3 классификация растений. 3)Клиническая классификация растений, опасных для здоровья:

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Раздел 3. Классификация растений (6 часов). 3 классификация растений


Лекция № 3. Растения, их классификация, классы и типы.

Услышав звонок, Тиффани Дюрансе была еще в учительской. Ей пришлось быстро собираться и бежать в класс. Зайдя в класс, ей стало стыдно, что она опоздала. Поэтому, Тиффани решила по быстрее начать лекцию. - Приветствую, Вас, вновь на моей лекции. Сегодня опять будет большая лекция, где придется много и быстро записывать. На этой лекции вы узнаете о классификациях, классах и типах растений. Определенной классификации нет, по этому поводу постоянно ведутся споры. Итак, запишем. Класс – это система видов, схожих между собой биологически. Это понятие не связано с магической составляющей растений. Оно берет во внимание лишь строение растения. История возникновения разделения растений на классы в магической науке произошло потому же, что и у магглов. Стало просто слишком много различных названий растений, чтобы их можно было адекватно изучать. Систематичности не было. Первую классификацию предложил Жерард Ванкертон, француз, живший в 18 веке. Он многое взял из маггловской классификации. 1. Водоросли. 2. Грибы. 3. Низшие растения. 4. Высшие растения. Далее в 19 веке появилась другая классификация, которая была уже более магической. Основоположником данной классификации была Беамонт Марджори Бэнкс. Ее классификация: 1. Водные: 1.1 Магические подводные. 1.2 Не магические подводные. 1.3 Магические наводные. 1.4 Не магические наводные. 2. Наземные. 2.1 Магические наземные. 2.2 Не магические наземные. 2.3 Магические воздушные (это те, которые не требуют почвы, а растут на камнях, либо же на других растениях). 2.3 Не магические воздушные. После предложенной ей классификации, было много споров насчет того: какая же классификация наиболее правильная? В начале 20-ого века Франко Рапполо была предложена классификация, которая наиболее распространено сейчас используется. 1. Водоросли. 2. Грибные. 3. Травяные. 4. Кустообразные. 5. Древесные. Продолжив свои исследования в систематизации растений Рапполо был предложен и тип. Тип – это классификационная единица, которая характеризует качество, интенсивность и особенности магических свойств растений. Если где отстаете, вы мне говорите, я буду повторять. 

Повесила новый плакат, работу одной из учениц - Lia Smith

И тут, девочка со второй парты подняла руку и попросила повторить понятие тип. Профессор повторила и проследила, чтобы в этот раз точно все записали. - Продолжаем... Магическая энергия, которую выделяет растение, может быть более или менее интенсивна. Она находится в постоянном движении, образуя вокруг растения небольшое завихрение. Магическая энергия, выделяясь в процессе магического синтеза из растения, создает концентрационное кольцо, из которого позже рассеивается. Колец может быть несколько, это зависит от интенсивности выделяемой энергии. Концентрационное кольцо нужно затем, чтобы выделяемая энергия не рассеивалась. При помощи его магическая энергия собирается в пучки, и рассеивание происходит не так быстро. Типы магической энергии напрямую зависят от вида рассеивания магической энергии. Всего их три.

1. Круговой тип. Характеризуется низкой степенью рассеивания, что позволяет растению долго сохранять свои магические свойства. Эффективность применения стабильна, медленно падает. Это, как правило, растения с лечебными свойствами. 2. Радиальный тип. Характеризуется высокой степенью рассеивания, однако, повышенной интенсивностью магической энергии. Долго не хранится, эффективность применения после сбора начинает активно снижаться. Чаще это растения ядовитые.3. Спиральный тип. Соединяет в себе некоторые особенности первых двух типов. Рассеивается не так быстро, как радиальный тип, эффективность применения - разная. К нему может относиться разные виды растений. Кроме того, есть классификация растений по функциональному признаку. 1. Лечебные растения.2. Ядовитые, опасные растения.3. Магически-бытовые растения. Дюрансе оглядела класс, студенты казались уставшими. Многие уже стонали, что у них устали писать руки. Поэтому Дюрансе решила, что на сегодня достаточно. - Запишите домашнее задание, и

sites.google.com

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

— характерные признаки однодольных и двудольных растений;

— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;

— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

Учащиеся должны уметь:

— делать морфологическую характеристику растений;

— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

— работать с определительными карточками.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— различать объем и содержание понятий;

— различать родовое и видовое понятия;

— определять аспект классификации;

— осуществлять классификацию.

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— взаимосвязь растений с другими организмами;

— растительные сообщества и их типы;

— закономерности развития и смены растительных сообществ;

— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;

— определять растительные сообщества и их типы;

— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;

— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Резерв времени — 2 часа.

Примерное тематическое планирование.

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 часов, 1 час в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (13 часов)

Строение семян двудольных растений

Строение семян.

Лабораторная работа

Изучение строения семян двудольных растений

Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле» . Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа

Строение семян однодольных растений

Особенности строения семян однодольных растений

Лабораторная работа

Изучение строения семян однодольных растений

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

Виды корней. Типы корневых систем

Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Лабораторная работа

Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы

Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем

Строение корней

Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.

Лабораторная работа

Корневой чехлик и корневые волоски

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

Условия произрастания и видоизменения корней

Приспособления корней к условиям существования.

Видоизменения корней

Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.

Лабораторная работа

Строение почек. Расположение почек на стебле

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега

Внешнее строение листа

Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.

Лабораторная работа

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев

Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.

Лабораторные работы

Строение кожицы листа

Клеточное строение листа

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», « мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», « ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты

Строение стебля. Многообразие стеблей

Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа

Внутреннее строение ветки дерева

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», « лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».

Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Видоизменение побегов

Строение и функции видоизмененных побегов. Лабораторная работа

Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Цветок и его строение

Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. Лабораторная работа

Изучение строения цветка

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», « чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты

Соцветия

Виды соцветий. Значение соцветий.

Лабораторная работа

Ознакомление с различными видами соцветий

Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

Плоды и их классификация

Строение плодов. Классификация плодов.

Лабораторная работа

Ознакомление с сухими и сочными плодами

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», « костянка», «орех», « зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы

Распространение плодов и семян

Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Минеральное питание растений

Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

Фотосинтез

Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

Дыхание растений

Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

Испарение воды растениями. Листопад

Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

Передвижение воды и питательных веществ в растении

Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.

Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.

Лабораторная работа

Передвижение веществ по побегу растения

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений

Прорастание семян

Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.

Лабораторная работа

Определение всхожести семян растений и их посев

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

Способы размножения растений

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

Размножение споровых растений

Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений

Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений

Размножение семенных растений

Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.

Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Способы вегетативного размножения.

Лабораторная работа

Вегетативное размножение комнатных растений

Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Систематика растений

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений

Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные

Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками

Семейства Пасленовые и Бобовые

Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые

Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам

Семейство Сложноцветные

Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные

Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные.

Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам

Важнейшие сельскохозяйственные растения

Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе

Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе

Развитие и смена растительных сообществ

Смена растительных сообществ. Типы растительности.

Экскурсия

Природное сообщество и человек

Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето

Итого 33 + 2 (резерв)

Содержание программы.

Биология. Животные

studfiles.net

3)Клиническая классификация растений, опасных для здоровья:

С атропиновым действием, Влияющие на ЦНС, Влияющие на ССС, С никотиноподобным действием, С раздражающим действием на кожу и слизистые, Влияющие на тканевое дыхание, Вызывающие поллинозы, Прочие растения

Растения, действующие на ССС:

Содержат сердечные гликозиды (кардиолиды), У детей отравления случайный, У взрослых – передозировка препаратов, содержащих сердечные гликозиды

  • Adonis vernalis

  • Digitalis sp.

  • Helleborus sp. (морозник)

  • Polygonatum odoratum (купена пахучая)

  • Convallaria majalis (даже вода от букетов опасна для детей)

  • Paris quadrifolia (вороньий глаз четырехлистный)

Гликозиды оказывают токсическое, наперстянкоподобное действие на ССС

Опаснее содержанием ядов!

Сапонины – сильно выраженное раздражающее действие на слиз. желудка и кишечника.

В СПб и Лен.обл. зарегистрированы случай смертельного исхода у детей.

Алкалоиды чемерицы понижают АД и вызывают брадикардию.

Высокие дозы, наоборот, повышают АД и возбуждают сосудодвигательный центр.

Летальная доза – 1 гр. свежего растения. При высушивании токсичность сохраняется.

4)Лентец широкий Diphillobothrium latum, а-стробила,б-сколекс,1-ботрии,с-зрел членники,2-розетковидн матка

Билет 21

1)Особенности строения растительных клеток. Осмотические свойства растительных и животных клеток.

Отличается от животной наличием жёсткой целлюлозопектиновой клеточной стенки(состоит из аморфного пластинчатого матрикса и прочной опорной фибриллярной системы), пластид (хромопласты,хлоропласты и лейкопласты) и вакуолей с клеточным соком.

Вакуоль – осмотическое пространство.Этот компартмент играет главную роль в поступлении воды в растительную клеткуи создании осмотически обусловленного тургорного давления

Растительная клетка представляет собой осмотическую систему. Пектоцеллюлозная оболочка хорошо проницаема как для воды, так и для растворенных веществ. Однако плазмалемма и тонопласт обладают избирательной проницаемостью, легко пропускают воду и менее проницаемы, а в некоторых случаях непроницаемы для растворенных веществ. В этом можно убедиться, рассмотрев явления плазмолиза и тургора. Если поместить клетку в раствор более высокой концентрации, чем в клетке, то под микроскопом видно, что цитоплазма отстает от клеточной оболочки. Это особенно хорошо проявляется на клетке с окрашенным клеточным соком. Клеточный сок остается внутри вакуоли, а между цитоплазмой и оболочкой образуется пространство, заполненное внешним раствором. Явление отставания цитоплазмы от клеточной оболочки получило на­звание плазмолиза. Плазмолиз происходит в результате того, что под влиянием более концентрированного внешнего раствора вода выходит из клетки (от своего большего химического потенциала к меньшему), тогда как растворенные вещества остаются в клетке. При помещении клеток в чистую воду или в слабо концентрированный раствор вода поступает в клетку. Количество воды в клетке увеличивается, объем вакуоли возрастает, клеточный сок давит на цитоплазму и прижимает ее к клеточной оболочке. Под влиянием внутреннего давления клеточная оболочка растягивается, в результате клетка переходит в напряженное состояние — тургор.

Осмотические свойства в животной клетке можно рассмотреть на примере эритроцитов.При помещении их в гипотонический раствор - они разбухают и их плазмолемма может не выдержать давления и лопнуть (гемолиз), в гипертонический - уменьшаются в объёме и сморщиваются(плазмолиз).

studfiles.net


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта