Биология признаки растений. Биология «Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений» 6 Класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разработка урока по биологии по теме: "Признаки растений". Биология признаки растений


Разработка урока по биологии по теме: "Признаки растений"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ИЙМЕНСКАЯ СОШ ДЗУН-ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА

РАЗРАБОТКА УРОКА

на тему

«Признаки растений»

Предмет: Природоведение

Класс: 5

Учитель: Оюн Шенне Михайловна

Стаж: 2

Без категории

Ийме – 2014

Тема: Признаки растений Дата: ____________

Цели урока:

1. Рассмотреть основные признаки растений. Повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, определить значение растений в природе и жизни человека.

2. Развивать у учащихся логическое мышление, внимательность, память, умения выделять главное, делать выводы, использовать собственные знания в новой ситуации, познавательный интерес.

3. Формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация, проектор, тетрадь для учащихся, фотогалерея удивительных растений, схема фотосинтеза

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации и технологии развития критического мышления через письмо и чтение.

Методические приемы: беседа, проблемные ситуации, использование раздаточного материала, самостоятельная работа учащихся, демонстрация мультимедийной презентации, с помощью проектора и компьютера, элементы технологии развития критического мышления через письмо и чтение.

Литература:

1. В.М.Пакулова «Природа. Неживая и живая. 5 класс»

2. Сайты в Интернете: nsportal.ru (социальная сеть работников образования), festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок»), tana.ru (сайт учителя биологии), pedsovet.ru (сообщество взаимопомощи учителей), www.zavush.info (завуч. инфо), http://ivch.ucoz.ru/load/fizminutki/fizminutka_quot_tanec_babochki_quot/6-1-0-74 (физминутка «Танец бабочки»).

Ход урока:

1. Орг.момент (1 мин)

2. Актуализация знаний учащихся (4 мин)

слайд 1

- В начале урока давайте немного повторим и проверим ваши знания. Я предлагаю вам выполнить следующее задание – среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.

выполнение в тетрадях задания

«+» - верно, «-» - неверно

1. Тела живой природы называются организмами. (+)

2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух. (-)

3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород. (-)

4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические. (+)

5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают. (-)

6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода. (+)

- Все, что мы сейчас с вами повторили, нам пригодится на сегодняшнем уроке.

3. Изучение нового материала (25 мин)

А) нацеливание

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте догадаться сами, используя мои подсказки.

слайд 3

Подсказки:

Среди этих организмов встречаются хищники.

Среди них есть гиганты и карлики.

Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)

Самых маленьких из них можно увидеть лишь под микроскопом, а самые большие весят до 5000 т и могут достигать 110 м. (Cеквоя дендрон)

Если бы эти организмы вдруг исчезли бы с лица Земли, то вскоре на ней истощились бы запасы кислорода.

Ответ: растения

тема урока записывается в тетрадях

- Сегодня мы поговорим с вами о растениях. Велик растительный мир Земли. Огромное количество растений, разнообразных по размерам, внешнему виду, биологическим особенностям, населяют нашу планету. Добро пожаловать в галерею удивительных растений!

слайд 4

Рассказ учителя: Среди растений действительно есть хищники, например, венерина мухоловка. Она получает питательные вещества, «переваривая» насекомых, лягушек и даже мышей. Самым маленьким растением по праву считают ряску вольфию, размер листочков которого достигает всего 2 мм, а самым большим – секвою вечнозеленую, высота которой может достигать 110 м. Быстрее среди всех растений растет бамбук, прирост этого растения достигает 1,7 см в час. Самый большой цветок в мире – раффлезия, размер цветка которого составляет 45 см при массе в 7 кг. Амазонская кувшинка – обладатель самых больших листьев. Самые длинные корни у дикого фикуса – до 120 м. Остальных рекордсменов среди растений вы можете изучить самостоятельно, пользуясь интернетом или школьной библиотекой.

Б) признаки, общие для растений и других живых организмов

- Растения – это объекты живой или неживой природы? (объект живой природы)

- А почему вы так решили? (присущи все свойства живых организмов)

- Предлагаю вам провести аналитическую работу, чтобы доказать вашу правоту. Для этого вместе будем сравнивать объект живой и неживой природы, например розу и стул.

работа в тетрадях

Свойства

Роза

Стул

Появление на свет

+

+

Движение

+

-

Дыхание

+

-

Питание

+

-

Рост и развитие

+

-

Размножение

+

-

Завершение жизненного цикла

+

+

Вывод: Растения – живые организмы.

- В первой колонке записаны свойства живых организмов, которые вы прекрасно знаете. В 2 и 3 колонках по каждому свойству мы должны сделать пометки: отметить знаком «+», если свойство присуще исследуемому объекту, знаком «-» - если объект не обладает данным свойством.

слайд 5

- Попутные вопросы: Какие движения характерны для растений? (к свету, ростовые движения, движения веществ по стеблю, по корню)

Как дышат растения? (поглощают кислород, выделяют углекислый газ)

Чем питается растения? (вода с минеральными веществами, органическое вещество)

Какие условия нужны для роста растений? (питательные вещества, свет, тепло, воздух, вода)

Как размножаются растения? (семенами, частями корня, листа или стебля)

- Теперь сделайте вывод по таблице (Растения – живые организмы).

В) отличительные признаки растений

- Вместе с тем растения имеют признаки, которыми отличаются их от других живых организмов. Попробуйте назвать отличительные признаки растений.

слайд 6

- Посмотрите, какие они разные и как красивы! Синие лепестки василька, красные плоды шиповника, зеленые стебли и листья, желтые лилии… Как многообразна красками осень!

- Для чего нужны растениям разноцветные лепестки? (привлекать насекомых).

слайд 7-8

- Все многообразие красок у растений обусловлено наличием в их органах и тканях красящих веществ. Их называют пигментами. Наличие пигментов – первый отличительный признак растений.

слайд 9

- Среди всех пигментов есть самый главный пигмент. Как вы думаете, какой цвет у растений самый главный? (зеленый)

- Почему? (предположения учащихся)

- Пигмент, обуславливающий зеленый цвет большинства растений, называется хлорофилл. А содержится он в специальных органоидах клетки растений – хлоропластах.

слайд 10

- Благодаря этому пигменту листья растений могут улавливать солнечный свет и вырабатывать органическое вещество, которое затем превращается в питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.

- А как растения производят органические вещества? (высказывания учащихся)

- Этот процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез – вторая отличительная особенность растений.

- Давайте разбираться, что же это за уникальный процесс.

- Сейчас вы внимательно посмотрите видеоролик о фотосинтезе и попробуйте заполнить схему в ваших тетрадях, а именно, отметите, какие вещества необходимы для данного процесса, и какие вещества образуются.

- Какие вещества необходимы для фотосинтеза? (вода и углекислый газ) Какие образуются? (кислород и сахар)

- Глядя на схему, назовите условия, при которых будет проходить фотосинтез (свет, углекислый газ, вода).

- Теперь попробуем дать определение данному процессу (фотосинтез – процесс образования органического вещества из неорганических веществ на свету).

- Почему процесс фотосинтеза является самым важный процессом на нашей планете? (образует кислород, забирает углекислый газ, образует органическое вещество).

выделить красной пастой

слайд 13

4. Закрепление пройденного материала. Оценивание (8)

    1. - Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?

    2. слайд 14

    3. - Давайте составим синквейн по теме «Растения». Синквейн – это пятистрочное стихотворение, в каждой строчке которого задается определенный набор слов.

    4. 1 строка – ключевое слово – Растения

    5. 2 строка – 2 прилагательных по теме – Зеленые, красивые

    6. 3 строка- 3 глагола – Питаются, дышат, размножаются

4 строка – ваше отношение к описываемому предмету – В листьях на свету образуется крахмал и выделяется в атмосферу кислород, или растения – основа жизни на Земле.

    1. 5 строка – одно слово, описывающее суть предмета – хлорофилл

5. Домашнее задание:

1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.

2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?».

3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения»

слайд 15

6. Подведение итогов. ( 2 мин)

Домашнее задание:hello_html_2aba1fe8.gif

1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.

2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?».

3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения».

ТЕТРАДЬ ДЛЯ УРОКА

ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

5 КЛАСС

546900

Задание 1. Среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.

«+» - верно, «-» - неверно

1. Тела живой природы называются организмами.

2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух.

3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород.

4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические.

5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают.

6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода.

Тема урока:

___________________

Задание 2. Сравните объекты

живой и неживой природы. Заполните таблицу.

«+» - есть, «-» - отсутствует

Свойства

Роза

Стул

Появление на свет

Движение

Дыхание

Питание

Рост и развитие

Размножение

Завершение жизненного цикла

Вывод: ____________________________________________________

Отличительные признаки растений:

1. ____________________________________________________________

______________________________________________________________

Главный пигмент растений: _____________________________________

2. ____________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание 3. Заполните схему

hello_html_6202a020.jpg

Схема фотосинтеза

Задание 4. Составьте синквейн по теме «Растения».

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

5.__________________________________________________________

infourok.ru

Признаки растений

Царство Растения

Царство Растения охватывает три подцарства: багрянки (Rhodo-bionta), Настоящие водоросли (Phycobionta), Высшие растения (Embryo-bionta). Для всего этого царства характерен автотрофный способ питания за счет фотосинтеза. Иногда проявляется гетеротрофаность, но это явление вторичное. Растительные клетки имеют целлюлозную клеточную оболочку, запасной продукт крахмал.

  1. Багрянки, или Красные водоросли, - в основном многоклеточные, но есть и одноклеточные. Слоевище в виде простых или ветвящихся нитей, кустиков, пластинок. Фотосинтезирующие пигменты содержатся в хроматофорах. В состав их входят хлорофилл а, хлорофилл бы, каротин, ксантофил и два специфических пигменты - красный фикоэритрин, и синий фикоцианин. Клетки багрянок имеют органеллы, одно или несколько ядер, вакуоли. Размножение у них и половое, и бесполое. Бесполое размножение происходит за счет спор, а половое представлено оогамия. Багрянки - морские водоросли, за исключением некоторых видов, встречающихся в пресных водах.
  2. Настоящие водоросли не имеют эпидермиса, устьиц и проводящей системы. Органы полового размножения и спороношения одноклеточные или совсем не развиваются.
  3. Высшие растения - наиболее приспособленная группа растений к условиям произрастания. У представителей этого подцарства произошла глубокая внутренняя специализация внутри организма, что способствовало образованию системы тканей. Одновременно состоялась и морфологическая дифференциация тела растения с формированием вегетативных органов - корня и побега (кроме мхов, в которых корней нет). Половые органы (антеридии и архегонии) многоклеточные, кроме цветочных растений, которые не имеют половых органов. В высокоразвитых высших растений (голосеменных и покрытосеменных) появляется семян как орган размножения. Позже формируется цветок, принадлежит к репродуктивным (генеративных) органов покрытосеменных растений.

Замечание 1

Тело высших растений состоит из отдельных органов, которые отличаются как морфологическим строением, так и тканевой организацией.

У высших растений различают вегетативные и генеративные органы:

  • Вегетативные органы выполняют основные метаболические функции растений, обеспечивая их жизнедеятельность. К вегетативным органам относится корень и побег, состоящий из стебля и листьев.
  • Генеративные органы отвечают за половое размножение. Например: шишка, цветок.

Растительные ткани

Растительные ткани, как и животные, образованные группами родственных по происхождению и строению клеток, объединенных выполнением совместных функций. Но они имеют некоторые специфические особенности. Растительные клетки, кроме плазматической мембраны, окруженные жесткой целлюлозной оболочкой.

В состав клеточной оболочки кроме целлюлозы (клетчатки) входят также другие полисахариды (пектины, гемицеллюлоза и лигнин). Они добавляют прочности тканям растений. Например, содержание лигнина пропорционален степени одеревенение органа растения. При этом, клеточная стенка мешает объединению клеток в функциональное целое-ткань. Поэтому для взаимосвязей между клетками в растительных тканях существуют специальные приспособления - плазмодесмы.

Вегетативные органы растений, как один из главных их признаков

Вегетативные органы образуют подземную и надземную части растения. Морфологическая и анатомическое строение вегетативных органов приспособлена к выполнению соответствующих им функций.

Определение 1

Корень - это вегетативный осевой орган растения с неограниченным ростом, который развивается преимущественно в почве. Корневая система - это совокупность всех корней растения.

По форме различают три типа корневых систем:

  • основная - которая имеет хорошо выраженный главный корень, занимает в почве вертикальное положение;
  • мочковатую - состоящий из большого количества почти одинаковых дополнительных корней, которые растут пучком от основания стебля;
  • смешанная - с различными видами корней.

Определение 2

Побег - это комплексный осевой вегетативный орган растения, состоящий из стебля и расположенных на нем листьев и почек.

Стебель как осевая часть побега осуществляет много функций:

  • связь всех частей растения;
  • увеличение поверхности за счет ветвления;
  • размещение листьев и почек;
  • транспортировка воды с растворимыми минеральными и органическими веществами;
  • вегетативное размножение;
  • фотосинтез (травянистые)
  • запас питательных веществ.

Все составляющие побега развиваются из почек, которые разделяют на вегетативные и генеративные. По расположению выделяют верхушечные и боковые почки.

Часть растения, которая состоит из апикальной меристемы и за счет которой происходит рост стебля, называется конусом нарастания или точкой роста. Это важная и активная часть растения.

Жизненные формы растений

В зависимости от степени одеревенение стебля, его морфологических и анатомических признаков, выделяют различные жизненные формы растения:

  • деревянистые растения (деревья, кусты, кусты)
  • полудревесные растения (полукустов, полукустики)
  • травянистые растения.

Замечание 2

Каждая из этих групп растений формирует соответствующий ярус в лесных экосистемах и характеризуется соответствующими экологическими функциями и признаками.

Деревья - это одноствольные деревянистые растения, разветвления которых начинается высоко над поверхностью земли. Деревья образуют основу данного растительного группировки и подрост. Они имеют большую продолжительность жизни - десятки, а иногда и сотни лет. Кусты - многоствольные растения, разветвления которых начинается с основания. В кустиков главная ось быстро отмирает и замещается боковыми. Кусты входят в состав подлеска, а кустики - живого напочвенного покрытия. Первые имеют высоту от 1 до 6 метров, а вторые - не более 50 см.

Продолжительность жизни растений этих форм - 10-25 лет. У травянистых растений стебель не одревесневает.

По морфологическим признакам травы - очень разнообразная группа. Они - главный компонент живого напочвенного покрытия. Очень большое видовое разнообразие травянистых растений характерно для луговых и степных фитоценозов. Среди этой группы встречаются как однолетние, двухлетние, такие многолетние формы. Большинство многолетних трав после цветения и плодоношения теряют все надземные побеги. На подземных побегах формируются зимующие почки.

spravochnick.ru

Биология «Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений» 6 Класс

6 класс

Биология

Тема: Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения.

Цель: изучить основные признаки растений и особенности строения цветковых растений. Рассмотреть особенности семенных и цветковых растений.

Задачи:

— рассмотреть и изучить отличительные признаки растений, характеристики цветковых растений и их органов. Познакомиться с семенными и споровыми растениями

— развить умение выделять главное, логически размышлять, устанавливать причинно-следственные взаимосвязи, применять свои знания на практике.

— воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету.

Методы и приемы: рассказ с элементами беседы

Тип урока:

урок изучения и первичного закрепления новых знании

Ход урока

  1. Организация познавательной деятельности учащихся.

  2. Актуализация ЗУН

  1. какие жизненные формы растений существуют? Их особенности.

  2. На какие группы подразделяются растения? Примеры. Особенности каждой группы

III.

Растения — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Царство растений представлено самыми разнообразными жизненными формами (в первую очередь, цветковые)  — среди них есть деревья, кустарники, травы и др.

Основная структурная единица тела растений это клетка.

Растения имеют ткани: 1. образовательные. 2. покровные. 3.основные. 4.механические. 5. проводящие. 6.выделительные.

Все растения имеют общие и характерные только для них признаки такие как:

Вопрос классу: какими общими признаками обладают все растения?

—  Растения — автотрофные фотосинтезирующие организмы.

— Растения не способны активно передвигаться, ведут в основном прикрепленный образ жизни.

—  Для растений характерны особые ростовые движения 

— У растений часто наблюдается и ветвление

— Рост растений неограничен и т.д.

Размножаются растения тремя путями:

— половым

— вегетативным

— бесполым (охарактеризовать особенности процессов)

Царство растений делится на два больших подцарства:

— низшие растения — водоросли

— высшие растения – моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные т покрытосеменные. (Охарактеризовать отличия низших растений от высших)

Моховидные, или Мхи — отдел высших растений, насчитывающий около 10 000 видов, Как правило, это мелкие растения. Длина лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра, и эпифиты, которые могут быть ещё более длинными.

Папоротники, или папоротниковидные растения

Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохранивших значительное разнообразие, сопоставимое с тем, что было в прошлом. Папоротники сильно различаются по размерам, жизненным формам, жизненным циклам, особенностям строения и другим особенностям. Внешний облик их настолько характерен, что люди обычно называют все их одинаково — «папоротники», не подозревая, что это самая большая группа споровых растений. У папоротников ещё нет настоящих листьев. Но они сделали в их направлении первые шаги. То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости

 Хвощевидные — Ныне живущие виды — исключительно травянистые растения высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров

Голосеменные растения  — древняя группа семенных растений, появившаяся в конце девона, около 350 млн лет назад.

Голосеменные включают более 1000 видов, произрастающих в настоящее время на Земле. Выражение «голосеменные», впервые использованное ботаником Бекетовым. Это указывает на главную отличительную черту этих растений, a именно на то, что семяпочки, а затем и происшедшие из них семена не имеют замкнутого вместилища, как это замечается у всех покрытосеменных. Завязь здесь имеет вид простой чешуи, на которой сидит одна или несколько семяпочек; иногда же и эта чешуя не развивается. Представителем является сосна обыкновенная. (охарактеризовать с помощью учащихся)

Цветковые растения, или Покрытосеменные  — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные). Ещё одна существенная особенность цветковых растений — двойное оплодотворение.

Покрытосеменные, наряду с голосеменными (Gymnospermae) составляют одну из двух групп семенных растений.

Покрытосеменные разделяются на два класса:

— однодольные – одна семядоля (зерно, кукуруза, лен)

— двудольные – две семядоли (горох, фасоль, картофель)

лист

стебель

цветок

плод

цветковое растение

строение

размножение

вегетативное

семенное

корень

семена

Все растения кроме покрытосеменных (цветковых) размножаются с помощью спор, а цветковые с помощь семян.

  1. закрепление

  1. Охарактеризовать общие признаки растений.

  2. Какие разновидности растений встречаются в природе? их особенности.

  1. лабораторная работа №1 тема «разнообразие растений»

  2. Д/з

www.alllessons.ru

Признаки жизни — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).

Организм — это любой живой объект: животное, растение, даже бактерия!

 

Несмотря на большое разнообразие живых организмов, они обладают признаками, характерными только для живых организмов — признаками жизни.

 

Признаки жизни — это дыхание, питание, выделение веществ, рост и развитие, движение, раздражимость и размножение.

Дыхание — поглощение кислорода и выделение углекислого газа.

LNS_13-04-2011_EGN_04_Cold morning dairy cows 6_fct500x308x13_t460.jpgnigel-cattlin-pondweed-elodea-giving-off-oxygen-bubbles-in-sunlight_i-G-38-3812-8RSIF00Z.png

О дыхании животных свидетельствует водяной пар, который становится видимым в холодную погоду

В аквариуме также можно наблюдать дыхание растений: выдыхаемый газ образует пузырьки на листьях растений

Питание — поглощение питательных веществ и воды.

раст.bmpeating-hamster.jpg

Растения производят питательные вещества из углекислого газа и воды, используя солнечную энергию

Животные поглощают питательные вещества, произведённые другими организмами, получая из них необходимую энергию

Выделение веществ — выведение из организма излишней воды, неиспользованных питательных веществ, углекислого газа.

ty.pngtranspiration-bag-large.png

У животных есть специальная выделительная система

Испаряемую растениями воду можно собрать в пакет

Рост — увеличение размеров и массы.

Развитие — приобретение новых качеств.

158943539_55c832628c.pngs.png

Взрослая собака и щенок

Растения растут всю жизнь

Движение — изменение положения тела в пространстве.

flying-birds-669-2.pngphototrophism-940x626.png

У животных есть специальные органы движения

Растения наклоняются в сторону света

Раздражимость — способность организма реагировать на изменения среды.

iguna_1617768i.pngdrosera-sundew-20.png

Для восприятия раздражения у многих животных имеются специальные органы, например, глаза, уши

Когда насекомое касается листа росянки, растение сворачивается и схватывает его

Размножение — воспроизведение себе подобных.

hatching2.png00-Seedling-06.png

Детёныши крокодила вылупляются из яйца

Растения размножаются семенами

www.yaklass.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта