Ботаническая иллюстрация. Ботанические иллюстрации растений
Книги по ботанической иллюстрации и не только
Я решила к теме подготовится и в первую очередь посмотреть если книги по этой теме в Half Price Books.Очень быстро я нашла подходящую книгу.
Это книга о Фердинанде Бауэре - выдающемся мастере ботанической иллюстрации 18-19вв.Страницы из книги.
А ближе к выходным я была в библиотеке и решила проверить там отдел с книгами по акварельной технике. Эта тема не даёт мне покоя.Подгоняемая ребенком я очень быстро схватила пять книг, три из которых имели многообещающие названия, включающие в себя слово botanical.2 из 5 книг мне не понравились. Первая Mariella Baldwin "Botanical Painting" . Не понравилась по тому, как книга сделана. От иллюстраций ощущение, что они сфотографированы при плохом освещение. Вся белая в реальности бумага выглядит серой. Когда смотришь книгу, кажется, что плохое освещение у тебя. В общем странно для книги про технику живописи.Выглядит она так.
Я думаю из этих иллюстраций понятно о чём я пишу.
Вторая, которая также не произвела на меня положительного впечатления Donald Clegg "Celebrating the seasons in watercolor".Мне не понравилась манера этого художника. Всё очень жёлто-коричневое, не зависимо от того какое время года он отражает в натюрморте, все работы какие-то затёртые. Я просто такое не люблю.
Но есть ещё три книги, которые мне очень понравились! Переходим к самому интересному.Первая из этих трёх: Sirion Sherlock "Botanical Illustration. Painting with Watercolours".
Очень красивая книга. Лёгкие мастерские иллюстрации.Содержание.
Дальше фото страниц из книги. Все фото ведут на большие картинки, на которых всё можно рассмотреть.
Вторая книга по этой же теме. Rosie Martin, Mariel Thurstan "Contemporary Botanical Illustration witn Eden Project".
Прекрасная книга для тех кто хочет попробовать ботаническую иллюстрацию. Много работ в процессе и важной информации для начинающих. На Амазоне можно посмотреть другие книги этого авторского дуэта.Содержание.
Страницы из разных разделов книги. Много красоты.
Коментарий к этой иллюстрации:"Чтобы закончить эту картину с весенними цветами размером А1 может понадобится 3 года."
Очень интересные "пробы" деталей на отдельном листе.
И последняя. Cathy Johnson "Creating Nature in Watercolor: an Artist's Guide."С автором этой книги я уже была знакома по её участию в "An Illustrated Journey...". Об этом я писала здесь.Ещё у меня есть книга Джонсон об акварельных карандашах "Watercolor Pencil Magic". Мне очень нравится манера этой художницы. Её работы лёгкие и живые, но точные.Когда я брала эту книгу в библиотеке, то не поняла, что она мне знакома,а я хотела посмотретьеё, а скорее купить. Эта книга о зарисовках природы в разных её проявлениях.Получила большое удовольствие от этой книги.
galastella.livejournal.com
Ботаническая иллюстрация — WiKi
Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.
В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).
С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.
В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг (увражей) типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.
Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.
Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые определители, описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.
В России
Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.
Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.
ru-wiki.org
Ботаническая иллюстрация — Википедия РУ
Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.
В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).
С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.
В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг (увражей) типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.
Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.
Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые определители, описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.
В России
Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.
Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.
http-wikipediya.ru
Ботанические иллюстрации Википедия
Ботани́ческая иллюстра́ция — искусство изображения формы, цвета, деталей растений.
Ботанические иллюстрации часто печатаются рядом с ботаническим словесным описанием растений в книгах, журналах и других научных ботанических изданиях.
Создание таких иллюстраций требует от автора–художника понимания морфологии растений, доступа к натурным (живым природным) образцам или гербариям (образцам, засушенным для сохранности). Ботанические иллюстрации зачастую создаются в совместной работе художника–иллюстратора и консультанта–ботаника.
История
Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.
В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).
С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.
В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг (увражей) типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.
Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.
Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые определители, описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.
В России
Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.
Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.
Знаменитые книги с ботаническими иллюстрациями
- «Венский Диоскорид» (лат. Códex Vindobonénsis) — манускрипт VI века, копия работы натуралиста античности Диоскорида «De materia medica» (О лекарственных веществах).
- «Gottorfer Codex» — атлас растений замка нем. Schloss Gottorf, созданный в 1649—1659 годах гамбургским художником Hans Simon Holtzbecker по заказу Фридриха III. Атлас состоит из 4 томов и содержит 377 иллюстраций, в настоящее время атлас хранится в Копенгагене.[1]
- «Curtis's Botanical Magazine» (англ. Curtis's Botanical Magazine) — ботанический журнал.
- «Flora Rossica» — работа П. С. Палласа 1784 и 1788 годов, содержит сто иллюстраций.
- «Flora Graeca» (англ. Flora Graeca) — многотомное издание XVIII века, выпущенное художником Фердинандом Бауэром и ботаником Джоном Сибторпом (англ. John Sibthorp), содержащее описание растений Греции.
- «Illustrationes Florae Novae Hollandiae» — книга Фердинанда Бауэра, опубликованная в 1813 году.
- «English Botany» (англ. English Botany) — периодическое издание «Английская ботаника», выпущенное в 36 томах с 1790 по 1813 годы ботаником Джеймсом Эдвардом Смитом и художником Джеймсом Соуэрбаем (англ. James Sowerby, 1757—1822). Полное название: English Botany or, Coloured Figures of British Plants, with their Essential Characters, Synonyms and Places of Growth.
- «Flora Altaica» с иллюстрациями «Icones plantarum novarum vel imperfecte cognitarum, floram rossicam, imprimis altaicam illustrantes» К. Ф. Ледебура, 1829—1834
- «Deutschlands Flora in Abbildungen nach der Natur mit Beschreibungen» (Флора Германии в рисунках, с описанием) Якоба Штурма 1796—1862
- «Flora Danica» — ботанический атлас флоры Датского королевства. Состоит из 51 части, издавался в 1761—1883 годах.
- «Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz in Wort und Bild für Schule und Haus» (Флора Германии, Австрии и Швейцарии в рассказах и образах для школы и дома) О. В. Томе 1885
- «Köhler's Medizinal-Pflanzen» — справочник по лекарственным растениям, состоит из 3 томов (1883—1914), содержит около 400 иллюстраций.
- «Bilder ur Nordens Flora» — иллюстрированная работа Карла Линдмана о флоре северных стран, выпускавшаяся в 1901—1905, 1917, и 1977—1978 годах.
- «The Banksias» (англ. The Banksias) — трёхтомная монография, содержащая изображения всех разновидностей рода Банксия (Banksia L.f.) Это первый случай, когда столь большой род был полностью нарисован одним художником англ. Celia Rosser. Считается, что это одна из выдающихся ботанических работ XX столетия.
Выдающиеся художники — иллюстраторы ботанических изданий
Примечания
Литература
Ссылки
wikiredia.ru
Ботаническому иллюстратору на заметку или Кто имеет право звать свои иллюстрации ботаническими
Можно ли сейчас, когда представления о канонах ботанической иллюстрации устоялись, а сама иллюстрация становится всё менее художественной и всё более научной, называть и художественные портреты цветов - ботаническими? Признаться, у меня нет ответа. Если верить Википедии, ботаническая иллюстрация — искусство изображения формы, цвета, деталей растений. Но в это определение спокойно вписываются и портреты растений. Другой вопрос, что научная ботаническая иллюстрация должна быть не только эстетичной, но и иллюстрировать некое научное содержание. Другими словами, заказчиками профессиональных ботанических иллюстраторов являются, например, научные (в том числе и медицинские) журналы, издатели учебной и профессиональной ботанической литературы, создатели ботанических лексиконов и прочие именно научно-исследовательские инстанции.
На мой взгляд, если у иллюстратора есть цель зваться в современном мире именно ботаническим и зарабатывать этим на жизнь - ему следует придерживаться и тех канонов изображения, которые приняты именно сейчас. Если такой цели нет, то можно рисовать всё, что угодно, но это, естественно, не даёт освобождения от истинного знания терминов и их правильного употребления. Возможно, просто стоит для большей ясности заглянуть немного глубже, чтобы понять, сколько интересного и увлекательного упускается из виду, если поддаться на уговоры сровнять современную ботаническую иллюстрацию с простыми рисунками флоры.
Например, известно ли вам, что первый и стареший ботанический сад мира, в котором студенты, тогда в основном медики, изучали различные растения и их воздействие на человека, находится в итальянской Падуе близ Венеции? Именно там в Европе впервые появились такие растения как картофель и даже сирень! Сады Падуи основали в далёком, на первый взгляд, 16 веке по решению Венецианского Сената (времена Венецианской республики) с целью выращивания «лечебных трав» для медицинского факультета Падуанского университета. Учёные умы со всего мира приезжали туда, чтобы познакомиться с истинным видом растений и изучать действие лечебных трав на пациентов. Так был открыт путь путь новой дисциплине - биологии, который привёл и к расцвету ботанической иллюстрации.
Фото ботанического сада в Падуе отсюда my-entdecker.de
Ниже (под катом) вы можете посмотреть фильм о садах Падуи. Так как он на немецком, обратите внимание, что примерно на 9-10 минуте фильма в кадр входит высокая темноволосая итальянка с 2 небольшими книгами в руках. При ботаническом саду в Падуе есть библиотека с огромной коллекцией ботанических книг, начиная с момента основания садов. То, что женщина держит в руках - первые книжные гиды по саду. Эти книги в 16 веке выдавались учёным, потому что по расчерченному и пронумерованному плану в отдельную графу вносили название растения с точным указанием места. В те времена даже учёным мужам было тяжело рассмотреть с наскока, с каким растением они имеют дело. А всё потому, что каноны ботанической иллюстрации менялись вместе с представлениями о природе и науке о растениях вообще.
К примеру, вот так выглядит мандрагора на самом деле:Фото отсюда de.wikipedia.org/wiki/Gemeine_Alraune
А так её было принято изображать в Средневековье. Растения рисовали в свете их мифологического толкования или настолько примитивно, что их нельзя было отличить от других похожих. Мандрагору часто изображали в виде существ мужского или женского пола с зелёным "веником" на голове. Корням мандрагоры приписывали различные мистические свойства из-за их похожести на человеческие фигурки. Ботанические иллюстраторы по устоявшимся канонам того времени стремились проиллюстрировать народные суеверия вместо художественного анализа настоящего растения, как это принято делать сейчас.
Открытие первого ботанического сада было настоящим событием - там студенты и учёные мужи могли увидеть, как то или иное лечебное растение действительно выглядит. Первые натуральные изображения растений как раз и стали появляться к концу 16 века, когда стало ясно, что мистические иллюстрации не имеют ничего общего с реальным положением вещей. Связаны такие перемены были с расцветом науки в эпоху Возрождения. Учёные ставили под вопрос правильность существующих классификаций, названий, а значит и принятые каноны изображения растений. Ботаническая иллюстрация развивалась рука об руку с новыми знаниями в области ботаники.
Прошло ещё почти 200 лет, прежде чем в ботанической иллюстрации укрепились изобразительные каноны, тесно связанные с научным биологически обоснованием и классификацией растений по методу Карла Линнея.
Цитата из Википедии:"Линней — создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки. Среди главных заслуг Линнея — введение точной терминологии при описании биологических объектов, внедрение в активное употребление бинарной номенклатуры, установление чёткого соподчинения между систематическими категориями, выделение в систематике вида в качестве исходной категории, а также определение критериев отнесения природных объектов к одному виду. Линней — автор активно использовавшейся в XVIII и XIX веке Половой системы классифакции растений."
Слева портрет Карла Линнея руки Александра Рослин, справа рисунок Георга Эрета (Georg Dionysius Ehret) классификации растений по Линнею.
Например, здесь на фото ниже в книге 18 века как раз видно, что по Линнею стали изображать даже орган размножения растений.
Становится понятным, насколько прогрессивными были опытные исследования той же Марии Сибиллы Мериан, которая в 17 веке стала зарисовывать свои собственные наблюдения за рестениями и насекомыми. Коллеги-иллюстраторы того времени критиковали её, что она "глупая баба", поэтому рисует на одной картинке и цветы, и плоды одного растения. О Марии Сибилле я расскажу отдельным подробным постом - женщина весьма необычной для 17 века судьбы. Она получила солидное художественное образование - женщинам было подобное запрещено. Она посмела развестись с бестолковым мужем (на минуточку, в 17 веке, когда женщина без мужа становилась человеком вне закона и могла быть всеми пользована). Она к тому же позволила себе зарабатывать искусством на жизнь и кормить этим всю семью. Она была одной из немногих известных по всему миру женщин того времени, открыто заявившей иллюстрацию своей профессией. Для справки, профессии были якобы только у мужчин. У такого бездушного и беспомощного вспомогательного существа как женщина по определению не могло быть профессии. И ещё она посмела отправиться с дочерью через океан в Америку и вернуться оттуда с потрясающей ботанической коллекцией гербариев, собственных гравюр и набросков и делать на этом деньги. Очень интересная дама особенно по тем временам.
Портрет Марии Сибиллы Мериан и её ботаническая иллюстрация того времени
Только в 18 веке ботаническая иллюстрация получила как будто официальное разрешение по следам исследований Карла Линнея, отображать истинное положение вещей и рисовать в одной иллюстрации и стебли, и корни, и плоды, и цветы, и органы размноженияя растений. Ботаническим иллюстраторам было не только можно, но и нужно достоверно изображать всё выше перечисленное. Именно поэтому ботанические иллюстраторы часто были учёными, которые умели превосходно рисовать! К цветным, достоверным изображениям растений так же прибавились так всеми любимые каллиграфические подписи по нормам номенклатуры Линнея с уже общепринятым названием самого растения и его принадлежности к тому или иному семейству.
В общем, между просто рисунком и современной ботанической иллюстрацией лежат несколько столетий ботанических и художественных исследований. Реально ботанические иллюстраторы боролись несколько сотен веков за своё право быть воспринятыми всерьёз, а современная научная ботаническая иллюстрация даже часто подразумевает дополнительные сведения ДНС для более подробной классификации растений и имеет лишь общую эстетическую компоненту с художественными изображениями цветовых портретов.
А Мериан всё равно прекрасна, правда же? Я в одной книге как-то вычитала о ней, что её очень сильно критиковали и за изображения метаморфоза бабочек и жуков на одной картинке. Коллеги Мериан были уверены, что, например, гусеница и бабочка не имеют друг к другу никакого отношения - это два совершенно разных существа. Ниже как раз гравюры Мериан из её самой значимой и известной книги "Metamorphosis insectorum Surinamensium"
Ну и в завершение обещанный фильм о первом и старейшем ботаническом саде мира в Падуе. Повторюсь, не пропустите на 9й минуте рассказ о книгах из библиотеки при ботаническом саду. Если вы не понимаете немецкого, всё равно посмотрите хотя бы на книги. Они как раз демонстрируют развитие ботанической иллюстрации.
conjure.livejournal.com
Ботаническая иллюстрация Википедия
Ботани́ческая иллюстра́ция — искусство изображения формы, цвета, деталей растений.
Ботанические иллюстрации часто печатаются рядом с ботаническим словесным описанием растений в книгах, журналах и других научных ботанических изданиях.
Создание таких иллюстраций требует от автора–художника понимания морфологии растений, доступа к натурным (живым природным) образцам или гербариям (образцам, засушенным для сохранности). Ботанические иллюстрации зачастую создаются в совместной работе художника–иллюстратора и консультанта–ботаника.
История
Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.
В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).
С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.
В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг (увражей) типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.
Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.
Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые определители, описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.
В России
Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.
Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.
Знаменитые книги с ботаническими иллюстрациями
- «Венский Диоскорид» (лат. Códex Vindobonénsis) — манускрипт VI века, копия работы натуралиста античности Диоскорида «De materia medica» (О лекарственных веществах).
- «Gottorfer Codex» — атлас растений замка нем. Schloss Gottorf, созданный в 1649—1659 годах гамбургским художником Hans Simon Holtzbecker по заказу Фридриха III. Атлас состоит из 4 томов и содержит 377 иллюстраций, в настоящее время атлас хранится в Копенгагене.[1]
- «Curtis's Botanical Magazine» (англ. Curtis's Botanical Magazine) — ботанический журнал.
- «Flora Rossica» — работа П. С. Палласа 1784 и 1788 годов, содержит сто иллюстраций.
- «Flora Graeca» (англ. Flora Graeca) — многотомное издание XVIII века, выпущенное художником Фердинандом Бауэром и ботаником Джоном Сибторпом (англ. John Sibthorp), содержащее описание растений Греции.
- «Illustrationes Florae Novae Hollandiae» — книга Фердинанда Бауэра, опубликованная в 1813 году.
- «English Botany» (англ. English Botany) — периодическое издание «Английская ботаника», выпущенное в 36 томах с 1790 по 1813 годы ботаником Джеймсом Эдвардом Смитом и художником Джеймсом Соуэрбаем (англ. James Sowerby, 1757—1822). Полное название: English Botany or, Coloured Figures of British Plants, with their Essential Characters, Synonyms and Places of Growth.
- «Flora Altaica» с иллюстрациями «Icones plantarum novarum vel imperfecte cognitarum, floram rossicam, imprimis altaicam illustrantes» К. Ф. Ледебура, 1829—1834
- «Deutschlands Flora in Abbildungen nach der Natur mit Beschreibungen» (Флора Германии в рисунках, с описанием) Якоба Штурма 1796—1862
- «Flora Danica» — ботанический атлас флоры Датского королевства. Состоит из 51 части, издавался в 1761—1883 годах.
- «Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz in Wort und Bild für Schule und Haus» (Флора Германии, Австрии и Швейцарии в рассказах и образах для школы и дома) О. В. Томе 1885
- «Köhler's Medizinal-Pflanzen» — справочник по лекарственным растениям, состоит из 3 томов (1883—1914), содержит около 400 иллюстраций.
- «Bilder ur Nordens Flora» — иллюстрированная работа Карла Линдмана о флоре северных стран, выпускавшаяся в 1901—1905, 1917, и 1977—1978 годах.
- «The Banksias» (англ. The Banksias) — трёхтомная монография, содержащая изображения всех разновидностей рода Банксия (Banksia L.f.) Это первый случай, когда столь большой род был полностью нарисован одним художником англ. Celia Rosser. Считается, что это одна из выдающихся ботанических работ XX столетия.
Выдающиеся художники — иллюстраторы ботанических изданий
Примечания
Литература
Ссылки
wikiredia.ru
Ботаническая иллюстрация - это... Что такое Ботаническая иллюстрация?
Ботани́ческая иллюстра́ция — искусство изображения формы, цвета, деталей растений.
Ботанические иллюстрации часто печатаются рядом с ботаническим словесным описанием растений в книгах, журналах и других научных ботанических изданиях.
Создание таких иллюстраций требует от автора–художника понимания морфологии растений, доступа к натурным (живым природным) образцам или гербариям (образцам, засушенным для сохранности).
Ботанические иллюстрации зачастую создаются в совместной работе художника–иллюстратора и консультанта–ботаника.История
Многие ранние фармакопеи включали изображения растений. Это делалось с целью лучшего узнавания того или иного вида, как правило, в лечебных целях. Точное описание и изображение растений до появления таксономии было принципиально важно при изготовлении лекарственных препаратов.
В XVI веке швейцарец Конрад Геснер (1516—1568), изучая растения, делал тысячи рисунков разных частей растений. Постоянно упражняя руку и глаз, он совершенствовал свои наброски. Геснер выявлял характерные для растений признаки, улучшая качество научного рисунка. Его наброски стали эскизами для иллюстраций его книги «Enchiridion historiae plantarum» (1541).
С появлением и изданием систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации становятся необязательными. Однако именно в это время среди художников появляется специализация, а затем и профессия ботанического иллюстратора. Ботанические иллюстрации в это время (впрочем, как и все другие иллюстрации) создавались в технике ксилографии.
В XVIII веке улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации более точно в цвете и в деталях. Гравюра на металле постепенно заменяла ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. Каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Это было очень кропотливо и дорогостояще. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг (увражей) типа «Флор» было делом государственной важности — по ним судили, в том числе, о технических и интеллектуальных возможностях целых государств.
Всё возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов, а также состоятельных владельцев поместий, парков и садов, привёл к увеличению спроса — иллюстрации стали появляться и в книгах, рассчитанных не только на узких специалистов, но и на массового, хотя и богатого, читателя. Этому способствовало и развитие в конце XVIII — начале XIX веков торцовой гравюры на дереве, техники более совершенной, чем обрезная ксилография, и позволявшей большим мастерам передавать сложнейшие цветовые и тональные отношения и в связи с этим не прибегать к раскрашиванию оттиска (эстампа) от руки, и в то же время не столь дорогой, как гравюра на металле.
Ботанические иллюстрации стали включать в себя такие виды изданий, как полевые определители, описания гербариев и коллекций, журналы. Развитие фотографии и связанных с ней способов печати отнюдь не сделало иллюстрацию, выполненную художником, старомодной. Ботанический иллюстратор способен создать гармонию точности и образности, сплести несколько природных образцов, чтобы показать единое целое, одновременно показать и лицевую и оборотную стороны предметов (например, листьев). Кроме того, мелкие детали и части растений можно увеличить, чтобы показать их как бы под микроскопом, и разместить их по свободным местам рисунка.
В России
Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине XVIII века, когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды И. Х. Буксбаума «Plantarum minus cognitarum» (1728—1740), И. Аммана «Stirpium rariorum» (1739) и Иоганна Георга Гмелина «Flora Sibirica» (1747—1769). Первые иллюстраторы русских книг опирались на достижения немецких и швейцарских коллег.
Интерес к растениям, который проявили просвещённые русские вельможи, способствовал расцвету издания ботанических книг, в том числе и замечательно иллюстрированных, в России в конце XVIII века, в эпоху императрицы Екатерины Великой. Сама императрица оплатила из собственных средств издание в 1784—1789 годах иллюстрированной «Flora Rossica» П. С. Палласа.
Знаменитые книги с ботаническими иллюстрациями
- «Венский Диоскорид» (лат. Códex Vindobonénsis) — манускрипт VI века, копия работы натуралиста античности Диоскорида «De materia medica» (О лекарственных веществах).
- «Gottorfer Codex» — атлас растений замка нем. Schloss Gottorf, созданный в 1649—1659 годах гамбургским художником Hans Simon Holtzbecker по заказу Фридриха III. Атлас состоит из 4 томов и содержит 377 иллюстраций, в настоящее время атлас хранится в Копенгагене.[1]
- «Curtis's Botanical Magazine» (англ. Curtis's Botanical Magazine) — ботанический журнал.
- «Flora Rossica» — работа П. С. Палласа 1784 и 1788 годов, содержит сто иллюстраций.
- «Flora Graeca» (англ. Flora Graeca) — многотомное издание XVIII века, выпущенное художником Фердинандом Бауэром и ботаником Джоном Сибторпом (англ. John Sibthorp), содержащее описание растений Греции.
- «Illustrationes Florae Novae Hollandiae» — книга Фердинанда Бауэра, опубликованная в 1813 году.
- «English Botany» (англ. English Botany) — периодическое издание «Английская ботаника», выпущенное в 36 томах с 1790 по 1813 годы ботаником Джеймсом Эдвардом Смитом и художником Джеймсом Соуэрбаем (англ. James Sowerby, 1757—1822). Полное название: English Botany or, Coloured Figures of British Plants, with their Essential Characters, Synonyms and Places of Growth.
- «Flora Altaica» с иллюстрациями «Icones plantarum novarum vel imperfecte cognitarum, floram rossicam, imprimis altaicam illustrantes» К. Ф. Ледебура, 1829—1834
- «Deutschlands Flora in Abbildungen nach der Natur mit Beschreibungen» (Флора Германии в рисунках, с описанием) Якоба Штурма 1796—1862
- «Flora Danica» — ботанический атлас флоры Датского королевства. Состоит из 51 части, издавался в 1761—1883 годах.
- «Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz in Wort und Bild für Schule und Haus» (Флора Германии, Австрии и Швейцарии в рассказах и образах для школы и дома) О. В. Томе 1885
- «Köhler's Medizinal-Pflanzen» — справочник по лекарственным растениям, состоит из 3 томов (1883—1914), содержит около 400 иллюстраций.
- «Bilder ur Nordens Flora» — иллюстрированная работа Карла Линдмана о флоре северных стран, выпускавшаяся в 1901—1905, 1917, и 1977—1978 годах.
- «The Banksias» (англ. The Banksias) — трёхтомная монография, содержащая изображения всех разновидностей рода Банксия (Banksia L.f.) Это первый случай, когда столь большой род был полностью нарисован одним художником англ. Celia Rosser. Считается, что это одна из выдающихся ботанических работ XX столетия.
Выдающиеся художники — иллюстраторы ботанических изданий
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru