "Знакомство с внешним строением цветкового, хвойного и спорового растения"  Цель: познакомиться с внешним строением растений, научиться распознавать их вегетативные и репродуктивные органы.  Оборудование: 1) растения цветковые, голосеменные и споровые; лупа.  Ход работы: 1. Рассмотрите растения.  2. Найдите: - корень и побег, определите их размеры; - цветки и плоды, определите их размеры, форму, окраску и количество;   Оформление результатов: зарисуйте внешний вид растений; пользуясь текстом учебника, подпишите вегетативные органы зеленым цветом, а генеративные - красным. Вывод: у цветковых растений есть следующие органы…, у споровых растений имеются следующие органы ..., у голосеменных...  

38 слайд Описание слайда:

есть корень, стебель, листья; никогда не цветут; размножаются спорами. Папоротники, хвощи, плауны

39 слайд Описание слайда:

Почему цветок папоротника до сих пор никто так не нашел?

40 слайд Описание слайда: 41 слайд Описание слайда:

Природа Осетии Красим зебру предварительно закрашенную ребятами в белой цветной в защитной одежде и перчатках. Будьте аккуратны. Работа будет проходить по группам. Посмотрим на экран. Щелчок для смены фото 1 группа. Рисует по образцу карандашом простым полоски на теле. 2 группа Наносит краску на полоски средне кисточкой. Следим, чтобы не было излишка краски. 3 группа Проводит фото сессию для 1 и 2 группы, а часть остается за кадром, снимая на камеру весь процесс работы с красками. В ходе работы обязательно меняться заданиями.

42 слайд Описание слайда:

Расставив цифры с буквами в порядке возрастания, мы прочтем очень важное предложение. Берегите цветы! Б – 1; Р – 3; Г – 5; В – 10; Ы – 13; Е – 2; Е – 8; Ц – 9; Е – 4; И – 6; Т – 7; Е – 11; Т – 12; ! – 14.

43 слайд Описание слайда:

Закончите предложение: Сегодня я понял (а), что … Главным на уроке для меня было … Больше всего мне запомнилось…

44 слайд Описание слайда:

Домашнее задание § 11 Вопросы на стр. Доклад на тему «Растения осетии» Домашнее задание

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-871651

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация по биологии на тему "Царство Растения" (5 класс)

Инфоурок › Биология › Презентации › Презентация по биологии на тему "Царство Растения" (5 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Биология 5 класс Составила Спиридонова Ольга Михайловна

2 слайд Описание слайда:

Биологический диктант

3 слайд Описание слайда:

определите верно ли утверждение: 1. Бактерии могу быть только круглой формы. 2. Бактерии могут жить только в жидкостях 3. Бактерия имеет в своей клетке ядро 4. Иногда бактерии достигают таких размеров, что их можно увидеть без микроскопа в виде маленьких точек 5. Клетка бактерии окружена клеточной стенкой 6. Бактерии не могут размножаться 7. Все бактерии вредны для человека 8. Бактерия – прокариотический организм 9. Некоторые бактерии могут выдерживаться довольно высокие температуры 10. У всех видов бактерий одинаковые условия выживания 11. Бактерии способны изменять окружающую среду

4 слайд Описание слайда:

определите верно ли утверждение: 1. Бактерии могу быть только круглой формы. Нет. 2. Бактерии могут жить только в жидкостях. Нет. 3. Бактерия имеет в своей клетке ядро. Нет. 4. Иногда бактерии достигают таких размеров, что их можно увидеть без микроскопа в виде маленьких точек. Нет. 5. Клетка бактерии окружена клеточной стенкой. Да. 6. Бактерии не могут размножаться. Нет. 7. Все бактерии вредны для человека. Нет. 8. Бактерия – прокариотический организм. Да. 9. Некоторые бактерии могут выдерживаться довольно высокие температуры. Да. 10. У всех видов бактерий одинаковые условия выживания. Нет. 11. Бактерии способны изменять окружающую среду. Да.

5 слайд Описание слайда:

Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем.

6 слайд Описание слайда:

Тема урока: Царство Растения д/з п.11, подготовить загадки, кроссворды, ребусы о растениях

7 слайд Описание слайда:

Распределите следующие организмы по царствам.

8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда:

Места обитания растений очень разнообразны: океан и пресные водоемы, пустыни и полупустыни, горы, равнины, саванны, побережье Антарктиды

10 слайд Описание слайда:

Корень Побег строение цветкового растения стебель листья почки

11 слайд Описание слайда:

Цветковые растения

12 слайд Описание слайда:

Голосеменные растения

13 слайд Описание слайда:

папоротник Хвощ полевой мох плаун

14 слайд Описание слайда:

Споры – это мелкие клетки, предназначенные для размножения. Растения, размножающиеся спорами - мхи, папоротники, хвощи, плауны.

15 слайд Описание слайда:

водоросли хламидомонада

16 слайд Описание слайда:

Растения, обитающие в воде называют водорослями. Тело водорослей не имеет органов, а представлено слоевищем. Одноклеточной водорослью является хламидомонада. Нитчатой водорослью является спирогира.

17 слайд Описание слайда:

Сравнение растительной и бактериальной клеток:

18 слайд Описание слайда:

Царство растений насчитывает около 350 тысяч видов К растениям относятся мхи, папоротники, грибы и водоросли Наука, изучающая растения – зоология Фотосинтез – процесс создания растениями органических веществ из неорганических Растения – гетеротрофные организмы Фотосинтез растений происходит за счёт хлорофилла, содержащегося в вакуолях Хлоропласты – это органеллы которые присутствуют только в растительной клетке Хлорофилл придаёт растениям зеленый цвет Вакуоль в клетках растений может быть больше ядра Клеточная оболочка растений состоит из целлюлозы Определите, верно или неверно следующее утверждение

19 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДВ-422038

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Царство растений

СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ: ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

К статье СИСТЕМАТИКА РАСТЕНИЙ Классификация растений и само определение последнего термина в ходе развития ботаники постоянно пересматривались. В середине прошлого века все растения было принято делить на тайнобрачные (криптогамы) с "невидимыми" половыми органами и явнобрачные (фанерогамы), у которых репродуктивные структуры хорошо заметны. К тайнобрачным относили папоротники, мхи, водоросли и грибы, т.е. организмы, не образующие семян, а к явнобрачным - семенные виды. Сейчас такая система считается слишком грубой и искусственной. В первые десятилетия 20 в. расширение знаний о родственных связях растений привело к выделению четырех их главных групп: Thallophyta (талломные, слоевцовые, или низшие растения), Bryophyta (моховидные), Pteridophyta (папоротниковидные) и Spermatophyta (семенные). Группа низших растений объединяла бактерии, водоросли и грибы - организмы с талломом, или слоевищем, т.е. телом, не расчлененным на корни, стебли и листья. К моховидным были отнесены печеночники и листостебельные мхи. У них тоже нет настоящих корней, стеблей и листьев, но от низших они отличаются прежде всего тем, что развитие зародыша из оплодотворенной яйцеклетки происходит у них в особом женском органе на растении, а не в окружающей среде. У папоротниковидных, т.е. папоротников, хвощей, плаунов и близких форм, есть не только настоящие корни, стебли и листья, но и особая проводящая (сосудистая) система, состоящая из специализированных сосудов ксилемы и флоэмы. Однако семян эти растения не образуют. Семенные растения, также обладающие настоящими корнями, стеблями, листьями и сосудистыми тканями, делятся на голосеменные (например, хвойные), не образующие цветков, и покрытосеменные (цветковые). Сегодня и эта система признается неудовлетворительной. Некоторые ботаники стремились усовершенствовать ее, разделив все растения на эмбриофиты (Embryophyta), образующие зародыш внутри родительского организма (моховидные, папоротниковидные, семенные), и лишенные такой особенности низшие растения (бактерии, водоросли, грибы). Другие ученые предложили трехчленное деление царства растений - на сосудистые (папоротниковидные и семенные), или Tracheophyta, низшие (бактерии, водоросли, грибы) и моховидные (мхи и печеночники). Однако и эти системы признаны несостоятельными. В настоящее время получила признание система многих царств. Бактерии, водоросли и грибы растениями (т.е. представителями царства растений) больше не признаются. Первых (вместе с сине-зелеными водорослями, которых теперь называют цианобактериями) либо выделяют в одно царство Monera, либо распределяют между царствами Archaebacteria и Eubacteria. Прочие водоросли, включая одноклеточные, а также ряд относительно близких к ним по строению организмов, составляют царство протистов (Protista). Особое царство Fungi образуют грибы. Хотя по ряду признаков они и напоминают растения, многие их типичные представители, как показывает изучение ДНК, вероятно, ближе к животным. То, что в результате остается от царства растений (Plantae), разные специалисты разделяют на 5-18 крупных групп. Увеличение их числа отчасти обусловлено вполне правомерным отказом от признания сосудистых растений (Tracheophyta) естественным таксоном: теперь каждая их группа считается самостоятельным отделом. В современной системе отдел второй по иерархическому рангу таксон после царства (у животных и протистов ему соответствует "тип"). Ранее считалось, что многие из отделов более или менее линейно происходят один от другого и соответствуют последовательным этапам эволюции, но сейчас их рассматривают просто как группы растений, сходных по строению и особенностям размножения форм, не обязательно происходящих от одного предкового вида другого отдела. Таким образом, хотя этот таксономический ранг и отражает существенные различия между организмами, прежнего эволюционного содержания ему уже не приписывают. Перечисленные ниже типы царства протистов традиционно относят к растениям. Царство протисты (Protista) Тип Chlorophyta (зеленые водоросли) Тип Charophyta (харовые, или лучицы; иногда их относят к зеленым водорослям) Тип Chrysophyta (золотистые, диатомовые и желто-зеленые водоросли; последние иногда выделяют в самостоятельный тип Xanthophyta) Тип Phaeophyta (бурые водоросли) Тип Rhodophyta (красные водоросли, или багрянки) Тип Pyrrophyta (динофлагеллаты, иногда относимые также к типу Sarcomastigophora) Царство растения (Plantae), соответствующее эмбриофитам. Отдел моховидные (Bryophyta): мхи, печеночники, антоцеротовые мхи Остальные отделы раньше объединяли в группу сосудистых (Tracheophyta), но сейчас этот термин используется чисто описательно и не считается, как уже говорилось выше, естественным таксоном. Отдел плауновидные (Lycophyta) Отдел псилотовидные (Psilophyta) Отдел хвощевидные (Sphenophyta) Отдел папоротниковидные (Pterophyta) Остальные отделы, отличающиеся наличием не только сосудистой системы, но и семян, раньше объединяли в группу семенных растений (Spermatophyta), но сейчас этот термин используется чисто описательно и не считается естественным таксоном. Отдел саговниковые (Cycadophyta) Отдел гинкговые (Ginkgophyta) Отдел хвойные (Coniferophyta) Отдел гнетовые (Gnetophyta) Отдел покрытосеменные, или цветковые (Magnoliophyta

Одной из основных проблем, с которой сталкиваются современные ученые биологи, является невероятное многообразие и сложность жизни на Земле — слишком многое нужно постичь. Большинство биологов решают эту проблему тем, что просто специализируются и изучают одну или несколько областей биологической науки. Но иногда встречаются такие ученые, которые пытаются обобщить данные и в общих чертах объять все. Одним из таких ученых является профессор Линн Маргулис, из Массачусетского университета, основной автор книги «Пять царств», которая издается уже в третий раз.1 Маргулис потратила большую часть своей блистательной 40-летней карьеры на исследование предполагаемой эволюции «высших» форм жизни из «низших» форм.

До относительно недавнего времени, все живые организмы были разделены на два больших царства: Царство Животных и Царство Растений. Но за последние десятилетие, в результате проводимых исследований последовательности генов, в нашем понимании разнообразия жизни произошла революция. Будучи ботаником, я особенно заинтересовался теорией классификации растений Маргулис. В своей книге она убрала водоросли, грибы и бактерии из ‘старого’ Царства Растений - теперь ‘новое’ Царство Растений состоит всего из 12 типов (‘тип’ это огромная группа организмов с определенными общими характеристиками) многоклеточных, зеленых, в основном растущих на суше растений.

Густой мох в прохладном лесу на побережье моря

«Старое» Царство Растений было построено так, чтобы отображать предполагаемые эволюционные связи между растительными группированиями. Однако предполагаемая последовательность эволюции различных растений противоречила их фактической последовательности захоронения в летописи окаменелостей!2 (Не говоря уже о полном отсутствии каких-либо окаменелых переходящих форм).

Поэтому, когда я читал переработанные описания Маргулис, я спросил себя: «Улучшает ли этот пересмотр ситуацию для эволюционного происхождения растений?» Ответ: «Ничуть». На самом деле он укрепляет теорию особого сотворения!

Талломный печёночник

Сегодня растения делятся на две основные группы: Bryata - моховидные (бессосудистые растения, которые не имеют специализированной ‘системы канальцев’ для транспорта воды) и Tracheata - сосудистые растения (которые имеют специализированную ‘систему канальцев’ для транспорта воды). Мое первое наблюдение касалось того, что группа Bryata (Моховидные) является группой самых простых растений, и если следовать эволюции, они должны быть предками растений группы Tracheata (Сосудистые растения). Таким образом, согласно интерпритации с позиции теории эволюции/миллионов лет,3 в летописи окаменелостей они должны обнаруживаться ‘первыми’, т.е. должны быть захоронены ниже, чем группа Tracheata. Но мы видим полную противоположность: в летописи окаменелостей сначала появляются сосудистые растения группы Tracheata!

Группа Bryata (Моховидные) состоит из трех групп: мхи, печёночники и роголистники. Нет ничего, что логически могло бы быть их предками среди многоклеточных водорослей или грибов. Их самые ближайшие предпологаемые родственники принадлежат отделу зеленых водорослей (Chlorophyta), которые представляют собой свободноплавающие, зеленые, одноклеточные микроорганизмы (смотрите вставку, Рисунок 1).

Рисунок 1

Двенадцать типов в «новом» Царстве Растений. В него теперь не входят зеленые водоросли (в красном квадратике), ближайший живущий «предок».

Несмотря на то, что мхи хорошо представлены в летописи окаменелостей,4 эволюционистам от этого не легче. Маргулис должна признать, что «они не являются предками сосудистых растений [Tracheata] или печеночников или роголистников». Так же как роголистники и мхи, печеночники не дали начала никаким другим растительным потомкам. В летописи окаменелостей роголистники появляются до мхов, но происхождение роголистников не может быть установлено путем исследования летописи окаменелостей. Роголистники, мхи и печеночники вероятно появились отдельно друг от друга.

Окаменелый ликоподий

Поэтому уже здесь, предположительно в основании эволюционного дерева, отсутствует всякое доказательство какой бы то ни было эволюции. Это не просто «недостающее звено», а зияющая пропасть (между растениями и хлорофитами, водоросли), и никакое из простейших растений (Bryata) не является потомственным ни по отношению друг к другу, ни к каким-либо «высшим» растениям (Tracheata)!

Поднимаясь выше по предположительному эволюционному дереву, Маргулис далее сталкивается с отделом Psilophyta (псилофиты) – древние вымершие сосудистые растения. И снова, «никаких окаменелых промежуточных форм обнаружено не было».

coolreferat.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта