Разработка урока по биологии по теме: "Признаки растений". Биология признаки растений
Разработка урока по биологии по теме: "Признаки растений"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИЙМЕНСКАЯ СОШ ДЗУН-ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА
РАЗРАБОТКА УРОКА
на тему
«Признаки растений»
Предмет: Природоведение
Класс: 5
Учитель: Оюн Шенне Михайловна
Стаж: 2
Без категории
Ийме – 2014
Тема: Признаки растений Дата: ____________
Цели урока:
1. Рассмотреть основные признаки растений. Повторить признаки живых организмов, выявить отличительные и характерные признаки растений, определить значение растений в природе и жизни человека.
2. Развивать у учащихся логическое мышление, внимательность, память, умения выделять главное, делать выводы, использовать собственные знания в новой ситуации, познавательный интерес.
3. Формировать бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, проектор, тетрадь для учащихся, фотогалерея удивительных растений, схема фотосинтеза
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации и технологии развития критического мышления через письмо и чтение.
Методические приемы: беседа, проблемные ситуации, использование раздаточного материала, самостоятельная работа учащихся, демонстрация мультимедийной презентации, с помощью проектора и компьютера, элементы технологии развития критического мышления через письмо и чтение.
Литература:
1. В.М.Пакулова «Природа. Неживая и живая. 5 класс»
2. Сайты в Интернете: nsportal.ru (социальная сеть работников образования), festival.1september.ru (фестиваль педагогических идей «Открытый урок»), tana.ru (сайт учителя биологии), pedsovet.ru (сообщество взаимопомощи учителей), www.zavush.info (завуч. инфо), http://ivch.ucoz.ru/load/fizminutki/fizminutka_quot_tanec_babochki_quot/6-1-0-74 (физминутка «Танец бабочки»).
Ход урока:
1. Орг.момент (1 мин)
2. Актуализация знаний учащихся (4 мин)
слайд 1
- В начале урока давайте немного повторим и проверим ваши знания. Я предлагаю вам выполнить следующее задание – среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.
выполнение в тетрадях задания
«+» - верно, «-» - неверно
1. Тела живой природы называются организмами. (+)
2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух. (-)
3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород. (-)
4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические. (+)
5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают. (-)
6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода. (+)
- Все, что мы сейчас с вами повторили, нам пригодится на сегодняшнем уроке.
3. Изучение нового материала (25 мин)
А) нацеливание
- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте догадаться сами, используя мои подсказки.
слайд 3
Подсказки:
Среди этих организмов встречаются хищники.
Среди них есть гиганты и карлики.
Они могут жить до 5000 лет. (Cосна долговечная)
Самых маленьких из них можно увидеть лишь под микроскопом, а самые большие весят до 5000 т и могут достигать 110 м. (Cеквоя дендрон)
Если бы эти организмы вдруг исчезли бы с лица Земли, то вскоре на ней истощились бы запасы кислорода.
Ответ: растения
тема урока записывается в тетрадях
- Сегодня мы поговорим с вами о растениях. Велик растительный мир Земли. Огромное количество растений, разнообразных по размерам, внешнему виду, биологическим особенностям, населяют нашу планету. Добро пожаловать в галерею удивительных растений!
слайд 4
Рассказ учителя: Среди растений действительно есть хищники, например, венерина мухоловка. Она получает питательные вещества, «переваривая» насекомых, лягушек и даже мышей. Самым маленьким растением по праву считают ряску вольфию, размер листочков которого достигает всего 2 мм, а самым большим – секвою вечнозеленую, высота которой может достигать 110 м. Быстрее среди всех растений растет бамбук, прирост этого растения достигает 1,7 см в час. Самый большой цветок в мире – раффлезия, размер цветка которого составляет 45 см при массе в 7 кг. Амазонская кувшинка – обладатель самых больших листьев. Самые длинные корни у дикого фикуса – до 120 м. Остальных рекордсменов среди растений вы можете изучить самостоятельно, пользуясь интернетом или школьной библиотекой.
Б) признаки, общие для растений и других живых организмов
- Растения – это объекты живой или неживой природы? (объект живой природы)
- А почему вы так решили? (присущи все свойства живых организмов)
- Предлагаю вам провести аналитическую работу, чтобы доказать вашу правоту. Для этого вместе будем сравнивать объект живой и неживой природы, например розу и стул.
работа в тетрадях
Свойства
Роза
Стул
Появление на свет
+
+
Движение
+
-
Дыхание
+
-
Питание
+
-
Рост и развитие
+
-
Размножение
+
-
Завершение жизненного цикла
+
+
Вывод: Растения – живые организмы.
- В первой колонке записаны свойства живых организмов, которые вы прекрасно знаете. В 2 и 3 колонках по каждому свойству мы должны сделать пометки: отметить знаком «+», если свойство присуще исследуемому объекту, знаком «-» - если объект не обладает данным свойством.
слайд 5
- Попутные вопросы: Какие движения характерны для растений? (к свету, ростовые движения, движения веществ по стеблю, по корню)
Как дышат растения? (поглощают кислород, выделяют углекислый газ)
Чем питается растения? (вода с минеральными веществами, органическое вещество)
Какие условия нужны для роста растений? (питательные вещества, свет, тепло, воздух, вода)
Как размножаются растения? (семенами, частями корня, листа или стебля)
- Теперь сделайте вывод по таблице (Растения – живые организмы).
В) отличительные признаки растений
- Вместе с тем растения имеют признаки, которыми отличаются их от других живых организмов. Попробуйте назвать отличительные признаки растений.
слайд 6
- Посмотрите, какие они разные и как красивы! Синие лепестки василька, красные плоды шиповника, зеленые стебли и листья, желтые лилии… Как многообразна красками осень!
- Для чего нужны растениям разноцветные лепестки? (привлекать насекомых).
- Все многообразие красок у растений обусловлено наличием в их органах и тканях красящих веществ. Их называют пигментами. Наличие пигментов – первый отличительный признак растений.
слайд 9
- Среди всех пигментов есть самый главный пигмент. Как вы думаете, какой цвет у растений самый главный? (зеленый)
- Почему? (предположения учащихся)
- Пигмент, обуславливающий зеленый цвет большинства растений, называется хлорофилл. А содержится он в специальных органоидах клетки растений – хлоропластах.
слайд 10
- Благодаря этому пигменту листья растений могут улавливать солнечный свет и вырабатывать органическое вещество, которое затем превращается в питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.
- А как растения производят органические вещества? (высказывания учащихся)
- Этот процесс называется фотосинтезом. Фотосинтез – вторая отличительная особенность растений.
- Давайте разбираться, что же это за уникальный процесс.
- Какие вещества необходимы для фотосинтеза? (вода и углекислый газ) Какие образуются? (кислород и сахар)
- Глядя на схему, назовите условия, при которых будет проходить фотосинтез (свет, углекислый газ, вода).
- Теперь попробуем дать определение данному процессу (фотосинтез – процесс образования органического вещества из неорганических веществ на свету).
- Почему процесс фотосинтеза является самым важный процессом на нашей планете? (образует кислород, забирает углекислый газ, образует органическое вещество).
выделить красной пастой
слайд 13
4. Закрепление пройденного материала. Оценивание (8)
- Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?
слайд 14
- Давайте составим синквейн по теме «Растения». Синквейн – это пятистрочное стихотворение, в каждой строчке которого задается определенный набор слов.
1 строка – ключевое слово – Растения
2 строка – 2 прилагательных по теме – Зеленые, красивые
3 строка- 3 глагола – Питаются, дышат, размножаются
4 строка – ваше отношение к описываемому предмету – В листьях на свету образуется крахмал и выделяется в атмосферу кислород, или растения – основа жизни на Земле.
5 строка – одно слово, описывающее суть предмета – хлорофилл
5. Домашнее задание:
1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.
2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?».
3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения»
слайд 15
6. Подведение итогов. ( 2 мин)
Домашнее задание:
1) п.38, пересказ, ответить на вопросы с 152.
2) Напишите в тетрадях как можно ответов на вопрос: «За что я хочу сказать спасибо растениям?».
3) Составьте собственную презентацию по теме «Удивительные растения».
ТЕТРАДЬ ДЛЯ УРОКА
ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
5 КЛАСС
Задание 1. Среди предложенных утверждений выберите верные, а в неверных утверждениях исправьте допущенные ошибки.
«+» - верно, «-» - неверно
1. Тела живой природы называются организмами.
2. К организмам можно отнести березу, слона, жука, камень, человека и воздух.
3. В процессе дыхания все живые организмы используют углекислый газ, который берут из окружающего воздуха, а выделяют кислород.
4. Растения используют в пищу неорганические вещества, а образуют органические.
5. Живые организмы обладают одинаковыми свойствами: они дышат, питаются, растут, размножаются, живут в различных средах обитания, стареют и умирают.
6. Для роста растений необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух и вода.
Тема урока:
___________________
Задание 2. Сравните объекты
живой и неживой природы. Заполните таблицу.
«+» - есть, «-» - отсутствует
Свойства
Роза
Стул
Появление на свет
Движение
Дыхание
Питание
Рост и развитие
Размножение
Завершение жизненного цикла
Вывод: ____________________________________________________
Отличительные признаки растений:
1. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
Главный пигмент растений: _____________________________________
2. ____________________________________________________________
______________________________________________________________
Задание 3. Заполните схему
Схема фотосинтеза
Задание 4. Составьте синквейн по теме «Растения».
1. ____________________________________________________________
2. ____________________________________________________________
3. ____________________________________________________________
4. ____________________________________________________________
5.__________________________________________________________
infourok.ru
Признаки растений
Царство Растения
Царство Растения охватывает три подцарства: багрянки (Rhodo-bionta), Настоящие водоросли (Phycobionta), Высшие растения (Embryo-bionta). Для всего этого царства характерен автотрофный способ питания за счет фотосинтеза. Иногда проявляется гетеротрофаность, но это явление вторичное. Растительные клетки имеют целлюлозную клеточную оболочку, запасной продукт крахмал.
- Багрянки, или Красные водоросли, - в основном многоклеточные, но есть и одноклеточные. Слоевище в виде простых или ветвящихся нитей, кустиков, пластинок. Фотосинтезирующие пигменты содержатся в хроматофорах. В состав их входят хлорофилл а, хлорофилл бы, каротин, ксантофил и два специфических пигменты - красный фикоэритрин, и синий фикоцианин. Клетки багрянок имеют органеллы, одно или несколько ядер, вакуоли. Размножение у них и половое, и бесполое. Бесполое размножение происходит за счет спор, а половое представлено оогамия. Багрянки - морские водоросли, за исключением некоторых видов, встречающихся в пресных водах.
- Настоящие водоросли не имеют эпидермиса, устьиц и проводящей системы. Органы полового размножения и спороношения одноклеточные или совсем не развиваются.
- Высшие растения - наиболее приспособленная группа растений к условиям произрастания. У представителей этого подцарства произошла глубокая внутренняя специализация внутри организма, что способствовало образованию системы тканей. Одновременно состоялась и морфологическая дифференциация тела растения с формированием вегетативных органов - корня и побега (кроме мхов, в которых корней нет). Половые органы (антеридии и архегонии) многоклеточные, кроме цветочных растений, которые не имеют половых органов. В высокоразвитых высших растений (голосеменных и покрытосеменных) появляется семян как орган размножения. Позже формируется цветок, принадлежит к репродуктивным (генеративных) органов покрытосеменных растений.
Замечание 1
Тело высших растений состоит из отдельных органов, которые отличаются как морфологическим строением, так и тканевой организацией.
У высших растений различают вегетативные и генеративные органы:
- Вегетативные органы выполняют основные метаболические функции растений, обеспечивая их жизнедеятельность. К вегетативным органам относится корень и побег, состоящий из стебля и листьев.
- Генеративные органы отвечают за половое размножение. Например: шишка, цветок.
Растительные ткани
Растительные ткани, как и животные, образованные группами родственных по происхождению и строению клеток, объединенных выполнением совместных функций. Но они имеют некоторые специфические особенности. Растительные клетки, кроме плазматической мембраны, окруженные жесткой целлюлозной оболочкой.
В состав клеточной оболочки кроме целлюлозы (клетчатки) входят также другие полисахариды (пектины, гемицеллюлоза и лигнин). Они добавляют прочности тканям растений. Например, содержание лигнина пропорционален степени одеревенение органа растения. При этом, клеточная стенка мешает объединению клеток в функциональное целое-ткань. Поэтому для взаимосвязей между клетками в растительных тканях существуют специальные приспособления - плазмодесмы.
Вегетативные органы растений, как один из главных их признаков
Вегетативные органы образуют подземную и надземную части растения. Морфологическая и анатомическое строение вегетативных органов приспособлена к выполнению соответствующих им функций.
Определение 1
Корень - это вегетативный осевой орган растения с неограниченным ростом, который развивается преимущественно в почве. Корневая система - это совокупность всех корней растения.
По форме различают три типа корневых систем:
- основная - которая имеет хорошо выраженный главный корень, занимает в почве вертикальное положение;
- мочковатую - состоящий из большого количества почти одинаковых дополнительных корней, которые растут пучком от основания стебля;
- смешанная - с различными видами корней.
Определение 2
Побег - это комплексный осевой вегетативный орган растения, состоящий из стебля и расположенных на нем листьев и почек.
Стебель как осевая часть побега осуществляет много функций:
- связь всех частей растения;
- увеличение поверхности за счет ветвления;
- размещение листьев и почек;
- транспортировка воды с растворимыми минеральными и органическими веществами;
- вегетативное размножение;
- фотосинтез (травянистые)
- запас питательных веществ.
Все составляющие побега развиваются из почек, которые разделяют на вегетативные и генеративные. По расположению выделяют верхушечные и боковые почки.
Часть растения, которая состоит из апикальной меристемы и за счет которой происходит рост стебля, называется конусом нарастания или точкой роста. Это важная и активная часть растения.
Жизненные формы растений
В зависимости от степени одеревенение стебля, его морфологических и анатомических признаков, выделяют различные жизненные формы растения:
- деревянистые растения (деревья, кусты, кусты)
- полудревесные растения (полукустов, полукустики)
- травянистые растения.
Замечание 2
Каждая из этих групп растений формирует соответствующий ярус в лесных экосистемах и характеризуется соответствующими экологическими функциями и признаками.
Деревья - это одноствольные деревянистые растения, разветвления которых начинается высоко над поверхностью земли. Деревья образуют основу данного растительного группировки и подрост. Они имеют большую продолжительность жизни - десятки, а иногда и сотни лет. Кусты - многоствольные растения, разветвления которых начинается с основания. В кустиков главная ось быстро отмирает и замещается боковыми. Кусты входят в состав подлеска, а кустики - живого напочвенного покрытия. Первые имеют высоту от 1 до 6 метров, а вторые - не более 50 см.
Продолжительность жизни растений этих форм - 10-25 лет. У травянистых растений стебель не одревесневает.
По морфологическим признакам травы - очень разнообразная группа. Они - главный компонент живого напочвенного покрытия. Очень большое видовое разнообразие травянистых растений характерно для луговых и степных фитоценозов. Среди этой группы встречаются как однолетние, двухлетние, такие многолетние формы. Большинство многолетних трав после цветения и плодоношения теряют все надземные побеги. На подземных побегах формируются зимующие почки.
spravochnick.ru
Биология «Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений» 6 Класс
6 класс
Биология
Тема: Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения.
Цель: изучить основные признаки растений и особенности строения цветковых растений. Рассмотреть особенности семенных и цветковых растений.
Задачи:
— рассмотреть и изучить отличительные признаки растений, характеристики цветковых растений и их органов. Познакомиться с семенными и споровыми растениями
— развить умение выделять главное, логически размышлять, устанавливать причинно-следственные взаимосвязи, применять свои знания на практике.
— воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно; воспитывать у учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету.
Методы и приемы: рассказ с элементами беседы
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых знании
Ход урока
Организация познавательной деятельности учащихся.
Актуализация ЗУН
какие жизненные формы растений существуют? Их особенности.
На какие группы подразделяются растения? Примеры. Особенности каждой группы
III.
Растения — одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Нередко к растениям относят также все водоросли или некоторые их группы. Царство растений представлено самыми разнообразными жизненными формами (в первую очередь, цветковые) — среди них есть деревья, кустарники, травы и др.
Основная структурная единица тела растений это клетка.
Растения имеют ткани: 1. образовательные. 2. покровные. 3.основные. 4.механические. 5. проводящие. 6.выделительные.
Все растения имеют общие и характерные только для них признаки такие как:
Вопрос классу: какими общими признаками обладают все растения?
— Растения — автотрофные фотосинтезирующие организмы.
— Растения не способны активно передвигаться, ведут в основном прикрепленный образ жизни.
— Для растений характерны особые ростовые движения
— У растений часто наблюдается и ветвление
— Рост растений неограничен и т.д.
Размножаются растения тремя путями:
— половым
— вегетативным
— бесполым (охарактеризовать особенности процессов)
Царство растений делится на два больших подцарства:
— низшие растения — водоросли
— высшие растения – моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные т покрытосеменные. (Охарактеризовать отличия низших растений от высших)
Моховидные, или Мхи — отдел высших растений, насчитывающий около 10 000 видов, Как правило, это мелкие растения. Длина лишь изредка превышает 50 мм; исключение составляют водные мхи, некоторые из которых имеют длину более полуметра, и эпифиты, которые могут быть ещё более длинными.
Папоротники, или папоротниковидные растения
Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохранивших значительное разнообразие, сопоставимое с тем, что было в прошлом. Папоротники сильно различаются по размерам, жизненным формам, жизненным циклам, особенностям строения и другим особенностям. Внешний облик их настолько характерен, что люди обычно называют все их одинаково — «папоротники», не подозревая, что это самая большая группа споровых растений. У папоротников ещё нет настоящих листьев. Но они сделали в их направлении первые шаги. То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости
Хвощевидные — Ныне живущие виды — исключительно травянистые растения высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров
Голосеменные растения — древняя группа семенных растений, появившаяся в конце девона, около 350 млн лет назад.
Голосеменные включают более 1000 видов, произрастающих в настоящее время на Земле. Выражение «голосеменные», впервые использованное ботаником Бекетовым. Это указывает на главную отличительную черту этих растений, a именно на то, что семяпочки, а затем и происшедшие из них семена не имеют замкнутого вместилища, как это замечается у всех покрытосеменных. Завязь здесь имеет вид простой чешуи, на которой сидит одна или несколько семяпочек; иногда же и эта чешуя не развивается. Представителем является сосна обыкновенная. (охарактеризовать с помощью учащихся)
Цветковые растения, или Покрытосеменные — отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка в качестве органа полового размножения и замкнутого вместилища у семяпочки (а затем и у происшедшего из неё семени, откуда и появилось название покрытосеменные). Ещё одна существенная особенность цветковых растений — двойное оплодотворение.
Покрытосеменные, наряду с голосеменными (Gymnospermae) составляют одну из двух групп семенных растений.
Покрытосеменные разделяются на два класса:
— однодольные – одна семядоля (зерно, кукуруза, лен)
— двудольные – две семядоли (горох, фасоль, картофель)
лист
стебель
цветок
плод
цветковое растение
строение
размножение
вегетативное
семенное
корень
семена
Все растения кроме покрытосеменных (цветковых) размножаются с помощью спор, а цветковые с помощь семян.
закрепление
Охарактеризовать общие признаки растений.
Какие разновидности растений встречаются в природе? их особенности.
лабораторная работа №1 тема «разнообразие растений»
Д/з
www.alllessons.ru
Признаки жизни — урок. Биология, Бактерии. Грибы. Растения (5–6 класс).
Организм — это любой живой объект: животное, растение, даже бактерия!
Несмотря на большое разнообразие живых организмов, они обладают признаками, характерными только для живых организмов — признаками жизни.
Признаки жизни — это дыхание, питание, выделение веществ, рост и развитие, движение, раздражимость и размножение.
Дыхание — поглощение кислорода и выделение углекислого газа.
О дыхании животных свидетельствует водяной пар, который становится видимым в холодную погоду | В аквариуме также можно наблюдать дыхание растений: выдыхаемый газ образует пузырьки на листьях растений |
Питание — поглощение питательных веществ и воды.
Растения производят питательные вещества из углекислого газа и воды, используя солнечную энергию | Животные поглощают питательные вещества, произведённые другими организмами, получая из них необходимую энергию |
Выделение веществ — выведение из организма излишней воды, неиспользованных питательных веществ, углекислого газа.
У животных есть специальная выделительная система | Испаряемую растениями воду можно собрать в пакет |
Рост — увеличение размеров и массы.
Развитие — приобретение новых качеств.
Взрослая собака и щенок | Растения растут всю жизнь |
Движение — изменение положения тела в пространстве.
У животных есть специальные органы движения | Растения наклоняются в сторону света |
Раздражимость — способность организма реагировать на изменения среды.
Для восприятия раздражения у многих животных имеются специальные органы, например, глаза, уши | Когда насекомое касается листа росянки, растение сворачивается и схватывает его |
Размножение — воспроизведение себе подобных.
Детёныши крокодила вылупляются из яйца | Растения размножаются семенами |
www.yaklass.ru