Как разобрать предложение по частям речи? Почему у растения такое название разбор предложения на части речи
Как разобрать предложение по частям речи?
В начальной школе дети знакомятся с правилами составления и разбора предложений. Одно из часто встречающихся заданий - разобрать предложение по частям речи. Для его выполнения достаточно над каждым словом в предложении сокращенно написать, к какой части речи оно относится. Но для того чтобы определить это, нужно, как минимум, знать, какие части речи бывают и как отличить одну от другой.
Части речи
В русском языке выделяют десять частей речи (в скобках приведены общепринятые сокращения), которые объединены в 3 группы: самостоятельные, служебные и междометия.
Самостоятельные части речи несут основную смысловую нагрузку в предложении и отвечают на соответствующие вопросы. К ним относятся:
- имя существительное (сущ., кто?, что?) - называет предметы;
- имя прилагательное (прил., какой?) - описывает предмет, давая понятие о его характеристиках;
- имя числительное (числ., какой по счету?, сколько?) - называет порядковый номер или количество;
- глагол (гл., что делать?) - выражает действие предмета. Дополнительно выделяют две глагольные формы - это причастие (прич., какой?) и деепричастие (дееприч., что делая?, что сделав?), которые выражают признак предмета по действию и дополнительное действие соответственно;
- местоимение (мест., кто?, что?) - указывает на предмет, но не называет его;
- наречие (нар., как? когда?, где? куда?, почему? и т.д.) - называет признаки действия, признаки предмета, указывают на время, место, цель и т.п.
Служебные части речи предназначены для связки самостоятельных частей речи в словосочетания и предложения, для создания сложных предложений и придания им различных оттенков. Это:
- предлог (пр.) - выражает зависимость между словами, указывают на положение в пространстве, времени;
- союз (с.) - служит для связки однородных членов предложения между собой и простых предложений в сложные, сложносочиненные и сложноподчиненные;
- частица (част.) - придаёт словам и предложениям различные оттенки значения.
Междометие (межд.) - часть речи, которую нельзя отнести ни к самостоятельны,ни к служебным, придает тексту эмоциональную окраску и выражает различные чувства и побуждения.
Разбор предложения на примере
Это лето выдалось жарким, поэтому дети дома не сидели; они много купались в речке, часто загорали на солнышке, лежа в траве, а по вечерам развлекались разными играми.
Теперь рассмотрим по порядку, какие части речи встречаются в этом предложении.
- это - указательное местоимение
- лето - существительное
- выдалось - глагол
- жарким - прилагательное
- поэтому - союз
- дети - существительное
- дома - существительное
- не - отрицательная частица
- сидели - глагол
- они - местоимение
- много - наречие
- купались - глагол
- в - предлог
- речке - существительное
- часто - наречие
- загорали - глагол
- на - предлог
- солнышке - существительное
- лежа - деепричастие
- в - предлог
- траве - существительное
- а - союз
- по - предлог
- вечерам - существительное
- развлекались - глагол
- разными - прилагательное
- играми - существительное
Мы разобрали части речи в данном предложении. Аналогично и следует делать в любом другом предложении, но не выписывать слова в столбик и писать напротив них части речи, а используя сокращения (см. в статье выше), аккуратно надписывать над каждым словом его часть речи.
Пусть изучение русского языка дается Вам легко!
elhow.ru
Разбор предложения по частям речи онлайн
Для начала разберемся с терминологией: для предложения существует только синтаксический разбор. В этом разборе указывается подлежащее, сказуемое и другие члены предложения. Указать часть речи можно только для слова. Тем не менее, в синтаксический разбор предложения часто входит задача указать часть речи для каждого слова. И есть сервисы, где можно ввести либо предложение целиком, либо по одному слову. И они дают вам информацию по частям речи для каждого слова.
Goldlit
В этом сервисе можно ввести предложение целиком и получить морфологический разбор каждого слова. В который, конечно же, входит и часть речи. Например:
Разбор GoldlitКак видите, обнаруженное слово ставится в начальную форму и для него указывается:
- Начальная форма.
- Часть речи.
- Грамматика – что тут указывается зависит от части речи.
- Формы слова.
Нас интересует часть речи. Но будьте внимательны сервис недостаточно умен, чтобы всегда корректно его определить. Например, частица «уж». В приведенном предложении это частица, а никакое не существительное «уж». Про ужей тут речи не идет. Так что результаты пословного разбора предложения надо перепроверять вручную. В этом смысле он ничуть не выигрывает у сервисов, где вводится одно слово. Если б он мог из контекста определить значение, то выигрывал бы, а так – нет. Так что обратите внимание обычные на онлайн-сервисы морфологического разбора, они работают также. У меня один такой сервис описан тоже дальше.
Возьмем другой пример, повествовательное предложение «Времени нет».
Что скажет нам Goldlit?
Начальная форма: ВРЕМЕНИТЬЧасть речи: глагол в личной формеГрамматика: второе лицо, действительный залог, единственное число, переходный, несовершенный вид, повелительное наклонение (императив)
То есть слово «времени» он понял как глагол «повремени». Что явно неправда. Дальше правда указывается второе значение:
Начальная форма: ВРЕМЯЧасть речи: существительноеГрамматика: единственное число, неодушевленное, родительный падеж, средний родФормы: время, времени, временем, времена, времён, временам, временами, временах
Это уже правильно, существительное. В общем будьте внимательны при использовании подобных сервисов.
Чтобы воспользоваться сервисом:
- Перейдите по адресу http://goldlit.ru/component/slog
- Введите предложение.
- Вы получите морфологический разбор каждого слова.
Викислово
Здесь вы можете указать только одно слово. При этом дополнительно вам скажут, каким членом предложения может быть это слово. Либо один вариант, либо, если их несколько, то так и пишут. Разбор слова «времени» выглядит примерно так же:
Разбор слова в ВикисловоMorphologyonline
Этот сервис мне нравится даже больше: дизайн чище, рекламы меньше, работает не хуже.
Чтобы воспользоваться:
- Перейдите на сайт http://morphologyonline.ru/
- Введите слово в пустое поле.
- Щелкните кнопку «Разобрать».
Вы получите разбор:
Разбор слова в MorphologyonlineЗдесь третьей строкой идет «Синтаксическая роль». Это то же самое, что «Член предложения» в сервисе Викислово.
А второй строкой идут «Морфологические признаки», которые в первом сервисы обозначены как «Грамматика». Тут они прописаны лучше, так как разделены на постоянные и непостоянные. Имеется в виду, что в зависимости от формы слова, какие-то признаки могут меняться, а какие-то нет. Например, существительное «время» всегда нарицательное, неодушевленное, среднего рода и 2 склонения. Это постоянные признаки. А падеж и число могут меняться в зависимости от формы слова: «нет времени», «дай время», «с давних времен». Тут родительный, дательный, снова родительный падеж. И единственное, снова единственное и множественное число. Какую форму слова «время» употребишь, такой падеж и число и будет. Потому это непостоянные признаки.
Морфологический vs Морфемный
Морфологический разбор слова следует отличать от морфемного. В морфемный разбор слова входит определение корня, суффикса, окончания, основы слова. Для морфемного разбора тоже есть много сервисов, они описаны тут.
Морфемный разбор словаСинтаксический разбор предложения
Если вам надо определить не только части речи всех слов предложения, но и разобрать предложение в целом: по цели высказывания, подчеркнуть члены предложения, то используйте шпаргалки, коих полно в интернете. Кое-где можно даже поупражняться онлайн. Сравнение подобный сервисов у меня тут.
Синтаксический разбор предложенияitlang.ru
Синтаксический разбор предложения
Просто о синтаксическом разборе предложения
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor - uchim.org
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое - какой формой глагола;
- составное глагольное - из чего оно состоит;
- составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.
Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.
Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.
В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.
Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.
По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.
Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения
Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):
uchim.org
34. Схема разбора имени существительного (морфологический разбор).
I. Часть речи. Общее значение.
II.Морфологические признаки
Начальная форма (в И.п., в ед.ч.).
Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевлённое или неодушевлённое;
в) род;
г) склонение.
3. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число.
III. Синтаксическая роль.
Разбирай имя существительное так:
Река протекает с севера на юг.
I. С севера –сущ.
II.1. Н. ф. –север,
2.а)нариц.;
б)неодуш.;
в) м.р.;
г) 2-е скл.
3. а) в Р.п.;
б) в ед.ч..
III. Протекает (откуда?) с севера.
35. Схема разбора имени прилагательного (морфологический разбор).
I. Часть речи. Общее значение.
II.Морфологические признаки
Начальная форма (в И.п., в ед.ч., в м.р.).
Постоянные признаки: (пока не знаешь)
3. Непостоянные признаки:
а) падеж;
б) число;
в) род (в ед.ч.)
III. Синтаксическая роль.
Разбирай имя прилагательное так:
На тонких ветках берёзки сверкал иней.
I.Тонких –прилаг.
II.1. Н. ф. – тонкий,
2. -
3. а) в П.п.;
б) во мн.ч..
III. На ветках (каких?) тонких.
36. Схема разбора глагола (морфологический разбор).
I. Часть речи.
II.Морфологические признаки
Начальная форма (неопределённая форма).
Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение.
3. Непостоянные признаки:
а) число;
б) время;
в) лицо (если есть),
г) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.
Разбирай глагол так:
Сгущаются сумерки.
I. Сгущаются – глаг.
II.1. Н. ф. – сгущаться,
2.а) несов. вид,
б) I спр.
3. а) во мн.ч..;
б) в наст.вр.,
в) в 3-м лице.
III. Сумерки (что делают?) сгущаются.
37. Разбор предложения по частям речи.
Выпиши предложение. Над словами сокращенно обозначь названия частей речи.
пр. прил. сущ. гл. прил.
Делай так: С высоких гор побежали звонкие
сущ.
ручейки.
Запомни:
Часть речи | Обозначает | Отвечает на вопросы | |
Имя существительное | Самостоятельные части речи | -конкретные предметы (дверь, окно), - живые существа (человек, птица, зверь), -явления природы (слякоть, снег, ветер), -события (праздник, поход), -процесс действия (бег, рост), -абстрактные понятия (доброта, дружба) | кто? что? |
Имя прилагательное | признак предмета | какой? какая? какое? какие? чей? | |
Глагол | действие предмета | что делает? что сделает? | |
Наречие | признак действия, другого признака | как? когда? где? почему? | |
Местоимение | предмет, признак | кто? что? какой? сколько? | |
Числительное | количество, порядок при счете | сколько? какой? какая? какое? какие? | |
Союз | Служебные части речи | связывает слова и предложения | - |
Предлог | связь с другими словами | - | |
Частица | дополнитель-ный смысл в предложении | - | |
Междодометие | выражает различные чувства | - |
studfiles.net