5 лечебных растений. 5 лекарственных растений, которые могут заменить содержимое аптечки

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по естествознанию на тему "Лекарственные растения" (5 класс). 5 лечебных растений


Топ-5 самых недооцененных лекарственных растений

Существуют тысячи, если не миллионы растений, которые могут похвастаться удивительными целебными свойствами, исцеляя практически любой недуг. Прежде чем потянуться за аптечным лекарственным средством или кремом, сделайте своему организму одолжение и попробуйте сначала прибегнуть к помощи этих удивительных природных альтернатив! Огромным их преимуществом является то, что многие растения и травы могут быть выращены самостоятельно в домашних условиях, либо их можно приобрести в виде эфирных масел. Кроме того, риск возможных побочных эффектов намного меньший (при условии, что нет аллергии на растение) по сравнению с фармацевтическими препаратами.

Вот топ-5 самых недооцененных лекарственных растений, обладающих множеством целебных свойств.

1. Имбирь

Имбирь - удивительная пряность, которая не только характеризуется прекрасным вкусом (особенно в сочетании с чесноком), но и имеет целый букет преимуществ для здоровья. Имбирь очень широко известен своей способностью подавлять тошноту. Но он также обладает антибактериальными, антиоксидантными и антипаразитарными свойствами и является противовоспалительным средством. И это лишь некоторые из многих возможных применений имбиря.

Благодаря противовоспалительным свойствам он является эффективной добавкой при лечении боли в суставах, менструальной боли, мигрени и многого другого. Имбирь также отлично подходит для людей, которые страдают от несварения желудка; он содержит ферменты для переваривания белка и помогает стимулировать желудок опорожнить его содержимое.

2. Мята

Мята перечная обладает многими преимуществами для дыхательной системы, при кашле, простудных заболеваниях, аллергии, туберкулезе. При этих недугах применяют втирание масла мяты перечной в области грудной клетки. Также известно, что масло этого растения оказывает благотворное влияние на здоровье пищеварительной системы. Мятный чай может облегчить боли в брюшной полости, связанные с пищеварением.

Листья мяты перечной, чай и масло найти в аптеках не представляет никакой сложности. Кроме того, мяту также очень легко выращивать в своем саду. Дополнительным бонусом к этому является то, что она хорошо пахнет и помогает отгонять нежелательных насекомых-вредителей.

3. Ромашка

Ромашкой издавна восхищаются из-за ее способности снимать стресс и дарить чувство расслабленности. Но известно ли вам, что она имеет широкий спектр других преимуществ? Согласно правительственной организации в Германии, известной как комиссия E, было одобрено применение ромашки для уменьшения отеков на коже и борьбы с бактериями. Она является мощным противовоспалительным средством, а также характеризуется антибактериальными, антиаллергенными, антиспазматическими и седативными свойствами. Ромашка была использована для лечения различных кожных заболеваний, таких как псориаз, экзема, ветряная оспа, опрелости и многие другие.

4. Тимьян

Тимьян не только отлично подходит для приготовления пищи, обеспечивая прекрасный вкус и аромат вашим блюдам, но и содержит много полезных флавоноидов для вашего здоровья. Некоторые из них способны защитить и увеличить процент здоровых жиров, содержащихся в клеточных мембранах. В тимьяне также много питательных веществ, включая витамин C, витамин А, железо, марганец, медь и пищевые волокна.

Тимьяновое масло характеризуется широким спектром актуальных применений, в частности при подагре, укусах, язвах, артритах, менструальных болях, тошноте, усталости, потливости ног и даже при похмелье. Это также отличное масло для ароматерапии, оно может быть использовано для успокоения, укрепления памяти и концентрации.

5. Лаванда

Лавандовое масло – удивительное эфирное масло, обладающее множеством целебных свойств. Используется в ароматерапевтических целях для лечения бессонницы, депрессии, стресса и беспокойства.

Масло лаванды применялось еще и как средство для борьбы с устойчивыми инфекциями кожи и ногтей. Оно также может быть использовано для облегчения болей в мышцах и суставах, лечения кожных заболеваний, таких как акне, псориаз и экземы. Кроме того, успокаивает кожу после укусов насекомых, убивает вшей и гнид, стимулирует рост волос, улучшает пищеварение, облегчает различные дыхательные расстройства и многое другое.

Будьте здоровы!

fb.ru

5 лекарственных растений, которые могут заменить содержимое аптечки

Zefirka > Полезное > 5 лекарственных растений, которые могут заменить содержимое аптечки

Если все-таки проблемы со здоровьем застали вас врасплох, а лекарства остались дома, попробуйте найти подходящее снадобье в дикой природе. Эти 5 лекарственных растений могут весьма пригодиться в походе, когда под рукой не окажется полноценной медицинской аптечки.

1.

Подорожник 5 лекарственных растений, которые могут заменить содержимое аптечкиУкусы многих насекомых сами по себе не причиняют серьезного вреда здоровью, но они могут создать ощутимый дискомфорт, вызвав отек, зуд, а в крайних случаях — аллергическую реакцию. Снять неприятные симптомы и боль можно таким народным средством, как подорожник. Листья необходимо промыть водой, размять до выступления сока или разжевать и положить на место укуса. Увядающие листья периодически следует менять на более свежие.Помимо этого подорожник можно использовать как природный антисептик. Приложенный к ране лист предотвращает развитие гнойного воспаления, к тому же он способствует более быстрому разрастанию клеточной ткани, благодаря чему ранка затянется быстрее.

2.

Тысячелистник обыкновенный5 лекарственных растений, которые могут заменить содержимое аптечкиНа латыни тысячелистник называется как Achilla. По преданию, именем Ахилла звали одного из героев Троянской войны, лечившего воинов соком тысячелистника. Растение содержит дубильные вещества, эфирные масла, органические кислоты, витамины С, К, каротин и ряд других веществ, благодаря чему его можно использовать как кровоостанавливающий, противомикробный, сосудорасширяющий, противовоспалительный и потогонный препарат. Из растения готовят настой, отвар, либо мазь. Для наружного применения достаточно взять 25-30 гр. тысячелистника залить стаканом кипятка и настоять в течение часа в термосе.Для внутреннего, в качестве кровоостанавливающего и противовоспалительного средства, 15-20 гр. травы тысячелистника и крапивы необходимо залить 1 стаканом кипятка, настоять в термосе в течение часа и процедить. Принимают по 1 ст. ложке 4-6 раз в день.

3.

Золотарник5 лекарственных растений, которые могут заменить содержимое аптечкиВ летний сезон его без труда можно найти в лесу или возле дорог. Растение содержит такие вещества, как сапонины, эфирное масло, алкалоиды, кофейная кислота, кверцитрин, флаваноиды, которые положительно воздействуют на организм и помогают бороться с рядом заболеваний. Растение обладает выраженным диуретическим, противоспалительным и антимикробным действием. Свежие листья можно измельчить в кашицу и использовать для лечения ран.Настой золотарника готовят так: 1 столовую ложку измельченного растения заливают 500 мл. кипятка и настаивают в течение 6–7 часов, после чего процеживают в чистую емкость и принимают по 30 мл. 3 раза в день. Также стоит помнить, что золотарник растение ядовитое, поэтому без особой нужды его лучше не принимать, а при приеме следует строго соблюдать дозировку.

4.

Желуди5 лекарственных растений, которые могут заменить содержимое аптечкиВ желудях содержится масса полезных веществ, а в сложное время его питательные свойства могут спасти от голода. Желуди обладают бактерицидным и обволакивающим действием. Плоды дуба испокон веков применяли при лечении зубной боли и десен, при отравлениях и просто расстройствах желудка, при лечении заболеваний мочеполовой системы. При расстройствах желудка готовят настой желудей, состоящий из 1 ч.л. измельченного сырья, заваренного стаканом кипятка. Смесь остужают, процеживают и принимают по 1/2 стакана 3 раза в день. Этот же настой можно использовать для полоскания рта.

5.

Листья ежевики5 лекарственных растений, которые могут заменить содержимое аптечкиВ листьях этого растения содержатся дубильные и минеральные вещества, витамин С и аминокислоты. Настой из листьев оказывает противовоспалительное, ранозаживляющее, мочегонное и потогонное действие. С помощью него можно лечить экзему и воспаления кожи, ангину, стоматит и диарею. При расстройстве желудка две чайные ложки подсушенных листьев настаивают в кружке горячей воды в течение 1-2 часов, затем процеживают и пьют по 1/2 стакана 3—4 раза в день за 20 минут до еды. К ранам и нарывам следует прикладываться измельченную кашицу из свежих листьев.

Полезное Июль 7, 2015 1 562 просмотра

wpDiscuz

zefirka.net

Пять полезных лекарственных растений

Пять полезных лекарственных растений

О пользе лекарственных растений знают все, и действительно они полезны благодаря позитивному влиянию на здоровье и эффективную борьбу со многими болезнями. Пять полезных лекарственных растений для здоровья, которые окажут хорошее воздействие на организм.

Акация белая

Белая акация происходит из Северной Америки. Белую акацию применяют при гастритах и язве желудка. Отвар и спиртовую настойку можно применять при повышенной кислотности, язве желудка, и двенадцатиперстной кишки. При болезнях мочевой системы используют отвар, на основе белой акации, корня солодки, толокнянки, цветков пижмы. Настойка спиртовая в основу которой входит белая акация очень позитивно действует на нервную систему, снимает головные боли, тревогу бессонницу, применяется для лечения женских заболеваний. Для лечения молочницы используют отвары с акацией. Также при воспалительных процессах в придатках и матке можно использовать отвары на основе акации. На 1 ст.л. акации нужно взять стакан кипятка залить и настоять 10 минут. Принимать средство по 2 ст.л. перед едой 3 раза в день.

Алоэ

Алоэ знакомо многим, которое в высоту может достигать 4 метра. Родиной алоэ считается Южная Африка. Целебные свойства алоэ в том, что растения содержит ценные вещества, такие как антрагликозиды, наталоин, алоин, рабарберон, смолистые вещества. Алоэ применяют для лечения ожогов и болезней кожи. Сок алоэ используют для лечения гастритов, энтероколитов, гастроэнтеритов. Смесь сока алоэ и железа очень эффективно помогает справиться с анемией. Также многие компоненты растения используют для лечения болезней глаз и женских заболеваний. Рецепт с алоэ при болях в желудке. Понадобиться 200 мл сока алоэ, 200 мл натурального виноградного вина и 100 г меда, все ингредиенты соедините и перемешайте. Дайте настояться в течение 5 дней в темном месте. Принимайте средство перед едой по 1 ст.л. 3 раза в день. Рецепт с алоэ при эрозии шейки матки. Понадобиться сок алоэ и ватно-марлевый тампон. Тампон смочите в соке алоэ и введите во влагалище на ночь. Проделывайте процедуру 10 дней.

Аир болотный

Растение под названием аир болотный это многолетнее травянистое растение которое достигает в высоту около 1.2 метра. Пик цветения приходится на май июль. Родина аира болотного Южная Азия. Встретить растение можно у прудов, ручьев, болотистых мест. Аир содержит много полезных компонентов, гликозиды, дубильные вещества, аскорбиновую кислоту, эфирные масла и многое другое. Для приготовления лекарств используют не только листья, но цветы и корни. Средства на основе аира используют для лечения болезней печени, желчного пузыря, нервной системы, также растение эффективно при ревматизме и туберкулезе. Также отвары с аиром применяют для лечения болезней желудка, при женских заболеваниях, при выпадении волос, аир тоже окажется полезным.

Абрикос

Абрикос известен многим, его плоды полезны и аппетитны. Абрикос обладает многими целебными свойствами. В плодах содержится сахароза, яблочная, лимонная, винная кислота, минеральные соли, пектин. В ядрах содержится белок и масло. Благодаря высокому содержанию калия и железа абрикосы применяют для лечения больных анемией, как в свежем, так и сушеном виде. Больным, которые страдают сердечно–сосудистыми заболеваниями показана специальная диета, и абрикосы можно смело вносить в список продуктов, поскольку плод содержит много калия, который необходим сердечникам.

Сирень обыкновенная

Сирень широко распространена и имеет много видов около шестисот. При высокой температуре помогает настой сирени. На 1 ст.л. листиков сирени понадобится стакан кипятка, принимайте средство 3 раза в день. Для выведения солей используют отвар сирени. Нужно взять 2 ст.л. цветов сирени и залить литром кипятка в термосе. Применяйте отвар 3 раза в день до еды по 50 мл. При ревматизме помогает спиртовой настой сирени. На литр водки возьмите 300 г цветков сирени. Замочите цветы на 10 дней и держите в темном месте. Втирайте средство в больные места и укутывайте.

Кроме пяти полезных лекарственных растений, которые мы обсудили, в природе существует бесчисленное количество нужных растений, которые помогают справляться с недугами.

narodnayamedicyna.ru

5.1. Лечебные растения в жизни человека. Огород у вас дома

5.1. Лечебные растения в жизни человека

В Древней Греции, когда заболевал человек, больного выносили на улицу. У каждого прохожего спрашивали, не болел ли он такой болезнью и какими травами смог излечиться. К IV веку до н. э. относятся первые упоминания о выращивании лекарственных растений. Сейчас, когда уже многие целебные травы и их свойства изучены, можно смело разводить «зеленую аптеку» дома.

Исходя из сложившихся стереотипов, люди в большей степени предпочитают гомеопатические препараты (на основе трав), чем химические соединения. Потребителю кажется, что травы лучше справляются с поставленной задачей, восстанавливают и защищают организм. Действительно, лекарства почти не обходятся без растительных составляющих. Лекарственные травы можно использовать как сырье в нескольких случаях:

– для промышленной выработки чистых активных веществ. Предприниматели получают такие вещества, синтез которых пока экономически неэффективен. Они не применяются в чистом виде, а используются фармацевтами как сырье для создания препаратов с ярко выраженным терапевтическим действием;

– для получения эфирных, водных и спиртовых настоек, лечебных порошков и соков;

– для создания чайных сборов (для похудения, стимулирования иммунитета, противовирусного). Главное достоинство сборов в том, что лекарства действуют комплексно;

– как модель для разработки нового вида лекарственного препарата, в лабораторных исследованиях. Путем взаимодействия с различными химическими соединениями определяется эффективность лекарственного растения.

Самая распространенная форма использования растения – в высушенном виде: листья, плоды, корни или порошок. При комнатном выращивании человек сможет извлечь всю пользу из свежего комнатного растения. Достаточно добавить к заварке один лист мяты, чтобы придать чаю изысканный аромат и тонкий вкус. Некоторые виды лечебных цветов можно выращивать в тесной компании (рис. 8), как они растут в природе, совершенно не мешая друг другу.

Рис. 8. Выращивание лекарственных растений

Для того чтобы заняться профессиональным выращиванием «фитопилюль», необходимо прежде обзавестись энциклопедией лекарственных трав и растений. Основные преимущества разведения «зеленой аптеки» на подоконнике заключаются в следующем:

– в случае проявления недуга под рукой всегда есть полезный лист или корень, который может послужить эффективным лекарством;

– лекарственные растения, подобно декоративным, могут также играть роль «живого» зеленого украшения на домашнем подоконнике;

– экономия средств на покупке лекарств;

– простота в уходе и непривередливость культур;

– продолжительный период жизни растений. Стоит быть внимательными при выборе грунта для будущей аптеки, ведь лекарственные растения по своей сути имеют разное происхождение (болотное, озерное, лесное, пустынное и т. д.), а следовательно, и почва для них тоже должна подбираться индивидуально.

В последующих параграфах будут детально рассмотрены самые распространенные виды лекарственных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

garden.wikireading.ru

5 лекарственных комнатных растений

Герань

Хотя имеет резкий (кого-то даже отталкивающий) запах, на самом-то деле несет в себе огромную пользу. Аромат герани поможет избавиться от мигреней, очистит дыхание и снизит болезненность при бронхите. Обеспечит дезинфекцию слизистых в ушах, носоглотке, ротовой полости. Великолепно снижает боль при обострениях подагры, ревматизма, последствий мышечных травм. Избавит от бессонницы и ряда неврологических проблем.

Противопоказания: возраст за 50 лет, беременность. Рекомендуется проявлять осторожность, тестировать на реакцию прежде, чем решитесь завести герань у себя на подоконнике.

Фикус

Есть мнение, что фикус относится к растениям скорей вредным, чем полезным. В действительности же лекарственные свойства фикуса гораздо более явно выражены, и о них следует знать. Сок листьев фикуса помогает выводить бородавки и папилломы; вылечить трахеит, бронхит, риниты; устранить боли при радикулите и остеохондрозе; избавиться от расстройств ЖКТ.

Гибискус

Цветом мало того что красив, но еще и влиятелен против заболеваний пищеварительной системы. Прекрасно лечит гастриты, нарушения работы печени и кишечника. Для лечебных целей приготавливают отвары и настои.

Каланхоэ

В народе не зря получило название «дерево жизни». Дело в том, что у этого растения широкий спектр применения и высокая эффективность. Быстро затягивает раны, регенерирует кожу при повреждениях (ушибы, ожоги, укусы насекомых, микробные воспаления).

Очень легко приготавливать целебные средства: турунды, компрессы, ватные тампоны, кашицу или просто наспех выдавленный сок. Растение прекрасно вылечивает стоматиты, риниты. Помогает при тонзиллите, гайморите, легко сведет чирей (ускорит прорыв гнойного очага, а затем бесследно затянет кожу), устраняет угревую сыпь.

Мята

Прекрасное успокоительное средство. Балансирует нервную систему. Обладает антибактериальной способностью. Лечит от простуды в виде чая. Также полощите горло при ларингите и фарингите, ротовую полость при стоматите и гингивите. Измельченную мяту рекомендуется добавлять в состав масок с омолаживающим эффектом.

metaphysican.com

Общие сведения о применении лекарственных растений в народной медицине

Михаил Носаль, Иван Михайлович Носаль

 

 

  Ч а с т ь   I

 

 

 

5. Общие сведения о способах использования и дозировках лечебных растений,         применяемых в народе.

 

 

     В народе замечено, что действие одного и того же растения на организм

может быть неодинаковым и зависит от особенностей организма. В то же время

замечено, что каждое растение обладает своими  особенностями  действия  на

различные органы или  функции  их.  Кроме  того,  в  народе  считают,  что

действие одного растения менее эффективно, чем при  соединении  нескольких

растений, взятых из одной и той же группы их.

 

     Этим можно объяснить то обстоятельство, что всюду, где дело  касается

борьбы с упорным и продолжительным страданием, народ применяет смеси  трав

и   небезрезультатно.   Считают   это   необходимым   при    заболеваниях,

сопутствующих главному недугу (осложненных  заболеваниях).  Речь  идет  не

только о разных действующих началах в разных растениях, а  и  о  том,  что

действующие начала одного растения  освобождаются  для  своей  работы  или

стимулируются  какими-то  веществами  другого   растения,   по   сути   не

являющегося,  может  быть,  непосредственно  лекарственным.  При   сложных

заболеваниях эффект лечения  решает  не  одно  растительное  лекарство,  а

взаимодействие  их.   Это   безусловно   надо   учитывать   при   изучении

эффективности применения народных лекарственных растений. Взаимодействия в

организме лечебных начал лекарственных растений очень сложны, но  изучение

их - безусловно благодарная задача.

 

     Лекарственные  растения  применяются  в  народе  как  внутрь,  так  и

наружно.

 

     В н у т р ь  в в о д я т  р а с т е н  и  я.  1)  В  виде  выжатого  из

растения сока, 2) отваров из растений, 3) вытяжек из корней, коры, семян и

плодов с помощью воды, вина, водки, спирта  и  4)  порошка  из  высушенных

частей растений.

 

     Н а р у ж  н  о.  В  виде  ванн,  клизм,  обворачиваний  в  простыню,

намоченную  в  отваре  из  лекарственных  растений,   в   виде   примочек,

компрессов, прикладываний частей растения и пасты из них к больным  местам

и т.П.

 

     Д о з и р о в к а  л е к а р с т в е н н ы х  р а с т е н и й. Народная

практика показывает, что наиболее часто встречающаяся  и,  можно  считать,

самая подходящая и  хорошая  общая  доза  для  применения  внутрь  -  одна

столовая ложка "с верхом" мелко изрезанного растения или смеси  на  стакан

кипятка или четыре столовых ложки "с верхом" на литр кипятка.  Особенности

дозировок отдельных растений  будут  даны  при  изложении  соответствующих

материалов.

 

     Исходя из народной, а в связи с  этим  и  личной  практики,  остается

сделать еще несколько пояснений о том, как приготовляются отвары и  напары

из трав и когда именно делать отвары, а когда напары.

 

     Если смеси содержат кору, корни, клубни, семена, ягоды,  древесину  и

листья толокнянки, тогда в большинстве случаев готовят отвары, в остальных

случаях - напары. Корни окопника и ягоды шиповника не подлежат  отвару,  а

поэтому, приготовляя  смесь  для  отвара,  нельзя  туда  класть  указанные

компоненты. Действующие вещества, заключенные в корне окопника, и витамины

в ягодах шиповника разрушаются при кипячении.

 

     П р и г о т о в л е н и е  о т в а р а. Четыре столовых  ложки  смеси,

каждая ложка с верхом, насыпают  в  полторалитровую  посуду  (лучше  всего

глиняную, а не металлическую - это важно во избежание реакции с металлом),

заливают литром сырой воды, размешивают, накрывают крышкой и оставляют  на

ночь при комнатной температуре, чтобы зелье намокло. Делают это с  вечера.

Утром смесь ставят на огонь и, когда закипит, -  продолжают  кипятить  под

крышкой 5-7 минут. Снимают с огня, оставляют накрытой  на  полчаса,  затем

процеживают через чистенькую тряпочку и  отжимают.  Зелье  выбрасывают,  а

отвар, если охладится, подогревают и пьют. Натощак горячим выпивают  целый

стакан, а остальное выпивают в течение дня в четыре приема,  каждый  прием

через час после еды. И так  поступают  во  все  время  лечения,  ежедневно

приготовляя свежий отвар. При закисании отвара к концу дня (летом) готовят

меньшие порции его, на два, примерно, приема.

 

     Н а п а р. Приготовляют почти так же. Разница лишь в том,  что  зелье

заливают кипятком и целую ночь парят в  духовке  (постепенно  остывающей).

Утром процеживают, подогревают и принимают также, как и отвар.

     Это наиболее общепринятые в народе способы  приготовления  отваров  и

напаров.

 

     В каждом лекарственном растении  в  подавляющем  большинстве  случаев

содержится  очень  малая  частица  действующего  вещества   или   веществ,

количество которых нельзя пока практически  ни  увеличить,  ни  уменьшить.

Поэтому,   пользуясь   лечебными   растениями,   мы   принимаем   с   ними

микроскопическую долю того вещества, которое оказывает лечебное  действие.

Врач дозу лекарства  или  увеличивает,  или  уменьшает  в  зависимости  от

характера и тяжести болезни или по другим соображениям.  С  лекарственными

растениями, пока их действующие начала не научились выделять, этого нельзя

сделать. Поэтому в народе лечатся растениями в большинстве  случаев  очень

долго, и практика показывает, что чем  дольше  лечиться  ими,  тем  лучше.

Например, при некоторых болезнях (длительные язвенные процессы в  желудке,

запущенные экземы) лечатся растениями много месяцев,  делая  через  каждые

два месяца перерыв на 14 дней. Чем продолжительнее лечение растениями, тем

больше необходимым становится  определенный  режим,  как-то:  Движение  на

свежем воздухе, пребывание в сосновом  лесу,  ванны,  солнце  и  пр.  Пищу

рекомендуют не столько сытную, сколько удобоваримую, с исключением из  нее

алкоголя и всяких пряностей.

 

libanomaly.ru

Урок по естествознанию на тему "Лекарственные растения" (5 класс)

Предмет: Естествознание

Класс: 5

Учитель: Нахапетян К.С.

Тема урока: Лекарственные растения.

Цель:

Обучающая: Расширять знания, полученные на уроках естествознания; формирование знаний учащихся о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком; сформировать представления у учащихся о правилах сбора лекарственных растений; формировать умения сравнивать и обобщать; расширять словарный запас учащихся.

Развивающая: Развивать познавательную активность детей; формировать навыки по сбору лекарственных растений; развивать память, внимание, образное мышление.

Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, и заботливое отношение к своему здоровью.

Тип урока: Комбинированный.

Форма работы: Коллективная.

Вид урока: Урок-презентация.

Методы: словестный, объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, частично – поисковый.

Оборудование:

- Учебник «Естествознание 5 класс» В.Ш. Абдиманапов;

- Мультимедийная презентация «Лекарственные растения»;

- Таблица «Лекарственные растения».

I. Организационный момент (2 мин): приветствие, проверка отсутствующих.

Здравствуйте, ребята! Я рада сегодня встретиться с вами. Я думаю, наша совместная работа будет интересной, и мы добьёмся хороших результатов.

II. Повторение и проверка пройденного материала (12 мин):

Учитель:

- Вспомните, что мы изучали на прошлых уроках? (растения)

- Ребята, на какие группы мы делили все растения? (дикорастущие и культурные; уличные и комнатные; однолетние и многолетние)

- А на какие группы делятся растения по внешнему виду? (деревья, кустарники, травы)

Задание: верно ли суждение. Ребята, а сейчас послушайте меня и определите, правильно я говорю, или нет.

- Я считаю, что береза – это дерево. (верно)

- Я считаю, что крыжовник – это дерево. (не верно)

- Я считаю, что подорожник – это куст. (не верно)

Учитель: Молодцы, всё правильно ответили.

- Вы согласны, что эти растения сильно отличаются друг от друга по внешнему виду? (да)

- Как вы думаете, есть у них что-то общее? (да – части растения)

- Назовите части растений (корень, стебель, листья, цветы, плоды).

Задание: Соедините стрелочками правильные ответы:

Корень

Стебель

Листья

Цветы и плоды

Вода и питательные вещества поступают во все части растения

Растения дышат

Растения размножаются

Растение получает питательные вещества

- Как вы думаете, растение может прожить без какой-нибудь части? (нет)

- А почему?

- Если вокруг плохая природа, мало воды и питательных веществ, что произойдет с растением?

- А мы сможем жить в загрязненной окружающей среде? (нет, заболеем)

А теперь небольшая проверочная работа в виде открытых тестов:

  1. Сколько видов растений насчитывает растительный мир нашей планеты, и сколько видов растений произрастает в Казахстане? (около 500 тыс. видов, около 6 тыс. видов)

  2. Какую окраску имеют растения, и от чего она зависит? (в основном зеленую, из-за красящего вещества хлорофилла)

  3. На какие два подцарства делится царство растений? Приведите примеры. (низшие – водоросли, и высшие растения – мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

  4. Приведите примеры цветковых растений. (подсолнух, одуванчик, ромашка, пижма, яблоня, кактус, тополь, пальма, тюльпаны и т.д.)

  5. Приведите примеры хвойных растений. (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница, секвойя, и т.д.)

  6. Для чего человек выращивает комнатные цветы? (красота, украшение жилища, приятные ароматы)

  7. Приведите примеры комнатных растений. (пеларгония, фуксия, мимулюс, орхидея, бегония, алоэ, каланхоэ и т.д.)

  8. Каково значение растений в природе и жизни человека? (кислород, очищают воздух от пыли и вредных газов, продукты питания, сырье для промышленности и лекарств, топливо и т.д.)

Далее ученики меняются своими листочками, взаимопроверка, выставляют друг другу оценки. 8-7 – оценка «5», 6-5 – оценка «4», меньше 4 правильных ответов – оценка «3».

III. Изучение нового материала (25 мин):

Учитель:

Послушайте стихотворение:

Если кто-то простудился,

Голова болит, живот.

Значит, надо подлечиться,

Значит в путь – на огород.

С грядки мы возьмём микстуру,

За таблеткой сходим в сад.

Быстро вылечим простуду.

Снова будешь жизни рад.

Одуванчик, подорожник,

Василёк, шалфей и мята.

Вот «зелёная аптека»

Помогает вам, ребята!

- О чем это стихотворение? (отвечают)

- Названия каких растений вы услышали? (отвечают)

- Чем вы лечитесь, когда болеете? (Лекарствами)

- А чем можно лечиться еще, кроме таблеток и сиропов? (Лекарственными растениями).

Правильно, тема сегодняшнего урока: «Лекарственные растения». Постановка целей урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Эпиграфом к уроку послужат такие слова:

«ЕСТЬ В ТРАВАХ И ЦВЕТАХ ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ СИЛА

ДЛЯ ВСЕХ, УМЕЮЩИХ ИХ ТАЙНУ РАЗГАДАТЬ»

В. Рождественский.

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ - растения, являющиеся источником получения лекарственного сырья и лекарственных средств. (записывают в тетрадь)

                                                           

Рассказ учителя: известно предание, повествующее о том, как древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из леса, Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». И  действительно, даже любой сорняк – это растение, достоинство, которого ещё не раскрыто.

Использовать полезные свойства растений люди начали с древнейших времен. Они заметили, что некоторые растения помогают при болезнях. Настои, отвары, мази, приготовленные из этих растений, заживляли раны, улучшали самочувствие больных. Такие растения стали называть лекарственными.

Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений. Лекарственные растения издавна используют для профилактики и лечения многих заболеваний.

Целебные свойства лекарственных растений обусловлены активными веществами, которые образуются в растениях. Именно они наиболее ценны, хотя и содержатся в растениях в минимальных количествах, эти вещества помогают справиться больному организму с недугом.

Сегодня мы с вами поговорим о тех лекарственных растениях, которые встречаются нам практически на каждом шагу и которые могут служить нам средством первой помощи.

- Ребята, как вы думаете легко собирать лекарственные растения? (трудно)

- Почему?

Вот и нам с вами сегодня придется потрудиться, чтобы собрать букет лекарственных растений. Сейчас мы отправимся в путешествие в «Зелёную аптеку».

- Ребята, как вы думаете, есть ли какие-нибудь правила для сбора лекарственных растений? (да)

Правильно, есть такие правила, давайте познакомимся с ними.

«Правила сбора лекарственных растений».

  1. Если лекарственное растение занесено в Красную книгу, то рвать его нельзя.

  2. Нельзя рвать все растения, часть их нужно оставлять в природе, чтобы лекарственные растения полностью не исчезли в этом месте.

  3. Собирать их нужно так, чтобы не навредить другим растениям или животным.

  4. Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных и железных дорог, в городах с загрязненным воздухом. Вредные вещества проникают в растения, делая их не целебными, а опасными.

  5. Собирать нужно только те растения, которые ты хорошо знаешь, умеешь отличать от других, похожих видов.

  6. Сбор лекарственных растений необходимо проводить только в хорошую погоду.

  7. Нельзя складывать в одну корзину одновременно несколько растений разного вида.

  8. Большое количество лекарственных растений нельзя сушить на солнце, так как при этом разрушаются полезные для человека вещества.

(Учащиеся читают правила).

Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть также привлекательно, как и самые безобидные представители лекарственной флоры, поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача. Да и знать их надо в “лицо”. А знакомиться заранее удобно по рисункам, фотографиям, гербарию.

Физкультминутка: Игра «Деревья, кустарники, травы».

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводят в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия животных, не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. Можно варьировать скорость игры, от медленной, до быстрой. Первые действия ведущий выполняет вместе с детьми. Исходное положение – стоя у парты.

Колокольчик, сирень, тополь, малина, одуванчик, МЕДВЕДЬ, сосна, астра, липа, незабудка, крыжовник, земляника, дуб, огурец, смородина, подснежник, КОШКА, берёза.

- Какие слова лишние, почему?

Хорошо, ребята, мы с вами познакомились с правилами сбора лекарственных растений. Чтобы нам легче было запомнить все лекарственные растения, я предлагаю вам заполнять таблицу:

(таблица выводится на слайд, дети заполняют в тетради)

Лекарственное

растение

Какую часть используют

Лечебное

свойство

1.

2.

3.

4.

5.

Но чтобы собрать лекарственные растения вам надо будет отгадывать ребусы. И так, начнем (см. презентацию):

1. Крапива

Сообщение о крапиве: Крапива известна и как пищевое растение. Из ее листьев готовят салаты, супы. Она укрепляет волосы. Используют в изготовлении лекарственных препаратов листья и корни растения. Крапива – содержит витамины, применяется при воспалениях, при заболеваниях крови, суставов, печени.

(Запись в таблицу)

2. Ромашка

Сообщение о ромашке: Ромашки — это маленькие солнышки. Отвар из цветков ромашки улучшает пищеварение, выводит из организма болезнетворные микробы, ускоряет заживление ран, помогает при простудных заболеваниях - настоем цветов ромашки поласкают рот и горло при ангине.

(Запись в таблицу)

3. Зверобой

Сообщение о зверобое: Зверобой - это растение с ярко-жёлтыми цветками и приятным запахом. Трава зверобой издавна в народе считалась одной из главных врачебных трав, излечивающей 99 болезней. Растёт он повсюду, зацветает в июне-августе. Именно в это время и собирают цветущие верхушки со стеблем, длиной 25-30 см. Настой зверобоя применяют для укрепления десен, для снижения различных воспалений, для улучшения работы желудка. 

(Запись в таблицу)

4. Подорожник

Сообщение о подорожнике: Подорожник многолетнее растение, неприхотливое, прорастает в основном около тропинок и дорог, из-за чего и получил свое название. Листья подорожника останавливают кровотечение, заживляют раны, снимает воспаление глаз и зубную боль.

(Запись в таблицу)

5. Малина

Сообщение о малине: Малина – это кустарник. Малина содержит в ягодах очень много витаминов. Её применяют для профилактики разных болезней. Всем известно полезное свойство малины при простудных заболеваниях понижать температуру. Ягоды выводят плохие вещества из организма. 

Малину добавляют в чай, такой чай рекомендуется пить во время простуды. Заваривать малину нужно не дольше трех минут и обязательно крутым кипятком, так как в теплой воде ягода потеряет больше полезных свойств.

(Запись в таблицу)

6. Берёза

Сообщение о березе: Береза – красивейшее дерево. В лечебных целях используется кора и почки, березовые листья, сок и смола. Березовый сок, собранный ранней весной, очень полезен: он обладает общеукрепляющим действием. Отвар из березовых почек – отхаркивающее, противовоспалительное и противовирусное действие, а также используется для кровоочищения. Березовые веники.

(Запись в таблицу)

Вывод:

- Молодцы ребята, я вижу, вы собрали много лекарственных трав и знаете их лечебные свойства.

- Я думаю, что все это вам пригодиться, если вдруг вы заболеете. Но, лучше, не болейте.

Я не степью хожу,

Я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее

Травяной картотеке.

Беспредельная степь,

Бесконечная степь,

Ты, природой написанный,

мудрый рецепт.

Как вы понимаете эти строки поэта С. Кирсанова?

Вы знаете, что большую часть лекарственных растений составляют дикорастущие растения. Их широкое применение заставляет задуматься об ответственности каждого из нас за сохранность природных богатств. Запасы лекарственных растений не безграничны, и использовать их нужно бережно, чтобы хватило не только нам, но и будущим поколениям.

Помните:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветов,

Если все, и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

IV. Закрепление материала (5 мин):

1. Ситуации:

- Мальчика Ваня заболел ангиной, какое лекарственное растение может ему помочь? (ромашка)

- Маленькая девочка Таня играла на улице, забегалась и упала, разбила колено, какое лекарственное растение сможет ей помочь? (подорожник)

- Оля гуляла без шапки в холодную погоду и простудилась, какое лекарственное растение может ей помочь? (малина)

2. Выбери номера правильных ответов (устно, работа со всем классом):

1. Какие лекарственные растения собирать?

а) собирай все растения подряд - дома разберешься;

б) собирай только те растения, которые хорошо знаешь;

в) лучше собирать растения уже с сухими листьями и стеблями;

г) следи, чтобы на растении не было пыли и грязи, не было больных и поврежденных листьев.

2. Где собирать лекарственные растения?

а) лучше собирать около дом, чтобы было недалеко нести;

б) собирай около дороги, это сократит время;

в) собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много;

г) собирая растения нужно помнить, что у каждого есть свое местообитания .

3.Когда собирать лекарственные растения?

а) собирай растения в дождливую погоду;

б) растения в сухую погоду;

в) все нужные растения лучше собрать в один день;

г) для каждого вида растения существуют свои сроки сбора.

4. Как собирать лекарственные растения?

а) собирай лекарственные растения все до единого.

б) собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян, чтобы растения могли в дальнейшем размножаться;

в) собирай все растение целиком;

г) собирай только ту часть растения, которая необходима для использования в лечебных целях;

д) складывай все растения в одну тару;

е) разные виды растений собирай в разную тару.

5. Как правильно сушить лекарственные растения?

а) начинать сушить растения нужно в день сбора;

б) суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай;

в) избегай прямого попадания солнечного света;

г) не надо торопиться с сушкой растений, пусть они полежат день два;

г) быстрее растения высушить в печке или на солнце.

3. Игра «Зеленый клубок»

Учащиеся передают друг другу зеленый клубок (мячик) называя лекарственные растения, последнее растение называет учитель.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

V. Подведение итогов (5 мин):

Комментарии учителя о работе учащихся на уроке.

Объявление оценок за урок.

Рефлексия: Продолжите предложения, выбрав начало словами:    

-  «Я узнал…»

-  «Мне понравилось…»

- «Мне было трудно…»

- «Я хочу узнать…»

VI. Домашнее задание (1 мин): Параграф 48. Продолжить заполнение таблицы – записать ещё четыре лекарственных растения.

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта