Царь в мире растений. Журнал "В мире растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Древнейшие сады мира. Царь в мире растений


Архив номеров - В мире растений - Обзор прессы

В мире растений, 2009, №12

Рубрика: Обзоры прессы

Декабрь № 12, 2009 год Путешествия Прогулка по Эйвери Айленд Эйвери Айленд – прежде всего это место рождения знаменитого соуса «Табаско». На протяжении 180 лет этот остров является последовательно собственностью...

В мире растений, 2009, №11

Рубрика: Обзоры прессы

Ноябрь № 11, 2009 год Путешествия Взгляд на Челси из России Как изменились наши времена к лучшему! Много лет назад про выставку в Челси или про «цветочное шоу» в Лондоне мы слышали лишь изредка, да и то украдкой, получали...

В мире растений, 2009, №10

Рубрика: Обзоры прессы

Октябрь № 10, 2009 год Путешествия Замки Луары Изящный ренессансный замок Вилландри возвышается вблизи реки Луары в центральной части Франции. Он окружен рвом, который украшен огромными садами, расположенными на трех разных уровнях. ...

В мире растений, 2009, №9

Рубрика: Обзоры прессы

Cентябрь № 9, 2009 год Путешествия Танец цветов Получить приглашение на танец всегда приятно, а вот для жителей небольшого английского городка в южном графстве Корнуолл – это не просто милый жест, а высочайшая честь, которой...

В мире растений, 2009, №8

Рубрика: Обзоры прессы

Август 2009, № 8 Путешествия Посещая Лондон, побывайте в парке в Гринвиче Бывая в Англии, посещая Лондон, бывали ли вы в Гринвиче? В том самом знаменитом на весь мир месте – Гринвиче, через который проходит нулевой меридиан. Там,...

В мире растений, 2009, №7

Рубрика: Обзоры прессы

Июль 2009, № 7 Путешествия Национальный сад в Афинах Открытый в 1840 Королевский, а затем Национальный сад в Афинах по-прежнему остается одной из главных достопримечательностей. Занимая довольно большую площадь в 16...

В мире растений, 2009, №6

Рубрика: Обзоры прессы

Июнь 2009, № 6 Деревья и кустарники Сиреневая роскошь У сирени обыкновенной множество сортов  и один красивее другого! Сейчас садовые питомники предлагают нам неплохой ассортимент сиреней, но зачастую мы не знаем, на...

В мире растений, 2009, №5

Рубрика: Обзоры прессы

Май № 5, 2009 год Путешествия   Свой сад у чужого дома Сад Пола и Себа Слэйтер. Как преобразить унылый пейзаж за окном.     Цветник   Очарование нежных фритиллярий Сразу за весенней симфонией цветения...

В мире растений, 2009, №4

Рубрика: Обзоры прессы

Апрель № 4, 2009 год Путешествия Удивительный мир Камчатки Камчатка… В те далёкие времена, когда она была открыта казаками – а случилось это 300 лет назад – путь до нее занимал больше года! Но в наши дни, когда...

В мире растений, 2009, №3

Рубрика: Обзоры прессы

Март 2009, № 3 Цветник Весна – пора цветения великолепных тюльпанов Новинки тюльпанов среди низкорослых сортов, которые прекрасно подойдут для рокариев, альпийских горок и для выращивания в различных напольных вазах и...

www.greeninfo.ru

Интересное о мире

Древнейшие сады мира

Древнейшие сады мира Считается, что первой цивилизацией, культивировавшей искусство создания садов и парков, был Древний Египет. Археологические находки, барельефы, рисунки и надписи не оставляют сомнений в том, что у египтян, от фараона до простолюдина, существовало благоговейное отношение к садам как к дарам небес. Например, надпись на гробнице видного сановника рассказывает, что он построил дом, вырыл бассейн и посадил деревья. Под сады отводилисьогромные пространства и в частных владениях, и на городских площадях. Один из таких садов изображён на стене зала Анналов в Карнакском храме: фараон Тутмос III отдыхает среди тенистых деревьев. Садами славилась древняя столица Фивы. Существовали сады и при больших храмах, например храмах Ментухотепов.

Роспись гробницы. 1380 г до н.э.

Роспись гробницы. 1380 г до н.э.

Фараон Рамсес III расширил сады и леса. «Я заставил плодоносить все деревья и растения на земле. Я сделал так, чтобы люди могли сидеть в их тени», — говорил он. Фараон разбил огромные сады в резиденции своегопрославленного предка Рамсеса II, вдоль священного пути устроил роскошные цветники, посадил виноградники, чтобы у бога Атума было вдоволь вина, и оливковые рощи, дававшие «наилучшее в Египте масло, чтобы ярко горело пламя в священном дворце». Более других Рамсес III почитал храм Хора: «Я заставил расцвести священную рощу, которая находится в его ограде. Я заставил зазеленеть папирусы, как в болотах Ахбит (где, согласно мифу, жил Хор-младенец). А Они были в небрежении с древнейших времён. Я сделал цветущей Священную рощу твоего храма и дал ей место, которое было пустыней. Я назначил садовников, чтобы всё плодоносило». Знаменит был и парк царицы Хатшепсут, а фараон Тутмос IV привёз из похода в Палестину коллекцию редких растений и приказал сделать барельеф с их изображением. Это древнейшее свидетельство о ботаническом саде.

Пир в саду Ашшурбанипала. Барельеф из дворца в Ниневии. VIII век до н.э. Британский музей. Лондон.

Пир в саду Ашшурбанипала. Барельеф из дворца в Ниневии. VIII век до н.э. Британский музей. Лондон.

После каждой военной кампании сады египтян пополнялись новыми растениями. Из Персии они вывезли резеду, мак, мирту и клещевину, из семян которых получали масло для обрядовых действ. В царствование Клеопатры (I в. до н. э.) в Египте увлекались разведением роз. Их лепестки толстым слоем устилали полы пиршественных залов прославленной царицы, розовые венки украшали головы пирующих, возлежавших на подушках, наполненных розовыми лепестками. Благоухающие розы обвивали кубки с вином, стены и колонны залов. Прекрасным садам Клеопатры и её розовым пирам пытались подражать знатные римляне. За цветы, вывозившиеся целыми кораблями, они платили египтянам огромные деньги.Вероятно, именно в Древнем Египте были созданы первые образцы регулярной планировки садов, сочетающие красоту и пользу, изящество и утилитарность. В гробнице одного из полководцев фараона Аменофиса III в Фивах сохранилось изображение сада как бы с птичьего полёта: на квадратном участке земли, окружённом высокой стеной, симметрично расположены аллеи деревьев и изысканной формы бассейны с водоплавающими птицами, а в середине сада разбит виноградник. Здесь же находится жилой дом.

Роспись гробницы. Египет. 1350 г. до н.э. Британский музей Лондон

Роспись гробницы. Египет. 1350 г. до н.э. Британский музей Лондон

В тени деревьев нередко ставили изящные беседки для трапез. Под деревянными навесами в кувшинах охлаждались напитки, а на столах и подставках красиво размещались изобильные яства. Воздух был напоён ароматом цветов. Более всего чтили лотос, посвящённый богу заходящего Солнца Осирису и богине плодородия Исиде. В садах, как правило, устраивали квадратные или прямоугольные пруды либо бассейны, облицованные камнем; в них цвели водяные лилии и плавали утки. Иногда разводили почитавшихся священными крокодилами, змей, ящериц и т. п. Пруды с папирусами, кувшинками и лотосами положили начало так называемым водяным садам. Каменные ступени вели к причалу, где для увеселения хозяев и гостей почти всегда стояла лодка.

Сбор урожая. Роспись гробницы. Египет 1567-1320 гг. до н. э.

Сбор урожая. Роспись гробницы. Египет 1567-1320 гг. до н. э.

Из всех садовых работ самой трудоемкой являлся полив. Еще в эпоху среднего царства садовники ходили к водоёму с глиняными кувшинами — прообразами лейки, подвешивали их на коромысло и приносили к главной канаве; вылитая в неё вода растекалась по другим канавам и орошала сад. Эта однообразная и тяжёлая работа отошла в прошлое лишь с изобретением шадуфа. На берегу водоёма вкапывали массивный столб высотой примерно в два человеческих роста, к нему прикрепляли длинный шест, вращавшийся во всех направлениях. К толстому концу шеста привязывали камень, а к тонкому подвешивали на верёвке холщовый или глиняный сосуд. Верёвку тянули вниз и наполняли сосуд, а потом его поднимали вверх и выливали воду в жёлоб. С помощью такого примитивного приспособления смогли решить проблему полива садов. Кстати, шадуфы существуют и по сей день.

Роспись гробницы. Египет. 129701185 гг. до н.э.

Роспись гробницы. Египет. 129701185 гг. до н.э.

Уже во времена Древнего, а тем более Среднего царства хозяин дома и в городе, и в деревне старался иметь свой сад, где выращивал фрукты и овощи. Египтяне любили прямые линии, и потому их сады разделялись на квадраты и прямоугольники ровными тенистыми аллеями из деревьев и виноградных шпалер с цветниками. Состоятельный египтянин Анена собрал в своем саду почти все деревья, росшие в нильской долине: сикомор, финиковую, фиговую, кокосовую и другие виды пальм, ююбу, акацию, тамариск, гранат, персик, тис, а также деревья, породы которых определить не удалось. Известно, однако, что их насчитывалось 18. В садах и рощах каждому виду растений — пальмам, смоковнице, эбеновому дереву — отводили отдельные симметричные квадратные участки. Растения высаживали стройными рядами по росту: самые высокие помещали ближе к ограде, а самые низкие — к середине сада, к пруду.

Ворота Иштар. Вавилон. Мессопатамия. VI в. до н.э.

Ворота Иштар. Вавилон. Мессопатамия. VI в. до н.э.

Если верить Страбону, то при дворце знаменитого царя Соломона (X в. до н.э.) находился бальзамический сад, где выращивали ценные пряности. Один из царских покоев напоминал павильон, украшенный деревьями и растениями из металла, сделанными так тонко и искусно, что их можно было принять за настоящие. По другим сведениям, при дворце Соломона существовал:: богатых сада с бассейнами и редкими рыбами. Древние иудеи уподобили царя могучему дереву, растущему в раю в самом центре земли. С подобными представлениями во многих религиях народов мира связана идея царя строителя святилищ с садом, где растёт древо жизни. Весь мир — это сад главного божества, а царь в нём — садовник.Висячие сады.

Руины висячих садов.

Руины висячих садов.

Великолепные сады украшали города Древней Месопотамии. Известно, что ещё в XXII в. до н. э., в правление шумерского царя Гудеа, создавались виноградники, окружённые живыми тростниковыми изгородями. Ассирийский царь Тигратпаласар I (около 1100 г. до н. э.) с гордостью сообщал: «Кедры и буки, а также такие породы деревьев, которые никто из моих предшественников не разводил, привёз я из завоёванных мною земель и посадил в парках моей страны. Также посадил я в ассирийских парках дорогие садовые насаждения, которых раньше не было в моей стране». Удивительно, но воинственные и жестокие ассирийские цари с невероятной нежностью относились к садам, окружавшим их роскошные дворцы, всячески восхваляли и неизменно изображали на барельефах и стелах.Но особую славу обрели вавилонские висячие сады, считавшиеся одним из чудес света и описанные античными историками Диодором, Страбоном и Геродотом. Прихотливая память потомков ошибочно связала их с именем ассирийской царицы Семирамиды. В действительности величайшие сады древности посвящались другой женщине.

На фреске видны положенные на алтарь бога Ра лотосы и цветочные гирлянды. Египет.

На фреске видны положенные на алтарь бога Ра лотосы и цветочные гирлянды. Египет.

Самый знаменитый царь Вавилона Навуходоносор II (605—562 гг. до н. э.), при котором город достиг невиданного расцвета, любил свою молодую жену, мидийскую принцессу. Она выросла среди зелёных холмов Мидии, наслаждаясь шелестом листьев и тенистой прохладой деревьев, и потому в душном и пыльном Вавилоне задыхалась и тосковала. Навуходоносор доказал, что любовь может творить чудеса: в самом центре жаркой и знойной пустыни он создал для жены образ её далёкой родины. Лучшие математики и зодчие обдумывали проект, лучшие строители воплощали его в жизнь, а ремесленники без устали лепили и обжигали кирпичи. Выло возведено четыре яруса прямоугольныхтеррас, соединённых широкими лестницами. По замечанию древнегреческого историка Диодора, они сужались кверху, «подобно театру».Своды ярусов висячих садов опирались на высокие 25-метровые колонны. Террасы, сообщавшиеся витыми лестницами, выложили каменными плитами, покрыли слоем камыша и залили асфальтом. Потом сделали прокладку из двойного ряда кирпичей,скреплённых гипсом, а сверху положили свинцовые листы, чтобы вода не просачивалась вниз. Поверх насыпали толстый слой плодородной земли.

Бассейн в саду. Роспись гробницы наместника дельты Нила. 1350 г. до н.э. Британский музей. Лондон

Бассейн в саду. Роспись гробницы наместника дельты Нила. 1350 г. до н.э. Британский музей. Лондон

Создание садов явилось весьма трудоёмким делом. Из далёких краёв повозки, запряжённые быками, везли саженцы редких деревьев, завёрнутые во влажную рогожу; семена диковинных растений и трав. День и ночь рабы качали воду из Евфрата, поднимая её на верхнюю террасу, откуда журчащие струи сбегали вниз. Сад производил ошеломляющее впечатление: казалось, будто громадная зелёная, цветущая пирамида, орошаемая фонтанами, парила в воздухе.Вавилоняне многое восприняли от своих предшественников, шумеров, для которых сады являлись одним из главных источников богатств. В древней легенде рассказывается о трудолюбивом и опытном садовнике по имени Шукаллитуда. Все его усилия вырастить прекрасный сад были тщетны: как бы заботливо он ни ухаживал за растениями, они засыхали, а яростные ветры покрывали лицо его сада «пылью гор». Тогда садовник обратил взор к небу и звёздам, изучил небесные знамения и постиг законы могущественных богов. Благодаря этому Шукаллитуда обрел новую мудрость …узнал решенья божьи.В саду, в пяти, в десяти местах укромных,Он там посадил по дереву, их сень — защита.Сарбату-дерево, с листвою густою, тень его кроны — сень-защита.Тень его ни в рассвет, ни в полдень,Ни в сумерки никуда не уходит.(Перевод Крамера)

Царская охота. Каменный барельеф из дворцы Саргона II. Ассирия VIII до н.э.

Царская охота. Каменный барельеф из дворцы Саргона II. Ассирия VIII до н.э.

Восторженные описания висячих садов оставили и современники Александра Македонского. Восхищённый красотой Вавилона, великий полководец даже намеревался сделать его столицей своей колоссальной империи. Но честолюбивым замыслам не суждено было сбыться. Летом 323 г. до н. э. в душном и раскалённом Вавилоне Александр мучился от приступов неведомой болезни. Ложе царя перенесли из дворца в сады. Наверное, здесь он вспоминал родную Македонию с её тенистыми дубравами, тосковал по запаху трав и шороху листвы. В висячих садах его и настигла смерть.По примеру Вавилона висячие сады создавались в Древнем Египте, Греции, Риме. В XVI—XVIII вв. в Московском Кремле при жилых покоях царя и царицы устраивали особые верховые сады, изобиловавшие диковинными заморскими растениями. При императрице Елизавете Петровне висячий сад находился над колоннадой вдоль Невского проспекта и реки Фонтанки в Аничковом дворце. Возвели висячий сад и в Зимнем дворце при Екатерине Великой; он сохранился в Эрмитаже до сих пор.

mirxenia.com

Царь — Энциклопедия знаков и символов

Один из центральных образов в мифологии. «Мифологический царь» в архаических мифах — это вождь первобытного коллектива, родоначальник, культурный герой. В более развитых мифологиях — это фигуры божественных или священных царей, а также образ царя богов. Царь мыслится центром вселенной, осью мира, в нём неразличимо слиты космическое и социальное. В общей мифологической концепции циклической смены смерти и возрождения царь воплощает полюс жизни и победы над гибелью как космоса, так и человеческого коллектива.

В изучении мифологии царя эпоху составила книга Дж. Фрейзера «Золотая ветвь», идеи которой были развиты учёными кембриджской школы (А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд, Дж. Харрисон и Г. Марри, отчасти А. М. Хокарт). В исследованиях этой школы реконструировался комплекс представлений о божестве неба, воды и смерти, о божестве древа мирового. Это божество — бог года, в котором сосредоточена сила сезонного плодородия, а репрезентант такого бога — божественный царь (divine king), которого ежегодно переизбирают или заменяют. Каждый новый божественный царь справляет священный брак, дарующий плодородие в течение года. Он отвечает за благополучие своего народа и порядок в человеческих делах; от него зависит правильное чередование времён года, выпадение дождей, избавление от мора и болезней. Смена царя происходит в результате состязания старого царя с претендентом или претендентами, в котором наградой служит универсальный символ власти — скипетр, посох, ветвь как аналог мирового древа. Иногда периодическое смещение царя совершается не через год, а по истечении какого-то иного определённого срока или при появлении признаков болезни, немощи, старения, когда опасность его естественной смерти грозит гибелью космосу: божественный царь воплощает «жизнь», он не может умереть, как простой смертный, именно поэтому его убивают (ритуальное убийство) или смещают иным способом. Особое внимание уделялось кембриджской школой институту шутовского царя (см. в ст. Раб). По мнению Хокарта, вера в божественных царей — древнейшая религия человечества. Кембриджская школа во многом осталась верна предложенной немецким учёным В. Манхардтом схеме культовой драмы умирающего и воскресающего духа растительности. Со временем концепция божественного царя подверглась критике. Американский этнолог Дж. Фонтенроз указал на то, что реконструируемый комплекс царя-бога ни в одной культурной традиции не представлен достаточно полно. Мифология царя оказалась исследованной больше со стороны обрядов и действий, то есть «мифологии поведения», хотя мотивы и элементы мифологических повествований о царях имеют и независимый от ритуала смысл и функцию.

«Поведенческая мифология» царя существует в формах, отличающихся устойчивостью и многообразием. Так, в идеологии феодального общества былые сакральные функции царя получают форму помазанничества монарха, который мыслится наместником бога на земле, «отцом», «царем-батюшкой». В вожде (а затем и царе) коллектив объективирует себя и мир превращает в субъект. Эта семантика царя создаёт почву для выбора его на роль центрального «положительного» героя и в мифах, где «космическая» функция царской власти не отражена. Так, царями или детьми царя являются многие герои греческой мифологии. Царю и вождю на земле соответствует царь в мире богов. Так, Индра именуется раджой богов, а раджа — индрой людей, но как раджа богов он только военный предводитель, а не самодержец. В то же время евреи, не имевшие до Саула земного царя, прилагали к Яхве царскую титулатуру и представляли его и самодержцем, и военным предводителем. Некоторые традиции представляют царя богов бывшим земным царем легендарного прошлого. В других мифологиях первые земные царя оказываются посланцами царя богов, верховного небесного владыки. Так, правители государства инков считались потомками детей солнца. Параллелизм царя богов и царя народа выражается в самых различных формах культа и титулования царей. Царь богов — это также и царь царей. В гомеровском эпосе цари именовались питомцами царя богов Зевса, а умершие китайские правители иньского времени назывались ди (впоследствии этот титул стал прижизненным титулом императоров) и становились в мире духов помощниками Шан-ди, то есть высшего ди (императора богов).

Одна из важнейших тем — завоевание владычества над богами, смена царств. Небесное божество смещается богом Илу в финикийских мифах, Кроносом в греческих, Кумарби в хеттских. В западносемитской мифологии Балу отнимает царскую власть у морского бога Йамму, но не свергает Илу, который остаётся «отцом людей и богов» (в Греции это титул Зевса). Захват царской власти в названных традициях мыслится насильственным (в шумеро-аккадской мифологии Мардук избирается царем-вождём самими богами). В индуистской мифологии боги представляются первоначально равными и равно доблестными, лишь со временем Агни, Индра и Сурья добились превосходства (Шат.-бр. IV 5, 4, 1). Завоевание царского достоинства, а также его подтверждение и закрепление связывается с победой над драконом, змеем. Так, Ра побеждает Апопа, Мардук — Тиамат, Зевс — Тифона и титанов, Индра — Вритру. Раннеисторические описания и легендарные предания о занятии трона основателем новой династии, как правило, включают эпизод победоносного сражения с предшествующим владыкой; царь богов как победитель чудовищ и сил хаоса имеет или приобретает небесные или солярные характеристики. В индийской мифологии первый царь и прародитель человеческого рода Ману — сын солнца; солнцем считался и первый царь богов и людей египетский Ра. Диодор сообщает, что солнце — первый царь Египта, а умерший фараон занимает трон солнечного бога. Мифология Египта с её взаимоотражением космоса и государства особенно тесно соединяет солнечную и царскую темы и выражается гл. обр. в культе фараона. Однако и мифологические тексты концентрируются вокруг концепции божественного царя и сюжета кончины вечного бога Гора в лице земного фараона и вступления на престол наследного царевича, становящегося Гором. Гор-сокол, божество неба, воплощался некогда в персоне царя Верхнего Египта; когда это божество было идентифицировано с Ра, фараон стал мыслиться одновременно и сыном небесного отца Ра; когда миф об Осирисе был инкорпорирован в гелиопольскую солярную теологию, живой фараон отождествлялся с Гором, сыном Осириса, а умерший фараон становился Осирисом. Фараон аккумулировал в себе постепенно всё божественное: в своей справедливости он Тот, в своей власти он Ра и т. д.

К царским сюжетам относятся мифы о царях — культурных героях. В Египте культурным героем был царь Осирис, научивший людей земледелию и скотоводству; у шиллуков царь племени воплощал предка и культурного героя Ньиканга. Различные культурные акции также приписывались римским царям: Ромулу — установление государственных институтов, Нуме Помпилию — создание жреческих коллегий, учреждение культов, упорядочивание календаря и др. Первые цари и цари первых династий представляются нередко правящими в золотом веке. Царь золотого века входит в более широкий комплекс представлений о добром царе, магически обеспечивающем благополучие племени. Так, у Гесиода справедливость царя гарантирует богатый урожай, обилие мёда в дуплах у пчёл, густую шерсть у овец и даже то, что дети рождаются внешне похожими на своих отцов. Беззаконный правитель обрекает народы на истребление, на голод, чуму и т. д. (Hes. Орр. 225 след.). Ср. преступление Эдипа, навлекающее несчастия на фиванский народ, и представления, выраженные в законах Ману: если царь не корыстолюбив, то люди рождаются в срок и живут долго, дети не умирают, нет уродов, все посеянные семена всходят. Бог солнца, отправляя своих детей на землю для царствования над народом инков, наставляет их подражать солнцу, которое приносит людям тепло, свет и хорошую погоду.

Распространены и мотивы смерти царя. По первичной семантике, гибель мифического царя означает гибель космоса (реже — растительности). Этот мотив также трактовался Фрейзером как отражение ритуального убийства царя-бога. Мифического царя разрывают на куски и куски разбрасывают, что соответствует известным аграрным обрядам; такова гибель царя Осириса или Диониса-Загрея, возведённого Зевсом на престол перед тем, как его растерзали титаны; так погибли цари Пенфей и Ликург. Особая группа мифических сюжетов связана с мотивом спящего (часто внутри горы) государя легендарного прошлого. Спящий король должен услышать зов и проснуться, чтобы спасти отечество, избавить от чужеземного нашествия, восстановить мир и справедливость. Этот мотив встречается в мифах о царе золотого века Кроносе, в легендах о короле Артуре, Барбароссе, Карле Великом, португальском короле Себастьяне I, ирландском вожде Геральде Десмонде, шотландском короле Роберте Брюсе, норвежском Олафе Трюгвесоне и др. Можно особо выделить мотив «царь выдает дочь замуж». Царская свадьба трактуется нередко как повествовательное соответствие ритуалу священного брака. Однако связи, устанавливаемые в повествовательном фольклоре, обратны таковым в ритуале. В последнем получение царского достоинства сопровождается празднованием священного брака, в мифах же и волшебных сказках, напротив, свадьба с царской дочерью даёт обладание царством (впрочем, в этом мотиве усматривают иногда отражение древнего порядка престолонаследия через женитьбу на принцессе). В наиболее архаичных пластах мифологии свадьба — результат путешествия на тот свет. Часто оно предстаёт как бегство или изгнание, а получение принцессы связано с испытаниями. Одно из таких испытаний — требование подняться на гору, иногда стеклянную (ср. детскую игру в царя горы), или, как в русской сказке, долететь на коне до окна светлицы, где сидит царевна. К сюжету царя-раба относится та разновидность священного брака, когда царская дочь отдаётся в жены бедняку, уродцу, рабу, сироте и т. п., получающему в какой-либо форме божественную помощь в испытаниях и в конце обретающему и требуемое для царя благообразие (тип Иванушки-дурачка).

В историзирующих мифологиях или в мифологизирующей истории мифы о царе слагались, согласно Эвгемеру, из преданий о реальных правителях. Такова легендарная история римских царей: Ромула, ставшего богом Квирином, Нумы — культурного героя, Сервия — царя-раба. Однако в применении к другим, например к китайской, мифологиям эвгемеризация означает превращение древнего мифа в псевдоисторическую традицию. В истории древних правителей Хуан-ди, Яо, Шуня и др. просматриваются реликты архаических мифов о тотемных персонажах и обожествлённых первопредках. При столкновении разнородных традиций (в результате завоевания, смены язычества христианством и т. п.) божества традиции-субстрата превращаются в царей древности. Так, в скандинавской скальдической поэзии и таких раннеисторических сочинениях, как «Сага об Инглингах», языческие боги представляются норвежскими и шведскими конунгами далёкого прошлого.

Основные значения:

[править]

00-00-000-000.jpg

См. также:

Человек Раб Великий монарх Ветхозаветные персонажи

www.symbolarium.ru

СЕЙШЕЛЬСКИЙ ОРЕХ. Энциклопедия. Материал для реферата. Сейшельский орех. Сейшельская пальма. Lodoicea maldivica

  

Самый знаменитый эндемик Сейшел - плод веерной пальмы лодоицеи мальдивской (Lodoicea maldivica).

Обхват этого "орешка" достигает почти метра, длина более полуметра, вес свыше 25 килограммов. Называют его по-разному: двойным кокосом, морским кокосом - коко де мер (Coco de mer), мальдивским, или сейшельским, орехом. Впрочем, изумляет плод не только размерами, но и формой: две его сросшиеся доли поразительно напоминают обнаженные женские ягодицы. 

 

 

Ботаники единодушны в том, что сейшельская пальма, рождающая гигантские семена, - такое же великолепное явление в мире растений, как секвойя калифорнийская, африканский баобаб или ливанский кедр. Однако недоумевают, почему она так медленно растет. Первый росток из помещенного в грунт семени появляется только через год. За свою долгую жизнь (а это около 800 лет) дерево достигает высоты 30 метров, но первые 10 метров набирает лишь в двухсотлетнем возрасте. Плодоносить начинает на 25-м году жизни. 

 

 

В отличие от многих других видов пальм у лодоицеи деревья разнополые. После опыления завязь женского цветка развивается в двойную костянку, покрытую толстой зеленой кожурой. Для полного созревания плоду требуется от 7 до 10 лет. Свежие орехи тяжелее воды; оказавшись в морской пучине, тонут и теряют способность к прорастанию, поэтому не могут расселяться морскими течениями на другие континенты, как плоды пальмы Cocos nucifera. 

 

 

В Средние века вести о сказочных гигантских орехах бродили по обширнейшим индо-аравийско-африканским пространствам, передаваемые из уст в уста. Люди не сразу установили, какое растение их приносит. Погибшие орехи, переносимые океанскими волнами на огромные расстояния, находили в прибрежной зоне Мальдивских островов, на юго-западном побережье Индии, на Суматре и Яве. Так как их никогда не видели растущими на берегу, возникло поверье, что они растут на деревьях, которые поглощены морем (отсюда и название "морской кокос"). 

 

В те времена коко де мер стоил целое состояние. За каждый плод давали столько золота, сколько умещалось в его скорлупе. А все оттого, что медики и знахари, попытавшиеся разобраться с содержимым искусно вытесанного дара природы, дружно вынесли вердикт: очень полезен, устраняет хворобы, как ни одно лекарство, эффективно умножает сексуальные возможности мужчин. Так же широко распространилось мнение, что морской кокос - незаменимое средство против ядов, колик, паралича, эпилепсии, многочисленных нервных заболеваний, болезней кишечника, вызывающих рвоту. В виде снадобья стали делать настоянную на скорлупе воду с добавлением миндаля, а из бело-розового сока молодых орехов - тонизирующий напиток.  

 

 

 

На Мальдивских островах вожди племен заранее провозглашали все приплывающие сюда "кокосы любви" своими и обещали беспощадно отрубать руки любому, кто рискнет скрыть находку. 

Император Священной Римской империи Рудольф II Австрийский в конце XVI века объявил, что даст 4000 золотых флоринов за один орех. Владельцы ореха не прельстились ценой и отказали ему. В конце концов Рудольфу II удалось приобрести кубок, сделанный из скорлупы морского кокоса. 

В XVII веке мальдивские орехи попали в Россию, но купить их мог лишь царь, расплачиваясь драгоценными соболями. Из ореховой скорлупы резчики делали братины, ковши, ароматницы. 

В середине XVIII века, когда французы обнаружили заповедную пальму на сейшельском острове Праслен (Praslin), в долине Валей-де-Мей, загадка таинственных орехов была разгадана. 

 

 

Сегодня плантация веерной пальмы лодоицеи в упомянутой долине насчитывает около 4000 деревьев и занимает площадь 20 гектаров. В год тут, как говорят, собирают до 3000 орехов (одна пальма приносит максимум 30). Каждый плод нумеруется, но вывозить его можно только при наличии сертификата, свидетельствующего, что орех куплен у официального продавца. Цена на экзотический продукт от 250 до 300 долларов, крупные экземпляры дороже порой в несколько раз. Из целого ореха делают сувенирные шкафчики и шкатулки. Из мелких частей местные умельцы изготавливают "прасленский фаянс" - черпаки, чаши, тарелки, фляжки и прочие довольно изящные поделки.  

 

 

Морской кокос как символ и талисман на Сейшелах вне конкуренции. Им увенчан монумент независимости. "Мать" ореха - стройная высокая пальма - помещена на гербе республики в окружении рыб, черепахи и птицы. 

 

Ботаники раскрыли секрет крупнейших в мире 25-килограммовых семян

Фото: Chb / wikipedia

Немецкие ученые выяснили, откуда на бедных питательными веществами почвах Сейшельских островов берутся самые большие (до метра в диаметре) и тяжелые (до 25 килограммов) семена в мире, принадлежащие местному виду пальм. О новом исследовании рассказывается в журнале New Phytologist, а коротко о нем сообщил New Scientist.

Местные жители считали, что семена-гиганты растут на деревьях на дне Индийского океана, а опыление происходит, когда мужские пальмы ночью в бурю вырываются из земли и заключают женские пальмы в свои объятия. Чтобы найти научное объяснение аномальному размеру семян, Кристофер Кайзер-Банбери (Christopher Kaiser-Bunbury) из Дармштадского технического университета исследовал листья, ветки, цветы и плоды сейшельской пальмы (Lodoicea maldivica) с острова Праслен.

Ученые выяснили, что концентрация азота и фосфора в листьях в три раза ниже, чем у других местных растений. Кроме того, пальма вбирает максимум питательных веществ перед тем, как эти листья сбросить. В итоге максимум полезных материалов попадает плодам.

Однако этим не исчерпываются возможности дерева помочь своим семенам вырасти: гигантские листья пальмы настроены на сбор максимума воды во время ливневых дождей. Помимо воды к корням дерева попадает богатый питательными веществами детрит (пыльца, цветы, помет и так далее). В результате концентрация азота и фосфора в почве на расстоянии 20 сантиметров у ствола оказалась на 50 процентов выше, чем в почве по соседству. В отличие от остальных растений планеты, чьи семена улетают на большое расстояние, сейшельские пальмы заботятся о своих всходах, растущих в их тени.

Гигантский же размер семян ученые объясняют зарождением вида в эпоху динозавров — 66 миллионов лет назад гигантские ящеры разносили семена по территории Гондваны. Но потом, когда Сейшельские острова откололись от Индостанской плиты (которая, в свою очередь, откололась от Гондваны), этот механизм распространения семян перестал работать.

Вынужденные расти в тени родителей, пальмы стали пользоваться унаследованным запасом питательных веществ и благодаря этому быстро вытеснили другие растения-конкуренты из сейшельских лесов. Однако после этого основная конкурентная борьба развернулась между растениями одного и того же вида: чтобы повысить шансы деревьев на выживание, родители комплектуют семена все большим количеством питательных веществ.

В итоге ученые не смогли ответить только на один вопрос (как происходит опыление цветков). Свою роль здесь могут играть пчелы или ящерицы, уносящие пыльцу из длинных (полтора метра) соцветий пальмы.

Научная классификацияЦарство: РастенияОтдел: ПокрытосеменныеКласс: ОднодольныеПорядок: ПальмоцветныеСемейство: ПальмыРод: Сейшельская пальмаВид: Сейшельская пальма (Lodoicea maldivica) 

Источник: Наука и жизнь

animalworld.com.ua


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта